docgid.ru

Преподобный афанасий афонский. Тропарь преподобному Афанасию Афонскому. Христианская молитва святому Афанасию Сидящему

Преподобный Афанасий Афонский не одно столетие почитается верующими как один из праведных, благочестивых и мудрых святых, совершивший массу примеров благодетели и милосердия. Молитва Афанасию Афонскому не раз помогала отчаявшимся верующим.

Жизнеописание Афанасия Афонского

Родившись в благочестивой семье в г. Трапезунде, святой Афанасий (при крещении наречен Аврамием) с детства отличался набожностью и благоразумием. Оставшись сиротой, благодаря своему кроткому нраву и способностью к обучению, юноша получил прекрасное образование, воспитываясь в доме императорского чиновника. Ему светило блестящее будущее.

Но роскошь и тщеславие были чужды Афанасию, и он вскоре принял постриг в монастыре. Всю жизнь он мечтал об уединении, избегая почести и духовных санов, отправившись даже для этого на святую Гору Афон к отшельникам, назвавшись Варнавой. Там он скрывался от мирских соблазнов, вознося Богу молитвы, размышляя о Царствии Божьем.

Слава о чудесном монахе разлетелась по свету, и, благодаря своей верной службе Господу, в скором времени Афанасию удалось построить на горе Афон монастырь с помощью денег, данных ему духовником Никифором. Вскоре Лавра станет святым местом для паломников.

Однако, во время строительства Лавры дьявол не раз препятствовал святому делу, но Афанасию явилась сама Богородица, пообещавшая стать Домоправительницей монастыря. Не раз приходилось произносить молитву Афанасию Афонскому Господу нашему, чтобы тот вразумил и помог в строительстве, даже покидал он место будущей Лавры, однако Господь возвращал его обратно.

На Святой горе было возведено много построек, где могли обучаться и жить монахи и отшельники. В Лавру, возведенную Афанасием, приезжали учиться со всего света, шли отшельники за исцелением – духовным и телесным.


Будучи настоятелем монастыря, Афанасий жил как настоящий отшельник – скромно, без излишеств, помогая больным и сирым, которые с упованием возносили молитву Преподобному Афанасию Афонскому, благодаря его за мудрость и кротость души.

Умер Преподобный, когда взошел в очередной раз на строительные леса, наблюдая за стройкой. Недостроенный купол рухнул, увлекая за собой Афанасия и пятерых иноков. Три часа монахи разгребали обломки, слыша голос Преподобного: Слава Тебе, Боже! Господи Иисусе Христе, помоги мне!

Однако Святой Афанасий был мертв и похоронен только на третий день, пока три тысячи жителей Афонского монастыря не попрощались с ним. Тело его не было подвержено тлену, а из полученной от падения раны текла святая кровь, которую монахи собрали в сосуд, и она исцелила после немало страждущих.

Чудеса Афанасия Афонского

Тысячи паломников возносили молитвы святому, дивясь чудесным подвигам, совершенным им при жизни. Рукой своей он исцелял больных, некоторых ненадолго, других излечивал на многие годы. Облегчал святой и страдания верующих на смертном одре, поэтому многие искренние верят в силу молитвы Афанасия Афонского на исход души, произнося их с надеждой на прошение грехов своих жизненных.

Много чудесных поступков совершил Афанасий: спас жизнь монахов в сильный шторм, когда лодка чуть не пошла ко дну, исцелял бесноватых, вылечил даже рак одним начертанием креста.


В чем помогают молитвы Афанасию Афонского?

Многие верующие знают, когда читать молитвы святому старцу. Это и молитва о смерти Афанасию Афонскому, облегчающая последние страдания умирающему. Если человек находится на грани смерти и жизни, то читают молитву перед иконой святого Афанасия о скорейшем определении участи больного.

Помогают молитвы и желающим уверовать, укрепляя их дух и помыслы. Руководители, желающие укрепить свой авторитет обращаются к святому, чтобы тот дал им мудрость и опыт. В отчаянии и тяжелых ситуациях тоже обращаются к Афанасию Афонскому, прося его помочь и вразумить.

Молитва преподобному Афанасию Афонскому

Преподобне отче Афанасие, изрядный угодниче Христов и великий Афонский чудотворче! Во дни земнаго жития твоего многия на путь правый наставивый и во Царствие Небесное мудре руководивый, скорбныя утешивый, падающим руку помощи подавый, и всем любезен, милостив и сострадателен отец бывый! Ты и ныне, в Небесней пребывая светлости, наипаче умножаеши любовь твою к нам немощным, в море житейстем различне бедствующим, искушаемым духом злобы и страстьми своими, воюющими на дух. Сего ради смиренно молим тя, святый отче: по данней тебе от Бога благодати помози нам волю Господню в простоте сердца и смирении творити, искушения же вражия победити и свирепое страстей море изсушити; да тако немокренно прейдем житейскую пучину и предстательством твоим ко Господу сподобимся достигнути обетованнаго нам Царствия Небеснаго, славяще Безначальную Троицу, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Молитва вторая

Великий аскет, образованный христианин, мудрый руководитель и пастырь. Победив духовную тоску и уныние, получил от Бога дар умиления и радости. Его молитва была сильна и на исцеление людей от болезни, и на изгнания бесов и их влияния на людей. Положил начало общежительному житию на Афоне, строительству монастырей и храмов, социально-медицинской помощи больным (прокаженным). Преподобному Афанасию Афонскому обращаются за молитвенной помощью за ревностью в вере и аскетическом делании, при унынии (депрессии), маловерии, в болезнях, для защиты от бесовских нападок. Покровитель монахов, настоятелей монастырей, храмоздателей. Христиане, занимающие руководящие должности, могут молиться ему о даровании мудрости и авторитета в управлении, чтобы служить по слову Божьему: «Больший из вас да будет вам слуга: ибо, кто возвышает себя, тот унижен будет, а кто унижает себя, тот возвысится» (Мф. 23:11-12).

Тропарь и кондак преподобному Афанасию Афонскому

Тропарь, глас 3

Еже во плоти житию твоему удивишася ангельстии чини, како с телом к невидимым сплетением изшел еси, приснославне, и уязвил еси демонския полки; отонудуже, Афанасие, Христос тебе воздаде богатыми дарованьми; сего ради, отче, моли спастися душам нашим.

Кондак, глас 8

Яко невещественных существ зрителя изрядна и деятельна сказателя всеистинна, взывает тя стадо твое, Богоглагольниче: не оскудей, моля о рабех твоих, избавится напастей и обхождений, вопиющим ти: радуйся, отче Афанасие.

Одним из самых ярких и лучезарных светил был преподобный Афанасий Афонский. Он родился примерно в 930 году. Его крестили с именем Авраамий. И был он родом из благороднейшей семьи, жившей тогда в Трапезунде (совр. Турция, еще раньше - греческая колония). Родители рано умерли, и мальчик остался круглым сиротой. Поэтому его воспитанием занялась родственница мамы, Канита, которая была супругой одного из уважаемых горожан Трапезунда.

Афанасий Афонский: житие

Когда он немного повзрослел, его заметил один императорский вельможа. Он приехал в город по делам и взял юношу с собой в Константинополь. Авраамия приняли в дом стратига Зифинизера. С ним стал заниматься известнейший учитель Афанасий, которому он вскоре стал помощником. Со временем у него появилось большое количество собственных учеников. К нему даже стали переходить подопечные Афанасия. Это случилось не потому, что он был более умным или образованным, просто он имел богоподобный облик и с каждым общался ласково и приветливо.

VII захотел перевести его в другое учебное заведение. Однако за ним везде следовали его ученики, которые не хотели отпускать своего учителя. Подопечные были очень привязаны к ему. Авраамий стыдился всяких почестей и попечений. Тогда он решил отказаться от учительства, чтобы избежать ссоры и соперничества с бывшим учителем Афанасием.

Духовник

В течение трех лет Авраамий и Зифинизер находились на берегах Эгейского моря. Затем вернулись в Константинополь, где стратиг познакомил юношу со Малеином. Тот был игуменом мужского монастыря на Киминской горе. Его уважала вся византийская знать. Все эти люди были покорены Авраамием. И тогда тот рассказал о своем желании стать иноком. После этой беседы пришел к преподобному Михаилу его племянник Никифор Фока, бывший на то время стратегом фемы Анатолик, которому тоже сразу понравился благочестивый юноша. И тут Авраамий наконец-то обрел себе духовника - святого старца Михаила. За ним он отправился на Киминскую гору. Там принял постриг с именем Афанасий.

Отшельник

Афанасий Афонский через свою великую подвижническую жизнь от Господа получил начатки созерцания и счел перейти к жизни в полном безмолвии. Отец Михаил благословил инока удалиться в отшельническую келью, расположенную в 1,5 км от монастыря, через день принимать сухари и воду, а по ночам бодрствовать. В таком уединении застал Афанасия Никифор Фока. Он тоже захотел подвизаться вместе с ним, как только сложатся благоприятные обстоятельства.

Однажды отец Михаил дал понять всем другим монахам, что собирается сделать из Афанасия своего преемника. Некоторым из братии эта идея пришлась не по нраву. Они стали докучать хвалебными и льстивыми речами молодому послушнику. Тот же, чуждаясь всяких почестей и стремясь к безмолвию, сбегает из монастыря, прихватив с собой только самое необходимое. Он держал путь на Святую Гору Афон. Ею он любовался еще во время своего путешествия на остров Лемнос по Эгейскому морю.

Побег на Афон

Афанасий стал жить на полуострове Зигос. Чтобы сохранить в тайне свое происхождение, представился моряком Варнавою, выжившим после кораблекрушения, и даже притворился безграмотным. Однако Никифор Фока, уже будучи в сане доместика схол, стал повсюду искать инока Афанасия. Судья Фессалоники получил письмо от него, где тот просил устроить розыск на Горе Афон. И спросил у (прота) Афона Стефана об иноке Афанасии, на что он ответил, что такого человека у них нет.

Но на Рождество 958 года в сочельник по традиции все афонские монахи должны были собраться в церкви Протата в Карее. Священник Стефан, приглядевшись к благородному облику Варнавы, понял, что это именно тот, кого разыскивают. Он заставил прочитать священный текст Григория Богослова. Молодой монах сначала сильно запинался, но отец Стефан попросил его читать, как он может. И тогда Афанасий Афонский больше не стал притворяться - все монахи преклонились перед ним от восхищения.

Пророчество

Почтеннейший святой отец Павел из обители Ксиропотам сказал пророческие слова: "Кто позже всех придет на Святую Гору, тот окажется впереди всех монахов в Царстве Небесном, и многие захотят быть у него под руководством". После этого прот Павел вызвал Афанасия на откровенный разговор. Узнав всю правду, он определил ему уединенную келью в 4 км от Кареи, чтобы тот мог находиться наедине с Богом. И пообещал, что не выдаст его.

Но иноки не давали ему покоя. Они постоянно ждали от него советов. Тогда он решил уйти на южный мыс Горы Афон Мелана, там было пустынно и очень ветрено. Здесь он стал подвергаться нападкам сатаны. Афанасий долго держался, но потом все же не выдержал и решил покинуть это место. Вдруг его пронзил небесный свет, наполнивший его радостью и пославший ему дар умиления.

Миланская лавра

Через своего брата Льва Никифор Фока узнал об Афанасии. Когда он принял командование византийскими войсками для освобождения Крита от арабских пиратов, отправил послание на Афон, чтобы ему прислали иноков-молитвенников. И вскоре по их усердным молитвам была одержана победа. Никифор стал умолять Афанасия приступить к созданию монастыря недалеко от их пустыни. И святой занялся этим.

Вскоре были отстроены часовни Иоанна Предтечи с двумя уединенными кельями для Афанасия и Никифора. А еще через некоторое время - храм во имя Божьей Матери и лавра, которую назвали Миланской. Она была построена именно на том месте, где отшельничал Афанасий, который вскоре принял схиму. И тут наступил жуткий голод (962-963 гг.). Строительство остановили. Но Афанасию было видение Богоматери, которая успокоила его и сказала, что теперь она сама станет Домостроительницей обители. После этого святой увидел, что все закрома забиты всем необходимым. Строительство продолжилось, число иноков росло.

Император Никифор II Фока

Однажды Афанасий Афонский узнал, что Никифор взошел на императорский престол. Тогда он свои обязанности игумена обители поручает Феодоту. И с монахом Антонием убегает из монастыря на Кипр в обитель Пресвитеров. Лавра постепенно пришла в упадок. Когда об этом узнал Афанасий, он решил вернуться обратно. Император же разыскивал их повсюду. Афанасий вернулся. После этого жизнь в монастыре опять возродилась.

Встреча Афанасия и Никифора состоялась в Константинополе. Император просил его подождать с обетом, когда позволят обстоятельства. Афанасий предрек ему смерть на троне. И призвал его быть справедливым и милосердным правителем. Лавра Афанасия получила статус царской. Правитель передавал на ее развитие значительные пособия. Но вскоре Никифора убил соперник, занявший его престол. Это был Иоанн Цимисхием (969-976 гг.). После встречи с мудрым святым он назначил пособия в два раза больше, чем прежний правитель. К концу жизни Афанасия насельников монастыря насчитывалось 120 человек. Он для всех стал наставником и духовным отцом. Все его любили. Он был очень внимательным в руководстве общиной. Преподобный исцелил многих больных. Однако, скрывая свои чудодейственные молитвенные силы, он просто раздавал им лекарственные травы.

Откровение о кончине

Лаврский храм решили расширить. Оставалось только возвести купол, как святому отцу было Божественное откровение о том, что он скоро отойдет в мир иной. Тогда Афанасий Афонский собрал всех своих учеников. Он облачился в праздничные одежды и отправился на площадку, чтобы посмотреть, как идет строительство. В это время купол рухнул и накрыл собой Афанасия и шестерых монахов. В итоге пятеро оказались мертвы. Долго оставались живыми каменщик Даниил и игумен Афанасий, которые три часа были под обломками и молились Богу. Когда их освободили, они уже были мертвы. У Афанасия была только одна рана на ноге и крестообразно сложены руки. Его тело было нетленно. А из ран точилась живая кровь. Ее собрали, и потом она исцеляла людей.

Преподобный умер в 980 году. Его память Церковь чтит 5 (18) июля. После кончины прошло уже много сотен лет, но святой Афанасий Афонский и сейчас помогает людям. У его могилы постоянно горит неугасимая лампада. 5 июля 1981 года Великая лавра отмечала празднование возвращения к общежительному уставу после многовековой идиоритмии. В это время на могиле святого на стекле киота иконы выступило благоуханное миро, которое говорило об одобрении преподобного.

Афанасий Афонский в чем помогает?

Этому святому молятся о том, чтобы он помог справиться с искушениями и делами житейскими. Ему также молятся об исцелении недугов: как душевных, так и физических. Для тяжелобольного у него просят легкой смерти. Акафист Афанасию Афонскому начинается со слов: «Избранный от града Трапезунда во Афоне постнически просиявый…» Это хвалебное при котором нельзя сидеть. Это своего рода гимн, восхваление тому или иному святому.

Необыкновенно красивая икона Афанасия Афонского знакомит нас с ликом великого святого седовласого подвижника и молитвенника, мудрого и прозорливого старца, который всю свою жизнь посвятил служению Богу и людям. Он и до сих пор является небесным воином Христовым, готовым в любую минуту помочь нуждающемуся человеку, стоит только к нему обратиться с верой и молитвой: «Преподобний отче Афанасий, изрядный угодниче Христов и великий Афонский чудотворче…»

Самое подробное описание: святой афанасий афонский молитва - для наших читателей и подписчиков.

Преподобному Афанасию Афонскому

Среди множества чудес, совершенных Афанасием при жизни, была особенно замечательна скорая помощь отчаявшимся

Молитва преподобному Афанасию Афонскому

Преподобный Афанасий Афонский

Молитва святителю Иоанну Златоусту

Самым любимым предметом святителя Златоуста в служении Слову Божию была речь о надежде на милосердие Божие.

Молитва первая святителю Иоанну Златоусту

Святитель Иоанн Златоуст

О святителю великий Иоанне Златоусте! Многая и различная дарования от Господа приял еси и, яко раб благий и верный, вся данныя тебе таланты добре умножил еси: сего ради воистину вселенский учитель был еси, яко всяк возраст и всяко звание от тебе поучается. Ты еси отроком – послушания образ, юным – целомудрия светило, мужем – трудолюбия наставник, старым – незлобия учитель, иноком – воздержания правило, молящимся – вождь от Бога вдохновенный, мудрости ищущим – ума просветитель, витиям доброглаголивым – слова живаго источник неисчерпаемый, благотворящим – милосердия звезда, начальствующим – правления мудраго образ, правды ревнителем – дерзновения вдохновитель, правды ради гонимым – терпения наставник: всем вся был еси, да всяко некия спасеши. Над всеми же сими стяжал еси любовь, яже есть соуз совершенства, и тою, яко силою Божественною, вся дарования во единем лице твоем во едино совокупил еси, и туюжде любовь, разделенная примиряющую, в толковании словес апостольских всем верным проповедал еси. Мы же грешнии, по единому кийждо свое дарование имуще, единения духа в союзе мира не имамы, бываем тщеславни, друг друга раздражающе, друг другу завидяще: сего ради дарования наша разделенная не в мир и спасение, но во вражду и осуждение нам являются. Темже к тебе, святителю Божий, припадаем, раздором обуреваеми, и в сокрушении сердца просим: молитвами твоими, отжени от сердец наших всяку гордость и зависть, нас разделяющия, да во мнозех удех едино тело церковное будет, да по словеси твоему молитвенному возлюбим друг друга и единомыслием исповемы Отца и Сына и Святаго Духа, Троицу Единосущную и Нераздельную, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Молитва вторая святителю Иоанну Златоусту

О святителю великий Иоанне Златоусте! Многая и различная дарования от Господа приял еси и, яко раб благий и верный, вся данныя тебе таланты добре умножил еси, сего ради воистину вселенский учитель был еси, яко всяк возраст и всяко звание от тебе поучается. Мы же, грешнии (имена), по единому кийждо свое дарование имуще, единения духа в союзе мира не имамы, но бываем тщеславии, друг друга раздражающе, друг другу завидяще; сего ради дарования наша разделенная не в мир и спасение, но во вражду и осуждение нам являются. Темже к тебе, святителю Божий, припадаем, раздором обуреваеми, и в сокрушении сердца просим: молитвами твоими отжени от сердец наших всяку злобу, недоброжелательство, гордость и зависть, нас разделяющия, да во мнозех удех едино тело церковное невозбранно пребудем, да по словеси твоему молитвенному возлюбим друг друга и единомыслием исповемы Отца и Сына и Святаго Духа, Троицу Единосущную и Нераздельную, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Своему Ангелу-хранителю

Ангелу-хранителю молятся также и об утверждении в вере

Молитва первая Ангелу-хранителю

Ангеле Христов святый, к тебе припадая молюся, хранителю мой святый, преданный мне на соблюдение души и телу моему грешному от святого крещения, аз же своею леностию и своим злым обычаем прогневах твою препричистую светлость и отгнах тя от себе всеми студными делы: лжами, клеветами, завистию, осуждением, презорством, непокорством, братоненавидением и злопомнением, сребролюбием, прелюбодеянием, яростию, скупостию, объядением без сытости и опивством, многоглаголанием, злыми помыслы и лукавыми, гордым обычаем и блудным взбешением, имый самохотение на всякое плотское вожделение, о злое мое произволение, его же и скоти безсловеснии не творят! Да како возможеши возрети на мя, или приступити ко мне, аки ко псу смердящему? Которыма очима, Ангеле Христов, воззриши на мя, оплетшася зле во гнусных делах? Да како уже возмогу отпущения просити горьким и злым моим и лукавым деяниям, в няже впадаю по вся дни и нощи и на всяк час? Но молюся ти припадая, хранителю мой святый, умилосердися на мя грешнаго и недостойного раба твоего (имярек), буди ми помощник и заступник на злаго моего сопротивника, святыми твоими молитвами, и Царствия Божия причастника мя сотвори со всеми святыми, всегда, и ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.

Молитва вторая Ангелу-хранителю

Святый Ангеле, предстояй окаянной моей души и страстной моей жизни, не остави мене грешнаго, ниже отступи от мене за невоздержание мое. Не даждь места лукавому демону обладати мною, насильством смертнаго сего телесе: укрепи бедствующую и худую мою руку и настави мя на путь спасения. Ей святый Ангеле Божий, хранителю и покровителю окаянныя моея души и тела, вся мне прости, еликими тя оскорбих во вся дни живота моего, и аще что согреших в прешедшую нощь сию, покрый мя в настоящий день, и сохрани мя от всякого искушения противнаго, да ни в коем гресе прогневаю Бога, и молися за мя ко Господу, да утвердит мя в страсе Своем, и достойна покажет мя раба Своея благости. Аминь.

Молитва третья Ангелу-хранителю

Ангеле Божий, хранителю мой святый, на соблюдение мне от Бога с небес данный! Прилежно молю тя: ты мя днесь просвети, и от всякаго зла сохрани, ко благому деянию настави, и на путь спасения направи. Аминь.

Молитва четвертая Ангелу-хранителю

О святый Ангеле, хранителю и покровителю мой благий! С сокрушенным сердцем и болезненною душею предстою ти, моляся: услыши мя, грешнаго раба своего (имярек), с воплем крепким и плачем горьким вопиющаго; не помяни моих беззаконий и неправд, имиже аз, окаянный, прогневляю тя по вся дни и часы, и мерзостна себе творю пред Создателем нашим Господем; явися мне милосерд и не отлучайся мене, сквернаго, даже до кончины моея; возбуди мя от сна греховнаго и пособствуй твоими молитвами прочее время живота моего без порока преити и сотворити плоды достойны покаяния, паче же от смертных падений греховных соблюди мя, да не погибну во отчаянии и да не порадуется враг о погибели моей. Вем воистинну и усты исповедую, яко никтоже таков друг и предстатель, защититель и поборник, якоже ты, святый Ангеле: предстоя бо Престолу Господню, молишися о мне, непотребнем, и паче всех грешнейшем, да не изъимет Преблагий души моея в день нечаяния моего и в день творения злобы. Не престай убо умилостивляя премилосердаго Господа и Бога моего, да отпустит согрешения моя, яже сотворих во всем житии моем, делом, словом и всеми моими чувствы, и, имиже весть судьбами, да спасет мя; да накажет мя зде по Своей неизреченней милости, но да не обличит и не истяжет мя онамо по Своему нелицеприятному правосудию; да сподобит мя покаяние принести, с покаянием же Божественное Причащение достойне прияти, о сем паче молю и таковаго дара всеусердно желаю. В страшный же час смерти неотступен буди ми, благий хранителю мой, прогоняя мрачныя демоны, имущия устрашити претрепетную душу мою: защити мя от тех ловления, егда имам преходити воздушныя мытарства, да храним тобою, безбедно достигну рая, ми вожделеннаго, идеже лицы святых и Горних Сил непрестанно восхваляют всечестное и великолепое имя в Троице славимаго Бога, Отца, и Сына и Святаго Духа, Емуже подобает честь и поклонение во веки веков. Аминь.

Читать другие молитвы раздела "Православный молитвослов"

Читайте также:

© Миссионерско-апологетический проект "К Истине", 2004 – 2017

При использовании наших оригинальных материалов просим указывать ссылку:

Молитва преподобному Афанасию Афонскому.

Молитва преподобному Афанасию Афонскому

Преподобне отче Афанасие, изрядный угодниче Христов и великий Афонский чудотворче! Во дни земнаго жития твоего многия на путь правый наставивый и во Царствие Небесное мудре руководивый, скорбныя утешивый, падающим руку помощи подавый, и всем любезен, милостив и сострадателен отец бывый!

Ты и ныне, в Небесней пребывая светлости, наипаче умножаеши любовь твою к нам немощным, в море житейстем различне бедствующим, искушаемым духом злобы и страстьми своими, воюющими на дух.

Сего ради смиренно молим тя, святый отче: по данней тебе от Бога благодати помози нам волю Господню в простоте сердца и смирении творити, искушения же вражия победити и свирепое страстей море изсушити; да тако немокренно прейдем житейскую пучину и предстательством твоим ко Господу сподобимся достигнути обетованнаго нам Царствия Небеснаго, славяще Безначальную Троицу, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Тропарь преподобному Афанасию Афонскому

Еже во плоти житию твоему удивишася ангельстии чини, како с телом к невидимым сплетением изшел еси, приснославне, и уязвил еси демонския полки; отонудуже, Афанасие, Христос тебе воздаде богатыми дарованьми; сего ради, отче, моли спастися душам нашим.

Яко невещественных существ зрителя изрядна и деятельна сказателя всеистинна, взывает тя стадо твое, Богоглагольниче: не оскудей, моля о рабех твоих, избавится напастей и обхождений, вопиющим ти: радуйся, отче Афанасие.

Ублажаем тя, преподобне отче Афанасие, и чтим святую память твою, наставниче монахов и собеседниче ангелов.

Акафист святому преподобному Афанасию Афонскому чудотворцу Житие преподобного отца нашего Афанасия Афонского

Популярные молитвы:

Молитва святому великомученику Конону

Молитвы священномученику Власию Севастийскому

Молитва Преподобному Роману Чудотворцу

Молитвы святителю Спиридону Тримифунтскому чудотворцу

Молитва святителю Митрофану Воронежскому

Молитвы апостолам Петру, Иакову, Иоанну Богослову

Молитва преподобному Нифонту Кипрскому

Молитва святому преподобному Мартиниану

Молитвы преподобному Макарию Великому, Египетскому

Молитва преподобному Симеону Столпнику, икона

Молитвы святому князю Даниилу Московскому

Молитва святому Царю мученику Николаю

Молитвы на разные случаи. Тропарь

Молитвы к чудотворным иконам Божией Матери, Пресвятой Богородице

Православные информеры для сайтов и блогов Все молитвы.

О ЧЕМ ВОЗНОСЯТ МОЛИТВУ СВЯТОМУ АФАНАСИЮ

Православная церковь почитает множество святых, носивших имя Афанасий. Среди них особым почитанием выделяется преподобный Афанасий Афонский (Х век). Имя этого святого связано с первым основанным на Святой Горе общежительным монастырем Великая Лавра, существующим и по сей день. Молитвами святого Афанасия и его огромным трудом этот монастырь был обустроен еще при его жизни. Преподобный всего себя посвятил строительству, ремонту, написанию общежительного устава, поискам денег на обустройство, и погиб под обломками обвалившегося при постройке купола храма. Память святого отмечается 18 июля. Святому Афанасию Афонскому молятся об исцелении или скорейшем упокоении (когда совсем нет надежды на излечение, такая молитва читается только по благословению священника) безнадежных больных, и когда одолевает отчаяние.

Молитва св Афанасию Великому, патриарху Александрийскому

Читать молитву святому преподобному Афанасию Великому (IV век) нужно всем мужчинам, которые названы в честь этого святого. Им не стоит забывать о том, что Афанасий – великий защитник православных догматов, борец с ересями, архиепископ. Всю свою жизнь св Афанасий Великий положил на противостояние с ересью арианства. При жизни он претерпел множество гонений и ссылок, несмотря на то, что был очень любим своей паствой, и отвечал ей взаимностью. Чудотворные молитвы прп Афанасию Великому читают, когда есть угроза раскола в церкви, когда нужно помолиться о неверующих родственниках, об их просвещении и вразумлении, о возвращении в лоно православной церкви отпавших и заблудших, о тех, кто попал в секты.

Христианская молитва святому Афанасию Сидящему

Святитель Афанасий Сидящий (XVI век) получил свое прозвище из-за необычного для славян захоронения – его, согласно восточному обычаю, похоронили сидя, в таком же виде обрели его святые мощи, которые сейчас в таком же сидячем виде находятся в Благовещенском соборе города Харьков. По молитве святому Афанасию от его мощей происходят чудеса исцелений. При жизни Афанасий Сидящий был Цареградским патриархом, его трудами множество людей было обращено в православную веру. Святителя Афанасия многие называют Бодрствующим не только из-за позы, но и из-за того, что он очень быстро помогает и никого из приходящих к нему не оставляет без утешения.

Слушать на видео молитву святому Афанасию о исцелениие

Текст православной молитвы святому Афанасию на русском языке

Преподобне отче Афанасие, изрядный угодниче Христов и великий Афонский чудотворче, во дни земнаго жития твоего многия на путь правый наставивый и во царствие Небесное мудре руководивый, скорбныя утешивый, подающым руку помощи подавый и всем любезен, милостив и сострадален отец бывый! Ты и ныне, в небесней пребывая светлости, наипаче умножаеши любовь твою к нам немощным, в мори житейстем различие бедствующым, искушаемым духом злобы и страстьми, воюющими на дух. Сего ради смиренно молим тя, святый отче: по данней тебе от Бога благодати помози нам волю Господню в простоте сердца и смирении творити: искушения же вражия победити и свирепое страстей море да тако немокренно прейдем житейскую пучину и предстательством твоим ко Господу сподобимся достигнути обетованнаго нам Царствия Небеснаго, славяще Безначальную Троицу, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Преподобный Афанасий Афонский: биография, история, икона и молитва

Среди всех святых отцов одним из самых ярких и лучезарных светил был преподобный Афанасий Афонский. Он родился примерно в 930 году. Его крестили с именем Авраамий. И был он родом из благороднейшей семьи, жившей тогда в Трапезунде (совр. Турция, еще раньше – греческая колония). Родители рано умерли, и мальчик остался круглым сиротой. Поэтому его воспитанием занялась родственница мамы, Канита, которая была супругой одного из уважаемых горожан Трапезунда.

Афанасий Афонский: житие

Когда он немного повзрослел, его заметил один императорский вельможа. Он приехал в город по делам и взял юношу с собой в Константинополь. Авраамия приняли в дом стратига Зифинизера. С ним стал заниматься известнейший учитель Афанасий, которому он вскоре стал помощником. Со временем у него появилось большое количество собственных учеников. К нему даже стали переходить подопечные Афанасия. Это случилось не потому, что он был более умным или образованным, просто он имел богоподобный облик и с каждым общался ласково и приветливо.

Император Константин VII захотел перевести его в другое учебное заведение. Однако за ним везде следовали его ученики, которые не хотели отпускать своего учителя. Подопечные были очень привязаны к ему. Авраамий стыдился всяких почестей и попечений. Тогда он решил отказаться от учительства, чтобы избежать ссоры и соперничества с бывшим учителем Афанасием.

В течение трех лет Авраамий и Зифинизер находились на берегах Эгейского моря. Затем вернулись в Константинополь, где стратиг познакомил юношу со святым Михаилом Малеином. Тот был игуменом мужского монастыря на Киминской горе. Его уважала вся византийская знать. Все эти люди были покорены Авраамием. И тогда тот рассказал о своем желании стать иноком. После этой беседы пришел к преподобному Михаилу его племянник Никифор Фока, бывший на то время стратегом фемы Анатолик, которому тоже сразу понравился благочестивый юноша. И тут Авраамий наконец-то обрел себе духовника – святого старца Михаила. За ним он отправился на Киминскую гору. Там принял постриг с именем Афанасий.

Афанасий Афонский через свою великую подвижническую жизнь от Господа получил начатки созерцания и счел перейти к жизни в полном безмолвии. Отец Михаил благословил инока удалиться в отшельническую келью, расположенную в 1,5 км от монастыря, через день принимать сухари и воду, а по ночам бодрствовать. В таком уединении застал Афанасия Никифор Фока. Он тоже захотел подвизаться вместе с ним, как только сложатся благоприятные обстоятельства.

Однажды отец Михаил дал понять всем другим монахам, что собирается сделать из Афанасия своего преемника. Некоторым из братии эта идея пришлась не по нраву. Они стали докучать хвалебными и льстивыми речами молодому послушнику. Тот же, чуждаясь всяких почестей и стремясь к безмолвию, сбегает из монастыря, прихватив с собой только самое необходимое. Он держал путь на Святую Гору Афон. Ею он любовался еще во время своего путешествия на остров Лемнос по Эгейскому морю.

Побег на Афон

Афанасий стал жить на полуострове Зигос. Чтобы сохранить в тайне свое происхождение, представился моряком Варнавою, выжившим после кораблекрушения, и даже притворился безграмотным. Однако Никифор Фока, уже будучи в сане доместика схол, стал повсюду искать инока Афанасия. Судья Фессалоники получил письмо от него, где тот просил устроить розыск на Горе Афон. И спросил у настоятеля монастыря (прота) Афона Стефана об иноке Афанасии, на что он ответил, что такого человека у них нет.

Но на Рождество 958 года в сочельник по традиции все афонские монахи должны были собраться в церкви Протата в Карее. Священник Стефан, приглядевшись к благородному облику Варнавы, понял, что это именно тот, кого разыскивают. Он заставил прочитать священный текст Григория Богослова. Молодой монах сначала сильно запинался, но отец Стефан попросил его читать, как он может. И тогда Афанасий Афонский больше не стал притворяться – все монахи преклонились перед ним от восхищения.

Пророчество

Почтеннейший святой отец Павел из обители Ксиропотам сказал пророческие слова: “Кто позже всех придет на Святую Гору, тот окажется впереди всех монахов в Царстве Небесном, и многие захотят быть у него под руководством”. После этого прот Павел вызвал Афанасия на откровенный разговор. Узнав всю правду, он определил ему уединенную келью в 4 км от Кареи, чтобы тот мог находиться наедине с Богом. И пообещал, что не выдаст его.

Но иноки не давали ему покоя. Они постоянно ждали от него советов. Тогда он решил уйти на южный мыс Горы Афон Мелана, там было пустынно и очень ветрено. Здесь он стал подвергаться нападкам сатаны. Афанасий долго держался, но потом все же не выдержал и решил покинуть это место. Вдруг его пронзил небесный свет, наполнивший его радостью и пославший ему дар умиления.

Миланская лавра

Через своего брата Льва Никифор Фока узнал об Афанасии. Когда он принял командование византийскими войсками для освобождения Крита от арабских пиратов, отправил послание на Афон, чтобы ему прислали иноков-молитвенников. И вскоре по их усердным молитвам была одержана победа. Никифор стал умолять Афанасия приступить к созданию монастыря недалеко от их пустыни. И святой занялся этим.

Вскоре были отстроены часовни Иоанна Предтечи с двумя уединенными кельями для Афанасия и Никифора. А еще через некоторое время – храм во имя Божьей Матери и лавра, которую назвали Миланской. Она была построена именно на том месте, где отшельничал Афанасий, который вскоре принял схиму. И тут наступил жуткий голод (962-963 гг.). Строительство остановили. Но Афанасию было видение Богоматери, которая успокоила его и сказала, что теперь она сама станет Домостроительницей обители. После этого святой увидел, что все закрома забиты всем необходимым. Строительство продолжилось, число иноков росло.

Император Никифор II Фока

Однажды Афанасий Афонский узнал, что Никифор взошел на императорский престол. Тогда он свои обязанности игумена обители поручает Феодоту. И с монахом Антонием убегает из монастыря на Кипр в обитель Пресвитеров. Лавра постепенно пришла в упадок. Когда об этом узнал Афанасий, он решил вернуться обратно. Император же разыскивал их повсюду. Афанасий вернулся. После этого жизнь в монастыре опять возродилась.

Встреча Афанасия и Никифора состоялась в Константинополе. Император просил его подождать с обетом, когда позволят обстоятельства. Афанасий предрек ему смерть на троне. И призвал его быть справедливым и милосердным правителем. Лавра Афанасия получила статус царской. Правитель передавал на ее развитие значительные пособия. Но вскоре Никифора убил соперник, занявший его престол. Это был Иоанн Цимисхием (969-976 гг.). После встречи с мудрым святым он назначил пособия в два раза больше, чем прежний правитель. К концу жизни Афанасия насельников монастыря насчитывалось 120 человек. Он для всех стал наставником и духовным отцом. Все его любили. Он был очень внимательным в руководстве общиной. Преподобный исцелил многих больных. Однако, скрывая свои чудодейственные молитвенные силы, он просто раздавал им лекарственные травы.

Откровение о кончине

Лаврский храм решили расширить. Оставалось только возвести купол, как святому отцу было Божественное откровение о том, что он скоро отойдет в мир иной. Тогда Афанасий Афонский собрал всех своих учеников. Он облачился в праздничные одежды и отправился на площадку, чтобы посмотреть, как идет строительство. В это время купол рухнул и накрыл собой Афанасия и шестерых монахов. В итоге пятеро оказались мертвы. Долго оставались живыми каменщик Даниил и игумен Афанасий, которые три часа были под обломками и молились Богу. Когда их освободили, они уже были мертвы. У Афанасия была только одна рана на ноге и крестообразно сложены руки. Его тело было нетленно. А из ран точилась живая кровь. Ее собрали, и потом она исцеляла людей.

Преподобный умер в 980 году. Его память Церковь чтит 5 (18) июля. После кончины прошло уже много сотен лет, но святой Афанасий Афонский и сейчас помогает людям. У его могилы постоянно горит неугасимая лампада. 5 июля 1981 года Великая лавра отмечала празднование возвращения к общежительному уставу после многовековой идиоритмии. В это время на могиле святого на стекле киота иконы выступило благоуханное миро, которое говорило об одобрении преподобного.

Афанасий Афонский в чем помогает?

Этому святому молятся о том, чтобы он помог справиться с искушениями и делами житейскими. Ему также молятся об исцелении недугов: как душевных, так и физических. Для тяжелобольного у него просят легкой смерти. Акафист Афанасию Афонскому начинается со слов: «Избранный от града Трапезунда во Афоне постнически просиявый…» Это хвалебное церковное пение, при котором нельзя сидеть. Это своего рода гимн, восхваление тому или иному святому.

Необыкновенно красивая икона Афанасия Афонского знакомит нас с ликом великого святого седовласого подвижника и молитвенника, мудрого и прозорливого старца, который всю свою жизнь посвятил служению Богу и людям. Он и до сих пор является небесным воином Христовым, готовым в любую минуту помочь нуждающемуся человеку, стоит только к нему обратиться с верой и молитвой: «Преподобний отче Афанасий, изрядный угодниче Христов и великий Афонский чудотворче…»


«Молись пред образом Экономиссы – Домостроительницы», – нередко советуют тем, кто хочет учредить нечто во славу Божию, а то и просто устроить свой дом – свою малую церковь – по воле Христовой. Некогда дан был такой совет и мне одной игуменией, стараниями которой на пустом и диком месте образовалась и возросла обитель. Я держала в руках икону Божией Матери: Небесная Царица на троне и Божественный Сын на Ее пречистых руках благословляли двух предстоящих святых. Одним из них был Михаил Синадский, чья честная глава сейчас находится в афонской Великой Лавре. Вторым – сам основатель Лавры, преподобный Афанасий Афонский.

В тот день я впервые читала житие святого Афанасия и поражалась, как же актуально оно в наши дни. Не только примером самого святого, который жил в далеком от нас X веке, в раннем детстве оставшегося сиротой и добившегося всего в жизни упорным трудом, а затем оставившего, как сказали бы мы, блестящую карьеру ради того, чтобы остаться только с Возлюбленным Господом. Преодолел преподобный Афанасий искушения пустынного жительства, претерпел болезни, скитания, напраслину братии и несправедливые обвинения. Житие его словно беседует с нами, привыкшими обсуждать серьезные вопросы «от ветра главы своея», делая выводы, которые подсказывает нам не духовный, а греховный опыт.

Афанасий Афонский

Как часто мы знаем жития лишь в их кратком варианте! Читаем, как некий преподобный отец «подвизался столько-то лет», – и мнится нам этот срок таким же коротким, как строка, сообщившая об этом. А то, что годы, проведенные в келлии и на послушаниях, нередко суть годы скорбей, болезней, тяжелых душевных метаний, раздумий, сомнений живого человека, который мог бы вслед за апостолами восклицать: «Вот, я оставил всё и пошел за Тобой» (ср. Мк. 10, 28) – всё это остается для нас непонятым. И мы потом подозрительно морщимся и осуждаем, услышав, что кто-то из наших современников имел сомнения в вере или, не выдержав испытаний, выбрал более, как кажется нам, легкий путь. Особенно проявляется в нас «классовая борьба», если человек тот занимал в миру высокое положение и оставил его. Совсем не думаем о том, что на стороне вот того брата нашего во Христе, упавшего под тяжестью ноши, сейчас весь сонм преподобных, прошедших искушения (потому как «быв искушен, то может и искушаемым помочь» (Евр. 2, 18)), а на стороне осуждающих… кто? Тот, кто подталкивает нас к осуждению?

Кто-то из нас обсуждает болезнь брата, а иной раз и смерть «при странных обстоятельствах» – могло ли, дескать, произойти такое с богоугодным человеком? А когда про кого «всякое говорят» – разве не верим мы, считая, что-де нет дыма без огня? А уж если кто занимается церковным строительством, да еще и замечен в добрых отношениях с власть имущими – то такому человеку досужие языки и вовсе откажут в «духовности» и в соответствии монашескому званию.

… Обласканный константинопольскими вельможами, занявший важный пост в государственном училище, Авраамий – так было имя юноши-сироты, взятого в столицу исключительно за удивительное рвение к образованию и прилежание в молитве – вдруг знакомится с афонским подвижником Михаилом Малеином и после нескольких бесед понимает, что не может продолжать жить как прежде. Он бежит из столицы, уговаривает старца облечь его в иноческий чин и живет в полном послушании. Несколько раз ему приходится скрываться – и потому, что его ищет военачальник Никифор, будущий император, с братом его, желающие, чтобы такой молитвенник и философ жил при них, и потому, что увидев его образ жизни, многие опытные монахи приходят спросить его духовного совета. И однажды он находит некое пустынное место «на краю Афона», устраивает шалаш на холме и начинает там нести свой подвиг. Но как же тяжко приходится ему… День ото дня он всё больше ненавидит это место, сомневается в богоугодности своего выбора. Собирался отсекать свою волю – а вот же, ушел. Хотел держаться советов старцев – а где теперь старцы? Да еще и насельники монастыря, узнав, что он состоит в дружестве с самим Никифором, уж очень надеялись, что уговорит он своего покровителя почаще помогать с строительством новых церквей… В один день Афанасий решает: ровно через год он покинет это страшное, унылое место и вернется в лавру.

Минул год, полный лишений и душевной боли, тяготившей больше, чем холод и голод. В означенный день Афанасий встает на молитву, чтобы после нее покинуть место, где он провел год, – и тут осиял его небесный свет! Именно здесь, на этом холме, слышавшем его неустанные призывания Божией помощи, политом его слезами, благоволил Христос устроить обитель, которую сейчас мы знаем как Великую Лавру.

С Великой Лаврой и связано предание, которое отразилось в образе Божией Матери «Экономисса». Однажды, в самом начале строительства, в новой обители начался голод, и иноки, не выдержав, разошлись по другим монастырям. Наступил день, когда и Афанасий решил покинуть эти стены. Некоторые утверждают, что поколебалось его упование на Господа, другие же – что он отправился в Карею спросить совета у прота и старцев. Но не успел он далеко отойти от обители, как явилась ему Сама Всепречистая. Божия Матерь объявила подвижнику, что отныне Она Сама позаботится о монастыре. В знак верности Своего обещания велела ему извести водный источник, коснувшись посохом скалы. Этим явила Она игумену и образ смирения: будучи Царицей Неба и земли и Игуменией этого места, не Своею рукою совершает Она чудо, но велит законному игумену коснуться посохом скалы.

Приняв чудесное уверение, Афанасий возвратился обратно, и с этого времени в любые тяжелые времена Господь всегда посылал чудесную помощь насельникам Лавры. Нередко иноки свидетельствовали о том, что своими глазами видели Царицу Небесную молящейся на службе или обходящей монастырь.

«Царедворцам предстала странная картина: с радостными слезами заключает император в свои объятия старого монаха-странника, не стыдясь его лохмотьев»

Когда Никифор взошел на императорский трон, Афанасий в скорби еще раз оставил Лавру. Только он и Никифор знали о тайном желании военачальника стать скромным иноком и удалиться в монастырь, которому покровительствовал доныне. Ждала его уже и келья, выстроенная руками друга-игумена… Афанасий, плача о том, что Никифор предпочел пышность дворца уединенной жизни с Богом, скрылся, оставив лишь письма: одно из них рекомендовало преемника Афанасия во игуменстве, а второе было адресовано новому императору. Много времени прошло, прежде чем царедворцам предстала странная картина: с радостными слезами заключает император в свои объятия старого монаха-странника, не стыдясь его лохмотьев. В тот день Никифор издал указ, по которому Лавра отныне подчинялась только императору и имела от него постоянное денежное вспоможение.

Враг не оставлял подвижника без искушений. Однажды упавшее дерево перебило Афанасию ноги, и он лежал на одре около трех лет, даже в этих мучениях продолжая переписывать священные книги и почти круглосуточно молиться. В это же время некие отшельники, жившие в шалашах, приняли, как сказано в житии, такие помыслы о страдальце и его делах: «Зачем Афанасий причиняет насилие святой горе и разоряет древние законы? Он воздвигнул многоценные здания, устроил новые пристани, выкопал новые водоемы, накупил волов, засеял поля, развел виноградники, словом – сделал гору мирским поселком».

Осуждение привело их к следующему греху: отправить новому императору (преемнику умершего Никифора) посольство с наветами на игумена Великой Лавры. Однако император решил самолично узнать, кто таков этот знаменитый Афанасий, и велел игумену явиться во дворец. Афанасий, только начавший вставать на ноги, смиренно отправился к императору. После встречи император не только отверг все наветы на подвижника, но и велел уделить немалые суммы из казны на благоустройство Великой Лавры. Игумен Великой Лавры, которому важнее собственной жизни был мир с братиями, молился об умягчении сердец своих противников денно и нощно – и раскаяние и примирение вскоре состоялись. Сам же Афанасий получил от Бога благодать исцелений, поэтому, встречая на пути больных, с состраданием оставался рядом с ними и молился Господу, возвращая к жизни даже безнадежно больных и умирающих. Были и такие люди, которые покушались на жизнь Афанасия, однако Господь до поры сохранял Своего верного служителя невредимым.

Настали дни, в которые Афанасий, по преданию, предупредил своих ближайших учеников о том, что близка его кончина, и покажется эта кончина некоторым смутительной и даже бесчестной. Ученики не понимали, о чем идет речь.

Однажды игумен должен был осматривать новые строения. Против своего обыкновения, он задержался в келлии и вышел из нее с сияющим ликом, в клобуке своего учителя, приснопамятного Михаила Малеина, который надевал он только на самые большие праздники. Когда поднялся Афанасий на верх здания со строителем Даниилом и пятерыми братиями, строение обрушилось и погребло под собой людей. Пятеро сразу погибли. Мучения игумена и оставшегося с ним строителя продолжались более трех часов. Однако из уст Афанасия всё это время слышались только слова молитвы. Наконец братия смогла разобрать камни и вытащить искалеченного, но живого Даниила – и только потом смогли обнаружить своего авву, который уже предал душу Богу. Через три дня,

когда подвижника собрались оплакать и похоронить игумены и братия других обителей, оказалось, что тело Афанасия до сих пор нетленно и он имеет вид «как бы уснувшего человека».

Даниил же прожил еще несколько дней. Однажды он призвал ухаживавших за ним братий и возвестил, что имел видение: Господь позволит ему войти в Его Царствие уже сейчас, «если позволит отец, с которым он пришел». Явившийся в этом видении в великой славе Афанасий в сопровождении пяти погибших монахов взял его за руку и ввел в «царский дворец». Рассказав об этом, Даниил скончался. Так братия узнала об участи своего игумена и других братий, и таково было первое посмертное чудо преподобного Афанасия. С этого дня по молитвам к преподобному игумену Великой Лавры Афанасию произошло много чудес: те люди, что еще вчера могли сомневаться в его праведности, наговаривать на него или слушать наветы, сегодня молились ему – и милостивый Афанасий откликался на их зов.

Шли годы. Один император сменял другого, уходили и приходили военачальники, вельможи, ученики становились учителями, дети – взрослыми, взрослые – стариками, нищали богатые, внезапно возвеличивались безродные. И только таким, как святой Афанасий, каждый человек – и император, и нищий – был братом. Немало народу во все времена почитало Божиими людьми не тех, кто стяжал дух мирен, а тех, кто ходит в рубище и презирает власть, – но, как известно, и Арий был аскетом, а враг рода человеческого и вовсе не знает, что такое пища и сон… Истинные же подвижники Божии не имеют лицеприятия по-настоящему, они готовы разделить пищу и кров с бродягой – но и преподать духовное наставление «человеку, одетому в мягкие одежды» (ср. Мф. 11, 8), не боясь обвинения в заискивании перед властью. Они не размышляют, что скажут о них современники и потомки: они заботятся только о том, что скажет о них Господь Бог. Даже занимаясь строительством, и, как бы сейчас сказали, «административной работой» – прежде всего радеют они о «строительстве» души, своей и вверенных им братий. И неважно, сколько у таких людей оказывается сторонников на земле. Главное – что помогает им Сама Домостроительница — Экономисса, молящаяся Божественному Сыну о спасении каждого из нас.

Вконтакте

[Греч. ὁ ̓Αθωνίτης] (ок. 925 или 930, Трапезунд - 5.07. ок. 1000, Афон), прп. (пам. 5 июля и в Соборе Афонских преподобных), основатель Вел. лавры на Афоне, названной впосл. в его честь. В Крещении получил имя Авраамий. Происходил от благородных и знатных родителей: отец был родом из Антиохии, мать - из Колхиды. Они рано умерли, и мальчик воспитывался в семье родственницы матери. Для продолжения обучения в 945 г. он прибыл в К-поль, где поступил в школу к известному ритору Афанасию. Вскоре Авраамий превзошел своего наставника и был назначен учителем, но, тяготясь славою, оставил преподавание. Однажды он сопровождал в поездке своего родственника на о-в Лемнос и впервые проплыл мимо Афона. Вернувшись в К-поль, Авраамий познакомился с прп. Михаилом Малеином , игум. Киминского мон-ря в Вифинии, и встретился с Никифором II Фокой , выдающимся военачальником, впосл. имп. Византии (963-969). Авраамий вслед за Михаилом отправился на Кимин и принял в его мон-ре постриг с именем Афанасий. В этой обители он прожил 4 года, занимаясь переписыванием рукописей, потом он вступил на поприще безмолвия, удалившись в уединенное место. Никифор Фока посетил А. А., долго беседовал с ним и открыл ему свое желание стать монахом. Когда прп. Михаил Малеин захотел сделать А. А. игуменом своего мон-ря, тот, считая себя недостойным начальствования и избегая мира, ушел на Афон (958/59).

Поскольку Никифор Фока повсюду разыскивал Афанасия, он решил скрыть свое наст. имя, назвался Варнавой и стал учеником одного благочестивого старца. Вскоре ему пришлось открыть свое наст. имя. Брат Никифора Фоки Лев, доместик схол Запада, посетил А. А. и дал деньги на храм в Карее. Преподобный удалился на крайнюю оконечность полуострова, в место, называемое Мелана, где год предавался подвигам аскезы, после чего получил дар умиления. Когда Никифор Фока отправился освобождать Крит от араб. пиратов, он попросил А. А. приехать к нему и молитвенно поддержать. Считая помощь мирянам обязанностью инока, А. А. приехал на Крит в нач. 961 г. После победы над арабами (961) Никифор Фока решил осуществить давно возникший у него план построить мон-рь, где бы он смог подвизаться вместе с А. А. С иноком Мефодием в кон. 962 - нач. 963 г. Никифор прислал А. А. деньги, необходимые для постройки мон-ря. В том же году была построена келья для Никифора, храм во имя Предтечи Иоанна, а затем начали воздвигать храм в честь Пресв. Богородицы. В то же время А. А. принял великую схиму. 16 авг. 963 г. Никифор Фока был провозглашен императором Византии. А. А., узнав об этом и поняв, что Никифор не сможет исполнить свой обет стать монахом, покинул Афон и отправился на Кипр, где подвизался в мон-ре Агиа-Мони (около Пафоса). В это время в его лавре воцарилось безначалие, монахи стали разбегаться. По Божественному внушению А. А. вернулся в лавру.

В нач. 964 г. он прибыл в К-поль. Имп. Никифор убедил его продолжить строительство и издал ряд хрисовулов, касавшихся лавры, из к-рых сохранился только один от 964 г. Император передал А. А. для лавры частицу Честного Древа, главу св. Василия Великого и мощи др. святых. В др. хрисовуле Никифор назначил А. А. игуменом лавры с 80 монахами и постановил, что лавра должна навсегда оставаться независимым мон-рем, не подчиняясь ни светским, ни церковным лицам.

Вернувшись на Афон, А. А. продолжил строительство мон-ря, возвел братский корпус, трапезную, кельи, больницу, мельницу и пристань, провел водопровод. Однако деятельность А. А. вызывала раздражение у др. афонских отшельников. Они, воспользовавшись тем, что Никифор Фока, покровительствовавший А. А., был убит (10 дек. 969) и императором провозглашен Иоанн I Цимисхий , отправили в К-поль делегацию с жалобами на преподобного. А. А. (по др. версии, это был Иоанн Мтацминдели , ученик А. А.) также поехал в столицу империи. Новый император не только подтвердил все хрисовулы имп. Никифора, но и приказал ежегодно выдавать лавре по 244 золотых номисмы. Чтобы разобраться в разногласиях между А. А. и игуменами и старцами Афона, император отправил на Св. гору мон. Евфимия, игум. Студийского мон-ря в К-поле. В результате проведенного Евфимием расследования и во избежание дальнейших споров между афонскими монахами был составлен афонский устав, т. н. Типикон Иоанна Цимисхия, или «Трагос» (971-972). Предположительно в 973-975 гг. А. А. составил Устав лавры (τυπικόν, διαθήκη, κανονικόν). Помощь императора позволила лавре возвыситься над остальными мон-рями и стать крупнейшим, по-видимому первым, общежительным мон-рем на Св. горе. Молва об А. А. распространилась по всей Византийской империи и за ее пределами, и к нему стали приходить иноки, даже из таких отдаленных земель, как Грузия, Армения, Италия и Калабрия. В конце своей жизни А. А. написал «Завещание» (Διατύπωσις; см. Диатипосис прп. Афанасия), в к-ром содержатся предписания о порядке поставления игумена, о преемниках А. А., богослужебные указания, составленные на основе студийского «Ипотипосиса». Завещание дополняет положения Устава лавры. При жизни А. А. неск. раз удостаивался видения Божией Матери, совершал чудеса, исцелял тяжелобольных и предвидел грядущие события, в т. ч. свою трагическую кончину.

В день смерти он осматривал строившийся свод и купол церкви, к-рую сам проектировал, как вдруг каменная кладка рухнула, и он вместе с 6 монахами оказался под обломками. 5 монахов погибли сразу же, а молитвы преподобного братия слышала в течение неск. часов. Мощи его находятся под спудом в приделе Севастийских мучеников кафоликона Вел. лавры. Рядом стоит металлический жезл преподобного. Сохранился крест А. А. (весом ок. 3 кг), к-рый он не снимал даже когда спал.

Сохранилось 2 пространных греч. жития А. А. Одно написано мон. Афанасием (̓Αθανάσιος τοῦ Παναγίου) в 1-й четв. XI в. (BHG, N 187), другое - неизвестным монахом из Вел. лавры во 2-й пол. XI - 1-й пол. XII в. (BHG, N 188). Вскоре после смерти А. А. его память была включена в греч. богослужебные книги: Канонник 1022 г. (ГИМ. Син. греч. 299) и Стишной синаксарь Христофора Митилинского XI в. (Cristoforo Mitileneo . Calendari. Т. 2. Р. 345).

В рус. календарях память А. А. появляется в кон. XIV в. с распространением Иерусалимского устава: К-польское Евангелие 1383 г. (ГИМ. Син. № 742. Л. 275 об.), Евангелие Кошки 1392 г. (РГБ. Троиц. Ризница. № 4. Л. 322).

В XIV в. на слав. язык было переведено анонимное житие А. А. (BHG, N 188). Оно входит в состав агиографического Сборника прп. Нила Сорского (РГБ. МДА. № 207; кон. XV - нач. XVI в.), являющегося автографом преподобного. Известно, что это житие дважды копировалось в XVI в.: Гурием Тушиным (РНБ. Кир.-Бел. № 141/1218) и в Троице-Сергиевой лавре (РГБ. Троиц. № 685). Анонимное пространное житие помещено также в ВМЧ (Иосиф, архим . Оглавление ВМЧ. Стб. 298-301 (2-я паг.)).

Ист.: BHG, N 187-191f; Meyer Ph . Die Haupturkunden für die Geschichte der Athosklöster. Lpz., 1894. S. 21-29, 102-140; Помяловский И. В . Житие прп. Афанасия Афонского. СПб., 1895; Афонский патерик. Ч. 2. С. 5-58; Halkin F . Éloge inédit de S. Athanase l"Athonite // AnBoll. 1961. Vol. 79. P. 26-39; Κομίνης Α . ῾Υμνογραφικὰ εἰς ὅσιον ̓Αθανάσιον τὸν ̓Αθωνίτην // ΕΕΒΣ. 1963. Т. 32. Р. 262-313; idem . Un canone inedito in onore de Sant" Atanasio l"Atonita // Le Millénaire du Mont Athos, 963-1963: Études et mélanges. Chevetogne, 1963. Т. 1. Р. 135-143; Noret J . Vitae duae antiquae Sancti Athanasii Athonitae. Turnhout, 1982.

Лит.: Соколов И . Житие прп. Афанасия Афонского // ВВ. 1896. Т. 3. С. 644-662; Leroy J . La conversion de St. Athanase l"Athonite à idéal cénobitique et l"influence studite // Le Millénaire du Mont Athos. Т. 1. Р. 101-120; Lemerle P . La Vie ancienne de St. Athanase l"Athonite composée au début du XIe siècle par Athanase de Lavra // Ibid. Т. 1. Р. 59-100; idem . La chronologie de Lavra des origines à 1204 // Actes de Lavra. P., 1970. Pt. 1. Р. 14-48; Amand de Mendieta E . Mount Athos: The Garden of the Panaghia. B.; Amst., 1972. Р. 60-73; Galavaris G . The Portraits of St. Athanasius of Athos // Byzantine Stud. 1978. Т. 5. Р. 96-124; Карпов С. П . Трапезундская империя и Афон // ВВ. 1984. Т. 45. С. 95-101; Noret J . La vie la plus ancienne d"Athanase l"Athonite confrontée à d"autres vies de saints // AnBoll. 1985. Vol. 103. Р. 243-252.

П. И. Жаворонков

Гимнография

В различных редакциях Студийского устава и в ранних редакциях Иерусалимского устава память А. А. отсутствует. Согласно большинству афонских Типиконов XIV-XIX вв. (см., напр.: Дмитриевский . Описание. Т. 3. С. 203, 510-511), его память имеет однодневные предпразднство и попразднство, что свидетельствует об особом почитании А. А. на Афоне. Последования этих дней представляют собой соединение служб преподобного и рядового святого, причем служба, совершаемая 4 июля, аналогична шестеричной (см. Знаки праздников месяцеслова), а 6 июля - славословной, но без канонов Октоиха. В день памяти А. А. совершается бденная служба. Аналогичные особенности имеют нек-рые неафонские Типиконы (Там же. С. 244), что свидетельствует о влиянии богослужебных обычаев Афона на богослужение правосл. Церкви в целом. В совр. богослужебной практике греч. Церквей (Δίπτυχα. 1999. Σ. 162; Μηναῖον. ̓Ιούλιος. Σ. 37), а также по Типикону, используемому ныне в РПЦ (Типикон. Т. 2. С. 698), А. А. не полагается предпразднства и попразднства, а в день его памяти совершается полиелейная служба, причем, согласно печатным Минеям, используемым ныне в греч. Церквах, она соединяется со службой прп. Лампада Иринопольского, в печатных Минеях, используемых в РПЦ, помещены только тексты А. А., их состав соответствует бденной службе. В совр. богослужебной практике РПЦ 5 июля совершается служба обретению мощей прп. Сергия Радонежского .

Последование святого, помещенное в греч. и рус. печатных Минеях, состоит из канона А. А. 4-го плагального, т. е. 8-го, гласа с акростихом «̓Αθανάσιον ὑμνῶν, ἀρετὴν ἐπαινέσω. ̓Αμήν» (Воспевая Афанасия, восхваляю добродетель. Аминь), тропаря 3-го гласа «Τὴν ἐν σαρκὶ ζωήν σοῦ» (), циклов стихир на «Господи, воззвах» , стиховных и хвалитных , а также самогласных стихир на литии «Τὸν ἀνέσπερον φωστῆρα τῆς οἰκουμένης» ().

По греч. рукописям известен еще один канон А. А. с акростихом «̀ρδβλθυοτεΑιδω τὸν ὕμνον ̓Αθανασίῳ λόγοις» (Пою песнь Афанасию словами), не вошедший в печатные богослужебные книги (Ταμεῖον. Ν(?) 25. Σ. 285). Тексты последований дней пред- и попразднства, указанные в описаниях упомянутых афонских Типиконов, не вошли в печатные богослужебные книги.

В гимнографических текстах описаны факты из жития А. А.: следование за Христом с малых лет ( … - тропарь 1-й песни канона утрени), воспитание в юношестве ( - тропарь 3-й песни). Во мн. текстах последования описаны труды А. А. по устроению Вел. лавры ( - славник стихир на «Господи, воззвах» малой вечерни; - стихира на литии), а также забота о душепопечении и назидании ( - славник стихир на стиховне). Скорбь братии по преставлении А. А. покрывалась заступничеством прп. отца перед Богом ( - славник стихир на «Господи, воззвах»). После смерти А. А. его память не была предана забвению ( - стиховная стихира малой вечерни), мощи преподобного стали источником исцелений ( - тропарь 8-й песни).Георгия в Старо-Нагоричино

Образ А. А. представлен на обороте двухсторонней иконы «Спас Вседержитель», 60-80-е гг. XIV в., и на иконе «Прп. Афанасий Афонский», XV в. (мон-рь Пантократор на Афоне), с развернутым свитком в руках; на прориси XVI в. (мон-рь Симонопетра на Афоне). Также в рус. памятниках: на новгородской таблетке «Преподобные Афанасий Афонский, Варлаам, царевич Иоасаф», кон. XV в. (НГОМЗ),- А. А. в монашеской мантии, концы к-рой внизу связаны узлом, с благословляющей десницей и свитком в левой руке, с темными волосами и длинной клинообразной бородой, книзу раздвоенной; на таблетке «Преподобные Онуфрий Великий, Афанасий Афонский, Макарий Калязинский», сер. XVI в. (ГТГ); на иконе «Святые Николай Чудотворец, Антоний Великий, Афанасий Афонский», сер. XVI в. (ЦМиАР); иконе «О Тебе радуется», 2-я пол. XVI в. (ГТГ),- в группе преподобных.

Ровинский . Народные картинки. С. 455. № 1158). Сохранился складень с образом преподобного и 10 клеймами жития, кон. XVIII в. (ГИМ). Существовали отдельные изображения на сюжет «Богородица изводит источник из скалы» (литография, в издании А. В. Морозова, 1868 (РГБ); икона 2-й пол. XIX в. из ц. вмч. Никиты за Яузой в Москве; ныне подворье Афонского Пантелеимонова мон-ря).

В «Ерминии» Дионисия Фурноаграфиота , нач. XVIII в., А. А. описан как «старец плешивый, с остроконечною бородою, к-рый напоминает о том, что «ничто столько не вредит монахам и не радует бесов, как утаение своих помыслов» (Ч. 3. § 13. № 8). В Софийском иконописном подлиннике кон. XVI в. отмечено, что А. А. «сед, плешив, брада Сергиева, ряска санкирь с белилы»; в сводном подлиннике Г. Д. Филимонова, XVIII в.: «Подобием главою плешив, власы сед изтемна, брада аки Григория Богослова, мало поуже, ризы преподобническия, на главе имый священный куколь, в руке свиток» (Филимонов . С. 381); у С. Т. Большакова (XVIII в.): «сед, плешив, брада Сергиева, седина темна, риза багор, испод санкир, с белилом, в руке свиток, а в нем писано: поспешим, убо и потрудимся, да царствие небесное обрящем» (Подлинник иконописный. С. 113); подобное описание дано и в иконописном подлиннике XVIII в. (РНБ. Тит. 4765. 5 июля).

Лит.: Иконописный подлинник новгородской редакции по Софийскому списку XVI в. С вариантами из списков Забелина и Филимонова. М., 1873. С. 118; Петковић Р. Манастир Студеница. Београд, 1924. С. 58, илл. 50; Petkovi č . Vol. 2. Pl. IV; Millet. Athos; Millet, Frolow A. Bd. 3. Tf. 47,3; Xyngopoulos A. Nouveaux temoignages de l"activité des peintures macedoniens au Mont-Athos // BZ. 1959. Bd. 52. S. 62-64; Galavaris G . The Portraits of St. Athanasius of Athos // Byzantine Stud. 1978. T. 5. P. 96-124; Радоjчић С. Старо српско сликарство. Београд, 1966. С. 190-191; LCI. Bd. 5. S. 210; Смирнова Э. С., Лаурина В. К., Гордиенко Э. А . Живопись Великого Новгорода. XV в. М., 1982. С. 301, 307, 316. Илл. С. 516; Гравюра греческого мира в московских собраниях: Кат. выст. М., 1997. С. 25. Кат. 40; Treasures of Mount Athos. Thessaloniki, 1997. P. 3, 43, 85-87, 165-166, 202; Нечаева Т. Н., Тарасенко Л. П . Из истории северной русской живописи (три памятника ростово-новгородской традиции) // ПКНО, 1996. М., 1998. С. 286-298; Джурич В. Византийские фрески. М., 2000. С. 288, 308.

Т. Н. Нечаева

Загрузка...