docgid.ru

Иконография сретения господня

Известно с V в. (мозаика церкви Санта-Мария Маджоре в Риме); через столетие - в первой четверти VI в., при императоре Юстине I, в Церкви устанавливается и торжественное празднование Сретения Господня во второй день февраля. Многофигурная композиция в церкви Санта-Мария Маджоре содержит персонажи, впоследствии не вошедшие в иконографическую схему Сретения: Деву Марию сопровождают ангелы, а рядом с Симеоном Богоприимцем изображены священники Иерусалимского Храма.


Сретение из Праздничного чина около 1341 г. главного иконостаса Софийского Собора в Новгороде. Был вывезен в Германию во время Великой Отечественной войны, возвращен в 1948 г. НГОМЗ.

Существуют иконы Сретения, где праведный Иосиф представлен без приносимой жертвы.

В развитой иконографической схеме Сретения кроме Богоматери, Богомладенца - Христа Еммануила, старца Симеона и праведного Иосифа присутствуют также пророчица Анна - дочь Фануилова, от колена Асирова, достигшая глубокой старости, прожив с мужем от девства своего семь лет, вдова лет восьмидесяти четырех, которая не отходила от храма, постом и молитвою служа Богу день и ночь (Лк. 2:36, 37).

Обратим внимание на то, что Анна - единственная женщина, названная в Новом Завете пророчицей, в отличие от Симеона Богоприимца не пришла в Храм специально для встречи с Сыном Божиим, а находилась в нем постоянно: существовал особый чин вдовиц, которые имели служение при Иерусалимском Храме. Поэтому на иконах Сретения пророчица Анна нередко стоит под сводами Храма.

К особенностям изображения Богомладенца Христа на иконах Сретения следует отнести то, что Его изображают как Христа Еммануила, благословляющего старца Симеона.

Он изображается не в пеленах, как на иконах Рождества Христова: обычно Он одет в короткую рубашку, не прикрывающую Его обнаженные ноги. По закону Моисееву, принесли Его в Иерусалим, чтобы представить пред Господа, как предписано в законе Господнем, чтобы всякий младенец мужеского пола, разверзающий ложесна, был посвящен Господу (Лк. 2:22-23). Но Симеон держит на руках не просто младенца мужеского пола - это Тот Законодатель, Которого пророк Моисей видел (прозревал во мраке) на Синае. Он стал Младенцем, повинующимся Закону, воплотившимся ради нашего спасения (см. 2-ю стихиру на «Господи, воззвах»). Бого-младенец - Христос Еммануил Самому Себе как Бог приносится (4-я стихира на «Господи, воззвах»).

Обратим внимание на то, как изображается на иконах Сретения Пресвятая Богородица: Она находится в молитвенном предстоянии пред Безначальным Словом Отчим. Добровольно принесенный Ею в Храм как сорокадневный Младенец - это Господь, пришедший в мир для спасения рода человеческого (на «Господи, воззвах» слава:).

Это молитвенное предстояние видно и тогда, когда Богородицу изображают с Младенцем, когда Она поднесла, но еще не передала Симеону Богоприимцу Его, Закон на горе Синайской установившего и повелению Закона повинующегося (2-я стихира на стиховне).

Взоры и Самой Пречистой Девы, и Ее Сына устремлены в Храм - или непосредственно на старца Симеона - святителя и праведника. Принимая Младенца в свои объятия, Симеон возрадовался, взывая: Бог есть Сей, Отцу Соприсносущный, и Избавитель душ наших (2-я стихира на стиховне).

Встреча Симеона Богоприимца произошла в Иерусалимском Храме (Лк. 2:27). На иконах Сретения о месте встречи напоминают такие детали как своды здания, стены, красная завеса, отделявшая вход в Святая Святых, и ступени - на них обычно изображают старца Симеона. На большинстве икон Сретения изображен также Престол.

Это будущая Этимасия - Престол уготованный; на нем еще нет орудий страстей, но это Престол Божий: Готов престол Твой оттоле, от века Ты eси (Пс. 92:2).

Иногда Престол помещен на втором плане, но более выразительным представляется размещение его между Пресвятой Девой и Симеоном Богоприимцем. Она уже отдала Своего Единородного Сына на будущие страдания;

Она услышала и в полной мере поняла слова Симеона: Се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, - и Тебе Самой оружие пройдет душу, -да откроются помышления многих сердец (Лк. 2:34-35) Как уместен здесь багряный цвет Престола! Единородный Сын Божий, избавляя земнородных от вечной погибели, даже до ада снизойдет, всем пленным подаст освобождение (канон, песнь 7-я).

Тема Престола Божия - а именно на него восходит сорокадневный Христос Еммануил - отражена и в такой существенной детали, как покрытые краем одежды руки Богоприимца: уже не старец держит Богомладенца Христа, но Он держит просящего отпущения Симеона (ср. припевы 9-й песни канона). Руки старца, смиренно покрытые краем одежды, образуют престол, который приготовлен Спасителю мира: Укрепитесь, ослабевшие от старости руки Симеона; поспешите, натруженные ноги старца, навстречу Христу! (канон, песнь 1-я). Доживший до глубокой старости праведный Симеон дождался исполнения своего чаяния: принял на свои руки Перворожденного Младенца Непорочной Девы, простирающего руку спасения Адаму (канон, песнь 3-я).

И вот уже Младенец - и не Младенец вовсе, а сорокадневный Царь, сидящий на престоле. Это Его видел Исайя: образно на престоле превознесенного Бога, от ангелов славы дориносимого, владычествующего светом незаходимым и миром (ирмос 5-й песни канона).

Иногда на иконе изображают Симеона Богоприимца, еще не принявшего Младенца Христа от Матери Его. Божественный старец, видя носимое руками Матери Слово, уразумел_ славу, явленную в древности пророку (Исайе), взывает: Радуйся, Чистая! Яко престол держишь Ты Бога! (ср. канон, песнь 5-я).


Сретение. Середина XV в. Государственный Русский музей (ГРМ), Санкт-Петербург.

На древнерусских иконах Сретения Господня бывает представлена различная иконографическая композиция - но как выразителен и исполнен глубокого духовного смысла каждый из дошедших до нашего времени шедевров!

Епископ Балашихинский Николай


Источник материала: журнал «Московские епархиальные ведомости», № 1, 2015 г.

Множество икон посвящено святым и пророкам. Но помимо них есть иконы, которые были написаны в честь праздников и событий. Икона «Сретение» - одна из таких.

Сретение Господне — великий двунадесятый праздник , который очень важен для верующих. Его значение настолько велико, что было решено написать икону в честь праздника и сделать ее символом торжества еще в древности — примерно во втором-третьем веке нашей эры, в разгар борьбы христианства и язычества.

История и описание иконы

История иконы — это история праздника Сретения. Началось все с Рождества Христова, после которого прошло 40 дней. По традиции древних евреев, первого мальчика в семье нужно было посвящать в веру на сороковой день от рождения. Для этого проводился специальный ритуал с жертвоприношением, на который Дева Мария и Иосиф принесли двух голубей.

Иногда на иконе изображаются голубок и горлица, которые в католицизме стали особым символом добра и света. Почти всегда на иконе есть сама Дева Мария, Иосиф, Симеон Богоприимец и Анна Пророчица, а также младенец Иисус. Образ отображает события того дня, когда Господь наш Иисус Христос принял древний обряд посвящения. Это был момент соединения двух величайших эпох. Именно с этой минуты и начался отсчет нашей эры. Это был горизонт, на котором встретились Ветхий и Новый Заветы. Это величайший момент в истории мира.

Принимал в веру и совершал обряд Симеон Богоприимец, который, по некоторым данным, прожил более двух столетий в ожидании младенца Христа, Мессии, который должен будет спасти мир. Пророчество исполнилось, как и было задумано Небесами и Отцом нашим Богом.

Сретение означает «встреча». Это величайшая встреча Бога в человеческом облике с миром. Эта икона полностью отражает суть праздника, его тайный смысл и всю мощь веры человеческой, поэтому многие священнослужители рекомендуют ее иметь в доме каждому христианину.

В чем помогает икона «Сретение Господне»

Образ «Сретение» — это уникальная икона, действие которой направлено на всестороннюю помощь верующему человеку. Это поистине чудотворный образ, наряду с другими иконами, посвященными двунадесятым праздникам. Она помогает практически во всем. Перед ней можно и даже нужно молиться каждый день. Она заменит любую другую икону такого типа. Ее можно повесить в любой комнате и использовать как молитвенную или оберегающую. Икона помогает людям видеть тайный смысл в любом событии, в любом действии других людей. Она наполняет душу верой и смыслом, ведь рядом с ней можно почувствовать некое божественное присутствие.

Молитва перед иконой

Читать можно любые молитвы, направленные к Богородице или Святой Троице, к Иисусу Христу. Это может быть «Отче наш» , «Живые помощи» , «Символ Веры» . Эти три самые главные молитвы — основа всему. Их должен знать каждый. Если вы хотите, то можете прочитать также специальную молитву ко дню Сретения:

«Господь наш, судьбу и замысел Отца Бога принявший, вечно будем мы рабами твоими недостойными, ибо не видим мы силы твоей без подсказок твоих. Дай нам знаний и мудрости, чтобы понять все, вокруг нас происходящее. Чтобы жизнь нашу направить по нужному пути, чтобы возлюбить твои заповеди и принять их за истину навеки. Заступница наша, Дева Мария, моли Бога о нас, о грешниках и о детях твоих непослушных. Не введи нас во искушение и помоги жизнь эту короткую прожить достойно, с улыбкой на лице, без скорби и уныния греховного. Да будет воля Божия на все времена, во имя Отца, и Сына, и Святого Духа, Аминь».

Где находится икона

Икона Сретения Господня есть во многих храмах. Этот образ наносится также на стены внутренние и внешние. Часто бывает так, что в храме есть икона Сретения. Встречается множество храмов, построенных в честь этого великого праздника, так что найти икону в каком-либо из них вам не составит труда.

День иконы «Сретение » — это непосредственно сам праздник 15 февраля. В этот день икона станет великолепным подарком близкому человеку или даже целой семье. Праздник этот является непереходящим, так что дата его не меняется. Иногда богослужение переносят на 14 число, но случается это крайне редко. Удачи вам, и не забывайте нажимать на кнопки и

15.02.2018 05:30

Сретение Господне - один из главных праздников православных христиан. В народе этот день всегда считался...

Икона "Сретение Христово" была писана на липовой рубленой доске. С обратной стороны имеются две позднейшие шпонки. Нижняя загнана с левой стороны, верхняя - с правой, причем верхняя почти сквозная, слева она загнана не до самого конца, и тонкая стенка доски в этом месте поломалась. Справа вверху у края на доске два углубления от сколотой части доски. Вверху над шпонкой имеются две продольные трещины. Кроме этих двух глубоких трещин на торце имеются еще 10 меньших коротких трещинок. Правая крупная трещина скреплена железной скобой. На верхнем торце около левого угла имеется небольшое углубление. Внизу есть одна глубокая трещина, скрепленная железной скобой, и 5 мелких трещинок. Места соединения досок, за исключением трещины над верхней шпонкой, едва заметны.
Над нижней шпонкой слева есть железная скоба с петлей на двух винтах. Обратная сторона иконы окрашена серой темной масляной краской. По торцам доски следы от мелких гвоздей, от басмы. Вверху бумажная наклейка с надписью выцветшими чернилами: «Сретение 7-я икона левой стороны 3-го яруса».
Живопись сохранности средней. Справа в верхнем и нижнем углах иконы большие утраты живописи вместе с левкасом, которые в древности, по-видимому в XVII в., заделаны были новым левкасом прекрасного качества и утраченное было вновь дописано. Приблизительный размер вставки вверху - 23 x 19 см, внизу - 19 x 22,5 см. Таким образом, дописанной оказалась верхняя часть архитектуры и кусок велума, а внизу часть подножия, на котором стоит Симеон. Эти заделки со временем обветшали и были вновь частично заменены более поздним грубым грязноватым левкасом - большая вставка на верхнем поле и весь угол на полях внизу, причем у края нижнего поля есть небольшая вставка из левкаса третьего вида - из белого крепкого, тонированного при реставрации желтой краской.
Утраты левкаса, обнажающие доску и частично тонкую паволоку, имеются: справа вверху и по краю правого поля, по краям внизу правого и нижнего полей. От киноварной опушки остались лишь незначительные следы слева на нижнем поле, на верхнем она сильно стерта. Одна крупная на левом поле и множество мелких заделок грубым темным левкасом имеются на всех полях иконы. Мелкие утраты левкаса и следы гвоздей от басмы пестрят поля и фон иконы, некогда бывшие золотыми. Теперь от позолоты остались лишь незначительные следы. Мелкие утраты левкаса и заделки новым грубым особенно многочисленны на фоне над головой Симеона и справа около крайней колонны кивория. Мелкая беспорядочная сеть кракелюр обезобразила поверхность полей и фон иконы, особенно в пространстве между колоннами кивория. Золото нимбов, как фона и полей, почти полностью утрачено. На них также имеются мелкие вставки левкаса и следы гвоздей от басмы.
Верхние слои жидких несколько мутноватых красок сильно утрачены. От пробелов на одеждах остались лишь следы у Симеона и Иосифа. От этого с особенной ясностью выступили темные линии рисунка складок, которым мастер пользовался особенно охотно. Например, свободный вверху, а внизу прихотливый рисунок складок на одежде старицы Анны ясно выделяется на бледно-зеленом и теплом охристо-желтом тонах.

По иконографическому изводу икона «Сретения» из троицкого иконостаса очень близка к «Сретению» из Успенского собора во Владимире 1408 г.
Судя по тексту Евангелия от Луки, сюжет «Сретения» был полон глубокого значения для художников средневековья, мы видим по праздникам из иконостасов Благовещенского, Успенского (во Владимире) и Троицкого соборов, как своеобразно было его толкование художниками.
«Сретение» - это посвящение младенца Христа богу и пророчество о нем, как спасителе двух благочестивых праведников преклонных лет, Симеона и пророчицы Анны, уже отрешенных от жизни и уходящих из нее в инобытие. «Дух святой был на нем», говорится в Евангелии о Симеоне. «Ему было предсказано Духом Святым, что он не увидит смерти, доколе не увидит Христа Господня» и «Пришел он по вдохновению в храм».

И коны иконостаса Троице-Сергиевого Монастыря:

1) Б лаговещение - стр 2 - стр 3
2) Р ождество Христово - стр 2 - стр 3 - стр 4
3) С ретение Христово - стр 2 - стр 3 - стр 4
4) Б огоявление - стр 2 - стр 3
5) > икона Сретение Господне

Икона Сретенье Господне (Встреча Во Храме)

Икона «Сретенье Господне» (или «Встреча Во Храме») имеет большое значение для христиан, отображая событие встречи Нового завета с Ветхим. Праздник Сретения входит в число важнейших двунадесятых христианских праздников.

На иконе «Сретения» изображается момент принесения Богородицей младенца Христа во храм, имеющий глубокий смысл. Сретение - это счастливое событие, символизирующее встречу всего человечества в лице праведного старца с Богом. Сама икона «Сретения» выглядит нарядно и празднично, в ее написании преобладают теплые оттенки, а присутствующий красные цвет символизирует торжественность происходящего момента.

Во время рождения Иисуса действовал закон Моисея, по которому родители обязаны были приносить сыновей-первенцев на сороковой от рождения день для посвящения Богу в храм. Именно исполняя данный закон, Иосиф и Мария принесли младенца Христа в храм Иерусалима. В храме Богомладенца принял трехсотлетний старец Симеон, названный позднее за это Богоприимцем.

На иконе «Сретения» изображены 5 фигур. В центре - дева Мария, передающая Иисуса, облаченного в коротенькую рубашку, не прикрывающую ножки, Симеону. Ее образ полон смирения, она покорно внимает словам предсказания старца, предрекающие ей страсти по сыну. Праведный старец принимает божественного младенца, благоговейно склонившись над ним. Младенец Иисус благословляет Симеона, отпуская его после долгих лет ожидания исполнения пророчества.

Позади Пресвятой Девы изображаются пророчица Анна и Иосиф. Благочестивая вдовица Анна узнала в младенце Спасителя и славила Бога. Иосиф же предстает на иконе держащим в руках голубиц, поскольку в те времена для очищения нужно было приносить в храм жертву. И, хотя Мария, являясь Приснодевой, не нуждается в очищении, святое семейство в точности исполняет Моисеев закон.

Икона «Сретенье Господне» обязательно присутствует в высоком иконостасе, увидеть ее можно практически в любом храме и церкви. Располагается она в третьем ряду среди прочих икон праздничного ряда. Также икона «Сретенье Господне» может присутствовать в домашнем иконостасе праведных христиан.

Самым древним изображением «Сретения», дошедшим до наших дней, является мозаика арки римской базилики Санта Мария Маджоре, написанная в период между 432 и 440 годами. В России самая древняя фреска «Сретенья Господня» находится в церкви Спаса на Нередице, выполнена она в 1199 году. Старинные фрески с изображением великого события Сретения можно увидеть в разных христианских соборах и церквях. Самая древняя икона «Сретенье Господне», датируемая XIV веком, хранится в Новгородском музее.

Перед иконой «Сретенье Господне» молятся, произнося кондак, величание и тропарь, те, которые читают во время праздничного богослужения. Молитва перед ней помогает верующим осознать величие события Сретения. Также пред иконой можно произносить молитву, именуемую «Песнь Симеона Богоприимца». Кроме того, перед иконой «Сретения» можно молиться о заключенных, опрощении их грехов и об их скорейшем отпущении.

Первые изображение принесения в храм Христа мы встречаем в V веке. Что значат символы иконы праздника, разъясняется в статье известного богослова Владимира ЛОССКОГО (публикуется в сокращении).

Так же, как Обрезание Господне, праздник принесения Младенца Христа в храм показывает нам, что закона Творец, закон исполняя, во храм приносится (вечерня, стихира, глас 1-й), ибо сказал Господь Моисею: Освяти Мне каждого первенца, разверзающего всякие ложесна между сынами Израилевыми, от человека до скота, (потому что) Мои они (Исх. 13, 2), и о жертве очищения матери после рождения ребенка мужеского пола: По окончании дней очищения своего за сына или за дочь она должна принести однолетнего агнца во всесожжение и молодого голубя или горлицу в жертву за грех, ко входу скинии собрания к священнику (Лев. 12, 6). В основе литургических текстов и иконографии Сретения лежит евангельское повествование об этом событии (Лк. 2, 22-39).

Первые известные изображения принесения Младенца Христа в храм мы встречаем в мозаике церкви Санта Мария Маджоре (V в.) и на эмалевом крестереликварии (полый крест, внутри которого хранятся мощи святого) конца V - начала VI века из Лютеранского музея. Иконография праздника Сретения окончательно складывается в период с IX по X век и с тех пор остается почти без изменений. Иногда мы видим Младенца Христа на руках Матери или тот момент, когда Она передает Его святому Симеону, но чаще всего сам Симеон держит Спасителя на руках. Младенец Христос никогда не изображается в пеленах: обычно Он одет в короткую рубашку, не прикрывающую Его обнаженные ноги. Сидя на простертых руках Симеона, Он благословляет его, как это изображено на нашей иконе. Это иконографический тип Христа Эммануила: «Младенца видев Тя, вопияше чудный Симеон: Превечнаго Слова, от Отца рожденна, страшуся и боюся руками моими объяти, Владыко, но с миром раба Твоего иский, ныне отпусти, яко Милосерд» (вечерня, стихира на «Господи, воззвах»).

«Днесь древле Моисею в Синаи закон подавый, законным повинуется велением, нас ради яко Милосерд, по нам быв. Ныне Чистый, Бог, яко Отроча Свято, ложесна разверз Чистыя, Себе Самому яко Бог приносится, законныя клятвы свобождая и просвещая души наша» (вечерня, 2-я стихира на литии).

«Ветхий Деньми младенствовав плотию, Материю Девою в церковь приносится, Своего закона исполняя обещанием, Егоже Симеон приим глаголаше: ныне отпущаеши с миром, по глаголу Твоему, раба Твоего: видеша бо очи мои спасение Твое, Святый» (вечерня, стихира на литии, гл. 1-й). Как и в евангельском повествовании, тема очищения Богоматери как бы забыта: средоточие праздника - Сретение Мессии: встреча Ветхого и Нового Заветов.

На нашей иконе Сретение происходит перед престолом, над которым возвышается киворий (сень). На престоле иногда изображают крест, книгу или свиток. По левую сторону от престола стоит Богоматерь, по правую - праведный Симеон. Богоматерь жертвенно простирает руки, покрытые мафорием. Она только что передала Своего Сына праведному Симеону. Святой старец, наклонившись вперед, держит Младенца на обеих руках, также закрытых ризою в знак благоговения. Богоматерь сопровождает Иосиф, неся в складках своего плаща жертву бедных родителей: двух горлиц или двух молодых голубей (Лев. 12, 8). Эти птицы считаются символами Церкви Израиля и церкви язычников, равно как и символами двух Заветов, единый глава которых - Христос. Святая пророчица Анна, дочь Фануилова... вдова лет восьмидесяти четырех (Лк. 2, 36), стоит позади Симеона на втором плане, как и праведный Иосиф. Слегка отвернувшись, она поднимает вверх голову, покрытую платом; на её лице отражается пророческое вдохновение.

Личность святого Симеона Богоприимца имеет особое значение. Его пророчество, одна из трех «песен Нового Завета», в течение всего Богослужебного года поется на каждой вечерне. В святом старце, принявшем на свои руки Младенца Христа, хотели видеть храмового священника. Одни утверждали, что он был законоучителем, сыном Гиллеля и отцом Гамалиила, наставника апостола Павла. Другие говорили, что он один из Семидесяти толковников, переводчик Библии, и что Бог хранил его жизнь до пришествия Мессии в течение 350 лет. Литургические тексты прославляют праведного Симеона, как величайшего пророка. Более чем Моисей достоин Симеон носить звание «Боговидца». Ведь Моисею Господь явился окутанный мраком, а «Симеон на своих руках Первовечное Слово Отчее воплощенное понесе и языком откры Свет, Крест и Воскресение» (вечерня, 7-я стихира на литии). Крест в этой стихире указывает на оружие, которое пройдет душу Марии. «Ныне отпущаеши» приобретает новый смысл. Пророк просит соизволения Господа возвестить в преисподней благую весть о воплощении. Адаму, «во аде живущу, известити хотяй, иду, и Еве принести благовестив» (7-я песнь канона).

На нашей иконе ничто не указывает на священный сан Симеона; длинная ниспадающая одежда прикрывает его босые ноги до щиколотки. Как подобает назорею, у него непокрытая голова и длинные волосы. «Младенец Христос на старческих яко на престоле седит руках». В одном из припевов на 9-й песни канона говорится: «Не старец Мене держит, но Аз держу его: той бо от Мене отпущения просит».

Сретение. Мозаика церкви Санта-Мария Маджоре в Риме. V век. Здесь, как и во многих других сценах мозаического убранства этой базилики, Богоматерь изображена в царских одеждах, в окружении ангельской стражи.


Вид на предалтарную арку базилики Санта-Мария Маджоре. Композиция «Сретение» находится справа в верхнем регистре мозаик.


Сретение. Фреска церкви Санта-Мария форис портас («за воротами») в Кастельсеприо (Италия, Ломбардия). Конец VII в. (?)


Сретение Господне. Миниатюра менология византийского императора Василия II - древнейшего из сохранившихся иллюстрированных сборников житий святых. Эта рукопись предположительно первой четверти XI века находится в собрании Ватикана (Vat. gr. 1612)


Сретение Господне. Мозаика кафоликона (соборного храма) монастыря Осиос Лукас (преп. Луки Элладского) в Фокиде (Греция). Около 1022 года.


Миниатюра из рукописи Евангельских чтений в собрании монастыря Дионисиат на св. горе Афон. (cod. 587) Третья четверть XI века.


Сретение Господне. Фреска Спасо-Преображенского собора Мирожского монастыря во Пскове. 40-е годы XII века


Сретение Господне. Фреска церкви св. Пантелеймона в Нерези (ныне - Македония). 1164 год.


Богоматерь с Младенцем из «Сретения». Фреска церкви св. Пантелеимона в Нерези.


Сретение. Фрагмент эпистилия темплона из собрания монастыря св. Екатерины на Синае. Вторая половина XII века.


Сретение. Плохо сохранившаяся композиция на предалтарных столбах Кирилловской (св. Кирилла Александрийского) церкви в Киеве. Конец XII века


Общий вид на алтарную часть Кирилловской церкви в Киеве. То, что разнесенное по двум столпам «Сретение» находится на месте, где традиционно помещается «Благовещение» - уникальная особенность иконографической программы Кирилловских росписей. (Находящиеся выше фигуры Архангела и Богоматери из «Благовещения» принадлежат кисти М. Врубеля). И еще один момент - как видно из предшествующих памятников, в сложившейся в средневизантийский период иконографии праздника фигуры Марии, Иосифа, Симеона Богоприимца и пророчицы Анны разделены, как правило попарно, престолом с киворием над ним, который намекает на Святая Святых Иерусалимского Храма, в то же самое время изобразительно похож уже на собственно престол христианской Церкви. В пространстве же Кирилловской церкви этим престолом оказывается престол, реально стоящий в алтаре.


Св. Симеон Богоприимец с Младенцем Христом. Фреска церкви Панагиа ту Араку в Лагудера (Кипр). Около 1192 года.


Сретение Господне. Фрагмент т.н. суздальских «Златых врат» - врат собора Рождества Богородицы в Суздале. XII-XIII вв. Собрание Владимиро-Суздальского музея-заповедника.


Сретение Господне. Фреска церкви св. Троицы монастыря Сопочаны (Сербия). 1260-е гг.


Мозаика Пьетро Каваллини в базилике Санта-Мария ин Трастевере в Риме. Конец XIII века.


Сретение Господне. Фреска Мануила Панселина в соборе Протата на св. горе Афон. 1290.


Фреска собора Протата. Фрагмент.


Сретение Господне. Фреска церкви Успения Богоматери монастыря Грачаница (Сербия, Косово). Около 1321.


Сретение Господне. Фрагмент иконы из праздничного ряда Софии Новгородской. Собрание Новгородского музея-заповедника.


Сретение Господне. Фреска церкви Спаса монастыря Дечаны (Сербия, Косово). Середина XIV века.


Сретение Господне. Фреска церкви св. Димитрия Маркова монастыря (ныне - Македония). Третья четверть XIV века.


Фреска церкви св. Димитрия Маркова монастыря. Фрагмент.


Сретение Господне. Фреска церкви Успения на Волотовом поле близ Новгорода. Конец XIV века. Дореволюционное фото.


Фреска церкви Успения на Волотовом поле близ Новгорода. Фрагмент.


Сретение Господне. Икона из праздничного чина Успенского собора Владимира. Около 1408 года. Андрей Рублев и мастерская. Собрание Гос. Русского музея.


Сретение Господне. Икона-«таблетка» из серии лицевых святцев Троице-Сергиевой лавры. Вторая четверть XV века. Собрание Сергиево-Посадского музея-заповедника / ризница Троице-Сергиевой Лавры.


Сретение Господне. Икона из праздничного чина Спасо-Преображенского собора Твери. Середина XV века. Собрание Гос. Русского музея.


Сретение Господне. XV век. Икона из собрания афонского монастыря Пантократор.


Сретение Господне. Икона-«таблетка» из серии лицевых святцев Софии Новгородской. Конец XV века. Собрание Новгородского музея-заповедника.


Сретение Господне. Икона из праздничного ряда Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря. Около 1397 г. Собрание Кирилло-Белозерского музея-заповедника.


Сретение Господне. Икона из праздничного ряда собора монастыря Ставроникита на Афоне. Середина XVI века. Мастер Феофан Критский.


Сретение Господне. Первая половина XVII века. Собрание Ярославского художественного музея. Подобная усложненная иконография появляется в русском искусстве, вероятно, на рубеже XVI-XVII веков. Внизу слева изображен пророк Исайя, пишущий свои пророчества. Внизу справа помещено явление ангела Симеону, который, по преданию, переводил книгу Исайи для египетского царя Птолемея и усомнился в истинности слов пророка «се Дева во чреве примет». Ангел предсказал Симеону, что он не умрет до тех пор, пока «не увидит Христа Господня» В верхнем левом углу ангел с крестом в руках извещает Богоматерь о судьбе Ее Сына. Наверху в центре изображена Троица в иконографии «Отечество». Вверху справа помещено низвержение идолов, что является иллюстрацией к шестому икосу Акафиста Богоматери, повествующему о бегстве Святого семейства в Египет («идолы бо его (т.е. Египта), Спасе, не терпяще Твоея крепости, падоша...»). Внизу видна адская пасть с восстающими из нее праведниками и повергнутыми грешниками и дьяволом, что соответствует словам пророчества Симеона: «Се, лежит Сей на падение и восстание многих в Израиле…».


Сретение Господне. XVII век. Икона из собрания Псковского музея-заповедника.


Сретение Господне. XIX век. Из Богоявленского собора Богоявленского Анастасиина монастыря в Костроме.


Сретение Господне. Палехская икона XIX века.


Сретение Господне. Хромолитография типографии Е.И. Фесенко в Одессе. 90-е годы XIX века.


Современная греческая икона.

Загрузка...