docgid.ru

Территориально-политическая организация государства. Политическая система

Государство выступает в качестве основного средства осуществления политической власти. Это обстоятельство придает ему статус центрального института политической системы. В качестве такового государство само обладает сложной институциональной структурой, выполняет специфические функции, характеризуется определенными формами устройства и типологическими чертами.

Термин “государство” употребляется в узком и широком значениях:

1) в узком значении - как институт господства, как носитель государственной власти. Государство существует в виде того, что противостоит “обществу”;

2) в широком - как государственно оформленная всеобщность, союз граждан, как община. Здесь оно обозначает целое, охватывающее “государство” (в узком смысле) и “общество”.

Отправной пункт политологического анализа государства - определение его основным элементом, сердцевиной политической системы.

Античная мысль не знала сущностного разделения общественной и государственной жизни, усматривая в последней лишь способ решения “общих дел” всех граждан. Средневековье ограничивалось констатацией божественной сущности государства. Различение собственно государственно-политической сферы начинается с Нового времени. С XVI-XVII вв. термином “государство” стали обозначать все государственные образования, которые до того назывались “княжеское господство”, “городская община”, “республика” и т.д. Заслуга введения понятия государства принадлежит Н. Макиавелли, использовавшего для обозначения государства термин “stato” (лат. status - положение, статус), которым он объединил такие понятия, как “республика” и “единовластное правление”. Сначала термин “государство” укореняется в Испании (“estado”) и во Франции (“etat”), позднее - в Германии (“Staat”). С этого времени понятия “государство” и “гражданское общество” стали различаться. К XVIII в. с завершением становления европейского понятия нации-государства оно решительно и повсеместно вытесняет широкое понятие республики как политического сообщества вообще.

Существует несколько концепций происхождения, природы и социального назначения государства.

Теократическая концепция рассматривает государство как Божий промысел, основываясь на тезисе “вся власть от Бога”. Подчинение людей воле Божьей, принципам божественного разума обеспечивает, порядок в обществе, самосохранение и продолжение человеческого рода. Указанная концепция имела под собой реальные исторические факты: первые государственные образования имели религиозные формы (правление жрецов), божественное право придавало власти авторитет, а решениям государства - обязательность. Современный католицизм также предполагает божественный генезис идеи государства и принципов власти при преходящем характере и происхождении конкретных актов ее осуществления.

Патриархальная концепция интерпретирует государственную власть как опекунскую, отеческую, возникающую в результате соединения родов в племена, племен в общности. Государство трактуется как большая семья, в которой отношения монарха и его подданных отождествляются с отношениями отца и членов семьи. Еще Конфуций изложил патриархально-патерналистскую концепцию государства. Он призывал правителей строить отношения с подданными на началах добродетели. Государство - это развитая форма патриархальной власти, осуществляемая от имени всех и к общей пользе. На Руси к исходу средневековья использовалась родовая идея вождя как господа (господаря / государя), т.е. могущественного деятеля, регулирующего отношения с другими - чужаками.

В XVII-XVIII вв. оформляются договорные (контрактные) теории происхождения государства (Дж. Локк, Т. Гоббс, Ж.Ж. Руссо). С точки зрения сторонников этих теорий, государство возникло в результате сознательного и добровольного соглашения людей, которые прежде пребывали в естественном, догосударственном состоянии, но потом для того чтобы обеспечить свои права и свободы, решили создать государственные институты. Как отмечал французский мыслитель Д. Дидро, люди “осознали, что каждому человеку нужно поступаться частью своей естественной независимости и покориться воле, которая представляла бы собой волю всего общества и была бы... общим центром и пунктом единения всех их воль и всех их сил”.

В XIX в. были созданы основы марксистского учения о классах и государстве, согласно которому государство представляет собой политическую машину для подавления господствующими классами трудящихся масс. Государство возникает вместе с разделением общества на классы и ростом классовых антагонизмов. В.И. Ленин подчеркивал: “Государство есть орган классового господства, орган угнетения одного класса другим, есть создание “порядка”, который узаконивает и упрочивает это угнетение, умеряя столкновение классов”. Марксизм предполагает, что классы исчезнут также неизбежно, как неизбежно они в прошлом возникли. С исчезновением же классов исчезнет (“отомрет”) и государство - таков конечный вывод марксистской теории.

В конце XIX в. объяснение генезиса государства пополняется теорией завоевания (насилия). Ее сторонники (Л. Гумплович, К. Каутский) полагали, что первые государства возникли в результате воздействия внешнего фактора - завоевания воинственными кочевниками или викингами земледельческих обществ и эксплуатации их победителями. Не божественное провидение, общественный договор или идея свободы, а столкновение враждебных племен, грубое превосходство силы, насилие - “вот родители и повивальная бабка государства”, - полагал Л. Гумплович.

В целом, как показали сравнительно-исторические исследования последних десятилетий, не существует единой и обязательной причины возникновения государства. На этот процесс оказывали влияние самые разнообразные внутренние и внешние факторы: увеличение прибавочного продукта, совершенствование технологий, географические условия, этнические отношения, рост народонаселения, экология, война и завоевание, внешнее влияние и торговля, идеологический фактор и т.д. Так, причиной появления первого в истории славян государства Карантании (территория нынешней Словении) стали не классовые антагонизмы, а сильное влияние Рима. Абсолютная монархия на Руси складывалась в силу необходимости национальной обороны. И в то же время процесс централизации государственной власти был процессом насильственного присоединения русских земель - княжеств к единому центру, Москве.

В зависимости от особенностей взаимоотношений власти и личности, воплощения в государственном устройстве рациональности, принципов свободы и прав человека в политической науке выделяются следующие типы государства: традиционные, сложившиеся преимущественно стихийно и имеющие неограниченную власть над подданными, и конституционные, ограничивающие власть правом (конституцией) и строящиеся на основе разделения властей.

Основные поворотные пункты развития современного конституционного государства представлены в табл. 16.

Государство Нового времени (современное государство) имеет ряд характерных черт, важнейшие из которых признаны мировым сообществом и используются им в качестве критериев признания отдельных государств субъектами международных отношений, обладающими определенными правами и обязанностями. Такими критериями выступают три важнейших конституирующих элемента государства: территория, население (народ) и суверенная власть.

Территория – это физическая, материальная основа государства. Территориальный признак построения отличает государство от родоплеменных, религиозных, общественно-политических и других объединений.

Территория как признак государства нераздельна (принадлежность земли многим частным собственникам не делит между ними территорию); неприкосновенна, что находит свое выражение, в частности, в принципе невмешательства публичной власти в дела Другого государства; исключительна (на территории государства господствует власть только этого государства); неотчуждаема (государство, лишившееся территории, перестает быть государством).

В современных условиях признак исключительного владения государством определенной территорией постепенно ослабевает, как бы размывается. Это проявляется прежде всего в том, что господство многих государств на своей собственной территории становится все более ограниченным за счет экономического, военного, политического и информационного проникновения других государств, образования межгосударственных объединений и блоков. Наличие данной тенденции развития государств вовсе не означает отмирания территории как конституирующего элемента государственности в современную эпоху. Государственно-территориальное деление остается реальностью сегодняшнего дня. Не прекращаются острые, в том числе вооруженные конфликты из-за спорных территорий или за сохранение территориального единства.

Население как составляющий элемент государства есть человеческое сообщество, проживающее на территории данного государства и подчиняющееся его власти. В международном праве народ фактически отождествляется с населением, которое может быть полинациональным, состоять из различных племен, народностей и даже наций, при этом необязательно, чтобы все они идентифицировали себя с государством или титульной нацией (таковы, например, курды в Турции).

В научной литературе имеются различные интерпретации государственного народа. Одни авторы полагают, что “государственный народ” - общее понятие, которое охватывает разного рода крупные общности, возникающие преимущественно на этнической основе. Для народа характерна общность происхождения, языка и культуры.

Приведенная достаточно широко распространенная трактовка государственного народа не всегда отражает политические и исторические реальности. Так, США, Швейцария и некоторые другие страны сформировались как полиэтнические государства. Этническая общность далеко не всегда выступает государственнообразующим фактором. Учитывая это, некоторые ученые трактуют народ как общность хозяйственную и гражданскую, в отличие от нации как этнической группы.

Такая “деэтнизированная” трактовка народа как социальной основы государства отражает политические реальности современного мира точнее, нежели широкое, преимущественно этническое, понимание этой общности.

Целостность народа, т.е. всеобщее подчинение населения существующей власти, является важнейшим условием целостности государства. Раскол населения по социально-классовому или иному (этническому, религиозному) признаку представляет серьезную угрозу существованию государства.

Суверенная власть является определяющим элементом (признаком) государства.

Суверенитет (лат. super - над) - не зависимое от каких-либо сил, обстоятельств и лиц верховенство. Основоположник теории абсолютного суверенитета Жан Боден отмечал, что “без единой и неделимой Государственной воли не может быть и единого национального интереса”.

Государственная власть суверенна, т.е. обладает верховенством внутри страны и независимостью в отношениях с другими государствами. Будучи суверенной, государственная власть, во-первых, является универсальной, распространяясь на все население и на все. общественные, в том числе политические организации; во-вторых, обладает прерогативой отменить любые проявления всех иных общественных властей; в-третьих, имеет исключительные средства воздействия, которыми никто, кроме нее, не располагает (армия, полиция, тюрьмы и т.д.).

В отличие от коллективной власти родового общества государственная власть непосредственно не совпадает с населением. Осуществление публичной власти требует определенной организации формирования государственных учреждений, становления специального аппарата (чиновников, армии, судей и т.д.).

Государство поддерживает порядок, необходимый для нормальной жизнедеятельности общества, преимущественно средствами принуждения, выражающимися в законах и учреждениях, призванных гарантировать их исполнение. “Государство, подчеркивал М. Вебер, - является таким союзом, который обладает монополией на легитимное насилие...”.

Подчеркнем, что формы, средства, условия использования государством насилия или угрозы применения насилия строго определены и регламентированы законом. Поэтому и говорят о легитимном, или узаконенном, насилии со стороны государства. Важно учесть и то, что государство не просто наделено правом на применение насилия, а пользуется исключительным правом, т.е. монополией на применение насилия.

Сила, насилие и связанное с ним страдание неизбежные спутники человеческой жизни. Но то страдание, которое человеку приходится испытывать от государства, неизмеримо меньше страданий, которые выпали бы на его долю, не будь государства, не будь его сдерживающей зло силы, являющейся основой безопасности населения. Как образно заметил B.C. Соловьев, “государство существует не для того, чтобы превратить земную жизнь в рай, а для того, чтобы помешать ей окончательно превратиться в ад”.

Предшествующий анализ позволяет сформулировать следующее обобщенное определение государства как центрального института политической системы. Государство - особая форма организации политической власти в обществе, обладающая суверенитетом, монополией на применение узаконенного насилия и осуществляющая управление обществом с помощью специального механизма (аппарата).

Государство выполняет ряд функций, которые отличают его от других политических институтов. Функции отражают главные направления в деятельности государства по выполнению им своего предназначения. К внутренним функциям государства можно отнести экономическую, социальную, организаторскую, правовую, политическую, образовательную, культурно-воспитательную и т.д.

Экономическая функция выражается в организации, координации, регулировании экономических процессов с помощью налоговой и кредитной политики, создания стимулов экономического роста или осуществления санкций, в обеспечении макроэкономической стабильности.

Социальная функция государства проявляется в осуществлении заботы о человеке как члене социума: удовлетворение потребностей людей в жилье, работе, поддержании здоровья, образовании; поддержка незащищенных групп населения и т.д.

Организаторская функция заключается в упорядочении всей властной деятельности: принятии, организации и исполнении решений, формировании и использовании управленцев, осуществлении Контроля за исполнением законов, осуществлении координации деятельности различных субъектов политической системы и т.д.

Правовая функция включает обеспечение правопорядка, установление правовых норм, регулирующих общественные отношения и поведение граждан.

Политическая функция государства состоит в обеспечении политической стабильности, осуществлении властных полномочий, выработке программно-стратегических целей и задач развития общества.

Образовательная функция реализуется в деятельности государства по обеспечению демократизации образования, его непрерывности, предоставлении людям равных возможностей получения и т.д.

Культурно-воспитательная функция государства направлена на создание условий для удовлетворения культурных запросов людей, формирования высокой духовности, гражданственности.

Среди внешних функций следует выделить функцию взаимовыгодного сотрудничества в экономической, политической, культурной и других сферах с другими государствами и функцию обороны страны.

Политическая система общества (политическая организация общества) организованная на единой нормативноценностной основе совокупность взаимодействий (отношений) политических субъектов, связанных с осуществлением власти и управлением обществом.

ПСО объединяет разнообразные действия и взаимоотношения властвующих групп и подвластных, управляющих и управляемых, господствующих и подчинённых, теоретически обобщает деятельность и взаимосвязи организованных форм властеотношений - государственных и иных институтов и учреждений, а также идеологических и политических ценностей и норм, регулирующих политическую жизнь членов данного общества. Понятие политическая система обозначает характерные для определённого общества структуры политической деятельности и отношений и типы политического процесса.

Понятие политической системы носит многоаспектный характер (неоднозначность подходов): Рассмотрение системы в институциональном плане- то ее можно свести к совокупности государственных и негосударственных институтов и норм, в рамках которых проходит политическая жизнь данного общества.

Выделение властного аспекта политической системы - связывается с узаконением государственного принуждения как средства регуляции взаимоотношений между людьми. Рассмотрение политической системы как системы авторитарного (при помощи власти) распределения ценностей в обществе.

Государство - это особая политическая организация общества, которая распространяет свою власть на всю территорию страны и её население, располагает для этого специальным аппаратом управления, издаёт обязательные для всех веления и обладает суверенитетом. Термин обычно используется в правовом, политическом, социальном контекстах. В настоящее время вся суша на планете Земля, за исключением Антарктиды и прилегающих к ней островов, разделена между примерно двумястами государствами.

Этимология Слово «государство» в русском языке происходит от древнерусского «государь» (так называли князя-правителя в древней Руси), которое, в свою очередь, связано со словом «господарь» (давшее «господарьство»). Древнерусское «господарь» происходит от «господь» ; на связи слов «государство» и «господь» . Производные «государство» , «господарьство» появляются позже, в средние века «государство» обычно воспринималось как непосредственно связанное со владениями «государя» . «Государем» в то время обычно являлся конкретный человек (князь, правитель), хотя существовали и заметные исключения (договорная формула «Господин Великий Новгород» в 11361478 годах или «печать Господарьства Псковского»).

Унитарное государство - форма государственного устройства, при которой его части являются административнотерриториальными единицами и не имеют статуса государственного образования. В отличие от федерации, в унитарном государстве есть единые для всей страны высшие органы государственной власти, единое гражданство, единая правовая система. На сегодняшний день большинство суверенных государств являются унитарными.

Крупные по численности населения государства являются федерациями. Унитарными также могут быть и государства - субъекты федеративного государства (республики в составе Российской Федерации).

Признаки унитарного государства: Единый для всего государства учредительный нормативный правовой акт (или совокупность таких актов), нормы которого имеют верховенство на всей территории страны; Единые для всей страны высшие органы власти; Единая система законодательства; Единое гражданство; Единая денежная единица; Составные части унитарного государства не обладают признаками суверенитета.

Унитарные государства могут быть централизованными и децентрализованными в зависимости от: характера взаимоотношений между высшими и местными органами власти; объёма полномочий, предоставленных административно-территориальным единицам или автономным образованиям в составе унитарного государства.

Государство централизованным, если во главе местных органов государственной власти стоят назначенные из центра чиновники, которым подчинены местные органы самоуправления. В децентрализованных унитарных государствах местные органы государственной власти избираются населением и пользуются значительной самостоятельностью в решении вопросов местной жизни. Пример централизованного унитарного государства - Туркменистан, децентрализованного - Королевство Испания.

Иногда выделяют: государства с одной автономией (Украина с автономной республикой Крым), государства со многими автономиями (Испания с автономными сообществами (областями) государства с разноуровневыми автономиями (Китайская Народная Республика с автономными округами, автономными уездами, автономными районами и особыми административными районами).

Федерация (лат. federatio объединение, союз) - форма государственного устройства, при которой части федеративного государства являются государственными образованиями, обладающими юридически определённой политической самостоятельностью.

В федеративном государстве две системы высших органов власти (федеральные и субъектов федерации); наряду с федеральной конституцией субъекты федерации имеют право принимать свои нормативные правовые акты учредительного характера (конституции, уставы, основные законы); они наделены правом принимать региональные законы; у субъектов федерации есть собственное гражданство, столица, герб и иные элементы конституционно-правового статуса государства, за исключением государственного суверенитета.

При этом субъект федерации не имеет права выхода из состава федерации (сецессии) и не может быть субъектом международных отношений. Субъекты федерации могут иметь различные наименования, которые определяются историческими или правовыми факторами: штаты, провинции, республики, земли или федеральные земли (в Германии и Австрии) и иное.

Федерацию следует отличать от конфедерации, которая является международно-правовым союзом суверенных государств. На практике различить правовую природу тех или иных образований бывает весьма затруднительно. В науке до сих пор нет единого подхода к тому, что представляет собой Европейский союз.

Общие черты, которые характерны для большинства федеративных государств: Территория федерации состоит из территорий её отдельных субъектов: штатов, кантонов, республик. В союзном государстве верховная законодательная, исполнительная и судебная власть принадлежит федеральным государственным органам. Компетенция между федерацией и её субъектами разграничивается союзной конституцией. Субъекты федерации обладают правом принятия собственной конституции, имеют свои высшие законодательные, исполнительные и судебные органы.

В большинстве федераций существует единое союзное гражданство и гражданство федеральных единиц. Основную общегосударственную внешнеполитическую деятельность в федерациях осуществляют союзные государственные органы. Они официально представляют федерацию в межгосударственных отношениях (США, ФРГ, Бразилия, Индия и др.). Обязательным признаком федеративной формы считается двухпалатная структура союзного парламента. Одна палата рассматривается как орган общесоюзного представительства, депутаты в неё избираются со всей страны. Вторая палата призвана представлять интересы членов федерации.

Имитация федерализма Теоретически возможна ситуация, когда колониальная империя может «замаскировать» себя под федерацию путём передачи некоторых административных функций и символов самостоятельности насильно присоединённым провинциям и объявления их составными частями федерации. Другой вариант имитации под федерацию состоит в самопровозглашении унитарным государством себя федерацией практически без предоставления независимости, а лишь делегированием административных полномочий с управленческими целями.

Виды федераций По особенностям конституционно-правового статуса субъектов федеративного государства выделяют симметричные и асимметричные федерации. В первых субъекты обладают одинаковым конституционно-правовым статусом (например, Федеративная Демократическая Республика Эфиопия, Соединённые Штаты Америки); Во вторых - конституционно-правовой статус субъектов различен (например, Республика Индия, Федеративная Республика Бразилия). Вопрос о том, к какому из типов относят Российскую Федерацию - не является ли она лишь имитацией федерации в принципе, в науке спорен. В любом случае отмечается, что абсолютно симметричных федераций на сегодняшний день не существует: все они обладают теми или иными признаками асимметричности.

«Мягкая федерация» - федерация, субъекты которой имеют право сецессии. Предполагается, что таковой станет в будущем ныне конфедеративный Союз России и Белоруссии. Субъекты федераций могут сами быть федерациями (такие субъекты есть в федеративной Боснии и Герцеговине). Формально «мягкой федерацией» был Союз Советских Социалистических Республик. Право на выход из федерации имеют субъекты таких федеративных государств как Канада и Сент. Китс и Невис. Перед распадом СССР предполагалось, что «обновлённый» Союз Суверенных Государств будет также «мягкой федерацией» .

Конфедера ция - форма государственного устройства, добровольное объединение независимых стран для достижения конкретных целей, при которой объединившиеся страны, полностью сохраняя суверенитет и значительную независимость, передают часть своих властных полномочий совместным органам власти для координации некоторых действий (внешняя политика, связь, транспорт, вооружённые силы). В отличие от членства в одной федерации, государство может быть членом нескольких конфедераций одновременно. Судя по историческому опыту, конфедерация с течением времени либо распадается, либо становится федерацией.

Конфедерация – самая редко встречающаяся форма государственного устройства. Политологи склонны не считать конфедерацию полноценным, настоящим государством. Форма организации центрального правительства при таком государственном устройстве будет слабой: центральный орган в конфедерации не обладает непосредственной юрисдикцией над гражданами государства и действует только через субъекты, решения так называемых органов совместного управления не обладают силой прямого действия. Такие решения могут вступить в силу только после утверждения центральными органами власти государств-членов конфедерации. В конфедерации нет единого высшего законодательного органа, также как и единого гражданства. Страны участницы конфедерации имеют право по желанию выйти из состава конфедерации, т. е. расторгнуть конфедеративный договор

История знает примеры конфедераций с центральными органами, обладающими как широкими, так и почти чисто формальными полномочиями. Так на раннем этапе формирования своей государственности, США были конфедераций с крайне слабым центром. В декларации говорилось в начале «Статей конфедерации» , выработанной в 1777 году: «Означенные штаты, каждый по отдельности, заключают между собой прочные дружественные союзы с целью совместной обороны, защиты своих свобод и всеобщего благосостояния. Они соединяются друг с другом, чтобы оказывать взаимную помощь против любых чужих сил или нападений, направленных против всех сразу или против каждого из них по отдельности, под предлогом религии, суверенитета или чего-либо иного» .

Ярким примером существования конфедерации принято считать Швейцарию. Такое государственное устройство она приобрела после того, как 1 августа 1891 г. три швейцарских кантона подписали «Союзное письмо» . Интересно, что когда в 1798 г. Франция оккупировала Швейцарию и преобразовала её в унитарную Гельвитическую Республику, унитарное устройство не прижилось в бывшей конфедерации и уже в 1803 г. Франции пришлось вернуть «отобранную» децентрализованную систему власти. Однако уже в середине девятнадцатого века процесс федерализации Швейцарии набрал большие обороты. Примером того может служить подавление попытки сецессии семи кантонов в 1847 г.

Государства-конфедерации Швейцария, несмотря на своё официальное название - Швейцарская Конфедерация - в настоящее время представляет собой классическую федерацию, хотя (1291 -1848) действительно была конфедерацией. В 1861 -1865 годах существовали Конфедеративные Штаты Америки. Фактической конфедерацией является Союз Босния и Герцеговина, хотя по законодательству этот союз мягкая федерация. Мягкой, «рыхлой» конфедерацией считают Европейский союз, хотя законодательно это не закреплено.

При распаде СССР осенью 1991 г. предлагалось создать конфедеративный Союз Суверенных Государств (ССГ), который в первоначальном варианте (до ГКЧП) создавался как мягкая федерация. Существующее Содружество Независимых Государств (СНГ) является международной (межгосударственной) организацией. Последними из существовавших конфедераций были Сербия и Черногория (Сербия+Черногория, 20032006), Сенегамбия (Сенегал+Гамбия, 1982 -1989), Союз Африканских Государств (Мали+Гана+Гвинея, 1960 -1962). Несмотря на названия, фактическими конфедерациями были Объединённая Арабская Республика (Египет+Сирия, 1958 -1961; Египет+Сирия+Ирак, 1963), Арабская Федерация (Ирак+Иордания, 1958) , Федерация Арабских Республик (Египет+Сирия+Ливия, 1971), Арабская Исламская Республика (Ливия+Тунис, 1974).

Наиболее известные исторические конфедерации - это Конфедеративные Штаты Америки и конфедеративное государство Речь Посполитая. Своеобразной формой конфедерации являются унии-монархии, в которых под властью единого монарха объединены самостоятельные, независимые государства. Примеры конфедераций-уний - Австро. Венгрия до 1918 года и Швеция и Норвегия до 1905 года.

Европейский союз (Евросоюз, ЕС) экономическое и политическое объединение 27 европейских государств, подписавших Договор о Европейском союзе (Маастрихтский договор). ЕС - международное образование, сочетающее признаки международной организации и государства, однако формально он не является ни тем, ни другим. Союз является субъектом международного публичного права, имеет полномочия на участие в международных отношениях и играет в них большую роль.

Для вступления в Евросоюз страна-кандидат должна соответствовать Копенгагенским критериям. Копенгагенские критерии - критерии вступления стран в Европейский союз, которые были приняты в июне 1993 года на заседании Европейского совета в Копенгагене и подтверждены в декабре 1995 года на заседании Европейского совета в Мадриде. Критерии требуют, чтобы в государстве соблюдались демократические принципы, принципы свободы и уважения прав человека, а также принцип правового государства (ст. 6, ст. 49 Договора о Европейском союзе). Также в стране должна присутствовать конкурентоспособная рыночная экономика, и должны признаваться общие правила и стандарты ЕС, включая приверженность целям политического, экономического и валютного союза.

Идеи панъевропеизма, долгое время выдвигавшиеся мыслителями на протяжении истории Европы, с особой силой зазвучали после Второй мировой войны. В послевоенный период на континенте появился целый ряд организаций: Совет Европы, НАТО, Западноевропейский союз. Первый шаг в сторону создания современного Евросоюза был сделан в 1951: ФРГ, Бельгия, Нидерланды, Люксембург, Франция, Италия подписали договор об учреждении Европейского объединения угля и стали (ЕОУС, ECSC - European Coal and Steel Community), целью которого стало объединение европейских ресурсов по производству стали и угля, в силу данный договор вступил с июля 1952 года.

С целью углубления экономической интеграции те же шесть государств в 1957 учредили Европейское экономическое сообщество (ЕЭС, Общий рынок) (EEC - European Economic Community) и Европейское сообщество по атомной энергии (Евратом, Euratom - European Atomic Energy Community). Самым важным и широким по сфере компетенции из этих трёх европейских сообществ являлось ЕЭС. Процесс развития и превращения этих европейских сообществ в современный Европейский союз происходил путём, во-первых, передачи всё большего числа функций управления на наднациональный уровень, во-вторых, увеличения числа участников интеграции.

Парламентаризм

ПАРЛАМЕНТАРИ́ЗМ -а; м.

1. Система государственного управления с парламентом во главе.

2. Участие какой-л. партии в представительных собраниях правительства.

Парламента́рный, -ая, -ое. П-ая республика. П-ая деятельность партии.

парламентари́зм

система политической организации государства, при которой чётко разграничены функции законодательной и исполнительной властей при привилегированном положении парламента. Сложился в эпоху революций XVI-XVIII вв. С усложнением структуры общественных связей происходит процесс усиления полномочий исполнительной власти (президента, правительства).

ПАРЛАМЕНТАРИЗМ

ПАРЛАМЕНТАРИ́ЗМ, система политической организации государства (см. ГОСУДАРСТВО) , при которой четко разграничены функции законодательных и исполнительных властей при юридическом верховенстве представительного законодательного органа - парламента. При парламентаризме правительство (см. ПРАВИТЕЛЬСТВО) образуется парламентом и ответственно перед ним. Система парламентаризма сложилась в эпоху революций 16-18 веков. Со временем по мере усложнения структуры общественных связей в странах парламентаризма произошел процесс усиления полномочий исполнительной власти (президента, правительства).
Рационализированным парламентаризмом называют конституционные меры и процедуры, направленные на обеспечение стабильности правительства при сохранении основных черт парламентарной системы, включая законодательный контроль за правительственной политикой. Рационализированный парламентаризм проявляется в системе ответственности кабинета, процедуре его формирования (инвеституре) и попытках избежать роспуска парламента. Например, вопрос о доверии правительству требует простого большинства депутатов, а для выражения недоверия - квалифицированного большинства. Приемом рационализированного парламентаризма является конструктивный вотум. Рационализированный парламентаризм предоставляет правительству, которому выражено недоверие, право распустить парламент.


Энциклопедический словарь . 2009 .

Синонимы :

Смотреть что такое "парламентаризм" в других словарях:

    Система правления, основанная на парламентском правлении. Наличие парламента еще не означает наличие парламентаризма. Парламентаризм предполагает наличие парламента, но настоящая власть имеется там, где существует парламентская республика или… … Политология. Словарь.

    Система государствен. устройства, при которой парламент является органом верховного контроля над исполнительной властью, как напр. в Англии, Бельгии, Франции, Италии и Венгрии. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А … Словарь иностранных слов русского языка

    парламентаризм - а, м. parlementarisme m. 1. Система государственного управления, характеризующаяся наличием парламента. БАС 1. Вопросы de la haute politique находим в статье о парламентаризме. СВ 1889 5 2 115. Сквозь эту плохо сидящую на нем маску, вы без труда… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    ПАРЛАМЕНТАРИЗМ процесс становления и развития в государстве органов законодательной власти как самостоятельного политического института. Парламентаризм характеризует становление в государстве системы разделения властей, при которой три ветви… … Философская энциклопедия

    ПАРЛАМЕНТАРИЗМ, парламентаризма, мн. нет, муж. (полит.). Система государственного управления с парламентом во главе. «Парламентаризм не устраняет, а обнажает сущность самых демократических буржуазных республик, как органа классового угнетения.»… … Толковый словарь Ушакова

    Система организации и функционирования верховной го сударственной власти, характеризующаяся разделением законодательных и исполнительных функций при привилегированном положении парламента. При ПАРЛАМЕНТАРИЗМЕ правительство образуется парламентом… … Финансовый словарь

    Строй Словарь русских синонимов. парламентаризм сущ., кол во синонимов: 1 строй (48) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

    Система правления, характеризующаяся четким распределением законодательной и исполнительной функций при юридическом верховенстве представительного (законодательного) органа парламента. При П. правительство образуется парламентом и ответственно… … Юридический словарь

    ПАРЛАМЕНТАРИЗМ, система политической организации государства, при которой четко разграничены функции законодательной и исполнительной власти при привилегированном положении парламента. Сложился в эпоху революций 16 18 вв. С усложнением структуры… … Современная энциклопедия

    Система политической организации государства, при которой четко разграничены функции законодательных и исполнительных властей при привилегированном положении парламента. Сложился в эпоху революций 16 18 вв. С усложнением структуры общественных… … Большой Энциклопедический словарь

    Система политической организации государства, при которой чётко разграничены функции законодательной и исполнительной власти при привилегированном положении парламента. Сложился в эпоху революций 16 18 вв. С усложнением структуры общественных… … Исторический словарь

Книги

  • Парламентаризм в России. Проблемы и перспективы , . Издание представляет собой сборник научных статей, подготовленных специалистами вузов, музеев, архивов, исследовательских организаций, а также студентами, аспирантами и молодыми политиками по…
  • 14 Государство в политической системе общества. Место и роль государства в политической системе
  • 18. Классификация функций государства
  • 20. Понятие и система государственной власти.
  • 21. Соотношение государственной власти, права и закона.
  • 24.Общие тенденции развития государственной власти.
  • 27.Соотношение права и закона.
  • 32 Классификация юридических норм. Критерии классификации. Эффективность юридических норм и нормативно-правовых актов.
  • Раздел IV. Теория прав»
  • Глава 17- Правовой акт. Нормативно-правовой акт. Международный договор 337
  • 34.Понятие о нормативно-правовых актах, их разновидности, свойства.
  • 35.Структура нормативно-правового акта, ее обусловленность.
  • 36.Процедура принятия и вступления в силу нормативно-правовых актов.
  • 37.Понятие о законе. Его свойства. Структура закона.
  • 39.Понятие о законе. Его свойства. Структура закона.
  • 39. Понятие о юридическом регулировании общественных отношений и его механизме.
  • 40 Основные юридические системы современности.
  • 41. Юридическая деятельность: понятие, структура.
  • 42. Толкование юридических норм: понятие, виды, приемы.
  • 43. Систематизация законодательства.
  • 44. Юридические презумпции, юридические фикции и аксиомы в системе юридической деятельности.
  • 45. Правовое воспитание как деятельность по формированию и развитию правосознания и правовой культуры.
  • 46. Применение юридических норм: понятие, стадии, акты.
  • § 3.Акты применения правовых норм: понятие, виды
  • 47. Юридические факты: понятие, классификация.
  • 48. Понятие о правоотношении, его основные элементы.
  • 49. Классификация правоотношений
  • 50. Понятие о правосознании. Основные концепции правосознания.
  • 51. Структура правосознания и его функции.
  • 53. Правовой нигилизм: понятие, формы проявления, социальная опасность.
  • 54. Понятие о правовой культуре. Основные концепции правовой культуры.
  • 56. Понятие, формы, механизм правового воспитания.
  • 57. Правомерное и законопослушное поведение. Структура и виды правомерного поведения.
  • 58. Состав правонарушения и его элементы.
  • 59. Основные концепции юридической ответственности в отечественной юридической литературе.
  • 60. Основание, содержание, разновидности и формы реализации юридической ответственности.
  • 62. Понятие о законности. Принципы, требования законности.
  • 63.Правовая система: понятие, структура.
  • 64.Становление концепции правового государства.
  • 65.Признаки правового государства
  • 67. Действие норм права в пространстве, во времени и по кругу лиц.
  • 68 Система отраслей современного российского права.
  • 69. Понятие и формы реализации права.
  • 70. Нормативно-правовые акты и акты применения норм права (сравнительный анализ).
  • 71. Пробелы в праве. Аналогия права и аналогия закона.
  • 72. Сущность и функции современного демократического государства.
  • 73. Права, свободы и обязанности гражданина в правовом государстве.
  • 74. Проблемы осуществления экологической функции Российским государством на современном этапе.
  • 75. Система прав человека. Права народов и местных сообществ в системе прав человека.
  • 14 Государство в политической системе общества. Место и роль государства в политической системе

    Политическая система общества – это упорядоченная на основе права и иных социальных норм совокупность институтов (государственных органов, политических партий, движений, общественных организаций), в рамках которой проходит политическая жизнь об­щества и осуществляется политическая власть.

    Понятия государство и политическая система общества соотносятся как часть и целое.

    Государство концентрирует в себе все многообразие политических интересов, регулируя явления полити­ческой жизни через призму «общеобязательности».

    Именно в этом качестве государство играет особую роль в политической системе, придавая ей своего рода целостность и устойчивость, оно выполняет основной объем деятельности по управлению, пользуясь ресурсами общества и упорядочивая его жизнедеятельность.

    Место и роль государства в политической системе общества зависит от типа политической системы и форма правления. Особенность – государство играет роль основного орудия, так как обладает такими средствами, которыми не обладают другие субъекты.

    Государство занимает центральное, ведущее место в политической системе общества, так как оно:

    Выступает в качестве единственного официального представителя всего народа, объединяемого в пределах его территориальных;

    Границах по признаку гражданства; Является единственным носителем суверенитета;

    Обладает специальным аппаратом (публичной властью), предназначенным для управления обществом;

    Обладает силовыми структурами (вооруженными силами, милицией, службой безопасности);

    Обладает, как правило, монополией на правотворчество;

    Обладает специфическим набором материальных ценностей (государственная собственность, бюджет, валюта);

    Эти свойства дают государству возможность оказывать влияние на общественную жизнь путем:

    Установления правового режима организации и функционирования всех других субъектов политической системы;

    Осуществления надзора за соблюдением законности в деятельности субъектов политической системы;

    Только государство способно применять меры государственного принуждения (юридической ответственности) за нарушение действующего законодательства;

    В Конституции имеется статья, которая провозглашает РФ социальным и правовым государством. Формирование правового государства - одно из направлений развития нашей политической системы. Государство выступает не только самостоятельным субъектом политики, но и призвано регулировать поведение иных субъектов политических отношений.

    Роль государства в политической системе:

    Может устанавливать в законодательстве правовой режим организации и функционирования всех иных субъектов политики – политических партий, движений, групп давления;

    Регистрирует их соответствующими органами (как правило Минюстом) и привлекает к участию в общественных и государственных делах;

    Может осуществлять надзор за законностью деятельности всех иных субъектов политики и применять меры принуждения за соответствующие правонарушения;

    15. Механизм государства – это система государственных органов, осуществляющих государственную власть, функции государства. Термин «механизм государства» одни зачастую отождествляют с государственным аппаратом, другие считают механизм государства более широким образованием и включают в него не только государственные органы, образующие государственный аппарат, но и принудительные учреждения (тюрьмы, полиция), а также методы осуществления власти. Понятие механизма государства является более узким по отношению к понятию «политическая система», так как в последнюю входят не только государственные органы, но и негосударственные организации, учреждения, группы принимающие участие в борьбе за политическую власть.

    В литературе выделяется ряд признаков механизма государства, М.И. Байтин отмечает следующие признаки механизма государства:

    Это система государственных органов, основанная на единстве принципов организации и деятельности;

    Характеризуется сложной структурой отражающей определенное место, которое занимают в ней различные виды и группы государственных органов, их соотношением и взаимосвязями;

    Между государственным механизмом и функциями государства существует тесная обратная связь. Функции осуществляются при помощи государственного механизма, посредством деятельности всей системы государственных органов. Вместе с тем от функций государства зависит структура государственного механизма, они непосредственно влияют на возникновение, развитие и содержание деятельности тех или иных органов государства;

    Механизм государства для обеспечения возложенных на него задач управления делами общества, воздействия на социальные процессы и сферы располагает необходимыми финансовыми и иными материальными средствами (здания, оборудование, деньги)

    Структура механизма государства – это внутренние строение, порядок расположения элементов, их соподчиненность, соотношение и взаимосвязь.

    Структура механизма государства включает:

    · Государственные органы, находящиеся в тесной взаимосвязи и соподчиненности при осуществлении своих непосредственных властных функций (парламент, президент, правительство, министерства, ведомства).

    · Государственные организации, подразделения механизма государства, призванные осуществлять охранительную деятельность данного государства (вооруженные силы, милиция).

    · Государственные учреждения, подразделения механизма государства, которые не обладают властными полномочиями (за исключением их администраций), а осуществляют практическую деятельность по выполнению функций государства в социальной, культурной и т.п. сферах (библиотеки, вузы, театры, научно-исследовательские институты).

    · Государственные предприятия, подразделения механизма, не обладающие властными полномочиям, за исключением их администраций, осуществляют хозяйственно-экономическую деятельность, производят продукцию, оказывают услуги для извлечения прибыли.

    · Государственные служащие (чиновники), занимающиеся управлением.

    · Организационные и финансовые средства, а также принудительную силу, необходимые для обеспечения деятельности государственного аппарата.

    Механизм государства и его структура исторически изменяются, зависят от конкретных задач, стоящих перед государством на определенном отрезке его развития. Первичным структурным элементом механизма государства является государственный орган.

    Механизм государства – это система специальных органов, с помощью которых государство осуществляет свои функции. Государство обеспечивает свои функции через систему органов государства носящее название государственный аппарат. Традиционно под государственным аппаратом понимают систему органов, при помощи которых осуществляются задачи и функции государства (каждый государственный орган – это структурно обособленное звено, относительно самостоятельная часть госаппарата, которая осуществляет от имени государства его задачи и функции посредством определенного вида деятельности в порученной области). Деятельность государства по осуществлению своих функций облекается в правовые формы: правотворчество, исполнительно-распорядительная, правоохранительная, которые основаны на принципе разделения властей. Соответственно и функции государства подразделяются на законодательные (правотворческие), управленческие и судебные, что в принципе отражает механизм реализации государственной власти. Причем каждая из названных функций может осуществляться совокупностью государственных органов, принадлежащих к определенным независимым ветвям власти.

    16. Государственный аппарат. Орган государства и его признаки. Государственный аппарат - это система государственных органов, наделённых властными полномочиями и осуществляющих функции государства. Государственный аппарат имеет следующие признаки: 1) элементами государственного аппарата являются государственные органы, то есть государственные структуры, обладающие властными полномочиями по управлению обществом; 2) это система государственных органов; характер системы обеспечивается общими принципами формирования и деятельности государственных органов, их иерархичностью и взаимодействием, единством конечной цели; 3) государственный аппарат осуществляет государственную власть и функции государства. Часто в юридической литературе понятия «государственный аппа­рат» и «механизм государства» рассматривают как тождественные. Но многие авторы наполняют эти понятия разным содержанием. Так некото­рые видят различие в том, что понятие «механизм государства» отражает функционирующий государственный аппарат. Другие авторы считают, что государственный аппарат включает в себя лишь государственные органы, непосредственно осуществляющие государственную власть, а в понятие «механизм государства» помимо них включаются - вооружённые силы, милицию, принудительные учреждения и т. д., опираясь на кото­рые, государственные органы осуществляет свою властную деятельность. Представляется, что последняя точка зрения ближе к истине, но её необ­ходимо подкорректировать путём включения в механизм государства по­мимо названных элементов государственных учреждений, государствен­ных предприятий и других государственных структур, которые не осуще­ствляют государственную власть, но участвуют в реализации функций го­сударства. Механизм государства - это система властных государственных органов, вооружённых сил и других силовых структур, государст­венных учреждений и предприятий во взаимодействии осуществляю­щих функции государства. Орган государства - понятие, признаки. Орган государства - это относительно самостоятельный эле­мент государственного аппарата, осуществляющий определённый вид управленческой деятельности государства и наделённый для этого властными полномочиями. Орган государства обладает следующими признаками: 1) представляет собой относительно самостоятельный элемент государственного аппарата, связанный с другими государственными органами отношениями координации и соподчинения; 2) государственный орган обладает, как правило, внутренней структурой, то есть состоит из подразделений (отделов, департаментов, секторов), объединённых единым руководством и единством целей; 3) государственный орган состоит из служащих, то есть людей, которые выполняют работу по управлению, наделены для этого соответствующими правами и обязанностями, связаны служебной дисциплиной; 4) имеет определённую закреплённую в нормативно-правовых актах компетенцию, то есть совокупность его властных прав и обязанностей, посредством которых государственный орган и осуществляет свою властную деятельность; 5) для реализации своих полномочий государственный орган наделяется необходимой материальной базой и финансовыми средствами. + Функции государства. Внутренние функции государства. 1) Экономическая функция 2) Политическая функция 3) Социальная функция 4) Идеологическая функция 5) Экологическая функция 6) Функция развития научно-технического прогресса. Внешние функции государства. 1) Функция обороны страны 2) Ведение захватнических войн 3) Поддержание мирового порядка 4) Сотрудничество с другими государствами

    17. Функции государства: понятие, соотношение с сущностью, формой и механизмом государства .

    Характеристика основных внутренних функций российского государства

    Внутренние функции государства – это направления деятельности государства, которые связаны с решением задач внутреннего развития общества.

    К числу внутренних относятся функции:

    1) экономическая – реализация государством управленческого влияния на экономическую сферу. Объектами данной деятельности становятся производственные отношения в различных секторах экономики, государственном, а также в негосударственном. Действующая Конституция предписывает государству обеспечивать свободу экономической деятельности в Российской Федерации и поддерживать добросовестную конкуренцию, исключая монополизацию. Конституция также провозглашает равенство и защиту всех форм собственности в стране. Для экономической системы Российской Федерации свойственно многообразие форм собственности. Правовое регулирование отношений собственности проводится различными правовыми нормами, главное место среди которых принадлежит конституционным нормам;

    2) финансовая – осуществление управленческой деятельности по сбору и распределению денежных средств в целом относится к экономической функции Российского государства, хотя можно выделить ее как самостоятельную финансовую функцию;

    3) социальная - речь идет о деятельности государства в сфере оказания различных социальных услуг членам общества, а также заботе о повышении уровня благосостояния малообеспеченных категорий населения, оказание им материальной и другой помощи. В соответствии с Конституцией Российской Федерации социальная функция Российского государства направлена «на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека». Значение социальной функции государства в настоящее время весьма велико;

    4) политическая - данная функция государства определяет ее деятельность по формированию и организации работы всех органов государственной власти;

    5) экологическая – это деятельность государства, включающая мероприятия по охране природы и рациональному применению природных ресурсов. Содержание экологической политики Российского государства составляет деятельность по разработке наиболее рационального режима природопользования, по переоснащению предприятий с точки зрения их экологической безопасности;

    6) культурная – направление деятельности государства по духовному, культурному развитию общества, так как в современных условиях для нормального функционирования и развития общества необходимы развитые духовно и интеллектуально люди, знающие, квалифицированные специалисты;

    7) охраны правопорядка, прав и свобод граждан – эта функция содержит деятельность государства в области борьбы с правонарушениями для создания благоприятных условий для действенной реализации всех прав и свобод граждан, их объединений, органов государства. Самое важное в характеристике правоохранительной функции – это возможность использовать государственное принуждение, необходимое для поддержания порядка в обществе;

    8) обеспечения общественной безопасности - деятельность государства по предупреждению и ликвидации последствий различных неблагоприятных явлений: стихийных бедствий, аварий, катастроф, массовых беспорядков, организованной преступности.

    21. Характеристика основных внешних функций российского государства

    Внешние функции государства – функции, которые реализует государство за пределами своей территории для решения своих внешнеполитических задач.

    В последние десятилетия произошли значительные изменения не только в России, но и во всем мире. Проблемы глобального противостояния и прямой угрозы ядерной войны стали не так актуальны. Значительные изменения произошли и в основных внешних функциях Российского государства. В частности, одни из них отпали (функции помощи развивающимся странам, сотрудничества и взаимопомощи с социалистическими государствами), а другие, наоборот, обрели дальнейшее развитие в соответствии с новыми условиями развития (функции борьбы за мир, обороны страны), некоторые функции – возникли вновь (интеграции в мировую экономику, сотрудничества со странами СНГ и т. д.). Российское государство в современном мире реализует свои внешние функции в соответствии с новыми задачами внешней политики, а именно:

    1) последовательное продвижение национальных интересов при соблюдении открытости и сотрудничества в международных отношениях;

    2) создание благоприятных условий для внутреннего развития страны и продолжения реформ.

    Можно выделить две основные внешние функции Российского государства.

    1. Военную - в содержание данной функции государства входит ведение войн, оборона страны в военное время, обеспечение готовности к обороне в мирное время, охрана государственных границ. В настоящее время сохраняются очень острые межгосударственные и межнациональные противоречия.

    Современными мировыми государствами, в том числе и Российским государством, признана доктрина «достаточной обороны», которая состоит в том, что государствам необходимо обеспечивать военный потенциал, достаточный для гарантированной безопасности, вместо достижения количественного паритета вооружений. Данная доктрина призвана обеспечить существенное сокращение расходов на вооружение в России и мире, а также дает возможность для снижения угрозы возникновения вооруженных конфликтов.

    2. Функцию сотрудничества с другими государствами - она в разных сферах деятельности становится объективно необходимой для всех современных государств, в том числе и для Российской Федерации. Мир обретает новое качество, сегодня уже невозможно, да и невыгодно придерживаться политики самоизоляции. Сотрудничество, координация действий в экономической, природоохранительной, правоохранительной, культурной и иных сферах деятельности отвечает интересам любого государства. Большую роль в координации сотрудничества между государствами играет деятельность Организации Объединенных Наций, работа ее специализированных учреждений, иных международных организаций на основе двусторонних или многосторонних соглашений.

    Среди главных направлений межгосударственного сотрудничества необходимо выделить сотрудничество:

    1) в экономике;

    2) поддержании мира и мирового правопорядка;

    3) природоохранительной деятельности;

    4) борьбе с международной преступностью;

    5) сфере науки, культуры, образования;

    6) решении демографической, сырьевой, энергетической проблем, освоении космического пространства.

    22. Формы осуществления функций государства

    Формы осуществления функций государства – это упорядоченная по своим внешним свойствам деятельность государственных органов, через которые реализуются функции государства.

    Функции - то, чем конкретно занимается государство. В них проявляется социальное назначение, сущность государства.

    Различают следующие формы осуществления функций государства:

    1) правовая деятельность – деятельность государственных органов по изданию и реализации юридических актов, которая носит однородный юридический характер;

    2) организационная – однородная по своим внешним характеристикам и не приводящая к юридическим последствиям деятельность государства.

    В свою очередь, правовую деятельность подразделяют:

    1) на правотворческую, связанную с изданием, изменением, а также отменой нормативных правовых актов;

    2) правоприменительную, которая направлена на осуществление, исполнение нормативных правовых документов через издание актов применения права;

    3) оперативно-исполнительную деятельность государственных органов, направленную на разрешение оперативных вопросов по изданию актов применения права;

    4) правоохранительную деятельность государственных органов, которая призвана обеспечивать охрану правовых норм от нарушений, а также защищать гражданские права и обеспечивать выполнение обязанностей.

    Вместе с тем организационная деятельность включает в себя:

    1) организационно-регламентирующую деятельность. Данная форма деятельности направлена на решение конкретных политических задач, а также на функционирование государственного механизма на технически организованном уровне;

    2) организационно-хозяйственную деятельность, связанную с материальным обеспечением осуществления государственных функций;

    3) организационно-идеологическую деятельность - это повседневная деятельность, при которой используются воспитательные и разъяснительные методы.

    Существует также иная точка зрения, в соответствии с которой формы осуществления функций государства являются деятельностью главных, ключевых звеньев государственного механизма. По характеру своей деятельности они отличаются от негосударственных организаций и обществ. В соответствии с этим принято также выделять следующие основные формы осуществления функций государства:

    1) законодательная – деятельность законодательных (представительных) государственных органов, которая состоит в издании обязательных для исполнения всеми нормативно-правовых документов;

    2) исполнительная – деятельность органов исполнительной власти, которая направлена на реализацию государственных функций в разных областях общественной жизни;

    3) судебная – деятельность судебных органов, направленная на осуществление правосудия;

    4) контрольно-надзорная – деятельность государственных органов по реализации государственного контроля и надзора над осуществлением законов на всей территории государства.

    Методами осуществления функций государства считают такие средства, с помощью которых решаются важные задачи государства (в частности, принуждение, убеждение, планирование и т. д.).

    23. Механизм государства: понятие и структура

    Механизмом государства называют систему государственных органов и организаций, действующую на основе единых, законодательно закрепленных принципов, призванную реализовывать государственную власть, выполнять функции и решать задачи государства.

    Для изучения механизма государства используют структурно-функциональный подход. Он представляет собой одно из направлений системного анализа и базируется на исследовании структуры и функций механизма государства в их взаимосвязи, определяет роль и место элементов системы.

    Признаки механизма государства:

    1) наличие системы государственных органов, которая базируется на принципе разделения властей в организации и деятельности государственного аппарата;

    2) сложная структура;

    3) взаимообратная связь между функциями государства и государственным механизмом;

    4) решение задач по обеспечению управления государством и выполнению государственных функций.

    Структуру механизма государства составляют следующие виды (группы, подразделения) государственных органов:

    1) государственные органы, которые связаны между собой отношениями соподчинения и наделены правами совершать действия от имени государства:

    – органы представительной власти;

    – органы исполнительной власти;

    – судебные органы;

    – контрольно-надзорные органы;

    2) государственные учреждения, которые не обладают властными полномочиями и специально не исполняют функции по управлению, но на основании государственной собственности, а также властных распоряжений вышестоящих органов они осуществляют функции в области производства, культуры, науки, образования, здравоохранения и т. д.:

    1) государственные учреждения и организации, осуществляющие организационно-распорядительные и социально-культурные функции в областях здравоохранения, образования, культуры, науки;

    2) государственные предприятия и организации, сформированные для производства разной продукции, а также для оказания услуг населению страны;

    3) государственные гражданские служащие – те лица, которые профессионально занимаются управлением государства, поэтому занимают назначенную государственную должность;

    4) здания, сооружения и различное оборудование, которое обеспечивает в соответствии с научно-техническим уровнем действительное функционирование механизма государства.

    Механизм государства действует на основе принципа разделения властей, который заключается в том, что государственная власть делится на следующие ветви власти:

    1) законодательная – власть, которая имеет верховный характер, так как формируется напрямую и непосредственно народом и определяет правовую базу государственной, а также общественной жизни;

    2) исполнительная – та власть, которая представляет, которая занимается непосредственной реализацией, проведением в жизнь принятых законодательными органами нормативных документов;

    3) судебная – власть, которая действует самостоятельно от исполнительной и законодательной, посредством судебных органов осуществляет охрану прав и свобод граждан, защищает правовые устои государственной и общественной жизни от каких-либо посягательств независимо от того, кто совершил данное нарушение.

    Рассуждая о политической сфере общественной жизни, мы обычно представляем себе совокупность определенных явлений, предметов и действующих лиц, которые ассоциируются с понятием «политика». Это партии, государство, политические нормы, институты (такие, как избирательное право или монархия), символы (флаг, герб, гимн), ценности политической культуры и т.д. Все эти структурные элементы политики не существуют обособленно, независимо друг от друга, а составляют систему - совокупность, все части которой взаимосвязаны так, что изменение хотя бы одной части приводит к изменениям во всей системе. Элементы политической системы упорядочены, взаимозависимы и образуют определенную системную целостность.

    Политической системой можно назвать упорядоченную совокупность норм, институтов, организаций, идей, а также отношений и взаимодействий между ними, в ходе которых реализуется политическая власть.

    Комплекс государственных и негосударственных институтов, осуществляющих политические функции, то есть деятельность, связанную с функционированием государственной власти.

    Понятие политическая система более емкое, чем понятие «государственное управление», поскольку охватывает все лица и все институты, участвующие в политическом процессе, а также неформальные и неправительственные факторы и явления, влияющие на механизм выявления и постановки проблем, на выработку и реализацию решений в сфере государственно-властных отношений. В самом широком толковании в понятие «политическая система» включается все то, что имеет отношение к политике.

    Политическая система характеризуется :

    • , традициями и обычаями.

    Политическая система осуществляет следующие функции :

    • конверсии, то есть преобразования общественных требований в политические решения;
    • адаптации, то есть приспособления политической системы к изменяющимся условиям общественной жизни;
    • мобилизации людских и материальных ресурсов (денежных средств, избирателей и т.д.) для достижения политических целей.
    • охранительная функция — защита общественно-политического строя, его исходных базовых ценностей и принципов;
    • внешнеполитическая — установление и развитие взаимовыгодных отношений с другими государствами;
    • консолидирующая — согласование коллективных интересов и требований различных социальных групп;
    • распределительная — создание и распределение материальных и духовных ценностей;

    Классификация политических систем

    Существуют различные классификации политических систем.

    Под политической культурой понимают составную часть духовной культуры человечества, включающую в себя совокупность политических знаний, ценностей и моделей поведения, а также политический язык, символы и традиции государственности.

    Все элементы политической системы, находясь в постоянном взаимодействии, способствуют выполнению важных социальных функций:

    • определение перспективных направлений социального развития;
    • оптимизация движения общества к своим целям;
    • распределение ресурсов;
    • согласование интересов различных субъектов; приобщение граждан к активному участию в политике;
    • разработка норм и правил поведения членов общества;
    • контроль над выполнением норм, законов и правил;
    • обеспечение стабильности и безопасности в обществе.

    В политическую систему входят следующие институты:

    • и его ;
    • общественно-политические движения;
    • группы давления, или .

    Государство

    По отношению к политической системе партии делятся на системные и несистемные. Системные образуют часть данной политической системы и действуют по tе правилам, руководствуясь ее законами. Системная партия борется за власть законными методами, то есть принятыми в данной системе, на выборах. Несистемные партии не признают данную политическую систему, борются за ее изменение или устранение — как правило, насильственным путем. Обычно они нелегальные или полулегальные.

    Роль партии в политической системе определяется ее авторитетом и доверием избирателей. Именно партии формулируют ту , которую осуществляет государство, когда данная партия становится правящей. В демократических системах, как правило, происходит ротация партии: из правящих они переходят в оппозиционные, а из оппозиционных — снова в правящие. По количеству партии политические системы классифицируются следующим образом: однопартийные — авторитарные или тоталитарные: двухпартийные; многопартийные (последние преобладают). Российская политическая система — многопартийная .

    Общественно-политические движения

    Общественно-политические движения занимают в политических системах незначительное место. По своим целям движения сходны с политическими партиями, но они не имеют устава и оформленного членства. В России общественно-политические движения к выборам не допускаются : они не могут выдвигать своих кандидатов в депутаты; организацию, ставящую перед собой политические цели, но не насчитывающую 50 тыс. членов, переводят в общественные организации.

    Группы давления или группы интересов

    Группы давления, или группы интересов — профсоюзы, организации промышленников, крупные монополии (особенно транснациональные), церковь, средства массовой информации и другие институты — организации, которые не имеют целью прийти к власти. Их цель — оказать такое давление на власть, чтобы она удовлетворила их конкретный интерес — например, снизила налоги.

    Все перечисленные структурные элементы, государственные и негосударственные институты действуют, как правило, в соответствии с определенными политическими нормами и традициями, которые выработаны в результате большого опыта. , скажем, должны быть выборами, а не пародией. Например, нормально, чтобы в каждом избирательном бюллетене значилось не менее двух кандидатов. Среди политических традиций можно отметить проведение митингов, демонстраций с политическими лозунгами, встречи кандидатов и депутатов с избирателями.

    Средства политического влияния

    Государственная власть — это только власть государства, а — власть всей политической системы. Политическая власть функционирует через целый комплекс институтов и представляется достаточно обезличенной.

    Cредства политического влияния — это совокупность политических институтов, отношений и идей, которая олицетворяет определенную . Механизмом такого влияния выступает система правления, или система органов политической власти.

    Функции системы органов политической власти представляют собой реакции на поступающие в данную систему воздействия субъектов: требований и поддержки.

    Требования , с которыми чаще всего сталкиваются представители органов нласти, связаны:

    • с распределением благ (например, требования, касающиеся заработной платы и рабочего времени, улучшения работы транспорта);
    • обеспечением общественной безопасности;
    • улучшением санитарных условий, условий образовании, здравоохранения и т. д.;
    • процессами в сфере коммуникации и информации (информация о целях политики и принимаемых правителями решениях, демонстрации наличных ресурсов и т. п.).

    Поддержка сообщества усиливает позиции должностных лиц и самой системы правления. Она группируется по следующим направлениям:

    • материальная поддержка (выплата налогов и других обложений, оказание услуг системе, например труд на общественных началах или воинская служба);
    • соблюдение законов и директив;
    • участие в политической жизни (голосование, демонстрации и другие формы);
    • внимание к официальной информации, лояльность, уважение к официальной символике и церемониям.

    Реакцию системы правления на воздействие различных субъектов группируют в три основные функции:

    • нормотворчество (разработка законов, фактически определяющих правовые формы поведения отдельных групп и людей в обществе);
    • приведение законов в действие;
    • контроль над соблюдением законов.

    Более подробный перечень функций системы правления может выглядеть следующим образом. Распределительная функция выражается в организации создания и распределения материальных и духовных ценностей, почестей, статусных позиций в соответствии с «табелем о рангах» в данной политической системе. Внешнеполитическая функция подразумевает установление и развитие взаимовыгодных отношений с зарубежными организациями. Программно-стратегическая функции означает определение целей, задач, путей развития общества, разработку конкретных программ его деятельности. Мобилизационная функция подразумевает привлечение и организацию людских, материальных и иных ресурсов для выполнения различных общественных задач. Функция политической социализации — это идеологическая интеграция социальных групп и индивидов в политическое сообщество, формирование коллективного политического сознания. Охранительная функция — защита данной формы политических отношений в сообществе, его исходных базовых ценностей и принципов, обеспечение внешней и внутренней безопасности.

    Таким образом, реагируя на воздействии различных субъектов политики, система правления осуществляет в сообществе изменения и одновременно поддерживает в нем стабильность. Способности быстро и адекватно реагировать на требования, достигать поставленных целей, удерживать в рамках признанных норм политические отношения обеспечивают эффективность системы правления.

    Загрузка...