docgid.ru

О правильной мотивации на пути к смирению. Новая жизнь начинается

Отдел социального служения Екатеринбургской епархии. Для тех, кто участвует в реализации его проектов, за официальным названием сразу же встает жизнь во всем своем разнообразии. В дни празднования 14-летия со дня образования Социального отдела (создан 11 апреля 2002 года) протоиерей Евгений Попиченко поделился своими размышлениями с порталом Отдела soee.ru .

Протоиерей Евгений Попиченко

Преподобный Паисий Святогорец говорит, что миру, уставшему от слов, нужны дела. Все научились очень хорошо, красиво и торжественно говорить. Но эти слова пусты. Пустое слово безжизненно и бессильно. А когда говорил Христос, Его слово всегда было сильным, действенным и даже совершающим чудеса. «Яко той рече, и быша: той повеле, и создашася» (32 Псалом). И сила Его слов заключалась именно в том, что они никогда не расходились с делами.

Апостол Павел говорит женам: «Также и вы, жены, повинуйтесь своим мужьям, чтобы те из них, которые не покоряются слову, житием жен своих без слова приобретаемы были, когда увидят ваше чистое, богобоязненное житие» (1 Кор. 3, 1-2) .

Само умножение любви через служение ближним призвано привлекать людей ко Христу и к Церкви. Если человек не находит Христа при жизни, то его жизнь проходит зря. По-разному мы подходим к этой встрече. Но всегда, когда встречаем человека, не только говорящего о вере, но в первую очередь стремящегося и живущего по ней, его пример вдохновляет сердце и воодушевляет на изменения. Так при встрече с верными христианами язычники останавливались и задумывались, что это за люди такие, почему они так любят друг друга?

Служение милосердия - это попытка умножить любовь в своем сердце через заботу о бедных, голодных, брошенных и больных. И, в конечном счете, это служение лично Иисусу Христу, «ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне» (МФ. 25, 35-36).


Служение милосердия - это попытка умножить любовь в своем сердце через заботу о бедных, голодных, брошенных и больных

Служению милосердия - это еще и удивительная возможность формировать приход-общину. Потому что общее служение объединяют людей, делают их друг другу близкими.

Наша жизнь, дорогие мои, идет к цели, которая звучит для нас запредельно: «будьте совершенны, как совершенен Отец ваш небесный». От внешних трудов (пост, поклоны, служение милосердия), мы должны прийти внутрь себя и выстроить свои отношения с Богом (молитвенное делание, покаянный труд, внимание к себе).

Плоды внутренней жизни не отнимутся ни в сей жизни, ни в будущей. Служение милосердия - лишь некоторый стартовый рубеж возможность это возможность изменить свое сердце, повернуть свое сердце в сторону Бога, возможность измениться через дела. Но на этом не должна жизнь зацикливаться. Цель - это встреча со Христом прежде всего в своем сердце, где Царствие Божие пребывает.

Часто люди жалуются, на то, что им не хватает внимания. Отсутствие внимания, невнимательность - это наш современный бич. Человек очень невнимателен ни к себе, ни к своим делам, ни к ближним. Слышим - забываем. Видим - не фокусируем. Обещаем - не исполняем. Невнимательность, несобранность и рассеянность нашей души, воли, чувств приводит к тому, что мы очень часто проходим мимо Бога. Потому что Господь стоит очень кротко на обочине нашей жизни или стучится в дверь нашей души, ожидая подаяния, милости и любви, никогда не решаясь взломать дверь этого сердца. Так мы проходим мимо своего счастья, радости, гармонии и мира.

На логотипе Отдела социального служения изображен добрый самарянин, который заметил ближнего в беде и реально помог ему. Господь дает заповедь всем нам: «Иди, и ты поступай так же», то есть будь внимателен.


Логотип Отдела социального служения Екатеринбургской епархии

Христиане! Не ограничивайте свою духовную жизнь посещением воскресных богослужений. После литургии необходимо жизнь свою отдавать ближним своим. Хотя бы два-три часа в неделю каждый может найти, чтобы послужить нуждающемуся.

Люди доброй воли, которые пока может быть и не нашли путь ко Христу! Вы уже понимаете, что добро - это важно. А значит, у вас есть желание изменить жизнь к лучшему. Это возможно. Нужно начать с одной семимиллиардной части этого мира - самого себя. Измените мир внутри, и мир вокруг тоже изменится.

В эти дни от себя лично хочется поблагодарить Владыку Кирилла за его постоянное участие в служении милосердия, за его отзывчивость и поддержку. Слава Богу, социальное служение епархии постоянно получает импульсы в своем развитии.


Владыка Кирилл в НИИ ОММ

Искренне благодарю всех сотрудников Отдела социального служения и Православной Службы Милосердия - всех наших сестер милосердия, братьев, добровольцев, которых около семисот человек, благотворителей, которые щедро делятся своей любовью. Собранные деньги - это эквивалент потраченных усилий, жизненной энергии, времени. И особенно благодарю наших подопечных, в служении которым добровольцы, сестры и сотрудники осваивают искусство любви!

Справка:

Отдел социального служения Екатеринбургской епархии создан в 2002 году с целью развития и укрепления социальной и благотворительной деятельности в епархии, координации социальной работы в благочиниях, проведения общеепархиальных социальных мероприятий, взаимодействия с церковными и светскими организациями для осуществления благотворительности и социального служения Церкви.

На сегодняшний день Отдел социального служения при поддержке Православной Службы Милосердия объединяет около 700 добровольцев и сотрудников и реализует проекты:

  • Служба помощи нуждающимся
  • Направление «Помощь детям»
  • Служба помощи бездомным и людям в трудной жизненной ситуации
  • Проект «От сердца к сердцу»
  • Центр защиты материнства «Колыбель»
  • Служба психологической помощи «Ладья»
  • Помощь при ЧС
  • Православное братство
  • Сестричество милосердия
  • Служба добровольцев

Отдел социального служения Екатеринбургской епархии:

Качество, на которое обратил внимание Господь в сердце самарянки - это отсутствие лукавства, простота. Это то, за что Он призвал Нафанаила: «Вот подлинно Израильтянин, в котором нет лукавства».




Https://valaam.ru/publishing/68188/
Во время посещения Спасо-Преображенского Валаамского монастыря отец Евгений побеседовал с насельниками обители об очень важном и интересном вопросе, особенно актуальном в Петров пост: в чем различие исповеди на приходе от исповеди в стенах монастыря?


Стою у дверей и стучу


Дверь для Бога в нашу жизнь открывается изнутри


Светоч мира («Се, стою у двери и стучу»). Уильям Холман Хант, 1854


Стою у дверей, и стучу, -говорит Господь. - Если кто услышит голос Мой, и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною. Господь стучится в двери сердца каждого человека, движение должно быть не только от Бога к нам, но от нас к Богу. Иоанн Креститель говорил: «Приготовьте путь Господу, прямым сделайте стези Ему». Господь грядет, но мы должны для Него приготовить путь к нашему сердцу. На этот стих Священного Писания один из художников нарисовал такую картину: хижина, внутри семья сидит, горит очаг, снаружи стоит странник - Господь, и стучится в дверь этой семьи. На выставке эта картина многим понравилась, но критики - народ дотошный. Говорят: «Простите, но тут есть одна неточность, на картине на двери снаружи нет ручки. Художник отвечает: «Все правильно, потому что дверь для Бога в нашу жизнь открывается изнутри».



протоиерей Евгений Попиченко


Метки:

В позапрошлом веке православный христианин собирался на исповедь обстоятельно: долго говел, то есть постился и тщательно молился. Исповедь была событием, которое, как и Таинство Причастия, происходило несколько раз в году. Сегодня все более распространяется исповедь частая, у многих еженедельная. Изменилось ли отношение к исповеди или люди стали более грешными? На эти и другие вопросы отвечает протоиерей Евгений Попиченко .

«Если бы не было покаяния, то не было бы спасающихся».

Авва Исаия

– Отец Евгений, изменилось ли сегодня понимание Таинства Исповеди по сравнению с прошедшими веками?

– В современной русской православной культуре Таинства Исповеди и Причастия неразрывно переплелись, что, в общем-то, было нехарактерно для апостольских времен. Главным смыслом и назначением исповеди было соединение и примирение человека с Церковью после совершения им тяжкого греха. Это, разумеется, были из ряда вон выходящие случаи. Наш век от апостольского отличается тем, что такие случаи стали обычным делом. Например, человек покрестился и стал членом Церкви, стал живой веточкой этого огромного древа, но вдруг выяснилось, что он из своей «прошлой» некрещеной жизни принес в новую жизнь некоторые совершенно невозможные для христианина представления о вере. Таких людей можно встретить когда и где угодно. Они считают себя православными, даже стремятся войти в полноценную жизнь Церкви, но исповедуют веру не православную: почему-то не могут принять приснодевство Марии или никак не соглашаются, что истина есть только в Православии. Если человек не исповедует, не принимает верой догматы Церкви, он отсекается от древа Церкви, становясь еретиком.

Отпадает человек от Церкви и через смертные грехи, которые убивают душу, разрывает связь души с Богом. Примером такого духовного самоубийства можно назвать гражданский брак – форму беззаконного, якобы упорядоченного блудного сожительства. Еще одно условие, при котором человек находится во вражде с Богом, – это жизнь без борьбы со страстями. Потому что невозможно остаться свободным, если человек не ведет систематическую, целенаправленную духовную, аскетическую, церковную жизнь.

Ведь страсти рано или поздно вновь приводят его к смертному греху. Это лишь некоторые условия, при которых человек теряет связь с Богом, отпадая от Церкви. Для уврачевания этих смертельных ран было установлено Таинство Исповеди, в котором священник в разрешительной молитве молится: «примири, Господи, и соедини его святей Твоей Церкви о Христе Иисусе Господе Нашем».

Сегодняшняя традиция исповеди вытекает из дореволюционного и советского периодов, когда человек действительно мог причащаться раз в год или раз в пост. Такие длительные промежутки жизни вне церковных таинств, естественно, требуют серьезной подготовки и говения, очень внимательной исповеди. Потому что за несколько месяцев человек может наделать множество ошибок, впасть в тяжкие и даже смертные грехи. Так и сложилось, что исповедь стала просто необходимым условием допуска человека к Причастию.

– Священник, заканчивая службу, традиционно выходит на исповедь. Таким образом, у каждого христианина имеется возможность приступить к этому таинству. В очередь на исповедь обязательно встают и так называемые «захожане». С какими сложностями сталкивается священник при исповеди таких людей?

– Действительно, в будние дни в храм приходит больше «захожан», чем прихожан. И очень часто они настроены обязательно прорваться к Причастию и, соответственно, перед этим исповедоваться. Они узнали от знакомых, подруг и разного рода целителей, что Причастие – это такая волшебная процедура, которую нужно пройти – «и тебе будет счастье». Но на исповеди человек сталкивается с тем, что, по большому счету, он не имеет никаких вменяемых представлений о духовной жизни, он абсолютно не знает учения Церкви о страстях.

Самое печальное – то, что он абсолютно не видит своего духовного состояния. Для священника это повод не допускать его до таинства. Потому что человек, который пришел из дикого леса в Церковь, очень глубоко поврежден: человек, сделавший десяток-другой абортов, то есть совершивший несколько убийств, не может быть совершенно спокойным и доброжелательным. То же самое с блудом, гордостью, ненавистью.

Каждый смертный грех оставляет след на душе. И вот с такой душой «захожанин» пытается прорваться к Таинству Причастия, которое есть «огнь, опаляющий недостойныя». Он не знает о предупреждении святого апостола «Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. От того многие из вас немощны и больны и немало умирает» (1 Кор.11, 29 –30). Христос – не только милостивый врач, Он еще и справедливый Судия. Поэтому церковная традиция всегда предполагала некоторый период карантина – то, что называется епитимьей, – время для приведения в порядок своей жизни, время, данное человеку на покаяние.

– Покаяние и исповедь – это не одно и то же?

– Исповедь – только элемент покаяния. А покаяние – это целый процесс, который складывается из этапов внутреннего делания, этапов изменения себя. Естественно, всему этому нужно учить человека, а не просто допускать его до исповеди. Мы, священники, знаем об ответственности человека перед Богом в таинствах, а «захожанин» не знает.

Можно сказать, что регулярная исповедь, совершаемая в храмах, является некоторым фильтром, который задерживает человека и дает ему возможность начать церковную жизнь и не наделать страшных ошибок. Преподобный Симеон Новый Богослов и святитель Иоанн Златоуст предупреждают, что человек, причащающийся недостойно, становится повинен в Крови Христовой и уподобляется Иуде и богоубийцам, которые принимают Христа и Его распинают внутри своими грехами. Поэтому священники обязаны учить приходящих в храм людей, иначе ответственность за такие «исповеди» будет лежать и на них.

– А в случае с постоянными прихожанами ответственность за исповедь лежит только на них?

– В большинстве случаев и постоянным прихожанам нужны столь же постоянные напоминания основ церковной жизни, поэтому «исповедь как фильтр» и им очень полезна. Да, они имеют достаточно серьезный опыт духовной жизни: молитвы, чтение Священного Писания и святых отцов. Но в какие-то моменты этот опыт вдруг перестает влиять на жизнь прихожанина, он расслабляется, оставляет молитву, не стремится к Причастию.

9-е правило святых апостолов подвергает епитимии мирянина, не участвующего в Причащении: «Всех верных, входящих в церковь, и писания слушающих, но не пребывающих на молитве и Святом Причащении до конца, как безчиние в церкви производящих, отлучать подобает от общения церковного». Действительно, не понятно, почему человек, который находится на службе, не причащается, по каким причинам он не приступает к Чаше? Или он еретик, или он находится под епитимьей, или он в смертных грехах.

Церковь 2-м правилом Антиохийского Собора постановила: «Все, входящие в церковь и слушающие священныя писания, но, по некоторому уклонению от порядка, не участвующие в молитве с народом, или отвращающиеся от причащения Святыя Евхаристии, да будут отлучены от церкви дотоле, как исповедаются, окажут плоды покаяния, и будут просити прощения, и таким образом возмогут получити оное».

80-е правило Шестого Вселенского Собора гласит: «Если кто, епископ, или пресвитер, или диакон, или мирянин, не имея никакой настоятельной нужды, или препятствия, которым бы надолго устранен был от своея церкви, но пребывая во граде, в три воскресные дни в продолжении трех седмиц, не придет в церковное собрание: то клирик да будет извержен из клира, а мирянин да будет отлучен от общения». А у нас люди спокойно забывают об этих нормах церковной жизни и отправляются вместо воскресного богослужения кто на огород, кто в гости, кто на шашлык. Церковная жизнь предполагает регулярное единение со Христом, а частое Причастие есть сердцевина жизни духовной.

Никодим Святогорец в своей книге «О частом причащении Святых Христовых Таин» очень убедительно на основании святых отцов доказывает, что частое причащение необходимо. Так вот, о таких отпавших и отлучивших себя от Церкви христианах священник во время исповеди молится: «примири и соедини его святей Твоей Церкви».

– Сегодня у многих постоянных прихожан все же есть желание построить нормальную церковную жизнь, есть желание и частого причащения. Отчего частое причащение оказалось связанным с частой исповедью?

– Частое причащение требует очень внимательной жизни. Когда христианин проживает внимательно хотя бы неделю, он видит, что согрешал и помыслами, и чувствами, допускает как «простительные», так, к сожалению, и «тяжкие» грехи. Естественно, что он стремится часто исповедоваться. Собственно, так и должно быть. Потому что покаяние – это не чтение по бумажке перечня грехов, покаяние есть процесс постоянного наблюдения за собой и чуткая совесть.

Святой праведный Иоанн Кронштадтский все время себя проверял, и как только замечал в своей душе что-то противное Богу, тут же начинал искренне каяться. Через какое-то время он получал от Бога «извещение», что Господь его прощает: возвращалось мирное состояние души, возобновлялась живая молитва. Так и каждый христианин должен находиться постоянно в покаянии, наблюдении за собой, и если в чем-то отступает от Бога (словом, делом, чувством), тут же прибегать к врачевству покаянием.

В таких случаях исповедь принимает немного другую форму. Человек смертно не грешил, от Бога не отпадал, поэтому исповедь для него – не столько примирение и соединение с Церковью, сколько «профилактический осмотр». Такая исповедь не превращается в беседу о жизни. Священник знает всю душевную подноготную человека, знает его слабые места. Он может лишь напомнить средства борьбы со страстью, часто действующей в душе. Особое же внимание он обращает на события, которые кажутся из ряда вон выходящими. Здесь священник может задать какие-то уточняющие вопросы или дать задание.

– Противники частой исповеди говорят, что она охлаждает сердце человека, усугубляет формализм. Логика такова: если исповедь редкая, то человек серьезно готовится и, подходя ко Кресту и Евангелию, от всего сердца исповедуется, а если еженедельно исповедоваться, то покаянное чувство в сердце не успеет появиться.

– Страшное дело, когда таинства церковные для человека становятся безжизненными, формальными и сухими. Но ведь это может произойти и с тем, кто каждую неделю стремится на исповедь, и с тем, для кого «достаточно исповедоваться раз в год». Как часто бывает, что человек впервые приходит на исповедь, за его плечами «полный набор» страшных грехов, а покаянного чувства нет. Или напротив, мы можем прочитать в книгах о подвижниках, которые жили свято, но каждый день плакали о своих грехах. Покаянное чувство – это плод систематической духовной жизни.

– Тогда перефразируем вопрос: как в принципе не потерять покаянное чувство?

– Давайте вернемся к мысли, что покаяние – это процесс. Душа человека имеет три силы – сила разумная, сила чувственная и сила желания, которые в идеале должны вместе стремиться к Богу. А грех, войдя в Адама и через него во всех нас, расстроил человека. Теперь разум желает одного, чувства – другого, воля вообще исполняет третье. И задача духовной жизни и покаяния как процесса – вернуть человеку целостность, целомудрие.

Святой Марк Подвижник, говорит о том, что каждая сила исправляется определенными упражнениями. Сила ума исправляется принятием правильных мыслей, – мыслей, которые отражают истину. Истина очень четко и определенно выражена Христом и переведена на понятный нам язык святыми отцами. Поэтому духовный закон жизни предлагает регулярное изучение Священного Писания и трудов святых отцов, чтобы усвоить правильное мировоззрение и правильную реакцию на события. Сила чувственная исправляется трудом и подвигом внутренней молитвы. Через труд внутренней молитвы, который, слава Богу, в Церкви достаточно подробно изучен и описан, чувства человека приобретают правильные христианские свойства, «ибо в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе» (Фил. 2, 5). Третья составляющая, воля, которая должна двигать чувства и ум усилием к Богу, исправляется через послушание воле Божией и обстоятельствам, в которые Господь человека помещает. В таком послушании человек приобретает такие божественные свойства, как терпение и смирение. Научение целомудрию и покаянию – это процесс длиною в жизнь.

От рождения до последнего издыхания происходит изменение ума, чувств и воли, преображение их по тому образу, который нам явил Христос. То есть покаянное чувство должно быть и каждую неделю, и каждый месяц, и каждый год. Но это уже плод определенных усилий, осознанного церковного опыта.

– Как же быть человеку, который только в начале этого пути? Неужели ему не избежать сухости и формализма на исповеди?

– На первом этапе нас могут выручить заповеди блаженства. «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» – шестая заповедь. До сердечной чистоты и правильной реакции сердца на жизнь нужно дорасти, добраться. Однако, первая ступень – «Блаженны нищие духом» – доступна всем. Каждому, подходящему к исповеди, нужно научиться видеть свои грехи и признавать их грехами. Если это произойдет, то и вторая заповедь будет нам доступна, мы научимся плакать о грехах.

Сразу же ожидать от себя правильного плача о грехах, наверное, преждевременно. Это будут лишь эмоции, которые не принесут нужных плодов. На первом этапе можно воспользоваться книгами, которые прекрасно настраивают душу на покаяние. Например, книга приснопамятного архимандрита Иоанна Крестьянкина «Опыт построения исповеди» не только новоначальному христианину поможет приготовиться к первой исповеди, но и бывалому прихожанину оживит сердце.

Но постепенно нужно самому научиться наблюдению за собой, настроить совесть, помня, что это ты выстраиваешь свои отношения с Богом и сам несешь ответственность за свою душу перед Богом. А у нас часто батюшка воспринимается как некий оракул, который говорит, что мне делать и как мне жить. Удобна эта позиция тем, что и ответственность за всю жизнь перекладывается на плечи такого оракула. Нет, батюшка – лишь свидетель твоего покаяния перед Богом.

– Может ли священник по исповеди сделать выводы о том, правильно настроен человек или нет? Ведь слова мы можем говорить какие угодно, это не будет выражением искреннего покаяния.

– Отношение к исповеди заметно и по тому, как человек формулирует предложения, как произносит: просто ли зачитывает по бумажке или исповедует грехи, осознавая себя стоящим перед Богом. «Се икона Его пред нами, аз же точию свидетель есть, ибо свидетельствую пред Ним вся, елико речеши мне», – говорит священник в молитвах перед исповедью.

Разговаривая со священником человек обычно формулирует так: «Согрешил, батюшка», – или: «Прости, батюшка». А начиная свой диалог с Богом, человек говорит: «Прости, Господи». Все равно чувствуется, говорит он формально, или действительно искренне переживает, что прогневал, причинил страдание Господу своими грехами. Кстати, хорошо бы всегда помнить, что Господь-то уж точно слушает наше сердце, а не наши слова.

– Какое чувство должно возникать после искренней, правильной, если можно так сказать, исповеди? Как определить, раскаялся я или нет?

– Не надо сильно зацикливаться на этом, потому что можно начать ожидать каких-то чувств, начать их искать, пробуждать в себе, и родится совершенно не то состояние и настроение. Однако скажем, что плодом правильной духовной жизни являются смирение, внимательная молитва, охлаждение к жизни мирской, когда человек после исповеди испытывает жажду праведности и более тянется к духовным делам: побыть в уединении, помолиться, словом, побыть с Богом. Потому что невозможно одновременно быть другом миру страстей, греха, прихотливых развлечений, потребления – и быть другом Богу.

Святитель Василий Великий говорит, что самый верный знак того, что Господь простил грехи, тот, когда мы чувствуем некую ненависть и отвращение от всех грехов, что лучше согласимся умереть, чем снова произвольно согрешить.

– Если человек на исповеди стоит перед Богом в присутствии священника, то нужно ли выбирать батюшку по сердцу?

– Выбор священника подобен выбору врача. Бывает экстренная ситуация, когда мы бежим к первому попавшемуся врачу, который может оказать нам неотложную первую помощь. То есть, когда человек находится в командировке или живет где-то далеко от своего духовника, то совершенно нормально с рядовой исповедью приходить к любому пастырю. Но есть вопросы, которые требуют знания устроения человека, особенностей его жизни. Такое знание возникает при более долгом и глубоком общении с духовником. Он – как семейный врач, за многие годы изучивший болезни всех членов семьи и знающий те средства, которыми их нужно лечить.

Душеведение – это великая наука, поэтому нужно выбирать батюшку не просто «по сердцу», а с серьезным расчетом. Преподобный Иоанн в своей «Лествице» пишет, что надо очень внимательно подходить к выбору кормчего своего корабля, чтобы он не навел тебя на скалы, но довел до пристани.

Важно, чтобы священник был опытный, чтобы сам старался жить так, как говорит, сам старался своей жизнью приобретать духовные знания и опыт, чтобы его учение не расходилось с Евангелием и с учением святых отцов. Здесь предполагается, что каждый христианин знает учение Церкви и учение святых отцов, что он может как-то сориентироваться, говорит ли батюшка истину или что-то путает.

«Не откладывай покаяния на завтра: этому завтра никогда нет конца».

Святитель Иоанн Златоуст

– А как после принятия регулярной исповеди смотрит батюшка на своих прихожан? Видит ли он их сквозь призму грехов, которые они ему еженедельно приносят или память о грехах прихожан изглаживается из памяти?

– Как же мне ответить за всех батюшек? Я однозначно могу сказать, что батюшка искренне радуется, когда человек находит в себе силы бороться с грехом или исповедовать какие-то очень тяжкие и постыдные грехи. Радость, а никоим образом не осуждение, сочувствие, что человек позволил душе дойти до такого состояния – вот какое чувство появляется у священника на первых исповедях. Потом начинается повседневная жизнь, и очень важно, чтобы она не превратилась в болотце. Поэтому батюшка периодически как-то интересуется, как человек молится, что читает, и как он прочитанное в своей жизни применяет.

Очень часто для батюшки исповедь бывает для смирения. Помню, во время моей священнической юности к нам в храм ходила группа «Оптималист» – группа людей, которые преодолевают зависимость от алкоголя. В плане их занятий в конце курса была вписана обязательная исповедь. Бывало, около десяти вечера заканчиваешь исповедь, уже думаешь о том, что сейчас направишь свои стопы домой, выходишь после последнего исповедника из комнатки, где принималась исповедь, – а там стоят десятка полтора здоровых мужиков и женщин, и ты сразу понимаешь, что это надолго: люди пришли на первую исповедь, каждого нужно будет не просто выслушать, а что-то еще сказать. И никуда ж не денешься… Это, конечно, опыт жесткого смирения.

– А исповедь для батюшки – это чаще скучное мероприятие?

– Мне кажется, любая служба может быть и скучной, и живой. И исповедь может быть богослужением. «Господь зде невидимо присутствует». Представляете, рядом с тобой стоит Господь, принимает исповедь, а ты скучаешь. Просто мы часто этого не осознаем и как-то привыкаем к формальному отношению. А ведь можно пытаться во время исповеди молиться, пытаться вслушиваться в человека, вглядываться в его жизнь и понимать, что для него это важно. Это для священника исповедь – ежедневный поток одних и тех же людей, а для человека, даже если он раз в две недели пришел, – это две недели жизни и борьбы.

– А может ли батюшка не отпустить грех, сказав: «Нет, вот сейчас я тебе разрешительную молитву не прочитаю, пока ты это не исправишь»?

– Это допустимо, если речь идет о духовнике и его чаде, понимающем, что батюшка беспокоится о нем и принимает решения по любви, а не по самодурству. Хотя у священников, как продолжателей апостольского дела, есть такие полномочия. Господь сказал апостолам: «Примите Духа Святаго. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся» (Ин. 20, 22 – 23).

В каких случаях священник может не отпустить грех? Например, когда человек абсолютно не осознает грех. По словам святителя Иоанна Златоуста, преступно не столько делание греха, сколько бесстыдство после греха. Например, мужчина в первый раз приходит на исповедь, и когда поглубже касаешься его жизни, выясняется, что жена делала несколько абортов. И когда ты пытаешься ему объяснить, что в произошедшем на 90% его вина как главы семьи, он отвечает: «Да она сама… да я тут ни при чем».

То есть, у человека нет осознания вины за грех, за убийство, в котором он непосредственно участвовал. Как я могу отпустить ему грехи, когда в важнейших вопросах у него нет понимания? Покаяние – это же изменение ума. Можно прямо во время исповеди попытаться вернуть человека в ту обсуждаемую ситуацию, спрашивая: «Если бы мы вновь вернулись в эту же историю, ты сделал бы тот же поступок или нет?» Если человек начинает оправдываться: «Ну, а что я мог сделать, а какой был выход? Я бы, наверно, сделал то же самое», – значит, в сердце человека не произошло перемены, его душа по-прежнему настроена на совершение греха.

Поэтому надо человеку дать какой-то духовный совет, духовное упражнение: «Почитайте Евангелие, почитайте святых отцов, может быть, что-то из популярной художественной христианской литературы». Например, часто я советую женщинам, у которых нет осознания тяжести от совершенных грехов, читать книгу Юлии Вознесенской «Мои посмертные приключения». Конечно, об этом авторе есть разные мнения, но по опыту я знаю, что многих женщин эта книга трогает до глубины души.

– Когда человек собирается в поход, он составляет список нужных вещей, которые обязательно ему пригодятся в будущих испытаниях. Что обязательно нужно взять с собой на исповедь?

– Готовность и решимость встать перед Богом и взять ответственность перед Богом за себя, за свою жизнь – и решимость умереть, но не возвращаться в прежний плен, к прежним грехам.

Да поможет нам в этом Господь!

Беседовала Ксения Кабанова

Поводом для иска стало высказывание отца Евгения, который заявил, что называть улицу в честь Ленина и в честь Гитлера - это, по сути, одно и то же. Полковник посчитал, что своими словами священник оскорбил тысячи людей, чья жизнь, как и у него самого, «проходила под благотворным влиянием политики и практики Владимира Ленина, разработанного им учения о строительстве социализма».

Отец Евгений Попиченко, председатель отдела социального служения Екатеринбургской епархии, - один из активных участников передач православного телеканала «Союз».

Многие слушатели отмечают доверие, которое вызывает в них отец Евгений. «Беседы и проповеди этого батюшки мне нравятся, действительно человек искренний, и ни грубости ни жестокости от него не услышишь»; «Речь протоиерея Евгения Попиченко во мне пробуждает радость, его голос очень спокойный, на лице смирение, глаза весьма добрые», - это лишь пара отзывов из соцсетей о проповедях протоирея (в группе соцсети «ВКонтакте», где собраны записи передач ТК «Союз» с участием отца Евгения, - около 700 подписчиков).

Однако есть среди высказываний протоирея и такие, которые могут оскорбить чувства невоцерковленных людей. Иск Николая Рябчевского - живой пример. Мы собрали самые спорные высказывания отца Евгения.

А чего бы нам не назвать улицу, например, в честь Шамиля Басаева, или в честь Геббельса, или в честь Геринга? Наверное, есть люди, для которых Шамиль Басаев национальный герой, и, наверное, они готовы его именем что-то прославить. Нас такая идея как-то немножко коробит. А Ленин - свое, привычное. Но по сути это одно и то же - Ленин и Гитлер: их существо, их ненависть к человечеству, к людям, их «труды», которые они понесли, причинив столько страданий, горя, крови… Они как две стороны одной монеты.

О божьем спросе с жителей Свердловска и Екатеринбурга

Великая честь, что мы живем в городе, названном в честь святой великомученицы Екатерины, - на всем земном шаре, наверное, лишь несколько десятков, поименованных в честь святых, то есть находящихся под непосредственным покровительством, под молитвенным щитом. Но это и великая ответственность: с жителей Свердловска Бог не будет спрашивать так, как с жителей Екатеринбурга. Что спросить со свердловчан? «Как вы яхту назовете, так она и поплывет». Если город назван в честь убийцы, террориста, чьи руки не то что по локоть в крови, он просто по шею находится в ней. Конечно, это тяжелейший гнет - жить в таком городе. Но и Господь, конечно, меньше спросит с людей из Свердловска.

Но с екатеринбуржцев Господь спросит: «Вы слышали [это имя] каждый день, у вас в паспорте написано, у вас все время звучит: «Екатеринбург», «Екатерина», «город в честь святой» - в честь великой святой, которая сделала правильный выбор. И никто из екатеринбуржцев не скажет: «А я не знал, я не слышал, я не понимал».

О бремени сотовой связи

Взять один сотовый телефон - это такая тяжелейшая связь! Человек ни спать без него не может, ни есть не может, ни в туалет сходить не может, он его все время берет с собой, а когда телефона рядом нет, он начинает себя плохо чувствовать: у него ощущение, что он потерялся, потерял связь с миром. Конечно, это тяжелейшее рабство, зависимость.

О разрушительных свойствах равноправия

Равноправие - это чисто сатанинская выдумка. Бог устроил все разумно, но о таком равенстве, которое предложили большевики, похоже, позаботился враг рода человеческого. Какое может быть равноправие, когда один человек весит 120 килограммов, а другой - 60? Одному нужна двойная доза тетрациклина, а другому одна таблетка. Соответственно, у первого должна быть одна зарплата, чтобы себя содержать, а у второго - другая. Один мужчина, другой - женщина. Один старый, другой - молодой. Какое может быть равенство и равноправие? Господь, наоборот, построил все так, чтобы не было равенства. Поэтому идея светлого будущего, в котором все будут равны, - это сатанинская идея.

В природе есть четкая иерархия. Одни подчиняются другим: в армии, в Церкви, везде. Больные получают помощь от здоровых, богатые заботятся о бедных, сильные о слабых, родители о детях. И в семье должна быть иерархия. Только в таких отношениях возможна любовь - когда человек несет на себе тяготы другого.

Об антисемейной политике государства

Бездуховность [царящая сейчас] - это, во-первых, последствия антисемейной политики государства, которая велась несколько десятилетий. Во-вторых, современные средства разврата, пропаганды потребительского, инстинктивного образа жизни. Гитлер пользовался теми же методами, завозя на завоеванные территории тоннами порнографическую литературу. То же самое происходит сейчас. В любой киоск «Роспечати» загляни - одна порнография. Она, конечно, называется эротикой, но шила в мешке не утаишь.

Такая продукция провоцирует у детей раннее пробуждение определенных инстинктов. Это убивает чувство отцовства и материнства, стремление к созданию семьи. «Поматросить и бросить» - это да. А чтобы взять замуж, взять ответственность на себя до скончания века - такое редко увидишь.

О наказании армией и рождением детей

У прихожанки сын не поступил в институт и «ему грозит армия». Вдумайтесь только. Грозит! Как тюрьма, как наказание. Армию - эту школу, где молодой человек учится защищать Отечество, - воспринимают как наказание (не в церковнославянском значении этого слова, когда речь идет об уроке и помощи свыше, а в современном смысле - беда, проблема).

И семью, рождение детей в современном обществе тоже считают за наказание, с которым нужно бороться, от которого нужно предохраняться и защищаться, как от врагов. Многое, что по замыслу Божию должно дать человеку радость и счастье, воспринимается как источник бед.

Об особях мужского пола и мужиках

Мы - инвалиды нашего времени. Как пел Высоцкий: «Так случилось, мужчины ушли». Дефицит нормальных мужчин - это патология, бич современного общества. Мужские особи есть, а мужиков нет. Как говорит Юрий Шевчук: «Чтобы стать мужчиной, мало им родиться. Чтобы стать железом, мало быть рудой! Надо переплавиться, переродиться и, как руда, пожертвовать собой».

Мужчина - это определенный набор «тактико-технических характеристик»: воля, благородство, ответственность, жертвенность. Почему так произошло, понятно - мужчина вытеснен из системы воспитания. Вытеснен напором женщины. В семье мужчина в лучшем случае выполняет функцию добытчика. Приносит денежки домой, а остальное - вино, кино и домино.

О том, кому стоит идти в крестные

Одна из основных задач крестного - воспитывать родителей ребенка, приводить их к нормальной церковной жизни. И эту задачу потенциальный крестный должен обдумывать «на берегу», еще до того, как он связался с этой семьей духовными узами. Если мы приходим к выводу, что это нереальные задачи, что мы не способны на подобные отношения, то зачем, собственно, лицемерить? Зачем изображать из себя крестных, а из родителей изображать христиан?

Нам по человекоугодию бывает трудно отказать людям в просьбе стать крестными, или мы боимся испортить с друзьями отношения. Но это не основание для согласия. Надо Богу угождать более, чем человеку. Если родители изначально не готовы ребенка посвятить Христу, если для них крещение - это всего лишь магическое мероприятие, то почему христианин должен в этом участвовать? Если я попал в такую ситуацию, то просто должен смириться и сказать: «Извините, братья, но я в такие игры не играю». Главное условия для крещения в отношении родителей - это согласие слушаться и доверять. И за то время, пока ребенок растет до сознательного возраста, нужно и родителей подвести к духовной сознательности.

О Николае II, революции и эволюции

Царь Николай II - выдающийся руководитель нашего Отечества. За период его правления население страны, а это ключевой показатель благосостояния, увеличилось на 60 млн человек. А вот за сто последних лет численность граждан России никак не изменилась, хотя Менделеев прогнозировал, что в начале XXI века население России вырастет до 600 миллионов. Если бы так случилось, то у нас было бы в два раза больше населения, чем в США, а значит, была бы совсем другая расстановка сил на геополитической карте мира.

Но наш народ увлекся вольнодумством, пропагандой либеральных идей, идей французской революции, которая сформулировала все в лозунге: «Свобода, равенство, братство». В результате ни свободы, ни равенства, ни братства - сплошной национальный концлагерь.

Убийство царской семьи, являющейся идеалом для русской культуры, символизировало расправу с прежним строем, с прежней жизнью. С того момента началась вакханалия блуда, распутства, коммуны, первых советских декретов об абортах и разводах.

Ведь что такое революция? Почему-то многие думают, что это прогресс. Нет, революция - это антоним эволюции. Это возвращение в дикость, в прошлое. И каждый своей жизнью или приближает очередную революцию, или ее отдаляет.

О православии и пасьянсах в рабочее время

Нужно осознать, что православие - это не просто в храме со свечкой постоять: это образ жизни, который распространяется на семью в первую очередь, на работу - во вторую. Если ты надел на себя крест, как ты можешь опаздывать на работу? Как ты можешь на работе «чесать языком» или раскладывать пасьянс на компьютере? Ты же работаешь, ты же деньги за это получаешь! А у нас как-то наполовину, то есть мы православные на краткий миг, а остальное время живем хуже язычников.

О «Коловрате» и «нерусских» фильмах

Мы на днях с детьми сходили на фильм - «Легенда о Коловрате». Замечательный русский фильм без всяких перегибов, с очень хорошей идеей подвига, служения Отечеству, самопожертвования, самоотвержения, чтобы немного представить, как жилось русским людям накануне татаро-монгольского ига, с какими трудностями они сталкивались. Потрясающее впечатление производит.

Выйдя с сеанса в торгово-развлекательном центре, первое, что сказала дочка: «Пап, мне кажется, фильм, который рекламировали перед «Коловратом», снимали нерусские люди». Там пошлость, какая-то комедия, полуобнаженные мужчины, стриптиз, как обычно у нас, - ребенок почувствовал чистоту, правду, истину и так среагировал. Правда - это делают нерусские люди: те, кто не любят Россию, глушат ее чернухой, порнухой, грязью, которая изливается с экранов, воспитывая самые низменные ценности - оборжать, опошлить, осмеять все, как будто ничего святого нет.

О своей мечте

У меня мечта - вот бы какой-то талантливый режиссер снял фильм о Георгии Победоносце. «Коловрат» - фильм о воине, а жития святых - это на порядок выше. Они дают такой импульс, пищу для души, которая, перерабатываясь, может вырасти в нужный поступок, когда человек между совестью и выгодой все-таки выберет совесть.

Искусство - это не то, что ты создал, продал, а потом в ящик убрал, один раз посмотрел, поплевался, и больше не хочется, а то, к чему можно возвращаться через 20, 50 лет, то, что будет влиять на душу человека. Я понимаю, что все это связано с бюджетом, что надо будет потом этот товар продать… Но насколько было бы потрясающе!

Вот Мел Гибсон снял «Страсти Христовы» - по-своему, все равно западный оттенок привнесен, но я каждый год накануне Страстной Пятницы стараюсь этот фильм посмотреть, чтобы как-то почувствовать, чего Христу стоило наше спасение (фильм «Страсти Христовы» вызвал неоднозначную оценку критиков, которые увидели в картине антисемитские настроения, - прим. ред .).

В подготовке публикации использованы материалы ТК «Союз», сайта Православие.ru, изданий «Областная газета», «Православный вестник».

Наверное, не так много среди наших друзей, знакомых по приходу тех, кого мы могли бы назвать богатыми людьми. А между тем каждый из нас по-своему удивительно богат. Ведь «богатство - это не только материальные блага. Человек может быть богат душевно, богат интеллектуально. При этом опасность для христианина коренится не в самом по себе обладании теми или иными благами, а в его отношении к ним», - напоминает нам священник Евгений ПОПИЧЕНКО.

- Отец Евгений, обещая спасение всем раскаявшимся грешникам, Господь предостерегал, что богатым трудно будет войти в Царство Небесное. В то же время в Евангелии о людях богатых чаще всего упоминается как о вполне достойных. Что же всё-таки мешает богатому наследовать Царствие Небесное? Что реально отдаляет его от Бога?

А ещё в Евангелии сказано: «Где сокровище ваше, там будет и сердце ваше» (Мф. 6, 21). Речь здесь идёт, разумеется, не только и не столько о деньгах. Посмотрите, например, сколько среди учёных, людей искусства тех, кто посвятил себя себе, стремясь к каким-то недосягаемым высотам: званиям, регалиям, степеням - и оставаясь безучастными к другим, гораздо более важным сторонам жизни. А ведь они действительно очень богатые люди - богатые талантами. Подобных примеров много и в моей священнической практике.

В таком случае богатый - это человек, попавший в рабство своему богатству. Ибо «кто кем побеждён, тот тому и раб» (2 Пет. 2, 19). То есть к богатству он относится не как к средству исполнения замысла Божия о себе - замысла, ведущего ко спасению, а как к цели. Ведь мы забываем, что всё, что даётся человеку, в том числе и материальное благополучие, - это лишь средство. А вот как нам распорядиться этими средствами: удовлетворить ли страсти наши или ближнему послужить, - решаем мы сами. А нам кажется, что это всё наше, что сами по себе мы такие особенные, и искушение потратить всё на себя, на свои интересы бывает велико!

- Получается, что сами по себе деньги не зло?

Конечно, нет. Мы знаем, что и Авраам был богатым человеком, и у Василия Великого рабы были. Но к своему богатству они относились как к возможности послужить Богу.

- Часто говорят о том, что большие деньги дают свободу. Согласны Вы с этим?

Как раз напротив: большие деньги лишают человека покоя и сна.

Но по большому счёту, о какой свободе может быть речь, когда все мы, по сути, являемся хроническими наркоманами? Только у всякого свой наркотик. Кто-то на героине сидит, кто-то без пива ни дня прожить не может, кто-то без сотового телефона или телевизора, а кто-то без того, чтобы постоянно кого-то не поучать, не раздражаться. У человека всегда есть какая-то доминирующая духовная болезнь, а все остальные (святые отцы называют восемь человеческих страстей) с ней взаимосвязаны. Какая может быть свобода у наркомана?

Конечно, деньги дают возможность свободно передвигаться, путешествовать по миру, но ведь себя-то ты всегда с собой носишь. И если ты гневный, то гневный и в Турции, и в Египте - где угодно.

Настоящая свобода - это свобода от греха, когда человеческая воля, разум и чувства находятся в согласии друг с другом. А жизненный опыт показывает, что чем более человек прилепляется к деньгам, тем более распущенны его желания, тем менее он может воздерживаться, управлять собой. Иногда возникают курьёзные ситуации. Приходит чудак и заявляет: «Я, батюшка, хочу себе дом построить». - «А зачем тебе дом?» - спрашиваю. А он сам недоумевает: «Действительно, зачем? Один дом у меня в Италии есть, другой - за городом, ещё квартира...» Оказывается, движет им единственно желание  - быть «на уровне», как все люди «своего» круга. Целесообразности в том нет никакой.

- Но тут может быть и другой мотив - вложения в недвижимость, которые считаются самыми надёжными. Многие таким образом сохраняют и приумножают свой капитал.

Я исхожу из того, что всё должно быть целесообразно. Если есть необходимость строить дом, если он нужен - это одно, а жить по принципу «не хуже других» не достойно православного христианина.

Но бывает и другая крайность, когда та или иная затея не просто блажь, а дело само по себе нужное, полезное. У человека, казалось бы, благие намерения - обустроить свой дом, обеспечить семью. С энтузиазмом он принимается за дело, постепенно превращая его в самоцель и забывая в конечном счёте то, ради чего оно затевалось. Так, предположим, человек упёрся в строительство дома. Строит, строит... Построил наконец. Оглянулся по сторонам - ни семьи, ни детей уже нет. Дети выросли как-то незаметно, разлетелись, о папе и не вспоминают. Ведь папы никогда не было рядом - его поглотила бесконечная стройка. Ну построил ты дом в 200 квадратных метров, а для кого? Счастья у тебя от этих квадратов не прибавилось. Счастье - от любви, а любовь ты потерял в погоне за какими-то химерами.

- Говорят, что у православных людей нищенская психология. Является ли это оскорблением? Что такое «нищенская психология»?

В числе заповедей блаженств Господь называет нищету: «блаженны нищие духом».

- Но духом, не карманом...

Нищенская психология подразумевает постоянную ненасытность, недовольство, а как следствие - зависть, поиск каких-то новых возможностей. Но это та же несвобода, то же рабство. Человек может быть бедным, но при этом жадным и завистливым, и тогда он в самом деле нищий из нищих. То есть само по себе наличие или отсутствие денег, как я уже сказал, не предопределяет твою судьбу, твоё нравственное состояние. Я встречал среди православных довольно состоятельных людей, и их благосостояние не мешало им вести трезвую духовную жизнь, хотя, конечно, такие люди являются скорее исключением из общего правила. Искушение «золотом» вообще очень сложно преодолеть. Недаром дьявол искушал Господа хлебом, чудом и властью. Особенно страшно, когда человек дорывается до власти, до денег. Именно «дорывается». Ведь если ещё лет сто назад существовало отдельное сословие, где человек с детства жил в роскоши, но при этом воспитывался в определённых устоях, традициях, прививавших ему психологию рачительного и милостивого хозяина, то нынешние «голодайки», угодившие, что называется, «из грязи в князи», оказались совершенно не способными понести денежное бремя. На большее, чем организовать себе золотые унитазы, ни ума ни сердца у них не хватает. А это уже, конечно, безумие, духовная катастрофа!

- А желание накопить денег? Сейчас люди пытаются подстраховаться, опасаясь, что в старости не на что жить будет: государство не прокормит, пенсия маленькая... Они хотят накопить «на чёрный день», на похороны... Подобное накопительство тоже является грехом? Ведь получается, что мы не надеемся на помощь Божию?

Конечно. Во-первых, сегодня государство заботится о людях, как никогда. Ещё сто лет назад никаких пенсий не было вообще. Исключение составляли выдающиеся люди науки, искусства - их государство брало на пансион. А прочие граждане жили исключительно в надежде на себя самих, на своих детей. Естественно, детей было много. Когда пять детей воспитали, - хоть один-то позаботится о старичках-родителях. А сейчас пенсии, пусть и небольшие, выплачиваются регулярно. Мы часто ропщем, а что роптать? Не так много в старости человеку требуется. Это просто зависть. Смотришь по сторонам: а у соседа то-то есть, а он так-то живет. Человек постоянно недоволен тем, что у него есть, что даёт ему Господь.

Накопительство тоже является страстью. А Господь сказал: «Безумный! В эту ночь душу твою заберут у тебя, кому это все достанется?» Кому достанется то, что мы на «черный день» копим? А ведь это тоже требует от нас определенных физических, душевных усилий. Человек об этом много думает, тревожится, что-то где-то как-то пытается выкроить...

Все эти наши хлопоты от неверия произрастают, мы почти не доверяем Богу. Господь же сказал: «Не заботься о завтрашнем дне. Если о птицах Он заботится и о цветах полевых, то тем более не оставит нас, маловеров! Ищите прежде всего Царствия Божия и правды Его, и всё остальное приложится вам». А этот «чёрный день» - это мираж, страх перед каким-то виртуальным будущим, отвращающий нас от реальных проблем и радостей сегодняшнего дня.

Мы не только не радуемся сегодняшнему дню - мы ещё и осуждаем тех, кто умеет радоваться, кто живёт лучше, мудрее нас.

Вообще, проблема коренится в наших семьях, которые очень изменились. Изменились отношения детей к родителям, а также родителей к детям. Многодетные семьи теперь редкое явление, а если один ребёнок в семье, он неизбежно избалован. Как только родители перестают пестовать своё дитя, их бросают, как старые, износившиеся вещи, за ненадобностью. И этот страх перед будущим вызван тем, что человеку не на кого опереться. Но в этом зачастую виновны и мы сами. Это мы прожили свою жизнь так, что никто о нас теперь не хочет позаботиться. Как аукнется, так и откликнется. Сколько человек любви вокруг себя посеял, столько он и пожнёт.

- Интересно, что в храме почти не бывает мрачных, грустных лиц. Как ваши пожилые прихожанки выживают в тех же условиях, что и остальные пенсионеры? У них такие же пенсии, но они живут и не ропщут.

Живут, надеясь на помощь Божию. Денег всегда оказывается мало; это такая вещь, которой никогда не бывает достаточно. Но мы учимся жить по средствам и быть довольными тем, что есть. Я прекрасно понимаю, что пенсия - это мизерная сумма, надо, конечно, друг другу помогать. А если ситуация критическая, можно рассчитывать на поддержку нашей приходской семьи. Если голодаем, если на жизнь явно не хватает, надо всегда быть рядом с приходом, рядом с храмом, который никогда никого не бросит, не оставит. Всё равно братья и сёстры найдутся, батюшка поможет, где-то организуются благотворительные столовые…

- Есть богатые люди - меценаты (спонсоры, как их называют), которые жертвуют деньги на храмы, на какие-то социальные проекты. Часто мы подозреваем, что эти деньги нажиты не совсем честным путём, и обвиняют люди Церковь в том, что она своего рода «стиральная машина», отмывающая заведомо грязные деньги. Почему Церковь принимает эти пожертвования?

Ну, во-первых, заведомо грязных денег не бывает. Если, конечно, принося деньги, человек заявляет: вот, дескать, батюшка, я эти деньги на порнобизнесе заработал, а вы теперь их возьмите, - это одно. Но такие признания вряд ли услышишь. С другой стороны, Церковь действительно «отмывает» деньги. Но в том смысле, что те деньги, которые, может быть, возникли нечестным путём, она пытается сделать чистыми: отдаёт их бедным, больным, на строительство духовной лечебницы - храма, и эти деньги становятся чистыми. Даже если человек «заработал» эти деньги грязным способом, его милостыня приносит в конечном счёте хороший, добрый плод. Но я прекрасно знаю, что милостыню творить трудно, и если человек, пусть даже грешник великий, нашёл в себе силы пожертвовать, оторвать что-то от себя - ему зачтётся. Но чаще всего бывает наоборот: чем больше денег, тем лучше их человек считает, тем прочнее он на них «сидит». Поэтому гораздо легче жертвуют люди небогатые. Легче по копеечке собрать с тысячи человек, чем взять эту тысячу у одного. Но и этому надо радоваться, и этот шаг может быть для человека шагом на пути ко Христу, шагом на пути к покаянию.

- Часто говорят о том, что денег не заработать, если не иметь к ним какого-то разумного интереса. Но как соблюсти эту тонкую грань, чтобы разумный интерес не превратился в пристрастие, страсть сребролюбия?

- То есть, легко ли я расстаюсь с деньгами на доброе дело?

Да. Ведь часто на свои прихоти мы готовы тратить огромные деньги. А сколько из того, что я собираюсь прогулять, я готов подарить другому, послужить другому? Потому что единственное оправдание деньгам - это количество добрых дел, совершаемых с их помощью. Нужно суметь перевести наше материальное богатство в духовное, проявить любовь.

- Бывает и другая крайность. Человек ходит в рубище, все деньги отдаёт бедным, но от чистого ли сердца он это делает?

Как и во всём, мы должны наблюдать за собой, чтобы сохранять трезвость и не самообольщаться. Как часто в пост бывает: начинаем поститься, а на других посматриваем неодобрительно, осуждаем: «Вот, он мороженое в пост ест - наверное, грешник...» Здесь то же самое. Ведь не случайно сказано, что благими намерениями дорога в ад вымощена... И даже добрые, по-видимому, дела могут принести совершенно не те плоды, потому что будут питать наши страсти.

Всё, что в мире есть, может как вести нас к Богу, так и отдалять от Него. У человека есть свободная воля, и он выбирает, кому он служит. Материальные блага всегда являются большим соблазном поддаться ненужной суете, убивающей самое драгоценное - время. Если золото человек потеряет - может найти, друзей потеряет - может новых встретить, а вот если время потеряет - жизнь потеряет.

Об этом важно помнить! То время, те силы, которые я трачу на то, что мне очень хочется приобрести сегодня, - оправданы ли они как-то перед вечностью? Не получится ли, как в «Сказке о потерянном времени», где мальчики и девочки вдруг стали бабушками и дедушками, когда вдруг оказалось, что все их стремления были направлены совершенно не к тому?

Это то, от чего предостерегает нас Господь: «Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут...»

Беседовала Полина МИТРОФАНОВА

Загрузка...