docgid.ru

Для чего венчаются молодожены. Каким святым молиться о благополучном браке? Отличие от светского брака

К организации венчания следует подойти со всей серьезностью. В первую очередь решите, в какой день и в каком храме вы хотели бы . На сегодняшний день в большинстве существует предварительная запись, благодаря которой вы можете выбрать даже время проведения обряда. Присутствие молодоженов при записи не обязательно, это может сделать любой ваш родственник. Если же в выбранной вами предварительная запись отсутствует, то необходимо оформить квитанцию на проведение венчания уже непосредственно в день свадьбы. В этом случае нельзя назвать точное время таинства, провести его священник сможет только после других дел. Но зато можно договориться на проведение обряда с определенным священником, если есть в этом необходимость.Подготовиться нужно не только в организационном плане, но в первую очередь в духовном. Перед совершением таинства жениху и невесте необходимо соблюдать трехдневный пост, посещать вечерние службы, исповедь и . Священник вам подскажет, какие именно молитвы следует в эти дни. Также во время необходимо воздержаться не только от продуктов животного происхождения – мяса, яиц, – но и от брачных отношений.В день свадьбы молодожены должны прийти в храм к началу службы, перед этим нельзя ничего есть и пить, курить и выполнять супружеский долг. В храме невеста и жених , молятся и затем причащаются. После этого есть время, чтобы переодеться в венчальные одежды, при этом невесте лучше отдать предпочтение удобной обуви, в противном случае несколько часов стояния на высоких каблуках могут обернуться настоящей пыткой.Обручальные кольца необходимо заранее отдать вашему венчающему священнику, чтобы он смог освятить их. Во время обряда на молодоженах обязательно должны быть нательные , а у невесты – головной убор. Это может быть фата, если вы венчаетесь в день официального бракосочетания, или же платок или шарф. Во время обряда допускается присутствие родственников и друзей, а вот снимать процесс венчания или делать фотоснимки разрешено не во всех храмах.

Видео по теме

С возрождением православия в нашей стране начали возрождаться и православные традиции. Одной из самых ответственных и торжественных из них является обряд венчания. Это осознанное событие – взаимная клятва двух людей, создающих семью, перед лицом Господа. Раньше венчание означало, что клятва в верности дается навек, сегодня церковь допускает повторение этого обряда до трех раз.

Инструкция

Венчание совершается только тогда, когда на руках у пары уже имеется свидетельство о заключении брака, оба они должны исповедовать православную веру. Когда уже назначен день венчания, обоим будущим супругам следует подготовиться к этому таинству. Не надо слепо следовать моде и венчаться только потому, что это красивая и торжественная церемония, отнеситесь к ней серьезно и начните готовиться к событию загодя, хотя бы за неделю.

Перед венчанием следует соблюдать строгий пост в течение недели. Если вы действительно верующий человек, проведите 3-4 дня до события в молитвах, обратитесь к Богу с просьбой благословить и направить ваш брак. За день или два до венчания вам обоим необходимо исповедоваться и причаститься. Время для этого будет назначено священником, с которым вы договоритесь о венчании. Если вы не очень хорошо знаете порядок проведения этих обрядов, не волнуйтесь – батюшка посвятит вас в эти правила.

Заранее приобретите две иконы с изображением Иисуса Христа и Божьей . Этими иконами вас будут благословлять родители, если в ваших семьях нет венчальных икон, которые передавались по наследству. Эти иконы должны принести с собой на обряд родители молодоженов, а в случае их отсутствия, сами молодые. Молодых, как и на обычной

Церковное богослужение, во время которого освещается и благословляется христианский брак, называется венчанием или церковным обрядом бракосочетания. Его суть – в благословлении будущих супругов на счастливую семейную жизнь, рождение и воспитание детей. Это таинство не должно быть данью моды или обязательным элементом свадьбы. Такое решение принимается осознанно, каждый супруг должен отдавать себе отчет в том, что с этим человеком готовы быть всю жизнь.

Для чего нужно венчание в церкви

Первоначально у славян церемония венчания была наделена магическим смыслом – защитить новоиспеченных супругов от сглаза, порчи, нечистой силы. Готовились к ней заранее: шили специальную одежду, головные уборы, готовили обережные блюда. С возникновением христианства на Руси церковный обычай продолжил существование. Считалось, свадьба в церкви приносит супружеской паре счастье, достаток, оберегает от неприятностей.

Смысл венчания – не только в согласии заботиться друг о друге, но и в решении совместно воспитывать детей, согласно христианским традициям. Венчание – это таинство, после которого брак не подлежит разводу. В настоящее время молодые решаются на освящение брака в церкви по ряду причин:

  • супружеская пара получает благословение от Бога;
  • появляются внутренние силы для создания крепкой семьи;
  • защита брачного союза от бед, неприятностей;
  • появление прочной связи на духовном уровне;
  • ответственность за потомство;
  • получение защиты от Бога в радости и горе.

Что нужно для венчания

Перед проведением таинства необходимо пообщаться со священником и подготовить венчальную пару икон, свечи, рушник. Обязательны обручальные кольца. Особенности:

  • Согласно православным канонам, невесте надевают серебряное украшение, а жениху – золотое. Объясняется это тем, что женщина олицетворяет образ Церкви, поэтому должна, как серебро, излучать свет и благодать. Мужчина же считается образом Христа, Божественную Славу которого символизирует золото.
  • В будущем вещи, использованные при обряде, будут помогать. Так, свечи можно зажечь в период семейных проблем, а иконы будут придавать сил, оберегая супругов.

Какие должны быть иконы

Иконы, необходимые для благочестивой традиции, называются венчальной парой. Согласно традициям, молодожены должны получить благословение от родителей, при этом невесту благословляют иконой Пресвятой Богородицы, а жениха – иконой господа Вседержителя. В настоящее время допускается использование любого рукописного изображения Пресвятой Богородицы и Христа. Часто для этих целей используют венчальную икону Казанской Божьей Матери.

Условия венчания в православной церкви

Не каждый официальный брак может быть благословлен и освещен. Существует ряд противопоказаний и ограничений для венчания в церкви, среди которых возраст новоиспеченных супругов. Так, будущая жена должна быть старше 16 лет, а будущий муж – 18 лет. Согласно церковным канонам, есть дни недели и праздники, в которые нельзя совершать священнодействие.

Когда можно венчаться

Многие супруги планируют венчаться в день регистрации брака в ЗАГСе. Это серьезное намерение, с которым не стоит торопиться. Лучше отложить это решение до рождения ребенка или по истечению нескольких лет совместной жизни. Выбирая дату проведения таинства, важно помнить, что не всегда можно совершить церковный обряд венчания. Неприемлемые для этого дни: вторник, четверг: они предшествуют постным дням. Нельзя венчаться в субботу – накануне выходного.

В престольные, двунадесятые праздники, многодневные посты венчание запрещено. Это:

  • Рождественский пост: 28.11-06.01;
  • Сырная седьмица;
  • Петров пост зависимости от даты Пасхи длится 8-42 дня;
  • Успенский пост: 14.08-27.08;
  • Усекновение главы Иоанна Предтечи (11 сентября);
  • Воздвижение Креста Господня (27 сентября);
  • Святки (07.01-19.01);
  • Масленица;
  • Светлая неделя после Пасхи.

Даже если вы определились с датой, не входящей в пост, стоит сходить в храм и дополнительно уточнить у батюшки, чтобы не возникло недоразумений. Среди других ограничений проведения церковного обряда бракосочетания: ночное время, «критические» дни у женщин и непереходящие праздники, такие как Рождество, Крещение, Благовещение, Пасха.

Препятствия к браку

Обязательным условием венчания является заключение официального брака. Брачующиеся должны быть крещеными православными христианами. Хотя в этом правиле есть исключение: допускается непровославный христианин к венчанию при условии, что рожденные дети будут крещены в православие. Другие ограничения, когда таинство не проводится, включают:

  • некрещеных;
  • атеистов;
  • живущих в гражданском браке;
  • людей с кровным или духовным родством;
  • четвертый по счету официальный брак;
  • психические расстройства и заболевания.

Правила

Поведение в церкви должно быть почтительным и уважительным в отношении святынь и друг друга. Здесь не допускаются громкие разговоры, смех, перешептывания. Про мобильные телефоны тоже нужно забыть: отключить аппарат или поставить на беззвучный режим. Находясь в центре церкви, нельзя поворачиваться спиной к святым образам. Все внимание должно быть направлено на молитву, ведь от этого зависит последующая семейная жизнь.

Подготовка

Чтобы выбрать церковь для венчания, нужно пройтись по разным храмам и почувствовать «свое» место. Важно также найти священника по душе, побеседовать с ним, обсудить все детали. Затем за несколько недель нужно записаться на венчание. Вопрос стоимости нужно заранее обсудить: в одних храмах это фиксированная сумма, в других – добровольное пожертвование.

Жениху и невесте следует подготовиться к венчанию не только материально, но и духовно: исповедоваться и причаститься. Без этих процедур пара не сможет получить в церкви благословения от Бога. Новобрачные должны молиться, просить спасения, прощения у обиженных, отпустить обиды, отдать долги. Только после того как их души очистятся, супруги допускаются к причастию.

Молитвы

С вниманием и благоговением отнеситесь к молитвам, ведь венчание – это не просто обряд. В течение всего таинства Церковь молится только о невесте и женихе, за исключением молитвы за воспитавших родителей. Служители церкви, брачующиеся, свидетели, гости и все присутствующие должны своими словами, мыслями, молитвами просить у Бога счастья и крепкой семьи для супругов. Важно сосредоточиться на главном.

Выбор наряда для невесты

Платье для венчания должно закрывать плечи и руки и быть не выше колен. Глубокое декольте не желательно, но можно использовать накидку, ажурную шаль, болеро, палантин. Цвет наряда лучше выбрать светлый, от темных и ярких – отказаться. Сарафаны, брючные костюмы не уместны для этого случая. Голова невесты должна обязательно быть покрыта. Шляпа для этого случая не подходит, так как на церемонии на брачующихся одевают церковные венцы.

Обувь может быть любой, главное, чтобы она была удобной. Всю процедуру нужно стоять на ногах. Венчание длится долго, поэтому от высоких каблуков и неудобных туфлей лучше отказаться. Макияж должен быть легким, неброским. С накрашенными губами запрещено целовать иконы, крест, венец. Подвенечное платье хранят с венчальными свечами, иконами, крестильными рубашками. Его нельзя продавать, дарить или кому-то отдавать.

Как проходит венчание

Во время Божественной Литургии подчеркивают важность Таинства брака и то, с какой душевной чистотой нужно подходить к его заключению. После этого следует обручение – скрепление взаимных обещаний супругов перед Господом. Небесный брак проходит в церкви и означает, что муж принимает жену от самого Бога. Закрепляется обручение венчальными кольцами, которые надевает священник сначала жениху, затем невесте, произнося при этом молитвы. После супруги троекратно меняются кольцами в честь Пресвятой Троицы. Завершается все молитвой об Ангеле хранителе для новой семьи.

Затем наступает венчание:

  • Брачующиеся держат в руках свечи и торжественно шествуют за священником с кадильницей к алтарю. Это означает, что на своем жизненном пути они должны следовать и соблюдать заповеди Господни.
  • Пару встречает Хор с пением псалма 127, в котором благословляется супружество.
  • Молодожены становятся на белый или розовый плат, расположенный перед аналоем.
  • Жених и невеста еще раз подтверждают добровольное решение вступить в брак, хранить верность и связать союз на небесах.
  • Процедура венчания начинается с литургического возгласа: «Благословенно Царство…»
  • Затем читают молитвы, после которых наступают важнейшие минуты таинства – все, о чем просилось в молитвах, совершается, скрепляя и освещая будущую семью.
  • Священник возлагает венец на жениха, и дает ему приложиться к образу Спасителя. Таким же образом он благословляет невесту, дав ей поцеловать икону Пресвятой Богородицы.
  • Батюшка читает молитву о принятии венцов непорочными и неоскверненными в Божьем Царстве.
  • После – послание Апостола Павла к Ефесянам, который мужья и жены должны полностью знать.

Супруги, украшенные венцами, предстают перед лицом Самого Бога в ожидании благословения. Наступает торжественная минута. После чтения молитв священник дает испить вина сначала жениху, а затем невесте. Каждый делает по 3 глотка. Затем священник соединяет правую руку мужа с правой рукой жены, покрывает их епитрахилью, и сверху кладет свою руку. Такой жест означает, что посредством руки священнослужителя муж получает жену от самой Церкви навечно в земном мире.

Молодая пара 3 раза обходит вокруг аналоя, с этого момента началось их совместное шествие рука об руку. Завершая движения, батюшка снимает венцы с супружеской четы, подносит им крест для целования и вручает образ Спасителя жениху, а образ Пресвятой Богородицы – невесте. Великое таинство венчания длится 45–60 мин. Церковное бракосочетание завершается свадебной трапезой для супругов, гостей, свидетелей.

Сколько раз можно венчаться в православии

Венчание – ответственное решение двух взрослых любящих людей. Это шаг, который скрепляет брачные узы и делает их неразрывными. Если же присутствует чувство страха или неуверенности, лучше повременить. Решившись на таинство, не стоит воспринимать его как красивый церковный обряд, а тем более – как обязательный элемент свадьбы. Это нечто большее. Иисус в Библии сказал, что союз, Благословленный Богом, люди разрушить не могут, но бывают ситуации, когда церковный брак все же распадается.

Не существует такого понятия, как «развенчание», но церковь все же признает возможность расторжения венчанного союза. Согласно церковным канонам, христианину не позволителен, но терпим второй брак. Разрешение на него можно получить, только написав прошение на имя правящего архиерея и представив необходимые документы. Затем следует беседа со священником для объяснения причин расторжения первого брака. Церковь разрешает повторный брак:

  • вдовцам;
  • тем, кто остался с маленькими детьми;
  • если один супруг никогда не состоял в браке, а второй был разведен не по своей инициативе;
  • после супружеской измены;
  • в случае уголовного наказания одного из супругов;
  • при наличии заболевания, не совместимого с появлением детей (СПИД, сифилис);
  • в отсутствие супруга более 3 лет;
  • при тяжелой душевной болезни, несовместимой с семейной жизнью (в т.ч. наркомании, алкоголизме).

По церковным правилам повторное таинство ведет к отлучению от причастия на 1-2 года, при третьем венчании – до 5 лет. Второй и третий брак храм трактует как измену и многоженство. Священнодействие будет проходить уже не так, как при первом венчании. Молитвы будут не только о счастье супружеской жизни, но и требующие покаяния тех, кто отступил от церковных правил супружества. В третий раз разрешено вступать в брак только из-за исключения беспорядка в личной жизни и блуда. Это не является нормой для верующего человека. Четвертый брак не рассматривается церковью никак: он запрещен.

Видео

Вопрос : Кто сталкивался с аналогичной ситуацией, помогите, пожалуйста, разобраться. Родители мужа настаивают на венчание в церкви, но для чего это необходимо сделать, не объясняют, упорно твердя, что «так будет лучше». Что же дает венчание?

Обряд венчания с точки зрения культуры

Славянские летописи подробно донесли до нас быт русского народа, его привычки, верования, делая акцент на значимых вехах жизни. Рождение, свадьба, уход из жизни были очерчены религиозными представлениями, которые со временем видоизменялись, однако суть их оставалась неизменной.

Обряд венчания у славян был наделен магическим смыслом – защитить молодоженов от порчи, сглаза и злобных духов. Свадьба готовилась долго, для нее специально шили одежду, выбирали головные уборы, кольца, обережные блюда – все действия были направлены на то, чтобы молодые жили в достатке, имели здоровых детей.

С введением христианства на Руси свадьба не перестала быть таинством, наоборот, считалось, что пары, обвенчанные Богом, будут счастливыми, принесут много потомства. Венчание стало вехой, когда два человека берут на себя заботу не только друг о друге, но и участвуют в рождении и воспитании детей, согласно христианским канонам. Расторжение брака, заключенного в церкви, было недопустимым, расценивалось как грех.

Что дает венчание в церкви?

В советские времена о венчании мало что было известно, но, несмотря на притеснение религии, такие понятия, как крещение, литургия, венчание остались и возродились с новой силой в конце прошлого века.

Таинство венчания стало проходить чаще, и даже люди, состоявшие в браке, решались провести церковный обряд, чтобы стать ближе к Богу. Почему молодые наряду со светским бракосочетанием выбирают венчание?

  • Молодые получают Божественное благословление.
  • Семья, скрепленная обрядом, защищена от бед, ее обходят неприятности.
  • Супруги получают защитника – Бога, который не оставляет семью в радости и горе.

Божественное благословление – это не просто слова, сказанные в адрес молодых священником, проводящим обряд. Это пожелания добра и счастья, здоровья и долголетия, произносимые посредником – батюшкой, усиленное религиозным обрядом. Бракосочетание в церкви считается таинством, брак становится священным и не подлежит разводу.

Надо понимать, что обряд венчания не делает людей абсолютно счастливыми априори. Несмотря на то, что такой брак заключается «на небесах», он требует ежедневной работы в обычной жизни.

Венчание в церкви − усиливает помощь молодоженам на духовном уровне, дает внутренние силы для создания дружной семьи, помогает осознать ответственность за потомство. Молодые понимают, что сделали ответственный шаг, вступая в брак. Они просят и принимают Божественную помощь через венчание и стараются жить, согласно духовным канонам.


«Подводные камни» венчания

Реальная жизнь всегда отличается от теории, поэтому идеальное венчание, как осознанный шаг, принятый молодыми на духовном уровне, встречается не часто. Многих привлекает антураж ритуала, его торжественность, необычность, внимание, подарки.

Молодые не отдают отчет в главном – венчание – не «модное веяние». Это серьезное решение, которое принимается на земле, благословляется Богом. Венчание соединяет молодых, помогая счастливо прожить жизнь, вырастить детей, встретиться после смерти и оставаться вместе вечно.

Многие задают вопрос , является ли венчание в церкви − залогом счастливой жизни? Нет, ответственность за поступки лежат на каждом человеке, Бог лишь помогает осознать, насколько деяние плохо или хорошо. Выбор остается за человеком, в этом и сложность бытия. Трудно не ругаться, прощать, находить компромисс, уступать, понимать другого человека. Но всегда можно попросить помощи у Бога, услышать его, принять верное решение.

Повенчанные молодые получают покровительство и поддержку божественных сил. Но случается, что в дом приходит раздор, супруги начинают ругаться, унижать друг друга, изменять. Они забывают клятвы, что произносили при венчании, не слышат подсказки Всевышнего и в итоге их духовные каналы закрываются, люди становятся «глухи».

Всякого, кто хоть иногда задумывался о жизни, поразит мысль о том, насколько она далека от совершенства. Приличия, мораль, поведение в обществе и в частной жизни – все резко изменилось. Люди перестали брать ответственность на себя, перестали духовно трудиться, стараясь переложить решение на Бога, прикрывая им любые поступки.


Многие уверены, что венчание гарантирует им благодать. Отнюдь. Счастливы те семьи, где любовь зрелая, неэгоистичная, ответственная. Любовь – это труд, а Бог – помощник, направляющий, защитник, учитель. Венчаясь в церкви по велению души, вы принимаете помощь Всевышнего и одновременно прикладываете усилия для счастливого союза.

Никто за людей ничего не сделает: мужу и жене придется самостоятельно учиться жить на одной волне, совершенствовать себя, мириться со слабостями, стараться их минимизировать. Бог всегда на стороне людей, он направляет, и заботиться обо всех, для него нет «плохих» и «хороших»!

Означает ли это, что только венчанные в церкви люди могут вести достойную жизнь? Конечно, нет. Если молодые люди решили оформить брак в ЗАГСе, их помыслы чисты, они верны друг другу, а их отношения строятся на любви и доверии, то они могут обратиться к Богу по велению души.

Для благодарности не надо определенного места и времени, любой светлый, искренний порыв мыслей дойдет до Всевышнего и вернется благодатью.

Венчание в церкви – это внешний ритуал, и без настоящих чувств, любви и понимания происходящего он не будет иметь истинного смысла.

Прежде чем согласиться на венчание, необходимо остановиться и ответить на простые вопросы: люблю ли я, готов ли разделить с человеком радость, горе, материальные трудности, бытовые неудобства. Венчание в церкви ответственный шаг, он даст возможность открыть душу Богу, наполнить ее добротой, подарить ее супругу и будущим детям.

Для того чтобы это церковное таинство принесло вам максимум пользы необходимо поработать над собой: пересмотреть свои ценности и убеждения, провести

Венчаться или нет? Сейчас или «двадцать лет спустя»? В городе или в деревне? Можно ли венчаться беременным? Приглашать ли на Венчание родителей, детей, крёстных? Эти и другие – многочисленные и разнообразные – вопросы стабильно, из года в год, кочуют по сайту, не теряя своей остроты и актуальности. Попробуем ответить хотя бы на некоторые их них.

Зачем нужно венчаться?

Венчание – это богослужение, во время которого совершается одно из семи церковных таинств - Таинство Брака. В «Православном катехизисе» святителя Филарета Московского (церковном учебнике, вот уже почти сто лет не имеющем конкурентов по простому и точному изложению основ православной веры) дано такое определение Венчания:

«Брак есть Таинство, в котором при свободном пред священником и Церковью обещании женихом и невестой взаимной супружеской верности благословляется их супружеский союз во образ духовного союза Христа с Церковью и испрашивается им благодать чистого единодушия к благословенному рождению и христианскому воспитанию детей.

То, что брак есть Таинство, видно из следующих слов апостола Павла: «Оставит человек отца своего и мать, и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть. Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви» (Еф. 5, 31-32)»

Отсюда очевидно, во время венчания жених и невеста получают особую благодать для своей супружеской жизни во всех её аспектах, в том числе – рождении и воспитании детей. Соответственно, венчаться люди приходят тогда, когда чувствуют необходимость в благословении своего семейного союза и готовность к восприятию этих даров.

Иногда возникает вопрос: а что меняется в жизни супругов после Венчания? Все отвечают на него по-разному. Чья-то жизнь ощутимо меняется к лучшему, кто-то никаких изменений не видит, а некоторые жалеют, что взяли на себя дополнительную ответственность и лишние обязательства. Почему так происходит, если благодать во время Таинства изливается на всех одинаково?

Основных причин тут две: исходная мотивация (и внутреннее состояние молодоженов) при подготовке к Венчанию и последующее их отношение к полученным в Таинстве дарам. Любым даром можно воспользоваться или не воспользоваться, забросив его в дальний угол своей жизни – может когда потом и понадобится. А если полученный дар по небрежности был утерян, то неудивительно, что жизнь потерявших полученное ничем не отличается от жизни пока не получивших дара.

Мифы о Венчании

Мифов о Венчании много, они живучи и разнообразны. Вот, пожалуй, самые топовые на сегодняшний день.

Миф № 1. Венчание – это модно.

Миф не соответствует действительности. На самом деле сейчас очень модно с умным видом рассуждать о том, что Венчание – это модно. Людей, грешащих этим занятием, настолько много, и ведут они себя порой так агрессивно в своей «просветительской» деятельности, что остается только удивляться - это что, один из способов самоутвердиться?

Миф № 2. Венчаться могут только люди очень глубоко верующие .

Продолжение мифа предыдущего, высказывается в контексте «ну уж вы-то точно венчаться не имеете права, потому что редко молитесь, мало поститесь и вообще – веруете недостаточно глубоко!». Заниматься замерами глубины, ширины и высоты чьей-либо веры – дело неблагодарное и опасное, тем более что в конечном итоге каждому придется отвечать в первую очередь за себя. Перечень же препятствий к Венчанию такого пункта, как «недостаточная глубина веры», не содержит.

Миф № 3. Венчаться в начале семейной жизни – это слишком рано. Надо прожить вместе лет 10-15, убедиться в серьезности своих намерений.

Убедиться в подлинности чувств и серьезности намерений, безусловно, нужно. И сделать это логичнее не только до Венчания, но и до похода в ЗАГС, рождения общих детей и совместного вступления в ипотеку. А если хочется устроить друг другу испытательный срок лет на пять (а почему именно пять? не три, не десять, не пятнадцать? да и после серебряной свадьбы некоторые разводятся!) под тяжестью сомнений и по причине взаимного недоверия – может и начинать не стОит?

Миф № 4. Венчаться не в начале семейной жизни – слишком поздно.

Венчаться никогда не поздно!

Миф № 5. Настоящий брак - это только брак венчанный. Семьи, ограничившиеся только регистрацией в ЗАГСе, живут во грехе.

Миф не соответствует учению Церкви, однако до сих пор поддерживается некоторыми церковнослужителями. Особенно остро проблема стояла в 90-х годах – так, что выносилась на обсуждение Синода. Священный Синод Русской Православной Церкви 28 декабря 1998 года с сожалением отметил, что «некоторые духовники объявляют незаконным гражданский брак или требуют расторжения брака между супругами, прожившими много лет вместе, но в силу тех или иных обстоятельств не совершившими венчание в храме... Некоторые пастыри-духовники не допускают к причастию лиц, живущих в “невенчанном” браке, отождествляя таковой брак с блудом». В принятом Синодом определении указано: «Настаивая на необходимости церковного брака, напомнить пастырям о том, что Православная Церковь с уважением относится к гражданскому браку». (под словами «гражданский брак» подразумевается брак, зарегистрированный в ЗАГСе между гражданами).

Протоиерей Владимир Воробьев в своих «Лекциях о Таинстве брака» также развенчивает этот миф: «Недопустимо и нелепо говорить, что невенчанный брак - это блуд. Если кто-нибудь скажет вам такое по неразумию, то помните, что это не церковное учение. То, что говорил Господь о браке, то, что говорил о браке ап. Павел, находится в прямом противоречии с этим учением. Церковь всегда принимала брак как некое законное семейное устроение жизни. Этому браку Церковь всегда воздавала должное и считала этот брак вполне достойным и неукорительным способом жизни. И греха в этом Церковь никогда не видела. Просто брак может быть церковным и не церковным, но это брак, а не блуд. Блуд есть сожительство вне брака, незаконное сожительство, т. е. сожительство людей, которые не желают иметь семью, не желают, чтобы общество воспринимало их как семью, не хотят оформить законно свои отношения.»

Как подготовиться к Венчанию?

В первую очередь надо в полной мере осознать, что такое Венчание, что оно человеку даёт и к чему обязывает. Тут и литература в помощь (мне особенно нравятся на эту тему книги «Таинство любви» митрополита Антония Сурожского и «Любовь долготерпит» архиепископа Белгородского и Старооскольского Иоанна), и предварительные беседы в храмах (в некоторых городских церквях жениху и невесте рекомендуется походить на огласительные беседы), и собственный жизненный и молитвенный опыт каждого.

К любому серьёзному событию в своей жизни христиане готовятся исповедью и Причастием – обычно делается это и перед Венчанием. Иногда возникает вопрос: причащаться ли в день Венчания, или накануне, заранее? Здесь оба варианта правильные, у каждого свои плюсы.

Традиция совместного Причащения жениха и невесты в день свадьбы уходит корнями в те далекие времена, когда Венчания как отдельного церковного таинства еще не существовало. Чинопоследование Венчания стало складываться довольно поздно - только в 9 веке, когда очередной византийский император издал указ о том, что только церковный брак считается законным. До этого несколько сотен лет христиане женились достаточно просто: во время главной службы – Литургии - объявлялись мужем с женой перед лицом Церкви и совместно причащались. Теперь же, года Церковь была вынуждена взять на себя функции ЗАГСа, Таинство Брака было отделено от Литургии.

Сегодня о тех далеких временах напоминает церемония «общей чаши» во время Венчания и похвальное стремление некоторых молодожёнов причащаться именно в день свадьбы. Однако чем больше хлопот по организации свадьбы осталось на женихе и невесте, тем меньше у них возможности в полной мере подготовиться к такому Причастию (несколько дней попоститься, прочесть «Последование к Причастию» и исповедаться) – лучше при подобных обстоятельствах причаститься заранее.

Нет жесткого требования исповедоваться и причащаться именно в том храме, где состоится Венчание, но обычно удобнее сделать именно так.

Что касается функций ЗАГСа, то сейчас в нашей стране Церковь их не выполняет – с тех самых пор, как при советской власти было отделена от государства. Поэтому браки регистрируются – и получают юридический статус – в ЗАГСе до Венчания. Не то чтобы категорически нельзя было венчать без штампа в паспорте – в порядке исключения иногда венчают, но идут на это священники крайней неохотно. Лучше такую неоднозначную ситуацию не создавать, и спланировать Венчание либо в день регистрации в ЗАГСе, либо после него, а документы, подтверждающие зарегистрированный брак – паспорта и свидетельство о браке – захватить с собой на Венчание.

Кроме того, для Венчания понадобится приобрести заранее:

· Венчальные иконы – традиционно это выполненные в одном стиле иконы Иисуса Христа и Богородицы, они могут быть совсем новыми – купленными или выполненными на заказ, или же семейными иконами, передаваемыми из поколения в поколение;

· две больших венчальных свечи (подойдут и просто церковные большие – чтобы хватило на сорок минут, а можно купить специальные для Венчания – они всячески украшены и продаются сразу парой);

· белый рушник (он же плат, он же подножие), на который жених и невеста встают во время Венчания – их можно сшить-расшить самим (вышивка и кружева по краям не возбраняются), можно заказать, или достать из бабушкиных сундуков, у кого таковые имеются, или просто купить готовый (они продаются в церковных лавках).

Не буду напоминать о том, что у венчающихся должны быть надеты нательные крестики - православные христиане обычно вообще их не снимают. Обручальные кольца к свадьбе купить тоже все догадываются сами. Кольца могут быть любыми – хоть золотыми, хоть серебряными, хоть оловянными. Количество и качество камней и прочих украшений также регламентируется только вкусом брачующихся. Однако если хочется в этом вопросе соблюсти традицию, то одно кольцо приобретается золотое, а другое серебряное.

Не лишним будет перед Венчанием еще раз прочесть те фрагменты из Библии, которые читаются во время этого Таинства: Евангелие от Иоанна (глава 2) и Послание Апостола Павла к Ефесянам (глава 5). Хотя еще полезнее ознакомиться со всеми сюжетами Библии (пусть даже в пересказе) – во время венчального богослужения неоднократно упоминаются и ветхозаветные семьи: Авраам и Сарра, Исаак и Ревека, Иаков и Рахиль. Подготовленному человеку смысл происходящего будет понятнее.

Выбрать время и место

Креститься можно в любой день, а вот насчет Венчания существуют некоторые ограничения. Таинство Венчания не совершается:

· во время многодневных постов (таких в году четыре: Рождественский пост всегда с 28 ноября по 6 января, Успенский пост с 14 по 27 августа, Великий и Петров пост зависят от даты, на которую в текущем году приходится праздник Пасхи, ориентировочно Великий - это март-апрель, Петров - с июня по 11 июля);

· во время масленицы (она же называется сырная седмица);

· во время Светлой седмицы (первая неделя после Пасхи) и Святок (с 7 по 19 января);

· накануне постных дней - среды и пятницы, и накануне воскресения, то есть по вторникам, четвергам и субботам в течение всего года;

· накануне двунадесятых и великих праздников;

· накануне престольных праздников того храма, в котором планируют совершить Таинство.

Исключение из этих правил может быть сделано только по благословению правящего архиерея, и то при наличии чрезвычайных обстоятельств. Поэтому дату надо выбирать внимательно, записываться в храм заранее (особенно если не совсем понятно, когда там престольные праздники) – чтобы забронировать более удобное время Венчания - сейчас в храмах Екатеринбурга Венчания совершаются индивидуально (нехорошая практика одновременно венчать по несколько пар ушла в прошлое вместе с жестким дефицитом храмов и священников).

Выбирать храм для Венчания проще всего тем, кто уже является постоянным прихожанином конкретного храма – в этом случае там же и Венчаются. Остальным есть над чем подумать: не Венчают обычно (за редкими исключениями) только в монастырских храмах, остальные же – большие и маленькие, в центре и на окраинах – к вашим услугам. У каждого есть своим плюсы: в большом соборе торжественнее, гостей поместится больше и можно заказать колокольный звон для полноты картины; в маленьком храме уютнее и народу не-свадебного ходит меньше. Скажу лишь, что лозунг «только не в кладбищенской церкви!» - мелкое суеверие, не имеющее отношения ни к праздничности самого венчания, ни к благополучности дальнейшей семейной жизни.

В некоторых храмах отдельно спрашивают, нужен ли при Венчании хор. Нужен! Конечно, святости Таинства от отсутствия певчих не убавится, но в красоте потеря будет существенной.

Вопрос про фото- и видеосъёмку во время Венчания также надо уточнить заранее – её разрешают не везде, хотя ничего крамольного в ней нет. Но мы помним про то, куда ходят со своим уставом, и куда не ходят, поэтому проще сразу записываться на Венчание туда, где разрешат мелькать фотографу, если нужны венчальные фотографии.

Чинопоследование Таинства Брака: пошаговая детализация

Церковный чин бракосочетания состоит из двух отдельных частей: обручения (то есть обмена обручальными кольцами) и венчания. Первая часть – обручение - подготовительная, а вторая – собственно венчание - главная, тайносовершительная. Венчание – богослужение очень красивое и зрелищное, в том числе и потому, что жених с невестой не просто пассивно слушают молитвы, а сами являются активными участниками: обмениваются кольцами, отвечают на вопросы священника, совершают крестный ход в венцах, стараются в самом прямом смысле испить до дна общую чашу.

Обручение

Этот этап бракосочетания знаком даже тем, кто ни разу не был на Венчании, поскольку именно обмен обручальными кольцами между женихом и невестой прижился в советских ЗАГСах как центральное событие церемонии заключения брака между двумя гражданами СССР. В таком же виде перекочевала церемония в ЗАГСы РФ.

Обручение – это на самом деле отдельный обряд, в древности совершался заранее, иногда задолго до самой свадьбы. На Западе он так и остался сам по себе, трансформировавшись в современную помолвку. У нас с 18 века обручение и Венчание совершаются одновременно.

Церковное обручение – и, собственно, всё чинопоследование Венчания – начинается с того, что священник благословляет жениха и невесту зажжёнными свечами. Эти свечи – венчальные – будущие супруги должны держать в руках практически до конца службы, лишь иногда расставаясь с ними ненадолго (в таких случаях их временно можно доверить шаферам).

Затем священник выносит из алтаря освящённые обручальные кольца (они же называются перстни). По традиции кольцо жениха (которое он в процессе обмена кольцами отдает невесте, так что в итоге – после обручения - это будет кольцо жены) было золотым, кольцо невесты – серебряным.

Почему именно так? Есть несколько версий, одна из них, например, в том, что золотой перстень подчеркивает главенство мужа. Согласно другой золотое кольцо символизирует своим блеском солнце, серебряное - подобие луны, блистающей отраженным солнечным светом.

Взяв золотое кольцо, священник трижды произносит: "Обручается раб Божий (имя ) рабе Божией (имя )" . При каждом произнесении этих слов он совершает крестное знамение над женихом и надевает кольцо на безымянный палец его правой руки. Затем берет серебряное кольцо и трижды крестит им невесту, произнося: "Обручается раба Божия (имя ) рабу Божию (имя ) " и ей также надевает кольцо на безымянный палец правой руки.

Итак, сначала у жениха золотой перстень, а у невесты серебряный. Затем они обмениваются кольцами три раза – то есть каждый раз дарят кольца друг другу в знак любви и далеко идущих намерений, а священник дважды возвращает кольца обратно – каждому своё – как бы говоря: «подумайте хорошенько, дело-то серьёзное!» В третий раз уже кольца остаются у новых хозяев – у жениха серебряное, у невесты золотое. Обмен кольцами символизирует отдачу себя друг другу на всю жизнь, высочайшую степень взаимного доверия.

Всем известно, что «обручальное кольцо – не простое украшенье». Это знак вечности, бесконечности и непрерывности брачного союза – так мы сейчас воспринимаем символику колец. Хотя есть и более практичное и приземленное толкование – его митрополит Антоний Сурожский приводит в книге «Таинство Любви»:

«В древности люди часто не умели писать, а только могли удостоверить письмо или документ печатью; и решающую роль играло то кольцо, на котором была личная печать. Документ, запечатленный этим кольцом, был неоспорим. Вот это кольцо и упоминается в службе обручения. Когда человек давал кольцо другому, это означало, что он ему доверяет безоговорочно, что он ему доверяет свою жизнь, свою честь, свое имущество - все. И вот когда венчающиеся обмениваются кольцами (я говорю именно обмениваются , потому что каждый из них сначала надевает кольцо и затем три раза его передает своему супругу) - когда супруги обмениваются кольцами, они как бы говорят друг другу: “Я тебе доверяю безусловно, я тебе доверяю во всем, я себя доверяю тебе…” И, конечно, не может быть такого обмена кольцами между людьми, которые совершают только условный брак или брак без намерения строить общую жизнь от начала и до последнего дня.» (при такой трактовке сейчас логично было бы заменить обмен кольцами на обмен сим-картами и паролями от электронной почты).

После обмена кольцами священник произносит молитву, в которой испрашивается благословение обрученным. Вообще Венчание – это такое богослужение, которое полностью посвящено молитвам о двух людях: женихе и невесте. Еще время от времени упоминаются «воспитавшие их родители», но в общем и целом – всё о молодых и для молодых.

Венчание

Обрученные жених и невеста выходят на середину храма и встают на разостланный белый рушник. Прежде, чем приступить к Венчанию, которое, как и любое Таинство, не может совершаться насильно и требует добровольности участия, священник спрашивает жениха и невесту (по очереди), действительно ли они хотят и могут вступить в брак друг с другом.

Сначала задается вопрос жениху: «Имаши ли (имя), произволение благое и непринужденное, и крепкую мысль, пояти себе в жену сию (имя), юже зде пред тобою видиши?» (что в переводе с церковно-славянского означает «Имеешь ли ты искреннее и непринужденное желание и твердое намерение быть мужем (имя невесты), которую видишь здесь перед собой?"), на что жених должен ответить «Имам, честный отче».

Следующий вопрос звучит так: «Не обещался ли еси иной невесте?» (тут, я думаю, и переводить не надо – и так всё понятно). Если жених отвечает: «Не обещахся, честный отче », то те же два вопроса задаются и невесте. Убедившись, что и невеста не возражает против вступления в брак, священник начинает Венчание.

После молитвы о женихе и невесте наступает главный момент Таинства: выносятся венцы, и священник возлагает венец на голову жениха, говоря: «Венчается раб Божий (имя) рабе Божией (имя) во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа, аминь ». Затем возлагает венец на невесту с такими же словами.

«Возлагаются» венцы или буквально – надеваются на голову и жениху, и невесте, или же шаферам приходится их держать над головами молодожёнов всё то время, пока венцы должны быть «возложенными» - а это не так уж мало! Поэтому рост и спортивная подготовка шаферов должны быть соответствующими, особенно если заранее ясно, что причёска (или шляпа, или фата) невесты не позволит надеть венец ей на голову.

Увенчанные жених и невеста благословляются трижды со словами «Господи Боже наш, славою и честию венчай я » (в церковно-славянском языке слово «я» означает «их»). Это и есть кульминация чинопоследования венчания.

Здесь хочется сделать лирическое отступление и поговорить о венцах. Христианство пришло к нам из средиземноморской страны, где была традиция наряжаться по праздникам в цветочные венки. Жених и невеста тоже в свой праздник – заключение брака – надевали такие венки. И Венчание там происходило (некоторые утверждают, что так оно и есть до сих пор – подтвердить или опровергнуть не могу) возложением на жениха не невесту цветочных венков-венцов, которые в наших снежных краях трансформировались в специальные венцы, больше похожие на царские короны, чем на венки из цветов.

Венцы, надеваемые в Таинстве Венчания на головы жениха и невесты, имеют несколько символических значений. В первую очередь это Царские венцы: жених и невеста становятся друг для друга (и для своих будущих детей) царем и царицей, возглавляя новую ячейку общества.

Другое символическое значение венцов не такое радостное, но не менее важное: это м ученические венцы, символизирующие не-безоблачность семейной жизни, где каждому из супругов придется проявить немалое терпение, смирение и любовь. «Претерпевший же до конца - спасётся».

Как и на любом другом богослужении, на Венчании читаются Евангелие и Апостол на церковно-славянском языке. Это два фрагмента из Библии, посвященные браку и семейной жизни: из послания Апостола Павла к Ефесянам (глава 5, стихи с 20 по 33) и из Евангелия от Иоанна (глава 2, стихи с 1 по 11). В Евангелии рассказывается о самом первом чуде, совершенном Иисусом Христом – превращении воды в вино на свадьбе в Кане Галилейской, а в послании Апостола Павла – о взаимоотношениях мужа и жены.

После молитвы о брачующихся, где им испрашивается мир и единодушие вплоть до «маститой старости», и пения «Отче наш» священник выносит чашу вина (обычно это церковный корец – маленький специальный ковшик). Жених и невеста трижды по очереди испивают из этой чаши. Начинае - опять же – жених, поэтому всё, что после третьего раза останется, придется допивать невесте – чаша должна быть выпита до дна.

Символика общей чаши столь же богата и красива, как символика венцов и обручальных колец. В самом широком смысле – это чаша общей жизни и судьбы, теперь одной на двоих, которая должна быть испита супругами до дна, со всеми её радостями и бедами (и все, что по каким-то причинам недопил один из них, придётся расхлёбывать другому). В контексте только что прочитанного Евангелия чаша с вином является напоминанием о том, как Господь благословил вино на браке в Кане Галилейской. В исторической же ретроспективе она символизирует евхаристическую чащу – то есть ту, из которой христиане причащаются во время Литургии. Это неудивительно – Венчание как отдельное Таинство сложилось достаточно поздно – в девятом веке. До этого жених и невеста начинали совместную жизнь с благословения и совместного Причастия - бракосочетание совершалось во время Литургии.

После того, как невеста справится с остатками вина и осушит общую чашу, священник соединяет правые руки новобрачных и покрывает их епитрахилью, как бы связывая перед Богом. С этого начинается торжественное шествие вокруг аналоя, на котором лежат крест и Евангелие, символизирующее жизненный путь новой семьи, в центре которого должно быть Слово Божие.

Во время троекратного обхождения аналоя поются три тропаря. Первый из них: «Исаия, ликуй...» - радостный, в нём напоминается о Божественном благословении чадорождения и о том, что Богородица является покровительницей брака.

Второй - «Святии мученицы...» - более минорный, он как бы отсылает нас к одному из толкований венцов и венчания – венчаются не только на царство, но и на мученичество, на подвиг. Подвиг семейной жизни будет трудным – простых и лёгких браков не бывает, но он может быть победным, как был победным подвиг мучеников.

В третьем тропаре: «Слава Тебе, Христе Боже» - прославляется Христос как надежда и помощь мужу и жене во всех обстоятельствах их жизни.

После этого маленького крестного хода (замечу в скобках, что в шествии участвуют только священник и молодожены, если венцы на них надеты; если же венцы всё это время держат шаферы, то придётся и им тоже троекратно обходить аналой вместе с брачующимися) венцы снимаются.

По принятой сегодня практике сразу же после заключительных молитв венчания читается молитва на разрешение венцов «в восьмой день». В названии этой разрешительной молитвы запечатлена стародавняя традиция: когда-то Таинство Брака совершалось как бы во времени: после венчания молодые еще целую неделю ходили в церковь в брачных нарядах и носили те самые цветочные венки-венцы (фактически свадьба праздновалась семь дней – как Пасха!). Традиция эта со временем отмерла, а название до сих пор осталось.

Священник подводит новобрачных к царским вратам, где благословляет их венчальными иконами (во время богослужения иконы находятся в алтаре). Заключительный аккорд праздника – массовое поздравление молодоженов с вручением цветов и подарков и неизменным исполнением «многолетия».

Дресс-код и фейс-контроль

Кого можно пригласить на Венчание в качестве гостей? Всех, кого хочется жениху и невесте! Слухи о том, что кто-то из родственников новобрачных (родители, крёстные, дети-внуки) не может присутствовать на Венчании, никакой почвы под собой не имеют. Для бабушек в храмах есть скамейки, хотя обычно все про них забывают.

Иногда возникает вопрос, что надевать невесте, особенно если Венчание происходит значительно позже регистрации брака и всех свадебных торжеств. В этом случае белое свадебное платье вовсе не обязательно, хотя совершенно точно невеста (как и все остальные пришедшие дамы) должна быть НЕ в брюках и с покрытой головой (фата, шляпа, платок и так далее – выбор огромен). Так же в храм не принято ходить в мини и с открытыми плечами. Ну и обувь выбираем так, чтобы в ней можно было долго стоять без ущерба для здоровья.

Церковно-канонические препятствия к Венчанию

1. Препятствием к Венчанию является близкая степень родства жениха и невесты, как кровного (вплоть до четвертой степени) так и некровного (например, два брата не могут взять в жёны двух сестёр).

2. Венчание невозможно, если кто-то из будущих супругов не крёщен или объявляет себя атеистом. В некоторых случаях возможно венчание с христианами других конфессий. Вот что написано на эту тему в «Основах социальной концепции РПЦ»:

«В соответствии с древними каноническими предписаниями, Церковь и сегодня не освящает венчанием браки, заключенные между православными и нехристианами, одновременно признавая таковые в качестве законных и не считая пребывающих в них находящимися в блудном сожительстве. Русская Православная Церковь как в прошлом, так и сегодня находит возможным совершение браков православных христиан с католиками, членами Древних Восточных Церквей и протестантами, исповедующими веру в Триединого Бога, при условии благословения брака в Православной Церкви и воспитания детей в православной вере. Такой же практики на протяжении последних столетий придерживаются в большинстве Православных Церквей. Примером смешанных браков являлись многие династические бракосочетания, при совершении которых переход неправославной стороны в Православие не был обязательным (за исключением брака наследника Российского престола). Так, преподобномученица великая княгиня Елисавета вступила в брак с великим князем Сергием Александровичем, оставаясь членом Евангелическо-Лютеранской Церкви, и лишь позднее, по собственному волеизъявлению, приняла Православие.»

3. Не допустимо заключение брака с человеком, фактически состоящем в браке с другим лицом (по этой причине перед Венчание просят предъявить паспорта или свидетельство о браке).

4. Препятствием является и духовное родство между кумовьями, крестившими одного ребенка и между крёстными родителями и крестниками. По этому поводу можно вспомнить поучительный эпизод из жития святой равноапостольной княгини Ольги, которая приехала в Константинополь креститься и неожиданно получила предложение руки и сердца от греческого царя-императора. Повторное замужество в её планы не входило, но и ссориться с императором, обижая его отказом, было опасно. Тогда Ольга сказала: «Я пришла сюда ради святого крещения, а не ради брака; когда же я буду крещена, тогда возможна речь и о супружестве, ибо не велено не крещеной жене сочетаться с христианским мужем». А перед самым Крещением Ольга попросила, чтобы сам царь стал её крёстным. Польщенный царь согласился, а когда через некоторое время он повторно завел речь о свадьбе, Ольга возмутилась: «Как можешь ты меня, свою крестную дочь, взять себе женою? Ведь не только по закону христианскому, но и по языческому почитается гнусным и недопустимым, чтобы отец имел женою дочь!» Расстались они в хороших отношениях, но не женатыми.

5. Нельзя венчать принявших монашеские обеты, а также священников и дьяконов после их рукоположения. Как говорится, последняя у попа жена, и та попадья.

6. Не допускается вступление в Брак более трех раз.

7. Временным препятствием к участию женщин в любых церковных Таинствах – в том числе и Венчании – являются «критические дни» и первые сорок дней после родов.

А вот беременность никаких ограничений для участия в церковных таинствах – в том числе и Таинстве Венчания – не накладывает. Разве только беременной невесте будет тяжеловато стоять во время Венчания (гости могут и присесть в таком случае, а вот невесте и свидетельнице надо реально оценивать свои силы).

Вместо заключения

В Венчальном евангельском чтении рассказывается о чуде в Кане Галилейской – самом первом чуде Христа, вышедшего на проповедь, совершенном именно на свадьбе. Этот сюжет наполнен удивительной и прекрасной символикой. Вино здесь - символ любви. Обычное вино, как и обычная человеческая любовь, может оскудеть. Иногда её не хватает для брака, и это становится настоящей трагедией. Но в жизни всегда есть место чуду: Господь может создать новое вино, новую любовь, которой будет так много, что уже никогда не случится в ней недостачи, и которая будет такой, как описывал Апостол Павел:

«Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; всё покрывает, всему верит, всего надеется, всё переносит. Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится.» (1Кор.13, 4–8)

Венчание - одно из таинств христианской церкви, которое в нашей культуре выступает главным ритуалом свадебного обряда. Свое название оно получило из-за того, что над головами будущих супругов держат специальные венцы. История этого таинства уходит корнями вглубь веков, ко времени зарождения христианской религии. Сегодня православное и католическое венчания символизируют то же, что и сотни лет назад: небесную любовь пары и божественное освящение брака. Портал Свадебка.ws расскажет о том, нужно ли венчаться в наши дни, какая от этого польза молодоженам, а также какие бывают тонкости при проведении обряда.

Что дает венчание для семьи

Пара должна хорошо подумать до свадьбы, стоит ли ей венчаться, потому что это очень ответственный шаг.


Что происходит после венчания

С ним связаны как наши религиозные традиции, так и давние представления о семье и счастье. Издавна считалось, что брак должен быть освящен и благословлен церковью, только тогда он будет крепким и вечным.

Вот что значит венчание для супругов:

  • Здоровое и счастливое потомство.
  • Долгую и умиротворенную совместную жизнь.
  • Полное слияние душ и взаимопонимание.


Молодожены, которые не обвенчались в церкви, перед лицом Бога считаются неполноценной семьей. У них может складываться очень тесная и насыщенная совместная жизнь, но для высших сил они все равно остаются чужими друг для друга людьми. Поэтому не стоит думать, можно ли венчаться после какого-то определенного возраста. Наоборот, чем старше пары, решившие его совершить, тем более глубокий смысл оно несет. Время, прожитое супругами до того, когда они решили обвенчаться, обозначает то, что именно столько им потребовалось, чтобы осознать необходимость заключения божественного союза. В этом случае речь о простом и бездумном соблюдении давней традиции не может и вестись.

Кто может венчаться?

Пройти обряд могут далеко не все пары, и одного желания тут недостаточно. Церковные каноны установили на этот счет строгие правила. Вот кому запрещено венчание:

  1. Несовершеннолетним. Жениху и невесте должно быть больше восемнадцати лет.
  2. Родственникам. Кровосмешение в паре недопустимо церковью.
  3. Не прошедшим регистрацию в ЗАГСе. Штамп в паспорте обозначает законную силу брака и соблюдение необходимых светских правил для его заключения.
  4. Людям с психическим расстройством. Особенности венчания в православной церкви гласят, человек должен быть душевно здоровым.
  5. Некрещеным. Семья должна быть обязательно православной, никакие другие варианты недопустимы.

Венчание дает браку небесное благословение, а также свет, мир и любовь для семьи, что требует соблюдения определенных порядков и условий.


Можно ли венчаться беременной?

Существует мнение, что прохождение этого обряда во время беременности невозможно. На самом деле церковь не имеет ничего против такого случая.

Мнение церкви и меры предосторожности

Зарождение новой жизни - это божественная тайна, благословение, а не грех. Венчание в этом случае проходит стандартно, и нужно оно для того, для чего и в обычных случаях: божественного благословения на брак. А негативные мнения возникают, скорее всего, из-за путаницы с блудом. Невоздержанная половая жизнь вне брака действительно осуждается Богом.


Во время венчания при беременности невесте необходимо внимательно следить за своим самочувствием. Церемония длится около часа, и все это время пара находится на ногах. Если будущей супруге становится хуже, то она может присесть на скамейку. Поэтому ее наряд должен быть не только красивым, но и удобным - не стягивать живот, а обувь подходить по размеру. Также о положении женщины обязан знать священник, чтобы быть готовым помочь при случае.


Что взять с собой на венчание

При беременности исключений не бывает, поэтому наш ответ на вопрос, стоит ли венчаться до ЗАГСа , - нет. Порядок действий такой же, как и всегда: сперва официальная регистрация, а потом таинство в церкви. Кроме того, у обряда есть ряд обязательных атрибутов, которые должны присутствовать во время его проведения. Это:



Все эти вещи можно приобрести прямо на месте, в церковной лавке, и они уже сразу будут освящены и готовы к использованию. Если появляются сомнения в том, что дает венчание при беременности, то волноваться не стоит, ведь новая жизнь для церкви - повод для особой радости.

Можно ли венчаться второй раз?

Жизнь может иногда преподносить разные сюрпризы, и не обязательно самые приятные. И так случается, что брак, освященный церковью, распадается, а затем у кого-то из бывших супругов после развода во второй раз появляется семья, и встает вопрос, можно ли венчаться. На этот счет существует много разных размышлений и информации. Сразу скажем - это если невеста беременна, то венчаться, конечно же, можно, на первом ли она месяце, или на девятом, но при условии снятия благословения.

Для этого после регистрации в ЗАГСе нужно написать прошение в областное епархиальное управление, приложить к нему свидетельства о разводе и вступлении в новый брак, если все будет хорошо, то придет письменный положительный ответ. Другими словами, пара оформит так называемый церковный развод . На основании этой бумаги священник сможет с чистой совестью совершить второе венчание.

Вот еще ряд случаев, связанных с семьей, из-за которых церковь может снять свое благословение:

  • признание без вести пропавшим одного из супругов;
  • измена;
  • перемена вероисповедания;
  • заключение в тюрьме;
  • домашнее насилие;
  • подтвержденный факт алкогольной или наркозависимости;
  • невозможность иметь детей.

Обычные повседневные причины, например, постоянные ссоры с родственниками, низкий доход и т.д., основой для снятия благословения быть не могут.



Венчание издавна считалось не просто красивой традицией, а серьезным шагом для новой семьи. Поэтому перед заключением брака портал сайт рекомендует молодым хорошо подумать, стоит ли венчаться в церкви, чтобы просто отдать дань моде, или же для благословения семьи небесными силами.

Загрузка...