docgid.ru

Географические знания в древней европе. Древняя индия

В древних государствах (Египет, Ассирия, Вавилон, Северная Индия, Китай) в IV—II тыс. до н. э. географические знания добывались в ходе поиска плодородных земель, военных походов, торгового сообщения. Там были созданы первые географические документы, проводилась хозяйственная деятельность: межевание земель, полив. Развитие науки шло поэтапно. Египтяне определили продолжительность года и ввели солнечный календарь, в Египте и Вавилоне были известны солнечные часы. Египетские, вавилонские жрецы и китайские астрономы установили закономерности повторения солнечных затмений и стали предсказывать их. Из Ассирии и Вавилона происходит деление эклиптики на 12 знаков зодиака, года — на 12 месяцев, суток — на 24 часа, окружности — на 360°; там было введено понятие «лунная неделя». Современная числовая нумерация возникла в Индии.

Просмотр содержимого документа
«Географические знания в Древней Европе»

Проверка домашнего задания

  • Какие географические знания накапливали в государствах Древнего Востока?
  • Назовите изобретения, которые позволяли уже в древности совершать далекие путешествия?


Древняя Греция

  • Древнегреческая цивилизация существовала с середины 2 тысячелетия до н.э.

Древняя Греция

  • С 8 по 2 век до н.э. достигла высшего расцвета
  • К этому же времени относят самые важные работы греческих географов

Открытия древних цивилизаций

Древние учёные

Географические знания и открытия

Древняя Греция


Древняя Греция

  • Развитие мореплавания и торговли привело к возникновению картографии

Древняя Греция

  • Анаксимандр 610-547 гг. до н.э.
  • Автор книги «О природе»
  • Составил древнейшую карту


Древняя Греция

  • Гекатей Милетский 550-476 гг. до н.э.
  • Составил описание известных на то время земель – «Землеописание»
  • Положил начало страноведению


Древняя Греция

  • Александр Македонский 356-323 гг. до н.э.
  • Древнегреческий правитель и полководец
  • Благодаря его походам греки узнали об Индии, берегах Аравийского моря и Персидского залива


Древняя Греция

  • Аристотель 384-322 гг. до н.э.
  • Привел доказательства шарообразности Земли
  • Его считают основоположником физической географии

Древний Рим

  • Уже к началу нашей эры римляне завоевали почти все побережье Средиземного моря, достигли берегов Персидского залива, переправились через Ла-Манш


Древний Рим

  • Страбон 64/63 г. до н.э. – 23/24 г. н.э
  • Много путешествовал, свои впечатления и наблюдения записал в труде «География» (17 книг)

«География» Страбона

  • Первое целиком дошедшее до нас географическое описание почти всех стран Европы, Азии и Африки

Древний Рим

  • Клавдий Птолемей ок. 100 – ок. 170 гг.
  • Составил «Руководство по географии» в котором изложил способы построения карт

Древний Рим

  • Птолемей написал труд «География» (в 8 книгах)

Древний Рим

  • Птолемей составил самую совершенную на тот момент карту мира


Домашнее задание

  • Параграф 4.
  • Ответить на вопросы и задания в конце параграфа.

На юге Азии располагалась огромная страна –Древняя Индия. Она занимает полуостров Индостан и прилегающий к нему часть материка. Берега Индии с запада, востока омывает Индийский океан. С севера ее границей служат ГОРЫ. Почти весь остров занят плоскогорьем. Между плоскогорьем и Гималаями расположена низменность, в западной ее части протекает Инд, по восточной течет Ганг. Обе реки берут начало в Гималаях, когда в горах тает снег, уровень воды поднимается. Первые поселения возникли в долинах рек Инд и Ганг.В древности долина Ганга была покрыта топкими болотами и джунглями, непроходимыми зарослями деревьев и кустарников.

Крайне недостаточное количество источников, как памятников материальной культуры, так и в особенности надписей, в сильной степени затрудняет изучение истории древней Индии. Археологические раскопки начаты были в Индии сравнительно недавно и дали ощутительные результаты лишь в северо-западных областях, где были обнаружены развалины городов и поселений, относящихся к периоду от XXV до XV в. до н. э. Однако раскопки, начатые в этих районах, ещё не закончены, а гиероглифические надписи, здесь обнаруженные, всё ещё не дешифрованы.

Большое значение для изучения истории древней Индии имеют религиозные сборники древних индусов, так называемые Веды. Эти священные книги древней Индии, восходящие ко второму тысячелетию до н. э., делятся на четыре больших сборника (самхита), носящих названия Ригведа, Самаведа, Яджурведа и наиболее поздний, впоследствии присоединённый к первым трём, четвёртый сборник Атхарваведа. Наиболее древним из этих сборников является Ригведа, состоящий главным образом из религиозных гимнов, посвящённых богам. В других сборниках, в частности в Яджурведа, наряду с песнопениями и гимнами встречается множество молитвенных и жертвенных формул, которые применялись при совершении религиозного ритуала, в особенности в честь бога опьяняющего напитка Сома. Веды дают возможность установить некоторые данные о хозяйственном и общественном строе тех племён, которые в середине второго тысячелетия вторглись в Северо-Западную Индию. Но особенно богатый материал дают Веды для изучения религии, мифологии и отчасти поэзии этого периода. Однако Ведами как источником по истории древней Индии можно пользоваться лишь с очень большой

Веды, постепенно становящиеся всё более и более непонятными, стали снабжаться толкованиями, среди которых наиболее известны «Брахманы», содержащие объяснения религиозных ритуалов, «Араньяки», содержащие различные религиозно-философские рассуждения, и «Упанишады», своего рода богословские трактаты. Эти более поздние религиозные книги характеризуют развитие древнеиндийской религии, богословия и жречества в период образования больших индийских государств в первом тысячелетии до н. э.


Существенно важными источниками для изучения истории и культуры Индии в первом тысячелетии до н. э. являются две большие эпические поэмы, содержащие много элементов устного народного художественного творчества, «Махабхарата» и «Рамаяна».

Ценными источниками по истории древней Индии являются древние сборники обычного права, так называемые Дхармашастра, относящиеся по большей части к концу первого тысячелетия до н. э. Эти сборники древнего права, тесно связанные с религиозно-магическим ритуалом, определяют скорее обязанности, чем права человека.

Особенно широкое распространение получил сборник законов Ману, составление которого приписывается Ману - легендарному прародителю людей. Законы Ману были составлены около III в. до н. э. и окончательно отредактированы в III в. н. э.

Очень большое значение в качестве ценнейшего источника по истории древней Индии имеет политико-экономический трактат «Артхашастра», который приписывается Каутилье, одному из министров царя Чандрагупты из династии Маурья. Этот трактат, содержащий подробно развитую систему государственного управления, всесторонне описывает деятельность царя и чиновников, основы государственности, административное управление, судебное дело, внешнюю политику государства, наконец, военное искусство того времени.

Значительно более узкий характер имеют надписи, относящиеся главным образом к ранне-буддийскому периоду. Много надписей сохранилось от времени царя Ашоки.

Во второй половине первого тысячелетия до н. э. государства Северной Индии вступают в различные взаимоотношения с Ираном, Грецией и Македонией. Поэтому для изучения этого периода приобретают большое значение иноземные источники, свидетельства иностранцев об Индии.

Ряд ценных сведений географического характера, а также сведения о естественных богатствах, обычаях населения и городах древней Индии сохранились в обширном историко-географическом труде Страбона (I в. до н. э. - I в. н. э.). Труд Страбона особенно ценен, так как он основан на ряде специальных работ его предшественников: Мегасфена, Неарха, Эратосфена и др.

Большое значение среди трудов греческих писателей, писавших о древней Индии, имеет сохранившаяся до нашего времени книга Арриана «Анабазис», посвящённая подробному описанию походов Александра Македонского, в частности его похода в Индию.

Наконец, несомненный интерес для изучения истории древней Индии имеют труды китайских историков и писателей, в частности ценный труд Сыма Цяня, важный для установления хронологии, а также произведения китайских писателей, живших во II в. до н. э. Китайские источники дают большой материал для истории древней Индии в период распространения буддизма, когда взаимоотношения между Индией и Китаем стали более тесными.

Историческая традиция сохранялась в течение всего средневековья в индийских хрониках. Множество спутанных и сумбурных преданий сохранилось, например, в Кашмирской хронике (XIII в. н. э.). В некоторых хрониках Южной Индии и Цейлона, как, например, в Дипавамзе, восходящей к IV в. н. э., сохранились интересные предания, относящиеся ко времени царствования династии Маурья. Однако все эти труды, сильно пропитанные религиозно-поучительной идеологией, нуждаются в строго критическом изучении.

В течение всего средневековья в Европу проникало сравнительно мало сведений об Индии.

Изучение эпиграфических памятников древней Индии было начато в 30-х годах XIX в. Принсепом, который разобрал надписи царя Ашоки. Однако подходить к археологическому изучению Индии начали лишь во второй половине XIX в.

Развитие индологии было использовано реакционными историками, философами и публицистами во второй половине XIX в. с целью обоснования и оправдания жестокого режима колониального угнетения Индии. Появились лженаучные «теории» исконного превосходства фантастической «расы» арийских завоевателей Северной Индии, обладавших какой-то «сверхъестественно чистой» кровью и создавших якобы совершенно отличную от всех других культуру и государственность. По этим «теориям», эта древнеиндо-арийская, в первую очередь «духовная», цивилизация непонятным образом зародилась на плоскогорьях Центральной Азии или Восточного Ирана, среди снежных вершин Гималаев и Памира, где, по древним легендам ариев, была колыбель человечества. И столь же удивительным образом эта описанная в древних мифах «древнеарийская культура» развивалась в течение тысячелетий по совершенно особому пути в полном отрыве от прогрессивного развития социально-экономических формаций у всех других народов. Эти тенденциозные «теории» должны были обосновать политику империалистической эксплуатации Индии и разжигания национальной вражды между различными племенами Индостана, в частности религиозной розни между мусульманами и индусами. Английские и американские колонизаторы, используя в своих целях фальшивую «теорию» «особой духовной предназначенности Индии», опирались на аристократический слой княжеских семей (раджей) и высшего жречества (брахманов), которые считали себя подлинными потомками завоевателей-ариев. Английский буржуазный историк Смис утверждал, что завоеватели-арии в VII в. до н. э. захватили район Пенджаба и бассейн Ганга, так как это были «сильные расы», которые «бесспорно превосходили туземные расы Индии». На самом же деле даже в классической литературе древней Индии сохранились воспоминания о высокой культуре древних туземных народов Индии ещё в доарийскую эпоху. Археологические данные позволили ныне отнести развалины древних городов Северо-Западной Индии к третьему тысячелетию до н. э., предположить существование древнейших государств в долинах Инда и Ганга в третьем-втором тысячелетиях до н. э. и установить высокий расцвет этой культуры, которая существовала вплоть до так называемого арийского вторжения, произошедшего, очевидно, между XV и X вв. до н. э. С другой стороны, древнеиндийские письменные источники, в частности Веды, ярко рисуют кочевой быт культурно-отсталых скотоводческих племён арийских завоевателей. Все эти реакционные теории в области истории древней Индии использовались для укрепления власти империалистов в Индии.

В начале XX в. оформилась наиболее реакционная и наиболее лживая империалистическая «теория» «арийского принципа» мирового господства, которую «идеологически» обосновывал X. С. Чемберлен. В 1935 г. реакционный историк У. Дюрант в своей книге «Восточное наследство» утверждал, что вслед за арийцами и римлянами на арену истории в качестве завоевателей мира выступили англичане. В настоящее время реакционные американские историки пытаются использовать человеконенавистническую «расовую теорию» для обоснования претензий империалистов США на мировое господство. Под этим углом зрения американские историки крайне тенденциозно описывают историю древней Индии, не останавливаясь перед явной фальсификацией исторических фактов.

Многие индийские историки, конца XIX - начала XX вв., ведя идейную борьбу с иноземными угнетателями, во многом способствовали развитию изучения истории древней Индии, которое было основано на глубоком использовании древне-классической литературы, надписей и археологических памятников.

Русские учёные с середины XIX в. плодотворно изучали язык, литературу и религию древней Индии. Труды К. Коссовича, В. П. Васильева и О. Миллера много дали в области изучения санскритской литературы, в частности древнейшей поэзии, а также буддизма. Ценные работы, посвящённые древнеиндийской литературе, мифологии и добуддийской религии, были составлены И. П. Минаевым, Д. Н. Овсяннико-Куликовским и Вс. Миллером в 70-90 годах прошлого столетия. И. П. Минаев ещё в 1870 г. поставил интересный вопрос о связях древней Индии с Западом. Не меньший интерес представляет теория Минаева о северном происхождении буддийской религии. Трижды посетив Индию в 1879-1888 гг., Минаев по своим крупным знаниям и оригинальным идеям выделялся среди учёных индоведов своего времени. Труды русских учёных XIX в. основывались на серьёзном изучении древнеиндийского языка (санскрита). Ещё в 1841 г. профессор Петров вёл преподавание санскрита в Казани, а впоследствии в Москве. Крупнейший словарь санскрита был составлен Бетлингом и Ротом и издан в Петербурге в 1855-1874 гг. Однако, несмотря на крупные научные материалы, собранные и впервые изученные русскими учёными XIX в., их труды всё же являются типичными произведениями буржуазной историографии.

Советские историки, изучающие историю древней Индии в свете марксистско-ленинской методологии, дали ряд ценных работ по истории древней Индии.

С марксистских позиций изучают историю древней Индии также и наиболее прогрессивные историки современной Индии, как, например, С. А. Данге, посвятивший особый труд вопросу о возникновении и развитии рабовладельческого общества в древней Индии.

История Южной Азии может быть разделена на следующие периоды:

I. Древнейшая цивилизация (Индская) датируется примерно XXIII-XVIII веками до н. э. (возникновение первых городов, образование ранних государств).

II. Ко второй половине II тысячелетия до н. э. относится появление индоевропейских племен, так называемых ариев. Период с конца II тысячелетия до VII в. до н. э. именуется «ведийским» - по созданной в это время священной литературе вед. Можно выделить два его основных этапа: ранний (XIII-X вв. до н. э.) характеризуется расселением племен ариев в Северной Индии, поздний-социальной и политической дифференциацией, приведшей к образованию первых государств (IX-VII вв. до н. э.), главным образом в долине Ганга.

III. «Буддийский период» (VI-III вв. до н. э.)-время возникновения и распространения буддийской религии. С точки зрения социально-экономической и политической истории он отмечен бурным развитием экономики, становлением городов и появлением крупных государств-вплоть до создания общеиндийской державы Маурьев.

IV. II век до н. э.-V век н. э. можно определить как «классическую эпоху» расцвета экономики и культуры стран Южной Азии, становления кастового строя.

Зачатки научных географических знаний возникли в период рабовладельческого строя, который пришел на смену первобытнообщинному и характеризовался более высоким уровнем производительных сил. Возникает первое разделение общества на классы и оформляются первые рабовладельческие государства: Китай, Индия, Финикия, Вавилония, Ассирия, Египет. В этот период люди стали пользоваться металлическими орудиями, применять орошение в земледелии; в больших масштабах развивалось скотоводство, появились ремесла и значительно расширился обмен товарами между различными народами. Все это требовало хорошего знания местности. Знания людей становятся более разносторонними. В этот период появилась письменность, которая дала возможность фиксировать и систематизировать накопленные знания.

Древнейшие памятники китайской письменности («Шаньхайцзин», «Юйгун», «Диличхи») появились в VII - III вв. до н. э. В них уже имеются некоторые географические сведения. «Шаньхайцзин» содержит в себе собрание мифов, легенд и описание путешествий. В «Юйгуне» описываются горы, реки, озера, почвы, растительность, хозяйственная продукция, землепользование, налоговая система, транспорт (Китая и районы, населенные другими народами. Одна из глав книги «Диличхи» - «История Ханьской династии» дает сведения о природе, населении, хозяйстве и административных районах Китая и соседних государств.

Китайские ученые провели ряд географических исследований. Например, Чжан Жун выявил взаимоотношение скорости течения воды и стока, на основании чего впоследствии были разработаны мероприятия по регулированию р. Хуанхэ. Ученый Гуан Цзы описал зависимость растений от почвы, грунтовых вод и некоторых других географических факторов. Пэй Сюй ввел шесть принципов составления географических карт, пользование масштабом, ориентирование на местности, показ высот и др. Кроме того, китайцы в древности изобрели компас и имели приборы для определения направления ветра и количества осадков.

Древнейшим очагом культуры является также Индия. Письменные памятники древних индусов, так называемые «Веды», относящиеся ко II тысячелетию до н. э., кроме религиозных гимнов, содержат сведения о народах, живших на территории Индии, и о природе этих районов. В «Ведах» упоминаются реки Афганистана (Кабул), описываются р. Инд, р. Ганг и Гималайские горы. Индусы знали Цейлон и Индонезию. В I в. н. э. индусы проникли через Гималаи и Каракорум в южные области Центральной Азии. Они открыли верхние части бассейнов рек, берущих начало на северных склонах Гималаев - Инда, Сатледжа, Брахмапутры, и пересекли высокогорные пустыни Тибета и Цайдама. Из Бенгалии они проходили в Восточную Бирму.

Древние индусы имели хороший календарь. В трактатах по астрономии, относящихся к VI в. н. э., уже указывается, что Земля вращается вокруг своей оси и что Луна заимствует свой свет у Солнца.

В нижнем течении рек Тигра и Евфрата в IV и III тысячелетиях до н. з. жили шумеры, которые занимались земледелием и скотоводством и торговали с соседними народами. По-видимому, они вели торговлю с Критом, (Кипром и плавали в страну Элам, расположенную на побережье Персидского залива (Иран), а также в Индию.

Культуру шумеров наследовали древние вавилоняне, основавшие свое государство, которое существовало по VII в. до н. э., в среднем течении рек Тигра и Евфрата. Вавилоняне проникли в центральную часть Малой Азии и, возможно, доходили до побережья Черного моря. Для некоторых территорий вавилонянами были составлены простейшие карты.

В верхнем течении Тигра и Евфрата с конца III тысячелетия до н. э. и до конца VII в. до н. э. существовало государство ассирийцев, которые впоследствии завоевали всю Месопотамию и предпринимали военные походы в Египет, Сирию, Закавказье и Иран.

Смелыми мореплавателями древнего мира были финикияне, жившие на восточном побережье Средиземного моря. Главным занятием их была морская торговля, которая велась в пределах всего Средиземного моря и захватывала западное (атлантическое) побережье Европы. На берегах Средиземного моря финикиянами было основано много городов, среди которых в VI - V вв. до н. э. особенно выдвинулся Карфаген. В конце VI и первой четверти V в. до н. э. карфагеняне провели смелое предприятие по колонизации западного побережья Африки. Об этом событии нам известно из официального письменного документа, находившегося в храме Эля в Карфагене. В нем содержится указ об организации экспедиции и описание путешествия вдоль берегов Африки.

Финикияне совершили замечательное путешествие вокруг Африки, которое было предпринято ими по приказанию египетского фараона Нехо. Это путешествие позже было описано греческим ученым Геродотом. Подробности описания подтверждают достоверность плавания, которое было совершено в три года. Каждую осень моряки высаживались на берег, высевали зерно, собирали урожай и плыли дальше. Во время путешествия они видели солнце только с правой стороны. Финикияне огибали Африку с юга, двигаясь с востока на запад, и, следовательно, могли видеть солнце на севере, т. е. с правой стороны в полдень. Эта деталь в рассказе Геродота является доказательством плавания вокруг Африки.

Древние египтяне знали Центральную Африку, совершали плавания по Красному морю в страну Пунт (африканский берег от современного Массу а до полуострова Сомали) и посещали Южную Аравию. На востоке они имели сношения с финикиянами и вавилонянами, а на западе подчинили себе ряд ливийских племен. Кроме того, египтяне вели торговлю с Критом.

Много сделали для развития всех наук, в том числе и географии, древние греки и римляне. Положение Греции на путях из Передней Азии в южные и западные средиземноморские страны ставило ее в очень выгодные условия для торговых сношений, а следовательно, и для накопления географических познаний.

Самыми ранними письменными документами греков являются приписываемые Гомеру эпические поэмы «Илиада» и «Одиссея», запись которых относится к VIII - VII вв. до н. э., но описываемые в них события происходили примерно в XVI - XII вв. до н. э. По этим поэмам можно составить представление о географических познаниях эпохи. Греки представляли Землю в виде острова, имеющего форму выпуклого щита. Они хорошо знали страны, прилегающие к Эгейскому морю, о более же удаленных районах имели неясные представления. Однако им были известны крупные реки Средиземноморско-Черноморского бассейна: Рион (Фазис), Дунай (Истр), По (Падуе) и др.; а также они имели некоторые сведения об Африке и о кочевых народах, обитавших к северу от Греции.

В древней Греции делались попытки составления географических карт известной в то время территории. Греки пытались также объяснить различные природные явления с точки зрения естественнонаучных теорий. Греческим мыслителем Парменидом (V в. до н. э.) была выдвинута идея о шарообразности Земли. Однако он пришел к этому заключению не путем опытных данных, а исходя из своей философии о совершенных формах. Пармениду и Пифагору приписывается подразделение земного шара на пять кругов, или поясов: арктический, летний, экваториальный, зимний и антарктический.

Очень большое значение для развития географии имели работы величайшего греческого ученого Геродота (484-425 гг. до н. э.). Ценность этих работ заключается в том, что они составлялись на основании его личных путешествий и наблюдений. Геродот посетил и описал Египет, Ливию, Финикию, Палестину, Аравию, Вавилонию, Персию, ближайшую часть Индии, Мидию, берега Каспийского и Черного морей, Скифию (южную часть Европейской территории СССР) и Грецию (рис. 1).

По Геродоту, обитаемая Земля делилась на три части: Европу, Азию и Ливию (Африку) 1 . Средиземное море на севере переходит в Понт Эвксинский (Черное море) и Меотическое озеро (Азовское море).

Однако в описаниях Геродота содержится и много ошибочных представлений.

Ряд произведений, касающихся географии, написал философ-материалист Демокрит, Он много путешествовал и составил географическую карту, которая была использована при составлении позднейших карт. Демокрит поставил ряд географических проблем, которыми в дальнейшем занимались многие ученые: измерение известной тогда суши, а затем и всей Земли, зависимость органической жизни от климата и т. п.

Для развития географии в древней Греции важное значение имели походы Александра Македонского и морские путешествия за пределы Средиземного моря. Среди последних наибольший интерес представляет плавание Пифея из Массилии (Марсель). Пифей, пройдя Гибралтарский


пролив, поплыл вдоль берегов северо-западной Европы и предположительно достиг Норвегии. В записках Пифея упоминаются густые туманы, льды и полуночное солнце, что показывает на высокие широты, достигнутые им. Можно предполагать, что Пифей обогнул Великобританию и видел Исландию.

Во времена Аристотеля (384-322 гг. до н. э.) представление о Земле как о шаре становится уже общепринятым. Доказательством шарообразности он считал круглую форму тени Земли, которую можно было наблюдать на Луне во время затмения.

Следующим, в высшей степени важным вопросом, разрешенным греческими и александрийскими учеными, был вопрос о размерах Земли. Первым исторически известным определением размеров Земли нужно считать попытку ученика Аристотеля Дикеарха (300 лет до н. э.). Об этом измерении сохранилось очень мало сведений. Гораздо больше мы знаем об измерениях, произведенных александрийским ученым Эратосфеном (276-196 гг. до н. э.). Способ, примененный Эратосфеном, очень близок к принципу современных измерений. Несмотря на малую точность инструментов и допущенные ошибки, длина земной окружности, определенная Эратосфеном, оказалась очень близкой к действительности.

Второй очень важной заслугой Эратосфена является создание одного из первых систематических трудов по географии. В первой части этого сочинения рассматривалась история географии, во второй - форма и величина Земли, океаны, суша, климатические зоны и в третьей давалось описание отдельных стран. Книга называлась «Географика». Это слово впервые было употреблено Эратосфеном, и с тех пор описание всей Земли или какой-либо части ее поверхности стало называться географией. Слово география в буквальном переводе с греческого значит землеописание.


После Эратосфена нужно отметить еще александрийского астронома Гиппарха, который первым ввел градусную сеть, основанную на делении окружности земного шара на 360°, и указал принципы точного построения карт.

Наследником культурных завоеваний Греции и Александрии сделался Рим. Нужно сказать, что крупных географов-путешественников римлян мы знаем очень немного. Походы и войны римлян дали для географии очень большой материал, но обработку этого материала производили главным образом греческие ученые. Наиболее крупными из них являются Страбон и Птолемей.

Греческий ученый Страбон родился около 63 г. до н. э. Среди работ Страбона нужно отметить его «Географию», состоящую из 17 книг. Из них две книги были посвящены математической географии, восемь - Европе, шесть - Азии и одна - Африке. Страбон подобно Геродоту был выдающимся путешественником. Прежде чем написать «Географию» он посетил Западную Европу, Грецию, Египет и известную в то время часть Азии.

Математик и географ Клавдий Птолемей, грек по происхождению, жил в Египте в первой половине II в. н. э. Крупнейшей его работой было создание «системы мира», которая господствовала в науке более тысячи лет. Географические воззрения Птолемея выражены в книге «Географический путеводитель». Свою географию он строит на чисто математических началах, прежде всего указывая географическое определение широты и долготы каждого места.

Птолемей располагал более значительным географическим материалом, чем Страбон. В его работах мы находим сведения о Каспийском море, о р. Волге (Ра) и р. Каме (Восточная Ра). При описании Африки он подробно останавливается на истоках Нила, и его описание во многом сходно с новейшими исследованиями.

В работах Страбона и Птолемея подведены итоги всех географических познаний древнего мира, которые довольно велики. Географы наиболее развитых стран Западной Европы до XV в. почти ничего не прибавили к тем географическим познаниям, которыми располагали греки и римляне до III в. Из приведенных примеров главнейших географических произведений древности уже с достаточной ясностью намечаются два пути развития географии. Первый путь - это описание отдельных стран (Геродот, Страбон). Второй путь - описание всей Земли как некоторого единого целого (Эратосфен, Птолемей). Эти два основных пути в географии сохранились и до настоящего времени. Таким образом, в эпоху рабовладельческого строя были накоплены значительные географические знания. Главнейшими достижениями этого периода были установление шарообразной формы Земли и первые измерения ее размеров, написание первых крупных географических сочинений и составление географических карт и, наконец, первые попытки дать научное объяснение физическим явлениям, происходящим на Земле.

На территории Древней Индии, а точнее на северо-западе полуострова Индостан, в третьем тысячелетии до нашей эры были два центра цивилизации: Хараппы и Мохенджо-Даро. Науке очень мало что известно о культуре этих цивилизаций, так как письменность народов, населявших эту территорию, до сих пор остается загадкой. Невозможно назвать имена и проследить конкретные маршруты путешественников. Но археологические раскопки по косвенным признакам доказывают, что цивилизация Хараппы и Мохенджо-Даро вела интенсивную торговлю с Месопотамией и Индокитаем. Недалеко от Бомбея найдены остатки древней верфи, датируемые временами Индской цивилизации. Поражают размеры верфи: 218х36 м. По протяженности она почти в два раза превосходит финикийские. В начале нашей эры индийцы стали торговать уже с Суматрой, Явой и другими островами Малайского архипелага. В этом направлении стала распространяться и индийская колонизация. Индийцы раньше китайцев проникли и в центральные районы Индокитая.

11. Путешествия и географические знания в Древнем Китае.

Цивилизация Древнего Китая зарождается в середине II тысячелетия до н. э. в бассейне реки Хуане. К концу II тысячелетия до н.э. китайцы расселились по Восточной Азии, достигнув берегов Амура на севере и южной оконечности Индокитайского полуострова. В Древнем Китае пространственные представления об окружающем мире также не ограничивались пределами своей страны. Китайским путешественникам была хорошо известна география Китая. Древние китайцы плавали не только по своим рекам, но и выходили на своих судах в Тихий океан. Уже в период династии Шань-Инь (XVII – XII веков до н.э.) китайское государство имело заморские колонии. Об этом можно узнать из «Шанских од», в одной из частей Книги песен. В XI веке до н.э. при восхождении на престол одного из императоров династии Чжоу, ему в качестве дара был преподнесен корабль. О том, что морские путешествия были составной частью жизни Древнего Китая, свидетельствует тот факт, что правитель царства Ци в VI веке до н.э. в течение шести месяцев плавал на корабле по морю в исследовательских целях. Китайский философ Конфуций более 13 лет провел как странствующий учитель. Кроме торговых и прогулочных судов в Древнем Китае существовали и мощные военные корабли. Летописец сообщает о крупном морском сражении между царствами У и Ци в 485 г. до н.э. Известно, что в этих царствах существовали специальные верфи, где возводились военные, гражданские суда, а также суда для правительственных чиновников и послов. Для активизации торговли в Древнем Китае с VII в. до н.э. создавались подробные географические обзоры, которые можно рассматривать как прообраз путеводителя. В них описывались не только природные условия, но и хозяйство, транспорт и т.п. В эпоху Чжаньго в Китае зарождается паломничество и научный туризм. Жрецы отправлялись в залив Бохайвань (Желтое море) на острова Пенлай и Инчжоу, на которых проживали старцы, владевшие секретом бессмертия. Другим примером глубоких познаний китайцев в географии может служить строительство Великой китайской стены. Ее строительство, начавшееся в IV в. до н.э., доказывает прекрасные знания китайцев в области физической географии. Стена проходила четко по границе, отделяющей степные районы, где проживали кочевники, от земледельческих. Интенсивность путешествий в Древнем Китае возросла в III в. до н.э. в правление династии Хань. Этому способствовало два фактора: а) наличие хорошо развитых путей сообщения в стране, б) либерализация политической жизни. Наиболее знаменитым путешественником Древнего Китая был Сыма Цянь. Известны три больших путешествия Сыма Цяня, которые совершались в период 125 – 120 г. до нашей эры. Первое – на юго-запад и северо-запад Китая. По нижнему течению Хуанхэ Сыма Цянь прошел долинами рек Хуайхэ и Янцзы до озера Тайху. Далее, южнее Янцзы и через Чжеэцзян прибыл в последнее владение Китая на юге провинцию Хунань. Обратный путь проходил по реке Сянцзян, озеро Дун-тинху, нижнему течению Янцзы и далее на север. Второе – вновь завоеванные Китаем области на юго-западе. Через Сычу-ань и провинцию Юньнань Сыма Цянь достиг границы Китая с Бирмой. Третье – на северо-запад вдоль Великой китайской стены в провинцию Ганьсу. Сыма Цянь не только путешествовал, но и подробно описывал свои путешествия. Его называют «отцом китайской историографии», в европейской литературе «китайским Геродотом». Его «Исторические записки» явились для последующих историков своего рода эталоном. Наиболее подробно Сы-ма Цянем описаны северные соседи Китая – гунны, которые в III в. до н.э. создали военно-племенной союз. В его трудах также приводятся сведения географического характера о юго-западных соседях Китая, например о Корее.

Фа Сянь был буддийским монахом и путешественником - с 399 по 414 год объехал большую часть внутренней Азии и Индии. Полагают, что с его путешествия началось постоянное культурное сотрудничество между Китаем и Индией. Оставил о своем походе записки. Биографические сведения о Фа Сяне скудны. Известно, что он родился в провинции Шэньси, а детство провел в буддийском монастыре. Став монахом и обнаружив пробелы в законах буддийского учения, известных тогда в Китае, Фа Сянь решил совершить паломничество в Индию за полными копиями законов. Начиная с IV века н. э. в Китае отмечался расцвет буддизма, который проникал из Индии и распространялся в стране с I столетия. Буддизм оказал огромное влияние на развитие китайской культуры. Из Китая в Индию направлялись паломники - буддийские монахи, прокладывавшие пути через пустыни и высокогорные перевалы Центральной Азии. Одним из них и был Фа Сянь, оставивший глубокий след в исторической и географической литературе. В 399 году с группой паломников он отправился из родного города Сиань (Чанъань) на северо-запад через Лёссовое плато и далее вдоль южного края песчаных пустынь северо-западного Китая. О сложности этого отрезка пути Фа Сянь пишет в своем дневнике: "В песчаном потоке есть злые гении, и ветры настолько жгучи, что когда с ними встречаешься, - умираешь, и никто не может этого избегнуть. Не видишь ни птицы в небе, ни четвероногих на земле". Паломникам приходилось отыскивать себе дорогу по костям тех, кто до них пускался в путешествие. Пройдя по "шелковой" дороге до горы Босянцзы, паломники свернули на запад и после семнадцатидневного путешествия достигли блуждающего озера Лобнор. У этого озера, в районе ныне мало обитаемом, во времена Фа Сяня существовало самостоятельное государство Шеншен, и путешественник встретил здесь население, знакомое с индийской культурой. В конце XIX века Н. М. Пржевальский при посещении Лобнора наблюдал сохранившиеся развалины Шеншена, подтвердившие существование здесь в прошлом крупного культурного центра. Пробыв у Лобнора месяц, путешественники направились на северо-запад и, перевалив через Тянь-Шань, достигли долины реки Или, затем они повернули на юго-запад, снова перешли через Тянь-Шань, пересекли с севера на юг пустыню Такла-Макан и у города Хотан достигли подножий хребта Куньлунь. Спустя тридцать пять дней маленький караван прибыл в Хотанское царство, в котором насчитывалось "несколько десятков тысяч монахов". Фа Сянь и его спутники были допущены в монастыри. Им посчастливилось присутствовать на торжественном празднестве буддистов и браминов, во время которого по городам Хотанского царства провозили роскошно убранные колесницы с изображениями богов. После праздника Фа Сянь и его спутники направились на юг и прибыли в холодную гористую страну Балистан, в которой, кроме хлебных злаков, не было почти никаких культурных растений. Из Балистана Фа Сянь взял путь в восточный Афганистан и целый месяц блуждал в горах, покрытых вечными снегами. Здесь, по его словам, встречались "ядовитые драконы". Преодолев горы, путешественники взяли путь в Северную Индию. Исследовав истоки реки Инд, они прибыли в Фолуша (вероятно, теперешний город Пешавар), расположенный между Кабулом и Индом. После многих затруднений каравану удалось добраться до города Бану, который существует и поныне; затем, снова перейдя Инд в средней части его течения, Фа Сянь пришел в Пенджаб. Отсюда, спускаясь к юго-востоку, он пересек северную часть Индийского полуострова и, перебравшись через большую солончаковую пустыню, лежащую на восток от Инда, достиг страны, которую он называет "Центральным царством". По словам Фа Сяня, "здешние жители честны и благочестивы, они не имеют чиновников, не знают законов, не признают смертной казни, не употребляют в пищу никаких живых существ, и в их царстве нет ни скотобоен, ни винных лавок". В Индии Фа Сянь посетил много городов и местностей, где собирал легенды и сказания о Будде. "В этих местах, - отмечает путешественник, описывая Каракорум, - горы круты подобно стене". По отвесным склонам этих гор древние обитатели их высекли изображения будд и многочисленные ступени. Фа Сянь в долине Ганга отыскал буддийский монастырь, где изучал и переписывал священные книги буддизма. Пробыв в Индии продолжительное время, путешественник в 411 году отправляется в обратный путь на родину морским путем. От устья Ганга он отплыл на Цейлон, где прожил два года, и затем в 413 году на торговом судне отправился на Яву. После пятимесячного пребывания на Яве Фа Сянь возвратился в свой родной город Сиань-фу (Кантон).

Ранние представления об устройстве мира дошли до нас из нескольких древних центров цивилизации, где за тысячелетия до нашей эры возникли различные системы письменности и были составлены первые описания Земли. Именно они положили начало науке — география.

Мир древних цивилизаций

В древности в Евразии зародились первые из известных современному человеку цивилизации. Выделяют цивилизации Древнего Востока (включая ) и Европы. Взаимодействию между цивилизациями способствовало изобретение средств передвижения по суше и, что ещё важнее, по морю. По утверждению Тура Хейердала, древний человек поднял парус раньше, чем стал ездить на колесницах.

Географические знания в цивилизациях Востока

Цивилизации Древнего Востока часто называют «речными», так как они сформировались в районах орошаемого водами рек . Для определения сроков разных видов сельскохозяйственных работ там уже за несколько тысяч лег до нашей эры люди овладели искусством астрономических наблюдений. Свои географические знания оставили нам земледельческие народы , царств Междуречья (между Тигром и Евфратом), Северной и Китая (4-2-е тысячелетия до нашей эры). Египтяне довольно точно определили продолжительность года и разработали солнечный календарь. Египетские и вавилонские жрецы, а также китайские астрономы установили повторяемость солнечных затмений и научились предсказывать даты разлива рек. Из Междуречья до нас дошло деление года на 12 месяцев, суток на 24 часа. Для определения направления движения по пустыням китайцы изобрели первый в мире .

В государствах Древнего Востока развивались обработка камня и металлов, заготовка и обработка древесины. Развитие ремёсел привело к появлению первых в истории человечества городов. Они были основаны ещё в 4-м тысячелетии до нашей эры. В это же время начались и первые морские путешествия.

Древний Египет

Древнегреческий учёный Геродот ещё в 5 веке до нашей эры назвал Египет «даром Нила», и не случайно. Вдоль русла реки благодаря приносимому водой илу образовались плодородные земли. Нил служил и главной транспортной артерией. По нему в глубь Африки плавали ладьи, изобретённые египтянами ещё до «эпохи пирамид». В 15 веке до нашей эры Древний Египет достиг наибольшего могущества. Во время завоевательных походов и экспедиций египтяне знакомились с новыми землями. Самой известной была экспедиция по Красному морю в Пунт (восточная оконечность Африки), снаряжённая царицей Хатшепсут (около 1493 года до нашей эры). По Средиземному морю египтяне добирались до острова Крит, а через Атлантику на папирусных лодках, возможно, и до берегов Америки.

Древняя Индия

Древнеиндийская цивилизация возникла в 3-м тысячелетии до нашей эры. В Индии развивались письменность, самобытные религии, культура, науки, особенно математика, астрономия, медицина. С глубокой древности устанавливались связи с другими цивилизациями Востока. В Индии рано началась и эпоха морских путешествий. Отважные индийские мореходы достигали Персидского залива и Красного моря, совершали путешествия но просторам Индийского и

Загрузка...