docgid.ru

Как побороть страх сцены, боязнь публики и публичных выступлений? Боязнь публики и сцены: как бороться

Профессиональные обязанности многих людей включают регулярные публичные выступления и нахождение в непрерывном контакте с многочисленной аудиторией. Деятельность политиков, преподавателей, юристов, менеджеров, артистов непосредственно связана с пребыванием, взаимодействием, общением и нередко убеждением обширной группы людей.

В своей жизни практически каждый человек сталкивается с ситуацией, когда возникает необходимость проявить свое ораторское искусство и выступить перед аудиторией. Согласно данным психологов, определенный уровень страха перед выступлениями присутствует у подавляющего большинства людей – свыше 95% населения. Боязнь сцены входит в число самых распространенных фобий, которая не только причиняет неудобства, ухудшает психическое самочувствие и физическое здоровье, но и затрудняет выполнение должностных обязанностей, препятствует дальнейшему карьерному росту.

С такими страхами знакомы многие выдающиеся артисты и музыканты, которые регулярно выступают перед большой аудиторией. Сильную патологическую боязнь сцены испытывали актриса Фаина Раневская, певец Дитрих Фишер-Дискау, музыканты Пабло Казальс, Гленн Гульд, Артур Рубинштейн.

Для многих людей страх сцены является значимой стрессовой ситуацией, несвоевременная, неправильная и неполная терапия и коррекция которой может стать фактором акцентуации личности и перейти в категорию психических расстройств. В результате воздействия страха, как травмирующего фактора, человек прибегает к так называемому защитному поведению. Этот механизм помогает только на некоторое время, и если проблема в дальнейшем не разрешается, и человек не в силах справиться с имеющей место боязнью, именно защитные механизмы становятся препятствием личностного роста. Они порождают новые эмоциональные проблемы, формируя стремление уйти от действительности в «искусственный мир упрощенности» и являются причиной психических заболеваний.

Поэтому вовремя распознать симптомы, проанализировать причину, дать откровенную и, в то же время, оптимистичную оценку происходящему, принять меры психологической коррекции крайне важно.

Проявление глоссофобии

В психологии патологическая боязнь публичных выступлений именуется глоссофобией или пейрафобией. Следует четко разделять естественное волнение, которое испытывает любой человек перед предстоящим сольным монологом, ориентированным на большое скопление людей, как знакомых, так и незнакомых. Так, вполне адекватная реакция организма – волнение, возникает перед предстоящим сольным выступлением начинающего танцора и музыканта, перед устными вступительными экзаменами в ВУЗ. В то же время, эта личность не будет испытывать тревоги, напряжения и страха, когда предстоит продемонстрировать свои таланты или прочитать доклад перед знакомой аудиторией: коллегами, однокурсниками, преподавателями.

Психологи подчеркивают, что умеренное количество тревоги и волнения имеет свои положительные стороны. В предвкушении ответственного события человек становится внимательнее, собраннее, энергичнее, в итоге – его выступление проходит успешно и качественно. А «соло» на публике у тех, кто совсем не испытывает волнений, зачастую получается провальным.

Индивид, страдающий глоссофобией, будет испытывать необъяснимый и неукротимый страх во время или перед выступлением даже перед хорошо знакомыми слушателями или перед незначительной по численности группой людей. Его боязнь – не избирательна, а постоянна при пребывании на публики.

Симптомы расстройства

Хотя факторы, вызывающие дистресс при фобических расстройствах различны, они все вызывают одинаковую по существу, неспецифическую биологическую реакцию. Перед или при наступлении неблагоприятной для индивида ситуации, в данном случае – в предвкушении пребывания на публике, возникает и нарастает эмоциональное напряжение. Высокий уровень активности субкортикальной системы, активизирующей кору головного мозга, двигательных центров, желез внутренней системы, симпатической автономной системы, изменяет работу внутренних органов. Так, распространенные проявления боязни сцены:

  • Увеличение и напряжение мышц;
  • Изменение жестикуляции и мимики;
  • Изменение тембра и тона голоса;
  • Вегетативные проявление: чрезмерное потоотделение, учащенное сердцебиение, «скачки» артериального давления;
  • Головная боль, неприятные, давящие ощущения в области сердца.

Приступ глоссофобии может сопровождаться:

  • сухостью во рту,
  • дрожанием голоса,
  • утратой способности говорить,
  • непроизвольным мочеиспусканием.

В редких случаях у людей с повышенной нервной возбудимостью подобная фобия вызывает обмороки разной продолжительности. Потере сознания, как правило, предшествуют головокружение, слабость, тошнота, отмечаются бледность лица и губ, холодные конечности, слабый частый пульс.

Сила проявление и количество симптомов сугубо индивидуальны и зависят от особенностей характера человека, способу реагирования на сигналы тревоги, функционального состояния организма, настроения, утомления и характера деятельности в данный момент

Причины появления

Основные причины формирования глоссофобии:

  • Генетическая предрасположенность;
  • Социальные факторы.

Генетическую наследственность имеет индивидуальная склонность к конкретным видам страха, боязнь общества вообще, врожденный уровень тревожности. Человек, как составляющая единица общества, боится быть не принятым, не понятым, не оцененным сообществом, боится быть социально изолированным. Среди наследственных психологических характеристик стоит выделить основу для дальнейшего формирования характера: темперамент, генетическая акцентуация и степень тревожности. Довольно похожи психологические характеристики родителей и потомков: они имеют схожие страхи, определенный способ их восприятия, одинаковую силу реакции и степень «застревания».

Наиболее значимыми источниками формирования фобии пред публичным выступлением, психологи считают социальные факторы:

  • неправильное, чрезмерно строгое воспитание;
  • неверное поведение родителей в семье: запугивания, запреты, угрозы в детском возрасте;
  • излишняя восприимчивость к критике окружающих и внутренняя «цензура», порождающие ананкастическую робость и покорность;
  • негативное отношение к собственному «Я», низкая самооценка, вследствие давления взрослых на детскую психику;
  • отрицательный детский опыт, который подвергся значимой для индивида критике;
  • искажение силы стрессовых факторов в сторону их усиления;

Пейрафобия может проявиться из-за отсутствия уверенности быть понятым аудиторией, что связано с плохой, недостаточной подготовкой и отсутствием необходимых знаний. Для многих выступления на сцене представляют сложность из-за отсутствия достаточного опыта.

Вероятным фактором появления боязни сцены является стремление к совершенству. Очень часто глоссофобия проявляется у людей- перфекционистов, стремящихся к идеалу и имеющих привычку дорожить общественным мнением.

Также пребывать у всех на виду боятся люди, чья тревожность сопровождается акцентуацией педантического типа.

Лечение: как бороться?

Разумеется, необходимо избавляться от этой фобии, причем соответствующими специалистами данные страхи ликвидируются успешно и полностью. Профессиональная помощь для избавления от глоссофобии необходимо лишь для тех, у кого страхи переходит в , определить четкую границу которых под силу исключительно психотерапевту. Для всех остальных ораторов, лекторов, актеров и музыкантов преодолеть фобию можно самостоятельно.

Шаги по преодолению страха выступать на публике включают четыре этапа:

  • осознание проблемы;
  • анализ причин появления;
  • выработка идей решения;
  • проверка идей на практике.

Остановимся подробнее на возможных методах разрешения, призванных снизить уровень тревожности, повысить самооценку и избавиться от глоссофобии.

Этап 1. Избавляемся от неизвестных

Тщательно анализируем публику: численность, социальный статус, возраст, жизненные позиции, интересы аудитории. Необходимо четко осознавать, что общество ждет от вашего выступления, и какую ответную реакцию вы предполагаете получить. Ваша информированность сведет на нет фактор неизвестности, станет прогнозируемым получение определенного результата.

Этап 2. Укрощаем «чудовище»

Ваша нервозность усиливается наделением публики отрицательными чертами и фиксацией на «минусах», таких как: якобы имеющие место в аудитории скептическая ухмылка, жесты неодобрения, критичный шепот и т.д. Изменить свое восприятие публики можно, сформировав мысли одобрения. Наделите объекты положительными чертами, обращайте мысленно внимание на исходящие из зала приятные мелочи: одобрительные жесты, ликующие голоса, заинтересованные взгляды. Отличный способ побороть боязнь сцены - визуализация, когда представляешь выдающийся результат своего труда в перспективе.

Этап 3. Не допускаем провала выступления

Если страх сцены вызывает боязнь провала и неудачи, лучшим средством будет тщательная подготовка. Когда человек уверен в своих знаниях и достаточной проработке темы, он будет значительно меньше волноваться.

Например, у вас предстоит доклад. Алгоритм ваших действий таков:

  • поиск, анализ и изучение исходных данных из нескольких источников,
  • создание уникального текста,
  • конспектирование главных тезисов,
  • составление плана выступления,
  • подбор веских аргументов,
  • заучивание или близкий пересказ составленного текста,
  • изучение возможных вопросов и составление ответов на них.

Отрепетируйте ваш доклад перед зеркалом или выступите перед близкими. Хороший эффект принесет прослушивание надиктованного своим голосом текста. Уделите особое внимание невербальной части: вашим жестам, мимики и внешнему виду. Такая предварительная презентация поможет выявить и исправить возможные ошибки, придаст уверенности в ваших ораторских способностях.

Этап 4. Признаем возможность на ошибку

Следует снизить зачастую преувеличенную значимость других людей, логично оценивать критику, признавать наличие у каждой личности недостатков, в числе которых: сарказм, цинизм, скептицизм, недоброжелательность и иные минусы. Осознание того, что любой может ошибаться, и не всегда из уст доброжелателей исходит справедливая критика, вселит в вас большую уверенность.

Необходимо регулярно заниматься техниками, направленными на формирование объективной самооценки и увеличения чувства собственного достоинства. Отличный результат дают аффирмации на тему ощущения собственной ценности и принятия себя уникальной личностью.

Этап 5. Фиксируемся на позитиве

Целесообразно сосредоточиться на самом процессе, а не на ожидаемом результате. Будет более продуктивным фиксация на протекании действия в настоящем, а не на пока иллюзорный будущий результат. Представьте все приятные аспекты вашего пребывания на публики, ваш успех и признание. Имеющийся негативный опыт необходимо трансформировать в позитив.

Кроме того, хорошими методами побороть страх сцены являются:

  • физические упражнения на разные группы мышц,
  • правильное дыхание,
  • активизация работы левого полушария, например: математические вычисления,
  • пение мысленно или вслух приятной мелодии,
  • изменение положения тела на более открытую позу,
  • регулярные медитации,
  • использование техник самовнушения.

Фантастической силой обладает улыбка. Искренняя улыбка снизит психическое напряжение и дискомфорт, обманет подсознание (ведь бояться и испытывать радость одновременно не возможно). Улыбнитесь публике и, получив улыбку в ответ, вы почувствуете, как ваши страхи вас покидают. Не избегайте выступлений и общения с публикой, уверенность придет с опытом!

Дополнительные материалы о боязни сцены

Аудио-лекция о техниках работы со страхом публичных выступлений.

Оценка статьи:

читайте также

Все статьи

Жизнь человека в социуме, так или иначе, предполагает взаимодействие с другими людьми. Нередко этим взаимодействием является необходимость выступить на публике. И неважно, являетесь ли вы политическим деятелем, театральным артистом и учеником 5 класса, которому предстоит прочитать стихотворение на утреннике – вас может охватить страх, который сделает ваше выступление провальным.

Существует несколько разновидностей фобий, связанных с публичными выступлениями.

  1. Логофобия (от древнегреческого λόγος – слово и φόβος – страх) – навязчивая боязнь перед речью. Часто этот страх присущ людям, страдающим логоневрозом, то есть заиканием.
  2. Пейрафобия (от греческого peira — испытание) – иррациональный страх публичных выступлений.
  3. Глоссофобия (от древнегреческого γλῶσσα — язык) – страх сцены, большой аудитории. По оценкам экспертов подобный страх присущ подавляющему большинству людей.
  4. Вербофобия – страх говорить конкретные слова, вызывающие заикание. В случае если у человека имеются дефекты речи, слова с непроизносимыми для него буквами могут вызывать панику.
  5. Лалофобия – боязнь начать заикаться во время выступления.

Все эти термины в отдельных случаях могут быть синонимами, однако, некоторые отличия все же есть. Боязнь публики может быть адекватной реакцией, ведь испытывать волнение перед ситуацией, от которой в некоторой степени зависит твоя репутация – нормально. Если же тревога набирает обороты и превращается в фобию – стоит задуматься.

Последствия патологического страха, вызывающего отказ от общения с маломальской аудиторией, могут быть грустными. Избегание общественных мест, отказ от хорошей работы (если она требует говорить с публикой), как следствие падение уровня жизни и самооценки. А дальше – сужение зоны комфорта до ближайших людей, риск возникновения зависимостей и проблем с психикой.

Все эти последствия, конечно, касаются тревожно-фобического расстройства, а не обычной боязни сцены.

Хочется отметить, что большинство известных, профессиональных и очень опытных артистов признаются, что испытывают страх перед выходом к своей аудитории. Это естественно и считается даже показателем того, что артист продолжает создавать искусство, а не стал ремесленником, спокойно выполняющим свои обязанности.

Причины

Страх публичных выступлений имеет под собой генетическую и социальную обусловленность. Боязнь может быть наследована от тревожных родителей. Характер и темперамент ребенка также формируется в результате генетических предпосылок, таким образом, подобные акцентуации ребенка и взрослого провоцируют схожие страхи.

Социальный фактор подразумевает нашу острую боязнь быть отвергнутым обществом. Это заложено на интуитивном уровне. Древнему человеку было не выжить в одиночку, поэтому быть непринятыми социумом считалось равносильным смерти. Именно эти «инстинкты» и просыпаются в неподходящий момент.

Человек может отдавать себе отчет, что ничего серьезного в его жизни не зависит от произнесения какой-то конкретной речи, его репутация не будет растоптана, однако, неконтролируемый иррациональный страх охватывает его, сжимая горло.

Среди причин боязни сцены часто фигурирует заниженная самооценка. Она может быть сформирована в результате неправильного родительского воспитания: излишней строгости, критики ребенка, подавления его личности.

Кроме прочего фобия сцены возникает из-за патологического перфекционизма. Стремление к совершенству может сыграть злую шутку даже с опытными ораторами.

Желание выглядеть идеально заставляет человека отвлекаться на мысли о том, КАК он говорит и жестикулирует, вместо того, чтобы быть сосредоточенным на том, ЧТО он говорит.

Лишние мысли сбивают, провоцируют «мэканье» и употребление лишних словесных нагромождений. Такие случаи добавляют волнения предстоящему очередному публичному выступлению.

Симптомы и признаки

Момент выхода на сцену, наш организм воспринимает как опасность. Происходит срабатывание гипоталамо-гипофизарной системы, происходит стимуляция надпочечников и в кровь выбрасывается адреналин. В результате этого человек ощущает скованность мышц шеи и спины, вы автоматически сутулите плечи. В противном случае, если вы будете усилием мышц исправлять осанку, и держать голову прямо – конечности начнут дрожать и холодеть.

Зрачки расширяются, что затрудняет видимость вблизи. При этом вы не можете разглядеть текст на листке, но отчетливо видите лица зрителей. Желудок сводится, может тошнить или быть ощущение «бабочек» в животе, во рту пересыхает. У детей случается непроизвольное мочеиспускание. Кровяное давление может подыматься, происходить пульсация в висках, покраснение лица, тахикардия.

Возможна и обратная реакция – пониженное давление, бледность, в крайних случаях потеря сознания. Могут подкашиваться ноги, происходить активное потоотделение.

И самое главное, характерное именно для глоссофобии – невозможность управления голосом. Связки сдавливаются, и человек не может выдавить из себя ни слова.

Как побороть страх перед выступлением на публике

Большое внимание сейчас уделяется изучению проблемы страха школьников перед публичными выступлениями. Подобная тактика весьма разумна, ведь большинство проблем во взрослой жизни зарождаются в детском возрасте.

Именно школьники могут жестоко обсмеивать и так неуверенного в себе одноклассника, порождая новые и подпитывая старые комплексы. Поэтому разъясняя с самого детства многие моменты, помогая ребенку преодолевать свои внутренние зажимы – можно избавить его от серьезных проблем в дальнейшей жизни.

Итак, побороть страх публичных выступлений можно некоторыми способами, в зависимости от степени выраженности этого страха. При очень высоком уровне боязни, то есть однозначно, фобии – лучшим решением будет обратиться к психотерапевту. Если ваш страх граничит с обсессивно-компульсивным расстройством – то однозначно необходим визит к специалисту.

Происходит это так: в вашей голове задолго до предстоящего выступления прокручиваются сценарии вашего провала, вы не можете отвлечься и снова и снова думаете об этом. Это патологично. В остальных случаях большинство обычных страхов можно преодолеть своими силами.


Радислав Гандапас, специалист по ораторскому искусству, делится своими методами преодоления боязни публичных выступлений. Он делает акцент на том, что выступление перед аудиторией – это естественное преодоление для любого человека. Но хорошо подготовленный оратор, уверенный в себе и своем докладе, умеющий держать себя на людях – получает удовольствие от преодоления себя. И наоборот, плохая подготовка, отсутствие репетиций и неуверенность в себе – вместо удовольствия от выступления причинит один дискомфорт и может спровоцировать психологическую травму.

Выводы

По статистике у 95% людей есть боязнь говорить на публике. Это заложено генетически: стоять перед толпой страшно – ты один, а их много. Но существуют пути преодоления этого чувства. Необходимо быть психологически готовым к дебюту. Не обесценивать себя и не переоценивать значимость окружающих очень важно. Кроме того, стоит качественно готовиться к выходу на сцену. Желательно отрепетировать все свои движения и отлично знать материал.

Вы думаете, что страх перед сценой могут испытывать только артисты из разряда любителей? Смеем вас заверить, что это совсем не так. Всепоглощающая нервозность присуща всем: от профессионального певца, лауреата многочисленных конкурсов, до кинозвезд, ведущих церемонию вручения премий.

К счастью, люди, которые по роду своей деятельности часто сталкиваются с подобными проблемами, выработали целую стратегию противодействия своим эмоциям. Они могут дать артистам-любителям, собирающимся на свое первое выступление, несколько ценных советов и рекомендаций.

Не думайте о своей аудитории

Этот совет дает ветеран Бродвея Айлин Эткинс. Актриса признается, что она наотрез отказывается слышать о том, кто есть кто из аудитории, пришедшей в зал. И несмотря на то, что окружающие находят эту привычку Айлин чересчур претенциозной, она никогда не изменяет своим принципам и даже затыкает уши, чтобы не воспринимать пугающую ненужную информацию.

Актриса рекомендует начинающим артистам не воспринимать аудиторию как набор отдельных лиц. Вместо того чтобы украдкой из-за кулис вглядываться в лица банкиров, юристов и преуспевающих бизнесменов, сидящих в первом ряду, необходимо воспринимать зал как кусочек всего человечества. Именно это даст возможность не терять связи с публикой, но в то же самое время немного отдалить ее от себя. К тому же вы никогда раньше времени не станете представлять реакцию отдельного человека на ваше выступление.

Призовите в помощь свое тело и дух

Джанет Эспозито, автор бестселлеров и мотивационный тренер, рекомендует перед выходом на сцену призвать в помощь тело. Каждый человек сможет «обмануть» разум с помощью нехитрых приемов: расслабляющих вдохов, улыбки и уверенной осанки. Таким образом негативные мысли и страх перед публикой смогут трансформироваться в позитив. В ответственный момент концентрируйтесь не на себе, думайте о других. Вспомните также и о цели в жизни, именно той, которая и привела вас на сцену.

Одурачьте собственный мозг

Знайте, что испуг, страх и нервозность запускают необратимые физиологические процессы в организме. Наши тела способны биться в конвульсиях, пытаясь хоть как-то исправить ситуацию. Единственным способом обмануть разум является попытка убедить его в том, что угроза уже отступила. Поэтому, чтобы вызвать релаксацию и состояние умиротворения, растягивайте перед выступлением руки над головой, сцепив их в замок и вывернув ладони.

Разумеется, в будущем, встречая реальную опасность в виде угрозы для жизни, не стоит практиковать этот метод. Однако выкроить несколько минут перед спектаклем можно. В одиночестве спокойно помедитируйте и выполните растяжку. Именно так вы пошлете своему мозгу сигнал о том, что вам здесь комфортно, и чувство страха перед выходом на сцену исчезнет.

Метод от Барбары Стрейзанд

Много лет назад, выступая перед публикой в Центральном парке Нью-Йорка, знаменитая актриса и певица забыла текст песни прямо посередине шоу. Отныне звезда всегда пользуется суфлером. Мысль о том, что в случае, если вы забудете свой текст, вы всегда можете положиться на подсказки, приятно согревает душу.

Все замечают, что многие актеры и политики читают свой текст по бумаге. Это не означают, что выступающие не знают текст, это означает лишь то, что они его никогда не забудут. Готовьте шпаргалки и прячьте их по карманам. Носите с собой платок, чтобы своевременно протереть ладони. Зная о том, что ваши колени могут согнуться от страха, попросите у организаторов выступления стул. Чтобы горло не пересыхало, всегда носите с собой бутылку с водой. Таким образом, имея все необходимые подручные средства, вам вполне по силам справиться со своими эмоциями.

Обратитесь за помощью к Высшим силам

Если вы чрезмерно волнуетесь, ваша задача психологически разрядиться. Этого можно добиться с помощью медитаций, молитв, песнопений или каких-либо иных методов, помогающих отвести думы от собственной персоны. Это также поможет сконцентрировать мысли на духовной составляющей. Ваше выступление может доставить другим людям незабываемые эмоции. Именно поэтому рассматривайте себя и свое предназначение, как дар свыше.

Каждый раз благодарите Бога за талант, за голос, который он вам подарил. Во время молитвы человек не может испытывать страх, ведь благодарность и страх несовместимы. Поэтому мы призываем вас перед выходом на сцену культивировать положительные эмоции.

Выступите с кем-то дуэтом

Вероятно, через несколько лет, проведя несколько сотен выступлений, вы забудете о страхе, как это сделала в свое время певица Эни Леннокс. Вы пройдете через все этапы становления творческой карьеры и поймете, основываясь на собственном опыте, как нужно преодолевать страх. Но пока вы можете воспользоваться опытом сценического становления другой популярной дивы - Шер.

Будучи молодой и неопытной исполнительницей, Шер имела привычку выступать в дуэте со своим мужем Сони Боно. Она так боялась выступать сольно, что первоначальный план развития ее карьеры мог попросту рухнуть. И вот, создав дуэт, супружеская пара заручилась поддержкой и любовью публики, что в дальнейшем помогло Шер выйти на сцену с сольным проектом.

Заключение

Вне зависимости от того, что конкретно вас терзает: страх перед публикой, страх быть не понятым, боязнь забыть текст или паническая боязнь потерпеть фиаско, рано или поздно вы должны выработать собственное противоядие. Помните, что если один метод хорош для кого-то, этот метод может категорически не подходить лично вам. Также попытайтесь рассматривать свою фобию как эпическое сражение. Только в роли противника воспринимайте не публику, а саму сцену. И каждый раз, ступайте на нее со страстным желанием победить. Ведь в противном случае вы вынуждены будете уйти.

«Как перестать бояться публичных выступлений?» - вопрос актуальный для людей всех возрастов и профессий. Впервые мы сталкиваемся с необходимостью выступить перед серьезной публикой уже в институте или на работе. И если в школе выступления перед одноклассниками доставляли вам дискомфорт, и вы ловили себя на мысли – «я боюсь это делать», то задания по работе, где необходимо донести определённую информацию перед профессионалами, скорее всего, приводят вас в ужас.

Но вся эта боязнь публичных выступлений есть только у нас в голове, поэтому от неё можно легко избавиться, предварительно разъяснив для себя как она возникает и какие способы преодоления существуют.

Волнение перед выступлением на сцене бывает разным, но ощущаем мы одинаковое состояние, которое крайне тяжело побороть: руки и коленки трясутся, пересыхает во рту, голос звучит как будто со стороны, зрители превращаются в одну пугающую массу. Чтобы понять, почему страх так управляет нами и как можно с ним справиться, выясним его причины.

Возможно, самая первая и недооцененная причина, провоцирующая страх публичных выступлений, зарождается еще в детстве. Когда маленький ребенок впервые громко заговорит в публичном месте, то родитель заставит его замолчать. В последующем это и будет объяснением того, почему у человека возникает фобия громко излагать мысли перед аудиторией.

Когда голос зажимается, то это приводит к волнению, и в итоге к страху. Добавить масло в огонь, конечно же, не забудут и школьные учителя, принижающие способности, и одноклассники, которые могут задеть чувства не подумав о последствиях. Эти моменты – причины социальных фобий, в том числе провоцирующих страх публичных выступлений.

Вторая причина, из-за которой бесстрашная публичная речь обходит нас стороной, относится к психологической составляющей страха. Раньше страх был синонимом слова опасность. Почувствовал холод – попытался быстрее согреться, подошел к краю пропасти – испугался высоты и отошел. Под действием каждодневных стрессов: работы, учебы, экономических и политических изменений в обществе, инстинкт самосохранения претерпел изменений. Вследствие чего волноваться мы начинаем в неоправданных ситуациях, в том числе и перед выступлением на сцене. Причины, пробуждающие в нас этот страх следующие:

  • Боязнь людей как таковых из-за низкой социальной активности.
  • Боязнь сказать глупость или оговориться.
  • Постоянное накручивание себе той мысли, что слушатели негативно настроены по отношению к вам, и будут пристально оценивать выступление.

Еще одна причина не владение информацией необходимой для выступления. И последняя – агорафобия или боязнь толпы. В отличие от боязни людей, о которой написано выше, этот страх глубже, и люди даже не осознают, что боятся именно большого скопления людей и страдают таким видом фобии.

Почему не стоит бояться выступать на сцене

Разобравшись в источниках формирования фобии к сценическим выступлениям, нужно в первую очередь убедить самого себя в том, что этого страха нет, что мы зря начинаем волноваться.

Главный момент на пути преодоления страха, который нужно осознать и прочувствовать – публичное выступление – это возможность проявить себя с лучшей стороны и оценить свои навыки работы с аудиторией. Это важно, поскольку каждый день, на работе или учебе мы общаемся с людьми, и когда нам приносит это дискомфорт, у нас падает производительность, ухудшается настроение и т. д.

Бесстрашная публичная речь - ключ к вашей уверенности в себе. Тренируя навыки с помощью изложения информации перед другими людьми, вы доводите действия до автоматического выполнения, и со временем перестанете чувствовать дискомфорт при общении с людьми. Резюмируем полезные аспекты, которые можно получить от выступлений на сцене:

  • Опыт общения с большой аудиторией, который поможет развить коммуникативные навыки.
  • В процессе подготовки, вы углубите свои знания, связанные с темой выступления.
  • На рабочих конференциях или студенческих саммитах вашу речь заметят влиятельные деятели, что может оказать вам услугу в будущем.
  • При правильной подготовке к докладам, в скором времени ваша речь станет более грамотной.

Как побороть страх сцены

Если применять вышеперечисленные советы слишком поздно – выступление уже на носу, а фобия не дает вам покоя, и вы не можете от неё избавиться, то воспользуйтесь следующими приемами:

  • Расслабьтесь. Когда организм напряжен невольно хочется сжаться и не быть в центре внимания. Расслабьте тело, чтобы не подкреплять психологический дискомфорт физическим напряжением.
  • Ваша поза на сцене должна быть уверенной: обе ноги стоят на земле, руки не в закрытой позе, спина прямая. Опорную ногу поставьте вперед для устойчивости. Это позволит кровообращению лучше циркулировать, доставлять в клетки мозга больше кислорода, вы станете меньше волноваться.
  • Важно нормализовать дыхание, чтобы организм не был в стрессе. Для этого сделайте вдох, досчитайте до 4-х, затем резко выдохните. Повторите 10 раз.
  • Если вы чувствуете, что голос срывается от волнения, заранее сделайте речевую гимнастику. Рассказывайте выступление не открывая рта. Проговаривайте буквы как можно четче и выразительнее. Такое упражнение расслабит мышцы лица и гортани и поможет справиться с волнением. Возьмите с собой воду, иначе в неподходящий момент вы лишитесь голоса и придется вынуждено прервать выступление.
  • Если бесстрашная публичная речь ни с того ни с сего сопровождается дрожью в коленях, то попробуйте мысленно направить на них внимание. Или обманите мозг, и осознанно заставьте коленки дрожать. После этого дрожь часто прекращается.
  • Смотрите в глаза слушателям, чтобы поддерживать с ними контакт. Так вы покажите, что выступление направлено на их интерес и отдачу.
  • Если вы сделали ошибку, верным решением будет не акцентировать на ней внимание, и продолжать выступление. Помимо задачи преподнести информацию, важно уметь концентрировать внимание на главном. Поэтому если вы лаконично опустите допущенную погрешность, никто из слушателей её даже не заметит.

Рекомендации из данной статьи помогут побороть страх, и бесстрашная публичная речь станет постоянным спутником выступлений на сцене. Вы никогда не скажите – «я боюсь выступать на сцене, я не смогу с этим справиться». Впервые почувствовав себя уверенным перед публикой, вы поймете, что и в жизни стали намного раскрепощеннее, а фобия, преследующая вас, отступила.

Паническая боязнь перед сценой и публичными выступления называется глоссофобия и это не обычный страх. Следует различать обычное волнение и неконтролируемый ужас, который охватывает человека перед выступлением.

Иногда этот вид фобии значится как пейрафобия и описывается с теми же характеристиками. Если говорить об обычном волнении, то это естественно. Его испытывают практически все люди. Волнение не мешает все таки выходить на публику. Но когда страх достигает критических отметок, от ужаса начинает учащенно биться сердце, появляется потливость, дрожат руки и ноги, кружится голова и человек попросту не способен связать и двух слов, не говоря уж о том, чтобы выйти на сцену, то это уже настоящая фобия. Такой страх не играет никакой положительной роли. Иногда из-за этого люди не выбирают творческих профессий при очевидном таланте. Временами одна фобия включает в себя другую. Например, страх сцены иногда включает в себя боязнь скопления людей и страх перед толпой.

Если рассматривать общие причины, то как обычно, специалистами выделяются две: генетическая предрасположенность и социальные факторы. Чаще, конечно, эти две причины комплексно воздействуют на человека. То есть, у него есть природно детерминированные черты характера – застенчивость, интровертированность и т.д. Говоря о застенчивость, мнения специалистов расходятся. Некоторые считают, что застенчивость формируется родителями и окружающей обстановкой.

Но почему же тогда дети, воспитываясь примерно в одинаковых условиях, будут все равно разными. Сколько есть маленьких детей, одни из которых легко и непринужденно выступают перед незнакомыми людьми, декламируют стихи, им незнакома боязнь публики и они не испытывают стеснения, а другие отказываются это делать наотрез. Хотя два типа этих детей живут в семейной обстановке постоянного ободрения. Скорее всего, все зависит не только от внешних влияний, но и от способа реагирования личности на эти влияния. Тем более, творческие профессии предполагают у людей своеобразного характера и темперамента. Такие люди любят внимание окружающих, им приятно, когда их видят много людей, особенно, когда положительно оценивают их способности. Иногда люди боятся общества некоторых людей. Например, человек боится выступления перед важными персонами или знаменитостями. Или когда присутствует очень много народу.

Совершенно другое дело, когда человеку необходимо научиться выступать публично в силу социального статуса, профессии. Страх перед сценой ему приходится преодолевать путем проб и ошибок. Как бы он ни боялся этого, ему приходится это делать. И если он с детства не привык читать стихи со сцены или никогда в жизни не участвовал театральных школьных постановках именно в силу своих особенностей характера, ему сложнее справляться со своими страхами. Но тем не менее, при решении преодолеть свою панику, он научится выступать перед людьми без ужаса, а вполне вдохновенно и эмоционально будет излагать свои мысли.

Неуверенность в себе вызывает страх публичных выступлений

Почему человек боится сцены? Скорее всего, он не уверен в себе. Если эта неуверенность исключительно ситуативная, кратковременная, то это нормально. Все гораздо сложнее, когда это постоянный жизненный спутник человека. С этим нужно обязательно бороться. Неуверенность в себе (в глобальном смысле, как психологическое состояние) формируется в детстве. Ключевое слово – формируется. Она не возникает одномоментно. Предшественник ее – это опять же страх. Когда человек боится, он не уверен в себе. В детстве у ребенка много потенциальных источников страха. Но когда он получает поддержку от родителей, то мало чего боится. Не получая этой поддержки совсем или очень мало, у него формируется все большее количество страхов. Поэтому так важно внушить уверенность в себе уже с детства.

Не стоит путать застенчивость или стеснительность с неуверенностью в себе. Несмотря на кажущуюся похожесть, эти понятия все же разные. Застенчивость – это черта характера. А неуверенность в себе – это психологическое состояние, в котором человек находится постоянно. Застенчивость проявляется не во всем, она не постоянна. Например, попав в знакомую ситуацию, человек перестает стесняться. А неуверенность в себе сопровождает человека постоянно. За что бы он ни брался, неуверенный в себе человек хронически всего боится. Неуверенность в себе только сопровождается застенчивостью, стеснительностью, нерешительностью, мнительностью, отрицанием собственной значимости. Она включает в себя множество характеристик характера. Иногда здесь же проявляется агрессивность, стремление командовать или все держать под контролем. Поэтому если выступать на сцене мешает именно неуверенность в себе, то без серьезного курса психотерапии обойтись сложно.

Как побороть страх сцены

Собственно, чтобы перестать бояться на сцене, нужно регулярно выступать перед аудиторией. Свой страх нужно хорошо изучить. Досконально. Неосознанный страх должен стать полностью осознанным и контролируемым, это позволит избавиться от него. При помощи нескольких способов.

Тщательная подготовка

Если хорошо подготовиться к выступлению, просчитать все возможные слабые места, то ошибиться будет очень сложно. Здесь напрашивается на ум одна ценная мысль М. Норбекова «Победа становится неизбежной, если для поражения не оставишь ни одного шанса». Здесь речь идет не только о механическом заучивании текста, например, но и о проработке всех своих слабых мест. То, что представляет наибольшую трудность, нужно отрепетировать досконально. Когда планируется выступать перед большим количеством людей, отрепетируйте свое выступлению перед небольшим количеством знакомых.

Желательно, тех людей, кто сможет поддержать, а не критиковать все подряд, в том числе и вас. Подготовка к выступлению тоже должна приносить удовольствие. Свои мысли нужно обязательно всегда записывать. Тема выступления должна быть обдумана не один день (если позволяют обстоятельства). Нельзя надеяться на внезапное вдохновение в субботу вечером, если выступать надо уже с утра в воскресенье. Полезно выступить хотя бы перед зеркалом. Или записать себя на видео, потом его просмотреть, проанализировать манеру держаться, голос, мимику, позу, одежду. Это все очень важно при выступлении. Если планируется речь, участие в семинаре и тому подобное, то информации нужно приготовить в несколько раз больше, чем требуется. Дополнительное изучение информации придает больше уверенности в себе. Пусть даже она не используется при выступлении.

Положительный настрой

Если без конца думать о плохом, оно обязательно случится. Не нужно себя программировать на неудачу. Больше позитивных мыслей. В том числе о себе и своих способностях. Ни в коем случае не стоит себя ругать или думать о себе плохо, называя обидными словами, даже не вслух. Особенно не стоит громко заявлять о своих недостатках или слабостях перед большим количеством людей.

Собственно, о ваших недостатках должны знать только очень близкие люди. Критика посторонних способна больно ранить и лишить веры в себя. Особенно, людей эмоциональных, впечатлительных, тонко чувствующих. Перед грядущим выступлением воспользуйтесь методом аффермаций – запишите на бумаге позитивные высказывания о себе, развесьте их по дому. Читайте их, думайте о них. Действеннее будут высказывания вслух. Важно «поймать драйв» от процесса. Если человек плохо подготовлен, вместо драйва можно услышать скучное, всего лишь механически проработанное выступление. Процесс выступления должен вызывать здоровое возбуждение и душевный подъем. Нужно заранее полюбить то, что вы будете делать. «Пропустить» это через себя и свои эмоции, свой мозг и душу.

Работа с физиологическим проявлениями страха

Нужно учиться контролировать свой страх и его проявления с точки зрения физиологии – потливость, сердцебиение, дрожание голоса и рук. Как? Полезны дыхательные упражнения. Можно отвлечься при помощи физических упражнений. Даже если есть внутреннее сопротивление, выполнять упражнения трудно, нужно приложить все усилия воли и сосредоточиться на физических упражнениях. Вначале все будет выполняться, возможно, только механически. Но со временем придет искренняя увлеченность. Так мозг «перезагрузится». Страх отступит. Научившись справляться с физиологическими проявлениями страха, реально преодолеть его и психологически.

Анализ своего страха

Свой страх нужно максимально рационализировать. Сидя в спокойной обстановке вспомнить проявления страха, свои чувства, описать их словесно, вслух. Или хотя бы написать. Потом обязательно прочесть. Обсудить их с другим человеком. Лучше найти обычного слушателя, а не любителя критиковать и раздавать странные советы, которым сам он никогда в жизни не следовал. Нужна моральная поддержка. Нужно решить для себя, почему именно вы боитесь сцены.

Из-за страха насмешек? Это будет удар по самолюбию? Или от этого зависит материальное положение? Что случится, если будет провал? Вы потеряете что-то важное? Насколько будет ужасным этот провал. Прочувствуйте его. Представьте, что этот провал случился. Что дальше? Что именно поменялось в жизни из-за этого. Как вы будете жить с этим дальше. Как чувствовать. Что случится потом, по прошествии времени. Скорее всего, ничего катастрофичного. Чаще мы боимся только последствий, а не факта свершения чего-либо. Если же поражение расценивается как глобальная жизненная проблема, тогда суть уже не в фобии сцены, а именно в ситуации, которая может возникнуть из-за поражения. Тогда работать надо с ней, а не с боязнью сцены.

Боязнь публичных выступлений как фобия

Когда страх достигает уровня фобии, то ситуация существенно усложняется. Любая фобия часто является только проявлением невроза. Чтобы справиться с фобией, необходимо решить внутриличностные проблемы. Если этих проблем не будет, то человек перестанет «прятаться» в своей фобии. Страх удобен людям. Он позволяет избежать сложных решений, ответственности за свои поступки. Вместо того, чтобы попытаться его перебороть, человек прячется за ним. Позволяет переложить свои обязанности на других. Зрелая личность умеет нести ответственность за свои решения и в пределах здоровой критичности оценивает свое поведение. Побеждая фобию, человек побеждает себя. А это самое сложное. Но глоссофобия преодолевается путем психотерапии при сильном желании работать над собой. Хорошо читать специализированную литературу. Полезны тренинги и обучающие курсы.

Загрузка...