docgid.ru

Проверить слух ребенка 3 месяца. Простые методики, как проверить слух у ребенка. Обследование слуха с помощью звукореактотеста

Для гармоничного развития ребёнка очень важен хороший слух. Любые, даже малейшие , могут стать причиной таких серьёзных проблем как непонимание окружающих, нарушение речи, психологический дискомфорт и трудности адаптации в коллективе. Поэтому наблюдать за развитием слуха малыша начиная буквально с момента его рождения крайне важно. Если вовремя установить проблему и начать комплексное лечение, положительные результаты не заставят себя ждать. В противном случае проблема может лишь усугубиться, и слух ребёнка может не только стать ещё хуже, но и совсем пропасть.

Обязательно проверяют слух у детей в поликлинике в таких случаях:

  • при оформлении в садик и школу;
  • в случае отставания в развитии речи;
  • после перенесённой в тяжёлой форме , и других инфекционных заболеваний;
  • после лечения медикаментами, способными вызвать нарушение слуха;
  • и конечно не при любых жалобах на слух.

Существует 2 вида недостаточности слуха – это тугоухость и глухота. У тугоухого ребёнка слух сильно ослаблен, он тяжело воспринимает речь. Для того, чтобы такой малыш мог лучше слышать необходимо при разговоре подходить к нему как можно ближе, усиливая голос при этом. Также настоящим помощником может стать слуховой аппарат, который способен намного увеличить качество восприятия речи и звуков.

При глухоте, к сожалению, не поможет ни один из вышеперечисленных способов. Однако, как правило, абсолютная глухота встречается крайне редко. Даже глухой ребёнок способен слышать отдельные громкие неречевые звуки или даже некоторые слова, произнесённые очень громко. Это явление называется остаточный слух. Но всё же современная медицина, как не прискорбно это звучит, ещё не научилась восстанавливать слух таким деткам. В отдельных случаях некоторым пациентам помогает кохлеарная имплантация.

Выделяют 3 группы детей со слуховой недостаточностью: тугоухие, глухие (глухонемые), позднооглохшие.

Что должно насторожить? Или симптомы нарушения слуха у детей.

В зависимости от возраста малыша существуют определённые показатели развития слухового аппарата, которые стоит знать каждому родителю. При любых отклонениях обязательно обращайтесь за медицинской консультацией.

Симптомы нарушения слуха у ребёнка до 1 года:

2 -3 неделя – кроха не вздрагивает и не замирает от резких звуков;

от 4 месяцев - ребёнок не поворачивает голову в сторону музыкальной игрушки или погремушки;

4–6месяцев – не появляется лепет, а гуление постепенно исчезает;

9-10 месяцев – малыш абсолютно не воспринимает обращение к нему. Простые слова ему не понятны. Также новые звуки и звукосочетания не появляются в лексиконе крохи.

Симптомы нарушения слуха у ребёнка от 1 года:

  • у ребёнка до трёх лет не сформировалась фразовая речь;
  • любое обращение к себе кроха плохо воспринимает и постоянно переспрашивает;
  • не реагирует на обращение и не отвечает на вопросы человека, который отсутствует в поле его зрения;
  • при разговоре ребёнок смотрит внимательно исключительно на лицо и мимику говорящего;
  • постоянно увеличивает громкость телевизора при просмотре мультиков;
  • разговор по телефону воспринимается тяжело, малыш всё время перекладывает трубку от одного уха к другому.

Как проверить слух у ребёнка в домашних условиях?

Слышит или не слышит ваш ребёнок проверить можно уже буквально с первых дней его жизни. Для этого достаточно наблюдать за реакцией крохи на различные звуки (музыка, шум за окном, громкий разговор, звонок телефона и другое). Положительной считается реакция, когда ребёнок замирает, поворачивает голову, двигает веками, отрывается от груди во время кормления, также у него может участиться дыхание и сердцебиение. Такое поведение маленького человечка обусловлено врождёнными рефлексами, по-другому безусловными рефлексами.

Также проверить слух у младенца можно совсем простым способом. Для этого понадобятся два взрослых человека, музыкальная игрушка или погремушка. Этими игрушками нужно подавать звуки из разных углов комнаты одному взрослому. Второй при этом должен наблюдать за реакцией ребёнка. Если малыш абсолютно никак не реагирует на звуки, стоит насторожиться.

Деток постарше, которые уже научились говорить, проверять можно с помощью речи. Для этого необходимо отойти от ребёнка на расстояние примерно 6 метров и говорить шёпотом ему простые слова, а он их должен повторять. При этом малыш должен стоять сначала одним боком к вам, в противоположное ушко нужно закрыть ваткой. Потом надо повернуться другим боком и повторить процедуру. Таким образом, проверяется слух каждого уха по отдельности. Если он не слышит слова с такого расстояния, потихоньку приближайтесь к нему и продолжайте говорить.

Чем короче дистанция, при которой кроха может повторить ваше слово, тем ниже у него слух. Это повод обратится за консультацией к ЛОРу.

Как видите, проверить слух у ребёнка самостоятельно, совершенно просто. Это не доставит каких-либо болезненных ощущений и дискомфорта. Но откладывать такое мероприятие ни в коем случае не стоит, так как хороший слух очень важен, он на прямую влияет на качество жизни абсолютно каждого человека.

Последние новости

Сегодня родители сталкиваются с проблемой кариеса у детей уже в возрасте 1,5 - 2 года. Бывают и такие случаи, когда у малыша портятся зубки даже несмотря на то, что он не ест сладости и придерживается гигиены полости рта. Мама сначала замечает небольшое темное пятнышко на зубике. Затем пятнышко увеличивается и распространяется на соседние зубы. Постепенно молочные зубки темнеют, стираются и крошатся.

На громкие звуки ограничится вздрагиванием или он может развести ручки и, как бы обнять себя, медики называют это синдромом Моро. В месяц ребенок начнет замирать, слыша громкие звуки.

Слух 2 или 3- малыша можно определить, наблюдая за его реакцией на голос матери, как правило, дети оживляются, улыбаются, двигают ножками и , агукают. То, что малыш пытается агукать, является хорошим признаком проверки его слух а. Поворачивать голову на резкий звук погремушки или другого громкого звука ребенок начинает в возрасте от 3 , до этого его мышечная система еще не обладает нужной координацией.

Спящего ребенка должны беспокоить резкие звуки, если его возраст больше 1,5-2 месяцев. После он должен начинать лепетать, пытаться произносить какие-то слоги на своем языке, а от до года произносить отдельные слова и пытаться ответить на слова взрослых, при этом поворачивая голову на звук, даже, если он идет со стороны спины.

Родителей должны насторожить не соответствующие возрастным нормам реакции ребенка на звуки. Порой кажется, что малыш отстает в развитии, это бывает, ведь плохо слышащий ребенок не совсем правильно воспринимает информацию окружающего мира.

Проверить слух можно в медицинском учреждении или центре. Для этого сегодня существуют разные методы. Медицинские работники пользуются методом регистрации вызванной отоакустической эмиссии, методом регистрации вызванных слух овых потенциалов и методом акустической импедансометрии. Несомненно, родители должны внимательно относиться к своему ребенку, чтобы не пропустить заболевание, но при первых симптомах , надо обязательно обратиться к специалисту, чтобы тот развеял сомнения или направил на в квалифицированное учреждение.

Видео по теме

Источники:

  • как проверяют слух у новорожденных

Очень важную роль в развитии ребенка играет хороший слух . С его помощью малыш учится распознавать голоса, подражать различным звукам, а, следовательно, и говорить. На первый взгляд, точно определить слышит малыш или нет, довольно-таки сложно. Но и эта, казалось бы, практически невыполнимая задача имеет свое решение. Проверить слух у ребенка любого возраста под силу самим родителям в домашних условиях без использования современных аппаратов.

Инструкция

Чтобы вовремя понять, что у малыша есть -либо проблемы со слух ом, в первую очередь, достаточно быть очень родителем. Маме и папе следует знать некоторые особенности развития малыша в том или ином возрасте, следить за его реакцией на внешние раздражители, на громкие звуки, голос близких ему людей, а также обращать внимание на уровень речевого развития малыша.

Малыш с хорошим слух ом в возрасте от четырех до семи месяцев обычно поворачивает голову в сторону звука или знакомого голоса, при обращении к нему.

С семи до девяти месяцев карапуз должен издавать много различных звуков, поворачивать голову в сторону даже негромких звуков, начинает понимать самые простые слова, к примеру, «мама», «папа», «дай», «пока».

Поворачивать голову на тихие звуки, оборачиваться на свое имя, обращать внимание на говорящего человека, лепетать, имитировать различные звуки карапуз обычно начинает с до года. Такие действия в этом возрасте говорят о хорошем слух е

Умение слышать во многом предопределяет развитие ребенка и его социализацию. Чем раньше родители совместно с врачами заметят наличие патологии у малыша и приступят к ее терапии, тем быстрей будет проведена корректировка функциональности органа слуха. В таком случае дитя сможет «нагнать» своих ровесников и ни в чем не уступать им, несмотря на свои особенности. Так как же проверить слух у ребенка?

Зачем следить за остротой слуха ребенка

Специалисты регулярно тестируют функциональность органа слуха у малышей. Самая первая проверка — аппаратная аудиограмма -происходит в стенах роддома спустя 2-3 дня после рождения крохи. Уже на этом этапе врачи могут выявить серьезные врожденные патологии и направить родителей с малышом на консультацию к отоларингологу и сурдологу.

В дальнейшем слух у ребенка проверяют на регулярных медицинских комиссиях. Такое частое тестирование связано с важностью раннего выявления патологий. Чем быстрей у дитя будет диагностированы проблемы с органом слуха, тем быстрей специалисты смогут приступить к их терапии.

Если же нарушения функциональности органа слуха не были выявлены своевременно, особенно в период до года, это запустит процесс задержки развития ребенка.

Младенец, который плохо слышит, медленней осваивает необходимые двигательные навыки и не имеет возможности качественно познавать мир, а значит, из-за дисфункциональности ушей малыша напрямую будет страдать интеллект.

У малышей на третьем-четвертом году жизни из-за нарушений слуха отмечается выраженная задержка речевого развития. Неумение говорить, невозможность правильно повторить слова и неспособность четко излагать свои мысли колоссально сказывается на темпах социализации дошкольника, его адаптации в обществе и психологическом состоянии.

Чтобы избежать подобных проблем, ребенка следует своевременно показывать специалистам.

Профессиональная проверка слуха

Слух у детей регулярно проверяется на медицинских комиссиях в детской поликлинике. Первая из них проходит в 2-3 месяца. Выбор методики проверки слуха специалистом будет зависеть от оснащенности его кабинета необходимыми приборами, а также от возраста пациента.

  1. Новорожденным и грудничкам порог слышимости определяют с помощью компьютерной аудиометрии. Проверка слуха у детей на аппарате — это самый достоверный современный метод. Аудиограмма позволяет не только выявить факт нарушения, но и определить, на каком участке органа слуха возникло нарушение и какова степень тугоухости у малыша. Специальные датчики регистрируют ответ волосковых клеток в улитке и электрическую активность мозга на подаваемые прибором сигналы.
  2. Детям от полугода показано проведение поведенческой аудиометрии. Специалист оценивает, как ребенок реагирует на звуки разной интенсивности и тональности, и на основании данного тестирования определяет порог слышимости малыша.
  3. Для проверки слуха детей от 3 лет до 5 лет применяется методика игровой аудиометрии.
  4. У детей школьного возраста проверка остроты слуха проводится с помощью речевой аудиометрии, в ходе которой ребят просят повторять произнесенные шепотом слова и фразы. При необходимости применяется камертональное тестирование.

Подобные проверки слуха проводятся только на медицинских комиссиях и в ходе тестирования применяются специальные инструменты. Но что делать, если родителям кажется, что их малыш плохо слышит? Как проверить слух у ребенка в домашних условиях?

Проверка слуха в домашних условиях

К сожалению, проблемы со слухом бывают не только врожденные. Негативно повлиять на функциональность органа слуха способны перенесенные малышом инфекционные заболевания, травмы и пр.

При подозрении на ухудшение способности слышать малыша следует записаться к врачу, но, чтобы зря не тратить время специалиста, вы можете попробовать проверить слух ребенка и его остроту в домашних условиях.

Способы домашнего тестирования остроты слуха ребенка будут зависеть от его возраста.

Новорожденный

Провести объективную проверку слуха новорожденного в домашних условиях практически невозможно. В первый месяц жизни уши малыша функционируют не так, как у взрослых, да и в целом он не способен еще проявлять реакции на слышимые звуки.

Пожалуй, самый доступный и результативный метод, который вы можете использовать дома для проверки способности новорожденного слышать — хлопки. Если вне зоны видимости ребенка громко хлопнуть в ладоши, в ответ на резкий звук он должен рефлекторно отреагировать — вздрогнуть или вскинуться всем телом.

У малышей первого года жизни можно проверять слух с помощью крупы. В пластиковые емкости следует насыпать горох, гречку и манку. Эти три типа крупы в процессе тряски создают звуковые колебания разной интенсивности и тональности.

Использовать эту методику следует поэтапно, по мере постепенного возрастного усиления функциональности органов слуха грудничка. Первое время младенец способен слышать преимущественно звуки низкой тональности — такие, которые создает при тряске баночка, наполненная горохом.

Взрослому следует потрясти емкостью с горохом так, чтобы грудничок не видел этого. Младенец должен отреагировать на услышанный звук — замереть, нахмуриться, вздрогнуть или вскинуться. К 3-4 месяцам ребенок должен уметь поворачивать головку в ту сторону, откуда исходит производимый крупой шум.

Для чистоты эксперимента можно использовать две емкости, одна из которых будет с горохом, а во второй ничего не будет. Попеременно потрясывая баночками, вы сможете точно определить, на что именно реагирует дитя: на звук или движения ваших рук.

Помимо гороховой пробы, родителям следует проверять также и реакцию крохи на звук, производимый при тряске гречневой и манной крупой. Последняя издает самые трудноразличимые для грудничка шумы — тихие и высокочастотные.

Малыш от года

Поскольку годовалый ребенок активно подражает взрослым и старается повторить за ними произносимые звуки, для проверки слуха в таком возрасте не нужно применять никаких специальных методик. Для тестирования дитя старше года нужно регулярно заниматься с ним и оценивать, насколько точно он копирует слова и интонации вашего голоса, когда не видит движения ваших губ.

Дети в возрасте 1-2 лет должны различать шепотную речь. Требуйте время от времени негромко подать вам какую-нибудь знакомую для малыша игрушку, просите вести его «тихонечко» по утрам, когда домашние спят, или в общественных местах, чтобы не мешать окружающим людям.

Дошкольник

Существующие проблемы со слухом у малышей детсадовского возраста напрямую сказываются на их поведении и качественном объеме словарного запаса. Если ребенок в возрасте трех-четырех лет плохо слышит — вы это сразу заметите. Скудный и порой исковерканный активный запас слов, невозможность правильно повторить фразы за взрослыми, нарастающая раздражительность и замкнутость из-за невозможности общаться со сверстниками — все это напрямую будет указывать на наличие проблем со слухом у малыша.

Проверять остроту слуха у малыша третьего-пятого года жизни в домашних условиях рекомендуется в игровой форме. Можно использовать «шепотную» методику и в процессе занятий с ребенком просить повторять тихо произнесенные слова и фразы.

Можно предложить ребенку угадывать, в какой руке взрослого зажат футляр от киндер-сюрприза, наполненный манкой. Здоровый малыш с хорошим слухом должен хорошо слышать высокий и тихий шум этой крупы.

Школьник

Для проверки слуха у школьника вполне допустимо использовать традиционную т.н. «шепотную» методику. Чтобы тестирование показало более-менее достоверные результаты, вам следует создать в помещении бесшумную обстановку.

  • Чтобы ребенок не имел возможности распознать сказанное вами по движению губ, следует встать от него как можно дальше — оптимальным считается расстояние в 7 метров;
  • каждое ухо следует проверять отдельно — для его необходимо попросить ребенка зажать один слуховой проход;
  • тестирование начинается с самых высоких по тональности звуков — шепота, постепенно сила звучания голоса должна возрастать и переходить от разговорного тембра шепота к обычной речи;
  • родители должны называть слова, а ребенок — в точности повторить сказанное;
  • для проведения тестирования можно использовать специальные таблицы (Воячека, Лиангбека, Богданова), разработанные для проверки слуха, или же брать слова «из головы», главное, чтобы произносимые вами фразы были знакомы ребенку и подходили ему по возрасту.

Если в ходе домашнего тестирования вы выявите явные нарушения в функциональности органа слуха, ребенка следует показать отоларингологу. Специалист направит вас на необходимые для постановки диагноза обследования и составит программу терапии, которая поможет вашему малышу вернуть возможность качественно слышать — а значит, развиваться.

Слух у новорожденных проверяется в родильном доме в первые дни жизни. Своевременно выявленная патология позволит вовремя принять нужные для правильного развития ребенка меры.

Способность слышать звуки мира позволяет человеку вовремя определить опасность, изучать окружающее пространство и общаться с окружающими людьми. Запоздалое определение того, что ребенок плохо слышит, будет виновным в появлении больших проблем. Развившаяся от бездействия родителей глухота, будет иметь последствием немоту – малыш не сможет повторять обращенные к нему слова и говорить.

В прошлом веке несвоевременное определение невозможности ребенка воспринимать звуки нередко влекло за собой постановку диагноза «слабоумие» детям при нормальном уровне интеллекта.

Процедура проверки слуха носит название аудиометрии, ее проводит врач сурдолог. Нарушения слуха в той или иной форме обнаруживают в 1 месяц жизни у 3-5 младенцев из тысячи.

Методы проверки слуха

Для проверки возможности младенца слышать наблюдают за его ответной реакцией на определенный звук. Новорожденный ребенок в 1 месяц будет реагировать на него:

  • активным движением ножек и ручек;
  • замиранием в попытке распознать новый для него раздражитель;
  • широким открыванием глаз;
  • изменением дыхания;
  • пробуждением ото сна.

Такая, внешне несложная процедура, требует подготовки – нужен достаточный опыт, чтобы различить реакцию ребенка на звук от обычного желания подвигаться. Если при проверке слуха у грудничка, он себя плохо чувствует – у него болит животик или ребенок простужен, тест может быть некорректным из-за того, что малыш раздражен из-за дискомфорта.

При нарушении слуха у деток раннее выявление патологии – залог успешной реабилитации ребенка, поэтому диагностирование уровня слуха новорождённых все время усовершенствуется.

Все методы проверки слуха делятся на три группы и их выбор зависит от возраста человека:

  1. компьютерное аудиометрическое обследование;
  2. поведенческое обследование;
  3. игровая аудиометрия.

Компьютерная диагностика нарушения слуха позволяет наиболее точно определить изменения в организме новорожденного ребенка в первый месяц жизни.

Для исследования чуткости слуха у новорожденных деток от нескольких месяцев и до трех лет жизни целесообразной является методика поведенческой аудиометрии.

При использовании игрового метода можно определить качество слуха у детей от 36 месяцев до пяти лет.

Зрение и слух формируются во внутриутробном развитии и совершенствуются в первые годы жизни. Чтобы контролировать развитие и остроту слуха у новорожденных и выявлять отклонения, педиатры настаивают на проверке его уровня специалистами, начиная с первых дней жизни в роддоме, затем при периодических осмотрах.

В домашних условиях родители могут контролировать формирование слуха у новорожденных, применяя хорошо разработанные методики, для которых не нужно использовать специальную аппаратуру.

Аппаратные обследования

Скрининг позволяет достаточно точно определить нарушение возможности недавно появившегося ребенка слышать еще в роддоме. По результатам процедуры врач может определить, где в организме ребенка произошли изменения, мешающие воспринимать звук.

Правильно проведенное обследование, профессионализм врача позволяют точно определить, на каком именно участке слухового отдела возникли изменения, выстроить эффективную и результативную схему лечения.

Первое скрининговое обследование проводят до выписки ребенка из роддома на протяжении первой недели жизни. Это обследование является стандартным и входит в программу обследования новорожденных

Для обследования детей применяют 2 различных способа:

  1. исследование реакции слухового ствола ЦНС (по международной терминологии АВR);
  2. акустической эмиссии (ОАЭ).

Тест, которым проверяют слух у новорожденного, избирается, исходя из методики, применяемой в лечебном учреждении, наличия аппаратуры и уровня профессиональной подготовки врача. Оба способа не травмируют ребенка и являются точными, но различаются по технологии проведения. В некоторых случаях новорожденному необходимо пройти оба теста.

Определение реакции мозга на звук (ABR)

При помощи этого способа определяется уровень развития слуховой системы ребенка, для этого отслеживается уровень реакции ЦНС на звуковые колебания, которые передаются в мозг по слуховому нерву.

Как проверяют слух таким методом? На головке младенца закрепляют электроды и через наушники транслируют специально подобранные звуки.

Установленная на компьютере программа обрабатывает полученную информацию и выводит ее на монитор. Врач может узнать, какой самый тихий звук доступен ребенку.

Контрольным сигналом, который позволяет определить проблемы со слухом у деток, является «щелчок». Это сочетание, которое позволяет одновременно комплексно протестировать весь слуховой аппарат. Если программа прохождения звука фиксирует адекватный ответ – тест считается пройденным успешно. Скрининг занимает по времени до четверти часа.

Проверка внутреннего уха (ОАЭ)

Чтобы проверить, как реагирует на звук непосредственно слуховой аппарат, используют метод отоакустической эмиссии, определение этого проводят на специальном диагностическом аппарате.

Для получения правильного результата ребенок должен спать. Прибор, состоящий из динамика и микрофона вкладывают в ушко грудничка. Звук передается через устройство в мозг, параллельно генерируется еще один звук, который не транслируется по нерву. Этот эффект носит название отоакустической эмиссии.

Программа тестового компьютера позволяет определить, на какие звуки слуховой аппарат ребенка дал ответ, качество и количество этих ответов.

По результатам теста ребенок должен реагировать на силу звука, которая позволяет различить тихую речь. Скрининг проводится на протяжении 10 минут.

Погрешность исследований

Методики имеют некоторое количество ошибочных результатов. ABR дает до 4% ложных результатов, более простой и быстрый ОАЭ – до 21% при проверке в первые три дня после рождения. Причина расхождения – остатки внутриутробных вод в ушах младенца, которые блокируют прохождение звука и создают ложную глухоту. В таком случае назначается повторный тест через неделю.

Если у врача формируются подозрения на то, что ребенок страдает определенными нарушениями слуха, предписывается полное диагностическое обследование. В результате всестороннего обследования даются ответы на вопросы:

  1. есть ли нарушения слуха и тугоухость у младенца;
  2. насколько снижена чувствительность к звуку;
  3. является ли снижение слуха временным или постоянным явлением.

Диагностика проводится по методу ABR с применением большего спектра раздражителей и занимает до часа.

Проверка слуха родителями

Все родители должны знать, как проверить слух у новорожденного в домашних условиях.

Детки после рождения еще не способны реагировать на тихие низкие звуки и откликаются только на высокие и резкие. В сторону звука ребенок сможет осознанно поворачивать голову только к четырем – пяти месяцам. Если ребенок хорошо слышит, после полугода он окликается на звук и четко поворачивает голову в направлении источника.

Определить, что у малыша развивается нарушение слуха, очень трудно на первых месяцах жизни – кроха может , что дезинформирует неопытных родителей.

К 8-9 месяцам жизни у ребенка появляется возможность осознавать звуки и пытаться воспроизводить самые простые их сочетания, возможность говорить в этом возрасте зависит от слуха.

Рефлекс Моро

Самая простая методика носит название рефлекса Моро, она позволяет определить наличие слуха у младенца и выявить развившиеся нарушения, но не дает представления об уровне восприятия звука.

Для проверки младенца:

  1. укладывают на любую ровную поверхность, распеленывают;
  2. сильно хлопают в ладоши на расстоянии 25-30 сантиметров от правого, затем от левого ушка.

Хорошо слышащий ребенок начинает сильно двигать ручками и ножками или плакать от испуга. Если реакции нет – ребенка необходимо срочно показать врачу

Метод Калмыковой

Более сложная методика разработана врачом Калмыковой и предполагает использование предметов, которые создают различный по силе звук. Для изготовления анализаторов используют одинаковые банки из пластика, на треть заполненные в каждом доме манкой, гречкой и горохом.

С малышом работают 2 человека – один играет с малышом, показывая ему красивую, ярко раскрашенную игрушку, второй – на расстоянии 10-15 сантиметров трясет банкой с крупой над ухом ребенка. На каждом этапе проверки используют различные банки. Первой используют емкость с манкой, затем с гречкой, в последнюю очередь – с горохом. Между тестами делают минутный перерыв. В каждом периоде развития младенец реагирует на разную интенсивность звука – до 6 месяцев это 70 децибел.

Нормальный ребенок заинтересуется игрушкой, но одновременно будет реагировать на звук банки с гречкой и горохом, если реакция не появится – это должно насторожить родителей.

Если у ребенка обнаружен дефект слуха – это не повод впадать в отчаяние. Современные методики лечения и протезирования позволяют такому малышу быть полноценным членом общества.

Проверка состояния слуха ребенка много раз упоминалась в темах про речь. Собственно говоря, если у ребенка не появляется лепет, или малыш лепечет редко и однообразно, сразу возникает вопрос про состояние слуха. Как же определить, слышит ли ребенок?
Самый простой способ – это наблюдение за поведением ребенка. Новорожденный малыш различает только громкие высокие звуки и практически не реагирует на низкие и тихие. К 4-6 месяцам у ребенка появляется способность локализовать звуки. У хорошо слышащего малыша с полугода способность реагировать на звуки улыбкой, гулением и лепетом. Появляется четкий поворот головы в сторону источника звука. С 9 месяцев ребенок может повторить некоторые звуки, чаще всего неречевые (как папа кашляет, как мама чихает, как ежик сопит). После этого возраста малыши начинают понимать значение простых слов и начинает говорить простые лепетные слова.
Приведем более подробное описание поведения ребенка, которое поможет вам определить как развивается слух у вашего малыша:
0- 6 недель
Во сне ответ на громкие звуки открывает глаза, моргает, вздрагивает во сне или просыпается, может заплакать
Когда вы заговорите с ребенком, прекращает сосать или плакать
6 недель – 4 месяца
Перестает плакать, когда вы разговариваете
Перестает сосать, когда вы разговариваете
Реагирует на ваш голос – гулит и улыбается
Замирает, когда раздается новый звук
Начинает в горизонтальной позе поворачивать голову на звук и голос (4 мес)
4-7 месяцев
Поворачивает голову в сторону звука, прислушивается, улыбается
Поворачивает голову на ваш голос
Узнает и реагирует на ваш голос: начинает гулить
Улыбается, когда к нему обращаются
7-9 месяцев
Любит музыку
Поворачивает голову в поисках источника звука, даже очень негромкого
Поворачивается, когда его зовут по имени
Лепечет много разных звуков
Выражает разными звуками различные потребности
Ребенок начинает понимать простые слова, как, например, «мама» и «пока».
Реагирует на звуки средней громкости
9-12/13 месяцев
Указывает по просьбе знакомых людей или предметы, или поворачивается и смотрит на них
Понимает слова «нет» и «нельзя»
Появляются лепетные слова
Оборачивается, когда его окликают сзади
Поворачивает голову к тому кто разговаривает
Пытается имитировать звуки
12-18 месяцев
Пользуется несколькими лепетными словами
Поворачивается к знакомым предметам или людям, когда их называют по имени, может показать пальцем
Понимает простые просьбы, например «Брось мячик» .
Начинает делать соответствующие движения, когда услышит знакомый стишок или песенку (ладушки, мишка косолапый)
Машет на прощанье рукой в ответ на ваше «до свидания», даже если вы не сопровождаете свои слова соответствующим жестом.
Поворачивает голову на тихие звуки
2 года
Говорит не меньше 10 слов
Выполняет ваши просьбы не стараясь смотреть вам в лицо (если ребенок внимательно смотрит на ваше лицо, возможно, он читает по губам)
Ребенку нравится, когда ему читают вслух детскую книгу, он может указать пальцем на рисунки в книге и называть доступным ему способом (ав-ав, бах)
Если вам кажется, что ребенок не демонстрирует большинство из этих навыков, вы можете проверить слух следующими способами:

Обследование слуха с помощью звучащих игрушек : сначала шарманкой, пищалку затем дудкой и барабаном.
Сделать это можно так:
Ребенок сидит у вас на коленях лицом к вам. Второй взрослый играет последовательно справа и слева вне поля зрения ребенка на этих инструментах. Затем зовет громким шепотом, тоже справа и слева.
Реакция ребенка – поворот головы в соответствующую сторону.
Расстояние от ребенка до игрушки 3-4 метра. В литературе при описании обследования упоминают расстояние 6 метров. Такое расстояние возможно только в полностью звукоизолированной комнате.
Если такой метод обследования не дал результатов (т.е. ребенок не реагирует ни на один из стимулов), то покажите ребенка отоларингологу, который может проверить слух при помощи звукореактотеста.
В случае необходимости исследования необходимо продолжить в сурдологическом центре на специальном оборудовании.
При отсутствии звукореактотеста можно воспользоваться методом «гороховых проб»: баночек, заполненных горохом и крупой.
ГОРОХОВЫЕ ПРОБЫ
Нужны четыре пластмассовые баночки, например, из-под «киндер-сюрприза». Три баночки на одну треть заполняются: первая – нелущеным горохом, вторая – гречкой-ядрицей и третья – манкой. Четвертая баночка остается пустой. Малыша положите на пеленальный стол или посадите на руки. Проверяющий располагается перед ребенком, чтобы видеть изменения его реакций в ответ на звуковые стимулы. Он трясет баночки на расстоянии 20-30 см от правого и левого уха малыша. При этом в одной руке у него баночка с крупой (вначале с манкой, затем с гречкой и последняя с горохом), а в другой руке – пустая баночка. Движения рук должны быть симметричными. При проверке второго уха баночки меняют местами. В ответ на сигнал малыш должен как-то среагировать: замереть, или, наоборот, начать активно двигаться, заморгать, повернуть головку в сторону источника звука. Вторая, пустая баночка нужна для того, чтобы исключить ситуацию, когда ребенок поворачивается просто чтобы рассмотреть новый незнакомый предмет. Если ребенок четко реагирует на звучание баночки с манкой и определяет направление звука, то гречку и горох можно уже не предъявлять. Не стоит беспокоиться, если малыш до 4 месяцев не реагирует на баночку с манкой: в этом возрасте это нормально. Дети этого возраста еще не могут также определять направление звука. Ребенок старше 4 месяцев должен реагировать на звучание всех трех баночек и поворачивать голову или глаза в направлении источника звука. Вниманию родителей: не нужно самостоятельно повторять такое обследование снова и снова: многократным повторением звуковых сигналов вы добьетесь лишь торможения реакций на звук, что затруднит дальнейшее обследование.

Что может помешать получить правильные результаты

Помните, ребенок может реагировать на движения губ, движение воздуха (если при обследовании используются хлопки или резиновая пищалка с воздушной струей), вибрацию поверхности и движения звучащей игрушки, когда вы трясете ею.

Родители часто жалуются, что слух детей раннего возраста обследуется тольо с помощью осмотра и выявлением реации на погремушки. Между тем, есть объективные методы проверки слуха ребенка раннего возраста:
1.Самый простой, но не точный метод с помощью звукореактотестера ЗРТ-1 – применяется с 4-6 месяцев.
2.Различные виды акустической импедансометрии. Объективная методика, позволяющая выявить нарушения слуха, вызванные патологией среднего уха.
3.метод регистрации задержанной вызванной отоакустической эмиссии. (ЗВОАЭ). Можно делать с первых дней жизни. Простой объективный метод, не требующий звукоизолированного помещения.
4.Регистрация коротколатентных слуховых вызванных потенциалов – используется с первых дней жизни. Объективный, достаточно точный метод.

__________________
Загрузка...