docgid.ru

Лекарственные растения кубани

Дата создания: 2013/12/28

Человек развивался в тесном взаимодействии с природой и более всего с растительной средой: лес и поле стали первой аптекой для человека. Лекарственные растения чаще всего назначаются в виде сборов, в которых одно растение усиливает действие другого. Многие больные, особенно в сельской местности, где еще сохранился многовековой опыт народной медицины, более охотно прибегают к лечению настоями и отварами целебных трав. Лекарственные травы не только останавливают, но и подвергают обратному развитию воспаление на любой стадии вплоть до стадии некроза. При этом лечение травами в народной медицине не наносит вреда организму, а только дает выздоровление при тяжелых обширных ожогах, ранениях, травмах, инфаркте миокарда, инсульте. Изготовленные из лекарственных трав фитопрепараты имеют свои характерные особенности: постепенное, медленное развитие терапевтического эффекта, мягкое, умеренное действие.

Многообразие растительности Кубани

«Разнообразие растительного мира, - писал врач А.П. Левицкий в очерках по истории медицины, - всегда неудержимо привлекало к себе человека и тем сильнее, чем ближе стоял он к природе. Люди подмечали отличительные свойства растений и пользовались ими в своем домашнем обиходе.

Нигде больше в стране нет такого многообразия растительности как на Кубани. Всего на Кубани 160 видов лекарственных растений. Но человек так безжалостно их рвёт, даже бывает с корнями, что некоторые из них начинают исчезать и рвать эти растения запрещено. В лесах растут липа, дуб, каштан, черника и др. растения. Они называются реликтовыми, т.е. сохранившимися с древних времен. Северная часть - это Азово-Кубанская низменность. Здесь сплошная степь, превращенная в поля.

По склонам балок и оврагов, по обочинам дорог можно встретить разные травы: пырей ползучий, горькую полынь, лебеду, мать-и-мачеху и другие.

Область применения лекарственных растений

В современной медицине лекарственные растения не только не утратили своих позиций, но привлекают к себе все более пристальное внимание ученых. Их более чем 3000 препаратов, применяемых отечественной медициной, 40 % вырабатывается из лекарственных растений. С каждым годом число их увеличивается. Лекарственным растениям нередко отдают предпочтение в связи с их небольшой токсичностью и возможностью длительного применения без проявлений побочного действия.

Сушка, сборка, заготовка лекарственных растений

Правильная заготовка растений — один из основных факторов получения доброкачественного сырья. Лекарственное сырье необходимо заготавливать только в хорошую, сухую погоду, в дневные часы, когда растения обсохнут от дождя и росы, так как, покрытые влагой, они медленно высыхают, и в то же время меняется их натуральная окраска. В дневное время суток заготавливают основную массу растений, у которых действующие вещества содержатся в надземных органах. Корни и корневища (подземные органы) можно заготавливать в любое время и при любой погоде, так как в большинстве случаев перед сушкой промывают. При заготовке лекарственных растений следует ориентироваться на те сроки, которые приводятся в календаре сбора лекарственных растений. Следует ориентироваться на фазу вегетации растения. Собирают только те органы и части растения, в которых накапливается максимальное количество биологически активных веществ.

При заготовке лекарственных растений важно правильно отобрать нужные виды, своевременно определить фазу их вегетации, так как количество действующих веществ в значительной степени колеблется в зависимости от роста и развития растения. Как запоздалый, так и преждевременный сбор может дать сырье, не представляющее никакой лекарственной ценности.

Сбор лекарственного материала лучше всего проводить в период максимального содержания в растениях активных веществ. Как правило, наибольшее их содержание в цветках и листьях приходится на период цветения, в почках — на период их набухания, в подземных частях (корни, корневища, клубни) — в период созревания плодов; кора наиболее полноценна весной.

Собранные растения тщательно сортируют, удаляя посторонние примеси, а также нелекарственные растения; от корней и стеблей отделяют омертвевшие, загнившие части. Тара для сбора должна быть совершенно чистой, сухой и без запаха. Нельзя собирать в одну тару несколько видов растений одновременно. Заготовленные растения укладывают, возможно, более рыхло, чтобы предупредить их согревание и потерю лечебных свойств. Затем растения следует выложить и дать провялиться, разложив тонким слоем для просушки. Не рекомендуется оставлять растения на ночь в таре или кучках.

Соседи человека - лекарственные растения

Зверобой

Народ придумал немало ласковых названий травам, которые с давних времен помогали избавляться от разных недугов. Это и одолень-трава, и молочай, и многие другие. Среди множества растений особой любовью пользовался зверобой. Его называли волшебной травой - спасительницей от ста болезней. При раскопках древнеславянских городищ археологи нашли семена 20 трав, среди которых был и зверобой. Полагают, что Зверобой помогает от болезней, причиненных злыми духами, ведьмами.

Людям это растение приносит одну только пользу, ведь для человека зверобой совершенно безвреден. Поэтому на Руси он был, что называется, на все случаи жизни: например, им набивали детям матрацы, привязывали траву к соломе - чтобы аромат защищал ребенка от страшных снов и ему снились только хорошие.

Зверобой считали источником света, который изгоняет любое зло, избавляет от тоски и печали. Он был любимым растением многих выдающихся людей, потому что не только лечил тело, но и воздействовал на душу. Сегодня ученые доказали антидепрессантные свойства зверобоя, связанные с его фотосенсибилизирующим действием, а в давние времена люди небезосновательно считали траву волшебной.

Мать-и-мачеха обыкновенная

Народные названия: пожарный салат, мужской цветок, мартовский цветок, песчаный цветок, табачная трава, дядюшкины листья. Это многолетнее растение радует ранней весной своими ярко-желтыми соцветиями с запахом, напоминающим запах меда. Задолго до того, как появятся листья, ползучее корневище выбрасывает заложившиеся еще осенью прямостоячие цветоносы с красноватыми чешуйками и ярко-желтыми соцветиями. Только много позже развиваются черешковые листья округло-сердцевидной формы размером в ладонь, по краям слабовыемчатые, с грубыми зубчиками. Сверху листья темно-зеленые. Цветет с февраля по март (апрель). Ее встречают чаще всего на пустырях, у кирпичных заводов, на щебнистых местах, по откосам и железнодорожным насыпям, по краям полей и обочинам дорог.

Соцветия собирают при хорошей погоде, когда цветки полностью распустились. Их нужно быстро сушить, чтобы сохранить товарный вид. Однако значительно больше, чем соцветия, для лекарственных целей используются листья. Их собирают в мае-июне, предпочтительно молодые, размером в пол-ладони и только чистые, не запачканные землей; из-за наличия слизи мыть нецелесообразно. Исследования показали, что листья тех растений мать-и-мачехи, которые растут на солнце, богаче компонентами и лучше, чем листья, растущие в тени. На это стоит обратить внимание при сборе. Сразу же после сбора нарежьте свежие листья, чтобы ускорить их высушивание. Хорошо хранятся только быстро высушенные листья.

Мать-и-мачеха - ценное средство от кашля, особенно при коклюше, а также от слизистой мокроты. Чаем из нее можно облегчить откашливание.

Чай из мать-и-мачехи: 2 чайные ложки с верхом нарезанных листьев заливают 1/4 л кипящей воды, дают настояться и затем процеживают. Больные, страдающие кашлем, должны выпивать по 1 чашке чая 3 раза в день.

Наряду с использованием против болезней легких чай из мать-и-мачехи приносит облегчение при раздражениях слизистой оболочки желудка и кишечника (но тогда пить его следует неподслащенным), а также как полоскание при раздражениях в полости рта. Кроме того, чай из мать-и-мачехи используют также для обработки ран и воспалений кожи, при кожных сыпях и для очистки крови.

Лопух большой

Народные названия: репей, репейник.

Используемые части: корень.

Это двулетнее растение достигает в высоту 1-1,5 м и имеет мясистый до 60 см в длину корень, от которого отходят мелкие разветвления. Мощный продольно-бороздчатый стебель с большой сердцевиной обильно ветвится; нередко приобретает красную окраску в отдельных местах. На шерстисто-опушенных стеблях сидят черешковые сердцевидно-яйцевидные листья, сверху зеленые, а снизу серые, войлочно-опушенные; размер листьев заметно уменьшается снизу вверх. Синевато-красные довольно крупные соцветия располагаются в виде рыхлой зонтиковидной кисти. Желтоватые листочки обертки на конце крючковидные. Цветет в июне-июле. Лопух часто можно встретить по обочинам дорог, у заборов, стен и насыпей, на пустырях и выгонах, а также по берегам ручьев.

Корни выкапывают осенью, разрезают на куски и сушат на воздухе.

Здесь, прежде всего, следует сказать об обработке волос головы против перхоти репейным маслом. Это масляная вытяжка из корня лопуха, для чего используют оливковое или камфорное масло (методики приготовления очень различаются). Как мочегонное средство корень лопуха в основном вышел из употребления и в так называемых кровоочистительных чаях встречается реже, но его все чаще применяют при нарушениях функций печени и желчного пузыря.

В основном корень лопуха рекомендуют как кровоочистительное средство, но также и при нарушениях деятельности печени и желчного пузыря. Далее следуют внутреннее и наружное применение при различных кожных болезнях. Чай из корня лопуха: 2 чайные ложки с верхом нарезанного корня заливают 1/2 л холодной воды, спустя 5 часов быстро нагревают до кипения, кипятят 1 минуту и процеживают. Дозировка: 3 раза в день по 1 чашке чая. Чаем из корня лопуха лечат и кожные высыпания - смачивают, промывают или обертывают. Нелишне отметить, что народная медицина пользуется также репейным маслом.

Крапива

Используемые части: трава, семена и корневище.

Следовательно, нет также никого, кто не знал бы, как она выглядит. Лекарственное применение находят два вида крапивы - жгучая и двудомная. Крапива жгучая мельче и нежнее, хотя и более агрессивна, а крапива двудомная чаще используется в медицине. Цветет крапива с мая по июль (цветки мелкие, зеленые, расположены в поникших колосьях; растения двудомные). Оба вида весьма обычны. Они растут преимущественно вблизи человеческого жилья: в садах, огородах, по краям канав, на помойках и пустырях. В мае, июне и июле (августе) собирают листья дикорастущей крапивы, которые осторожно (в перчатках) отрывают от стебля, а потом сушат на воздухе. Целиком траву используют для приготовления крапивного сока. Корневище выкапывают весной или осенью, освобождают от налипшей на него земли и сушат на воздухе или при искусственном подогреве (до 40 °С).

Возможно, потому, что крапива - столь распространенный сорняк, ее используют очень давно, задолго до появления научной медицины. В настоящее время листья крапивы применяют для повышения общего обмена веществ. Они являются обычной составной частью чайного сбора, назначаемого при ревматизме, подагре, болезнях желчного пузыря и печени; входят в состав чайных сборов весеннего и осеннего оздоровительных курсов.

Ромашка аптечная

Народное название: девичий цветок.

Используемые части: соцветия.

Однолетнее растение с коротким корнем и стеблем 20-50-см высоты, на котором сидят дважды или трижды перисто-рассеченные листья. Цветет с мая по июнь. Ромашка - растение неприхотливое. Она на полях, возделываемых и находящихся под паром, на пустырях, по обочинам дорог, косогорам, опушкам и, конечно же, в посевах зерновых. Для крестьянина это целебное растение - гнусный сорняк. У ромашки собирают, прежде всего соцветия, но для ванн берут также цветоносы и некоторую часть побегов с листьями. Так как качество ромашки в значительной мере зависит от времени сбора и типа сушки, необходимо быть очень аккуратным. Лучшее время для сбора - 3-й - 5-й день после распускания цветков. К этому времени в ней вырабатывается большинство действующих веществ.

Ромашка используется внутрь и как наружное средство. Внутрь можно с успехом применять ромашку (в виде чая) при острых желудочных заболеваниях. Она приносит быстрое облегчение и "успокаивает" желудок, и уже после недолгого лечения устраняет расстройство желудка. В качестве наружного средства ромашка, благодаря своим противовоспалительным свойствам, используется при лечении плохо заживающих ран. Ванны с добавками ромашки или влажные компрессы на раны - столь же испытанные средства, сколь и полоскания при воспалении слизистой оболочки рта и горла.

Чай из ромашки: 1-2 чайные ложки с верхом соцветий залить 1 чашкой кипятка, через 10 минут процедить. Ромашковый чай хорошо пить теплым, но не горячим.

Само собой разумеется, растение со столь многими благотворными свойствами прилежно используется и в народной медицине. И действительно, ромашке "доверяют все".

Подорожник

Подорожник — старинное лекарственное растение. Он был известен древним грекам и римлянам, его высоко ценили арабские и персидские врачи. Латинское название подорожника образовано от «планта» (подошва) и «агере» (двигать), так как листья его напоминают след ноги. Родина подорожника - Европа. Индейцы прозвали его "след белого человека». Вместе с грязью семена прилипают на обувь прохожих и путешествуют с ними. Русское название растения указывает на места его произрастания.

Подорожник многолетнее травянистое растение высотой 10-40 см с одной или несколькими цветочными стрелками. Один экземпляр подорожника осенью дает от 8 до 60 тысяч семян. Поэтому подорожник очень быстро расселяется по всем дорогам - везде, где ступает нога человека. Цветет он с мая до сентября. Произрастает на пустырях и сорных местах, вблизи жилья, у дорог, на зеленых лугах, полях, огородах, садах, по лесным опушкам и берегам водоемов.

Подорожник используют как лекарственное растение. Мы им пользуемся в дороге. Свежие листья подорожника прикладывают при ссадинах, ожогах, укусах насекомых. Сухие измельченные листья употребляют в форме настоя в качестве противовоспалительного и отхаркивающего средства при бронхитах, коклюше, астме и других заболеваниях органов дыхания. В научной медицине используются трава и листья подорожника при заболеваниях желудка. Молодые и нежные листья подорожника используются в питании. Из них можно приготовить салаты, супы и щи, запеканки, тефтели, соки и коктейли. Правда, вкусовые оттенки подорожника не отличаются разнообразием, но это исправимо. Добавьте крупу, крапиву, лук, хрен, перец, горчицу, соль и соус.

Где и как заготовлять подорожник? Вопрос этот может поначалу показаться праздным. Ведь подорожник так широко распространен, что трудно найти место, где бы его не было. Но собирать растение нужно все же не везде. На городских улицах и на проселочных дорогах, где много грязи, делать этого не следует. А в поле, на лугах и около рек - пожалуйста.

Каждая часть лекарственного растения - лечебна, но по-своему. Лекарственные растения играют очень большую роль в жизни человека.

В Краснодарском крае довольно много красивых и удивительных растений. Например, сосна пицундская - растет она в Геленджике и вдоль побережья. Может выжить в неблагоприятных условиях. Шишки у нее не опадают и могут висеть раскрытыми более трех лет. В возрасте тридцати лет рост её составляет пятнадцать метров, а в сто лет она вырастает аж до сорока метров в высоту. Иголки у нее длиной до шестнадцать сантиметров, когда у других сосен только восемь. Даже шишки у этой сосны красного оттенка.

На Черноморском побережье, начиная с горы Лысой у Анапы и до Геленджика, растет фисташка с интересным названием туполистная. Род фисташки очень древний. Это небольшое декоративное растение, созревает оно в конце лета, начало осени. Растение переносит хорошо засуху и очень любит свет. Она медленно растет, за двадцать лет вырастает на один метр. Фисташка содержит 75% смолы и до 25% эфирных масел. Дереву смола нужна для того, чтобы быстрее заживали порезы, а человек использует ее для обработки деревянной посуды, а также постоянное жевание фисташковой смолы очищает и укрепляет зубную эмаль. Еще её смолы входят в состав различных мазей, с помощью которых излечивают ревматизм, язвы и раны, ожоги и трещины на коже. Некоторые современные фармацевты сами варят из этой смолы мази по старинным рецептам. А древесина фисташкового дерева очень твердая. Раньше ее интенсивно вырубали для кораблестроения, а также из ее корней делали курительные трубки и другие подобные вещи.

Очень много растет в Краснодарском крае можжевельника. Можжевельник принадлежит к древнейшему роду кипарисовых. Появился он на Земле пятьдесят миллионов лет назад и тем не менее живет до сих пор. Существует около семидесяти видов этого растения, а в России произрастает двадцать один вид, в Крыму пять. Виды его очень разнообразны - высокий, колючий, красный казацкий, вонючий и полушаровидный.

Первый вид можжевельника - это высокий . Деревце до пятнадцати метров в высоту, с густой кроной, ветви у него достаточно тонкие и подняты вверх. Кора его имеет темный цвет, шишко - ягоды шаровидные, размером примерно один сантиметр, а цвет они имеют довольно приятный темно - фиолетовый. Растет этот вид можжевельника сравнительно быстро от трех до пяти лет, любит свет и тепло, долго может не высыхать. Жить может до пятидесяти лет.

Можжевельник красный - его называли раньше красным кедром. В основном он растет шести-восьми метровым деревцем с пышными ветвями, покрытыми колючими иголочками, и за это ему дали еще одно название - можжевельник колючий.

А можжевельник вонючий называют ещё дурнопахнущий. Он очень сходен с можжевельником высоким, но ягоды у него в два раза крупнее и не темные, а бурые. Запах у этого растения довольно неприятный. Можжевельник очень часто используют для лечебных целей. Для этого применяют зрелые плоды, которые собирают поздно осенью. Если их высушить, то можно хранить такие плоды до трех лет. Можжевельник содержит эфирные масла, а также до 40% сахара и кислоты. Никогда мази и лекарства не делают из казацкого можжевельника, он ядовит, его можно отличить от другого можжевельника по бугристой поверхности, запаху и темно - синему оттенку.

Так же из всех лесов Краснодарского края, самшитовый - самый красивый и загадочный. Он поражает всех туристов необычайной красотой. В густых листьях самшита всегда царит полумрак, а с его ветвей интересными прядями свисает светлый и одновременно пушистый мох. Прямо как в сказке!

Самшит - зеленое дерево с маленькими листочками на ветвях. Жить это дерево может больше пятидесяти лет. В высоту оно вырастет до двадцати метров, а в ширину около пятидесяти сантиметров. Дерево растет слишком медленно - за год примерно на один миллиметр, поэтому его древесина слишком плотная и довольно тяжелая и с легкостью тонет в воде. Цветет он мелкими цветочками, у которых очень приятный дурманящий запах. Самшит теневынослив, но также ему необходима и влага. Мох на ветвях самшита ее сохраняет. Цветет это растение в конце зимы и начале весны, а созревает в середине осени. Самшит очень ядовит. Так как его древесина очень твердая и ценная это вид растений занесен в Красную книгу, в настоящее время он находится на грани исчезновения, поэтому вырубать его категорически нельзя.

В Краснодарских лесах растет довольно редкий вид винограда - дикий . Листочки у него круглые почти почковидные, усики ветвящиеся и растут спиралью так, что завивают и соседние растения. Цветет виноград в начале мая, а созревает поздно осенью. Венчик перед цветением сбрасывается в виде колпачка. У ягод лесного винограда очень кислый вкус. Этот вид легко способен выжить в неблагоприятных условиях. Используют его и как лекарство - им лечат грибок стопы. Дикого лесного винограда осталось очень мало, его также добавили в список исчезающих видов растений.

Разработка урока кубановедения во 2-м классе по теме

"Лекарственные растения"

Сидоренко Ирина Викторовна -

учитель начальных классов МБОУ ООШ №25

Тип урока: урок открытия новых знаний

Цели деятельности педагога: продолжить знакомство детей с растительностью родного края; познакомить с некоторыми видами лекарственных растений, произрастающих в крае, правилами их сбора и использования, расширять представление о многообразии природы родного хутора; воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ней; развивать речевые умения, логическое мышление.

Планируемые результаты (метапредметные универсальные учебные действия) :

Регулятивные: самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале; осознавать необходимость осуществлять контроль по результату (ретроспективный), контроль результата по просьбе учителя; отличать верно выполненное задание от неверного.

Познавательные: осознано и произвольно строить речевое высказывание в устной речи; использовать (строить) таблицы, проверять по таблице; проводить сравнение, сериацию, классификацию, выбирая наиболее эффективный способ решения или верное решение (правильный ответ); строить объяснение в устной форме по предложенному плану; осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника; применять на доступном уровне логические приемы мышления (анализ, сравнение, классификацию, обобщение).

Коммуникативные: учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей; вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное); договариваться и приходить к общему решению, работая в паре; участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы; строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности (под руководством учителя).

Личностные: различать и узнавать изученные объекты живой природы; устанавливать связи между целью учебной деятельности и её мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает к деятельности, ради чего она осуществляется; ученик должен задавать себе вопрос «какое значение и какой смысл имеет для меня учение?» и уметь на него отвечать.

Оборудование:

  • Ерёменко Е.Н., Зыгина Н.М., Шевченко Г.В. Кубановедение2 класс: Практикум. — Краснодар.: ОИПЦ «Перспективы образования», 2017
  • Карточки
  • Картинки с изображением лекарственных растений формата А4

Сценарий урока.

I.Мотивация к учебной деятельности.

Здравствуйте, ребята!

Прозвенел и смолк звонок - начинается урок.

Улыбнитесь гостям, друг другу, мне и с хорошим настроением начнём урок. Не забудьте о правильной осанке.

II. Актуализация и пробное учебное действие.

На прошлом уроке мы с вами говорили о растениях, которые растут в нашем крае. Сегодня мы продолжим эту работу.

- Дома вы, ребята, понаблюдать за понравившимся растением и выполнить задание на стр.19. Чтение рассказов и стихотворений о растениях Краснодарского края на выбор учителя (выбрать лекарственные растения).

Что вы знаете ещё о данном растении (из ответов учащихся)?

Какую пользу приносит оно человеку? (Учащиеся вспомнят, что это растение лекарственное).

III. Выявление места и причины затруднения. Сообщение темы урока.

Что можно лечить при помощи этого растения?

Как это сделать?

Какая тема нашего урока?

Какие задачи поставим сегодня на уроке? (Познакомимся с лекарственными растениями нашего края, простейшими способами лечения с их помощью).

(Открывается доска, на которой записана тема урока «Лекарственные растения»).

IV . Построение проекта выхода из затруднения .

Болеть могут все: и люди, и животные. Но где взять бедному зверю рецепт? Вот и приходится животным лечить себя самостоятельно. В лесной аптеке всегда можно отыскать то, что их исцелит.Люди ещё в древние времена, наблюдая за животными, тоже стали лечиться травами, ягодами, листьями многих растений. Человек использует растение как лекарство.Узнать нам больше о лекарственных растениях помогут загадки.

V. Реализация построенного проекта.

Отгадайте загадку и узнайте, как называется одно из лекарственных растений Кубани.

С желтыми цветками я,

Есть две мамы у меня.

(мать-и-мачеха)(На доску вывешивается картинка с изображением мать-и-мачехи).

Верхняя сторона листьев этого растения холодная, как злая мачеха в сказке, а нижняя - тёплая и нежная, как родная мать.

Мать-и-мачеха - многолетнее травянистое растение похожее на одуванчик, но меньшего размера. В начале апреля на проталинах, там, где припекает солнце, появляются жёлтые цветочные корзиночки мать-и-мачехи. Цветки-корзиночки находятся на стеблях, покрытом буроватыми чешуйками. Это видоизменённые листья.

Цветки мать-и-мачехи могут предсказывать погоду. На ночь и в ненастье цветок плотно закрывает свои лепестки. Значительно позже, когда растение отцветает, вырастают сердцевидные зубчатые листья. Сверху они ярко-зелёные, блестящие, жестковатые, холодные. Снизу лист покрыт белым бархатным пушком, если его приложить к руке, он греет. Научное же название мать-и-мачехи происходит от латинского слова «туссус », что значит кашель.

Ребята, а как вы думаете, от чего помогает это растение?

Действительно, это растение - прекрасное средство от кашля. Кашицу из свежих листьев прикладывают к опухолям, нарывам, фурункулам.

В народе есть легенда…

У одной женщины умерла родная дочь. Всю свою ласку и тепло отдала она ушедшей в землю дочери. А падчерице с того времени и вовсе житья не стало. Добрая и красивая девушка-цветок все тянется к солнцу, к теплу, к ласке. Все кругом любуются ею. Но только глянет на нее злая мачеха холодным пронзительным взглядом, и увядает девушка от неприятной стужи, излучаемой верхней стороной листьев.

Отгадайте ещё одну загадку и узнайте, как называется лекарственное растение Кубани.

Тонкий стебелек у дорожки.

На конце его сережки,

На земле лежат листки -

Маленькие лопушки.

(Подорожник)(На доску вывешивается картинка с изображением подорожника).

В народе его называют «порезник», «ранник». Догадались, зачем его используют?

Вдоль дорог, вдоль тропинок встречается это растение. Будто специально растёт там, чтобы помочь, если надо, путешественнику, натершему ногу, поранившему руку.

Отвар листьев подорожника — старинное отхаркивающее средство при лечении бронхита и коклюша. Полезен настой подорожника и при туберкулезе легких. Теплый чай из листьев этого растения используют для полоскания горла при ангине.

Есть интересная легенда о том, как были открыты лечебные свойства подорожника.

Однажды две змеи, расположившись у дороги, грелись на солнышке. Вдруг из-за поворота выехала повозка. Одна успела уползти с дороги, а другая замешкалась, и колесо переехало её. Люди, сидевшие в повозке, увидели, как первая змея, оставшаяся невредимой, уползла, но вскоре возвратилась с листом подорожника и исцелила пострадавшую змею. Говорят, что будто бы этот случай и натолкнул людей на мысль использовать подорожник для лечения ран.

Физминутка

«А в лесу растёт черника»

А в лесу растёт черника,

Земляника, голубика (Наклоны)

Чтобы ягоды сорвать,

Надо глубже приседать. (Приседание)

Нагулялся я в лесу.

Корзинку с ягодой несу.(Ходьба на месте)

В класс пора мне возвращаться,

Чтобы снова заниматься.(Дети садятся на места)

- Чтобы узнать следующее лекарственное растение, нужно отгадать загадку.

Ты растения не тронь.

Жжется больно, как огонь.

Хоть и жжётся,

Но красива,

Всем известная …. (крапива)

А знаете, почему крапива обжигает? А правы ли вы, узнаем из учебника.

(Работа в учебнике страница 20-21)

Прочитаем это в учебнике на стр.21.

Ну, что правы вы были?

А как она нам помогает, кто-нибудь знает?

Тогда прочитаем об этом на стр.20 внизу.

Ещё в древности знахари писали: (знахари это люди, которые лечили) «Берём сырую крапиву, толчём и прикладываем к свежим ранам - она раны вычистит и заживит». В крапиве есть вещества, убивающие микробы, а ещё она хорошо останавливает кровь. Отваром моют голову. Используют её и для изготовления красок. А как вкусен суп из крапивы, так как в крапиве много витаминов.

Крапива полезна не только людям, но и бабочкам - адмиралу, павлиньему глазу, гусеницам, которые едят её листья. Одна из таких бабочек даже названа в честь своей травы - кормилицы. Узнай её название …(крапивница). Рассмотрите её на рисунке и подпишите название.

- Ещё есть одно известное всем растение (валериана). У каждого дома оно лежит в аптечке. Чтобы его назвать, проведи такой опыт дома:

Завтра принеси домой сразу пять двоек, и тогда мама побежит в аптеку за настойкой из этой травы, а ты сможешь прочитать название и записать его сюда ……………

Только смотри, чтобы папы не было рядом, особенно с ремнём. Постарайся отбежать подальше и уже потом объясни ему, что это научный эксперимент.

(Учащиеся получают карточки с описанием опыта, проводится работа в парах).

- У вас в конверте лежит ещё одно растение. Если отломить стебелёк, то появится оранжевая жидкость, ею можно смазать ранки на теле. Попробуйте.

Какое лекарство вам напоминает это растение? (Йод)

Может кто-нибудь знает, как это растение называется? (Чистотел).

Чистотел применяют для лечения туберкулёза, в отваре травы чистотела купают детей при золотухе. Соком сводят бородавки, откуда происходит русское название растения: чистотел или бородавочник. Посмотрите, как выглядит растение на картинке и настоящее.

VΙ. Первичное закрепление с проговариванием во внутренней речи.

- Поработаем в группах.

Задание для первой группы. Игра «Найди нужный листок»

На листе бумаги вы видите несколько листочков. Найдите среди них лист подорожника.

Задание для второй группы. Практическая работа «Найди растение».

Найдите веточку крапивы в этой вазе (на столе ваза с калиной, шиповником, крапивой, чистотелом, подорожником).

Почему вы так решили?

Задание для третьей группы. Вы знаете, как правильно пользоваться подорожником?

Прочитайте предложения в учебнике на странице 20 под восклицательным знаком.

У вас на парте лежит конверт, достаньте оттуда листок подорожника. Он уже чистый. Выполните задание учебника.

Задание для четвёртой группы.

«Узнай растение по внешнему виду»

Лечебными бывают не только травы, но и плоды деревьев и кустарников.

В вазе у меня на столе стоят веточки кустарников. Что это за растения? Что вы о них знаете?

Шиповник богат витаминами: С,Р,К,В. Он входит в состав витаминных чаёв, из него делают сироп, применяемый при болезни печени. В домашних условиях из сухих плодов шиповника приготовляют отвар.

Калина. Кору применяют в виде отвара при золотухе, простуде, удушье, свежие ягоды при судорогах, в качестве слабительного, гипертонической болезни, а цветы - при кашле и бронхите. Ягоды широко употребляют в пищу, а пережаренные семена используют в качестве заменителя кофе.

VΙΙ. Самостоятельная работа самопроверкой по образцу.

Работа в парах

В таблице (задание из учебника стр.22) спрятались названия лекарственных растений. Нужно их найти. Работаем в парах.(На партах листочки с таблицей).

Проверим по эталону (вывешивается на доску). Ребята, как используют эти лекарственные растения?

VIΙΙ. Включение в систему знаний и повторение.

В начале урока мы с вами поставили цель - познакомиться с лекарственными растениями.

О каких растениях за урок мы узнали?

Прочитаем названия на доске.

Лекарственные растения:

Ромашка Шиповник

Мать-и- мачеха Калина

Подорожник Чистотел

Крапива Валериана

Что для вас было особенно интересно?

ΙХ. Итог урока. Рефлексия учебной деятельности.

Продолжите фразы.

Я узнал …

Меня удивило …

Я задумался над …

Я научился …

Мне пригодится …

Я смогу …

Домашнее задание Страницы 23-24, нарисовать одно лекарственное растение из таблицы и узнать о нём у родителей, заполнить страничку книжки-малышки.

Пояснительная записка

к уроку кубановедения

Коптева Светлана Викторовна

учитель начальных классов МБОУ СОШ№2

Староминского района Краснодарского края

2. Информация об уроке:

предмет: Кубановедение

класс: 2 класс

Учебник – тетрадь по кубановедению:учебное пособие для 2 класса автор Е.Н.Еременко

1 час в неделю

Тема: «Лекарственные растения Кубани».

11-ой урок по программе.

Тема: ЛЕКАРСТВЕННЫЕ РАСТЕНИЯ

Цель: уточнить и расширить представления детей о лекарственных растениях Кубани; закрепить понятия о взаимосвязи растительного мира и человека; развивать связную речь детей; познакомить детей с правилами сбора и сушки лекарственных растений; развивать интерес к природе родного края.

Оборудование: презентация «Лекарственные растения Кубани», высушенные лекарственные растения, аптечные упаковки с травяными сборами, пузырьки с настойками трав.

Ход урока:

    Организационный момент

    Актуализация знаний учащихся

Зимой и летом зелена,

В лесу живет она,

А на ней иголки

И коротки, и колки (ель.)

У меня длинней иголки, чем у елки.

Очень прямо я расту в высоту (сосна ).

Русская красавица

Стоит на полянке:

в белом сарафане,

в зелёном полушалке. (берёза ) .

Красненька матрёшка, беленько сердечко. (малина ) .

Две сестры летом зелены, к осени одна краснеет, другая чернеет.

(чёрная и красная смородина ) .

- Как это всё назвать одним словом? (растения )

    Работа по теме урока

Ребята, вы уже много знаете о растениях нашего Краснодарского края. Без растений жизнь на планете Земля не существовала бы. Растения не только помогают всем живым существам дышать, но также помогают им лечиться от болезней. Давно заметил человек, что многие растения излечивают от недугов. Стал запоминать, что от чего помогает. Вспомнил, что звери тоже растениями лечатся, а среди великого множества нужные для себя разыскивают. Внимательный взгляд да хорошая память многое могут сделать. Из поколения в поколение передавались знания о целебных свойствах растений. Еще 4 тысячи лет назад в египетском папирусе описаны рецепты для лечения 450 болезней. Много лет подряд люди передавали своим потомкам знания о лечебных растениях. Составляли толстые книги: «Травники», «Цветники», «Зельники». По названиям этих книг можно догадаться об их содержании. А вы догадались о чем написано в «Травнике»? «Цветнике»? «Зельнике»? (Ответы детей).

За много лет народные лекари накопили множество знаний о полезных свойствах растений. В современных аптеках можно увидеть разнообразные травы, настойки, таблетки и микстуры из трав.

Часто люди сами собирают травы. Может быть, кто-то из знакомых вам взрослых тоже собирал лекарственные растения?

Кто из вас видел в аптеке лекарственные растения? Какие?

Кого из вас лечили с помощью трав? От каких болезней? Какими травами?

Кто назовет тему сегодняшнего урока? Что узнаем и чему научимся на уроке?

Слайд 2.

Травы лечебные, травы целебные!
Нет на земле бесполезной травы!
Все растения надо знать,
Их беречь и охранять.
Ведь из трав лесного царства
Люди делают лекарства.

Слайд 3.

А кто угадает это растение?

Тонкий стебель у дорожки.
На конце его – сережки.
Лечит ранки и ожоги
Этот лекарь у дороги. (подорожник)

Слайд 4.

Найдите это растение среди других. Попробуйте догадаться, почему это растение так называется. Кто из вас пользовался подорожником?

Подорожник люди используют с давних пор для заживления ран.

Работа с текстом Рабочей тетради стр. 20

Слайд 5.

Ну а следующее растение вам хорошо известно. Загадка подскажет его название.

Слайд 6.

В поле сестрички стоят,

Желтые глазки на солнце глядят,

У каждой сестрички –

Белые реснички. (Ромашка)

Может быть, кому-то из вас приходилось лечиться с помощью ромашки? У кого на парте аптечная упаковка со сбором ромашки? Прочитайте, при каких заболеваниях применяется эта трава?

Слайд 7.

Растет зеленою стеной,

Ее обходят стороной,

Колючая и злая дива.

А как зовут траву? (крапива)

Слайд 8.

Давайте познакомимся с её целебными свойствами.

Слайд 9.

Он сорняк, он цветок,

От болезни мне помог.

Как присяду на диванчик,

Вспомню желтый... (одуванчик)

Одуванчик – первенец весны, его считают сорняком, но это не так.

Слайд 10.

Желтый одуванчик – луговое солнышко. Уйдет большое солнце за тучи, и одуванчик накроется зеленым «платочком». Одуванчику и луга для жизни подходят, и лесные опушки, сады и огороды он не обходит. Одуванчик пробивается сквозь трещину в асфальте, а может даже вырасти на старой крыше дома. Вот какой он стойкий и смелый путешествен ник!

Из одуванчика варят мед и варенье. Из корней одуванчика делают напиток, похожий на кофе. Из молодых листьев одуванчика готовят салат. Это тоже ле карственное растение, из него готовят лекарства от бессонницы, зубной боли и глазных болезней. Отвар из листьев одуванчика способствует повышению силы и снимают усталость. Отвар из листьев одуванчика применяют при лечении желудка, кожной сыпи.

- На что похожи одуванчики? (На золотые шарики, на солнце, на желтых цыплят)

Слайд 11.

В весенний солнечный денек

Золотой расцвел цветок.

На короткой, толстой ножке

Все дремал он на дорожке,

А проснулся, улыбнулся:

Вот пушистый я какой!

Удивляю я всех красой ! ( мать-и-мачеха)

Слайд 12.

Настоем мать-и-мачехи лечат простуду. Кашицу из свежих листьев прикладывают к опухолям, нарывам, фурункулам.

Слайд 13.

Вкусен чай и ароматен,

С ней он легок и приятен:

Листочки сорваны, помяты.

Что ты вдыхаешь? - Запах... (мяты)

Слайд 14.

Из нее делают многие лекарства, и вы тоже часто встречаетесь с ней, если не ленитесь по утрам чистить зубы. Приятный запах, и свежесть придает зубной пасте ментол, который и содержится в этом растении. Он есть и в сердечных лекарствах, и в мятных пряниках и конфетах.

Слайд 15.

Семена, как коготки,

Жёлто-красные цветки.
От горла помогают,

Кто же их не знает…
(ноготки)

Слайд 16.

Из календулы готовят настойки и мази. Препараты из цветочных корзинок применяют наружно для лечения ожогов, длительно не заживающих ран, для полоскания полости рта и горла при стоматите и ангине. Календулу рекомендуют при сердечных заболеваниях, заболеваниях печени и желчных путей, язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки, гастрите, гипертонии.

Слайд 17.

Вышли в поле пастушки,

За спиной у них - мешки,
А мешочки-котомочки

На тугой тесёмочке. (пастушья сумка)

Слайд 18.

На пустырях и по дорогам
С соцветьем беленьким сорняк.
Но изучите его свойства-
Быть может, взглянете не так:
Кровотеченье остановит,
В Китае он – салат к столу.
Сорняк живуч:
Семян так много в плоде,
Похожим на суму.

Слайд 19.

Горькая травка,
К животу поправка,
И сама душиста,
И метёт чисто. (полынь)

Слайд 20.

Название этого лекарственного растения в переводе с греческого означает "здоровье”?

Слайд 21.

Расправит свой ажурный листик

Король всех трав... (тысячелистник)

Слайд 22.

Тысячелистник очень полезен для пищеварительной системы, он стимулирует аппетит, улучшает пищеварение и всасываемость веществ. Благодаря вяжущим свойствам, тысячелистник рекомендуется при диарее и дизентерии, в качестве кровоостанавливающего средства. Антисептические и противовоспалительные свойства помогают лечению инфекций и воспалительных процессов, таких как гастрит и энтерит. Отвар из тысячелистника стимулирует функцию печени, тысячелистник проявляет полезные и целебные свойства при лечении простуды и гриппа.

Слайд 23.

Если стебель отломить,

Руки трудно уж отмыть!

Желтый сок в листочках,

В маленьких цветочках –

Тот сок для добрых чистых дел,

А что за травка? (чистотел)

Слайд 24.

Чистотел применяют для лечения многих заболеваний: нарушений функции печени, желчного пузыря, желудка, кишечника, почек; воспалений носоглотки и ротовой полости, мочевыводящих путей; гипертонии, аллергии и даже рака.

Больше всего людям, далёким от народной медицины, известно о том, что чистотел с успехом применяют в лечении кожных болезней и проблем: удаляют папилломы, бородавки, лечат экземы, прыщи, грибковые заболевания, псориаз.

Слайд 25.

Если что-то заболит,

Даже зверь не устоит.

С какой же травкой пить настой?

С чудо-травкой... (зверобой)

Слайд 26.

Желтый цвет, дыряв листок,

но, как доктор Айболит

всех излечит, исцелит.

Слайд 27.

О зверобое говорят, что он помогает от 99 болезней.

Вот так скромно выглядит этот цветок, но зато от многих болезней лечит, а нам поможет остаться здоровыми и не заболеть.

Мы познакомились только с некоторыми лечебными растениями, а всего их на Кубани более 160 видов. Еще очень много лекарственных растений можно найти на Кубани на лугах, в лесу, в горах. Повсюду животные, птицы, люди могут найти помощь у природы. Только изучай, люби, знай! На каждую болезнь есть свое лекарственное растение. Мы живем в мире лекарств. Самая лучшая аптека – это Природа. Но необходимо знать, что лекарственные растения могут заготавливать и делать из них лекарства только взрослые. Дети могут только помогать.

2. Правила сбора лекарственных растений.

1) Хорошо знать лекарственное растение и отличать его от ядовитых растений.

2). Собирать растения лучше в сухую погоду, утром, после того как высохнет роса.

3). Нельзя собирать растения в городе и вблизи дороги. Почему, как вы думаете? (Ответы детей). Растения там отравлены ядами из выхлопных труб транспорта.

4). Сорванные растения складывать в широкую корзину, чтобы не помять их, а то выделится сок.

5). Сушить растения нужно в тени, а не на солнце.

6). Нельзя при сборе топтать соседние растения, нельзя рвать растения с корнем и рвать все до последнего. Почему? (Ответы детей).

7). Не рвать растения, которые занесены в Красную Книгу. Почему? (Ответы детей).

Все свои сокровища природа щедро отдает человеку и за все просит только одного: беречь ее!

IV .Рефлексия:

Давайте поиграем в «Аптеку». Чтобы купить какое-либо лекарственное растение, нужно описать его, рассказать от чего вы собрались лечиться, нельзя только говорить название. Его должен угадать «аптекарь». Постарайтесь не только правильно описать словами растение, но и быть вежливыми покупателями.

V .Итог урока.

VI .Домашнее задание : Задания в Рабочей тетради стр. 22 -23.

Государственное казённое образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специальная (коррекционная) школа-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья

ст-цы Новолеушковской Краснодарского края.

«Лекарственные растения Краснодарского края».
Внеклассное мероприятие.
Макаренко Виктория Владимировна,

учитель биологии.

ГКОУ школа-интернат ст-цы Новолеушковской

Краснодарского края.

Занятие подготовлено для учащихся 5 класса коррекционной школы.
Цели занятия:


  • знакомство с разнообразием лекарственных растений родного края;

  • формирование у учащихся ценностного отношения к окружающему миру и понимания важности мер по охране растений.

Образовательные задачи:


  • расширять знания, полученные на уроках природоведения;

  • формировать умения сравнивать и обобщать;

  • расширять словарный запас учащихся;

  • обучать пониманию иносказательных выражений через использование пословиц, загадок, народных названий растений;

  • осуществлять межпредметные связи.

Развивающие задачи:


  • развивать внимание;

  • развивать наблюдательность;

  • развивать творческое воображение на примерах произведений устного народного творчества.

Воспитательные задачи:


  • воспитывать любовь к родному краю;

  • воспитывать потребность в добром, гуманном отношении ко всему живому;

  • осуществлять эстетическое воспитание учащихся посредством знакомства с литературными произведениями кубанских поэтов, через искусство фотографии;

  • проводить профилактику утомляемости через использование приёмов поддержания работоспособности.

    Оборудование урока:


    • презентация «Лекарственные растения Краснодарского края»;

    • гербарный материал;

    • коробки с лекарственным сырьём;

    • Листы заданий для учащихся.

    Ход занятия.
    1.Организационный момент.

    Здравствуйте, ребята! Я рада сегодня встретиться с вами. Я думаю, наша совместная работа будет интересной и мы добьёмся хороших результатов.
    2.Вступительное слово учителя.

    Прекрасна природа Кубани! Пройдитесь по её полям,садам, лесам, паркам и скверам! Это настоящее чудо!

    Даль степей сквозная,

    Гор простор орлиный -

    Сторона родная,

    Край наш тополиный.

    В. Подкопаев.
    Это фрагмент из стихотворения кубанского поэта. Всего несколько строчек, и перед нами портрет родной земли. Жемчужиной России называют нашу землю. Кубань - край вольных степей, широких полей, камышовых плавней и тихих речек, роскошных гор, омываемых теплым морем. Ученица читает стихотворение.

    Кубань моя, за все спасибо,

    За хлеб и соль, за силу трав.

    Живя с тобой, я так счастлива,

    И кто поверит, будет прав.

    Природа Кубани необыкновенно разноообразна. Нигде больше в нашей стране нет такого многообразия растительности, как на Кубани. В лесах растут липа, дуб, каштан, тисс и многие другие растения. А вот Азово-Кубанская низменность - это сплошная степь, превращенная в поля.


    «Разнообразие растительного мира всегда неудержимо привлекало к себе человека и тем сильнее, чем ближе стоял он к природе». (А.П.Левицкий).

    Растения-целители, которыми врачевали от недугов, исстари почитались особо и получили название «зелёной аптеки». «Зелёная аптека» многие столетия была главным поставщиком лекарств. Услугами ее и сейчас пользуется медицина. Не случайно о травах складывались легенды. Как отголоски седой старины сохранились сказочные образы трав.
    3.Формулирование темы занятия.

    Мы отправимся в мир лекарственных растений. Здесь нас ждут увлекательные истории, народные приметы и легенды, а также исторические факты, связанные с этими растениями и, конечно, конкурсы. Лекарственными свойствами часто обладают растения, которые растут рядом с нами. Просто мы не знаем о чудодейственных особенностях самых обыкновенных трав, кустарников и деревьев. Оглянитесь вокруг! Многие из них давно наши соседи: крапива, одуванчик, подорожник, лопух, тысячелистник, спорыш... Сегодня мы с вами поговорим о тех лекарственных растениях, которые встречаются нам практически на каждом шагу и которые могут служить нам средством первой помощи. Тема нашего занятия «Лекарственные растения Краснодарского края».
    4.Изложение материала.

    Кубанские казаки с давних времен обладали уникальными знаниями о растениях и практическими навыками их использования. Самое широкое распространение в народной медицине получило использование лекарственных растений, т. к. состав лекарственного сырья на Кубани всегда отличался большим разнообразием.

    Для лечения и предотвращения болезней казаки использовали самые различные средства. От кашля пили отвар из меда, ягод калины и свиного жира. Из растений готовились мази и настойки. К нарывам, ранам прикладывали печеный горячий лук, листья подорожника со сметаной, чистотел. Мозоли лечили клеем, который образуется на фруктовых деревьях. При воспалении легких на ночь жевали листья алоэ. При ревматизме народная медицина предписывала отстегать себя ветками крапивы. Расстройство желудка лечили отваром из коры дуба и конского щавеля. Использовали тысячелистник, мать-и-мачеху, подорожник, листья сирени и многое другое.

    Стоит выйти за порог школы, и мы тут же встречаемся со всем многообразием целебных растений. Не все они ярки и привлекательны. Мы часто их не замечаем, безжалостно вытаптываем. Порой мы даже не знаем о том, что растение у нас под ногами - лекарственное. А ведь это наша «скорая первая помощь». Ученик читает стихотворение.

    Я не степью хожу - я хожу по аптеке,

    Разбираясь в ее травяной картотеке.

    Беспредельная степь, бесконечная степь,

    Ты природой написанный странный рецепт.

    С.Кирсанов.

    Чтобы правильно использовать лекарственное растение, важно не только точно знать, как оно выглядит, но как и когда его надо собирать. Растения обладают наибольшей целебной силой в определенное время года и в определенные месяцы. Пройдемся с вами по временам года.

    Весна! Пробуждение природы от зимнего сна. Первые лучи весеннего солнца только-только стали пригревать землю. Кое-где еще лежит снег, а пригорки густо покрылись небольшими золотистыми цветами, словно застывшими солнечными брызгами.


    Отгадайте загадку. Ответ впишите в свой Лист заданий.

    У реки, на лугу

    Босиком на снег у

    Первые цветочки -

    Желтые глазочки.

    (мать-и-мачеха)
    Простенькие, но милые цветы мать-и-мачехи раньше всех других украсят землю и распахнут лучистые цветки навстречу солнцу. Народные названия мать-и-мачехи: мартовский цветок, песчаный цветок,пожарный салат, дядюшкины листья.

    ^ Вы можете применять мать-и-маче х у при кашле, насморке, ангине.
    Отгадайте загадку.

    Посмотрите, вьюга какая

    В середине жаркого дня!

    И летят снежинки, сверкая,

    На цветы, на траву, на меня.

    (одуванчик)
    Существует много легенд об одуванчике. Вот одна из них. Одуванчик был всеобщим любимцем, ибо давал нектар пчелам, девушкам - свои цветы на веночки. Корни его лечили больных. Ночью золотистые цветки освещали путь путнику. Но однажды небо нахмурилось, и в степи появились злые наездники, сеявшие повсюду смерть и разруху. Одуванчик спрятал свои лепестки, наклонил голову, сжался, не желая служить злым людям. Прошло время, сгинуло черное племя, но одуванчик ничего не забыл. В ясную погоду приносит он радость, но только появляется туча, он закрывает свои цветки, предупреждая о ненастье.

    ^ Вы можете употреблять корни одуванчика при кожных болезнях. Листья этого растения - прекрасное витаминное средство для весенних салатов.
    Отгадайте еще одну загадку.

    Ах, не трогайте меня,

    Обожгу и без огня.

    (крапива)
    Другим витаминным растением является крапива. Все ее знают. Нет такого человека, который хотя бы раз в жизни не обжигался ею. У русского народа крапива пользовалась известностью как верное средство против нечистой силы - ведьм и русалок. Поэтому на Ивана Купала по хлевам вешали пучки крапивы. Крапива известна и как пищевое растение. Из ее листьев готовят салаты, супы. Не один раз благодаря своей питательности она выручала народ в тяжелые годы испытаний. Заранее подготовленный ученик читает стихотворение наизусть.
    Я цветы обходил стороной.

    Их считал за ненужное диво.

    Я искал те места, где крапива

    Неприступной стояла стеной.
    Обжигаясь зеленым огнем,

    Обрезал ей колючие ножки.

    Необычного цвета лепешки,

    Обжигаясь, мы ели потом.
    А сейчас я любитель цветов.

    Улыбаюсь любому счастливо.

    На задворках стоит крапива,

    Словно память тех грозных годов.

    В.Сергин.
    Жигалка, стрекучка, жгучка - это всё имена, которыми на Руси наградили крапиву. Много существует пословиц и поговорок о ней. Давайте прочитаем.

    Одна крапива заменяет семерых врачей.

    Жгуча крапива родится, да в щах пригодится.

    Крапива молода, а уже кусается.

    Какую траву и слепой знает?

    Крапиву используют и как лекарственное, и как пищевое растение. Она поможет вам при истощении, поможет восстановиться после болезни. А еще настой крапивы поможет укрепить волосы.

    Лето, ах лето! Обожаемое школьниками время года! Над цветами порхают бабочки, жужжат пчёлы, хлопочут шмели. Зацветает и благоухает липа. У многих народов липа считалась священным деревом. На Кавказе срубить и сжечь липу считалось величайшим проступком. Ее старались высадить вокруг церкви. До сих пор некоторые старинные церкви утопают в зелени старых лип. На липу вешали иконки и образки. Существовали поверья, что именно на липе чаще всего появлялись чудотворные иконы.

    ^ Применить липовый цвет вы можете при простудных заболеваниях.

    Недавно в нашей школе появилась липовая аллея. Пока это еще маленькие хрупкие деревца. Пройдет время, вы окончите школу. А когда снова захотите сюда вернуться, вас встретит аллея из роскошных деревьев.

    Выполните задание: вставьте пропущенное название растения.


    Высокие травы-муравы,

    растете вы,

    на славу!

    Зеленые скинув рубашки,

    Белеют - желтеют ….... .

    В.Бакалдин.

    По народным поверьям считается, что там, где падает звезда, расцветает ромашка. А еще говорят, что ромашки - это маленькие солнышки, которые соединяют множество святых дорог-лепестков. Ромашки схожи по форме с зонтиками, а по легенде - они в давние времена были зонтиками для маленьких степных гномиков. Начнется в степи дождь, гномик укроется ромашкой и шагает по степи, поднимая цветок над головой. Дождь стучит по ромашковому зонтику, струйками стекает с него, а гномик остается совершенно сухим.

    ^ В народной медицине издавна настоем ромашки промывали раны, полоскали рот и горло при ангине.
    Календулу в народе называют «невеста лета». Из-за необычной формы семян календула имеет еще одно название - ноготки. Цветки календулы раскрываются с восходом солнца и закрываются на ночь.

    Цветки этого растения обладают мощным действием против микробов. А если вы посеете календулу между рядами земляники, капусты, лука, чеснока, рядом с гладиолусами и флоксами, это поможет уберечь овощные и цветочные культуры от многих болезней. А сами ценным сырьем на зиму запасётесь.


    Физкультурная минутка.

    Выполнение махов руками, поворотов головой и туловищем.

    Степные просторы,

    Высокие горы,

    Два ласковых моря -

    Всё это Кубань.

    Родная станица,

    Открытые лица,

    Густая пшеница -

    Всё это Кубань.

    И хутор, и город

    Живут без раздоров,

    Имеют свой говор -

    Всё это Кубань.

    Не смотрят здесь хмуро,

    Не ходят понуро.

    Своею культурой

    Гордится Кубань.

    В.Д.Нестеренко «Кубань»

    (отрывок)
    Цикорий - небо в чашечке цветка. Что такое цикорий? Имя этого ярко-голубого цветка означает «заходящий за поля».


    Солнцем выжженное поле

    Под лучами спит спокойно,

    Синий цвет - то там, то тут,

    Странные цветы вокруг:

    Будто бы ромашки

    Надели синие рубашки.

    Цикорий своим небесно-голубым цветением знаменует наступление полного лета. Есть даже такая народная примета: «Если зацвёл цикорий - солнце в зените». Наверное поэтому цикорий порой называют в народе «солнцева сестра».

    ^ Используют корни цикория, но заготавливать их лучше осенью. Корень используется как заменитель кофе. Листья можно добавлять в салаты.
    Давайте выполним задание, которое называется «Шиворот-навыворот». Переставьте буквы так, чтобы получилось название растения.
    КВАИСЛЁ
    ЛАИАМН
    Василёк. ^ Настои василька применяют при заболеваниях почек и мочевого пузыря.

    Малина. Ягоды малины в виде настоя вы можете применять при простудных заболеваниях. В свежем виде можно есть ягоды в любом количестве: они очень приятны на вкус и содержат множество полезных веществ.
    Выполните задание. О каком растении идёт речь?


    Путника друг,........ ,

    Скромный, зеленый листок.

    Ты на порезанный палец

    Влажной заплаткою лег.

    Путника друг, …..... ,

    Многим из нас невдомек,

    Что отыскалось лекарство

    Тут же на тропке, у ног.

    У дорог растет невзрачный цветок подорожник. Легенда о происхождении этого растения очень печальна. Однажды ночью молодая девушка отправилась в лес, чтобы встретиться со своим возлюбленным. Всю ночь девушка ждала и с надеждой прислушивалась к доносящимся звукам. Но только уханье сов и вздохи ветра среди деревьев доносились до ее слуха. Горько плачущая девушка легла на краю дороги, и вскоре ее сердце перестало биться. Ранним утром, когда солнце только взошло, вокруг тела девушки выросли зеленые всходы. Потом пробились бледные цветки. Вечером тело девушки превратилось во множество мелких цветков. До сих пор эти цветы растут вдоль дорог, словно ожидая возлюбленного, который никогда не придет.

    Редкий травяной сбор оказывается без подорожника. В народной медицине его применяют издавна. Прозвищ у подорожника много: порезник, ранник, поранчик и др.

    Настой листьев подорожника применяют при болезнях органов дыхания, пищеварительной системы. Но наибольшее распространение получило применение листьев подорожника наружно при ранах и порезах.
    Скромную пастушью сумку знают все. Встрече с ней мы рады далеко не всегда. Часто она без спроса поселяется на наших огородах. Пастушья сумка любит превращения: мелкие беленькие цветочки, собранные в зонтик, после цветения оказываются на длинной кисти. Растение не случайно получило название: его сильно сплюснутые плоды напоминают сумку или кошелек.

    ^ Пастушья сумка помогает при кровотечениях, нарушениях работы кишечника. Листья и молодые побеги употребляют в пищу: добавляют в салаты, в жареное мясо.

    «Топтун-трава» - растение с поразительной устойчивостью к вытаптыванию. И люди по ней ходят, птица и скот на ней пасутся, даже машины ездят, а ей все нипочем. Называется эта трава горец птичий, или спорыш. А легенда о спорыше такая. Пошла старая колдунья в горы за травами. Смотрит, навстречу ей поднимается из долины маленькая зеленая травка. Стала колдунья ее расспрашивать, а травка и жалуется: совсем вытеснили ее люди, все луга распахивают, все заросли корчуют, совсем ей житья не стало, и решила она уйти подальше в горы. Призадумалась колдунья и придумала, как досадить людям. Уговорила она травку вернуться. «Но теперь, - сказала она, - ты будешь заселять поля и огороды, сады и клумбы, человек будет изгонять тебя, но у него ничего не получится». Как сказала колдунья, так и случилось. Что уж человек ни делал, изгнать упрямую травку не смог. И призадумался человек: а нельзя ли ее приспособить себе на пользу. И придумал. Оказалось, что она способна дарить здоровье больным и служить кормом для животных.

    ^ Спорыш можно применять при различных кожных заболеваниях, для лечения ран и ушибов.
    А теперь я хочу предложить вам посмотреть видеоклип с песней «Цветы луговые». Музыку к ней написал кубанский композитор Г. Пономаренко. В клипе вы узнаете многие растения из «зелёной аптеки».
    Наступает осень.

    Осень желтая, осень дождливая,

    До чего ты порой хороша!

    От туманов и инея синяя -

    Ты вступаешь в права, не спеша...

    Осень желтая - очень прощальная -

    За моря улетающих птиц

    Журавлиная песня печальная -

    Для лугов, для полей и криниц.

    Н.Иващенко «Осень».


    На фоне желтеющей и опадающей листвы горят огнем гроздья калины. Для славянских народов калина всегда была символом светлого праздника, добра, красоты, любви и семейного счастья. По старинным обычаям калина считалась непременной участницей свадебного обряда, ею украшали свадебный каравай. Из цветов калины девушки плели венки, вышивали ее цветы и плоды на полотенцах.

    ^ Сок из плодов в смеси с медом рекомендуется при кашле.

    О каком растении говорится в стихотворении?

    На зорьке румяной

    …........ проснулся.

    Он каждым листочком

    К заре потянулся.

    А зорька к нему

    Потянулась в ответ,

    Бутоны окрасила

    В розовый цвет...

    Т.Голуб.
    Есть легенда на Кубани. Парень и девушка полюбили друг друга, но станичный атаман решил, что красавица обязательно станет его женой. Чтобы разлучить любимых, он отправил молодого казака на военную службу, а в попытке сломить девичью гордость запер девушку в сарае. Долго пробыла она в плену, но однажды ей удалось бежать. Однако погоня была все ближе, и тогда превратилась девушка в цветущий куст шиповника. Вот уже атаман с подмогой, в ярости от того, что не может догнать беглянку, сломал ветку, но тут же цветущая ветка покрылась шипами и вонзилась ему в кожу. С тех пор шиповник является символом верности и вечной любви.

    ^ Шиповник - важнейшее витаминное растение нашей флоры. В его плодах витамина С несравненно больше, чем в каких-либо других растениях.
    Каждое растение имеет определенные места произрастания, которые надо знать. Следует избегать сбора растений у автомобильных дорог, в местах, обработанных ядохимикатами, возле крупных заводов. Там обычно растения содержат много вредных веществ.

    Если вы увидели одиночное растение и поблизости подобных нет, рвать его нельзя. Нельзя рвать лекарственные растения и в тех местах, где их очень мало. К сожалению, многие лекарственные растения нынче стали редкостью. Например, известная вам «кошачья травка», о которой вы, конечно же, слышали, но мало кто из вас видел в природе.

    «Кошачья травка» -

    Больным поправка:

    Корешок в аптечку,

    Чтоб помочь сердечку.

    (валериана)

    В 1994 г. вышла в свет «Красная книга Краснодарского края». В неё занесены редкие виды растений и животных, нуждающиеся в охране. Среди них есть и растения, применяемые в народной медицине. Это цикламен, морозник, тимьян, тис, красавка и другие. Растения, занесённые в «Красную книгу», нельзя заготавливать, даже если это ценное лекарственное сырьё.

    Даже если дикорастущих растений много на месте сбора, обязательно нужно оставить несколько экземпляров и обязательно крепких. Всегда берите столько растений, сколько вам нужно, не больше. Сушить надо собранные растения на воздухе в тени. Ни в коем случае растения нельзя перепутать! Собранные растения должны быть без грязи, песка. Иначе их нельзя будет использовать, и получится, что вы сорвали растения зря.

    Многие лекарственные растения можно посадить возле жилых домов. Частыми переселенцами из леса являются ландыш, земляника, душица, чабрец, сосна, берёза. Украшают наши палисадники шиповник, калина и календула.
    5.Упражнения для закрепления изученного.

    1) Задание «Стоп-кадр». Узнайте лекарственное растение по фотографии.




    2) Укажите стрелками народное название каждого растения.
    ^ КРАПИВА ТОПТУН- ТРАВА
    КАЛЕНДУЛА СОЛНЦЕВА СЕСТРА
    ПОДОРОЖНИК СТРЕКУЧКА
    СПОРЫШ НЕВЕСТА ЛЕТА
    ЦИКОРИЙ ПОРАНЧИК
    6. Выводы.


    • Мир лекарственных растений Кубани чрезвычайно разнообразен.

    • Необходимо чётко знать, какие растения собирать, когда это надо делать.

    • При сборе трав надо соблюдать меры по охране и восстановлению числа растений.

    • Многие лекарственные растения можно выращивать на огородах и в палисадниках.
    7. Задание на дом.

    Для ребят, живущих в семьях.

    Выясните, какие лекарственные растения встречаются возле вашего дома. Узнайте, какие из них применяют ваши приёмные родители.

    Для ребят, живущих в интернате.

    Подумайте, из каких лекарственных растений можно было бы создать в школе «Лекарственный огород».
    8. Подведение итогов.


    1. Ребята, понравился ли вам урок?

    2. Что вам запомнилось по-особенному?

    3. В своих Листах заданий укажите, как вам удавалось работать (хорошо - отлично, трудно - легко).

    4. Закончить сегодняшнее занятие я хочу словами М. Пришвина:

      «Мои молодые друзья! Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни.

      Человеку нужна Родина. И охранять природу - значит охранять Родину».

    Использованная литература.

    1. О.В.Матвеев «История кубанского казачества». 5 класс. Изд. «Традиция», 2007 г.

    2. С.А.Литвинская, А.П.Тильба, Р.Г.Филимонова «Редкие и исчезающие растения Кубани». Краснодарское книжное издательство, 1983 г.
    Интернет-ресурсы.

    1 .
    1. У реки, на лугу,

    Босиком на снегу

    Первые цветочки -

    Жёлтые глазочки.
    2.Посмотрите, вьюга какая

    В середине жаркого дня!

    И летят снежинки, сверкая,

    На цветы, на траву, на меня.
    3.Ах,не трогайте меня,

    Обожгу и без огня.
    4. Высокие травы-муравы,

    растете вы,

    на славу!

    Зеленые скинув рубашки,

    Белеют - желтеют ….... .

    В.Бакалдин.
    5. Путника друг,........ ,

    Скромный, зеленый листок.

    Ты на порезанный палец

    Влажной заплаткою лег.

    Путника друг, …..... ,

    Многим из нас невдомек,

    Что отыскалось лекарство

    Тут же на тропке, у ног.
    6.Задание «Шиворот-навыворот».

    КВАИСЛЁ
    ЛАИАМН
    7. На зорьке румяной

    …........ проснулся.

    Он каждым листочком

    К заре потянулся.

    А зорька к нему

    Потянулась в ответ,

    Бутоны окрасила

    В розовый цвет...

    Т.Голуб.
    8.Укажите стрелками народное название каждого растения.
    КРАПИВА ТОПТУН- ТРАВА
    КАЛЕНДУЛА СОЛНЦЕВА СЕСТРА
    ПОДОРОЖНИК СТРЕКУЧКА
    СПОРЫШ НЕВЕСТА ЛЕТА
    ЦИКОРИЙ ПОРАНЧИК
    Мои успехи на уроке.

Загрузка...