docgid.ru

Средства и методы профилактики профессионального выгорания педагога. У меня часто возникают тревожные ожидания, связанные с работой: что-то должно случиться, как бы не допустить ошибки, смогу ли сделать все как надо, не сократят ли меня и т.п. Чаще всего

Практически каждый из нас ежедневно ходит на работу или трудится дома. Ведь только таким образом мы можем заработать себе на жизнь. Далеко не все люди выполняют свои профессиональные обязанности с удовольствием, но мало кто склонен игнорировать их и отлынивать от них. Но в некоторых случаях даже интенсивно работающие люди, любящие свою сферу деятельности, ощущают ряд неприятных симптомов, мешающих их труду. Такое состояние может вызвать профессиональное выгорание, причины, профилактика которого нами сейчас будут рассмотрены.

Профессиональное выгорание – это довольно-таки распространенный синдром, развивающийся у работающих людей. Он вызывается многими факторами и становится причиной истощения эмоционально-энергических, а также личностных ресурсов индивида.

Причины профессионального выгорания

Как показывает практика, чаще всего с профессиональным выгоранием сталкиваются те люди, деятельность которых связана с постоянным общением с людьми – со знакомыми либо незнакомыми. Подобная ситуация наблюдается у руководителей, менеджеров по продажам, у социальных и медицинских работников, различных консультантов. С проблемой такого типа часто сталкиваются , полицейские и пр.

Как показывает практика, особенно быстро профессиональное выгорание поражает , чьи психологические особенности не позволяют постоянно коммуницировать с людьми. У таких личностей не наблюдается избытка жизненной энергии, они выглядят скромными и застенчивыми, могут сильно концентрироваться на объектах своей деятельности. Интроверты склонны постоянно накапливать негативные эмоции и дискомфорт, не умея выбрасывать такие переживания.

Кроме всего прочего эмоциональное, а также профессиональное выгорание часто случается у людей, постоянно испытывающих какой-то внутренний конфликт, связанный с профессиональной деятельностью. С такой проблемой часто сталкиваются женщины, вынужденные «разрываться» между трудом и семейными обязанностями, а также те, кому необходимо постоянно доказывать свой профессионализм из-за конкуренции.

Еще с профессиональным выгоранием сталкиваются те работники, которые ощущают постоянную угрозу потерять работу и боятся не найти новую.

В ряде случаев подобное нарушение может наблюдаться у трудящихся, которым приходится находиться в особенно непривычных условиях труда. Такие люди при этом часто желают показать максимальный результат. Ощущая некоторую некомпетентность, работники подвергаются постоянным стрессам.

Еще профессиональное выгорание может поразить жителей крупных городов. Им приходится часто контактировать со значительным количеством людей, в особенности, в общественных местах.

Такая неприятность довольно часто фиксируется у людей, вынужденных работать на пределе своих возможностях. При этом у них постоянно сохраняется стрессовое состояние.

Вызвать профессиональное выгорание может и недостаточно стабильное финансовое положение предприятия, на котором трудится человек. Роль провоцирующего фактора может сыграть несвоевременная выплата зарплаты.

Есть данные, что профессиональное выгорание может быть вызвано обыкновенной рутиной. Ведь многие люди изо дня в день выполняют одну и ту же работу. И им со временем хочется разнообразить свою деятельность чем-то новым.

Вызвать подобное психологическое нарушение может и недовольство руководством либо коллегами, в том числе и личные конфликты, а также невозможность карьерного роста. Кроме всего прочего синдром выгорания в профессиональной деятельности может развиться у людей, вынужденных работать в дискомфортных условиях, к примеру, при постоянном , пыли и пр. Его может вызвать и внутриличностной конфликт, к примеру, при необходимости выполнять задания, не соответствующие моральным представлениям.

Профессиональное выгорание - профилактика

Всем трудящимся рекомендуется принимать меры для предупреждения профессионального выгорания. Им стоит относиться к себе с любовью и научиться испытывать к себе симпатию. Крайне важно выбирать сферу деятельности, которая будет нравиться, и не заниматься делом, которое совершенно не вызывает симпатии и энтузиазма. Так вы обретете профессиональное счастье.

Не стоит пытаться найти в работе какое-то спасение. Нужно воспринимать ее как деятельность, хорошую по определению, но не как панацею от каких-то прочих проблем.

Также профилактика синдрома профессионального выгорания состоит и в том чтобы перестать жить за прочих людей. Лучше концентрироваться на своей собственной жизни. Еще рекомендуется уделять время не только трудовой деятельности, но и каким-то личным интересам, хобби и потребностям.

Чтобы предупредить профессиональное выгорание, стоит обязательно дозировать рабочую нагрузку и не перерабатывать. Необходимо абстрагироваться от рабочих и личных проблем и учиться не принимать их близко к сердцу.

Для профилактики такой проблемы стоит научиться переключаться, периодически меняя сферы деятельности. Кроме того желательно понять, что невозможно все время оставаться на высоте в своей карьере, превосходя коллег. Постарайтесь смириться, что ошибки являются неизбежными, и время от времени с ними сталкивается каждый человек.

Чтобы избежать профессионального выгорания нужно правильно и достаточно отдыхать, а также заниматься спортом. Кроме того стоит ставить перед собой определенные цели и продумывать пути для их достижения. Время от времени такие ориентиры не лишним будет пересматривать. А еще для профилактики профессионального выгорания рекомендуется почаще общаться с коллегами из других коллективов, для обмена опытом и для повышения самооценки.

Народное лечение профессионального выгорания

Людям, столкнувшимся с проблемой профессионального выгорания, специалисты народной медицины чаще всего советуют две группы лекарственных растений: седативные препараты и .

В качестве успокаивающего средства можно приготовить лекарство на основе душицы. Три столовых ложечки высушенной травки заварите полулитром только вскипевшей воды. Настаивайте такое средство в течение двух часов, после процедите. Принимайте готовое лекарство по сто миллилитров трижды-четырежды на день. Пить такой настой рекомендуется примерно за тридцать минут до трапезы, а также перед ночным отдыхом.

Чтобы улучшить при профессиональном выгорании, а также , стоит приготовить лекарство на основе обыкновенного овса. Стакан промытых и перебранных зерен заварите литром кипятка и проварите на огне минимальной мощности в течение двадцати минут. Процедите готовое лекарство и выпейте его, как чай в несколько приемов. Напиток можно подсластить медом.

Для устранения профессионального выгорания, истощения нервной системы, упадка сил и слабости, стоит подготовить столовую ложечку . Заварите ее одним стаканом кипятка и проварите в течение десяти минут. Принимайте процеженный отвар по половинке стакана с утра и незадолго до ночного отдыха.

Успокоиться и выспаться при синдроме профессионального выгорания поможет . Столовую ложечку измельченных листиков данного растения заварите одним стаканом кипятка. Настаивайте такое лекарство в течение десяти минут, после чего процедите. Выпейте небольшими глотками сразу (вечером) либо в несколько приемов за день. Длительность такой терапии – две-четыре недели.

В качестве адаптогенов специалисты народной медицины советуют принимать аптечные настойки корней элеутерококка и женьшеня. Также неплохой эффект дает прием смеси из равных долей , и . Чайную ложечку такого сбора заварите стаканом кипятка. Спустя десять минут процедите и выпейте, как чай, подсластив медом. Повторяйте прием дважды в день.

Профессиональное выгорание – это довольно распространенная проблема среди современного населения. Но предупредить его развитие вполне возможно – нужно лишь придерживаться вышеописанных рекомендаций. Перед использованием средств народной медицины не лишним будет проконсультироваться с врачом.

Екатерина, www.сайт
Google

- Уважаемые наши читатели! Пожалуйста, выделите найденную опечатку и нажмите Ctrl+Enter. Напишите нам, что там не так.
- Оставьте, пожалуйста, свой комментарий ниже! Просим Вас! Нам важно знать Ваше мнение! Спасибо! Благодарим Вас!

«И должность есть, и деньги платят… А работа уже вот где сидит!»

Здравствуйте,

В последнее время мы с вами как-то незаслуженно забыли про интересные практические психотехники. Раньше, например, и , и , и находили . Но уже давно об этом ничего не было. Пора наверстывать, как думаете?

Почему это важно?

Профессиональное выгорание является тем самым подвохом, которого никак не ожидаешь. Но в какой-то момент человек готов бросить работу и бежать туда, куда глаза глядят. Однако правда заключается в том, что от себя не убежишь.

Что такое профессиональное выгорание

Профессиональное выгорание - это истощение нервных, психических и физических сил, из-за которого не хочется работать. Как пишут в энциклопедиях: «выражается в депрессивном состоянии, чувстве усталости и опустошенности, недостатке энергии и энтузиазма, утрате способностей видеть положительные результаты своего труда, отрицательной жизненной установке в отношении работы ».

Проверьте себя.

Тест на профессиональное выгорание

Подумайте, характерны ли для вас следующие утверждения:

  1. Я неохотно иду на работу
  2. Если я вспомню о работе в выходной, он безнадежно испорчен
  3. Я не люблю общаться с коллегами (клиентами), они меня раздражают
  4. В последнее время я склонен к перееданию (потере аппетита)
  5. Я чувствую себя очень усталым после рабочего дня
  6. У меня наблюдаются физиологические изменения в теле от моей работы (хуже стало зрение, слух, обоняние, что-то болит и прочее)
  7. Я часто пью кофе, чай (или устраиваю перекуры)
  8. Мне нравится моя работа, но я не испытываю такого удовольствия от нее как раньше

Какие профессии в зоне риска

Считается, что есть профессии, которые больше подвержены профессиональному выгоранию. Это работа, где идет тесное взаимодействие с людьми. Самой тяжелой в этом плане является работа психолога, которому приходится выслушивать проблемы чужих людей. И если у него развито чувство эмпатии (сопереживания), он может неосознанно «присоединяться» к человеку и проживать вместе с ним негативный опыт.

Все бы ничего, но у клиента этот опыт один, а психолог накапливает его в сотни раз больше. Он становится живым архивом чужих негативных историй (ой, что сейчас будет - многие из вас не позавидуют участи врачевателей душ).

То же самое можно сказать про педагогов, менеджеров.

Но на самом деле в любой работе может случиться профессиональное выгорание. У каждого человека своя природа, и именно она ускоряет или тормозит это явление. Люди, которые по природе очень динамичны, любят перемены, эмоциональны, где-то несобранны, скорее перегорают, нежели те, которые по природе медлительны, основательны и не любят динамики.

К явным причинам профессионального выгорания относятся

  • монотонность работы
  • фактор срочности
  • тесное взаимодействие с людьми
  • напряженность и конфликты в коллективе
  • нехватка условий для самовыражения
  • подавление инициативы
  • работа без возможности дальнейшего продвижения

К скрытым причинам профессионального выгорания -

  • плохая самоорганизация (неумение планировать время приводит к переутомлению)
  • трудоголизм (мало отдыха)
  • отсутствие мотивации (нет целей и мечты)
  • перфекционизм (хочется сделать все идеально, но ход работы замедляется и получается маленькая отдача, и в результате быстрое истощение)
  • неэкологичность деятельности (обман коллег, клиентов, родных о работе, самого себя)
  • невыполнение жизненного призвания

Главные причины профессионального выгорания

Есть две главные причины профессионального выгорания на любой работе:

  1. Вы себя истощили
  2. Вы переросли должность

Самым первым звоночком профессионального выгорания может стать равнодушие ко всему новому, что случается в сфере вашей деятельности. Оно перестает вас удивлять и вызывать эмоции. Вы не хотите «расти», перестаете читать по вашей теме, слушать лекции и развиваться.

Но если при этом вас живо занимает что-то другое, это признак того, что вы «переросли» или выгорели, и, значит, пора менять квалификацию.

Профилактика профессионального выгорания во втором случае должна сводиться к тому, что вы ищите для себя новое место приложения сил. Попробуйте начать с изучения смежных профессий, чтобы не терять тот опыт, который у вас за спиной.

Профилактика профессионального выгорания при истощении

  • Супервизия. «Супервизия - сотрудничество двух профессионалов (более опытного и менее опытного, или равных по опыту), в ходе которого специалист может описать и проанализировать свою работу в условиях конфиденциальности».

Ее широко применяют в среде психологов, но почему бы вам не договориться с коллегой и провести ревизию вашей работы? Его свежий взгляд и опыт позволят посмотреть на вашу работу со стороны и внести в нее новую струю энтузиазма.

  • Психозарядка

Выполняйте ее как можно чаще. Суть заключается в том, что при каждом выполнении упражнения (какие вам больше нравятся) вы произносите позитивные утверждения типа «Мне все нравится» или «Я полон сил». Как вариант, посещайте занятия йогой: статические упражнения дают возможность успокаивать ум, расслабляться и научиться управлять своим сознанием.

  • Ведение дневника

В нем вы можете, как на духу, писать все ваши мысли по поводу работы и жизни вообще, тем самым освобождать психику от перегруза

  • Посещение психологических лекций, тренингов, вебинаров ,

где вы можете пообщаться не только с коллегами, но и с людьми других профессий

  • Утренние медитации

Здесь нет ограничений. Идеально, если вы каждое утро налаживаете связь с Высшим началом жизни. От вы получаете энергию и вдохновение на работу. Как вариант вы можете использовать специальные медитации, одну из которых можете послушать и провести прямо сейчас.

Медитация «Горная вершина»

И, пожалуйста, отслеживайте в себе то, насколько вы , достаточно ли вы мотивированы для своей работы, изучаете ли вы что-то новенькое, чтобы стать эффективнее в своем деле, и тогда профилактика профессионального выгорания вам, скорее всего, не понадобится.

Если вы здесь впервые, подписаться можно прямо отсюда . Если вы знаете кого-то, кому может быть полезна эта статья, пришлите ему ссылку на эту страницу (социальные кнопки - чуть ниже).

Наиболее распространенным средством для профилактики профессионального выгорания является непрерывное психолого-педагогическое образование педагога, повышение его квалификации. Это связано с тем, что знания, полученные в период обучения в ВУЗе быстро устаревают. В американской литературе фигурирует даже единица измерения устаревания знаний специалиста, так называемый «период полураспада компетентности», заимствованный из ядерной физики. В данном случае это означает продолжительность времени после окончания ВУЗа, когда в результате устарения полученных знаний, по мере появления новых знаний, по мере появления новой информации компетентность специалиста снижается на 50%.

Важным аспектом в профессиональной деятельности педагога является саморегуляция эмоционального состояния. Необходимость саморегуляции возникает, когда педагог сталкивается с новой, необычной, трудноразрешимой для него проблемой, которая не имеет однозначного решения или предполагает несколько альтернативных вариантов. Саморегуляция необходима в ситуации, когда педагог находится в состоянии повышенного эмоционального и физического напряжения, что побуждает его к импульсивным действиям, или в случае, если он находится в ситуации оценивания со стороны детей, коллег, других людей.

Психологические основы саморегуляции эмоционального состояния включают в себя управление, как познавательными процессами, так и личностью: поведением, эмоциями и действиями. В настоящее время для саморегуляции психических состояний используется нейролингвистическое программирование.

В русле данного направления Г. Дьяконовым разработан цикл упражнений ориентированных на восстановление ресурсов личности. Зная себя, свои потребности и способы их удовлетворения, человек может более эффективно, рационально распределять свои силы в течение каждого дня, целого учебного года.

Аутогенная тренировка используется в таких видах деятельности, которые вызывают у человека повышенную эмоциональную напряженность. Педагогическая работа связана с интенсивным общением, как с детьми, так и с их родителями, что требует от педагога эмоционально-волевой регуляции. Сам аутотренинг представляет собой систему упражнений для саморегуляции психических и физических состояний. Он основан на сознательном применении человеком различных средств психологического воздействия на собственный организм и нервную систему с целью их релаксации или активизации. Использование приёмов аутотренинга позволяет человеку целенаправленно изменить настроение, самочувствие, что положительно отражается на его работоспособности, здоровье.

Кроме упражнений аутогенной тренировки, для регуляции эмоциональных состояний используются и другие способы. Так, например, Г.Н. Сытин в своей книге «Животворящая сила. Помоги себе сам» предлагает метод словесно-образного эмоционально - волевого управления состоянием человека, который базируется на методах психотерапии и некоторых аспектах нетрадиционной медицины.

Широко используется психокоррекция как совокупность психологических приёмов, применяемых психологом для оказания психологического воздействия на поведение здорового человека. Психокоррекционная работа проводится с целью улучшения адаптации человека к жизненным ситуациям; для снятия повседневных внешних и внутренних напряжений; для предупреждения и разрешения конфликтов, с которыми сталкивается человек. Психокоррекция может осуществляться как индивидуально, так и в группе. Группы людей, создаваемые с психокорректорными целями, могут быть следующих видов: Т-группы, группы встреч, гештальт-группы, группы психодрамы, группы телесной терапии, группы тренинга умений. Каждый тип группы направлен на решение конкретных целей, предполагает взаимодействие по определённым правилам. Применительно к педагогической деятельности охарактеризуем сферу практического применения каждого вида групп.

Т-группы (группы социально-психологического тренинга). Работа в ней направлена на то, чтобы помочь педагогу лучше узнать самого себя как личность; выработать индивидуальный стиль деятельности, научиться лучше понимать своих коллег и родителей; с которыми приходиться вступать в общение по поводу обучения и воспитания детей; обучение правильному поведению в ситуациях межличностного общения.

Группы встреч. Основная цель - осознание и реализация того потенциала личности и интеллектуального развития, который заложен в каждом индивиде. Эффективно использовать такой вид работы для начинающих учителей и воспитателей с целью повышения их уровня самосознания и развития личности. Можно включать старшеклассников и родителей для достижения доверия между взрослыми и детьми.

Гештальт-группы. Работа руководителя группы осуществляется не со всеми участниками, а один на один с кем-либо из её членов, добровольно согласившимся на время стать главным действующим лицом. Остальные члены группы наблюдают за процессом взаимодействия ведущего и клиента. Ключевыми понятиями в такой работе группы являются «осознание» и «сосредоточенность на настоящем». Опыт работы в таком направлении повышает эффективность индивидуальной педагогической работы с детьми.

  • - определение для себя краткосрочных и долгосрочных целей (достижение краткосрочных целей приносит очень важное для оптимального эмоционального состояния человека - состояние успеха);
  • - использование «тайм-аутов», что необходимо для обеспечения психического и физического благополучия (отдых от работы);
  • - овладение умениями и навыками саморегуляции (релаксация, положительный настрой, самовнушение);
  • - профессиональное развитие и самосовершенствование (обмен профессиональной информацией, что даёт ощущение более широкого мира, нежели тот, который существует внутри отдельного коллектива; для этого существуют различные способы - курсы повышения квалификации, конференции и пр.);
  • - уход от ненужной конкуренции (бывают ситуации, когда её нельзя избежать, но чрезмерное стремление к выигрышу порождает тревогу, делает человека агрессивным);
  • - эмоционально-личностное общение (когда человек анализирует свои чувства и делится ими с другими, вероятность выгорания значительно снижается, или процесс этот оказывается не столь выраженным);
  • - поддержание хорошей физической формы (не стоит забывать, что между состоянием тела и разумом существует тесная связь);
  • - умение рассчитывать и обдуманно распределять свои нагрузки;
  • - возможность переключаться с одного вида деятельности на другой.

Большое значение для противостояния выгоранию и сохранения профессионального здоровья учителей имеют модели преодолевающего поведения.

Конструктивными следует считать поиск социальной поддержки и уверенные действия. Неконструктивные способы поведения - избегание, манипулятивные и агрессивные действия - сопряжены с высоким уровнем выгорания и профессиональной дезадаптацией учителей.

Важно помнить, что положительные эмоции менее устойчивы и более затратны в плане психологической энергии. Негативные эмоции подпитывают сами себя, и чем больше мы в них погружаемся, тем дольше они будут длиться и могут постепенно перейти в негативное мировосприятие.

Поэтому каждый человек может осознанно выбрать - будет ли он выгорать под напором внешних обстоятельств, иногда действительно очень неблагоприятных, или прилагать энергию для поиска новых ресурсов своей личности через нахождение новых смыслов, позитивных моментов и просто через переживание сиюминутных приятных ощущений.

Профилактика профессионального выгорания начинается с распознавания и понимания сути проблемы. Первый шаг в контроле над процессом выгорания - взять на себя ответственность за свое собственное переживание стресса и обязать себя изменяться. К каким мерам следует прибегать?

Не существует простых или универсальных решений. Важно принять проблему и постепенно рассматривать, что именно вам нужно и как приспособить методы "обуздания стресса" к конкретной ситуации.

Люди, ставшие жертвами выгорания, истощены и деморализованы, поэтому прежде чем обсуждать, что послужило причиной нарушений, необходимо немедленно выделить время и пространство для восстановления энергии и составить план ответных мероприятий. Обращаться за помощью необходимо как можно раньше, а нс тогда, когда уже поздно. Если вы больны, не нужно притворяться здоровыми, следует обратиться к своему врачу, а не назначать себе лекарственные препараты самостоятельно. Нельзя не подчеркнуть, что посещение лекций и семинаров, а также чтение и беседы о выгорании не заменят каких-либо действий в этом направлении. Каждому из нас необходимо стать своим собственным высококвалифицированным специалистом по устранению стресса и научиться устанавливать или переустанавливать приоритеты и думать об изменении образа жизни, внося перемены в нашу повседневную рутину. Это может быть долгий, сложный и иногда дорогостоящий процесс. Последствия пренебрежения своим профессиональным здоровьем обычно значительны.

Что делать, если вы заметили первые признаки выгорания? Прежде всего признать, что они есть. Те, кто помогает другим людям, как правило, стремятся отрицать собственные психологические затруднения. Трудно признаться самому себе: "Я страдаю профессиональным выгоранием". Тем более что в трудных жизненных ситуациях включаются неосознанные внутренние механизмы защиты.

Среди них - рационализация, вытеснение травматических событий, "окаменение" чувств и тела. Люди часто оценивают эти проявления неверно - как признак собственной "силы". Некоторые защищаются от своих собственных трудных состояний и проблем при помощи ухода в активность, стараются не думать о них (помните Скарлетт из "Унесенных ветром" с ее "Я подумаю об этом завтра"?) и полностью отдают себя работе, помощи другим людям. Помощь другим действительно на некоторое время может принести облегчение. Однако только на некоторое время. Ведь сверхактивность вредна, если она отвлекает внимание от помощи, в которой нуждаетесь вы сами. Помните: блокирование своих чувств и активность, выраженная сверх меры, могут замедлить процесс вашего восстановления.

Во-первых, ваше состояние может облегчить физическая и эмоциональная поддержка от других людей. Не отказывайтесь от нее. Обсудите свою ситуацию с теми, кто, имея подобный опыт, чувствует себя хорошо.

Для профессионала при этом уместна и полезна работа с супервизором - профессионально более опытным человеком, который при необходимости помогает менее опытному коллеге в профессионально-личностном совершенствовании. В запланированный период времени профессионал и супервизор регулярно совместно обсуждают проделанную работу. В ходе такого обсуждения совершается обучение и развитие, которые помогают выйти из выгорания.

Во-вторых, в нерабочее время вам нужно уединение. Для того чтобы справиться со своими чувствами, вам необходимо найти возможность побыть одному, без семьи и близких друзей.

Чего не нужно делать при выгорании:

не скрывайте свои чувства. Проявляйте ваши эмоции и позволяйте вашим друзьям обсуждать их вместе с вами;

  • - не избегайте говорить о том, что случилось. Используйте каждую возможность пересмотреть свой опыт наедине с собой или вместе с другими;
  • - не позволяйте вашему чувству стеснения останавливать вас, когда другие предоставляют вам шанс говорить или предлагают помощь;
  • - не ожидайте, что тяжелые состояния, характерные для выгорания, уйдут сами по себе. Если не предпринимать мер, они будут посещать вас в течение длительного времени.

Что нужно делать:

  • - выделяйте достаточное время для сна, отдыха, размышлений;
  • - проявляйте ваши желания прямо, ясно и честно, говорите о них семье, друзьям и на работе;
  • - постарайтесь сохранять нормальный распорядок вашей жизни, насколько это возможно.

Если вы понимаете, что выгорание уже происходит и достигло глубоких стадий - помните: необходима специальная работа по нейтрализации травмирующего опыта и возрождению чувств. И не пытайтесь провести эту работу сами с собой - такую сложную (и болезненную) работу можно выполнить только вместе с профессиональным психологом-консультантом. Настоящее мужество состоит в том, чтобы признать: мне необходима профессиональная помощь. Почему? Да потому, что основа "психологического лечения" - помочь человеку "ожить" и "заново собрать себя". Сначала идет трудная работа, цель которой - "снять панцирь бесчувствия" и разрешить своим чувствам выйти наружу. Это не влечет за собой утрату самоконтроля, но подавление этих чувств может привести к неврозам и физическим проблемам. При этом важна специальная работа с разрушительными "ядовитыми" чувствами (в частности, агрессивными). Результатом этой подготовительной работы становится "расчистка" внутреннего пространства, высвобождающая место для прихода нового, возрождение чувств.

Следующий этап профессиональной работы - пересмотр своих жизненных мифов, целей и ценностей, своих представлений и отношения к себе самому, к другим людям и к своей работе. Здесь важно принять и укрепить свое "Я", осознать ценность своей жизни; принять ответственность за свою жизнь и здоровье и занять профессиональную позицию в работе.

И только после этого шаг за шагом изменяются отношения с окружающими людьми и способы взаимодействия с ними. Происходит переосмысление своей профессиональной роли и других своих жизненных ролей и моделей поведения. Человек обретает уверенность в своих силах. А значит, он вышел из-под действия синдрома эмоционального выгорания и готов успешно жить и работать.

Качества, помогающие специалисту избежать профессионального выгорания:

  • - хорошее здоровье и сознательная, целенаправленная забота о своем физическом состоянии (постоянные занятия спортом, здоровый образ жизни);
  • - высокая самооценка и уверенность в себе, своих способностях и возможностях;
  • - опыт успешного преодоления профессионального стресса;
  • - способность конструктивно меняться в напряженных условиях;
  • - высокая мобильность;
  • - открытость;
  • - общительность;
  • - самостоятельность;
  • - стремление опираться на собственные силы;
  • - способность формировать и поддерживать в себе позитивные, оптимистичные установки и ценности - как в отношении самих себя, так и других людей и жизни вообще.

Как избежать синдрома профессионального выгорания?

  • 1. Будьте внимательны к себе: это поможет вам своевременно заметить первые симптомы усталости.
  • 2. Любите себя или по крайней мере старайтесь себе нравиться.
  • 3. Подбирайте дело по себе: сообразно своим склонностям и возможностям. Это позволит вам обрести себя, поверить в свои силы.
  • 4. Перестаньте искать в работе счастье или спасение. Она - не убежище, а деятельность, которая хороша сама по себе.
  • 5. Не старайтесь жить за других их жизнью. Живите, пожалуйста, своей. Не вместо людей, а вместе с ними.
  • 6. Находите время для себя, вы имеете право не только на рабочую, но и на частную жизнь.
  • 7. Учитесь трезво осмысливать события каждого дня. Можно сделать традицией вечерний пересмотр событий.
  • 8. Если вам очень хочется кому-то помочь или сделать за него его работу, задайте себе вопрос: так ли уж ему это нужно? А может, он справится сам?

Наиболее популярным методом измерения выгорания в американской психологии признан опросник МВI но модели К. Маслач и С. Джексон. В качестве российской версии данной методики служит опросник "Профессиональное выгорание", разработанный Н. Е. Водопьяновой и Е. С. Старченковой.

Данные, которые были получены в результате исследования, наглядно показывают необходимость индивидуальной и групповой работы коррекционного характера в коллективе. Для этого необходимо практически опробовать конкретные методики, способствующие снятию психоэмоционального напряжения.

Для профилактики или снижения признаков синдрома профессионального выгорания, социальному работнику важно создавать гармоничную систему отношений как социальную ситуацию развития, вполне адекватную задачам каждого этапа развития, тем самым обеспечивая сохранение психического здоровья всех участников производственного процесса.

Также существенно снижают риск выгорания такие показатели как социальная и профессиональная поддержка, надежные друзья и понимание со стороны членов семьи. Вообще, снижение риска выгорания может быть достигнуто с помощью различных видов социальной поддержки.

Разработка профилактических стратегий помощи «выгорающим» сотрудникам является значимым и перспективным направлением, позволяющим сохранить кадровый потенциал организации.

К основным личностным характеристикам, которые препятствуют возникновению выгорания, относятся:

· высокая активность;

· умение поддерживать свое поведение в русле, уменьшающем влияние стресса в т.ч. способность отстоять свои интересы и в случае необходимости попросить о помощи (копинг);

· наличие оптимизма и чувства юмора;

· позитивное мышление;

· осознанность (стремление рефлексировать происходящие с человеком события, собственное поведение и стиль мышления);

· гибкое мышление и способность у творчеству;

· любовь к себе и адекватно высокая самооценка.

Профилактика выгорания, существующая в настоящее время, состоит из трех основных направлений работы, это:

Организация деятельности.

Процент роста «сгорания» среди работников может быть значительно снижен, если со стороны администрации будут приняты меры, обеспечивающие возможности для профессионального роста, налаживания дружеской атмосферы в коллективе, повышения личной и групповой мотивации сотрудников. Четкое распределение обязанностей и продуманные должностные инструкции, также положительным образом влияют на организацию труда. В этой связи необходимо заметить, что организация здорового климата во взаимоотношениях сотрудников организации не просто важный, а необходимый шаг, который должен быть предпринят в обязательном порядке.

Также в образовательные программы следует внести базовые техники тайм менеджмента, ознакомить сотрудников с методиками, повышающими личную уверенность, донести базовую информацию о способах и техниках релаксации и снятия напряжения.

В плане профилактики выгорания большое значение имеет организация рабочего места и времени. В этой области необходимо рассмотреть вопросы создания благоприятных условий во время рабочего дня, в т. ч. таких как уровень обеспеченности различными справочными материалами, пособиями и изданиями периодической печати, необходимыми для работы, укомплектованность библиотеки, техническая оснащенность. Помещение, в котором происходит осуществление рабочей деятельности также должно соответствовать определенным правилам, которые способны положительно повлиять на эффективность труда. К числу этих правил относятся нормы санитарно-гигиенических требований, предъявляемые к освещенности помещений, температуре, меблировки помещения и т.п. Также большое значение имеет наличие комфортной обстановки необходимой для полноценного перерыва и релаксации.

Улучшение психологического климата в коллективе.

Еще одним направлением профилактики синдрома «выгорания» является создание комфортной с психологической точки зрения обстановки в профессиональной группе. Последнее подразумевает формирование сплоченного коллектива, состоящего из людей, способных функционировать как единый целый организм и оказывать друг другу необходимую помощь и поддержку. Существенным фактором, нарушающим здоровую психологическую атмосферу в коллективе служит низкая материальная обеспеченность, в связи с которой у человека отсутствует возможность участия в различного рода культурных и развлекательных мероприятиях. Поездки на свежий воздух и природу, посещение театра и кино также требует временных и финансовых затрат, которые у большинства социальных работников существенно ниже необходимой нормы. Однако решение данного вопроса существует, и его нужно искать в расширении духовной сферы человека (кругозора, эстетических потребностей), последние приводит к большей терпимости и взаимопониманию. В этом аспекте значимую роль играет организация командообразующих тренингов.

Кроме этого нужно принимать во внимание, что деятельность социального работника по большой части основана на его личном энтузиазме. Именно в связи с этим, немалую роль играет возможность самостоятельно принимать решения. Именно поэтому основной акцент в системе межличностных коммуникаций необходимо сместить с внешнего контроля на личную совесть каждого человека.

Известный петербургский психотерапевт А. В. Гнездилов, рассуждая на тему профессионального выгорания, писал: «Стремление к профессиональному совершенствованию, внимание к собственным эстетическим запросам, постоянное сознание необходимости делать добро будут способствовать созданию той атмосферы, в которой возможно купирование многих стрессовых реакций». См.: Гнездилов А.В. Психология и психотерапия потерь. СПб.: Издательство «Речь». 2004. - 162 с.

Работа с индивидуальными особенностями.

Психологическая работа с социальными работниками должна включать три основных направления, соответствующие выявленным аспектам выгорания.

Первое направление заключается в развитии креативного мышления у специалистов социальной сферы, так как один из симптомов выгорания это инертность мышления и неспособность гибко реагировать на происходящие изменения. Креативность, включающая в себя такие качества как развитие воображение, наличие чувства юмора, быстроту и оригинальность образа мыслей представляет собой мощный фактор развития личности, показывая ее способность изменяться и отказываться от сформировавшихся стереотипов и убеждений.

Второе направление заключается в нивелировании отрицательных личностных и профессиональных факторов, которые способствуют возникновению профессионального выгорания. Говоря о данном аспекте, следует заметить, что тут необходимо проведение комплексной работы направленной на развитие у сотрудников умения дипломатично разрешать сложные ситуации конфликтного характера и приходить к компромиссному и взаимовыгодному решению. Также важную роль играет способность грамотного целепологания и гибкость в процессе достижения цели. Последнее качество предполагает продуктивный пересмотр системы ценностей и личностных мотивов, в случае, если они способны оказать негативное влияние на профессиональный и личностный рост.

Для достижения этой цели хорошо использовать тренинги, например, тренинги повышения личной уверенности, раскрытия личности, выработки навыка принятия решений.

Третье направление должно быть направлено на снятие у сотрудников стрессовых состояний, возникающих у сотрудников в связи с напряженной деятельностью, формирование навыков саморегуляции, обучение техникам расслабления и контроля собственного физического и психического состояния, повышение стрессоустойчивости. См.: Зборовская И.В. Саморегуляция психической устойчивости учителя // Прикладная психология. 2001, № 6, С.55-65.

Процесс саморегуляции может происходить как произвольно, т.е. с участием сознательной части «Я», так и непроизвольно, когда речь идет о функционировании естественных природных механизмов. Произвольную саморегуляцию называют еще психической, которая достигается за счет естественных или специально сконструированных приемов и способов саморегуляции. Таким образом, можно говорить о целенаправленном изменении, как отдельных психофизиологических функций, так и психоэмоционального состояния в целом.

Большинство людей, когда они устали прибегает к таким естественным способам саморегуляции как продолжительный сон, прогулки на свежем воздухе, занятие спортом, посещение развлекательных мероприятий совершенно бессознательно. Однако указанные средства абсолютно неприменимы в рабочей среде, в ситуации, когда усталость и напряжение уже накопились. Но, тем не менее, можно сказать, что все-таки существуют техники, которые возможно применить в процессе работы. Некоторыми из этих приемов социальные работники пользуются, но делают это обычно интуитивно, бессознательно. В связи с этим важно:

· понять, какими естественными механизмами снятия напряжения, разрядки и повышения жизненного тонуса работник уже владеет, но делает это бессистемно, от случая к случаю, не осознавая, что они положительно влияют на его работу;

· осознать их;

· перейти от спонтанного применения естественных способов регуляции к сознательному использованию в целях управления своим состоянием;

· освоить приемы психической саморегуляции и самовоздействия.

Загрузка...