docgid.ru

Нарушения сна глазами педиатра и сомнологов. Тихий час на двоих: как уложить и старшего, и младшего Кто обращается в школу

Итак, для помощи прохождения этого непростого для малыша (и меня) периода, я решила воспользоваться подсказками специалиста по сну Ким Вест. Возможно и Вам они окажутся полезными, а о своем опыте их применения я буду писать заметки в своем журнале и завтра с утра опубликую результаты за первый день и ночь. Могу сказать, что сегодня я уже применила несколько в своей тактике и это реально помогает.☺

1. Делайте то, что работает.

Помните, сейчас для вашего ребенка многое меняется, поэтому старайтесь «плыть по течению», по крайней мере временно. Это может означать, что ваш ребенок дремлет в качели, коляске или машине, чтобы поспать в течение дня. Помните: то, что работало вчера, может не сработать сегодня, и будьте готовы пробовать другие способы. В этом возрасте совершенно нормально укачивать, кормить или похлопывать ребенка, чтобы усыпить его, т.к. вы не создадите никаких негативных ассоциаций со сном, требующих коррекции в дальнейшем. Ваша цель – уложить ребенка спать.

2. Отслеживайте признаки усталости вашего ребенка и немедленно на них реагируйте.

В зависимости от вашего ребенка, его признаки усталости могут быть как почти незаметными, так и ярко выраженными. Отслеживайте такие признаки, как зевание или потерю интереса, малыш может тереть глаза или капризничать. Когда вы видите эти знаки, действуйте немедленно и помогите ребенку уснуть, чтобы он не переутомился, т.к. это сделает засыпание гораздо сложнее для вас обоих.

3. Когда перед сном активность ребенка снижается, ловите момент, когда он уже сонный, но еще не уснул.

Это побудит и научит его засыпать самостоятельно. Оставайтесь рядом с ним утешайте его словами или прикосновениями. Если в течение 15 минут, несмотря на ваши действия, ребенок только плачет, возьмите его на руки и укачайте, подержите или покормите его, чтобы усыпить, и попробуйте снова следующей ночью или тогда, когда вы почувствуете, что оба готовы к этому.

4. Будьте аккуратны с новыми способами помочь ребенку уснуть. Продолжайте пробовать и использовать те способы, которые работают, но постарайтесь не использовать слишком много сразу.

Этот совет может показаться трудновыполнимым, когда вы оба отчаянно пытаетесь поспать. Если вы выработали у ребенка привычку засыпать с помощью укачивания, укачивайте, но не добавляйте к этому кормление на засыпание. Таким же образом, если ваш ритуал перед сном включает в себя кормление и похлопывание, это отлично, но в таком случае не добавляйте к ритуалу засыпания еще и укачивание. Удлинение списка способов помочь ребенку уснуть означает лишь то, что в дальнейшем вам придется проделать больше работы. Пока удается помочь ребенку уснуть, предпочитайте новым техникам те способы, что уже однажды сработали.

5. Давайте ребенку максимум тактильного контакта и поддержки.

В период регресса сна и вы, и ваш ребенок, скорее всего, невероятно устаете (что совершенно справедливо!), и дополнительный тактильный контакт, объятия и ласковые слова могут значительно помочь. Конечно, ваш ребенок пока не может оказать вам настоящую поддержку, но вы можете ласково с ним разговаривать, держать и носить его на руках, чаще с ним обниматься, чтобы облегчить ему этот период изменений в развитии.

6. Ищите признаки развития.

Да, это период испытаний для вас, но вы удивитесь тем новым открытиям, которые ваш малыш сделает за эти недели. Вы можете обнаружить, что ваш ребенок учится переворачиваться или начинает пытаться садиться. Эти изменения в развитии одновременно и увлекательны, и утомительны для вашего ребенка. Также вы можете заметить, что в этот период малыш растет буквально на глазах и, так как его тело изменяется и развивается, это может привести к еще большей потребности в сне, поэтому внимательно отслеживайте признаки усталости.

7. Следуйте вашему гибкому режиму настолько, насколько это возможно.

Детям очень важны постоянство и привычные ритуалы, поэтому будьте готовы обеспечить их вашему ребенку. Если у вас все еще нет успокаивающего ритуала перед сном, состоящего из 3-4 действий (чтение книги, песенка, принятие ванны, после чего ребенок отправляется в кровать), это отличный момент, чтобы его создать. Вы можете использовать этот ритуал в укороченном виде и перед дневными снами, исключая ванну и выбирая одно или два действия из ритуала засыпания на ночь, чтобы помочь вашему ребенку понять, что пора засыпать.

Чего хотят дети? После двух лет декрета мне показалось, что я точно знаю ответ на этот вопрос. Знаю чем и как их кормить, как воспитывать и куда их девать (деваться самой), когда уж нет сил. И делать это всё таким образом, чтобы не сомневаться и не чувствовать себя плохой мамой.

С рождением второго ребенка я задумалась о том, что силы мне нужны 24/7, а где их взять, если ночи хороводом ходят вокруг кормлений и качаний - не понятно. И вот ты злой невыспавшийся маман с опухшим от усталости лицом задаёшься вопросом: «Почему меня не предупредили, что дети это так?!».

- Громко и очень сонно.

Эти дети такие неумехи, их нужно учить буквально всему. Кроме, наверное, одного - как делать себе подобных. С этим они как-нибудь уж разберутся в своё время. А вот, как кушать и даже спать, их приходится учить нам. С ГВ все разобрались ещё в роддоме, а если нет - решается смесью.

Но как научить ребенка спать?

Первое время после рождения большинство детей спит много - по инерции. Известно же, что в утробе дел немного, остается только спать. Потом становится интересно. Жить интересно. Тут тебя мама на руки возьмет - тепло. Потом грудь даст - вообще сказка. А еще есть обои на стене и яркий свет на потолке. Иногда перед глазами появляются разноцветные гремящие штуки, их даже можно облизать. Поспать получается только “свалившись” от усталости, капитулируя из-за невозможности оказать сопротивление. Вздремнул полчасика и снова обои, свет и море интересностей.


Полноценный сон для ребенка - подставьте любой синоним слову “важно” . А за количеством часов на сон необходимо следить так же, как и за физическим развитием или рационом.

Большинство проблем возникают на фоне неправильного режима, либо его отсутствия. Против обывательской логики выступает такая зависимость: чем больше устанет ребенок, тем сложнее будет засыпать и короче сон. Существуют некоторые временные нормы бодрствования детей от рождения до года. Конечно, всё индивидуально, но на эти правила можно ориентироваться и взять их за основу построения своего режима.

Вода камень точит, как говорится. Режим и постоянство могут решить многие проблемы со сном.


Самый оптимальный вариант выглядит так: кормление - бодрствование - сон.

Такой режим сложно выполним хотя бы потому, что ребенку проще всего уснуть на груди - ему комфортно, тепло и пахнет мамой. Так он и делает с первых дней жизни. Кушает и вырубается.

В итоге, очень быстро вырабатывается что-то сродни рефлексу: кормление - сон. Ребенок знает только то, чему мы его научили.

Я не задумывалась об этом пока кормила дочку - она всегда засыпала на груди, и в итоге я получила непрерывно сосущее во сне ЧУДОвище.

Связь между кормлением и сном я обнаружила только после того, как отучила её от груди. Дочь тут же начала спать ночи напролёт, не просыпаясь, а дневной сон тоже стал заметно продолжительнее.

Объясняется это так: засыпая с грудью, ребенок хочет, чтобы все было на своих местах и в момент пробуждения. Так как он это запомнил, проваливаясь в сон: мама рядом, грудь во рту, все ок, можно дрыхнуть дальше.


Сон человека и большого, и маленького состоит из нескольких фаз. «Выпадание» из сна на смене фазы происходит у детей достаточно часто. Только мы, взрослые, научились переходить в следующую фазу без посторонней помощи. Младенцу помощь нужна и он ищет то, в чём разбирается хорошо - маму и грудь. Не находит - просыпается.

Потому задача номер один - обучить самостоятельному засыпанию, чтобы проснувшись, ребёнок имел возможность уснуть снова. Методов уйма: Эстивиля, Фербера, Вайсблата, Трейси Хогг, Ким Вест, метод «Будильник», «Фейдинг», даже банальный бабушкин - «дать проораться». Каждый выбирает свой. Ребенок откликнется на подходящий ему метод и остается дело за малым - последовательно его выполнять, что бесконечно важно! Пока цель не будет достигнута и ребенок не начнет засыпать сам или с минимальной помощью. Будет долго и громко, но это того стоит.

До 6 месяцев короткие сны, минут так по 30 - распространенная история из-за незрелости нервной системы. Потому задача номер два - пробовать продлевать сон. Делать это важно, не ожидая, что как-то само решится. Хотя бы потому, что накапливаемая усталость за день мешает полноценному отдыху ночью.

Ситуация со сном, как правило, всегда усложняется для родителей при появлении второго ребенка. Когда у вас был только один малыш, вы могли подремать вместе с ним и немного восстановить силы. Теперь же это гораздо труднее, ведь необходимо присматривать за первенцем, который спать совсем не хочет, а желает весело проводить время в компании мамы. А когда старший наконец готов поспать, младший наотрез отказывается последовать его примеру. В результате первые месяцы все попытки как-то синхронизировать время детского сна или отвлечь старшего, чтобы он не будил засыпающего младенца, кажутся маме, и самой не спящей сутки напролет, путешествием по лабиринту без выхода. Между тем все наши эксперты уверены: выход есть. «Более того, их гораздо больше одного, – считает Ким Вест, одна из соавторов книги «Спокойной вам ночи и крепкого сна» («The Sleep Lady‘s Good Night, Sleep tight»). – И всегда можно выбрать тот, что наиболее подойдет к темпераменту ваших детей и образу жизни всей семьи».

Первые месяцы малыша

Если ваш старший ребенок уже привык к ежедневному распорядку и эта рутина ему необходима, то младенец еще не выработал для себя привычек, нарушение которых его тревожит. Поэтому специалисты по сну призывают маму не стараться именно сейчас и младшему организовать жесткое расписание, а скорее дать ему возможность подстроиться к установившемуся течению жизни. В том числе – к ритуалу укладывания на ночь старшего брата или сестры. Доктор Джуди Минделл, руководитель Центра детского сна в Детском госпитале Филадельфии и автор невероятно популярной среди американских родителей книги «Сон всю ночь» («Sleeping Through the Night»), говорит о том, что, пока малыши не могут принимать ванну одновременно, предпочтение стоит отдать старшему, пока младший сиблинг побудет в кресле-качалке рядом. Искупав старшего ребенка, приготовьтесь к тому, что сейчас к нему присоединится малыш, которому хочется посмотреть, как его брат или сестренка помогает уточке нырять. Это отвлечет старшего, пока вы купаете малыша. Когда дети наконец-то в пижамах, удобно устройтесь с ними на кровати и, пока вы кормите младшего, почитайте старшему ребенку любимую книжку, а если вам это неудобно – перескажите своими словами какую-нибудь сказку.

«По мере того как дети будут взрослеть, научите старшего подменять вас, «читая» книжку младшему брату или сестренке, – предлагает Джуди Минделл. – В этот момент вы легко сможете отлучиться, ведь, как правило, старшие дети, даже не умеющие пока читать, с удовольствием пересказывают историю или начинают фантазировать. Кроме того, это дает им возможность позаботиться о малыше, почувствовав себя необходимыми».

«В укладывании младенца есть одна особенность: важно положить его в кроватку до того момента, как он уснул, – говорит Ким Вест. – В противном случае, заснув на руках или в шезлонге, малыш при перекладывании может проснуться. Если же вы в самом начале будете класть его, уже сонного, в кроватку, то он, чувствуя при этом мамино присутствие, с большой вероятностью примет этот ритуал».

Важно! Это правило применимо не ко всем детям, и ваш малыш может соглашаться засыпать только на руках. В этом случае потребности ребенка, связанные с особенностями его нервной системы, важно понимать и удовлетворять.

Пойти старшему навстречу

Для старшего малыша появление нового члена семьи может оказаться стрессом. И он попытается тоже «стать младенцем», чтобы безраздельно властвовать над маминым вниманием. Часто это сказывается на ритуале сна. И даже если ребенок давно приучен засыпать самостоятельно, он может просить поносить его перед сном на ручках, а потом откажется спать без мамы. Он может удивить вас, потребовав соску, которую видит у маленького брата или сестры.

«Это естественный регресс, который может обнаружиться у старшего малыша в первые недели и даже месяцы, – говорит детский психолог Ольга Кабо. – Не стоит этого бояться, решая, что все ваши воспитательные усилия сошли на нет. Если не отказывать ребенку и «насытить» его своим вниманием, пусть даже и вернувшись к забытым младенческим ритуалам, то, получив свое «послание»: в моей жизни все как прежде и мама не оставляет меня, он вернется к своей привычной рутине».

В первые недели после появления в доме младшего ребенка, когда старший чувствует себя особенно уязвимо, маме как никогда нужна помощь. И когда вы укладываете младенца на ночной сон, папа или кто-то из членов семьи по возможности должен взять на себя все заботы о старшем, стараясь выполнить его просьбы. А когда вы сможете отлучиться от маленького, обязательно уделите внимание и старшему. Ничего нет страшного в том, что он заснет чуть позже: позвольте режиму немного сбиться.

Мама одна

Что же делать, если маме никто не может помочь и приходится укладывать детей самостоятельно?

«Не стоит пытаться выстроить идеальную ситуацию, в которой родители никогда и ни при каких обстоятельствах не успокаивают детей телевизором, – утверждает Ким Вест. – Именно сейчас вам важно не отвлекаясь уложить младшего? Тогда безо всяких угрызений совести включайте на это время старшему ребенку негромкое видео». Вы также можете разрешить ему то, чего обычно избегаете: поиграть в игры на вашем телефоне. «Не стоит никогда, а тем более в самые первые, напряженные месяцы жизни младшего ребенка, пытаться быть «безупречной» мамой, которая ни на шаг не отступает от книжных рекомендаций, – считает Ольга Кабо. – Важно оставаться мамой спокойной и радостной. И тогда постепенно вы найдете «ключики» ко сну ваших малышей».

Важно! Выбирайте спокойные передачи или мультики, которые не возбуждают кроху: не способствуют тому, чтобы бурно сопереживать любимым героям или что-то за ними повторять. Такие сюжеты к тому же подавляют выработку отвечающего за сон гормона мелатонина. Пусть это будет что-то уже хорошо знакомое вашему ребенку.

Новоселье младшего

Когда можно считать, что младший уже готов на время ночного сна разделить детскую со своим старшим сиблингом? В идеале малыш к этому моменту должен уже спать не просыпаюсь всю ночь в течение трех-четырех недель. Однако «сонные привычки» детей все время меняются, поэтому прекрасно спящий ребенок после своего отселения может легко превратиться в любителя погулять ночи напролет. И, просыпаясь с плачем, кроха рискует разбудить старших детей. В этой ситуации маме, возможно, будет удобнее не бороться за раздельный сон, а вернуть на время малыша в родительскую спальню.

Ким Вест предлагает первые пять-шесть вечеров укладывать младшего в кроватку новой для него комнаты в тот момент, когда малыш еще не спит. Сидя рядом, мама может петь тихую колыбельную и держать кроху за ручку или поглаживать плечико. Если малыш просыпается ночью, попробуйте не брать его сразу на руки, а успокоить, также поглаживая и разговаривая. «Конечно, нужно взять ребенка на руки в том случае, если его плач нарастает и никак иначе он не успокоится, – говорит Вест. – Однако, если все идет хорошо, каждый вечер увеличивайте дистанцию между кроваткой и вашим стулом. В конце концов оставляйте стул у самой двери, чтобы ребенок слышал ваш голос и ощущал мамино присутствие. Можно также укрепить на кроватке малыша устройство с «белым шумом» – тихие повторяющиеся звуки хорошо успокаивают большинство детей».

Важно! С таким способом укладывания тоже согласятся не все малыши – ведь дети, как и взрослые, имеют право быть разными. Нежелание ребенка отделиться на ночь от родителей говорит о том, что нервная система пока еще не созрела для сна без пробуждений. В этом случае маме стоит подумать, не будет ли всем спокойнее пойти малышу навстречу, пусть даже это означает несколько лишних месяцев, проведенных в одной комнате или постели с родителями. Этот компромисс позволит и малышу чувствовать себя комфортно, и маме быть спокойной, а значит, оба они смогут подольше спать.

Не разбудить друг друга

«С дочкой я была идейным противником сосок, но с появлением у нее брата сдалась, – рассказывает Алина. – Если Лера спала, то соску Миша получал при первых «позывных» своего пробуждения. А потом я обнаружила, что дочка не просыпается и крики брата ей, похоже, совсем не мешают». «Разбудить здорового ребенка, когда у него уже установились постоянные и более-менее продолжительные циклы сна, не так-то и просто, – говорит Ким Вест. – И уж точно ему не помешает «белый шум», установленный у кроватки младшего».

Укладывая малыша в дневное время, когда старший не спит и ведет себя шумно, вы можете включить его в игру «научим братика или сестренку спать». Для этого можно придумать целый ритуал: произнесение волшебных «сонных» слов или параллельное укладывание в игрушечную кроватку плюшевого мишку. Смысл игры в том, что старший при этом разговаривает шепотом. «Как правило, дети с удовольствием поддерживают игры, в которых у них с родителем есть общая маленькая тайна», – говорит Ольга Кабо. – А если, проснувшись, младший ребенок разбудил старшего среди ночи и старший тоже решил разгуляться, тихо напомните о том, что «игра продолжается». И именно сейчас маленькому важно брать пример со старшего брата (сестренки), которые ночью не шумят, не просят играть, а спокойно спят в кроватке». И хотя этот прием, конечно, зависит от настроения ребенка, многим детям приятно осознавать, что родители им доверяют и от них, на правах старших, многое зависит.

На прогулке

«Считается, что малышу следует около 75% своего дневного сна проводить там же, где он обычно спит ночью, то есть в тихой комнате, в полумраке, – говорит доктор Минделл. – Однако ничего страшного не случится, если вы уменьшите эту цифру и 50% сна будет приходиться на то время, когда вы гуляете со старшим или отводите его на развивающие занятия. Дети очень адаптивны, и, если вы с первых дней жизни начнете приучать малыша к слингу, равно как и к постороннему шуму улицы, он быстро привыкнет к этому. Ведь самое главное – он с мамой и поэтому чувствует себя в безопасности». Всякий же раз, когда возникает возможность обеспечить младенцу сон не «на бегу», а хотя бы в неподвижной коляске, постарайтесь использовать это время. Например, если он уже начинает засыпать, отведите старшего малыша на детскую площадку, где он может играть, пока коляска со спящим младшим будет стоять рядышком.

Важно! Есть также дети, которые предпочитают спать в движении. Это не означает, что их сон менее качественный и здоровый, просто таково устройство их нервной системы. Что ж, с таким маленьким любителем путешествий маме будет проще совместить младенческий сон и социальную жизнь старшего ребенка.

Вопрос: Сегодня существуют консультанты по детскому сну, задача которых - помочь родителям решить проблемы сна у маленьких детей. Основоположница мягкого приучения ко сну Ким Вест предлагает обучать начиная только с 6 месяцев. Однако отучение от укачивания, засыпания у груди и так далее все равно происходит со слезами. В связи с этим возникает вопрос: может ли такое обучение повлиять на привязанность ребенка к родителю и на его психоэмоциональное состояние?

Ответ:

Представители этой достаточно новой профессии действительно помогают родителям справляться с проблемами детского сна, стремятся помочь детям, да и их уставшим родителям спать лучше. И их подходы так же отличаются, как отличается адаптационный (естественный уход за ребенком) и так называемый традиционный (общепринятый) - как подход развития и поведенческий.

Так и в науке коррекции детского сна существует 8 различных подходов. Есть самые радикальные: когда ребенка оставляют одного до утра без надежды на воссоединение, есть метод контролируемого плача, а есть подход принципа преемственности, где уважается зависимость ребенка от взрослого, привязанность ребенка ко взрослому, контакт и близость.

Консультанты по сну, которые придерживаются подхода привязанности, учитывают потребности малышей и не применяют эмоциональное и физическое разделение со взрослым в пользу зависимости от предметов-заменителей.

Они подскажут, как организовать ритмы сна и бодрствования согласно возрасту, как увидеть, где слишком много стимуляции и создать более благоприятные условия и привычки сна ребенка, к которым относятся в первую очередь физический контакт со взрослым, включающий или нет грудное вскармливание. Помогут увидеть признаки чувствительности, причины повышенной тревоги, мешающие расслаблению. Расскажут, как напитать ребенка теплом и любовью до укладывания, чтобы его меньше беспокоил голод привязанности, если мама отлучается днем, и меньше тревожила разлука с ней на сон, ведь даже в уюте родительской постели ребенок именно так его воспринимает.

Консультанты по сну, которые придерживаются конвенционального подхода, действительно предлагают в короткие сроки приучить ребенка засыпать самостоятельно, не просыпаться всю ночь и спать в отдельной комнате. Одни советуют после ритуала отхода ко сну закрывать дверь в детскую и открывать ее только утром, вне зависимости от того, кричит ребенок или нет. Другие рекомендуют находиться в одной комнате с ребенком, но не смотреть ему в глаза и не реагировать на плач и просьбы о контакте.

Третьи обещают, что ребенок плакать не будет, и считают свой подход мягким, но грудное вскармливание и привычка засыпать на руках или рядом со взрослым в данном мероприятии будут серьезными помехами. Поэтому консультанты этого направления подталкивают маму к ограничению контакта в момент засыпания и к сокращению или прекращению ночных кормлений. Наиболее лояльные из них настаивают на разграничении прикладывания к груди и самого засыпания, а ночные прикладывания просят взять под контроль и кормить регламентировано.

Стандартная конвенциональная программа коррекции сна - приучить ребенка не нуждаться в родителе в момент засыпания и при пробуждении среди ночи. Создаются новые привычки сна, в которых отсутствует прямой контакт с ребенком. В свою очередь вводятся ритуалы, помогающие ребенку успокаиваться самостоятельно. Сценарий программы выглядит примерно так:

  • Плачет больше трех минут? Надо подойти, погладить, похлопать, успокоить, но на руки не брать.
  • Продолжает плакать? Можно взять на руки, но ненадолго, и лучше поскорее положить обратно, таким образом приучая к тому, что на руки в случае плача не берем. Успокаиваем ребенка, лежащего в кроватке.
  • Не плачет, а играет, гулит, скачет по кроватке? Ждем пять минут и лишь потом заходим. Необходимо снова настойчиво уложить, погладить, похлопать. Можно положить руку, но на руки не брать, в глаза не смотреть, не заигрывать, пресекая любой шанс физической близости и возможность получить приглашение от родителя.

Любопытно, что даже состав молока подтверждает нелогичность ограничения в прикладываниях, т. к. размеренные посасывания груди напрямую влияют на гормоны, отвечающие за расслабление, засыпание. Тесные объятия перед сном, когда рука мамы, подобно кокону, словно оберегает тельце малыша, тепло тела взрослого, его дыхание рядом также расслабляют ребенка, обеспечивая ему чувство безопасности.

Эти привычки сна продуманы природой и являются потребностями малыша. Но конвенциональный консультант в первую очередь порекомендует маме разграничить прикладывание и засыпание, и таким образом сломать телесную зависимость: на руки или к себе в постель не берем, кладем в кроватку и гладим.

Может ли такая программа коррекции сна повлиять на привязанность? Да. Чаще всего она выстроена именно так, чтобы на нее и влиять, приводя ребенка к тому состоянию, когда привязанность к родителю не будет мешать.

Ведь зависимость и потребность в близости со взрослым - в этом случае помеха заветному сну, равно как и привычка сосать грудь во время засыпания и среди ночи. Таким образом, потребность малыша в физическом контакте игнорируется, и он, если и получает ответ на нее, то не тот или не в том объеме, который ему необходим, параллельно перенося ее на предмет-заменитель.

Также оставляется без внимания потребность ребенка в прикладывании по требованию, в том числе и во время сна, при том, что она обусловлена и физически, и эмоционально (за исключением случаев, если младенец старше трех месяцев плохо набирает вес).

Ребенка, пусть и постепенно, но лишают существовать в жизни родителя, ночью в том числе, приглашения доверять, следовать и принимать заботу - они принимают другую форму, идущую вразрез с ожиданиями малыша.

Постепенно он привыкает к тому, что мама не берет его на руки, что сидит далеко от него, повернувшись боком или спиной, что кормит, не прижав к себе в своей постели, а за полчаса до сна, в другой комнате. При этом днем мама может быть нежна, заботлива и щедра на объятия, вместо которых вечером предлагает похлопывание, а вместо себя - одеяльце.

Это влияет на чувство безопасности, на способность полагаться и искать ответа.

  • Как следствие, ребенок чаще всего возводит определенные защиты, чтобы не испытывать невыносимые для себя страдания, уходит в отчуждение от родителя, перепривязывается к предмету заменителю.
  • У кого то обостряется проблемное поведение, увеличиваются агрессивные импульсы в дневное время.
  • Кого-то жажда близости и отсутствие ожидаемой заботы ночью приводит к сильнейшей тревоге, к активизации стремления к близости, и ребенок днем становится навязчиво липучим, капризным и тревожным.
  • У кого-то развиваются хронические формы , к предмету заменителю, которые отражаются на отношениях с взрослым днем.

Защиты влияют на эмоциональное развитие ребенка, перепривязанность и отчуждение лишают родителя способности влиять на ребенка и приводить его в точку покоя, что по умолчанию важно для развития.

Стоит отметить, что не всегда это настолько фатально, и некоторые дети внешне выглядят вполне благополучными. И я допускаю, что это не только внешнее впечатление. может быть вдоволь днем, напитывания контактом в рамках ритуала укладывания и явной вовлеченности родителя может хватать некоторым детям, чтобы компенсировать им ночь в одиночестве. Либо адаптивность ребенка может быть так высока, что новые, суррогатные привычки сна приживаются, ночи пролетают незаметно, не ударив по глубине зависимости от родителя и эмоциональному здоровью.

Дети все разные, и по-разному проявляют себя, когда сон становится проблемой, поэтому не стоит опираться на то, что все обойдется и пройдет само собой, если не спите ни он, ни вы.

Лучше возьмите в расчет то, что развивающийся мозг ребенка полагается на заботу взрослого и на непрерывность связи в их отношениях. По крайней мере, в ту незрелую пору, когда кроме физической близости, ребенок мало за что может держаться, даже если речь идет о сне.

«Ребенка надо научить спать» - это лозунг любого учреждения, обучающего конвенциональных специалистов по коррекции сна. Но ребенка не надо учить спать, как не надо учить сосать грудь или испражняться. Ему, конечно, нужно помочь приложиться к груди, и хорошо бы помочь сходить в туалет, т. к. спазмы сфинктеров его пугают и тормозят, но с мамиными подсказками при высаживании это делается легко и не кажется страшным.

Точно так же со сном. Мучиться самому и наблюдать страдания ребенка, связанные с , совсем необязательно. Помочь малышу спать лучше, а заодно и себе, несомненно, стоит, но учить ребенка спать необходимости нет. Он рождается с этим умением, равно как и с инстинктом доверять, следовать, падать в привязанность и расслабляться в объятиях взрослого. Последнее важно как раз для ритмов его сна, для его способности расслабляться и засыпать, для его психоэмоционального развития.

Из вышесказанного следует, что ребенку нужно помочь довериться маме, которая знает о его потребностях, а маме следует полагаться на естественные, просчитанные природой привычки сна. Укрепить их, развить и сделать своими помощниками.

Тогда укладывание будет не изматывающей рутиной, а проявлением любви, моментом близости и заботы, способом дать понять ребенку, что взрослый является ответом на его потребности.

Как следствие, сон поправится сам, поскольку ребенку не нужно будет беспокоиться, рядом ли мама, ведь качество и количество сна ребенка напрямую связано с качеством и количеством близости с заботливым взрослым.

А что касается консультантов, то как дети все разные, так и специалисты по сну разные. Одни способны разрушить ваше представление о нежной связи, другие помогут расцвести и окрепнуть ей, что неизбежно принесет вам спокойные благостные ночи: и вам, и вашим детям.

May 16th, 2014 , 01:58 pm

Автор статьи "Когда заканчивается четырехмесячный регресс сна" - Андреа Странг - детский консультант, специалист по детскому сну и доула. За последние 14 лет Андреа помогла более, чем 3000 семей и провела с ними больше 10000 часов.

Когда заканчивается четырехмесячный регресс сна?

Итак, вы смогли пережить период регресса сна вашего ребенка (или, как мне нравится его называть, ПРОгресс сна, ведь ваш малыш так активно растет в это время) в возрасте 4 месяцев, и теперь он невероятно заинтересован в окружающем мире. Поздравляем! Возможно, вы заметили, что этот непростой период длился дольше, чем другие этапы развития (по крайней мере, до сих пор). На самом деле, с этого возраста те навыки, которые осваивает ваш ребенок, становятся более сложными и ему требуется больше времени для адаптации.

Исследования показали, что в возрасте 4 месяцев происходят серьезные изменения в мозгу вашего ребенка и значительное увеличение окружности его головы. После двух или трех недель (возможно больше, т.к. в РЕДКИХ случаях регресс сна может длиться до 6 недель) бесконечных капризов вы, возможно, задаетесь вопросом, будет ли ваш ребенок когда-нибудь снова улыбчивым и веселым. Хотите услышать хорошие новости? Вот-вот! Хотя формально 4-месячные дети еще слишком малы для приучения к самостоятельному засыпанию (sleep coach), есть то, что вы можете сделать, чтобы вернуть ребенка к привычным ритуалам засыпания для подготовки к обучению самостоятельному засыпанию, к которому он (и вы) будете готовы через несколько месяцев.

Готов ли мой ребенок к приучению к самостоятельному засыпанию?

Хотя некоторые дети могут быть готовы к приучению к СЗ в возрасте 4 или 5 месяцев, подождите до 6, и вы увидите, что это принесет вам больше результатов при меньших разочарованиях. Это связано с тем, что обычно дети развивают свою способность к самоуспокоению в возрасте от 3 до 6 месяцев, а самоуспокоение и есть ключ к хорошему сну. Не забывайте, навыки засыпания у вашего ребенка все еще в процессе развития, даже после всех испытаний, которые вы только что прошли в период регресса сна 4-х месяцев.

Я знаю, что быть родителем ребенка, который часто просыпается ночью, зачастую крайне утомительно, но будьте уверены, что этот период очень короткий в общих масштабах. Хорошие новости заключаются в том, что есть то, что вы можете сделать, чтобы помочь своему ребенку вернуться к хорошим навыкам засыпания, но при этом это еще не обучение СЗ в полной мере. Не забывайте, что ваш малыш все еще развивает свою способность самостоятельно успокоиться, чтобы вновь уснуть. Исследования показывают, что способность к самоуспокоению может развиваться до 6 месяцев. Я знаю, что вы устали, но 2 месяца - на самом деле очень короткий срок. Наслаждайтесь этим временем и опробуйте на практике несколько моих способов закреплять положительные навыки сна, чтобы подготовиться к тому времени, когда ваш ребенок будет готов учиться самостоятельному засыпанию.

Примечание Ким Вест: некоторые младенцы могут быть готовы к обучению СЗ уже в возрасте от 4 месяцев, но их однозначно НЕ большинство. Как уже сказано выше, способность к самоуспокоению часто не проявляется вплоть до 6 месяцев, и обучение СЗ до того, как ваш ребенок разовьет эту способность, принесет дискомфорт не только вам, но и малышу.

Восстановление ритуалов.

Я знаю, что вы очень торопитесь вернуть своего ребенка к привычному распорядку дневных и ночных снов. В таком маленьком возрасте для ребенка совершенно нормально просыпаться ночью для кормления. Поэтому не расстраивайтесь, когда ваш малыш, который раньше мог спать гораздо дольше, теперь внезапно просыпается и хочет есть. Он быстро растет и только что преодолел важный этап развития, поэтому ему ДЕЙСТВИТЕЛЬНО нужно есть. Совсем скоро вы будете скучать по этим ночным кормлениям. Нет, правда-правда!

После выхода из периода регресса сна вы можете заметить, что рутины вашего ребенка разладились, и распорядок сна и кормления теперь входит в русло, подходящее для ребенка, который вовсю увлечен окружающим его миром. Чтобы упростить этот процесс, в течение дня обеспечьте своего ребенка большим количеством естественного света. Гуляйте с ним, открывайте окна или (если на улице достаточно тепло) просто поваляйтесь вместе во дворе на пледе. Всего лишь 30 минут утром и днем помогут заново настроить внутренние часы ребенка, особенно если его сон полностью испортился.

Теперь, когда ребенок начинает понимать причины и следствия, ритуалы становятся более значимыми. Создание ритуалов перед дневным и ночным сном поможет вашему малышу понимать, что будет дальше… сон! Пусть ваши ритуалы будут простыми, не больше трех шагов, один из которых кормление, в одинаковой последовательности каждый вечер. Помимо кормления, это может быть массаж, сказка на ночь, объятия или песенка.

Что еще более интересно, в ходе этого скачка развития, ваш ребенок, возможно, научился выполнять всевозможные новые действия: захватывать предметы и перекладывать их из ручки в ручку, засовывать предметы себе в рот (о, счастье!), двигать предметы, реагировать на собственное имя, издавать новые звуки и даже, возможно, переворачиваться (хотя считается, что это рано, так что не волнуйтесь, если ваш малыш еще на научился этого делать).

Помните, сейчас ребенок учится сигнализировать вам о своих потребностях. Например, протягивать к вам ручки, когда он хочет, чтобы его взяли на руки, или находить другие забавные способы привлечь ваше внимание. Вы заметите, что начинает проявляться его характер и привязанности к любимым игрушкам, играм и занятиям. Это отличный повод ввести в распорядок дня какие-то занятия между дневными и перед ночным сном. Вашему ребенку предстоит многое исследовать, помогите ему занять себя игрой на 10-15 минут после кормления, чтобы мягко приучить его к тому, что не каждое кормление заканчивается сном (сейчас это так, но ситуация изменится уже через несколько месяцев).

Когда ваш ребенок готов укладываться спать, убедитесь, что в комнате темно и спокойно (используйте белый шум для приглушения других отвлекающих звуков). Вы хотите научить своего ребенка различать дневное и ночное время, и вы можете помочь ему в этом, сделав пространство для дневных игр ярким и красочным, с множеством игрушек и занятий, а спальню - темной, спокойной и тихой, чтобы все в ней способствовало хорошему сну. Постарайтесь, насколько это возможно, избежать игр в спальне перед тем, как укладываться спать,.

Нет ли у моего ребенка «плохих» привычек?

Четырехмесячный регресс сна отнимает много сил у всех, включая вашего ребенка. Не удивительно, что одновременно со всеми чудесными открытиями, которые вы сделали в этот период, у вас могло возникнуть чувство, что вы закрепили у ребенка так называемые «плохие» привычки. В период регресса сна вы скорее всего столкнулись с частыми ночными пробуждениями и сложностями с дневным сном (если ваш ребенок вообще спал днем!), и, возможно, вам пришлось использовать те способы, которые работали на данный конкретный момент, но при этом вы однозначно не хотите продолжать применять их в следующие несколько лет. Знаете что? Все в порядке! Сейчас как раз то время, когда вы можете с легкостью изменить эти способы, так как ваш ребенок становится старше и развивает свою способность к самоуспокоению. Не беспокойтесь о закреплении каких-либо «плохих» привычек в этом возрасте. Привычки можно изменить.

Как я упомянула выше, обучение самостоятельному засыпанию или коррекция поведения (особенно если она включает необходимость дать ребенку поплакать) в возрасте 4-5 месяцев могут быть гораздо более сложными, т.к. ребенок может освоить все необходимые для этого навыки только к 6 месяцам. Обучение СЗ до того момента, как ваш ребенок действительно к этому готов, вызовет только слезы и может не иметь долговременного эффекта. Если вы подождете с обучением СЗ до 6 месяцев, то с гораздо большей вероятностью увидите долгосрочные результаты за более короткий период времени и с меньшим количеством слез, если они вообще будут.

Самое лучшее время, чтобы научить вашего ребенка спать продолжительные промежутки времени, начинается после того, как его мозг и центральная нервная система достигнут зрелости, что обычно происходит к 6 месяцам. В действительности, многие эксперты и авторы книг по вопросам сна предполагают, что период с 6 до 8 месяцев идеален для того, чтобы начать постепенно работать с ребенком для того, чтобы привить ему здоровые навыки засыпания и самоуспокоения.

Чего мне ждать?

Сейчас направьте свои силы на то, чтобы убедиться, что ваш ребенок получает достаточное количество сна, которое необходимо ему в таком возрасте. Для ребенка в возрасте от 4 до 6 месяцев это означает, что он должен спать как можно больше. Это может значить, что ваш малыш уходит на 4 или 5 дневных снов, а ночной сон начинается сразу после ужина. Не забывайте, что более ранний уход на ночной сон предотвращает ситуацию, когда ребенок укладывается в постель переутомленным (а это проблема, которая может вызвать больше сложностей, чем вы можете себе представить!).

Чтобы быть уверенным, что ваш ребенок спит достаточное количество времени, убедитесь, что вы уделяете достаточно внимания как признакам усталости ребенка (малыш зевает, трет глаза, смотрит в сторону, теряет интерес к происходящему вокруг и т.д.), так и его времени бодрствования, которое для четырехмесячного малыша не может превышать 2 часов. Это означает, что на этом этапе развития ваш ребенок не может бодрствовать больше 1.5-2 часов, и вам нужно внимательно отслеживать признаки усталости до того, как он начнет капризничать, из-за чего позже ему будет сложнее уснуть. Отслеживайте признаки усталости, и ваш ребенок будет чувствовать себя гораздо лучше.

Имейте в виду, что вашему малышу, скорее всего, все еще нужно есть ночью, и при этом очень важно сохранять комфортную для сна обстановку. Во время ночных кормлений убедитесь, что в комнате настолько тихо, темно и спокойно, насколько это возможно. Соблюдение этих правил поможет ребенку понять, что ночное время - для сна, а не для игр. Вы можете даже кормить ребенка почти спящим, до того, как сами вернетесь в постель. Для этого, попробуйте покормить его, не разбудив полностью и, возможно, это продлит время до следующего кормления.

О самоуспокоении.

Способность спать более длинные промежутки времени ночью зависит от умения вашего ребенка самостоятельно успокоиться и вновь уснуть, если он вдруг проснулся в ходе фазы поверхностного сна. Вы можете начать наблюдать признаки самоуспокоения уже с возраста 4 месяцев. Понимание того, какие способы использует ваш ребенок, чтобы успокоиться, поможет вам распознать, когда он будет пытаться снова уснуть.

Вот примеры способов самоуспокоения: малыш дрыгает ножками, поднимает их и опускает, вертит головкой туда-обратно, использует любимую игрушку или другой предмет, что-нибудь сосет. Нередко младенцы перемежают периоды беспокойства, когда они пытаются самостоятельно уснуть снова, со спокойными периодами.

Пожалуйста, имейте в виду, что под беспокойством не подразумевается плач, и вам не нужно давать ребенку проплакаться. Когда вы и ваш ребенок будете готовы, вы сможете мягко начать обучение самостоятельному засыпанию, чтобы улучшить ситуацию.

Так как вы начинаете распознавать структуру сна собственного ребенка, вы можете обнаружить, что видите, когда он переходит в фазу поверхностного сна, и вам удается мягко помочь малышу снова уснуть, слегка похлопывая его по спинке или тихонько шипя, до того, как он окончательно проснулся. Если он шевелится и ерзает после того, как вы его уложили, вы можете использовать те же способы, чтобы помочь ему уснуть глубже. Если малыш хорошо реагирует на те способы успокоения, которые вы используете, можете попробовать применить их и перед сном. Если вы используете такой прием, как похлопывание, а ваш ребенок начинает плакать, возьмите его на руки, приласкайте и успокойте. На данном этапе это не приведет к закреплению «плохих» привычек сна.

Прежде всего, помните, что вы с вашим ребенком в одной команде. Дети могут перерастать потребность в ночных кормлениях в разном возрасте, и это нормально. Применение одного и того же набора правил к каждому ребенку не принимает во внимание эмоциональных или физических потребностей именно вашего малыша. Зубы, болезни, скачки роста и важные этапы развития каждый раз будут бросать вам вызов, но в ваших силах создать благоприятную обстановку для сна и привить своему ребенку навыки самоуспокоения, которые он сможет использовать, когда будет готов.

И наконец, помните, что некоторые (их немного) младенцы могут быть готовы к обучению самостоятельному засыпанию уже с возраста 4 месяцев, но их не большинство. Если вы пробуете все эти техники, а они не работают, это нормально. Просто ваш ребенок еще не готов. Пока сфокусируйтесь на тех принципах, которые я описала выше, и подождите, пока ваш ребенок будет готов научиться самостоятельному засыпанию.

Если вы чувствуете, что ваш ребенок готов к обучению СЗ раньше, чем в 6 месяцев, я очень рекомендую вам обратиться к специалисту по детскому сну, чтобы он помог вам убедиться, что малыш готов учиться самостоятельному засыпанию, и, если это действительно так, сопроводить вас на протяжении всего этого периода, т.к. способы обучения СЗ детей младшего возраста немного отличаются от тех, которые применяются при обучении детей от 6 до 8 месяцев.

Загрузка...