docgid.ru

Что такое микроскоп? Подробный разбор. Микроскоп для школьника: виды, описание, устройство, выбор Микроскоп определение для 3


12.08.2017 10:20 6278

Что такое микроскоп и зачем он нужен? Микроскоп – это прибор который увеличивает изображения предметов с помощью линз. Первые сведения о микроскопе известны ещё в 16 веке, когда мастера по изготовлению очков из Голландии придумали наряду с телескопом новое устройство, способное увеличивать предметы благодаря двум линзам.

Со временем микроскопы постоянно усовершенствовались. Появилось более мощное увеличение, позволяющее разглядеть мельчайшие вещи, которые нельзя увидеть невооружённым глазом. Кроме обычных оптических микроскопов на принципе увеличения линз, существуют электронные микроскопы. Их изобрели в 20 веке. Вместо светового потока на объект изучения направляется пучок электронов, которые фокусируются и при помощи специальной магнитной линзы выдают изображение. Электронный микроскоп мощнее оптического, поскольку может больше увеличивать изображение объекта.

Микроскоп нужен для изучения мельчайших деталей, фрагментов тел человека и животных, которые сложно увидеть невооружённым глазом. Микроскопом пользуются врачи, изучая образцы ДНК и анализы крови. Учёные из разных сфер науки, проводят опыты и делают новые открытия. Инженеры проверяют с помощью микроскопа качество деталей на наличие в них дефекта.

Школьники и студенты пользуются микроскопами на уроках биологии, химии и физики. Интересно рассматривать при микроскопом поверхности некоторых предметов, а также насекомых, например муху или муравья. При большом увеличении можно хорошо разглядеть их глаза, челюсти и лапки.

МИКРОСКОП

ДОКЛАД по Биологии ученика 6-го класса

На протяжении длительного времени человек жил в окружении невидимых существ, использовал продукты их жизнедеятельности (например, при выпечке хлеба из кислого теста, приготовлении вина и уксуса), страдал, когда эти существа являлись причинами болезней или портили запасы пищи, но не подозревал об их присутствии. Не подозревал потому, что не видел, а не видел потому, что размеры этих микро существ лежали много ниже того предела видимости, на который способен человеческий глаз. Известно, что человек с нормальным зрением на оптимальном расстоянии (25-30 см) может различить в виде точки предмет размером 0,07–0,08 мм. Меньшие объекты человек заметить не может. Это определяется особенностями строения его органа зрения.

Приблизительно в то же время, когда началось исследование космоса с помощью телескопов, были сделаны первые попытки раскрыть, с помощью линз тайны микромира. Так, при археологических раскопках в Древнем Вавилоне находили двояковыпуклые линзы — самые простые оптические приборы. Линзы были изготовлены из отшлифованного горногохрусталя. Можно считать, что с их изобретением человек сделал первый шаг на пути в микромир.


Простейший способ увеличить изображение небольшого предмета - это наблюдать его с помощью лупы. Лупой называют собирающую линзу с малым фокусным расстоянием (как правило, не более 10 см), вставленную в рукоятку.


Создатель телескопаГалилей в1610 году обнаружил, что в сильно раздвинутом состоянии его зрительная труба позволяет сильно увеличить мелкие предметы. Его можно считатьизобретателем микроскопа , состоящего из положительной и отрицательной линз.
Более совершенным инструментом для наблюдения микроскопических предметов является простой микроскоп . Когда появились эти приборы, в точности неизвестно. В самом начале XVII века несколько таких микроскопов изготовил очковый мастерЗахария Янсен из Миддельбурга.

В сочиненииА. Кирхера , вышедшем в1646 году, содержится описаниепростейшего микроскопа , названного им"блошиным стеклом" . Он состоял из лупы, вделанной в медную основу, на которой укрепляли предметный столик, служивший для помещения рассматриваемого объекта; внизу находилось плоское или вогнутое зеркало, отражающее солнечные лучи на предмет и таким образом освещающее его снизу. Лупу передвигали посредством винта к предметному столику, пока изображение не становилось отчетливым и ясным.

Первые выдающиеся открытия были сделаны как разс помощью простого микроскопа . В середине XVII века блестящих успехов добился голландский естествоиспытательАнтони Ван Левенгук . В течение многих лет Левенгук совершенствовался в изготовлении крохотных (иногда меньше 1 мм в диаметре) двояковыпуклых линзочек, которые он изготавливал из маленького стеклянного шарика, в свою очередь получавшегося в результате расплавления стеклянной палочки в пламени. Затем этот стеклянный шарик подвергался шлифовке на примитивном шлифовальном станке. На протяжении своей жизни Левенгук изготовил не менее 400 подобных микроскопов. Один из них, хранящийся в университетском музее в Утрехте, дает более чем 300-кратное увеличение, что для XVII века было огромным успехом.

В начале XVII века появилисьсложные микроскопы , составленные из двух линз. Изобретатель такого сложного микроскопа точно не известен, но многие факты говорят о том, что им был голландецКорнелий Дребель , живший в Лондоне и находившийся на службе у английского короля Иакова I. В сложном микроскопе былодва стекла: одно - объектив - обращенное к предмету, другое - окуляр - обращенное к глазу наблюдателя. В первых микроскопах объективом служило двояковыпуклое стекло, дававшее действительное, увеличенное, но обратное изображение. Это изображение и рассматривалось при помощи окуляра, который играл, таким образом, роль лупы, но только лупа эта служила для увеличения не самого предмета, а его изображения.

В1663 году микроскопДребеля был усовершенствован английским физикомРобертом Гуком , который ввел в него третью линзу, получившую название коллектива. Этот тип микроскопа приобрел большую популярность, и большинство микроскопов конца XVII - первой половины VIII века строились по его схеме.

Устройство микроскопа


Микроскоп – это оптический прибор, предназначенный для исследования увеличенных изображений микрообъектов, которые невидны невооруженным глазом.

Основными частями светового микроскопа (рис. 1) являются объектив и окуляр, заключенные в цилиндрический корпус – тубус. Большинство моделей, предназначенных для биологических исследований, имеют в комплекте три объектива с разными фокусными расстояниями и поворотный механизм, предназначенный для их быстрой смены – турель, часто называемую револьверной головкой. Тубус располагается на верхней части массивного штатива, включающего тубусодержатель. Чуть ниже объектива (или турели с несколькими объективами) находится предметный столик, на который устанавливаются предметные стекла с исследуемыми образцами. Резкость регулируется с помощью винта грубой и точной настройки, который позволяет изменять положение предметного столика относительно объектива.


Для того чтобы исследуемый образец имел достаточную для комфортного наблюдения яркость, микроскопы снабжаются еще двумя оптическими блоками (рис. 2) – осветителем и конденсором. Осветитель создает поток света, освещающий исследуемый препарат. В классических световых микроскопах конструкция осветителя (встроенного или внешнего) предполагает низковольтную лампу с толстой нитью накала, собирающую линзу и диафрагму, изменяющую диаметр светового пятна на образце. Конденсор, представляющий собой собирающую линзу, предназначен для фокусировки лучей осветителя на образце. Конденсор также имеет ирисовую диафрагму (полевую и апертурную), с помощью которой регулируется интенсивность освещения.


При работе с пропускающими свет объектами (жидкостями, тонкими срезами растений и т. п.), их освещают проходящим светом – осветитель и конденсор располагаются под предметным столиком. Непрозрачные же образцы нужно освещать спереди. Для этого осветитель располагают над предметным столиком, и его лучи с помощью полупрозрачного зеркала направляются на объект через объектив.

Осветитель может быть пассивным, активным (лампа) или состоять из обоих элементов. Самые простые микроскопы не имеют ламп для подсветки образцов. Под столиком у них располагается двустороннее зеркало, у которого одна сторона плоская, а другая – вогнутая. При дневном освещении, если микроскоп стоит у окна, получить довольно неплохое освещение можно при помощи вогнутого зеркала. Если же микроскоп находится в темном помещении, для подсветки используются плоское зеркало и внешний осветитель.

Увеличение микроскопа равно произведению увеличения объектива и окуляра. При увеличении окуляра равном 10 и увеличении объектива равном 40 общий коэффициент увеличения равен 400. Обычно в комплект исследовательского микроскопа входят объективы с увеличением от 4 до 100. Типичный комплект объективов микроскопа для любительских и учебных исследований (х 4, х10 и х 40), обеспечивает увеличение от 40 до 400.

Разрешающая способность – другая важнейшая характеристика микроскопа, определяющая его качество и четкость формируемого им изображения. Чем больше разрешающая способность, тем больше мелких деталей можно рассмотреть при сильном увеличении. В связи с разрешающей способностью говорят о «полезном» и «бесполезном» увеличении. «Полезным» называется предельное увеличение, при котором обеспечивается максимальная деталировка изображения. Дальнейшее увеличение («бесполезное») не поддерживается разрешающей способностью микроскопа и не выявляет новых деталей, зато может негативно повлиять на четкость и контраст изображения. Таким образом, предел полезного увеличения светового микроскопа ограничивается не общим коэффициентом увеличения объектива и окуляра - его при желании можно сделать сколь угодно большим, - а качеством оптических компонентов микроскопа, то есть, разрешающей способностью.

Микроскоп включает в себя три основные функциональные части:

1. Осветительная часть
Предназначена для создания светового потока, который позволяет осветить объект таким образом, чтобы последующие части микроскопа предельно точно выполняли свои функции. Осветительная часть микроскопа проходящего света расположена за объектом под объективом в прямых микроскопах и перед объектом над объективом в инвертированных.
Осветительная часть включает источник света (лампа и электрический блок питания) и оптико-механическую систему (коллектор, конденсор, полевая и апертурная регулируемые/ирисовые диафрагмы).

2. Воспроизводящая часть
Предназначена для воспроизведения объекта в плоскости изображения с требуемым для исследования качеством изображения и увеличения (т.е. для построения такого изображения, которое как можно точнее и во всех деталях воспроизводило бы объект с соответствующим оптике микроскопа разрешением, увеличением, контрастом и цветопередачей).
Воспроизводящая часть обеспечивает первую ступень увеличения и расположена после объекта до плоскости изображения микроскопа. Воспроизводящая часть включает объектив и промежуточную оптическую систему.
Современные микроскопы последнего поколения базируются на оптических системах объективов, скорректированных на бесконечность.
Это требует дополнительно применения так называемых тубусных систем, которые параллельные пучки света, выходящие из объектива, «собирают» в плоскости изображения микроскопа.

3. Визуализирующая часть
Предназначена для получения реального изображения объекта на сетчатке глаза, фотопленке или пластинке, на экране телевизионного или компьютерного монитора с дополнительным увеличением (вторая ступень увеличения).

Визуализирующая часть расположена между плоскостью изображения объектива и глазами наблюдателя (камерой, фотокамерой).
Визуализирующая часть включает монокулярную, бинокулярную или тринокулярную визуальную насадку с наблюдательной системой (окулярами, которые работают как лупа).
Кроме того, к этой части относятся системы дополнительного увеличения (системы оптовара/смены увеличения); проекционные насадки, в том числе дискуссионные для двух и более наблюдателей; рисовальные аппараты; системы анализа и документирования изображения с соответствующими согласующими элементами (фотоканал).

Глаз человека устроен так, что не может разглядеть предмет, размеры которого не превышают 0,1 мм. В природе же существуют объекты, чьи размеры намного меньше. Это микроорганизмы, клетки живых тканей, элементы структуры веществ и многое другое.

Еще в античные времена для улучшения зрения применялись шлифованные природные кристаллы. С развитием стеклоделия стали изготовлять стеклянные чечевицы – линзы. Р. Бекон в XIII в. советовал людям со слабым зрением класть на предметы выпуклые стекла для того, чтобы их лучше рассмотреть. В это же время в Италии появились очки, состоявшие из двух соединенных линз.

В XVI в. мастера в Италии и Нидерландах, изготовлявшие очковые стекла, знали о свойстве системы из двух линз давать увеличенное изображение. Одно из первых таких устройств изготовил в 1590 г. голландец 3. Янсен.

Несмотря на то что увеличительная способность сферических поверхностей и линз была известна еще в XIII в., до начала XVII в. никто из естествоиспытателей даже не пытался применить их для наблюдения мельчайших предметов, недоступных невооруженному человеческому глазу.

Слово «микроскоп», произошедшее от двух греческих слов – «маленький» и «смотрю», ввел в научный обиход член академии «Dei Lyncei» (рысеглазых) Десмикиан в начале XVII века.

В 1609 г. Галилео Галилей, изучая сконструированную им зрительную трубу, использовал ее и в качестве микроскопа. Для этого он изменял расстояние между объективом и окуляром. Галилей первым пришел к выводу, что качество изготовления линз для очков и для зрительных труб должно быть различным. Он создал микроскоп, подбирая такое расстояние между линзами, при котором увеличивались не удаленные, а близко расположенные предметы. В 1614 г. Галилей рассматривал при помощи микроскопа насекомых.

Ученик Галилея Э. Торричелли перенял у своего учителя искусство шлифовки линз. Кроме изготовления зрительных труб Торричелли конструировал простые микроскопы, состоявшие из одной крошечной линзы, которую он получал из одной капли стекла, расплавляя над огнем стеклянную палочку.

В XVII в. были популярны простейшие микроскопы, состоявшие из лупы – двояковыпуклой линзы, закрепленной на подставке. На подставке укреплялся и предметный столик, на котором размещался рассматриваемый объект. Внизу под столиком находилось зеркало плоской или выпуклой формы, которое отражало солнечные лучи на предмет и подсвечивало его снизу. Для улучшения изображения лупа перемещалась относительно предметного столика при помощи винта.

В 1665 г. англичанин Р. Гук при помощи микроскопа, в котором использовались маленькие стеклянные шарики, открыл клеточное строение животных и растительных тканей.

Современник Гука голландец А. ван Левенгук изготовлял микроскопы, состоявшие из небольших двояковыпуклых линз. Они давали 150–300?кратное увеличение. При помощи своих микроскопов Левенгук исследовал строение живых организмов. В частности, он открыл движение крови в кровеносных сосудах и красные кровяные тельца, сперматозоиды, описал строение мышц, чешуйки кожи и многое другое.

Левенгук открыл новый мир – мир микроорганизмов. Он описал множество видов инфузорий и бактерий.

Много открытий в области микроскопической анатомии сделал голландский биолог Я. Сваммердам. Наиболее подробно он исследовал анатомию насекомых. В 30?е гг. XVIII в. он выпустил богато иллюстрированный труд под названием «Библия природы».

Методы расчета оптических узлов микроскопа разработал швейцарец Л. Эйлер, работавший в России.

Наиболее распространенная схема микроскопа следующая: исследуемый предмет помещается на предметном столике. Над ним располагается устройство, в котором смонтированы линзы объектива и тубус – трубка с окуляром. Наблюдаемый предмет освещается с помощью лампы или солнечного света, наклонного зеркала и линзы. Диафрагмы, установленные между источником света и предметом, ограничивают световой поток и уменьшают в нем долю рассеянного света. Между диафрагмами установлено зеркало, изменяющее направление светового потока на 90°. Конденсор концентрирует на предмете пучок света. Объектив собирает лучи, рассеянные предметом и образует увеличенное изображение предмета, рассматриваемое при помощи окуляра. Окуляр работает как лупа, давая дополнительное увеличение. Пределы увеличения микроскопа от 44 до 1500 раз.

В 1827 г. Дж. Амичи применил в микроскопе иммерсионный объектив. В нем пространство между предметом и объективом заполнено иммерсионной жидкостью. В качестве такой жидкости применяются различные масла (кедровое или минеральное), вода или водный раствор глицерина и др. Такие объективы позволяют увеличить разрешающую способность микроскопа, улучшить контрастность изображения.

В 1850 г. английский оптик Г. Сорби создал первый микроскоп для наблюдения объектов в поляризованном свете. Такие аппараты применяются для изучения кристаллов, образцов металлов, животных и растительных тканей.

Начало интерференционной микроскопии было положено в 1893 г. англичанином Дж. Сирксом. Ее суть в том, что каждый луч, входя в микроскоп, раздваивается. Один из полученных лучей направляется на наблюдаемую частицу, второй – мимо нее. В окулярной части оба луча вновь соединяются, и между ними возникает интерференция. Интерференционная микроскопия позволяет изучать живые ткани и клетки.

В XX в. появились различные виды микроскопов, имеющие разное назначение, конструкцию, позволяющие изучать объекты в широких диапазонах спектра.

Так, в инвертированных микроскопах объектив располагается под наблюдаемым объектом, а конденсор – сверху. Направление хода лучей изменяется при помощи системы зеркал, и в глаз наблюдателя они попадают, как обычно – снизу вверх. Эти микроскопы предназначены для изучения громоздких предметов, которые трудно расположить на предметных столиках обычных микроскопов. С их помощью исследуют культуры тканей, химические реакции, определяют точки плавления материалов. Наиболее широко такие микроскопы применяются в металлографии для наблюдения за поверхностями металлов, сплавов и минералов. Инвертированные микроскопы могут оснащаться специальными устройствами для микрофотографирования и микрокиносъемки.

На люминесцентных микроскопах устанавливаются сменные светофильтры, позволяющие выделить в излучении осветителя ту часть спектра, которая вызывает люминесценцию исследуемого объекта. Специальные фильтры пропускают от объекта только свет люминесценции. Источниками света в таких микроскопах служат ртутные лампы сверхвысокого давления, излучающие ультрафиолетовые лучи и лучи коротковолнового диапазона видимого спектра.

Ультрафиолетовые и инфракрасные микроскопы служат для исследования областей спектра, недоступного человеческому глазу. Оптические схемы аналогичны схемам обычных микроскопов. Линзы этих микроскопов изготовлены из материалов, прозрачных для ультрафиолетовых (кварц, флюорит) и инфракрасных (кремний, германий) лучей. Они снабжены фотокамерами, фиксирующими невидимое изображение и электронно?оптическими преобразователями, превращающими невидимое изображение в видимое.

Стереомикроскоп обеспечивает объемное изображение объекта. Это собственно два микроскопа, выполненные в единой конструкции таким образом, что правый и левый глаза наблюдают объект под разными углами. Они нашли применение в микрохирургии и сборке миниатюрных устройств.

Микроскопы сравнения представляют собой два обычных объединенных микроскопа с единой окулярной системой. В такие микроскопы можно наблюдать сразу два объекта, сравнивая их визуальные характеристики.

В телевизионных микроскопах изображение препарата преобразуется в электрические сигналы, воспроизводящие это изображение на экране электронно?лучевой трубки. В этих микроскопах можно изменять яркость и контраст изображения. С их помощью можно изучать на безопасном расстоянии объекты, опасные для рассмотрения с близкого расстояния, например радиоактивные вещества.

Лучшие оптические микроскопы позволяют увеличить наблюдаемые объекты примерно в 2000 раз. Дальнейшее увеличение невозможно, поскольку свет огибает освещаемый объект, и если его размеры меньше, чем длина волны, такой объект становится невидимым. Минимальный размер предмета, который можно разглядеть в оптический микроскоп – 0,2–0,3 микрометра.

В 1834 г. У. Гамильтон установил, что существует аналогия между прохождением световых лучей в оптически неоднородных средах и траекториями частиц в силовых полях. Возможность создания электронного микроскопа появилась в 1924 г. после того, как Л. Де Бройль выдвинул гипотезу, что всем без исключения видам материи – электронам, протонам, атомам и др. присущ корпускулярно?волновой дуализм, то есть они обладают свойствами как частицы, так и волны. Технические предпосылки для создания такого микроскопа появились благодаря исследованиям немецкого физика X. Буша. Он исследовал фокусирующие свойства осесимметричных полей и в 1928 г. разработал магнитную электронную линзу.

В 1928 г. М. Кнолль и М. Руска приступили к созданию первого магнитного просвечивающего микроскопа. Три года спустя они получили изображение объекта, сформированного при помощи пучков электронов. В 1938 г. М. фон Арденне в Германии и в 1942 г. В. К. Зворыкин в США построили первые растровые электронные микроскопы, работающие по принципу сканирования. В них тонкий электронный пучок (зонд) последовательно перемещался по объекту от точки к точке.

В электронном микроскопе, в отличие от оптического, вместо световых лучей используются электроны, а вместо стеклянных линз – электромагнитные катушки или электронные линзы. Источником электронов для освещения объекта является электронная «пушка». В ней источником электронов является металлический катод. Затем электроны собираются в пучок с помощью фокусирующего электрода и под действием сильного электрического поля, действующего между катодом и анодом, набирают энергию. Для создания поля к электродам прикладывается напряжение до 100 киловольт и более. Напряжение регулируется ступенеобразно и отличается большой стабильностью – за 1–3 минуты оно изменяется не более чем на 1–2 миллионные доли от исходного значения.

Выходя из электронной «пушки», пучок электронов с помощью конденсорной линзы направляется на объект, рассеивается на нем и фокусируется объектной линзой, которая создает промежуточное изображение объекта. Проекционная линза вновь собирает электроны и создает второе, еще более увеличенное изображение на люминесцентном экране. На нем под действием ударяющихся в него электронов возникает светящаяся картина объекта. Если поместить под экраном фотопластинку, то можно сфотографировать это изображение.

Отличное определение

Неполное определение ↓

На протяжении нескольких столетий этот оптический прибор являлся не только одним из двигателей научно-технического прогресса, но и воодушевлял исследователей на расширение границ собственного познания. Благодаря ему сделано множество величайших открытий, используемых в современной жизнедеятельности человека. Зачем нужен микроскоп - этот вопрос актуален и для молодого поколения, жаждущего знаний и не равнодушного к науке. Нет никаких сомнений, что самое интересное - еще впереди. Поэтому, если вас или ребенка посетила мысль о занятиях биологией - это уже хорошо, так как растет достойная смена, которая в будущем определит вектор развития цивилизации.

Да просто увидеть своими глазами, что рядом с нами тысячелетиями существует невидимый мир, который практически нереально уловить без увеличительных инструментов. Остановимся подробнее на основных преимуществах, ведь помимо микроорганизмов, клеток и бактерий, привычные вещи также обретают зрительно новую удивительную форму, стоит лишь посмотреть на них сквозь отверстие окуляра.

Наглядное обучающее пособие. Микроскопами оборудуются классы в общеобразовательных учреждениях, например, в школах, лицеях и ВУЗах. Министерство образования еще во времена СССР разработало методику, при которой ученик может лицезреть инфузорию туфельку, эвглену, амебу не только на картинке учебника, но и вживую. При этом информация лучше откладывается в голове, а ребятишки могут более осознано выбирать свою профессию.

Увлекательное хобби. Приобретая микроскоп для своего смышленого чада, родители иногда пожимают плечами - мол, зачем он ему нужен. Однако, как только письменный стол превращается в домашнюю лабораторию, во впечатляющие наблюдения втягиваются не только дети, но и мамы и папы. В итоге это может превратиться в яркое семейное увлечение! Рассматривать можно абсолютно все - не только микроскопические организмы и их на первый взгляд забавную суетливую деятельность в обычной капле воды, но и все, что попадается под руку - монеты, ткани, бумажные изделия и пластик, камушки, песок, соль и сахар. Если фантазии и жажда узнать что-то новенькое не иссякают - то вопрос «что еще увеличить» отпадет сам собой.

Проверка продуктов питания на качество. Действительно, сегодня сформировалась целая прослойка граждан, желающих вести здоровый образ жизни. И микроскоп тут пригодится как нельзя кстати. Смотрите на мясо, молоко, хлеб, муку, злаки в общем на все, что потребляется в пищу. И на основе увиденного можно делать выводы - пригодно это для еды или надо подкорректировать рацион.

Творческий процесс. В век компьютерных технологий микроскопия также не осталась в стороне. С помощью специальных камер можно снимать фотографии и видео увеличенных предметов! А если полученные результаты исследований в виде файлов выкладывать на соответствующих Интернет-ресурсах или в социальных сетях, то в скором времени у биолога-новичка появится круг поклонников его необычного творчества. А как насчет ювелирного дела и создания украшений с изящным маленьким узором? Это тоже реально, правда для этого понадобится инструментальная модель.

Микроскоп для ребенка - окно в абсолютно неведомый ранее мир клеток, крохотных частиц и микроорганизмов. Кому из детей не интересно узнать, например, как выглядят вблизи крылышки и лапки насекомого? С этой точки зрения данный прибор можно отнести к развивающим игрушкам.

Прежде чем решиться на покупку микроскопа, родителям следует проанализировать ситуацию: возраст ребенка, степень его заинтересованности в новой игрушке, склонность к "исследованиям", усидчивость и т. д. "Серьезность" приобретаемой модели (соответственно, и цена) зависит от суммы всех этих факторов.

Для первого знакомства с "наномиром" ребенку годится детский микроскоп с минимальным набором опций. Если же речь идет о школьнике, то лучше остановиться на т. н. учебном с увеличением не менее 650 крат.

Отправляемся в магазин

Как выбрать качественный микроскоп для школьника? Те, что продаются в магазинах игрушек, даже относительно дорогие, настоящей техникой не являются, как ни жаль. А о дешевых и говорить не приходится. Картинка, которую способен разглядеть ребенок с такой игрушкой, вряд ли вдохновит его на долгие "исследования", и интерес будет вскоре утрачен.

Тогда как выбрать микроскоп для школьника? Хорошие приборы, конечно же, существуют. Но цена их - на порядок выше, чем у игровых. Хотя ряд недорогих по стоимости вполне можно сравнить с наиболее "навороченными" из игрушечных. Относится это к моделям, именуемым школьными и профессиональными.

С какой целью приобретается микроскоп для школьника?

Если лишь как игрушку, лучше приобретите лупу хорошего качества. Покупкой его следует озадачиться лишь тогда, когда опыты с микроскопом для школьников не перестанут быть интересными через пару дней, а ребёнок "на полном серьезе" и достаточно давно увлечен естественными науками, такими как химия и биология. А также подумывает о профессии врача или биолога, планирует по данным предметам сдачу ЕГЭ или ОГЭ. В этом случае иметь дома высококачественный школьный микроскоп - реальная необходимость, и немалые затраты на приобретение его со всеми сопутствующими принадлежностями окажутся оправданными.

Как быть, когда ребёнок увлечен биологией, а родители совершенно не разбираются в ней? И если даже не знают, как выглядит микроскоп, как не прогадать с покупкой? Придется всерьез заняться изучением ассортимента магазинов оптики, читать соответствующие форумы, спрашивать у тех, кто "в теме", и в конце концов составить собственное мнение. К тому же определитесь заранее с суммой, которую вы сможете себе позволить потратить на покупку, и, исходя из нее, выбирайте самую оптимальную модель.

Итак, на что же нужно обратить основное внимание, покупая микроскоп для школьника?

Что такое увеличение?

Эта функция может быть оптической и цифровой. Обращать внимание следует в первую очередь на оптическое увеличение. Цифровое - это обычное зуммирование, то есть приближение картинки, без возможности разглядеть дополнительные детали. Тем, кто настроен на серьезную работу, следует ориентироваться на модели с увеличением, начиная с 1000-кратного и больше. Можно найти в продаже и доступные по цене экземпляры для домашнего использования с 2000-кратным оптическим увеличением.

Очень полезная функция - возможность регулировки диоптрий для страдающих плохим зрением. Обычно их можно настроить в пределах от +5 до -5. Согласитесь, работа с микроскопом без очков куда удобнее, чем заглядывание в окуляр через них.

Настройка грубая и тонкая

В более простых моделях предусмотрена, как правило, лишь грубая настройка. У вариантов "посерьезнее" дополнительно есть функция тонкой настройки. Зачастую потребители не в силах уловить разницу между двумя экземплярами с похожим описанием, но значительной разницей в цене (к примеру, за 12-13 и за 30 тысяч рублей), и недоумевают, мол, за что тут переплачивать? Ведь это всего лишь микроскоп для школьника!

Поясняем: разница может быть в качестве оптики. Или же та окажется монокулярной и не предусматривающей функцию настройки диоптрий. Оптика - именно та часть микроскопа, экономить на которой следует в последнюю очередь. В этом смысле стоит выбирать модель максимально дорогую из тех, что вы можете себе позволить.

Микроскоп может быть моно- или бинокулярным. В первом случае в него смотрят одним глазом, во втором - двумя, что, несомненно, удобнее. И хотя для многих этот момент не принципиален, его все же следует учитывать. Смотреть в бинокуляр как минимум легче на протяжении длительного времени - глаза меньше устают.

Что такое световой микроскоп? Немного о подсветке

Говоря об этом приборе, нельзя не упомянуть систему подсветки. Согласно определению, микроскоп является оптическим прибором с увеличением не менее чем двухступенчатым, позволяющим увидеть не различимые обычным глазом предметы и детали с расстояния 250 мм. Световой микроскоп, таким образом, немыслим без дополнительного источника освещения.

Возможны два варианта - LED-подсветка или галогенового типа. Какая же из них лучше?

LED-подсветка представлена встроенным светодиодом, дающим белый свет. Срок его службы больше, и нагревается он по минимуму. Галогены греются немного больше и свет имеют желтоватого оттенка. Варианты с LED-подсветкой обычно стоят немного дороже, но разница эта не принципиальна. Многие модели микроскопов могут существовать либо с одним, либо с другим видом подсветки - выбор за покупателем.

Камера для вывода изображения

Хороший школьный микроскоп должен быть оборудован камерой, при помощи которой изображение выводится на экран монитора. Эта функция весьма полезна. Она дает возможность сфотографировать или заснять на видео результаты своих опытов и проиллюстрировать снимками доклад или другую работу. Разглядывать образец на экране куда удобнее, чем через окуляр, к тому же делать это можно коллективно.

Отдельные модели (какие именно - требуется уточнять у продавцов-консультантов) позволяют в режиме реального времени производить вывод на компьютерный экран наблюдаемой картинки. Для этого микроскоп должен быть вместо окуляра оборудован специальным видеоокуляром, который крепится в тубус визуальной насадки.

Камеру можно купить и отдельно с последующей установкой на аппарат. Причем наличие ее никак не мешает обычному наблюдению через окуляры. Правда, покупка ее потребует дополнительного расхода порядка 8-10 тысяч руб. или даже больше. Такие камеры располагают возможностью как фото-, так и видеосъемки. Если вы решили, что такая опция вам необходима, лучше выбрать для покупки тринокулярный микроскоп.

Возможность выбирать поле

Наблюдения можно вести как в темном, так и в светлом поле. Это, скорее всего, потребует наличия специальных объективов. На практике темное поле в домашних условиях используется редко - это ведь не специальная лаборатория.

Как выбрать микроскоп для школьника, если вы настроены на серьезную покупку? Какие модели посоветовать родителям? Оптимальным соотношением цены и качества, на наш взгляд, обладают микроскопы "Альтами БИО 6" (трино) стоимостью от 32 000 до 35 000 рублей или "Альтами БИО 7" (трино) - примерно за 38 000. В том же ценовом сегменте Levenhuk D320L (чуть дороже за счет встроенной камеры) или биомикроскопы Levenhuk 670T по цене около 40 тысяч рублей, а также Levenhuk 740T. Это вполне достойные тринокулярные модели с хорошей оптикой. Дополнительное приобретение камеры, как уже говорилось, увеличивает бюджет покупки еще на сумму порядка 10 тысяч.

Если хотите уложиться в сумму чуть меньше (например, в пределах 30 000 руб.), выбирайте "Альтами БИО 4" - хоть он и бинокулярный и обладает увеличением всего лишь до 1000 крат, зато продается сразу с камерой.

Максимально же недорогие школьные микроскопы "Альтами" продаются по цене 6-8 тысяч рублей и обладают увеличением порядка 800 крат, что тоже совсем неплохо, особенно если бюджет ваш ограничен.

В комплектах с такими моделями, как, например, "Альтами БИО 6" идут, как правило, наборы светофильтров диаметром 32 мм (желтого, голубого, зеленого цвета), чехол для защиты от пыли, иммерсионное масло в специальном флаконе-капельнице. Наличие руководства по эксплуатации подразумевается само собой. Все остальное придется докупать отдельно.

Что именно докупить?

Вам потребуется набор для подготовки микропрепаратов. Имеются в виду образцы тканей и т. п., которые планируется рассматривать. Готовые образцы также продаются, бывают самых различных тематик. Стоит покупать те из них, которые содержат максимально разнообразное число экземпляров.

Микротом - тоже очень полезная штука для изготовления тонких срезов (менее полумиллиметра). Стоимость его невелика (примерно рублей 350), но зато не придется возиться с грубым "выпиливанием" образцов или наблюдать неуклюжие "обломки".

Также не обойтись без набора стекол, которые бывают предметными и покровными. У хороших стекол с низкой интерференцией волн наилучшее соответствие с длиной световой волны. Стоимость наборов сравнительно невелика (от двухсот рублей до полутысячи). Покровными стеклами называют очень тоненькие стеклянные пластинки, которые могут быть в форме квадрата или круга. Применяются они, чтобы защитить препарат, помещенный на нижнее, предметное стекло.

От качества стекол зависит изображение, поэтому китайские наборы лучше не покупать.

Линейка популярных и качественных прямых микроскопов марки "Альтами" представляет модели стоимостью от 23 до 45 тысяч (цены ориентировочные) в зависимости от класса прибора. Модели сложнее и дороже, чем "БИО 8" (стоимостью около 60 000 рублей) приобретать для домашнего использования нет смысла, если речь не идет о покупке для практикующего на дому врача. Но мы с вами сейчас рассматриваем микроскоп для школьника.

Следует учитывать, что если комплектующие впоследствии можно поменять или докупить, то оптику или тип подсветки (галоген или светодиод) изменить в процессе эксплуатации не получится, так что определитесь с этим заранее.

Российский или китайский?

Перечисленные марки ("Альтами", "Микромеды", "Биомеды"), а также многие другие, несмотря на высокое качество, относятся все же к китайским (именно там производятся комплектующие для них).

Настоящие советские микроскопы (старые) - "Бимам 13" (другое название его "Микмед-2"), "Биолам" - сейчас можно найти, пожалуй, лишь бывшими в употреблении или не использовавшимися со старых времен. К ним довольно тяжело найти комплектующие (к тому же нужно знать, как их правильно поменять), вдобавок почти наверняка они потребуют замены смазки, но если данные моменты вас не смущают, то такой вариант - для вас.

В сравнении старые советские микроскопы немного превосходят современные по разрешающей способности, но к величине кривизны изображения это, как правило, не относится. Да и увеличения современные модели позволяют добиться немного большего.

Вариант попроще

Если вы не готовы тратить столь серьезные суммы, или интерес вашего ученика носит довольно поверхностный характер, то есть неплохой бюджетный вариант - микроскоп для школьника "Юный ученый", который продается в комплекте с набором предметов для изучения общим числом около 60. Его окуляр обладает 10- и 20-кратным увеличением, к набору прилагается три различных объектива. Наименьший из них ведет к увеличению под микроскопом исследуемого объекта в пять раз, наибольший - в 60.

То есть если вы выберете самый мощный объектив микроскопа и настроите окуляр по максимуму, то добьетесь увеличения в 1200 раз. Этого достаточно для рассмотрения крылышек насекомых, волосков, шерсти домашних животных и еще массы всего.

В данном аппарате имеется встроенный прожектор, проецирующий изображения на стену или экран, - эту функцию можно использовать для занятий в группе. Кроме того, в комплект входит набор светофильтров для большей четкости и контрастности.

Загрузка...