docgid.ru

Зачем нужны в компьютере звуковая карта, процессор, оперативная память? Упражнение "Что какого цвета". Методика чемпиона России по запоминанию

Введение

Память - это основа психической жизни, основа сознания. Любая деятельность (игра, учеба) основана на том, что образ воспринятого сохраняется в памяти. Память сохраняет связи между фактами, событиями, сохраняет прошлое для будущего.

Память – это форма психического отражения действительности, заключающаяся в запоминании, сохранении и воспроизведении индивидуумом данных прошлого опыта.

Различают 12 видов памяти. Слуховая память относится к образной, т.е. это память на определенные образы при помощи слухового анализатора. Данный вид памяти характеризуется тем, что человек, обладающий им, может быстро и точно запомнить смысл событий, логику рассуждений или какого-либо доказательства, смысл читаемого текста и т.п. Этот смысл он может передать собственными словами, причём достаточно точно. Этим типом памяти обладают учителя школ, опытные лекторы, преподаватели вузов, учёные.

1. Значение слуховой памяти

Некоторые гораздо яснее помнят виденное, другие слышанное. Один узнает старого знакомого, лишь только увидит, между тем, как другой не узнает лицо, но вспомнит человека, услышав его голос. Есть случаи, когда люди, не видевшиеся годами, узнавали друг друга по телефону. Существует реальная история об одном сыщике, который не мог узнать известного преступника, благодаря его искусному переодеванию, но как только последний заговорил, он узнал и арестовал его, т. к. десять и более лет тому назад сыщик слышал его голос. Некоторые узнавали своих бывших школьных товарищей, не встречаемых с детства, по голосу, хотя детский дискант заменился более зрелыми звуками.

Обыкновенно зрительные впечатления воспринимаются быстрее, но тем не менее память, по-видимому, удерживает лучше слуховые впечатления. Многие люди помнят слышанное гораздо яснее читанного. Но многие писатели придерживаются того мнения, что в деле запоминания лекций зрение помогает слуху, мы запоминаем наружность лектора, его жесты, выражения. И лекция кажется более «живой», когда мы слышим ее, чем когда читаем ее впоследствии напечатанную.

А самое главное, пожалуй, слуховую память и "слуховое внимание" развить гораздо проще, чем зрительную память. Упражнения выполняются проще, без особых усилий и отвлечений от текущих дел. И эффект начинает проявляться гораздо быстрее

Музыканты развивают свой орган слуха до высокой степени. Музыкальное ухо может отличить едва уловимую дисгармонию или незначительную вариацию от первого звука скрипки. Но и многие другие развили эту способность до большого совершенства. Машинисты различают уклонение от обыкновенного производимого машиной звука. Железнодорожные сторожа различают малейшую разницу в звуке рельсов при проходе поезда и узнают таким образом, что не все в порядке. Машинист сразу узнает перемену в шипении паровоза и сейчас же уменьшает давление. Старые лоцманы узнают свисток каждого парохода на своей реке, а жители больших городов распознают колокола различных церквей. Телеграфисты узнают на своей линии аппарат новой системы в одну минуту, просто по неуловимой разнице в стуке.

В давние времена, когда письмена были не известны, познания одного поколения устно передавалось другому, от отца к сыну, от учителя к ученику. Слушатель должен был располагать наисильнейшим вниманием и сосредоточением, т. к. изученное таким способом сохранялось без изменения и в свою очередь передавалось ученику или сыну первого слушателя. Таким образом, эти ученики могли повторять огромные тетради, не изменяя и не выпуская ни одного слова. Поэмы древних греков передавались из поколения в поколение; так же обстояло дело с древнескандинавскими сагами. Таким же образом сохранялись в течении веков философские учения персов и индусов. Учителя Востока не доверяли камню и папирусу, предпочитали, чтобы тайна их учения неизгладимо запечатлевалась в мозгу их учеников и пребывала там как живая истина.

Рассказывают, что 2.000 лет тому назад одного китайского императора охватила зависть к его умершим предкам и к величию истории его народа. Он приказал уничтожить все религиозные, исторические и философские памятники прошлого, чтобы в будущем все вело свое начало от времени его царствования. Он сжег писанные и выгравированные записи в империи, включая и труды Конфуция. Прошлая история народа была уничтожена и живет теперь в форме преданий, но труды Конфуция продолжают существовать нетронутыми, благодаря удивительной памяти одного последователя Конфуция, который сохранил в своем разуме учения, преподанные ему в юности и скрывал их до смерти нетерпимого императора, когда учения великого философа были восстановлены по его памяти, которая была так совершенна, что, когда много лет спустя был найден древний конфуцианский манускрипт, каким-то чудом спасенный от костров императора, увидели, что старый мудрец не пропустил ни единого слова. Современные китайские писатели говорят, что если бы уничтожили китайских классиков, миллионы китайцев завтра же процитируют их наизусть.

Тот же обычай наблюдается в Индии, где, хотя и имеются манускрипты, написанные за 2.000 лет, существуют, ученики, держащие в памяти великие философские тракты, которые сохранились от времени, когда письменность была еще неизвестна. Санскритский язык - мертвый, но он сохранился в передаче религиозных и философских учений - и не только слова, а и произношение, ударение и остановки. Многие современные индусы могут рассказать наизусть веды, содержащие около миллиона слов. Нужны годы, чтобы запомнить такую массу, т. к. ежедневно выучивается только несколько строк, которые заставляют повторять много раз. Урок выучивается посредством изустной передачи, обращений к манускриптам не дозволяется.

Кабала или тайное учение евреев передавалось таким образом, то же говорят и относительно друидов.

Древние греки и римляне были последователи такого же рода запоминания и приводятся примеры, когда граждане дословно повторяли слышанные важные речи.

Согласно Максу Мюллеру весь текст и словарь санскритской грамматики Панипи передавался устно в течение 350 лет, пока не был записан. Один этот труд по размерам равняется библии.

Существуют индусские священники, могущие точно продекламировать всю Магабараву, состоящую из 30.000 строк. Славянские рапсоды древних времен знали наизусть громадные эпические поэмы. А индейцы запоминают и декламируют свои мистические сказания нескончаемой длины. Древние законы Исландии не были записаны или напечатаны, но сохранялись в памяти судей и законоведов страны. А легенды их рассказывают, что законоведы тех времен удерживали в памяти не только законы, но и прецеденты выросшие вокруг законов.

Теперь, конечно же, нет необходимости в таких проявлениях памяти, но при необходимости и современные люди могут достигнуть искусства древних.

2. Проблемы концентрации внимания при слуховом восприятии

Ваш мозг может отключать и подключать слуховое восприятие. Многие люди могут спать, несмотря на невероятный ночной шум, но способны проснуться от шепота любимого человека. Чем больше вы будете тренировать этот навык, тем больше пользы он вам принесет.

Существует множество методов, способствующих развитию слуховой памяти человека. По мнению ученых, благодаря тренировкам можно увеличить объем слуховой механической памяти в среднем в 2-3 раза.

. Среди основных проблем в области умения слушать и слышать наиболее часто встречаются следующие:

º физиологические;

º рассеянность;

º забывчивость;

º плохо различимые звуки.

Рассмотрим их подробно.

1. Физиология. За исключением тех случаев, когда физические отклонения не являются следствием болезни, большинство слуховых патологий проистекают от неумения обращаться с органом слуха. С ним нужно обращаться как с ценным музыкальным инструментом, что подразумевает поддержание его в хорошем рабочем состоянии и недопустимость плохого обращения.

В современном обществе наше внутреннее ухо постоянно бомбардируется звуками, которые намного превосходят допустимый для него уровень. Насколько это представляется возможным, нужно стараться избегать тесного контакта с машинами, производящими различные сильные звуки, - особенно это касается самолетов, а также звукоусилительной аппаратуры. Как показали исследования, если за слухом тщательно следить, с возрастом не возникает никаких ухудшений.

2. Рассеянность. Рассеянность в процессе слушания обычно возникает по двум причинам: она зависит от окружающей обстановки и ваших собственных внутренних мыслей.

Одной из удивительных способностей мозга является способность отбрасывать звуки, которые не представляют для него интереса. Таким образом, к примеру, на вечеринке влюбленные могут улавливать слова, произнесенные друг другу шепотом среди общего шума. Точно так же мать может различить крик своего ребенка среди шума большой толпы.

Одна лишь осведомленность о данном умении поможет не реагировать на посторонние звуки. Не обращая внимания на шум, который только отвлекает, сконцентрируйтесь на том, что надо услышать, и мозг автоматически перестанет воспринимать шумы, слышать которые вы не желаете.

Ваш мозг может как «отключать», так и «подключать» свое слуховое восприятие. Очень многие люди могут спать, несмотря на невероятный ночной шум, и в то же время способны проснуться от шепота любимого человека или от мягкого звука будильника. Зная об этой способности, желательно ее постоянно тренировать: чем больше ее использовать, тем больше пользы она вам принесет.

Это можно делать, сознательно принимая решение слушать окружающие звуки. Если вы на шумной улице, попробуйте в первую очередь прислушаться к звуку шагов по мостовой, потом к песням птиц, потом к специфическим звукам, издаваемым транспортом. Точно также, если вы находитесь у себя дома, прислушивайтесь по отдельности к различным звукам: шуму воды, вою ветра, звукам уличного движения.

Вторая форма рассеянности проистекает от мыслительных процессов. Это часто случается, когда при утомлении от сильного стресса. Одним из наиболее эффективных способов избежать подобной рассеянности является тренировка слуховой памяти для того, чтобы улучшить восприятие и воспроизведение.

Если это делать, мозг научится концентрироваться на процессе слухового восприятия, а не будет «витать в облаках», утратив память и внимание. Все это очень тесно связано с другой большой проблемой.

3. Скука. Скука обычно приходит тогда, когда мы обязаны быть внимательными, но ситуация не вызывает у нас интереса. В результате возникает полная рассеянность и практически полная потеря услышанной информации. Кроме попыток приложить все усилия и найти хоть какой-либо интерес, рекомендуется способ, который применяется при совсем уж скучных ситуациях. Это резкая критика.

Если вы слушаете речь, которая вам крайне интересна, вы полностью «превращаетесь в слух». Но речь столь же хорошо воспринимается, когда ее суть противоположна вашим собственным взглядам или когда говорит человек, которому вам очень хочется возразить.

Надо слушать с вниманием, нацеленным исключительно на конструктивную критику всего, что бы вы ни услышали. Если вы сделаете это, ваш мозг всегда будет готов воспринимать всю нужную информацию, которую вы услышите.

4. Забывчивость. Забывание того, что вы услышали, может быть очень неприятным для вас и означает потерю времени и для самого слушателя, и для вашего собеседника. Несомненно, нужно заботиться о своем слуховом аппарате, не отвлекаться на посторонние звуки и свои собственные внутренние мысли, а также использовать резкую критику для того, чтобы побороть скуку. Но можно также овладеть еще тремя способами улучшения умения слушать. Это самомотивация, внутренняя установка на слушание.

Внутренняя установка на слушание может быть сделана путем разработки собственных индивидуальных упражнений, в которых надо активно ставить задачу услышать как можно больше из того, что происходит вокруг: на работе, во время путешествия, при общении, на вечеринках, в деревне, перед сном. Следует давать себе небольшие конкретные задания на определение разницы в интонациях голоса, в пении различных птиц, а также в общем уровне шума на работе и дома в разное время.

Выбор ключа основан на том факте, что мозг запоминает не списками, строчками и предложениями, а путем привязывания ключевых слов и образов друг к другу. Для того, чтобы вспомнить то, что было сказано, нужно концентрировать внимание не на общем смысле предложения, а на ключевых элементах, которые составляют основу того, что было произнесено.

Как только ключевые элементы созданы, попытаться мысленно выстроить из них связанную цепочку, визуализируя основные мысли, в то время как речь продолжается. Выбор ключевых элементов будет не только способствовать лучшему воспроизведению большей части сказанной информации, но также значительно повысит пособность понимать то, что было услышано, делать соответствующие комментарии, задавать разумные вопросы.

5. Плохо различимые звуки. Эта проблема имеет совсем другой характер, чем предыдущие четыре, и особенно беспокоит, когда вам очень необходимо уследить за содержанием сказанного, а проговаривается оно невнятно. Человек часто пропускает основные элементы разговора, речи, лекции просто потому, что они не доходят до слушателя из-за того, что оратор не говорит, а бормочет, «жуёт» слова или слишком удален

Поскольку намерение говорящего обычно заключается в том, чтобы дать полностью всю информацию, он зачастую останется доволен, если ему мягко дадут понять, что его не очень хорошо слышно.

3. Тренировка слуховой памяти

Сила нашего впечатления зависит от интереса, с которым к нему относится наш разум в момент его восприятия, и от ко­личества волевого внимания, сосредоточенного на нем. Пред­мет интересный, или же к которому отнеслись со вниманием, оставляет более резкое впечатление, нежели предмет, мало или совсем не возбуждающий такового.

У большинства людей преобладает один из видов памяти ­слуховой или зрительной. Музыканты развили свой орган слуха до такой степени, что их ухо может отличить едва уловимую дисгармонию или незначительную вариацию от верного звука скрипки или другого инструмента. Водители различают даже легкое отклонение от обычного производимого машиной шума. Чтение вслух помогает запоминанию прочитанного и запечатле­нию в уме значения слов. Чтение вслух того, что вы сами на­писали, придает силу анализу, которая неизвестна читающему про себя. Существуют и другие упражнения для развития слуховой па­мяти.

Упражнение 1. При прохождении по улице стараться схва­тить и удержать на несколько мгновений отрывок разговора прохожих, услышанный вами. Можно удивиться количеством и разнообразием несогласованных между собой фраз, услышанных и удержанных в памяти после короткой практики (3-4 месяца). Это упражнение ценно только для практики, потому что улавливаемые фразы едва ли будут иметь значение сами по себе. Продолжительность ежедневных упражнений от 15 минут до часа.

Упражнение 2. Стараться различать голоса встречаемых людей и вспомнить голос, когда его опять услышите. Каждый человек имеет особый голос, и очень интересно изучать раз­личные типы голосов и их характерные черты. Станет более заметно, что у каждого человека своя, присущая ему, манера произносить и делать ударение на некоторых словах. Также станет очевидно, что люди различных стран и разных частей одной и той же страны обладают различной интонацией и особенностями произношения. Есть люди, которые в состоянии безошибочно определить, из какой части страны тот или иной человек, услыхав его голос. Кроме того, и характер человека часто отражается в его голо­се, и опытный наблюдатель может составить себе хорошее пред­ставление о духовном облике говорящего. Продолжительность ежедневных упражнений 20-30 минут. Упражнение 3. Стараться стоять на месте, где нельзя видеть говорящих, и пробовать различить их голоса и сопоставить их с лицами. После создания полного мысленного представления проводится непосредственное наблюдение за бе­седующими и сравнение умственных образов и реальных. Продол­жительность ежедневных упражнений 10-15 минут.

Упражнение 4. Стараться услышать разницу в звуке шагов людей, находящихся вдоль достаточно длинного коридора. Каждая походка имеет свои характерные особенности и даже часто характер идущего обнаруживается в его посту­пи, звуке, происходящем от прикосновения ноги к полу. Продолжительность ежедневных упражнений 20-30 минут.

Упражнение 5. Слушать несложное (для начала) музы­кальное произведение или простую мелодию и потом стараться пропеть или просвистеть ее. Как ни просто это кажется, но это упражнение помогает развитию слуха и одновременно разви­вает внимание к звукам. После небольшой тренировки можно обнаружить новый интерес к мелодиям и наслаждение музыкой больше, чем прежде. Продолжительность ежедневных упражнений от 20 минут до одного часа.

Упражнение 6. Посещая занятия, относится к ним с наибольшим вниманием. Стараться после каждого занятия повторить все, что запомнилось. Перечитывать речи, разбирать их и повто­рять максимальное количество сказанных фраз. Это не только способствует развитию слуховых восприятий и памяти, но и один из лучших способов стать умелым оратором. Ученики, долго посещающие уроки любимого учителя, постепенно приобретают в большей или меньшей степени его стиль речи. Слушание хороших ораторов развивает попутно с памятью и сво­боду выражения своих собственных мыслей, значительно превы­шающую ту, что была у вас раньше. Если упражняться в запоми­нании отрывков речей хороших ораторов и повторении возможно не только слов, но и выражений, то можно развить в себе силу выражений и суждений, что в последствии принесет немалую пользу.

Упражнение 7. Наилучший способ упражнять память в удержании и припоминании слышанного - это тот, который рас­пространен у индусов и других народов в деле передачи их священных и философских учений. Ключ и секрет этого чудесного метода состоит в начинании с малого, постепенном прибав­лении и частом повторении. Ваш помощник читает вам строчку из какого-нибудь стихотворения (или любую другую), а вы пов­торяете ее, пока она окончательно не закрепится в памяти. На следующий день ваш помощник должен заставить вас повторить первую строчку и выучить вторую, а затем повторить обе сра­зу. Прослушав строчку один раз, надо постараться повторить ее. Если повторить ясно и полно не представляется возможным, то прослушать еще раз и т.д., чтобы знать основательно. Затем повто­рить несколько раз, пока не убедитесь, что знаете ее, и постараться сказать ее в обратном порядке. Если она настолько хорошо запечатлелась в памяти, что как бы видится в сознании, то вам это не покажется трудным, раз вы приобрели навык.

На третий день повторить выученные строчки раньше, чем при­няться за следующую; выучив третью, повторить три сразу. В следующие дни прибавлять ежедневно по строчке, имея ввиду, что повторение - наиболее важное условие. Думать о значе­нии слов, также как и о словах самих по себе, стараясь нари­совать умственную картину того, что описывается. Задаваться сразу слишком многим не следует. Строчка в день даст в скором времени материал, повторение которого не очень будет затруднять. Не следует относиться с пренебрежением к ви­димой простоте и "легкости" задачи. Эта та же система, по ко­торой индусские ученики учатся запоминать большие по объему книги. В ходе этого упражнения развивается и приучается ухо и разум получать впечатления, сохранять их и вызывать. Со временем обнаружится, что ваша слуховая память возрастает с каждым днем. Если интерес к этим опы­там ослабевает, то можно взяться, для разнообразия, за другую поэму или предмет, но не нужно забывать изредка повторять и ста­рые строчки. Перемена придаст опыту новую прелесть и помо­жет вернуться к старым строчкам с новым интересом.

Успех возможен только при условии ежедневных занятий ­свой мозг необходимо держать в определенном тонусе, так же как и мышцы тела. В дни неудовлетворительного самочувствия объем нагрузки можно уменьшать до минимально возможного (5 -10 минут в день), но совсем исключать не рекомендуется.

Заключение

Человек живет в мире звуков: звуков природы, механизмов, музыки, речи и т.д. Посредством слухового восприятия он улавливает текущие звуковые события, настраивает свой слуховой аппарат в конкретной звуковой ситуации, находит источник звука, реагирует на изменения в звуковой среде. Благодаря слуховой памяти человек может узнавать знакомые звуки, мысленно воспроизводить и использовать звуковые впечатления из прошлого. Слуховая память просто необходима филологам, людям, изучающим иностранные языки, акустикам, музыкантам и простым людям. Слуховая память более долговременна. Итак, несмотря на постоянное совершенствование технических средств хранения для нас огромных объемов информации, отказаться от услуг собственной памяти мы не сможем никогда.

Но чтобы содержать слуховую память в полной боевой готовности, необходимы ежедневные тренировки нашей слуховой памяти. Кроме того, постоянная концентрация внимания является непременным условием при развитии слуховой памяти. Доказано, что слуховую память и "слуховое внимание" развить гораздо проще, чем зрительную память. Упражнения выполняются проще, без особых усилий и отвлечений от текущих дел. Методично развивая свою слуховую память, можно достичь невероятных результатов – мгновенно запоминать услышанные мелодии, сказанные мысли. Процесс обучения, работы будет идти в несколько раз быстрее и эффективнее, если слуховая память развита. Итак, развитая слуховая память – сверхмощное оружие, которое будет бесперебойно помогать вам при любых жизненных обстоятельствах.

Список используемой литературы

2. Никкинен И.И., Лукина Н.А. Научи меня слышать. Развитие слухового восприятия, внимания и памяти

3. Немов Р.С. Психология. Кн. 1. Общие основы психологии. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997.

4. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб, Питер, 1999.

Помимо интеллектуальных, перцептивных существуют еще и мнемические. Они являются компонентами человеческой познавательной активности, тесно связанными с его перцептивными процессами, Возникающие образы памяти называются представлениями.

Трактовка понятия памяти

Известно, что это процесс сохранения ранее приобретенного опыта, именно он делает допустимым повторное применение последнего в действии, а также возвращение в область сознания. Она соединяет прошлое индивида с его настоящим, а также будущим. Память - наиболее важная познавательная функция, которая составляет основу дальнейшему обучению и развитию.

Прошлый опыт складывается из возобновляющихся образов отдельно взятых предметов, процессов, которые были восприняты в прошлом, усвоенных ранее движений, действий, пережитых прежде чувств и желаний и возникших когда-то мыслей.

Основные процессы памяти

К ним относится:

  • запоминание;
  • узнавание;
  • воспроизведение.

Проходящие прямо в мозг от и внутренних, и внешних раздражителей разного рода возбуждения оставляют так называемые отметены в нем, сохраняющиеся на протяжении долгих лет. Если говорить образно, то можно представить, что в коре полушарий проторяются пути для упомянутых ранее возбуждений, ввиду чего впоследствии нервные связи появляются быстрее и легче. Последние сохраняются, а затем оживают в случае повторения возбуждений либо угасают, если таковые не повторяются, и тогда «удвоенное» забывается. Таким образом, процесс образования, сохранения временных связей - физиологический фундамент памяти.

Механизм рассматриваемого явления

Информация, которая идет от органов ощущений, проходит обработку сенсорной памятью, обеспечивающей ее удержание на протяжении достаточно короткого промежутка времени (как правило, меньше минуты).

В зависимости от вида стимула последняя может быть:

  • эхоической (связь со слухом);
  • иконической (связь со зрением) и т. д.

Психологи выдвигают предположение касательно того, что именно в сенсорной памяти фиксируются физические признаки поступающей информации. Другими словами, на этой стадии осуществляется разграничение запоминания - глазами или носом.

Сразу по окончании получения какой-либо информации начинается такой процесс, как забывание.

Виды памяти

Существует ряд критериев для их классификации, одним из которых является ее деление по времени сохранения полученного материала, а другим - по анализатору, преобладающему в ранее упомянутых процессах запоминания, воспроизведения, сохранения материала.

Так, в 1-м случае принято выделять несколько видов памяти:

  • оперативную;
  • мгновенную;
  • генетическую;
  • кратковременную;
  • долговременную.

А во 2-м случае речь идет о зрительной, обонятельной, слуховой, осязательной и прочих видах памяти. Теперь более подробно узнаем о том, что же представляют собой слуховая и зрительная памяти.

Первая расценивается как хорошее запоминание, достаточно точное воспроизведение разного рода звуков, к примеру, музыкальных, речевых. Слуховая память необходима филологам, акустикам, музыкантам, а также людям, которые изучают иностранные языки.

Зрительная же память связана сначала с сохранением, а затем с воспроизведением полученных зрительных образов. Достаточно часто данный вид присущ людям, имеющим эйдетическое восприятие, такие индивиды способны на протяжении значительно долгого временного промежутка «видеть» запечатленную картину уже в воображении по окончании воздействия на соответствующие На основании этого рассматриваемый вид памяти подразумевает наличие способности к воображению у субъекта.

Итак, после того, как мы узнали, что представляют собой слуховая и зрительная памяти, нелишне будет уделить внимание вопросам касательно возможности их развития. Для этого стоит обратиться к специальным методикам.

Развитие зрительной памяти

Определенно, что каждый хотя бы раз сталкивался с такой ситуацией, когда кто-то из окружения с лёгкостью запоминал новую детальную информацию. У большинства же людей наблюдается кратковременная зрительная память. Она определяет способность к запоминанию наглядной информации, углублению понимания при наличии определенных наглядных материалов.

На сегодняшний день существуют методики, помогающие улучшить память. Одним из самых распространенных способов выступает тренировка воображения, развитие у себя творческого мышления, применение ассоциаций. К примеру, при необходимости запомнить многозначные числа требуется представить их в таком виде, как растения, животные, неодушевленных предметы. Так, единица может быть придорожным столбом, двойка - лебедем, шестерка - (разомкнутым), восьмерка - матрешкой и т. п. Если сразу будет трудно представить всю картину, то можно попробовать набросать схематично рисунок.

Развитие слуховой памяти

Как уже стало понятно, слуховая и зрительная памяти могут поддаваться тренировке. Мы уже рассмотрели, как можно улучшить зрительную память, теперь узнаем, как тренировать слуховую. Этот вид памяти играет немаловажную роль для запоминания нового слова, песен, стихов. Эффективное упражнение для развития в данном случае - «Слушай и запоминай». К примеру, если это ребенок, то после прослушивания короткой сказки («Репки») он должен повторить ее в точной последовательности.

Более маленьким детям подойдет упрощенная форма задания: озвучиваются названия нескольких парных предметов (ботинки-шнурки, тарелка-ложка, пр.). Развитию именно слуховой памяти хорошо способствует звучание несложных предметов. Будет полезным приобрести для ребенка игрушечные музыкальные инструменты. Также можно демонстрировать разные звуки, после чего ребенок должен будет угадать инструмент.

Таким образом, можно смело сказать, что слуховая и зрительная памяти поддаются тренировкам, особенно в раннем детстве. На сегодняшний день существует множество методик, остается лишь подобрать подходящую.

Напоследок стоит напомнить, что в статье были рассмотрены такие понятия, как зрительная и слуховая память. Подробно рассказано о процессах памяти.

Перед сном . Когда Вы уже лежите в кровати, готовясь ко сну, уделите пару минут следующему упражнению для улучшения памяти. Это упражнение поможет вам развить слуховую память. Слушайте звуки, окружающие Вас. Сначала старайтесь услышать общий звуковой фон. Затем переходите к отдельным звукам, концентрируясь на каждом из них в течение 10 секунд. Вы будете удивлены тем разнообразием звуков, которые услышите. Возможно это будет стук вашего сердца, звук капающей воды в ванной, проезжающая машина за окном. Повторяйте это упражнение для улучшения памяти каждый вечер, перед сном. Таким образом Вы улучшите избирательность и внимательность и поспособствуете развитию слуховой памяти.

Повторное воспроизведение . Найдите тихое помещение, присядьте и полностью расслабьтесь. Положите руки на колени и сфокусируйтесь на данном упражнении. Воспроизводите повторно любые услышанные звуки. Изменяйте его тон, громкость и четкость. Тренируйтесь в этом упражнении для развития слуховой памяти, по 5 минут каждый день. Вам необходимо достичь такого уровня, когда вы будете чётко слышать повторно воспроизводимый звук, а также научиться изменять его.

Музыка
. Это очень интересное упражнение для развития слуховой памяти. Подготовьте несколько знакомых Вам композиций. Неважно какая это будет музыка, главное чтобы она была Вам знакома. Прослушайте начало композиции, а затем нажмите на паузу. Закройте глаза и не думайте ни о чём. Постарайтесь мысленно продолжить музыкальную композицию. Если с первого раза не получилось, попробуйте снова и снова, пока не добьётесь успеха. Сравните полученный вами вариант с оригинальным. Научитесь мысленно прерывать мелодию в ваших мыслях и запускать её снова. Считайте навык освоенным, если Вы легко можете воспроизводить любую музыку по своему желанию.

При прогулке по улице старайтесь схватить и удержать на несколько мгновений отрывок разговора прохожих, услышанный вами. Вы будете удивлены количеству и разнообразию несогласованных между собой фраз, которые вы услышите и удержите в памяти после короткой практики. Все это — последствие внимания и интереса.

Наилучший способ упражнять память в удержании и припоминании слышанного — это тот, который распространен у индусов и других народов в деле передачи их священных и философских учений .

Ключ к секрету этого чудесного метода состоит в начинании самого малого, постепенном прибавлении и частом повторении. Индусские учителя начинают с повторения ученику одной строчки из Вед. Последний основательно запоминает строчку, запечатлевая в своем уме слова и их значения, т.е. он видит каждое слово строчки, как будто оно стоит перед ним. Он может повторить строчку с начала и с конца, и знает место каждого слова.

На следующий день он заучивает другую строку, после чего повторяет и первую, произнося ее вместе со второй, и соединяет их таким образом в своей памяти. На третий день прибавляется третья с повторением первых двух и присоединением третьей, и т.д. ежедневно по строчке. Повторение, конечно, очень важно, потому что заставляет ученика пересматривать выученное и углублять с каждым разом впечатление.

Такие частые повторения служат также и для сглаживания строчек, потому что каждая строчка скрепляется с предшествующей и последующей, а все вместе кажется выученным одновременно, что придаст полноту составному впечатлению. Позже ученик может заучивать по две строки в день, затем по три и т.д., пока не приобретет невероятную способность. Но индусские ученые предостерегают от преждевременного заучивания слишком большого числа строк в день, потому что память должна приучаться к работе постепенно.

Изучающему этот труд и желающему развиваться в таком направлении, мы посоветовали бы попросить кого-нибудь читать ему ежедневно по строчке и повторять эту строчку, пока она окончательно не закрепится в его памяти. На следующий день ваш помощник должен заставить вас повторить первую строчку и выучить вторую, а затем повторить обе сразу.

Лучше начать со строчки какого-нибудь стихотворения. Прослушав строчку один раз, постарайтесь повторить ее. Если не можете повторить ясно и полно, прослушайте еще раз и т.д., пока не будете знать ее основательно. Затем повторите несколько раз, пока не убедитесь, что знаете ее, и постарайтесь сказать ее в обратном порядке. Если вы настолько запечатлели ее в памяти, что как бы видите перед собой слова, вам это не покажется трудным, раз вы приобретете навык.

На второй день повторите выученную строчку раньше, чем приняться за другую; выучив эту, повторите обе сразу. В следующие дни прибавляйте ежедневно по строчке, имея в виду, что повторение — наиболее важное условие. Думайте о значении слов, так же как и о словах самих по себе, стараясь нарисовать умственную картину того, что описывается. Задаваться слишком многим зараз не следует.

Строчка в день даст вам в скором времени материал, повторение которого будет не очень затруднять вас. Не следует относиться с пренебрежением к видимой простоте и легкости задачи. Это та же система, по которой индусские ученики учатся запоминать книги, равные по объему Библии. Постепенно, постоянным повторением они приобретают это искусство.

Вы учите не просто строки какой-нибудь поэмы, но вы развиваете и приучаете ухо и разум получать впечатления, сохранять их и вызывать. Вы найдете, что ваша слуховая память возрастает с каждым днем при таком образе действий. Труды ваши будут вознаграждены за это.

Если вы найдете, что интерес ваш к этим опытам ослабевает, то возьмитесь для разнообразия за другую поэму или предмет, но не забывайте повторять по временам и старые строчки. Перемена придаст опыту новую силу и поможет вам вернуться к старым строчкам с новым интересом.

Упражнение на концентрацию

Учитесь концентрировать внимание на простейших бытовых действиях. Выполняя каждый раз какую-нибудь повседневную работу по дому (подметание полов, мытье окон и посуды, пришивание пуговицы и т. д.), делайте это сосредоточенно, не отвлекаясь на посторонние мысли. Вы заметите, что любое действие делится на составные части - рабочие циклы (взмахи веником, прокалывание иглой ткани). Старайтесь избегать лишних движений, тем самым сокращая время работы и добиваясь лучших результатов. Упражнение научит вас внимательно анализировать любую задачу, вычленять важнейшее из нее и отдаваться этому без остатка.

Очень много упражнений для тренировки памяти и внимания можно найти

(оглавление в конце)

Любой персональный компьютер состоит из определенных комплектующих, которые совместной работой позволяют пользователю выполнять определенные действия. Однако многие не знает, зачем компьютеру нужны оперативная память, видеокарта, процессор, материнская плата, блок питания, жесткий диск, и т. д. Давайте попробуем разобраться, что это за элементы, и какова их роль в устройстве современного ПК.

Процессор

Сердцем любого компьютера является процессор, который еще можно назвать микропроцессором. Такое комплектующее представляет собой микросхему, основная задача которой ‒ обработка информации, получаемой от устройств ввода-вывода и ОЗУ. Даже для просчета двух чисел необходимо обращение к определенной команде процессора. В течение всего времени работы компьютера этот элемент производит вычислительные операции. В современных ПК процессоры используются даже в видеоадаптерах (видеокартах), что позволяет снять большую часть нагрузки с центрального процессора.

Некоторые персональные компьютеры обладают видеокартами с очень мощными Комплектующими, которые способны мгновенно производить сложные расчеты графики при запуски игр. Конечно, неопытному человеку невозможно до конца понять, зачем нужен процессор в компьютере, так как тонкостей его работы чрезвычайно много. Главное, понять суть. Она же сводится к вычислениям и обработке данных, получаемых от периферийных устройств. Иными словами, даже шевеление мышкой ‒ обрабатываемая процессором операция, результат которой пользователь видит как движение курсора по экрану.

Современные элементы обладают несколькими ядрами. Это отдельные процессоры, работающие параллельно на базе одной схемы. Подобное разделение чипа на ядра позволяет практически вдвое поднять эффективность и скорость обработки информации, что влечет за собой высокую скорость работы системы в целом. Есть четырех- и восьмиядерные процессоры. Однако количество таких элементов не всегда означает повышение эффективности работы устройства.

Так зачем нужны ядра в компьютере? В первую очередь они необходимы для повышения скорости обработки информации, во вторую ‒ для экономии потребления энергии. В ноутбуках, где используются мобильные процессоры, часто применяются четырехъядерные элементы, в которых два ядра являются высокопроизводительными, а другие два ‒ энергоэффективными. Последние начинаю работать, когда от процессора не требуется обработка большого объема данных. Однако когда количество информации и сложность задач для обработки увеличиваются, то задействуются высокопроизводительные ядра. Мощность резко повышается, и энергопотребление растет.

Зачем компьютеру нужна видеокарта?

Видеокарта ‒ это практически тот же процессор. Однако он в большей степени производит вычисления, связанные с графикой. Что это значит? В играх его работа особенно важна, так как графический процессор обрабатывает огромное количество вычислений и преобразовывает их в сигнал для монитора, чтобы пользователь на дисплее мог видеть красивые текстуры, тени, движение листьев на ветру и т. д.

Благодаря специальным алгоритмам часть вычислений может возлагаться и на центральный процессор, что может увеличить скорость обработки данных. Все это лишь приблизительно дает понять, зачем компьютеру нужны такие комплектующие.

Оперативная память

Говоря о комплектующих, уместно рассказать, зачем нужна оперативная память в компьютере. Если говорить простыми словами, то подобный элемент системы ‒ это временный контейнер для информации и данных, которые на текущий момент запущены на ПК и используются системой. Любая программа занимает определенный объем оперативной памяти (ОЗУ). Есть ли исключения? Даже открытое окно или документ Word ‒ это объекты, которые занимают оперативную память компьютера. Иными словами, на момент набора текста весь этот текст находится в оперативной памяти, и только при сохранении он попадает в физическую память жесткого диска. И там он будет храниться до тех пор, пока пользователь его не удалит.

По сути, оперативная память ‒ это временное хранилище для файлов, доступ к которым осуществляется за считанные секунды. Эти файлы, хранящиеся в оперативной памяти, регулярно запрашиваются и обрабатываются центральным процессором и процессором видеокарты.

Довольно часто оперативную память пытаются подменить памятью жесткого диска. Для этого есть даже специальный инструмент в операционной системе. Однако стоит понимать, что винчестер работает медленно. Поэтому использовать его в качестве другого элемента не получается. Суть оперативной памяти сводится к высокой скорости доступа к файлам, в ней хранящихся.

Звуковая карта

Также некоторые пользователи пытаются понять, зачем нужна звуковая карта в компьютере. Исходя из названия, несложно догадаться, для чего нужен подобный элемент. Он представляет собой слот расширения или интегрированный в материнскую плату чипсет для создания звука. Какие функции выполняет? Благодаря этой карте может быть воспроизведен звук в колонках или наушниках, подключенных к звуковой карте посредством разъема Jack.

Работа карты проста: она получает цифровой сигнал и преобразовывает его в аналоговый. Этот сигнал могут улавливать наушники, простые колонки или другие акустические устройства.

Зачем в компьютере нужны жесткие диски?

Жесткие диски или HDD представляют собой цифровые носители информации - хранилища для файлов. Именно на диске находится фильм, который можно воспроизвести на компьютере. Там же хранятся игры, музыка, документы и другие файлы. В отличие от оперативной памяти, файлы на жестком диске будут находиться до тех пор, пока пользователь сам их не удалит.

Материнская плата

Материнская плата - это связующее звено. Именно к ней подключаются все комплектующие компьютера. Это жесткий диск, видеокарта, процессор, оперативная память, звуковая карта. Последняя часто является встроенной (интегрированной) в материнскую плату. Именно на базе этого элемента собираются все компьютеры.

В заключение

Теперь вы приблизительно понимаете, зачем в компьютере нужны перечисленные выше комплектующие. Именно из них состоит каждый системный блок ПК. Без любого упомянутого устройства (за исключением звуковой карты) работа компьютера невозможна в принципе.

Слуховая память относится к разновидностям образной памяти. Она помогает запоминать, сохранять и воспроизводить слуховые образы. Все люди разные и их способности к запоминанию тоже отличаются, поэтому у каждого слуховые представления закрепляются и воспроизводятся с разной степенью сложности.

Входные данные для слуховой памяти – это единицы внутриречевой реакции, удерживающиеся в слуховой оперативной памяти всего несколько мгновений. Далее происходит ответная речевая реакция, которая помогает вернуть речевые звуки в память. Именно эта связь играет очень важную роль при кратковременном запоминании.

Учеников в школе, которые лучше обрабатывают устную информацию на слух, называют аудиалами, обычно они имеют очень хорошие оценки и способны отлично запоминать все, что было сказано на уроке, не подглядывая в записи или учебники. Однако абсолютных аудиалов в мире всего 5-7 %, другие люди воспринимают информацию через визуальные, кинестетические или дискретные источники.

Вспомните, как Шурик в фильме «Приключения Шурика» оказался настоящим аудиалом, он не помнил, что находился рядом с девушкой при подготовке к экзамену, но вспомнил, что был уже в этой комнате, как только услышал звук вентилятора и настенных часов.

Способность к слуховой памяти у человека имеет генетическое основание, однако ее можно развивать. Чтобы проверить, насколько хороша ваша слуховая память, попросите кого-то назвать вам 4 простых однозначных числа. Например: 1, 8, 4, 6. Ваша задача повторить их в обратном порядке. Если сложностей не возникло, тоже самое повторите с пятью числами, потом с шестью. Такое незатейливое упражнение можно проводить в дороге с детьми, с семьей, с коллегами на перерыве. Оно помогает держать слуховую память в тонусе и тренирует внимательность.

Если вы хотите развить слуховую память ребенка, следует вооружиться простыми стихотворениями и просить ребенка повторить определенные строки. Память лучше всего развивается в тех условиях, когда имеется постоянное ее стимулирование, то есть упражнения должны иметь регулярный характер.

Простой метод развития слуховой памяти и доступный многим – это упражнения с хлопанием в ладоши. Попросите ребенка повторить ритм, однако не стоит использовать слишком сложные мелодии, достаточно начать с простых ритмов, состоящих из 5-7 хлопков.

В учебных заведениях слуховую память развивают путем написания диктантов и изложений.

Эффективные способы улучшения слуховой памяти

Почаще слушайте тишину. В современном мире, особенно в городских условиях, редко получается выкроить время для того, чтобы остаться наедине со своими мыслями. Наш сервис BrainApps рекомендует вам на время сна обязательно переключать смартфон в режим полета, чтобы ни один звонок или сообщение не отвлекало вас от отдыха. Для тренировки слуховой памяти проводите простое, но эффективное упражнение. Сосредоточьтесь на звуках, которые вы слышите, старайтесь определить источник каждого мельчайшего звука – шум улицы, стук соседа, какой-то возглас на лестничной площадке, работа бытовых приборов. На самом деле, человека окружает множество звуков, однако мы на них почти не обращаем внимание.

Развитие слуховой памяти будет неполным без аудио упражнений. Используйте время, когда вы добираетесь на работу для того, чтобы прослушивать аудиокниги. Потом в течение дня вы можете прокручивать в голове то, что услышали, обдумывать это. Также развитию слуховой памяти способствует прослушивание радиоспектаклей.

Наш сервис BrainApps приготовил для вас интересные упражнения, с которыми ваша память будет развиваться стремительными темпами. Развивая свою личность, вы становитесь лучше и обретаете уверенность в себе!

Загрузка...