docgid.ru

Мать тереза кто она. Мать тереза и ее жизнь. "Сестры Миссионерки Любви"

Я и раньше как-то не очень доверял фанатикам от любых религий. А после того, как услышал ее Нобелевскую речь, засомневался маленько в адекватности этой старушенции. Но все списывал на ее благие дела. Ну разве ж мы знали все подробности, кто, что, и от чьего имени. Эта статья подтвердила многие мои подозрения

Мать Тереза - символ милосердия или успешный финансовый проект Ватикана?

Как сообщают, за 25 лет своего правления папа Иоанн Павел II произвел в
святые 483 человека - больше, чем все предыдущие папы. Одна из тех, кого
он причислил к лику блаженных, но не успел канонизировать - мать Тереза
- католическая монахиня родом из Албании. Ее принимали в почетом богачи
и знаменитости, и при этом прославляли как защитницу бедняков. Любимица
СМИ и властей, сама знаменитость в стиле кинозвезд, мать Тереза долгие
годы была самой почитаемой женщиной в мире. Ее осыпали похвалами и
наградили Нобелевской премией мира в 1979 за ее «гуманитарные труды» и
«духовное воодушевление».

Вот список ее наград и премий (списка десятки написанных ею книг я не нашел):

1962 год — орден «Великолепный лотос» от правительства Индии;
1971год — награда «Добрый самаритянин» в Бостоне, США; премия Кеннеди в
Вашингтоне; Ватиканская премия мира имени папы Иоанна XXIII в Риме;
1972 год — премия имени Джавахарлала Неру за Международное Согласие;
1973 год - Темплтонская премия;
1974 год - степень магистра богословия;
1975год — международная премия Альберта Швайтцера; бесплатный билет на все
виды транспорта для поездок по Индии, вручённый самой Индирой Ганди;
1977 год — степень доктора теологии в Кембриджском университете;
1979 год — Нобелевская премия мира;
1982 год — докторская степень в Брюссельском католическом университете;
1996 год — стала почётным гражданином США (до неё такой степени были удостоены всего лишь три человека).
В 1997 году награждена высшей наградой США — Золотой медалью Конгресса.
Почётный доктор теологии Оксфордского университета.

После ее смерти 5 сентября 1997 года, процесс канонизации был начат
практически сразу, не смотря на то, что по канонам католической церкви
канонизация в принципе не может быть начата до прошествия 5 лет со дня
смерти. Для матери Терезы было сделано единственное в своем роде
исключение. Почему? За что?

За то, что она была сестрой милосердия и помогала многим людям? Собирала огромные пожертвования на
милосердные цели? Кем она была? Символом католической христианской
гордыни или бескорыстной сестрой милосердия? Финансовым проектом
Ватикана? Почему Ватикан сделал все, чтобы сделать из нее «звезду»
телеэкранов и газет, чтобы прославить ее на всю вселенную как истинную
католичку и самого милосердного человека на земле? И, все-таки, за что
ее пытались канонизировать столь поспешно?

Откуда у матери Терезы деньги?

В разные годы, в разных странах и разными обозревателями высказывались
предположения о суммах, пожертвованных для фонда матери Терезы - от 50
до 100 миллионов долларов в год, но фактических подтверждений не было. В
Великобритании закон обязывает организации, получающие пожертвования от
населения, предоставлять отчеты об их реализации. И выяснилось, что за
1991-й год фонд М.Терезы собрал 2.6 миллиона долларов (в
Великобритании), из которых только 7% были потрачены собственно на нужды
бедных и обездоленных, а остальные 93% были переведены в Ватиканский
банк в Риме и оприходованы на рутинные нужды католической церкви.

Как документирует Кристофер Хитченс в своей книге “Миссионерская позиция:
Мать Тереза в теории и практике”, Тереза была знакома с поразительным
числом неприятных личностей. Двое из них - Дювалье, Жан-Клод и Мишель,
которые правили Гаити, как полицейским государством с 1971 года, пока
они не были свергнуты народным восстанием в 1986 году. (Они разграбили
страну, и украли большую часть государственной казны, когда бежали.)
Тереза посетила их лично в 1981 году и дала высокую оценку Дювалье и их
режиму, как "дружественному" по отношению к бедным слоям населения, и ее
выступление крутилось на государственном телевидении несколько недель.
Тогда она получила от режима Дювалье 1.5 миллиона долларов. Посещая
Гаити в другой раз и получая орден Легиона Славы из рук президента
Жан-Клода Дювалье (и еще 1 миллион долларов в придачу), мать Тереза
сказала,что "покорена любовью Дювалье к своему народу" и что "народ
платит ему полной взаимностью". Через З года после этого визита Дювалье
был свергнут любящим народом и бежал, прихватив с собой несколько сотен
миллионов долларов.

Удивительно, она также посетила могилу жестокого коммунистического диктатора Энвера Ходжи в 1990 году, положив
венок на могилу человека, который подавлял религию в родной для Терезы
Албании. Она получала и регулярные пожертвования от газетного магната
Роберта Максвелла, обворовавшего пенсионных фонд своих же работников на
450 миллионов фунтов стерлингов. Список ее друзей и спонсоров также
включает никарагуанских "контрас", католической террористической группы,
которые организовывали «эскадроны смерти» в отношении гражданского
населения в попытках завоевать страну. Получала деньги она и от Ясера
Арафата, которого называла своим другом и с которым встречалась в
Ливане. Еще более зловещие слухи связывали деятельность ордена в
некоторых странах Латинской Америки с пожертвованиями людоедских
наркокартелей. Деньги на помощь больным и нищим были пропитаны кровью и
пахли кокаином.

Но наибольший негативный общественный резонанс вызвала дружба матери Терезы с американским банковским мошенником
Чарльзом Киттингом, который ограбил своих вкладчиков на 252 миллиона
долларов, за что получил 10 лет тюрьмы. А Фонд матери Терезы получил от
Киттинга 1 миллион 250 тысяч долларов и право пользоваться его личным
воздушным транспортом в любой момент - видимо, этот факт заставил мать
Терезу написать письмо прокурору с горячей просьбой о помиловании
Киттинга (просьба, естественно, не была удовлетворена). Прокурор
предложил ее вернуть подарок Киттинга, потому, что это были краденные
деньги. Она этого не сделала и на письмо прокурора не ответила.

»Можно сказать, что жертвовать матери Терезе стало очень популярным у людей, в
отношении которых у богобоязненных верующих не оставалось сомнений, что
они продали свою душу дьяволу. Поскольку никто из них и не думал после
этого как-то менять род своих занятий, похоже, эти пожертвования
рассматривались ими как своего рода индульгенции. "Прощенные", они с
новыми силами возвращались к своему служению сатане.» - пишет один из
христианских источников.

К матери Терезе много раз обращались с просьбой вернуть грязные деньги тем, у кого они были украдены. Каждый
раз следовал решительный отказ: "Они пожертвовали эти деньги от чистого
сердца не мне, а тому делу, которым я занимаюсь. Я не могу их отдать".

Деятельность матери Терезы

Несмотря на широко распространенное мнение о том, что Тереза стремилась
облегчить страдания бедных слоев населения, правда была совсем не такой.
Как документирует Хитченс, она фактически полагала, что страдание было
выгодным. Это - то, почему она держала свои клиники настолько
примитивными - не для того, чтобы больные люди могли быть вылечены, а
для того чтобы они могли стать ближе к Богу через их страдания. Как
писали критики, такие как Майкл Хаким: «Мать Тереза была насквозь
пропитана примитивным фундаменталистским религиозным мировоззрением,
которое видит боль, лишения и страдания, как облагораживающий опыт и
прекрасное выражение связи с Иисусом Христом и его мучениями на кресте».
На ее взгляд, страдания не были злом, которое нужно уменьшать, а
благословением, которое нужно прославлять.

Бесплатные клиники Терезы оказывали помощь, которая была в лучшем случае примитивной и
бессистемной, в худшем - антисанитарной и опасной, несмотря на огромные
суммы пожертвований, которые она получала. Несколько добровольцев в
клиниках Терезы, таких как Мэри Лоудон и Сьюзен Шилдс, свидетельствовали
о недостаточной помощи, оказываемой умирающим. Несмотря на регулярно
получаемые миллионы долларов в виде пожертвований, Тереза сознательно
держала свои клиники неэффективными и плохо оборудованными, неспособными
оказывать никакой, кроме самой примитивной, помощи.

Опять же, важно отметить, что эти условия не были результатом недостаточного
финансирования. Организация Терезы регулярно получала многомиллионные
пожертвования, которые скрывались на банковских счетах, в то время как
добровольцам говорили просить у спонсоров больше денег, аргументируя
крайней нищетой и отчаянной нуждой. На деньги, которые она получала,
вполне можно было построить полдюжины полностью оборудованных
современных больниц, но эти деньги никогда не использовались для этой
цели. Нет, небрежная и примитивная помощь больным была не случайной.

На деле Мать Тереза создала только Дом Смерти и детский приют в Калькутте.
После ее смерти доверители фонда долго и безуспешно пытались найти те
самые школы, на содержание которых собирались ежегодно огромные средства
- этих школ просто никогда не было. Как не было и больниц. Но зато
нашлись документальные свидетельства о продаже детей из детского приюта,
который немедленно тихо прикрыли во избежание скандала.

Врачи из разных стран Запада, поддавшиеся харизме Терезы, благородной идее
помощи бедным и несчастным и подписавшиеся на волонтерство в стенах Дома
Смерти, очень скоро приходили в недоумение, которое сменялось
возмущением. Большинство пациентов можно было бы запросто вылечить, и
без дорогостоящих операций - элементарными лекарствами, например,
антибиотиками, которых в Доме Смерти не водилось (из всех лекарств был
только аспирин). Иглы и шприцы мылись под краном, инфекционные больные
лежали вперемешку с остальными, а терминальные онкологические больные,
страдавшие от нестерпимых болей, так и умирали в мучениях, без
болеутоляющих лекарств. В комнатах Дома Смерти не было ни стульев, ни
вообще никакой мебели, кроме матрасов, брошенных на пол без постельного
белья.

В Доме Смерти никогда не работал квалифицированный
мед.персонал - только профессионально неграмотные монахини и волонтеры. И
это вполне отражает философию Матери Терезы, считавшей,что "наш мир
становится лучше благодаря страданиям обездоленных. Бедные люди должны
быть счастливы своей прекрасной миссией и возможностью разделить ее с
Христом". Поэтому на многочисленные просьбы и призывы превратить Дом
Смерти в больницу или хотя бы в хоспис, так как средства более чем
позволяли, ответом было неизменное "нет". Все, к чему стремилась мать
Тереза в своей деятельности -это возложить крест на чело умирающего и
таким образом приумножить царство Христово.

"Предполагается, что человек, попадающий в дом милосердия, хоспис или лечебницу, должен жить
в соответствии с теми же убеждениями, которые исповедуют сестры и сама
мать Тереза, — возмущается один из работников независимой службы помощи
больным СПИДом. — То есть если сестры полагают, что боль, испытываемая
ими, — жертва Христу, то и все их пациенты автоматически должны думать
точно так же". По его словам, он неоднократно слышал жалобы пациентов
лечебниц ордена, которым не позволяют пользоваться болеутоляющими
средствами (им ставилась в пример сама мать Тереза, всегда
отказывавшаяся от болеутоляющих).

В 1994-м году Д-р Робин Фокс, главный редактор одного из самых уважаемых медицинских журналов мира
"Ланцет", провел собственное расследование Дома Смерти - все факты
подтвердились - и подверг условия содержания больных и уход за ними
резкой критики на страницах журнала. Однако фонд критику проигнорировал.
Следующая статья Дональда Мак-Интайра, опубликованная в
году в The New Statesman рассказала о содержании детей в приюте матери
Терезы - грудные и новорожденные лежали все в одной большой кровати,
больные и здоровые, а тех, кто постарше, просто привязывали.

Ее «больницы» для бедных в Индии и в других местах были не более чем
складами людей, в которых тяжелобольные лежали на циновках, иногда по 50-60
в комнате, без врачебной помощи. Их болезни обычно не
диагностировались. Еда была скудной и санитарные условия - плачевными.
Там почти не было квалифицированного медперсонала, обычно только не
обученные монашки и монахи.

Однако, когда сама Тереза заболевала, она ложилась в самые дорогие больницы и санатории, получая
первоклассную медицинскую помощь и лицемерно отыскивала для себя самые
передовые технологии на западе.

Тереза как личность

«Невозможная смесь Святого Франциска с фельдфебелем», - сказал о ней один из сотрудников Красного Креста.

Она ездила по всему миру, проповедуя против разводов, абортов и
противозачаточных средств. На церемонии награждения Нобелевской премией
она провозгласила, что «величайшая угроза миру во всем мире - аборты».
Однажды она предположила, что СПИД может быть справедливым наказанием за
предосудительное сексуальное поведение. "Мы не позволим ни одного
аборта и запретим все противозачаточные средства" - говорила мать Тереза
с трибуны перед многочисленной толпой во время посещения Ирландии. И в
то же время поддерживала закон о насильственной стерилизации населения
Индии, проводимой премьер-министром Индирой Ганди и ее сыном и
последователем Самджаем Ганди, за что, кстати, заслужила порицание
католической церкви.

Тереза постоянно занималась саморекламой, при этом не гнушалась ложью. Она утверждала, что ее миссионерская
организация в Калькутте кормила в день более тысячи человек. Иногда она
называла цифры в , 7000 и
человек. На самом деле ее благотворительные столовые кормили не более
150 человек шесть раз в неделю, включая монашек, послушниц и монахов из
ее свиты. Она утверждала, что ее школа в трущобах Калькутты учит детей, а на деле их было меньше 100.

Тереза утверждала, что в Калькутте у нее 102 центра помощи семьям, но житель
Калькутты Ароуп Чаттерджее, который много времени потратил на изучение
ее миссионерской деятельности, не смог найти ни одного такого центра. За
долгие годы ее миссионерской деятельности в Калькутте случилось более
десяти наводнений и многочисленные эпидемии холеры, с тысячами жертв.
Различные организации помогали жертвам, но Тереза и ее команда не
принимали в этом никакого участия, кроме краткого появления во время
одного из бедствий.

Во время пресс-конференции в Вашингтоне,
когда ее спросили: «Учите ли вы бедных смиряться со своей участью?», она
ответила: «Я думаю, это прекрасно, когда бедные смиренно принимают
свою участь, деля ее со страстями Христовыми. Я думаю, что страдания
бедняков очень помогают миру».
Но сама она жила более чем в
достатке, останавливаясь в роскошных гостиницах во время заграничных
поездок. Похоже, оставалось незамеченным, что эта знаменитость проводила
большую часть своего времени вдали от Калькутты, подолгу задерживаясь в
богатых домах Европы и США, летая из Рима в Лондон, а оттуда в Нью-Йорк
на частных самолетах.

В результате ее деятельности, по самым скромным подсчетам Ватикан заработал 3-5 миллиардов долларов,
поступивших в ватиканские банки и никак не использовавшихся ни для
помощи больным ни для милосердия... Следы значительной части денег,
остававшихся у матери Терезы канули в неизвестность после ее смерти.
Официально счетов в банках у нее не было, но где-то же эти деньги
хранились? Потраченное на благотворительность пренебрежимо мало даже по
сравнению с небольшим остатком, который не был переведен на счета
Ватикана...

Ссылки:
1. Фильм Кристофера Хитченса в 3 частях
Hell"s Angel: Mother Teresa by Christopher Hitchens (1 of 3)
Hell"s Angel: Mother Teresa by Christopher Hitchens (2 of 3)
Hell"s Angel: Mother Teresa by Christopher Hitchens (3 of 3)

2. http://en.wikipedia.org/wiki/ Mother_Teresa
3. http://www.commondreams.org/ archive/2007/10/22/4727
4. http://www.patheos.com/blogs/ daylightatheism/2008/05/ mother-teresa/#comment-35845
5. http://kommersant.ru/doc/13774
6. http://forum.narnia.su/forum/ 12-884-1
7. http://jamillyne.livejournal. com/35777.html
8. Кристофер Хитченс “Миссионерская позиция: Мать Тереза в теории и практике” и “Бог не велик”

Фото: Zvonimir Atletic/Rusmediabank.ru

Сегодня имя матери Терезы не слышал разве что ленивый. Оно даже стало именем нарицательным, хотя, сказать по правде, и не всегда употребляется в положительном смысле. Как часто можно услышать о заботливом и добром человеке - «Нашлась мне тут мать Тереза!»...

Почему? Наверное, для мира во все времена человеческая доброта (как считают многие, чрезмерная) вплоть до жертвенности была чем-то неестественным, а такого человека считали не совсем нормальным, мягкотелым, бесхарактерным… Хотя кого-кого, а мать Терезу бесхарактерной никак не назвать! Давайте узнаем о ней побольше – сегодня, 19 октября, это особенно актуально: в этот день в 2003 году ее причислили к лику блаженных.

Мать Тереза: начало пути

Агнес Гонджа Бояджиу (а именно так звучало имя, данное ей при рождении) родилась на территории современной Македонии в 1910 году, тогда ее родной город Скопье еще входил в состав Османской империи.

Сегодня мы знаем ее как основательницу монашеской общины, занимающейся служением бедным и больным, однако к этой идее Агнес пришла не сразу, хотя любовью к делам милосердия она отличалась с детства. Этому способствовала атмосфера в семье: мать Агнес была смелой женщиной – даже несмотря на смерть мужа, она, одна воспитывая троих собственных детей, и взяла шесть приемных. Дети с раннего возраста были приучены к работе, а также посещали с матерью несколько бедных семей в родном городке.

Уже с 12 лет маленькая Агнес стала мечтать о том, чтобы стать монахиней и уехать служить бедным людям в Индию. В 18 она вступила в монашескую общину под название «Ирландские сестры Лорето» и уехала в Ирландию, где через 3 года приняла постриг, взяв имя в честь святой Терезы. Уезжая в 1928 году из дома, она даже подозревать не могла, что больше никогда не увидит свою мать – коммунистические власти не впускали монахиню в страну. В следующий раз посетить родные края она смогла лишь в 1991-м!

Вскоре монастырь отправил сестру Терезу в Калькутту (Индия), где она около двадцати лет преподавала в женской школе, а после создала новую общину. Появившаяся община, или монашеская конгрегация «Сестры-миссионерки любви», была создана специально для того, чтобы служить беднейшим из бедных. В то время (1948 год) на улицах Калькутты было множество бедняков – тяжелобольные старики, женщины и дети лежали прямо на улицах и умирали там же. Чем дальше от центра города, тем больше бед. Существовали целые кварталы, где люди рождались, проживали всю жизнь и умирали на улице в ужасающих для европейца антисанитарных условиях.

Новая община

Отдельных слов требует решение матери Терезы создать новую общину. Призыв к тяжелому служению людям, в принципе никому не нужным, мать Тереза почувствовала благодаря нескольким ситуациям. Одну из них она описывает очень подробно.
Как-то, идя по улице, она увидела лежащую на тачке женщину – ее кожа была покрыта ранами и коростой, женщина фактически гнила заживо. Сын привез ее к больнице на тачке, однако там не хотели ее принимать. Мать Тереза попробовала помочь – но врачи отказали и ей. «Я не могла возле нее находиться, ее коснуться, переносить ее запах», - описывает мать Тереза, рассказывая, что она ушла от нее, начала горячо молиться и вдруг почувствовала, что теперь приобрела достаточно сил, чтобы позаботиться об умирающей. И вернулась. Вернулась, вымыла женщину, позаботилась о ней. Та вскоре умерла, «но умерла с улыбкой на губах», как пишет мать Тереза.

Так начался долгий путь создания новой общины. Разумеется, заниматься подобными делами – ходить по индийским трущобам, обмывать гниющих умирающих людей собственными руками, перевязывать им раны, учить детей бедняков, живущих на улице, – не находилось много желающих. Сначала монахиня была одна. Первую школу для детей индийских бедняков она основала «среди мусорок»: здесь она учила малышей писать (на земле) и мыть руки. Иногда находился пустующий дом, куда она – худенькая женщина ростом 1,52 м! – сносила больных стариков и найденных в мусорных баках младенцев.

Власти, узнав о настойчивых действиях монахини, со временем даже выделили ей помещение – полутемный ангар, примыкавший к храму богини Кали. Некогда здесь содержали жертвенных животных. Он и стал первым хосписом новой общины: люди здесь не поправлялись, сюда приносили лишь умирающих больных, но каждый из них мог надеяться, что умрет, окруженный любовью. Мать Тереза описывает, что редко бывало, когда кто-то проживал здесь несколько месяцев, чаще попадали те, кто жил неделю, несколько дней, а то и часов. Однако каждый умирал с улыбкой.

Вскоре появилась первая помощница матери Терезы – бенгалка Субхасисни Даш, а чуть позже, в 1949-м, одна за другой к смелой монахине присоединились еще 11 девушек.

Трудно перечислить все, что было сделано в те годы. Остается добавить, что на момент смерти матери Терезы в 1997 году орден Милосердия насчитывал более 4 тысяч миссионеров, работающих в 123 странах. Миссионеры общины, созданной матерью Терезой, и сегодня работают в лепрозориях, детских домах и хосписах – как правило, в самых бедных регионах и в местах, пострадавших от природных катаклизмов.

Мать Терезу называют самой влиятельной женщиной мира, а ее жизнь - величайшим событием ХХ века. Достижения маленькой хрупкой монашки действительно поразительны, а ее личность исключительна по значимости для всего человечества.

Мать Тереза изменила мир и вполне заслуженно получила Нобелевскую премию «За деятельность и помощь страждущему человеку».

Она начала выполнять свою миссию с индийских трущоб, где в те времена люди умирали просто на улицах, а нежеланных младенцев выбрасывали прямо в зловонные мусорные кучи. Необычная монахиня, возжелавшая жить за стенами монастыря, взялась изменить то, что, казалось бы, изменить невозможно, - жестокую систему, существующую в стране, человеческие привычки и жуткие традиции…

Мать Тереза была уникальным человеком, потому что никто и никогда до нее не делал того, что делала она, - не посвящал свою жизнь помощи беднейшим из беднейших.

Тысячи людей в разных странах последовали примеру матери Терезы, начав помогать бедным и обездоленным. С ее легкой руки появились приюты, больницы, лепрозории по всему миру. Мир изменился… В нем стало больше доброты и сострадания.

Бедная монахиня, имущество которой состояло в самом дешевом сари, тонком матрасе и зачитанной Библии, основала орден с бюджетом в миллиарды долларов. Ей верили, ее ордену жертвовали огромные суммы денег. Ведь ей лично, как и другим его сестрам, не нужно было ничего.

Ее имя стало известным во всем мире. Перед ней были открыты все границы. Ее ждали в каждом уголке планеты. Встречи с ней искали журналисты, политики, самые великие и знаменитые люди мира. Монахине в белом сари начали поклоняться.

Пристальное внимание журналистов, сила и мощь, влияние аскетичной монахини, масштаб движения, которое она основала, - все это поражало.

Однако многие люди до сих пор задаются вопросом: зачем, зачем ей все это надо было? Ведь ее дневники говорят о том, что она была глубоко несчастлива. Монахиня, которая постоянно говорила о Боге, в душе сомневалась в его существовании. Зачем она выбрала себе такой тяжелый и необычный жизненный путь? Почему она отказалась от счастья материнства, от прелестей земной любви, от собственной семьи? Что за странная идея - стать невестой Иисуса? Зачем она делала то, что делала?

Итак, зачем?

Агнес Гонджа Бояджиу

События, которые происходят в детстве, безусловно, влияют на формирование человека и на его судьбу. Личность матери Терезы - не исключение.

Агнес Гонджа Бояджиу родилась в 1910 году в семье албанцев.

Семья была не только обеспеченной, но и счастливой и по-настоящему дружной. Бояджиу были ревностными католиками.

Отец Агнес был строгим, но любящим. Глава семейства Бояджиу был успешным предпринимателем, знал много языков и очень интересовался политикой. Семья потеряла кормильца, когда Агнес было 9 лет.

Мать Агнес - Дранафиле - была удивительной женщиной. Ее собственный пример и то воспитание, которое она дала, очень повлияло на развитие, дальнейшую судьбу и мировоззрение девочки.

Дранафиле была красавицей, но главное то, что она была очень добрым и сострадательным человеком. Бедные странники всегда находили приют и еду в ее доме. Она помогала тем, кому нужна была помощь, даже после того, как потеряла мужа, а ведь в то время ей самой было нелегко. К примеру, Драна ухаживала за больной многодетной женщиной, а после ее смерти забрала всех ее детей в свой дом, где они жили как члены семьи Бояджиу. Дранафиле также ухаживала за женщиной-алкоголичкой, которая жила по соседству, убирала у нее в доме и приносила еду.

Агнес Гонджа часто помогала матери. Способность сострадать и желание помогать несчастным сформировались у нее до пубертата под влиянием правильного воспитания матери.

Звуковой ребенок задается вопросами о Боге, смысле жизни и мироздании в достаточно раннем возрасте - в 5–6 лет. Потом, по мере взросления и развития, звуковые вопросы у такого ребенка могут и не осознаваться, чтобы через некоторое время вновь дать о себе знать. Только для звуковика внутреннее важнее внешнего, только он задается вопросами о смысле жизни, только он готов полностью отречься от всего материального, телесного, мирского, того, что кажется ему бессмысленным…

Кожно-звуко-зрительная Агнес родилась и выросла в католической семье, поэтому не удивительно, что она искала Бога именно в католической вере. Монашество означало для нее приближение к Богу, единение с ним, служение ему. То есть наполнение звуковых нехваток в познании Творца и секретов мироздания.

Агнес Гонджа знала о деятельности бенгальской миссии и решила последовать примеру миссионерок, которые помогали бедным в Индии. Это решение позволяло ей соединить два важных для нее аспекта: звуковой поиск Бога, который она видела в монашестве, и зрительное сострадание и желание помогать тем людям, которые находятся в бедственном положении.

Долгие годы в Калькутте мать Тереза была учительницей в маленькой школе для девочек при монастыре. Надо сказать, она была замечательной учительницей и превосходной воспитательницей. Дети любили ее за доброту, нежность и энтузиазм.

Мать Тереза вместе со своими воспитанницами навещала больных в госпиталях и нищих в трущобах, а затем проводила с девочками серьезные беседы о только что увиденном. Идеально соответствуя образу кожно-зрительной учительницы в состоянии «мир», воспитывала в своих ученицах лучшие качества, такие как мораль, нравственность, доброта, сострадательность.

Но в возрасте 36 лет мать Тереза ощущает потребность жить среди бедных, помогать им вне стен монастыря. Это странное желание было воспринято настоятельницей и другими сестрами с большой неприязнью и насмешками…

Жизнь в трущобах Калькутты

Никто до сих пор не делал того, что задумала мать Тереза. Католицизм имеет достаточно ригидную бюрократическую систему, в которой не приветствуются новые идеи. Как ей вообще все это пришло в голову? Одинокая нищая монахиня в бедняцких трущобах, в эпицентре нищеты, болезней и беспомощности - что она могла там изменить, не имея поддержки и одобрения?

Однако мать Тереза умела убеждать и добиваться своего. Через 2 года, в возрасте 38 лет, она получила разрешение жить вне стен монастыря (при условии, что будет следовать своим монашеским обетам).

Монахиня ускоренно окончила медицинские курсы и выбрала для обитания самый бедный район калькуттских трущоб - Моти Джил.

Все, что у нее было, - это кусок мыла и дешевое белое сари. Она помогала беднякам мыть детей и обмывать раны, а на второй день принялась учить письму пятерых детей, рисуя буквы палочкой прямо на земле.

Она находила еду для голодающих детей, собирая милостыню у торговцев на рынке или по домам. В скором времени она нашла подходящее помещение, где организовала школу для бедных и беспризорных детей. Монахиня учила их читать, писать и обслуживать себя.

Через год у матери Терезы появилась первая последовательница, еще через год их было уже семь.

Орден милосердия

Самое важное лекарство - это нежная любовь и забота.
Мать Тереза

Вскоре мать Тереза получила от Ватикана разрешение на создание ордена милосердия - единственного католического ордена, возникшего в ХХ веке. К обычным (кожно-звуковым) монашеским обетам - нищеты, поста и целомудрия - мать Тереза добавила еще один (зрительный): все свои силы отдавать на служение нищим, ничего не требуя взамен.

Все больше больных, обездоленных и голодающих обращалось к сестрам из ордена милосердия. Орден пополнялся сестрами, желающими посвятить свою жизнь помощи беднейшим из беднейших…

В 1952 году мать Тереза открыла в Калькутте первый Дом для умирающих (позже подобные заведения начали называться хосписами). Она и ее помощницы начали подбирать никому не нужных людей, которые умирали на улицах. Сестры ухаживали за ними, кормили, обмывали их раны, стараясь облегчить их страдания. «Одиночество и ощущение, что ты никому не нужен, - самый ужасный вид нищеты», - говорила мать Тереза.

Ее беспокоила еще одна проблема, существующая в Индии, - больные проказой. Проказа традиционно считается там карой господней, поэтому от заболевшего человека отворачиваются абсолютно все, независимо от его статуса он становится бездомным изгоем общества. Таких изгоев в Калькутте насчитывалось около 500 тысяч.

Переубедить индусов изменить свое отношение к больным проказой матери Терезе не удалось. К тому времени орден милосердия стал уже достаточно известным, это позволило монахине добиться выделения ей участка земли и, используя финансовую помощь благодетелей, создать там лепрозорий под названием «Город мира». Это было поселение прокаженных, где они могли жить и работать.

Мать Тереза и ее сестры подбирали бездомных детей, а также выброшенных в канавы и мусорные кучи нежеланных младенцев. Если от ребенка отказывалась родная мать, малыш находил приют в Доме детей, созданном орденом милосердия. Для многих из этих детей были найдены приемные семьи, мать Тереза работала и в этом направлении… Ее невероятная энергия позволяла ей успевать все.

На пути матери Терезы возникало огромное количество преград и трудностей. Без всякой поддержки сверху она решала все проблемы самостоятельно. Она всегда находила способ продолжать свое дело, несмотря ни на что. Создательница ордена милосердия и ее последовательницы находили лекарства и еду для бедных, собирая милостыню и принимая пожертвования от благотворителей. Она находила помещения для проживания сестер и для других целей ордена. Ей верили, помогали, жертвовали на ее дело. Ей не верили, критиковали, мешали. Ее путь не был гладким.

Мать Тереза была очень развитой и сильной личностью. Кроме всего прочего, эта хрупкая монахиня была на редкость эффективным лидером. Правильное воспитание, которое дали ей родители, научившие ее самодисциплине и организованности (что послужило ), позволяло ей естественным образом организовать работу сестер и без труда управлять ими. О ней вспоминают: «Если мать Тереза говорила тебе: «Сядь», ты садился»…

Миссия и принципы

Мать Тереза и все ее сестры милосердия вели крайне аскетичный образ жизни. «Не дайте нарушить бедность моего ордена», - говорила она, отказываясь от всего дорогого и помпезного. Все приюты, больницы и хосписы, созданные ею, были очень скромны и просты, оборудованы лишь необходимым. Орден милосердия никогда не тратил деньги на второстепенные вещи, во всяком случае мать Тереза этого не хотела. Телевизор в какой-то из больниц, к примеру, - это отнятая еда у голодных. Ведь в мире столько голодающих!..

…Где бы в мире ни случилось несчастье, мать Тереза отправляется туда. Например, она отправилась в Бейрут во время боевых действий. Воспользовавшись затишьем, она вывезла детей-инвалидов из разгромленного приюта. Она ездила по всему миру, открывая в разных странах новые приюты и больницы.

Не все поступки и принципы всемирно известной монахини были поняты и приняты общественностью. Мать Терезу критиковали, к примеру, за то, что она брала пожертвования у нечистых на руку лиц. Иногда у нее требовали вернуть эти деньги людям, пострадавшим от дельцов-добродетелей. Она всегда отказывалась возвращать деньги, ссылаясь на то, что они были пожертвованы с чистым сердцем и не ей, а делу, которым она занимается.

Мать Тереза была очень энергичным, деятельным, улыбчивым человеком. Она учила сестер милосердия улыбаться людям, потому что улыбка, по ее словам, - это подарок любви. Многие считали ее святой еще при жизни. И вряд ли кто-то догадывался, что скрывается за ее улыбкой, что происходит в ее душе…

«Небеса закрыты»

Моя улыбка - большой покров, за которым скрывается масса боли. Иногда боль так сильна, что я слышу свой собственный голос: «Боже, помоги мне».
Мать Тереза

Мать Тереза говорила, что в каждом нищем, больном и несчастном она видит Иисуса. Она не просто посвятила свою жизнь служению беднейшим из беднейших - таким образом она пыталась служить Господу. Она называла это деятельной любовью, а себя - карандашом Бога.

Ее уход в монашество - это побег к самому Богу. Ее боль и неверие - это не что иное, как звуковая депрессия. Она так и не нашла Бога, которого так страстно искала, она не чувствовала его, не ощущала любви к нему и сомневалась в его существовании.

Ни молитвы, ни причастие, ни паломничество - ничто не могло унять эту боль и укрепить монахиню в вере. «У меня осталось столько вопросов без ответов! Я боюсь задавать их, потому что это - кощунство. Если Бог есть, прошу - прости меня», - писала она в своем дневнике. «Молитесь за меня, отец, потому что мне все труднее жить с самой собой», - просила она своего духовного наставника.

Соотечественники матери Терезы, священники (у которых нет звукового вектора), объясняют ее кризис веры слишком большими ожиданиями от Бога. Неужели она думала, что придет Христос во плоти и предстанет перед ней? Как святая может сомневаться в существовании Бога? Чего она вообще ждала, чего хотела? Неужели так трудно просто верить и молиться?..

Психологи пытаются объяснить душевные страдания матери Терезы следствием событий ее детства, потерей отца, например. Кое-кто из них предполагал, что «ей нравилось страдать»…

Только системно-векторная психология позволяет понять, что и почему происходило с самой влиятельной женщиной мира.

Дело в том, что религия не может наполнить нехватки современного звуковика, так как они гораздо глубже, чем у представителей предыдущих поколений. У матери Терезы был мощный темперамент и, соответственно, сила желаний и нехваток звукового вектора не могла удовлетвориться католической верой.

На то, что звуковой вектор матери Терезы находился не в лучшем состоянии, указывает тот факт, что она почти не спала. Также мать Тереза говорила, что слышит голоса («внутренний голос», «голос Бога»). Бессонница и «голоса» - это исключительно звуковые расстройства.

Мать Тереза реализовала себя настолько, насколько могла, но звуковые нехватки, как больной зуб, не позволяли ей радоваться жизни…

Мать Тереза прежде всего обладательница кожно-звуковой связки векторов, которая позволила ей воплотить в жизнь великую идею, в которой нуждался мир в ХХ столетии. Пребывая в поисках Бога, она побудила сотни тысяч людей со зрительным вектором к действию, к выполнению своей видовой роли - сострадать, помогать, выхаживать…

Этой удивительной женщины больше нет в живых, но дело, начатое ею, продолжается. Орден милосердия действует в 133 странах мира. 4,5 тысяч монахинь в белых сари помогают тем, кому больше некому помочь. Сотни тысяч волонтеров по всему миру причастны к работе ордена. А мать Тереза навсегда останется символом доброты, сострадательности и любви к человеку.

Если вам интересен глубокий разбор психологических качеств человека на примере известных личностей и применение системных знаний в жизни для лучшего понимания себя и своих близких, можно записаться на бесплатные онлайн-лекции по Системно-векторной психологии Юрия Бурлана по ссылке:

Статья написана по материалам тренинга «Системно-векторная психология »

О чем мечтают многие? Об известности и достатке, о том, чтобы прожить яркую интересную жизнь, о том, чтобы машина была не хуже, чем у соседа... Она мечтала о том, чтобы служить бедным, чтобы накормить голодных и успокоить страждущих. Жизнь матери Терезы просто удивительна и неповторима. Такие, как она, рождаются один раз в тысячу лет. Память о ней будет жить еще очень долго, ее добрые дела продолжают последователи, во всем мире действуют ее приюты и больницы для нищих. Кто такая

Биография. Начало пути

В Македонии, в городе Скопье, 26 августа 1910 года в албанской семье родилась девочка Агнес. Ее отец Никола и мать Дранфиле были католиками. Глубоко набожные, они регулярно посещали церковь, много времени уделяли молитвам и благотворительности.

Отец Агнес погиб при невыясненных обстоятельствах в 1919 году. Мать осталась с тремя детьми на руках. Привыкшей к обеспеченности осиротевшей семье сначала приходилось трудно. Но Дранфиле не отчаялась. Она стала зарабатывать шитьем и вышивкой на пропитание, и не только вела с детьми безбедную жизнь, но и продолжала помогать бедным.

Агнесса Гонджа Бояджи была симпатичной, послушной и умненькой девочкой. Помогала маме, пела в церковном хоре, сочиняла стихи. Но уже с 12 лет знала, что хочет посвятить свою жизнь Богу. В 17 лет она попросила благословения у матери стать монашкой. Дранфиле испытала настоящий шок. Она осознавала, что больше никогда не увидит Агнесс, и всем сердцем не желала этой разлуки. Однако после ночи, проведенной в раздумьях и молитвах, все-таки пошла навстречу дочери и благословила ее на святые дела.

26 сентября 1928 года в путь через Индийский океан в Калькутту в Лоретто отправилась уже не Агнесса, а мать Тереза. Краткая биография не способна охватить всю гигантскую мощь ее деяний, ее неисчерпаемого милосердия и безоговорочной веры в Иисуса.

Служение

Достигнув обители ордена Лорето, сестра Тереза стала учительницей. Она преподавала детям уроки истории и природоведения, занималась с отстающими, много молилась. Она пела в церковном хоре, заслужила уважение и почет, заняла пост директора одной из школ. Так продолжалось целых 16 лет. А потом монахиня добилась одобрения Рима стать вольной миссионеркой и 16 августа 1948 года покинула орден.

Она ни в чем не знала нужды, легко справлялась с обязанностями, была довольна жизнью и вдруг решила все бросить. Почему так поступила мать Тереза? Краткая биография ее свидетельствует, что только к велению души прислушивалась монахиня, пожелавшая без остатка посвятить свою жизнь Богу - "Королю всего мира".

Кто такая мать Тереза

Это монахиня, которая, последовав велению сердца, отказалась от удобств и покоя жизни в общине, вместо этого купила дешевое белое сари и шагнула в трущобы Калькутты.

Тут ее ждал кошмар - зловонные грязные улицы, голодные нищие, гниющие тела, безнадежность умирающих, выброшенные на улицу оборванные дети и прочие ужасы. Первое впечатление повергло монахиню в шок, со слезами убежала она в свою обитель и обратила свой взор к Богу. Молитва матери Терезы была бесхитростной. Она просила у Всевышнего сил исполнить то, для чего Он ее предназначил. Бог ответил на горячее искреннее воззвание. Сердце монахини наполнилось решимостью, мужеством и горячей любовью ко всем обездоленным и забытым. В них она увидела Христа, буквально исполняя заветы Библии.

Вернувшись на улицу, миссионерка стала помогать бедным. Она выхлопотала у местных властей большой дом, который раньше был хлевом, вычистила его до блеска и стала приносить туда умирающих с улиц. Наркоманы, больные раком и СПИДом, прокаженные - все получили уход, приют и питание в свои последние дни. Выброшенные в мусорные ящики младенцы и никому не нужные старики также обретали здесь дом.

Мать Тереза вставала в 4 утра, готовила еду на сотни нуждающихся, обмывала, стирала, чистила. Всю эту тяжелую и монотонную работу она делала с улыбкой и безграничным терпением. Вскоре, вдохновленные ее примером, к миссионерке стали присоединяться другие монахини. Помощницы также видели свое призвание в служении беднейшим из бедных во имя Христа.

Кто такая мать Тереза? "Я - карандаш в руках Господа," - отвечала она на этот вопрос.

Плоды милосердия

За годы неустанных трудов Орден миссионерок милосердия разросся. В 1965 году он насчитывал 300 сестер, сегодня - несколько тысяч. Больницы, приюты, школы открыты по всему миру. Мать Тереза часто ездила в планеты, призывала к миру, выступала против абортов, осуждала феминисток и ни под каким предлогом не принимала сексуальные меньшинства, считая их отвратительным грехопадением, а СПИД называла карой небесной за гомосексуальные связи.

Кто такая мать Тереза? Это женщина, которая самым великим чувством назвала любовь. За свою благотворительную деятельность она получила несколько международных наград, в том числе Нобелевскую премию.

Она учила, что надо всегда проявлять доброту, терпимость и понимание, что в сердце не должно быть места мести и ненависти, что только вера и любовь могут спасти мир.

После смерти - 5 сентября 1997 года - ее причислили к лику святых. Дело ее живет и ширится. Миллионы последователей, восхищавшихся духовностью этой маленькой женщины, приняли у нее эстафету милосердия.

Мать Тереза – католическая монахиня, известная своим милосердием по отношению к нуждающимся в помощи людям.

В XXI веке женщина была причислена к лику блаженных и святых. Биография матери Терезы (настоящее имя – Агне́с Го́ндже Бояджи́у) полна удивительных историй: многие люди боготворили монахиню, однако были и такие, кто обвинял ее во лжи. Некоторые факты из жизни святой до сих пор скрыты для нас завесой тайны, что вызывает повышенный интерес к личности великой женщины.

Краткая биография

Будущая всемирно известная святая родилась в Македонии. Дата ее рождения – 26 августа 1910 года. Судьба девочки была предопределена еще в детстве: ее родители почти все свое время посвящали служению Богу. Мать Дранфиле и отец Никола воспитывали детей согласно религиозным канонам и приучали их помогать нуждающимся: бедных людей радушно принимали в доме семьи Бояджиу.

Когда девочке исполняется 9 лет, ее отец погибает во время нападения на их деревню. Дранфиле продолжает воспитывать детей одна. Несмотря на материальные трудности и большую загруженность работой, женщина в дальнейшем взяла в своей дом шестерых детей-сирот. Дочь всегда восхищалась делами своих родителей, их добрые поступки вдохновляли ее, поэтому с 12 лет она начала мечтать о церковной стезе.

В 18 лет Агнес едет в Ирландию и вступает в монашеский орден. Уже в 21 год она принимает постриг. Агнес была вдохновлена служением монахини Терезы из Лизье, поэтому взяла себе имя в ее честь. Вступив на путь служения Господу, девушка отправляется в Калькутту обучать учениц женской школы Святой Марии.

Тереза в молодости начинает проявлять активную жизненную позицию и оказывать поддержку нуждающимся, одновременно собирая вокруг себя единомышленников. В 1948 году, в возрасте 38 лет, монахиня создает общину, название которой известно и по сей день – «Сестры миссионерки любви».

Служительницы создавали условия для развития и комфортной жизни детей: они строили школы и приюты. Больницы этого сообщества принимали любого человека, не обращая внимания на его религию и национальность. Уже через 18 лет община раздвигает свои границы, отделения начинают открываться в других странах. В настоящий момент около полумиллиона филиалов общины работает по всему миру.

С 1984 года у матери Терезы начались серьезные проблемы со здоровьем. Она пережила несколько сердечных приступов, переболела пневмонией, малярией. В 90-е годы современная медицина пыталась спасти здоровье монахини. Она проходила лечение в Калифорнии, помимо традиционных методов над ней проводился ряд обрядов для изгнания дьявола, которые в итоге не возымели эффекта. Архиепископ из Калькутты Генри Себастьян Д’Сауза считал, что ухудшение самочувствия могло быть связано с вселением в тело Терезы злого духа.

В марте 1997 года мать Тереза поняла, что больше не может выполнять обязанности руководителя ордена, поэтому покинула свой пост. В первый день осени умерла при трагических обстоятельствах английская принцесса Диана. Монахиня была опечалена произошедшим и пообещала произнести молитву за упокой ее души 6 сентября, однако 5-го числа сердце матери Терезы остановилось и она не успела реализовать задуманное.

Похороны святой были масштабными. Смерть всеобщей любимицы вызвала шок, в Индии был объявлен траур. Проститься с матерью Терезой можно было в течение 7 дней: прозрачный гроб из стекла с ее телом находился в соборе Святого Томаса. К нему приходили как простые люди, так и известные актеры и политические деятели. Похоронена монахиня во дворе штаб-квартиры своего ордена.

Учение монахини

Мать Тереза Калькуттская говорила, что человек должен относиться к людям так же, как и к Господу. Именно это позволит ему выразить любовь к Всевышнему и жить в гармонии. Монахиня создала правила, которые позволяли бы человеку поступать правильно, – их назвали «10 заповедей матери Терезы».

Сама монахиня жила, беспрекословно следуя своим канонам. Заповеди матери Терезы просты для понимания и очень похожи на современные нормы морали, которые нам прививают с детства родители. Святая призывала воспитывать в себе такие качества, как:

  • Прощение.
  • Доброта.
  • Целеустремленность.
  • Откровенность.
  • Упорство.
  • Умение радоваться каждому дню.
  • Умение дарить добро окружающим.
  • Щедрость.
  • Следование своей миссии.
  • Служение Господу.

Тереза рекомендовала каждому человеку перестать думать о том, чего у него нет. По ее мнению, мы тратим слишком много времени на размышления о будущем и о материальных благах. Это забирает нашу энергию и ощущение счастья. Для того чтобы чувствовать радость жизни, необходимо помогать нуждающимся – именно в этом предназначение человека. Мир начинается с наших поступков – вот что она пыталась доказать своими делами и речами.

Немаловажно и то, что мать Тереза удостоена престижной награды, ей была присвоена Нобелевская премия мира – награда, которая дается за вклад в укрепление мира. 11 декабря 1979 года монахиня прочитала свою лекцию, традиционную при получении этой награды. В первую очередь она поблагодарила Господа за свершившееся, а также рассказала слушателям о ценностях жизни и преимуществах служения нуждающимся.

Критика монахини

Несмотря на то что для большинства людей несомненным авторитетом является мать Тереза, биография ее полна и провокационных, сомнительных фактов. Зачастую общественность критиковала монахиню, обвиняла ее в связи с преступниками и в краже доходов ордена. Однако по сей день данные факты до конца не доказаны, и правда о матери Терезе остается неясной.

Многие авторы утверждают, что мать Тереза входила в круг общения диктаторов и мошенников. В числе ее знакомых были Жан-Клод и Мишель Дювалье – правители Гаити, которые разграбили страну. Удивительно, но монахиня называла их поведение достойным – подобное положение дел было благоприятным для бедных слоев населения.

Другом Терезы также был Чарльз Киттинг, известный своим судебным скандалом. Его обвиняли в рэкете и мошенничестве, в то время как он выступал как борец с порнографией. Известно, что огромные суммы денег хранились на счетах мужчины, откуда часто поступали переводы на счет Терезы.

Когда Чарльза посадили в тюрьму, монахиня написала письмо с прошением о его освобождении, однако это не возымело действия на прокурора. В ответ он потребовал вернуть деньги, что были нечестным путем получены от обманутых людей и направлены в ее фонд. На это письмо мать Тереза никак не отреагировала.

Считается, что мать Тереза была аполитична, однако это не так. Она придерживалась правых политических взглядов и выступала за запрет абортов, разводов и контрацепции. Монахиня называла СПИД справедливым наказанием за разгульную сексуальную жизнь — такая мысль была ей навеяна современными для того времени политическими взглядами. Начинают появляться первые критические замечания в адрес монахини.

Многие авторы также отмечают несоответствие сумм, которые жертвовались в фонд, и качества помощи, которую предоставляли клиники Терезы. Иглы в шприцах могли использовать несколько раз, промывая их водой между применениями. Умирающим от тяжелых заболеваний зачастую предлагали только аспирин. В клиниках не было современного оборудования, поэтому пациенты часто умирали, не получив помощи.

Низкое качество оказываемых услуг подтверждает и поступок самой монахини – заболев, она выбирает для госпитализации современную клинику, а не свою больницу. Сама Тереза часто отмечала, что страдания необходимы человеку, они делают его лучше. Возможно, именно поэтому она не стремилась улучшить свои больницы.

Критике также подвергается тайное крещение в католическую веру умирающих людей в клиниках Терезы. Мусульмане и индуисты, находясь в тяжелом состоянии, принимали новую веру, даже не осознавая полностью происходящего. Таким образом монахиня насильно обращала людей в свою религию.

В подобных поступках обвиняли мать Терезу, разоблачение ее, однако, никогда не было открытым и массовым. Защитники Терезы объясняли происхождение подобных слухов завистью и злыми сердцами людей.

Краткая биография позволяет осветить лишь некоторые факты из жизни монахини. Более подробную информацию можно узнать в Википедии либо прочесть книги самой матери Терезы. Автор: Екатерина Липатова

Загрузка...