docgid.ru

Производственные средства, которыми располагают атп, совершают в плановом порядке непрерывный кругооборот, последовательно проходя денежную, производственную и товарную формы. Курсовик Оборотные средства АТП. Проблемы эффективного использования.Анализ сос

2.2.1. Основные фонды при зачислении их на баланс предприятия (цеха, корпуса) в результате приобретения, строительства оцениваются по:

В - восстановительной стоимости

В + полной первоначальной стоимости

В - остаточной стоимости

В - смешанной стоимости

2.2.2. Уровень использования основных производственных фондов характеризуют:

В - рентабельность, прибыль

В + фондоотдача, фондоемкость

В - фондовооруженность труда рабочих

В - коэффициент сменности

В - производительность труда рабочих

2.2.3. Экстенсивное использование основных производственных фондов характеризуют:

В - фондоотдача, фондоемкость

В + коэффициент сменности, коэффициент экстенсивного использования оборудования

В - фондовооруженность труда

В - рентабельность производства

В - прибыль предприятия

2.2.4. Интенсивное использование оборудования характеризуют:

В - коэффициент сменности

В - фондоотдача

В - фондовооруженность труда рабочего

В - производительность данного вида оборудования

В + коэффициент интенсивного использования оборудования

2.2.5. Показатель фондоотдачи характеризует:

В + размер объема товарной продукции, приходящейся на 1 руб. основных производственных фондов

В - удельные затраты основных фондов на 1 руб. реализованной продукции

В - количество оборотов оборотных средств

2.2.6. Амортизация основных фондов – это:

В - износ основных фондов

В + процесс перенесения стоимости основных фондов на себестоимость изготовляемой продукции

В - восстановление основных фондов

В - расходы на содержание основных фондов

2.2.7. Из указанных определений выделите то, которое характеризует моральный износ второго рода:

В - постепенная утрата основными фондами своей первоначальной стоимости в результате их изнашивания в процессе эксплуатации

В - уменьшение стоимости машин и оборудования в результате выпуска таких же, но более дешевых видов техники

В + уменьшение стоимости машин и оборудования в результате выпуска значительно лучших по полезности машин и оборудования

В - уменьшение стоимости основных фондов в результате их разрушения под воздействием природных условий

2.2.8. Основные производственные фонды – это часть производственных фондов, которая:

В + длительное время участвует в процессе производства, сохраняя при этом свою натурально-вещественную форму, частями переносит свою стоимость на готовую продукцию по мере использования

В - непродолжительное время участвующая в процессе производства, изменяющая при этом свою натурально-вещественную форму, полностью переносящая свою стоимость на готовую продукцию по мере использования

В - независимо от времени функционирования полностью переносит свою стоимость на готовую продукцию, меняя при этом свою натурально-вещественную форму

2.2.9. Отношение вводимых в действие основных фондов за тот или иной период времени к объему основных фондов на конец того же периода определяет коэффициент:

В + обновления

В - годности

В - сменности

В - выбытия

2.2.10. Физический износ основных фондов – это:

В - удешевление производства основных фондов, в результате чего появляются аналогичные, но более дешевые основные фонды

В - обследование фактического технического состояния объекта, анализ сроков службы или сравнение стоимостных величин

В - появление более производительных основных фондов, в результате чего эксплуатация менее производительных основных фондов становится экономически нецелесообразной

В - удорожание производства основных фондов, в результате чего появляются новые основные фонды, но более дорогие

В + нет правильного ответа

2.2.11. Отношением стоимости основных фондов (ОФ) к стоимости произведенной (реализованной) продукции определяется:

В - фондоотдача

В + фондоемкость

В - рентабельность ОФ

В - фондовооруженность

В - среднегодовая производственная мощность

2.2.12. К активной части основных производственных фондов относятся:

В - здания, сооружения

В - машины, оборудование, транспортные средства, здания, сооружения

В - транспортные средства, инструмент, здания, сооружения

В + машины, оборудование, транспортные средства, инструмент, передаточные устройства

В - производственный инструмент, машины, оборудование, транспортные средства, незавершенное производство.

2.2.13. Моральный износ основных фондов второй формы связан с появлением:

В + более производительных основных фондов, в результате чего, эксплуатация менее производительных основных фондов становится экономически нецелесообразной

В - менее производительных основных фондов, в результате чего, эксплуатация менее производительных основных фондов становится экономически нецелесообразной

В - более производительных основных фондов, в результате чего, эксплуатация более производительных основных фондов становится экономически нецелесообразной

В - менее производительных основных фондов, в результате чего, эксплуатация более производительных основных фондов становится экономически нецелесообразной

2.2.14. Отношением объема продукции к среднегодовой производственной мощности предприятия рассчитывается:

В - фондоемкость

В - рентабельность фондов

В - среднегодовая мощность

В - выходная мощность

В + коэффициент использования производственной мощности

2.2.15. Отношением суммы начисленной амортизации основных фондов к их первоначальной стоимости рассчитывается коэффициент:

В - обновления

В - выбытия

В + износа

В - годности

В - загрузки

2.2.16. Объем продукции в расчете на единицу основных фондов, используемых для его производства, определяет:

В - производственную мощность

В - фондовооруженность

В - рентабельность основных фондов

В - фондоемкость

В + фондоотдачу

2.2.17. Моральный износ основных фондов первой формы связан с:

В - удешевлением производства основных фондов, в результате чего появляются новые основные фонды, но более дешевые

В + удешевлением производства основных фондов, в результате чего появляются аналогичные основные фонды, но более дешевые

В - удорожанием производства основных фондов, в результате чего появляются аналогичные основные фонды, но более дешевые

В - удорожанием производства основных фондов, в результате чего появляются новые основные фонды, но более дорогие

В - удешевлением производства основных фондов, в результате чего появляются аналогичные основные фонды, но более дорогие

2.2.18. Первоначальной стоимостью основных средств, приобретенных за плату (в том числе бывших в эксплуатации), признаются затраты на:

В - приобретение + транспортировку + монтаж + посреднические услуги – НДС к затратам

В + приобретение + транспортировку + монтаж + посреднические услуги + НДС к затратам на приобретение

В - приобретение + транспортировку + монтаж + посреднические услуги + НДС к затратам

2.2.19. Восстановительная стоимость основных фондов – это:

В + стоимость основных средств на сегодняшний момент, полученная путем переоценки их первоначальной стоимости, исходя из действующих цен на момент переоценки

В - стоимость основных средств на сегодняшний момент, полученная путем переоценки их остаточной стоимости, исходя из действующих цен на момент переоценки

В - стоимость основных средств на сегодняшний момент путем переоценки их первоначальной стоимости за вычетом износа, исходя из действующих цен на момент переоценки

2.2.20. Остаточная стоимость основного средства представляет собой:

В - первоначальную или восстановительную стоимость за вычетом амортизации

В - первоначальную или остаточную стоимость за вычетом износа

В + первоначальную или восстановительную стоимость за вычетом износа

В - первоначальную или остаточную стоимость за вычетом амортизации

2.2.21. Амортизация – это:

В - экономический механизм постепенного перенесения стоимости изношенной части основных средств на себестоимость производимой продукции в целях формирования цены на продукцию или услуги

В + экономический механизм постепенного перенесения стоимости изношенной части основных средств на себестоимость производимой продукции в целях возмещения и накопления денежных средств для последующего их воспроизводства

В - экономический механизм постепенного перенесения стоимости изношенной части основных средств на себестоимость производимой продукции в целях увеличения цены и прибыли

2.2.22. Амортизация основных средств начинается с:

В - момента ввода объекта в эксплуатацию и прекращается с момента полного погашения стоимости этого объекта или его списания (реализации)

В + первого числа месяца, следующего за месяцем ввода объекта в эксплуатацию, и прекращается с первого числа месяца, следующего за месяцем полного погашения стоимости этого объекта или его списания (реализации)

В - момента ввода объекта в эксплуатацию и прекращается с первого числа месяца, следующего за месяцем полного погашения стоимости этого объекта или его списания (реализации)

2.2.23. Линейный способ начисления амортизации – это:

В - неравномерное перенесение первоначальной стоимости объекта основных средств на себестоимость продукции

В - равномерное перенесение остаточной стоимости объекта основных средств на себестоимость продукции

В + равномерное перенесение первоначальной стоимости объекта основных средств на себестоимость продукции

2.2.24. Понятие «оборотные фонды предприятия» включает:

В - основные и вспомогательные материалы, полуфабрикаты собственного производства, покупные полуфабрикаты, комплектующие изделия

В + часть средств производства, которые участвуют в производственном цикле один раз и полностью переносят свою стоимость на себестоимость изготовляемой продукции

В - средства производства, многократно участвующие в процессе производства постепенно переносящие свою стоимость на себестоимость выпускаемой продукции

В - предметы труда, необходимые для изготовления продукции.

2.2.25. В состав оборотных производственных фондов предприятия входят материально-вещественные элементы:

В + производственные запасы сырья, материалов, полуфабрикатов, покупных изделий, запасных частей, топлива, незавершенное производство, расходы будущих периодов

В - станки, агрегаты, приспособления, тара, стеллажи

В - готовая продукция, денежные средства в кассе, на расчетном счете предприятия

В - прибыль предприятия, задолженность поставщикам

2.2.26. К фондам обращения относятся:

В - материальные ресурсы предприятия, отрасли

В + готовые изделия на складе предприятия, продукция отгруженная, находящаяся в пути, денежные средства и средства в незаконченных расходах (денежные средства в кассе, на расчетном счете, в аккредитивах, все виды задолженности)

В - готовые изделия, отгруженные потребителям, денежные средства в акциях, на расчетном счете, в кассе

В - транспортные средства предприятия, производственные здания, сооружения

В - прибыль

2.2.27. В состав оборотных средств предприятия входят:

В - запасы материалов, запасных частей, топлива, готовой продукции на складе

В + оборотные фонды и фонды обращения

В - незавершенное производство, готовая продукция на складе

В - производственные запасы, незавершенное производство, расходы будущих периодов, фонды обращения

В - оборудование цехов, готовая продукция на складе

2.2.28. Коэффициент оборачиваемости оборотных средств характеризует:

В - размер реализованной продукции, приходящейся на 1 руб. оборотных средств

В - средняя длительность одного оборота оборотных средств

В + количество оборотов оборотных средств за соответствующий отчетный период

В - уровень технической оснащенности труда

В - затраты производственных фондов на 1 руб. товарной продукции

2.2.29. Эффективность использования оборотных средств характеризуют:

В - прибыль, рентабельность производства

В + коэффициент оборачиваемости, средняя продолжительность одного оборота оборотных средств

В - фондоотдача, фондоемкость продукции

В - фондовооруженность труда

2.2.30. К собственным источникам формирования оборотных средств предприятия не относятся:

В - уставный фонд, обеспечивающий начало деятельности предприятия

В - задолженность работникам по заработной плате и начисления на эту сумму

В + амортизационные отчисления

В - прибыль

2.2.31. Период оборота оборотных средств не характеризует:

В + время нахождения оборотных производственных фондов в запасах и незавершенном производстве

В - время прохождения оборотными средствами стадий приобретения, производства и реализация продукции

В - средняя скорость движения оборотных средств

В - количество дней, за которое совершается полный оборот

2.2.32. Какие из составляющих нормы запаса в днях не используются при нормировании оборотных средств, находящихся в производственных запасах:

В - средний текущий запас

В + время подготовки партии продукции к отправке

В - страховой запас

В - транспортный запас

2.2.33. Что из перечисленного не относится к нормируемым оборотным средствам:

В - все производственные запасы

В - все оборотные производственные фонды

В + все оборотные средства предприятия

В - оборотные производственные фонды плюс готовая продукция на складе

2.2.34. Что произойдет с коэффициентом оборачиваемости оборотных средств, если объем реализации и норматив оборотных средств вырастут на одну и ту же величину, например на 10%:

В - уменьшится

В - увеличится

В + не изменится

2.2.35. Оборотные фонды – это:

В - средства труда, участвующие в производственном процессе и переносящие свою стоимость на себестоимость производимой продукции

В - сырье и материалы, потребляемые каждом производственном цикле и целиком переносящие свою стоимость на себестоимость производимой продукции

В - нет правильного ответа

2.2.36. В состав оборотных фондов предприятия входят

В - производственные запасы, готовая продукция, средства в расчетах

В + производственные запасы, незавершенное производство, расходы будущих периодов

В - производственные запасы, отгруженная продукция, денежные средства на расчетном счете, средства в расчетах

В - производственные запасы, незавершенное производство, расходы будущих периодов, готовая продукция, денежные средства в расчетах

В - нет правильного ответа

2.2.37. Наиболее полный состав элементов фондов обращения – это

В - расходы будущих периодов, готовая продукция, денежные средства в расчетах

В - готовая продукция, денежные средства в расчетах

В - готовая продукция на складе, денежные средства в расчетах

В + нет правильного ответа

2.2.38. В зависимости от способов формирования оборотные средства делятся на:

В + собственные и заемные

В - нормируемые и ненормируемые

В - основные и вспомогательные

В - нет правильного ответа

2.2.39. К ненормируемым оборотным средствам относят:

В - расходы будущих периодов, незавершенное производство, денежные средства в расчетах

В - продукцию отгруженную, но не оплаченную, денежные средства на расчетном счете, средства в расчетах, расходы будущих периодов

В - незавершенное производство, готовую продукцию на складе, средства в расчетах

В + готовую продукцию на складе, отгруженную, но не оплаченную продукцию, денежные средства на расчетном счете, средства в расчетах

В - нет правильного ответа

2.2.40. Норматив оборотных средств представляет собой:

В +произведение нормы оборотных средств на тот показатель, норма которого определена

В - минимальные запасы товарно-материальных ценностей на предприятии

В - сумму оборотных средств, необходимых для образования постоянных минимальных запасов товарно-материальных ценностей

В - нет правильного ответа

2.2.41. Наиболее полный состав производственных запасов на предприятии

В - текущие, транспортные и подготовительные

В + текущие, страховые, транспортные и подготовительные

В - гарантийные, транспортные и подготовительные

В - нет правильного ответа

Оплата труда работников АТП

2.3.1. Расходы на оплату труда работников занятых в основной деятельности (промышленно-производственный персонал) финансируются (относятся):

2.3.2. К персоналу занятому в неосновной деятельности, не относятся работники:

В - коммунальных

В - оздоровительных

В - учебных подразделений

В - жилищного хозяйства

В +вспомогательных цехов

2.3.3. Применяются формы оплаты труда:

В - повременная

В - сдельная

В + тарифная

2.3.4. Документ, в котором указывается величина оплаты труда, установленная в результате индивидуальных переговоров между работодателем и работником:

В - бизнес-план

В - тарифно-квалификационный справочник

В - организационный план

В - коллективный договор

В + трудовой контракт

2.3.5. При повременной оплате труда размер заработка определяется в зависимости от:

В - количества изготовляемой продукции в соответствии с установленными расценками

В - времени затраченного на изготовление продукции в соответствии с установленными расценками

В + определенного количества отработанного времени с учетом квалификации работника и условий труда

2.3.6. В состав фонда заработной платы не включаются начисленные предприятием:

В - оплата за отработанное время

В + оплата за неотработанное время

В - единовременные поощрительные выплаты

В - выплаты социального характера

2.3.7. Выплаты социального характера предприятия в пользу работников (не относящиеся к фонду заработной платы) не включают:

В - страховые платежи предприятия в пользу своих работников

В - расходы по оплате услуг, оказываемых работникам учреждениями здравоохранения

В - оплата путевок, абонементов

В - выходное пособие при прекращении трудового договора

В - компенсационные выплаты, связанные с режимом работы и условиями труда

В + оплата проезда к месту работы транспортом общего пользования

В - материальная помощь, предоставляемая отдельным работникам

2.3.8. Выплаты социального характера, как правило финансируются (относятся):

В - за счет доходов от деятельности предприятия в целом

В + на себестоимость продукции

В - за счет прибыли предприятия

В - за счет выручки от реализации

2.3.9. Единый социальный налог не включает платежи в следующие фонды:

В - пенсионный фонд Российской Федерации

В - фонд социального страхования Российской Федерации

В - фонды обязательного медицинского страхования

В + фонд занятости

2.3.10. Что не относится к разновидности сдельной оплаты труда:

В - прямая сдельная

В - сдельно-премиальная

В - сдельно-прогрессивная

В + сдельно-компенсационная

В - косвенно-сдельная

В - аккордная

В - аккордно-премиальная

В - рабочие

В + специалисты

В - служащие

В – руководители

2.3.12. Списочная численность работников предприятия – это:

В + численность списочного состава на определенную дату

В - количество работников списочного состава, явившихся на определенную дату

В - численность работников за определенный период времени

В - численность основных рабочих предприятия на определенную дату

2.3.13.Какие из указанных категорий работников относятся к промышленно-производственному персоналу:

В - рабочие цеха, столовой и подсобного хозяйства

В - рабочие инструментального цеха, склада и транспортного цеха

В + рабочие цеха, ИТР, работники охраны и ученики

В - работники детского сада и дома отдыха

2.3.14. Для подбора и расстановки кадрового состава предпри­ятия не учитываются:

В - уровень квалификации

В - способность к обучению

В - качество выполняемой работы

В + стиль и методы работы

2.3.15. Основными формами повышения квалификации являются:

В - курсы целевого назначения и корпоративные вечеринки

В + курсы целевого назначения и производственно-экономичес­кие курсы

В - производственно-экономические курсы и производственные совещания

В - формирование экспертных групп и «круглые столы»

2.3.16. Уровень квалификации рабочих определяется:

В - специальностью

В + профессией

В - тарифным разрядом

В - фондовооруженностью труда

2.3.17. Ответственность предприятия перед наемными работниками вызывает необходимость:

В - выбора рационального метода ценообразования продукции

В - систематической модернизации производства

В + создания условий высокопроизводительного труда

В - проведения маркетинговых исследований

2.3.18. При планировании производительности труда в первую очередь определяется:

В - процент роста производительности труда в целом по приятию

В - прирост производительности труда, достигнутый под влиянием конкретного фактора

В + экономия рабочей силы от внедрения мероприятий

В - прирост объема производства за счет роста производительности труда по предприятию

2.3.19. Эффективный фонд рабочего времени не зависит от:

В - среднесписочной численности рабочих

В + статуса предприятия

В - продолжительности рабочего года

В - продолжительности рабочего дня

2.3.20. Периоды, которые не относятся к целодневным невыходам на работу при формировании эффективного фонда рабочего времени:

В + выполнение государственных и общественных обязанностей

В - отпуска учащимся, студентам и аспирантам на время сессии

В - сокращение рабочего времени подросткам

В - очередные и дополнительные отпуска

2.3.21. Бригадная форма оплаты труда применятся для оплаты труда:

В + основных рабочих

В - вспомогательных рабочих

В - служащих

В - руководителей

2.3.22. Для сдельной формы оплаты труда характерна оплата труда в соответствии с:

В + количеством изготовленной (обработанной) продукции и(или) оказанных услуг

В - количеством отработанного времени

В - должностным окладом

2.2.23. К функциям заработной платы не относится:

В + воспроизводственная

В - стимулирующая

В - регулирующая

В - статусная

2.2.24. Система оплаты труда, позволяющая учесть наилучшим образом индивидуальные способности работника:

В + бестарифная

В - сдельная

В - повременная

В - повременно-премиальная

2.2.25. К факторам, не влияющим на уровень заработной платы, относятся:

В - квалификация работника

В - минимальный размер оплаты труда

В + совершенство применяемых форм оплаты труда

В - социальная политика правительства

2.2.26. Прямые денежные стимулы – это:

В + заработная плата и долевое участие в прибыли

В - долевое участие в прибыли

В - льготное питание и долевое участие в прибыли

В - продвижение по службе

2.3.27. Повременная форма оплаты труда предусматривает оп­лату труда в соответствии с количеством:

В - изготовленной (обработанной) продукции

В + отработанного времени

В - оказанных услуг

2.3.28. Окладная форма оплаты труда применятся для оплаты труда:

В - основных рабочих

В - вспомогательных рабочих

В - младшего обслуживающего персонала

В + служащих и руководителей

В - руководителей

2.3.29. Аккордная система оплаты труда характеризуется:

В - наращиванием количества изготавливаемой (обрабатываемой) продукции

В - улучшением качества продукции

В + экономией времени при исполнении задания и ростом производительности труда

2.3.30. Тарифная система оплаты труда работников включает:

В + тарифные ставки, тарифные сетки, тарифно-квалификацион­ный справочник, районный справочник

В - тарифные ставки, должностные оклады, тарифные сетки

В - должностные оклады, премиальные положения, тарифно-ква­лификационный справочник

2.3.31.Тарифные сетки являются инструментом дифференциа­ции размеров оплаты труда в зависимости от его:

В + сложности и квалификации работника

В - профессии

В - опыта работы

2.3.32.Элементы тарифной системы оплаты труда:

В - тарифные ставки, тарифные сетки

В - тарифные ставки, тарифно-квалификационный справочник

В + тарифные ставки, тарифные сетки, тарифно-квалификационный справочник, районный коэффициент

В - тарифные ставки, тарифные сетки, должностные оклады

В - должностные оклады, премиальные положения, тарифно-квалификационный справочник

2.3.33.Тарифная ставка – это:

В - сдельная расценка на единицу продукции

В - норматив производимой (обрабатываемой) продукции

В + величина оплаты труда работника за час

В - зависит от уровня квалификации (разряда) работника

2.3.34.Присвоение тарифных разрядов рабочим осуществляется:

В - руководством предприятия

В - профсоюзом

В + тарифно-квалификационными комиссиями

В - центрами по подготовке специалистов

2.3.35.В явочный состав работников предприятия входят:

В - постоянные работники

В - временные работники

В - сезонные работники

В + работники, которые в течение суток фактически являются на работу

2.3.36. В основе бестарифной системы оплаты труда лежит:

В - устная договоренность между работодателем и работником

В - оплата труда «в конверте»

В + долевое распределение заработанных коллективом средств

В - объем выполненных работ/услуг

2.3.37. Форма оплаты труда, к которой относится окладная система:

В + повременная

В - сдельная

В - аккордная

В - тарифная

2.3.38. Форма оплаты труда, способствующая росту выпуска продукции и производительности труда:

В + сдельная

В - повременная

В - аккордная

В – тарифная

2.3.39. Косвенная сдельная система оплаты применяется для оплаты труда рабочих:

В + вспомогательных

В - основных

В - подсобных

В – служащих

2.3.40. Аккордную систему оплаты труда целесообразно использовать при оплате за:

В - отработанное время

В - единицу продукции

В + весь объем работ

В - единицу времени

2.3.41. Показатель, которым характеризуется аккордная система оплаты труда:

В - наращивание количества изготавливаемой (обрабатываемой) продукции

В - улучшение качества продукции

В + экономия времени при выполнении задания

В - рост производительности труда;

В - улучшение использования основных фондов

2.3.42. Показатель, в соответствии с которым исчисляется размер оплаты труда при сдельной форме – это количество:

В + изготовленной (обработанной) продукции

В - отработанного времени

В - оказанных услуг

В - лет стажа

2.3.43. Численность производственного персонала автотранспортного предприятия рассчитывают на основе:

В + производственной программы эксплуатации подвижного состава и технического обслуживания и ремонта

В - производственной программы эксплуатации подвижного состава

В – требований технического обслуживания и ремонта АТП

2.3.44. Повышение производительности труда в автомобильном транс­порте особенно существенно в связи с:

В - повышенной трудоемкостью работ по транспортному обслу­живанию

В - ограничениями по росту трудового контингента отрасли

В - установленными повышенными заданиями по росту гру­зовых и пассажирских автомобильных перевозок

В - с низкими темпами роста производительности труда по сравнению с другими отраслями транспортного комплекса страны

В + все перечисленное верно

2.3.45. Профессиональным мастерством водителя является:

В + присвоенный водителю на предприятии класс квалификации

В - присвоенный водителю на предприятии разряд

В - присвоенный водителю на предприятии класс квалификации и разряд

2.3.46. Высшим квалификационным классом водителей автомобилей является:

В+ первый

В – второй

В – третий

2.3.47. Тарифные ставки водителей автомобилей дифференцируются в зависимости от:

В + типа, назначения и грузо­подъемности автомобиля

В - грузо­подъемности автомобиля

В – видов перевозок

2.3.48. Система стимулирования на автотранспортном предприятии характеризуется тем, что:

В - распространяется по всем производственным звеньям и на отдельных работников

В - отличается конкретностью показателей стимулирования для каждого структурного подразделения, которые фор­мируются с учетом стоящих перед конкретным трудовым коллективом целей

В + все перечисленное верно

Оборотные средства автотранспортных предприятий

Материальную основу производства составляют производственные фонды, т.е. основные и оборотные средства. Это деление обусловлено различным характером их функционирования в процессе производства и различием в перенесении стоимости на вновь создаваемый продукт. Оборотные фонды отличаются от основных фондов по следующим признакам своего экономического содержания:

а) по способу их производственного потребления, т.е. основные фонды функционируют в течение нескольких производственных циклов, то оборотные фонды потребляются за один цикл;

б) по способу перенесения стоимости на готовый продукт, т.е. основные фонды переносят свою стоимость на вновь созданный продукт по частям в виде амортизации, а оборотные фонды переносят свою стоимость целиком и входят в себестоимость готовой продукции;

в) по способу возмещения, т.е. основные фонды возмещаются по истечении нескольких производственных циклов, а оборотные фонды полностью возмещаются при каждом новом производственном цикле.

Для осуществления перевозок грузов и пассажиров, наряду с основными фондами, в распоряжении автотранспортных предприятий находятся оборотные фонды и фонды обращения.

К оборотным производственным фондам относятся средства производства, которые участвуют, как правило, только в одном производственном цикле, при котором их стоимость полностью включается в затраты на производство продукции.

К оборотным производственным фондам автотранспортного предприятия относятся: топливо, сырье, запасные части и агрегаты, автомобильные шины и т.д. Оборотные фонды выражаются в натуральных показателях (тоннах, литрах, штуках и т.д.) и стоимостных показателях.

Кроме оборотных производственных фондов, каждое автотранспортное предприятие располагает средствами, функционирующими в сфере материального производства, которые называются фондами обращения. Они состоят из готовой продукции на складах предприятия, денежных средств, необходимых для закупки сырья, топлива, запасных частей и т.д.

Оборотные производственные фонды и фонды обращения, выраженные в денежной форме, называются оборотными средствами предприятия (рисунок ).

Оборотными фондами называется та часть производственных фондов, которая целиком потребляется в каждом производственном цикле сразу и полностью переносит свою стоимость на вновь создаваемый продукт. Оборотные фонды беспрерывно потребляются и возобновляются вновь.

По своему назначению в производственно процессе оборотные фонды делятся на три группы:

производственные запасы;

незавершенное производство;

расходы будущих периодов.

Производственные запасы составляют около 60% количества оборотных средств АТП и около 90% общего количества производственных оборотных фондов. Они не принимают непосредственного участия в производственном процессе.


Создание необходимых запасов материалов, топлива, запасных частей, автомобильных шин и др. необходимо для обеспечения бесперебойной работы автомобилей на линии и своевременного выполнения технического обслуживания и ремонта автомобилей.

К производственным запасам относятся:

а) Сырье. Наличие данного оборотного фонда характерно только для промышленных предприятий, поскольку оно служит источником изготовления новой продукции. Специфичность АТП исключает выпуск готовой продукции и такого элемента оборотных фондов на автомобильном транспорте нет. Для авторемонтного предприятия сырьем служит ремонтный фонд.

б) Материалы. К ним относятся материалы, применяемые в процессе эксплуатации и ремонта подвижного состава, зданий, сооружений, оборудования. Это смазочные и прочие эксплуатационные материалы (ГСМ, обтирочные материалы, керосин, сода, жидкости, бланки транспортной документации и т.д.).

в) Топливо. Оно подразделяется на два вида: автомобильное топливо, т.е. топливо для технологических целей и топливо для хозяйственных нужд.

Средства по статье «Автомобильное топливо» расходуются на приобретение топлива, необходимого для эксплуатации автомобилей и на внутригаражные нужды, на образование запаса топлива на предприятии, на оплату талонов при заправке автомобилей на бензозаправочных пунктах и т.д.

Средства по статье «Топливо для хозяйственных нужд» служат для образования переходящих запасов топлива, используемого для отопления помещений.

г) Запасные части и агрегаты. Сюда включаются вся номенклатура запасных частей и фонд оборотных агрегатов, необходимых для организации агрегатного метода ремонта автомобилей, а также материалы для ремонта подвижного состава. Фонд оборотных агрегатов – это складской запас агрегатов в автотранспортных предприятиях.

д) Автомобильные шины в запасе. В комплект автомобильных шин входят: покрышка, камера и ободная лента. В состав оборотных фондов по автомобильным шинам входят шины, находящиеся в запасе на складе АТП, в шиномонтажных цехах АТП, на автомобилях технической помощи, автостанциях и линейных пунктах. Шины, находящиеся на автомобиле (включая и запасное колесо), в состав оборотных фондов не входят, а входят в стоимость автомобиля и учитываются в составе основных фондов.

е) Малоценные и быстроизнашивающиеся инструменты и инвентарь. Вследствие многократного использования инструмента и инвентаря, стоимость их износа относится на себестоимость перевозок следующим образом: 50% их стоимости списывается при первоначальной передаче их в эксплуатацию и остальные 50% списываются при окончательном износе.

Второй частью оборотных фондов является незавершенное производство . Оно характерно в основном только для промышленных и строительных предприятий.

Незавершенное производство, связанное с основной деятельностью АТП – перевозками, отсутствует. Незавершенное производство на автомобильном транспорте может быть лишь по ремонтным работам и при изготовлении запасных частей.

Незавершенное производство – это производство, продолжительностью более одного дня. Оно включает затраты на приобретение материалов, запасных частей, заработную плату и прочие денежные средства, необходимые на выполнение ремонтных работ ТО подвижного состава.

Период незавершенного производства по незаконченному ремонтному процессу длится от начала ремонта до приемки объекта складом запчастей или службой эксплуатации. Длительность ремонтного цикла включает в себя время на разборку, сортировку, дефектовку, время непосредственного ремонта, сборки, регулировки, обкатки и технической приемки.

Расчет длительности производственного цикла осуществляется на основе действующих норм трудоемкости с учетом организационных работ и наличия оборудования.

Третья часть оборотных фондов – расходы будущих периодов . Расходы будущих периодов - это затраты, которые производят в данном периоде, а относят их на себестоимость перевозок в будущем периоде.

Списание таких затрат на себестоимость перевозок текущего периода привело бы к искусственному завышению себестоимости работ этого периода и их несопоставимости с показателями за другие периоды. До отнесения затрат будущих периодов на себестоимость перевозок они учитываются в составе оборотных средств. К расходам будущих периодов относят затраты на освоение новой техники, научно-исследовательские и рационализаторские работы, на печатные и подписные издания и др.

На автомобильном транспорте в сфере обращения находятся преимущественно денежные средства. Это средства в расчетных документах за выполненные перевозки, погрузочно-разгрузочные работы, экспедиционные операции и другие услуги. К ним относятся также дебиторская задолженность заказчиков, поставщиков и прочих дебиторов, денежные средства, имеющиеся в кассе предприятия для мелких хозяйственных нужд и расходов на командировки.

Основную часть оборотных средств в сфере обращения составляют средства, находящиеся в расчетных документах (платежных требованиях), выставленных в банке на инкассо, т.е. для взыскания платежа с заказчиков, получивших транспортные услуги. Потребность в указанной группе средств обусловливается установленной системой расчетов за автомобильные перевозки, при которой оплата труда за перевозки не совпадает со временем их осуществления. Величина этих средств в значительной степени зависит от принятой системы расчетов за перевозки, а также качеством бухгалтерского учета и контроля АТП.

Рисунок 5 – Структурная схема состава оборотных средств

Тема 7.: Нормирование оборотных средств.

Вопросы для самостоятельной работы:

    Нормируемые и ненормируемые оборотные средства.

    Нормирование собственных оборотных средств.

    Экономика отрасли автомобильный транспорт: Учебник / И.С. Туревский. М.: Инфра-М, 2012. 309 с.

    Экономика автотранспортного предприятия: Учебник / В.П. Бычков. М.:Инфра-М, 2013. 384с.

3. Организация, планирование и управление в автотранспортных предприятиях: Учеб. для вузов / М.П. Улицкий, К.А. Савченко-Бельский, Н.Ф. Билибина и др.; под ред. М.П. Улицкого. М.: Транспорт, 2005.

Нормируемые и ненормируемые оборотные средства

Оборотные средства АТП подразделяются на нормируемые и ненормируемые.

К нормируемым оборотным средствам относятся собственные оборотные средства, функционирующие в сфере производства, т.е. производственные запасы, незавершенное производство по ремонту автомобилей и расходы будущих периодов. Эти средства закрепляются за предприятием и являются материальной основой его деятельности. Иными словами нормируемыми оборотными называют такие средства, которые выделяются АТП для создания минимальных запасов и обеспечения бесперебойного процесса перевозок.

При нормировании оборотных средств на каждом предприятии должны быть разработаны и осуществлены организационно-технические мероприятия, обеспечивающие ускорение оборачиваемости оборотных средств.

Запасы товарно-материальных ценностей определяются условиями производства. Планирование нормативов оборотных средств осуществляется в соответствии с планами материально-технического снабжения и нормами расхода материальных ресурсов.

Норма расхода оборотных средств – это плановое задание, которое определяет предельный расход товарно-материальных ценностей на производство продукции.

На основе норм расхода определяется потребность предприятия в материальных ресурсах. Нормы устанавливаются применительно к конкретным условиям с учетом опыта передовиков производства. Нормы на предприятии должны систематически пересматриваться, но нельзя допускать снижения запасов товарно-материальных ценностей ниже нормативов, так как это может вызвать перебои в ходе производственного процесса.

К ненормируемым оборотным средствам относятся средства, функционирующие в сфере обращения, которые покрываются за счет банковского кредита и свободных средств в обороте. Это – средства в расчетах и денежные средства.

По этим элементам невозможно установить норму расхода на какой-либо натуральный измеритель. Денежные средства у предприятия распределяются неравномерно и расходуются с расчетного счета по мере надоности.

Нормы расхода оборотных средств разрабатываются непосредственно на предприятиях с учетом конкретно сложившихся условий их работы т.е. учитываются:

отдаленность поставщиков от АТП;

условия снабжения, предусмотренные в договорах;

частота, равномерность и комплектность поставок;

размеры поставляемых партий;

скорость перевозок;

регулярность работы транспорта, доставляющего материальнные ценности;

система и форма расчетов;

скорость документооборота и т.д.

Нормы оборотных средств в днях по покупным производственным запа­сам включают время:

Нахождения материальных ценностей в пути (транспортный запас);

Разгрузки, складирования и подготовки материалов к производству (технологический запас);

Пребывание материальных ценностей в виде текущего запаса;

Пребывание в виде страхового (гарантийного) запаса.

Таким образом, общая норма запаса материальных ресурсов состоит из транспортного, технологического, текущего и страхового запасов.

Транспортный запас – создается в случае большой отдаленности поставщика материальных ценностей от данного АТП. Он охватывает период со дня оплаты счета поставщика материалов и до прибытия груза на склад получателя.

Транспортный запас возникает на предприятиях в тех случаях, когда удаленность их от поставщиков значительна и оплата материальных ценностей производится до поступления на склад. Если время доставки меньше или равно времени, необходимому для оплаты счета, то транспортный запас не создается.

Технологический запас на предприятии создается в том случае, если поступающие товарно-материальные ценности требуют предварительной обработки, лабораторного анализа, подготовки к производству и т.д. Например, при нормировании запаса дизельного топлива отводится время на отстой для отделения излишних примесей.

Время, затрачиваемое на приемку, разгрузку, сортировку, складирование, а также на лабораторный анализ.

Текущий запас создается для обеспечения непрерывности производства в период между двумя очередными поставками материальных ресурсов. Он занимает наиболее значительное место среди производственных запасов, систематически расходуется на производство продукции и регулярно восстанавливается за счет плановых поставок.

Размер текущего запаса рассчитывается на основе норм ежедневного потребления и времени между последовательными поставками. Длительность или интервал между двумя очередными поставками устанавливается либо на основе договоров с поставщиками, либо по отчетным данным складского учета о количестве и периодичности поступлений материалов.

Величину текущего запаса можно определить по формуле:

Зтек = а Тп,

где а – среднесуточный расход материала;

Тп – средневзвешенный интервал между поставками, дни.

При больших объемах поставок с интервалом свыше пяти дней текущий запас создается в размере 50 % средневзвешенного объема между двумя смежными поставками.

При большой частоте поставок материалов, при небольшом количестве поставщиков определенной группы материалов, а также по поставкам материалов с малыми интервалами, текущий запас может приниматься равным потребностям материалов на этот интервал, т.е. в размере до полного интервала между поставками.

Страховой (гарантийный) запас создается для обеспечения непрерывного производственного процесса в случае израсходования текущего запаса и опоздания поставки очередной партии материала, а также при увеличении потребности в материалах на производстве в связи с перевыполнением плановых заданий, т.е. для гарантии от возможных перебоев в снабжении.

Страховой запас материалов должен обеспечить нормальный производственный процесс предприятия на время, необходимое для срочной доставки материалов от поставщиков. На автомобильном транспорте норма страхового запаса установлена в размере 50% от величины текущего запаса. В случае частичного использования страхового запаса он должен быть пополнен из ближайшей очередной партии завоза до расчетной величины. Страховой запас определяется по формуле:

Зстр = а Тс,

где Тс – время восстановления страхового запас, дни.

Таким образом, норма запаса по отдельным элементам оборотных средств складывается из текущего, технологического, транспортного и страхового запасов.

Помимо текущих и страховых запасов, могут создаваться сезонные страховые запасы на зимний период или на время осенней распутицы. Сезонные запасы рассчитывают на основе показателей среднесуточного расхода материалов и продолжительности периода, в течение которого предполагается прекращение завоза того или иного вида материальных ценностей. При наличии значительного сезонного запаса материалов обычно их текущий запас не создается.

Н ормирование собственных оборотных средств

Важным экономическим фактором является разработка и внедрение научно обоснованных норм расхода и запасов оборотных средств, обеспечивающих рациональное использование товарно-материальных ценностей, на автомобильном транспорте.

Каждое автотранспортное предприятие должно иметь количество оборотных средств в соответствии с их действительной потребностью. Нормирование оборотных средств должно опираться на решение комплексной задачи по нахождению оптимального размера необходимых оборотных средств при определенном объеме производства.

Научно обоснованный норматив должен отражать минимальную величину потребности предприятия в оборотных средствах, необходимых для бесперебойного процесса перевозок.

Завышение норматива оборотных средств ведет к снижению плановой рентабельности и уменьшению размера отчислений в поощрительные фонды предприятия, к снижению оборачиваемости оборотных средств, к их чрезмерному накоплению на складах и в целом к нерациональному использованию материальных и денежных ресурсов.

Занижение норматива оборотных средств приводит к финансовым затруднениям и невыполнению производственной программы, т.е. недостаток в запасах топлива, автомобильных шинах, запасных частях и других необходимых производственных запасах может послужить причиной излишних простоев автомобилей, а следовательно, причиной снижения производительности подвижного состава предприятия.

Порядок и методика планирования собственных оборотных средств установлены основными положениями о нормировании оборотных средств предприятий и отраслевой инструкцией, учитывающей особенности автомобильного транспорта.

Нормативы оборотных средств рассчитывают ежегодно при составлении финансового плана с учетом потребности в оборотных средствах для основной деятельности, а также для выполнения хозяйственным способом капитальных ремонтов, непромышленных нужд, подсобных и вспомогательных производств.

Нормирование оборотных средств выполняется в 2 этапа:

На первом этапе устанавливаются нормы запаса в днях, процентах или других показателях. Например, для топлива, материалов, запасных частей, автомобильных шин норма запаса устанавливается в днях, для запаса агрегатов – в процентах к стоимости комплектов агрегатов на действующих автомобилях, для запаса спецодежды - в рублях на одного работника;

На втором этапе определяется норматив в денежном выражении.

При планировании собственных оборотных средств большое значение имеет правильное установление норматива в днях по каждому виду оборотных средств. Применяются различные методы расчета норматива оборотных средств.

Коэффициентный метод расчета норматива оборотных средств предусматривает установление норматива оборотных средств на плановый период путем внесения поправок в норматив предшествующего периода. Эти поправки учитывают рост объема перевозок, пропорционально затратам на которые увеличивается и норматив оборотных средств. Кроме того, учитывается необходимость ускорения оборачиваемости оборотных средств не менее чем на 3% в год.

Аналитический метод дает возможность определить нормативы на основе данных о фактических запасах по отдельным элементам оборотных средств в днях за предыдущие годы. При расчетах обычно используются данные за три-четыре года.

Сложившиеся за эти годы нормативы в днях корректируют с учетом исключения имевшихся ненужных и сверхнормативных материалов, с учетом изменения условий поставок материальных ценностей, а также в соответствии с изменением условий производства технического обслуживания и ремонта подвижного состава.

Аналитический метод позволяет с достаточной точностью определить норматив оборотных средств с учетом реальных условий снабжения и действующей организации технического обслуживания и ремонта подвижного состава.

Метод прямого расчета является дополнением к аналитическому методу. Он предусматривает расчеты по каждой статье оборотных средств и по каждому отдельному виду товарно-материальных ценностей в пределах каждой статьи с учетом всех факторов, определяющих размер отдельных видов запаса.

Вследствие большого объема работ прямые расчеты рекомендуется проводить один раз в 5-7 лет, а в промежутках между ними можно использовать аналитический и другие упрощенные методы расчета норматива оборотных средств.

Нормативы оборотных средств в денежном выражении рассчитывают в соответствии с балансовой группировкой нормируемых оборотных средств и включают в себя;

производственные запасы: автомобильное топливо; смазочные и прочие эксплуатационные материалы; топливо для хозяйственных нужд; ремонтно-строительные материалы для ремонта зданий и сооружений;

незавершенное производство;

расходы будущих периодов.

Нормативы оборотных средств определяют исходя из среднесуточного расхода отдельных видов оборотных фондов и необходимого их запаса в днях.

Норматив оборотных средств представляет собой минимально необходимый запас товарно-материальных ценностей, выраженный в денежном выражении (в рублях).

По каждому виду производственных запасов материальных ресурсов норматив оборотных средств определяется по формуле:

Ноб.ср. = ,

где Ноб.ср. – норматив оборотных средств, руб.;

- затраты согласно смете производства на планируемый период по данному элементу оборотных средств, дни;

- норма запаса по данному элементу оборотных средств, дни;

Д – продолжительность планируемого периода, дни.

Норматив оборотных средств можно определить как произведение однодневного расхода данного вида оборотных средств на его норму запаса.

Ноб.ср.=Расх. одн
,

где Расх. одн - однодневный расход данного элемента оборотных средств, руб.

Однодневный расход определяется по формуле:

Расх. одн =,

Норматив оборотных средств для различных видов материалов определяется по разному.

автомобильному топливу. Нормирование оборотных средств по топливу преследует цель – обеспечить необходимый его запас не только в топливных баках работающих автомобилей, но и в хранилищах и на заправочных пунктах АТП.

По АТП осуществляющим заправку на автозаправочных станциях, размер запас топлива определяется в зависимости от установленной по договору с нефтеснабжающей организацией периодичности приобретения талонов. При этом текущий запас в виде оплаченных талонов принимается в размере 70% стоимости их разового потребления.

Норматив оборотных средств по эксплуатационным и ремонтным материалам рассчитывается по видам материалов. По материалам, расход которых незначителен, норму оборотных средств определяют суммарно по всей группе с учетом фактических остатков этих материалов за отчетный год.

Норматив оборотных средств по всем видам топлива для технологических целей и отопления производственных и жилых помещений учитывает условия теплоснабжения и необходимость запаса топлива 4-6 месяца к началу отопительного сезона. Сумма затрат принимается по смете накладных расходов предприятия и расчету потребности топлива на планируемый период.

Норматив оборотных средств по автомобильным шинам предусматривает возможность их систематической замены на ходовых автомобилях по мере их износа. Норматив должен обеспечить создание запас автомобильных шин на складе, автомобилях технической помощи и линейных пунктах.

Норматив оборотных средств по запасным частям определяет потребность их с учетом обеспечения работ по техническому обслуживанию и ремонту подвижного состава, а также создания фонда агрегатов и выполнения хозяйственным способом работ по текущему и капитальному ремонту оборудования.

Для замены снятых с автомобилей и отправленных в ремонт агрегатов создается неснижаемый их складской запас. Число комплектов неснижаемого запаса устанавливается в пределах 3-5% к количеству автомобилей по маркам.

Норматив оборотных средств по малоценным и быстроизнашивающимся предметам устанавливает их запасы на складе и в эксплуатации.

Величина норматива по оборотному запасу малоценных и быстро изнашивающихся предметов определяется методом прямого счета, исходя из действующих норм на одного работника ли на один станок и др. По малоценному инвентарю расчет производится исходя из численности конторского персонала, численности проживающих в общежитии, численности автомобилей умноженных на стоимость единицы инвентаря.

По спецодежде и обуви расчет производится исходя из обеспеченности одного работника ими, а также стоимости одного комплекта и срока службы.

Нормативы оборотных средств на расходы будущих периодов определяются следующим образом:

(средства, израсходованные на начало планируемого периода + расходы, производимые в планируемом году) – расходы, включенные в себестоимость перевозок, а также затраты других работ и услуг планируемого периода.

На основании расчетов норм оборотных средств и нормативов собственных оборотных средств по каждому отдельному элементу определяют общую потребность АТП в собственных оборотных средствах, т.е. норматив оборотных средств в целом по АТП.

В АТП рассчитывают норматив по всем элементам оборотных средств с учетом конкретных условий и факторов, определяющих их величину.

Вопросы для самоконтроля

    Дайте определение понятиям «оборотные средства», «оборотные производственные фонды», «фонды обращения». В чем проявляются их взаимосвязи и отличия?

    Назовите методы планирования потребности в оборотных средствах. Какова сфера их применения?

    Дайте характеристику аналитическому и коэффициентному методам определения потребности в оборотных средствах.

    Назовите показатели эффективности использования оборотных средств и дайте им характеристику.

Наряду с основными фондами, необходимыми АТП для осуществления перевозок грузов и пассажиров, предприятия автомобильного транспорта должны иметь в своем распоряжении оборотные фонды и фонды обращения, которые в денежном выражении образуют в совокупности оборотные средства предприятий (рис. 2) .

Рис. 2. Структурная схема состава оборотных средств АТП

Особенность транспортного производства, в полной мере присущая автомобильному транспорту, налагает отпечаток на структуру его оборотных средств. Вследствие того что автомобильный транспорт не даёт готового продукта, отделимого от процесса производства, на АТП нет основных материалов, составляющих материальную основу готового продукта, нет незавершенного производства по основной деятельности, представляющего Собой определенную степень готовности продукта, нет готовой продукции как конечного результата производственной деятельности предприятий. Эта особенность автомобильного транспорта определяет относительно меньшую долю оборотных средств (примерно 15 %) в сумме всех средств АТП по сравнению с машиностроительными предприятиями, где она составляет 35-45 % общей суммы основных и оборотных средств.

К оборотным производственным фондам относятся средства производства, которые участвуют, как правило, только в одном производственном цикле. При этом их стоимость полностью включается в затраты на производство продукции .

Оборотные фонды АТП включают в себя производственные запасы и незаконченные расчеты (см. рис. 2). На долю производственных запасов приходится примерно 40-50 % оборотных средств АТП и около 90 % общего количества производственных оборотных фондов. Производственные запасы не принимают непосредственного участия в производственном процессе. Создание запасов материалов, топлива, запасных частей, автомобильных шин и др. необходимо для обеспечения бесперебойной работы автомобилей на линии и своевременного выполнения технического обслуживания и ремонта автомобилей.

При планировании оборотных средств производственные запасы разделяют на следующие основные группы: топливо, материалы, автомобильные шины, запасные части и агрегаты, малоценный и быстроизнашивающийся инвентарь и инструменты, спецодежда. Материалы для эксплуатации, ремонта автомобилей и других нужд составляют примерно 20 % производственных запасов; топливо - около 6 % .

Примерно 8 % производственных запасов приходится на автомобильные шины, находящиеся в запасе на складе АТП, в шинном цехе, на автомобилях технической помощи, автостанциях и линейных пунктах. Шины, смонтированные на колесах автомобиля (включая и запасное колесо), входят в состав основных средств и поэтому в оборотных средствах не учитываются.

На долю запасных частей фонда оборотных агрегатов для ремонта автомобилей агрегатным методом приходится до 40 % производственных запасов. Сюда включаются также материалы для ремонта подвижного состава.

До 30 % производственных запасов приходится на малоценные и быстроизнашивающиеся инструменты и материалы со сроком службы менее одного года. Вследствие многократности использования инструмента и инвентаря установлен следующий порядок отнесения стоимости их износа на себестоимость перевозок: 50 % их стоимости списывается при первоначальной передаче в эксплуатацию и остальные 50 % списываются при окончательном износе (за вычетом стоимости реализуемых остатков от списываемых предметов) .

К незаконченным расчётам относится незавершенное производство, которое имеет место лишь в процессе выполнения текущих ремонтов и не связано с основной деятельностью, а также расходы будущих периодов. Это обусловлено тем, что некоторые затраты осуществляются в предыдущем периоде с отнесением их на себестоимость перевозок в последующие периоды. К таким расходам относятся арендная плата, расходы на научно-исследовательские работы, печатные издания и т. д. Суммарное количество оборотных средств по указанной группе небольшое и составляет менее 1 % общего их количества.

Прежде, чем приступить к анализу состояния производственных запасов ООО «РПАТП - 4», необходимо четко разделить специфические понятия. Так, следует знать, что термины - состав оборотных фондов и состав и структура оборотных средств автотранспортного предприятия - не тождественны /17, с.45/.

Оборотные фонды - это предметы труда, которые участвуют в производственном цикле и переносят свою стоимость на стоимость вновь созданной продукции и в процессе производства полностью меняют вещественно-натуральную форму.

Оборотные производственные фонды предприятия - это производственные запасы, незавершенное производство и расходы будущих периодов.

Оборотные производственные фонды обслуживают процесс производства. Одновременно с ними в сфере обращения функционируют фонды обращения. Они включают денежные средства в банке на расчетном счете предприятия, в кассе, средства в расчетных документах за выполненные перевозки и другие услуги, дебиторскую задолженность заказчиков.

Совокупность денежных средств предприятия, предметов для образования оборотных фондов и фондов обращения образует оборотные средства предприятий.

Различают состав и структуру оборотных средств. Под составом оборотных средств понимают совокупность элементов, образующих оборотные средства. Соотношение между отдельными элементами оборотных средств, выраженное в процентах, называется структурой оборотных средств. Состав оборотных средств автотранспортного предприятия представлен в Приложении 1.

Особенность производства транспортного предприятия налагает отпечаток на структуру его оборотных средств. О влиянии отраслевой принадлежности на структуру оборотных активов предприятия можно судить по показателям оборачиваемости, которые характеризуют отношение величины соответствующего капитала к среднедневной выручке (см. Приложение 2) /22, с.22/.

АТП не содержит основные материалы, составляющие основу готового продукта на промышленных предприятиях, также нет незавершенного производства, нет готовой продукции, нет конечного результата производственной деятельности предприятия.

Эта особенность транспортного предприятия определяет относительно меньшую долю оборотных средств (примерно 15%) в сумме всех средств АТП, в то время как на машиностроительных предприятиях она составляет 35-45% общей суммы основных и оборотных средств.

К оборотным производственным фондам относятся средства производства, которые участвуют, как правило, только в одном производственном цикле. При этом их стоимость полностью включается в затраты на производство продукции.

Анализ состава и структуры оборотных активов ООО «РПАТП - 4» представлен в Таблице 2.6.

Таблица 2.6 Состав и структура оборотных активов ООО «РПАТП - 4» в 2004 - 2005 гг.

Оборотные активы

2004 год, тыс. руб.

Доля в оборотных активах, %

2005 год, тыс. руб.

Доля в оборотных активах, %

Запасы, в том числе

сырье, материалы и др.

затраты в незаверш. производстве

товары отгруженные

расходы будущих периодов

Дебиторская задолженность

более 12 мес.

Дебиторская задолженность

Денежные средства

Прочие оборотные активы

Итого оборотные активы

Результаты анализа таблицы 2.6 показывают, что наибольший удельный вес в составе оборотных активов ООО «РПАТП - 4» в 2004 году составляли денежные средства (78,75%), к концу 2005 года их доля уменьшилась на 30% и составила 52,66%. Это явилось результатом того, что предприятие вынуждено расходовать имеющиеся денежные средства на покрытие текущих расходов. Часть денежных средств в процессе производства перешла в запасы предприятия, их доля наоборот возросла с 19,32% до 43,43%. Краткосрочная дебиторская задолженность хоть и сократилась в фактическом значении (с 42 тыс. руб. до 39 тыс. руб.), но в структуре оборотных активов ее доля увеличилась в 2 раза (с 1,92% до 3,91%). Это случилось из-за резкого снижения доли запасов предприятия, которые к концу 2005 года не были пополнены.

У предприятия отсутствуют затраты в незавершенное производство, расходы будущих периодов, а также НДС по приобретенным ценностям и долгосрочная дебиторская задолженность.

Для того чтобы составить более четкую картину о производственно-хозяйственной деятельности предприятия ООО «РПАТП - 4» необходимо провести анализ основных показателей автотранспортной деятельности предприятия.

Таблица 2.7 Транспортная работа ООО РПАТП - 4

Пассажиры (тыс. пасс.)

в т.ч. платные пассажиры

пригород

межгород

Льготные пассажиры

заказные автобусы

Пассажирооборот (тыс. км.)

в т.ч. платные пассажиры

пригород

межгород

Льготные пассажиры

заказные автобусы

По данным Таблицы 2.7 можно сделать основной вывод: в структуре продаж услуг данного автотранспортного предприятия наблюдается значительное количества льготных пассажиров, которые снижают рентабельность основной производственной деятельности и являются одной из причин имеющегося тяжелого финансового положения.

Прокомментируем те значения, которые приведены в таблицы 2.8.

Таблица 2.8 Анализ структуры и динамики оборотных активов ООО «РПАТП - 4» в 2004 - 2005 гг.

Оборотные активы

абсолютное изменение, тыс.руб.

относительное изменение, %

Запасы, в том числе

сырье, материалы и др.

затраты в незаверш.пр-ве

товары отгруженные

расходы будущих периодов

Дебит.задолж-сть более 12 мес

Дебит.задолж-сть до 12 мес

Денежные средства

Прочие оборот.активы

Итого оборотных активов

По данным Таблицы 2.8 можно сделать следующие выводы:

1. Увеличение запасов предприятия вызвано увеличением доли отгруженных товаров. Это явилось следствием того, что предприятие фактически выполняет работы в кредит или заключает договоры таким образом, что фактическая оплата производится намного позже нормальных сроков.

2. Количество запасов уменьшилось, т.к. у предприятия недостаточно денежных средств для того, чтобы закупать новые материалы (шины, запчасти и т.д.), поэтому оно фактически расходуется имеющиеся запасы в ущерб будущему финансовому положению.

3. Денежные средства сократились почти на 70%, что связано с необходимостью финансирования текущей деятельности и отсутствием для этих целей дополнительных источников финансирования.

Таким образом, количество оборотных активов в 2005 году резко сократилось по сравнению с 2004 годом, что не может не отразиться на последующей деятельности данного предприятия.

Анализ степени использования оборотных средств проведем по данным Таблицы 2.9.

Таблица 2.9 Исходные данные для анализа использования оборотных средств ООО «РПАТП - 4» за период 2004-2005 гг.

1. Коэффициент отдачи оборотных средств (РОА)

Определяется по формуле:

Р ОА = П пр /ОС ср *100%,(2.1)

где П пр - прибыль от продаж или иного финансового результата; ОС ср - средняя за период величина оборотных средств предприятия.

Р ОА за 2004г. = 1538/2184*100% = 70,42%

Р ОА за 2005г. = -719/1590,5*100% = -45,21%

Таким образом, в 2004 году предприятие получало 70,42 копейки прибыли на каждый рубль оборотных средств, а в 2005 году этот коэффициент имеет отрицательное значение. Это означает резкое снижение финансовой эффективности работы предприятия, поскольку именно оборотные средства обеспечивают движение всех ресурсов на предприятии.

2. Скорость оборачиваемости оборотных средств.

Оборачиваемость оборотных средств - это длительность одного полного кругооборота средств, начиная с первой и кончая третьей фазой. Чем быстрее оборотные средства проходят эти фазы, тем больше продукции предприятие может произвести с использованием одной и той же суммы оборотных средств.

Длительность одного оборота (оборачиваемость оборотных средств) в днях (Д об) определяется по формуле:

Д об = (ОС ср /В пр)*Д дн = Д дн /К об = Д дн *К з, (2.2)

где К об - прямой коэффициент оборачиваемости оборотных средств (количество оборотов оборотных средств за период), коэффициент; К з - оборотный коэффициент оборачиваемости оборотных средств (коэффициент загрузки), коэффициент.

Длительность одного оборота в 2004 -2005 гг.

Д об за 2004г. = 2184/4954*360 = 158,71 дня

Д об за 2005г. = 1590,5/5386*360 = 106,31 дня

Количество оборотов оборотных средств за 2004 и 2005 гг.

К об за 2004г. = В пр /ОС ср = 4954/2184 = 2,27 оборота

К об за 2005г. = 5386/1590,5 = 3,39 оборота

Коэффициент загрузки оборотных средств за 2004 и 2005 гг.

К з за 2004г. = ОС ср /В пр = 2184/4954 = 0,44

К з за 2005г. = 1590,5/5386 = 0,30

Рассмотренные коэффициенты оборачиваемости оборотных средств могут быть истолкованы как хорошая тенденция к повышению эффективности использования оборотных средств. Действительно, длительность одного оборота в днях уменьшилась с 158,7 дня до 106,3 дня и, следовательно, уменьшился коэффициент загрузки или обеспеченности производственного процесса оборотными средствами с 44 копеек до 30 копеек на каждый рубль реализуемой продукции.

Количество оборотов оборотных средств увеличилось и составило в 2005 году 3,39 против 2,27 оборотов в 2004 году, что означает увеличение отдачи в виде роста выручки от продаж на каждый рубль авансированных в производственную деятельность оборотных средств.

Получается, что сокращение длительности периода обращения или одного оборота оборотного капитала вызвано не повышением эффективности использования оборотных средств, а уменьшением количества денежных средств, которые должны были направляться на обеспечение кругооборота. В результате себестоимость оказанных услуг оказалась выше валовой выручки, полученной от их реализации.

Высвобождение части оборотных средств (материальных ресурсов, денежных средств) осуществлялось скорее всего, для покрытия расходов на оплату труда работников данного АТП.

Загрузка...