docgid.ru

Сюжет 1 действия князь игорь. Ярославна, как реальное историческое лицо, жена князя игоря

Все поразительно в «Князе Игоре». Во-первых, конечно же, гениальная музыка. Во-вторых, то, что опера сочинена человеком, профессиональным занятием которого была не музыка, а химия (А. П. Бородин был академиком-химиком). В-третьих, многое в опере, хотя и было сочинено Бородиным, но не было им записано и оркестровано; оперу завершили друзья композитора — Н. А. Римский-Корсаков, А. К. Глазунов и А. К. Лядов Увертюра, хотя и была сочинена А. П. Бородиным, но не была им положена на бумагу. Записана же она, закончена и оркестрована после его смерти и по памяти А. К. Глазуновым, слышавшим ее много раз в исполнении на фортепиано самого автора. В-четвертых, все эти композиторы часто работали в таком тесном контакте друг с другом, что почти невозможно определить, что в «Князе Игоре» написано одной рукой, а что — другой; иными словами, музыкальный стиль оперы представляет нечто художественно абсолютно цельное. При этом необходимо подчеркнуть (как это сделал Н. А. Римский-Корсаков в связи со своим участием в работе над «Борисом Годуновым»), что «Князь Игорь» полностью опера А. Бородина.

История создания

В апреле 1869 года В. В. Стасов предложил Бородину в качестве оперного сюжета замечательный памятник древнерусской литературы «Слово о полку Игореве» (1185—1187). По словам композитора, сюжет пришелся ему «ужасно по душе». Чтобы глубже проникнуться духом старины, Бородин побывал в окрестностях Путивля (под Курском), изучал исторические источники: летописи, старинные повести («Задонщина», «Мамаево побоище»), исследования о половцах, музыку их потомков, былины и эпические песни. Большую помощь композитору оказывал В. В. Стасов, крупнейший знаток русской истории и древней литературы.


Текст и музыка «Игоря» сочинялись одновременно. Опера писалась в течение 18 лет, но не была завершена. После смерти Бородина А. К. Глазунов по памяти восстановил увертюру и на основе авторских эскизов дописал недостающие эпизоды оперы, а Н. А. Римский-Корсаков инструментовал большую ее часть. Премьера прошла с большим успехом 23 октября (4 ноября) 1890 года в Петербурге, на сцене Мариинского театра.

«Слово о полку Игореве» повествует о походе князя Новгород-Северского Игоря Святославича на половцев. Из тщеславия он захотел добиться победы без помощи других князей и потерпел поражение. Осуждая междоусобные распри, неизвестный создатель поэмы страстно призывал русских князей к единению. Композитор подчеркнул в опере не столько политическую направленность «Слова», сколько его народно-эпические черты. Игорь в опере близок по духу к образам былинных богатырей.


Чтобы оттенить облик Игоря, Бородин по совету Стасова противопоставил ему фигуру князя Галицкого, олицетворяющего собой стихию княжеских раздоров.

Музыка

«Князь Игорь» — народно-эпическая опера. Сам композитор указывал на ее близость к глинкинскому «Руслану». Эпический склад «Игоря» проявляется в богатырских музыкальных образах, в масштабности форм, в неторопливом, как в былинах, течении действия.

Музыка первой картины (первый акт) своим бесшабашным, разгульным характером резко контрастирует настроениям пролога. Песня Галицкого «Только б мне дождаться чести» напоминает размашистую залихватскую пляску.

Арию князя Галицкого поет Федор Шаляпин (1929 год)

В хоре девушек «Ой, лихонько» тонко воспроизведены особенности жалобных народных причитаний. С напускной важностью звучит грубовато-комическая песня скоморохов «Что у князя да Володимира».


Во второй картине рельефно очерчен образ обаятельно женственной, но волевой Ярославны. В ариозо «Немало времени прошло с тех пор» выражена ее тоска и тревожные предчувствия; целомудренно-сдержанная, строгая по характеру музыка постепенно приобретает страстно-взволнованный характер. Далее действие драматизируется, достигая наибольшей напряженности в сцене Ярославны с боярами. Хоры бояр «Мужайся, княгиня» и «Нам, княгиня, не впервой» полны суровой, грозной силы.

Второй акт посвящен картинам половецкого стана. В каватине Кончаковны «Меркнет свет дневной» слышатся любовные призывы, страстное томление, чувственная нега.


Ариозо Кончаковны поет Тамара Синявская

Поэзией юношеской любви, очарованием роскошной южной ночи овеяна каватина Владимира «Медленно день угасал».


Ария Игоря «Ни сна, ни отдыха» — многогранный портрет главного героя; здесь запечатлены и горестные думы о судьбах родины, и страстная жажда свободы, и чувство любви к Ярославле. Властным, жестоким и великодушным предстает хан Кончак в своей арии «Здоров ли, князь?»


Арию Колчака поет лучший бас в СССР Максим Михайлов

Акт завершается ослепительно красочными сценами плясок, сопровождаемых хором. Контрастно чередуются плавная женская пляска, необузданная исполненная стихийной силы мужская и стремительная, легкая пляска мальчиков. Постепенно все группы вовлекаются в буйно-темпераментный вихревой танец.


В третьем акте (в постановках этот акт обычно выпускается) в изображении половцев на первый план выступают воинственность и жестокость.

В четвертом акте музыка развивается от скорби ко всеобщему ликованию. Глубокая, неизбывная печаль слышится в ариозо Ярославны «Ах, плачу я», близком народным причитаниям.



Ариозо выливается в народный плач — хор поселян «Ох, не буйный ветер завывал», который звучит как подлинная русская протяжная песня. Празднично-торжествен финальный хор «Знать, господь мольбы услышал».

Композитору удалось, не используя прямых цитат из народных песен, создать замечательное и подлинно русское эпическое полотно. Особую красоту придают сочинению ориентальные мотивы, связанные с характеристикой половцев. Знаменитой стала хореографическая картина из 2 д. « Половецкие пляски » (особенно в постановке К. Голейзовского).

Половецкие пляски в Мариинском театре

Многие арии из опер, такие, как ария Князя Игоря Ни сна, ни отдыха ,


Арию князя Игоря поет Дмитрий Хворостовский

ария Кончака Здоров ли, князь? (2 д.), приобрели всемирную известность. Опера сразу стала очень популярной. Отметим московскую премьеру 1898 (солисты Хохлов, Дейша-Сионицкая, Собинов, Власов и др.), постановку в Мариинском театре (1915, с участием Шаляпина в партии Князя Галицкого и половецкими плясками в постановке М. Фокина). Зарубежная премьера оперы состоялась в Праге (1899). В 1971 режиссер Р. Тихомиров осуществил постановку одноимённого фильма-оперы.

Произведение – великий вклад в отечественную музыкальную сокровищницу. Многие фрагменты из него находятся у всех на слуху, стали народным достоянием. Опера «Князь Игорь» написана композитором Александром Бородиным, краткое содержание, а также история написания великого произведения будут изложены ниже.

Александр Бородин появился на свет 12 ноября (по новому стилю) 1833 года. Он был внебрачным княжеским сыном, поэтому его записали как ребенка крепостных крестьян. Из-за своего происхождения мальчик не мог учиться в гимназии, потому получал домашнее образование.

Саша с детства был музыкально одаренным мальчиком, научился играть на флейте, виолончели и рояле. В самом раннем возрасте написал свои первые музыкальные произведения.

Одновременно мальчика привлекала химия, по достижении соответствующего возраста Александр поступил в Медицинскую академию, увлеченно занимался химией. В 24 года молодой медик познакомился с великим русским композитором Мусоргским, который по стечению обстоятельств находился у него на лечении.

Это знакомство оказало существенное влияние на будущего композитора. Также способствовала музыкальному развитию встреча с будущей женой, Екатериной Сергеевной, тоже лечившейся у него от легочной болезни. Девушка прекрасно играла на разных инструментах и познакомила своего доктора с творчеством многих известных композиторов.

В 1862 году знакомство с М. Балакиревым привело Бородина в «Могучую кучку» — музыкальный кружок, куда входили многие известные композиторы того времени (Мусоргский, Балакирев, Римский-Корсаков, Кюи). Под влиянием этого коллектива произошло становление Бородина, как композитора.

Он написал множество симфонических произведений, романсов, концертов. В творчестве появилась народно-эпическая тематика. Самым выдающимся творением композитора является опера «Князь Игорь».

Но немногим известно, что тот, кто написал это произведение, являлся профессором медицины, академиком, основателем Русского химического общества и Высших женских курсов.

Этот человек был необычайно талантливым и многосторонне развитым. Такие люди рождаются нечасто, и, хотя его жизнь оборвалась рано, в расцвете сил и творчества, он оставил нам немалое наследие.

История написания

Однажды на одном из музыкальных вечеров Бородину предложили идею написания оперы. Сюжет ее изложен в произведении 12-го века «Слово о полку Игореве». Содержание оперы, как и самого литературного произведения, известно многим.

Драматургия оперы раскрывает героизм русского народа, стремление к свободе, победе над врагами. Эпическая тема так близка была композитору, что он с большим воодушевлением взялся писать эту оперу. Говорят, что автор перед началом написания оперы отправился специально в Путивль с целью изучить быт простых людей, местный говор, манеры и обычаи. Материалы легли в основу сюжета произведения.

Работа над произведением длилась около девятнадцати лет. Были написаны почти все действия, композитор не раз демонстрировал фрагменты перед своими коллегами. Но внезапно жизнь оборвалась.

Встал вопрос: кто же закончит такой великий труд. Коллеги и друзья не смогли допустить, чтобы единственное крупное произведение рано ушедшего композитора, труд почти всей его жизни, пропал даром.

Многие знали содержание, основных действующих лиц, кроме того, сохранился черновик.

Выяснилось, что некоторые сцены не были оркестрованы. Тогда русские композиторы Глазунов и Римский-Корсаков принялись за дело. С их помощью произведение было закончено, полностью оркестровано, была дописана партитура, завершены некоторые сцены.

Важно! Премьера состоялась в конце 1890 года на сцене Петербургского оперного театра. Драматургия понравилась многим, удачное либретто, красота и одновременно народная простота мелодий, их широта, красота внутреннего мира действующих лиц были оценены по достоинству как профессионалами, так и простыми зрителями.

Сцена половецких плясок (которую закончили друзья композитора) имела наибольшую популярность. Особенно хор пленниц «Улетай на крыльях ветра» сразу и навсегда поселился в сердцах российских зрителей.

Эта мелодия популярна до сих пор, ее исполняют профессиональные певцы и напевают люди, далекие от искусства.

Многие даже не подозревают о том, что это – фрагмент оперы Бородина. Эта мелодия давно уже стала народной. Интересно, что ноты этого хора были увековечены на лицевой стороне памятника композитору на его могиле в Питерском некрополе.

Краткое содержание

Либретто написал искусствовед Владимир Стасов. В создании также участвовал и сам композитор. Краткое содержание оперы немного отличается от литературного источника. Например, в опере Игорь и Ярославна состоят во втором браке, когда в первоисточнике сказано, что это их единственный брак. Также и Владимир по действию оперы – сын от первого брака, в чем тоже состоит отличие.

Действующие лица оперы:

  • Князь Северский — Игорь Святославич (его исполняет баритон или высокий бас);
  • Ярославна — жена Игоря (исполняет сопрано);
  • Владимир, княжеский сын от первой жены (тенор);
  • Владимир – князь Галицкий, брат Ярославны (бас-баритон);
  • Кончак – хан половецкий (бас);
  • Кончаковна – дочь хана (контральто);
  • Гзак – хан половецкий (бас);
  • Овлур – крещеный половчанин (тенор);
  • Скула (бас);
  • Ерошка (тенор).

Действие произведения разворачивается в Путивле и стане половцев, где находился в плену Игорь. Княжеский сын влюбился в дочку половецкого хана, девушка отвечала ему взаимностью.

Этой особенностью музыкальное произведение отличается от литературного. Из плена им помог бежать Овлур — крещеный половчанин.

Это музыкальное произведение состоит из четырех действий, включает увертюру и пролог.

Надо сказать, что увертюру полностью написал Глазунов. Остальные сцены были созданы самим композитором, а оркестрованы многие из них Глазуновым, Римским-Корсаковым и Лядовым. Например, сцена Половецких плясок.

Пора приступить к подробному описанию содержания оперы.

Пролог

Начинается действие с прославления Игоря, который собирает своих воинов в поход. Внезапно на небе является грозное знамение солнца.

Жена князя Ярославна начинает уговаривать своего супруга не ходить на войну, видя в этом предостережение Божие. Но супруг непреклонен, оставляет жену на попечение ее брата — князя Галицкого.

Два музыканта — Ерошка и Скула — изменяют своему господину и переходят на службу к Галицкому, надеясь на веселую и беззаботную жизнь. Дружина отправляется в путь с благословения старца.

Действие 1

Первая картина начинается с веселого пира у князя Галицкого в тереме, хозяин дома в арии раскрывается как любитель гуляний, завистливый и злой человек, мечтающий занять пост правящего князя, а его жену сослать в монастырь.

Внезапно появляются несколько девушек, которые умоляют его вернуть подругу, которую Галицкий украл. Им отказывают и выгоняют прочь. Заходят музыканты Ерошка и Скула, поют шуточную песню о веселом житии у князя Галицкого. Заговорщики размышляют, как князю Галицкому занять трон князя Игоря.

Во второй картине Ярославна печалится о муже, что от него нет никаких известий. Появляются девушки и жалуются на князя Галицкого, просят защиты.

Она утешает их, обещает помочь. Однако тот не поддается на уговоры, утверждает, что если девушку и выпустит, то украдет другую. При этом оскорбляет сестру, подозревая ее в измене мужу.

Оскорбленная Ярославна говорит, что скоро муж вернется и обо всем узнает. Приходят бояре и приносят скорбное известие о том, что муж оказался в плену.

Действие 2

В половецком стане Кончаковна ждет встречи с княжеским сыном. Приходит возлюбленный, они исполняют дуэт, в котором клянутся в любви друг ко другу, хотят пожениться, но отец не дает благословение, пока не выйдут из плена.

Игорь исполняет свою известную арию, в которой сетует на заточение и просит свободы. Олувр уговаривает пленника бежать, но тот не хочет обидеть хана Кончака, который настроен к нему дружелюбно. Хан исполняет свою арию, в которой называет Игоря своим гостем, а не пленником. Кончак готов отпустить Игоря в обмен на обещание больше не нападать на половцев, тот не дает согласие. Хан решает смягчить его сердце, предложив ему послушать песни и посмотреть пляски.

Действие 3

Приходит хан Гзак и приводит с собой пленных, его встречает Кончак. Все ложатся спать, Овлур предлагает побег Игорю. Тот соглашается, Кончаковна уговаривает Владимира остаться, но получает отказ.

Тогда дочка хана ударяет в било с целью поднять всех. Становится известно о побеге, половчане отправляются вдогонку. Кончаковна уговаривает воинов не убивать Владимира.

Действие 4

Княгиня грустит о супруге и исполняет свой знаменитый плач. Тут возвращается Игорь и кидается к ней в объятия. Звучит дуэт о взаимном счастье. Супруг уверяет Ярославну, что пойдет опять на половцев.

Хитрецы Скула и Ерошка решают звонить в колокол, чтобы загладить вину и всех оповестить о том, что князь вернулся. Пришедшие люди прощают их по причине великой радости. Все восхваляют правителя.

Полезное видео

Подведем итоги

Драматургия и простые напевы оперы «Князь Игорь», так похожие на народные, полюбились многим слушателям. Среди всех произведений Бородина - это, пожалуй, самое гениальное. Прошло много лет, но популярность только возрастает.

ПРОЛОГ

На площади в Путивле дружина и рать, готовые к выступлению в поход против половцев, ожидают князя Игоря. Народ величает Игоря, князей, ратников и желает им победы. Внезапно темнеет, начинается солнечное затмение. Все испуганы этим "божьим знамением" и советуют Игорю отложить поход. Однако Игорь уверен в правоте своего дела - он идет защищать Русь. В этом его долг, долг всех русских воинов.

Незаметно из строя выходят два ратника - Скула и Ерошка, они бросают доспехи и убегают. У Игоря их ждут битвы, опасности и, может быть, смерть. Они ищут нового хозяина и направляются к дому Галицкого. Приходят попрощаться княгиня и боярыни. Ярославна бросается к мужу и просит его не ходить в поход: её тоже волнуют недобрые предчувствия. Но князь ласково утешает её, убеждает не беспокоиться и ждать с победой. Князь просит Владимира Галицкого, брата Ярославны, позаботиться о ней. Простившись с княгиней, Игорь во главе дружины вступает в поход. Торжественно, величавой «Славой» провожает народ князя и его рать.

Симфонический антракт «Поход Игоря против половцев».

ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ

В половецком стане девушки развлекают песнями и танцами дочь хана Кончаковну. Однако, её мысли поглощены пленным юношей юным княжичем Владимиром Игоревичем. Она с нетерпением ожидаем часа свидания с ним. Вечереет, русские пленники возвращаются с тяжелой работы и наступает ночь. Радостно встречаются влюбленные - Владимир и Кончаковна. Они нежно и пылко признаются друг другу в любви и мечтают о счастье. Молодым влюбленным половецкая ночь казалась волшебной. Но томящемуся в неволе князю вечер приносит лишь муку и страдание. Игорь страстно жаждет свободы, тогда он сможет собрать новую рать, разбить половцев и освободить Русь.

ДЕЙСТВИЕ ВТОРОЕ

Картина первая

Во дворе князя Галицкого гуляет пьяный сброд, здесь же Скула и Ерошка. От песен дрожат хоромы. Тут же Скула и Ерошка веселят всех шутовскими выходками. Галицкий любит пображничать и пошуметь, однако ему не хватает власти и богатства. Он так разохотился, что видит себя князем в Путивле. Ярославну же решает отправить в монастырь. В это время в терем вбегают девушки, прося у князя защиты: слуги князя похитили их подружек. Но напрасны мольбы. Галицкий выгоняет плачущих девушек и уходит сам. Разгулявшиеся бражники во главе со Скулой и Ерошкой, расхрабрившись, замышляют мятеж: "Мы Игоря сместим, Владимира посадим! Чего бояться нам?!".

Картина вторая

Ярославну томят мрачные мысли. Немало времени прошло с того дня, как муж и сын отправились в поход, но до сих пор о них нет никаких вестей. От горестных дум княгиню отвлекают девушки. Они жалуются на бесчинства Галицкого и просят освободить подругу. В этот момент в терем входит Галицкий. Увидев его, девушки в страхе разбегаются. Галицкий держится с сестрой вызывающе, хвастливо заявляя, что займет княжеский престол и расправится со всеми непокорными. Появляются думные бояре. Они принесли недобрые вести: русская рать разбита, Игорь с сыном взяты в плен, на Русь движутся половецкие орды. Слышен набат, мечутся в окнах зловещие всполохи пожаров. Бояре твердо стоят на стороне Ярославны. Все мужчины должны взяться за оружие и вместе защищать Путивль.

ДЕЙСТВИЕ ТРЕТЬЕ

Картина первая

Половецкий стан. К князю Игорю подходит половецкий воин Овлур и предлагает ему устроить побег. Овлур уже давно принял христианство, и сердце влечет его не к хану-язычнику, а к православным русским. Пленный князь сначала гонит Овлура, ему претит мысль о побеге, но доводы Овлура оказываются сильнее. Овлур уходит, зная, что надежда и жажда свободы запали в душу плененного князя.

Половецкий хан Кончак ценит мужество, отвагу и честность русского князя, предлагая ему свою дружбу и союз. Но Игорь просит лишь дать ему свободу. И не скрывает, что, получив ее, не будет союзником хану, но смертельным врагом. Эта откровенность не отталкивает хана. Наоборот, он ценит мужественную прямоту пленного князя. Чтобы развеселить Игоря, Кончак сзывает воинов, девушек и приказывает им плясать. Половцы пляшут и славят хана Кончака.

Картина вторая

Городская стена в Путивле. Ярославна, потеряв надежду вновь свидится с мужем, оплакивает его. Слышится печальная песня. Это поселяне скорбят о разорениях, нанесенных вражеским нашествием. Ярославна замечает скачущих вдали всадников. В одном из них она узнает мужа. «Он, - мой сокол ясный! Лада мой желанный!», - восклицает Ярославна при встрече с мужем.

Скула и Ерошка, не зная о возвращении князя, глумятся над Игорем. Неожиданная встреча с князем ошеломляет их. Опасаясь возмездия, они решают схитрить - колокольным звоном сзывают народ и первыми сообщают радостную весть - вернулся князь. На зов колокола сбегается народ. Радостным ликованием приветствует он возвращение любимого князя.

Ярославна, как реальное историческое лицо, жена князя Игоря Святославича Новгород-Северского, дочь могущественного галицкого князя Ярослава Владимировича, названного в “Слове” Осмомыслом. Княгиня в тексте именуется по отчеству, как и жена брата Игоря, Буй-Тура Всеволода – “красная Глебовна”. С конца XVIII в. считается, что имя Я.- Ефросинья. У Игоря было пятеро сыновей и дочь. Старший сын – Владимир, участвовавший в походе 1185 г., попал в плен вместе с отцом, дядей и двоюродным братом. Женился у половцев на дочери хана Кончака (на Русь вернулся в 1187 г. с женой и “дитятей”).
Еще три сына Игоря погибли в начале XIII в. в борьбе за обладание Галичем, что становится необъяснимым, если принять точку зрения некоторых исследователей, полагающих, что Я.- вторая жена Игоря, а все дети князя – ее пасынки.
Образ тоскующей по мужу Я.- одно из ярчайших поэтических достижений безымян ного создателя “Слова”. Им открывается череда многочисленных образов русских женщин в отечественной литературе и искусстве. В Я. воплотился внесословный идеал женщины Древней Руси. В отличие от княгини Ольги, мудрой и преданной памяти мужа мстительницы, Я.- носительница лирического, женственного начала. С ней связаны мир, семейные узы и любовь. Традиции средневекового искусства подразумевали особый, религиозно-аскетический взгляд на женщину и ее судьбу. В “Слове”, напротив, торжествует народное начало. Так, автор обратился к особому фольклорному жанру – плачу.
Плач Я.- важнейший элемент поэтического строя памятника. Композиционно он предваряет рассказ о бегстве Игоря из половецкого плена. Я., плачущая на высокой стене Путивля (город, которым владел ее сын Владимир Игоревич, расположен ближе к половецкой степи), заклинает силы природы. В троекратном обращении к ветру (“О ветре, ветрило!”), Днепру (“О Днепре, Словутицю!”) и солнцу (“Светлое и тресветлое слънце!”) звучит и упрек (“Чему, господине, мое веселие по ковыляю развея?”), и призыв о помощи (“Взълелей, господине, мою ладу къ мне”). Природные стихии, словно бы отзываясь на мольбы Я., начинают помогать Игорю, пережившему горечь поражения и раскаяния, в его стремлении вернуться на Русь. Всепобеждающая сила любви воплощена в плаче Я., жалобы которой автор “Слова” уподобляет крику кукушки, символизирующей тоскующую женщину. Печальный голос Я. летит над землей, он слышен на Дунае: “Полечу,- рече,- зегзицею по Дунаеви, омочу бебрян рукавъ въ Каяле реце, утру князю кровавыя его раны на жестоцемъ его теле”.
Историк В. Н. Татищев в своей “Истории Российской”, научные споры об источниках которой имеют давнюю традицию, предложил интересный рассказ о трогательной встрече Игоря, возвращающегося из плена, и Я., поспешившей навстречу мужу. Эти и некоторые иные сведения, приводимые Татищевым, не находят подтверждения в известных ныне летописных текстах.
Образ Я. постоянно притягивает к себе внимание писателей, художников и музыкантов нового времени. Княгиня XII в. становится героиней ряда произведений, а ее Плач – постоянным источником разноплановых реминисценций. Я. вызывала больший интерес у авторов XIX – XX вв., нежели фигура центрального героя произведения.

(Пока оценок нет)


Другие сочинения:

  1. 1. Мнение историков о личности Игоря, князя Новгород-Северского. 2. Основная цель произведения и решение ее через поэтизацию образа князя Игоря. 3. Игорь – доблестный воин, благородный и бескорыстный защитник земли Русской. 4. Значение плача Ярославны в создании образа Игоря.> “Слово Read More ......
  2. Полечу, – молвит, – кукушкою по Дунаю. Омочу шелковый рукав в Каяле реке, Отру князю кровавые его раны на могучем его теле. В истории русской литературы сохранилось множество интересных женских образов, воплотивших идеал русской женщины. Наиболее яркий из них – Read More ......
  3. В то же время Святославич Игорь, внук Олегов, поехал из Новгорода [Северского] месяца апреля в двадцать и третий день, во вторник, взяв с собой брата Всеволода с [города] Трубец познали князя и возвратились бы. Однако же не возвратился никто, а Read More ......
  4. План: 1. Вступление. Система персонажей в “Слове”. 2. Единственный женский образ произведения – княгиня Ярославна. 3. “Живая сила” образа. 4. Обращение Ярославны к стихиям – самый лиричный эпизод в “Слове”. 5. Заключение. Образ Ярославны – воплощение истинно русского характера. “Слово Read More ......
  5. Создатель “Слова о полку Игореве” написал свое произведение в 1185 году. В это время Великая Русь и Киев находились в трудном положении. Огромное государство, созданное великим князем Олегом, процветавшее во время правления Владимира Святославича и Ярослава Мудрого, стало дробиться на Read More ......
  6. В истории общечеловеческой культуры есть памятки, которые отображают наилучшие черты, присущие тому или иному народу. К таким шедеврам искусства принадлежит и “Слово о полке Игореве”. Когда я листаю страницы этого произведения, на меня будто дышит героическая Давняя Русь. Из строк Read More ......
  7. Что может быть лучше чем любовь и верность? Ничего. Поэтому и от образа Ярославны из “Слова о полке Игореве” веет внутренней красотой, которая удивляет нас своей целостностью и глубиной. В этой женщине соединилось большое чувство к любимому с большой любовью Read More ......
  8. В походе он действовал с исключительной отвагой, но он не смог отказаться от стремления к личной славе, и это привело его к поражению. Впервые за всю историю борьбы с половцами русские князья – Игорь и его брат Всеволод – оказались Read More ......
Ярославна, как реальное историческое лицо, жена князя Игоря

Композитор скончался, и опера осталась неоконченной. По записям А. П. Бородина работу завершили Александр Константинович Глазунов и Николай Андреевич Римский-Корсаков . Считается, что Глазунов по памяти восстановил увертюру, которую слышал в авторском исполнении на фортепиано (сам он опроверг эту легенду на страницах Русской музыкальной газеты) . Он также почти целиком сочинил и оркестровал третье действие. Н. А. Римский-Корсаков оркестровал пролог, первое, второе и четвёртое действия и половецкий марш.

Бородин, Римский-Корсаков и, возможно, также А. К. Лядов вместе оркестровали сюиту «половецких танцев » второго акта, которая приобрела огромную популярность. В продолжении традиций оперы Глинки «Жизнь за царя », событийное развитие в сюжетной линии оперы «Князь Игорь» отражает грандиозность народных сцен с мощным звучанием хора, и в то же время, необычайные по красоте арии героев: Ярославны, Кончаковны, Владимира и половецкой девушки .

Александр Порфирьевич Бородин успел оркестровать часть пролога (всё, кроме «Сцены затмения»), речитатив и арию князя Владимира Галицкого (I картина I акта), арию Ярославны и её сцену с девушками (II картина I акта, 1879), каватину Кончаковны (II акт, 1869), речитатив и каватину князя Владимира (II акт), арию Кончака (II акт), плач Ярославны (IV акт, 1875), народный хор (IV акт, 1879) и финальную сцену IV акта - партитура для оркестра с участием тенора Ерошки, баса Скулы и хора.

Трио Игоря, Владимира, Кончаковны и финал третьего акта с хором, Кончаковной и Кончаком были написаны Бородиным и завершены Глазуновым, который впоследствии и оркестровал их в 1888 году.

Римский-Корсаков и Глазунов сами написали сцену II акта, с участием Кончаковны и хора в 1887 году.

Композиторы были дружны и работали в тесном кругу, потому музыкальный стиль оперы представляет художественную целостность. Несмотря на то, что Глазунов и Римский-Корсаков оркестровали большую часть музыки (часть которой совсем не была записана), последний настоял на том, что «Князь Игорь» - полностью опера Александра Порфирьевича Бородина" - из книги А. Майкапара . Насколько это справедливо, можно судить, сравнив редакцию Римского-Корсакова и Глазунова с недавно изданной авторской редакцией оперы .

Премьера оперы прошла с большим успехом 23 октября (4 ноября) 1890 года в Петербурге на сцене Мариинского театра.

В прессе встречается мнение (основанное на работе Павла Александровича Ламма по реконструкции авторской версии оперы), что незавершённость «Князя Игоря» - в большой степени легенда и что вместо того, чтобы только оркестровать часть номеров, Римский-Корсаков и Глазунов предпочли заново переписать большую часть абсолютно завершённой автором музыки.

Действующие лица

Пролог

Площадь в Путивле заполнена людьми. Князь Игорь готовится к походу против половцев. Народ и бояре величают Игоря, его сына Владимира, князей, славят дружину, надеются на успешное завершение похода (хор «Солнцу красному слава!»).

Внезапно начинается солнечное затмение, которое приводит всех в смятение. Все советуют отложить поход.

Приходят прощаться княгини и боярыни. Ярославна умоляет Игоря остаться, но он отвечает, что ему велят идти в поход долг и честь. Он поручает заботиться о жене князю Галицкому, брату Ярославны. Тот в небольшом монологе рассказывает, как помог ему Игорь в трудную минуту.

Два гудочника, Скула и Ерошка, проявляют малодушие и решают пойти на службу к Владимиру Ярославичу, князю Галицкому, чтобы остаться целыми и жить «сытно и пьяно».

Из собора выходит старец и благословляет Игоря и рать. Вновь звучит хор народа.

Игорь и его войско отправляются в путь.

Первое действие

Картина первая

Князь Владимир Галицкий пирует в своем тереме, мечтая «на Путивле князем сести» (ария «Грешно таить…»), а сестру (Ярославну) отправить в монастырь - «за спасение души моей радеть».

Во двор вбегает толпа девушек. Владимир выкрал их подругу, они просят отпустить её (хор «Ой, лихонько, ой горюшко»). Князь говорит, что девушке у него не так уж и плохо, что нечего о ней плакать, и прогоняет девушек.

Ария князя Галицкого

Грешно таить, я скуки не люблю,
А так, как Игорь-князь, и дня бы я не прожил.
Забавой княжеской люблю потешить сердце,
Люблю я весело пожить!
Эх, только б сесть мне князем на Путивле:
Я зажил бы на славу! Эх!
Только б мне дождаться чести,
На Путивле князем сести,
Я б не стал тужить,
Я бы знал, как жить.
Днём за бранными столами,
За весёлыми пирами,
Я б судил-рядил,
Все дела вершил.
Всем чинил бы я расправу,
Как пришлось бы мне по нраву,
Всем бы суд чинил,
Всех вином поил!
Пей, пей, пей, пей, пей, гуляй!
К ночи в терем бы сгоняли
Красных девок всех ко мне,
Девки песни б мне играли,
Князя славили б оне.
А кто румяней да белее,
У себя бы оставлял.
Кто из девок мне милее,
С теми б ночи я гулял. Эх!
Кабы мне да эту долю,
Понатешился б я вволю,
Я б не стал зевать,
Знал б, с чего начать.
Я б им княжество управил,
Я б казны им поубавил,
Пожил бы я всласть,
Ведь на то и власть.
Эх, лишь только б мне покняжить,
Я сумел бы всех уважить,
И себя, и вас!
Не забыли б нас!
Гой, гой, гой, гой, гой! Гуляй!


Скула и Ерошка исполняют грубовато-комичную песню о пьяницах (песня скоморохов «Что у князя Володимира»). Приближённые князя Галицкого обсуждают возможность посадить его править в Путивле, воспользовавшись тем, что люди князя Игоря ушли в поход.

Картина вторая

Горница в тереме Ярославны. Ярославна исполняет ариозо «Немало времени прошло с тех пор». Она тревожится, что от Игоря давно нет вестей, вспоминает время, когда Игорь был с ней, говорит, как страшно и тоскливо ей сейчас, как она страдает.

Няня сообщает Ярославне, что к ней пришли девушки. Девушки рассказывают княгине о бесчинствах князя Галицкого в Путивле, о том, как Владимир выкрал их подругу, и просят Ярославну заступиться и вернуть девушку.

Входит князь Галицкий, брат Ярославны. Девушки убегают. Ярославна упрекает Владимира, что он выкрал девушку, говорит, что расскажет мужу, как Владимир бесчинствует в его отсутствие. Князь Галицкий отвечает, что все люди в Путивле за него, что он сам будет здесь править. Однако потом он говорит, что пошутил, что ему хотелось увидеть Ярославну в гневе и что он не верит, что она верна Игорю. Ярославна оскорблена, она напоминает Владимиру, что пока власть у неё, и требует отпустить украденную девушку. Владимир зло отвечает, что эту освободит, но заберёт себе другую, и уходит. Ярославна, оставшись одна, признаётся, что ей борьба не по силам, и молит о скорейшем возвращении Игоря.

Входят думные бояре, друзья Ярославны. Они пришли с плохими новостями (хор «Мужайся, княгиня»). Бояре рассказывают, что на Путивль идёт хан Гзак, русская рать разбита, а Игорь вместе с братом и сыном попали в плен. Ярославна не знает, что делать, но бояре убеждены, что Путивль выстоит, что его крепость в вере людей в Бога, в верности князю и княгине, в любви к родине (хор «Нам, княгиня, не впервые под стенами городскими у ворот встречать врагов») . Женщины горестно причитают.

Второе действие

Половецкий стан. Вечер. Девушки-половчанки танцуют и поют песню, в которой сравнивают цветок, ждущий влаги, с девушкой, надеющейся на свидание с любимым. Кончаковна, молодая дочь хана Кончака, влюблённая в княжича Владимира, ждёт свидания. О своей любви она поёт в каватине «Меркнет свет дневной».

Показываются русские пленники, идущие с работы под стражей. Кончаковна приказывает своим девушкам напоить и утешить пленников. Пленники благодарят их. Показывается половецкий дозор, обходящий стан. Кончаковна и девушки уходят. Опускается ночь. Овлур один стоит на страже.

Приходит Владимир, сын Игоря. В каватине «Медленно день угасал» он поёт о своей страстной любви к Кончаковне, просит её отозваться на зов любви. Появляется Кончаковна. Они поют свой страстный любовный дуэт. Хан Кончак согласен выдать Кончаковну за Владимира, но князь Игорь не хочет и слышать об этом, пока они в плену. Владимир слышит шаги отца, влюблённые расходятся в разные стороны. Входит Игорь. Он поёт знаменитую арию «Ни сна, ни отдыха измученной душе».

Ария князя Игоря

Ни сна, ни отдыха измученной душе,
Мне ночь не шлёт отрады и забвенья,
Всё прошлое я вновь переживаю
Один в тиши ночей:
И Божья знаменья угрозу,
И бранной славы пир весёлый,
Мою победу над врагом,
И бранной славы горестный конец,
погром, и рану, и мой плен,
И гибель всех моих полков,
Честно за Родину головы сложивших.

Погибло всё: и честь моя, и слава,
Позором стал я земли родной:
Плен! Постыдный плен!
Вот удел отныне мой,
Да мысль, что все винят меня.

О, дайте, дайте мне свободу!
Я мой позор сумею искупить.
Спасу я честь свою и славу,
Я Русь от недруга спасу!

Ты одна, голубка лада,
Ты одна винить не станешь,
Сердцем чутким всё поймёшь ты,
Всё ты мне простишь.
В терему своём высоком
В даль глаза ты проглядела,
Друга ждёшь ты дни и ночи,
Горько слёзы льёшь!

Ужели день за днём
Влачить в плену бесплодно
И знать, что враг терзает Русь?
Враг - что лютый барс!
Стонет Русь в когтях могучих,
И в том винит она меня!

О, дайте, дайте мне свободу!
Я свой позор сумею искупить.
Я Русь от недруга спасу!

Ни сна, ни отдыха измученной душе,
Мне ночь не шлёт надежды на спасенье:
Лишь прошлое я вновь переживаю
Один в тиши ночей.
И нет исхода мне!
Ох, тяжко, тяжко мне!
Тяжко сознанье бессилья моего!


С князем украдкой заговаривает крещёный половчанин Овлур. Он говорит, что князь должен бежать, чтобы спасти Русь, и предлагает достать коней. Игорю кажется бесчестным бежать тайно, он не желает нарушить данное хану Кончаку слово. Он отказывается, но потом решает подумать.

Появляется хан Кончак. Он приветствует Игоря, обращается к нему с уважением и доверием (ария «Здоров ли, князь?»).

Ария Кончака

Здоров ли, князь?
Что приуныл ты, гость мой?
Что ты так призадумался?
Аль сети порвались?
Аль ястребы не злы и с лёту птицу не сбивают?
Возьми моих!

(Князь Игорь:
И сеть крепка, и ястребы надёжны,
Да соколу в неволе не живётся.)

Всё пленником себя ты здесь считаешь.
Но разве ты живёшь как пленник, а не гость мой?
Ты ранен в битве при Каяле
И взят с дружиной в плен;
Мне отдан на поруки, а у меня ты гость!
Тебе почёт у нас, как хану,
Всё моё к твоим услугам.
Сын с тобой, дружина тоже,
Ты как хан здесь живёшь,
Живёшь ты так, как я.
Сознайся: разве пленники так живут? Так ли?
О нет, нет, друг, нет, князь,
Ты здесь не пленник мой,
Ты ведь гость у меня дорогой!
Знай, друг, верь мне,
Ты, князь, мне полюбился
За отвагу твою да за удаль в бою.
Я уважаю тебя, князь,
Ты люб мне был всегда, знай!
Да, я не враг тебе здесь, а хозяин я твой,
Ты мне гость дорогой!
Так поведай же мне,
Чем же худо тебе, ты скажи мне.
Хочешь, возьми коня любого,
Возьми любой шатёр,
Возьми булат заветный, меч дедов!
Немало вражьей крови мечом я этим пролил;
Не раз в боях кровавых
Ужас смерти сеял мой булат!
Да, князь, всё здесь,
Всё хану здесь подвластно!
Я грозою для всех был давно.
Я храбр, я смел, страха я не знаю,
Все боятся меня, всё трепещет кругом!
Но ты меня не боялся,
Пощады не просил, князь.
Ах, не врагом бы твоим, а союзником верным,
А другом надёжным, а братом твоим
Мне хотелось бы быть, ты поверь мне!
Хочешь ли пленницу с моря дальнего,
Чагу, невольницу, из-за Каспия?
Если хочешь, скажи только слово мне,
Я тебе подарю.
У меня есть красавицы чудные:
Косы, как змеи, на плечи спускаются,
Очи чёрные, влагой подёрнуты,
Нежно и страстно глядят из-под тёмных бровей.
Что ж молчишь ты?
Если хочешь, любую из них выбирай!


Игорь жмёт руку хану, но повторяет, что в плену жить не может. Кончак предлагает Игорю свободу в обмен на обещание не поднимать на хана меча и не заступать ему дороги. Но Игорь честно говорит, что если хан отпустит его, он тут же соберёт полки и ударит вновь. Кончак сожалеет, что они с Игорем не союзники, и зовёт пленников и пленниц, чтобы те повеселили их. Начинается сцена «Половецкие пляски ». Сначала танцуют и поют девушки (хор «Улетай на крыльях ветра»).

Затем в ритме лезгинки танцуют мужчины. После общей пляски с хором начинается пляска мальчиков. Действие завершается общей кульминационной пляской.

Третьему действию предшествует оркестровый антракт. Звучит половецкий марш.

Третье действие

Край половецкого стана. Со всех сторон сходятся половцы и, глядя вдаль, ожидают прибытия хана Гзака. Войско Гзака с трубами, рогами и бубнами входит на сцену. Воины ведут за собою русский полон и несут добычу. Половцы приветствуют входящих воинов. Под конец шествия появляется на коне хан Гзак с отрядом приближенных воинов. Кончак выходит к нему навстречу и приветствует его. Князь Игорь, Владимир Игоревич и русские пленники наблюдают за проходящими, стоя в стороне. Темнеет, сторожевые засыпают. Овлур подкрадывается к шатру Игоря и вновь предлагает бежать, говоря, что всё готово. Игорь соглашается.

В страшном волнении вбегает Кончаковна. Она останавливается у шатра Владимира. Дочь хана узнала о намерении Игоря бежать и умоляет Владимира остаться с ней. Выходит Игорь, видит Кончаковну и обвиняет сына, что тот стал половцем и забыл Родину. Владимир не может решиться: отец зовёт его бежать, а Кончаковна молит остаться. В конце концов, она грозит разбудить весь стан, Игорь убегает. Кончаковна несколько раз ударяет в било. Со всех сторон сбегаются разбуженные сигналом половцы.

Кончаковна сообщает о побеге Игоря. Половцы снаряжают погоню за князем, Владимира же они хотят убить. Кончаковна не желает отдавать его. Появляются Кончак и ханы и узнают о случившемся. Побег Игоря вызывает у хана уважение, он говорит, что и сам бы поступил так же на месте Игоря. Он приказывает казнить сторожевых, а княжича не трогать. Хор ханов требует казнить пленников, но Кончак не соглашается. Он объявляет Владимира своим зятем и тут же собирается в поход на Русь.

Четвёртое действие

Плач Ярославны

Ах! Плачу я, горько плачу я, слёзы лью

Я кукушкой перелётной полечу к реке Дунаю,
Окуну в реку Каялу мой рукав бобровый.
Я омою князю раны на его кровавом теле.
Ох! Ты, ветер, ветер буйный, что ты в поле веешь?
Стрелы вражьи ты навеял на дружины князя.
Что не веял, ветер буйный, вверх под облака,
В море синем корабли лелея?
Ах, зачем ты, ветер буйный, в поле долго веял?
По ковыль-траве рассеял ты моё веселье?
Ах! Плачу я, горько плачу я, слёзы лью
Да к милому на море шлю рано по утрам.
Гой, ты, Днепр мой, Днепр широкий,
Через каменные горы
в половецкий край дорогу
Ты пробил,
Там насады Святослава до кобякова полку
Ты лелеял, мой широкий славный Днепр,
Днепр, родной наш Днепр!
Вороти ко мне милого,
Чтоб не лить мне горьких слёз,
Да к милому на море не слать рано по утрам.
Ох, ты, солнце, солнце красно,
В небе ясном ярко светишь ты,
Всех ты греешь, всех лелеешь,
Всем ты любо, солнце;
Ох, красно солнце!
Что же ты дружину князя зноем жгучим обожгло?
Ах! Что ж в безводном поле жаждой
Ты стрелкам луки стянуло,
И колчаны им истомой горем запекло?
Зачем?


Городская стена и площадь в Путивле. Раннее утро. Ярославна одна на городской стене. Она горько плачет (ария «Ах! Плачу я, горько плачу я»).

Проходит толпа поселян с песней «Ох, не буйный ветер завывал». Ярославна, глядя на разорённые окрестности, исполняет ариозо «Как уныло всё кругом». Она замечает вдали двух всадников, один в половецкой одежде, а другой выглядит как русский князь. Они приближаются, и вдруг Ярославна узнает Игоря, это он едет с Овлуром. Князь Игорь соскакивает с коня и бросается к Ярославне. Они не могут сдержать радости, звучит их любовный дуэт. Ярославна не может поверить, что это не сон. Она спрашивает Игоря, как он спасся. Игорь говорит, что бежал из плена. Ярославна поёт о своей радости вновь видеть любимого мужа, Игорь же говорит, что бросит клич и снова пойдёт на хана.

На площади появляются Ерошка и Скула. Несколько хмельные, они играют и поют песню о неудачном походе и поражении Игоря. Вдруг они видят Игоря с Ярославной. Они сразу понимают, что им не поздоровится за их измену. Они садятся друг против друга и думают, что им делать. Бежать им некуда, да и не хочется после вольготной и сытной жизни «кору глодать» и «воду хлебать». Вдруг Скула находит решение: надо звонить в колокол, созывать народ. Со всех сторон сбегаются люди. Сначала все думают, что снова пришли половцы, потом решают, что пьяные скоморохи народ мутят, и хотят прогнать Скулу и Ерошку. Наконец тем удаётся убедить народ, что вернулся князь Игорь Северский. За хорошую весть собравшиеся старцы и бояре прощают Ерошку и Скулу. Все приветствуют и славят князя Игоря.

Структура оперы

  1. Это сортируемая таблица. Нажмите на название столбца, чтобы рассортировать содержащуюся в нём информацию.
  2. Нумерация соответствует традиционному Беляевскому изданию (Римского-Корсакова/Глазунова).
  3. Указаны годы сочинения, но не оркестровки. Если даты отличаются более, чем на год, это может означать перерыв в сочинении или пересмотр и сочинение новой версии.
  4. В № 1 (Пролог), Сцена затмения (301 такт) оркестрована Римским-Корсаковым и остальное Бородиным. При публикации партитуры Римским-Корсаковым были внесены изменения в оркестровку всех номеров, изначально оркестрованных Бородиным.
Акт Название части Начато Окончено Композитор Оркестровщик
- - Увертюра 1887 1887 Глазунов Глазунов
1 - Пролог: Интродукция 1876 1885 Бородин Бородин*
2a Акт 1, Сцена 1 Сцена у Вл. Галицкого: Хор 1875 1875 Бородин Римский-Корсаков
2b Акт 1, Сцена 1 Речитатив и песня Вл. Галицкого 1879 1879 Бородин Бородин
2c Акт 1, Сцена 1 Речитатив Вл. Галицкого - - Бородин Римский-Корсаков
2d Акт 1, Сцена 1 Хор девушек и сцена - - Бородин Римский-Корсаков
2e Акт 1, Сцена 1 Сцена: Скула, Ерошка - - Бородин Римский-Корсаков
2f Акт 1, Сцена 1 Княжья песня в честь Вл. Галицкого: Скула, Ерошка 1878 1878 Бородин Римский-Корсаков
2g Акт 1, Сцена 1 Хор нет данных нет данных Бородин Римский-Корсаков
3 Акт 1, Сцена 2 Ариозо Ярославны 1869 1875 Бородин Римский-Корсаков
4 Акт 1, Сцена 2 Сцена Ярославны с девушками 1879 1879 Бородин Бородин
5 Акт 1, Сцена 2 Сцена Ярославны с Вл. Галицким 1879 1879 Бородин Римский-Корсаков
6 Акт 1, Сцена 2 Финал 1-го действия: Ярославна, Галицкий, Хор 1879 1880 Бородин Римский-Корсаков
7 Акт 2 Хор половецких девушек - - Бородин Римский-Корсаков
8 Акт 2 Пляска половецких девушек - - Бородин Римский-Корсаков
9 Акт 2 Каватина Кончако́вны 1869 1869 Бородин Бородин
10 Акт 2 Сцена и хор: Кончаковна, хор 1887 1887 Римский-Корсаков / Глазунов Римский-Корсаков / Глазунов
11 Акт 2 Речитатив и каватина Владимира Игоревича 1877 1878 Бородин Бородин
12 Акт 2 Дуэт Кончаковны и Владимира 1877 1878 Бородин Римский-Корсаков
13 Акт 2 Ария князя Игоря 1881 1881 Бородин Римский-Корсаков
14 Акт 2 Сцена Игоря с Овлуром - - Бородин Римский-Корсаков
15 Акт 2 Ария хана Кончака 1874 1875 Бородин Бородин
16 Акт 2 Речитатив, хор и сцена: Игорь, Кончак - - Бородин Римский-Корсаков
17 Акт 2 Половецкая пляска с хором 1869 1875 Бородин Бородин / Римский-Корсаков / Лядов
18 Акт 3 Половецкий марш 1869 1875 Бородин Бородин / Римский-Корсаков
19 Акт 3 Песня хана Кончака - - Глазунов Глазунов
20 Акт 3 Речитатив, хор и сцена - - Бородин Глазунов
22 Акт 3 Речитатив: Овлур, Игорь 1888 1888 Глазунов Глазунов
23 Акт 3 Трио: Игорь, Владимир, Кончаковна - 1888 Бородин / Глазунов Глазунов
24 Акт 3 Финал 3-го действия: Кончаковна, Кончак, хор 1884 - Бородин / Глазунов Глазунов
25 Акт 4 Плач Ярославны 1875 1875 Бородин Бородин
26 Акт 4 Хор 1879 1879 Бородин Бородин
27 Акт 4 Речитатив и дуэт Ярославны и Игоря 1876 1876 Бородин Римский-Корсаков
28 Акт 4 Песня Гудочников сцена и хор - - Бородин Римский-Корсаков
29 Акт 4 Заключительный хор: Скула, Ерошка, хор - - Бородин Бородин / Римский-Корсаков

Популярные фрагменты

  • «Солнцу красному слава!» (хор)
  • «Только б мне дождаться чести» (песня Галицкого)
  • «Ой, лихонько» (хор девушек)
  • «Что у князя Володимира» (песня скоморохов)
  • «Немало времени прошло с тех пор» (ариозо Ярославны)
  • «Мужайся, княгиня» (хор бояр)
  • «Нам, княгиня, не впервые» (хор бояр)
  • «Меркнет свет дневной» (каватина Кончаковны)
  • «Медленно день угасал» (каватина Владимира)
  • «Здоров ли, князь?» (ария Кончака)
  • «Улетай на крыльях ветра» (хор невольниц)
  • «Ах, плачу я» (плач Ярославны)
  • «Ох, не буйный ветер завывал» (хор поселян)
  • «Знать, Господь мольбы услышал» (хор поселян)

Постановки

  • Первая постановка 23 октября 1890, Мариинский театр (дирижёр Кучера , художники Янов, Андреев, Бочаров , балетмейстер Иванов ; Игорь - Мельников , Ярославна - Ольгина , Кончак - Корякин , Кончаковна - Славина , Половецкая девушка - Долина , Скула - Стравинский , Ерошка - Угринович).
  • 1892 - Русское оперное товарищество под упр. И. П. Прянишникова , Москва (дирижёр Прибик; Игорь - Гончаров, Ярославна - Цветкова , Владимир - Михайлов , Кончак - Антоновский).
  • 1898 - Большой театр (дирижёр Авранек ; Игорь - Хохлов , Ярославна - Дейша-Сионицкая , Владимир - Собинов , Галицкий - Власов , Кончак - Трезвинский , Кончаковна - Азерская , Овлур - Успенский, Скула - Тютюнник , Ерошка - Михайлов-Стоян), в 1904 - там же (дирижёр Рахманинов), в 1914 - там же (худ. Коровин).
  • 1915 - Мариинский театр (дирижёр Малько , балетмейстер Фокин ; Игорь - Андреев , Галицкий - Шаляпин , Ярославна - Ермоленко-Южина).

За рубежом - впервые в Праге, 1899, Национальный театр.

В 1909 г. - сокращённая версия оперы, театр «Шатле», Париж (Галицкий - Шаляпин).

8 мая 1914 г. - премьера в Лондоне, Королевский театр Друри-Лейн (Большой сезон русской оперы и балета, антреприза С. П. Дягилева; новая сценическая версия режиссёра Санина, опера в полном объёме, в оформлении Н. К. Рериха).

  • 23 апреля , Большой театр (дирижёр Голованов , режиссёр Санин , художник Коровин , балетмейстер Горский).
  • 13 декабря - Петроградский театр оперы и балета (дирижёр Дранишников , худ. Коровин ; Игорь - Андреев , Владимир - Большаков , Кончак - Боссе , Кончаковна - Мшанская),
  • - Большой театр (дирижёр Мелик-Пашаев , режиссёр Лосский , художник Федоровский , балетмейстер Голейзовский ; Игорь - Батурин , Ярославна - Панова , Владимир - Козловский Михайлов , Кончаковна - Давыдова);
  • - там же (дирижёр Жуков, постановка Баратова ; Игорь - Ал. Иванов, Ярославна - Покровская , Галицкий - Пирогов, Кончак - Михайлов , Кончаковна - Гагарина, Владимир - Кильчевский).
  • - Театр оперы и балета им. Кирова (дирижёр Ельцин , постановка Соковнина , балетмейстеры Фокин и Лопухов). Постановка с сокращением (два действия) и изменением порядка сцен (попойка у князя Галицкого дана после сцен побега Игоря и плача Ярославны).
  • - Кремлёвский Дворец съездов (спектакль Большого театра, дирижёр Светланов , режиссёр Баратов).
  • - Красноярский государственный театр оперы и балета ; премьера 20 декабря 1978 года. Дирижёр -Игорь Шаврук , Ярославна - Нина Абт-Нейферт, Кончаковна - Людмила Яницкая, Половецкая девушка - Тамара Пронина .
  • XX-XXI вв - Пермский театр оперы и балета
  • - Новосибирский театр оперы и балета . Режиссёр-постановщик - Тимофей Кулябин , дирижер-постановщик - Евгений Волынский, художник-постановщик - заслуженный деятель искусств России, лауреат Государственной Премии России Игорь Гриневич.
  • - Самарский академический театр оперы и балета (Режиссёр-постановщик - народный артист России Юрий Александров , дирижер-постановщик - заслуженный деятель искусств России Владимир Коваленко, художник-постановщик - народный художник России Вячеслав Окунев).
  • - Новая опера , Москва. Музыкальный руководитель и дирижёр - Евгений Самойлов, режиссёр-постановщик - народный артист России Юрий Александров , сценография и костюмы - Вячеслав Окунев, хормейстер - Наталья Попович. Игорь Святославич - Анджей Белецкий, Ярославна - Елена Поповская.
  • - опера впервые прозвучала в авторской редакции со сцены Московского международного дома музыки в исполнении коллектива театра «Геликон-Опера».
  • - Красноярский государственный театр оперы и балета. Премьера 28, 29 и 30 июня 2013 года в честь 35-ти летнего юбилея театра. (Либретто - Александра Бородина (при участии Владимира Стасова), основанное на «Слове о полку Игореве», в редакции заслуженной артистки России Юлианы Малхасянц, Музыкальный руководитель и дирижер - заслуженный артист России Анатолий Чепурной, Режиссёр-постановщик - заслуженная артистка России Юлиана Малхасянц, Художник-постановщик - действительный член Российской академии художеств Дмитрий Чербаджи, Хормейстер - Дмитрий Ходош).

Записи

Аудиозаписи

Год Организация Дирижёр Солисты Лейбл звукозаписи и каталожный номер Примечания
Хор и оркестр Большого театра Александр Мелик-Пашаев Игорь Святославич, князь Северский - Александр Батурин ; Ярославна - Софья Панова ; Владимир Игоревич - Иван Козловский ; князь Галицкий - Александр Пирогов ; Кончак - Максим Михайлов ; Кончаковна - Надежда Обухова ; Овлур - Фёдор Годовкин; Скула - Сергей Колтыпин; Ерошка - Дмитрий Марченков; половецкая девушка - Евдокия Сидорова Мелодия ,

М10 46279-84 (1985 г.)

Запись Всесоюзного радио, без 3-го действия
Хор и оркестр Большого театра Александр Мелик-Пашаев князь Игорь - Андрей Иванов ; Ярославна - Евгения Смоленская; Владимир Игоревич - Сергей Лемешев ; князь Галицкий - Александр Пирогов ; Кончак - Марк Рейзен ; Кончаковна - Вероника Борисенко ; Овлур - Алексей Серов; Скула - Иван Скобцов ; Ерошка - Фёдор Годовкин Д-0632-39 (1952 г.) Без 3-го действия
Хор и оркестр Белградской оперы Оскар Данон князь Игорь - Д. Попович; Ярославна - В. Гейбалова; Владимир Игоревич - Н. Жунец; князь Галицкий - Д. Попович; Кончак - Д. Попович; Кончаковна - М. Бугаринович DECCA (Югославия)
Венская государственная опера Ловро фон Матачич князь Игорь - Eberhard Wächter, Ярославна - Hilde Zadek, Владимир Игоревич - Giuseppe Zampieri, князь Галицкий - Hans Hotter, Кончак - Gottlob Frick, Кончаковна - Ira Malaniuk, Овлур - Erich Majkut, Скула - Karl Dönch, Ерошка - Peter Klein, половецкая девушка - Margarethe Sjöstedt, Няня - Ilona Steingruber(-Wildgans) Premiere Opera Ltd., 890-3 (2003 г.); Gala GL, 100.615 (2004 г.) На немецком
Лирическая опера Чикаго Оскар Данон князь Игорь - Igor Gorin, Ярославна - Consuelo Rubio, Владимир Игоревич - David Poleri, князь Галицкий , Кончак - Борис Христов , Кончаковна - Carol Smith, Овлур - Rudolf Knoll, Скула - Renato Cesari, Ерошка - Mariano Caruso, половецкая девушка - Jeanne Diamond, Няня - Prudencija Bickus Omega Opera Archive 176
Хор и Национальный симфонический оркестр Итальянского радио (Рим) Армандо Ла Роса Пароди князь Игорь - Giuseppe Taddei, Ярославна - Margherita Kalmus, Владимир Игоревич - Luigi Infantino, князь Галицкий , Кончак - Борис Христов , Кончаковна - Oralia Dominguez, Овлур - Ennio Buoso, Скула - Vito Susca, Ерошка - Giampaolo Corradi, половецкая девушка - Nelly Pucci, Няня - Corinna Vozza Melodram, MEL 27028 На итальянском
Хор и оркестр Софийской оперы Ежи Семкув князь Игорь - К. Черкерлийский, Ярославна - Дж. Вайнер, Владимир Игоревич - Т. Тодоров, князь Галицкий и Кончак - Борис Христов ; Кончаковна - Р. Пенкова Angel, SCL 3714;

HMV, ASD 2345;

Загрузка...