docgid.ru

Основоположником какого направления является эдмунд гуссерль. Биография. Обучение в университетах, общение с учеными

ГУССЕРЛЬ, ЭДМУНД (Husserl, Edmund) (1859–1938), немецкий философ, основатель феноменологии как философского движения. Благодаря преподавательской деятельности и многочисленным работам оказал значительное влияние на философию в Германии и многих других странах, в частности на возникновение и развитие экзистенциализма.

Гуссерль родился 8 апреля 1859 в Проснице (Моравия). Учился в Берлинском и Венском университетах, готовился стать математиком, но Т.Масарик привел его в классы философа и психолога Ф.Брентано . Общение с Брентано, а затем с психологом К.Штумпфом стимулировало его интерес к исследованию мыслительных процессов. Гуссерль обязан Брентано важнейшим понятием интенции (направленности сознания: сознание есть всегда сознание «чего-то»). Впоследствии Гуссерль заявлял, что Брентано не удалось увидеть действительных проблем «интенциональности», связанных с основаниями знания и конституированием структур опыта. Среди тех, кто повлиял на Гуссерля в ранний период, – У.Джемс, английские эмпирики (главным образом Дж.С.Милль), а также Г.В.Лейбниц. Кантовская теория познания оказала влияние на Гуссерля в более поздний период его философского развития.

Гуссерль полагал, что главную задачу он определил уже в первой книге – Философия арифметики (Philosophie der Arithmetik: Psychologische und logische Untersuchungen , 1891). Два основных предмета его интереса, математика и формальная логика, с одной стороны, и психология – с другой, впервые соединились в этой работе. Трудности, с которыми он столкнулся (некоторые из них были выявлены Г.Фреге в критическом анализе этой книги), заставили Гуссерля предпринять общее исследование строения и специфической активности «осознанного опыта». В последней главе он рассматривал мгновенное «схватывание» таких характерных форм, как шеренга солдат или стая птиц. Таким образом, Гуссерля можно считать предтечей гештальт-психологии.

Хотя через все работы Гуссерля проходят одни и те же идеи, его взгляды претерпели значительные изменения. Можно выделить четыре основные группы работ: 1) период увлечения «психологизмом»; 2) феноменология, первоначально именуемая «дескриптивной психологией», или феноменология в узком смысле; и 3) трансцендентальная феноменология, впервые изложенная в 1913, однако задуманная несколькими годами ранее. Работы, опубликованные в поздний период жизни Гуссерля и после его смерти, составляют четвертую группу.

Логические исследования (Logische Untersuchungen , 1900–1901; в русском издании – Логические исследования , т. 1. СПб, 1909) – наиболее известная работа Гуссерля, рассматривалась им самим как «расчистка пути» для феноменологии. В первом томе, озаглавленном Пролегомены к чистой логике , дана решительная критика в то время влиятельной концепции «психологизма», или взгляда, согласно которому основополагающие понятия и принципы логики определяются в терминах психологии. В последней главе, «Идея чистой логики», представлена философия формальной логики, эмансипированная от психологии. Гуссерль настаивает на бессмысленности отнесения сферы чистой логики, или формального мышления, к психологии. Второй том составляют шесть исследований значения и структуры опыта. Прежний интерес к характерным формам опыта привел Гуссерля к изучению «категориальной интуиции».

Для следующего периода, начало которому было положено лекциями Идея феноменологии (Die Idee der Phänomenologie , лекции 1907, опубл. посмертно) и исторически связано с трудом Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии (Ideen zu einer reinen Phänomenologie und phänomenologischen Philosophie , 1913; русское издание – М., 1994), решающее значение имел осуществленный Гуссерлем переход к новому типу идеализма. Этой цели служил предложенный им метод феноменологической «редукции». Эпохэ (epoche), или методическое воздержание от любых суждений и верований, является необходимым предварительным шагом в процедуре выделения поля восприятий как таковых и нахождения «абсолютного» основания для философии. Стало ясно, что феноменология ищет не что иное, как сущности и сущностные отношения.

В работах Гуссерля рельефно представлена его оппозиция натурализму, что видно, в частности, по его эссе Философия как строгая наука (Philosophie als strenge Wissenschaft , 1911; русское издание – Логос, кн. 1, 1911). Это противостояние было для него одним из наиболее действенных мотивов. Дескриптивная наука об опыте, рассматриваемая чисто рефлексивно или «трансцендентально», должна была дать философии «радикальное» начало, свободное от каких-либо предпосылок. Программа «конститутивной» феноменологии, развернутая в последующих томах его Идей (опубл. посмертно), а также в других трудах, имела целью создание новой идеалистической философии.

Гуссерлевский гений особенно поражает в двух областях: в философии логики и дескриптивном анализе процессов сознания, включая опыт сознания времени. Исследования по логике включают работы зрелого периода: Опыт и суждение (Erfahrung und Urteil , 1939) и Формальная и трансцендентальная логика (Formale und transzendentale Logik: Versuch einer Kritik der logischen Vernunft , 1929). Бесспорного признания заслуживает исследование сознания времени в Лекциях о феноменологии внутреннего сознания времени (Vorlesungen zur Phänomenologie des inneren Zeitbewusstsein , 1928), а также ряде работ разных лет. В Картезианских медитациях (Méditations cartésiennes , 1931) дано детальное изложение проблемы переживания и познания сознания других людей.

Многие бывшие студенты и коллеги Гуссерля разрабатывали феноменологию в альтернативных направлениях. Так, М.Шелер испытывал интерес к религии и соответственно строил свою концепцию феноменологии. М.Хайдеггер , один из основателей экзистенциализма, вначале был почтительным и восприимчивым учеником Гуссерля. Затем он предпринял основательную ревизию феноменологии, основываясь на понятиях «бытия» и «существования». Уверенный в безграничном потенциале своей «конститутивной» феноменологии, дополненной понятием «пред-данного жизненного мира», Гуссерль подверг критике теорию Хайдеггера. Покинутый своими «арийскими» учениками, Гуссерль тяжело переносил нездоровье последних лет жизни. Завершила поздний период его работа Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология (Die Krisis der Europäischen Wissenschaften und die transzendentale Phänomenologie , 1936, опубл. в 1954), в которой Гуссерль предложил известное понятие жизненного мира (Lebenswelt).

Умер Гуссерль во Фрайбурге-им-Брайсгау 26 апреля 1938. После него осталось около 11 000 страниц неизданных трудов и заметок. К счастью, они были сохранены и перевезены в Лёвен (Бельгия), где в настоящее время продолжается начатая в 1950 работа по их редакционной подготовке и изданию (серия «Гуссерлиана» – «Husserliana»).

Вконтакте

Одноклассники

Эдмунд Гуссерль (1859—1938) считается основателем феноменологии как философского течения. Философские взгляды Э. Гуссерля формировались под влиянием крупнейших философов XIX в., а именно Бернардо Больцано (1781 – 1848) и Франца Брентано (1838 – 1917). Б. Больцано критиковал психологизм, полагая, что истины могут существовать независимо от того, выражены они или нет. В дальнейшем Гуссерль стремился очистить познавательный процесс от наслоений психологизма.

Брентано подал Гуссерлю идею интенциональности , которая «есть то, что позволяет типизировать психологические феномены». Интенциональность в феноменологии понимается как направленность сознания на предмет, свойство переживать.

Идеи Э. Гуссерля были изложены в следующих работах: «Логические исследования» (1901), «Философия как строгая наука» (1911), «Идеи чистой феноменологии и феноменологической философии» (1913), «Трансцендентальная логика и формальная логика» (1921), «Картезианские размышления» (1931) и др.

Особенность философии Э. Гуссерля – выработка нового метода, суть которого в лозунге «Назад к вещам!» . Вместо предметов, ценностей, целей, вспомогательных средств, мы рассматриваем тот субъективный опыт, в котором они «являются» . Эти «явления» суть феномены , которые по своей природе должны быть «сознанием-о» их объектов, независимо от того, реальны ли сами объекты или нет. Таким образом, понять, что такое вещи можно лишь через описание «феноменов» , т.е. явлений, «которые предстают сознанию после осуществления «эпохе» , т.е. после заключения в скобки наших философских воззрений и убеждений, связанных с нашей естественной установкой, которая навязывает нам веру в существование мира вещей».

Наше универсальное «эпохе» заключает мир в скобки, т.е. исключает мир (который просто здесь есть), из поля субъекта, представляющего на его месте определенным образом переживаемый-воспринимаемый-вспоминаемый-выражаемый в суждении-мыслимый-оцениваемый и пр. мир как таковой, «заключенный в скобки мир»

Всякий феномен имеет свою собственную интенциональную структуру , анализ которой показывает, что она есть постоянно расширяющаяся система индивидуально интенциональных и интенционально связанных компонентов.

По мнению Э. Гуссерля, феноменологический метод помогает постичь сущность вещей, а не факты . Феноменологический анализ вникает в определенное состояние с точки зрения его сущности.

«Предмет феноменологии царство чистых истин, априорных смыслов – как актуальных, так и возможных, как реализовавшихся в языке, так и мыслимых». Гуссерль определяет феноменологию как «первую философию », т.е. науку о чистых принципах сознания и знания, универсальное учение о методе, выявляющее априорные условия мыслимости предметов и чистые структуры сознания независимо от сферы их приложения. Познание – поток сознания, внутренне организованный и целостный, относительно независимый от конкретных психических актов, от субъекта познания и его деятельности.

Универсальная задача феноменологической психологии состоит в систематическом изучении типов и форм интенциональных переживаний, а также в редукции их структур к первичным интенциям и таким образом в изучении природы психического, а также постижении душевной жизни.

Феноменология реализуется с помощью метода редукции (эпохе) , после чего достигается понимание субъекта познания не как эмпирического, а как трансцендентального субъекта, т.е. выходящего за пределы эмпирического мира.

Гуссерль вводит понятие «идеация» , т.е. способность к непосредственному усмотрению объективно-идеальной основы языковых выражений. Допущение возможности исследований этой способности в рамках феноменологии превращает ее в науку о способе постижения мира через анализ «чистого сознания» . Так как сознание, субъективность нельзя взять в скобки, оно и выступает основанием всякой реальности. Мир, по мнению Гуссерля, конструируется сознанием.

Чтобы преодолеть кризис европейских наук и недостатки прежней философии, необходимо «привести латентный (скрытый) разум к самопознанию своих возможностей и тем самым прояснить возможность метафизики как истинную возможность – таков единственный путь действительного осуществления метафизики или универсальной философии». Приведение разума к познанию своих возможностей и раскрытие возможностей мудрости осуществляется для Гуссерля с помощью философии. К правильному пониманию рациональности приводит феноменологическая философия, которая строится на анализе и прояснении феноменов сознания и черпает из них подлинное знание, которое призвано сложиться в философию как строгую науку, объединяющую все человечество.

Искренне благодарны всем, кто поделился полезной статьей с друзьями:

Вконтакте

Основатель феноменологии – Эдмунд Гуссерль (1859 - 1938) родился в Моравии, в еврейской семье, окончил гимназию в Австрии, затем учился в университетах Лейпцига, Берлина и Вены. В Вене у известного математика Карла Вейерштрасса защитил кандидатскую диссертацию по философским проблемам математики и через философию математики вышел к философии, сохранив на всю жизнь идеал и образец строгого математического познания. В наибольшей степени путь Гуссерля от математики к философии был определен влиянием австрийского психолога и философа Франца Брентано. Однако Гуссерль вскоре понял, что исследование понятий математики с психологической точки зрения обречено на неудачу. После защиты докторской диссертации и выхода на ее основе «Философии арифметики» Гуссерль публикует «Логические исследования», в которых решительно порывает с психологическим подходом. По его мнению, математические и логические истины вневременны, аподиктичны, несводимы к психологической способности считать и образовывать понятия и суждения.

В первом томе двухтомника «Логических исследований» Гуссерль формулирует замысел «чистой логики» как науки об абсолютных сущностях, об очевидностях, о достоверных и непротиворечивых истинах, содержание которых независимо от высказывающего суждения субъекта и его психологических способностей осуществлять опыт мышления. Познание, конечно, начинается с опыта, существующих вещей и фактов. Но чтобы анализировать и систематизировать факты, нужно иметь представление об их сущности . Такое представление дает эйдетическая интуиция, в отличие от эмпирической интуиции, которая улавливает отдельные факты. «Чистые сущности» Гуссерля отделены от всего эмпирического, реального и психологического. Они идеальны и универсальны и позволяют классифицировать, опознавать и различать единичное.

Во втором томе «Логических исследований» Гуссерль намечает переход от чистой логики к построению феноменологической философии. В последующих работах «Философия как строгая наука» и «Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии» Гуссерль разрабатывает метод феноменологического исследования и оригинальную феноменологию сознания, – и это главные достижения и концептуальная «дельта» философии Гуссерля.

Важнейшее различение, которое Гуссерль вводит для построения феноменологии – это различение феноменологической и естественной установки . «Естественная установка» человека соткана из различных убеждений, без которых не обойтись в повседневной жизни; первым из них является убеждение, что нас окружает мир реальных вещей. Естественная установка сознания – это наивная, онтическая вера в то, что предмет «есть», что он «есть» сам по себе, независимо от того, что его кто-то представляет, сознает, чувственно переживает, свидетельствует о нем. Но то, как нам предметы даны, определено нашим к нему отношением. В зависимости от этого вещь в опыте показывает себя различными способами. Мы всегда между тем знаем, что предмет «сам по себе» есть всегда нечто большее, чем являющееся в явлении, что он как «одно» являет себя во многом и через многое. Явление служит для естественного сознания связью , отношением между «вещью самой по себе» и «сознанием самим по себе». То, как именно вещь дана сознанию, является предметом феноменологического исследования.


Переход к феноменологической установке предполагает феноменологическое «эпохе» - воздержание от бытийного полагания или бытийной веры. Epoche – (греч.: остановка, воздержание от суждения) – радикальное сомнение по отношению к суждениям философии, науки и обыденного сознания, по отношению ко всему, о чем привычно утверждает человек в «естественной установке» своей повседневной жизни. Наивное разделение на сознание и пред-стоящий сознанию предмет снимается понятием «феномена » феноменологии: явления интерпретируются как моменты «жизни» или «потока сознания» , феномен есть всегда имманентное сознанию событие переживания предметного смысла . Граница имманентного и трансцендентного, Я и не-Я сдвигается, мир толкуется как своего рода имманентная сознанию трансцендентность. Вещей самих по себе вне сознания не существует, они как переживаемые, воспринимаемые и представляемые феномены принадлежат сфере сознания. Для феноменолога важно описать то, что действительно явлено , дано сознанию, и пределы такой данности. Для этого феноменолог «выносит за скобки» тезис о независимом существовании внешнего мира, лишая значимости все подобные суждения о мире, привносящие натурализм в науку. Итак, различая естественную и феноменологическую установку, Гуссерль настаивает на несовместимости философии как строгой науки с натуралистической, наивной установкой, предлагая из методологических соображений устранить проблему реальности в том виде, в котором она была сформулирована, из корпуса философских проблем, и обратиться к сфере чистого сознания.

Феноменологический метод исследования сознания состоит из совокупности процедур: феноменологическая редукция (эпохе), феноменологическая конструкция и феноменологическая дискрипция. Феноменологическая редукция осуществляется в два этапа: на этапе эйдетической редукции совершается эпохе от всех высказываний о мире (о природе, человеке, обществе), затем следует этап собственно трансцендентально-феноменологической редукции посредством воздержания от всех естественно-научных, исторических, психологических пониманий сознания и его носителя – «Я», чистой субъективности. Эти два этапа предварительных редукций служат «расчищению поля исследования» и его формированию в качестве предмета феноменологического анализа. Феноменологическая конструкция осуществляет эйдетическое и категориальное созерцание сущностей. Задача последнего этапа – феноменологической дискрипции – дать точную дискрипцию «сущностей», чистое однозначное описание непосредственного переживания смысла.

Совокупность этих методических процедур обеспечивает доступ исследователя к чистому региону сознания – единственному, что нельзя вынести за скобки. Cogito , сознание и его акты – феноменологический остаток, очевидность которых абсолютно несомненна и достоверна.

Фундаментальная характеристика сознания – его интенциональность , направленность на предметы. Понятие интенциональности Гуссерль заимствует у Ф. Брентано, который использовал термин схоластики intentio для построения своей психологии сознания. Сознание всегда интенционально, говорит Гуссерль, всегда есть «сознание о...», воление, желание, воспоминание, представление, переживание чего-то. Интенциональная модель сознания полагает любой его акт как наполненный некоторым содержанием. Всякое сознание имеет свое «что » и полагает свою предметность. Акт сознания Гуссерль называет «ноэзис », а предмет, содержание сознания – «ноэма ». И если психические акты характеризуются привязкой к определенному предмету, то ноэмой могут стать не только вещи, но и субъекты, их восприятия, воображаемые математические объекты и сами психические функции сознания.

Главные характеристики сознания в феноменологии таковы:

1. Сознание есть бесконечный и необратимый поток переживаний. Каждое сознание интенционально, направлено на некоторое содержание актуального переживания.

2. В этом «потоке сознания» отчетливо выделяются некие целостности – феномены, единицы анализа феноменологии. Феномены имманентны сознанию, образуют его внутреннюю сферу, и тем самым отличаются от явлений внешней реальности. На основании «схватывания» этих феноменов сознания мы можем исследовать «чистую сущность» данных явлений.

3. Сознание процессуально и темпорально, все ноэматические акты, включая восприятие, репрезентацию, воспоминание, актуально протекают в горизонте внутреннего времени сознания. Сознание «овременяет», «темпорализует» мир.

4. Сознание обладает способностью «конституировать», давать смысл как отдельным предметам и явлениям опыта, так и таким целостностям как «мир», «бытие», «субъект», «жизнь», «общество».

5. Конституирующая деятельность сознания предполагает функциональный центр – «чистое Я», «трансцендентальный субъект», «чистую субъективность». «Я» конституирует (не конструирует!) мир, наделяя его смыслом.

6. Каждый феномен сознания имеет свой горизонт, границы которого неопределены и подвижны. Всякое сознание есть сознание горизонта. Предмет-тема сознания конституируется в горизонте наполненных (актуальных) и пустых (потенциальных) интенций, которые оно удерживает и предвосхищает.

7. Сознание обладает также способностью осознавать и мыслить бытие. Мир мы знаем только благодаря сознанию. Это является основанием для построения феноменологической онтологии.

Феноменология предложила философии новую, уникальную онтологическую модель – модель онтологических слоев , в которой региональные онтологии объединяются в единую универсальную онтологию. Основанием этой онтологической модели должен стать регион сознания как наиболее фундаментальный, согласно мысли Гуссерля. В качестве фундаментальнейшего основания было выделено сознание-время – самоконституирующийся абсолютно темпоральный поток сознания. Концепция построения этой «формальной дисциплины онтологии» как «общей теории объектов» мыслилась Гуссерлем аналогично формальной логике и представляла собой комплекс формально-онтологических дисциплин (формальная онтология сознания ) и региональных онтологий (регионов природы, общества, истории, религии, логических и математических сущностей и т.д.), образующих теоретический фундамент конкретных точных и эмпирических наук.

В работах позднего периода Гуссерль вводит понятие «жизненного мира», в котором оказываются фундированы наука и сознание. «Жизненный мир », по Гуссерлю, - это действительный и конкретный мир, реальность, которая нас окружает и нас самих, вместе с нашим сознанием, культурой и историей включает. Жизненный мир образует горизонт для всякой, внетеоретической и теоретической, деятельности человека. В связи с этим тезисом в корне меняется отношение Гуссерля к естественной установке (не без влияния его ученика М. Хайдеггера), которая больше не подлежит редукции, а в качестве компоненты «жизненного мира» как совокупности априорных структур жизни, подлежит тематизации и исследованию. Главные характеристики жизненного мира – его историчность, интерсубъективность и горизонтность. Он является нам в обличьи окружающего сообщества людей, исторической традиции, оказываясь ближайшей природой и культурой, родным языком, домом и ландшафтом, образующими горизонт жизненного мира каждого отдельного человека.

В заключение дадим общую оценку валидности феноменологической философии Гуссерля:

1. Введение метода феноменологического исследования и разработка оригинальной феноменологии сознания формируют принципиально новую концептуальную и методологическую платформу философских исследований сознания.

2. Разработка концептов «интенциональность» и «феноменальность» преодолевает субъект-объектную схему, порождающую противопоставление сознания и мира.

3. Фундаментальная онтология сознания становится радикализацией трансцендентальной философии: онтология, познание и деятельность больше не нуждаются в модели субъект-объектных отношений.

4. Концепт «жизненного мира» и его исторического и интерсубъективного сознания выводит сознание за пределы его субстанциально-солипсистского представления в рамках классической эпистемологии.

Важнейшие сочинения Э. Гуссерля: «Логические исследования» (1901), «Философия как строгая наука» (1911), «Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии» (1913), «Картезианские размышления» (1931), «Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология» (1933).

Его первые публикации были посвящены проблемам основания математики («Философия арифметики», ) и логике («Логические исследования » I, ; II, 1901). «Логические исследования» становятся первой книгой нового направления философии, открытого Гуссерлем - феноменологии .

Фрайбургский дом Э. Гуссерля, где он жил с июля 1937 года до своей смерти

После прихода в власти нацистов Гуссерль был на некоторое время уволен, как еврей, согласно земельному закону Бадена; окончательно он был освобождён с должности только после принятия «Нюрнбергских законов », лишивших евреев гражданства. Хайдеггер весной 1933 года был избран ректором университета и вскоре вступил в НСДАП; вопрос о его личной причастности к травле Гуссерля и об их взаимоотношениях в этот период вызывает много споров. Гуссерлю было запрещено участвовать в философских конгрессах 1933 и 1937 годов как официально, так и частным образом; его старые книги не изымались из библиотек, но издание новых было невозможно. Несмотря на враждебность, которой окружил его нацистский режим , Гуссерль не эмигрировал (его дети выехали в США). Он умер во Фрайбурге в 1938 году от плеврита почти в полном одиночестве. Бельгийский монах-францисканец, аспирант Высшего института философии Германн Лео Ван Бреда, опасаясь гитлеровского антисемитизма , перевез в Лувен библиотеку и неизданные работы Гуссерля, а также помог выехать из Германии вдове и ученикам философа. Если бы не вмешательство Ван Бреды, вдове Гуссерля грозила бы депортация в концлагерь, а его архиву - конфискация и гибель . Так в Лувене был основан Гуссерль-Архив - центр изучения наследия Гуссерля, существующий до сих пор.

Разобранный архив Эдмунда Гуссерля в Лувене насчитывает сорок тысяч неизданных листов (частично стенограммы), которые публикуются в полном собрании сочинений - Гуссерлиане.

Доминанты мышления

Философская эволюция Гуссерля, несмотря на страстную его преданность одной идее (а может быть, именно благодаря этому), претерпела целый ряд метаморфоз. Однако неизменным оставалась приверженность к следующему:

  1. Идеал строгой науки.
  2. Освобождение философии от случайных предпосылок.
  3. Радикальная автономия и ответственность философствующего.
  4. «Чудо» субъективности .

Гуссерль апеллирует к философии, способной, по его мысли, восстановить утраченную связь с глубочайшими человеческими заботами. Он не удовлетворяется строгостью логических и дедуктивных наук и усматривает главную причину кризиса науки, а также европейского человечества в неумении и нежелании современной ему науки обращаться к проблемам ценности и смысла . Радикальная строгость, которая при этом подразумевается, есть попытка дойти до «корней», или «начал», всего знания, избегая всего сомнительного и принимаемого на веру. Решившемуся на такое предстояло глубокое понимание своей ответственности. Эту ответственность невозможно перепоручить кому бы то ни было. Тем самым она потребовала полной научной и моральной автономии исследователя.

Как писал Гуссерль, «истинный философ не может не быть свободным: сущностная природа философии состоит в её крайне радикальной автономии». Отсюда и внимание к субъективности, к неустранимому и фундаментальному миру сознания , понимающего собственное бытие и бытие других. Жизнь и научная деятельность Гуссерля полностью соответствовали самым строгим требованиям автономии личности, критицизма мысли и ответственности перед эпохой. Эти сильные качества импонировали многим ученикам, в плодотворном сотрудничестве которых и сложилось феноменологическое движение . Все ученики сохраняли неизменное уважение к тому, кому они были обязаны началом своего мышления, хотя никто из них долго за Гуссерлем не следовал.

Основы философии

1. Философия Гуссерля сосредоточена на гносеологической проблематике . 2. Основой познания для Гуссерля является (непосредственное созерцание); критерий очевидности в познании Гуссерль называет «принципом всех принципов». Иными словами, гносеологическое исследование должно быть беспредпосылочным , то есть должно основываться только на очевидно усматриваемом, отказываясь от всяких предварительных теорий. 2.1. Привилегированное место в составе сознания отводится чувственным созерцаниям (восприятиям , представлениям и т. д.) как основополагающему элементу, лежащему в основе всех остальных переживаний сознания (ценностных, волевых и пр.). При этом «основополагающим», «праисконным» опытом является восприятие ; другие чувственные созерцания - его модификации. 2.2. Очевидность присуща не только созерцанию реально существующих вещей в чувственном опыте, но и созерцанию сущностей (идеация ). Таким образом, постулируется бытие и возможность непосредственного созерцания (идеации) идеальных объектов - сущностей, значений. 3. Философия трактуется как феноменология - строгая наука, относящаяся к «всеобъемлющему единству сущего », которая должна стать обоснованием всякого научного знания. Феноменология - дескриптивная наука, которая (на основе принципа очевидности и феноменологических редукций ) исследует и приводит в систему априорное в сознании, задавая тем самым основные понятия наукам. 4. Инструментом феноменологии являются феноменологические редукции . Феноменолого-психологическая и эйдетическая редукции позволяют осуществить «выключение» реального мира, данного в естественной установке , и перейти к сосредоточению на самих переживаниях сознания; затем трансцендентальная редукция осуществляет переход от сознания эмпирического субъекта к чистому сознанию (то есть очищенному от всякой, в том числе психической, реальности переживаний). 4.1. Отказ от естественной установки обнаруживает, что фундаментальным свойством сознания является , то есть свойство его содержаний быть «сознанием о», сознанием чего-то - а именно интенционального предмета (который может быть не только реальным - вещью в пространстве и времени , но и идеальным - сущностью, значением). Таким образом, выступает основополагающее различение реального и интенционального содержания сознания (в установке трансцендентальной редукции -). Ноэзис - само переживание сознания, взятое независимо от всякого стоящего за ним бытия; ноэма - смысл переживания, указывающий на это трансцендентное бытие (предмет, реальный или идеальный). Говорить же о бытии (о трансцендентном) помимо его явленности в сознании (ноэме) абсурдно. 4.2. Отталкиваясь от интенциональной природы сознания, более детальные исследования в установке феноменологической редукции раскрывают структуру ноэмы, а также обнаруживают . В выделяются: 1) материя (ядро , предметный смысл ); 2) качество (характеристика ); 3) подразумеваемый (интендированный) предмет . Общая структура чистого сознания принимает вид: Чистое «Я» / Ноэзис / Ноэма . 5. Посредством аналогизирующего восприятия для меня появляется Другой (то есть отличный от меня субъект). Первоначально мне дано лишь одно «живое тело» (психо-физическое единство, тело в сочетании с субъективностью) - моё собственное. Обнаруживая другое тело, подобное моему, я - по аналогии с собой - приписываю ему и свойство быть психо-физическим «живым телом», то есть субъектом. Вслед за этим и «мой мир» становится общим для меня и Другого объективным (интерсубъективным ) миром .

Эволюция идей

В развитии взглядов Гуссерля принято различать «дофеноменологический» этап и три периода феноменологического этапа:

1. Дескриптивная феноменология. Первая и центральная работа этого периода - «Логические исследования» (1900-1901). Гуссерль отходит от принципов психологизма , свойственных его более ранней «Философии арифметики» (1891); критике психологизма посвящён первый том «Логических исследований». Во втором томе закладываются основы феноменологии : на основе понятий «идеации» и исследуются содержания и структуры сознания, освобождённые от власти психологии и рассматриваемые как чистые сущности .

2. Трансцендентальная феноменология. Этот период открывается опубликованием в 1913 году «Идей I». В философию Гуссерля входит концепция феноменологических редукций , причём совершенно новой является идея трансцендентальной редукции, приводящей к чистому (абсолютному) сознанию . Гуссерль также принимает существование «чистого Я» , которое он отрицал в «Логических исследованиях». Многие ученики не приняли эти новые идеи Гуссерля.

3. Генетическая феноменология. Основное произведение этого периода - «Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология» (1936; полностью опубл. в 1954). Здесь феноменология совершает поворот к проблематике «жизненного мира» . В забвении «жизненных нужд» человека, самоустранении от вопросов ценности и смысла Гуссерль усматривает кризис европейской науки .

Эволюция философских взглядов Гуссерля на этапе феноменологии интерпретируется по-разному. Существует подход, прослеживающий во втором её периоде влияние неокантианства , а в третьем - историзма . Другой подход, наиболее распространённый сегодня, предлагает смотреть на этапы развития феноменологии как на последовательные шаги, переводящие её на всё более глубокие уровни рассмотрения.

Принцип очевидности (беспредпосылочности)

В основание познания Гуссерль, вслед за Декартом , кладёт очевидность . Критерий очевидности в познании Гуссерль называет «принципом всех принципов».

Очевидность - это «схватывание самого сущего или так-сущего в модусе „оно само“ при полной достоверности его бытия, исключающей, таким образом, всякое сомнение» . Очевидным является всякое непосредственное созерцание, то есть не только, например, восприятие вещей в чувственном опыте, но и созерцание сущностей («непосредственное „видение“ - не просто чувственное, постигающее опытным путем смотрение, но видение вообще как сознание, дающее из первоисточника (каким бы такое созерцание ни было)» ).

Очевидность - основа познания, «последний авторитет в вопросах познания», первый методический принцип, критерий действительности чего-либо . «Никакая мыслимая теория не может заставить нас усомниться в принципе всех принципов: любое дающее из самого первоисточника созерцание есть правовой источник познания…» .

Следует «строго воздерживаться от любых теорий; то есть предварительных мнений какого бы то ни было вида» и исходить только из того, что с очевидностью дано в опыте. «Теоретико-познавательное исследование… должно… удовлетворять принципу беспредпосылочности. […] Если это размышление о смысле познания должно иметь в качестве результата не простое мнение, но… основанное на очевидности знание, тогда это размышление, как чистая сущностная интуиция, должно осуществляться на основе мышления и познания как переживаний, данных в качестве определенных примеров» .

См. также: Очевидность в «Логических исследованиях»

Виды очевидности

Гуссерль выделяет следующие виды подтверждения действительного бытия вещи (то есть очевидности):

  • непосредственная / опосредованная очевидность: при первой предмет присутствует вживе (в первозданном ви́дении - восприятии), при второй он имеется в виду (это воспоминание и пр. способы данности, основанные на первозданном ви́дении);
  • ассерторическая / аподиктическая очевидность: при первой имеет место ви́дение индивидуального, при второй - сущности (ассерторически очевидное может оказаться видимостью, быть впоследствии опровергнуто; аподиктическая очевидность исключает всякие сомнения);
  • адекватная / неадекватная очевидность: первая - та, которую «в принципе невозможно ни „подкрепить“, ни „лишить силы“ и какая, следовательно, обходится без градаций веса»; вторая - «способная к возрастанию и убыванию».
(Вещь в восприятии принципиально может быть дана лишь неадекватно - односторонне, неполно, несовершенно, лишь как момент бесконечного континуума восприятия, - мы не можем увидеть предмет сразу со всех сторон, во всей полноте его существования. Полная, адекватная данность вещи имеется лишь как кантовская ‘идея’, в бесконечной перспективе . Однако „идея“ вещи вообще схватывается адекватно. «Мы схватываем её в вольном процессе пробегания, в сознании безграничности поступательного хода внутренне согласных созерцаний...» .)

Основополагающие способы данности

Основополагающими в составе сознания для Гуссерля являются чувственные созерцания (представления , а из них в особенности - восприятия) - «нижний слой потока переживаний». Они лежат в основе всех прочих переживаний сознания - «чувствующих, вожделеющих , волящих » и др. Нельзя чего-то бояться, что-то желать или оценивать, если оно не представлено.

Представление Гуссерль понимает как объективирующий акт - всякий акт, делающий нечто объектом для нас, пред-ставляющий, полагающий нечто. Это схватывание вещи в восприятии (воспоминании, ожидании), субъекта (и предиката) в категорическом суждении, создающее материю () этих переживаний.

Восприятие

В основе переживаний сознания лежит восприятие , то есть «живо-телесное актуальное» чувственное созерцание. Восприятие - это «основополагающий», «праисконный» опыт, «первозданно, из самого источника дающее „видение“», основание и обоснование всякого познания . Восприятие «первозданно», немодифицировано; воспоминание о чём-либо, воображение чего-либо, знак чего-либо - его модификации, так как должны иметь в своей основе восприятие этого чего-либо .

Ре-презентация

Ре-презентация (реактуализация ) (нем. Vergegenwärtigung ) - «репродукция присутствия» , то есть презентации (полагающего переживания - восприятия), «воспоминание в мыслимо широком смысле» .

Воображение

Несмотря на основополагающее значение восприятия, воображение (фантазия ) для феноменологии Гуссерля ещё важнее, так как даёт возможность свободного неограниченного варьирования примеров, необходимого для постижения сущностей .

Фантазия - это «модификация нейтральности „полагающей“ реактуализации, следовательно, воспоминания в мыслимо широком смысле», короче - «нейтрализованное воспоминание». Это именно нейтрализованная ре-презентация , а не нейтрализованная презентация (полагающее переживание - восприятие). Фантазии, в отличие от нейтрализирования восприятий, могут быть многократно приложены (существуют ступени реактуализаций: воспоминание о воспоминании; фантазия в фантазии (фантазии как элемент фантазий) и т. п. ).

Модификация нейтральности

Модификация нейтральности (во втором томе «Логических исследований» называющаяся «простое представление») заменяет достоверное, полагаемое действительно сущим на «просто мыслимое», «модус сознания „как бы“» , «простое думание-себе», «просто мысль» .

Нейтрализованный образ воспринимается вне вопроса о существовании либо несуществовании его интенционального предмета. В качестве примера можно привести чисто эстетическое созерцание фигур на картине «просто как образов», сосредоточенное не на предполагаемых объектах, которые они изображают, а на них самих .

В случае высказываний «примеры этого понятия дают нам случаи, когда отдельные слова или утверждения в целом просто понимаются вне их нормальной функции: мы понимаем высказанные утверждения, вопросы, желания, но сами при этом не судим, не спрашиваем и не желаем» . Нейтрализованная мысль берётся вне истинности и ложности; вопрос о её разумии или неразумии не имеет смысла, - она просто понимается нами, и не более того . «Так, например, суждению, что масса Земли составляет примерно 1/325000 массы Солнца , соответствует, как относящееся к нему „простое представление“, акт, который осуществляет тот, кто слышит это высказывание, понимает его, но не обнаруживает мотива вынести решение по этому поводу в суждении» . Модификация нейтральности - противоположность «позициональности», «полагающих доксических актов», она нейтрализует любую модальность бытия , заменяя её на «просто мыслимое».

О способах данности см. также: I измерение характеристик ядра: способ данности

Идеация

Феноменология

Феноменологическая редукция

Феноменологическое время

В феноменологической редукции, то есть при выключении естественного мира , и космическое время сменяется феноменологическим - необходимой формой переживания и «необходимой формой, связывающей переживания с переживаниями», - подобно тому как «пространственная „протяженность“… физического объекта» сменяется «„простертостью“, принадлежной к имманентной сущности такого-то конкретного содержания ощущения (например, визуального в поле визуальных данных ощущения)». Это «время с его модусами данности: „теперь“, „до“, „после“, модально определяемые „одновременно“, „одно после другого“ и т. д., - это время не измерить ни положением солнца, ни с помощью часов, ни какими-либо средствами физики».

Сознание внутреннего времени - форма синтеза сознания .

Интенциональность

Понятие интенциональности

Интенциональность переживания (акта) сознания - направленность его на объект (предмет). Свойство переживаний сознания быть сознанием чего-то , «„сознанием-о“ их объектов, независимо от того, реальны ли сами объекты или нет» является фундаментальным свойством сознания. «…Восприятие есть восприятие чего-то, скажем, вещи; суждение есть суждение о каком-либо положении дел; оценивание - оценивание какой-либо ценностной ситуации; желание - желательного обстоятельства и т. д. Действование направлено на такое-то действие, поведение - на поступок, любовь - на то, что любимо, радование - на радостное и т. д.» .

Интенциональную природу сознания обнаруживает феноменологическая редукция : переходя от сосредоточения (в естественной установке) на объектах к сосредоточению (в рефлексии) на субъективном опыте, то есть на самих переживаниях сознания (психических актах), в которых эти объекты даются, мы немедленно обнаруживаем, что, хотя переживания сами по себе - не более чем явления сознания, они при этом несут в себе указание на находящуюся вне сознания, в пространстве вещь.

Интенциональный предмет, на который направлено переживание, может быть как реальным, так и идеальным (как конкретной вещью или положением дел, так и сущностью) . Интенциональный предмет восприятия этого конкретного дома - реальная вещь; интенциональный предмет слова «дом» - соответствующая сущность .

Интенциональное переживание и интенциональный предмет

Гуссерль настаивает на том, что феноменологически несравненно большее значение имеет предмет, каким он дан в составе переживания (в ), а не сам недоступный трансцендентный предмет, на который направлено переживание.

1. Мир случаен - сознание абсолютно. Бытие переживаний сознания несомненно: невозможно сомневаться в существовании переживания, если оно переживается, присутствует в сознании. Напротив, бытие интенциональных предметов всегда сомнительно: восприятие может оказаться лишь иллюзией , галлюцинацией . «Итак, тезису мира - мир „случаен“ - противостоит тезис моего чистого Я , жизни моего Я, которая является „необходимой“, абсолютно несомненной» . 2. Действительное существование интенционального предмета не имеет значения для интенционального переживания. Восприятие может оказаться лишь иллюзией, галлюцинацией, но феноменологически при этом ничего не изменится: ведь восприятию противостоит не само трансцендентное, принципиально недоступное сознанию, а воспринимаемое как ноэма - «воспринимаемое как таковое в таком смысле, который исключает вопрос о том, правда ли, что это воспринятое есть на деле» . «Не предмет переживается и наряду с ним интенциональное переживание… но только одно наличествует - интенциональное переживание», направленное на интенциональный предмет и несущее его в себе. Из бытия потока чистого сознания абсолютно не вытекает «что непременно должен быть мир, что непременно должна быть какая-то вещь», сознание не зависит от существования трансцендентного и сохраняется и при уничтожении мира . 3. Мир, помимо явленности в сознании, - «противосмысленная мысль». Для нас есть только переживания сознания ; интенциональный предмет дан нам лишь в указывающем на него переживании сознания . Говорить о каком-то трансцендентном предмете помимо того, как он дан имманентно , проводить между ними различие, утверждать, что воспринятая вещь - явление иной, «внутренне ей чуждой… отделенной от неё» реальности, - бессмысленно: нельзя утверждать существование того, что не может быть предметом возможного опыта . Всё трансцендентное доступно опыту, «может становиться данностью», а всякие попытки выйти за пределы переживаний сознания и «дотянуться» до самого трансцендентного предмета бессмысленны. Есть лишь «реальный состав переживания и то, что сознается в таковом как нереальное» . Таким образом, отказ от естественной установки обнаруживает: Даже абсолютный субъект (Бог) не мог бы созерцать сами трансцендентные вещи, - говорит Гуссерль, - доступность их лишь в явлении сущносто необходима . 4. Связь интенционального переживания и его предмета - не причинная фактическая связь , имеющая место в мире; речь здесь не идёт о том, что нечто, существующее в мире (предмет), вызывает переживание как психический факт. Переживания берутся как таковые, не как факты, а как сущности , соответственно, и связь переживание-предмет сущностная, а не фактическая - отсылка к предмету заключена в самой сущности переживания . Сознание в модусе трансцендентальной редукции - вне пространства, времени, причинности . Поэтому неверно утверждать, что вещи мира - причина переживаний сознания. «Существование природы не может обусловливать существования сознания , - ведь она сама выходит наружу как коррелят сознания; природа существует, лишь конституируясь в упорядочиваемых взаимосвязях сознания». 5. Интенциональный предмет типа вещи может быть представлен в переживании лишь односторонне. Переживания, напротив, даются (в рефлексии) во всей своей полноте. Воспринимаемая вещь, то есть трансцендентное «пространственное бытие… может „являться“ только в известной „ориентации“» , в нюансировании - односторонне, неполно, несовершенно, - как момент бесконечного континуума восприятия. Мы не можем увидеть вещь сразу со всех сторон, охватить во всей полноте её существования. В отличие от вещей, переживания не нюансируются, а даются во всей своей полноте. Полная, адекватная данность вещи имеется лишь как кантовская «идея», в бесконечной перспективе.

Рассматривая отношение переживания (акта) сознания и его интенционального предмета, Гуссерль также отмечает, что «каждый акт относится интенционально к одной принадлежащей ему предметности», даже если сам акт (переживание сознания) - составной . «В восприятии куба, например, обнаруживается сложная и синтезированная интенция: непрерывная вариантность в „явлении“ куба в зависимости от угла зрения и соответствующие различия в „перспективе“, а также различие между „передней стороной“, видимой в данный момент, и „задней стороной“, в данный момент невидимой, которая остается следовательно несколько „неопределенной“, но которая в то же время равным образом полагается существующей. Наблюдение за этим „потоком“ различных явлений-аспектов и за способом их синтеза показывает, что каждая фаза и интервал есть уже в себе „сознание-о“ чем-то. При этом постоянный приход новых фаз не нарушает ни на один момент синтетическое единство целостного сознания, фактически оно остается сознанием одного и того же объекта» .

Неинтенциональное в сознании

Интенциональная структура сознания

Ego / Cogito / Cogitatum .

Структура сознания в трудах Гуссерля

В разных книгах Гуссерль пользовался для описания структуры сознания разной терминологией.

«ЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ» (Т. 2) «ИДЕИ I» «КАРТЕЗИАНСКИЕ РАЗМЫШЛЕНИЯ»
- Чистое «Я» Ego
Реальное содержание акта Ноэзис Cogito
Интенц. материя Интенц. сущность Интенциональное содержание акта Ноэматическое ядро (предметный смысл) Предложение Ноэма Cogitatum
Интенц. качество Способ данности Характеристика
Модальность
Интендированный предмет Подразумеваемый предмет

Альтернативные термины

Ноэматическое ядро = ноэматический коррелят .

Характеристика = тетическая характеристика = характеристика полагания .

Сопоставляя термины «Логических исследований» с терминологией последующих работ, следует помнить, что, несмотря на полный параллелизм описываемых структур, взгляд на них в «Логических исследованиях» несколько отличается: реальное содержание акта и интенциональное содержание акта отличаются от ноэзиса и ноэмы тем, что ещё не рассматриваются в установке трансцендентальной редукции, неизвестной «Логическим исследованиям», и, соответственно, не выступают в модусе открываемого этой редукцией «чистого сознания».

Ноэзис и ноэма

Ноэзы, и соответственно ноэмы, надстраиваются друг над другом (суждение - над восприятием и т. п.) .

Состав ноэмы

1. Ядро. Ноэматическое ядро (предметный смысл) ноэмы - это сам предмет, каким он представлен в данном своём явлении, с такими-то свойствами. Например, в случае восприятия - это сама вещь, какой мы её сейчас видим; в случае суждения - содержание суждения, которое и отличает одно суждение от другого.

2. Характеристики ядра

2-1. I измерение характеристик ядра: способ данности. Один и тот же предмет может быть дан в живом восприятии , а может быть предметом представления , суждения , желания и др. способов данности. 2-2. II измерение характеристик ядра: «модальности бытия». Степень уверенности в действительности данного нам предмета может быть различной: то, что мы видим, слышим и т. д. может оказаться лишь иллюзией , «простой кажимостью». Соответственно, модальности бытия - это: достоверность, допущение, подозревание, вопрошание, сомнение и т. п. градации действительности. Базовой (немодифицированной, «немодализированной») характеристикой, лежащей в основе всех остальных, является достоверность .

3. Подразумеваемый предмет. Подразумеваемый предмет - это «центральная точка» изменчивового, непостоянного ядра; это то, что воспринимается, то, на что нацелено переживание . Это нечто тождественное в предмете при всех его изменениях, то есть при его явлениях с меняющимися предикатами, - то, что описывается предикатами, их предполагаемый носитель, субстрат .

Полный конкретный акт

Интенциональная материя и интенциональное качество (ядро и характеристика ядра) вместе составляют интенциональную сущность акта. Но последняя «не исчерпывает акт феноменологически », не составляет конкретного полного акта: имеется ещё сопряжённая со значением сущность акта . Это «акт придания значения in concreto », то есть включающий: различную ясность, яркость, отчётливость того же самого восприятия или той же самой фантазии ; то, «оживают ли во мне вообще образы фантазии относительно задней стороны лежащей передо мной табакерки» при её восприятии; различную выраженность одного и того же желания , наличие и яркость сопутствующих ему представлений и т. п. .

О полном конкретном акте см. также: Структура знака в теории знака Гуссерля

Я (Ego)

Кроме текущих содержаний сознания, есть ещё само тождественное ego (чистое «Я»), обладающее заключёнными в нём содержаниями, - то, чей «„взор“ проникает „сквозь“ любое актуальное cogito , направляясь к предметному»; сопровождая все переживания, оно само не является переживанием . Само чистое Я лишено содержаний и, соответственно, не подлежит описанию. Его бытие («Я есмь») - аподиктическая очевидность . «Ego само есть сущее для самого себя в непрерывной очевидности и, следовательно, непрерывно конституирующее себя в себе самом как сущее. […] Ego схватывает себя не просто как текущую жизнь, но как Я, как мое я, которое переживает то или иное содержание, которое, оставаясь одним и тем же, проживает то или иное cogito» .

Ego как монада

Кроме чистого ego, Гуссерль вводит также понятие ego как монады (заимствуя последний термин у Лейбница). Я как монада - это «ego, взятое в полной конкретности», «в текущем многообразии своей интенциональной жизни» - не как полюс и субстрат переживаний, а как совокупность этих переживаний. Это «фактическое ego», которое «охватывает всю действительную и потенциальную жизнь сознания», эмпирическое Я. .

«Я» в «Логических исследованиях»

Ранняя позиция Гуссерля, выражаемая в «Логических исследованиях», заключается в том, что Я - лишь единство эмпирического сознания (то есть переживания сознания, а также их связи) . Содержания сознания относятся к психическому Я как стороны воспринимаемой вещи к вещи в целом.

Теория знака

Другой и интерсубъективность

Основная статья: «Картезианские размышления» (Размышление V)

Кризис европейских наук и «жизненный мир»

Значение

Примечания

Работы Э. Гуссерля на русском языке

Книги

  • Гуссерль Э. Логические исследования. Т. 1 . - СПб., 1909.
  • Гуссерль Э. Логические исследования. Том I. Пролегомены к чистой логике / Пер. с нем. Э. А. Бернштейна под ред. С. Л. Франка. Новая редакция Р. А. Громова. - М.:

Эдмунд Гуссерль (годы жизни - 1859-1938) - известный немецкий философ, который считается основателем целого философского движения - феноменологии. Благодаря многочисленным работам и преподавательской деятельности он оказал большое влияние как на немецкую философию, так и на развитие этой науки во многих других странах. Эдмунд Гуссерль способствовал возникновению и становлению экзистенциализма. Феноменология - это то, с чем связаны основные работы Гуссерля. Что же это такое? Давайте разберемся.

Что такое феноменология?

С самого начала феноменология формировалась как широкое движение в философии, а не как замкнутая школа. Поэтому уже в ранний период в ней появляются тенденции, которые нельзя свести к творчеству Гуссерля. Однако главную роль в становлении феноменологии сыграли работы именно этого ученого. В особенности важен его труд под названием "Логические исследования". Феноменология как направление получила особенно широкое распространение во всей Европе, а также в Америке. Кроме того, ее развивали в Японии, Австралии и в ряде азиатских стран.

Исходным пунктом данного философского учения является возможность обнаружения, а также описания направленной на предмет (интенциональной) жизни сознания. Важная черта метода феноменологии - отказ от каких бы то ни было непроясненных предпосылок. Кроме того, представители этого учения исходят из идеи нередуцируемости (взаимной несводимости) и в то же время неразрывности предметного мира (духовной культуры, социума, природы) и сознания.

Обучение в университетах, общение с учеными

Будущий философ появился на свет 8 апреля 1859 года в Моравии (Проснице). Он прошел обучение в Венском и Берлинском университетах. Интересно, что Эдмунд Гуссерль, философия которого известна во всем мире, сначала хотел стать математиком. Однако Т. Масарик решил привести его на курсы Ф. Брентано, психолога и философа. Общение с ним, а потом с еще одним психологом, К. Штумпфом, способствовало развитию интереса Эдмунда к изучению мыслительных процессов. Будущий философ обязан Брентано понятием интенции, которое означает направленность сознания. Гуссерль впоследствии говорил, что Брентано не увидел проблем "интенциональности" в отношении оснований знания и формирования структур опыта.

Другие мыслители, повлиявшие на Эдмунда в ранний период, - это английские эмпирики (особенно Дж. С. Милль), У. Джемс и Г. В. Лейбниц. Канта оказала значительное воздействие на философа уже в более поздний период развития его взглядов.

Первый труд Гуссерля

Эдмунд Гуссерль (фото его представлено выше) считал, что основная задача была определена им еще в первом труде под названием "Философия арифметики". В этой работе впервые соединились два главных предмета его интереса. С одной стороны, это и математика, а с другой - психология. Философу пришлось столкнуться с определенными трудностями. Г. Фреге выявил некоторые из них в критическом анализе этой работы Гуссерля. Эти трудности заставили Эдмунда осуществить общее исследование специфической активности и строения "осознанного опыта". Заключительная глава книги посвящена мгновенному "схватыванию" различных характерных форм, таких как стая птиц или шеренга солдат. Гуссерля, таким образом, можно назвать предтечей гештальт-психологии.

Четыре группы трудов Эдмунда Гуссерля

Одни и те же идеи проходят через все работы этого философа, однако его взгляды со временем претерпели существенные изменения. Все его труды можно подразделить на следующие четыре группы:

  1. Относящиеся к периоду "психологизма".
  2. "Дескриптивная психология".
  3. Трансцендентальная феноменология, которая впервые была изложена Гуссерлем в 1913 году.
  4. Работы, относящиеся к позднему периоду жизни философа.

Работа "Логические исследования"

Самым известным трудом Гуссерля является работа "Логические исследования". Она была издана в 1900-1901 годах, а в русском издании впервые вышла в 1909 году. Сам автор рассматривал этот труд как "расчистку пути" для такого направления, как феноменология. "Пролегомены к чистой логике" - первый том, в котором дается критика концепции психологизма, влиятельной в то время. Согласно этому взгляду, основополагающие принципы и понятия логики следует давать в терминах психологии. "Идея чистой логики" - последняя глава, где Гуссерль представил свою формальную логику. Это направление эмансипировано от психологии. Автор настаивает на том, что относить к ней сферу чистой логики бессмысленно. Во втором томе представлены 6 исследований структуры и значения опыта. Былой интерес к формам опыта привел к изучению так называемой категориальной интуиции такого философа, как Эдмунд Гуссерль.

Феноменология Гуссерля

Следующий значительный период в творчестве начинается лекциями Гуссерля "Идея феноменологии". Большое значение имел переход Гуссерля к идеализму нового типа. Для этой цели он предложил особый метод, называемый феноменологической редукцией. Необходимым предварительным этапом при обозначении поля восприятий и нахождения некоего "абсолютного" основания для всей философии является эпохе, то есть воздержание от любых верований и суждений. Феноменология, таким образом, занимается поиском сущностей, а также сущностных отношений.

Оппозиция натурализму

Рассматривая работы Гуссерля, можно увидеть, что они оппозиционны натурализму. В частности, это заметно по эссе 1911 года "Философия как строгая наука". Для Гуссерля это противостояние было одним из самых действенных мотивов. Эдмунд Гуссерль считал, что рассматриваемая "трансцендентально" или чисто рефлексивно дескриптивная наука об опыте должна предоставить философии некое "радикальное" начало, которое свободно от любых предпосылок. В последующих томах "Идей" Гуссерля (опубликованы посмертно) и в других его трудах была развернута программа "конститутивной" феноменологии. Цель ее Эдмунд видел в формировании новой идеалистической философии.

Работы по логике и анализу процессов сознания

В особенности поражает гений Гуссерля в двух следующих областях: в дескриптивном анализе различных процессов сознания, в том числе опыта сознания времени; а также в философии логики. Работы по логике зрелого периода следующие: "Опыт и суждение" (1939 год) и "Формальная и трансцендентальная логика" (1929 год). Сознание времени исследуется Гуссерлем в "Лекциях о феноменологии внутреннего сознания времени" (1928 год) и в некоторых других работах, относящихся к различным периодам творчества. В 1931 году Эдмунд Гуссерль создал "Картезианские медитации", в которых детально изложены многие проблемы познания и переживания сознания людей.

Альтернативные направления феноменологии

Нужно сказать, что многие бывшие коллеги и студенты Гуссерля также разрабатывали феноменологию, однако в альтернативных направлениях. В частности интересовался религией и строил на этом основании свою феноменологическую концепцию. который является одним из основателей экзистенциализма, был сначала учеником Гуссерля. Через некоторое время он осуществил ревизию феноменологии, связанную с понятиями "существования" и "бытия". Гуссерль, уверенный в потенциале собственной теории, подверг критике позицию Хайдеггера.

Последние годы жизни и смерть Гуссерля

Эдмунд Гуссерль, покинутый учениками, непросто переносил нездоровье, которое появилось у него в последние годы жизни. Поздний период завершила работа Гуссерля "Кризис европейских наук", созданная в 1936 году и опубликованная в 1954 г. В ней философ предложил понятие жизненного мира, ставшее очень известным.

Гуссерль скончался 26 апреля 1938 года во Фрайбурге-им-Брайсгау. После его смерти осталось примерно 11 тысяч страниц заметок и неизданных трудов. К счастью, их удалось сохранить. Они были перевезены в где и сегодня продолжается работа по их изданию, начатая еще в 1950 году (серия "Гуссерлиана").

Эдмунд Гуссерль: цитаты

Многие цитаты Гуссерля достойны внимания, однако многие из них требуют более глубокого знакомства с его философией. Поэтому мы отобрали самые простые, те, которые понятны всем. Эдмунд Гуссерль, основные труды которого были представлены выше, является автором следующих высказываний:

  • "Этот мир не для каждого тот же самый".
  • "Относительность истины влечет за собой относительность существования мира".
  • "Начало есть чистый и, так сказать, еще погруженный в немоту опыт".

И по сей день не утихает интерес к такому направлению, как феноменологическая философия Эдмунда Гуссерля. Жизненный мир, эпоха и важнейшие проблемы всех времен - все это отражено в его трудах. Безусловно, Гуссерля можно считать великим философом. Многие из его учеников и сотрудников сегодня уже отошли в тень, а к трудам Гуссерля все еще обращаются. Идеи этого философа все еще актуальны, что говорит об их большом масштабе.

Итак, вы познакомились с таким интересным мыслителем, как Эдмунд Гуссерль. Краткая биография его, конечно, дает лишь поверхностное представление о его философии. Для того чтобы глубоко понять его идеи, следует обратиться к трудам Гуссерля.

Загрузка...