docgid.ru

Родство всех живых организмов. Клеточное строение организмов как доказательство их родства, единства живой природы. Отличие человека и животных

КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ ПО ИТОГАМ 1-ГО ПОЛУГОДИЯ

Класс: девятый

Предмет: биология

Программа: И.Н.Пономарёва (линейный курс)

Часть 1. В приведённых заданиях выберите ОДИН верный вариант ответа

1.У Ани есть электронная книга «Атлас человеческого тела». Какую информацию из приведённой она сможет в ней найти?

1) схему строения скелета человека

2) описание работы сердца человека

3) статистику человеческих заболеваний

4) расшифровку генетического кода человека.

2.У Бори есть печатная книга «Определитель дикорастущих растений». Какую информацию из приведённой он точно найдёт в ней?

1) список исчезающих растений

2) описания и изображения растений

3) способы ухода и размножения растений

4) схемы пищевых цепей и сетей естественных экосистем

3.Доказательством родства всех живых организмов является наличие в их клетках:

1) цитоплазмы

2) клеточного сока

3) лимфы

4) тканевой жидкости

4.Доказательством родства всех живых организмов является наличие в их клетках:

1) аппарата Гольджи

2) генетического аппарата

3) ядра

4) митохондрий

5.Какое из перечисленных культурных растений семейства Злаки имеет соцветие кисть?

1) пшеница

2) рожь

3) ячмень

4) овёс

6.Какой орган НЕ входит в состав побега растения?

1) стебель

2) лист

3) почка

4) корень

7.Цветок ветроопыляемого растения, по сравнению с цветком растения, опыляемого животными, обычно имеет:

1) более крупный размер

2) не яркий околоцветник

3) выраженный аромат

4) нектарники

8.Какой из приведённых признаков НЕ относится к описанию ланцетника?

1) рот окружён щупальцами

2) орган дыхания – жабры

3) осевой скелет – хорда

4) два круга кровообращения

9.К какому классу типа Членистоногие относят скорпиона?

1) Ракообразные

2) Паукообразные

3) Насекомые

4) Крабообразные

10.Какая из особенностей строения черепа человека связана с наличием речи?

1) низкий лоб

2) развитые надглазничные валики

3) плоский нос

4) выступающий вперёд подбородок

11.Мышца крепится к кости с помощью

1) хрящей

2) связок

3) сухожилий

4) суставов

12.Для формирования какого иммунитета детям вводят вакцину против кори?

1) естественного приобретённого

2) естественного врождённого

3) искусственного активного

4) искусственного пассивного

13.Какой тканью образован наружный слой кожи человека, состоящий из живых и мёртвых клеток?

1) соединительной

2) мышечной

3) нервной

4) эпителиальной

14.Что из перечисленного может служить профилактикой плоскостопия?

1) длительное пребывание на ногах

2) ношение узкой обуви

3) регулярное поднятие тяжёлых предметов

4) хождение босиком по неровной поверхности

15.Нормальный пульс человека в возрасте 10-15 лет в покое составляет в среднем

1) 45-60 ударов в минуту

2) 65-75 ударов в минуту

3) 80-95 ударов в минуту

4) 100-120 ударов в минуту

16.ВИЧ-инфекцией НЕЛЬЗЯ заразиться

1) при половом контакте

2) при переливании крови

3) через одежду больного человека

4) от матери к ребёнку

17.Какую роль выполняют в биосфере Земли живущие в почве бактерии гниения?

1) образуют органические вещества из неорганических

2) питаются органическими веществами живых организмов

3) способствуют нейтрализации ядов в почве

4) разлагают мёртвые остатки растений и животных до перегноя

18.Тип взаимоотношений, при котором организмы одного вида живут за счёт питательных веществ или тканей организма другого вида, не приводя к его гибели, называют

1) симбиозом

3) нахлебничеством

4) хищничеством

19.Расцвет насекомых в ходе эволюции совпал с расцветом

1) водорослей

2) папоротникообразных

3) покрытосеменных

20.Какая из перечисленных групп растений в ходе эволюции первой перестала зависеть от воды при оплодотворении?

1) Покрытосеменные

2) Папоротникообразные

4) Мхи

Часть 2. Выберите в представленных заданиях 3 верных ответа и запишите их в правильной последовательности.

21.Какие из приведённых тканей относят к соединительным?

1) кровь

2) камбий

3) костная

4) железистая

5) кожица

6) лимфа

22.Для каких из перечисленных организмов характерен гетеротрофный тип питания?

1) хламидомонада

2) мухомор

3) кукушкин лён

4) кукушка

5) дождевой червь

6) лук репчатый

23.Чем млекопитающие ОТЛИЧАЮТСЯ от пресмыкающихся?

1) покрыты волосяным покровом

2) обладают лёгочным дыханием

3) имеют внутренний костный скелет

4) сохраняют постоянную температуру тела

5) занимают наземно-воздушную и водную среду обитания

6) у большинства есть матка

24.Малина обыкновенная выращивается в садах как ягодный кустарник с вкусными и целебными плодами. Выберите 3 утверждения, относящиеся к приведённому описанию.

1) В течение жизни малина цветёт.

2) Для образования плодов растению необходимо опыление.

3) Малина может встречаться в лесах.

4) Опыление малины перекрёстное насекомыми.

5) Плоды малины можно использовать в медицинских целях.

6) У листьев малины сетчатое жилкование.

25.Песчанки – это млекопитающие отряда Грызуны, размером с домовую мышь, питающиеся растительной пищей и обитающие в норах колониями. Выберите 3 утверждения, относящиеся к приведённому описанию.

1) В спячку не впадает.

2) В природе обитает в пустынях и полупустынях.

3) Выкармливает детёнышей молоком.

4) Имеет хорошо развитые вибриссы – чувствительные волоски на мордочке.

5) Имеет одну пару увеличенных резцов на каждой челюсти.

6) Является объектом добычи мелких хищников.

КЛЮЧ К ЧАСТИ 1

КЛЮЧ К ЧАСТИ 2

Ответ - 136

Ответ - 245

Ответ - 146

Ответ - 125

Ответ - 345

При составлении данной работы был использован материала сборника ОГЭ. Биоогия: типовые экзаменационные варианты: 30 вариантов / под ред. В.С.Рохлова. - М.: Издательство "Национальное образование", 2018 (ОГЭ. ФИПИ - школе)

Биология [Полный справочник для подготовки к ЕГЭ] Лернер Георгий Исаакович

2.1. Клеточная теория, ее основные положения, роль в формировании современной естественнонаучной картины мира. Развитие знаний о клетке. Клеточное строение организмов, сходство строения клеток всех организмов – основа единства органического мира, доказательства родства живой природы

Основные термины и понятия, проверяемые в экзаменационной работе: единство органического мира, клетка, клеточная теория, положения клеточной теории.

Мы уже говорили о том, что научная теория представляет собой обобщение научных данных об объекте исследования. Это в полной мере касается клеточной теории, созданной двумя немецкими исследователями М. Шлейденом и Т. Шванном в 1839 г.

В основу клеточной теории легли работы многих исследователей, искавших элементарную структурную единицу живого. Созданию и развитию клеточной теории способствовало возникновение в XVI в. и дальнейшее развитие микроскопии.

Вот основные события, которые стали предшественниками создания клеточной теории:

– 1590 г. – создание первого микроскопа (братья Янсен);

– 1665 г. Роберт Гук – первое описание микроскопической структуры пробки ветки бузины (на самом деле это были клеточные стенки, но Гук ввел название «клетка»);

– 1695 г. Публикация Антония Левенгука о микробах и других микроскопических организмах, увиденных им в микроскоп;

– 1833 г. Р. Броун описал ядро растительной клетки;

– 1839 г. М. Шлейден и Т. Шванн открыли ядрышко.

Основные положения современной клеточной теории:

1. Все простые и сложные организмы состоят из клеток, способных к обмену с окружающей средой веществами, энергией, биологической информацией.

2. Клетка – элементарная структурная, функциональная и генетическая единица живого.

3. Клетка – элементарная единица размножения и развития живого.

4. В многоклеточных организмах клетки дифференцированы по строению и функциям. Они объединены в ткани, органы и системы органов.

5. Клетка представляет собой элементарную, открытую живую систему, способную к саморегуляции, самообновлению и воспроизведению.

Клеточная теория развивалась благодаря новым открытиям. В 1880 г. Уолтер Флемминг описал хромосомы и процессы, происходящие в митозе. С 1903 г. стала развиваться генетика. Начиная с 1930 г. стала бурно развиваться электронная микроскопия, что позволило ученым изучать тончайшее строение клеточных структур. XX век стал веком расцвета биологии и таких наук, как цитология, генетика, эмбриология, биохимия, биофизика. Без создания клеточной теории это развитие было бы невозможным.

Итак, клеточная теория утверждает, что все живые организмы состоят из клеток. Клетка – это та минимальная структура живого, которая обладает всеми жизненными свойствами – способностью к обмену веществ, росту, развитию, передаче генетической информации, саморегуляции и самообновлению. Клетки всех организмов обладают сходными чертами строения. Однако клетки отличаются друг от друга по своим размерам, форме и функциям. Яйцо страуса и икринка лягушки состоят из одной клетки. Мышечные клетки обладают сократимостью, а нервные клетки проводят нервные импульсы. Различия в строении клеток во многом зависят от функций, которые они выполняют в организмах. Чем сложнее устроен организм, тем более разнообразны по своему строению и функциям его клетки. Каждый вид клеток имеет определенные размеры и форму. Сходство в строении клеток различных организмов, общность их основных свойств подтверждают общность их происхождения и позволяют сделать вывод о единстве органического мира.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги 100 великих научных открытий автора Самин Дмитрий

ТЕОРИЯ ЭВОЛЮЦИИ ОРГАНИЧЕСКОГО МИРА В 1909 году в Париже было большое торжество: открывали памятник великому французскому натуралисту Жану Батисту Ламарку в ознаменование столетия со дня выхода в свет его знаменитого сочинения «Философия зоологии». На одном из барельефов

автора Лернер Георгий Исаакович

1.2. Признаки и свойства живого: клеточное строение, особенности химического состава, обмен веществ и превращения энергии, гомеостаз, раздражимость, воспроизведение, развитие Основные термины и понятия, проверяемые в экзаменационной работе: гомеостаз, единство живой и

Из книги Биология [Полный справочник для подготовки к ЕГЭ] автора Лернер Георгий Исаакович

2.2. Клетка – единица строения, жизнедеятельности, роста и развития организмов. Многообразие клеток. Сравнительная характеристика клеток растений, животных, бактерий, грибов Основные термины и понятия, проверяемые в экзаменационной работе: клетки бактерий, клетки грибов,

Из книги Биология [Полный справочник для подготовки к ЕГЭ] автора Лернер Георгий Исаакович

2.3. Химическая организация клетки. Взаимосвязь строения и функций неорганических и органических веществ (белков, нуклеиновых кислот, углеводов, липидов, АТФ), входящих в состав клетки. Обоснование родства организмов на основе анализа химического состава их

Из книги Биология [Полный справочник для подготовки к ЕГЭ] автора Лернер Георгий Исаакович

2.4. Строение про– и эукариотной клеток. Взаимосвязь строения и функций частей и органоидов клетки – основа ее целостности Основные термины и понятия, проверяемые в экзаменационной работе: аппарат Голъджи, вакуоль, клеточная мембрана, клеточная теория, лейкопласты,

Из книги Биология [Полный справочник для подготовки к ЕГЭ] автора Лернер Георгий Исаакович

3.2. Воспроизведение организмов, его значение. Способы размножения, сходство и отличие полового и бесполого размножения. Использование полового и бесполого размножения в практической деятельности человека. Роль мейоза и оплодотворения в обеспечении постоянства числа

Из книги Биология [Полный справочник для подготовки к ЕГЭ] автора Лернер Георгий Исаакович

3.3. Онтогенез и присущие ему закономерности. Специализация клеток, образование тканей, органов. Эмбриональное и постэмбриональное развитие организмов. Жизненные циклы и чередование поколений. Причины нарушения развития организмов Онтогенез. Онтогенез – это

Из книги Биология [Полный справочник для подготовки к ЕГЭ] автора Лернер Георгий Исаакович

3.6. Изменчивость признаков у организмов: модификационная, мутационная, комбинативная. Виды мутаций и их причины. Значение изменчивости в жизни организмов и в эволюции. Норма реакции Основные термины и понятия, проверяемые в экзаменационной работе: близнецовый метод,

Из книги Биология [Полный справочник для подготовки к ЕГЭ] автора Лернер Георгий Исаакович

Раздел 4 Многообразие организмов, их строение и жизнедеятельность 4.1. Систематика. Основные систематические (таксономические) категории: вид, род, семейство, отряд (порядок), класс, тип (отдел), царство; их соподчиненность Основные термины и понятия, проверяемые в

Из книги Биология [Полный справочник для подготовки к ЕГЭ] автора Лернер Георгий Исаакович

6.2.2. Творческая роль естественного отбора. Синтетическая теория эволюции. Исследования С.С.Четверикова. Роль эволюционной теории в формировании современной естественнонаучной картины мира Синтетическая теория эволюции возникла на основе данных сравнительной

Из книги Биология [Полный справочник для подготовки к ЕГЭ] автора Лернер Георгий Исаакович

6.3. Результаты эволюции: приспособленность организмов к среде обитания, многообразие видов. Доказательства эволюции живой природы. Приспособленность организмов к среде обитания. В результате длительного эволюционного процесса у всех организмов постоянно развиваются и

Из книги Биология [Полный справочник для подготовки к ЕГЭ] автора Лернер Георгий Исаакович

6.4. Макроэволюция. Направления и пути эволюции (А.Н. Северцов, И.И. Шмальгаузен). Биологический прогресс и регресс, ароморфоз, идиоадаптация, дегенерация. Причины биологического прогресса и регресса. Гипотезы возникновения жизни на Земле. Эволюция органического мира.

Из книги Биология [Полный справочник для подготовки к ЕГЭ] автора Лернер Георгий Исаакович

7.4. Круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах, роль в нем организмов разных царств. Биологическое разнообразие, саморегуляция и круговорот веществ – основа устойчивого развития экосистем Круговорот веществ и энергии в экосистемах обусловлен

Из книги Краткий справочник необходимых знаний автора Чернявский Андрей Владимирович

Основные признаки живых организмов Живые организмы обладают рядом признаков, отсутствующих у большинства неживых систем, но среди этих признаков нет ни одного такого, который был бы присущ только

Из книги Большая Советская Энциклопедия (РА) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (СИ) автора БСЭ

После смерти родственника в некоторых ситуациях для получения наследства требуется доказать родство с умершим. Наиболее компетентным лицом в вопросах доказательства родственных связей является нотариус, который укажет, какие документы требуются для принятия наследства и что делать, когда нужных бумаг не имеется. Аспект, обуславливающий необходимость установить родство, требуется при отсутствии завещательного документа - для установления, к какой из существующих 8 очередей относится правопреемник.

Когда возникает необходимость доказывать родство?

Встречаются ситуации, что подразумевают процесс подтверждения родственной связи с умершим. Это нужно в случае желания получить наследство при законном порядке наследования. При этом необходимость доказательства прецедента близких взаимоотношений с покойным наследодателем связана с условием отсутствия документально установленного родства.

Доказательство родства с наследодателем выполняется не обязательно в судебном порядке. Подтверждение возможно получить в местном отделении ЗАГСа - восстановив утраченные документы. Но существуют ситуации, когда без судебного разбирательства доказать факт родства не представляется возможным, к примеру - после смерти отца, не признавшего ребенка.

Документация для подтверждения родства

При заявлении прав на наследство и законном порядке наследования требуется подтверждение родства правопреемника с наследодателем. Для этого заинтересованному лицу требуется выполнить следующий перечень действий:

  • претендент на наследство собирает необходимые свидетельства;
  • передает собранную документацию нотариусу, ведущему наследственное дело;
  • получает бумагу о праве получить наследство после проверки нотариусом подлинности документации.

Когда документы, которые могут подтвердить родство с умершим наследодателем, в силу каких-то обстоятельств отсутствуют, от претендента на наследство требуется выполнить такие манипуляции.

  1. Изложить просьбу подтвердить родство с умершим наследодателем в исковой форме.
  2. Обратиться в судебную инстанцию соответствующей подсудности с составленным согласно нормам исковым заявлением.
  3. Ожидать извещения касательно решения судьи по интересующему вопросу.

В зависимости от степени родства, пакет документов, которые способны подтвердить имевшиеся взаимоотношения и обуславливающие возможность вступления в наследство, отличается. Тем не менее существует стандартный набор бумаг, к которым относятся свидетельство про рождение и свидетельство про заключение брака. Последнее требуется в случаях, когда наследодатель - супруг. В свидетельствах про рождение важным моментом выступает совпадение указанных фамилий с имеющейся на момент обращения в нотариальную контору. Если была смена фамилии, то необходимо единовременно со свидетельствами предоставлять соответствующий документ.

Когда правопреемник не является кровным родственником (присутствовал факт усыновления/удочерения), требуется предоставить документальное подтверждение этого события.

Доказательство родства при отличающихся фамилиях

Доказательство родства необходимо при отличающихся с наследодателем фамилиях. В качестве подтверждения родственных связей может выступать свидетельство про заключение брака, где указано, что супруга изъявила желание взять фамилию мужа либо про усыновление/удочерение. Для установления факта родственных отношений с умершим дедушкой либо бабушкой требуется найти свидетельства про рождение полной линии - от дедушки/бабушки до внука/внучки, а также свидетельство про заключение брака.

Когда в качестве наследодателя выступает брат либо сестра родителя, то для оформления прав на наследство требуются другие документы. Это свидетельства про рождение матери/отца, правопреемника и тети/дяди. Также нужно предоставить свидетельства про заключение брака родителей и умершего родственника - при наличии оных.

Если ребенок не был признан отцом при жизни

Доказать отцовство после смерти отца, даже если наследодатель не признал собственного ребенка при жизни, возможно. Это предусматривается статьей 53 СК, которая уравнивает права детей на получение части наследственной массы, вне зависимости от того - были рождены в браке и без оного. Процедура установления отцовства после наступления смерти наследодателя существует непосредственно для подтверждения близкородственных связей ребенка, который родился вне официального брака, для обеспечения его прав.

Признание отцовства посмертно выполняется только через суд при подаче соответствующего иска.

Это является сложным процессом, так как найти значимые доказательства трудно, особенно при насильственной смерти лица, поскольку экспертиза ДНК затрудняется на этапе забора материала. Но рассмотрение дела посмертного установления отцовства не имеет кардинальных отличий от стандартного судебного установления факта оного. Единственным отличием выступает отсутствие претензий и возражений со стороны предполагаемого отца и его участия в заборе материала.

Все живые организмы состоят из клеток. Все клетки эукариот имеют сходный набор органоидов, сходно регулируют метаболизм, запасают и расходуют энергию, сходно с прокариотами используют генетический код для синтеза белка. У эукариот и прокариот принципиально сходно функционирует и клеточная мембрана. Общие признаки клеток свидетельствуют о единстве их происхождения.

1. Строение клетки грибов и растений. Признаки сходства в строении этих клеток: наличие ядра, цитоплазмы, клеточной мембраны, митохондрий, рибосом, комплекса Гольджи и др. Признаки сходства - доказательство родства растений и грибов. Отличия: только растительные клетки имеют твердую оболочку из клетчатки, пластиды, вакуоли с клеточным соком.

2. Функции клеточных структур. Функции оболочки и клеточной мембраны: защита клетки, поступление в нее одних веществ из окружающей среды и выделение других. Выполнение оболочкой функции скелета (постоянная форма клетки). Расположение цитоплазмы между клеточной мембраной и ядром, а в цитоплазме всех органоидов клетки. Функции цитоплазмы: связь между ядром и органоидами клетки, осуществление всех процессов клеточного обмена веществ (кроме синтеза нуклеиновых кислот), расположение в ядре хромосом, в которых хранится наследственная информация о признаках организма, передача хромосом от родителей потомству в результате деления клеток. Роль ядра в управлении синтезом белка клетки и всеми физиологическими процессами. Окисление в митохондриях органических веществ кислородом с освобождением энергии. Синтез в рибосомах молекул белка. Наличие хлоропластов (пластид) в растительных клетках, образование в них органических веществ из неорганических с использованием солнечной энергии (фотосинтез).

В растительной клетке есть все органоиды, свой­ственные и животной клетке: ядро, эндоплазматичеекая сеть, рибосомы, митохондрии, аппарат Гольджи. Вместе с тем она имеет существенные особенности строения Растительная клетка отличается от животной следующими признаками: прочной клеточной стенкой значительной толщины; особыми органоидами - пластидами, в которых происходит первичный синтез органических веществ из минеральных за счет энергии света; развитой сетью вакуолей, в значительной мере обусловливающих осмотические свойства клеток.

Растительная клетка, как и клетка грибов, окружена цитоплазматической мембраной, но кроме нее ограничена толстой клеточной стенкой, состоящей из целлюлозы, которой нет у животных. Клеточная стенка имеет по­ры, через которые каналы эндоплазматической сети со­седних клеток сообщаются друг с другом.

Преобладание синтетических процессов над процес­сами освобождения энергии - одна из наиболее харак­терных особенностей обмена веществ растительных ор­ганизмов. Первичный синтез углеводов из неорганиче­ских веществ осуществляется в пластидах. Различают три вида пластид: 1) лейкопласты - бесцветные плас­тиды, в которых происходит синтез крахмала из моно­сахаридов и дисахаридов (есть лейкопласты, запасаю­щие белки и жиры); 2) хлоропласты, включающие пигмент хлорофилл, где осуществляется фотосинтез; 3) хромопласты, содержащие различные пигменты, обусловливающие яркую окраску цветков и плодов.

Пластиды могут переходить друг в друга. Они содержат ДНК и РНК и размножаются делением надвое. Вакуоли развиваются из цистерн эндоплазматической сети, содер­жат в растворенном виде белки, углеводы, низкомолеку­лярные продукты синтеза, витамины, различные соли и окружены мембраной. Осмотическое давление, создавае­мое растворенными в вакуолярном соке веществами, при­водит к тому, что в клетку поступает вода и создается тургор - напряжение клеточной стенки. Тургор и толс­тые упругие оболочки клеток обусловливают прочность растений к статическим и динамическим нагрузкам.

Клетки грибов имеют клеточную стенку, построенную из хитина. Запасным питательным веществом чаще всего является полисахарид гликоген (как у животных). Хлорофилла грибы не содержат.

Грибы в отличие от растений, нуждаются в готовых органических соединениях (как животные), то есть по способу питания они являются гетеротрофами; для них характерен осмотрофный тип питания. Для грибов возможны три типа гетеротрофного питания:

2. Грибы – сапрофиты питаются органическими веществами мертвых организмов.

3. Грибы – симбионты получают органические вещества от высших растений, отдавая им взамен водный раствор минеральных солей, то есть выполняя роль корневых волосков.

Грибы (как и растения) растут в течении всей жизни.

Одним из основных экологических понятий является среда обитания. Под средой обитания понимают комплекс окру­жающих условий, влияющих на организм. В понятие среды обитания входят элементы, прямо или косвенно влияющие на организм, - они называются экологическими факторами. Выделяют три группы экологических факторов: абиотические, биотические и антропогенные. Эти факторы воздействуют на организм в различных направлениях: приводят к возникновению адаптационных изменений, ограничивают распространение организмов в среде, свидетельствуют об изменениях других экологических факторов.

К абиотическим факторам относятся факторы неживой природы: свет, температура, влажность, химический состав воды и почвы, атмосферы и т.д.

. Солнечный свет - главный источник энергии для живых организмов. Биологическое действие солнечного света зависит от его характеристик: спектрального состава, интенсивности, суточной и сезонной периодичности.

Ультрафиолетовая часть спектра обладает высокой фотохимической активностью: в организме животных участвует в синтезе витамина Д, эти лучи воспринимают органы зрения насекомых.

Видимая часть спектра обеспечивает (красные и синие лучи) процесс фотосинтеза, яркую окраску цветков (привлечение опылителей). У животных видимый свет участвует, в пространственной ориентации.

Инфракрасные лучи - источник тепловой энергии. Тепло важно для обеспечения терморегуляции холоднокровных животных (беспозвоночных и низших позвоночных). У растений инфракрасное излучение влияет на усиление транспирации, что способствует поглощению углекислого газа и движению воды по телу растения.

Растения и животные реагируют на соотношение между продолжительностью периода освещенности и темноты в течение суток или времени года. Это явление называется фотопериодизмом.

Фотопериодизм регулирует суточные и сезонные ритмы жизнедеятельности организмов, а также представляет собой климатический фактор, который определяет жизненные циклы многих видов.

У растений фотопериодизм проявляется в синхронизации периода цветения и созревания плодов с периодом наиболее активного фотосинтеза; у животных - в совпадении периода размножения с обилием пищи, в миграциях птиц, сменой шерстного покрова у млекопитающих, впадением в спячку, изменениях в поведении и т.д.

Температура непосредственно влияет на скорость биохимических реакций в телах живых организмов, которые протекают в определенных пределах. Температурные границы, в которых обычно обитают организмы, - от 0 до 50°С. Но некоторые бактерии и водоросли могут обитать в горячих источниках при температуре 85-87°С. Высокие температуры (до 80°С) переносят некоторые одноклеточные почвенные водо­росли, накипные лишайники, семена растений. Есть животные и растения, способные переносить воздействие очень низких температур - до полного промерзания.

Большинство животных относятся к холоднокровным (пойкилотермным) организмам - температура их тела зависит от температуры окружающей среды. Это все типы беспозвоночных животных и значительная часть позвоночных (рыбы, ам­фибии, пресмыкающиеся).

Птицы и млекопитающие - теплокровные (гомойотермные) животные. Температура их тела относительно постоянна и в значительной степени зависит от обмена веществ самого организма. Также у этих животных вырабатываются приспособления, позволяющие сохранять тепло тела (волосяной по­кров, плотное оперение, толстый слой подкожной жировой ткани и т.д.).

На большей части территории Земли температура имеет четко выраженные суточные и сезонные колебания, что обусловливает определенные биологические ритмы организмов. Температурный фактор оказывает влияние и на вертикальную зональность фауны и флоры.

Вода - основной компонент цитоплазмы клеток, является одним из важнейших факторов, влияющих на распространение наземных живых организмов. Недостаток воды приводит к возникновению ряда адаптации у растений и животных.

Засухоустойчивые растения имеют глубокую корневую систему, более мелкие клетки, повышенную концентрацию клеточного сока. Снижается испарение воды в результате редукции листьев, образования толстой кутикулы или воскового налета и т.д. Многие растения могут поглощать влагу из воздуха (лишайники, эпифиты, кактусы). Ряд растений имеет очень короткий вегетационный период (пока в почве есть влага) - тюльпаны, ковыль и др. В засушливое время они пребывают в состоянии покоя в виде подземных побегов - луковиц или корневищ.

У наземных членистоногих образуются плотные покровы, препятствующие испарению, видоизменяется обмен - выделяются нерастворимые продукты (мочевая кислота, гуанин). Многие обитатели пустынь и степей (черепахи, змеи) впадают в спячку в период засухи. Ряд животных (насеко­мые, верблюды) для жизнедеятельности используют метаболическую воду, которая вырабатывается при расщеплении жира. Многие виды животных восполняют недостаток воды за счет ее поглощения при питье или с пищей (амфибии, птицы, млекопитающие).

Используя знания о нормах питания и расходовании энергии человеком (сочетание продуктов растительного и животного происхождения, нормы и режим питания и др.), объясните, почему люди, употребляющие с пищей много углеводов, быстро прибавляют в весе.

В организме человека непрерывно протекают водный, солевой, белковый, жировой и углеводный обмены. Энергетические запасы непрерывно уменьшаются в процессе жизнедеятельности организма и пополняются за счет пищи. Соотношение количества энергии, поступающей с пищей, и энергией, расходуемой организмом, называется энергетическим балансом. Количество потребляемой пищи должно соответствовать энергетическим затратам человека. Для составления норм питания необходимо учитывать запас энергии в питательных веществах, их энергетическую ценность. Организм человека не способен синтезировать витамины и должен ежедневно получать их с пищей.

Немецкий ученый Макс Рубнер установил важную закономерность. Бел­ки, углеводы и жиры в энергетическом отношении взаимозаменяемы. Так, 1 г углеводов или 1 г белков при окислении дают 17,17 кДж, 1 г жира - 38,97 кДж. Значит, для того чтобы правильно составить рацион, надо знать, сколько килоджоулей было потрачено и сколько пищи необходимо съесть, чтобы компенсировать израсходованную энергию, т. е. надо знать энерготра­ты человека и энергоемкость (калорийность) пищи. Последняя величина по­казывает, сколько энергии может выделиться при ее окислении.

Исследования показали, что при подборе оптимального пищевого ра­циона важно учитывать не только калорийность, но и химические компонен­ты пищи. Растительный белок, например, не содержит некоторых аминокис­лот, которые необходимы человеку, или содержит их в недостаточном количе­стве. Поэтому, чтобы получить все необходимое, надо употреблять значительно больше пищи, чем это требуется. В животной пище белки по аминокислотно­му составу соответствуют потребностям человеческого организма, но живот­ные жиры бедны незаменимыми жирными кислотами. Они имеются в расти­тельном масле. Значит, необходимо следить за правильным соотношением белков, жиров и углеводов в суточном рационе и учитывать их особенности в пищевых продуктах различного происхождения.

Разные пищевые продукты содержат различное количество витаминов, неорганических и балластных веществ. Так, яблоки, мясо, печень, гранаты со­держат много солей железа, творог - кальция, картофель богат солями калия и т. д. Но некоторые вещества могут содержаться в продуктах в большом коли­честве и при этом не всасываться в кишечнике. Например, в моркови немало каротина (из которого в нашем организме образуется витамин А), но, посколь­ку растворяется он только в жирах, всасывается каротин лишь из продуктов, содержащих жиры (например, тертая морковь со сметаной или маслом).

Пища должна восполнять затраты энергии. Это непременное условие сохранения здоровья и работоспособности человека. Для людей различных профессий определены нормы питания. При их составлении учитывают суточный расход энергии и энергетическую ценность питательных веп(еств (табл. 2).

Если человек занят тяжелым физическим трудом, в его пище должно быть много углеводов. При расчете суточного рациона учитывают также воз­раст людей и климатические условия.

Питательные вещества, необходимые человеку, хорошо изучены, и мож­но было бы составить искусственные рационы, содержащие только вещества, необходимые для организма. Но это скорее всего имело бы печальные послед­ствия, поскольку работа желудочно-кишечного тракта невозможна без балластных веществ. Такие искусственные смеси плохо бы продвигались по пищеварительному тракту и плохо всасывались. Вот почему диетологи рекомендуют употреблять разнообразные продукты, а не ограничиваться какой-то диетой, но обязательно энергозатрат.

Существуют разработанные примерные нормы суточной потребности человека в питательных веществах. Используя эту таблицу, составленную диетологами, можно рассчитать суточный рацион человека любой профессии.

Излишки углеводов в организме человека превращаются в жиры. Избыток жиров откладывается про запас, увеличивая массу тела.

ТЕОРИЯ

Строение и функции органоидов клетки

Название органоида Особенности строения, функции
1. Наружная цитоплазматическая мембрана Отграничивает содержимое цитоплазмы от внешней среды; через поры внутрь клетки с помощью ферментов могут проникать ионы и мелкие молекулы; обеспечивает связь между клетками в тканях; Растительная клетка кроме цитоплазматической имеет толстую, состоящую из целлюлозы, мембраны – клеточную стенку, которой нет у животных клеток
2. Цитоплазма Жидкая среда, в которой взвешены органоиды и включения, состоит из жидкой коллоидной системы, в которой присутствуют молекулы различных веществ
3. Пластиды (лейкопласты, хромопласты, хлоропласты) Характерны только для растительных клеток , двумембранные органоиды. Зеленые пластиды – хлоропласты, содержащие хлорофилл в особых образованиях – тилакоидах (гранах), в которых осуществляется фотосинтез, способны к самовозобновлению (имеют свою ДНК)
4. Эндоплазматическая сеть Расположена вокруг ядра, образована мембранами, разветвленная сеть полостей и каналов: гладкая ЭПС участвует в углеродном и жировом обмене; шероховатая обеспечивает синтез белков с помощью рибосом
5. Митохондрии Двумембранное строение, внутренняя мембрана имеет выросты – кристы, на которых много ферментов, обеспечивающих кислородный этап энергетического обмена (имеют собственную ДНК)
6. Вакуоли Обязательные органоиды растительной клетки ; содержат в растворенном виде многие органические вещества, минеральные соли; имеются в животных клетках
7. Рибосомы Сферические частицы, состоящие из двух субъединиц, располагаются в цитоплазме свободно или прикреплены к мембранам ЭПС; осуществляют синтез белка
8. Цитоскелет Система микротрубочек и пучков белковых волокон, тесно связанных с наружной мембраной и ядерной оболочкой
9. Жгутики и реснички Органоиды движения, имеют общий план строения. Движение жгутиков и ресничек обусловлено скольжением микротрубочек каждой пары друг относительно друга

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

  1. Какую функцию выполняют углеводы в клетке

1) каталитическую 2) энергетическую 3) хранение наследственной информации

4) участие в биосинтезе белка

  1. Какую функцию выполняют в клетке молекулы ДНК

1) строительную 2) защитную 3) носителя наследственной информации

4) поглощения энергии солнечного света

  1. В процессе биосинтеза в клетке происходит

1) окисление органических веществ 2) поступление кислорода и удаление углекислого газа



3) образование более сложных органических в-в 4) расщепление крахмала до глюкозы

  1. Одно из положений клеточной теории заключается в том, что

1) клетки организмов одинаковы по своему строению и функциям

2) растительные организмы состоят из клеток

3) животные организмы состоят из клеток

4) все низшие и высшие организмы состоят из клеток

  1. Между понятием рибосома и синтез белка существует определенная связь. Такая же связь существует между понятием клеточная мембрана и одним из приведенных ниже. Найдите это понятие.

1) транспорт веществ 2) синтез АТФ 3) деление клетки 4) синтез жиров

  1. Внутреннюю среду клетки называют

1) ядром 2) вакуолью 3) цитоплазмой 4) эндоплазматической сетью

  1. В ядре клетки расположены

1) лизосомы 2) хромосомы 3) пластиды 4) митохондрии

  1. Какую роль играет ядро в клетке

1) содержит запас питательных веществ 2) осуществляет связь между органоидами

3) способствует поступлению веществ в клетку 4) обеспечивает сходство материнской клетки с дочерними

  1. Переваривание пищевых частиц и удаление отмерших клеток происходит в организме с помощью

1) аппарата Гольджи 2) лизосом 3) рибосом 4) эндоплазматической сети

  1. Какую функцию выполняют в клетке рибосомы

1) синтезируют углеводы 2) осуществляют синтез белков

3) расщепляют белки до аминокислот 4) участвуют в накоплении неорганических веществ

  1. В митохондриях в отличие от хлоропластов происходит

1) синтез углеводов 2) синтез ферментов 3) окисление минеральных веществ

4) окисление органических веществ

  1. Митохондрии отсутствуют в клетках

1) мха кукушкин лен 2) городской ласточки 3) рыбы-попугая 4) бактерии стафилококка

  1. Хлоропласты содержатся в клетках

1) пресноводной гидры 2) мицелия белого гриба 3) древесины стебля ольхи 4) листьев свеклы

  1. Клетки организмов автотрофов отличаются от клеток гетеротрофов наличием в них

1) пластид 2) оболочки 3) вакуолей 4) хромосом

  1. Плотную оболочку, цитоплазму, ядерное вещество, рибосомы, плазматическую мембрану имеют клетки

1) водорослей 2) бактерий 3) грибов 4) животных

  1. Эндоплазматическая сеть в клетке

1) осуществляет транспорт органических веществ

2) ограничивает клетку от окружающей среды или других клеток

3) участвует в образовании энергии

4) сохраняет наследственную информацию о признаках и свойствах клетки

  1. В клетках грибов не происходит фотосинтез, т.к. в них отсутствует

1) хромосомы 2) рибосомы 3) митохондрии 4) пластиды

  1. Не имеют клеточного строения, активны только в клетках других организмов

1) бактерии 2) вирусы 3) водоросли 4) простейшие

  1. В клетках человека и животных в качестве источника энергии используются

1) гормоны и витамины 2) вода и углекислый газ

3) неорганические вещества 4) белки,жиры и углеводы

  1. Какая из последовательностей понятий отражает организм, как единую систему

1) Молекулы – клетки – ткани – органы - системы органов - организм

2) Системы органов – органы – ткани – молекулы – клетки – организм

3) Орган – ткани – организм – клетка – молекулы – системы органов

4) Молекулы – ткани – клетки – органы – системы органов – организм

Загрузка...