docgid.ru

Некоммерческие организации: примеры заботы о людях. Предприятие некоммерческое

Некоммерческие организации отличаются от целями своей деятельности.

Определение некоммерческих организаций дано в ст. 50 ГК РФ. Они рассматриваются как организации, не преследующие извлечение прибыли в качестве цели своей деятельности и не распределяющие полученную прибыль между участниками .

Организационной-правовые формы некоммерческих организаций

Некоммерческая организация считается созданной как юридическое лицо с момента ее государственной регистрации в установленном законом порядке.

В ГК РФ (ст. 116-121) предусмотрены следующие организационно-правовые формы некоммерческих организаций:

  • потребительские кооперативы;
  • общественные и религиозные организации;
  • фонды;
  • учреждения;
  • объединения юридических лиц (ассоциации и союзы).
Потребительские кооперативы

Потребительским кооперативом признается добровольное объединение граждан и юридических лиц на основе членства с целью удовлетворения материальных и иных потребностей участников, осуществляемое путем объединения его членами имущественных паевых взносов . Наименование потребительского кооператива должно содержать указание на основную цель его деятельности, а также слово «кооператив» или слова «потребительский союз» либо «потребительское общество» (ст. 116 ГК РФ). Отличие потребительского кооператива от заключается в том, что он не является коммерческой организацией, хотя при определенных условиях может иметь характерные для нее признаки.

Общественные и религиозные организации (объединения)

Общественными и религиозными организациями (объединениями) признаются добровольные образования граждан, в установленном законом порядке объединившиеся на основе общности их интересов для удовлетворения духовных или иных нематериальных потребностей. Общественные и религиозные организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь для достижения целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям.

Такие объединения могут создаваться в одной из следующих организационно-правовых форм: общественная организация; общественное движение; общественный фонд; общественное учреждение; орган общественной самодеятельности.

Общественные организации создаются по инициативе их учредителей — не менее трех физических лиц. В состав учредителей наряду с физическими лицами могут входить юридические лица — общественные объединения.

Фонды

Фондом признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов и преследующая социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно полезные цели (ст. 118-119 ГК РФ).

Имущество, переданное фонду его учредителями, считается собственностью фонда. Учредители не отвечают по обязательствам фонда. Фонд вправе создавать или участвовать в них.

Учреждение

Учреждение — это организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных и иных функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично (ст. 120 ГК РФ).

Учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами (п. 2 ст. 120 ГК РФ). Учреждение полностью или частично финансируется собственником. Имущество учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления.

Объединения юридических лиц (ассоциации и союзы)

Объединения юридических лиц — это ассоциации и союзы, которые создаются в целях:

  • координации предпринимательской деятельности коммерческих организаций;
  • защиты общих имущественных интересов коммерческих организаций;
  • координации защиты интересов.

Учредительными документами ассоциаций (союзов) являются учредительный договор, подписанный ее членами, и утвержденный ими устав. Члены ассоциаций (союзов) сохраняют свою самостоятельность и право юридического лица (ст. 121-123 ГК РФ).

Некоммерческие организации (далее – НКО) являются одной из двух больших групп юридических лиц (к другой группе относятся коммерческие организации). Основной отличительной чертой некоммерческих организаций является то (и это следует из самого их названия), что они создаются не в целях осуществления коммерческой деятельности.

Что такое НКО, цели создания, независимость

Под некоммерческими организациями понимаются , создаваемые в образовательных, культурных и иных, указанных в их учредительных документах, целях, и:

  • не имеющие в качестве основной цели извлечение прибыли;
  • не распределяющие полученную в результате своей деятельности прибыль между своими участниками (п. 1 ст. 50 Гражданского кодекса РФ).

Примерный перечень целей создания НКО закреплен п.2 ст.2 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 (далее – ФЗ о НКО). Согласно указанному закону НКО могут создаваться для:

  • достижения социальных, благотворительных, духовных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей;
  • развития физической культуры и спорта, защиты прав и законных интересов граждан и т.д.

Указанный перечень не является исчерпывающим, данным пунктом предусмотрено, что НКО могут создаваться в иных целях, направленных на достижение общественных благ.

Кроме того, цели создания и деятельности НКО закрепляются отдельными федеральными законами.

Так, например, согласно п.1 ст.19 N 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» от 11.06.2003 крестьянское (фермерское) хозяйство создается в целях осуществления деятельности по производству, переработке и реализации сельскохозяйственной продукции, согласно ст.1–3, 6, 20–26 N 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» от 31.05.2002 целью создания коллегий адвокатов, иных адвокатских образований является защита прав и свобод граждан, оказание гражданам квалифицированной юридической помощи, представление интересов граждан.

Конкретные цели создания НКО закрепляются в их учредительных документах, и, в зависимости от цели, НКО относятся к тому или иному виду, в какой именно сфере они будут осуществлять свою деятельность.

Среди принципов организации и деятельности НКО особое значение придается принципу их независимости.

Независимость НКО обеспечивается, прежде всего, тем, что они являются юридическими лицами, и, как для всех юридических лиц, в их отношении, в том числе, законодательно закрепляется порядок их создания и ликвидации, порядок формирования, компетенция их органов управления, НКО наделяются обособленным имуществом.

В отношении некоторых форм и видов НКО принцип независимости специально закрепляется законом.

Так, например, это сделано в отношении религиозных объединений, организаций (ст.4, 6, 25 N 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» от 26.09.1997), адвокатуры (ст.3 N 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» от 31.05.2002) и т.д.

Виды и формы некоммерческих организаций

Согласно действующему законодательству НКО могут создаваться в различных формах, например, ГК РФ в п. 3 ст. 50 предусматривает более 15 возможных форм.

Все НКО, в зависимости от того, создается ли она на основе членства или нет, подразделяются на две больших группы (вида): а) некоммерческие корпоративные организации и б) некоммерческие унитарные организации.

К некоммерческим корпоративным организациям, согласно ст. 123.1 ГК РФ , относятся организации, которые соответствуют следующим критериям (помимо критериев, общих для всех НКО):

  1. создаются на основе членства, т.е. учредители (участники) получают право членства в НКО;
  2. учредители (участники) НКО формируют высший орган управления организацией;
  3. решение о создании некоммерческой корпоративной организации принимается ее учредителями на собрании, съезде, конференции и т.п.

В отличие от некоммерческих корпоративных, некоммерческие унитарные организации:

  1. не имеют членства;
  2. создаются по решению одного учредителя;
  3. решение о первоначальном формировании высшего органа управления такой НКО принимается одним учредителем.

Законодательством специально выделяются два самостоятельных вида НКО:

  • социально ориентированные некоммерческие организации;
  • исполнители общественно-полезных услуг.

При этом, согласно п. 2.1 ст. 2, ст. 31.1 ФЗ о НКО под социально ориентированными НКО понимаются НКО, создаваемые в целях и осуществляющие деятельность по решению социальных проблем, развитию гражданского общества, охране объектов и территорий, имеющих особое историческое, культурное значение (например, объекты историко-культурного наследия), оказанию юридической помощи на безвозмездной или льготной основе (адвокатские образования) и т.д.

Особо законом оговаривается, что не признаются социально ориентированными НКО государственные корпорации, государственные компании и политические партии.

В соответствии с пунктом 2.2 ст. 2 ФЗ о НКО под исполнителями общественно полезных услуг понимаются социально ориентированные НКО, которые соответствуют следующим критериям:

  • на протяжении 1 года и более оказывают общественно полезные услуги надлежащего качества;
  • не являются организациями, признаваемыми по российскому законодательству иностранным агентом;
  • не имеют задолженности по налогам и сборам (обязательным платежам).

Как указывалось выше, законодательством предусмотрен только примерный перечень видов и форм НКО (п. 3 ст. 50 ГК РФ).

Кроме указанного перечня, некоторые формы НКО закреплены в п. 3 ст. 2, ст. ст. 6 – 11 ФЗ о НКО (общественные и религиозные организации (объединения), общины малочисленных коренных народов РФ, казачьи общества, некоммерческие партнерства и т.д.).

В свою очередь указанные выше формы, в зависимости от целей создания и осуществляемой деятельности НКО, также могут подразделяться на отдельные виды.

Так, основным нормативным правовым актом о потребительских кооперативах является ГК РФ, в частности ст. ст. 123.2, 123.3. При этом, порядок создания, организации и деятельности отдельных видов потребительских кооперативов определяется специальными федеральными законами.

Например, выделяются особенности жилищных и жилищно-строительных кооперативов (определяются ст. ст. 110 – 134 Жилищного кодекса РФ), кредитных кооперативов (ФЗ «О кредитной кооперации» от 18.07.2009 № 190-ФЗ), потребительских обществ (Закон РФ «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации» от 19.06.1992 № 3085-1), жилищных накопительных кооперативов (ФЗ «О жилищных накопительных кооперативах» от 30.12.2004 № 215-ФЗ, сельскохозяйственных производственных и сельскохозяйственных потребительских кооперативов (ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации» от 08.12.1995 № 193-ФЗ) и т.д.

Отметим, что указанные формы могут в свою очередь подразделяться на несколько видов. Так, например, сельскохозяйственные потребительские кооперативы в зависимости от осуществляемых видов деятельности подразделяются на перерабатывающие, сбытовые (торговые), животноводческие и т.д. (ст. 4 ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации»).

Читайте также: Хозяйственные товарищества и общества

Создание ряда форм НКО, порядок их организации и деятельности регулируются отдельными специальными федеральными законами. Это относится, например, к садоводческим, огородническим и дачным некоммерческим объединениям граждан (ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединении граждан» от 15.04.1998 № 66-ФЗ, ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 29.07.2017 № 217-ФЗ), товариществам собственников жилья (ст. 291 ГК РФ, ст. ст. 135 – 152 Жилищного кодекса РФ) и т.д.

Иностранные НКО, НКО со статусом иностранного агента

Законодательством особо рассматривается вопрос о деятельности иностранных НКО на территории РФ.

Согласно п. 4 ст. 2 ФЗ о НКО иностранными признаются организации, созданные за пределами территории РФ. При этом, они должны отвечать общему принципу создания НКО – основной целью создания и деятельности не является извлечение прибыли, полученная в результате деятельности прибыль не распределяется между учредителями (участниками).

В соответствии с п. 5 указанной статьи деятельность иностранной организации может осуществляться на территории РФ через создаваемые структурные подразделения (в зависимости от конкретной формы НКО и положений ее устава – отделения, филиалы, представительства).

Также, действующим законодательством особо выделяется такой вид НКО как «иностранные агенты», порядок создания, организации и деятельности которых имеет свои особенности.

Под НКО, признаваемой по российскому законодательству выполняющей функции «иностранного агента», согласно п. 6 ст. 2 ФЗ о НКО понимаются НКО, которые отвечают следующим признакам:

  1. получают денежные средства (имущество) от иностранных источников, под которыми понимаются иностранные государства, международные организации иностранные граждане и т.д.;
  2. участвуют в политической деятельности на территории РФ в интересах иностранных источников.

Указанным ФЗ приводится перечень видов деятельности, которые понимаются под политической деятельностью – митинги, демонстрации, участие в деятельности на выборах, референдумах и т.д. (ч. 3 п. 6 ст. 2 ФЗ о НКО). Отдельно в указанном пункте закреплен перечень видов деятельности, которые не признаются политической деятельностью – деятельность в сфере образования культуры, благотворительная деятельность и т.д. (ч. 4 п. 6 ст. 2 ФЗ о НКО).

Отметим, что соответствие указанных норм Конституции РФ подтверждено, в том числе, и Постановлением Конституционного Суда РФ от 08.04.2014 № 10-П.

Права и деятельность некоммерческой организации, некоммерческие организации как субъекты предпринимательской деятельности

Как все юридические лица, НКО обладают своей правоспособностью.

По общему правилу, согласно ст. 49 ГК РФ, юридическое лицо может иметь гражданские права (и осуществлять виды деятельности), которые соответствуют целям его деятельности.

При этом, некоторыми федеральными законами, определяющими правовое положение отдельных видов НКО, специально оговариваются права (правомочия) НКО.

Так, например, ст. 6 ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации» к правомочиям сельскохозяйственного кооператива относятся право на создание филиалов (представительств), право на приобретение имущества, в том числе земельных участков, право на осуществление внешнеэкономической деятельности, право на заключение договоров, направленных на достижение целей в соответствии с уставом кооператива и т.д.

При этом, правоспособность НКО отличается тем, что она ограничена теми целями, для достижения которых НКО создавалось (уставные цели).

Вместе с тем, законодательством не запрещается НКО осуществлять в процессе своей деятельности предпринимательскую деятельность. При этом, специально оговаривается, что, полученная НКО при осуществлении уставной деятельности прибыль, не подлежит распределению между ее участниками (п. 1 ст. 50 ГК РФ).

Кроме того, п. 4 ст. 50 ГК РФ закреплено специальное правило для НКО – они могут осуществлять приносящую доход деятельность, если:

  1. осуществление такой деятельности предусмотрено уставом НКО;
  2. такая деятельность должна отвечать (соответствовать) целям создания НКО;
  3. такая деятельность должна способствовать достижению целей создания НКО.

В связи с тем, что при осуществлении такой деятельности НКО выступают как любые другие участники гражданского оборота, в целях обеспечения его стабильности, защиты их контрагентов по сделкам, совершаемым НКО, п. 5 указанной статьи предусмотрено специальное правило: для осуществления такой деятельности НКО должна обладать имуществом, рыночной стоимостью не менее размера уставного капитала, предусмотренного законом для обществ с ограниченной ответственностью (согласно ч. 1 п. 1 ст. 14 ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» этот размер составляет 10 000 рублей).

По общему правилу в остальных аспектах (налогообложение, лицензирование и т.д.), предпринимательская деятельность НКО и, соответственно, полученная в результате такой деятельности прибыль, признается прибылью юридического лица в обычном порядке.

Следует отметить, что, если НКО осуществляет виды деятельности, для которых требуется специальное разрешение (лицензия), их деятельность подлежит лицензированию в общем для всех субъектов предпринимательской деятельности порядке.

В ряде случае специальными федеральными законами определяются виды деятельности для отдельных форм НКО.

Особое место при рассмотрении вопроса о деятельности НКО занимает характеристика деятельности НКО в тех сферах, которые имеют специальное значение исходя из статуса самих НКО.

Так, среди НКО специально выделяются саморегулируемые организации (далее – СРО), которые призваны обеспечить соответствие деятельности входящих в ее состав членов законодательству и принятым стандартам.

Согласно п. 1 ст. 3 ФЗ «О саморегулируемых организациях» от 01.12.2007 № 315-ФЗ (далее – ФЗ о СРО) под СРО понимаются НКО, которые:

  • созданы на основе членства;
  • объединяют субъектов предпринимательской деятельности, в зависимости от единства производимых товаров (работ, услуг), либо являющихся профессиональными участниками определенного вида деятельности.

Саморегулируемые организации создаются и действуют в различных сферах, так, созданы и функционируют СРО (например, аудиторская деятельность, деятельность по осуществлению инженерных изысканий, осуществление процедур медиации и т.д.).

Порядок организации и деятельности СРО определяется как указанным ФЗ о СРО, так и специальными федеральными законами (например, ФЗ «Об аудиторской деятельности» от 30.12.2008 № 307-ФЗ, ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» от 29.07.1998 № 135-ФЗ и т.д.).

Особое значение при осуществлении СРО своих функций придается т.н. «стандартам профессиональной деятельности», которые разрабатываются соответствующими СРО и применение которых является обязательным для членов указанных организаций.

Также Законом о НКО при этом специально оговаривается, что НКО, созданные в форме некоммерческого партнерства, при приобретении ими статуса СРО, утрачивают право на осуществление предпринимательской деятельности.

Различают следующие виды некоммерческих организаций:

1) потребительские кооперативы;

2) общественные и религиозные организации (объединения);

4) учреждения;

5) объединения юридических лиц (ассоциации, союзы, концерны и др.).

Потребительский кооператив – добровольное объединение граждан на основе членства для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности (производство, переработка, сбыт промышленной, сельскохозяйственной и иной продукции, выполнение работ, торговля, бытовое обслуживание, оказание других услуг), основанной на их личном трудовом и ином участии и объединении его членами (участниками) имущественных паевых взносов.

Признаки потребительского кооператива:

Добровольное объединение граждан и юридических лиц на основе членства;

Цель объединения – удовлетворение материальных и иных потребностей;

Осуществление производственной и иной хозяйственной деятельности;

Объединение путем соединения имущественных паевых взносов;

Члены кооператива несут субсидиарную ответственность по его обязательствам;

Особое наименование.

Фонд – это не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов, преследующая социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно полезные цели.

Признаки фонда:

Вид некоммерческой организации;

Не основан на фиксированном членстве;

Учреждается гражданами и (или) юридическими лицами;

Основывается на имуществе, переданном учредителями, которое является собственностью фонда;

Создается для достижения социальных, благотворительных или иных общественно полезных целей;

Учредители не отвечают по обязательствам фонда, а фонд не отвечает по их обязательствам;

Вправе заниматься предпринимательской деятельностью для достижения уставных целей.

Основания ликвидации фонда:

В случае если имущества для осуществления его целей не достаточно, а вероятность получения необходимого имущества нереальна;

Цели фонда не могут быть достигнуты, а необходимые изменения его целей не могут быть произведены;

В случае уклонения в деятельности фонда от целей, указанных в уставе;

В иных случаях, предусмотренных законом.

Учреждение – это организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично.

Признаки учреждения:

Вид некоммерческой организации;

Обладает правом юридического лица;

Деятельность финансируется собственником (полностью или частично);

Обладает правом оперативного управления на закрепленное за ним имущество;

Создается собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера;

Отвечает по обязательствам денежными средствами, находящимися в его распоряжении;

Собственник имущества учреждения несет субсидиарную ответственность по его обязательствам при недостаточности имущества учреждения.

Виды учреждений в зависимости от осуществляемой деятельности:

1) учреждения образования (детские сады, школы, училища, лицеи, колледжи, институты, академии, университеты и др.);

2) учреждения науки (лаборатории, испытательные станции, научные центры, научно-исследовательские институты и др.);

3) учреждения здравоохранения (поликлиники, больницы, амбулатории, медицинские центры и др.);

4) учреждения культуры (музеи, архивы, театры, концертные залы, выставки и др.);

5) иные учреждения.

Объединение юридических лиц (ассоциация или союз) – некоммерческая организация, созданная на основе договора между коммерческими организациями в целях координации их предпринимательской деятельности, а также представления и защиты общих имущественных интересов.

Признаки объединения юридических лиц:

Некоммерческое юридическое лицо;

Создаются коммерческими организациями в целях координации их предпринимательской деятельности, представления и защиты общих имущественных интересов;

Не отвечают по обязательствам своих членов;

Члены ассоциации (союза) несут субсидиарную ответственность по ее обязательствам в порядке, предусмотренном учредительными документами;

Может заниматься предпринимательской деятельностью по решению участников ассоциации (союза);

Имеет собственное наименование.

Административно-правовой статус предприятий и некоммерческих организаций – совокупность административных прав и обязанностей, которые предприятия и некоммерческие организации приобретают и реализуют при совершении следующих действий:

1) создании предприятий и коммерческих организаций по решению собственника или уполномоченного им органа;

2) государственной регистрации предприятий и коммерческих организаций в учреждениях юстиции или в местных органах власти;

3) получении специального разрешения (лицензии) на занятие определенными видами деятельности, выдаваемого в административном порядке уполномоченными субъектами исполнительной власти;

4) формировании органа управления делами предприятия (некоммерческой организации);

5) определении круга вопросов и полномочий вышестоящих органов исполнительной власти в отношении предприятий и коммерческих организаций;

6) ведении и предоставлении бухгалтерской и статистической отчетности.

Административно-правовые гарантии деятельности предприятий и некоммерческих организаций:

1) недопущение отказа в регистрации по мотивам нецелесообразности;

2) свобода коммерческой и иной незапрещенной деятельности предприятий и некоммерческих организаций, запрет на вмешательство в их деятельность органов государственной власти, за исключением случаев, предусмотренных законодательством;

3) защита имущества предприятий (некоммерческих организаций) от незаконного изъятия;

4) недопущение монопольного положения на рынке отдельных предприятий и недобросовестной конкуренции;

5) охрана коммерческой тайны.

Системный анализ норм ст. 50 ГК РФ и ст. 2 Закона о некоммерческих организациях позволяет выделить следующие признаки, характерные для некоммерческих организаций:

— некоммерческая организация не имеет в качестве основной цели деятельности извлечение прибыли;

— некоммерческая организация не распределяет полученную прибыль среди участников*(374);

— некоммерческая организация может иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в ее учредительных документах, и нести связанные с этой деятельностью обязанности (специальная правоспособность).

Некоммерческими организациями являются созданные для определенных социально полезных целей юридические лица, не имеющие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющие полученную прибыль между участниками.

Некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей; в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ (п. 2 ст. 2 Закона о некоммерческих организациях).

Классификация юридических лиц на коммерческие и некоммерческие, положенная в основу действующего Гражданского кодекса РФ, носит дихотомический характер: любое юридическое лицо может быть либо коммерческой, либо некоммерческой организацией. Однако критерий выделения некоммерческих организаций по признаку основной цели деятельности не является самодостаточным из-за своей неопределенности.

В Проекте Гражданского Кодекса РФ предлагается сохранить классификацию организаций на коммерческие и некоммерческие которые имеют право осуществлять иную, приносящую доход деятельность*(375).

В отличие от коммерческих организаций, которые могут создаваться в строго предусмотренных ГК РФ формах, перечень видов некоммерческих организаций, приводимый в п. 3 ст. 50 ГК РФ, является открытым и может быть дополнен федеральными законами. Закон о некоммерческих организациях наряду с предусмотренными ГК РФ потребительскими кооперативами, общественными, религиозными организациями (объединениями), учреждениями, фондами, ассоциациями (союзами) включил в перечень некоммерческих организаций также некоммерческие партнерства, некоммерческие автономные организации, государственные корпорации.

По мнению специалистов, открытый перечень организационно-правовых форм некоммерческих организаций привел к неоправданному увеличению количества видов некоммерческих организаций, многие из которых активно занимаются предпринимательской деятельностью. Предложение о необходимости внести в ГК РФ запрет на создание юридических лиц, иных организационно-правовых форм, чем предусмотрено в самом Гражданском кодексе, и установить закрытый перечень всех видов организаций (как коммерческих, так и некоммерческих) было высказано, в частности, Е.А. Сухановым*(376). Это предложение нашло отражение в проекте Гражданского Кодекса.

В проекте части первой ГК РФ в числе некоммерческих организаций названы потребительские кооперативы, общественные организации граждан, ассоциации и союзы, фонды, учреждения, религиозные организации (п. 3 ст. 50).

Понятие и виды предпринимательской деятельности, осуществляемой некоммерческими организациями

Предпринимательской деятельностью некоммерческой организации признается приносящее прибыль производство товаров и услуг, отвечающих целям создания некоммерческой организации, а также приобретение и реализация ценных бумаг, имущественных и неимущественных прав, участие в хозяйственных обществах и участие в товариществах на вере в качестве вкладчика (п. 2 ст. 24 Закона о некоммерческих организациях).

Соответственно, некоммерческие организации вправе осуществлять следующие виды предпринимательской деятельности:

— в рамках своей специальной правоспособности непосредственное производство товаров и услуг;

— приобретение и реализация ценных бумаг, имущественных и неимущественных прав;

— участие в других коммерческих организациях.

Требования к осуществлению некоммерческими организациями предпринимательской деятельности

Действующее законодательство устанавливает ряд требований к осуществлению некоммерческими организациями предпринимательской деятельности, соблюдение которых является для них обязательным. Во-первых, предпринимательская деятельность не должна быть основной целью деятельности некоммерческой организации, иначе она превращается в коммерческую (п. 1 ст. 50 ГК РФ); во-вторых, некоммерческие организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь для достижения целей, ради которых они созданы, и в соответствии с этими целями (п. 3 ст. 50 ГК РФ).

Второе из приведенных требований означает, что предпринимательская деятельность некоммерческих организаций должна соответствовать двум условиям:

— служить достижению целей организации, т.е. укреплять ее материально-техническую базу, быть источником формирования имущества, используемого для целей организации, привлекать к труду членов организации, имеющих физические недостатки и лишенных возможности трудиться в обычных условиях (слепых, глухих); также способствовать реализации прочих общественно полезных целей организации;

— соответствовать уставным целям организации и не выходить за рамки ее специальной правоспособности.

Необходимо отметить, что в Законе о некоммерческих организациях (п. 2 ст. 24), в отличие от ГК РФ (п. 3 ст. 50 ГК РФ), применительно к таким видам предпринимательской деятельности, как приобретение и реализация ценных бумаг и участие в коммерческих организациях, указано только первое условие: некоммерческая организация может осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана. Второе условие — о необходимости соответствия предпринимательской деятельности уставным целям некоммерческой организации по отношению к "пассивным" формам предпринимательской деятельности — Закон о некоммерческих организациях не устанавливает.

Указанное противоречие в законодательстве вызывает неоднозначное понимание и правоприменение. Так, не вызывает сомнения участие общественной организации инвалидов в акционерном обществе, производящем, например, протезы для инвалидов. А если деятельность этого общества совершенно не связана с уставными задачами некоммерческой организации? Противоречит ли требованиям законодательства о соответствии предпринимательской деятельности некоммерческой организации ее уставной правоспособности участие некоммерческой организации в акционерном обществе, производящем непрофильные для этой некоммерческой организации товары? Представляется, что по ныне действующему законодательству нет. Главное, чтобы доходы от акций были направлены на цели организации и в соответствии с ее уставной правоспособностью. Этим и отличается предпринимательская деятельность некоммерческих организаций, осуществляемая ими непосредственно, от "пассивной" предпринимательской деятельности некоммерческих организаций, связанной с приобретением и реализацией ценных бумаг и участием некоммерческих организаций в хозяйственных обществах.

По поводу соответствия предпринимательской деятельности некоммерческих организаций ее целям в литературе высказана следующая точка зрения. Предпринимательская деятельность некоммерческой организации считается соответствующей ее целям в случаях.

1) наличия "общей технологической цепочки между основной и дополнительной деятельностью" (например, ремонт своего же оборудования);

2) наличия "функциональных взаимосвязей" (например, реклама основной деятельности);

3) "удовлетворения дополнительными видами деятельности потребностей лиц, осуществляющих основную деятельность" (например, функционирование буфета в общеобразовательном учреждении)*(377).

В научной литературе обсуждается вопрос: можно ли считать некоммерческие организации субъектами предпринимательской деятельности? Так, Е.А. Суханов, рассматривая классификацию юридических лиц на коммерческие и некоммерческие организации, относит первые к "постоянным участникам профессионального оборота", а вторые, соответственно, исключает из таковых*(378). В.В. Долинская, соглашаясь с этим, утверждает, что "некоммерческие юридические лица не входят в число предпринимателей"*(379). С.Д. Могилевский по этому поводу, с нашей точки зрения, справедливо полагает: "В праве осуществления предпринимательской деятельности все равны. Но при этом для коммерческой организации — как участника предпринимательской деятельности — эта деятельность является обязательной, ибо ее основная цель — извлечение прибыли. Следовательно, коммерческие организации всегда участвуют в предпринимательской деятельности, поскольку: а) это соответствует самой природе этих видов юридических лиц (коммерческих); б) они обязаны осуществлять такую деятельность в силу прямого указания закона.

Некоммерческие организации не обязаны выступать участниками предпринимательской деятельности, поскольку законом в качестве основных целей устанавливаются иные, нежели извлечение прибыли. Для некоммерческой организации быть участником предпринимательской деятельности — это право, а не обязанность"*(380).

Возможность осуществления некоммерческими организациями предпринимательской деятельности имеет неоднозначную оценку. С одной стороны, она позволяет некоммерческим организациям решать вопросы укрепления своей материально-технической базы и дальнейшего развития профильной деятельности; с другой стороны, под вывеской некоммерческих организаций с использованием льготного режима иногда фактически осуществляется разноплановая предпринимательская деятельность, имеющая в качестве главной цели отнюдь не общественно полезные цели.

Как же ограничить возможность осуществления некоммерческими организациями предпринимательской деятельности и надо ли это делать вообще? Ведь в ситуации бюджетного дефицита, нерешенности социальных проблем и с учетом современных реалий, выражающихся в расширении платных форм образовательных, медицинских и иных социальных услуг, некоммерческие организации объективно вынуждены заниматься предпринимательством. Ответы на эти вопросы, с нашей точки зрения, лежат в следующей плоскости. Право как регулятор общественных отношений должно стимулировать выполнение некоммерческими организациями возложенных на них социальных и иных общественно полезных функций, а также должно способствовать тому, чтобы некоммерческие организации качественно реализовывали делегированные им задачи, а не занимались коммерцией для собственного обогащения. Наконец, право должно предотвращать случаи неправомерного использования статуса некоммерческой организации для целей получения неоправданных льгот и преимуществ.

Таким образом, введением закрытого перечня видов некоммерческих организаций и установлением ограничений на занятие ими предпринимательской деятельностью вопрос не решить. Необходим комплекс мер, как стимулирующих эффективное функционирование некоммерческих организаций, так и предотвращающих возможные злоупотребления в соответствующей сфере.

Надо сказать, что отечественный законодатель уже пытается идти по этому пути.

Так, с целью предотвращения возможных злоупотреблений в сфере налоговых правоотношений унифицировано налогообложение прибыли. Концепцией гл. 25 НК РФ "Налог на прибыль организаций" является определение круга налогоплательщиков независимо от квалификации их на виды: плательщиками налога на прибыль являются как коммерческие, так и некоммерческие организации. Принцип исключения из налогооблагаемой базы доходов некоммерческих организаций, получаемых ими не от предпринимательской деятельности, остался только в части невключения в налоговую базу так называемых целевых поступлений на содержание некоммерческих организаций, например: вступительных и периодических членских взносов, пожертвований, сумм финансирования из бюджетов различного уровня, от собственников учреждений (п.

Виды некоммерческих организаций, их характеристика и цели деятельности

2 ст. 251 НК РФ).

В проекте ГК РФ в целях обеспечения интересов кредиторов установлено, что некоммерческая организация, осуществляющая приносящую доходы деятельность, должна иметь обособленное имущество в размере не менее минимального уставного капитала, предусмотренного для обществ с ограниченной ответственностью.

Читайте также:

  1. Cтадии развития организации, виды оргструктур, элементы организационной структуры
  2. I. Общее понятие о целях, содержании, средствах и видах общения
  3. I. ОТКРЫТЫЕ ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ БИЗНЕСА (open corporation, mutual, non-profit organization, political firm)
  4. I. ПОЛОЖЕНИЯ И НОРМЫ ДЕЙСТВУЮЩЕГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА, В ОБЛАСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОТИВОПОЖАРНОЙ ПРОПАГАНДЫ И ОБУЧЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ МЕРАМ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
  5. II. Исключить «лишнее» понятие
  6. II. Основные положения по организации практики
  7. SWOT-анализ организации как метод выявления и предупреждения организационно-управленческих конфликтов.
  8. V. Популяционно-видовой уровень организации
  9. Административное наказание: понятие и виды
  10. Акты применения правовых норм: понятие, характерные черты, виды
  11. Акты толкования норм права: понятие и виды.
  12. Акции: понятие, категории, выпуск, размещение, виды прав акционеров.

Некоммерческие унитарные организации: понятие, признаки, классификация и организационно-правовые формы.

Понятие и признаки.

Некоммерческими унитарными организациями (НУО) признаются юридические лица, которые не преследуют извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяют полученную прибыль между участниками, учредители которых не становятся их участниками и не приобретают в них прав членства.

Признаки некоммерческих унитарных организаций:

1. Некоммерческие унитарные организации не преследуют извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности;

2. Не распределяют полученную прибыль между участниками;

3. Учредители некоммерческих унитарных организаций не становятся их участниками и не приобретают в них прав членства

4. Создание некоммерческих унитарных организаций включает в себя следующие этапы: принятие решения о создании некоммерческой организации;

утверждение устава некоммерческой организации;

передача имущества некоммерческой организации, если это предусмотрено уставом;

государственная регистрация некоммерческой организации.

5. Имущество принадлежит некоммерческой организации (кроме учреждений) на праве собственности, оно передается ей ее участниками (учредителями), а также приобретается по иным основаниям.

6. Некоммерческая организация несет самостоятельную имущественную ответственность.

7. Обладает специальной правоспособностью, то есть может иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в ее учредительных документах, и нести связанные с этой деятельностью обязанности.

8. Некоммерческие унитарные организации могут осуществлять приносящую доход деятельность, если это предусмотрено их уставами, лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и если это соответствует таким целям.

9. Законодательство не устанавливает для этих юр. лиц минимального размера уставного фонда (законодательством определяется лишь минимальный размер имущества, необходимый для создания и деятельности фондов) — имущество рыночной стоимостью не менее минимального размера уставного капитала, предусмотренного для ООО (10 000 руб).

Классификация некоммерческих унитарных организаций.

Организации управляющие и объединяющие (администраторы (операторы) и сообщества (альянсы)).

Общим предназначением организаций, входящих в первую группу, является управление имуществом или осуществление функций, которые по каким-либо причинам учредитель не желает (или не может) осуществлять самостоятельно от своего имени. Таким образом, они создаются с целью выполнения определенных функций управленческого, социального, а в ряде случаев — хозяйственного или имущественного характера. Нередко эти функции носят общественно-полезный характер и заключаются в предоставлении услуг, средств, информации и т.д. широкому кругу лиц.

К ним относятся фонды, учреждения, автономные некоммерческие организации. Деятельность таких организаций носит в первую очередь экономический характер.

Альянсы (сообщества) создаются для достижения общественно-политических (социальных) целей. Основной целью их создания и деятельности является выражение и защита общих интересов, а не хозяйственная деятельность. Они являются площадкой для реализации совместных начинаний участников, решения их общих задач.

К общественно-политическим (социальным) некоммерческим унитарным организациям относятся:

общественные учреждения;

общественные фонды.

Организационно-правовые формы.

Юридические лица, являющиеся некоммерческими унитарными организациями, могут создаваться в следующих организационно-правовых формах:

1) фондов, к которым относятся в том числе общественные и благотворительные фонды;

2) учреждений, к которым относятся государственные учреждения (в том числе государственные академии наук), муниципальные учреждения и частные (в том числе общественные) учреждения;

3) автономных некоммерческих организаций;

4) религиозных организаций;

5) публично-правовых компаний.

Статья 123.17. Основные положения о фонде.

1. Фондом в целях ГК РФ признается унитарная некоммерческая организация, не имеющая членства, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов и преследующая благотворительные, культурные, образовательные или иные социальные, общественно полезные цели.

2. Устав фонда должен содержать сведения о наименовании фонда, включающем слово "фонд", месте его нахождения, предмете и целях его деятельности, об органах фонда, в том числе о высшем коллегиальном органе и о попечительском совете, осуществляющем надзор за деятельностью фонда, порядке назначения должностных лиц фонда и их освобождения от исполнения обязанностей, судьбе имущества фонда в случае его ликвидации.

Фонд создается по решению его учредителей, которыми могут быть физические и юридические лица. Не исключено создание фонда единственным учредителем.

Учредители фонда не обязаны участвовать в его деятельности и, как правило, не делают этого. Однако важнейшей обязанностью учредителей является передача имущественного взноса в уставный капитал фонда. Источниками образования имущества фонда являются прежде всего добровольные взносы его учредителей, пожертвования иных лиц и др. Фонд становится собственником имущества, переданного ему учредителями или иными жертвователями, которые не приобретают никаких прав на имущество фонда. Тем самым исключается и взаимная ответственность по долгам фонда и его учредителей. Ни при каких условиях фонд не может распределять полученное имущество между своими учредителями или работниками.

В фонде образуются коллегиальный (правление, совет и т.п.) и единоличный (президент, председатель и т.д.) исполнительные (волеизъявляющие) органы. Будучи волеобразующим органом фонда, попечительский совет осуществляет надзор за всей деятельностью фонда, его исполнительных органов и должностных лиц.

Автономная некоммерческая организация (АНО).

Статья 123.24. Основные положения об автономной некоммерческой организации.

1. Автономной некоммерческой организацией признается унитарная некоммерческая организация, не имеющая членства и созданная на основе имущественных взносов граждан и (или) юр. лиц в целях предоставления услуг в сферах образования, здравоохранения, культуры, науки и иных сферах некоммерческой деятельности.

Автономная некоммерческая организация может быть создана одним лицом (может иметь одного учредителя).

2. Устав автономной некоммерческой организации должен содержать сведения о ее наименовании, включающем слова "автономная некоммерческая организация", месте нахождения, предмете и целях ее деятельности, составе, порядке образования и компетенции органов автономной некоммерческой организации, а также иные предусмотренные законом сведения.

3. Имущество, переданное автономной некоммерческой организации ее учредителями, является собственностью автономной некоммерческой организации. Учредители автономной некоммерческой организации не сохраняют права на имущество, переданное ими в собственность этой организации.

Учредители не отвечают по обязательствам созданной ими автономной некоммерческой организации, а она не отвечает по обязательствам своих учредителей.

5. Автономная некоммерческая организация вправе заниматься предпринимательской деятельностью, необходимой для достижения целей, ради которых она создана, и соответствующей этим целям, создавая для осуществления предпринимательской деятельности хозяйственные общества или участвуя в них.

6. Лицо может по своему усмотрению выйти из состава учредителей автономной некоммерческой организации.

Статья 123.25. Управление автономной некоммерческой организацией.

1. Управление деятельностью автономной некоммерческой организации осуществляют ее учредители в порядке, установленном ее уставом, утвержденным ее учредителями.

2. По решению учредителей (учредителя) автономной некоммерческой организации в ней может быть создан постоянно действующий коллегиальный орган (органы),

3. Учредители (учредитель) автономной некоммерческой организации назначают единоличный исполнительный орган автономной некоммерческой организации (председателя, ген. директора и т.п.). Единоличным исполнительным органом автономной некоммерческой организации может быть назначен один из ее учредителей-граждан.

Учреждения.

Статья 123.21. Основные положения об учреждениях.

1. Учреждением признается унитарная некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.

Учредитель является собственником имущества созданного им учреждения. На имущество, закрепленное собственником за учреждением и приобретенное учреждением по иным основаниям, оно приобретает право оперативного управления в соответствии с ГК РФ.

2. Учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно РФ, субъекты РФ, муниципальные образования (государственное учреждение, муниципальное учреждение).

3. Учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами, а в случаях, установленных законом, также иным имуществом. При недостаточности указанных денежных средств или имущества субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения в случаях несет собственник соответствующего имущества.

Учреждение создается по решению собственника либо уполномоченного им органа. Учредительным документом является устав.

Любые доходы учреждения, а также приобретенное за их счет имущество остаются собственностью учредителя и поступают лишь в самостоятельное распоряжение, а не в собственность учреждения.

В отличие от других видов юридических лиц учреждения отвечают перед своими кредиторами не всем своим имуществом, а только имеющимися у них денежными средствами, при отсутствии которых наступает неограниченная субсидиарная ответственность его собственника. Поэтому учреждения не могут быть объявлены банкротами.

Учреждение может быть реорганизовано, в том числе преобразовано в автономную некоммерческую организацию или в фонд, а также в хозяйственное общество. Для государственных и муниципальных учреждений преобразование в хозяйственное общество допускается лишь в порядке, предусмотренном законодательством о приватизации. Ликвидация учреждения осуществляется по общим правилам гражданского законодательства, причем остаток имущества всегда поступает в собственность учредителя.

Статья 300. Сохранение прав на имущество при переходе учреждения к другому собственнику.

При переходе права собственности на учреждение к другому лицу это учреждение сохраняет право оперативного управления на принадлежащее ему имущество

Религиозные организации.

Статья 123.26. Основные положения о религиозных организациях.

1. Религиозной организацией признается добровольное объединение постоянно и на законных основаниях проживающих на территории РФ граждан РФ или иных лиц, образованное ими в целях совместного исповедания и распространения веры и зарегистрированное в установленном законом порядке в качестве юридического лица (местная религиозная организация), объединение этих организаций (централизованная религиозная организация), а также созданная указанным объединением в соответствии с законом о свободе совести и о религиозных объединениях в целях совместного исповедания и распространения веры организация и (или) созданный указанным объединением руководящий или координирующий орган.

Религиозные организации действуют в соответствии со своими уставами и внутренними установлениями, не противоречащими закону.

Организация не может быть преобразована в юридическое лицо другой организационно-правовой формы.

Статья 123.27.

Особенности разных видов НКО, их различия и цели создания

Учредители и устав религиозной организации.

1. Из ФЗ Учредителями местной религиозной организации могут быть не менее 10 граждан РФ, объединенных в религиозную группу, у которой имеется подтверждение ее существования на данной территории на протяжении не менее пятнадцати лет, выданное органами местного самоуправления, или подтверждение о вхождении в структуру централизованной религиозной организации того же вероисповедания, выданное указанной организацией.

2. Централизованные религиозные организации образуются при наличии не менее 3 местных религиозных организаций одного вероисповедания в соответствии с собственными установлениями религиозных организаций, если такие установления не противоречат закону.

3. Не может быть учредителем (участником, членом) религиозной организации:

— иностранный гражданин или лицо без гражданства;

— религиозная организация, деятельность которой приостановлена;

— лицо, в отношении которого вступившим в законную силу решением суда установлено, что в его действиях содержатся.

2. Учредительным документом религиозной организации является устав, утвержденный ее учредителями или централизованной религиозной организацией.

Устав религиозной организации должен содержать сведения о ее виде, наименовании и месте нахождения, предмете и целях ее деятельности, составе, компетенции ее органов и порядке принятия ими решений, об источниках образования ее имущества, о направлениях его использования и порядке распределения имущества, остающегося после ее ликвидации, а также иные сведения, предусмотренные законом о свободе совести и о религиозных объединениях.

Статья 123.28. Имущество религиозной организации.

1. Религиозные организации являются собственниками принадлежащего им имущества, в том числе имущества, приобретенного или созданного ими за счет собственных средств, а также пожертвованного религиозным организациям или приобретенного ими по иным предусмотренным законом основаниям.

2. На принадлежащее религиозным организациям имущество богослужебного назначения не может быть обращено взыскание по требованиям их кредиторов

3. Учредители религиозной организации не сохраняют имущественные права на имущество, переданное ими этой организации в собственность.

4. Учредители религиозных организаций не отвечают по обязательствам этих организаций, а эти организации не отвечают по обязательствам своих учредителей

Статья 23. Предпринимательская деятельность религиозных организаций.

Религиозные организации вправе осуществлять предпринимательскую деятельность и создавать собственные предприятия в порядке, устанавливаемом законодательством Российской Федерации.

Публично-правовые компании.

Публично-правовые компании – новая форма некоммерческих организаций, которой в РФ планируется заменить действующие государственные корпорации.

проект закона об публично-правовых компаниях под № 252441-6 находится на рассмотрении Государственной Думы.

Уже сейчас в ГК РФ (в ч.3 ст.50) в рамках проведения реформы гражданского законодательства Законом № 99-ФЗ внесены соответствующие изменения, в частности в перечень ОПФ некоммерческих организаций включены и публично-правовые компании (подпункт Кроме того, упоминание о публично-правовых компаниях как отдельной унитарной форме юр. лиц содержится и в ст.65.1 ГК РФ.

Что же касается вышеупомянутого проекта ФЗ № 252441-6, то он определяет публично-правовые компании как некоммерческие унитарные организации, наделенные отдельными публично-правовыми функциями, которые действуют в интересах общества и государства. Среди таких целей законодатель выделяет проведение государственной политики, управление госимуществом, развитие экономики, оказание тех или иных государственных услуг, контроль, управление, а также другие полномочия в отдельных сферах экономики, осуществление особо важных проектов и др.

Для публично-правовых компаний предусмотрен также специфический состав органов управления, среди которых – наблюдательный совет как высший орган управления, ген. директор и правление (если формирование такового предусмотрено для данной компании). Таким образом, главным органом, осуществляющим управление публично-правовой компанией, выступает именно наблюдательный совет, председатель и члены которого назначаются Правительством РФ.

1.3 Виды некоммерческих организаций

ВИДЫ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ

Многообразие организационно правовых форм некоммерческих организаций, предусмотренных в действующем законодательстве, вызвало необходимость провести детальную классификацию некоммерческих организаций.

Общественные организации (объединения)

— политические партии

— профессиональные союзы (профсоюзные организации)

— общественные движения

— органы общественной самодеятельности

— территориальные общественные самоуправления

Некоммерческие партнерства

Автономные некоммерческие организации

Фонды

— общественные фонды

— благотворительные фонды

Товарищества собственников недвижимости

— товарищества собственников жилья

— товарищества собственников иной недвижимости

Государственные корпорации

Государственные компании

Частные учреждения

— общественные учреждения

— иные частные учреждения

Государственные и муниципальные учреждения

— автономные учреждения

— бюджетные учреждения

— казенные учреждения

Ассоциации и союзы

— ассоциации (союзы) в виде некоммерческих партнерств

— саморегулируемые организации

— объединения работодателей

— объединения профессиональных союзов

— объединения кооперативов

— объединения общественных организаций

— торгово-промышленные палаты

— нотариальные палаты

— адвокатские палаты

Потребительские кооперативы

— жилищные потребительские кооперативы

— жилищно-строительные потребительские кооперативы

— гаражные кооперативы

— садоводческие, огороднические и дачные потребительские кооперативы

— общества взаимного страхования

— кредитные кооперативы

— фонды проката

— сельскохозяйственные потребительские кооперативы

Публично-правовые компании

Религиозные организации (объединения)

Общины коренных малочисленных народов России

Казачьи общества

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ФОРМЫ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ

Общественная организация (объединение) — это добровольное объединение граждан, объединившихся на основе общности их интересов и для удовлетворения их нематериальных потребностей.

Фонд — это не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов и преследующая социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно полезные цели.

Некоммерческое партнерство — это основанная на членстве некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами для содействия ее членам в осуществлении деятельности, направленной на для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, целей охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ.

Частное учреждение — это некоммерческая организация, созданная собственником (гражданином или юридическим лицом) для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.

Автономная некоммерческая организация — это не имеющая членства некоммерческая организация, созданная в целях предоставления услуг в сфере образования, здравоохранения, культуры, науки, права, физической культуры и спорта и иных сферах.

А ссоциация (союз) — это основанное на членстве объединение юридических лиц и (или) граждан в целях представления и защиты общих, в том числе профессиональных, интересов, для достижения общественно полезных, а также иных, имеющих некоммерческий характер целей.

Казачье общество — это форма самоорганизации граждан России, объединившихся на основе общности интересов в целях возрождения российского казачества, защиты его прав, сохранения традиционных образа жизни, хозяйствования и культуры российского казачества.

Община коренных малочисленных народов России — это форма самоорганизации лиц, относящихся к коренным малочисленным народам Российской Федерации и объединяемых по кровнородственному (семья, род) и (или) территориально-соседскому принципам, в целях защиты их исконной среды обитания, сохранения и развития традиционных образа жизни, хозяйствования, промыслов и культуры.

С уважением,

коллектив Центра регистрации некоммерческих организаций СПб и ЛО

Некоммерческие организации – организации, не имеющие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющие полученную прибыль между участниками.

Достоинство некоммерческой организации: относительная стабильность, поддержка государственных и муниципальных учреждений культуры органами власти.

Недостатки некоммерческой организации: ограничение хозяйственной самостоятельности, более низкий уровень оплаты труда работников.

Некоммерческие организации:

— обладают правами юридического лица;

— не преследуют в качестве основной цели своей деятельности получение прибыли;

— не распределяют возможную прибыль между участниками, направляя её на обеспечение основной деятельности.

Под основной понимают деятельность некоммерческой организации, соответствующую целям, ради осуществления которых эта организация создана, и предусмотренную ее учредительными документами.

Ограничено право НКО на ведение предпринимательской деятельности: некоммерческие организации могут предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствует этим целям.

Предпринимательской считается самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли.

Необходимость общественного контроля деятельности НКО. За рубежом подобный контроль осуществляется путем создания Попечительских советов.

Попечительский совет – орган управления, осуществляющий надзор за деятельностью некоммерческой организации принятием другими органами управления решений и обеспечением их исполнения, использованием средств, соблюдением законодательства.

Особенности образовательного учреждения, как некоммерческой организации

Для понимания сущности образовательного учреждения как некоммерческой организации необходимо определение его статуса, включающего определение как самого понятия «об­разовательное учреждение», так и тех отношений, которые это учреждение реализует. Под статусом понимается место обра­зовательного учреждения среди организаций других типов, его отличия от них и характерные черты. К основным характерным чертам образовательного учреж­дения, уже закрепленным в действующем законодательстве, мо­гут быть отнесены следующие:

Некоммерческий тип организации, осуществляющей об­разовательную деятельность;

Наличие в оперативном управлении образовательного уч­реждения имущества, переданного учредителем для осуществ­ления образовательного процесса (и иной деятель­ности, в т.ч. приносящей доходы);

Право на доходы от собственной деятель­ности, на продукты интеллектуального и творческого труда или само­стоятельное распоряжение этими доходами;

Право заниматься деятельностью, приносящей доходы, в том числе и предпринимательской, не связанной с осуществле­нием образовательного процесса и использовать для этого пере­данное имущество;

Определенные государственные гарантии, связанные с приоритетностью сферы образования, в том числе налоговые льготы.

Законом «Об образовании», образовательным учреждениям разрешена практически любая предпринимательская, т.е. коммерческая деятельность, что на практике и осуществляется. В результате остается совершенно неясным, каким же образом можно определить размеры коммерческой деятельности, удовлетворяющие указанным условиям. Вместе с тем возникает вопрос, до каких пор некоммерческая организация, осуществляющая коммерческую деятельность в качестве одного из видов своей деятельности, остается некоммерческой? Второй стороной данного вопроса является определение той количественной грани, переходя через которую некоммерческая организация превращается в коммерческую и наоборот.

По определению учреждение - это некоммерческая орга­низация. Однако термин «некоммерческая» относится к организации, не ставящей своей целью извлечение прибыли осуществления своей деятельности. Само по себе отсутствие такой цели вовсе не оз­начает, что прибыль некоммерческой организацией не может быть получена. Кроме того, коммерческие организации, имея в качестве основной цели деятельности извлечение прибыли, мо­гут ее не получать вовсе, будучи, например, убыточными.

Очевидно, что термин «учреждение» обычно применяется к организациям, осуществляющим функции непроизводственно­го характера: управленческие, культурные, образовательные, на­учные и т.д. Однако этим характеристика учреждения также не исчерпывается, поскольку эти же функции могут осуществлять­ся (и осуществляются) организациями других типов, например предприятиями, реализующими функции управления, научных исследований и др. Но на предприятии реализация функций уп­равления, например, является одним из видов деятельности, обес­печивающим достижение основной цели. При этом предприя­тие, в принципе, может функционировать и без осуществления этих функций, передав по договору их исполнение другим ор­ганизациям. Созданная же специально для осуществления по­добных функций организация должна выполнять их сама в ка­честве своей основной деятельности, в том числе и с целью извлечения прибыли.

Важной характеристикой, является то обсто­ятельство, что учреждение финансируется собственником (уч­редителем). По определению финансирование - это обеспече­ние необходимыми финансовыми ресурсами затрат на реализа­цию некоторой потребности. Основным принципом финанси­рования является принцип безвозвратности, означающий, что предоставляемые учреждениям ресурсы непосредственно ими не возмещаются. Следует подчеркнуть, что при этом собствен­ник (учредитель) не оплачивает произведенные для него това­ры или услуги, а именно финансирует некоторую деятельность, т.е. компенсирует полностью или частично расходы, понесен­ные в процессе осуществления этой деятельности, имеющей зна­чение для учредителя. В частности, учебное заведение осуще­ствляет образовательный процесс, а учредитель обеспечивает его средствами на выплату заработной платы сотрудникам и содержание (развитие) материально-технической базы. Для государственных образовательных учреждений собственником является государство, осуществляя бюджетное финансирование их деятельности.

Говорить о финансировании какой-либо деятельности мож­но в случаях, когда результат этой деятельности не выступает в форме товара, не может быть реализован и, следовательно, не может возместить расходы по его достижению. Именно этот случай и имеет место применительно к образовательной деятельности как к реализации общественной потребности (не личной). Или когда реализация результата деятельности не возмещает издержек по его достижению, т.е. имеет место погашение убытков. Следовательно, говорить о необходимости существования такой формы организации, как учреждение, можно лишь при условии наличия необходимости осуществления ею деятель­ности, результат которой не выступает в товарной форме и не возмещает издержек по его достижению.

В результате можно сделать вывод о том, что деление орга­низаций на коммерческие и некоммерческие является в значи­тельной степени условным и вызвано сложившимся отношени­ем в обществе к тем или иным видам деятельности.

Тем не менее, многие ученые и специалисты в области экономики образования считают, что образовательная деятельность должна осуществляться именно в учреждениях, а никак не в иных формах организаций, тем более не в коммерческих. Это связано в значительной сте­пени с интуитивным пониманием необходимости сохранения доступности бесплатного образования, достигаемой в условиях сохранения некоммерческого характера образовательной дея­тельности.

Вопросы и задания для самопроверки:

1. Раскройте понятие «образовательная система»

2.3. Виды некоммерческих организаций

Перечислите особенности некоммерческой организации на примере образовательного учреждения.

3. Опишите функции образовательного учреждения.

Литература:

1. Федеральный Закон Российской Федерации «Об образовании». – М., 1998.

2. Экономика и организация управления вузом / Под ред. д-ра эконом. наук Глухова В.В. – СПб.: издательство «Лань», 1999.

3. Игнатьева Е.Л. Экономика культуры: Учебное пособие. 2-е изд., уточн. и доп. – М.: ГИТИС, 2006, 231с.

Различия между формами некоммерческих организаций определяются в Российском законодательствеболее широким набором признаков по сравнению с коммерческими организациями. К числу этих признаклв относится характер

    целей деятельности организации,

    имущественные права учредителей,

    состав учредителей,

    наличие или отсутствие членства в организации.

Запрет на распределение прибыли является единым для всех форм некоммерческих организаций. Вместе с тем законодательство в странах с рыночной экономикой обычно содержит позитивные характеристики возможных целей создания и деятельности данного предприятия. В европейском и американском законодательстве проводятся различия между тремя типами целей, а именно принесение пользы обществу и обеспечения общественых интересов, принесение пользы своим членам и одеспечение взаимной выгоды, религиозные цели.

К числу целей или направлений деятельности , которые рассматриваются в качестве приносящих пользу обществу, как правило, относят следующие: здравоохранение, образование, наука, культура, искусство, просветительство, защита оруж.среды, защита прав человека.

Организации, цели создания которых связанны с обеспечением интересов членов этих организаций являются следующие: профессиональные союзы и общества, ассоциации предпринимателей, торговые ассоциации и палаты, клубы, союзы ветеранов и т.д.

Согласно Российскому законодательству некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, а также образовательных, научных и управленческих целей, целях охраны здоровья, развития физкультуры и спорта. Удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав и законных интересов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, напрвленных на достижение общественной пользы. К некоммерческим организациям отнрсятся следующие:

    потребительский кооператив

    общественная или религиозная организация

    Некоммерческое партнерство

    автономные некоммерческие организации

    учреждения

    Гос. корпорация

    объединения юридических лиц в ассоциации или союзы.

Данный перечень форм некоммерческих организаций не является исчерпывающим и может дополняться федеральными законами.

Потребительский кооператив - добровольное объединение граждан и юридических лиц на основе членства с целью удовлетворения материальных и иных потребностей своих участников. Создание потребительского кооператива осуществлятся путем объединения имущественных паевых взносов его членов. Члены данного кооператива несут субсидарную ответственность по его обязательствам.

Общественные и религиозные организации являются добровольными объединениями граждан на основе общности их интересов и для удовлетворения духовных или иных материальных потребностей. Члены общественых и религиозных организаций не сохраняют прав на имущество, передаваемое этим организациям, в том числе и на членские взносы. Они не отвечают по обязательствам общественных и религиозных организаций, в которых участвуют в качествеих членов. В свою очередь организации не отвечают по обязательствам своих членов.

Некоммерческое партнерство - это организация, созданная для содействия ее членам в достижении целей, не связанных с извлечением прибыли. Имущество, передаваемое некоммерческому партнерству его членами является собственнгстью партнерства. Слены партнерства не отвечают по его обязательствам, а партнерство не отвечает по обязательствам своих членов. Главной особенностью этой формы по сравнению с другими формами некоммерческих организаций состоит в том, что при выходе из партнерства или ликвидации организации бывший ее член может получить часть имущества в пределах стоимости имущества, внесенного им при вступлении в данное партнерство.

Фонд используется для различных значений. Фонд как форма некоммерческой организации создается на основе добровольных имущественных взносов и преследует социальные, благотворительные, культурные, образовательные, научные, спортивные и иные общественно-полезные цели. Фонд - это организация, не имеющая членства. Учредители фонда утрачивают свои права на переданное имуществ и имущество принадлежит самому фонду. Учредители не отвечают по обязательствам созданного ими фонда, а фонд не отвечает по обязательствам своихучредителей. В целях конроля за деятельностью фонда в нем должен быть создан попечительский совет, осуществляющий надзор за его деятельностью, пинятие другими орагнами фонда различных решений и обеспечением их исполнения, использованием средств фонда и соблюдением фондом законодательства. При этом попечительский совет осуществляет свою деятельность на общественных началах, т.е. безвоздмездно.

Автономная некоммерческая организация учреждается гражданами или юридическими лицами на основе добровольных имущеатвенных взносов в целях предоставления услуг в области образования, здравоохранения, культуры, науки, права, физкультуры и спорта, а также иных услуг. Данная организация не имеет членства. Учредители автономной некоммерческой организации не сохраняют прав на имущество, переданные ими в собственность данной организации. Учредители не отвечают по обязательствам автономной некомперческой организации, она же в свое время не отвечает по обязательствам своих учредителей. Виесте с тем, учредители осуществляют надзор за деятельностью данной организации в порядке предусмотренном уставными документами. При этом такая организация должна иметь высший коллегиальный орган управления. Формв фонда и автономной неклммерческой организаци очень близки. Различие состоит в целях создания и в порядке управления. Автономная некоммерческая организация создается с целью предоставления услуг в области образования, здравоохранения, науки и т.д. Цели создания фонда являются более общими: социальные, благотворительные, культурные и иныз общественно полезные цели. Функциональнвя роль фондов в странах с рыночной экномикой состоит в том, чтобы аккомулировать денежные средства и распределять их, предоставляя субсидии, шранты, пособия и т.д.

Учереждения представляют собой некоммерческую организацию, находящуюся в собственности своего учредителя. Учреждения могут быть гос, муниципальными и частными. Собственник полностью или чстично финансирует учреждение и несет субсидарную ответственность по его обязательствам. Учреждение использует имущество собственника в соответствии с целями его создания. Соответствено, учреждение обладает меньшей самостоятельностью чем некоммерческие организации других форм.

Государственная корпорация - это некоммерческая организация, не имеющая членства, созданная на основании федерального закона федеральным органом власти для осуществления социальных управленческих и иных общественно- полезных функций. Имущество переданное гос. корпорации становится его собственностью и гос-во не отвечает по обязательствам корпорации.

Объединения юридических лиц создаются для координации предпринимательской деятельности своих членов, а также представления и защиты их общих интересов. Эти организации не вправе заниматься деятельностью, приносящей прибыль.

Благотворительная организация - это особый вид некоммерческих организаций, которые могут создаваться в формах общественной организации, фондов или учреждения. Деятельность таких организаций регулируется федеральным законом о благотворительной деятельности и благотворительных организациях. Закон предъявляет к благотворительным организациям более жесткие требования, чем к прочим некоммерческим организациям. Но при этом гос-во предоставляет благотворительным организациям дополнительные преимущества в виде налоговых льгот. Благотворительной деятельностью называется добровольная деятельность граждан или юридических лиц по бескорыстной или на льготных условиях передаче другим гражданам или юридическим лицам имущества в том числе денежных средств, бескорыстного выполнения работ, оказания услуг или предоставления иной поддержки.

Не государственная некоммерческая организация, создаваемая для осуществления благотворительной деятельности регестрируется как благотворительная организация, при этом имеет коллегиальный высший орган управления, члены которого выполняют свои обязанности безвозмездно. При этом имеется ряд ограничений на использование имущества благотворительных организаций.

    не допускается участие благотворительной организации в хоз. обществах с другими лицами.

на оплату труда административно-управленческого персонала организация может затрачивать не более 20% от общей суммы средств, расходуемых ею за финансовый год.

  • на финансирование благотворительных программ должно быть использовано не менее 80%, поступивших за финансовый доход от нерелизационных операций,поступления от учреждений иного характера, хоз. обществ и доходов, от разрешенных законом доходов предпринимательской деятельности.

    Не менее 80%сумммы каждого благотворительного пожертвования должны быть израсходовано организацией на ее основные цели в срок не более одного года с момента получения данного пожертвования в случае, если не оговорено иного порядка расходования переданных средств.

    Учредитель благотворительной организации не может приобрести у нее или продать ей какие-либо товары, услуги или работы на условиях более выгодных, чем в сделках с другими лицами. Также благотворительные организации не имеют права использовать свои средства для поддержки политических партий, движений, групп и компаний. Закон устанавливает требования к прозрачности деятельности благотворительной организации, а именно сведения о размерах и структуре доходов, имущества, расходов, оплате труда работников, все это не является коммерческой тайной, а информация об осуществляемой деятельности должна быть доступна для общественности. При рассмотрении различных форм некоммерческих организаций в бюджетном кодексе используется понятие бюджетного учреждения.

В качестве бюджетного учреждения понимается организация, созданная органами государственной власти или органами местного самоуправления для осуществления управленческих, социально-культурных, научно-технических и подобных функций, деятельность которых финансируется из соответствующего бюджета или гос. внебюджетного фонда. Бюджетными учреждениями признаются также организации, наделенные государственным или муниципальным имуществом на праве оперативного управления и не имеющие статуса федерального казенного предприятия. Таким образом, все государственные и муниципальные учреждения являются бюджетными учреждениями. Бюджетный кодекс требует, чтобы финансирование деятельности бюджетного учреждения из соответствующего бюджета проводилось на основе сметы доходов и расходов, в которой должны быть отражены все виды доходов и расходов учреждения. Использование бюджетных средств должно осуществляться на основании данной сметы(на соответствии), при этом за учреждением сохраняется право самостоятельно расходовать лишь те средства, которые были получены за счет внебюджетных источников. В настоящее время для предоставления населению различных видов услуг, ответственность за которые взяло на себя государство, необходимо использовать организацию, имеющей разные экономические формы. В данный момент имеются 2 правовые формы, в которых могут быть созданы государственные некоммерческие организации: гос. корпорации и учреждения. Гос. корпорация может быть использована лишь для создания единичных федеральных организаций. Гос. или муниципальные учреждения относятся к типу государственно-административно-контролируемой некоммерческой организации.

Т. об. в настоящее время отсутствует правовая форма государственной некоммерческой организацией, которая может быть отнесена к типу общественно-контролируемой некоммерческой организацией.

Это обуславливает необходимость создания новой организационно-правовой формы, которая бы имела соответствующие характеристики и отвечала бы следующим требованиям:

    Основная цель деятельности не связана с излечением прибыли, а предмет и цель деятельности должны быть определены в уставе.

    Допускается создание организаций, как одним, так и несколькими учредителями.

    Учредители наделяют организацию имуществом, которое сохраняется в их собственности, при этом прямых заданий собственников переданного имущества организации не предусматривается.

    Ключевую роль в управлении организации выполняет коллективной орган или наблюдательный совет, формируемый учредителями с привлечением общественности. Он контролирует направления и масштабы деятельности данной организации и утверждает ее финансовый план.

    Финансирование деятельности организации со стороны учредителей и покупателей осуществляется на основе договоров.

    Прибыль направляется на развитие организаций и не может быть распределена между учредителями.

Такая форма организации обеспечивает большую ее автономность по отношению к учредителям нежели организация, созданная в форме учреждения. Но при этом используется механизм контроля, который осуществляется наблюдательным советом, назначаемым учредителем. Введение новой организационно-правовой формы позволит обеспечить эффективное функционирование государственных и муниципальных организаций, вместе с тем для ряда организаций как то больницы, школы, высшие учебные заведения, клубы, музеи и детские дома целесообразно сохранения статуса учреждения, поскольку важно обеспечить административный контроль за расходованием выделяемых государством средств.

Организационно- экономические формы предпринимательской деятельности .

Классификация предприятий по формам собственности на капитал.

В зависимости от характера собственности на капитал все предприятия и фирмы подразделяются на государственные и частные. На государственном предприятии в качестве организатора производства выступают федеральные или местные органы власти. Как правило, государственная предпринимательская деятельность охватывает те сферы экономики, которые не привлекательны для частного бизнеса и государство вынуждено заполнить эту брешь, чтобы обеспечить более равномерное развитие экономики государства. Государственное предприятие находится в неравных условиях по сравнению с частными хозяйствами и в процессе функционирования отставание государственных предприятий от частных, как правило, усугубляется.

Что касается частных фирм, то к их формам относятся:

    Единоличные фирмы. Собственник один человек.

    Товарищество. Собственники несколько человек.

    Акционерное общество. Общество, где пай подтвержден пакетом акций.

    Кооперативы. Представляют собой общество, объединение людей, деятельность которых направлена не столько на получение прибыли, сколько на оказание помощи и содействия членам кооперативов в их общей деятельности. Как правило, такие организации распадаются после осуществления своих функций или превращаются в иные общества.

    Народные предприятия-это производственные кооперативы, собственники которых также являются их работниками. Данная форма привлекательна тем, что соединяет экономические интересы тружеников и собственников, упрощает процесс принятия решений и снижает бюрократизацию процесса управления.

В современной экономике ведущую роль играет акционерное общество, деятельность которых направлена как на национальный, так и на мировой рынки. АО связано в основном с серийным и массовым производством или оказанием услуг в торговой, финансовой и иных сферах.

Загрузка...