docgid.ru

Острый интерстициальный нефрит у детей. Причины и лечение интерстициального нефрита. Симптомы, которые должны насторожить

Абзац - это часть текста между двумя отступами, или красными строками. Абзац отличается от сложного синтаксического целого тем, что он не является единицей синтаксического уровня. Абзац - это средство членения связного текста на основе композиционно-стилистической.

Примечание. Абзац рассматривается в данном случае только в связи с выявлением и характеристикой сложного синтаксического целого: с целью разграничения этих понятий, поскольку они часто смешиваются.

Однако есть и другие мнения относительно абзаца как единицы текста: его считают то синтаксической единицей, то логической, то стилистической.

Для А.М. Пешковского, например, абзац - это интонационно-синтаксическая единица. Л.М. Лосева считает абзац семантико-стилистической категорией, то же находим и у М.П. Сенкевич. Для А.Г. Руднева это синтаксическая единица. Последнее представляется абсолютно неприемлемым.

Функции абзаца в диалогической и монологической речи различны: в диалоге абзац служит для разграничения реплик разных лиц, т.е. выполняет чисто формальную роль; в монологической речи - для выделения композиционно значимых частей текста (как с точки зрения логико-смысловой, так и эмоционально-экспрессивной). Функции абзаца тесно связаны с функционально-стилевой принадлежностью текста и его стилистической окрашенностью, вместе с тем отражают и индивидуально-авторскую особенность оформления текста. В частности, средний объем абзацев часто зависит от манеры письма.

Валгина Н.С., Розенталь Д.Э., Фомина М.И. Современный русский язык — М., 2002г.

Что такое "Структура абзаца"? Как правильно пишется данное слово. Понятие и трактовка.

Структура абзаца характер организации содержания абзаца и взаимоотношений между его частями. Самые сложные абзацы строятся как бы в трехплановой проекции: фоновом (релятивном) плане, предназначенном для создания баланса общих знаний с читателем, сюжетном (референтном) плане, служащем для развертывания сообщения о предмете речи, и авторском - приспособленном для авторских отступлений, оценок, объяснений, домысливания и т. д. С этой точки зрения можно говорить об одно-дву- и трехплановых абзацах. В одноплановых абзацах реализуется, как правило, референтный (сюжетный), релятивный (фоновый) или авторский план текста. Наиболее употребительной в одноплановых абзацах является структура типа: тематическое предложение + детализация тематического предложения путем приведения примеров, сравнения, указания причины или следствия, дополнения, определения и т. д.: «В Париже рассказывали много анекдотов о чудовищной рассеянности Ампера и его необыкновенной доверчивости. Так, например, стоя у доски и увлекшись объяснениями, он иногда вместо носового платка употреблял влажную тряпку, запачканную мелом. Остряки-студенты уверяли почтенного академика, будто они плохо разбирают цифры на доске. И доверчивый ученый писал все крупнее и крупнее, покуда на огромной доске помещалось не более пяти цифр» (Н. Шаховская). В дву- и трехплановых абзацах сопрягаются соответственно референтный, предназначенный для описания предмета речи или сюжетного действия, и релятивный (фоновый) планы текста, или референтный и авторский, или все три плана текста: «Юный Шахматов обнаруживает умение использовать известный в науке принцип относительной хронологии (референтный план абзаца). Следует сказать, что вообще в лингвистике невозможно указать точную дату начала или конца какого-либо языкового процесса: новые явления зарождаются исподволь, незаметно и эволюционируют довольно долго, и сложно сказать, где конец начала и где начало конца. Для лингвиста представляется ценным установить хотя бы очередность, последовательность зарождения и развития тех или других факторов языка относительно друг друга (релятивный или фоновый план абзаца). Располагая косвенными данными о хронологических рамках старого состояния в исследуемой области, А. Шахматов делает логически безупречный вывод о периоде, в который появляется новое явление (референтный план абзаца). Поразительное для молодого ученого прозрение!» (авторский план абзаца) (В.И. Макаров). Нередко содержание фонового или авторского планов представлено в абзаце небольшими включениями в виде словосочетаний, оборотов или отдельных предложений: «Сохранился портрет отца Даля - Ивана Матвеевича Даля. У него внешность командира мушкетеров - острая с проседью бородка, подкрученные кверху усы. Светлые глаза окружены темным ободком. Глаза проницательные и диковатые: такие называют шалыми, в них не озорство, а отчаянная решимость, которая, впрочем, так ни в чем и не проявилась» (М. Бессараб). Лит.: Лосева Л.М. К изучению межфразовой связи (абзац и сложное синтаксическое целое) // Русский язык в школе.- 196? - № 1; Лунева В.П. О степени самостоятельности предложения в сложном синтаксическом целом // Русский язык в школе. - 1972. - № 1; Солганик Г.Я. Синтаксическая стилистика.- М., 1973. В. Н. Мещеряков


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
НОУ ВПО САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ИНСТИТУТ
ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ, ЭКОНОМИКИ И ПРАВА

Гуманитарный факультет

Кафедра гуманитарных дисциплин и связей с общественностью

КУРСОВАЯ РАБОТА

Дисциплина Современный русский язык
Тема Абзац, его структура и значение для письменного текста

По специальности 030602 Связи с общественностью

Выполнил:
Студентка 1 курса
Войтенкова К.П.
Проверил:
Малыгина Т.П.

НОВОКУЗНЕЦК
2009
ВВЕДЕНИЕ

Долгое время в лингвистике – науке, обобщающей и анализирующей языковые факты как застывшие факты, очень мало внимания уделяли смыслообразующей функции абзацев. Лингвисты до сих пор не могут согласованно квалифицировать явление абзаца. Внешняя, графически выделенная самостоятельность абзаца некоторое время приводила ученых-языковедов к мысли считать его собственно сверхфразовой единицей. Однако еще А.М.Пешковский отмечал отсутствие специального термина для сверхфразовых единиц и существующую в связи с этим необходимость использовать типографический термин «абзац».
По мнению Пешковского абзац - это интонационно- синтаксическая единица. Однако есть и другие мнения относительно абзаца как единицы текста. Абзац считают «семантико- стилистической категорией» (Л.М. Лосева), «частью текста между двумя отступами» и «средством членения связного текста на основе композиционно-стилистической» (Н.С. Валгина), «синтаксической единицей» (А.Г.Руднев). В результате можно сделать вывод, что пока не прекратится полемика по данному вопросу, его следует считать актуальным.
Итак, цель нашей курсовой работы - на основе анализа лингвистической литературы дать представление о том, как в современной науке освещается явление абзаца, а также показать особенности его структуры и выявить значение для письменного текста.
Соответственно для достижения нашей цели поставлены следующие задачи:

    Исследовать работы ученых, связанные непосредственно с темой явления абзаца;
    Описать различные точки зрения на проблему основных принципов деления текста на абзацы;
    Обосновать возможность и необходимость деления текста на абзацы;
    Рассмотреть возможности абзацного членения как стилеобразующего фактора и средства эмоционального воздействия.
Объект исследования: структура письменного текста.
Предмет исследования: деление письменного текста на абзацы.
Прежде, чем мы приступим непосредственно к решению поставленных нами задач, дадим определение для абзаца.
Абзац – отрезок письменного текста от одной красной строки до другой, составляющий относительно законченный отрезок литературного текста, заключающий в себе обычно несколько предложений. Абзац – это дополнительное средство группировки суждений по смыслу. Членение текста на абзацы создает внешний, неграмматический алгоритм распознавания фрагментов смысла, смысловых и логических комплексов в письменной речи.
Этот термин был заимствован из типографского дела. При чтении абзац выделяется удлиненной разделительной паузой. Она подводит итог сказанному в предыдущем абзаце и готовит читателя к следующему. В абзаце все предложения связаны общей темой. Абзац можно рассматривать как композиционный прием, облегчающий восприятие текста читателем, поскольку он графически отражает его логическую и эмоциональную структуру. Характерными особенностями абзаца являются относительная завершенность (незавершенность), самостоятельность (несамостоятельность) составляющих его предложений. Абзац – графико-композиционная единица письменного текста. Абзац воздействует на читателя не изолированно, а взаимодействуя с другими элементами и сообщением в целом.
Абзац является лингвистическим выражением логического, прагматического и эстетического факторов. Обычно абзацы состоят из 8 – 12 предложений. В газетном стиле абзацы могут включать от 1 до 3 предложений.

ГЛАВА ПЕРВАЯ
ПОНЯТИЕ АБЗАЦА, ЕГО СТРУКТУРА И ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ

    Абзац как литературный термин
АБЗАЦ - в первоначальном значении своем - то же, что и красная строка. Но он означает и отрывок письменной речи, заключенный между красными строками. Абзац можно рассматривать с двух точек зрения:
1) целесообразности начертательной;
2) целесообразности поэтической.
Начертательная целесообразность абзаца в том, что он придает книге или рукописи более эстетичный вид, внося некоторое разнообразие в однообразный рисунок параллельных строк; кроме того, абзац облегчает глазу процесс чтения, давая ему некоторый повод для отдыха и помогая следить за строками. Эти свойства абзаца служат косвенно и целям поэтического воздействия, как это можно утверждать и о других внешних особенностях книги или рукописи.
Но абзац имеет и непосредственную поэтическую целесообразность: его можно рассматривать как литературный прием. Он отражает намерение художника выделить внешним образом в особую группу те или иные части произведения, он делает отчетливыми группировки эмоций, идей, образов.
Группировки образов в абзаце производятся как по их статической связи, так и по связи динамической: так, характеристика действующего лица, описание местности и пр., устанавливающие статическую связь между абзацами, требуют, обычно, красной строки; точно также красной строкой отделяется существенный поворот в развитии сюжета, новый момент в романе или повести, где события даются по преимуществу, в динамической их связи. Там, где передаются рассуждения автора, размышления действующих лиц, абзац подчеркивает логическую связь между идеями. Абзац отображает характер связи между эмоциями в лирическом произведении или отрывке. Так как употребление абзаца не предусматривается никакими строго установленными правилами, то и в обычном его употреблении проявляется художественное намерение автора и здесь его применение в значительной мере субъективно. Единственное, на практике установленное ограничение в этой области требует, чтобы начало и конец абзаца не приходились на середину фразы.
Художественные возможности абзаца, все же, наиболее выявляются тогда, когда он нарушает установленную традицию. Неожиданные абзацы придают особую нервную напряженность художественной прозе. Необычно-короткие абзацы газетного фельетона или передовой статьи делают речь отрывистой, создавая впечатление лаконизма и особой значительности. Еще более явственна выразительная сторона абзаца, когда художник устанавливает внутреннее взаимоотношение слов, не совпадающее с взаимоотношением внешним.
В стихотворной речи абзац совпадает со строфой. Но строфа, благодаря небольшой обычно длине стихотворной строчки, - гораздо меньше, чем абзац прозаический, служит типографским целям. Строфа может быть произвольной величины, но в поэтической практике наблюдается предпочтительное употребление некоторых излюбленных ее видов; наряду с этим, в каждом почти стихотворном произведении наблюдается строфическое единообразие (впрочем, здесь возможны отклонения, пример чему - поэмы Байрона, где каждая строфа произвольна по величине). В строфе явственно проступает ритмический ее смысл.
В прозаическом абзаце ритмический смысл не столь подчеркнут, но столь же несомненен. Совершенно явственной ритмической особенностью служит здесь пауза, отделяющая один абзац от другого. Тем, что недостаточно разработана еще теория ритма художественной прозы, затрудняется и изучение абзаца. Мы ощущаем разницу между абзацем Гоголя и абзацем Л. Толстого, сходство между абзацами Пушкина и Кузмина, но проверка этого впечатления при помощи объективных показателей была бы затруднительна. Определять величину абзаца по количеству входящих в него фраз не было бы целесообразно, - во-первых, потому, что не всегда абзац совпадает с фразой, во-вторых, потому, что самая фраза не есть достаточно определившаяся мера.
Абзац, как художественный прием, не исследован почти вовсе. Но с уверенностью можно сказать, что он выполняет логическую роль, так как выделяет главные идеи и облегчает тем восприятие мысли.
    Структура абзаца
Абзац представляет собой структуру со встроенным в нее самое механизмом развертывания темы. Абзацы – это единицы восприятия готового текста. Все в них – их объем, структура, функции – приспособлено к аналитическим возможностям читателя. Этому служат:
    Тематическое предложение абзаца (например: В Париже рассказывали много анекдотов о чудовищной рассеянности Ампера и его необыкновенной доверчивости.) и содержащиеся в нем информемы – слова, словосочетания или даже части предложения, которые являются семантически неполными и требуют распространения; в нашем случае это словосочетания: чудовищная рассеянность и необыкновенная доверчивость;
    Небольшое число способов распространения тематических предложений: детализация, приведение подробностей, приведение примеров, объяснение, сопоставление и некоторое другое;
    Легко выявляемая связь всех предложений абзаца с его тематическим предложением и информемами в нем:
«[В Париже рассказывали много анекдотов о (Тематическое предложение
чудовищной рассеянности Ампера и его и информемы абзаца)
необыкновенной доверчивости]
[Так, например, стоя у доски во время лекций и увлекшись объяснениями, он иногда вместо носового платка употреблял влажную тряпку, запачканную мелом.] – относится к «чудовищной рассеянности».
[Остряки-студенты уверяли почтенного академика, будто они плохо разбирают цифры на доске, и доверчивый ученый писал все крупнее и крупнее, покуда на огромной доске помещалось не более пяти цифр. (По Шаховской)] – относится к «необыкновенной доверчивости».
Наличие тематического предложения в абзаце важно как для пишущего, так и для читающего. Пишущему такое предложение позволяет определить тему абзаца, а читателю оно помогает определить предмет речи и удерживать его в памяти до тех пор, пока он не сменится другим предметом речи.
Концептуальное предложение – это предложение, предающее главную мысль (тезис) абзаца. Например:
1) « Я очень хорошо знаю типы актеров всех стран. <Тематическое предложение абзаца с информемой «типы актеров»>. 2) Французы всегда немного взвинчены, готовы на декламацию, на пафос с жизни. 3) Для немецкого актера свойственны «ходули», ложная приподнятость. 4) Итальянцы просты, но изрядно заштампованы <2,3,4 – детализация, распространение информемы «типы актеров всех стран»> 5) И все актеры поразительно национальны, если можно так выразиться, по духу, восприятию жизни и красоты . <Концептуальное предложение>.
Так же можно отметить, что для оформления концовки абзаца используются специальные синтаксические средства. В этой роли активно употребляется союз и в «завершающем» значении. Завершать абзац могут восклицательные и вопросительные предложения, прямая речь и другие конструкции. В любом случае синтаксический облик концовки изменен по сравнению с предшествующим текстом.
    Научные взгляды о соотношении абзаца и сложного синтаксического целого
Абзац и сложное синтаксическое целое – это единицы разных уровней, так как основания их организации различны (абзац не имеет особого синтаксического оформления в отличие от сложного синтаксического целого (ССЦ), однако эти единицы перекрещивающиеся, функционально соприкасающиеся, поскольку обе они выполняют семантико-стилистическую роль.
В настоящее время существует три точки зрения на вопрос о соотношении абзаца и ССЦ.
Некоторые исследователи до сих пор отказываются от понятия ССЦ, называя абзац сложным синтаксическим единством. Так, Р.А.Каримова в работе, посвященной организации текста, выделяет специальную часть «Абзац как основная единица текста». Опираясь на идеи, высказанные Л.Г.Фридман и Т.Н.Сильман, автор считает, что «абзац предстает как многоплановое явление, по отношению к которому действуют как объективные, так и субъективные факторы членения. К объективным, безусловно, относится традиционно выделяемый критерий тематичности абзаца, то есть содержательный, имеющий под собой грамматическую базу».
Другие ученые в тех случаях, когда абзац не равен по объему одному предложению, не проводят разграничения между абзацем и сложным синтаксическим целым. Подобной точки зрения придерживается, например, А.А.Мецлер, который, отмечая, что «в настоящее время нет еще общепринятых признаков, четко отграничивающих ССЦ как единицу синтаксического уровня от абзаца как единицы композиционного уровня», считает целесообразным придерживаться «понятия текстового блока (Text block) ».
Значительный вклад в уточнение структуры и функций абзаца и ССЦ внесла Л.М.Лосева, которая убедительно показала, что «абзаца как особой семантической или синтаксической единицы не существует. В абзац может выделяться любое предложение, любое слово, любое ССЦ». И далее о функции абзаца: «Выделение абзацев – это способ (прием) семантико-стилистического выделения предложений». Автором подчеркивается также мысль о том, что в стилистическом плане с абзацем связана возможность выразить специфику функционального стиля и жанра речи, особенности индивидуального слога, отношение самого автора к описываемому. Сложное синтаксическое целое определяется Л.М.Лосевой как группа самостоятельных предложений, которая представляет собой единицу текста любого рода, характеризующуюся лексико-грамматическими и ритмомелодическими признаками.
На строгое разграничение функций абзаца и ССЦ указывает Л.Ю.Максимов, который отмечает, что «абзац, в отличие от сложного синтаксического целого, является не структурно-семантической, а стилистико-композиционной единицей. При помощи абзацного отступа (или красной строки) выделяются наиболее важные в композиции целого текста группы предложений или отдельные предложения».
Таким образом, абзац следует рассматривать только с точки зрения авторской стилистики и общего замысла, композиции текста, ССЦ же в отличие от абзаца – структурно-семантическая единица, главный строевой элемент текста.
    Основные принципы абзацирования
Характер абзацного членения текста зависит от стиля и жанра произведения. В.В. Бабайцева и Л.Ю. Максимов пишут: «Членение текста на абзацы является важным стилеобразующим фактором».
Здесь важную роль играет эмоциональность текста. В эмоционально нейтральных текстах научно- публицистического и официально-делового жанров границы абзацев в целом будут совпадать с границами сложного синтаксического целого. В художественном тексте абзацным отступом может подчеркиваться смысл отдельного предложения или в абзац могут объединяться мысли, подчиненные главной теме. Таким образом, абзацный отступ становится как бы в некотором смысле авторским знаком, что сближает его со знаками препинания.
Большие по объему абзацы более характерны для эпически спокойного повествования; абзацы небольшие, в том числе и абзацы-предложения, более свойственны повествованию напряженному, лирически взволнованному.
В работе «Как строится текст»» Л.М. Лосева выделяет такие виды абзацев:
1) предложения, заключающие в себе основные мысли текста;
2) предложения, заключающие в себе новую информацию по сравнению с предыдущим предложением;
3) предложения, заключающие в себе повторяющуюся информацию об одном и том же лице (лицах) и связанные дистантной связью;
4) предложения, начинающиеся местоимениями он, она, оно и т.д., не относящимися к последнему существительному предыдущего предложения;
5) предложения, идущие после диалога и полилога.
В данной работе мы хотим выделить следующие принципы абзацирования текста: конструктивный, смежно-тематический, факультативно-модальный и ассоциативный.
Конструктивный принцип членения текста на абзацы предполагает, что с помощью абзацных отступов (красной строки) выделяются: предложения обозначающие одного и того же действия или последовательную (в абстрактном понимании «плавную») сменяемость различных действий при повествовании; предложения рассматривающие элементы или части одного объекта при описании; предложения, представляющие собой последовательность тезисов одного положения при рассуждении. Сущность данного принципа заключается в том, что каждое последующее абзацное предложение логически выводимо из начального предложения предыдущего абзаца и между ними прослеживается достаточно четкая дистантная межфразовая связь. Сами же начальные предложения являются носителями основной информации фрагмента текста.
В соответствии со смежно-тематическим принципом абзацирования рядом находятся и последовательно сменяют друг друга различные типы речи. В этом случае автор прерывает определенную последовательность сообщаемого в одном абзаце, чтобы передать нечто качественно новое.
Факультативно-модальный принцип членения текста на абзацы предусматривает выделение с красной строки определенного фрагмента, который привносит добавочное модальное значение (сомнения, одобрения, утверждения, отрицания, альтернативности действия и т.д.) и имеет характер собственно авторского проявления в тексте. Информация, содержащаяся в абзацах, выделяемых с учетом этого принципа, явно соотносясь с конструктивной и семантической функциями вводных слов, словосочетаний и предложений в составе простого или сложного предложения, указывает на авторское отношение к изображаемому.
Анализируя факультативно-модальный принцип абзацирования текста, следует отметить одну существенную, на наш взгляд, особенность: данный принцип четко проявляется в типе повествования от третьего лица, когда герой и автор семантически и грамматически ограничены друг от друга. Именно здесь дополнительная модальность, проявленная в авторских суждениях и замечаниях, как правило, фиксируется абзацным отступом. Если же повествование ведется от первого лица и герой-рассказчик близок образу автора или, возможно, сливается с ним, факультативно-модальный принцип заменяется смежно-тематическим, т.е. различные типы речи сменяют друг друга в рамках проявления одного грамматического лица, поэтому, видимо, неправильно будет говорить о дополнительной модальности текста или рассматривать авторские суждения как факультативные. В этих случаях налицо уже рассуждения автора-героя, который или ведет повествование, или описывает объект.
Согласно ассоциативному принципу абзацирования с помощью красной строки выделяют те части текста. Которые призваны вернуть читателя либо к более раннему (левому) контексту этого же произведения, либо к контексту другого, но гипотетически узнаваемого, как правило, классического произведения. Абзацы подобного типа оформляются автором как разного рода повторы в расширенном смысле этого слова – от точных цитаций из собственного и других произведений до реминисценций с доминантным словом общекультурного контекста. Композиционно-стилистическое членение текста, организованное на основе данного принципа, имеет, на наш взгляд, две основные задачи: во-первых, организовать дистантную семантическую связь, а иногда и кольцевую структуру в произведении; во-вторых, за счет привнесений извне расширить контекст целого произведения и углубить его смысл. Наиболее часто абзацированию по ассоциативному принципу подвергаются фрагменты. Содержащие вкрапления из библейских текстов. Метафоры или цитаты из Библии, будучи внесенным в произведение. По исторической традиции литературы занимают в нем господствующее, центральное положение, что обусловлено в первую очередь их огромным внутренним смысловым объемом и способностью развертываться в исторической ретроспективе.
Выделенные нами четыре принципа абзацирования в современной литературе названы основными и поэтому не претендуют на исчерпывающий охват особенностей композиционно-стилистического (абзацного) членения текста. Это скорее определенный опыт обобщения основных тенденций членения текста на абзацы. Тем не менее, за всем разнообразием авторского волюнтаризма просматриваются общие (лингвистические и экстралингвистические) черты.

ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ

Подведем итоги ко всему вышесказанному. Как мы уже говорили, наука уделяет недостаточно внимания изучению функции абзацев. Существует несколько научных взглядов на проблему абзаца, но нет законов и правил, определяющих принципы разбиения смысла и текста на абзацы. Науке еще не раз предстоит вернуться к этому вопросу.
Очевидно, все же есть некие принципы - по сути, языковые законы, определяющие организацию текста на уровне абзацев и других структурных единиц, более крупных, чем предложение, - страница, параграф, глава, часть и т. п.
Нами выделено четыре принципа абзацирования текста: конструктивный, смежно-тематический, факультативно-модальный и ассоциативный. Но они не претендуют на исчерпывающий охват особенностей разбиения текста. Характер абзацирования в первую очередь будет зависеть от стиля и жанра произведения.
Также мы рассмотрели структуру абзаца. Где важными составляющими являются тематическое предложение, его детализация и концептуальное предложение. Каждый абзац должен нести в себе какой-то один смысл, который, как правило, заключается в тематическом предложении.
Разбиение текста на абзацы имеет два преимущества. С одной стороны, абзац придает тексту более эстетичный вид, облегчает глазу процесс чтения. С другой стороны его можно рассматривать как литературный прием. Он отражает намерение художника выделить внешним образом в особую группу те или иные части произведения, он делает отчетливыми группировки эмоций, идей, образов.
Достаточно очевидна ритмообразующая функция абзацев. Длина абзацев упрощает или затрудняет понимание; при этом - что интересно - абзацы не нарезаются автоматически равными кусками текста, а, оформляются в соответствии с по-своему законченными фрагментами смысла.
Таким образом, в современной литературе абзац следует рассматривать только с точки зрения авторской стилистики и общего замысла. А лингвистика как научное и практическое знание в ближайшее время вряд ли приблизится к своим предметным пределам. Поэтому исследование экстралингвистических средств языковой практики чрезвычайно перспективно с точки зрения открытия принципиально новых языковых закономерностей.

ГЛАВА ВТОРАЯ
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЕМА АБЗАЦИРОВАНИЯ В РЕКЛАМЕ И ЖУРНАЛИСТИКЕ

Вы должны схватить читателя за глотку в первом абзаце, во втором – сдавить
покрепче и держать его у стенки до последней строки.
Пол О"Нил. "Американский писатель"

Описанные в предыдущей главе принципы абзацирования и выработка неких общих критериев абзацного членения необходимы в методических целях. Это во многом поможет более грамотно и, что не менее важно, мотивированно строить нашу письменную речь и четко структурировать тексты.
Абзацы образуют внешнюю (типографскую) структуру текста. Членение текста на абзацы создает внешний, неграмматический алгоритм распознавания фрагментов смысла, смысловых и логических комплексов в письменной речи.
Так как каких-либо правил членения текста на абзацы не существует, пишущий сам определяет уместность красной строки и размерность абзацев в соответствии со своим представлением о логике и даже со своим темпераментом.
Письменный текст без абзацев воспринимается труднее. Это нужно учитывать при составлении любых текстов. С другой стороны, разбивка текста на слишком мелкие абзацы (слишком частые красные строки) создает ощущение скачкообразной, спотыкающейся, рваной речи.
Весьма странными, если не абсурдными, выглядят рекомендации некоторых редакторов ограничивать абзац в гипертексте тремя предложениями, хотя такие рекомендации обусловлены законом «речевой экономии
Известно, что наше восприятие и память в норме характеризуется с числом В.Ингве, в соответствии с которым мы способны единовременно воспринять и запомнить 7 плюс-минус 2 компонента целого: предложений в абзаце, абзацев - в параграфе, параграфов – в главе и т.д. Но число В.Ингве здесь является следствием.
Создавая текст, мы должны его по максимуму сделать таким, чтобы привлечь внимание читающего, воздействовать на его сознание и задеть его эмоции. Абзацирование – один из многих приемов, влияющий на наилучшее восприятие текста. Разделяя текст на абзацы, мы придаем ему более эстетичный вид, вносим некоторое разнообразие в текстовый рисунок параллельных строк. Абзац облегчает глазу процесс чтения, давая ему некоторый повод для отдыха и помогая следить за строками.
Эту главу мы хотим посвятить выявлению и описанию определенных закономерностей абзацирования, способствующих грамотной письменной речи в рекламе и журналистике. Умение точно, красиво и убедительно излагать свои мысли на письме считаются нормой для любого образованного человека. Тем большей степени это положение относится к людям, профессиональная деятельность которых предусматривает – да, впрочем, просто требует, - свободного владения навыками письменной речи в рамках избранной специальности. При чем неважно работают они в бизнесе, некоммерческой организации или органах власти.
1. Рекламный текст
Итак, перейдем к делу, а именно к созданию грамотного рекламного текста. В первую очередь возникает банальный вопрос: «А с чего начать первый абзац?».
и т.д.................

Структура абзаца характер организации содержания абзаца и взаимоотношений между его частями. Самые сложные абзацы строятся как бы в трехплановой проекции: фоновом (релятивном) плане, предназначенном для создания баланса общих знаний с читателем, сюжетном (референтном) плане, служащем для развертывания сообщения о предмете речи, и авторском - приспособленном для авторских отступлений, оценок, объяснений, домысливания и т. д. С этой точки зрения можно говорить об одно-дву- и трехплановых абзацах. В одноплановых абзацах реализуется, как правило, референтный (сюжетный), релятивный (фоновый) или авторский план текста. Наиболее употребительной в одноплановых абзацах является структура типа: тематическое предложение + детализация тематического предложения путем приведения примеров, сравнения, указания причины или следствия, дополнения, определения и т. д.: «В Париже рассказывали много анекдотов о чудовищной рассеянности Ампера и его необыкновенной доверчивости. Так, например, стоя у доски и увлекшись объяснениями, он иногда вместо носового платка употреблял влажную тряпку, запачканную мелом. Остряки-студенты уверяли почтенного академика, будто они плохо разбирают цифры на доске. И доверчивый ученый писал все крупнее и крупнее, покуда на огромной доске помещалось не более пяти цифр» (Н. Шаховская). В дву- и трехплановых абзацах сопрягаются соответственно референтный, предназначенный для описания предмета речи или сюжетного действия, и релятивный (фоновый) планы текста, или референтный и авторский, или все три плана текста: «Юный Шахматов обнаруживает умение использовать известный в науке принцип относительной хронологии (референтный план абзаца). Следует сказать, что вообще в лингвистике невозможно указать точную дату начала или конца какого-либо языкового процесса: новые явления зарождаются исподволь, незаметно и эволюционируют довольно долго, и сложно сказать, где конец начала и где начало конца. Для лингвиста представляется ценным установить хотя бы очередность, последовательность зарождения и развития тех или других факторов языка относительно друг друга (релятивный или фоновый план абзаца). Располагая косвенными данными о хронологических рамках старого состояния в исследуемой области, А. Шахматов делает логически безупречный вывод о периоде, в который появляется новое явление (референтный план абзаца). Поразительное для молодого ученого прозрение!» (авторский план абзаца) (В.И. Макаров). Нередко содержание фонового или авторского планов представлено в абзаце небольшими включениями в виде словосочетаний, оборотов или отдельных предложений: «Сохранился портрет отца Даля - Ивана Матвеевича Даля. У него внешность командира мушкетеров - острая с проседью бородка, подкрученные кверху усы. Светлые глаза окружены темным ободком. Глаза проницательные и диковатые: такие называют шалыми, в них не озорство, а отчаянная решимость, которая, впрочем, так ни в чем и не проявилась» (М. Бессараб). Лит.: Лосева Л.М. К изучению межфразовой связи (абзац и сложное синтаксическое целое


Структура абзацев

Как уже было написано выше, текст, для удобства восприятия, делится на абзацы. Абзацы, в свою очередь, также могут иметь собственную структуру, в зависимости от структуры текста и быть представлены в виде:

· Вопроса/ответа

· Одиночных предложений

· Пласта текста

При этом, главное правило абзаца: он должен заключать в себе мысль и иметь смысл, даже будучи обособленных от других предложений.

Период

(от греч. periodos – обход, круг, круговращение) – стилистическая фигура, представляющая собой семантико-структурное единство, образованное простым или сложным предложением, а также сложным синтаксическим целым, которые разделяются на две интонационно противопоставленные части – протазис , характеризующийся повышением, восходящим движением тона, и аподозис , характеризующийся понижением, нисходящим движением тона, и, с точки зрения содержания, представляющий вывод или следствие из того, о чем говорилось в протазисе. Протазис и аподозис отделяются друг от друга длительной (явно выраженной) паузой. Со стороны содержания П. характеризуется смысловой законченностью.

Таким образом, выделяют следующие признаки периодических построений: 1) структурная замкнутость; 2) бинарность (двучленность) структуры; 3) семантико-структурная взаимосвязь и взаимообусловленность частей; 4) контрастная интонационная оформленность частей: повышение тона в протазисе и понижение в аподозисе; 5) длительная пауза между протазисом и аподозисом; 6) структурно-семантический параллелизм членов частей периода.

Наиболее распространенные типы П. выделяют на основе смысловой связи между протазисом и аподозисом: временной П. (в протазисе которого указывается время действий, событий, явлений, составляющих предмет речи в аподозисе),причинно-следственный П. (между частями П. – причинно-следственные отношения), определительный П. (в протазисе которого определяется лицо, явление, представляющее предмет речи в аподозисе), предикативный П. (в протазисе П. содержится подлежащее, а в аподозисе – сказуемое), соединительный П. (в аподозисе которого имеется дополнение, добавление к сказанному в протазисе), сопоставительный П. (период, между частями которого устанавливаются сопоставительные отношения), сравнительный П. (П., содержащий сравнение), условный П. (в протазисе которого указывается на условия, при которых происходит то, что описано в аподозисе), уступительный П. (в протазисе П. данного типа дается описание обстоятельств, препятствующих совершению того, о чем говорится в аподозисе)

Периодические построения располагают широкими стилистическими возможностями. Основными функциями П. являются текстообразующая и экспрессивная.

Текстообразующая функция периода проявляется в автосемантии (известной самостоятельности и независимости от контекста). В силу этого П. может быть использован в различных композиционно важных частях текста. Но стремление П. к автосемантии в то же время не исключает его тесную соотнесенность с окружающим его контекстом (т.е. носит относительный характер).

Экспрессивная функция П. состоит в том, что периодические построения используются с целью создания торжественности, взволнованности, приподнятости, лирического пафоса (могут приобретать патетическое звучание).

П. – сравнительно малочастотная стилистическая фигура. Она употребляется преимущественно в худож. прозе и поэзии, в публицистике. При этом в худож. текстах основное значение приобретает эмоционально-образная функция П. (илл. 2, 4), тогда как в публиц. текстах П. выступает в целях логико-эмоционального убеждения, а также первостепенное значение приобретает оценочно-образная функция (илл. 1, 3, 5).

Загрузка...