docgid.ru

Заратустра - это кто? Философский роман Фридриха Ницше "Так говорил Заратустра"

Заратуштра, Заратустра, Зороастр

ЗАРАТУСТРА (Зенд.) Великий законодатель и основоположник религии, называемой по-разному Маздаизмом, Магизмом, Парсаизмом, Огнепоклонничеством и Зороастризмом . Время жизни последнего Зороастра (ибо это имя - родовое) неизвестно и, возможно, по этой самой причине. Ксанф из Лидии, самый ранний греческий писатель, упоминающий этого великого законодателя и религиозного реформатора, относит его к периоду примерно за 600 лет до Троянской Войны. Но где тот историк, который мог бы в данный момент сказать, когда происходила эта война? Аристотель и Евдокс относят его к эпохе не меньше чем за 6000 лет до времен Платона , а Аристотель не был человеком, который утверждал что-либо, не имея на то веских причин. Бероз делает его царем Вавилона около 2200 лет до Р.Х., но в таком случае, кто может сказать, какими были подлинные цифры Бероза, прежде чем его манускрипты прошли через руки Евсевия, чьи пальцы были столь ловкими в искажении цифр, как в египетских синхронистических таблицах, так и в халдейской хронологии? Хауг относит Зороастра по меньшей мере к 1000 г. до Р.Х.; а Бунзен ("God in History", т. I, кн. III, гл. VI, с. 276) утверждает, что Заратустра Спитама жил при царе Вистаспе около 3000 лет до Р.Х., и описывает его как "одного из могущественнейших умов и одного из величайших людей всех времен". Именно с такими точными данными в руках, и полностью умершим языком Зенда, учения которого представлены, и, по всей вероятности, самым бессистемным образом, переводами на пехлеви - язык, который, как доказал Дармстетер, сам выходил из употребления уже в столь давнюю эпоху, как Сассанидскую, - наши ученые и востоковеды взяли на себя смелость монополизировать право определять гипотетические даты эпохи святого пророка Зуртуста. Но оккультные записи утверждают, что обладают точными датами жизни каждого из тринадцати Зороастров, упомянутых в "Дабистане". Их учения, и особенно учения последнего (божественного) Зороастра, распространились от Бактрии до Медии; оттуда, под названием Магизм, введенные Адептами-Астрономами в Халдее, они оказали огромное влияние на мистические учения Моисеевых доктрин, даже до того, возможно, как они достигли своей высшей точки в том, что теперь известно как современная религия парсов. Подобно Ману и Вьясе в Индии, Заратустра есть родовое имя великих реформаторов и законодателей. Эта иерархия начинается с божественного Заратустры в "Вендидаде ", и заканчивается великим, но смертным человеком, носившим это имя, и теперь утерянным для истории. Как показано в "Дабистане", существовало много Зороастров или Заратустр. Как сказано в "Тайной Доктрине", т. II, последний Зороастр был основателем храма Огня Азарекша за много веков до исторической эры. Если бы Александр не уничтожил так много священных и драгоценных трудов маздеян, истина и философия были бы больше склонны согласиться с историей в том, что та дарует этому греческому Вандалу титул "Великого".

ЗОРОАСТР Греческая форма Заратустры.

Источник: Блаватская Е.П. - Теософский словарь

Давайте сперва припомним то, что Аммиан Марцеллин и другие историки рассказывают о Дарий Гистаспе. Последний, проникнув в Верхнюю Индию (Бактриану), научился у брахманов чистым обрядам, звездным и космическим наукам, и передал это магам. Но история также говорит, что Гистасп раздавил магов и ввел – или, вернее, навязал им силою – чистую религию Зороастра – религию Ормазда. Но чем объяснить тогда, что на гробнице Дария была найдена надпись, сообщающая, что он был «учитель и иерофант магии и магианизма»? Очевидно, имеется какая-то ошибка в истории, и история ее признает. В этой путанице имен Зороастр, учитель и наставник Пифагора, не может быть ни Зороастром, на Заратуштрой, которые установили поклонение солнцу среди парсов; не мог он быть и тем, кто появился при дворе Гуштаспа (Гистаспа), признаваемого якобы отцом Дария; и не мог он также быть тем Зороастром, кто поставил своих магов выше самих царей. Старейшее священное писание зороастрийцев, «Авеста», не выдает ни малейших следов, что этот реформатор когда-либо был знаком с какой-либо из тех наций, которые впоследствии приняли его образ поклонения. Он кажется ничего незнающим о соседях Западного Ирана, медийцах, ассирийцах, персах и других. Если бы у нас не было никаких других свидетельств о великой древности зороастрийской религии, как только открытие большой ошибки, совершенной в нашем веке некоторыми учеными, которые отождествили царя Виштаспа (Гуштаспа) с отцом Дария, тогда как персидская традиция прямо указывает на Виштаспа, как на последнего принца по Кайанитской линии, который правил Бактрианой, – это должно бы быть достаточно, так как завоевание Бактрианы ассирийцами произошло за 1200 лет до Р. X.

Поэтому будет вполне естественно, если мы это обращение Зороастр будем считать не именем отдельного человека, а общим термином класса, разбор смысла которого должен быть оставлен филологам. Гуру по-санскритски означает духовный учитель; и так как Зуруастара на том же языке означает того, кто поклоняется солнцу, то почему невозможно, что по ходу естественных изменений языка, вследствие большого количества различных народностей, обращенных к поклонению солнцу, – название гуру-астара, духовный учитель поклонения солнцу, столь напоминающее имя основателя этой религии, постепенно изменило свою первоначальную форму и превратилось в Зуруастара или Зороастра? Мнение каббалистов таково, что существовал только один Заратуштра, но было много гуру-астаров, или духовных учителей, и что один из таких гуру или, скорее, хуру-астеров, как его называют в старинных рукописях, был наставником Пифагора. Насколько верно это объяснение – пусть решает филология и читатели сами. Лично мы верим этому, так как по этому предмету мы больше доверяем каббалистической традиции, нежели объяснениям ученых, так как у них по сей день по этому поводу не было двух одинаковых мнений.

Аристотель утверждает, что Зороастр жил за 6000 лет до Христа; Гермипп из Александрии, который, говорят, читал подлинные книги зороастрийцев, хотя Александра Великого обвиняют в их уничтожении, – показывает, что Зороастр был учеником Азонака (Азон-ах или Азон-Бог) и жил за 5000 лет до падения Трои. Эр или Эрос, чье видение рассказано Платоном в «Государстве», по мнению Климента, был Зордустх. В то время как маг, свергнувший с трона камбизов, был медянином, и Дарий объявил об отмене ритуалов магов с тем, чтобы установить ритуалы Ормазда, Ксант из Лидии заявляет, что Зороастр был главою магов!

Под «первоначальным» [Зороастром] мы подразумеваем Амешаспенда, называемого «Заратустром, Владыку и Правителя Вара, утвержденного Иимою в этой стране». Было несколько Заратустр, или Зертуст, один Дабистан насчитывает их тринадцать, но все они были перевоплощениями первого. Последний Зороастр был основателем Храма Огня в Азарекши и писателем трудов о первой священной религии Магов, уничтоженной Александром.

Именно на этой «Земле», или новом Континенте, стал Заратустра законодателем и правителем. Это была Четвертая Раса в ее зарождении, после того, как люди Третьей начали вымирать.

Греческие писатели часто называют Зороастра ассирийс­ким Назаратом. Данное слово происходит от Назар и Назир (разделенные, отделенные) – очень древней секты адептов, существовавшей за многие века до Христа

< ... >

1) что «Зороастр» – имя родовое и 2) что было несколько пророков с этим именем.

Было не­ сколько Заратуштов (родовое имя). Он сам подтверждает это, говоря: «Я есмь тот, кто живет и уми­рает». Но Зороастр парсов появился за 5400 лет до РХ

< ... >

Как Зера (Zerah) означает на древнеев­рейском восход Светила, так и Сурья означает Сол­нце, и само имя Заратхушта является сочетанием ин­дусского и еврейского наименований. Сэр Вильям Друммонд показывает, что Гайд ошибочно принима­ет Зороастра за современника Дария. Сюидас отно­сит его эру за 500 лет до Троянской войны, Плутарх за 5000 лет до этого времени, а Плиний – за не­сколько тысячелетий до Моисея. Все эти противоре­чия свидетельствуют о том, что существовало несколько Зороастров, один из которых – Зороастр парсов – был исторической личностью, Посвящен­ным, а сэр Вильям Друммонд, в «Oedipus Judaicus» помещает Зороастра за много веков до Моисея.

< ... >

Эти «века» преподносились ученикам как четыре человеческие расы: золотой означал монгольскую, серебряный – белую или кавказскую, медный – индейскую и железный – негроидную. Минос по­лучил законы от небес в пещере на Горе, Эгерия передала Нуме начертанные на дощечках законы в гроте или пещере на холме, Моисей получил [скри­жали] на Синае и т.д.

Дагдай (Daghdai) – имя матери Заратуштры. Валлансей показывает, что при таком написании оно означает Святой Дух (или Мудрость), а Фабер, пи­шущий то же имя как Day-dae говорит, что оно зна­чит Божественная Рыба так что парсы, думаю, принимают это. Поинтересуйтесь, почему Зороастр освящал во время ритуалов вино (истину), получен­ное из винограда (притча Иисуса?), розу (фаллос), чашу (чрево) и гранатовое зернышко (Посланника). Роза была посвящена Солнцу. Зороастр удалился в горы Армении (Аримана), дабы говорить с Ормуздом, и когда гору охватило пламя, он остался невре­дим. Затем на горе Гордион он написал первую Зенд-Авесту.

* * *

В древнейшей иранской книге под названием «Десатир» – собрании учений четырнадцати древнейших иранских пророков (увеличение их до пят­надцати, включением Симкендеша, или «Секандера», будет страшной ошибкой, что нетрудно дока­зать, опираясь на слова самого Заратушта, приведен­ные в этой книге) – Заратушт стоит в списке три­надцатым. Этот факт знаменателен. Относительно периода жизни первого Зороастра и его личности за­падные ученые не дают никакой достоверной ин­формации; их свидетельства расходятся настолько, что сбивают с толку. Среди многочисленных проти­воречивых сведений, отмечу, древнегреческих клас­сиков, которые пишут, будто Заратушт жил от 600 до 5000 лет до Троянской войны, т.е. за 6000 лет до Платона. А Берос, халдейский жрец, заявляет, что Зороастр был основателем индийской династии в Вавилоне 2200 лет до Р.Х., тогда как позднейшие местные предания сообщают, что он был сыном Пурушаспы и современником Гуштаспа – отца Дария, жившего за 600 лет до Р.Х. Наконец, Бунзен утвер­ждает, что Заратуштра родился в Бактрии до пересе­ления бактрийцев к Инду, которое произошло, как показывает ученый египтолог, в 3784 году до Р.Х. Среди всего этого моря противоречий, к какому же можно прийти заключению? Очевидно, остается лишь одна гипотеза – что все они ошибаются. Под­тверждение тому я нахожу в тайных традициях эзотерической доктрины: существовало несколько учи­телей с этим именем. Платон и Аристотель, столь точные в своих сведениях, вряд ли могли перепугать 200 лет с 6000. Что же касается общепринятой мест­ной традиции, делающей великого пророка совре­менником отца Дария, то она абсурдна даже на пер­вый взгляд. И хотя ошибка слишком явная, чтобы нуждаться в серьезном опровержении, все же скажу несколько слов по этому поводу. Позднейшие иссле­дования показывают, что персидские надписи указывают на Виштаспа как на последнего из династии Кеянидов, правивших Бактрией, тогда как ассирийское завоевание этой страны произошло в 1200 году до Р.Х. Одно это уже доказывает, что Зороастр жил за 1200 или 1300 лет до Р.Х., а не за 600, как то приписывают ему, и что, таким образом, он не мог быть современником Дария Гистаспа, отца которого столь небрежно и так долго путали с Виштаспом, процветавшим шестью веками раньше. Если доба­вить к этому историческое несоответствие между утверждением Аммиана Марцеллина – будто Дарий уничтожил магов и ввел культ Ахурамазды – и надписью на гробнице этого царя, гласящей, что он был «учителем и иерофантом магизма»; и если добавить другой, столь же многозначительный и весьма важ­ный факт, что зороастрийская Авеста совсем не упоминает о знакомстве ее автора или авторов с мидя­нами, персами или ассирийцами, а древние книги парсов хранят молчание об этом и не содержат ни­каких сведений о народах, живших в западных час­тях Ирана или вблизи него – то дата 600 лет до Р.Х., принятая за время жизни пророка, становится абсолютно невероятной.

Таким образом, можно с уверенностью заключить следующее: 1) было несколько (всего семь, как гла­сят тайные анналы) Ахуру-астров (духовных учите­лей) Ахурамазды, которые позднее выродились в Гуру-астров и Зуру-астров – от «Зера Иштар», ти­тула халдейских жрецов или магов; и 2) последним из них был Заратушт «Десатира», тринадцатый из пророков и седьмой, из носивших это имя. Именно он был современником Виштаспы – последнего царя из династии Кеянидов и составителем «Вендидада», комментарии к которому утеряны и от которого ос­талась лишь мертвая буква. Некоторые факты, изложенные в тайных анналах, хотя и кажутся ученому точной науки лишь преданием, весьма любопытны. Они сообщают о том, что в гигантской пещере, но­сящей имя Заратуштры в его жреческом варианте, есть некая полая скала, полная испещренных надпи­сями табличек и, и что эти таблички, возможно, когда-нибудь будут обнаружены. Эта пещера, с ее скалой, табличками и множеством настенных надпи­сей, находится на вершине одного из пиков восточ­ного Тянь-Шаня, значительно дальше его стыка с Белор-Таг, где-то вдоль восточного направления. Одно из полуживописных-полуначертанных проро­честв и поучений, приписываемых самому Заратуштре, повествует о потопе, превратившем внутреннее море в мрачную пустыню, называемую Шамо или Гоби. Эзотерический ключ к мистическим верова­ниям, когда-то легкомысленно названным Сабейс­кой или Планетарной Религией, а потом – Культом Солнца или Огня, согласно легенде, «висит в сей пе­щере». В этом предании великий Пророк изобража­ется с золотой звездой на сердце, представителем той расы допотопных гигантов, которая упоминает­ся в священных книгах и халдеев, и евреев. И со­всем неважно, примут ли эту гипотезу, или же отвергнут. Поскольку отрицание не делает обратное в его жреческом варианте более достоверным, то о ней равно стоило упомянуть.

Заратустра — пророк Света, которого считали черным магом.

Немецкий философ Фридрих Ницше, пробудивший интерес к верованиям арийцев, называл пророка Заратустрой, древние греки - Зороастром, иранцы - Зардуштом, но во всех случаях речь шла об одном и том же человеке: Арджаспе сыне Поурушаспы из рода Спитама, который жил между 1500 и 1200 годами до н.э. в благословенной земле Ариан Ваэджа, что на Южном Урале. За свои духовные подвиги он получил новое имя - Заратуштра. Возможно, это не имя, а титул, ведь на древнеиранском «заотар» означает - «полностью правомочный священнослужитель».

Греческие и римские авторы, считавшиеся «отцами церкви», распространили среди европейских народов слух, что Зороастр был сожжен в огне за свои занятия астрологией - наукой, с их точки зрения, запрещенной, а потому дьявольской. Вслед за античными теологами средневековые писатели считали его могущественным волшебником и черным магом.

В действительности же все было как раз наоборот: всю свою долгую, семидесятисемилетнюю жизнь Заратустра посвятил борьбе с силами зла и черными магами. Именно его устами Бог заповедал людям следовать дорогой света: «Рассказывай людям мира, чтобы они могли видеть тайное и явное. Пусть знают они, что все яркое и сияющее есть часть сияния славы моей… Из света создали мы ангелов и рай, и после этого ад появился из тьмы. Но где бы ты ни был в двух мирах, не найдется места, лишенного моего света».

Свою первую победу над силами зла он одержал еще до своего рождения, когда Дагде, его будущей матери, приснился пророческий сон. Она увидела, что, когда забеременеет, над ее домом соберется мрачная туча и посыпятся вниз страшные чудовища, чтобы вырвать из ее чрева нерожденное дитя и растерзать его на части. Во сне Дагда испугалась и решила было смириться с неизбежным, но услышала голос ребенка, идущий из живота, который уверял мать, что монстры не смогут повредить ни ему, ни ей. И, как только прозвучали эти слова, с небес спустилась сияющая гора, при виде которой большинство чудовищ, поджав хвосты и, скуля от страха, бросилось бежать прочь.

Утром женщина проснулась в холодном поту и поспешила к деревенскому толкователю снов, чтобы он пояснил это странное видение. Мудрый старец поначалу обрадовал Дагду, рассказав, что ее ребенок будет великим мужем, орудием Бога в борьбе с Мраком. «Но, - вздохнув, продолжал прорицатель, - много ему придется претерпеть бед от своих врагов».

Так все и произошло. Арджасп, едва появившись на свет, радостно рассмеялся, а его мозг пульсировал так мощно, что отталкивал ладонь каждого, кто хотел погладить его по голове. Не прошло и месяца, как младенец был украден дэвами - духами зла, которые отнесли его в пустыню, навалили сверху кучу хвороста и подожгли костер! Казалось бы, его ожидает неминуемая смерть. Но случилось неожиданное и невероятное: подул легкий ветерок и загасил синеватые язычки пламени. Когда, почти обезумевшая от горя, молодая мать бросилась по следам похитителей, то нашла своего мальчика спящим под покровом из веток, защищавших его нежную кожу от ожогов солнца. Заслышав причитания матери, малютка проснулся и, улыбаясь, протянул к ней ручонки.

Но силы зла не могли смириться с поражением: во имя спасения своих жалких жизней они должны были уничтожить будущего пророка света. Сам властелин ада, Ахриман гнал их вперед своим безжалостным бичом.

Они похитили Арджаспа вновь и на сей раз положили его на узкой тропе, по которой на водопой проходило стадо коров.

И вновь случилось чудо! Могучий бык, предводитель стада, остановился над младенцем и стоял, широко расставив ноги, пока не прошло все стадо коров и телят.

Еще много раз демоны пытались убить мальчика, но все их попытки заканчивались полным поражением. Потому они на время отступили и ринулись в бой лишь спустя семь лет, когда будущий Заратустра простудился и слег в постель. Черные маги передали деревенскому знахарю чашу со смертельной отравой, уверяя, что это лекарство, поднимающее больного в один миг. Мальчик оттолкнул чашу - она перевернулась, и яд пролился на землю. В воздух поднялось смрадное облачко, отдающее запахом серы. Как только оно рассеялось, больной выздоровел.

Прошло еще восемь лет - по законам его народа, Арджасп вступал в пору возмужания, когда мальчик становился юношей.

По этому случаю отец решил устроить большой пир и позвал высоких гостей - царя Дурансаруна и его придворного мага Бурантаруса. Юный сын священника Поурушаспы воспользовался этим случаем, чтобы открыто объявить войну черным магам. Дагда была возмущена поступком сына. Отец вместе с гостями посмеялся, решив, что Арджасп перебрал хмельного напитка. Не смеялся лишь маг Бурантарус: он понял, что предсказание начинает сбываться, и Заратустра понял свое предназначение. Впрочем, особенно беспокоиться не стоило: силы зал не смогли одолеть мальчика, но, возможно, и сам он еще не настолько силен, чтобы причинить им серьезные неприятности.

К сожалению, черный маг оказался в чем-то прав. Повседневные заботы зачастую заставляют забыть о главной цели: только спустя пятнадцать лет, Заратустра удостоился божественного откровения, обрел достаточно знаний и сил, чтобы не на словах, а на деле начать войну с силами Зла.

Одолев множество соблазнов: похотью, властью, богатством, избежав смертельные опасности, Заратустра добрался до дворца иранского царя Виштаспы и вступил в магическое соревнование с его многочисленными черными магами, сумел противостоять их чарам и ответить на все вопросы. Царь уже было склонялся к тому, чтобы принять зороастризм и расстаться со своими колдунами. Но там, где не помогло волшебство, сработала сила лжи. Когда Заратустры не было дома, ему подбросили предметы, которые обычно используются в ритуалах черной магии: отрубленные собачьи и кошачьи головы, черепа и прочее… Тут же вызвали царскую охрану - Заратустра был схвачен «с поличным». Маги обвинили Заратустру в том, что он очаровал Виштаспу, использовав для этого самое гнусное колдовство. Царь пришел в бешенство и велел заточить пророка в темницу пожизненно.

Возможно, так бы все и кончилось, если б внезапно не заболел любимый царский жеребец. Причем, болезнь была странная и ужасающая: все четыре ноги коня втянулись в туловище, как голова черепахи в панцирь. Виштаспа рыдал и готов был дать любые обещания тому, кто смог бы излечить его любимца. Черные маги пытались, но у них ничего не вышло. И тогда арестованный Заратустра взялся за дело, но поставил условия. Царь должен был поверить в его пророческую миссию и в божественность учения зороастризма. Виштаспа согласился, про себя решив, что потом сможет отказаться от данного обещания. Но тут глаза его округлились от изумления: прямо на глазах у зрителей одна из ног жеребца отросла вновь. Когда жена царя и двое его сыновей дали обещание признать Заратустру пророком и в дальнейшей жизни распространять веру в силу Света и божественного Огня, конь полностью выздоровел, став на четыре ноги.

После этого началось распространение зороастризма по всему Востоку. О самом же пророке ходили различные слухи. Одни говорили, что он дожил до 77 лет и был убит магом-язычником. Иные верили, что он погиб от рук турок, которые напали на храм Огня Валха и зарезали его жрецов. Великий поэт Ирана Фирдоуси в «Шахнамэ» писал:

И всех перед Огнем убили турки.

И смели с лица земли тот культ. Огонь, Зажженный Заратуштрой, погас от их крови»

Как было на самом деле, неизвестно, но существует пророчество о том, что Заратустра вновь вернется в месте своего первого появления на свет в Ариан Ваэджа, на Южном Урале.

Современные историки не сомневаются в существовании реального жреца и пророка Заратустры, или Заратуштры, а по-гречески Зороастра, несмотря на скудость информации об этой личности. Тут дело не только в упоминаниях о нем конкретных людей и реальных событиях, но и в той искренности, с которой написаны его обращения к Богу - сакральные стихи Авесты. Не важно, как на самом деле звали этого человека, но 17 гимнов, называемых "Гаты" ("Песнопения"), были созданы. Значит, их кто-то написал!

Вторая часть имени Заратуштра - уштра - означает "верблюд". Первая часть имени оказывается более многозначной: "желтый", "старый", "погоняющий". В таком случае Заратуштра можно перевести так - "обладающий старым верблюдом" или "тот, кто погоняет верблюдов". Нормальное крестьянское имя или?… В имени царя-покровителя Заратустры Виштаспа или отца пророка Пурушаспа содержится слово аспа - "лошадь". В Авесте перечислены имена, имеющие уничижительный оттенок: "Не-быстро-верблюдый", "Тоще-лошадный", "Тоще-быкий". По предположению некоторых ученых, такие "имена-обереги" давались детям намеренно, чтобы защитить их от злых духов.

Любителям всяческих изысков наверняка понравится гипотеза Анкетиля Дюперрона, который заменил слово "желтый" на "золотой", а во второй половине слова выделил не "верблюда - уштра", а корень - "Тиштрия". Так арийцы именовали звезду Сириус.

Согласно одной пехлевийской хронике, великий реформатор религии Древнего Ирана жил "за 258 лет до Искандара", то есть Александра Македонского, значит, время деятельности пророка зороастризма (маздеизма) падает на VII-VI века до нашей эры. Зороастрийцы вели летосчисление с момента передачи царской власти от персидского царя Дария III к Александру Великому, что произошло в 330 году до нашей эры. Простого действия арифметики достаточно, чтобы получить, казалось бы, более точную дату - 588 год до нашей эры. Не успокаивает даже тот факт, что время жизни Будды было вычислено таким же способом. Правда, исследователи отталкивались от событий, произошедших за какое-то количество лет до царствования Ашоки.

"Примем ли мы время жизни Заратуштры на основании свидетельства Аристотеля - за 6000 лет до Рождества Христова - или согласно более современному ученому Навроджи Фаридунджи (1817-1885 годы - индийский просветитель и реформатор) из Бомбея, который датирует его VI веком до Рождества Христова ("Tareekh-i-Zurtoshtee", или "Дискуссия об эпохе Зороастра"), - все являет тьму и противоречия, и каждое утверждение сталкивается с непреодолимыми фактами, - писала известная писательница и теософ Елена Блаватская. - Общество Рахнуман Маздайаснан Сабха, основанное в 1851 году с целью вернуть вере Зороастра ее первозданную чистоту, было не более удачливо в своих изысканиях".

Лингвистический анализ наиболее древней части Авесты - "Гаты", традиционно приписываемой Заратустре, относят время его проповеди к периоду между XII-X веками. Однако это тоже не приближает нас к решению вопроса его даты рождения. Все это предположения, и подтверждения этой гипотезе нет. Многие исследователи датируют сложение "Гат" первыми веками 1 тысячелетия до нашей эры. Французская энциклопедия Les maîtres spirituels ("Духовные учителя ") датами жизни реформатора называет - около 660-583 годов до нашей эры, а в качестве места рождения называют северо-восточный Иран. По другой версии (изложенной в "Гатах"), Заратустра происходил из восточноиранского небогатого рода Спитама. Однако в другом варианте говорится, что род Спитамы был очень богатый.

Локализация места создателя "Авесты", равно как и его происхождение, вызывает споры среди ученых. Считают его родиной и Россию, точнее сказать, территорию, которая нынче входит в состав Российской Федерации. И это не курьез - просто недоказуемый факт.

Возможно, будущий пророк родился в семье жреца. По одной легенде, Заратустра был сыном Пурушасты, четвертого человека, выжавшего священный сок растения и одновременно божества по имени Хаома, выполняющего также функцию мифологического древа жизни. Этот сок, будучи смешан с молоком, дарует бессмертие. Исследователи видят в этом легендарном соке коноплю, хвойник, или эфедру, и даже мухомор. Словом, любое растение, способное вызвать измененное состояние сознания. Мать Заратустры звалась Дугдова.

Сказочная версия появления на свет Заратустры гласит, что после сотворения мира Ахура-Мазда создал духовную сущность пророка, которую поместил в ствол дерева. После схватки добра со злом Заратустра воплотился в человека, озаренного светом истины, исходившим из ствола этого дерева.

Заратустра был третьим из пяти детей в семье. В 15 лет стал священнослужителем, приобретя к этому времени репутацию мудреца. В 20 лет покинул дом и отправился искать истину. В 30 лет на берегу реки Дайть, недалеко от дома, где он жил, Заратустра встретил Ахура-Мазду. В этом первом видении перед Заратустрой возникла фигура ростом "в девять раз выше человека". Это было главное божество верховной триады иранского пантеона богов - Вогу-Мано ("Благая Мысль").

Божество задало Заратустре несколько вопросов, повелев отделиться от своего и взойти к Ахура-Мазде. Когда пророк появился на небе, то не увидел своей тени "по причине яркого света ангелов", окружавших его. Затем он выдержал три страшных испытания, и ему открылась Истина. Ахура-Мазда призвал Зороастра стать его пророком.

Сначала единственным последователем Заратустры был его родной брат. Правитель, которому нравилось учение Заратустры, под давлением своих родственников не смог ему следовать. Заратустру не признавали как пророка, он подвергся преследованиям правителя и чародея Дурашвара, что вынудило его покинуть родину. Однако за Заратутстру вступился местный царь (кави) Виштаспа, который способствовал распространению зороастризма в Иране.

В 42 года Заратустра сделался царским советником. Виштаспа велел записывать его изречения на воловьих шкурах золотыми письменами, в результате чего образовалась целая библиотека, состоящая из 12 тысяч больших шкур. По преданию, это была полная запись "Авесты". При Александре Македонском вместе со стихами Заратустры, которых, согласно преданию, было два миллиона, библиотека была уничтожена. Считается, что три четверти "Авесты" утеряно.

Заратустра был дважды женат, один раз на вдове, другой - на девственнице. Не находите ли сходство с Мухамаддом? От первого брака у него было два ребенка, а от второго - четыре, в том числе один мальчик.

Заратустра прожил 77 лет и 40 дней. Зная, что он умрет насильственной смертью, последние 40 дней пророк провел в непрерывной молитве. По преданию, его убил жрец древней религии, которую низверг великий реформатор.

Заратустра

Заратустра

ЗАРАТУСТРА (Заратуштра, греческое - Зороастр) - полулегендарный реформатор иранской религии. Подлинные источники иранской религии - Авеста - в ее древнейшей части (гаты) рисуют нам З. как историческую личность, наделенную всеми человеческими страстями. В этих проповедях-песнях он громогласно бичует своих противников, сторонников старой арийской религии, обожествлявшей силы природы, называя их поименно; выступает против оргиастического культа хаома (см. Авеста). Лишь чужие (греческие) и свои позднейшие (поздне-авестские и пехлевийские) источники окутали эту живую личность нимбом легенд, отчасти уподобив его своим древним мудрецам или наделив его и его потомство сверхъестественными эсхатологическими атрибутами и заданиями. Современные научные данные (уточненный анализ яз. Авесты) позволяют в согласии с зороастрийской традицией утверждать, что родиной З. был северо-западный Иран; ареной, на к-рой он выступал, был повидимому северо-восток Ирана, т. е. та его часть, где с наибольшей рельефностью отразился контраст между оседлым и кочевым бытом. Можно думать, что деятельность З. была связана с изменением хозяйственных отношений на севере Ирана, с переходом от скотоводства к земледелию. Более или менее точное определение времени деятельности З. представляет затруднения. Во всяком случае его следует отнести к первой половине первого тысячелетия до нашей эры. Реформаторская деятельность З. отразилась в придании иранской религии того абстрактного характера, к-рый поражал еще классических писателей. Главные божества зороастрийского пантеона представляют собою олицетворение отвлеченных идей, лишенных плоти: Ахура Мадза (мудрый господин), Хшатра Вария (лучшее царство), Хоурватат (целость), Амертат (бессмертие), Ваху Мана (добрая мысль), Аша Вахишта (лучшая праведность), Спэнта Армати (святое смирение), Сраоша (послушание). Некоторые представители старого арийского пантеона, с к-рыми боролся З., поблекли и отнесены к демонам, к миру зла и мрака, с к-рыми дуалистическая зороастрийская религия предписывает упорную борьбу. Все же старые иранские культы не могли быть уничтожены совершенно, наиболее популярные божества сохранились. Сохранилась прекрасная Ардви Сура, Анахита, сохранился Митра, бог солнечного света, и даже сам опьяняющий хаома не исчез из культа: приготовление и вкушение его составляют поныне у парсов центральную часть их литургии. Подлинным лит-ым наследием З. считаются упомянутые гаты.
Легенда о З. вдохновила на европейской почве немецкого писателя-философа Фр. Ницше. Как и легендарный герой Ирана, З. Ницше - в его произведении «Так говорил З.» (Also sprach Zarathustra) - реформатор и мудрец. Он объявил войну старой религии и морали. Девизу христианства: «люби ближнего» он противопоставляет свой лозунг: «люби дальнего». «Дальний» - сверхчеловек - будет презирать человека, подобно тому, как с презрением смотрит сейчас человек на обезьяну. Ницше создает свою новую аристократическую мораль, мораль сильных, ведущих ожесточенную борьбу с «моралью рабов», основанной на сострадании. Уравнительным демократическим тенденциям своего времени он противопоставляет гордое одиночество и безграничную свободу личности. Творец З., индивидуалист, имеет своего предшественника - философа Штирнера, автора «Единственного и его собственности», который в этом произведении объявил войну религии сострадания и идее равенства накануне революции 1848.
Эпоха общественного подъема естественно не могла явиться благодарной почвой для философии Штирнера, отталкивающейся от этой общественной жизни. Совершенно иной была социальная обстановка, когда появилась ницшеанская философия Заратустры. Крупный капитал сметает со своего пути все, что мешает его развитию, ликвидируется все патриархальное, традиционное, отстающее от его бешеного темпа. Заповеди христианской морали начинают звучать особенно фальшиво, когда сопоставляются с новой капиталистической действительностью. Одновременно образуются слои, не находящие себе в ней места, подавленные суровыми требованиями жизни, но презирающие свое бессилие. Представителем этих отброшенных историей групп и был Ф. Ницше. Он, как указывает Меринг, «на основании художественных реминисценций рисует себе сверхлюдей, свободные, очень свободные умы, хороших европейцев - пышные прозвища, которые он производит тем более слепо, чем более инстинктом декадента он чувствует, что дело сводится к приукрашиванию весьма невзрачных фигур эпохи падения. Являясь субъективно безумием духа, продуктом отчаяния, эта так наз. философия представляет объективно прославление крупного капитализма».
Мотивы З. были разработаны в произведениях многих европейских художников, в их числе - Гауптман, отразивший идеалы сверхчеловека в «Потонувшем колоколе», Пшибышевский - в «Homo sapiens» и др. Подробнее о З. - см. Ницше .

Литературная энциклопедия. - В 11 т.; М.: издательство Коммунистической академии, Советская энциклопедия, Художественная литература . Под редакцией В. М. Фриче, А. В. Луначарского. 1929-1939 .


Синонимы :

Смотреть что такое "Заратустра" в других словарях:

    Заратуштра Спитама Zaraθuštra … Википедия

    - (греч. Зороастр) (между 10 и сер. 6 в. до Р. X.) – пророк и реформатор древнеиран. религии, получившей название зороастризм. В своей основе учение Заратустры близко монистическому религиозному верованию с единым верховным божеством Ахурамаздой… … Философская энциклопедия

    Основатель древнейшей языческой религии огнепоклонников в Индии, теперь почти уже исчезнувшей; иначе Зороастр. Огнепоклонников осталось всего нисколько десятков тысяч. Полный словарь иностранных слов, вошедших в употребление в русском языке.… … Словарь иностранных слов русского языка

    Сущ., кол во синонимов: 1 заратуштра (3) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

    Религиозные термины

    ЗАРАТУСТРА - (Зенд.) Великий законодатель и основоположник религии, называемой по разному Маздаизмом, Магизмом, Парсаизмом, Огнепоклонничеством и Зороастризмом. Время жизни последнего Зороастра (ибо это имя родовое) неизвестно и, возможно, по этой самой… … Теософский словарь

    ЗАРАТУСТРА - ((Заратуштра) (X в. до н. э.) – пророк и реформатор др. иранской религии (зороастризма); тж в знач. нариц.; см. тж ЗАРДЕШТ) Слушайте! / Проповедует, / мечась и стеня, / сегодняшнего дня крикогубый Заратустра! (рфм.: люстра) М914 15 (393); И вновь … Собственное имя в русской поэзии XX века: словарь личных имён

    Заратустра - Заратуштра (греч. Zoroaster или Zoroastres), древнеперс. жрец и пророк (1 я треть 1 го тыс. до н. э.). З. был сыном жреца. Он стал реформатором политеистич. религии древних персов, превратившейся в религию дуалистич. монотеизма. Это… … Словарь античности

    Заратустра - Зарат устра, ы, муж. и Зарат уштра, ы, муж … Русский орфографический словарь

    Заратустра - Зороа/стр, Зарату/стра и Зарату/штра (1 м) (пророк) … Орфографический словарь русского языка

В ознесенный Владыка Заратустра является наивысшим посвященным священного огня на планете и главным специалистом в управлении энергиями фохата. Он руководит жрецами священного огня и священством Мелхиседека.

Все члены Великого Белого Братства служат в Ордене Мелхиседека, также как все служат священному огню, но лишь те, кто достиг определенного уровня посвящений может называться Жрецом Ордена Мелхиседека. Другие члены служат в ордене, но не имеют титула жреца. Заратустра имеет множество учеников, служащих под его началом, и когда лучший из них достигнет определенного уровня, то будет готов занять должность Заратустры, а учитель пойдет дальше в космическом служении.

Зороастризм - это одна из древнейших мировых религий. Заратустра, ее основатель, был пророком, общавшимся с Богом лицом к лицу. Заратустра жил в обществе, не имеющем письменности, в котором люди не делали записей происходящего. Его учения передавались в устной традиции, и многое из того, что позднее было записано о его жизни и учениях, было потеряно или уничтожено. То, что ученым удалось собрать о нем, основано на трех источниках - (1) из истории предположительного времени жизни Заратустры и времени, которое предшествовало его жизни, (2) изучение тогдашних традиций и (3) изучение семнадцати священных гимнов под названием "Гаты". Ученые пришли к выводу, что Заратустра является автором этих гимнов. "Гаты" записаны в "Авесте", священных писаниях Зороастризма.

Считается, что Заратустра родился в центральной части сегодняшнего Ирана, но это не точно. Еще сложнее установить дату рождения Заратустры. Ученые полагают, что он родился примерно между 1700 и 600 гг. до н.э. Общепринятым считается мнение о том, что он жил примерно около 1000 лет до н.э. или ранее. В Гатах написано, что Заратустра вышел из рода Спитама, семьи арийских витязей. Греческое имя Заратустры - Зороастр, означает "Золотая Звезда" или "Золотой Свет". Жрецы, к которым относился Заратустра, занимались тем, что писали религиозные мантры.

По преданию в возрасте двадцати лет Заратустра ушел от отца, матери и жены и стал странствовать в поисках Истины. Спустя десять лет он увидел первое из своих видений. "На берегу он узрел сияющее Существо, которое открылось ему как Воху-Мана, то есть "Благой/Добрый Разум". И это Существо привело Зороастра к Ахура Мазде и пяти другим излучающим свет существам, в присутствии которых пророк "не увидел собственной тени на земле из-за их яркого сияния".

Ахура Мазда означает "Мудрый Господь". Заратустра признал в Ахуре Мазде единого истинного Бога, творца вселенной. Вскоре после своего первого видения Заратустра стал глашатаем Ахуры Мазды и начал провозглашать его послание. Заратустра ввел религиозную реформу, которая повлекла очень серьезные последствия. Его главной целью явилось изгнание зла, и он проповедовал против "даэвас" или "демонов" старой религии.

Сначала Заратустра не добился большого успеха в распространении своего послания. Его преследовали священнослужители и поборники даэвас. По преданию, его пытались убить множество раз. Заратустре потребовалось десять лет, чтобы обратить в свою веру первого неофита - своего двоюродного брата. Затем Бог привел его во дворец царя Виштаспы и царицы Хутаосы.

Виштаспа был простым, честным монархом, однако его окружали Карпаны - класс своекорыстных, стремящихся к управлению жрецов. Они созвали совет, чтобы опровергнуть откровения нового пророка, и, сговорившись, бросили Заратустру в темницу. Как повествуют предания, Заратустра завоевал себе свободу, вызвав чудесное исцеление черного коня - любимца царя. Виштаспа разрешил Заратустре учить новой вере свою супругу, Царицу Хутаосу. Красавица-Хутаоса стала одной из величайших почитателей Заратустры и помогла ему обратить Виштаспы в новую веру.

После прошествия двух долгих лет монарх, наконец, обратился. Но прежде чем полностью принять новую веру, он захотел получить последний знак. Он попросил, чтобы ему показали, что он будет делать в небесном мире. В ответ Ахура Мазда послал во дворец Виштаспы и Хутаосы трех Архангелов . Они явились в образе сияющих рыцарей, в полном облачении, на конях. Согласно одному тексту, они явились в таком великолепии, что "их сияние в этом высоком дворце казалось… Небесами совершенного света из-за их великой мощи и триумфа;… посмотрев [на них], славный царь Виштаспа затрепетал, затрепетали все его придворные, все начальники смутились".

Излучая ослепительный свет и издавая звуки грома, они провозгласили, что пришли от имени Ахуры Мазды, для того, чтобы царь смог получить полное послание Заратустры. Они обещали Виштаспе жизнь длиною в 150 лет, а также то, что у него и Хутаосы родится бессмертный сын. Однако Архангелы предупредили, что если Виштаспа не примет решение об обращении в эту веру, его смерть не за горами. Царь принял веру, а за ним - и все его высокородные подданные. Писания отмечают, что Архангелы осенили Виштаспу.

В диктовке, данной 1 января 1981 года, Вознесенный Владыка Заратустра рассказывает о царе Виштаспе и царице Хутаосе. "Я ЕСМЬ пришедший, чтобы высвободить священный огонь Солнца, пылающего за солнцем, чтобы возвысить вас и утвердить в вас первоначальные учения Ахуры Мазды - Саната Кумары - учение, много лет назад данное на земле древней Персии мне, царю и царице, принявшим обращение Архангелов, священного огня и святых ангелов посредством схождения Света. Так, благодаря принятию этими жизнепотоками моего пророчества, произошло приумножение хлеба Жизни из сердца Саната Кумары, чьим посланником я был, чьим посланником остаюсь…

Учения о сонмах Господних и пришествие великого аватара Света, учение об измене и последующей войне сонмов Господа с нечестивыми было понято и распространено. Закон кармы, закон реинкарнации и даже видение о последних днях, когда будут побеждены Зло и Воплотивший Зло, - все это распространилось благодаря обращению царя и царицы и тому, что эта вера достигла всех подданных страны. Итак, используя мой пост [пророка], Архангелы послали испытания этим двум избранным. И пройдя эти тесты, царь и царица получили благословения и стали еще одними эмиссарами Саната Кумары. И потому я - пророк - удерживал вместе с ними баланс на Земле и являлся проявлением Троицы Света и потока по фигуре восемь.

Осознайте элементы, необходимые для распространения веры на Земле. Архангелы послали своего Посланника, наделив его даром пророчества, коим является Слово Саната Кумары к каждому народу и в каждую эпоху. И пророк приходит с видением, помазанием и священным огнем. Но пока пророк не найдет плодородное поле огненных и восприимчивых сердец, власть Слова не перейдет к людям".

По преданию, в возрасте семидесяти семи лет Заратустра погиб насильственной смертью от руки жреца древнеиранской религии. Некоторые источники утверждают что его убила молния - пламя с небес". Многое из того, что случилось после смерти Заратустры, окутано тайной. Ученые пишут, что преемники Заратустры снова ввели в его систему старых богов, развенчанных им.

Зороастризм являлся главной силой Персии вплоть до времени прихода к власти мидян в седьмом веке до н.э. Но в 331 г. до н.э. Александр Македонский завоевал Персию, убил жрецов, сжег царский дворец и уничтожил все записи о зороастрийской традиции.

Примерно в 225 г. н.э. зороастризм возродился в Персии и оставался государственной религией вплоть до 651 г., пока Персия не была завоевана мусульманами. Несмотря на то, что зороастризм официально никто не запрещал, арабские завоеватели приветствовали обращение в ислам, действуя через общественное давление, экономические стимулы или силовые методы. Многие зороастрийцы поменяли свои убеждения, многие были брошены в тюрьму. Преданные зороастрийцы, жившие в Персии, за право исповедовать свою религию были обложены налогом. В последующие века преследование зороастрийцев обострилось. В 1976 году в мире насчитывалось только 129.000 верующих зороастрийцев. Тем не менее большая часть учений, которым учил Заратустра продолжает жить в Иудаизме, Христианстве и Исламе.

Ныне Заратустра является Вознесенным Владыкой, чье сознание содержит в своей огненной аурической эманации, являющейся всепоглощающей любовью, пронизывающий свет, проникающий в сердцевину того, что нереально. Мы называем его Буддой, так как он обладает расширенным трехлепестковым пламенем и Христоразумом, соответствующим буддхическому уровню достижения.

Стоять в присутствии Заратустры, подобно нахождению в присутствии самого физического солнца. Его овладение духовным и физическим огнем одно из наивысших, если не самое высокое среди всех адептов, совершивших вознесение с этой планеты. Если вы желаете хранить пламя Заратустры, то визуализируйте его хранящим божественную искру - пламя в вашем сердце. Заратустра величайший из всех "хранителей" огня. И помните, что когда вы вовлечены в битву Света и Тьмы и делаете призывы к Заратустре о связывании сил антихриста, не существует большого уничтожителя темных сил, чем сам Заратустра. Он является Вознесенным Владыкой с буддхическим достижением, чьи аурические эманации являются всепоглощающей любовью.

Священнообитель Заратустры имеет форму тайной обители сердца - того места, где на алтаре горит трехлепестковое пламя. Ваш высший жрец, ваше святое Я Христа удаляется в эту тайную обитель, дабы хранить это пламя. Заратустра и другие Вознесенные Владыки посещают вас и обучают ваши души в тайной обители. Заратустра сказал, что нас могут пригласить в его священнообитель, когда мы достигнем необходимого уровня развития сердца. Он не открыл месторасположение его обители.

1 июля 1992 года Заратустра сказал: "Я жду часа, когда смогу приветствовать вас там, возлюбленные, хотя я и не сказал вам о местонахождении этой священнообители. И не скажу. Ибо, когда вы обретете сонастрой со своим собственным сердцем, возлюбленные, и будете пребывать в нем как ученик Бога, тогда вы не сможете пройти мимо моей священнообители - копии тайной обители сердца. А сейчас я скажу вам только то, что эта священнообитель находится глубоко в горах, но в каких, вы должны открыть сами".

Загрузка...