docgid.ru

Сочинение «Тема любви у Блока. Сочинение «Тема любви у Блока Александр блок тема любви

Я сладость и горечь любви пережил.
Дж. Г. Байрон
Александр Александрович Блок жил и творил в очень трудных исторических условиях. В обстановке резко обострившегося кризиса старого мира и заката его культуры Блок мучительно ощущал отсутствие гармонии в «страшном мире, его катастрофическую хаотичность. Не чувствовал он гармонии и в своей душе, а она (гармония) была желанна, необходима, без нее невозможно было жить. Гармонию принесла поэту любовь. Она призвана была исключить хаос не только в душе, но и в окружающем поэта мире. Блок обожествлял любовь, потому что она открывала ему сверхличный, высокий смысл жизни. Его стихи о любви дороги нам чистотой и тонкостью поэтического чувства. Многие из них он посвятил жене, Любови Дмитриевне Менделеевой. Блок обожествлял ее. Она была для него воплощением вечной женственности и красоты. Блоку была необходима высокая одухотворенность любви, противопоставленность ее обыденным земным чувствам. В стихотворении «О доблестях, о подвигах, о славе...» как ни в одном другом заметно что- то пушкинское. Блок, как и Пушкин, воспевает земную и вместе с тем идеальную, возвышенную любовь. Трагичный финал стихотворения говорит о невозможности любви и гармонии ни в мире, в котором живет поэт, ни в его душе. Однако вину за это поэт не перекладывает целиком на плечи «мира», а возлагает и на самого себя:
...Вино и страсть терзали жизнь мою...
Трагическое ощущение вины и возмездия составляет горький пафос стихотворения:
Я звал тебя, но ты не оглянулась,
Я слезы лил, но ты не снизошла...
Мир, в который Блок пришел в начале двадцатого века, он называет «страшным миром». И самым страшным явлением для поэта было унижение и поругание любви, низведение ее со звездных высот.
Стихотворение «Незнакомка» отображает этот старый, будничный «страшный мир», состоящий из жуткой смеси переулочной ньши, женского визга, котелков остряков, скуки загородных дач.
И в то же время Блок видит что-то другое, чистое, светлое, символизирующее приход любви и красоты: духи и туманы, бездонные синие очи, дальний берег, на котором они «цветут».
Рассуждая о любви и красоте, Блок говорит об их неприкосновенности. Ни пьяные окрики, ни пошлость мещанских будней не могут их запятнать. Являясь в мир, красота и любовь приносят гармонию, заглушают все мелочное, будничное. Любовь всегда прекрасна, но она не способна преобразить мир. Пьяное чудовище остается чудовищем, Любви (как и всему прекрасному, чистому, возвышенному) нет места в жизни. Она только в душе поэта, в его воображении, да и то в момент опьянения. Проходит время, и возвышенная, нежная любовь, созданная Блоком в мечтах, уступает место трагичной любви.
Трагедия не только в его личной жизни, но и во всем мире. В стихотворении «На железной дороге» поэт рассказывает о трагедии жизни и смерти неизвестной. Он говорит об этом с такой грустью и болью, с таким чувством, как будто сам пережил все, что выпало на ее долю. О ней, о мертвой, рассказывает поэт как о живой, способной чувствовать, ждать, волноваться, желать любви. Ей противопоставлен окружающий ей мир вещей и людей равнодушных, не способных к живому чувству. С горечью и болью Блок говорит, что человеческое чувство в этом мире - случайность, редкость или просто маска, за которой пустота:
Лишь раз гусар, рукой небрежною
Облокотясь на бархат алый,
Скользнул по ней улыбкой нежною.
Скользнул - и поезд в даль умчало.
Этот мир населяют жандармы, гусары, сонные и равнодушные обыватели бездушной стихии, которой противопоставлена живая стихия, но придавленная:
Молчали желтые и синие;
В зеленых плакали и пели.
Живая человеческая душа столкнулась со «страшным миром». И это столкновение привело к трагической развязке: «давно уж сердце вынуто». В стихотворении «На железной дороге» Блок стремился запечатлеть не частный случай, трагедию на железной станции, а весь мир, весь «страшный мир», в котором человек раздавлен, а значит, не способен на высокие чувства, не способен любить и отдавать себя во имя любви.
В лирике Блока запечатлена мечта о возвышающей любви, являющейся в мир, чтобы утвердить в нем красоту и гармонию. Но противоречия «страшного мира» были сильнее любви и мечты. Соприкосновение с ним приводит поэта к трагическому осознанию жизни. Во многих стихотворениях Блока звучало отчаяние:
Я пригвожден к трактирной стойке.
Я пьян давно. Мне все - равно.
Поэт не скрывает своего отвращения к этому миру, но желание найти высший идеал не оставляет поэта:
О! Я хочу безумно жить:
Все сущее - увековечить,
Безличное - вочеловечить,
Несбывшееся - воплотить!
Это желание жить, действовать, любить обусловлено его стремлением сделать все возможное для счастья людей, для процветания своей родины. Любовь в понимании Блока - это не только страстные и нежные чувства к любимой женщине, глубокое понимание и искренние чувства к каждому человеку, но и всепоглощающая, глубокая и истинная любовь к родине, которой он посвящает целый цикл замечательных стихотворений. В сущности, как мне кажется, вся его поэзия - поэзия о России. «Этой теме я сознательно и бесповоротно посвящаю жизнь... Ведь здесь - жизнь или смерть, счастье или погибель», - говорит автор о своем творчестве.
Стихотворения Блока наполнены любовью к соотечественникам, к родной земле, чувством постоянного беспокойства за свою страну. Он ощущает родину как могучее лирическое начало, к которому должен стремиться поэт.
Любовь к родине глубокую, личную, интимную поэт отождествляет с любовью к жене, именно поэтому в цикл стихотворений о родине он включает одно из лучших своих лирических произведений - «Приближается звук».
У каждого поэта своя родина. У Блока - это и его воспоминания о няне, рассказывающей древнюю сказку о спящей царевне, и все самое дорогое, что хранится в глубине души у каждого человека. Блок сопереживает своей родине, испытывает к ней нежные, глубокие чувства. Он заглядывает в ее душу, окутанную тайной дремотой, открывает ее внутреннее благородство. И в то же время он с горечью говорит об убогости:
Россия, нищая Россия...
...О, нищая моя страна.
Ему больно видеть [свою] родину в «лоскутах ее лохмотий», в облике «низких нищих деревень», покрывающих ее прекрасное тело.
Чувства Блока сложны и противоречивы, но это его страна, его «нищая Россия», и он не может отвернуться от нее, он любит, любит до боли. А грязь и пошлость окружающей жизни кажутся поэту каким-то внешним покровом, за которым он видит другие прекрасные черты:
И я люблю сей мир ужасный...
За ним сквозит мне мир иной -
Неописуемо прекрасный
И человечески простой...
И эта любовь вдохновляет Блока, поэта и гражданина, позволяет ему верить в вечность России, несмотря на время и «пожары», в ее незыблемость, надеяться на лучшую Россию, к которой каждый человек сможет испытывать не чувство стыда и боли, а горячую и искреннюю любовь. Только в такой стране мечты Блока о гармонии и красоте души человеческой станут реальными.

Как по характеру творческих исканий, так и по характеру творчества Блок был не просто одним из наиболее значительных поэтов начала XX века, он явился самым крупным русским поэтом после Некрасова, Тютчева и Фета.
Одной из тем, в которой дарование Блока раскрылось с наибольшей полнотой, была тема любви. Эта тема является сквозной для творчества поэта и подобно тому, как изменялось его мировоззрение, изменялось и освещение любовной темы в его стихах.
Ранний период творчества Блока проходит под знаком Прекрасной Дамы. Его первая книга стихов так и называется - «Стихи о Прекрасной Даме». Она пронизана романтическим мироощущением, оторванностью от жизни, отчужденностью от «шумных народов», толпы и рабов житейской суеты.
Несмотря на некую отвлеченность, обобщенность адресата, стихи Блока всегда имели конкретные прототипы. «Стихи о Прекрасной Даме» - это во многом результат того чувства, которое поэт испытал к К. М. Садовской, а затем - Л. Д. Менделеевой, ставшей впоследствии его женой. Более поздний цикл «Снежная маска» был во многом навеян увлечением актрисой Н. Н. Волоховой, так же как цикл «Кармен» - романом с актрисой JI. А. Дельмас.
Однако, каково бы ни было влияние реальных жизненных событий на творчество Блока, сами произведения в первую очередь являлись его попыткой осмыслить бытие, взглянуть через призму любовного чувства на мир, понять его законы. На эту чрезмерную «отвлеченность» часто жаловалась Л. Д. Менделеева, которая говорила, что не желает быть «бесплотным идеалом», «отвлеченной идеей», «фикцией».
Любовь в этот период своего творчества Блок осмысливает через мифологические, литературные образы. Он представляет себя Гамлетом (Л. Д. Менделееву - Офелией), прислушивается к таинственным пророчествам птицы Гамаюн, воскрешает в своих стихах интонации и образы А. Фета и В. Соловьева. В «Стихах о Прекрасной Даме» возникают образы храмов, соборов, хоров, церковных врат, навеянные встречами с героиней. Однако реальная действительность в этих стихах почти неощутима. Земной мир получает преломление в призрачных и зыбких видениях. Это мир символический. Четких очертаний образов, их контуров в цикле нет.
Кроме того, сыграло большую роль увлечение мистической поэзией В. Соловьева, в стихах которого центральное место занимал образ Вечной Женственности, Подруги Радужных ворот, Владычицы мира, в сложной форме воплощавшей идеальные представления Соловьева о конечной гармонии, неземном счастье, высшем блаженстве и любви.
Именно во власти этой философии находится Блок. По его убеждению, искусство является «откровением иномир- ного, постижением Софии с ее светом и любовью».
Однако Блок, в отличие от Соловьева, все же стремится как-то соотнести отвлеченные откровения и тайные предчувствия с подлинными переживаниями, с естественными чувствами. Уже в самом начале нового века юный поэт признавался: «Свой „мистицизм" я уже пережил, и он во мне неразделим с жизнью».
Главное в стихах Блока - предчувствие великих перемен и потрясений, которые несет с собой наступивший XX век. Хранительницей этой великой тайны оказывается Она - Прекрасная Дама, возлюбленная, за образом которой скрыто представление о вполне реальном человеке.
Тревога и неуспокоенность владеют мыслью и чувством молодого поэта.
Предчувствую Тебя. Года проходят мимо -
Всё в облике одном предчувствую Тебя.
Весь горизонт в огне - и ясен нестерпимо,
И молча жду, - тоскуя и любя.
Объятый пламенем горизонт - типичный для ранней лирики Блока «знак тревоги». Такими «знаками» наполнены стихи его первого сборника.
Тема Прекрасной Дамы явилась отражением тогдашних представлений поэта о двойственности мира, о наличии двух «реальностей» («земной» и «потусторонней»).
Следуя романтической традиции, Блок обогащает свою лирику средневековой темой рыцарского поклонения и служения даме сердца. Все в окружающем пространстве (ветер, тени, свет, заря, голоса, шуршание одежд, звук шагов) намекает на иной мир и появление ожидаемой возвышенной героини. Лирический герой предстает в образе рыцаря (поэта, отрока, инока, раба, пажа), который устремлен к своему идеалу и ищет путей, ведущих к встрече с ним. Любовь предстает не как земное чувство, страсть, а как религиозное служение. Духовное бытие обоих героев противостоит обыденному существованию («болоту»).
Дальнейшая трансформация темы любви в творчестве Блока идет по пути сближения с реальностью. Это сближение носит трагический характер, так как разбивает романтические мечты, показывает неосуществимость идеала. Уже в цикле «Распутья» Офелия начинает петь о расставании и разочаровании («Я не нашла моих лилий в поле...»), а герой замечает, что Она проходит «в дальние залы». Возникает не только дальнейшее расхождение героя с дьявольским миром, но и заметная трещина во взаимоотношениях с Царицей. В стихах усиливается реалистичность изображения, начинают чувствоваться социальные мотивы, рассеиваются «сны и туманы», гармония ускользает.
Образ Прекрасной Дамы постепенно меняет свой облик: сначала она становится «Несравненной», потом «Ясной», чтобы позже стать «Незнакомкой». Вместо прежней гармонии является хаос, возникают образы карусели, балагана, пошлого мещанского быта.
Изменяется у Блока и представление об Идеале. Появляется новая героиня - Девушка, образ более жизненный, чем прежний символ Дамы. Черты этой новой героини намечаются в стихотворениях «Девушка пела в церковном хоре...», «Иванова ночь», «Русь» и особенно в ужасающем по своему драматизму стихотворении «Девушке». Страшный мир имеет звериное обличье. Его воплощением является убийца, «что лютый зверь». В стихотворении поэт воссоздает дикую картину насилия, обнажая существо страшного мира.
Однако постепенно Блок примиряет в своем лирическом мире противоречия между миром «реальным» и «идеальным» путем принятия всех этих диссонансов и несоответствий. Идеал и любовь сами по себе оказываются предметами противоречивыми, сочетающими в себе подчас взаимоисключающие понятия. Поэт обращается к миру земных «вихрей» и «страстей». Увлечение поэта актрисой Н. Н. Волоховой укрепляет это устремление к «стихиям» и «безумствованию». В циклах «Снежная маска» и «Фаина» слышится прославление земной женщины и страсти, которая, как страшная метель, сметет все на своем пути. Дыхание испепеляющей страсти ощутимо и в лирико-музыкальном цикле «Кармен», навеянном увлечением Л. А. Дельмас. Именно в этой новой «встречной» поэт находит теперь проявление «Души Мира». Блок окончательно расстается с грезами и романтическими сновидениями былого и идет навстречу живой жизни. «Искусство там, где ущерб, потеря, страданье, холод», - писал он Любови Дельмас.
Одновременно судьба самого поэта начинает осмысляться как неразрывно связанная с судьбой страны, всего народа. Характерным примером сплава личной, любовной темы с темой родины является стихотворение «О доблестях, о подвигах, о славе...». Погружение героев в мир страстей, пребывание их «на горестной земле» приводит к разрушению семейного очага, привязанностей и самой жизни. Вместе с забвением святого утрачиваются молодость, нежность, творчество, доблесть, слава.
Итак, любовная тема является сквозной для творчества Блока. Вместе с его философско-эстетическими взглядами она претерпела существенную эволюцию. От мистического восприятия любви, отвлеченного идеала Вечной Женственности Блок в конечном итоге приходит к прославлению любви земной, полной боли и противоречий. Слив воедино в своем лирическом «я» свой внутренний мир и мир внешний, Блок поднялся до осмысления бытия через это вечное, полное дисгармонии и стихийной силы чувство.
Творчество Блока с его трагическим мироощущением и всепроникающим лиризмом явилось не только значительным этапом в развитии русской поэзии XX века, но и оказало огромное влияние на весь последующий литературный процесс.

Тема любви чудесным образом переплелась с творчеством А. Блока. Любовь - прекрасное чувство, дар, которым Бог наградил людей. Она приносит радости и переживания, счастье и страдания всем живущим в этом мире. Любовь, сердечная привязанность приходят к каждому. Это не зависит от человека, чувство предопределено свыше. Любовь воспевалась веками всеми поэтами, писателями и людьми, мимо которых не прошло это удивительное чувство. «Любовь тем и ценна, что награждает и недостойных. Для достойных на земле много наград, а для недостойных судьба приберегла одну лишь любовь» (Р. Тагор). И ее достаточно для счастья. Такую радость мужчине может принести только женщина. А. Блок уважал и восхищался женщиной, она являлась для него воплощением чувства, существом, рожденным для любви.
Свой творческий путь поэт начинал как символист. В его стихотворениях читатель проникает в тайну загадочных знаков, отвлеченных понятий, абстрактных образов, символических цветов (белое платье - символ чистоты, синий цвет - символ космически необъятного чувства). Ведущей темой раннего творчества А. Блока являлась любовная тема. Со всей глубиной чувства поэт боготворит женщину, все его переживания обращены только к ней. Символом любви, способной осчастливить человека, была для А. Блока «Прекрасная Дама». Ей он посвятил один из своих первых сборников стихов (1901), названный «Стихи о Прекрасной Даме». Поэт преклонялся перед Вечной Женственностью, светлым образом великой Любви, он обожал ту высокую нереальную Женщину, овеянную тайной веков:
О легендах, о сказках, о мигах:
Я искал до скончания дней
В запыленных, зачитанных книгах
Сокровенную сказку о Ней.
Только Женщина могла принести поэту чувство, способное изменить мир. Любовь представлялась А. Блоку всесильной. Прекрасная Дама божественна. Поэтому в стихотворениях поэта так часто встречается слово храм. А. Блок называет себя «отроком, зажигающим свечи», ждущим чуда, появления своей недосягаемой сказочной возлюбленной, созданной, возможно, самим поэтом:
Вхожу я в темные храмы,
Свершаю бедный обряд.

Там жду я Прекрасной Дамы
В мерцаньи красных лампад.
Люди взрослеют, меняются их взгляды на жизнь, ослепляющая восторженность иллюзий молодости разбивается о жестокий мир реальности, вечный, неизменный и так непохожий на мечту. А. Блок уже не смотрит на этот мир глазами символиста, который создает собственный мир символов. В стихотворениях поэта появляется тема города, грязного «болота», которое давит на человека, тема разочарованности стремящейся к любви личности, тема несбыточности мечты. Поэт замыкается в себе. Теперь он «нищий», «бродяга», «посетитель ночных ресторанов». В душе его происходит раздвоение. Он ощущает себя униженной жертвой «страшного мира», где не нашел он ответа своим чувствам. Но любовь для поэта - еще действенная сила, имеющая над ним власть, А. Блок все еще верит в идеал, но теперь этот идеал не столь ослепителен и ярок. Образы, имеющие вселенское символическое значение, скрываются за реальной, обыденной оболочкой.
В стихотворении «Незнакомка», принадлежащем ко второму периоду творчества поэта, на фоне пошлого мира, какофонии звуков, «тлетворного духа», «женского визга» и «детского плача», «бессмысленного диска» солнца (или фонаря?), скуки, кабака, пьяниц с «глазами кроликов» и самого поэта, разочарованного и ищущего «истины в вине», предстает образ Незнакомки. Она обыкновенная женщина, часть этого мира, но поэт сумел увидеть в ней идеал, сказку, спрятанную глубоко внутри. С ее появлением оживают загадочные образы «темной вуали», «глухих тайн», «синих бездонных очей», «очарованного берега и дали». «Ключ» к «сокровищу» ее души доступен лишь для поэта, который близок к идеалу и способен увидеть его сквозь грязь «страшного мира».
В стихотворении «Перед судом» А. Блок «рыдает» над судьбой своей бывшей возлюбленной, опустившейся и дошедшей «до края». Поэт чувствует в ней скрытый огонь прекрасной любви, мечтавшей достичь «блаженных краев» и теперь скатившейся в бездну.
Навсегда ушла из жизни поэта та высокая безгрешная любовь, действительность разрушила идеал, и поэт скорбит о потерянной чистоте мечты, в которую он теперь не способен так безоглядно верить:
О доблестях, о подвигах, о славе
Я забывал на горестной земле,
Когда твое лицо в простой оправе
Передо мной сияло на столе...
Уж не мечтать о нежности, о славе,
Все миновало, молодость прошла!
Твое лицо в его простой оправе
Своей рукой убрал я со стола.
В стихотворении «На железной дороге» поэт страдает за девушку, умерщвленную тоской обыденности, ушедшей радостью жизни. Героиня раздавлена «любовью, грязью иль колесами», счастье и любовь промчались мимо нее, как «юность бесполезная, в пустых мечтах изнемогая». А. Блок разделяет ее долю и страдает вместе с ней.
Поэт сумел перебороть, задавить в себе разочарование в жизни, найдя силы к обретению новых ценностей. Блока волнует судьба России. Он любит ее так же страстно и преданно, как и женщину.
Решающей темой в поэме А. Блока «Двенадцать» является тема революции, новой жизни, ветра перемен, в которые верит поэт, надеясь, что они принесут счастье любимой родине. Но и в этом произведении присутствует женский образ. Катька - продажная женщина, недалекая, несчастная, угнетенная обстоятельствами. У нее нет высоких чувств, она жертва среды, отвергающей любовь. Влюбленный в Катьку «босяк» убивает ее из ревности. Вся ее бессмысленная жизнь, полная страдания, вызывает у поэта жалость. Хотя она и падший человек, но ведь она - женщина, достойная любви и восхищения, какой всегда являлась женщина для А. Блока, надеявшегося на любовь, которая может спасти не весь мир, но человека.
В спасительную силу любви, любви как очищающего светлого чувства, всегда верил А. Блок и стремился отдать всего себя любви. Великой любви к женщине, к родине... Он посвящал свои чувства, помыслы, душу любви, что ярко выразилось в его стихотворениях на всем протяжении творчества великого поэта, именем которого его мать, Россия, гордится и поныне.

Любовь в лирике А. А. Блока

Литературное наследие А. А. Блока, ставшее ча-стью нашей культуры, жизни, обширно и многообраз-но. Оно помогает нам понять истоки духовных иска-ний поэта, узнать о его озарениях и разочарованиях. Родина, любовь, родная природа, революция, общече-ловеческие отношения — все эти темы затронул поэт в своих стихотворениях. Хочется особо отметить лю-бовную лирику Блока, ведь эта тема звучит в творче-стве каждого поэта, и каждый интерпретирует ее) по-своему, исходя из собственного опыта, личностных взглядов на взаимоотношения мужчины и жен-щины. Музой А. А. Блока, вдохновившей его на напи-сание большей части стихов о любви, была Л. Д. Мен-делеева. Несмотря на присутствие вполне реального объекта любви, образ возлюбленной в стихах поэта имеет несколько отвлеченный характер. Лирический герой чаще всего проповедует платоническую, незем-ную любовь к некоему воплощению Вечной Женст-венности — Прекрасной Даме, Таинственной Деве, Вечной Жене. Первый сборник произведений Блока так и называется: «Стихи о Прекрасной Даме».

Эта книга Блока была создана под влиянием мистико-философских идей символистов, в частности, Вла-димира Соловьева. Блока привлекают представления о некоем идеале — Мировой Душе, как воплощении красоты и гармонии. Стихи его полны таинственных символов, лирический герой, чаще всего, выступает как «отрок», «безрадостный и темный инок», «жрец» или «рыцарь». Он служит своей Прекрасной Даме в «темных храмах», исполняя «обряд», подобный цер-ковному.

Вхожу я в темные храмы,

Совершаю бедный обряд.

Там жду я Прекрасной Дамы

В мерцаньи красных лампад.

Поэт противопоставляет свою героиню быстротеч-ности времени: «Предчувствую Тебя. Года проходят мимо», ее образ связан с образами света: «Как ясен го-ризонт! И лучезарность близко...», предсказывающи-ми ее появление.

Облик Прекрасной Дамы меняется на протяжении всего цикла: Она — носительница полноты жизни, но Она же и смерть — в поэтическом сознании Блока на-чало позитивное. Поэт обращается к своей героине, называя ее Ясной, Святой, Величавой, Непостижи-мой.

Забудем дальний шум. Явись ко мне без гнева,

Закатная Таинственная Дева,

И завтра и вчера огнем соедини.

В первой книге поэта звучит мотив тревоги, ощу-щения близкой катастрофы, одиночества, тоски:

Все жду призыва, ищу ответа,

Но странно длится земли молчанье.

Лирический герой Блока со всей искренностью ве-рит, что встреча с Прекрасной Дамой поможет ему ра-зобраться в важных вопросах о смысле жизни, дости-жении идеала, назначении человека.

Особенностью стихотворений этого цикла является отсутствие в них подлинной страсти. От начала до конца они являются отрицанием никчемности окру-жающей жизни, которой поэт противопоставляет вы-мышленную гармонию:

И тогда, поднявшись выше тлена,

Ты откроешь Лучезарный Лик.

И, свободный от земного плена,

Я пролью всю жизнь в последний крик.

Но время меняет мироощущение поэта, поиски идеала не увенчались успехом, презрение к ничтоже-ству мещанства не нашло достойного противопостав-ления, Блок ищет новые подходы к осмыслению дей-ствительности. И в «Незнакомке» мы видим уже не противоположность «земного плена» и «Прекрасной Дамы», а контрастное их соединение. «Земной плен» — это «скука загородных дач», кабаки, ресто-раны. «Прекрасная Дама» же становится ближе к земной жизни, в ней узнаются черты земной и незем-ной красоты: с одной стороны «девичий стан, шелка-ми схваченный», с другой — «дыша духами и тумана-ми». Туманы, древние поверья, «очи синие, бездон-ные» — все подчеркивает космичность образа. Незнакомка становится символом мечты, красоты, которая спасет мир, поможет лирическому герою поверить, что в его «душе лежит сокровище», обрести истинную веру.

В более поздней лирике Блока женский образ при-обретает более конкретные черты. Если в цикле «Сти-хов о Прекрасной Даме» реальность преображена так, что жизненный прототип ее почти неузнаваем, то в стихотворении «О доблестях, о подвигах, о славе...» можно увидеть имевшую место в жизни поэта траге-дию — разрыв поэта с Л. Д. Менделеевой, хотя ее об-раз по-прежнему исполнен таинственности, а ее порт-рет подобен для лирического героя иконе.

Стихи последующих циклов «Снежная маска» и «Фаина» посвящены актрисе Н. Н Во лоховой. Для лирики этих лет характерна страстность, предмет-ность:

Под ветром холодные плечи Твои обнимать так отрадно: Ты думаешь — нежная ласка, Я знаю — восторг мятежа! Но греховность, вседозволенность этой любви вы-зывают в сердце поэта тоску, ощущение опустошенно-сти. Блок с грустью вспоминает светлый образ «Пре-красной Дамы» — чистый и безгрешный. Воспомина-ния эти находят отражение в цикле стихов «Страшный мир»:

Ты, знающая дальней цели

Путеводительный маяк,

Простишь ли мне мои метели,

Мой бред, поэзию и мрак?

Мотив роковой любви-страсти, противопоставлен-ный любви-преклонению звучит и в цикле «Кармен», посвященном оперной певице А. А. Андреевой-Дельмас. Здесь явственно ощутима трагедия чувства, уво-дящего человека от реальной жизни, когда одна за другой рвутся связи с миром, а сама страсть может превратиться в сон, губящий ясность мысли, ослаб-ляющий волю.

Конкретная драма чувств этого цикла получает обобщение в поэме «Соловьиный сад»:

Пусть укрыла от дальнего горя

Утонувшая в розах стена, —

Заглушить рокотание моря

Соловьиная песнь не вольна!

Человек, отошедший от реального мира ради «со-ловьиного сада», символизирующего иллюзию лич-ного уединенного счастья, не может вернуться на предназначенный ему свыше путь. Даже если он стра-стно захочет этого, он обречен на бессмысленность одинокого существования, потому что зов самой пре-красной мечты бессилен перед требовательным голо-сом реальности.

После осмысления этого Блок дает новую трактов-ку темы любви — любовь к женщине сливается для него с любовью к Родине. Она и сказочная красавица, погруженная в таинственную «дремоту», она же «жена моя». Таким образом, Блок находит свое пред-назначение, обретает гармонию в объединении своей судьбы с судьбой своей страны, в единстве чувств лич-ных и общечеловеческих.

Александр Блок вошел в историю литературы как выдающийся поэт-лирик. Начав свой поэтический путь книгой мистических стихов о Прекрасной Даме, Блок завершил свое 20-летнее творчество проклятием старому миру в поэме “Двенадцать”. Он прошел сложный путь от поэта-символиста, от бесплодной романтической мечты к реальной действительности, к революции. Многие бывшие друзья Блока, сбежав от революции в другие страны, кричали в парижских газетах, что Блок продался большевикам, что его тонкий вкус и талант огрубел, но это было не так. Поэт сам пострадал от революции (крестьяне сожгли его имение Шахматове), но он сумел понять и другое - чаша терпения народа переполнилась. Блок чутко прислушивался к жизни, проявлял глубочайший интерес к судьбе России, к судьбе русского народа.

Ранний период творчества поэта прошел под знаком религиозных мечтаний, уводивших в “миры иные”. В 1904 году он создает цикл “Стихов о Прекрасной Даме”, полных тревоги, ощущения близкой катастрофы. Поэт замкнулся в личных переживаниях, он тоскует об идеале женщины. Стихи посвящены его будущей жене Менделеевой, которую он сильно любил.

Блок взрослеет, и меняются его взгляды на жизнь. Он понял, что нельзя уйти в “миры иные”, когда вокруг разруха, голод, борьба, смерть. Тема народа и интеллигенции властно врывается в творчество Блока. В стихотворении “Незнакомка” автор показывает столкновение прекрасной мечты и грязной действительности. Связи Блока с собственной средой, с деградирующей буржуазной культурой к тому времени ослабли, потому что он влюблен в свою родину и потрясен горькой судьбой простого народа, который сознательно споили и свели на уровень животного:

По вечерам над ресторанами

Горячий воздух дик и глух,

И правит окриками пьяными

Весенний и тлетворный дух.

Поиски Блоком путей к реальной жизни сопровождались взрывами отчаяния, неверия, проклятиями по адресу “сытых”, попытками пересмотра собственной жизненной позиции. Блок своими стихами не только доказал, что он - глубокая, незаурядная личность, но и показал связь Вселенной и Вечной красоты. Жаль, что поэт так и не нашел своего идеала в жизни. Любовь Дмитриевна Менделеева, устав от восторженной любви, ушла к Андрею Белому, но глубокие, пронзительные стихи Блока остались.

С любовью к женщине перекликается у Блока любовь к родине. “О, Русь моя! Жена моя! До боли нам ясен долгий путь!” - восклицает поэт. Освобождаясь из-под влияния символизма, Блок стремился продолжить традиции великой русской классической литературы, видевшей свою задачу в служении народу. Блок самостоятелен и неповторим. В его творчестве выражены характерные черты духовной жизни многих людей, предчувствие социальных перемен. Поэт страстно хотел видеть в человеке свободного творца своей судьбы. Вся жизнь Блока пронизана мечтой об идеальном человеке, который не чувствует в себе раздвоенности и смятения. Культ Прекрасной Дамы означал протест против морали, был своеобразной формой непризнания и отрицания буржуазного уклада жизни. Недоговоренность, загадочность цикла о любви побуждает задуматься над тайнами человеческого бытия. “Незнакомка” - это полет творческой фантазии, преображающий мир. Глубина переживаний поэта определяет значительность тем в его лирике. Блок рано ушел из жизни, но его стихи и сегодня волнуют всех мыслящих людей, они помогают нам жить.

Загрузка...