docgid.ru

Юридические механизмы обеспечения религиозной безопасности козлов сергей валерьевич. Конституционно-правовые основы религиозной безопасности российской федерации тарасевич иван анатольевич

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Федеральное агентство по образованию

НОУ ВПО "Нижегородский институт менеджмента и бизнеса"

Юридический факультет

кафедра философии и социальных наук

по дисциплине "Безопасность жизнедеятельности"

на тему: "Религиозная безопасность"

Выполнила: студентка

Подлесная Мария Петровна

Научный руководитель:

Луконин Алексей Николаевич

Нижний Новгород - 2014

Содержание

  • Введение
  • Заключение

Введение

С древности и поныне во внутри - и межгосударственных отношениях существует религиозный фактор, который может быть, как положительным, играя консолидирующую, национально-освободительную, миротворческую роль, так и деструктивным, углубляя существующие в обществе противоречия, ущемляя права национальных меньшинств, шовинизм. В условиях политических, социальных и экономических трансформаций он приобретает все большее влияние на процессы в государстве и становится неотъемлемым атрибутом общественной жизни. Особенностью европейцев, в том числе и России, является приверженность христианству и демократическим ценностям, однако религия может, как содействовать, так и мешать интеграционным процессам. Поэтому в настоящее время мы можем констатировать повышенное внимание к религии в поиске общих для всего европейского сообщества черт во многих сферах: в аксиологической, политической, правовой, системе обеспечения коллективной безопасности.

Религиозные организации, распоряжаясь значительными материальными и человеческими ресурсами и имея прямое влияние на электорат, стали в настоящее время важным элементом украинской общественно-политической сферы. Однако случается, что они отстаивают не столько интересы религии, общества и государства, сколько собственные корпоративные интересы, а иногда интересы другого государства или отдельных его политических сил. Исторический опыт убеждает, что недостаточное внимание и правовое регулирование, а также неуправляемость процессами, которые происходят в гуманитарной сфере, вообще, и религиозной жизни, в частности, может привести к серьезным социально-политическим конфликтам, а значит, в конечном счете, представляет собой угрозу реализации национальных интересов и укрепления национальной безопасности.

Религиозная безопасность: теоретико-правовой аспект

Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства; да не будет у тебя других богов пред лицем Моим. Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого [рода], ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои. (Исх. 20: 2-6) Библиологический словарь: В 3 т. - Т. 2: К - П. - М.: Фонд имени Александра Меня. - 2002. .

Священное Писание открывает нам высшую ценность - Бога, который является источником всякого блага для человека и общества, а также указывает путь достижения этого блага - подчинение заповедям Божьим, как результат и проявление любви к своему Творцу в Десятисловии Моисея указывается также санкция за неповиновение Господу и Его заповедям - проклятие до четвёртого рода. Помиловать же и спасти от наказания человека, преступившего заповеди Божьи, может только Сам Бог. А так как ни один человек не может безукоризненно выполнить все требования Творца, ни один из нас не соответствует Божьему стандарту праведности, то все мы нуждаемся в Христе Спасителе. Это христианская основа процветания и безопасности человека и всего общества. Как видим, она зависит от соответствия библейскому стандарту наших взаимоотношений с Богом. Эти взаимоотношения в современной, с дней древнего Рима, терминологии называются религией. Этот термин имеет латинский корень: "religare" - связывать, "relegere" - собирать (Цицерон), "religio" - благочестие, святость, и обозначает связь человека с признанным им Абсолютом, то есть Богом, посредством согласования своей жизни с волей этого Абсолюта, для достижения определённого блага.

Совокупность этих благ всего общества представляют собой национальные интересы. Часть этих интересов относятся к религиозной сфере и защищаются системой национальной безопасности. Угрозы национальной безопасности - это имеющиеся и потенциально возможные явления и факторы, которые создают опасность жизненно важным национальным интересам страны. Часть этих угроз, соответственно, относятся к сфере религиозных отношений

Взаимоотношения с религией следует рассмотреть только с точки зрения личной безопасности. Но для начала - немного статистики. На территории России на 1 января 2010 года зарегистрировано 23494 различных религиозных объединений, относящихся более чем к 40 конфессиям. Из них централизованные - 433, местные - 22176, духовные образовательные учреждения - 193, монастыри и подворья - 434, религиозные учреждения - 258 Сведения о религиозных организациях, зарегистрированных в Российской Федерации // Religare.ru, 19. 12.2009 . Федеральный закон от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях" сделал очень непростой задачу выделить среди зарегистрированных общин именно сектантские, но можно предположить примерный порядок цифр, если во Франции около 800 сектантских организаций, в Британии - около 2000. Немецкие исследователи подсчитали, что "новым богам " молятся у них более 2 миллионов немцев.

Известно также, что секта Муна (одна из самых могущественных в мире) имела своих представителей более чем в 50 городах России. По западным оценкам только в Москве и Санкт-Петербурге в неё входило около 20 тысяч человек. По тому, как бесцеремонно ведут себя проповедники из различных стран в России с ее тысячелетней христианской традицией, можно сделать вывод о том, как они на самом деле относятся к чужой вере и истории Гостюшин А. Энциклопедия экстремальных ситуаций. - М., 1999. .

Разнообразные секты можно разделить на несколько основных групп:

§ зарубежные протестантские течения (особенно многочисленны - американские);

§ экзотические секты нетрадиционного ("восточного") толка - как зарубежные, так и российские;

§ "новые религии" - выдающие себя за "улучшенные" традиционные конфессии (в том числе и "улучшенное" Православие) или удачное соединение всех конфессий;

§ небольшие оккультные группы, связанные как правило с экстрасенсами, магами, колдунами и т.д.

§ сатанисты.

Безобидное вроде бы событие - визит в секту из любопытства - чаще всего быстро превращает жизнь человека в экстремальную ситуацию. Прекрасно отработанная методика управления человеком приводит его к потере воли и полной смене интересов. Выйти из секты невероятно сложно, очень часто такие попытки кончались самоубийствами или психическими заболеваниями. Считается, что время, отпущенное для того, чтобы успеть уйти - около полугода. Но как и в защите от большинства других опасностей, лучшими мерами здесь можно считать превентивные.

Чем отличаются секты от мировых религий? Специалисты обычно называют несколько основных признаков:

§ жесткая внутренняя организация; причём личная подчиненность становится заметна члену секты далеко не сразу - в конечном счёте верующим начинает руководить не бог, а тот, кто говорит от имени бога; кстати, обычно и полная структура секты известна далеко не всем, кто в неё входит;

§ личный культ главы секты: как правило, он называет себя единственным, кому открылась истина; под псевдонимом Мария Дэви Христос объявила себя "Богом живым" и матерью Вселенной глава юсмалиан Марина Цвигун в 1993 году; официальное самоназвание главы японской секты "учение истины Аум" - Его Святейшество Преподобный Учитель Сёко Асахара; даже мало кому известные "пророки" не обделяют себя званиями - так некий Эль Оахим Моношес скромно представляется Магистром Вселенского Сознания и т.д.;

§ мировые религии проповедуют объединение людей, секты - резко их разъединяют (часто прикрываясь, разговорами о всеобщем братстве), причём "чужими" объявляются не только остальное человечество, но и близкие: семьей сектанта становятся только его единомышленники, а в некоторых сектах злейшим врагом объявляется мать и даже давно умершие родственники;

§ обширные экономические требования к рядовому члену секты; при разговорах о бесполезности материальных благ как-то всё же получается, что человек несет в секту своё имущество (а то и чужое) или работает на секту: иногда это навязывание прохожим литературы или билетов на религиозные шоу, иногда - проституция, а в секте Муна - была даже бесплатная работа в его своеобразных "колхозах" и на заводах. В 1995 году германские, например, "учителя" только за счёт продажи рубашек со своего тела и других носильных вещей получили свыше 18 миллиардов марок.

Очень интересна психофизическая техника воздействия на людей, которой пользуются сектанты. Например, такой приём как "бомбардировка любовью" (у Муна): человека, по неосторожности давшего доброжелательному проповеднику свой телефон, буквально забрасывают предложениями прийти на встречи, семинары и т.д. И если он приходит, его бомбардируют комплиментами, окружают плотной стеной внимания и любви. Сердце оттаивает, и в него легко закладываются первые "уроки".

Часто "истины" вкладываются в психику человека, предварительно обработав его организм многодневными постами и недосыпаниями, изнуряющими упражнениями - "пластическими молитвами" или "медитациями". Есть сведения, что некоторые секты пользуются гипнозом и не совсем ещё ясными механизмами, которые точнее всего назвать программированием людей. Есть и такие, которые в ритуалах используют наркотики и другую "химию". Ставшие известными в 1996 году преступные методы секты "Аум Синрикё" можно считать типичным вариантом.

Традиционная сектантская техника - религиозные шоу. За святое воодушевление здесь выдаётся знакомая любому диск-жокею психофизическая реакция на простые приёмы управления толпой (совместное скандирование, громкие комплименты залу, общее раскачивание, взявшись за руки, воздействие звуком и светом и т.д.). Часто одновременно с пастырем на сцене, зал обрабатывают его соратники, которые ведут уже индивидуальные беседы со зрителями и договариваются о следующей встрече Журавлёв В. "Конец света" в конце туннеля. Необуддистские секты: реальность угрозы // Человек и закон. - 2000. - № 7 (8). - С. 58-61. .

Техника религиозной безопасности

Уверенность нынешнего россиянина в том, что любая дорога ведет к Храму, что любая "духовность" - это благо, делает его беззащитным перед любым гуру, который подойдет к нему с каким бы то ни было "писанием" в руке. А значит, пора не просто заявлять о своей симпатии к "духовным сокровищам православия", а приложить усилия к действительному ознакомлению с ними.

А для этого необходимо знание своего рода правил "техники безопасности", соблюдение которых желательно при соприкосновении с религиозной проповедью.

Правило первое. Необходимо навсегда запомнить, что "духовность" - слово двуликое. Оно лишь указывает на вдохновенность как на источник получения знания или источник мотивации. Но оно не ручается за доброкачественность того, что именно сообщается человеку. Есть вдохновение добра. Есть вдохновение зла. И самое страшное: игры в переодевание - любимая забава темной духовности.

Правило второе. Если вы еще не нашли в себе решимости или внутреннего опыта, необходимых для вхождения в серьезную религиозную жизнь, если вы ощущаете себя не то что атеистом, но просто человеком, лишенным дара веры, - все же сделайте свой выбор. Не в том смысле, что вот немедленно, сейчас же прочитайте "Символ веры". Нет, выберите и осознайте - во что вы верить не хотите и в какой религиозной традиции вы не желаете оказаться ни при каких обстоятельствах. Попробуйте сказать в своем сердце: "Если когда-нибудь мне понадобится обратиться к Богу и к вере, я хотел бы молиться как православный, но я не хотел бы стать членом таких-то сект".

Правило третье. Всегда просите представиться своего собеседника. Беды Фауста стали неотвратимыми тогда, когда он удовлетворился уклончивым ответом Мефистофеля ("Как ты зовешься?" - "Мелочный вопрос!"). Не удовлетворяйтесь самопредставлением проповедника ("Мы - "Церковь Христа"!"). Просите более четко рассказать об истории его общины, понудите ясно высказать ее отношение к православию. Так вы защитите свою свободу выбора - ибо очень многие проповедники как раз желают, чтобы поначалу вы и не заметили, что вам предлагают выбор и отречение от традиционной веры вашего народа.

Правило четвертое. Имейте в виду, что религиозная миссия часто прикрывается сугубо светскими именованиями. Если вас приглашают на бесплатные курсы английского языка, почти наверняка окажется, что это очередная секта, которая просто собирается по-английски читать вам Библию (или книгу Мормона), потихонечку разъясняя, что жить вы должны так, как вам говорят на этих уроках. В результате за "бесплатные курсы" люди платят своими душами, а затем и деньгами - ибо в большой части протестантских объединений действует принцип "десятины": обязательных регулярных взносов на церковные нужды. Другое любимое прикрытие - "экологические форумы", "школы общения" и т.п. Языческий оккультизм Штейнера прикрывается, например, вывеской гуманитарного движения "Новый Акрополь". Секта Муна действует под вывеской Международного фонда образования и Международного движения "Женщины за мир во всем мире".

Правило пятое. Помните, что неожиданное радушие, выказываемое вам вашими новыми знакомыми, не всегда является проявлением искреннего благорасположения. Вы интересуете сектантов не сами по себе; не то, что в вас есть сейчас, радует их. Зачастую это просто радость о новой добыче. Радушие и восторг, который они выказывают вам, зачастую выходят за разумные пределы. Но смысл у них один - привязать вас к себе, к новой общине, к новым знакомым. В секте Муна есть термин, очень точно выражающий суть этих отношений с новыми знакомыми: "бомбардировка любовью". "Неужели никто не говорил вам, что вы так умны!"; "В жизни не встречал более здравомыслящей девушки!"; "Откуда у вас такое умение одеваться!"; "Такое ощущение, что вы знаете несравненно больше того, что дают вам в вашей школе!".

Правило шестое. При разговоре с проповедником старайтесь выяснить не только то, что есть общего у его веры с другими конфессиями, но и отличия. Они могут показаться вам незначительными, на их незначительности может настаивать сам проповедник. Но в конце концов, если они так уж незначимы, зачем же из-за них они отделились от всей Церкви? Помните французскую пословицу: "Дьявол прячется в мелочах".

Правило седьмое. Если аргументы вашего собеседника из неправославной общины показались вам убедительны, все же помедлите с принятием окончательного решения. Например, если вам говорят, что Библия запрещает писать иконы и молиться за усопших родителей, найдите священника, или человека, осведомленного в основах православного богословия, или хотя бы соответствующую книгу и выслушайте аргументы стороны, обвиненной вашим новым знакомым.

Правило восьмое. Не составляйте своего представления о той или иной конфессии только на основании анекдотов о недостоинстве ее служителей. Сравнивайте не грехи людей, а основы вероучений.

Правило девятое. Не считайте разговор о вероучительных отличиях проявлением "религиозного фанатизма" или "нетерпимости". Не покажется же вам носителем тоталитарного сознания философ, разъясняющий, чем учение Канта отличается от философии Ницше! Изучать историю философии, ограничившись лишь разговорами о том, что Кант и Ницше были немцами, а кроме того - философами и оба что-то писали по вопросам веры - это поверхностное, а потому и бесполезное занятие. Изучать историю религии только для того, чтобы сказать, что все религии призывали к миру и любви, - занятие вдобавок еще и небезопасное. Разница религий - это исторический факт.

Правило десятое. Когда вам будут говорить, что, Учитель такой-то нашел путь к объединению всех религий, - обратите внимание на то странное обстоятельство, что всякая проповедь унификации провоцирует прежде всего очередное размежевание. Помните, что любая такая инициатива на самом деле ставит целью вытащить вас из вашей привычной религиозной среды. Преподобный Мун не объединил христиан и индусов. Он лишь создал обособленное движение, члены которого не являются ни теми, ни другими и свысока смотрят на обычных верующих.

Правило одиннадцатое. Признайте за каждой религиозной общиной право самой определять свои собственные границы. Если вы услышите, что папа римский объявил такое-то учение выходящим за рамки католичества, - не считайте, будто вы лучше знаете католичество, чем папа, и не стремитесь его подправлять. Точно так же, если вы услышите, что православные богословы не согласны с каким-то учением римского папы, - поверьте, что у них есть не менее неотъемлемое право определять, что согласно с православием, а что несовместимо с ним.

Правило двенадцатое. Будьте просто трезвы. Не спутайте психическое воодушевление, естественное при больших собраниях, сопровождаемых громкой музыкой и энергичной речью, с таинством вхождения Христа в святыню человеческого сердца. Если вы попали на собрание сектантов, то хотя бы не выходите в ответ на их финальный призыв к сцене для принятия их "крещения". Ведь если вы поддадитесь эффекту толпы и в конце экзальтированной проповеди согласитесь стать членом сектантской общины, вы отлучите себя от православной Церкви Кураев А. "Миссионеры на школьном пороге". - М., 1995. .

религиозная безопасность секта

Заключение

И в заключении хотелось бы отметить еще несколько важных советов А. Гостюшина. Родным человека, попавшего в секту, нужно прежде всего не делать главных ошибок: надеяться, что это "пройдёт само", терять время, а также - резко и грубо отрицать его новое увлечение. Вместо этого можно показать притягательность традиционных ценностей. Попытаться напомнить привлекательность прежних светских интересов, создавать новую радостную обстановку, пробуждать сознание к реальности, "заземлять" восприятие - в том числе и семейными событиями, путешествиями, общей деятельностью. Создайте ситуацию, в которой этот человек должен кому-то срочно помогать и т.д. Лишь после того, как появятся признаки сомнения (например, в чистоте целей или личности руководителя секты) можно очень аккуратно - лучше на примере другого - начать говорить о том, почему выбранный путь ведет к заблуждению. При этом вам придётся скрывать эмоции и вашу личную боль.

Ну и чтобы хватило сил вызволить человека из секты, с самого начала надо смириться с тем, что потребуется немало времени, настроиться на тяжелую и долгую борьбу - она не может быть другой, потому что это настоящая борьба за душу человека.

Список использованной литературы

1. Федеральный закон от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях".

2. Библиологический словарь: В 3 т. - Т.2: К - П. - М.: Фонд имени Александра Меня. - 2002.

3. Гостюшин А. Энциклопедия экстремальных ситуаций. - М., 1999.

4. Журавлёв В. "Конец света" в конце туннеля. Необуддистские секты: реальность угрозы // Человек и закон. - 2000. - № 7 (8). - С.58-61.

5. Кураев А. "Миссионеры на школьном пороге". - М., 1995.

6. Сведения о религиозных организациях, зарегистрированных в Российской Федерации // Religare.ru, 19.12.2009

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Основные мероприятия по обеспечению техники безопасности на автопредприятии. Структура управления автопарком. Должностные обязанности мастера, технолога, механика. Основные требования техники безопасности при организации рабочего места на предприятии.

    отчет по практике , добавлен 23.11.2010

    Характеристика автомобиля с точки зрения необходимости. Рекомендации по эксплуатации транспорта для безопасности движения. Стиль вождения и удобство посадки водителя, влияющие на безопасность. Правила эксплуатации авто при повседневных поездках и выездах.

    реферат , добавлен 16.04.2011

    Правила и требования к участникам походов. Правила безопасности перед выходом из лагеря, населенного пункта. График и порядок движения группы. Принцип постепенности при выборе объектов для восхождения. Правила безопасности при встрече с дикими животными.

    курсовая работа , добавлен 04.08.2010

    Организация и осуществление тушения пожара, проведения занятий и учений в строгом соответствии с требованиями Боевого устава пожарной охраны в части обеспечения безопасности проведения работ. Техника безопасности при несении службы, задачи и функции.

    отчет по практике , добавлен 11.09.2015

    Виды угроз и способы их реализации. Подразделение физической охраны персонала, цели и задачи его деятельности. Технические средства охраны и личной безопасности. Правила личной безопасности. Меры обеспечения безопасности в условиях экстремальной ситуации.

    курсовая работа , добавлен 09.04.2004

    Опасность для здоровья рабочих при выполнении сборочных и сварочных работ. Поражение электрическим током. Величина сопротивления человеческого организма. Назначение защитного заземления. Оказание помощи человеку, пострадавшему от электрического тока.

    реферат , добавлен 05.04.2017

    Описание этапов подготовки к школьному походу: выбор порядка и графика движения на маршруте, безопасность с детьми, познавательные элементы, организация детского досуга. Общие требования безопасности: травмо-, пожароопасность, биологические воздействия.

    реферат , добавлен 17.05.2011

    Безопасность при эксплуатации транспортных средств. Техника безопасности при эксплуатации бульдозера, скрепера, грейдера, автогрейдера. Неисправность оборудования, приспособлений, инструмента, машин. Механизированный способ погрузочно-разгрузочных работ.

    реферат , добавлен 06.05.2011

    Основные свойства газов и меры безопасности при обращении с ними. Физико-химические свойства сжиженных углеводородных газов. Анализ особенностей их воздействия на организм человека. Техническая характеристика установки для одоризации сжиженного газа.

    реферат , добавлен 08.12.2013

    Требования межотраслевых правил по охране труда при эксплуатации электроустановок. Порядок регистрации работ, выполняемых в порядке текущей эксплуатации. Дополнительные меры безопасности. Перечень мероприятий при испытании повышенным напряжением.

Российский законодатель предусмотрел возможность различных угроз и вызовов религиозной безопасности. В Основном законе четко определено: «свобода вероисповедания может быть ограничена федеральным законом в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства» (Ч. 3, ст. 55 Конституции РФ). Также законодатель продублировал данную норму в ст. 3 Федерального закона от 26.09.1997 № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях». Таким образом, государство предоставляет гарантии безопасности своим гражданам в религиозной сфере общественной жизни. Согласно п. 2 ст. 9 «Конвенции о защите прав человека и основных свобод», ограничения прав и свобод возможны, если это необходимо в интересах общественного спокойствия, охраны общественного порядка, здоровья и нравственности или для защиты прав и свобод других лиц. В Постановлении Конституционного суда Российской Федерации от 23 ноября 1999 г. № 16-П по делу о проверке конституционности абзацев третьего и четвертого ч. 3 ст. 27 Федерального закона от 26 сентября 1997 г. «О свободе совести и о религиозных объединениях» указывается, что «государство вправе предусмотреть определенные преграды, с тем чтобы не предоставлять статус религиозной организации автоматически, не допускать легализации сект, нарушающих права человека и совершающих незаконные и преступные деяния, а также воспрепятствовать миссионерской деятельности, если она несовместима с уважением к свободе мысли, совести и религии других и к иным конституционным правам и свободам...». Таким образом, важным барьером на пути угроз религиозной безопасности является легализация религиозных объединений. Согласно ст. 6 Закона «О свободе совести и религиозных объединениях» религиозные объединения могут создаваться в форме религиозных групп и религиозных организаций. Религиозной группой признается добровольное объединение граждан, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры, осуществляющее деятельность без государственной регистрации и приобретения правоспособности юридического лица. Религиозной организацией признается добровольное объединение граждан Российской Федерации, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории Российской Федерации, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и в установленном законом порядке зарегистрированное в качестве юридического лица. Следует учесть, что отсутствие государственной регистрации у религиозных групп часто приводит к тому, что их деятельность вне контроля, хотя юридически объем их прав существенно ограничен. Как правило, религиозные сообщества, разделяющие экстремистские или иные противоправные, идеи не идут на государственную регистрацию и стараются не именоваться религиозными, прячась под вывесками образовательных, культурных, этнонациональных, психологических центров, чтобы иметь доступ к школам, вузам и иным структурам. Как заметил диакон Андрей Кураев, именуя себя наукой и философией, эти «кружки» легче получают симпатии людей и чиновников46. В то же время согласно ст. 3 п. 5 упомянутому выше Закону «никто не обязан сообщать о своем отношении к религии и не может подвергаться принуждению при определении своего отношения к религии, к исповеданию или отказу от исповедания религии, к участию или неучастию в богослужениях, других религиозных обрядах и церемониях, в деятельности религиозных объединений, в обучении религии». Поэтому, обязывать все религиозные группы проходить государственную регистрацию нельзя. В целях обеспечения религиозной безопасности необходимо, как считают специалисты, ограничить объем прав религиозных групп, исключив возможность распространения, то есть, пропаганды, своего религиозного учения47. В связи с тем, что законодатель предоставляет одинаковую возможность распространения своего учения как религиозной группе, так и религиозной организации, невозможно одновременно соблюсти право на свободу вероисповедания и обеспечить религиозную безопасность общества. Возможно на этот шаг когда-нибудь пойдет законодатель. На сегодняшний день следует иметь в виду, что распространение учения в СМИ, Интернете, публичных лекциях осуществляется такими группами часто под вывесками нерелигиозного характера. Особую опасность для религиозной безопасности представляют секты. По оценкам Центра религиоведческих исследований, в России насчитывается от 300 до 500 различных сект общей численностью 600-800 тыс. человек48. Количество сект в каждом из регионов напрямую связано со степенью влияния ведущих религий. Там, где в советское время были утрачены православные традиции и обряды, где недостаточное количество приходов, сектанты чувствуют себя вольготно, а где религиозные традиции сильны - ситуация прямо противоположная. В результате наибольшее количество сект действовало в Москве, Приморском и Хабаровском краях, Еврейской автономной области, Таймыре, Республике Коми, Архангельской, Мурманской, Пензенской и Сахалинской областях, Северной Осетии, Хакасии. Во Владимирской, Кировской, Костромской, Курской, Смоленской и Ярославской областях, Мордовии, Дагестане, Татарии, Чувашии, Башкирии, Калмыкии сект было немного. В законодательстве отсутствует определение секты. Под сектой специалисты понимают закрытую религиозную группу, противопоставляющую себя основной культурообразующей религиозной общине (или основным общинам) страны или региона. Особую опасность представляют тоталитарные секты, представляющие собой закрытую организацию с авторитарным руководством, которое, стремясь к власти над своими последовате- лями и к их эксплуатации, скрывают свои намерения под религиозными, философскими, политико-религиозными, психотерапевтическими, оздоровительными, экономическими, образовательными, научно-познава тельными, культурологическими и иными идеями. В специальной литературе используется также понятие «деструктивное религиозное объединение» - это авторитарная иерархическая организация, разрушительная по отношению к естественному внутреннему миру личности (внутренняя деструктивность), а также к культуре и традиционным ценностям общества (внешняя деструктивность). Как правило, такие объединения практикуют скрытое психологическое насилие, которое выражается в целенаправленном установлении отдельным лицом (лидером) или группой лиц (руководством) в своих узкоэгоистических целях незаконного контроля над сознанием, поведением и жизнью других личностей без их добровольного и осознанного согласия для формирования и поддержания у них состояния неестественной и противозаконной зависимости и покорности доктрине и лидерам. А лидеры в свою очередь стремятся через неинформированное использование преданных им и зависимых от них адептов к незаконному обогащению и/или незаконной власти49. Общеизвестно, что тоталитарные секты - это всегда обман при вербовке (ввести в секту до того, как человек что-либо узнает о ней); иерархия членов секты; наличие вожака; собственный язык, терминология и т.п. Тоталитарная секта - это пользующаяся манипулятивными приемами группа, которая эксплуатирует своих членов, нанося им эмоциональный, психологический, финансовый и физический вред. Секта в значительной степени контролирует поведение, мысли и эмоции своих членов и использует различные методы для превращения новозавербованного человека в лояльного, послушного члена. Современные сектанты используют новейшие технологии манипуляции сознанием, знают достижения психологии и психоанализа, контролирования сознания людей, методы пропаганды и вербовки. Если учесть, что многие секты обладают мощными финансовыми структурами и поддержкой спецслужб некоторых государств и частных кампаний с бюджетом транснациональных корпораций, бесконтрольная деятельность «новых религиозных движений» может не только нанести серьезный вред здоровью людей, и урон традиционным ценностям, но и причинить вред национальной безопасности. Для того чтобы воспрепятствовать деятельности сект и деструктивных религиозных объединений, законодатель внес в 2013 году в ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» следующие запреты: не может быть учредителем (участником, членом) религиозной организации: иностранный гражданин или лицо без гражданства, в отношении которых в установленном законодательством Российской Федерации порядке принято решение о нежелательности их пребывания (проживания) в Российской Федерации; лицо, включенное в перечень в соответствии с пунктом 2 статьи 6 Федерального закона от 7 августа 2001 года № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»; религиозная организация, деятельность которой приостановлена в соответствии со статьей 10 Федерального закона от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности»; лицо, в отношении которого вступившим в законную силу решением суда установлено, что в его действиях содержатся признаки экстремистской деятельности. Правительство Германии разработало памятку с признаками тоталитарных сект. Наиболее частыми являются следующие признаки. Во- первых, руководители и адепты внушают новичкам «в группе ты найдешь именно то, что до сих пор искал». Во-вторых, этому способствует простота учения секты: мировоззрение группы ошеломляюще просто и объясняет любую проблему. В-третьих, как правило, тоталитарная секта всегда имеет своего учителя или гуру, который один знает истину. В-четвертых, апока- липтичность учения: мир катится к катастрофе, и только группа знает, как можно спасти его. В-пятых, адептам очень сложно остаться в одиночестве, кто-то из группы всегда рядом с ними. Следует учесть, что не все секты имеют ярко выраженную религиозность. В сектах коммерческих есть лишь культ успеха, благополучия и богатства, которые принесет вступление в организацию, компанию, клуб. Эти секты религиоведы называют коммерческими (или индустриальными) культами50. Типичные примеры подобных сект - “Гербалайф”, «Эм-Уэй» («Am-way»), «Ипсум» («Ipsum») Фабриса Керерве и другие подобные им организации, функционирующие по принципу пирамиды, или, как они сами это называют, «многоуровневого маркетинга». Согласно ст. 14 ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» основаниями для ликвидации религиозной организации и запрета на деятельность религиозной организации или религиозной группы в судебном порядке являются: нарушение общественной безопасности и общественного порядка; действия, направленные на осуществление экстремистской деятельности; принуждение к разрушению семьи; посягательство на личность, права и свободы граждан; нанесение установленного в соответствии с законом ущерба нравственности, здоровью граждан, в том числе использованием в связи с их религиозной деятельностью наркотических и психотропных средств, гипноза, совершением развратных и иных противоправных действий; склонение к самоубийству или к отказу по религиозным мотивам от оказания медицинской помощи лицам, находящимся в опасном для жизни и здоровья состоянии; воспрепятствование получению обязательного образования; принуждение членов и последователей религиозного объединения и иных лиц к отчуждению принадлежащего им имущества в пользу религиозного объединения; воспрепятствование угрозой причинения вреда жизни, здоровью, имуществу, если есть опасность реального ее исполнения, или применения насильственного воздействия, другими противоправными действиями выходу гражданина из религиозного объединения; побуждение граждан к отказу от исполнения установленных законом гражданских обязанностей и совершению иных противоправных действий. Правом внесения представлений в суд о ликвидации религиозной организации либо о запрете деятельности религиозной организации или религиозной группы обладают органы прокуратуры Российской Федерации, федеральный орган государственной регистрации и его территориальные органы, а также органы местного самоуправления. Кроме того, деятельность религиозного объединения может быть приостановлена, религиозная организация может быть ликвидирована, а деятельность религиозного объединения, не являющегося религиозной организацией, может быть запрещена в порядке и по основаниям, предусмотренным Федеральным законом «О противодействии экстремистской деятельности». Государственная религиоведческая экспертиза позволяет определить наличие признаков секты в деятельности религиозного объединения. В ходе проведения религиоведческой экспертизы существует возможность распознать и отсечь секты и квазирелигиозные организации, преследующие только коммерческие или незаконные цели. (Приказ Министерства юстиции Российской Федерации «О государственной религиоведческой экспертизе» от 18 февраля 2009 г.) В сфере религиозной безопасности нормы международного права также играют большую роль. В частности, ст. 9 «Конвенции о защите прав человека и основных свобод» (Рим, 04.11.1950) позволяет ограничивать свободу исповедовать свою религию или убеждения в интересах общественной безопасности, для охраны общественного порядка, здоровья или нравственности или для защиты прав и свобод других лиц. Иными словами, государство имеет право не предоставлять статус религиозной организации любому обществу верующих с целью недопущения легализации сект, нарушающих права человека и совершающих незаконные и преступные действия. Кроме того, основанием для отказа может быть и миссионерская деятельность, когда она несовместима с уважением к свободе мысли, совести и религии других и к иным конституционным правам и свободам, а именно сопровождается предложением материальных или социальных выгод с целью вербовки новых членов в церковь, неправомерным воздействием на людей, находящихся в нужде или в бедственном положении, психологическим давлением или угрозой применения насилия и т.п. Об этом говорится в Постановлении Европейского парламента от 12 февраля 1996 года «О сектах в Европе» и в Рекомендации Совета Европы № 1178 (1992) «О сектах и новых религиозных движениях», а также в Постановлениях Европейского суда по правам человека от 25 мая 1993 года (Series А, № 260-А) и от 26 сентября 1996 года (Reports of Judgments and Decisions, 1996-IV), разъяснивших характер и масштаб обязательств государства, вытекающих из статьи 9 названной Конвенции. В Стратегии религиозная безопасность отдельно не рассматривается. Указывается лишь на то, что основными источниками угроз национальной безопасности в сфере государственной и общественной безопасности является экстремистская деятельность религиозных организаций и структур. В Концепции общественной безопасности отмечается, что условия для религиозного экстремизма создаются незаконным пребыванием в Российской Федерации иностранных граждан, а религиозная рознь связывается в том числе с переселением мигрантов с востока страны в центр, в том числе в Московский регион. Следует инициировать принятие Федерального закона «О религиозной безопасности» вместо давно устаревшего ФЗ «О свободе совести и религиозных объединениях», в котором подчеркнуть историческое и культурное значение РПЦ и других традиционных религий в формировании Российского государства; определить и перечислить угрозы религиозной идентичности народам России; описать методику проведения религиоведческой экспертизы; перечислить признаки сект; закрепить принципы взаимодействия и сотрудничества церкви и государства; формы их взаимной поддержки; механизмы правового обеспечения жизнедеятельности церкви в современном российском обществе; закрепить гарантии независимости РПЦ и ее участия в политической и правовой жизни общества. В этом же законе следует указать на сохранение особой роли в формировании культуры и истории Российского государства Русской православной церкви, а также традиций и культуры ислама, буддизма, иудаизма.

В последнее время в нашей жизни, несмотря на тяжелые социально-экономические условия все больше внимания уделяется духовной стороне бытия. Этому способствуют происходящие в нашем обществе общественные процессы. Впервые за долгие годы свобода совести получила реальное признание на практике.

Но нередко интерес к духовному просвещению приобретает чудовищные формы и последствия, а именно массовые самоубийства на религиозной почве (Германия), теракты (Япония) и прочие страшные вещи. Таким образом, процесс поиска истины помимо всего прочего имеет еще и другую сторону –криминальную.

Но это на западе, а что у нас? В России развитие религиозных структур еще достигло такого уровня. Однако, уже есть печальные примеры деятельности «Белого братства» и «АУМ Синрике»., и хотя они находятся под запретом, тем не менее их отделения продолжают тайно функционировать.

И пока миссионерская деятельность в России не достигла зарубежного криминального уровня, есть смысл задуматься над тем, чтобы не допустить манипулирования сознанием в корыстных целях руководителями религиозных организаций.

Новый подход или еще раз о тоталитарных сектах

Необходимость борьбы с антиобщественными религиозными организациями вытекает из ч. 5 ст.13 Конституции РФ: «Запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни».

Анализ практики позволяет выявить возможные криминальные направления деятельности отдельных религиозных организаций – от насилия к отдельным членам до терактов или использования верующих для политического или экономического шпионажа в пользу других государств. Так, например, сатанисты использовали физическое насилие к своим членам с целью удержать их в общине. В 60-х годах прошли несколько судебных процессов по обвинению членов организации « Свидетели Иеговы» в шпионаже на территории СССР в пользу США, в настоящее время деятельность этой организации во многих регионах находится под запретом.

До сих пор многие исследователи видели решение проблемы в разработке теории, так называемых «тоталитарных сект». Однако в науке не существует понятия секты, тем более тоталитарной. Сторонники этого подхода стремились найти признаки тоталитарной политики в деятельности религиозных групп. Но на практике они затруднялись дать исчерпывающий перечень таких признаков. Исследования показывают, что именно большинство религиозных структур соответствуют их признакам, поскольку система этих признаков настолько несовершенна, что позволяет подвести под них любую религию, порой даже традиционную. Поэтому существующие подходы не позволяют адекватно оценить общественно-политическую ситуацию. Кроме того, выявление тоталитарных сект скорее может вызвать разжигание религиозной розни, что недопустимо. Нужен квалифицированный научный подход.Но уже напуганные россияне, бросаясь в крайность вступавшие ранее во все объединения подряд, пытаются теперь разглядеть в любой религиозной организации врага общества.

Действительно, любая религиозная организация обладает значительным влиянием над своими членами. Пользуясь этим, руководители религиозной организации могут воздействовать на принятие ими личных решений и даже общественных действий. Но любая религиозная организация также может пропагандировать свои убеждения и главной ее задачей является привлечение новых членов. Поэтому антиобщественность той или иной организации не зависит от успешности «освоения» территории и темпов развития.

Современная общественно-политическая обстановка в стране характеризуется целым рядом воздействующих на сознание обстоятельств. Основным фактором, ее определяющим является деятельность общественных, в том числе религиозных и политических организаций. Именно эти организации «работают» в непосредственном контакте с населением, и поэтому им доверяется идейное воспитание граждан, формирующее их идеологию – основу социальной жизни. Таким образом, религия может выступать как созидающий, так и разрушающий общественные связи фактор. Поэтому государство и мы сами не можем быть безучастны к деятельности таких организаций. От того, кто и как будет заниматься социальным воспитанием, какие идеи будут преподноситься и на какую почву ложиться, зависит система жизнеобеспечения государства.

В борьбе с антиобщественными религиозными объединениями нельзя забывать о презумпции невиновности, в соответствии с которой ни организация, ни ее руководство не могут быть признаны виновными, до вынесения соответствующего решения судом. Но рассмотрению дела в суде предшествует кропотливая работа, которая не всегда заканчивается передачей дела в суд. Поэтому гораздо эффективнее осуществлять разъяснительную и профилактическую работу. Но развитие религиозных структур и появление новых происходит стремительно, так что на сегодняшний день ни одно правоохранительное ведомство не способно обеспечить профилактическую работу в этой сфере. Статистики правонарушений в сфере религиозной миссионерской деятельности нет.Как же государство может гарантировать гражданам соблюдение прав внутри религиозных организаций? Думается, что настало время обратить внимание общественности и понять, что это проблема общественная и комплексная.Ее решение можно назвать «концепцией религиозной безопасности». Основными ее положения сводятся к следующим моментам:

1) Рассматривая проблему религиозной безопасности следует помнить, что с точки зрения законодательства и любой религии – следование тому или иному учению – дело добровольное. Этот выбор конкретной личности никто из нас не имеет право изменить. В основе такого выбора лежит убеждение личности в истинности учения. В основе религии лежит только убеждение. Еще немецкий философ И. Кант в 18 веке доказал, что существование Бога не может быть наукой гни доказано, ни опровергнуто, а следовательно, нельзя доказать или опровергнуть истинность той или иной религии. В этом можно быть только убежденным. Попытки этого вызывают идеологический спор. А вопрос должен решаться с юридической точки зрения.

2) Решение вопроса с юридической точки зрения. По законодательству все религии равны. Человек может придерживаться любого вероучения и следовать ему. Поэтому законодательство не выделяет общественно опасных видов религий. Законодательство, к сожалению только запрещает создание религиозных организаций, следующих учениям, направленных на разжигание розни, подрыв основ конституционного строя. Поэтому необходимо предусмотреть в законе запреть на пропаганду деструктивной идеологии или вероучения. Например, есть страны, где запрещены фашистская идеология и символика, сатанизм и некоторые другие религии. Пока такого закона нет, существует значительная опасность перевернуть борьбу с нарушениями в области свободы вероисповедания в преследование отдельных религиозных групп, что опять же приведет к разжиганию религиозной розни.

3) С точки зрения юридической практики вряд ли существуют религиозные организации, которые вообще никогда ни в чем не нарушали законодательство РФ. Задача состоит в пресечении и профилактике наиболее серьезных правонарушений, связанных с насилием или угрозой общественной безопасности. При этом следует иметь в виду, что в правонарушениях виновна не сама религия или религиозное учение, а конкретные лица. Именно поэтому саму религию запретить нельзя, как нельзя запретить и любую другую идею.

Поскольку в соответствии со ст. 2 Конституции РФ наивысшей ценностью является человек, его права и свободы, то главным объектом концепции религиозной безопасности должна быть личность. Как показывает практика, основными правонарушениями в области права на свободу вероисповедания являются:

1) Предоставление, неполной или заведомо ложной информации о сущности учения (мимикрия). Многие миссионеры, с целью вербовки новых адептов, пытаются выдать новую религию за традиционную, чаще всего православную. Так, например, некоторые представители церкви объединения (М.Мун) представляются православными, последователи даосизма утверждают, что их религия совместима с православием, Е.Рада также утверждает, что имеет «посвящение»(!) от священнослужителей Русской Православной Церкви. Всякие колдуны и маги в прессе предпочитают фотографироваться на фоне православных икон. Хотя в любом из перечисленных случаев РПЦ никакого отношения к ним не имеет и более того находится в абсолютной оппозиции. И вновь подчеркну, что право каждого гражданина следовать тому или иному учению не может быть оспорено, но когда гражданин переступает порог религиозной организации, он имеет право знать о действительном отношении данной организации к той или иной религии.

Особое место в связи с этим занимают эзотерические учения. Нередко для повышения интереса не имеющих специального образования граждан, распространяемому религиозному учению придается научный характер либо наоборот, происходит подмен научной теории и наполнение ее ненаучным знанием, например, уфология, сайентология. Более того, в форме современных наук пытаются выступать древние оккультные религии, что находит выражение в виде целительства и астрологии. Кстати в энциклопедиях астрология прямо относится к оккультизму, но об этом повсеместно последователями умалчивается.

2) Требование об отказе от осуществления гражданских прав или обязанностей как основное условие пребывание в качестве члена религиозной организации. Так, например, в рядах «Свидетелей Иеговы» распространены мнения о том, что человек, ставший их членом автоматически становится гражданином Царствия Божьего, соответственно прежние обязанности для него необязательны. Поэтому в юридической практике возникали претензии к челнам указанной организации, отказывавшихся идти в армию, были скандалы с отказом от переливания крови пострадавшим и пр.

You have no rights to post comments

Существенной особенностью развития общественной жизни России, да и всех государственных новообразований на территории бывшего СССР является возрождение религиозного сознания населения. Об этом можно судить по следующим характерным признакам.

Во-первых, согласно социологическим опросам, фактически за одно десятилетие (с 1980 по 1991 г.) число верующих возросло в 3 раза и по разным оценкам составило от 33 до 55 % населения.1721 Заметный рост православных верующих произошел после проведения мероприятий, связанных с 1000-летием крещения Руси и особенно после распада Советского Союза. Наиболее распространенной религией в России остается православие. С ним себя отождествляет 73,6 % россиян; 4 % граждан РФ заявили о своей приверженности исламу; менее 2 % исповедуют не православное христианство или принадлежат к иным конфессиям; 18,5 %

считают себя атеистами и лишь 2,3 % затруднились с религиозной

самоидентификацией.

Во-вторых, резко возрос процент верующих среди молодежи, особенно образованной. Он превысил уровень религиозности людей среднего возраста. В религиозных общинах все более заметную роль играют образованные, сведущие в богословских вопросах верующие среднего или молодого возраста, которые не ограничиваются участием в религиозных обрядах. Они, как правило, много времени уделяют милосердию, благотворительности. Возросла и их социально-политическая активность.

В третьих, наблюдается рост пр естижа конфессиональных организаций, действующих в стране, возникновение религиозных политических партий и движений.

В-четвертых, ушла в прошлое практика администрирования в вопросах религии и атеизма, нередкого притеснения верующих и насаждения атеизма. Сегодня церковь принимает активное участие в самых разных сферах общественной жизни.

В-пятых, в религиозных конфессиях и религиозных организациях формируются собственные социальные доктрины. Церковные иерархи, духовенство, массы верующих все решительнее и аргументированнее дают нравственную оценку социально -политическим процессам, протекающим в стране, и не склонны слепо доверять как религиозным, так и политическим лидерам.

Однако при всей важности происходящих перемен имеют место и негативные тенденции. Усиление прорелигиозных устремлений опережает рост самой веры, а позитивный процесс понимания религии как элемента культуры народа, одного из факторов, формирующих национально - этническое самосознание, ее роли в утверждении морали и общечеловеческих ценностей сопровождается порой издержками своеобразного религиозного бума. Это проявляется в деятельности тех, кто использует религию в корыстных целях, в увлечении ничего общего не имеющей с верой мистикой, в межконфессиональном соперничестве, во втягивании религиозных организаций в текущую политику, в межнациональные и межэтнические конфликты и т. д.

Причины и характер повышения интереса к религии, как и сопутствующих этому процессов, многообразны, они зависят от объективных и субъективных, внутренних и внешних факторов. Поэтому дать полную картину религиозного возрождения, наблюдаемого в той или иной степени во всех социальных группах, регионах, конфессиях, прогностическую оценку тенденции его развития может только беспристрастный, свободный от идеологических и конфессиональных предвзятостей анализ. Мы остановимся лишь на некоторых причинах возросшего влияния религии.

Это прежде всего общественно-политические и правовые перемены в стране. Отказ от монополии коммунистической идеологии, провозглашение плюрализма в области духовной жизни ликвидировали существовавшие на протяжении десятилетий официальные и неофициальные запреты в религиозной сфере. Было принято прогрессивное законодательство о свободе совести и вероисповеданий. Все это позволило религиозным общинам и организациям активизировать свою деятельность, а верующим свободно отправлять религиозные обряды. Об этих благоприятных политико -правовых переменах свидетельствуют и заявления религиозных деятелей всех конфессий, действующих на территории РФ.

На рост религиозного сознания оказывают воздействие и такие факторы, как политическая нестабильность, межэтнические конфликты, ухудшение экономического положения и экологической ситуации в стране и в отдельных регионах, порождающие у людей состояние фрустрации,1741 чувство страха, обреченности и беззащитности. Разуверившись и разочаровавшись в бесчисленных невыполняемых обещаниях, они обращаются в поисках надежных социальных ориентиров к авторитету религии и церкви. Этому в немалой степени способствует образовавшийся духовный вакуум, вызванный решительным отказом от тех идеалов и ценностей, которыми более 70 лет руководствовалось общество и на которых было воспитано несколько поколений людей. Этот вакуум не удалос ь заполнить системой светских идей и ценностей, понятых и принятых народом, способных увлечь и обнадежить его.

Существенным фактором повышения религиозности современного российского общества является стремление народа преодолеть бездуховность, нравственный кризис. Нравственно неиспорченные люди, стремящиеся жить по совести, видя, что те идеалы, на которых они воспитаны, рушатся, обращаются к религии и церкви как оплоту моральных ценностей, проверенных временем. В этих гуманистических, общечеловеческих ценностях и принципах, в религиозной многовековой традиции воспитания душевной чистоты они видят защиту от негативных явлений современной действительности, порождающих бездуховность общества.

Немаловажное значение в повышении влияния религии имеют и исторические традиции. Патриотическая деятельность православной церкви в кризисные и переломные периоды истории российского общества (формирование Российского государства, борьба с татаро -монгольским нашествием, Отечественная война 1812 г. и Великая Отечественная война 1941-1945 гг.) всегда помогала ему выстоять. Историческая память народа запечатлела эту прогрессивную деятельность церкви, и сегодня, в кризисное время, многие вновь обращаются к ней как к надежной общественной силе, традиционному институту, способному на полезные и добрые - духовные и социальные - деяния для народа.

К социально-психологическим причинам возрастания интереса к религии следует отнести и то, что в сложные периоды истории страны наблюдается повышение уровня национального самосознания, усиливается тяга к отечественным, национальным ценностям, в том числе религиозным.

Это явление зафиксировано в социальных исследованиях, проводившихся во всех регионах России (например, более 60 % неверующих горожан считают, что религия необходима для сохранения национального самосознания и служит основой патриотически -религиозных течений, правда, порой домогающихся особых привилегий для своей нации и конфессии}

Загрузка...