docgid.ru

Страха потерять контроль над собой. Клинические проявления тревоги потери контроля. Страх потерять контроль над ситуацией

Адекватный контроль над своей ситуацией невозможен как без достижения определенной степени гармонии между двумя реальностями (ВНУТРЕННЕЙ и ВНЕШНЕЙ), так и достижения гармонии во внутренней реальности (в отношениях между "хорошими" и "плохими" объектами, в способности к интеграции разрозненных объектов в единые объекты). В противном случае мы непременно столкнемся с "клиникой". Как отмечет Мелани Кляйн, "у людей, у которых так сильно преобладает их внутренний мир, что их тревоги не могут быть удовлетворительно опровергнуты и нейтрализованы даже приятными аспектами их взаимоотношений с другими людьми, серьезные душевные проблемы неизбежны".

ДЕПРЕССИВНЫЕ СОСТОЯНИЯ

Депрессивные переживания возникают всегда, когда человек сталкивается с ощущением, что невозможно осуществлять контроль в важных него сферах. Депрессивные переживания всегда сопровождают крах уверенности в собственном всемогуществе, столь свойственном раннему нарциссизму и, как болезненный атавизм, продолжающемся в нарциссизме патологическом.

При срыве контроля (при нарциссическом кризе, в частности), конечно, возникает масса мощных эмоций (см. ТРЕВОГА НЕСПРАВЕДЛИВОСТИ И ЧУВСТВА), человек сталкивается с ТРЕВОГОЙ ФРУСТРИРОВАННОЙ ГОРДОСТИ . Но депрессивные состояния большей или меньшей выраженности сопровождают такие кризы всегда.

Уже ребенок переживает депрессивные чувства, которые достигают своего расцвета непосредственно перед, во время и после отнятия от груди. Это состояние ребенка Мелани Кляйн назвала “депрессивной позицией”: "объект, о котором печалятся, есть грудь матери и все, что грудь и молоко представляют для детского ума: а именно, любовь, хорошие качества и безопасность; ребенок чувствует, что потерял все это, и потерял в результате своих собственных неконтролируемых жадных и деструктивных фантазий против груди матери". По мере взросления ребенка "круг любимых объектов, которые в фантазиях подвергаются нападению и потери которых, вследствие этого, опасаются, расширяется из-за амбивалентных отношений ребенка к его братьям и сестрам".

Итак, ребенок стремится к обладанию любимыми объектами и к безраздельному контролю над ними. Однако это оказывается невозможным в силу объективных причин. Мать не всегда может быть в распоряжении младенца; братья и сестры также предпочитают сами определять свою активность. Поэтому печаль от возможной потери контроля будет преследовать ребенка всегда.

С другой стороны, все внешние объекты представлены, как мы знаем, во ВНУТРЕННЕЙ РЕАЛЬНОСТИ человека. Но каждый реальный объект представлен поначалу несколькими внутренними объектами, отражающие как плохие, так и хорошие стороны реального объекта. "Плохие" объекты будут (как полагает ребенок) угрожать хорошим. Ребенок будет в своих фантазиях пытаться наказать или устранить плохие объекты. Но, чувствуя, что они все же есть часть любимого внешнего объекта, ребенок будет страшиться своей ненависти к этому объекту, мучиться от ЧУВСТВА ВИНЫ за эту ненависть. В результате ребенок будет обращать упреки и агрессию на самого себя. Эта аутоагрессия способствует усилению депрессивных состояний.

Во взрослом состоянии такие склонности находят свое дальнейшее развитие, проявляясь или усиливаясь при угрозе потери любимых объектов, по сути, - при потере контроля (или даже при угрозе потери контроля - см. ОЖИДАНИЯ) над этими объектами. Всегда здесь будет чередоваться чувство любви к объекту, стремление его удержать и ненависти к нему за то, что тот может "предать", уйти, выйти из-под контроля.

"Эта тревога также ответственна за СОМНЕНИЯ в хороших качествах любимого объекта, - пишет Кляйн. Как указывал Фрейд, сомнение является в реальности сомнением в своей собственной любви и "человек, который сомневается в своей собственной любви, может, или скорее должен, сомневаться в каждой меньшей вещи". То есть, депрессивность будет поддерживаться именно неуверенностью не столько в любви со стороны любимого объекта, но и в своей собственной любви - то есть, по сути, в неспособности контролировать важнейшие чувства (как свои, так и своего любимого объекта).

Самое сильное желание (хотя неосознанное) депрессивного человека - это слияние со своим любимым объектом в некую единую целостность. Поэтому одним из механизмов защиты от такой тревоги будет ИНТРОЕКЦИЯ любимого объекта - его "поглощение" и "встраивание" внутрь себя.

МАНИАКАЛЬНЫЕ РЕАКЦИИ

Использование механизмов МАНИАКАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ иногда может принимать болезненные формы, проявляясь в маниакальных (или, в более мягком случае, гипоманиакальных) синдромах. При этом человек чувствует себя чрезвычайно хорошо, ощущает себя в состоянии совершать великие дела. Реальность свою (включая свои реальные возможности) он при этом воспринимает некритично, порой вовсе от нее отрываясь и погружаясь в собственную реальность - в мир своих фантазий, которые он принимает за реальность. В этом мире ему все подконтрольно. Он могуч и велик. Здесь налицо отголоски примитивного защитного механизма "ВСЕМОГУЩЕСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ ".

Предпринимаемая человеком в маниакальной фазе деятельность носит экспансивный и авантюрный характер. Нередко такая деятельность наносит ущерб экономическому и социальному положению человека. С неуместной щедростью раздаривает он свое имущество, легко пускается в необдуманные финансовые авантюры, совершают серию глупостей и оказывается в результате без семьи, друзей, социального статуса или денег. К такому виду реакций, безусловно, можно отнести и погружение в азартные игры.

Приверженность МАГИЧЕСКОМУ МЫШЛЕНИЮ может приводить человека и к психотическим проявлениям собственного всемогущества - к бреду величия. Человек, веря в материализацию своих мыслей и слов, своих ритуальных действий, убежден в том, что он в состоянии повлиять не только на свою судьбу, но и на события в окружающем человека мире, будь то другой человек, целая страна или даже вселенная, а то и сам Господь Бог.

ПАРАНОИДНЫЕ СИМПТОМЫ

Согласно Мелани Кляйн, "в паранойе характерные защиты направлены главным образом на аннигиляцию “преследователей”" - то есть на уничтожение "плохих" внутренних объектов, угрожающих целостности Я (Эго) . Тревога по поводу целостности Эго занимает главное место в этой картине, утверждает Кляйн (см. ТРЕВОГА ПОТЕРИ ИДЕНТИЧНОСТИ).

Для спасения от "плохих" внутренних объектов, которые вызывают в нем тревогу, человек прибегает к использованию "классической" защиты ПРОЕКЦИИ . При этом свойства плохих объектов выносятся вовне, приписываясь реальным (или выдуманным) объектам из внешней реальности.

Мелани Кляйн приводит следующие причины параноидных реакций в связи с проблемами во внутренней реальности человека.

Первое - это недостаточная интеграция внутренних объектов, то есть раздробленность цельных объектов на хорошие и плохие. Плохие объекты кажутся крайне опасными и преследующими, что вызывает тревогу как за хорошие объекты, так и за само Я, которое оказывается также "разбитым", как и внутренние объекты.

Тревога преследования и подозрительность фантастической природы (см. ВНУТРЕННЯЯ РЕАЛЬНОСТЬ) слишком велики. Это вызывает большие сомнения также и в "хороших" объектах - как внутренних так и внешних (реальных). В результате у такого человека его "отношение к цельным объектам и к реальному миру находится под влиянием его раннего отношения к интернализированным частичным объектам как преследователям ", подчеркивает Мелани Кляйн: "для параноика характерно то, что, хотя по поводу своей тревоги преследования и своих подозрений он развивает очень сильную и острую способность к наблюдению за внешним миром и реальными объектами, это наблюдение и его чувство реальности тем не менее нарушены, так как его тревога преследования заставляет его глядеть на людей главным образом с точки зрения, являются ли они преследователями или нет".

Отсюда понятно, что параноидные реакции крайне негативно влияют на межчеловеческие отношения. Так, Мелани Кляйн, отмечает: "где господствует тревога преследования, полная и стабильная идентификация с другим объектом, в смысле видения и понимания его так, как он реально существует, и полная способность любить, невозможны".

ИПОХОНДРИЧЕСКИЕ СИМПТОМЫ

За чрезмерной фиксацией на страхах по поводу тяжелых заболеваний или поражений внутренних органов нередко прослеживаются параноидные реакции. Так, Мелани Кляйн отмечает, что "боль и другие манифестации, которые в фантазии происходят от атак внутренних плохих объектов против Эго являются типично параноидными". Эта группа ипохондрических состояний крайне упорствует попыткам лечения, ведь за страданиями и опасениями скрываются (часто неосознаваемые) атаки "плохих" объектов, готовых уничтожить человека через нанесение вреда его организму. "Контроль" над этими объектами достигается именно лишь через фиксацию на своих соматических жалобах и опасениях, что отвлекает внимание человека от "плохих" объектов его внутренней реальности.

Другая часть ипохондрических расстройств больше связана с депрессивными реакциями. то есть с попытками человека сохранить свои хорошие объекты от нападок со стороны плохих внешних объектов или со стороны БЕССОЗНАТЕЛЬНОГО (Ид) . В этой внутренней борьбе Я (Эго) "идентифицируется со страданиями хороших объектов", пишет Мелани Кляйн. Человек при этом буквально "нянчится" со своими органами и частями тела, стараясь спасти их от болезней и страданий, как будто они есть его самые близкие люди.

Мелани Кляйн приводит в качестве примера случай одного учителя, который был озабочен состоянием практически всех своих органов: "различные органы, которые он старался вылечить, идентифицировались с его ИНТЕРНАЛИЗИРОВАННЫМИ братьями и сестрами, перед которыми он чувствовал вину и которых он должен был непрерывно держать в порядке". Причиной такого состояния Кляйн называет разрушение в фантазиях этого человека его внутренних объектов, соответствующих его братьям и сестрам, что вызвало мучительнейшее ЧУВСТВО ВИНЫ и стремление исправить ситуацию.

НАРУШЕНИЕ СОМАТИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ

Нацеленность на контролирование своих физиологических функций, выражается в повышенной озабоченности сном, потенцией, стулом, другими выделениями.

Недоверие своему организму приводит к иррациональным стахам перед бессонницей, запорами, к страху импотенции и даже к стразу задохнуться или поперхнуться.

Для "борьбы" с такими "нарушениями" необходима так называемая парадоксальная интенция, предложенная Виктром Франклом. Она проявляется в "смехе в лицо страху". Так, при бессоннице человек должен желать нежелаемое - то есть вместо того, чтобы ворочаться, беспокоясь от того, что никак не удается заснуть, стараться во что бы то ни стало не спать!!! Рано или поздно природа возьмет свое, и придет сон.

При страхе недостаточной потенции Франкл рекомендует нацеленность на процесс отношений (на наслаждение близостью, теплом), а не на успех (то есть на непременную эрекцию и коитус). При этом - рано или поздно - совершенно естественным путем случится и то, и другое. Однако и тут не следует радоваться "успеху", оставаясь погруженным в наслаждение самим процессом.

СОМАТИЗИРУЮЩИЕ РАССТРОЙСТВА

Винникотт подчеркивает "опасность для Эго, исходящую от плохих внутренних объектов". Агрессивные, опустошенные и истощенные внутренние объекты могут постепенно опустошать и истощать также и самого человека, пытающегося взять их под свой контроль.

Стремление оградить себя, свою сущность от опасного воздействия своей внутренней и внешней реальности, заставляет человека постоянно концентрировать внимание на своем теле, пытаясь взять его состояние и функции под свой контроль. Но получается, что он "берет под контроль" все, что в организме происходит автоматически и, в принципе, не поддается никакому контролю.

Фокусировка внимания на каком-либо органе вызывает восприятие ощущений, которые в любом другом случае не вопринимаются, отфильтровываясь на полпути и не допускаяси в сознание. Так человек начинает ловить и анализировать сигналы "опасности". Так появляется симптом, который (как и описанная выше фобия) становится "реальным" врагом, отвлекая внимание от мучительного переживания тревоги.

Постоянный стресс и напряжение вследствие переживаемой тревоги может выливаться в появление и реальных соматических расстройств, например, ишемической болезни сердца, гипертонии.

Как отмечает Фриц Риман, "трудности и конфликты, которые подобные люди не могут преодолеть, переводятся в соматические симптомы; при этом соответствующая проблематика, относящаяся к органам чувств и органам, осуществляющим контакты, заменяется на признаки поражения кожи и дыхания в форме экзематозных и астмоидных расстройств, иногда встречающихся уже в раннем возрасте. Кожа есть орган, отграничивающий нас от внешнего мира, и если внешний мир вызывает беспокойство, отражающее трудности контактов, то это проявляется в преходящих кровотечениях, псориазе, потливости и пр.".

***

Близко к соматизирующим расстройствам и к депрессии стоит так называемый "burn-out" („синдром выгорания“). Он возникает от переутомления вследствие неустанных попыток помогать другим (недаром другое название - синдром помощника), контролируя чужие ситуации. Другая причина - чрезмерная активность для достижения наилучших результатов в своей работе или даже в любимом деле. Игнорируемые сигналы переутомления, постоянное подстегивание устающего организма приводят к сильному истощению и физических, и духовных сил.

Этот синдром может быть образно представлен как „провисание“ тросов, движущих механизмы, влекущие человека в будущее. Если мы вспомним, что НАДЕЖДА есть СВЯЗУЮЩЕЕ ЗВЕНО МЕЖДУ ВРЕМЕНАМИ , то это "провисание" будет еще означать и отсутствие надежной опоры в настоящем для старта в будущее. То есть ситуация становится как бы безнадежной. Здесь потеря ощущения контроля будет идти рука об руку с ощущением потери СМЫСЛА и значительным уменьшением или отсутствием ИНТЕРЕСА к тому, что происходит вокруг или ожидает в будущем.

ИСТЕРИЧЕСКИЕ ПРОЯВЛЕНИЯ

"Все хорошо, прекрасная маркиза
Все хорошо, все хорошо..."
Известная песенка

В основе этих (как, впрочем, и маниакальных реакций) лежит ОТРИЦАНИЕ – классический защитный механизм, заключающийся в отказе признать и принять существование проблемы. Здесь слышны отголоски древнего мышления, при котором непризнание или отрицание чего бы то ни было означает то, что оно попросту не существует.

И если все действительно так прекрасно и ничего плохого не случилось, то можно радоваться и порхать по жизни дальше. Можно выбирать то, что нельзя, но очень хочется. Ведь даже если что-то не получится, даже если возможности попросту не существует - что ж, не привыкать. На следующем этапе можно сквитаться с СУДЬБОЙ и взять "свое". Ведь у ИСТЕРИЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ "много жизней" - как у персонажа компьютерных игр.

Люди, прибегающие к отрицанию, попросту закрывают глаза на обстоятельства, не укладывающиеся в их жизненную концепцию. Например, они могут игнорировать первые (а иногда и вполне явные) признаки болезни, трудности на работе, проблемы во взаимоотношениях с близкими.

Примеры такой защиты, которые могут иметь весьма негативные последствия, приводит Нэнси Мак-Вильямс: алкоголик или наркоман, отрицающие свою болезненную зависимость; женщина, закрывающая глаза на опасность избивающего ее мужа; старик, который продолжает водить машину, игнорируя факты ухудшавшейся концентрации и способности к реакции.

ОБСЕССИВНО-КОМПУЛЬСИВНЫЕ РАССТРОЙСТВА

Мы рассматриваем этот метод защиты (ВРЕМЕННАЯ ДИССОЦИАЦИЯ) в нескольких главах, посвященных СМЕЩЕНИЮ ПО ОСЯМ БЫТИЯ .

Начинается все, как обычно, в раннем детстве - в экстремальных ситуациях насилия или смерти ближних. В дальнейшем такие приемы могут использоваться и в менее травмирующих ситуациях, достаточно лишь сигнала о том, что будет плохо. Этот механизм - сродни панике, которая тоже начинается от малейшего "триггерного" воздействия пугающей мысли. Однако, если паника означает полное присутствие в пугающей ситуации, то диссоциация проявляется "уходом" из этой ситуации.

РАССТРОЙСТВА ПРИЕМА ПИЩИ

БУЛИМИЯ

При этой форме расстройства приема пищи одним из ведущих симптомов являются атаки чрезмерного поглощения всевозможной еды. Такие атаки являются ответом на непереносимые для человека конфликтные ситуации.

Для людей подверженных булимии характерны нацеленность на независимость, стремление подавить страхи и чувства печали при одновременной сильнейшей потребности в признании и заботе, склонность к совершенству (в частности, в то, что касается своего внешнего облика) и самоконтролю при одновременно сниженной самооценке (вплоть до ненависти к себе) и непереносимости чувства стыда.

Конфликты выливаются в слом систем контроля над собой и своими импульсами - и человек поддается искушению, набрасываясь на еду. После, однако, человек снова пытается взять ситуацию под свой контроль и нейтрализовать постыдную импульсивность. После булимической атаки нередко искусственное вызывание рвоты или злоупотребление слабительными средствами.

АНОРЕКСИЯ

Анорексией называется патологический отказ от еды. Причин у анорексии много, но мы отметим в свете рассматриваемой здесь темы лишь некоторые из них. Это перфекционистические черты характера, недовольство собой, стремление избежать или сгладить конфликты и стремление взять свою жизнь под свой полный контроль, выйдя при этом из-под чужого контроля (как правило, контроля со стороны родителей - неважно, реально чрезмерного или лишь воспринимаемого таким). При этом человек склонен к чрезмерным усилиям, что имеет целью подпитать собственную ГОРДЫНЮ , показав себе и другим, на что он способен (например, терпеть, переносить мучения и добиваться своего).

Ниже коротко опишем случай атипичной анорексии:

Девушка из неблагополучной семьи. Родители часто ссорились, отец злоупотреблял алкоголем, доминантная мать компенсировала проблемы тягой к порядку. С раннего детства пациентка опасалась развода родителей и старалась (ей доступными и понятными способами) сглаживать конфликты и предотвратить развод родителей. С началом учебы в школе ведущим способом стало стремление быть лучшей ученицей.

В возрасте 15 лет она не позволяла себе есть до тех пор, пока не осилит каждодневную добровольную повинность - заниматься вечером после школы не менее 5 часов. Если ей не удавалось соблюсти это правило, она не разрешала себе прикоснуться к еде. Еда здесь превращалась в искушение. Очень редко девочка не выдерживала, стаскивала кусок торта или колбасы – и испытывала жуткое ощущение стыда за собственную слабость и бессилие перед лицом соблазнов.

И в наказание она брала бритву и наносила себе несколько довольно глубоких царапин на предплечье.

Здесь мы видим связь тревоги потери контроля с саморазрушительными действиями. Можно предполагать, что самоповреждения в этом случае (и в подобных случаях) могут носить и некий ритуальный характер – как некое магическое действо (в рамках МАГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ), способное изменить ситуацию.

СУИЦИД

Мелани Кляйн описала механизмы, приводящие к суициду при депрессивных состояниях. Так, самоубийство может быть направлено против интроецированного "плохого" объекта. При этом Я (Эго), стремясь убить свои плохие объекты, "в то же самое время нацелено на сохранение своих любимых объектов, внутренних и внешних". При этом в своих фантазиях, лежащих в основе самоубийства, "нацелены на сохранение внутренних интернализированных хороших объектов и той части Эго, которая идентифицирована с хорошими объектами, и также на разрушение другой части Эго, которая идентифицирована с плохими объектами и с Ид (БЕССОЗНАТЕЛЬНЫМ) ; таким образом Эго получает возможность соединиться со своими любимыми объектами".

В других случаях, самоубийство может быть вызвано стремлением защитить и сохранить свои хорошие и любимые реальные объекты. Причем человек защищает их ни от кого иного, как от самого себя - от своего Я, которое идентифицируется им с его "плохими", ненавидимыми им внутренними объектами. И не только с ними, но и с его бессознательным. Это как бы месть им за то, что те "атакуют" хорошие объекты, угрожая им. В акте суицида проявляется борьба человека с его неконтролируемой ненавистью в отношение к хорошим внешним объектам. Человек боится такой ненависти, в результате он переносит ее на самого себя, стремясь себя наказать и, тем самым, искупить ЧУВСТВО ВИНЫ и спасти от "самого себя" свои любимые объекты.

Так, самоубийство можно рассматривать как акт контроля над своей ВНУТРЕННЕЙ РЕАЛЬНОСТЬЮ .

"Самоубийство является одним из способов бытия-в-мире", заявляет Ж.-П. Сартр, имея в виду, что даже этот акт - сфера полной ОТВЕТСТВЕННОСТИ человека и сфера его контроля. Иными словами, самоубийство, если оно конечно не совершается в состоянии замутненного сознания или импульсивно (при этом, как правило, человек не хочет себя убить, используя суицид как попытку контроля окружающих, как нечто манипулятивное, как крик о помощи), является выбором человека и способом контроля его реальности.

Имеется немало случаев так называемого сбалансированного суицида, когда самоубийство является результатом скрупулезного взвешивания всех ЗА и ПРОТИВ. Человек с ясным сознанием решается уйти из жизни, поскольку не видит для себя впереди ничего хорошего.

Вот один очень наглядный случай:

Пациентка 85 лет (ясный ум и хорошая память). Всю жизнь по словам дочери при проблемах прибегала к „суициду“ – таблетки или порезы запястья. Прибегала она к этому в ситуациях, в которых не могла контролировать отношения с мужем.

После смерти мужа 20 лет пациентка вела вполне нормальный образ жизни. Никаких суицидальных реакций не было. Женщина была самостоятельна вплоть до последних месяцев, когда возникла декомпенсация сердечной недостаточности. Вследствие одышки и слабости она не смогла выходить из дому.

Она была пару раз на стационарном лечении, но физическое состояние существенно не улучшалось. Тогда женщина поняла, что она не в состоянии дальше быть самостоятельной и держать свою жизнь под контролем. От отчаяния она приняла 50 таблеток из тех, что обычно принимала как снотворное в течение десятилетий.

Попытка самоубийства не удалась, о чем пациентка сожалеет. Она хорошо жила до последнего времени (последние 20 лет), однако сейчас она не видит возможности снова взять жизнь под свой контроль. Более того, дочка предлагает ей сиделку или даже перебраться в дом престарелых для ухода. Это означает для пациентки тотальную потерю контроля над своей жизнью.

Казалось бы, все взвешено. Но, как я уже говорил в других разделах, нередко человек, решающийся на самоубийство, все же не может (в силу суженности сознания) воспринимать свою реальность в широкой перспективе. Часто будущее, дающее энергию бытию, оказывается скрытым за негативными мыслями о настоящем, свойственными депрессии. Как часто бывает, что после неудачной попытки уйти из жизни человек находит новые мостки в будущее, открывает новые СМЫСЛЫ в своей текущей ситуации, так что она перестает быть безнадежной.

САМОПОВРЕЖДЕНИЯ

К таким действиям человек обычно прибегает не для того, чтобы лишить себя жизни, а, наоборот, чтобы почувствовать себя еще живым, способным воспринимать реальность (как внешнюю, так и ВНУТРЕННЮЮ). Частой причиной такого, казалось бы, нелогичного поведения является именно потеря контроля над цельностью своей внутренней реальности, когда привычные внутренние объекты вновь расщепляются, когда выходящие из них "плохие" объекты грозят захватить все рычаги контроля как внутри психики человека, так и вовне. Порождаемое такой ситуацией чувство отчаяния и ощущение внутренней ПУСТОТЫ "заставляет" человека нанести себе несколько порезов бритвой или потушить о собственную кожу окурок.

Конечно, не стоит сбрасывать со счетов и другие причины подобного поведения. Так, ЧУВСТВО ВИНЫ за то, что человек не сумел уберечь свои любимые внутренние объекты целыми и невредимыми или "преследовал" в своих фантазиях "плохие" объекты (являющиеся отражением некоторых сторон реальных, часто близких людей), заставляет человека наказывать себя таким образом.

Ощущение контроля над ситуацией является физиологической потребностью, а потеря контроля заставляет искать порядок любыми доступными средствами, в том числе с помощью иррациональных решений, говорится в статье, опубликованной американскими учеными в журнале Science. Ученые изучали психологию людей, лишившихся чувства контроля над ситуацией. Они просили одну группу добровольцев вспомнить ситуации, когда они не могли контролировать развитие событий, например, во время серьезной аварии на дороге. Другую группу просили вспомнить случаи, когда они ощущали полный контроль над ситуацией, например, когда приходили на экзамен отлично подготовленными. Затем испытуемым показывали изображения, которые содержали либо случайный набор большого количества точек, либо еле видимые изображения предметов, "спрятанные" среди точек. Выяснилось, что люди, ощущавшие контроль над ситуацией, на 95% правильно определяли "спрятанные" изображения и отличали их от случайного набора точек. Но добровольцы, вспоминавшие потерю контроля над ситуацией, видели изображения предметов в случайном наборе точек в 43% случаев. "Люди видели ложные изображения, что говорит о том, что недостаток контроля приводит к физиологической потребности порядка, пусть даже воображаемого", — считает руководитель исследования Дженифер Уитсон (Jennifer Whitson) из Техасского университета, слова которой приведены в сообщении компании MS&L. По словам ученых, при потере контроля люди часто склонны к иррациональным решениям и действиям. Это также объясняет популярность астрологических прогнозов во время общественных кризисов, когда люди хватаются за любую возможность установления порядка и связей. "Чем меньше человек контролируют ситуацию, тем более вероятно, что он будет искать порядок с помощью умственных усилий. Ощущение контроля настолько важно, что его потеря вызывает сильнейший страх. Несмотря на то, что восприятие в этот момент часто становится ошибочным, человек ищет любое подобие порядка, что удовлетворяет глубокую психологическую потребность", — считает один из авторов исследования Адам Галинский (Adam Galinsky) из Северо-западного университета. Ученые также выяснили, что люди способны вернуть ощущение контроля над ситуацией с помощью мысленных действий. Исследователи заранее выясняли у испытуемых значимые для них ценности. В ситуации потери контроля часть добровольцев просили вспомнить о чем-нибудь значимом для них, а другую часть — о чем-то не значимом. Оказалось, что воспоминания о чем-то не значимом не влияло на ситуацию, а воспоминания о значимых вещах восстанавливали ощущение контроля. В этом случае способность у добровольцев различать "спрятанные" изображения и случайный набор точек на картинках полностью восстанавливалась.

Вы не понаслышке знаете, что такое страх страха? Из этой статьи вы узнаете, как он у вас появляется. И чего на самом деле боится человек с фобофобией.

Что такое фобофобия?

На вершине пирамиды из всевозможных фобий и страхов восседает так называемая фобофобия – страх страха. Это боязнь того, что вами завладеет иррациональный страх. Или того, что вам снова придется пережить ощущения страха, которые когда- то вас терзали.

Страх перед страхами перестает быть связанным ситуациями, вызвавшими негативные переживания. Фобофобия в отличие от других фобий замкнута на себе и не требует никаких внешних подпиток. Если вы боитесь пауков, то вам не страшно, пока вы не видите паука или вы не представляете себе его. А когда вы боитесь бояться – ваш страх уже сбылся и сбывается постоянно.

Чего на самом деле боится человек со страхом страха?

Однажды тяжело пережитый страх может вызывать ужас. На самом деле, испытывая страх перед страхом, вы можете пугаться множества вещей.

  1. Ощущения страха и паники сами по себе могут быть мучительны. Вы можете бояться заново пережить болезненное ощущение ужаса .
  2. Переживание страха может восприниматься как угроза здоровью . Это происходит потому, что симптомы ужаса могут напоминать симптомы сердечного приступа или приступа астмы. Естественно, могут возникнуть опасения за свою жизнь. В результате страх начинают вызывать любые подозрительные ощущения в теле.
  3. Некоторые симптомы страха – необычные ощущения в голове, головокружение, ощущение потери связи с реальностью, зрительные искажения могут казаться признаком наступающего безумия. Неудивительно, что впоследствии испуганный человек боится за свой рассудок .
  4. Некоторым людям бывает страшно потерять контроль над собой .

Во-первых, может пугать потеря контроля над своим телом . Дело в том, что ощущения ужаса могут сопровождать такие неприятности, как непроизвольное мочеиспускание или понос. Страшно опозориться, попав в неловкую ситуацию. Некоторые люди бояться упасть в обморок в неподходящем месте, например на высоком эскалаторе.

Во-вторых, страшно потерять контроль над своим поведением . Бывает так, что со страху наговоришь того, чего не следовало бы. Или сделаешь то, чего не следовало бы. На волне страха ведь можно и подраться. От этого возникают опасения нарваться на неприятности.

В-третьих, пугает потеря контроля над своей памятью . Из-за страха перед экзаменом из головы могут вылететь все знания.

В-четвертых, вызывать опасения может потеря нужной концентрации внимания . Если вы ведете машину, то потеря внимания может представлять для вас угрозу.

Как запускается страх перед страхом?

Если страх страха у вас связан с определенной ситуацией, то когда вы в нее попадаете, он многократно усиливается. Так бывает при вождении автомобиля или поездках в метро.

Запускать новый приступ ужаса могут необычные ощущения в теле или любая эмоция. А они возникают в любых стрессовых ситуациях. Стрессорами могут быть как полученная от начальника выволочка, так и долгожданное свидание. О том как стресс приводит к паническим атакам вы можете прочитать в статьях «Как реакция бей или беги приводит к паническому неврозу» и «10 способов уменьшить вероятность панической атаки».

Иногда достаточно представить себе нечто волнительное, вспомнить о чем-то. А дальше подключается воображение и память. Как только вы вспоминаете как мучителен может быть приступ ужаса, вас охватывает страх. Как только вы начинаете представлять себе катастрофические последствия паники, она не замедлит себя ждать.

Страх страха увеличивает общее напряжение и сам по себе повышает вероятность нового приступа страха. Вы внимательно наблюдаете за состоянием своего организма. Стоит вам только заметить что-то необычное, вы пугаетесь. Тут же выбрасывается адреналин. И вот уже сердце начинает бешено колотиться, дыхание перехватывает, кружиться голова. Это усиливает страх. Вы все больше боитесь его последствий. Выбрасывается новая порция адреналина. И вот уже желудок сворачивается в узел, кровь отливает от лица и вас уже тошнит от ужаса. Выходит настоящий замкнутый круг.

Страх перед страхом может стать привычкой бояться. Чем дольше у вас страх страха, тем чаще вас посещают болезненные переживания. Если вы не будете бороться с фобофобией, проблемы будут множиться. Гораздо труднее избавиться от длительно существующей боязни страхов.

Мало приятного испытывать страх. Естественная реакция – избегать ситуаций, в которых он возникал. Именно так многие начинают избегать важных встреч, путешествий, поездок в метро. Особенно тяжело, когда человек избегает выхода из дома и становится затворником. Здесь одна из функций страха – избегание опасностей начинает работать против него. Избегание лишь усиливает страх страха. Оно ограничивает свободу и лишает жизненных перспектив. О том как избегание увеличивает количество страхов вы прочитаете в статье «Избегание пугающих ситуаций и генерализация страха» .

И что же со всем этим делать? О том, как справиться с фобофобией, вы узнаете из статьи «

Наиболее частое проявление навязчивого состояния, являющегося следствием проявления тревожного расстройства – или потерять над собой контроль. Чаще всего они проявляются в виде страха нанести вред кому-то или самому себе, страха потерять контроль и начать делать какие-то глупые вещи, и вообще . Соответственно, большинство людей, которые подверженных этим фобиям, верят, что они могут сойти с ума. Страх побуждает их совершать определенные действия, которые удерживают их в их же проблеме. Поэтому важно поговорить об этой проблеме подробнее, затронуть причины ее возникновения. Выяснить, почему это состояние удерживается, и что нужно делать, чтобы от него избавиться.

Страхи сойти с ума или потерять над собой контроль: как с ними бороться?

Как известно, в целом причиной навязчивого состояния является повышенный уровень тревожности, к которому приводит искаженное мировоззрение человека, его особенности мировосприятия. И в определенные моменты у человека возникают мысли, которые его пугают. Причем, эти мысли могут быть разного характера. Например, связанные с богом: человека преследуют какие-то богохульные мысли, и он начинает пугаться того, что он так думает. Или, к примеру, появляется мысль, что у него есть острый предмет, которым он может нанести вред себе или другому человеку. Эти мысли пугают человека, заставляя считать себя сумасшедшим или маньяком – так возникает .

Из-за страха совершить какое-то неконтролируемое действие, поступок, человек начинает прятать ножи и другие острые предметы. Старается не допускать ситуаций, в которых он может воспользоваться ими как оружием. При этом человек уверен, что таким образом он контролирует себя, свои действия. Ему кажется, что именно этот контроль удерживает его от нанесения вреда себе или кому-то, и именно он гасит . Огромная ошибка заключается в том, что любая попытка сопротивляться навязчивой мысли только усиливает ее, усугубляя состояние тревожности.

Два важных факта, помогающих убрать или потерять контроль

  1. Человек, который действительно сходит с ума, этого не осознает. Это достоверный, научно доказанный факт. А человек, которого одолевает , относится к этому осознанно. Он понимает то, о чем думает и воспринимает свои мысли адекватно. Это говорит о том, что не имеет под собой реальной почвы – просто таким образом проявляется его тревога.
  2. Контролирование тревожных мыслей, стремление не допускать их в свою голову на самом деле ухудшают состояние. Чем больше человек сопротивляется, чем чаще старается не думать тревожащих его мыслях – тем больше он тратит своей энергии, своего внимания и тем сильнее разрастается страх сойти с ума . Чем больше ограничивающих действий человек внедряет в свою жизнь – куда-то не пойти, спрятать ножи, не подходить к балкону, не думать об этом и т.п. – все это только усиливает , постоянно подкрепляя его. Если человек совершает какие-то действия для того, чтобы не чувствовать тревогу – то его мозг это воспринимает так, будто опасность действительно существует. Поэтому он усиливает свой защитный механизм. И все эти ограничивающие действия лишь усугубляют тревожное состояние, и возрастает.

Поэтому одним из лучших упражнений в практике навязчивого мышления является разрешение мыслям этим быть, осознание того, что мысли не являются самим человеком, он просто себя отождествил с ними. Ведь, животные, например, не мыслят. Это первое. Во-вторых, помимо того, что человек мыслит, он еще может осознавать свои мысли. Здесь важно понять, что есть человек, а есть его мысли, за которыми он может просто наблюдать, но при этом не отождествляться с ними.

Как избавиться от страха сойти с ума и потерять контроль?

Главное правило – нужно докручивать до конца сценарий своего страха сойти с ума , как бы человек его ни боялся. От таких мыслей можно избавиться как раз тем, чтобы разрешать им быть. Окончательно понять, что человек не совершит пугающих его поступков, он сможет лишь, опираясь на то, что это просто навязчивые мысли, следствие тревоги. Понижая тревожность (а тревожность начнет понижаться, когда человек перестанет бороться с этими мыслями), он будет впускать их в свою жизнь, начнет проигрывать эти пугающие сценарии. И, в конечном счете, у него пройдет, и останется лишь один страх – страх позора.

Если, например, человек начнет проигрывать свою картину страха до конца (например, картину суицида), то он увидит, что у него в итоге останется страх позора. Страх, что другие будут думать: он был таким нормальным человеком, и что-то с собой сделал. Тут уже абсурд в том, что если человека не станет, какая разница, что о нем будут думать?

Необходимо работать над тем, чтобы перестать бороться с этими мыслями, и тогда они постепенно перестают влиять на человека. И еще один важный момент: по статистике, которую наблюдает психотерапия, можно заметить, что люди, страдающие навязчивыми состояниями в виде страха потерять контроль и страхом сойти с ума – это люди, которые хотят не сойти с ума, а стать свободными.

Как говорил Фрейд: «за страхом маячит желание».

Если посмотреть на людей, подверженных страху сойти с ума , то можно заметить, что большую часть своей жизни они посвящали тому, чтобы стремиться соответствовать ожиданиям других людей. Они надевали маски, не проявляли истинных эмоций, не всегда говорили то, что хотели сказать, сдерживали эмоции. Это все, по сути, страх получить неодобрение. Люди создали определенный образ себя, и решили, что им этот образ необходимо удерживать.

Естественно, они практически постоянно находятся в тревожности, потому что у них есть страх разоблачения, страх, что люди узнают, какие они на самом деле, а не те, которых пытаются удержать в своем представлении. Соответственно, у них присутствует тревога, которая на протяжении жизни возрастает. Возрастает она и в связи с определенными жизненными обстоятельствами. Естественно, это проявляется в виде навязчивых состояний. По сути, через них организм, подсознание человека кричит: «друг, начни жить своей жизнью, начни жить нормально, стань собой!».

Поэтому для того чтобы избавиться от страха сойти с ума и потерять над собой контроль, необходимо начать делать следующее:

Снижать тревожность, убирать действия, которые человек совершает для того, чтобы не было этих мыслей;

Работать над мировоззрением, над самооценкой. Начать, по сути, становиться собой. Убирать ожидания, долженствования, и прочее.

И постепенно человек увидит, что все эти навязчивые мысли будут уходить, его мозг будет успокаиваться, а исчезнет. Но все это происходит постепенно.

Подводя итог, скажем, что существует очень много разных видов навязчивых мыслей. У кого-то, например, они связаны с гомофобией, у кого-то с Богом. Тут важно понять, что если у человека возникает какая-то мысль, и он не хочет о ней думать, – то он начинает сопротивляться. И вот это сопротивление, борьба с ней и рождает у него замкнутый цикл навязчивых страхов сойти с ума или потери контроля, который только раскручивается и растет.

Эта проблема есть у многих, хотя причины ее возникновения разные. Иногда в основе этого страха лежит недоверие и неосознанное повторение родительского поведения, а чаще - психологические травмы, как у одной из моих клиенток (хотя строго говоря, - в основе любого патологического поведения лежат травмы). Эту историю я и хочу рассказать, она очень поучительна, особенно для тех родителей, кто имеет двоих или более детей. А может быть кто-то вспомнит свою историю. Главное понять - причина есть всегда.

В данной истории моя героиня контролирует практически все, особенно, дочь. Собственно, с этой проблемой она и пришла ко мне: дочь запустила учебу, и она очень боялась, что дочь бросит школу, как она в свое время, пустится во все тяжкие ну и т.п. «Если я не проконтролирую, произойдет что-то ужасное, поэтому я все проверю или сделаю все сама - так надежнее». Конечно, в основе - недоверие к уму, памяти, ответственности, возможностям, способностям других людей. Поэтому для начала я дала ей очень хорошую технику для самостоятельной работы.

На следующем приеме с воодушевлением рассказывает: «Дочери (подростку) задали в школе прочитать книгу, я тут же залезла в интернет, скачала в электронном виде на планшет, чтобы у дочери книга была (ну как обычно). И вы представляете, я ей говорю, что книгу ей скачала, а она показывает книгу, которую взяла в библиотеке…» Моя клиентка была и удивлена, и обрадована одновременно тем фактом, что оказывается, дочь вполне способна сама решить многие вопросы, без ее участия и контроля, что собственно и требовалось в данной ситуации.

Когда стали разбираться, откуда у нее этот страх, вспомнилась следующая история: Когда Ане было 6 лет, у нее появился брат. Брату 3 месяца, мама легла спать с мигренью, брата положила на диван, посадила Аню рядом и строго-настрого велела сидеть рядом и не спускать с него глаз, пока не подойдет время кормления - «Через час разбудишь!» - велела мать. Аня просидела положенное время, мама продолжала спать, а ребенка нужно было кормить. А теперь почти дословно: я решила не будить маму, чтобы она выспалась и на меня не кричала (крик, недовольство и раздражение были нормой поведения для мамы), и пошла на кухню готовить ему еду. Брат еще не переворачивался, лежал спокойно.

Я на кухне, слышу крик ребенка, и пока я суетилась чтобы что-то сделать с едой, на кухню влетает мать и с размаху отвешивает мне пощечину, крича: «Я кому сказала - не отходить!» ну и еще много неприятных слов и нравоучений, суть которых - контролировать.

Ребенок первый раз перевернулся и упал с дивана, заплакал, мама проснулась… Конечно, ничего плохого с братом не произошло, плохое произошло с Аней - она получила травму - появился страх потери контроля. Аня никак не хотела расставаться с чувством вины, она продолжала считать себя виноватой в том, что отошла, ослушалась маму, что надо было сделать так, как она сказала. Вина ушла, когда я попросила произнести ее простые слова: «Я виновата в том, что я ребенок». Она расплакалась, и сказала: Нет, я не виновата в том, что я ребенок.

Здесь в который раз хочу обратить внимание на очевидные, казалось, бы вещи, которые редко учитываются при воспитании детей:
1. Нельзя перекладывать на старшего ребенка ответственность за младших детей. В данной ситуации маленькая девочка не могла предвидеть, что ребенок перевернется и упадет с дивана. Ей и так тяжело было высидеть целый час рядом с малышом. Она сама еще была маленьким ребенком.

2. Быть ребенком - означает в том числе что-то не знать, не уметь, не предусмотреть, баловаться, совершать ошибки, делать глупости, играть и многое другое. Ребенок - не взрослый. А в данной ситуации на девочку переложили обязанность взрослого, а потом еще и ответственность за то, что произошло.

У другой клиентки страх потерять контроль над ситуацией появился в связи с изнасилованием. Девочке было 16 лет, она со своим молодым человеком была на каком-то мероприятии на свежем воздухе, что-то типа демонстрации. Они пришли к ней домой, поели (родители, к слову сказать, были дома), перебрались в ее комнату, и она, уставшая, уснула. Этим и воспользовался молодой человек. Родители были и так очень жесткими, а тут такое… Молодой человек стал ее запугивать, и она долгое время не могла сказать родителям, боялась признаться, ну а когда сказала (пришлось, забеременела), в ответ услышала много гадостей, в том числе: Сама виновата…
Страх расслабиться, потерять контроль, чувство вины, не отпускали ее долгие годы, она перестала доверять людям…

Еще история, с другим контекстом, но по реакции родителей - даже хуже. У одного из моих клиентов кроме всего прочего сложные отношения с отцом. Они ненавидят друг друга, иначе не скажешь. Одна из историй, которая оставила очень тяжелый след в душе Александра: когда ему было 10 лет, они всей семьей поехали в гости к бабушке с дедушкой на Алтай. Вся родня собралась за столом, мальчику поручили следить за младшими детьми (5 и 3 лет), застолье было в самом разгаре, Саша с интересом слушал рассказы взрослых, когда родители спохватились: а где же мелкие? Кто-то вспомнил, что они с местными детьми пошли на водокачку, довольно опасное для маленьких детей место. Мама побежала искать детей, а отец пришел в бешенство и жестоко избил старшего сына, причем бил ногами. Обида осталась на всю жизнь, испорченные отношения, и … - страх потери контроля…

Не хочется комментировать, читайте, думайте, осознавайте, вспоминайте, причина всегда есть…

Попова И.В. Статья охраняется законом об авторском праве.

Просмотров (3309)
Загрузка...