docgid.ru

Журналистика периода Великой Отечественной войны и послевоенного десятилетия. Голоса войны: знаменитые журналисты времен Великой Отечественной

Тема урока:

Роль военных журналистов и корреспондентов в годы ВОВ

Тип урока:

Интегрированный(исследовательский -творческий)

Форма работы: групповая

Цели:

  • Образовательные- Познакомить учащихся с трагическими событиями ВОВ.
  • Развивающие- Формировать умение работать с историческими документом, способствовать развитию логических умений: сравнивать, анализировать, обобщать.
  • Воспитательные- Охарактеризовать героизм советских людей разных профессии.

Проблемный вопрос:

В виде выводов назовите все функции, которые выполняли военные корреспонденты?

Ход урока

I. Организационный момент

II.Учитель: Великая Отечественная Война…

Чтобы не говорили, ни писали, время не изгладит из памяти народа самую тяжёлую из всех войн в истории человечества, тем более в истории нашей Родины.

В этом году наша страна отмечает семидесятую годовщину Великой Победы.ВОВ заставила перестроиться на военный лад все стороны жизни советских людей. Мирные жители одевали военную форму и брали в руки оружие. Не остались в стороне и те, кого жизнь наградила величайшим даром красноречия.

«Война не существует, если о ней ничего не известно». Да, этот урок мы посветим всем фронтовым и тыловым журналистам- корреспондентам ВОВ. Они не думали о том, что совершают подвиг, они просто выполняли свою работу.

Задача вашей исследовательской работы показать и рассказать о подвигах этих людей.

III.Первая группа учеников – Первые военные корреспонденты в России появились во время Кавказской войны(1817-1864 гг). Издававшаяся в Тбилиси газета «Кавказ» правдиво описывала события, а авторы печатались под псевдонимом, потому что власть не хотела огласки. По этому поводу в «Русском слове» Немирович Данченко писал: «многие журналисты просили указаний, о чём писать».Благодаря таким смелым корреспондентам, как Всеволод Гаршин, Всеволод Крестовский и знаменитый художник Василий Верещагин жители Царской России получали достоверную информацию о русско- японской войне.

Грозный вихрь событий, натиск брони и стали,несущий смерть и разрушения, явился испытанием на крепость не только для советского оборонного и политического строя, мастерства и доблести советской армии, но и для духовной силы народа, испытанием его патриотичности и преданности Родине, воли и жизнестойкости, мужества и силы человеческих сердец. Миллионы людей, взяв в руки винтовки и автоматы, стали ратниками. На горькую и кровавую дорогу войны вступили также и писатели, поэты, публицисты и журналисты, оружием которых стало не только перо, разящее врага не мене эффективно, чем свинцовый град, но и штык. Советская печать, радио, литература и искусство были направлены на обеспечение разгрома врага.

Слайд№1

Особенно важно отметить роль периодической печати в годы ВОВ. Утро первого дня ВОВ советскими жителями было встречено по- разному. Первым приняли боевое крещение работники газет приграничных соединений. Вместе с бойцами переднего края они вступили в бой с врагом, в то время как в редакциях тыловых газет заново переделывались подписанные к печати номера. Вместо мирных воскресных заголовок на газетных полосах запестрели «шапки», звавши советских людей на священную войну: «Фашистская Германия вероломно напала на нас!», «Фашистская Германия будет разгромлена!». Одно из ведущих мест в этой области играла газета «Правда». Газета явилась мощным проводником идеологического воздействия, поскольку в стране, где идеология играла ключевую роль, очень важно было мобилизовать духовный потенциал, чтобы компенсировать неудачи первых дней войны, нехватку вооружения.

Писатель Пётр Павленко говорил, что газета на фронте представляет собой тот обязательный поёк духовной пищи. Тот неприкосновенный запас бодрости, без которого советский солдат не обходится в самые безрадостные часы тяжёлых испытаний. Анализируя факты о периодической печати можно сказать, что она олицетворяла собой также один из ярчайших примеров монолитности, единства и братства народов Советского Союза.

Слайд 2:

Во время ВОВ очень важно было поднять всю страну, весь многонациональный народ на защиту Родины. Эту задачу можно было решить только с помощью прессы. Дружные, сплочённые коллективы фронтовых газет, где писали свои очерки сыны многонационального советского народа: русские, украинские, грузинские, белорусские, армянские, казахские корреспонденты. Всех имён назвать, конечно же невозможно. Это Александр Анохин-корреспондент газеты «Красная звезда», погиб под Великими Луками в феврале 1943 года, Павел Апрышков - сотрудник краснодарской краевой газеты «Комсомолец», по совместительству гвардий сержант, разведчик, Аман Бердыев- писатель, журналист туркменской газеты «Яш Коммунист»,погиб на фронте при выполнении профессиональных обязанностей. Григор Зограбян- журналист, на фронте был заместителем командира роты, затем сотрудником многотиражки 89-ой Таманской стрелковой дивизии. Абдулла Шарафутдинов- журналист фронтовой газеты «Красноармейская правда», выпускавший специальные номера для воинов-узбеков, погиб в январе 1945г.

IV (вторая группа)

Слайд 3

Очень часто журналисты оказывались лицом к лицу с огнём и смертью вместе с героями своих очерков и статей. Например, когда наши войска штурмовали под Севастополем знаменитую Сапун-гору, сквозь яростный ливень огня пехотинец Иван Яцуненко первым достиг каменистой вершины и водрузил красное знамя. Золотая Звезда Героя увенчала подвиг солдата, о нём узнала вся страна, но мало кому известно, что вместе с героем взобрался на гору и молодой корреспондент Николай Воронцов, рассказавший о подвиге Яцуненко в своей дивизионной газете.

Творческая группа- Опять война, опять Блокада…(Ю. Воронов)

Опять война,
Опять Блокада, -
А может, нам о них забыть?

Я слышу иногда:
«Не надо,
Не надо раны бередить.
Ведь это правда, что устали
Мы от рассказов о войне.
И о блокаде пролистали
Стихов достаточно вполне».

И может показаться:
Правы
И убедительны слова.
Но даже если это правда,
Такая правда
Не права!

Я не напрасно беспокоюсь,
Чтоб не забылась та война:
Ведь эта память - наша совесть.
Она, как сила, нам нужна.

Слайд 4

Роль советской журналистики, в том числе и глубоко периферийной «районки», в системе идеологического воспитания тыла в годы ВОВ была очевидна. В газете «Большевик», редактором которого был Иван Юдин, вышел его очерк « По следам фашистского зверя». Во время оккупации, кубанские журналисты в тылу врага издавали « газеты- мстители».Партийное руководство очень большую роль уделяло региональным газетам. На Кубани, в начале ВОВ издавались 154 газет. Самыми известными считались «Советское казачество», «Сталинец». Поручив журналистам вести патриотическое воспитание, советскому руководству пришлось даже вспомнить о казачестве и его военно- патриотических традициях. Прежде всего, было объявлено, что всё казачество стало советским. Даже одну из районных газет переименовали в «Советское казачество».Самая востребованная населением тема была военная хроника «от советского информбюро».

Слайд 5

Подвиги известных советских писателей – Ангелина

Невозможно не восхищаться подвигами советских писателей. Без преувеличения и излишнего пафоса можно сказать, что эти талантливые люди, выразители дум и чаяний народа сражались в первом эшелоне, щедро отдавая Родине свой талант и духовный потенциал. Их песни, поэмы, стихи читались в траншеях и землянках, в тылу врага, от Балтики до Чёрного моря. В музеях хранятся не мало книг, обагрённых кровью и пробитых пулями. К некоторым из них приложены письма солдат и офицеров, говорящие об их любви к литературе. В одном из таких писем говориться: «Вашу книгу (речь шла о книге М.А.Шолохова «Они сражались за Родину») я нашу так же, как и мои товарищи, всегда с собой в сумке. Она нам помогает жить и сражаться. Ваша книга нам нужна». Во время ВОВ М.Шолохов был военным журналистом «Правды» и «Красной звезды», часто выезжал на фронт. Его очерк «На Смоленском направлении» публиковалась в разных изданиях, и вдохновлял солдат на ратные подвиги. Строки из поэмы « Книга про бойца» А. Твардовского опубликованы в «Красноармейской правде», стали молитвой для многих солдат:

«Буду пикать, выть от боли

Гибнуть в поле без следа,

Но тебе по доброй воле

Я не сдамся никогда».

Слайд 6 (вторая творческая группа)- Боевые заслуги и трудовая доблесть журналистов, писателей были высоко оценены советским правительством. На груди многих журналистов сверкали заслуженные ими ордена Красного Знамени, Отечественной Войны, Красной Звезды, медали «За отвагу», «За боевые заслуги». Об этих отважных и смелых мастеров слова можно говорить бесконечно. О них слагали, слагают стихи, поэмы, прозы, песни. Но нам кажется, что «Песня военных корреспондентов» есть и останется на все времена гимном всех журналистов.

V(Поёт вся группа)

От Москвы до Бреста

Нет такого места,

Где бы ни скитались

Мы в пыли.

С лейкой и с блокнотом,

А то и с пулемётом

Сквозь огонь и стужу, мы прошли.


Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

ВОЕННЫЕ КОРРЕСПОНДЕНТЫ Букурова Елена Анатольевна – педагог литературно-журналистской студии «Молодые голоса» МАОУ ДОД «Дом детского творчества» станицы Староминской Краснодарского края

2 слайд

Описание слайда:

Военные корреспонденты у стен Рейхстага «Война, она такое дело, О ней не вспоминать нельзя…» М.Тимошечкин «Военный архив» Вместе жили, Родине служили Острое перо и автомат, Фронтовою дружбою дружили Журналист, писатель и солдат. А. Жаров

3 слайд

Описание слайда:

ПЕСНЯ ВОЕННЫХ КОРРЕСПОНДЕНТОВ От Москвы до Бреста Нет такого места, Где бы не скитались мы в пыли. С лейкой и с блокнотом, А то и с пулеметом Сквозь огонь и стужу мы прошли. Без глотка, товарищ, Песню не заваришь, Так давай по маленькой нальем. Выпьем за писавших, Выпьем за снимавших, Выпьем за шагавших под огнем!... А не доживем, мой дорогой, Кто-нибудь услышит, Снимет и напишет, Кто-нибудь помянет нас с тобой! К.Симонов

4 слайд

Описание слайда:

Памятник военному корреспонденту Военному корреспонденту поставлен памятник в сквере Центрального дома журналистов в Москве. В плащ-накидке, с блокнотом в руках, он в любой момент готов пойти на выполнение редакционного задания, чтобы быть вместе с солдатами.

5 слайд

Описание слайда:

Военные корреспонденты сохранили летопись Великой Отечественной войны для потомков. В дни обороны Севостополя. Николай Михайлович Воронин - участник Великой Отечественной войны, полковник внутренней службы в отставке, профессиональный журналист, почти полвека жизни отдал службе в армии, органах КГБ и МВД, автор многочисленных газетных и журнальных публикаций о работниках и деятельности органов внутренних дел. Из -под его пера вышла серия книг, повествующая о суровых буднях огнеборцев, в том числе "Подвиг пожарных-чернобыльцев Подмосковья" и "Солдаты огненного фронта".

6 слайд

Описание слайда:

Военные корреспонденты сохранили летопись Великой Отечественной войны для потомков. В дни обороны Севостополя.

7 слайд

Описание слайда:

Советские военные корреспонденты Михаил Шолохов (на первом плане слева), Евгений Петров и Александр Фадеев (на втором плане слева направо). Западный фронт.

8 слайд

Описание слайда:

Константин Симонов Константин Симонов уже 24 июня 1941 года отправился на фронт военным корреспондентом газеты «Красная звезда». Он был свидетелем многих решающих битв. Через свои очерки, стихи, прозу писатель показал увиденное и пережитое как им самим, так и тысячами других участников войны. Свои впечатления и мысли Симонов излагал во фронтовых записках под названием «Разные дни войны».

9 слайд

Описание слайда:

Александр Твардовский Военный путь Александра Трифоновича начался осенью 1939 года, когда он в качестве военного корреспондента участвовал в походе Красной Армии в Западную Белоруссию. С 1942 года и до конца Великой войны Твардовский работал в «Красноармейской правде». За годы войны создал многочисленные стихи, объединённые во «Фронтовую хронику», очерки, корреспонденции. А поэма «Василий Тёркин», созданная в период с 1941 по 1945 годы, стала ярким воплощением русского характера и общенародных чувств эпохи Великой Отечественной.

10 слайд

Описание слайда:

Алексей Толстой В годы войны Алексей Толстой пишет около 60 публицистических материалов (очерки, статьи, обращения, зарисовки о героях, военных операциях), начиная с первых дней войны (27 июня 1941 года - «Что мы защищаем») и до самой своей смерти в конце зимы 1945 года. Самым известным произведением Алексея Толстого о войне считается очерк «Родина».

11 слайд

Описание слайда:

Михаил Шолохов Всю Великую Отечественную войну писатель был военным корреспондентом газеты «Правда». Он видел разгром фашистов под Сталинградом. Опубликовал несколько очерков («На Дону», «На юге», «Казаки» и др.) и рассказ «Наука ненависти» (1942). Вышли в свет несколько отрывков из так и не дописанного романа «Они сражались за Родину» (1942-1944, 1949, 1969).

12 слайд

Описание слайда:

Борис Полевой Борис Николаевич Кампов родился 4 (17) марта 1908 года в Москве. Карьеру журналиста начал в 1928 году, имел покровительство Максима Горького. Работал в газетах «Тверская деревня», «Тверская правда», «Пролетарская правда», «Смена». Псевдоним Полевой родился в результате предложения одного из редакторов фамилию Кампов «перевести с латинского» (campus - поле) на русский. В годы Великой Отечественной войны Б. Н. Полевой находился в действующей армии в качестве корреспондента «Правды», в том числе на Калининском фронте (1942). Славу и Сталинскую премию ему принесла написанная за 19 дней «Повесть о настоящем человеке», посвящённая подвигу лётчика А. П. Маресьева. Только до 1954 года общий тираж её изданий составил 2,34 млн экземпляров. Военные впечатления легли в основу книг: «От Белгорода до Карпат» (1945), «Повесть о настоящем человеке» (1946), «Мы - советские люди» (1948). «Золото» (1949-1950) Автор четырёх книг военных мемуаров «Эти четыре года». Менее известны материалы об его присутствии на Нюрнбергском процессе в качестве корреспондента газеты «Правда» - «В конце концов» (1969). . В 1961-1981 годах - главный редактор журнала «Юность». С 1967 года он был секретарём правления Союза писателей СССР, с 1952 года был вице-президентом Европейского общества культуры. Депутат Верховного Совета РСФСР (1946-1958). Б. Н. Полевой умер 12 июля 1981 года. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.и

13 слайд

Описание слайда:

Александр Фадеев Фадеев (Булыга) Александр Александрович – прозаик, критик, теоретик литературоведения, общественный деятель. Родился 24 (10) декабря 1901 года в селе Кимры Корчевского уезда Тверской губернии. В годы Великой Отечественной войны Фадеев работал как публицист. Будучи корреспондентом газеты “Правда” и Совинформбюро, объехал ряд фронтов. В начале января 1942 года писатель прибыл на Калининский фронт, который "тяжело и бурно наступал под Ржевом". Фадеев захотел попасть и попал на самый опасный участок, где советские войска, охватывая противника, ещё недостаточно закрепились, где территория густо простреливалась с двух сторон. Впечатления от этого посещения Калининского фронта пригодились Фадееву не только для написания очередной корреспонденции, но и впоследствии при работе над романом "Молодая гвардия". 14 января 1942 года Фадеев опубликовал в "Правде" корреспонденцию "Изверги-разрушители и люди-созидатели", в которой он рассказал о том, что увидел в нашей области и Калинине после изгнания фашистских оккупантов. В другом очерке - "Боец" Фадеев описал подвиг красноармейца Падерина, посмертно получившего звание Героя Советского Союза: "В 1941 году, в боях за Калинин, у вражеского дзота, не дававшего продвинуться вперед и много унесшего жизней наших людей, Падерин был тяжело ранен и в порыве великого нравственного подъема закрыл амбразуру дзота своим телом". Осенью 1943 г. писатель выезжал в освобожденный от врагов г. Краснодон. Впоследствии собранный там материал лег в основу романа “Молодая гвардия”. Последний творческий замысел Фадеева – роман о современности “Черная металлургия” остался незавершенным. 13 мая 1956 г. в Москве в состоянии душевной депрессии писатель покончил жизнь самоубийством.

14 слайд

Описание слайда:

Илья Эренбург Илья Эренбург с началом войны стал корреспондентом газеты «Красная звезда». Первая статья писателя датирована 23 июня 1941 года. Всего за годы войны Эренбург написал около полутора тысяч памфлетов, статей, корреспонденций.

15 слайд

Описание слайда:

Семён Борзунов Родился 23 февраля 1919 года в селе Студеное Аннинского района Воронежской области. В феврале 1941 года окончил Военно-политическое училище и, будучи офицером-танкистом, в первые же часы 22 июня встретил врага на западной границе в районе Перемышля. Был ранен, но, придя в сознание, отказался от госпитализации и остался в боевом строю. Участвовал в обороне Львова, Тернополя, Киева... Затем в его судьбе произошел резкий поворот: он стал военным корреспондентом сначала дивизионной, потом армейской и фронтовой газет. Принимал участие в первых наступательных боях под Ленинградом и Тихвином, под Сталинградом и Воронежем. 22 сентября 1943 года вместе с небольшой группой разведчиков в первой лодке форсировал Днепр, за что командованием фронта представлялся к званию Героя Советского Союза. Однако это представление где-то затерялось в инстанциях. Уже в конце войны, представляя боевого журналиста к новой государственной награде, редактор газеты "За честь Родины" 1-го Украинского фронта писал: "Во всех решающих боях фронта: в зимнем наступлении 1943 года, в весеннем и летнем наступлениях 1944 года, а также в последних наступательных боях 1945 года, тов. Борзунов неизменно находился с передовыми частями... Организуя материал на передовой линии под огнем врага, он показал себя бесстрашным журналистом. Майор Борзунов С. М. достоин награждения орденом Красного Знамени". На этот раз представление не затерялось, и, находясь в горящем Берлине, Борзунов получил поздравительную телеграмму о награждении орденом Красного Знамени. Всего же у него шесть орденов и свыше 20 медалей. Живёт и работает в Москве.

16 слайд

Описание слайда:

Иван Лотышев Иван Павлович Лотышев – один из старейших журналистов Кубани, автор десятка учебных пособий и путеводителей по краю, ветеран Великой Отечественной войны, родился 25 мая 1921 в селе Бондаревка Воронежской области. В 1936 году отец с семьей в поисках лучшей доли переехал на Кубань, в станицу Казанскую Кавказского района. В 1938 году вступил в комсомол, уже в девятом классе был редактором школьной стенгазеты «За учебу», писал статьи в районную газету «За коммуну». Затем война, фронт, военное училище, печально известная 103-я курсантская стрелковая бригада, которая почти вся полегла при защите Кубани, тяжелейшие бои за Новороссийск (бригада Лотышева обороняла цементный завод «Октябрь»), перевод в зенитный полк Военно-морского флота, который базировался в Геленджике, участие в Параде Победы 24 июня 1945 года... В годы войны был внештатным корреспондентом двух газет Краснодарского края «Красный черноморец» и «На страже». После приказа 1946 года о демобилизации поступил в Московский полиграфический институт и параллельно в библиотечный институт. По окончании третьего курса, в 1951 году, Ивана Павловича взяли на работу в Краснодарское книжное издательство. Будучи редактором отдела краеведческой литературы, он объездил весь Краснодарский край, пешком прошел от Ейска до Батуми.Так родились книги «Лазурный берег Кавказа» и «По берегам двух морей». Затем были учебные пособия «Путешествие по родному краю» и «География Краснодарского края», «Кубанские легенды и сказания», «Летописцы Кубани» и др.

17 слайд

Описание слайда:

Иоганн Зельцер В 1928 году окончил Машинную школу Балтфлота. Служил на крейсере «Профинтерн», а с 1929 года стал военным журналистом. Помимо того, что Зельцер занимался журналистикой, он также занимался сценаристикой картин. В кино с 1934 года. Большинство его картин были рассказами о флоте в период Великой Отечественной войны. При жизни Зельцер был награжден орденом Красной звезды. Самыми известными фильмами, снятыми Зельцером, были «Дочь родины», «Искатели счастья» и «Моряки». С первого дня войны - моторист линкора и редактор многотиражной газеты линкора «Марат». Старший политрук Иоганн Зельцер погиб 16 сентября 1941 года в Кронштадте при налёте фашистской авиации на корабль. Похоронен в братской могиле города Кронштадта.

18 слайд

Описание слайда:

Лев Озеров «Сквозь пламень строк душа пропущена...» Сквозь пламень строк душа пропущена. Ну, а царей-то помним много ли? Из Александров - только Пушкина, Из Николаев - только Гоголя. Озеров Лев Адольфович (настоящая фамилия Гольдберг) (10 (23) августа 1914, Киев - 18 марта 1996, Москва) - русский поэт, переводчик, литературовед. С начала Великой Отечественной войны Лев Озеров - военный журналист. Работал в газете «Победа за нами», публицистом на радио и в печати. С 1943 г. до последних дней жизни преподавал в МГУ, Литературном институте, профессор (с 1979 г.) кафедры художественного перевода. Доктор филологических наук. Озеров десять лет руководил Литобъединением на Московском автозаводе имени Лихачева. В 1964 создал Устную библиотеку поэта, которую вел в Доме актера на протяжении 27 лет. Лев Озеров выпустил более 20 прижизненных сборников. Опубликовал множество стихотворных переводов, главным образом с украинского (Т. Шевченко и другие), литовского (К. Борута, А. Венцлова, Э. Межелайтис и другие), идиш (С. Галкин и другие) и других языков народов СССР.

19 слайд

Описание слайда:

Муса Джалиль 23 июня 1941 года, на второй день войны Джалиль отнес в военкомат заявление с просьбой направить его на фронт, а 13 июля надел военную форму. Окончив краткосрочные курсы политработников, он прибыл на Волховский фронт корреспондентом армейской газеты «Отвага». В первые недели Отечественной войны Джалиль написал цикл стихотворений «Против врага», куда вошли боевые песни, марши, страстные патриотические стихи, построенные как взволнованный поэтический монолог. Февраль 1942 года. Старший политрук Муса Джалиль - фронтовой корреспондент армейской газеты "Отвага" на Волховском фронте. На фронте он написал более тридцати стихотворений. В июне 1942 года в составе Волховского фронта попал в окружение. Тяжелораненый, оказался в плену (под Мясным Бором). Находясь в тюрьме, он продолжал писать стихи, которые вошли в цикл «Моабитские тетради» (они были вынесены на свободу его сокамерниками и в 1957 году удостоены Ленинской премии). Муса Джалиль вместе с десятью соратниками был казнен в Моабитской тюрьме 26 августа 1944 года.

О своем отце, военном фотокорреспонденте Николае Финикове, рассказывает его сын, Лев Фиников.

В книге «В редакцию не вернулся…» есть очерк о военном журналисте Малибашеве Александре Михайловиче. А на свободной нижней части заключительной страницы рукою папы написано, что Саша Малибашев в 1930 году работал в нашей военной газете «Красноармеец» Приволжского военного округа, и за его подписью у меня сохранилось с тех пор удостоверение о сотрудничестве как фотокорреспондента в этой газете.

С сентября сорок первого года на протяжении целого года командующим 21-й армии был генерал Гордов В.Н. В этот период армия с тяжёлыми боями отходила из района Ахтырки через Харьков и Белгород до степного междуречья Дона и Волги под Сталинград, приступив к длительным оборонительным боям. В октябре сорок второго года командующим 21-й армии был назначен генерал Чистяков Иван Михайлович, который прошёл с этой армией почти три года, т.е. до Победы, что для военного времени было больше редкостью, чем правилом.

Гитлеровские армии продвигались к Сталинграду, разрушая на своём пути наши города и сёла, зверски уничтожая мирное население, не щадя малых детей и стариков. Из сибирских и дальневосточных районов страны наши армии получали подкрепления в живой силе и боевой технике.

Фотографии Сталинградской битвы Н. Финикова публиковались в этот период также в центральных газетах «Красная звезда» и «Правда».

В конце 1942 года он награждается медалью «За боевые заслуги» и медалью «За оборону Сталинграда».

Вот интересное стихотворное произведение на четырёх страницах, отпечатанное 15 декабря 1942 года в типографии «Боевого натиска», под названием «Застольное слово», которое посвящено пятисотому номеру газеты. Автор свой собственный - Леонид Кацнельсон. Выполнено оно в виде персональных четырёхстрочных посвящений многим лицам, связанным с выпуском родной газеты. Вот некоторые из них:

Ну, что же, вспомним, как сумеем,
Как смерть глядела нам в глаза,
И гомельскую эпопею,
И белорусские леса.

И Днепр, и степи Украины,
И тихий городок Оскол,
Весь путь, где вереницей длинной
К бойцам в окопы «Натиск» шёл.

И гул боёв, и дым пожаров…
И мы, собравшись в этот час,
Взгрустнём, что Саша наш Макаров
Не здесь на пиршестве у нас.

Тебя, кто вечно в пылком раже
Анатолетти петь готов -
Властитель дум, гроза всех фрицев
Неистощимый Горюнов!

Друзья, поднимем стопки выше
За наших славных мастеров,
За вас, Чухланцев и Тертышник,
И ты, бурлящий Мясников!

…Но кто, достойнейший вниманья,
Мной не помянут до сих пор?
Привет тебе, Астафьев Саня,
Неистребимый репортёр.

Тебе почёт, Володя Клюжев,
Швырявший в Гитлера «Запал».
Не раз жилось фашистам хуже,
Когда ты в них перо вгонял.

А ты, с блистательной сноровкой,
Творящий старой «лейкой» класс,
Солдат в боях ты прославляешь,
Громоподобный Николас!

Вас, кто трудился хорошенько
Весь год, не покладая рук, -
Тебя, Маруся Гончаренко
И прочих боевых подруг!

Но шутке час, а делу время.
Собравшись здесь накоротке,
Мы в этот миг с бойцами всеми
Стоим, оружье сжав в руке.

И нынче, бросив пятисотый
Свистящий, яростный снаряд,
С врагом свести клянёмся счёты,
В боях за гордый Сталинград.

Боец, когда под Сталинградом
За Родину идёшь ты в бой,
С тобой на штурм шагает рядом
Наш славный «Натиск Боевой».

После окончания жесточайших сталинградских боёв коллектив редакции газеты тепло прощался с любимым редактором подполковником П.П. Яхлаковым – его перевели в военный отдел центральной газеты «Правда».

Август 1943 г. 6-ая гвардейская армия.
После Курской битвы, когда приезжал бывший редактор П. Яхлаков.
На снимке (слева направо): внизу – Л. Кацнельсон, И. Давыдов, А. Астафьев, А. Полторацкий; вверху – И. Перегуда, Б. Мясников, П. Яхлаков, Н. Фиников, Г. Тертышник.
(Кто был в это время в редакции «Боевого натиска»).

К нам назначили нового редактора - майора В.А. Бобылёва.

А уже летом во время курско-прохоровских боевых действий в армию и в нашу редакцию приехал заместитель начальника военного отдела газеты «Правда» гвардии подполковник П.П. Яхлаков. На одной из фотографий запечатлена встреча двух редакторов «Боевого натиска».

В своей книге «Служим Отчизне» командующий армией генерал-полковник, Герой Советского Союза, И.М. Чистяков тепло отзывается о роли газеты и её журналистах: «Огромную помощь политработникам и командирам оказывала армейская газета „Боевой натиск“. Газетчики, как говорится, в любую щель пролезали во время боя, всё замечали. Воины армии - солдаты, сержанты, офицеры и генералы любили свою газету, всегда ждали её с нетерпением. Из газеты они узнавали о героических подвигах товарищей, о событиях на своём участке, о положении на фронтах. На страницах газеты они делились опытом борьбы с врагом. Газета на фронте была верным учителем и помощником советских воинов».

После прохоровских сражений в пути на другую боевую позицию у Богодухова - август 1943 г. редакционный автомобиль попал под обстрел фашистского аса на втором его заходе - на первом заходе мы успели выскочить и залечь в боковом кювете. Вот что осталось от моей «лайбы».
Н. Фиников.

Успешное завершение боевых действий в летний период 1943 года в районах Прохоровки, Белгорода, Харькова получило высокую оценку в многотомном труде «История Великой Отечественной войны Советского Союза 1941 - 1945 гг.»: «В этих боях лучшим соединениям немецко-фашистской армии противостояла одна из наиболее опытных советских армий - 6-я гвардейская, бывшая 21-я армия».

Пятьдесят дней продолжалась Курская битва - одна из величайших битв Второй мировой войны.

Немецкая армия потерпела поражение, от которого уже не могла оправиться до самого конца войны. Историческая победа под Курском продемонстрировала возросшее могущество Советского государства и его Вооружённых Сил. Её ковали на фронте и в тылу все советские люди.

Дальнейший путь редакции «Боевого натиска» вместе с армией лежал в направлении Невеля, Полоцка и Даугавпилса.

22 апреля 1943 года за героические подвиги и отличные боевые действия по окружению и разгрому немецко-фашистских войск под Сталинградом Указом Президиума Верховного Совета СССР 21-я армия была преобразована в 6-ю гвардейскую армию.

С этого времени на лицевой стороне газеты «Боевой натиск» впереди названия появляется гвардейский знак, а на правой стороне гимнастёрок военных журналистов газеты крепко прикручивается красивый металлический знак «Гвардия».
Удостоверение гвардейца на имя гвардии капитана Н. Финикова у меня хранится до сих пор.

Но ещё в конце 1942-го и в начале 1943-го года восемь соединений нашей 21-й армии получили звание гвардейских.

«Кто сказал, что надо бросить песни на войне?»

Эту часть я хочу начать с воспоминаний гвардии майора Г.Н. Ковтунова, начальника штаба 138-го гвардейского артиллерийского полка, о событиях в районе сёл Черкасское и Коровино в начале июля сорок третьего года.

«Шли тяжелейшие бои с гитлеровскими танковыми частями. В особенно трудном положении оказалась вторая батарея, которой командовал гвардии капитан Г.М. Васильев. У нас о них не было никаких сведений. Где-то около полуночи в штабную землянку привели двух красноармейцев. Окровавленные повязки, чёрные от копоти лица, изорванные в клочья гимнастёрки и брюки, какой-то предмет, отдалённо напоминающий чемодан, в руках.

Кто такие?

Мы из второй, - глухо ответил один из бойцов и, пошатнувшись, ухватился за косяк двери.
Все, кто в этот момент находились в землянке, разом повернулись к ним.

Медиков сюда! Пулей! И быстренько сообразить чего-нибудь горячего…

А я никак не мог оторвать взгляда от того чемодана, который остался стоять у двери. Я сразу узнал: не чемодан это, а футляр от баяна Васильева, с которым тот никогда не расставался… И горькое предчувствие охватило душу, вытесняя ещё теплившуюся надежду.

На дне футляра баяна была записка: «Я хорошо знаю, что на жизнь почти не остаётся шансов. Жаль, конечно, но страха нет. Клянусь, что буду биться с врагом до последней капли крови и не сделаю ни шага назад. Васильев».

Начальник политотдела 67-й гвардейской стрелковой дивизии гвардии полковник Михаил Максимович Бронников сказал, чтобы баян командира батареи непременно сохранили, а после войны отдадим его в музей.

В некоторых заметках газеты «Боевой натиск» упоминались и бойцы нашей дивизии. Рассказывалось, например, о комсомольце гвардии сержанте В.С. Рублевском. Его старший брат пал смертью храбрых при защите Брестской крепости ещё в сорок первом. Владимир занял его место в боевом строю. Он участвовал в боях под Сталинградом. На Курской дуге уже возглавлял пулемётное отделение. У села Черкасское в течение одного только дня он принял участие в отражении десяти вражеских атак.

Была в газете заметка и о нашем орудийном расчёте, которым командовал гвардии старший сержант Каурбек Темирбулатович Тогузов. В течение двух первых дней боёв с гитлеровцами на Курской дуге орудие подбило два «тигра» и пять «фердинандов» и «пантер».

В заключение приведу высказывание знаменитого советского писателя и драматурга, военного журналиста Константина Симонова:

«Мы (корреспонденты) можем записать в блокнот два-три слова и потом развернуть из этого картину. Они (фотокорреспонденты) не могут снять потом. Они могут снять только в этот момент. Тот танк, который идёт на них, и ту атаку, которую они видят, и то бедствие, которому они стали свидетелями. То, что осталось на плёнке, это и есть их память о войне, и в тоже время это уже не их память. Это стало памятью человечества».

Недавно знакомые моего папы принесли мне вырезку из газеты «Волжская коммуна» за 9 мая 1992 года (страница 2), о существовании которой я не знал.

С сентября 1944 года Н. Финикова перевели военным фотокорреспондентом в главную газету страны - «Правду» - и его закрепили за 3-м Белорусским фронтом, который в этот период имел задачу ускорить наступление наших войск в район Восточной Пруссии и тем самым задержать существенные силы гитлеровской армии, чтобы их не могли привлечь для обороны Берлина.

В этот период командующим 3-м Белорусским фронтом был самый молодой из выдающихся советских командующих фронтов генерал армии Иван Данилович Черняховский. Ему было 36 лет. Несмотря на свою молодость, он прошёл войну с первых её дней, будучи на разных должностях при обороне советских западных границ и древнего Новгорода, в наступлении на Курской дуге и при форсировании Днепра.

В разгар сражений за Восточную Пруссию Советская Армия 18 февраля 1945 года потеряла командующего 3-м Белорусским фронтом. Он был сражён осколком тяжёлого снаряда, поразившим сердце.

В командование 3-м Белорусским фронтом был назначен Маршал Советского Союза А.М. Василевский.

10 апреля штурмом был взят главный город-крепость и важный порт Восточной Пруссии - Кёнигсберг.

Впереди был Берлин

Этот период боевых действий советских войск запечатлён в фотографиях гвардии капитана Н. Финикова, которые печатались в газетах «Правда», «Красная звезда», а в дальнейшем использованы в журналах, энциклопедиях, книгах («Штурм Кёнигсберга»).

Военный Совет 3-го Белорусского фронта наградил в апреле 1945 года гвардии капитана Н. Финикова орденом Отечественной войны II степени.

5 мая 1945 года в день советской печати первый комендант Берлина, гвардии генерал-полковник, Герой Советского Союза, Н.Э. Берзарин собрал на площади перед разрушенным рейхстагом большую группу военных корреспондентов, кинооператоров с разных фронтов. В этой встрече принимали участие куйбышевцы Н. Фиников и кинооператор-документалист Н. Киселёв. Фотографии с этой встречи в разных вариантах состава группы сохранились у меня до сих пор.

Вот некоторые из них:

Последние репортажи войны

Сейчас я расскажу о судьбе последних военных репортажей двух военных корреспондентов газеты «Правда», которые в ночь с 8 на 9 мая получили срочное задание редакции газеты.

Столица Чехословакии, Прага, была ещё под немецкими фашистами. Активные пражане подняли восстание против них и просили Советскую Армию помочь им в освобождении города. Известный советский писатель Борис Николаевич Полевой, будучи военным корреспондентом в звании подполковника, получает в Берлине разрешение у командующего 1-м Украинским фронтом, маршала Советского Союза Конева Ивана Степановича самолётом попасть срочно в Прагу. В 7 часов утра 9 мая 1945 года этот самолёт садится на поле одного из городских стадионов в Праге. Следующим самолётом сюда прилетает Н. Фиников.

На этом снимке видно встречу второго самолёта пражанами:

А на этом снимке население Праги приветствует советских танкистов-освободителей на Карловом мосту:

Самарский фотожурналист, получивший первые навыки и уроки пользования фотоаппаратурой в Самарской студии кинохроники в конце двадцатых годов прошлого века, за одну ночь побывал в столицах двух европейских государств: поверженной Германии и освобождённой Чехословакии. Первая и единственная фотография из освобождённой Праги, напечатанная в газете «Правда», принадлежит гвардии капитану Н. Финикову (14 мая 1945 года).

Борис Полевой свою статью о событиях в Праге озаглавил «Последний военный репортаж».

В июне 1945 года самарский фотожурналист, гвардии капитан Н. Фиников награждён Указом Президиума Верховного Совета СССР медалями «За взятие Кёнигсберга», «За взятие Берлина», «За освобождение Праги».

Ещё об одном эпизоде ближнего послевоенного времени. 17 мая 1945 года маршал Советского Союза И.С. Конев в западно-германском курортном городе Бад-Вильдунген встречался с командующим американской группой войск генералом О. Брэдли. От имени советского правительства маршал вручил американскому генералу нашу высшую военную награду - орден Суворова первой степени.

Десятки советских и американских фоторепортёров и кинооператоров снимали эту сцену. От газеты «Правда» на этой встрече присутствуют военные корреспонденты Б. Полевой и Н. Фиников, материалы которых - статья и фотография - размещены на второй странице газеты за 21 мая 1945 года.

Этот визит маршала Конева к американскому генералу Брэдли был ответным. А поводом для этих встреч было то, что в конце апреля у немецкого городка Торгау свершилось одно из знаменательных событий войны. Войска 1-го Украинского фронта, с боем прорвавшись к Эльбе, впервые встретились с частями 12-й группы армий союзников. Вскоре после этого маршала Конева посетил американский генерал Брэдли и от имени правительства Соединённых Штатов Америки вручил ему высший американский военный орден. В те майские дни этот визит был яркой демонстрацией дружбы, скреплённой совместно пролитой в этой войне кровью.

Вот несколько фотографий с той памятной встречи:

Ещё двадцать пять дней войны…

Но на этом не закончилось участие Н. Финикова во Второй мировой войне.

К 1418 дням Великой Отечественной войны ещё добавились 25 боевых дней на Дальнем Востоке, с 9 августа по 2 сентября, единственного самарского фотожурналиста, участвовавшего в войне с милитаристской Японией. Здесь было участие в первых штурмовых десантных группах по освобождению столицы северной Кореи - Пхеньяна и города русской славы - Порт-Артура. Заключительный аккорд этой войны - фото «И на Тихом океане свой закончили поход!», которое опубликовано в «Красноармейской иллюстрированной газете» в сентябре 1945 года.
Это фото я помню буквально с той поры.

На скалистом берегу моря у Порт-Артура расположились на отдых бойцы из подразделения гвардии капитана Григория Антоновича Александрова. Сорок лет назад здесь же, в Порт-Артуре, геройски дрался с японцами его отец, крестьянин Тверской губернии, Антон Александров.

А это - уникальная фотография, на которой венок от бойцов Красной Армии в пути для возложения к памятнику русским воинам, погибшим в войне с Японией в 1904 году, на русском военном кладбище в Порт-Артуре.

Подготовила Вероника Севостьянова

]
Памятник погибшим журналистам


На фронтах Великой Отечественной войны погибло 1500 представителей нашего цеха. Среди них Герои Советского Союза - Муса Джалиль, известный поэт, журналист, перед войной работавший в Москве, сотрудник армейской газеты «Отвага», казненный в Моабитской фашистской тюрьме в марте 1944 года.
Цезарь Куников, московский журналист (командир отряда десантников, погиб в бою за Новороссийск в феврале 1943 года). Петр Назаренко, корреспондент газеты «Красная звезда», впоследствии начальник артиллерии дивизии, погиб в апреле 1944 года на правом берегу Днестра. И многие, многие другие...

Советская пресса была тем инструментом, который убеждал, мобилизовывал людей на подвиг, на самопожертвование, на преодоление трудностей. На службу Родине были поставлены лучшие журналистские и писательские силы, они талантливо, горячо и искренне писали о подвигах и геройстве солдат, о трудностях и мужестве людей, об их стойкости и любви к Родине. И сами журналисты часто рисковали жизнь, особенно фотокорреспонденты и кинооператоры, чтобы выполнить задание редакции, случалось, что и погибали.

Писатели М.Шолохов, А.Фадеев, Е.Петров в гостях у командующего Западным фронтом генерал-лейтенанта И.С.Конева (крайний слева).

Все СМИ во время Великой Отечественной войны работали в особом режиме. Важнейшую роль играло проводное радио. Оно передало правительственное заявление о вероломном нападении Германии на СССР в 12 часов 22 июня. И уже через 45 минут передало первые военные “Последние известия”. 24 июня было создано “Совинформбюро”, важнейшей задаче которого являлось изложение сводок о военных действиях и фронтовых сообщений. С этого времени и до окончания войны каждый день миллионов людей начинался и заканчивался сообщениями “Совинформбюро”. Тогда вся страна знала имя главного диктора, читавшего эти сводки, Юрия Левитана. Всего в годы войны прозвучало более двух тысяч ежедневных сводок и 122 сообщения “В последний час”. Перестраивалась на военный лад и работа всех СМИ. В газетах и на Всесоюзном радио появились военные отделы. Их главная задача была показать коварные замыслы врага, раскрывать его захватнические планы по отношению к народам СССР, а также разъяснять населению и воинам, что война для нашего народа является справедливой, ибо призвана защищать Отечество от вероломных захватчиков.

Фронтовой оператор Н.Киселёв.

Была перестроена структура СМИ. Сократилось вдвое число центральных газет (до 18), уменьшились их тиражи. Перестали выходить многие специализированные, отраслевые, а также комсомольские издания. Сократилась и местная пресса. Но вместо этого была создана сеть новых изданий, прежде всего фронтовых газет. Это были газеты военных подразделений всех уровней – армейские, бригадные, стрелковые, танковые, общевойсковых соединений, войск противовоздушной обороны. Всего было создано к концу 1942 г. около 700 таких газет. Для работы в них проводились специальные мобилизации журналистов в соответствиями с директивами партийных органов. В армии и на флоте выходило 5 центральных газет. Главная из них – “Красная звезда”. В ней с началом войны начали печататься известные пистели А.Сурков, В.Гроссман, К.Симонов, А.Толстой, И.Эренбург и другие. 1200 номеров этой газеты военной поры - это героическая летопись нарастающей мощи армии и военного искусства ее военачальников. Центральным органом на флоте была газета “Красный флот”, а в конце 1941 г. стала издаваться специальная газета для личного состава военно-воздушных сил “Сталинский сокол”. Затем “Красный сокол” – для личного состава авиации дальнего действия. Выходили и журналы (20) для армии и флота, политического и литературно-художественного направления.

Важную роль играли и тыловые газеты, которые писали о положении на фронте, о героизме бойцов, но главное – призывали оставшихся в тылу делать все возможное и невозможное для того, чтобы обеспечивать их всем необходимым. “Все для фронта, все для победы!” – этот лозунг определял главный смысл публикаций этих изданий. Кроме фронтовых газет были еще подпольные (около 200 в 1944 г.) и партизанские издания, выходившие на оккупированной территории. Их задача – борьба с врагом в его тылу.

Часть советской киногруппы перед подписанием капитуляции в Берлине (8 мая 1945 г.,)

Публицистика времен войны весьма разнообразна. Она не знала себе равных в мировой истории и рождалась из сплава таланта журналистов, их личной убежденности в необходимости борьбы за свободу Родины и их связи с реальной жизнью. В газетах этого времени публиковалось немало писем рабочих, бойцов армии, тружеников тыла, это создавало у людей ощущение единения народа перед лицом общего врага. С первых же дней войны выдающиеся писатели-публицисты М.Шолохов, А.Толстой, Н.Тихонов, К.Симонов, Б.Горбатов, Л.Леонов, М.Шагинян и другие начали писать о войне для газет. Они создали сильные произведения, убеждавшие людей в грядущей победе, рождавшие в них патриотические порывы, поддерживавшие веру и уверенность в несокрушимость нашей армии. В первые годы войны эти произведения звали людей на защиту отечества, на преодоление препятствий и лишений, на борьбу с врагом. Произведения этих авторов публиковались во многих фронтовых газетах. Важную роль играли и корреспонденции военных корреспондентов.

Одним из наиболее известных был К.Симонов. Он прошел тысячи километров по военным дорогам, и свои впечатления описал в многочисленных очерках, рассказах, повестях, стихах. Его сурово-сдержанная манера письма нравилась читателям, вызывала доверие, вселяла веру и надежду. Его очерки звучали и по радио, распространялись по каналам Совинформбюро. Его знаменитые стихи “Жди меня” стали своеобразным заклинанием большинства людей накануне войны.

Поэт Евгений Долматовский в Берлине, 1945 г
Публицистика использовала и сатирические жанры. Памфлеты, карикатуры, фельетоны широко использовались в газетах и журналах. Выходили специализированные сатирические издания “Фронтовой юмор”, “Сквозняк” и другие. Важнейшее место в журналистике военных лет заняла фотопублицистика. Фотокорреспонденты запечатлели, донесли до современников и сохранили для потомков героику и будни того времени. С 1941 г. выходил специальный журнал “Фронтовая фотоиллюстрация” и “Фотогазета”.

Евгений Халдей возле Германа Геринга на Нюрнбергском процессе

На Нюрнбергском процессе одними из вещественных доказательств были фотографии Евгения Халдея, Давидзона и многих-многих советских фотографов, которые зафиксировали следы нацистских преступлений.

Поэтому неоценим подвиг журналистов, воевавших пером и фотоаппаратом и также внесшим свой вклад в нашу Победу!

"корреспондент, едва только показывал свою книжечку, уже был принимаем как важный начальник, как имеющий право давать установки. Он мог добыть сведения верные, а мог и неверные, мог сообщить их в газету вовремя или с опозданием, -- карьера его зависела не от этого, а от правильного мировоззрения. Имея же правильное мировоззрение, корреспондент не имел большой нужды и лезть на такой плацдарм или в такое пекло: свою корреспонденцию он мог написать и в тылу ".

А.С.Солженицин "В круге первом"

Пост посвящаю подвигу Л.И.Лагашиной! Героически

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

На тему: Великая Отечественная война глазами военных корреспондентов

Дисциплина: История отечественной журналистики

Введение

Симонов Константин Михайлович (1915 - 1979)

Катаев Валентин Петрович (1897 - 1986)

Шолохов Михаил Александрович (1905 - 1984)

Фадеев Александр Александрович (1901 - 1956)

Список используемой литературы

Введение

Заслуги военных корреспондентов перед страной во время Великой Отечественной войны были очень велики. Очень большое значение имело слово во время войны. Печатные издания несли в себе определенную идеологию, они были способны поднимать боевой дух солдат. Также в функции печатных изданий входили передача опыта, видов обороны и прочей информации, необходимой для того, чтобы у советской армии дела шли успешно. И это всё достигалось, благодаря труду военных корреспондентов - К. Симонова, В. Катаева и других. Каждый из них видел войну по - своему, и отображал свое мнение о войне в газете, с которой сотрудничал.

Симонов Константин Михайлович (1915 - 1979)

В первые годы войны Константин Михайлович Симонов казался непоколебимым. В осаждённой Одессе он написал стихотворение "Если бог нас своим могуществом". На момент написания стихотворения поэт находился в двух шагах от смерти. Но, тем не менее, собственная жажда жизни помогла ему выстоять. симонов катаев шолохов фадеев

С самого начала Великой Отечественной войны Константин Симонов находился в действующей армии. Во время Великой Отечественной войны он был собственным корреспондентом газет "Боевое знамя", "Правда", "Комсомольская правда", и т.д. Также он был специальным корреспондентом главного военного периодического издания страны - газета "Красная Звезда" - и все четыре года провел на передовой. Константин Михайлович Симонов побывал на всех фронтах в качестве военного корреспондента: был в Румынии, Польше, присутствовал на последних боях за Берлин. До самой победы Симонов регулярно отсылал свои материалы из многих горячих точек, в которых ему пришлось побывать. Он был бесстрашен и о его бесстрашии слагались легенды. Писал о мужестве и стойкости Красной Армии, о жгучей ненависти к фашизму, о солдатской дружбе, верности и любви. И уже к декабрю 1941 года он стал известным во всех боевых частях публицистом. Задачей Симонова как военного корреспондента было показать дух Армии. Поэтому его произведения строятся на детальном описании того, что приходилось переживать и солдатам, и офицерам на фронтовых дорогах.

Катаев Валентин Петрович (1897 - 1986)

В годы Великой Отечественной войны военный корреспондент Катаев работал в газетах "Красная звезда" и "Правда". Также во время войны Катаев писал фельетоны, очерки, рассказы ("Третий танк", "Флаг", пьесы "Отчий дом", "Синий платочек"). Огромную популярность принесла писателю повесть "Сын полка". В ней Валентин Петрович отразил все свои впечатления того времени. Катаев не пишет о боях, о сражениях, а спокойно рассказывает о том, как тяжело было бойцам на фронте, показывает суровые будни войны, а также затрагивает тему детей на войне. Военный корреспондент Катаев видит войну во всей её неприглядности, показывает тяжёлые и суровые военные будни, передаёт всю боль и горечь от гибели человека, но, в то же время, он пишет о войне спокойно и сдержанно, почти не проявляя ярких эмоций.

Шолохов Михаил Александрович (1905 - 1984)

Во времена Великой Отечественной войны Михаил Александрович был военным корреспондентом газет "Красная Звезда" и "Правда". Он часто выезжал на фронт. Очерки Шолохова "На Дону", "На Смоленском направлении" имели большую популярность и публиковались в разных изданиях. 22 июня 1942 года газета "Правда" печатает очерк "Наука ненависти". Это рассказ о фашистах, о лагерях смерти и о жестоких порядках в этих лагерях.

Также во время войны Шолохов начал публиковать главы из своего нового романа "Они сражались за Родину". Главы публиковались с 1943 по 1944 год в газетах "Правда" и "Красная Звезда".

Военный корреспондент Шолохов вёл фронтовые записки. Прочитав их, можно понять, как писатель видел войну. Вот строки из них:

1. " Сейчас такая обстановка, что ходишь, как призрак - не то жив, не то мертвый. Был ужасный день и ночь наступает. Скоро упаду и не встану от усталости без сна. Мне так сейчас тяжело, что для меня все равно, - жить или умереть " . (Из письма бойца 4.2.45. под Кенигсбергом).

2. В Калужскую обл.: " Какие идут сейчас жестокие бои под этим проклятым Кенигсбергом и до чего сейчас трудно не спавши, в походе, мокрые и при том под пулями и снарядами. Эх, Маруся, не знаю переживу или нет этот трудный суровый период жестоких боев " .

3. " …Миномет произвел 7725 выстрелов. Разрыв дульной части ствола, поврежден вертлюг и контргайка двуноги лафета, отбит кронштейн прицела и разбит прицел МП-41. Мина вылетела из ствола и упала в районе н/й (нейтральной - авт.). Миномет вел методический огонь (через 50 секунд выстрел), поддерживая нашу силовую разведку. Предположительно: разрыв произошел вследствие усталости металла… " .

4. " Кр-ц (красноармеец - авт.) одной в/ч говорит: " Люди устали. Война мне страшно надоела, а конца ее не видно. Приходится не только воевать, но и много работать, а сил уже нет " .

О воинах-фронтовиках писатель говорил так: " Это они грудью прижимались к дулам немецких пулемётов, спасая товарищей по оружию от губительного вражеского огня, это они шли на таран в воздухе, прикрывая от бандитских налётов родные города и сёла, это они тонули в солёной воде всех морей и океанов, омывающих нашу Родину, и, в конце концов, спасли человечество от фашистской чумы, распростёршей над миром чёрные крылья". Солдату ничто человеческое не чуждо - таким был взгляд Шолохова на человека на войне. Поэтому и герои таких произведений Шолохова, как "Они сражались за Родину", представлены персонажами, совершающими подвиги и даже не догадывающимся об этом: просто этого требовал их долг, они делали всё, что могли сделать. И поэтому предстают перед читателями прекрасными, отважными и смелыми людьми.

Фадеев Александр Александрович (1901 - 1956)

Александр Александрович Фадеев был военным корреспондентом Совинформбюро и газеты "Правда". По заданию редакции он часто выезжал на фронт. Его статьи и очерки о зверствах немецко-фашистских захватчиков, о подвигах советских воинов и партизан, читала вся страна. В годы Великой Отечественной войны основной темой в творчестве Фадеева стала тема защиты социалистической Родины от немецко-фашистской агрессии.

Александр Александрович Фадеев хотел видеть настоящую войну и находился на передовых рубежах общенародной схватки с фашизмом. Борис Полевой рассказывал о работе Фадеева: "Когда-то он в числе делегатов партийного съезда с винтовкой и парой гранат в руках бежал по ровному, отполированному метелями льду Финского залива на неприступные форты мятежного Кронштадта. И теперь он заявил, что хочет видеть подлинную войну, даже если не даст в корреспонденцию ни одной строки".

В 1942 и 1943 годах журналист прилетал в осаждённый Ленинград. Он написал очерки о защитниках города, о его героях, которые не сдали родной город врагу, а стояли на его защите. Эти очерки были напечатаны в центральных газетах и журналах, а в 1944 году вышли отдельной книгой, которая называлась "Ленинград в дни блокады".

В очерках основной темой была тема трудового подвига людей. В них рассказывалось о водолазах ЭПРОНа, обслуживающих ледовую трассу, о рабочих Кировского завода, которые жили и работали под артиллерийскими обстрелами... Писатель рассказал о людях, которые извлекали раненых и контуженых людей из-под обломков и завалов, которые с опасностью для своей жизни тушили зажигательные бомбы и т.д.

В этих людях писатель видит и раскрывает черты нового человека, с особенной силой проявившиеся в трудные годы войны.

Список используемой литературы

"АЛЕКСАНДР ФАДЕЕВ в портретах, иллюстрациях, документах:

Текст к разделу "Война священная"" [Электронный ресурс]. // "Сайт - Молодая Гвардия-". URL: http://www.molodguard.ru/gallery119text.htm (Дата обращения 2.04.2014)

Берман Д.А., Толочинская Б. К.М. Симонов. Библиографический указатель. М. Книга 1985г.

Вишневская Инна. Константин Симонов: очерк творчества.

Советский писатель, 1966

Воронов В.А. Юность Шолохова: Страницы биографии писателя. -- Ростов н/Д: Кн. изд-во, 1985

Жбанников А.С. Михаил Шолохов -- больше, чем писатель. -- Ростов-на-Дону, 2006.

Л. Лазарев. Военная проза Константина Симонова. 1974

Лукин Ю.Б. Михаил Шолохов (1952, 2-е изд., 1962).

Луценко Ф. Творчество Валентина Катаева. -- Воронеж, 1959.

Скорино Л.И. Писатель и его время. Жизнь и творчество В.П. Катаева. -- М., 1965.

Шошин В.А. Катаев Валентин Петрович // Русские писатели, XX век.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    История книжной культуры военного времени. Печатные средства массовой информации во время Великой Отечественной войны. Книгоиздание, публицистика времен войны, статьи военных корреспондентов, их роль и место в истории Великой Отечественной войны.

    реферат , добавлен 19.12.2010

    Оценка деятельности американских журналистов, освещающих вьетнамскую войну. Организация репортерами ежедневных пресс-конференций, брифингов, подготовка пресс-релизов и интервью с представителями командования. Участие корреспондентов в военных операциях.

    контрольная работа , добавлен 14.12.2014

    Ознакомление с историей становления военной журналистики в России. Проведение сопоставительного анализа личностей военных корреспондентов различных войн и выявление тенденции того времени. Рассмотрение ситуации с журналистикой в современном мире.

    реферат , добавлен 04.01.2016

    Разница между первой и второй Чеченскими кампаниями для российских СМИ. Инфо-война, начавшаяся одновременно с началом традиционных военных действий. Хитрости для ведения новой войны. Политика РФ в отношении информации, предоставляемой боевиками.

    статья , добавлен 28.04.2015

    Методы и приемы освещения военных и этнополитических конфликтов в средствах массовой информации. Основные отличия информационной войны от обыкновенной. Политическая направленность и отдельные подходы освещения Первой чеченской войны в российских СМИ.

    дипломная работа , добавлен 14.06.2017

    Стилистические признаки произведений. Публицистика и ее суть. Константин Симонов и Илья Эренбург – фронтовые публицисты. Душевная сила и красота, самоотверженность и мужество симоновских публицистических героев. Популярность военных статей Эренбурга.

    реферат , добавлен 10.06.2013

    Журналисты военной поры и формирование чувства патриотизма посредством журналистского слова. Судьба И. Эренбурга в период Великой Отечественной войны. Проблематика очерков о зверстве фашистов на оккупированной территории, примеры героизма советских людей.

    курсовая работа , добавлен 09.09.2014

    История советской журналистики в предвоенные годы. Определение роли журналистов на войне. Выявление методов изучения публицистики. Рассмотрение работы советских журналистов на идеологическом фронте. Развитие данного творчества в послевоенное время.

    курсовая работа , добавлен 18.12.2014

    Общественная и литературная деятельность Короленко. Статьи и речи о "Мултанском деле". Письма Короленко В.Г. Луначарскому. Реалии нового времени. Журналистская деятельность Короленко, связанная с журналом "Русское богатство". Очерки Короленко об Америке.

    реферат , добавлен 25.09.2012

    Этапы и основные периоды развития военно-исторического движения. Организация PR-кампании в деятельности военно-исторических клубов; использование музейной работы по продвижению проекта клуба "Нарвские ворота" по реконструкции Отечественной войны 1812 г.

Загрузка...