docgid.ru

Князь ярополк. Правление ярополка. Сын Ярополка Святославича

Ярополк Святославич - правитель Древнерусского государства. Старший сын великого киевского князя Святослава. Правил в Киеве в 972 - 978 гг. Был убит в междоусобной войне своим младшим братом .

Ярополк Святославич - биография (жизнеописание)

Ярополк Святославич - правитель Древнерусского государства. Принял власть в Киевской Руси после смерти от рук печенегов во время балканской кампании своего отца, князя в 972 г. В ходе междоусобной войны сыновей Святослава в 975-978 гг. Ярополк способствовал гибели своего брата Олега Древлянского, а затем сам был убит по приказу младшего брата . В период его правления упрочились международные связи Руси, он был активным проводником христианства. Ярополка часто называют предтечей святого Владимира, крестившего Русь в 988 г. Хотя, согласно летописям, Ярополк княжил на Руси всего 8 лет, многие стороны его жизни и деятельности во главе государства вызывают немалые споры исследователей.

Между ними любовь, а на Руси тишина

Дата рождения Ярополка не указана в источниках, однако ясно, что взошел он на престол, а потом и погиб, в молодом возрасте. Первое упоминание Ярополка в Повести временных лет приурочено к 968 г., когда печенеги осадили Киев. Летописец сообщил, что княгиня укрылась со своими внуками - Ярополком, Олегом и Владимиром, ожидая возвращения с Дуная Святослава.

Уже после смерти Ольги Святослав в 970 г. вновь собрался на Дунай и «посадил» своих сыновей в главных центрах Руси - Олега у древлян, Владимира в , а в стольном Киеве старшего сына - Ярополка. После смерти Святослава в 972 г. власть над Киевом уже не только де-факто, но и официально перешла к Ярополку. Если верить известиям Иокимовской летописи, то в первое время между братьями «была любовь», а в Руси - «тишина».

Лютова охота и «случайная» смерть Олега Древлянского

В 975 г. некий Лют, сын всесильного Свенельда, бывшего воеводой еще при и Святославе, в пылу охоты оказался в Древлянской земле. На свою беду он попался на глаза древлянскому князю Олегу. Тот не потерпел, чтобы кто-то охотился в его угодьях, и приказал убить Люта. После этого Свенельд, стремясь отомстить за убитого сына, стал натравливать Ярополка на Олега и уговаривал захватить «волость его».

Видимо, уговоры подействовали, поскольку в 977 г., согласно летописям, Ярополк совершил поход в землю древлян и в битве с войском Олега одержал победу. Во время бегства воинства Олега в Овруч - столицу древлян, из-за возникшей давки его случайно столкнули в городской ров, и он погиб под тяжестью падающих сверху людей и лошадей. Летописец красочно описывает горе Ярополка, оплакивавшего смерть брата, но сообщает, что Ярополк, погоревав, утвердил свою власть в Древлянской земле.

Узнав о смерти Олега Древлянского, Владимир испугался, покинул Новгород и «бежал за море». А Ярополк назначил своих ставленников посадниками в Новгороде и уже один владел всей Русской землей.

Интриги Блуда и гибель Ярополка

Согласно летописному рассказу в 980 г. Владимир вернулся с варяжской дружиной в Новгород, прогнал людей Ярополка, а ему самому послал предупреждение, что пойдет на него походом. Повесть временных лет рассказывает, что Ярополк «затворился» в Киеве, ожидая нападения Владимира. Но новгородский князь вступил в сговор с воеводой Блудом, имевшим на Ярополка огромное влияние. Понимая, что Ярополк в Киеве пользуется любовью горожан и здесь его будет сложно устранить, Блуд выманил киевского князя из города, сообщив ему о якобы готовящейся киевлянами измене.

Ярополк с войском «затворился» в небольшом городе Родне неподалеку от Киева, а Владимир овладел Киевом и в свою очередь осадил Ярополка уже в Родне. И вновь начались козни коварного Блуда. Он уговорил Ярополка пойти лично к Владимиру и попросить мира. Как только киевский князь вошел в резиденцию Владимира, двое варягов закололи его.

Любопытно, что в целом ряде летописей - Никоновской, Иоакимовской и др., подчеркивались смелость и полководческий талант Ярополка. Узнав о возвращении на Русь Владимира, киевский князь вознамерился собрать большое войско и самому выступить навстречу Владимиру. И только увещевания предателя Блуда помешали Ярополку проявить инициативу. Изменник его уверял, что не пойдет Владимир против старшего брата, как синица не может напасть на орла. «Не утруждай воинства своего», - советовал Блуд.

О том, что исход схватки между братьями решили не боевые действия, а предательство, свидетельствует Иоакимовская летопись. Согласно ее сведениям, войска Владимира победили полки Ярополковы в битве на реке Дручи, недалеко от , но победили не силою и храбростью, а предательством воевод Ярополка.

Убив Ярополка, князь Владимир стал жить «в прелюбодействе» с женой своего покойного брата - некоей гречанкой. По летописи известно, что перед браком с Ярополком она была монахиней. Ее привел Святослав и выдал за Ярополка из-за «красоты лица ее». Летописец свидетельствует, что в момент гибели Ярополка, прекрасная гречанка была уже от него беременна. Родившегося ребенка назвали Святополком. Впоследствии Святополк печально и совершенно несправедливо войдет в русскую историю как Окаянный - убийца своих братьев Бориса и Глеба. Владимир хоть и относился к нему как к своему сыну, тем не менее, не любил его. Как пишет летописец, по причине, что он был «от двух отцов - от Ярополка и от Владимира».

Случай с прекрасной гречанкой был не первый случай «дележа» женщин между братьями. Еще до похода на Киев Владимир послал сватов к полоцкому князю Рогволоду, он хотел жениться на его дочери Рогнеде. Последняя сказала отцу, что хочет выйти за Ярополка. Рогнеду уже собирались вести в Киев к Ярополку, когда Владимир совершил поход на Полоцк. Владимир убил Рогволода, братьев Рогнеды и взял силой в жены.

Летописи относят смерть Ярополка и вокняжение Владимира в Киеве к 980 г. Однако в сочинении XI в. - «Памяти и похвале» князю Владимиру эти события датируются 11 июня 978 г. А. А. Шахматов возводил эту дату к реконструируемому им Древнейшему летописному своду и считал, что она была утрачена и потому не появилась в дошедших до нас русских летописях. В настоящее время большинство исследователей склоняются именно к дате 978 г., как времени гибели Ярополка.

Братняя война на Руси и международный фактор

Исследователи уже давно пришли к выводу, что описанный случай на охоте, был выдуман летописцем, чтобы объяснить случайную смерть Олега в ходе похода на него Ярополка. Как пишет А. В. Назаренко, Ярополк был зачинателем братоубийства, хотя летописец старается смягчить его вину, делая упор на подстрекательства Свенельда. В любом случае, даже если имело место убийство Люта, оно послужило поводом для развязывания Ярополком борьбы за единовластие на Руси.

Раздел Руси в 970 г. между Святославичами закрепился через два года после внезапно смерти Святослава. Многие известные исследователи, как дореволюционные, так и современные - , А. Е. Пресняков, А. В. Назаренко, считали, что никакой существенной политической зависимости младших сыновей Святослава - Олега Древлянского и Владимира Новгородского - от своего старшего брата Ярополка Киевского не было. Сидящий в стольном Киеве Ярополк решил стать единоличным правителем Руси.

В борьбу братьев вмешался и международный фактор. В Никоновской и др. летописях сообщается о дипломатической активности Руси во времена Ярополка, сообщается о том, что приходили к нему послы от византийского императора и римского папы. Согласно известиям саксонского анналиста XI в. Ламперта Херсфельдского, на имперском съезде в Кведлинбурге (Германия) на Пасху 973 г. присутствовали и русские послы.

Ярополк умело использовал противоречия между сильными державами. Во время смуты после смерти князя Игоря Старого в 945 г. Русь утратила так называемые Червенские города в верхнем течении Западного Буга, которые имели очень важное торгово-экономическое значение. Они перешли к Древнечешскому государству. Ярополк вступил в союз с Германским императором Оттоном II против чешского короля Болеслава II. Но как заметил А. В. Назаренко, и братья киевского князя вступили в крупную международную политическую игру. Новгородский князь Владимир в это время женился на «чехине». Олег Древлянский поддержал Владимира, вступил в контакты с Чехией. Поэтому Ярополк первым делом и атаковал Овруч, а Владимир еще до бегства за море захватил Полоцк, поддерживающий Киев. Вовсе не случайно Рогнеда, согласно летописям, «хотела» выйти замуж за Ярополка.

Вообще матримониальные действия имели большее значение в политической деятельности того времени. Ярополк собирался воспользоваться (или воспользовался) инструментом династического брака для достижения своих целей. Генеалогическое предание известного швабского рода Вельфов свидетельствует о том, девушка из это рода (близкая родственница германских императоров) была выдана замуж за «короля Руси», имя которого не сообщается. Ранее историки видели в последнем Владимира, но сегодня убедительны доказательства, что это был Ярополк. Брак киевского князя скреплял античешский союз с германским императором.

От любящего христиан до католического государя Руси

Женитьба Ярополка на кровной родственнице германских императоров само собой предполагала его крещение. Вопрос, был ли христианином Ярополк, давно волнует ученых. Покровительство Ярополка христианам отмечено всеми летописями. Правда, они подчеркивают, что он любил христиан, но сам «не крестился народа ради». По западным же источникам - немецким и итальянским, немецкий миссийный епископ (скорее всего, это был Бруно Кверфуртский) крестил Русь и лично Ярополка. В некоторых источниках образ Ярополка гиперболизировался до «католического государя Руси». Присутствие в Киеве немецких миссионеров в период 975-978 гг. подтверждается многими исследователями.

В спорах историков, крестился ли Ярополк, все более уверено звучат аргументы, что это действительно произошло. Не случайно, - пишет А. В. Назаренко, что именно на волне языческой реакции Владимир пришел к власти. По его мнению, крещальное имя Ярополка было Петр. И именно поэтому еще в домонгольское время на месте крещения киевлян в Киеве была известна церковь св. Петра - святого покровителя Ярополка.

Неканонический поступок Ярослава Мудрого

С возможным крещением Ярополка связано очень важное событие, о котором скупо извещает под 1044 г. Повесть временных лет. Автор сообщает о том, что при выкопали из могил останки двух князей - Ярополка и Олега и окрестили их, затем перезахоронили в Десятинной церкви Богородицы.

Что же заставило Ярослава совершить неканонические действия. Ведь он прямо нарушил церковные каноны - одно из правил Карфагенского собора 397 г. о запрещении посмертного крещения. Большинство ученых усматривает за действиями великого киевского князя не столько религиозные цели, сколько политические. В. Я. Петрухин полагает, что такой акцией Ярослав хотел подчеркнуть незыблемость родового характера княжеской власти на Руси. Единственное, что могло сохранить порядок и целостность Русской земли - это братняя любовь и подчинение старшему брату, киевскому князю. Такой завет по летописи и оставил своим сыновьям Ярослав. Ярослав «объединил» в усыпальнице Десятинной церкви распадающийся княжеский род - инициаторов и жертв первой усобицы.

Однако такое символическое объединение уже после смерти всех братьев Святославичей - Ярополка, Олега и Владимира (последний был там сразу погребен) в единой усыпальнице не спасло, как мы знаем, Русь от братоубийственных войн. История Ярополка стала прелюдией к последующей истории усобиц на Руси.

Роман Рабинович, канд. ист. наук,
специально для портала


Сегодня речь пойдёт об исторической личности - Ярополке Святославиче, который в своё время был могущественным князем, погибшим по время междоусобицы. Факты из жизни князя очень скудны, но кое-какие крупицы можно собрать воедино. Сегодня мы узнаем о жизни Ярополка немного больше, чем пишут в книгах по истории, а также вникнем в тайны его политической деятельности.

Биография

Точно сказать, когда родился Ярополк Святославич, очень трудно, поэтому историки оставили эту идею. Мать князя также неизвестна, но некоторые специалисты считают, что ею могла быть Предслава - угорская княжна. Имя Ярополка впервые встречается в «Повести временных лет» во время событий 968 года, когда княгиня Ольга заперлась в городе со своими тремя внуками, одним из которых и был Ярополк Святославич. Кратко говоря, именно она привила ему множество полезных умений, в том числе умение договариваться.

Княжество

В 970 году отец Ярополка, Святослав, был вынужден уйти из Киева, чтобы руководить своей армией в войне против Византии. Он поручил своему сыну управление городом. Около 972 года стало известно, что князь погиб во время битвы с печенегами, которая состоялась у порогов Днепра. С этого года молодой наследник стал князем Киева. Не стоит забывать, что Ярополк вовсе не единственный сын бывшего князя: у него было еще двое сыновей - Владимир и Олег. После смерти отца эти двое стали правителями разных частей Древнерусского государства.

Историки считают, что отношения между братьями были довольно сложными по нескольким причинам. Во-первых, у них были разные матери. Во-вторых, воспитывались мальчики отдельно. С детства они были разделены, не имели общих интересов. С возрастом отчужденность только усиливалась, а коварные пожилые советники знали, как можно на этом сыграть. Молодые правители слишком часто слушались своих наставников вместо того, чтобы прислушаться к голосу сердца и разума. В итоге это привело к печальным последствиям.

Междоусобица

Ярополк Святославич, биография которого представлена в статье, погиб во время междоусобицы. Как это было? В 977 году начинается борьба между братьями за власть. Ярополк решает напасть на владения князя Олега после увещеваний воеводы Свенельда. Все дело в том, что Олег случайно убил сына Свенельда, после чего тот страшно рассердился и решил ему отомстить, подговорив неопытного Ярополка пойти войной на брата. Защищая город Овруч, Олег погибает самым непривлекательным способом: спасаясь от вражеской дружины, он падает с моста и оказывается задавленным лошадьми и воинами. Летопись сообщает нам, что Ярополк Святославич сильно сокрушался по брату, ведь его смерти он не желал. Новгородский князь Владимир, узнав о начале междоусобной войны, бежит из города. Благодаря этому Ярополк становится единоличным правителем Киевской Руси.

Гибель

Через некоторое время, в 978 году, Владимир возвращается и приводит с собой войско варяг. Под его руководством варяги отбивают Новогород и Полоцк. После этого Владимир решает напасть на Киев. Из-за предательства некоего воеводы Блуда Ярополк Святославич погибает.

Предатель начал переговоры с Владимиром, убедив его скрыться. В то же время Блуд убеждал Ярополка в добрых намерениях Владимира и призывал его пойти на встречу. Отрок Ярополка - Варяжко, убеждал его в обратном, отговаривая от идеи мирного визита. Ярополк Святославич сделал неправильный выбор, который стоил ему жизни. Летопись сообщает, что князь прибыл к варягам, а те подняли его на мечах. Датой гибели киевского князя считается 980 год. Но другие источники утверждают, что княжество Владимира началось в 978 году, 11 июня. Именно поэтому более вероятной считается эта дата убийства Ярополка.

Семья

Повесть временных лет говорит нам о том, что женой князя Ярополка была монахиня из Греции, которую взяли в плен в одном из походов Святослава. Некоторые историки считают, что князь Святополк Окаянный был рождён от брака Ярополка и греческой монахини, но окончательно этот вопрос еще не решен. Точно известно, что некая княжна Рогнеда Полоцкая желала заполучить Ярополка в мужья и даже сваталась к нему в то время, как он состоял в браке. Историк Карамзин считает, что, исходя из этих данных, можно предположить, что многоженство не было запрещено на Руси.

Ярополк Святославич: внешняя и внутренняя политика

Какова была политика князя? Ярополк Святославич, годы правления которого были слишком коротки (972-978), мог бы стать отличным дипломатом. Известно, что он налаживал политические связи с германским императором Оттоном Вторым. Есть даже некоторые источники, утрвеждающие, что имела место помолвка Кунигунды (близкой родственницей Оттона Второго) и Ярополка. Если внимательно изучить Никоновскую летопись, то можно узнать, что Ярополк принимал послов от самого Папы Римского. Из этого следует вывод о том, что князь Ярополк вел открытую внешнюю политику, стараясь заручиться поддержкой сильных правителей. Также есть свидетельства о том, что он питал некоторую симпатию к христианской религии. В Иоакимовской летописи сказано, что князь очень благосклонно относился к христианам и никому не запрещал принять их веру. Из-за этого обычный люд его недолюбливал. Но откуда у него такие симпатии? Любовь и уважении к этой религии ему привила княгиня Ольга. Внутренняя политика Ярополка была вполне приемлемой: он не вводил непомерных податей, но и не допускал беспредела.

Интересный факт, что в 1044 году Ярослав Мудрый нашел могилы Олега и Ярополка, чтобы раскопать их и крестить останки. И он это сделал, несмотря на то, что православная церковь запрещала подобные деяния. Личность героя статьи увековечена в киноленте «Викинг», снятой А. Кравчуком в 2016 году, а также в мультфильме «Князь Владимир».

Ярополк Святославич – великий князь Киевский, старший сын князя . Принадлежит роду Рюриковичей. Правил Ярополк Древнерусским государством недолго – всего 8 лет – с 972 по 980 годы. Это время ознаменовано кровопролитными междоусобными войнами. Став убийцей собственного брата Олега, сам Ярополк пал от рук сводного брата .

Детство и юность

Точная дата рождения Ярополка неизвестна, но историки предполагают, что это был 945 год. Бытует мнение, что все-таки он родился на 10 лет позже – в 955. В замешательство приводит тот момент, что в 945 году его отцу Святославу Игоревичу было всего 3 года. Но немало летописей было уничтожено, поэтому о точности дат сложно говорить.

Отец Ярополка – князь Святослав Игоревич – был великим полководцем, его мало интересовала семейная жизнь. Потому и жену ему выбрала его мать – княжна Ольга. По некоторым данным, это была дочь киевского боярина. Но историк Василий Татищев утверждает, что супругой Святослава стала угорская княжна Предслава. У них родилось двое сыновей – Ярополк и Олег.

Святослав Игоревич в военных походах привык добиваться своих целей любой ценой. Супружескую верность он не стремился сохранять. Поэтому из походов князь привез не одну жену-пленницу. Брат Ярополка Владимир был ему сводным – родила его рабыня княжны Ольги – ключница Малуша.

Впервые имя Ярополка Святославича появилось в «Повести временных лет» в 968 году. Там описывался момент нападения печенегов на Киев. Якобы тогда княгиня Ольга заперлась в городе с тремя внуками.


В 970 году их отец вновь отправился в военный поход, а правление Киевом доверил старшему сыну Ярополку. Через 2 года стало известно, что великий князь киевский Святослав пал в бою с печенегами, и Ярополк стал полноправным правителем Древнерусского государства. Брату Олегу достались Древлянские земли, а Владимиру – Новгородские.

Константин Богданов писал, что все три брата воспитывались порознь, у каждого были свои наставники, они никогда не были близки. С каждым годом недоверие друг к другу только росло.

Правление

Предположительно, на начало правления Ярополку было 27 лет. Вокруг него было предостаточно советников. Но с детства его главным наставником был воевода Свенельд. В «Повести временных лет» описывается инцидент, из-за которого и началась междоусобная война между братьями.


Сын Свинельда охотился в лесах Олега, и молодой князь Древлянский убил его, случайно или умышленно – об этом история умалчивает. Свинельд, мечтая отомстить за жизнь сына, убеждает Ярополка отправиться с войском на Олега. Но есть мнение, что этот отрывок в «Повесть» был вставлен намного позже основного текста и является исключительно легендой.

Так или иначе, в 977 году Ярополк пошел с войной на брата. Преимущество было за Ярополком, и Олегу пришлось бежать. При отступлении в столицу своих земель Олег упал в ров и был раздавлен телами людей и лошадей. Ярополк не хотел смерти брата и крайне опечалился его трагической кончиной. Земли Олега перешли во владение Ярополка.


Когда о случившемся узнал Владимир, он ушел из Новгорода в варяжские земли. В его отсутствие Ярополк посадил в Новгород своего человека. Но вскоре Владимир вернулся, да не один, а с войском. Он быстро убрал ставленника из новгородских земель и отправился на Киев. Разумеется, целью Владимира была не просто месть за смерть брата, но и желание встать во главе Киевской Руси.

По своему характеру Ярополк был милостивым, он вел мягкую внутреннюю политику, например, князь дал волю христианам. Плюс ко всему, он взял в жены гречанку-христианку. Как раз по этим причинам в некоторых летописях отмечают нелюбовь народа к князю. Ведь основная масса людей была язычниками.


Ярополк был первым, кто начал чеканить в Киевской Руси собственные монеты. Они напоминали арабские дирхемы, позже их прозвали «псевдодирхемы Ярополка». Но в любом случае для Древнерусского государства это было большим шагом вперед.

Неплохо справлялся Ярополк Святославич и с внешней политикой. Ему удалось наладить отношения с германским императором Оттоном II. В 973 году он отправил послов в Германию, и даже есть версия, что князь был помолвлен с родственницей Оттона – Кунигундой. Его союз с Германией был тщательно им продуман – создавался он для противостояния Польше и Чехии. Не забыл он кровопролитных войн отца с Византией, поэтому Ярополк заключил новый мирный договор.

Личная жизнь

В «Повести временных лет» говорится, что женился Ярополк на бывшей греческой монахине. Ее захватил в плен отец Ярополка. Его ничуть не смутил монашеский статус женщины, он «расстриг» ее и взял в жены. Но, согласно Переяславско-Суздальской летописи, жена Ярополка постриглась в монахини только после смерти Ярополка, а «расстриг» ее Владимир, соблазнившись на ее красоту.


Ее имя было утрачено. Но после выхода на экраны ей стали приписывать имя Ирина.

После убийства Ярополка Владимир сделал женщину собственной наложницей. По некоторым данным, на тот момент она была беременна, родила сына Святополка. Но этот вопрос вызывает большие дискуссии. Некоторые летописцы считают, что все же отцом Святополка был Владимир. По крайней мере, князь Владимир Святославич назвал его своим законным сыном. И в истории он остался как Святополк Владимирович. Позже стали говорить, что сын гречанки рожден от «двоих отцов».


Также есть информация, что во время брака Ярополка с Ириной к нему засватали . Вывод приходит сам собой – в то время многоженство было законно. Об этом сообщает и . К слову, когда Владимир шел на Киев, он захватил и Полоцк. Зная о сватовстве Рогнеды к Ярополку, он насильно взял девушку в жены, изнасиловав ее на глазах родителей, а после убил их и ее братьев.

Смерть

В завоевании столицы Владимиру Святославичу помог предатель в окружении Ярополка – воевода Блуд. По договоренности с Владимиром он убедил князя покинуть Киев и укрыться в городе Родне. Осада была столь мучительной, что в городе начался голод, и Ярополк решился на переговоры с братом.

Тем более что Блуд уверял князя, что ему ничего не грозит и Владимир не планирует брату причинять зла. Разумеется, в окружении Ярополка были люди, убеждающие его в обратном, но он поверил в слова Блуда и отправился на встречу к Владимиру, где сразу же был убит.


Два варяга вонзили ему острые мечи под пазухи. Предположительно, это случилось 11 июня 978 года. Так Владимир отомстил за смерть Олега и стал Великим князем киевским.

В 1044 году вырыл останки своих дядьев – Ярополка и Олега – и покрестил их кости. После этого перезахоронил их рядом с Владимиром. Правда, по христианским канонам подобные действия запрещены.

Память

  • 1870 – Хмыров М. Д. «Ярополк I Святославич»
  • 2004 – «Сага древних булгар. Лествица Владимира Красное Солнышко», в роли Ярополка
  • 2006 – мультфильм «Князь Владимир»
  • 2007 – «История Государства Российского», серия 11
  • 2013 – Богданов К. «Викинги и Русь. Завоеватели или союзники?»
  • 2016 – «Викинг», в роли Ярополка

Великий князь Святослав Игоревич посадил своих сыновей править уделами, на которые разделил подвластные ему русские земли. Киев, а после смерти Святослава в 972г. и титул Великого князя, получил старший сын Ярополк (972 - 980). В древлянских землях начал править Олег. Уделом Владимира стал Новгород.

Мир между тремя сыновьями Святослава продлился всего 3 года. Во время охоты Олег Святославич убил Люта, сына Свенельда, приближенного Ярополка. Князь Ярополк Святославович под влиянием Свенельда, желающего мести, повел войско против древлян. Скоро ему удалось взять Овруч – столицу древлянских земель. Необходимо отметить, что к тому моменту уже отчетливо наметился курс на отделение от Киева древлянских территорий. Ярополк не хотел гибели Олега. Однако брат погиб в сражении за Овруч (977 г.) упав с коня в ров. Смерть Олега повлекла за собой следующий военный конфликт. Брат Владимир обязан был отомстить за гибель Олега. Он, в сопровождении воеводы Добрыни направился к варягам – необходимо было собрать войско. Ярополк же в это время успел присоединить к своим владениям Новгород и оставил там наместника.

С варягами Владимир довольно быстро вернул Новгород, а затем двинулся на Киев. Начались переговоры. Их от имени Великого князя Ярополка вел воевода Блуд. Он, смог убедить Ярополка оставить Киев, поскольку положение князя в городе якобы не слишком прочно. Ярополк перебрался в город Родня. Владимир воспользовался этим, чтобы взять Киев. После чего осадил и Родню. Скоро среди осажденных начался голод.

На этот раз, сговорившийся с Владимиром, Блуд посоветовал Ярополку сдаться и заключить с братом мир. Один из приближенных Ярополка, Варяжко, пытался предупредить о заговоре, однако он не был услышан. Ярополк последовал совету Блуда. Он был убит по приказу Владимира, когда шел чтобы помириться. Так завершились годы правления Ярополка. Беременную жену Ярополка (гречанку, бывшую монахиню) Владимир сделал своей супругой.

За период своего правления Ярополк имел дипломатические отношения с Оттоном 2, германским императором. Граф Куно в конце 970-х годов выдал свою дочь за «короля ругов». Вероятнее всего имеется ввиду именно Ярополк. Необходимо помнить, что на тот период многоженство было распространенной практикой на Руси.

Достоверной информации о том, был ли Ярополк крещен нет. Но его бабка, княгиня Ольга привила внуку любовь к христианству. Никоновская летопись говорит о том, что Ярополк принимал у себя послов от Папы. Позднее, в 1044 году Ярослав Мудрый (племянник Ярополка Святославича) перезахоронил останки Олега и Ярополка рядом с Владимиром, в Десятинной церкви в Киеве. Останки их были крещены, хотя православные каноны это запрещают.

Краткая биография князя Владимира

Владимир был сыном великого киевского князя Святослава Игоревича и ключницы его матери, великой княгини Ольги, Малуши. Установить точно год рождения Владимира не удалось, но большинство ученых считает, что это случилось в 962 г. Несмотря на то, что в Киевской Руси социальный статус ребенка определялся по отцу, обидное прозвище князя Владимира Святославича «робичич» преследовало его не одно десятилетие.

В 970 г. малолетний Владимир был посажен на княжение в Новгород. Наставником князя стал воевода Добрыня, его дядя. В 972 г. Святослав погиб, а великое киевское княжение перешло к Ярополку. Надолго сохранить мир сыновьям Святослава не удалось. В ходе начавшейся через 3 года усобицы погиб сначала брат Ярополка и Владимира, древлянский князь Олег, а позже и сам Ярополк. Начало правления Владимира Святославича было омрачено братоубийством.

Биография Владимира Святославича полна событиями. В результате войны с поляками князь присоединил к своим владениям несколько городов. В 981 и 982 годах ходил усмирять вятичей. В 983 г. открыл путь к Балтике, захватив земли племени ятвагов. Радимичи были в 984 г., а следующий 985 г. ознаменовался победой над волжскими болгарами. Хорватов Владимир подчинил в 992 г.

До христианизации многоженство было вполне обычным явлением. Владимир имел 5 законных жен и несколько сотен наложниц. Описывая этого князя, позднейшие летописцы наделяют его безудержностью в пирах и сластолюбием. У Владимира было 12 сыновей, и каждому он дал город для княжения.

Князь Владимир Святославич в начале своего правления считался ярым язычником. Именно он воздвиг в Киеве капище для шести наиболее почитаемых богов, перед которым приносились человеческие жертвы. Но в Киеве и даже в дружине Владимира было немало тех, кто принял христианство. А соседи Киевской Руси, пытаясь превратить князя в своего единоверца, присылали своих послов. Все это привело в 986 г. к «испытанию вер», в ходе которого было принято христианство восточного образца.

Конечно, к принятию христианства существовали и исторические предпосылки. Византия была ослаблена мятежом Варды Фоки. Князь руссов согласился помочь обратившимся к нему соправителям Василию 2 и Константину 8, но потребовал в жены их сестру царевну Анну. Согласие на брак было получено при условии крещения Владимира. Произошло это в конце 987 или начале 988 г. В крещении он принял имя Василия.

После подавления мятежа Фоки императоры – соправители не собирались торопиться со свадьбой. В ярости князь выступил с дружиной на греческий Корсунь и взял город. Только после этого в Корсунь прибыла, в сопровождении священников, Анна, привезя с собой множество икон и других предметов культа. Вскоре греческая царевна стала супругой Владимира.

В том же 988 г. вернувшийся в Киев князь приступил к крещению приближенных дружинников и бояр, тем самым начав процесс христианизации Руси.

В 992 г. Владимиру пришлось воевать с Польшей, отстаивая свое право на земли Черниговского княжества. Хотя после крещения тяга к битвам у князя и ослабела, но непрерывные столкновения с печенегами не оставляли надежды на мирную жизнь. Во все годы правления князю приходилось вести непрерывную борьбу с кочевниками. В 996 г. ему чудом посчастливилось избежать пленения. Стремясь укрепить границы государства, Владимир основал несколько городов-крепостей. Наиболее значимым из них стал Белгород.

Во время правления Владимира была начата чеканка серебряных и золотых монет. Владимиру приписывается составление «Церковного устава» определяющего сферу компетенции церковных судов. С Чехией, Венгрией и Польшей были заключены мирные договора. Правда, польский князь Болеслав скоро нарушил мир, выступив на Русь в союзе с печенегами. Но этот поход не стал удачным.

Биография князя Владимира омрачена враждой со старшими сыновьями в последние годы жизни. В 1013 г. были схвачены участвовавшие в заговоре против князя старший сын Святополк (некоторые историки считают его приемным сыном Владимира) с женой и польским епископом. В 114 г. отказался платить Киеву дань и поднял мятеж другой сын князя – Ярослав Новгородский. В 1015 г. князь отправил в поход против вновь вторгшихся на русские земли печенегов своего любимого сына Бориса. Умер Владимир вскоре после этого 15 июля 1015 г. и был похоронен в Десятинной церкви, в Киеве. После смерти великого князя начался жестокий период усобиц между его сыновьями.

Междоусобица и гибель

(ум. 11 июня 978) - великий князь киевский (972-978), старший сын князя Святослава Игоревича.
Этимология имени характерна для словообразования славянских княжеских имён: состоит из 2-х частей, Яро- (ярый в смысле "яркий, сверкающий") и -полк (полк на старослав. "народ, толпа"), то есть имя означает примерно «сияющий в народе».

Киевский князь

Дата рождения и мать Ярополка неизвестны. Впервые его имя упоминается в «Повести временных лет» в 968 году, когда во время набега печенегов на Киев княгиня Ольга заперлась в городе с 3 внуками, одним из которых был Ярополк.

Отец Ярополка, князь Святослав, перед уходом на войну с Византией поручил в 970 году Ярополку управление Киевом. После того, как остатки русской дружины во главе со Свенельдом принесли в Киев весной 972 года известие о гибели князя Святослава в битве с печенегами у днепровских порогов, Ярополк стал киевским князем. Другие сыновья Святослава, Олег и Владимир, удельно правили остальными частями Киевской Руси.

Правление Ярополка - время дипломатических контактов с германским императором Оттоном II: русские послы посетили императора на съезде князей в Кведлинбурге в декабре 973 года. Согласно немецкой «Генеалогии Вельфов», родственник императора граф Куно фон Энингэн (будущий швабский герцог Конрад) выдал замуж свою дочь Кунигунду за «короля ругиев». По одной из версий, Кунигунда стала женой князя Владимира после смерти его супруги, византийской царевны Анны. Другая версия связывает помолвку Кунигунды с Ярополком.

С правлением Ярополка также связана чеканка первых собственных монет Киевской Руси, напоминающих арабские дирхемы - т. н. "псевдодирхемы Ярополка" (известно чуть более 10 экземпляров).

По данным Никоновской летописи, к Ярополку приходили послы из Рима от папы. О симпатиях Ярополка к христианству сообщает известная по выпискам историка В. Н. Татищева спорная Иоакимовская летопись:

Междоусобица и гибель

В 977 году разгорелась междоусобная война между Ярополком и его братьями, князем древлян Олегом и новгородским князем Владимиром. Ярополк, следуя уговорам воеводы Свенельда, напал на владения Олега. При отступлении в свою столицу Овруч Олег был раздавлен во рву падавшими лошадьми. Летопись представляет Ярополка сокрушающимся о гибели брата, убитого помимо его воли. После известия о начале междоусобицы Владимир бежал из Новгорода «за море», так Ярополк стал правителем всей Киевской Руси.

В 978 году Владимир вернулся на Русь с варяжским войском. Сначала он отбил Новгород, затем захватил Полоцк и после двинулся на Киев. В окружении Ярополка оказался изменник, воевода Блуд, который вступил в сговор с Владимиром. Блуд уговорил Ярополка покинуть Киев и укрыться в укреплённом городе Родня на реке Рось. После длительной осады в Родне возник голод, что заставило Ярополка под нажимом Блуда вступить в переговоры с Владимиром. Когда Ярополк прибыл на переговоры к брату, два варяга «подняли его мечами под пазухи».

«Повесть временных лет» датирует гибель Ярополка и вокняжение Владимира 980 годом. Более ранний документ «Память и похвала князю Владимиру» (Житие князя Владимира от монаха Иакова) приводит точную дату вокняжения - 11 июня 978. Из ряда хронологических соображений историки признают вторую дату более вероятной. Скорее всего, убийство Ярополка произошло именно 11 июня.

Ярополк оставил вдову, бывшую греческую монахиню, похищенную для него отцом во время одного из походов. Её взял в наложницы Владимир, и она вскоре родила сына Святополка - дитя «двух отцов». По сообщению летописи не вполне ясно, была ли вдова беременна до гибели Ярополка, или забеременела от Владимира вскоре после пленения. По косвенным данным, Святополк считал себя сыном и наследником именно Ярополка, а Владимира - узурпатором (так, он брал в заложники «мачеху и сестёр» Ярослава Владимировича, что было бы странным, если бы Святополк полагал себя тоже Владимировичем).

В 1044 году племянник Ярополка, Ярослав Мудрый, велел выкопать из могил кости своих дядей (Ярополка и Олега), крестить их останки (деяние, строжайше запрещённое христианскими канонами) и перезахоронить их рядом с Владимиром в Десятинной церкви в Киеве. Если Ярополк и был крещён при жизни (в любом случае это могло быть лишь незадолго до его гибели), об этом спустя почти семьдесят лет могли уже и не помнить.

Загрузка...