docgid.ru

Чему нам стоит поучиться у животных. Чему можно научиться у домашних животных

Животные как никто другой знают что нужно для того чтобы выжить. Они с рождения наделены навыками и инстинктами, которые помогают им.

К примеру, большие кошки отличные охотники, которые постоянно находятся в движении, чтобы выжить, ленивцы знают, что хороший сон залог здоровья и спят по 15 часов в сутки, обезьяны лазают по деревьям и недавно учёные узнали, что балансирование на перекладине и лазание по деревьям хотя бы пару часов в день увеличивают объем рабочей памяти и улучшают умственные способности. Этого достаточно чтобы вы убедились в том, что нам стоит учиться у животных? Если вы всё ещё сомневаетесь, то читайте далее, чтобы убедиться в этом.

Потягиваем спину как кот

Поза кошки (марджариасана) - одна из самых простых, но полезных асан в йоге. Выполнять ее можно каждый день без специальной физической подготовки в домашних условиях. Это упражнение полезно даже тем, у кого сколиоз. Повторяя его за котом, вы забудете о проблемах с позвоночником, сделаете суставы более подвижными, укрепите слабые мышцы и улучшите кровоснабжение внутренних органов.

Висим и лазаем как обезьяна

Помните, как в детстве вы любили лазать по деревьям будто обезьяна? А потом вы выросли, и это занятие стало не для взрослых. А зря. Американские исследователи из Университета Северной Флориды доказали, что балансирование на перекладине и лазание по деревьям хотя бы пару часов в день увеличивают объем рабочей памяти и улучшают умственные способности. Делая динамичные упражнения, где нам приходится думать, мы тренируем не только мышцы, но и наш мозг. Поэтому в перерывах между работой превращайтесь в обезьяну. Повисите на ближайшей ветке или перекладине.

Бежим как гепард

В мире животных, чтобы поймать добычу или чтобы ею не стать, нужно уметь быстро бегать. Гепард, например, способен развивать скорость 120 км/ч. В разумных пределах бег - это всегда польза и здоровье (если у человека нет болезней и противопоказаний). Это лучшее лекарство от депрессии, нервного напряжения и других «прелестей» современной жизни. Поэтому учитесь у животных. Если хотите сохранить здоровье в этом сумасшедшем мире, найдите время для пробежек.

Прыгаем как антилопа

Антилопа - одно из самых прыгучих животных. В длину она способна прыгнуть до 10 метров, а в высоту - до 3 метров. Мы не призываем вас стремиться к таким показателям, просто хотим напомнить, что прыгать тоже очень полезно для здоровья. Например, можно прыгать на скакалке. Совсем как в детстве. Если хотя бы 5 минут в день вы будете уделять этому простому упражнению, то защитите себя от остеопороза.

Плаваем как рыба

Плавание в бассейне сжигает калории и позволяет человеку оставаться в отличной форме - стройным и полным сил.
Польза от плавания для больных людей колоссальна. Например, Американская ассоциация диабетиков рекомендует плавать не менее 3 раз в неделю, чтобы контролировать уровень глюкозы в крови. А люди, страдающие артритом, чувствуют себя гораздо лучше после бассейна.

Лазим по горам как козел

Скалолазание тренирует не только мышцы, но и мозг. Ведь здесь над каждым движением нужно хорошенько подумать. И хотя необходима предварительная физическая подготовка, чтобы заниматься этим, лазание по горам - отличный способ отвлечься от городской суеты и провести время с пользой на природе. Интересный факт: в ходе исследований оказалось, что скалолазание наименее травматично по сравнению с футболом, баскетболом и другими видами спорта.

Выгибаемся как змея

Поза кобры (бхуджангасана) - одна из классических поз в йоге для здоровой спины. Положительный эффект от регулярного выполнения этого упражнения трудно переоценить. Оно омолаживает глубокие мышцы живота и спины, заставляет щитовидную железу, кишечник и почки работать лучше, делает позвоночник менее скованным.
У этого упражнения есть противопоказания, например беременность или серьезные травмы спины.

Качаем мышцы, таская тяжести, как жук-скарабей

Несколько силовых тренировок в неделю пойдут на пользу всем, а особенно мужчинам. Они не дают нам толстеть, мышцам стать дряблыми, а костям хрупкими. Последние исследования подтвердили, что у людей, которые регулярно «таскают железо» значительно снижается риск инсульта.

Высыпаемся как ленивец

При современном ритме жизни мало кто может похвастаться тем, что высыпается. Ленивец, например, спит по 15 часов в сутки. Людям нужно гораздо меньше, нам хватает и 7–8 часов.
Но не стоит недооценивать сон. Если человек не высыпается, то в организме вырабатывается гормон стресса кортизол, который плохо влияет на память. Человек становится рассеянным и плохо воспринимает новую информацию.

Радуемся жизни как собака

Первенство по жизнерадостности среди животных занимают собаки. У них мы вам советуем учиться ловить каждый момент жизни и наслаждаться им, не задумываясь о проблемах глубоко. Гуляйте почаще на свежем воздухе, знакомьтесь с новыми людьми и улыбайтесь. Хотя недавно ученые пришли к выводу, что и среди собак бывают как оптимисты, так и пессимисты.

"Если вы можете начать свой день без кофеина, если вы всегда можете быть жизнерадостным и не обращать внимание на боли и недомогания, если вы можете удержаться от жалоб и не утомлять людей своими проблемами, если вы можете есть одну и ту же пищу каждый день и быть благодарными за это, если вы можете понять любимого человека, когда у него не хватает на вас времени, если вы можете пропустить мимо ушей обвинения со стороны любимого человека, когда все идет не так не по вашей вине, если вы можете спокойно воспринимать критику, если вы можете относиться к своему бедному другу так же, как и к богатому, если вы можете обойтись без лжи и обмана, если вы можете бороться со стрессом без лекарств, если вы можете расслабиться без выпивки, если вы можете заснуть без таблеток, если вы можете искренне сказать, что у вас нет предубеждений против цвета кожи, религиозных убеждений, сексуальной ориентации или политики, - значит вы достигли уровня развития своей собаки." Уинстон Черчилль

Казалось бы, в отношениях человека с домашними животными все очевидно. Мы главные, мы берем на себя ответственность, заботимся, дрессируем, воспитываем, наказываем за проступки. Но я предлагаю вам взглянуть на эти отношения под новым углом и подумать о том, чему мы можем научиться у наших домашних питомцев.

Состязаться в красноречии с Черчиллем мне сложно, но все же я смогла составить список из 10 самых важных, на мой взгляд, вещей, которым мы можем научиться у наших домашних животных.

1. Безусловная любовь

К сожалению, в современном мире безусловная любовь, лишенная всякой ответной выгоды, явление не такое уж частое. Животное же любит вас, несмотря на размер вашей зарплаты, умение хорошо выглядеть или вкусно готовить борщ. Оно просто вас любит. Самые знаменитые примеры - Белый Бим Черное Ухо и Хатико.

2. Ответственность

«Мы навсегда в ответе за тех, кого приручили» Антуан де Сан-Экзюпери. Речь, конечно, не столько о том, чтобы перенимать чувство ответственности у животных (хотя, скажем, звериные мамы не бросают своих детенышей, в отличие от некоторых человеческих), а скорее о чувстве ответственности, которое благодаря им развивается. Мы учимся дисциплинированности, лучше планируем время и контролируем свою собственную жизнь. Яркий пример здесь книга, которую я недавно прочитала, и советую ее всем - «Уличный кот по имени Боб». Про уличного музыканта и наркомана, который однажды встречаем бездомного больного кота, выхаживает его, и о том как забота о коте помогает ему вернуть свою собственную жизнь в нормальное русло.

3. Оптимизм

Вы чувствуете, что ваша жизнь это череда одинаковых дней и в ней нет никаких поводов для радости? Учитесь жизнелюбию у ваших домашних питомцев! Они прыгают от счастья, просто потому, что вы пришли домой с работы, ведь увидеть любимого - чем не повод для радости? Вас не радуют все чудеса и разнообразие вариантов досуга, что предлагает современное общество? Ваши животные безмерно счастливы играть с одним и тем же мячиком или старой замусоленной игрушкой. В жизни множество простых и при этом забавных вещей, и чтобы вспомнить, как радоваться мелочам, достаточно понаблюдать за своими питомцами!


4. Умение пережить потерю

Конечно, потеря близкого человека это не то же самое, что смерть животного, даже самого любимого. И тем не менее, этот опыт может помочь в осмыслении цикличности жизни, и дает пример того, как можно справиться с потерей того, кто много для нас значил. Детям это так же преподносит хороший урок, в каком-то смысле подготавливая их к тому, что смерть это неизбежная часть жизни.

5. Терпение

Животное в доме требует большого терпения. В каком-то смысле это может быть подготовкой к будущему ребенку. Вам придется смириться с тем, что шерсть будет появляться на ваших идеально чистых полах с космической скоростью, вернувшееся с прогулки животное может галопом поскакать от двери прямо на диван вместе вместе со всей грязью на лапах, будет требовать завтрак в 5 утра или спать на вашей кровати, всячески пытаясь занять побольше пространства и выпихнуть оттуда вас. И во всех этих ситуациях, а так же сотне других, которые просто неизбежны, вам придется смириться, спокойно реагировать и планомерно воспитывать.

6. Преданность и верность

«Если вы подберете голодную собаку и устроите ей роскошную жизнь, она никогда не укусит вас. В этом главная разница между собакой и человеком». Марк Твен. Помимо безусловной любви, которая уже упоминалось, животные еще и невероятно преданны, и этому нам тоже стоит у них поучиться.

7. Общительность и коммуникабельность

Наличие животного автоматически расширяет ваш социальный круг общения и добавляет тем и поводов для разговора. Ведь если ваша собака бежит во дворе знакомиться с собакой кажущегося неприступным красавчика-соседа, то у вас точно есть повод сделать то же самое. Но и с менее очевидными вариантами у вас полно возможностей - выставки, клубы владельцев, интернет форумы и сообщества, где вам будут несказанно рады уже просто потому, что вы тоже любитель крыс / кошек / кольчатых червей, а значит, по определению, не можете быть плохим человеком =)


8. Умение прощать обиды

Давайте признаемся, далеко не всегда мы идеальные хозяева. Бывает, что нам лень вставать рано утром в выходной и идти на прогулку, иногда нам приходится задерживаться вечерами, и питомцам приходится скучать дома одним, да еще и голодным, иногда нам приходится делать животным неприятно и даже больно, например, проводя какие-то гигиенические процедуры. Но как долго ваши любимцы потом на вас обижаются? Как правило, даже если животное демонстрирует обиду, длится это очень не долго. Ведь одно их главных качеств животных - умение прощать и забывать оиды.

9. Довольствоваться малым

У животных, как правило, довольно однообразный рацион, они не придают значение стоимости миски для еды или поводка, им не важно, старый диван или новый, если на нем комфортно лежать и т.п.. Умение быть счастливыми независимо от материальных вещей и не грести под себя больше, чем действительно нужно для жизни - еще одно важное качество, которое мы можем в некоторой степени перенять у наших четвероногих друзей.

10. Внимательность к состоянию человека и умение ему соответствовать

Многие владельцы домашних животных замечают, что их питомцы чувствуют их настроение и ведут себя в соответствии с ним. Если человек расстроен, или у него что-то болит, животное чувствует это и старается, в меру своих возможностей, поддержать любимого хозяина. Это чувство эмпатии и такта будет не лишним перенять многим людям.


МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 9»

Исследовательская работа

Чему человек может научиться

у животных?

Выполнила: ученица 1 «А» класса

Ульяна Елисеева

Руководитель: учитель начальных классов О. А. Малышева

Помогала: Ю. А. Елисеева

г. Саранск

2011–2012 уч. год

I. Введение

В огромной и бескрайней Вселенной наша планета Земля уникальна – на ней есть жизнь. Живой мир Земли чрезвычайно разнообразен: сегодня науке известны 1,5 миллиона видов животных, причем каждый из них по-своему приспособлен к среде обитания. И все-таки вершиной эволюции традиционно считается человек. Просматривая один из томов энциклопедии для детей издательства «Аванта+», я нашла удивившие меня строки древнегреческого драматурга Софокла:

Много есть чудес на свете,

Человек – их всех чудесней.

Неужели человек – действительно самое главное чудо Земли? Ведь он не умеет многое из того, то умеют представители животного мира. Так, птица золотистая щурка может перелетать на огромные расстояния, затрачивая количество энергии, равное примерно 10 граммам топлива. Ни один даже самый современный вертолет не может соревноваться по маневренности с обыкновенной стрекозой, а система вентиляции и теплорегулирования, созданная слепыми термитами в термитнике, по экономии энергии превосходит все созданные людьми системы в несколько раз. Многочастотный передатчик, которым наделены летучие мыши, по своей чувствительности и эффективности лучше любых радаров, сооруженных людьми… Зато человек превосходит животных своим умом, интеллектом.

Из этих размышлений родилась тема моего исследования: «Чему человек может научиться у животных?» Сначала я поставила перед собой цель :

узнать, что современный человек может с пользой для себя заимствовать у своих «братьев меньших», и…

как уроки животных влияют на его жизнь.

Поставленная цель потребовала решения ряда исследовательских задач :

1. Найти и изучить научно-популярную литературу по теме исследования:

– энциклопедии, словари, справочники;

– статьи в газетах и журналах;

– интернет-материалы.

2. Провести наблюдение за дикими животными в зоопарке и организовать мини-эксперимент: устроить соревнование между мной и моей собакой Томом, чтобы узнать, кто у кого должен учиться.

3. Собрать коллекцию предметов, созданных человеком по аналогии с животным миром.

4. Выявить области, в которых человек пока проигрывает животным, познакомиться с наиболее важными разработками, основанными на использовании их отдельных свойств и способностей, а также составить рейтинг самых перспективных исследовательских направлений.

Хотя я учусь в первом классе и только начинаю постигать азы научно-исследовательской работы, мне бы хотелось самой организовать настоящий эксперимент, понаблюдать за животными, сравнить их поведение с поведением людей, сделать выводы. Мне кажется, это будет полезно для занятий в кружке «Я – исследователь», которые мне очень нравятся.

Перед началом исследования я поговорила с мамой, которая давно занимается научной работой, и узнала, что любое исследование начинается с выдвижения гипотез, то есть предположений о результатах. Вместе мы выдвинули две гипотезы , которые будут конкурировать друг с другом в ходе исследования:

– животные могут многому научить людей в самых разных сферах их деятельности, и этот процесс может породить много интересных открытий;

– человек – «царь природы», и ему глупо учиться у животных, стоящих ниже его по разуму.

Объект исследования – животный мир планеты как источник человеческих открытий и изобретений.

Предмет исследования – свойства и способности животных, которые люди могут использовать в технике, медицине, архитектуре и других областях.

Также я узнала, что мое исследование должно проводиться по определенному плану, и разработала его.

План исследования

1. Выявить и изучить материалы по теме исследования.

2. Провести наблюдения и организовать эксперимент.

3. Сформировать профильную теме исследования предметную коллекцию.

5. Обобщить найденную информацию.

II. Исследовательский этап по плану

В моей домашней библиотеке довольно много книг и фильмов (документальных и художественных) о животных, потому что я интересуюсь их миром. Однако, просмотрев имеющиеся материалы, я не нашла нужной информации. Поэтому на первом этапе исследования потребовалось задействовать ресурсы библиотек – школьной, Мордовской республиканской детской библиотеки и даже Научной библиотеки им. М. М. Бахтина Мордовского государственного университета им. Н. П. Огарева. Выяснилось, что выбранная мной тема относится к такой относительно новой науке, как бионика . В ее названии стыкуются такие далеко отстоящие друг от друга отрасли, как биология и техника. Я вывела для себя простую формулу:

В биологических энциклопедиях и справочниках я нашла следующее определение:

Бионика – это наука, изучающая применение свойств и функций живых существ в технических устройствах . То есть бионика берет у природы самые лучшие ее изобретения и использует их на благо человека.

Еще я узнала, что в бионике выделяется несколько направлений:

 биомиметика (подражание живой природе);

 нейробионика (изучение работы мозга, механизмов памяти, органов чувств животных для создания искусственного интеллекта);

архитектурно-строительная бионика (использование принципов строения живых существ в архитектуре и строительстве).

Наибольший интерес у меня вызвала биомиметика. Оказывается, еще первобытные люди внимательно наблюдали за животными и в чем-то подражали им. Например, в древних рубящих и режущих орудиях использовались камни, по форме напоминающие острые зубы медведя.

Плуги в Древнем мире рыли землю подобно свинье или кроту, без переворачивания пластов.

Но особенно ярко заимствования проявились позднее, при изучении полета птиц и конструировании первых летательных аппаратов. Всем известен красивый древнегреческий миф об Икаре, сделавшем себе крылья из птичьих перьев, скрепленных воском, но так и не сумевшем подняться к Солнцу. Гениальный художник и инженер эпохи Возрождения Леонардо да Винчи пытался построить летательный аппарат с машущими крыльями, как у птиц, – орнитоптер. Но и эта задумка не была воплощена в жизнь, потому что не было легкого и мощного двигателя, который приводил бы крылья в движение.

Интересно, что сегодня идеи Леонар-до снова востребованы в самолетострое-нии: конструкторы внедряют принцип морфинга – превращения самолетных крыльев, чтобы придать им больше сходства с настоящими. Таким образом, бионика – наука, которая имеет богатую историю и продолжает активно развиваться в настоящее время.

Далее, в соответствии со вторым этапом исследования , я решила понаблюдать за поведением диких животных. Для этого мы с мамой отправились в Саранский зоопарк. Я была в нем много раз, но раньше не обращала особого внимания на способности его обитателей. Конечно, в клетках они не могут проявиться полностью, однако некоторые особенности животных все равно заметны. Например, окраска тигра в виде черных полосок выполняет функцию маскировки: благодаря ей тигр менее заметен в зарослях джунглей. Человек использовал этот прием в маскировочной одежде.

Рысь в одной из кле-

ток прямо с пола смог- ла запрыгнуть на дово- льно высокий помост:

любой спортсмен поза-

видовал бы такой пры-гучести! Верблюд от-

личается огромной вы- носливостью, может за-пасать в своих горбах влагу.

Наблюдения я решила дополнить экспериментом . У меня есть собака Том, которая очень любит сосиски. Я взяла пластиковую упаковку из-под киндер-сюрприза, дала Тому понюхать сосиску и поместила ее в плотно закрывающийся контейнер. Потом мы с Томом вышли из комнаты, и мама спрятала сосиску. Когда мы вошли, Том сразу стал принюхиваться. Я тоже попыталась это сделать, но ничего не почувствовала. Мы стали искать сосиску вместе, но Том меня опередил. Он нашел контейнер за 45 секунд.

Чтобы объяснить свое поражение, я обратилась к научно-популярной литературе и выяснила, что собаки живут в мире запахов. Если наш нос приносит нам менее 1 % всей информации об окружающем мире, то собаки ориентируются именно по запахам, а глаза, наоборот, дают им мало информации: оказывается, они не различают цвета, видят окружающее в черно-белом цвете. Из-за прекрасно развитого обоняния собак часто используют при разведке полезных ископаемых: они успешно различают минералы, находящиеся глубоко под землей и содержащие хром, магний, алюминий, медь, серебро, золото. В последние годы ученые работают над созданием так называемого «электронного носа», который мог бы широко использоваться в медицине, химической промышленности.

Да, человеку действительно есть чему поучиться у животных! Я решила составить небольшую коллекцию предметов, которые люди придумали благодаря «братьям меньшим», что стало содержанием третьего этапа исследования . Я сгруппировала предметы по парам: природный аналог – изобретение человека. Вот что попало в коллекцию:

1. Перо птицы + застежка-молния (у пера есть бородки различных порядков, оснащенные крючками, которые обеспечивают надежное сцепление; в застежке-молнии использован тот же принцип соединения зубцов).

2. Улитка (раковина) + терка (язык улитки снабжен радулой – своеобразной теркой, покрытой 25 тысячами хитиновых зубчиков, при помощи которой она соскребает пищу, а затем проглатывает. Прием перетирания пищи использован и в терке).

3. Плавательный пузырь рыбы + воздушный шар (пузырь рыбы наполнен газом и помогает ей находиться на определенной глубине; воздушный шар – тоже оболочка, наполненная воздухом / определенным газом).

4. Паутина + рыболовная сеть (паук выделяет специально вещество из своих желез и плетет паутину, чтобы поймать в нее насекомых; человек плетет сеть из нитей или веревок для ловли рыбы).

5. Жало пчелы + шприц (тонкое жало насекомых послужило прообразом медицинского шприца с иглой).

6. Птичье гнездо + корзина (принцип переплетения прутьев и веток был использован человеком при создании корзин).

В будущем моя коллекция наверняка будет пополняться. Мне бы хотелось, чтобы в этом мне помогали мои одноклассники. Тогда этот проект станет коллективным.

По ходу работы я все больше погружалась в удивительный мир бионики, и, пожалуй, самым увлекательным для меня стал четвертый этап исследования , который заключался в создании своеобразного рейтинга самых передовых направлений этой науки.

1 место – проблема бессмертия . Она волнует человечество на протяжении тысячелетий, однако еще никому из людей не удалось стать бессмертным. Между тем в живой природе есть такие уникумы. Например, морской еж, живущий в Красном море, практически бессмертен: он не стареет, а просто растет, увеличиваясь в размерах. Другой пример биологического «вечного двигателя» – пресноводная гидра. Возле ее щупальцев расположена зона постоянно делящихся клеток, которые перемещаются вниз по телу, вытесняя прежние. Может быть, когда-нибудь ученые откроют рецепт бессмертной жизни и для человека.

2 место – явление эхолокации . Некоторые животные, в частности, дельфины, летучие мыши, морские свинки, крысы используют для ориентации в пространстве эхолокацию, то есть распознают звуковые волны, отраженные окружающими объектами. Оказывается, люди тоже могут развить у себя такую способность. Это важно для слепых, которым необходимо научиться ориентации в пространстве без помощи зрения. А еще чуткие эхолокаторы могут пригодиться при создании сверхдальней космической связи.

3 место – использование электрических импульсов . Огромная проблема современного общества – массовая гибель людей в автомобильных авариях. Как предотвратить столкновение машин? Решение снова подсказывает природа: стая саранчи, насчитывающая миллионы особей, движется согласованно, и насекомые никогда не сталкиваются из-за слабых электрических импульсов, которые они испускают. Тот же принцип позволит не сталкиваться автомобилям на магистралях.

4 место – совершенствование систем полета самолетов , например, устранение шума и завихрений воздушных потоков около крыльев. Исследователи обратились к совам, которые славятся бесшумным полетом. Выяснилось, что это достигается благодаря строению перьев.

Использование природных изобретений в области самолетостроения поможет улучшить характеристики летающих машин.

5 место – светоотражающие технологии . У бабочек, отличающихся разнообразной и красивой окраской крыльев, нет красящих пигментов: цвет образуется благодаря тому, что крылья покрыты тонкими прозрачными чешуйками, отражающими лучи определенной длины. На это свойство обратили внимание дизайнеры, и уже разработан специальный состав для покрытия машин, которые смогут менять цвет. В области военной техники можно будет создавать самомаскирующиеся средства, незаметные для противника.

III. Заключение

Изучив научно-популярную литературу по теме, проведя наблюдения и эксперимент, сформировав предметную коллекцию и выстроив рейтинг перспективных направлений науки, я пришла к выводу , что человек, несмотря на свое особое положение в мире, не должен забывать о родстве с животными и считать, что он достиг вершин познания. На одном из интернет-сайтов я нашла прекрасные слова, полно выражающие эту мысль: «То, что мы произошли от обезьян, подтверждается и нашей уникальной способностью все копировать у природы. У птиц мы подсмотрели умение подниматься выше облаков и даже превзошли их, хотя у нас нет крыльев. У рыб мы переняли способность плавать и погружаться в немыслимые даже для них глубины, и нам наплевать на отсутствие жабр. Мы научились передвигаться быстрее самого стремительного зверя, несмотря на то, что это не предусмотрено нашей анатомией. Мы уже способны видеть зорче любого живого существа на планете, да к тому же еще и в темноте. Мы овладели талантом рыть под землей такие норы, что кроты, если бы были зрячими, не знали бы, куда деть глаза от позора – такие они дилетанты. Кузнечики, прыгающие в десятки раз выше своего роста, по сравнению с нами, допрыгнувшими до Луны, просто дергаются на месте. За последние несколько веков мы обрели практически все способности, которые не были нам даны, продолжаем их совершенствовать и приобретать новые».

Все эти способности приобретены благодаря обращению человека к миру живой природы. Таким образом, я считаю, что гипотеза о том, что животные могут многому научить людей в самых разных сферах их деятельности, нашла свое подтверждение и была доказана в ходе работы. Гипотеза же о том, что человек – «царь природы», и ему глупо учиться у животных, стоящих ниже его по разуму, была опровергнута.

В ходе исследования я заинтересовалась проблемой понимания человеком животных, без чего трудно глубоко проникнуть в тайны их жизни. Поиск общего языка между людьми и животными – вот предполагаемая тема моего будущего исследования.

Источники

1. Архитектурная бионика / под ред. Ю. С. Лебедева. – М. : Стройиздат, 1990. – 269 с.

2. Биология: энцикл. для детей. – М. : Аванта+, 2007. – 456 с. : ил.

3. Литинецкий, И. Б. Бионика / И. Б. Литинецкий. – М. : Просвещение, 1976. – 336 с. : ил.

4. Бионика [Электронный ресурс] : [материал из Википедии]. – Электрон. дан. – [Б. м.], 2011. – Режим доступа: http://ru.wikipedia.org . – Дата обращения: 16.10.2011.

5. Судак, И. Можно ли научится бессмертию у животных? [Электронный ресурс] / И. Судак // Школа жизни: познават. журн. – Электрон. дан. – [М.], 2008. – Режим доступа: http://www.shkolazhizni.ru/archive/0/n-12537

6. Чему человек может научиться у животных? [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – [М., 200-]. – Режим доступа: http://www.epochtimes.ru/content/view/32994/7 . – Дата обращения: 21.10.2011.

7. Что такое биомиметика? [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – [М.], 2008. – Режим доступа: http://www.cleandex.ru/articles/2008/07/07/biomimetic-1 . – Дата обращения: 10.10.2011.


Почти все, что изобрел человек, уже существовало в природе. Стрекоза была раньше вертолета, рыбы — перед подводными лодками, паутина — прежде всех материалов, а стебли и деревья — до небоскребов. Сегодня мы расскажем, как и чему человек учился у природы.

Плыть, как рыба

Морские животные вдохновили людей на массу изобретений. Их обтекаемая форма послужила прототипом для создания кораблей, подводных лодок, атомных бомб.

Акулья кожа, покрытая мелкими чешуйками, стала основой для разработки энергосберегающего покрытия для авиалайнеров, теплоходов и лопастей ветряных электростанций. По подсчетам немецких ученых-разработчиков, если покрыть самолеты и морские суда этим материалом — особой краской, снижающей сопротивление потоку, можно сэкономить до 4,5 млн т топлива в полетах и около 2000 т в год в морских рейсах.

Сейчас ученые из Гарвардского университета пытаются воссоздать кожу акулы мако с помощью 3D-печати, их конечная цель — изготовить высокотехнологичный костюм для дайвинга, который уменьшит сопротивление воды.

Еще одно современное ноу-хау: робот-разведчик, напоминающий рыбу черная ножетелка, что обитает в донных водах Амазонки. Робот, разработанный американскими инженерами, позаимствовал у ножетелки уникальную способность ориентироваться в полной темноте. Исследователь Малкольм МакИвер занимался изучением сенсорной и двигательной систем этих рыб в течение многих лет. Он выяснил, что для ориентации ножетелка посылает слабый электрический импульс, создаваемый особым органом, а для передвижения совершает волнообразные движения длинным нижним плавником. Оба этих свойства были «подарены» новым роботам-водолазам, которые смогут проводить разведку в труднодоступных и малоосвещенных местах, таких как затонувшие корабли.

Тропическая рыба желтый пятнистый кузовок с ее необычными очертаниями вдохновила компанию Mercedes-Benz на создание бионической машины Bionic Car, которая повторяет форму рыбы и благодаря ей передвигается с большой эффективностью.

Летать, как птица

Птицы, бабочки, стрекозы и другие насекомые издавна вдохновляли людей на создание разнообразных летательных аппаратов. Один из пионеров авиации — Леонардо да Винчи зарисовывал полеты птиц разных пород и летучих мышей и пытался воссоздать их способ передвижения. В 1487 году он разработал орнитопер — летательную машину, основанную на птичьем полете. Еще одна идея да Винчи — втяжные лестницы, прототипом для которых служат ноги стрижа. И хотя придуманные да Винчи машины так и не полетели, идеи, позаимствованные у природы, со временем были воплощены другими изобретателями летательных аппаратов.

Например, стрекоза стала прообразом вертолета. Как и насекомое, машина взлетает с места без предварительного разбега, «зависает» в воздухе, садится без пробега. Ее удивительные летательные способности вдохновляли, в частности, изобретателя Игоря Сикорского. Один из его вертолетов был почти точной копией стрекозы: в распоряжении ученого были 2000 воссозданных на компьютере маневров стрекозы в воздухе.

В настоящее время французские инженеры пытаются максимально приблизить конструкцию крыла самолета к крыльям крупных хищных птиц. «Это позволит повысить подъемную силу самолета при малых скоростях, понизить сопротивляемость воздуха, затраты энергии на полет, и, возможно, даже уровень шума, воздействуя на уровень турбулентности потоков», — поясняет разработчик Марианна Браза, представившая крыло-новинку в этом году. Одним из ноу-хау стали тонкие пластинки, которые вибрируют и снижают турбулентность, — у птиц эту задачу выполняют мелкие перья, расположенные на задней кромке крыльев.

Видеть, как кошка

Видеть в темноте человек учился у кошек и сов. Принципы их зрения были использованы при разработке приборов ночного видения.

Кошачьи глаза легли в основу еще одного изобретения — светоотражателя. Его придумал англичанин Перси Шо, когда на темной трассе увидел отражение фар своей машины в глазах кошки. Изобретение «кошачий глаз» было запатентовано в 1934 году и вскоре появилось на дорогах Великобритании, увеличив их безопасность.

Ловить ультразвук, как летучая мышь

Летучие мыши помогли ученым открыть эхолокацию — способ определения положения объекта в пространстве по времени задержки возвращений отраженной волны. Первооткрывателем стал итальянский натуралист и физик Ладзаро Спалланцани: в конце XVIII века он наблюдал за перемещениями летучих мышей в темной комнате и заметил, что эти животные прекрасно ориентируются. В ходе опыта он ослепил нескольких особей и обнаружил, что они летают так же хорошо, как и зрячие. После опыта его коллеги, который залепил воском уши летучих мышей и констатировал, что они натыкаются на все предметы, стало очевидно, что эти животные ориентируются по слуху. Эти знания пригодились лишь в XX веке, когда стало известно об ультразвуке. Ученые создали ряд приборов, в том числе сонар для подводных объектов и морского дна. К эхолокации способны не только летучие мыши, но и киты и дельфины, в меньшей степени некоторые птицы (гуахаро, саланганы), землеройки и мадагаскарский еж тенрек.

Недавно британские инженеры из Саутгемптонского университета представили новый тип радара, который позволит извлекать лыжников из-под лавин и шахтеров из подземных завалов. Автор проекта Тимоти Литон придумал это устройство, удивившись сверхспособностям дельфинов: они ориентируются даже в мутной воде благодаря издаваемым импульсам и безошибочно отыскивают пищу.

Менять окрас, как хамелеон

Многие животные умеют менять окрас и сливаться с окружающей средой. Эту их способность позаимствовали создатели камуфляжа. Разработки в этой области продолжаются. Например, в январе 2014 года американские ученые из Гарвардского университета сообщили, что изучают способности к перемене окраса у каракатицы — они надеются, что это исследование поможет улучшить защитную одежду для солдат.

Позже коллектив ученых из университетов Хьюстона и Иллинойса представил материал, который анализирует окружающую обстановку и автоматически меняет собственную окраску, подстраиваясь под цвет фона. Источником для разработки послужили головоногие моллюски: осьминоги, кальмары и каракатицы.

Прилипать, как геккон

«Липкие» лапы геккона легли в основу ноу-хау от ученых из Стэнфордского университета. Они придумали специальные перчатки с присосками, надев которые любой человек может вскарабкаться на вертикальную стену. Силиконовые присоски, как и лапы геккона, покрыты тысячами волосков, и благодаря межмолекулярному притяжению (Ван-дер-Ваальсовы силы) материал словно приклеивается к поверхности. Испытания прошли в этом году и были похожи на съемки фильма о Человеке-пауке.

Приставать, как репейник

Репейник с его маленькими крючками-зацепками стал прототипом текстильной застежки — липучки. Ее придумал швейцарский натуралист и инженер Жорж де Мистраль, когда чистил от репейника свою собаку после прогулки в горах в 1948 году и задумался, отчего так трудно отлеплять эти плоды растения от шерсти.

Приклеиваться, как моллюски

Рыба-прилипала, моллюски, морские черви и многие другие живые организмы на планете обладают способностями вырабатывать сверхлипкое вещество. Именно они натолкнули людей на изобретение клея. В последнее время ученые занимаются усовершенствованием клейкого вещества: последняя разработка из Гарвардского университета — суперклей на основе слизи моллюсков для «залатывания» стенок сердца и сосудов. Ноу-хау от американских ученых — искусственный клей для операций на внутриутробном плоде, воссоздающий свойства слизи морских червей Phragmatopoma californica.

Плести сети, как паук

Паучья нить отличается необыкновенной прочностью: она в пять раз превышает прочность стали. Согласно расчетам ученых она смогла бы остановить даже авиалайнер, если бы имела толщину карандаша. Неудивительно, что люди издавна пытались воссоздать паучью нить. И в конечном итоге у них получилось произвести столь же прочные материалы, например, полиакрилонитрил. Но ученые пошли еще дальше: в Университете штата Юта паучьи гены были добавлены в ДНК козы, в результате паутину можно отфильтровывать из молока. В 2011 году голландские ученые пытались пойти еще дальше: они соединили искусственную кожу с паутиной, полученной из молока генетически измененных коз, и создали пуленепробиваемую ткань: в ходе испытаний она отразила пули калибра 5,56. В их планах было вживление паутины в человеческую кожу, однако до сих пор о появлении Человека-паука ничего не известно.

Добывать свет, как светлячки

Недавно корейские инженеры изучили наноструктуру брюшка светлячков и создали на ее основе сверхъяркие и более эффективные светодиоды: для этого они изменили микроструктуру поверхности светодиода, повысив его прозрачность. О том, как еще используются свойства светлячков и других светящихся животных, .

Каждый человек в процессе своего становления проходит несколько стадий. Некоторые из них определяются природой, и повлиять на них невозможно. Это, в первую очередь, касается физического взросления. Но некоторые процессы, которые сопровождают переход от детства к старости, способны подвергаться переменам.

Для того чтобы человек стал полностью готов к жизни в обществе, его ещё с раннего возраста воспитывают и обучают. Но таковой ситуация была не всегда - первоначально люди обучались у природы, в первую очередь - у животных.

Все современные науки происходят от философии, которая ранее выполняла роль “накопителя” общих знаний о том, что человека окружает. Наблюдая за вознёй насекомых или просто полётом птицы, эти знания накапливались и затем оформлялись в отдельную группу, каждая из которых со временем переродилась в научную дисциплину.

Обучение у животных является актуальным и в настоящее время. Если разобраться, то все знания об окружающем мире можно разделить на три главные категории: точные дисциплины, естественные науки и знания о языке. Каждая из них с чего-то начиналась. Для того чтобы о чём-то узнать, важно это скопировать, а затем изучить принцип действия.

Если сравнить муравейники, которыми славятся африканские термиты со средневековым собором, то отличия будут громадные. Но по самому принципу построения здание является тем же большим муравейником. Это самый простой пример, но во время постройки зданий следует соблюдать закономерности, предписанные геометрией и физикой . Насекомые таким наукам не обучаются, но инстинктивно соблюдают их законы.

Второй пример - это прокладка горных дорог. Обычные серпантины прокладываются только в тех местах, которые были “выбраны” горными козами, или другими копытными. До сих пор не изучено, как животные находят этот оптимальный путь.

Все животные при изучении окружающего их мира пользуются своими органами чувств. Это дало толчок к освоению медицины. Первые врачи (или целители) для того, чтобы поставить правильный диагноз, изначально делали примерно также. Внешний вид больного, запах, исходящий от него давали примерное понимание, какое заболевание необходимо лечить. Таким образом, именно животные могут порой подсказать, как оптимально и наиболее рационально решить определённое задание.

У рыб и птиц можно поучиться физике, у пауков - геометрии, а у муравьев - архитектуре. Но для того, чтобы получить качественные знания, важно и умение наблюдать, что творится вокруг. Каждая мельчайшая деталь, в конце концов, может стать важной частью картины окружающего мира.

Загрузка...