docgid.ru

Общее понятие о психике. Что такое психика человека Сознательные и бессознательные функции психики

Психика (от греч. psychikos — душевный) — форма активного отображения субъектом объективной реальности, возникающая в процессе взаимодействия высокоорганизованных живых существ с внешним миром и осуществляющая в их поведении, деятельности регулятивную функцию.

Структура психики человека

Психика человека представляет собой весьма сложную систему, состоящую из отдельных подсистем, ее элементы иерархически организованы и очень изменчивы. Основным свойством психики является ее системность, целостность и нерасчлененность.

Психика как система обладает определенной организацией. В ней выделяют психические процессы, психические свойства и психические состояния.

Психические процессы — это процессы, происходящие в голове человека и отражающиеся в динамически изменяющихся психических явлениях. Они подразделяются на познавательные, регулятивные и коммуникативные процессы.

Познавательные психические процессы обеспечивают отражение мира и преобразование информации. Они включают в себя сенсорно-перцептивные процессы ( и ), процессы памяти и , процесс мышления.

Процессы психической регуляции обеспечивают направленность, интенсивность и временную организацию поведения. К ним относятся процессы мотивации, целеполагания, принятия решений, процессы контроля, эмоциональные и волевые процессы.

Процессом, связывающим познавательную и психорегулятивную сферу психики, является внимание, которое обеспечивает избирательность отражения, запоминания и переработки информации.

Коммуникативные процессы обеспечивают общение между людьми, выражение и понимание мыслей и чувств. Они представлены в речи и невербальном общении — передаче информации с помощью мимики, поз, жестов, взгляда, интонации, громкости и высоты голоса, дистанции общения и т.д.

Психические свойства — индивидуально-психологические особенности, определяющие постоянные способы взаимодействия человека с миром.

Как и любая система, психика человека обладает психическими свойствами, имеющими индивидуальную меру выраженности. Эти свойства относительно неизменны во времени, хотя и могут изменяться в ходе жизни под влиянием внешних воздействий, опыта деятельности и биологических факторов.

К психическим свойствам относят темперамент, характер, способности личности.

— внутренняя целостная характеристика индивидуальной психики, относительно неизменная во времени. Выделяют следующие основные характеристики психических состояний:

  • эмоциональные (тревога, радость, печаль и др.);
  • активационные (активность, пассивность);
  • тонические (бодрость, угнетенность);
  • временные (длительность состояния).

Все формы психических явлений взаимосвязаны между собой и переходят одна в другую. Например, такой сложный психический процесс, как мышление, в зависимости от объекта и условий может вызвать состояние усталости и пассивности или возбуждения и активности. Если человеку в процессе его деятельности (например, студенту) приходится систематически изучать новый материал и решать задачи, то различные психические состояния, связанные с процессом мышления, обобщаются и становятся устойчивым психическим свойством его личности, выражающемся в мыслительных способностях. Человек с развитым мышлением может мобилизовать внимание, активизировать память, преодолеть усталость.

Во всех формах психических явлений выступают в неразрывном единстве ум, чувства и воля человека вместе с его потребностями. Даже в таком относительно простом психическом процессе, как ощущение, могут иметь место осознание и оценка предмета, воздействующего на соответствующий орган, переживание, вызванное раздражением, и регуляция практических действий. С еще большей очевидностью выступает единство человеческой психики в более сложных формах се проявления.

Психические процессы, состояния и свойства образуют основной понятийный «каркас», на котором строится здание современной психологии.

Далеко не все процессы, происходящие в психике человека, осознаются им, кроме сознания у человека есть и бессознательное. В структуре психики человека с точки зрения осознаваемости психических явлений выделяют бессознательное, подсознание, предсознание, сознание и сверхсознание (рис. 1).

Первоначальный уровень психики является . Бессознательное представлено в форме индивидуального бессознательного и коллективного бессознательного. Индивидуальное бессознательное связано главным образом с инстинктами, к которым относятся инстинкты самосохранения, размножения, территориальный и т.д. Концепция коллективного бессознательного была разработана в 30-40-с гг. XX в. швейцарским психологом К.Г. Юнгом, который в работе «Структура души» и в ряде других утверждал, что в недрах человеческой души живет память об истории всего человеческого рода, что в человеке, кроме личных свойств, унаследованных от родителей, живут и свойства его далеких предков. Коллективное бессознательное, в отличие от индивидуального (личностного бессознательною), идентично у всех людей и образует всеобщее основание душевной жизни каждого человека, наиболее глубинный уровень психики. Юнг образно сравнивает коллективное бессознательное с морем, которое является как бы предпосылкой каждой волны. Так и коллективное бессознательное является предпосылкой каждой индивидуальной психики. Между отдельным человеком и другими людьми все время протекают процессы «психического проникновения».

Рис. 1. Структура психики человека

Коллективное бессознательное выражается в архетипах - древнейших психических первообразах, непосредственно воплощенных в мифах.

К подсознанию относятся те представления, желания, устремления, которые ушли из сознания или же были восприняты психикой в форме сигналов, но не были допущены в сферу сознания.

Образы подсознания могут быть актуализированы. Например, человек может совершенно непроизвольно вспомнить какое-то свое ощущение, чувство, мысль, казалось бы, давно забытые.

Предсознание представляет собой промежуточное психическое состояние между бессознательным и сознанием, существующее в форме «потока сознания» — спонтанного течения мыслей, образов и ассоциаций. Уровень предсознания представлен также и эмоциями, характеризующимися большим разнообразием.

Как компонент психики включает в себя такие высшие психические функции, как представление, мышление, воля, память, воображение.

К сверхсознанию относятся психические образования, которые способен сформировать у себя человек в результате целенаправленных усилий. Эти сверхспособности психики могут проявляться, например, в сознательном регулировании соматических состояний (хождение по раскаленным углям, замедление ритма сердцебиения и т.д.).

Выделение уровней в структуре психики связано с ее сложностью. Бессознательное — более глубинный уровень психики по сравнению с подсознанием и т.д. В психике конкретного человека жестких границ между различными уровнями не существует. Психика функционирует как единое целое.

Сознание

Сознание является высшим уровнем отражения человеком действительности, в результате чего достигается познание и преобразование окружающего мира, если психику рассматривают с материалистических позиций, и собственно человеческой формой психического начала бытия, если психику трактуют с идеалистической позиции.

В истории психологии проблема сознания является труднейшей и наименее разработанной.

Независимо от того, каких мировоззренческих позиций придерживались исследователи сознания, с ним неизбежно связывали так называемую рефлексивную способность , т.е. готовность сознания к познанию других психических явлений и самого себя. Наличие у человека такой способности является основанием для существования и развития психологии, ибо без нее психические явления были бы закрыты для познания. Без рефлексии человек не мог бы иметь представление о том, что у него есть психика.

Психологическая характеристика сознания включает:

  • ощущение себя познающим субъектом;
  • способность мысленно представлять существующую и воображаемую действительность;
  • способность контролировать собственные психические и поведенческие состояния и управлять ими;
  • способность воспринимать окружающую действительность в форме образов.

Сознание тесно связано с волевым контролем со стороны человека его собственных состояний психики и поведения. Сознание отличается от бессознательного тем, что человек произвольно, т.е. при помощи волевого усилия, сознательно сосредоточивает свое внимание на мысленном представлении, какой-либо идее, воспоминании, определенном течении мыслей, отвлекается от несущественного в данный момент.

Сознание связано с речью и без нее в высших своих формах не существует. Осознание чего-либо возможно только при его словес- но-понятийной означенности, наделенности определенным смыслом, связанным с человеческой культурой. Слова-понятия содержат в себе указания на общие и отличительные свойства отражаемого в сознании класса предметов. В сознании отражаются не все и не случайные, а только основные, главные, сущностные характеристики предметов и явлений, т.е. то, что присуще именно им и отличает их от других, внешне похожих на них предметов и явлений.

Важнейшая характеристика сознания — его способность к коммуникации, т.е. передаче другим людям того, что осознает данный человек с помощью языка и других знаковых систем.

Сознание структурировано и включает в себя несколько слоев. В работах ведущею отечественного психолога В.П. Зинченко выделялись два уровня сознания: бытийное и рефлексивное.

Первый исходный уровень - бытийное сознание (сознание для бытия), или экзистенциальное , — включает в себя:

  • биодинамические свойства движений, опыт действий;
  • чувственные образы.

На бытийном уровне сознания решаются очень сложные задачи, поскольку для эффективного поведения необходима актуализация нужного в данный момент образа и нужной программы движений. Образ действия должен вписываться в образ мира, что и обеспечивает бытийный слой сознания (рис. 2).

Второй уровень сознания - рефлексивное (сознание для сознания) — включает в себя:

  • значение;
  • смысл.

Значение - содержание общественного сознания, усваиваемое человеком.

Смысл - субъективное понимание человеком ситуации, информации и отношение к ним.

Смысл и значение взаимосвязаны: смысл указывает на значение того или иного предмета, явления для личности. Происходят процессы взаимной трансформации значений и смыслов (осмысление значений и означение смыслов).

Рис. 2. Структура сознания

Рассмотрим эту схему с точки зрения целостности сознания.

Мир предметно-практической деятельности соотносится с биодинамической тканью движения и действия бытийного уровня сознания.

Мир представлений, воображений, культурных символов и знаков соотносится с чувственной тканью бытийного слоя сознания.

Мир идей, понятий, житейских и научных знаний соотносится со значениями рефлексивного уровня сознания.

Мир человеческих ценностей, переживаний, эмоций соотносится со смыслами рефлексивного уровня сознания.

Сознание проявляется и присутствует во всех этих мирах. Оно управляет самыми сложными формами поведения, требующими от человека постоянного внимания и сознательного контроля, и включается в действие в тех случаях, когда:

  • возникают неожиданные, интеллектуально сложные проблемы, не имеющие очевидного решения;
  • требуется преодолеть физическое или психологическое сопротивление на пути движения мысли или телесного органа;
  • надо осознать конфликтную ситуацию и найти из нее выход;
  • человек оказывается в ситуации, содержащей потенциальную угрозу для него в случае непринятия немедленных действий.

Подобного рода ситуации возникают перед людьми практически непрерывно, поэтому сознание как высший уровень психической регуляции поведения постоянно функционирует.

В последних работах В. П. Зинченко, наряду с другими психологами, признает ограниченность любой модели сознания, в которой не представлен его духовный слой: «В своих ранних работах по структуре сознания я развивал двухслойную модель. Теперь я убежден в ее недостаточности. Духовный слой сознания в человеческой жизни играет не меньшую роль, чем бытийный и рефлексивный слои». Наличие духовного слоя для психологов в настоящее время становится очевидным. Более того, духовный слой в структуре целого сознания должен играть ведущую роль, одушевлять и воодушевлять бытийный и рефлексивный слои. Однако в рамках материалистически ориентированной психологии отсутствуют понятия для выражения духовных компонентов сознания. В современной научной психологии, в отличие от христианской, еще слишком мало опыта обсуждения проблем сознания на основе трехслойной модели и требуется немалая концептуальная работа для того, чтобы без противоречий «вписать» духовный слой в структуру сознания.

Душевное и духовное в психике человека

Большой опыт познания духовного слоя сознания накоплен в христианской психологии, объясняющей психическую жизнь человека не только с точки зрения ее функционирования, но и направленности жизненного пути человека к высшим духовным ценностям. Внутренняя жизнь человека описывается при помощи понятий души и духа. Классической работой, раскрывающей соотношение душевной и духовной жизни человека, является работа В.Ф. Войно-Ясенецкого, архиепископа и нейрохирурга. Современные психологи указывают на необходимость освоения научной психологией основных идей, изложенных В.Ф. Войно-Ясенецким в эссе «Дух, душа и тело».

В этом труде Войно-Ясенецкий отмечает, что христианская психология принимает научное представление психической деятельности как колоссально сложной нервной деятельности, но не считает его исчерпывающим.

Состояния и акты сознания у человека определяются не только воздействием внешней и внутренней среды, но и воздействием высшей духовной реальности - Бога.

Согласно В.Ф. Войно-Ясенецкому, состояния и акты сознания, такие, как мышление, воля, чувства, страсти, любовь и другие, вызываются:

  • органическими ощущениями нашего тела;
  • восприятиями органов чувств;
  • восприятиями от нашего трансцендентального (свсрхопыт- ного) существа;
  • восприятиями из высшего духовного мира;
  • воздействиями нашего духа.

Акты сознания носят взаимосвязанный характер, мысль всегда сопровождается чувством, чувство и воля — мыслью, акты воли связаны с мыслью и чувством и т.д. Эти состояния сознания непрерывно меняются, ибо акты сознания находятся в постоянном движении. Объем сознания определяется разнообразием и глубиной актов и состояний сознания. Объем сознания также постоянно изменяется в сторону увеличения либо в случае патологии — в сторону уменьшения. В актах и состояниях сознания всегда участвует духовная сторона, определяя и направляя их. В свою очередь, дух растет и изменяется от деятельности сознания, от его отдельных актов и состояний.

Полнота психической жизни обозначается в христианской психологии понятием души.

Душа — это объединяемый самосознанием комплекс органических и чувственных восприятии, мыслей, памяти, эмоций и волевых актов.

В деятельности души участвует дух, имеющий своим источником дары Святого Духа, который проявляется в высших свойствах духовности — религиозности, нравственном чувстве, философском и научном мышлении, тонкой художественной и музыкальной восприимчивости.

Жизнь духа нераздельно и теснейшим образом связана с жизнью тела. Духовная сущность человека выражается во всей его внешности. В.Ф. Войно-Ясенецкий обращает внимание на то, что не только глаза — зеркало души, но и все формы тела человека и его движения соответствуют душе, духу. Дух грубый и жестокий, передающийся по наследству, уже в процессе эмбриогенеза направляет развитие соматических элементов и создаст отражающие его грубые формы. Дух чистый созидает соответствующие телесные формы. Формирующее влияние духа создает тончайшую разницу между похожими соматически лицами: хотя они и похожи, но одно лицо выглядит вульгарным, а другое — тонким и красивым.

Дух и душа человека нераздельно соединены при жизни в единую сущность: проявление духа связано со всей нейроисихической деятельностью.

В духе отпечатываются все наши мысли, чувства, волевые акты — все то, что происходит в нашем сознании как отражение внешнего и внутреннего мира. Духовные отпечатки представляют собой нечто иное по сравнению со следами и отпечатками в нервных клетках, которыми физиологи и психологи объясняют память.

В христианской психологии дух человека рассматривается как более важный и могучий субстрат памяти по сравнению с мозгом. Для проявления духа нет никаких норм времени, не нужны последовательность и причинная связь, воспроизведение в памяти событий пережитого, необходимые для функций мозга: «Дух сразу обнимает все и мгновенно воспроизводит все в целостности». Дух может работать без ведома сознания о его работе: очень сложные интеллектуальные операции проходят мимо сознания, на поверхность которого дается готовый результат. Целый мир неведомых идей содержится внутри нас.

Элементы душевной деятельности человека, его чувства и мыслительные процессы, неразрывно связанные с деятельностью мозга, органические и чувственные восприятия, составляющие элементы самоощущения и самовосприятия, являются смертными. Но бессмертны те элементы самосознания, которые связаны с жизнью духа. Дух человека свободен, дух дышит, где хочет, а его низшая чувственная душа подчиняется законам причинности.

Общее определение категории «психика». Основные характеристики сферы психического. Определение категории «психика» в широком и узком ее понимании.

Основные формы и механизмы адаптивного поведения. Инстинкт, навык (оперантное поведение), «интеллектуальное» поведение животных. Физиологические основы и механизмы, их сущность и особенности. Формы адаптивного поведения и их особенности.

Особенности психики человека. Структура психики человека. Системный признак психики человека, выделяющий его из животного мира. Особая форма адаптивного поведения, ее отличительные особенности.

Общее определение категории «психика».Основные характеристики сферы психического

Рассмотренные в предыдущей главе формы психического отражения позволяют сделать вывод, что психика в том смысле, в котором мы ее понимаем и используем данное понятие, представляет собой одну из базовых психологических категорий.

Рассмотрение этой категории начнем с определений, поскольку в современной психологической литературе существует множество определений, с той или иной стороны вскрывающих природу, сущность и функции психики. Для того чтобы иметь возможность выделить в этой категории наиболее устойчивые характеристики и стороны, в целях методологического анализа рассмотрим некоторые определения психики, данные различными авторами.

1) «Психика - функция мозга, отражение объективного мира» (Гальперин П.Я., 1998. С. 141).

«Психика - свойство высокоорганизованной материи; не всякой, а только высокоорганизованной, следовательно, появляющейся относительно поздно, на высоком уровне развития мира». На языке современного естествознания это разъясняется просто: психика возникает только у живых тел, организмов, и не у всех, а только у животных, и даже не у всех животных, а лишь у тех, что ведут активную, подвижную жизнь в сложнорасчлененной среде . К непрерывным изменениям этой среды и своего положения в ней им приходится активно и постоянно приспосабливать свое поведение, а это требует нового вспомогательного аппарата поведения - психической деятельности» (там же. С. 138).

2) «Психика - это очень тонкий инструмент приспособления к окружающей среде» (Реан А. А., Бордовская И. В., Розум С. И., 2001, С. 12).

«Психика - это системное свойство высокоорганизованной материи, заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира, в построении им неотчуждаемой от него картины мира и саморегуляции на этой основе своего поведения и деятельности» (там же. С. 14).

  • 3) «Психика (от греч. psychikos - душевный) - активная и пристрастная форма отражения субъектом свойств и закономерностей объективной реальности и своей собственной жизнедеятельности, возникающая, развивающаяся и функционирующая в различных видах внешней и внутренней деятельности субъекта. Основными функциями психики являются ориентация субъекта в мире и регуляция на этой основе его (субъекта) деятельности (Соколова Е.Е., 1999. С. 7).
  • 4) «Психика (от греч. psychikos - душевный) - форма активного отображения субъектом объективной реальности, возникающая в процессе взаимодействия живых существ с внешним миром и осуществляющая в их поведении (деятельности) регулятивную функцию» (Мещеряков Б.Г., Зинченко В.П., 2003. С. 420).
  • 5) «Психика...свойство живой высокоорганизованной материи, заключающееся в способности отражать через свои состояния окружающий объективный мир с его связями и отношениями (Столярен- коЛ.Д.,2006. С. 6).

Психическое отражение...это активное отражение мира, вызванное определенной необходимостью, потребностями; это субъективное избирательное отражение объективного мира... Основные функции психики: отражение, регуляция поведения и деятельности» (там же. С. 9).

Видимо, достаточно приведенных определений, для того чтобы иметь материал для анализа. Выделим наиболее существенные и устойчивые характеристики, отраженные в них. Из определений следует, что психика - это:

  • системное свойство высокоорганизованной материи;
  • активное отражение объективного мира;
  • субъективное отражение окружающего мира в образе;
  • инструмент приспособления к окружающей среде;

Основные функции психики: регуляция (саморегуляция) поведения и деятельности.

Указывается также на принадлежность психики субъекту и построение им неотчуждаемой от него картины мира.

Нельзя не заметить, что явственно проступают два подхода, два рода определений психического: 1) психика - свойство высокоорганизованной материи , живых существ ; и 2) свойство субъекта со способностью саморегуляции и построения им неотчуждаемой от него картины мира.

В первом случае определение психики трактуется расширительно, распространяясь на высших животных и человека. Этот подход представляется и нам более обоснованным. Во втором случае определение распространяется лишь на психику человека, поскольку субъектом со способностью к саморегуляции и построению картины мира может быть только человек. Более подробно и обоснованно по проблеме, кто такой субъект, кто им является, а кто нет, см. Философский энциклопедический словарь / гл. ред.: Л. Ф. Ильичев, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалев, В. Г. Панов. М.: Сов. энцикл., 1983. 840 с.

Здесь только заметим, что в психологии некоторыми авторами это понятие трактуется слишком широко. Также не совсем корректно говорить о построении картины мира в отношении животных. Какая картина мира, например, существует у лягушки, пусть даже она Царевна- лягушка, или коровы и т. д.? Это не картина мира, а по большей степени бледный или более богатый субъективный образ воспринимаемой действительности.

С учетом высказанных взглядов можно постараться сформулировать и предложить определения психики, которые бы в большей степени нас удовлетворяли, попытаться их раскрыть и обосновать.

Если трактовать психику расширительно, распространяя определение на высших животных и человека, то можно предложить следующую дефиницию.

Психика - высшая форма психического отражения, присущая высокоорганизованным живым организмам, функция мозга, заключающаяся в возникновении системного качества активно отражать объективный мир в субъективных образах этого мира, являющаяся механизмом активного приспособления (адаптации), регуляции поведения и деятельности в окружающей среде.

За основу для определения психики человека можно принять дефиницию А.В. Петровского. В этом случае определение может выглядеть следующим образом:

Психика человека - высшая форма психического отражения, присущая только человеку, функция мозга, заключающаяся в возникновении у субъекта системного качества активно отражать объективный мир в субъективных образах, в построении им неотчуждаемой от него картины этого мира и саморегуляции на этой основе процессов адаптации, поведения и деятельности.

В данных определениях раскрываются следующие характеристики психического.

Во-первых, психическое - это свойство не всей и не только живой, а именно высокоорганизованной материи. Психика присуща высокоорганизованным живым существам, она есть функция мозга (центральной нервной системы), т. е. возникает на определенном этапе эволюционного развития природы. Взгляды на развитие психики и сознания человека рассмотрим подробнее далее.

Во-вторых, психика - это высшая форма психического отражения, заключающаяся в способности высокоорганизованных живых организмов активно отражать окружающую действительность. Причем активность психики носит как внутренний , так и внешний характер.

Проявлением внешней активности является адаптивный характер психического отражения, позволяющий живому организму и человеку активно приспосабливаться к окружающей среде посредством изменения функций отдельных органов, поведения и деятельности, а также способность к антиципации, которая обеспечивает возможность не только фиксировать прошлое и настоящее, но и предвосхищать в отдельных моментах результат будущего.

Проявлением внутренней активности является избирательное отношение живого организма к внешнему миру, которое и характеризует его меру субъективности.

Активность и избирательное отношение к внешнему миру лежат в основе психического отражения в форме субъективного образа окружающего мира и выполняют функции регуляции поведения и деятельности. Субъективный образ - это идеальное отражение мира, в этом образе мир удваивается. Поэтому мир в субъективных образах многолик и бесконечно разнообразен. Не будет преувеличением сказать, что сколько животных особей, индивидов, столько и субъективных миров, обусловленных особенностями биологического и психического уровня развития вида, а также индивидуального развития.

У человека психическое тесно связано с сознанием, поэтому его восприятие окружающего мира, его субъективный образ связан с новым системным качеством - идеальным образом, а соответственно, поведение и деятельность в корне отличны от животного мира.

Животное же действует и организует свое поведение в «поле восприятия» . П. Я. Гальперин пишет: образ есть такое начало психики, без которого все остальные компоненты психической жизни теряют свой смысл .

Образ - это явление поля объектов субъекту. Никакая другая вещь этим свойством не обладает. Вещи взаимодействуют друг с другом, но ни одна из них не открывается субъекту. А в отношении образа можно сказать наоборот. В образе вещи (не все, а те, которые попадают в поле данного образа) открываются перед субъектом и характерным образом перестают вызывать со стороны организма непосредственную реакцию. Они открываются как поле возможных действий (возможных, а не строго определенных), которые еще надлежит установить, т. е. определить, какое действие будет выбрано и после этого выполнено. И это своеобразная черта образа, он открывает вещи, но при этом вещи перестают вызывать со стороны организма непосредственную реакцию, а выступают перед организмом, открываются перед ним как поле, в котором он может действовать и даже должен действовать, потому что если бы он не должен был действовать, тогда и не нужно было бы образа. Он должен действовать, но не может прямо, непосредственно действовать. Можно было бы так сказать: он не может действовать автоматически, он должен в этом поле разобраться .

Таким образом, когда возникает субъективный образ, то раскрывается поле вещей и прежняя автоматическая реакция задерживается, потому что нужно еще разобраться, полезным ли будет повторение реакции, которая была в прошлый раз, будет ли эта реакция успешной или неуспешной в связи с изменением условий.

Поэтому образ и нужен для того, чтобы организм, перед тем как действовать, мог разобраться в обстоятельствах, сориентироваться. Так мы приходим к простому и общему заключению, что образ есть один из важнейших компонентов, который делает понятным наличие потребности, который помогает ориентировке, потому что подлинная действительность психической жизни - это ориентировка в ситуации, требующей нешаблонных действий. Это основная жизненная функция психической деятельности .

Поэтому третья особенность и объективная необходимость психического раскрывается в ее функциях и механизмах, обеспечивающих на основе субъективного образа соответствующую форму адаптивного поведения, действий и реакций.

  • См. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М.: Изд-во АПН РСФСР,1959. С. 159-176.
  • См. также: Психология: слов. / под ред. А. В. Петровского. М., 1990.
  • См. Гальперин П.Я. Лекции по психологии: учеб, пособие для студентоввузов. М.: Кн. дом «Университет»: Высш. шк., 2002. 400 с.

Психика как отражающая и порождающая реальность.

Понимание П. как отражения позволяет преодолеть ложную постановку проблемы о соотношении психологического и физиологического, приводящую либо к отрыву П. от работы мозга, либо к сведению психических явлений к физиологическим, либо, наконец, к простой констатации параллельности их протекания. Раскрытие психического отражения как порождаемого деятельностью, осуществляющей взаимодействия материального субъекта с объективной действительностью, исключает взгляд на психические явления как чисто духовные, обособленные от телесных мозговых процессов, ибо эти процессы и реализуют деятельность, в которой происходит переход отражаемой реальности в психическое отражение. Однако характеристика деятельности субъекта не может быть непосредственно выведена из реализующих её физиологических процессов, т.к. она определяется свойствами и отношениями предметного мира, которым она подчиняется и которым, соответственно, подчиняется также и возникающее в мозгу субъекта психическое отражение.

Т. О., хотя психические явления существуют только в результате работы мозга и в этом смысле представляют собой его функцию, они не могут быть сведены к физиологическим явлениям или выведены из них; они образуют особое качество, проявляющееся лишь в системе отношений деятельности субъекта.

· 1. Мозг подобен зеркалу(отражает в полной мере то, что существует в реальном мире)

2 . Мозг отражает то, что существует на кончиках наших органов чувств(изолирующая позиция)

Реальность справедлива части первой позиции и части второй

Психика в момент отражения проявляет свою активность.

Продукт отражения частично зависит от св-в реальности и от состояния психики

Псих. явлен . – это особые кач-ва явлен., которые происходят на границе контакта чал. с реальностью

Если мы хотим рассмотреть вопрос о том, обладают ли животные (не люди) психикой, нам нужно сначала спросить, имеют ли они психику, в некоторых отношениях такую же, как наша, так как на данный момент это единственная психика, о которой мы хоть что-то знаем. (Чем бы ни была психика, предполагается, что она является чем-то наподобие нашей психики; в противном случае мы не назвали бы ее психикой.) Поэтому наша психика, единственная известная нам с самого начала, служит тем образцом, от которого мы должны отталкиваться. Без этого соглашения мы будем просто дурачить самих себя и говорить всякую чепуху, не сознавая этого.

Членство в классе существ, обладающих психикой, предоставляет крайне важную гарантию: оно гарантирует определенный моральный статус. Только носители психики могут о чем-то беспокоиться; только носителей психики может заботить происходящее.

Не требуется никаких особых доводов для того, чтобы большинство людей согласилось, что у существа, обладающего психикой, есть интересы, которые имеют значение. Вот почему в моральном плане людей так заботит вопрос о том, кто обладает психикой: любая предлагаемая корректировка границ класса носителей психики имеет большое этическое значение.

http://www.humanpsy.ru/yeremeyew/lecture03 (прочитайте)

Глава 1. Введение в психологию

2. Понятие психики

Традиционно дают определение понятию психики - как свойства живой высокоорганизованной материи, заключающееся в способности отражать своими состояниями окружающий объективный мир в его связях и отношениях.

Всякий совместный труд людей предполагает разделение труда, когда разные члены коллективной деятельности выполняют разные операции; одни операции сразу приводят к биологически полезному результату, другие операции такого результата не дают, а выступают лишь как условие его достижения, т.е. это промежуточные операции. Но в рамках индивидуальной деятельности этот результат становится самостоятельной целью, и человек понимает связь промежуточного результата с конечным мотивом, т.е. понимает смысл действия. смысл , по определению А.Н. Леонтьева, и есть отражение отношения цели действия к мотиву.

Таблица 2.

Важнейшие особенности деятельности
животных человека
Инстинктивно-биологическая деятельность Направляется познавательной потребностью и потребностью в общении
Нет совместной деятельности, групповое поведение животных подчинено исключительно биологическим целям (питания, размножения, самосохранения) Человеческое общество возникло на основе совместной трудовой деятельности. Каждое действие приобретает для людей смысл лишь в силу того места, которое оно занимает в их совместной деятельности
Руководствуется наглядными впечатлениями, действует в рамках наглядной ситуации Абстрагирует, проникает в связи и отношения вещей, устанавливает причинные зависимости
Типичны наследственно-закрепленные программы поведения (инстинкты). Научение ограничивается приобретением индивидуального опыта, благодаря которому наследственные видовые программы поведения приспосабливаются к конкретным условиям существования животного Передача и закрепление опыта через социальные средства общения (язык и другие системы знаков). Закрепление и передача опыта поколений в материальной форме, в форме предметов материальной культуры
Могут создавать вспомогательные средства, орудия, но не сохраняют их, не используют орудия постоянно. Животные неспособны изготавливать орудия с помощью другого орудия Изготовление и Сохранение орудий труда, передача их последующим поколениям. Изготовление орудия с помощью другого предмета или орудия, изготовление орудия впрок предполагало наличие образа будущего действия, т.е. появление плана сознания
Приспосабливаются к внешней среде Преобразуют внешний мир в соответствии со своими потребностями

Деятельность - это активное взаимодействие человека со средой, в котором он достигает сознательно поставленной цели, возникшей в результате появления у него определенной потребности, мотива (рис.1.5).

Мотивы и цели могут не совпадать. То, почему человек действует определенным образом, часто не совпадает с тем, для чего он действует. Когда мы имеем дело с активностью, в которой отсутствует осознаваемая цель, то здесь нет и деятельности в человеческом смысле слова, а имеет место импульсивное поведение, которое управляется непосредственно потребностями и эмоциями.

Под поведением в психологии принято понимать внешние проявления психической деятельности человека.


Рис.1.5 Структура деятельности

К фактам поведения можно отнести:

  1. отдельные движения и жесты (например, поклон, кивок, сжимание руки),
  2. внешние проявления физиологических процессов, связанных с состоянием, деятельностью, общением людей (например, поза, мимика, взгляды, покраснение лица, дрожь и т.п.),
  3. действия, которые имеют определенный смысл , и, наконец,
  4. поступки, которые имеют социальное значение и связаны с нормами поведения.

Поступок - действие, выполняя которое, человек осознает его значение для других людей, т.е. его социальный смысл .

Главной характеристикой деятельности является ее предметность. Под предметом имеется в виду не просто природный объект, а предмет культуры, в котором зафиксирован определенный общественно выработанный способ действия с ним. И этот способ воспроизводится всякий раз, когда осуществляется предметная деятельность. Другая характеристика деятельности - ее социальная, общественно-историческая природа. Самостоятельно открыть формы деятельности с предметами человек не может. Это делается с помощью других людей, которые демонстрируют образцы деятельности и включают человека в совместную деятельность. Переход от деятельности, разделенной между людьми и выполняемой во внешней (материальной) форме, к деятельности индивидуальной (внутренней) и составляет основную линию интериоризации, в ходе которой формируются психологические новообразования (знания, умения, способности , мотивы, установки и т.д.).

Деятельность всегда носит опосредованный характер. В роли средств выступают орудия, материальные предметы, знаки, символы (интериоризованные, внутренние средства) и общение с другими людьми. Осуществляя любой акт деятельности, мы реализуем в нем определенное отношение к другим людям, если они даже реально и не присутствуют в момент совершения деятельности.

Человеческая деятельность всегда целенаправленна, подчинена цели как сознательно представляемому запланированному результату, достижению которого она служит. Цель направляет деятельность и корректирует ее ход.

Деятельность - не совокупность реакций, а система действий, сцементированных в единое целое побуждающим ее мотивом.
Мотив - это то, ради чего осуществляется деятельность, он определяет смысл того, что делает человек. Базовые знания о деятельности, мотивах, навыках представлены в схемах.

Наконец, деятельность всегда носит продуктивный характер, т.е. ее результатом являются преобразования как во внешнем мире, так и в самом человеке, его знаниях, мотивах, способностях и т.д. В зависимости от того, какие изменения играют главную роль или имеют наибольший удельный вес, выделяются разные типы деятельности (трудовая, познавательная, коммуникативная и т.п.).

Деятельность человека имеет сложное иерархическое строение. Она состоит из нескольких уровней: верхний уровень - уровень особых видов деятельности, затем уровень действий, следующий - уровень операций, и наконец, самый низкий - уровень психофизиологических функций.

Действие - основная единица анализа деятельности. Действие - это процесс, направленный на достижение цели.

Действие включает в качестве необходимого компонента акт сознания в виде постановки цели, и в то же время действие - это одновременно и акт поведения, реализуется через внешние действия в неразрывном единстве с сознанием. Через действия человек проявляет свою активность, стараясь достигнуть поставленной цели с учетом внешних условий.

Действие имеет подобную деятельности структуру: цель - мотив, способ - результат. Различают действия: сенсорные (действия по восприятию объекта), моторные (двигательные действия), волевые, мыслительные, мнеми-ческие (действия памяти), внешние предметные (действия направлены на изменение состояния или свойств предметов внешнего мира) и умственные (действия, выполняемые во внутреннем плане сознания). Выделяют следующие компоненты действия: сенсорные (чувственные), центральные (мыслительные) и моторные (двигательные) (рис.1.6).


Рис. 1.6 Компоненты действия и их функция

Всякое действие представляет собой сложную систему, состоящую из нескольких частей: ориентировочная (управляющая), исполнительная (рабочая) и контрольно-корректировочная. Ориентировочная часть действия обеспечивает отражение совокупности объективных условий, необходимых для успешного выполнения данного действия. Исполнительная часть осуществляет заданные преобразования в объекте действия. Контрольная часть отслеживает ход выполнения действия, сопоставляет полученные результаты с заданными образцами и при необходимости обеспечивает коррекцию как ориентировочной, так и исполнительной частей действия.

Операцией называется конкретный способ выполнения действия. Характер используемых операций зависит от условий, в которых совершается действие, и опыта человека. Операции обычно мало осознаются или совсем не осознаются человеком, т.е. это уровень автоматических навыков.

Говоря о том, что человек осушествляет какую-то деятельность, нельзя забывать, что человек представляет собой организм с высокоорганизованной нервной системой, развитыми органами чувств, сложным опорно-двигательным аппаратом, психофизиологическими функциями, которые являются и предпосылками и средствами деятельности.

Например, когда человек ставит перед собой цель что-то запомнить, он может использовать разные действия и приемы запоминания, но эта деятельность опирается на имеющуюся мнемическую психофизиологическую функцию: ни одно из действий заучивания не привело бы к желаемому результату, если бы человек не обладал мнемической функцией. Психофизиологические функции составляют органический фундамент процессов деятельности.

Сенсомоторные процессы - это процессы, в которых осуществляют связь восприятия и движения. В этих процессах различают четыре психических акта:

  1. сенсорный момент реакции - процесс восприятия;
  2. центральный момент реакции - более или менее сложные процессы, связанные с переработкой воспринятого, иногда различием, узнаванием, оценкой и выбором;
  3. моторный момент реакции - процессы, определяющие начало и ход движения;
  4. сенсорные коррекции движения (обратная связь).

Идеомоторные процессы связывают представление о движении с выполнением движения. Проблема образа и его роли в регуляции моторных актов - центральная проблема психологии правильных движений человека.

Эмоционально-моторные процессы - это процессы, связывающие выполнение движений с эмоциями, чувствами, психическими состояниями, переживаемыми человеком.

Интериоризация - это процесс перехода от внешнего, материального действия к внутреннему, идеальному действию.
Экстериоризация - это процесс превращения внутреннего психического действия во внешнее действие.

Основные виды деятельности, обеспечивающие существование человека и формирование его как личности, - это общение, игра, учение и труд.

Уже отмечалось, что наши потребности толкают нас к действию, к активности. Потребность - это переживаемое человеком состояние нужды в чем-либо. Состояния объективной нужды организма в чем-то, что лежит вне его и составляет необходимое условие его нормального функционирования, и называются потребностями. Голод, жажда, или потребность в кислороде - первичные потребности, удовлетворение которых жизненно важно для всех живых существ. Любое нарушение в балансе сахара, воды, кислорода или какого-либо другого нужного организму компонента автоматически приводит к появлению соответствующей потребности и к возникновению биологического импульса, который как бы толкает человека к его удовлетворению. Возникшее таким образом первичное побуждение вызывает серию координированных действий, направленных на восстановление равновесия.

Поддержание равновесия, при котором организм не испытывает никаких потребностей, называется гомеостазом. Отсюда гомеостатическое поведение - это такое поведение, которое направлено на устранение мотивации путем удовлетворения вызвавшей его потребности. Часто поведение человека вызывается восприятием определенных внешних объектов, действием каких-либо внешних раздражителей. восприятие определенных внешних объектов играет роль стимула, который может быть таким же сильным и значительным, как и само внутреннее побуждение. Потребность в движении, в получении новой информации, новых стимулов (познавательная потребность), новых эмоций позволяет организму поддерживать оптимальный уровень активации, который позволяет ему функционировать наиболее эффективно. Эта потребность в стимулах изменяется в зависимости от физиологического и психического состояния человека.

Потребность в социальных контактах, в общении с людьми является одной из ведущих у человека, только с течением жизни она меняет свои формы.

Люди постоянно чем-то заняты, и в большинстве случаев они сами решают, что будут делать. Чтобы сделать выбор, люди прибегают к процессу мышления. Можно рассматривать мотивацию как «механизм выбора» какой-то формы поведения. Этот механизм в случае надобности отвечает на внешние раздражители, но чаще всего он выбирает возможность, которая в данный момент лучше всего соответствует физиологическому состоянию, эмоции , воспоминанию или пришедшей в голову мысли, или неосознаваемому влечению, или врожденным особенностям. Выбор наших ближайших действий направляют и поставленные нами цели и планы на будущее. Чем эти цели важнее для наг, тем с большей силой они ориентируют наш выбор.

Таким образом, существует иерархия различных потребностей от самых примитивных до самых утонченных. Иерархическую пирамиду потребностей разработал игвестный психолог Маслоу : от врожденных физиологических потребностей (потребность в еде, питье, сексе, стремление избежать боли, родительский инстинкт, потребность в исследовании окружающего мира и пр.) - к потребностям в безопасности, далее к потребностям в привязанности, любви, далее к потребностям в уважении, одобрении, признании, компетентности, далее к когнитивным и эстетическим потребностям (в порядке, красоте, справедливости, симметрии) - и, наконец, потребности в понимании смысла своей жизни, в самосовершенствовании, в саморазвитии, самореализации.

Но одна и та же потребность может быть удовлетворена с помощью различных объектов, с помощью различных действий, т.е. различным образом опредмечена. В процессе опредмечивания потребности обнаруживаются две важные черты потребности: 1) первоначально существует достаточно широкий спектр предметов, способных удовлетворить данную потребность; 2) происходит быстрая фиксация потребности на первом удовлетворившем ее предмете. В акте опредмечивания рождается мотив как предмет потребности.

Мотив - это опредмеченная потребность, это потребность именно в данном предмете, которая побуждает человека к активным действиям. Один и тот же мотив может удовлетворяться набором разных действий, а с другой стороны, одно и то же действие может побуждаться разными мотивами. Мотивы порождают действия, т.е. приводят к образованию целей. Это мотивы-цели. Но существуют и неосознанные мотивы, которые могут проявляться в форме эмоций и личностных смыслов. эмоции возникают лишь по поводу таких событий или результатов действий, которые связаны с мотивами. Ведущий главный мотив обусловливает личностный смысл - переживание повышенной субъективной значимости предмета или события, оказавшихся в поле действия ведущего мотива.

Совокупность действий, которые вызываются одним мотивом, и называется особенным видом деятельности (игровой, учебной или трудовой).

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

  1. Что является предметом психологии как науки?
  2. Перечислите и дайте краткую характеристику основных воззрений на психику и ее роль.
  3. Каковы основные функции и проявления психики?
  4. Как взаимосвязано развитие форм поведения и отражательной функции в процессе эволюции? Связано ли это с развитием нервной системы?
  5. Почему сложное поведение муравьев нельзя назвать трудом? В чем заключены характерные черты труда, сыгравшие важную роль в становлении человеческого сознания?
  6. Какие круги влияния природы на психику существуют?
  7. Какие методы исследования применяются в психологии?
  8. Какая связь существует между психикой и организмом, между психикой и мозгом?

ЛИТЕРАТУРА

  1. Гегель. Энциклопедия философских наук. Т. 3. М., Мысль, 1977
  2. Выготский Л.С. История развития высших психических функций. Собр. соч. Т. 3. М., Педагогика, 1983
  3. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М., 1987
  4. Годфруа Ж. Что такое психология. В 2 т. М., Мир, 1992
  5. Ярвилекто Т. Мозг и психика. М., Прогресс, 1992
  6. Платонов К.К. Занимательная психология. М., 1990
  7. , М., 1997
  8. Шибутани Т. Социальная психология . Ростов н/Д, 1998
  9. Романов В.В. Юридическая психология . М., 1998
  10. Методы исследования в психоогии: квазиэксперимент. М., 1998
  11. Чуфаровский Ю.В. Юридическая психология . М., 1998

Все психические свойства и психологические качества являются принадлежностью человека и группы людей - атрибутами этих объектов природы и общества. Человек изучается как индивид, личность, индивидуальность, субъект разными науками, так же, как и группы, характеризующие некоторую общность людей. В психологии они изучаются как субъекты познания, общения, предметно-практической деятельности и социального взаимодействия. Все эти понятия о носителях психологии и психики приобретают статус научных категорий. Основные содержательные признаки категорий, обозначающих носителей психики и психологии человека, представлены в табл. 4.3.

Таблица 43

Признаки человека

Объектные

Определения человека

Субъектные

Конечность

Смертность

Универсальная форма жизни Компонент природы Микрокосм Мера всех вещей Причина всех следствий

Бесконечность

Бессмертие

Определения человека-индивида

Дитя - взрослый Рука

Индивид - стадо прямо-хождение (вертикальное положение тела)

Млекопитающее (класс- животных)

Примат (отряд животных) Антропоид (семейство животных)

Гоминид (род человекообразных)

Психологическая проекция Осязание Коммуникативный и эмотивный потенциал Пространственно-ориентировочный потенциал

Homo sapiens (вид человеческий)

Мужчина - женщина Ребенок - взрослый (возраст)

Речь, учебный потенциал Психология пола Психология возраста Психология этнофора

Определения человека-личности

Социально-групповые признаки внешности, знаки и номинации Социальные роли Род занятий Социальное положение

Член общности людей Член социальной организации

Преобразователь жизни Социально значимый человек

Групповая психология Статусная психология Профессиональная психология

Определения человека-индивидуальности

Пропорции

Дерматоглифика

Асимметрия

Экспрессия

Неповторимость Единичность Уникальность Тождественность себе

Характер

Гениальность

Самосознание

Понятие "человек" является категорией не только психологической науки. Тем не менее, для психологии эта категория является одной из ключевых, поскольку обозначает основного носителя психики.

В науке по отношению к человеку как предмету познания существует два подхода: биологический (объектный) и психологический (субъектный). Таким образом, человека можно рассматривать в рамках объектных (телесных) и субъектных (духовных) свойств, которые находятся в сложных взаимосвязях. Это предопределяет три аспекта видения проблемы человека и понятия о нем.

Первый аспект связан с материальными свойствами человека. Здесь человек рассматривается как сгусток энергии, как одна из форм существования материи, как физическое тело и биологическое существо. В рамках психологической науки речь здесь идет о конституциональных особенностях человека, то есть об особенностях телесной организации человека, и о том, как биологические свойства различных систем организма обусловливают (детерминируют) психическую деятельность человека.

Второе направление связано с идеальными свойствами человека , где человек рассматривается как духовное существо с особой психической организацией, психологией и душой. Свойства этих явлений скрыты за материальной формой телесной организации человека и поэтому недоступны прямому познанию. Они предполагаются как содержание внутреннего мира человека и обнаруживают себя в различных формах внешне выраженной активности человека.

Особенность материальности состоит в том, что она ощутима и вещественна. Это то, что можно взять в руки, то, с чем можно соприкоснуться органами чувств. Идеальность находится вне конкретно-чувственного контакта. Ее нельзя взять в руки и осязать как вещь.

Третий аспект проблемы, самый важный и самый сложный, предполагает вопрос о взаимосвязях материальных и идеальных свойств человека. Именно в их взаимосвязи более определенно открывается специфика тех и других. Более того, все идеальные свойства человека остаются непознаваемой тайной без материальных форм их выражения. Получается парадокс: психика - это "ничто" без материальных форм жизни, но, в то же время, она "нечто", определенное для самого человека как его душа.

Из известных в науке сентенций о человеке для нас первоочередной интерес представляют следующие: "человек - универсальная форма организации жизни на Земле", "человек - компонент природы", "человек - микрокосм", "человек - мера всех вещей", "человек - причина всех следствий", "человек - преобразующая сила природы". В этих определениях интегрируется смысл противоречия и взаимосвязи объектных и субъектных качеств человека.

Человек как универсальная форма организации жизни на Земле

Понятие "универсальная" подчеркивает способность человека адаптироваться к различным условиям жизни на Земле. Это сохраняет ему жизнь и обеспечивает дальнейшее эволюционное развитие с выходом в космос. В этом смысле адаптационные и адаптивные возможности человека универсальны.

Адаптационные возможности человека предопределены его телесной организацией. Строение тела, устройство его органов, морфология нервной системы человека позволяют ему приспособиться к любым природным условиям жизни на Земле, что доказано практикой выживания людей. Занимая ту или иную экологическую нишу, человек изменялся сам, так появились человеческие расы и адаптационные типы, подробно описанные в физической антропологии. В этом смысле человек - наиболее совершенный биологический вид на Земле в ряду других животных, который распространился по всей планете и осваивает Космос. За счет чего это стало возможным?

Адаптивные возможности человека связаны с духовным потенциалом его психики, который позволяет ему подстроить условия своего существования под свои интересы посредством преобразовательной деятельности. В результате он может создать искусственную среду, которая оградит его от опасных природных воздействий. В этом смысле психика человека является наиболее эффективным инструментом адаптации человека к изменяющимся условиям жизни, инструментом взаимодействия человека с природой и ее преобразования.

Здесь мы вплотную соприкасаемся с сентенцией о человеке как преобразующей силе природы.

Преобразовательная деятельность связана с культивированием земель, лесов, пустынь, рек, животных, с разработкой недр, строительством жилья, хозяйственных и промышленных объектов, с созданием новой предметной среды. Эта деятельность изменяет и самого человека, развивает его способности, формирует новое содержание жизни, что, в свою очередь, оказывает влияние на его психологию. Последствия этого влияния сказываются и положительным, и отрицательным образом. Положительные результаты преобразовательной деятельности очевидны, отрицательные - обнаруживают себя позднее, когда их разрушающее воздействие сказывается на потере здоровья, психических нарушениях и ранней смерти.

Все это дает основание рассматривать человека как элемент и компонент природы. В процессе взаимодействия с природой человек выступает не только как субъект преобразовательной деятельности, но и как органически встроенный в природу элемент, который, как и природа, испытывает на себе последствия собственного вмешательства в биологическую среду обитания.

Свидетельством того является переживаемый сегодня экологический кризис, к которому привело варварское отношение к природе. Возможно, что угроза экологической смерти вернет нас к пониманию единства человека с природой. Эта угроза переживается па индивидуальном уровне как потеря стратегического мотива к жизни, что приводит отдельно взятого человека к вседозволенности или к апатии в поведении. Если воля к жизни сохраняется, то человек меняет свою позицию на бережное отношение к природе.

В экологическом кризисе проявляется еще один парадокс материальности и духовности человека. Суть этого парадокса в том, что человек

един с природой как ее элемент, и в этом всецело зависим от нее. Но также в качестве ее внутреннего компонента он активизирует развитие природы в направлении жизни или смерти.

Особая субъектная активность человека как компонента природы ставит в зависимость от него все его окружение. В этом смысле человек превращается в причину всех следствий. Это означает, что результат нашей общественной и частной жизни, в конечном счете, предопределен всеми и каждым в отдельности.

Следовательно, и ответственность за результат своей жизни каждый из нас должен принять на себя. Главным автором собственных удач и неудач следует считать себя, а не других. Однако мы обвиняем в своих неудачах других, а успехи приписываем только себе. Такое поведение проистекает из потребности человека находиться во внутреннем согласии с самим собой.

Обстоятельства общественной жизни никогда не являются безупречными и благоприятными во всех отношениях, и мы сами делаем выбор из того, что нам предлагается в конкретной ситуации, поэтому не столько обстоятельства определяют нашу судьбу, сколько мы сами. Череда индивидуальных поступков вычерчивает линию жизни человека, его личные достижения и провалы. Человек не всегда правильно предвидит конечный результат своего поступка, поэтому его ожидания могут и не оправдаться.

Поиск критериев правильности поступка выводит нас на проблему нравственного поведения. Это - проблема высших ценностей человеческой жизни. С ней связана философская сентенция о том, что "человек - мера всех вещей". Она впрямую указывает на человека как на самую большую ценность. Ничто не стоит так дорого, как человек. Поэтому каждый свой поступок следует соизмерять с последствиями добра и зла не только для себя, но и для окружающих. Если поступок наносит моральный или материальный ущерб другому человеку, то такой поступок расценивается как безнравственный, несмотря на то, что он совершался из благих побуждений.

Нравственная антиномия добра и зла приводит нас к выводу, что суть человека как высшей ценности заключена не столько в нем самом как индивиде, сколько в его отношениях с другими людьми. Это означает, что человек всегда является партнером других людей. Следовательно, он всегда находится в партнерской взаимозависимости. Поэтому свой поступок человек вынужден соотносить с окружающими его людьми. В этом смысле индивидуальный поступок всегда находится под влиянием общественных установок и внешних обстоятельств, которые задают границы самореализации человека в общественно признаваемой деятельности. Эти границы предопределены потребностью наших партнеров в реализации индивидуального потенциала субъектов взаимодействия в совместной деятельности и жизни. Получается, что у человека нет абсолютной свободы выбора, хотя он и может ее осуществить. Этот мучительный парадокс лежит в основе конфликтов человека с самим собой и с другими людьми. В конце концов - это выбор между одиночеством и общественным взаимодействием.

На этом можно было бы закончить основные определения человека. Но есть еще одна формула сущности человека, которая дошла до нас из древнегреческой философии. Речь идет об определении человека как

микрокосма. Эта метафора вмещает в себя допущение о тождественности человека Космосу, что произвольно трактуется в частных случаях жизни.

Конечно же, человек - существо космическое, конечно же, он подвержен влиянию космических процессов, конечно же, он вобрал в свою телесную и психическую организацию все свойства материи, конечно же, он воплощает в себе весь мир, являясь уникальной трансформацией всех свойств большого мира, внешнего по отношению к нему. В этом большом мире человек сам является особым индивидуализированным микромиром, который живет еще и по психологическим законам, нередко вопреки законам макромира.

Человек - это самоуправляемый и относительно замкнутый в себе мир, но, в то же время мир, открытый для конструктивного взаимодействия с другими, такими же, как он, мирами.

В рассмотренных выше сентенциях была продемонстрирована интеграция объектных и субъектных качеств человека. Тем не менее, в общем виде проблема единства и противоположности объектных и субъектных начат человека раскрывается в философских воззрениях о соотношении души и тела, а в психологической науке рассматривается как психофизическая проблема. В первую очередь, эта проблема связана с противоположными свойствами двух начал. Тело ограничено в пространстве и времени, смертно; душа не ограничена в пространстве и времени, бессмертна. В психологии эта проблема имеет два ракурса рассмотрения. Первый ракурс - методологический. В данном контексте затрагивается проблема детерминации (различные аспекты взаимовлияния души и тела, исходя из приоритета одного или другого феномена в зависимости от идеологической позиции автора), психофизического единства или параллелизма. Второй ракурс - экзистенциально-психологический, рассматривающий переживание неприятия человеком своей телесной смертности и нахождении доказательств бессмертия души. В этом аспекте рассмотрения антиномии души и тела происходит ассимиляция общенаучной проблемы, се заземление в психологии конкретного человека, где единство смертности и бессмертия является источником многочисленных парадоксов человеческого поведения. Очевидно, что бесконечность человеческого разума дарует нам духовное бессмертие, но реализовываться оно может человеком по-разному.

Первый способ воспроизвести потомство, воспитать детей. Дети носители духа своих родителей, так как они изначально наша духовная проекция. Но полная идентификация их души с родительской оказывается невозможной, поэтому у старшего поколения остается чувство неудовлетворенности.

Однако существуют другие формы реализации нашего духовного потенциала. Среди них наиболее распространенной является профессиональная деятельность, связанная с искусством, наукой, педагогикой, религией, материальной и духовной культурой в целом. Пополнение духовной культуры происходит через многообразные формы народного творчества. Каждый человек в большей или меньшей мере является хранителем культуры и вкладчиком в нее личного духовного потенциала.

По результатам деятельности проверяется ценность человека. Даже если мы занимаемся не чисто духовным, а материальным творчеством, созданием материальных, потребительских ценностей, во все это мы вкладываем себя, с душой или без нес. Мы все время проецируем свое оценочное отношение к предметам на отношение к их создателям. Вся предметная сфера - это открытая книга человеческих отношений и духовного потенциала народов.

Парадоксальная целостность души и тела, организма и психики проявляется не только в результатах и продуктах предметно-практической деятельности и феноменологии человека, но и во взаимной детерминированности (обусловленности) объектных и субъектных свойств телесно- психической организации человека. Известно, что динамика психической деятельности в целом зависит от физиологических состояний нашего тела. Подтверждением тому являются психофизиологические исследования психической деятельности. С другой стороны, успешное лечение болезней средствами психотерапии позволяет говорить о психологических факторах телесного здоровья человека.

Это взаимовлияние организма и психики сказывается на эволюции и развитии объектных и субъектных свойств, признаков и качеств в их сопряженном единстве. Так, появление в организме нового органа (например, руки) предрасполагает появление осязания, а появление осязания стимулирует превращение руки в орудие предметно-практической деятельности, что приводит к трансформации психической деятельности в психологическую. Такими трансформациями отмечен путь эволюционного развития человека в филогенезе как вида и в онтогенезе как индивида.

Загрузка...