docgid.ru

О тарифе на транспортировку тепловой энергии по муниципальным тепловым сетям. Транзитный трубопровод - жкхпортал.рф Транзит тепловой сети

*Транзитный трубопровод в подвале нашего многоквартирного дома. Относиться или нет к общедомовому имуществу? Если да, то как считать транзит теплоносителя к другим домам по нашему имуществу, ведь оно (имущество) эксплуатируется и должна быть оплата расходов на содержание его?
Определимся с самим понятием. Транзитный трубопровод - это трубопровод, который транспортирует коммунальный ресурс (холодная, горячая вода, теплоноситель систем отопления, сточные воды) к первичному зданию и затем к другим источникам потребления или отведения отдельно стоящих здани й, причем для первичного здания данный трубопровод будет считаться транзитным.
Схема обеспечения ресурсами , при строительстве Вашего дома, спроектирована с учетом подачи ресурсов от транзитных трубопроводов, проходящих по техническому подвалу дома.
Н а основании Жилищного кодекса Российской Федерации, п. 2, 5 - 7 «Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491(далее Правил), а также настоящих Правил предусмотрено, что внешней границей сетей тепло-, водоснабжения, входящих в состав общего имущества, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, является внешняя граница стены многоквартирного дома.

Основываясь на приведенных выше правовых нормах, в состав общего имущества в многоквартирном доме могут входить только внутридомовые системы отопления и горячего водоснабжения и т.д. , начинающиеся от стояков и заканчивающиеся внешней границей стены дома, и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме. Исходя из определений понятий «внутридомовая система отопления (горячего водоснабжения)», содержащихся в Правилах, участки транзитных тепловых сетей и т.п. , проходящих по подвалам жилых домов и предназначенные для снабжения ресурсом нескольких домов, не могут быть отнесены к общему имуществу отдельно взятого многоквартирного дома, так как основным критерием отнесения того или иного объекта к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме, является их предназначение для обслуживания более одного помещения в соответствующем многоквартирном доме (ч.1 ст.290 ГК РФ , ст.36 ЖК РФ). Транзитные трубопроводы, проходящие по подвалу Вашего дома, относятся к коммунальным сетям района и находятся на обслуживании ресурсоснабжающей организации, которая и несет расходы на содержание этих трубопроводов, эти расходы на содержание заложены в тарифах для ресурсоснабжающей организации. То есть транзитный трубопровод, проходящий по подвалу жилого дома не может быть отнесен к общедомовому имуществу и соответственно ни о каких расходах собственников МКД на содержание транзитных трубопроводов не может быть и речи.


Транзитный трубопровод - имущество собственников МКД?

Вопрос не такой простой, как может показаться с первого взгляда. Является или нет транзитный трубопровод, проходящий по техническому подвалу вашего дома, общедомовым имуществом, или таковым не является?

Вот здесь и начинается настоящая путаница, иногда доходящая до абсурда. У меня лично был случай, когда на прием пришли жители одного из многоквартирных домов у которых в техническом подвале был проведен тразитный трубопровод, с множеством требований. Одним из самых абсурдных было требование брать плату за транзит теплоносителя по подвалу их дома с жителей следующих домов, куда теплоноситель далее транспортируется. Надеюсь вы понимаете всю нелепость данной ситуации? Причем доводы в свою пользу строились исключительно на положениях жилищного законодательства.

Основным доводом, который по их мнению, я должен был учесть - это ссылка на пункты 6 и 8 491 постановления Правительства РФ (приведу их дословно):

"6. В состав общего имущества включается внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях".

"8. Внешней границей сетей электро-, тепло-, водоснабжения и водоотведения, информационно-телекоммуникационных сетей (в том числе сетей проводного радиовещания, кабельного телевидения, оптоволоконной сети, линий телефонной связи и других подобных сетей), входящих в состав общего имущества, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, является внешняя граница стены многоквартирного дома...".

Раз так, то все, что у нас в подвале, все наше и мы (жители МКД), будем назначать плату за транзит теплоносителя к другим домам (за счет этого уменьшим свои личные коммунальные расходы). Так вот, по мнению уважаемых жителей, транзитные трубопроводы системы отопления, расположенные в их подвале, были имуществом многоквартирного дома. И поэтому они должны были брать средства за транзит теплоносителя к другим домам в целях возмещения собственных эксплуатационных расходов на содержание и ремонт этих трубопроводов.

Ну и как вам такое?

Пришлось объяснять многоуважаемым жителям многоквартирного дома, что в состав общего имущества в многоквартирном доме могут входить только внутридомовые системы, начинающиеся от стояков и заканчивающиеся внешней границей стены дома, и предназначенные для обслуживания более одного помещения и только в данном доме.

На основании понятия «внутридомовая система отопления (горячего водоснабжения)», транзитный трубопровод , проходящий по подвалу жилого дома и предназначенный для снабжения коммунальным ресурсом нескольких домов, не может быть отнесен к общему имуществу их многоквартирного дома, так как основным критерием отнесения того или иного объекта к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме, является их предназначение для обслуживания более одного помещения в соответствующем многоквартирном доме (можно ознакомиться с документами на сайте жкхпортал.рф, перейдя по ссылкам ч.1 ст.290 ГК РФ , ст.36 ЖК РФ и постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491).

Таким образом, транзитные трубопроводы, расположенные в подвале жилого дома, являются городским имуществом, относятся к коммунальным сетям района и обслуживаются ресурсоснабжающей организацией. Соответственно, ресурсоснабжающая организация и несет расходы на содержание этих трубопроводов. По факту эти расходы определены и рассчитаны в тарифах для ресурсоснабжающей организации. Теперь вам понятно, что транзитный трубопровод не может быть отнесен к общедомовому имуществу и ни о каких финансовых операциях по инициативе собственников МКД не может быть и речи. Что-то не понятно? Пишите, разберу отдельно вашу ситуацию. Дальше мы с вами рассмотрим примерный алгоритм действий по выносу транзитного трубопровода из технического подвала вашего дома.

Как мне удалось решить эту проблему? Читаем дальше...

__________________________

Арбитражный суд Пермского края

Екатерининская, дом 177, Пермь, 614068, www.perm.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

Арбитражный суд Пермского края в составе судьи Л.И. Лысановой,

при ведении протокола помощником судьи О.А. Бояршиновой,

рассмотрел в открытом судебном заседании дело по иску

общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Крона» (ОГРН 1065905054016, ИНН 5905246232)

к ответчику: обществу с ограниченной ответственностью «Пермская сетевая компания» (ОГРН 1075904022644, ИНН 5904176536)

третье лицо: 1. Муниципальное образование г.Пермь в лице администрации г.Перми

2. Департамент имущественных отношений администрации г.Перми

о возложении обязанности по содержанию транзитных тепловых сетей

При участии в судебном заседании представителей:

от истца: Калугин А.Б., Васенин М.Н. по доверенности от 01.09.15г.

от ответчика: Суслова Л.Г. по доверенности от 06.05.15г.

от третьего лица: 1.не явился, извещен.

2. Луц Ю.А. по доверенности от 11.06.15г.

Истец ООО УК «Крона» обратился в арбитражный суд с иском об обязании ответчика ООО «Пермская сетевая компания» исполнять требования законодательства по содержанию и эксплуатации транзитных участков тепловых сетей, проходящих по подвалам жилых домов № 76, 78 ул. Мира г.Перми, в технически исправном состоянии.

Ответчик исковые требования не признает по основаниям, изложенным в отзыве на иск. Указал, что транзитные тепловые сети, расположенные в подвалах МКД ул. Мира, 76, 78, не принадлежат ООО «ПСК», являются бесхозяйными, поэтому обязанность по их содержанию и ремонту отсутствует. Считает надлежащими ответчиками по делу Департамент имущественных отношений администрации г. Перми как уполномоченный орган, ответственный за выявление бесхозяйной сети и назначение эксплуатирующей организации, и муниципальное образование город Пермь, как собственника участка транзитной сети, проходящей по подвалам МКД № 76, 78 ул. Мира.

Третье лицо 1 направило отзыв, считает исковые требования обоснованными, ссылаясь на Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме № 491, указало, что транзитные участки тепловых сетей, проходящие по подвальным помещениям МКД, не входят в состав общедомового имущества, поэтому обязанность по их содержанию в технически исправном состоянии несет эксплуатирующая организация, то есть ООО «ПСК». Транзитные участки сетей, проходящие через жилые дома, не могут рассматриваться как индивидуальные обособленные объекты недвижимости, а являются составной частью наружных сетей, принадлежащих ответчику. У истца не возникла обязанность по содержанию и эксплуатации транзитных участков инженерных сетей не принадлежащих ему.

Третье лицо 2 требования истца поддерживает, в отзыве на иск указало, что содержание тепловых сетей, тепловых пунктов и других сооружений в работоспособном и технически исправном состоянии является обязанностью организации, эксплуатирующей тепловые сети. Поскольку ООО «ПСК» являясь русурсоснабжающей организацией эксплуатирует тепловые сети, проходящие транзитом по подвалам спорных жилых домов, следовательно, несет обязанность по содержанию, ремонту и эксплуатации сетей.

Изучив материалы дела, заслушав доводы сторон, арбитражный суд установил.

Истец является управляющей организацией в отношении МКД № 76, 78, 80 ул.Мира г.Перми, что подтверждается договорами управления от 12.10.09г. и 23.11.09г.

Договор теплоснабжения между управляющей компанией «Крона» и ресурсоснабжающей организацией ООО «ПСК» для целей оказания коммунальных услуг, в том числе собственникам указанных домов не заключен. Между сторонами сложились фактические договорные отношения по поставке тепловой энергии потребителям спорных объектов, что ответчиком не оспаривается.

28.05.10г. сторонами подписан акт разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности с разногласиями со стороны истца, который не согласился нести ответственность за состояние транзитной теплосети, проходящей по подвалу зданий по адресам: ул. Мира, 76, 78 и осуществлять обслуживание данных участков сетей. Тогда как ответчик предлагал установить границу эксплуатационной ответственности энергоснабжающей организации за состояние и обслуживание тепловых сетей от наружной стены камеры ТК-15-3, ТК-18-3, до наружной стены зданий по адресу: ул. Мира, 76, 78, 80, исключая транзитную теплосеть по подвалу зданий ул.Мира, 76, 78. Границу эксплуатационной ответственности абонента предлагал установить по наружной стене зданий по ул. Мира, 76 и 78.

Истец указал, что через технические этажи (подвалы) МКД ул. Мира, 76, 78 проходят транзитные тепловые сети, по которым ресурсоснабжающая организация ООО «ПСК» осуществляет подачу коммунальных ресурсов для теплоснабжения других объектов. Транзитная тепловая сеть находится в предаварийном состоянии, что приводит к затоплению подвальных помещений и их разрушению. Во избежание возникновения аварийных ситуаций управляющая компания вынуждена фактически осуществлять содержание транзитных трубопроводов.

Ответчик факт поставки теплоресурсов для объектов истца и иных потребителей, получающих тепловую энергию через транзитные трубопроводы, проходящие по подвалам спорных домов не оспаривает.

Истец пояснил, что в результате невыполнения ООО «ПСК» своих обязанностей по эксплуатации и надлежащего содержания транзитных участков тепловых сетей, проходящих по подвалу МКД ул. Мира, 76, 78, тепловые сети находятся в аварийном состоянии, что подтверждается актом № 2 от 16.06.15г. Из акта усматривается, что в подвале дома № 78 ул. Мира произошел прорыв транзитной теплотрассы, перед аварией в доме с 25.05.15г. отсутствовало горячее водоснабжение. Из-за прорыва сети ГВС произошло затопление помещений собственников, арендаторов.

В обоснование заявленных требований истец ссылается на то, что трубопроводы, расположенные транзитом через подвальные помещения являются неотъемлемой частью тепловой сети на участке от ЦТП (тепловой камеры) до конечных потребителей и используются ответчиком для поставки ресурсов, то есть используются в производственной деятельности.

Ссылаясь на невыполнение собственником спорных транзитных сетей – ООО «ПСК» своих обязательств в части их эксплуатации и надлежащего содержания, истец обратился в суд с настоящим иском.

Ответчик считает исковые требования необоснованными, поскольку арбитражным судом 01.12.15г. по делу № А50-23222/15 решение, которым исковые требования ООО «ПСК» удовлетворены в полном объеме, на Департамент имущественных отношений г.Перми возложена обязанность по принятию на учет бесхозяйного недвижимого имущества по участкам трубопроводов, находящихся в г.Перми, в том числе по ул.Мира, 76, 78.

Также ответчик пояснил, что транзитный трубопровод не числится на балансе (обслуживании) ООО «ПСК», сеть является бесхозяйной, поэтому не обязан нести бремя содержания сети. Согласно договору купли-продажи движимого и недвижимого имущества от 18.12.08г. спорные инженерные сети в собственность ООО «ПСК» не передавались. Обязанность ООО «ПСК» нести бремя содержания бесхозяйной тепловой сети возникает на основании распоряжения Департамента имущественных отношений администрации г.Перми. Распоряжение будет являться основанием для включения в тарифы затрат на содержание и обслуживание бесхозяйной тепловой сети на следующий период регулирования.

Оценив в порядке ст. , представленные сторонами доказательства и приведенные доводы, суд считает заявленные требования обоснованными по следующим основаниям.

Согласно ч.1 ст. заинтересованное лицо вправе обраться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных прав и законных интересов.

В соответствии с п. 1 ст. гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.

Статьей одним из способов защиты гражданских прав предусмотрено присуждение к исполнению обязанности в натуре.

Исполнение обязанности в натуре означает понуждение ответчика выполнить действия, которые он должен совершить в силу имеющегося гражданско-правового обязательства.

При определении лица, обязанного осуществлять содержание спорного транзитного трубопровода следует принять во внимание, что тепловые сети, обеспечивающие теплоснабжение МКД относятся к социально значимым объектам.

В силу ст. по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.

Пунктом 1 ст. предусмотрено, что энергоснабжающая организация обязана подавать абоненту энергию через присоединенную сеть в количестве, предусмотренном договором энергоснабжения, и с соблюдением режима подачи, согласованного сторонами.

Согласно п. 1 ст. качество подаваемой энергии должно соответствовать требованиям, установленным государственными стандартами и иными обязательными правилами или предусмотренным договором энергоснабжения.

Согласно п.2, 5-7 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утв. постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491, в состав общего имущества включаются, в том числе оборудование (включая котельные, бойлерные, элеваторные узлы и другое инженерное оборудование); внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения, состоящие из стояков, ответвлений от стояков до первого отключающего устройства, расположенного на ответвлениях от стояков, указанных отключающих устройств, коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, первых запорно-регулировочных кранов на отводах внутриквартирной разводки от стояков, а также механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, расположенного на этих сетях; внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях.

Пунктом 8 Правил № 461 предусмотрено, что внешней границей сетей тепло-, водоснабжения, входящих в состав общего имущества, если иное не установлено законодательством РФ, является внешняя граница стены многоквартирного дома.

В постановлении Президиума ВАС РФ от 15.12.2009 № 14801/08 указано, что тепловые сети, обеспечивающие не только внутридомовую систему отопления, но и систему за ее пределами, не могут включаться в состав общего имущества граждан, проживающих в многоквартирном доме.

Таким образом, действующим законодательством обязанность по содержанию и обслуживанию транзитных сетей (тепловых сетей, сетей горячего водоснабжения) на жильцов многоквартирных жилых домов не возложена.

На основании заключенного между МУП «Пермгоркоммунтепло» и ООО «Пермская сетевая компания» договора купли-продажи движимого и недвижимого имущества от 18.12.08г. ответчик принял в собственность имущество, перечисленное в приложении № 7 к настоящему договору (тепловая трасса начало – тепловые камеры ТК-15-3, ТК-15-3-1, ТК-15-3-2, ТК-18-3-1, конец – жилые дома по ул. Мира, 76, 78, 80, 82а (л.д. 53)

Свидетельством о госрегистрации права от 25.09.09г. подтверждается нахождение в собственности ответчика тепловой трассы, назначение: инженерная сеть протяженностью 278,30 п.м. (лит. 1), адрес объекта: г.Пермь, Индустриальный район, начало – тепловые камеры ТК-15-3, ТК-15-3-1, ТК-15-3-2, ТК-18-3-1, конец – жилые дома по ул. Мира, 76, 78, 80, 82а (л.д. 68).

Соглашением об исполнении условий конкурса по продаже имущества, относящегося к социально значимым объектам от 16.07.10г. также подтверждается факт передачи ответчику в собственность вышеуказанных инженерных сетей. Данным соглашением ответчик принял на себя обязанность по надлежащему содержанию и использовании имущества, указанного в перечне имущества, соблюдать технические требования, предъявляемые к эксплуатации имущества, проводить текущий и капитальный ремонт имущества.

Трубопроводы, проложенные транзитом через помещения жилых домов и (или) объектов соцкультбыта, являются неотъемлемой частью тепловой сети на участке от центрального теплового пункта или тепловой камеры до конечных потребителей. Транзит с участков тепловых сетей до транзита и после являются сложным составным объектом, в силу их конструктивной и производственно-технической связанности, интегральности – выполнения единой функции по поставке тепловой энергии. Данный объект предназначен для передачи энергии от источника энергии (точки разделения) до потребителя, наиболее отдаленного от источника. Спорные участки имеют друг к другу непосредственное присоединение. В случае их разделения трубопровод перестает существовать как объект, предназначенный для транспортировки энергии.

Обязанность поддерживать в исправном технологическом состоянии тепловые сети, используемые ООО «ПСК» для своей производственной деятельности, предусмотрены разделом 6 Правил технической эксплуатации энергоустановок от 02.04.2003 № 4358 (Приказ Минэнерго РФ 24.03.2003 № 115).

Ссылка ответчика на решение арбитражного суда 01.12.15г. по делу № А50-23222/15, которым на Департамент имущественных отношений г.Перми возложена обязанность по принятию на учет бесхозяйного недвижимого имущества по участкам трубопроводов, находящихся в г.Перми, в том числе по ул.Мира, 76, 78, не имеет правового значения в рассматриваемом споре, поскольку истец в силу вышеназванного законодательства не является лицом, ответственным за содержание транзитных тепловых сетей.

В соответствии со ст. Жилищного кодекса РФ и условий договоров на управление истец принял на себя обязательства оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в указанных МКД. Согласно п. 3.1 договоров управления имущество: транзитные сети электро-, тепло-, газо-, водоснабжения не являются общим имуществом МКД.

Поскольку наличие у теплоснабжающей организации соответствующей обязанности по содержанию имущества установлено нормативно и не зависит от установления за данной организацией права собственности (иного законного права) на участки транзитных тепловых сетей, интересы ООО УК «Крона» могут быть защищены в исковом порядке посредством заявления иска об обязании исполнять требования законодательства по содержанию транзитных участков сетей, проходящих по подвалам МКД по ул. Мира, 76, 78, в технически исправном состоянии.

То есть, даже если спорный участок сети является бесхозяйным, однако используется теплоснабжающей организацией для доставки ресурсов потребителю, то обязанность по эксплуатации и несению расходов по обслуживанию и содержанию такого участка сети несет ресурсоснабжающая организация, которая при определенных условиях не лишена права на обращение в регулирующий орган с документами, подтверждающими соответствующие расходы с целью их учета и компенсации в последующем периоде регулирования (п. 4 ст. 8 ФЗ от 27.07.2010 № 190 Закона о теплоснабжении).

Согласно п.6 ст. 15 Закона о теплоснабжении в случае выявления бесхозяйных тепловых сетей (тепловых сетей, не имеющих эксплуатирующей организации) орган местного самоуправления поселения или городского округа до признания права собственности на указанные бесхозяйные тепловые сети в течение тридцати дней с даты их выявления обязан определить теплосетевую организацию, тепловые сети которой непосредственно соединены с указанными бесхозяйными тепловыми сетями, или единую теплоснабжающую организацию в системе теплоснабжения, в которую входят указанные бесхозяйные тепловые сети и которая осуществляет содержание и обслуживание указанных бесхозяйных тепловых сетей. Орган регулирования обязан включить затраты на содержание и обслуживание бесхозяйных тепловых сетей в тарифы соответствующей организации на следующий период регулирования.

Исходя из толкования указанных норм Закона о теплоснабжении следует, что организацией, эксплуатирующей бесхозный участок сетей (сетей, не имеющих эксплуатирующей организации) является теплосетевая организация, тепловые сети которой соединены с указанными бесхозяйными сетями.

В силу изложенного, поскольку в материалы дела не представлены доказательства того, что спорный участок транзитных теплосетей является собственностью истца, обязанность нести затраты на содержание и обслуживание такого участка теплотрассы лежит на ответчике, как теплоснабжающей организации, осуществляющей теплоснабжение МКД № 76, 78 ул. Мира, чьи сети непосредственно присоединены к транзитным сетям.

Ненадлежащее состояние транзитной тепловой сети влечет невозможность получения гражданами коммунальных ресурсов надлежащего качества, поскольку транзитный трубопровод, проходящий по подвалам домов № 76, 78 ул. Мира, не являются общедомовым имуществом, заявленные требования подлежат удовлетворению.

В соответствии со ст. , понесенные истцом судебные расходы по уплате государственной пошлины, относятся на ответчика.

Руководствуясь ст.ст. , - , Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Пермского края

РЕШИЛ:

Исковые требования удовлетворить.

Обязать общество с ограниченной ответственностью «Пермская сетевая компания» (ОГРН 1075904022644, ИНН 5904176536) исполнять требования законодательства по содержанию транзитных участков инженерных тепловых сетей, проходящих по подвалу жилых домов № 76, 78 ул. Мира г. Перми в технически исправном состоянии.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Пермская сетевая компания» (ОГРН 1075904022644, ИНН 5904176536) в пользу общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Крона» (ОГРН 1065905054016, ИНН 5905246232) в возмещение судебных расходов по оплате государственной пошлины 6000 (шесть тысяч) руб.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через Арбитражный суд Пермского края.

Судья Л.И. Лысанова

Согласно ч. 1 ст. 36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме (МКД) принадлежат на праве общей долевой собственности механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения. В соответствии с подп. “д” п. 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утв. постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491 (далее – Правила № 491), в состав общего имущества включаются механи­ческое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в МКД за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого поме­щения (квартиры).

Пункт 6 Правил № 491 включает в состав общего имущества внутридомовую систему отопления, состоящую из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях. Таким образом, п. 6 Правил № 491 содержит открытый перечень элементов внутридомовой системы отопления, включаемого в состав общего имущества. Внешней границей сетей теплоснабжения, входящих в состав общего имущества, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, является внешняя граница стены МКД. Внутренней границы сетей теплоснабжения, входящих в состав общего имущества, не установлено, поскольку в соответствии с Правилами в состав общего имущества включается вся внутридомовая система отопления, в том числе сеть теплоснабжения, которая проходит через подвал МКД и по которой теплоноситель транспортируется на другие многоквартирные дома (так называемые транзитные трубопроводы).

Если транзитные трубопроводы не обслуживают более одного жилого и (или) нежилого помещения (квартиры) в МКД, то такой трубопровод не является элементом общего имущества. В этом случае такой трубопровод, скорее всего, является муниципальной собственностью (ст. 50 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации”) и подвальные помещения, в которых проходят транзитные трубопроводы, обременены публичными сервитутами. В этом случае муниципальное образование, как правило, передает такие трубопроводы в аренду соответствующей организации коммунального комплекса и затраты на содержание этого имущества включаются наряду с дру­гими затратами в тариф произведенного организацией коммунального комплекса товара (тепловой энергии) и (или) услуг (например, по транспортировке теплоносителя – передаче тепловой энергии).

Какой-либо зависимости включения транзитного трубопровода в состав общего имущества МКД от “заявления” или “оформления” собственниками помещений своих прав в жилищном за­конодательстве Российской Федерации не установлено. Имущественные права на общее имущество МКД возникают в силу прямых указаний федерального закона – ч. 3 ст. 30, ч. 1 ст. 39 ЖК РФ. Будучи собственниками общего имущества собственники жилых и нежилых помещений обязаны нести бремя содержания общего имущества. Если собственники жилых или нежилых по­мещений в МКД не включили транзитный трубопровод в перечень общего имущества в договоре управления МКД, то это не упраздняет их ответственность за содержание и ремонт этого элемента общего имущества. Но в этом случае представляется, что управляющая организация не отвечает перед собственниками помещений за состояние транзитного трубопровода, поскольку они не заказали работ и услуг по его содержанию и ремонту (см. письмо Минрегиона России от 14.10.2008 № 26084-СК/14).

Однако данная ситуация приводит к нарушению Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утв. постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 307 (далее – Правила № 307), согласно которым за предоставление коммунальной услуги отопления и за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги, должно отвечать одно лицо – исполнитель. Управляющая организация должна объяснить собственникам помещений до утверждения на общем собрании собственников помещений необходимость включения в условия договора управления МКД обязательств по обслуживанию внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю пре­доставляются коммунальные услуги. В противном случае управляющая организация несет риск признания договора управления МКД ничтожной сделкой (ст. 168 ГК РФ) со всеми вытекающими последствиями (см. письмо Минрегиона России от 05.08.2008 № 19197-АД/14).

В свою очередь теплоснабжающая организация может быть исполнителем коммунальной услуги отопления только при реализации способа непосредственного управления собственниками помещений МКД (см. п. 17 ст. 2 Федерального закона от ЗОЛ 2.2004 № 210-ФЗ “Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса”, определение “исполнитель” в п. 3 Правил № 307, ответ на вопрос № 26 в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда РФ за четвертый квартал 2006 г., утв. постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 07.03.2007). При этом исполнитель также обязан отвечать и за предоставление коммунальных услуг, и за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги.

Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 10 сентября 2015 г. N Ф09-5622/15 по делу N А50-24177/2014



Арбитражный суд Уральского округа в составе:

председательствующего Тимофеевой А.Д.,

судей Васильченко Н.С., Соловцова С.Н.

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Пермская сетевая компания" (далее - общество "ПСК") на решение Арбитражного суда Пермского края от 13.02.2015 по делу N А50-24177/2014 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.04.2015 по тому же делу.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.

В судебном заседании принял участие представитель общества "ПСК" - Михина Ж.А. (доверенность от 15.05.2015 N 78).

Жилищно-строительный кооператив N 64 (далее - кооператив N 64) обратился в Арбитражный суд Пермского края с иском об обязании общества "ПСК" исполнять требования законодательства по содержанию и эксплуатации транзитных участков инженерных сетей горячего водоснабжения и теплоносителя, проходящих по подвалу многоквартирного дома N 19/2 по ул. Подлесная, г. Перми, в технически исправном состоянии.

Определением Арбитражного суда Пермского края от 10.12.2014 в порядке ст. 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено муниципальное образование "город Пермь" в лице администрации г. Перми.

Решением Арбитражного суда Пермского края от 13.02.2015 (судья Лысанова Л.И.) исковые требования удовлетворены: суд обязал общество "ПСК" исполнять требования законодательства по содержанию и эксплуатации транзитных участков инженерных сетей горячего водоснабжения и теплоносителя, проходящих по подвалу многоквартирного жилого дома N 19/2 ул. Подлесная г. Перми в технически исправном состоянии; с общества с "ПСК" в пользу кооператива N 64 взысканы судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 4000 руб.

Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.04.2015 (судьи Лихачева А.Н., Крымджанова Д.И., Назарова В.Ю.) решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

Общество "ПСК" обратилось с кассационной жалобой, в которой просит названные решение и постановление отменить и вынести новый судебный акт.

Как указывает заявитель, выводы судов не соответствуют имеющимся в деле доказательствам, нарушены нормы материального и процессуального права.

По мнению заявителя жалобы, из представленных в материалы дела договора купли-продажи движимого и недвижимого имущества от 18.12.2008, свидетельства о государственной регистрации права на инженерные сети, копии технического паспорта на инженерные сети, копии плана объекта, копии кадастрового паспорта на инженерные сети, копии выписки из реестра объектов капитального строительства следует, что в собственность общества "ПСК" переданы исключительно наружные участки инженерных сетей протяженностью 45,6 п.м; транзитные участки сетей горячего водоснабжения и теплоносителя, проходящие по подвалу многоквартирного дома, не принадлежат ответчику, и он не может нести бремя их содержания; неправомерен вывод суда о том, что трубопроводы, проложенные транзитом через помещения жилого дома, являются неотъемлемой частью тепловой сети на участке от ЦТП или тепловой камеры до конечных потребителей; неверен вывод суда о том, что обязанность по содержанию транзитного трубопровода у ответчика возникает в силу наличия у него статуса энергоснабжающей организации в отношении объекта истца, так как не соответствует представленным в материалы дела доказательствам; в материалах дела отсутствуют доказательства того, что спорные участки сетей принадлежат обществу "ПСК", обязанности по их эксплуатации и содержанию у ответчика нет.

Кооператив N 64 представил письменный мотивированный отзыв на кассационную жалобу общества "ПСК", в котором, ссылаясь на необоснованность доводов заявителя, просит оставить принятые по делу судебные акты без изменения.

Проверив законность обжалуемых судебных актов в порядке, предусмотренном нормами ст. 274 , 284 , 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции установил, что оснований для их отмены не имеется.

Как следует из материалов дела и установлено судами, между обществом "ПСК" (энергоснабжающая организация) и кооперативом N 64 (абонент) заключен договор энергоснабжения от 01.01.2008 N 8-8023 (далее - договор), в соответствии с условиями которого энергоснабжающая организация приняла на себя обязательства подавать абоненту через присоединенную тепловую сеть тепловую энергию в горячей воде, а абонент обязуется оплачивать принятую тепловую энергию и услуги по ее передаче, соблюдать режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении тепловых сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии (тепловых энергоустановок) (л.д.9-15).

Согласно п. 1.2 договора тепловая энергия подается энергоснабжающей организацией для отопления и горячего водоснабжения через закрытую систему теплоснабжения объекта абонента, расположенного по адресу: ул. Подлесная, д. 19/2, г. Пермь.

В соответствии с актом разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности от 01.01.2004 граница ответственности за состояние и обслуживание тепловых сетей устанавливается от дома N 19/1 по ул. Подлесная до наружной стены здания 19/2 по ул. Подлесная. Граница ответственности за состояние и обслуживание тепловых сетей, принадлежащих абоненту, устанавливается: внутридомовые системы отопления, ГВС и ХВС.

Схема сопряжения сетей сторонами не оспаривается.

Истец в исковом заявлении указал, что поставка горячей воды в указанный дом осуществляется от ЦТП N 3, принадлежащего ответчику, через сети, проходящие транзитом по подвалам ряда домов и по подвалу дома N 19/2 по ул. Подлесная г. Перми.

Аварийное состояние тепловых сетей горячего водоснабжения и теплоносителя, проходящих транзитом через подвал дома N 19/2 по ул. Подлесная г. Перми, приводит к периодическим порывам, а повышенная влажность приводит к коротким замыканиям электропроводки, водой размывается фундамент дома; неоднократные обращения в адрес общества "ПСК" о проведении ремонта транзитных труб оставлены без внимания.

Согласно акту обследования транзитных трубопроводов по дому N 19/2 ул. Подлесная г. Перми, составленному и подписанному обществом "ПСК" и кооперативом N 64, трубопроводы неоднократно подвергались ремонтам.

Кооператив N 64, указав на аварийное состояние транзитного трубопровода горячего водоснабжения и теплоносителя, проходящего по подвалу жилого дома N 19/2 по ул. Подлесная г. Перми, и невыполнение обществом "ПСК" своих обязательств в части его надлежащего содержания, обратился в суд с соответствующим иском об обязании ответчика исполнять требования законодательства по содержанию и эксплуатации транзитных участков инженерных сетей горячего водоснабжения и теплоносителя, проходящих по подвалу многоквартирного дома N 19/2 по ул. Подлесная г. Перми, в технически исправном состоянии.

Суд первой инстанции, исследовав и оценив материалы дела, пришел к выводу, что ответчик как лицо, использующее спорные участки сетей для осуществления своей производственной деятельности, обязано содержать используемые им транзитные сети в технически исправном состоянии, а заявленные требования подлежат удовлетворению.

Суд апелляционной инстанции с выводами, изложенными в решении, согласился, признал их законными и обоснованными.

Выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам и действующему законодательству.

Согласно ст. 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.

В силу п. 1 ст. 541 Гражданского кодекса Российской Федерации энергоснабжающая организация обязана подавать абоненту энергию через присоединенную сеть в количестве, предусмотренном договором энергоснабжения, и с соблюдением режима подачи, согласованного сторонами.

На основании п. 1 ст. 542 Гражданского кодекса Российской Федерации качество подаваемой энергии должно соответствовать требованиям, установленным государственными стандартами и иными обязательными правилами или предусмотренным договором энергоснабжения.

Пунктам 2, 5-7 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), в состав общего имущества многоквартирного дома включаются, в частности, оборудование (включая котельные, бойлерные, элеваторные узлы и другое инженерное оборудование); внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения, состоящие из стояков, ответвлений от стояков до первого отключающего устройства, расположенного на ответвлениях от стояков, указанных отключающих устройств, коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, первых запорно-регулировочных кранов на отводах внутриквартирной разводки от стояков, а также механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, расположенного на этих сетях; внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях.

В силу п. 8 Правила N 491 внешней границей сетей тепло-, водоснабжения, входящих в состав общего имущества, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, является внешняя граница стены многоквартирного дома.

В соответствии с правовой позицией, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15.12.2009 N 14801/08, по смыслу данных норм тепловые сети, обеспечивающие не только внутридомовую систему отопления, но и систему за ее пределами, не могут включаться в состав общего имущества граждан, проживающих в многоквартирном доме.

Статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации одним из способов защиты гражданских прав является присуждение к исполнению обязанности в натуре.

Согласно ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Суды первой и апелляционной инстанций, полно и всесторонне исследовав и оценив все представленные сторонами доказательства в их совокупности с учетом ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пришли к правомерному выводу о том, что поставка горячей воды в дом N 19/2 по ул. Подлесная г. Перми осуществляется от ЦТП N 3 через проходящие транзитом по подвалам ряда домов и по подвалу дома N 19/2 по ул. Подлесная г. Перми в дома N 17, N 19/1 по ул. Подлесная г. Перми сети; соглашением об исполнении условий конкурса по продаже имущества, относящегося к социально значимым объектам, от 16.07.2010 ответчику в собственность переданы спорные инженерные сети; ответчик принял на себя обязанность по надлежащему содержанию и использованию имущества, указанного в перечне имущества, соблюдать технические требования, предъявляемые к эксплуатации имущества, проводить текущий и капитальный ремонт имущества; удовлетворили исковые требования.

Доводы заявителя кассационной жалобы аналогичны доводам, изложенным в апелляционной жалобе, являлись предметом рассмотрения судов обеих инстанций и направлены на переоценку фактических обстоятельств, имеющихся в деле доказательств и сделанных на их основании выводов судов, что не входит в полномочия суда кассационной инстанции (ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.03.2013 N 13031/12).

Выводы судебных инстанций основаны на полном, всестороннем, объективном и непосредственном исследовании всех представленных в материалы дела доказательств, произведенном в соответствии с требованиями ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

По существу изложенные в кассационной жалобе доводы выражают несогласие с произведенной судами оценкой установленных по делу фактических обстоятельств, что само по себе не является основанием для отмены принятых по делу законных судебных актов.

Кроме того, в соответствии с ч. 2 ст. 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, рассматривающий дело в кассационном порядке, не имеет полномочий устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены в решении или постановлении либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанций.

Нарушений судами норм материального права при рассмотрении настоящего дела не допущено. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловными основаниями для отмены судебных актов, судом кассационной инстанции также не установлено.

С учетом изложенного обжалуемые решение и постановление подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.

Руководствуясь ст. 286 , 287 , 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Пермского края от 13.02.2015 по делу N А50-24177/2014 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.04.2015 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Пермская сетевая компания" - без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Загрузка...