docgid.ru

Спокойной ночи малыш сладких снов. Прикольные стихи спокойной ночи парню. Самые лучшие стихи девушке спокойной ночи

Вычегда является рекой, которая расположена в северной европейской части РФ в Республике Коми, а также Архангельской области. Это самый большой приток Северной Двины. Длиной река достигает 1130 километров, бассейн насчитывает площадь до 121 000 квадратных километров. Рельеф бассейна сформировался вследствие многократных оледенений, особенно конечной трансгрессии Северного моря. Река имеет равнинную поверхность, средняя высота достигает 120-150 метров. Долины реки широкие, аллювиальные, без террас. Речной бассейн имеет сложные пермские отложения (глины, мергели), каменноугольные известняки, юрские и меловые породы, которые перекрыты четвертичными отложениями. Посмотрите на .

Гидрология реки

Гидрологические и пейзажные условия Нижней реки Вычегды очень похожи на условия Средней реки Вычегды. Река питается снегами (43-48 процентов), значительна часть подземными водами (до 35-40 процентов), тем самым это объясняется размножением карстующих пород (доломит, известняки). Водность насчитывается от 162 до 601 кубических метров в секунду. В период весенних половодий уровень реки может подняться на несколько метров и затопить пойму на километры вширь. В среднем за год около устья вода расходуется в количестве 1160 кубических метров в секунду. Где есть в США. Узнайте здесь.

Река Вычегда впускает в себя 1137 притоков. Из них самые крупные: Воль, Вымь, Вишера, Елва, Яренга по правой стороне; Южная Мылва, Северная Кельтма, Нем, Локчим, Виледь, Сысола по левую сторону. Отдельная часть притоков обладает большим рыбохозяйственным значением: Вымь и Северная Кельтма. В весеннее время река Вычегда судоходна до причала Вольдино, а в осенний период прямо до Усть-Кулома здесь расстояние составляет примерно 693 километров. Своей неустойчивостью русла, маневренности песков Вычегда стоит на первом месте в России, тем самым усложняются обеспечения судоходства.

На день вообще без стоянок у меня согласно плану будет аж два поста. Ну просто потому что второй пост совсем особенный, его никак нельзя было растворить в основном массиве.

Пока что мы шли на "Яковлеве" по заповедной реке Вычегде, на которую уже лет тридцать не заплывал ни один крупный теплоход. Об этом, собственно, и будет несколько медитативная шестая часть отчёта.

"Яковлев" дальше Сольвычегодска по Вычегде не ходил никогда. Я, впрочем, после саммита с гопниками, пользуясь тем, что в Сольвычегодске мы планировали стоять на обратном пути, хорошо так поспал и проспал не только Сольвычегодск и Коряжму, но и еще довольно большой участок после.

Вот, кстати, забавный факт: я оба раза (и туда, и обратно) проспал что Эжву, что Коряжму. Две промышленные зоны, два целлюлозно-бумажных комбината. Больше таких мест практически нет - остальные хотя бы в одну сторону я видел. И ведь не сказать, что специально, в поддержку "Гринписа". Нет, просто так вышло. Так что не будет в этом круизе индустриальных фотографий.

Вычегда еще в советской книге "Реки Севера" называлась второй в СССР рекой по скорости изменения глубин и условий - т.е. весьма тяжелой для судоходства. Забегая вперёд, мы по большой воде этого вообще не заметили - ни одной проблемы. Конечно, команда у "Яковлева" отличная, но, похоже, что в мае там действительно можно ходить спокойно.

Также Вычегда - это река, которая наиболее часто мне снилась. Дело в легендарной "Заре" Котлас - Казлук, которая так и не далась никому, кто её искал. Каждый раз при попытке на ней прокатиться ее то отменяли, то мы на неё опаздывали, а когда Саша Фетисов специально взял отпуск и засел в гостинице в Котласе, она сломалась так, что за неделю не починилась. Давалась она только тем, кто ехал недалеко и случайно - вроде Севы, который как-то проехал на ней в Сольвычегодск, там и сошёл. Женское поведение, ммм? :))

К счастью, можно чуть вырасти и с помощью мозга и везения реализовать мечту немного с другой стороны. В конце концов, на "Яковлеве" даже лучше идти по Вычегде. И уж точно дальше.

Так вот, мне снилось, какая она - Вычегда. И в заметной степени она примерно такая же и оказалась. Может только чуть более солнечная, что ли.


Еще году в 2003 в Котласе я делал подобные фотографии - в том районе следы от самолётов на небе многочисленны и красивы.


Сложность с Вычегдой в том, что на ней мало что происходило. Наиболее крупным событием на всей реке была деятельность Стефана Пермского - он знатно походил туда-сюда, понаделал дел. Вообще, интереснейший персонаж; независимо от вашего отношения к религии рекомендую прочитать его житие или что-то подобное.

uchazdneg про него много и колоритно рассказывает. Если вкратце, Стефан Пермский был по матери коми, а по отцу русский, оттого с детства хорошо знал местную культуру. Юношей он был амбициозным и умным, но карьера в политике:) его не прельщала; а, кроме того, он полагал, что, раз назван в честь мученика Стефана, есть смысл сделать какой-нибудь подвиг и тоже принять мученическую смерть. Ну, не в смысле сразу утопиться, а всё-таки сначала что-то сделать:)

И он, в качестве уже известного навыками и умом послушника, пишет в Москву с просьбой пойти на свою "полу-родину" и окрестить зырян. Ему такое разрешение дают, и он идёт вверх по Вычегде. А так как настрой у него был понятно какой, то он ведёт себя весьма активно и даже местами нагло - сам гадостей не делает, но зато совершенно спокойно выходит один против многих, бросает вызов местным колдунам и так далее.

И, надо сказать, имя-именем, а небо его хранило. Возможно, он ожидал, что его прибьют в первой или второй схватке, а он умер в старости в Москве. Думаю, во многом причина еще и в мягком нраве зырян, которые не очень-то стремились к агрессии.

В общем, Стефана признали, он наворотил много дел - азбуку придумал зырянскую, крестил местных, культурой занимался, в Москву ходил как посол. В преклонном возрасте он по описаниям предстаёт таким учителем йодой - обменивается приветствиями на расстоянии с Сергием Радонежским (красивая история, почитайте) и при жизни становится непререкаемым авторитетом.

Понятно, что многое могло быть на самом деле не так; но, даже с поправкой - очень круто человек пожил. Сделал всё, что мог, и даже больше. Всё-таки некоторое везение нужно каждому:)

А кроме этого там мало что было:) Деревень на Вычегде немного, поэтому каждую мы фотографировали подробно.


Встречные иногда даже ходят, хотя я был готов даже к полному их отсутствию.


Посмеялись, что этот толкач назван в честь Севы Путника. Впрочем, географию Армении мы тоже знаем.


Деревни вполне себе северные, однако достопримечательностей с реки не так много видно. Церквей меньше, чем на Северной Двине; изб редких издалека тоже мало заметно.


Вот нашли какую-то малоизвестную науке церковь (zoom 20X).


Мощное плавсредство.


Жалко, блин, лес помногу рубят. Везде почти на севере.


Местами Вычегда напоминает какую-нибудь Ангару в районе ближе к Енисею - сибирский такой размах, жилья мало.


Так как плыли мы довольно долго, а происходило мало чего, а знали туристы про Вычегду еще меньше, то Мише пришлось взять микрофон и рассказать то, что он знает. В частности, он и подсадил меня на Стефана Пермского - потом уже и книжку купил.


Интересный дом на дальнем плане.


Начали появляться первые церкви. И вот тут, блин, мне стыдно, потому что я забыл, что это за деревня. Рябово? Миша, поможешь?


Дочка капитана Вика чрезвычайно симпатична, но как посмотрит недобро - сразу как-то боязно:)))))) Шучу.


Некая штука типа парома, но я не совсем понял, используется ли она, как именно и как часто. Впрочем, Миша говорит, что вроде бы Архаавтодор по телефону отвечает на вопросы вообще почти про все паромы на Вычегде; даже те, что на территории Коми.


Технологии на "Яковлеве" цветут и пахнут - на этой фото видно, что одна из камер снимает, что происходит на кухне. В тот момент происходил суп с фрикадельками.


По-моему, это Сойга.


Потёмкинская деревня as is.


Ира depuis ждёт родину.


Еще лесовоз. Вообще сложное отношение у меня к лесовозам - в основном, конечно, к тем, что на колёсах:) Сколько я на них проехал автостопом, сколько они меня выручали - а плохо ведь лес рубить в таких количествах. Нехорошо. Противоречие.


А вот и одна из основных достопримечательностей этого дня - Ошлапье. Родина Иры. Надо сказать, что эту церковь погубили не коммунисты, не водохранилища (их тут нет) и не войны, а Вычегда вкупе с неосторожностью местных жителей. Сохранились документы, что им еще при постройке советовали отнести ее подальше от берега. Впрочем, держалась церковь долго и рухнула относительно недавно. Что особенно грустно, в ближайшие годы еще у 2-3 церквей во Вычегде есть шансы повторить её судьбу.


Ошлапье - родная деревня Иры. Тяжеловато, конечно.


Вскоре появляются храмы так называемых "Зырянских ворот" - неподалёку от границы Архангельской области и республики Коми. В деревнях Вожем и Цылиба церкви стоят почти друг напротив друга.


Одна из моих любимых фотографий за всю поездку.

Вычегда - река на севере Европейской части России, правый, самый большой приток Северной Двины. Длина 1130 км, площадь бассейна 121 тыс. км².

Рельеф бассейна сложился в результате неоднократных оледенений и особенно последней трансгрессии Северного моря. Поверхность равнинная со средней высотой 120-150 м. Речные долины широкие, аллювиальные долины узкие, без террас. Бассейн сложен пермскими отложениями (глины, мергели), каменноугольным известняком, юрскими и меловыми породами, перекрытыми четвертичными отложениями.

Площадь бассейна покрыта таёжными лесами (ель, сосна, берёза и др.), распространены болота (заболоченность до 18,6 %). Русло извилистое, уклон реки незначителен (0,000162).

Берет начало на южной окраине Тиманского кряжа в болоте Дзюр-Нюр из слияния двух ручьёв - Лун-Вож и Вой-Вож.

Разделяется на Верхнюю (от истока до впадения Нем, 346 км), Среднюю (от Усть-Нема до впадения Сысолы, 489 км) и Нижнюю Вычегду (от реки Вымь, до устья, 296 км). Впадает в Северную Двину вблизи города Котлас. Протекает по территориям Республики Коми и Архангельской обл.

Верхние участки бассейна Верхней Вычегды представляют собой расчленненое холмистое плато высотой 200-250 м. Долина шириной до 150-200 м, врезана на 20-40 м. Русло извилистое, много порогов, отмелей, течение быстрое (0,6-0,7 м/сек). Ширина реки от 15-20 м до 80 −100 м, средняя глубина 3 м (наивысшая до 10 м). Питание снеговое (43-48 %), велика доля подземного (до 35-40 %), что объясняется распространением карстующих пород (известняки, доломит). Водность у с. Помоздино 49,6 м³/сек.

Бассейн Средней Вычегды занимает обширную равнину между Тиманским кряжем и возвышенностью Северные Увалы. В верхнем участке течёт по Керчемской долине, расположенной между Немской возвышенностью и возвышенностью Жежимпарма. Ниже - по широкой равнинной низине, отличающейся большой заболоченностью. В правой части бассейна распространены озера (Донты, Синдорское). Развит карст (рр. Нем, Северная Кельтма, Вымь). Долина шириной до 10 км. Пойма широкая, обычно двусторонняя, заросла лугами, заболочена, много проток (полоев), стариц. Русло от 100 до 680 м шириной, песчано-глинистое с галькой, неустойчивое с перекатами (свыше 120), отмелями и островами. Глубина на перекатах до 0,5 м, на плёсах 1,5-5 м. Скорость течения 0,3-0,6 м/сек (летняя межень) до 1,5-1,8 м/сек (половодье). Вычегда относится к рекам с незавершенным меандрированием. Водность от 162 (Усть-Нем) до 601 м³/сек (Сыктывкар). Питание с преобладанием снегового (до 60 %), доля дождевого 15-30 %, грунтового - 15-35 %. Во время весенних половодий река поднимается на несколько метров (у Сыктывкара - от 2 до 6) над средним меженным уровнем, затопляя пойму на многие километры вширь.

Ландшафтные и гидрологические условия Нижней Вычегды схожи с условиями Средней Вычегды. Водность близ устья - 1160 м³/сек.

Принимает в себя 1137 притоков. Среди них наиболее крупные: Воль, Вишера, Вымь, Елва, Яренга - справа; Южная Мылва, Нем, Северная Кельтма, Локчим, Сысола, Виледь - слева. Часть притоков имеет большое рыбохозяйственное значение (нерестовые реки для семги): Северная Кельтма, Вымь и др.

Сплавная. Весной судоходна до пристани Вольдино (959 км), в летне-осенний период - до Усть-Кулома (693 км).

По неустойчивости русла и подвижности песков Вычегда занимает первое место в России, что усложняет обеспечение судоходства.

Главные пристани: Сольвычегодск, Яренск, Межог, Айкино, Сыктывкар, Усть-Кулом.

Древнее название реки на языке коми - Эжва, что значит «жёлтая река».

Название «Вычегда» носит фирменный поезд РЖД сообщением Москва-Сыктывкар.

Вплоть до 40-х годов ХХ века реки у нас на Севере были основными путями сообщения: летом передвигались по воде, зимой -- по льду. Вычегда издавна является основным водным путем в нашем крае. Старое название реки -- Эжва. На языке народа коми -- желтая река. Этому есть свое объяснение: вода в реке всегда мутная.

Вычегда -- большая равнинная река, для нее собирают воду 1137 притоков, не считая ручьев длиною до 10 километров, которых насчитывают в бассейне более 23 тысяч. Длина реки 1130 километров. Начинается Вычегда в болоте Нзюр-Нор среди южных отрогов Тиманского кряжа из слияния двух ручьев Лун-Бож и Вой-Вож.

Вычегду принято делить на Верхнюю -- от истока до впадения в нее реки Нем; Среднюю -- до реки Сысола и Нижнюю -- от Сысолы до устья.

Нет на Вычегде ни высоких обрывистых скал, ни шумящих пенистых порогов, но ее широкая двусторонняя пойма и спокойный неторопливый поток, петляющий по лесистой долине, удивительно привольны и открыты.

Русло реки в основном песчаное. Ниже Сыктывкара река, обходя Семуковскую возвышенность, изгибается навстречу своему притоку реке Выми крутой дугой. По прямой между концами дуги не более трех километров, по реке же -- тридцать километров.

По территории нашего района Вычегда течет на протяжении 120 километров (с 85-го и по 21-ый километр) вверх на юго-запад. В нее здесь впадают притоки: правые -- Ёртом, длинной 30 километров, Яренга (150 километров, по району -- 80), Кижмола (50), Ленка (60), Гыжег (30), Сойга (70), Сендуга (30); и левые: Шиес (30), Верхняя и Нижняя Лупья (40).

Характер Вычегды в нижнем течении не изменяется, она только становится значительней, больше, шире. Двухсторонняя пойма достигает в ширину 5--7, а местами 10 километров. Ширина же долины составляет 30--40 километров. Нижняя Вычегда местами изменилась неузнаваемо. В начале ХVII века она текла через Себентьевское озеро (теперь старица Вычегды), протекала возле Еренского городка (няне -- Старый городок) и далее к Ирте (ныне Иртовский полой).

Вычегда и Яренга весенними водами разрушали стены острога Еренского городка, сносили казенные строения и посадские дворы. И в 1635 году городок вынуждены были перенести к устью Кижмолы и Кишеры, к Архангельскому монастырю. Но вскоре Вычегда опять изменила свое русло -- отошла в луговую сторону на 3--5 километров.

В начале 60-х годов нашего века река текла в трех километрах от Яренска, в устье Кижмолы стояла пристань. Постепенно река начала промывать новое русло по Выемковскому полою. Несмотря на все попытки остановить этот процесс, река потекла по новому руслу и отошла от Яренска на 5--7 километров. Пристанью для Яренска стала Ирта.

Сильно подмывает Вычегда берега возле деревень Выемково, Шаровицы, Ошлапье. По неустойчивости русла и подвижности песков река стоит на втором месте после Аму-Дарьи.

Берега Нижней Вычегды преимущественно песчаные, но местами в обрывах обнажаются глины, иногда с полоской черного торфа внизу. Чем ниже по течению, тем чаще попадаются галька и камни. Вдоль судового хода на Слободчиковском и Верхне-Сойгинском перекатах тянется каменная гряда, причем на Верхне-Сойгинском перекате камни есть и в русле реки. Каменисто дно Вычегды и у пристани Тимасова Гора. Самые значительные деформации в русле и в пойме реки возникают обычно весной в половодье.

Замерзает река сначала в верховьях, а затем обычно в течение десяти дней идет шуга, и ледостав распространяется по всей реке. Весной река освобождается ото льда, как правило, в начале мая. Но бывают и исключения. Вологодские губернские ведомости 1849 года сообщали, что «...Вычегда вскрылась 19 апреля, подобного половодья давно не помнили».

В годы высоких половодий широкая пойма реки заливается полностью. Самыми высокими были половодья в 1914 и 1974 годах. Во время последнего уровень воды в реке поднимался над меженным на 7 метров 67 сантиметров. Но большая вода спадает на Вычегде быстро.

Навигация на Вычегде открывается обычно в первой пятидневке мая, заканчивается в 20-х числах октября.

Вычегда семужно-проходная река, в ней водятся лещ, окунь, щука, налим, язь, голавль, плотва, ерш, пескарь, нельма, меньше судак, стерлядь.

По берегам Вычегды люди селились в древних времен. Главным занятием до Х-ХII веков были охота и рыболовство. С ХII-ХIV веков начинает преобладать скотоводство и земледелие. В границах Ленского района наиболее древними являются Еренский городок -- Яренск, упоминается в Вычегодско-Вымской летописи под 1384 годом. В жалованных грамотах московских князей за 1483, 1484 и 1490 годах перечислены деревни Березник, Ям, Ирта, Лена, погост Вожем, деревня Цылибская, Шоном, Ошлапье и другие. В писцовой книге Яренского уезда 1608 года упоминаются погосты на речке Урдома (деревня Урдома), Пустынский (Слободчиково), деревня Вандыш, погост Чакульский. В этих погостах (волостях) перечислены десятки деревень.

В ХIII-ХV веках по Вычегде проходил великий речной путь, связывающий Северную Европу с Северной Азией. Этот путь начинался от Великого Устюга, шел вверх по Вычегде, притоку Выми, далее по волокам и другим рекам через Камень (Урал) на реке Обь. Путь с Вычегды шел на Каму через Немский волок.

Для проводки судов в то время использовались парус и весла, а вверх по реке -- бурлацкая лямка. Иногда эти способы совмещали.

В шестидесятые годы ХIХ века по реке пошли первые пароходы, делаются первые шаги в развитии грузо-пассажирского пароходства. С весны 1898 года товарно-пассажирское сообщение Устюг -- Яренск -- Усть-Сысольск на пароходах стало регулярным. В начале ХХ века на Севере действовало Северное пароходство, суда которого совершили первый рейс по маршруту Архангельск -- Котлас -- Яренск -- Усть-Сысольск (общество «Котлас -- Архангельск -- Муром»).

Пароходы общества «Лебядь» обслуживали рейсы В. Устюг -- Сольвычегодск -- Яренск -- Усть-Сысольск, с 1911 года совершая рейсы шесть раз в неделю.

Яренская уездная управа, начиная с 1906 года, ряд лет возбуждала вопрос об устройстве пристани-гавани в Себентьевском озере близь города Яренска «...посредством соединения его при помощи каналов и прилегающих озер с рекой Вычегдой». В 1914 году уездная управа довела до сведения очередного земского собрания, что ею было возбуждено через Вологодского губернатора 8 января 1914 года «подобное мотивированное ходатайство перед Министерством путей сообщения о приспособлении озера Себентьевского в пристань-гавань и о соединении его каналом с Вычегдой», но ответа не получила.

Управление Внутренних водных путей и шоссейных дорог по приказанию Министра путей сообщения 29 ноября 1914 года уведомило, что МПС со своей стороны решило признать производство указанных работ желательными и произвело в 1913 году изыскания, на основании которых и был разработан соответствующий проект. Но «...ввиду обстоятельств военного времени (шла Первая мировая война) самое производство таковых работ приходится отложить до более благоприятствующего момента».

Проект так и не был осуществлен: после Первой мировой прошла война гражданская, которые привели к разрухе народное хозяйство. Возможно, что эта идея будет востребована в будущем. И тогда озеро Себентьевское потребует углубления, а если учесть, что в нем находятся значительные запасы донного ила -- сапропелита, то можно получить немало ценного удобрения, которое потребуется для восстановления заброшенных полей.

В годы гражданской войны регулярных рейсов пароходов по Вычегде не было, они вновь восстановились только в 1921 году. В тридцатые годы по реке совершали постоянные пассажирские рейсы двухэтажные пароходы «Фрунзе», «Гоголь», «Добролюбов». Летом, когда вода спадала, ходили одноэтажные пароходы.

Во второй половине шестидесятых годов на смену пароходам пришли теплоходы, а в семидесятые -- речные теплоходы «Заря».

В девяностые годы судоходство на Вычегде резко сократилось. По реке в основном сплавляют древесину в плотах с запаней Яреньга, Гыжег, Лупья, Сойга. Теперь землечерпальные работы на Вычегде не ведутся, не устанавливаются и речные знаки для судоходства, за направленностью русловых процессов не следят. Но Вычегда, несмотря на развитие сухопутных путей, будет постоянно служить людям.

Загрузка...