docgid.ru

Роль и значение здорового образа жизни. Здоровый образ жизни и его составляющие кратко Что означает здоровый образ жизни человека

Многие хотят, как можно дольше оставаться здоровым и полным сил человеком, но не имеют понятия, что нужно делать для этого. Мечутся между и приемом травяных отваров, а на самом деле для сохранения сил и здоровья необходимо постоянно вести здоровый образ жизни (ЗОЖ) . Он имеет огромное значение, потому что влияет не только на здоровье, но и продлевает саму жизнь. Что нужно делать, чтобы добиться данных результатов, перестать лениться и взяться за себя.

Понятие здоровый образ жизни – это комплекс правил, выполнение которых ведет к улучшению физического и психологического состояния организма. Следуя данным правилам, у человека начинают хорошо функционировать все системы и органы. Что улучшает физическое и эмоциональное состояние и увеличивает продолжительность жизни.

Именно здоровый образ жизни последнее время стал актуален у людей, кто желает поправить свое самочувствие. Век технологического прогресса, гиподинамии, отвратительной экологии предполагает проблемы с внутренними органами, развиваются различные, часто хронические, заболевания. Поэтому народ видит спасение в здоровом отношении к жизни. Современные люди стремятся быстро жить, им некогда обратить внимание, как живет сам и его семья, главное, все успеть. Питаются , лечатся препаратами, помогающими моментально выздороветь, но устраняющими лишь симптом, но не саму болезнь. Загнанность не представляет минутки на расслабление и тогда организм дает сбой.

Если человек с детства ведет здоровый образ жизни, то он имеет здоровый организм и сильный характер. Но добиться данных результатов можно выполняя все его направления в комплексе. Если с раннего детства родители привьют ребенку, что входит в понятие ЗОЖ, то дальше будет совсем несложно. Можно и самому перейти к данному жизненному правилу, но для этого требуется большая сила воли.

Из чего состоит ЗОЖ:

  • Выполнение правил личной гигиены.
  • Выполнение процесса закаливания разными видами.

Помимо того, что человек выполняет правила, направленные на свое здоровье, он должен создавать безопасность в окружающей его среде, чтобы исключить риск нанесения вреда здоровью.

Аспекты, определяющие общее понятие ЗОЖ:

  • Физический. Поддержание хорошего здоровья и укрепление защитных сил организма.
  • Эмоциональный. Умение контролировать эмоции и правильно реагировать на ситуацию.
  • Интеллектуальный. Возможность найти требуемую информацию и правильно ее применить.
  • Духовный. Умение правильно расставить приоритеты и строго им следовать.

Нельзя исключить и социальное определение ЗОЖ. Здесь осуществляется пропаганда, ведущаяся различными образовательными учреждениями, СМИ и общественными организациями.

Сбалансированное питание в ЗОЖ

Имеется в виду – употребление в пищу только полезных продуктов. Они несут только полезные и питательные вещества, нужные для поддержания жизнедеятельности организма человека. Тем, кто имеет лишние килограммы или склонен к набору веса, существует несколько советов по .

Таким образом:

  • Пищу нужно разнообразить, в рационе должны быть растительные и животные продукты.
  • Калорийность рациона не должна превышать положенной планки. Для расчета калорий берется во внимание наличие физических нагрузок, лишнего веса, болезней.
  • Дробное питание. Не менее 5 раз в день, три основных приема и два перекуса. Необходимо питаться в одно и то же время. Голодать запрещается.
  • Медленно пережевывать пищу. Питаясь данным образом, никогда не переедите, вовремя примете сигнал о насыщении и насладитесь вкусом блюда. Тщательно пережеванная пища доставит радость желудку.
  • Ежедневно нужно есть первое. Супы способствуют выделению желудочного сока, тогда остальная пища будет лучше перевариваться.
  • Витаминизация овощами и фруктами. Это лучший вариант перекуса. Утолится голод и организм получит нужные ему витамины.
  • Пить много жидкости. Выпивать в день требуется не менее 1,5-2 литра воды. Не нужно учитывать супы, чай и кофе. Простую, без газа воду, для вкуса можно сдобрить лимоном.
  • Включить в рацион кисломолочные продукты. Брать лучше с низкой жирностью, но не обезжиренные. Они насытят белком и поспособствуют пищеварению.
  • Питаться только свежей пищей. Не стоит лениться и готовить каждый раз все свежее, постоявшие блюда теряют всю пользу.

Что такое ЗОЖ – система правильного питания довольно проста, освоить и следовать ей совсем не трудно. Доступность продуктов и техники приготовления не усложнит, а облегчит задачу правильного питания.

Мнение эксперта

Смирнов Виктор Петрович
Врач-диетолог, г. Самара

Проблема здорового образа жизни особенно остро стоит перед жителями больших городов, у которых существует гиподинамия, в пище которых содержится большое количество консервантов, пальмового масла и очень часто возникают периоды стресса. Но кроме соблюдения принципов правильного питания, занятий спортом, выполнения правил гигиены, закаливания и отказа от вредных привычек необходимо в понятие здорового образа жизни внести и гармоничные сексуальные отношения.

Человек является общественным существом, и, очень точно выполняя все правила, описанные в статье, но не имея полноценной интимной близости, вряд ли можно рассчитывать на гармонию в других сферах физического здоровья. Это тема обходится стороной не зря. Дело в том, что все перечисленные принципы здорового образа жизни, кроме этого, зависят от самого человека, а налаживание отношений предполагает умение общаться, а это выводит соблюдение принципов здорового образа жизни совершенно на другой уровень. И вот как раз гармонию отношений и умение общаться, стремление быть привлекательным и привлекать других и можно назвать духовным уровнем здорового образа жизни.

Физическая активность при ЗОЖ

Современные люди и не только молодого возраста, прикованы к экранам телевизоров, компьютеров и мало двигаются. Плохая мышечная активность несет колоссальные проблемы. Гиподинамия, по данным исследования ВОЗ, в 6% случаев приводит к летальному исходу. Как утверждает все та же медицина, даже регулярно выполняя физические упражнения, подходящие человеку по его возрасту и состоянию, несут только пользу организму:

  • Не дают развиться депрессии и психоэмоциональным расстройствам.
  • Оказывают помощь в поддержании здоровья при сахарном диабете.
  • Понижают возможность развития онкологии.
  • Укрепляют костную ткань.
  • Способствуют поддержанию веса в норме.
  • Укрепляют иммунитет.

Если у человека имеется свободное время, можно посещать групповые занятия, фитнесс, бассейн или танцы. При отсутствии времени, можно начать выполнять утреннюю зарядку.

Ежедневно тратить на это всего 10-15 минут и будет достаточно для хорошего состояния вашего организма. Хорошо влияет бег, утренняя или вечерняя пробежка доставит удовольствие, поднимет настроение и поможет расслабиться.

Закаливание в практике ЗОЖ

Закаливание способствует свести к нулю риск заболеваний. Оно помогает организму справляться с воздействием внешних неблагоприятных факторов. В этом неоспоримая польза здорового образа жизни.

Способов закаливания существует много:

  • Воздушные ванны. Самый простой и доступный для всех способ закаливания при ЗОЖ. Необходимо чаще бывать на воздухе, выезжать в лес, лесной воздух идеально препятствует развитию болезней.
  • Солнечные ванны. Летом стараться больше загорать. При этом избегать нахождения под прямыми солнечными лучами, чтобы не получить ожоги или тепловой удар.
  • Хождение босиком. Подошва ступни имеет много точек, отвечающих за здоровье органов. Массаж чувствительных точек принесет исцеление организму.
  • Обтирание. Данный метод подходит даже детям. Производятся растирания тела специальной массажной рукавицей, мочалкой или мокрым полотенцем.
  • Обливания. Они проводятся холодной водой, можно поливать себя полностью или только ноги. Обязательно вытереть кожу махровым полотенцем.
  • Контрастный душ. Чередование воды с разной температурой, придает тонус кожному покрову и омолаживает организм.
  • Моржевание. Это плавание в любое время года в открытом водоеме, даже зимой. Но данный метод требует ответственного подхода и консультации с врачом.

Укрепление организма требует немедленного вмешательства, если в наличии следующие основные признаки: боли в суставах, мышцах и головные, частые простуды, чувство усталости, бессонница, появление высыпаний на коже.

Искоренение вредных привычек для ЗОЖ

О том, какой вред наносят здоровью спиртные напитки никотин, а еще и наркотики, знают практически все. Если желаешь иметь крепкое здоровье и прекрасный психоэмоциональный фон, данные увлечения лучше отправить в прошлое.

Обратите внимание: Ваша жизнь и здоровье, находится в ваших руках. Каким хочешь видеть себя в будущем, зависит только от конкретного человека.

Поэтому важно следовать простым правилам ЗОЖ, закладываемым еще с детства. В зрелом возрасте не уподобляться обществу и не принимать с них привычки пить и курить.

Личная гигиена при здоровом образе жизни

Тело человек должен держать всегда чистым, тогда можно избежать инфекционных заболеваний. Важную роль в образе жизни играет сон – отдыхать требуется не менее 8 часов в сутки, это придаст энергии и легкости в теле. Лучше отдать отдыху часы с 22:00 до 6:00.

Что представляет собой здоровый образ жизни? Согласно толковому словарю, здоровый образ жизни — это образ жизни или стиль жизни, который отражает отношение и значение человека или группы людей к своему здоровью и «здоровью» окружающей среды. Здоровый образ жизни – это баланс здорового ума, тела и духа.

Что нужно для здорового образа жизни

Если обобщить все изобилие информации по данному вопросу, то здоровый образ жизни состоит из:

  • Здоровое питание – употребление в пищу только тех продуктов, которые являются одинаково питательными и полезными для организма, например свежие фрукты и овощи, обезжиренные диеты, нерафинированные углеводы и т.д. Умеренность — важный компонент здорового питания.
  • Регулярные физические упражнения являются важной частью здорового образа жизни. Аэробные упражнения полезны для сердца и тела. Йога имеет терапевтические свойства, а также помогает снизить уровень стресса. Пилатес прекрасно подходит для укрепления «основных» мышц, которые расположены вокруг талии. В настоящее время направлений фитнесса множество – занятие по душе найдется для каждого. Не любите тренажеры – танцуйте, плавайте, бегайте, осваивайте боевые искусства. Важно, чтобы вы включали любую физическую нагрузку в свою повседневную жизнь для поддержания формы, тонуса и веса тела, для бодрости духа и для хорошего, а главное – здорового самочувствия.
  • Эффективное управление стрессом — является неотъемлемой частью здорового образа жизни. Неспособность управлять стрессом может нанести вред вашему организму, а также влияет на ваши отношения с другими людьми. Если стресс пустить на самотек и оставить без присмотра, он может привести к различным видам зависимостей, таким как алкоголизм , наркомания или игромания.
  • Вы не можете вести здоровый образ жизни, если вы несчастны или у вас депрессия. Получение удовольствия является обязательным, если вы хотите жить счастливой и радостной жизнью. Делать то, чем вы увлечены, что доставляет вам радость, восторг и наслаждение – отличный способ самомотивации.
  • Альтернативные виды поддержания здоровья, такие как фитотерапия, массаж, медитация, аюрведа, рефлексотерапия, ароматерапия и т.д., может помочь вам укрепить здоровье и вести здоровый образ жизни.
  • Полноценный здоровый сон – еще одно обязательное условие и необходимый компонент сбалансированного здорового образа жизни.
    Если вы пренебрегаете здоровым сном или испытываете дефицит в отдыхе в течение какого-то времени, то все остальные области вашей жизни в конечном счете пострадают. Если нехватка сна становится регулярной в вашей жизни, вы может поставить под угрозу свое здоровье и снизить общую производительность.
  • Здоровый образа жизни требует дисциплины. Вы должны сосредоточить свой ум и выбирать то, что хорошо для вас и ваших близких. Здоровый образ жизни сводится к совершению тех действий, которые полезны и хороши для вашего тела, ума и духа.

Что включает в себя здоровый образ жизни?

Здоровый образ жизни включает в себя заботу о вашем физическом, ментальном и духовном здоровье. Вам необходимо запастись соответствующими знаниями, что будет гарантировать получение нужного результата.

Физические, психические и духовные аспекты вашей жизни тесно переплетаются. Чтобы быть счастливым и здоровым, вы должны держать все эти аспекты вашей жизни сбалансированными.

Вы должны контролировать то, что вы делаете на регулярной основе, чтобы убедиться, что все ваши действия полезны. Если что-то неправильно, вы можете внести все необходимые коррективы и двигаться дальше в направлении трезвой, здоровой жизни. Если вы будете следовать вышеизложенным пунктам, здоровый образ жизни станет неотъемлемой частью вашей повседневности и самой полезной привычкой.

Введение


Основы здорового образа жизни необходимо знать каждому, кто хочет поменьше тратить времени и денег на лечение всевозможных болезней.

Давно установлено, что многих неприятностей со здоровьем можно было бы избежать, если бы в современном обществе существовала культура здорового образа жизни.

Никакие сверхновые технологии не помогут человеку, если он сам не позаботится о своем здоровье, которое на 50-60% определяется образом жизни.

Главные составляющие здорового образа жизни - это отказ от вредных привычек, здоровое рациональное питание, сбалансированный режим физических нагрузок, плодотворная трудовая деятельность.

Сегодня эта тема актуальна как никогда. Не секрет, что среднестатистический россиянин начинает заботиться о своем здоровье лишь после того, как недуг заявит о себе целым «букетом» серьезных симптомов, свидетельствующих о наличии хронического заболевания. А ведь многие болезни можно предотвратить, и для этого не требуется каких-то сверхъестественных усилий. Одним из путей решения данного вопроса является пропаганда здорового образа жизни и профилактика заболеваний.

Пропаганда здорового образа жизни, - комплекс оздоровительных мероприятий, направленных на развитие и укрепление здоровья человека - одно из стратегических направлений воспитания.

Цель данной работы: изучить основные пути формирования здорового образа жизни для различных контингентов населения, роль физической культуры и спорта в утверждении здорового образа жизни.

Методы исследования: анализ научно-методической литературы.


Глава 1. Основы здорового образа жизни


1.1 Понятие «здоровый образ жизни»


Термин «здоровый образ жизни» применяется все чаше, но остается спорным. Самое простое определение здорового образа жизни можно свести к формуле: «Это все, что в поведении и деятельности людей благотворно влияет на их здоровье». Однако сюда нужно включить все позитивные для здоровья стороны, т.е. аспекты, виды активности - трудовой, социальной, интеллектуальной, образовательной, физической и пр. и, конечно, медицинской, действующих на благо индивидуального и общественного здоровья. Поскольку понятие «деятельность» очень широко и каждый вид деятельности может воздействовать на здоровье, здоровый образ жизни включает в себя все элементы такой деятельности, направленной на охрану, улучшение, воспроизводство здоровья.

Таким образом, здоровый образ жизни - это деятельность, наиболее характерная, типичная для конкретных социально-экономических, политических, экологических и прочих условий, направленная на сохранение и улучшение, укрепление здоровья людей. Такое определение может показаться аналогичным понятию «здравоохранение», которое чаще всего квалифицируется как система общественных и государственных мер по охране и укреплению здоровья населения (профилактике, лечению, реабилитации). Действительно, основания для такого заключения есть, так как здравоохранение - это деятельность государственных, общественных учреждений, органов и организаций по обеспечению условий для охраны и укрепления здоровья населения (в том числе материально-технической базы, кадров, научных исследований), а также сама деятельность учреждении, служб здравоохранения по охране и улучшению здоровья населения. Здравоохранение является важным, но не единственным фактором здорового образа жизни.

Здоровый образ жизни формирует образ жизни - все его стороны и проявления, позитивно влияющие на здоровье. Значит, нет такого вида, способа активности, деятельности, которые бы в своих положительных проявлениях не формировали здоровый образ жизни. Значит, в деятельности по охране и улучшению здоровья населения, в гигиеническом воспитании нужно учитывать многообразие воздействий, условий и факторов, определяющих характер и уровень здоровья человека, группы людей и населения.


1.2 Пути формирования здорового образа жизни


Пути формирования здорового образа жизни вытекают из понимания его функциональной структуры. Ключом к ним можно считать медицинскую активность, т.е. деятельность людей, связанною к) своим и общественным здоровьем и направленную на охрану, укрепление, воспроизводство здоровья, т.е. положительную медицинскую активность. Так, в практическом плане можно определять здоровый образ жизни. В понятие «здоровый образ жизни» входят преодоление факторов риска здоровью и создание благоприятной обстановки, условий для укрепления здоровья, т.е. развитие тех индивидуальных и общественных факторов, которые участвуют в формировании здоровья. Важным рычагом в этом процессе служит медицинская активность. Следовательно, существуют два направления формирования здорового образа жизни:

  • создание, развитие, усиление, активизация позитивных для здоровья условий, факторов, обстоятельств, по существу, формирование потенциала общественного здоровья;
  • преодоление, уменьшение факторов риска.

Ниже сгруппированы в основном большие факторы риска, о которых говорилось ранее.


Физического и душевного комфорта, нейроэмоциональной и психической,гармонического развития физических и напряженности;

интеллектуальных способностей; Низкой социальной активности,

Активной жизненной позиции; невысокого культурного уровня;

Экологической активности Загрязнения внешней среды,экологически грамотного поведения, Низкой физической активности,высокой физ. Активности; Нерационального, несбалансированного питания; потребления алкоголя, курения,наркотических веществ.

Напряженных семейных отношений, нездорового быта;

Других факторов нездорового образа жизни.

Оба эти аспекта (направления) взаимно связаны, но на практике дело нередко ограничивается лишь борьбой с факторами риска, которые лежат на поверхности, достаточно хорошо известны и измеряемы (обычно это большие факторы риска). Гораздо сложнее создавать факторы здорового образа жизни. Однако не в разграничении этих аспектов заключается проблема, а в конкретных планах, программах формирования здорового образа жизни, в их реализации, в частности, через получившие широкое распространение так называемые программы здоровья.


1.3 Пропаганда здорового образа жизни - важная социально-педагогическая задача


Одним из приоритетов современной государственной политики является сохранение и укрепление здоровья населения Российской Федерации и усиления пропаганды здорового образа жизни.

Под пропагандой здорового образа жизни понимают широкий спектр деятельности - от просветительских и выездных программ работы с населением до использования средств массовой информации - деятельности, направленной на то, чтобы люди ответственнее относились к своему здоровью и располагали необходимой информацией для его сохранения и укрепления.

Важный метод укрепления здоровья населения - это обучение граждан здоровому образу жизни, пропаганда и информирование их о той важной роли, которую каждый человек играет в сохранении собственного здоровья и благополучия общества. Поэтому пропаганда формирования здорового образа жизни населения требует создания массированной информационно-пропагандистской кампании с использованием широкого спектра разнообразных средств, с широким использованием средств массовой информации - печати, радио, телевидения и др.

При пропаганде здорового образа жизни используются методы устной, печатной, наглядной (изобразительной) и комбинированной пропаганды:

метод устной пропаганды является наиболее эффективным. Он включает лекции, беседы, дискуссии, конференции, викторины;

метод печатной пропаганды охватывает широкие слои населения. Он включает статьи, листовки, памятки, стенные газеты, буклеты, брошюры и т.п.;

наглядный метод - самый многообразный по числу входящих в него средств. Их можно разделить на 2 группы: натуральные объекты и изобразительные средства (объемные и плоскостные);

комбинированной метод - метод массовой пропаганды, при которой происходит одновременное воздействие на слуховые и зрительные анализаторы.

Залогом успешного развития нашего общества является здоровье подрастающего поколения. Вопрос формирования, сохранения и укрепления здоровья детей, подростков, учащейся молодежи имеет особую социальную значимость, так как от этой категории населения зависит здоровье нации.

Как отмечал еще В.А. Сухомлинский: «Забота о здоровье детей - это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы».

В соответствии с Законом «Об образовании» здоровье детей и подростков относится к приоритетным направлениям государственной политики в сфере образования. Важность такой ориентации очень высока, поскольку по статистическим данным лишь 16% всего населения здоровы, 50% имеют функциональные нарушения и отклонения в состоянии здоровья, 34% - хроническую патологию.

Основы по привитию навыков здорового образа жизни закладываются в детском и подростковом возрасте. Поэтому пропаганде здорового образа жизни среди детей и подростков необходимо уделять особое внимание и осуществлять целенаправленное просвещение как детей, так и их родителей.

Учебные заведения, являясь интеллектуальными, культурными, образовательными центрами, играют важную роль в формировании здоровья участников образовательного процесса, в обучении и воспитании навыков ЗОЖ, в увеличении трудового потенциала общества в целом.

В пропаганде используются традиционные методы - это лекции, беседы, круглые столы, дискуссии, тематические вечера, вечера вопросов и ответов, организуются семинары, конференции по вопросам здорового образа жизни.

Особое место в пропаганде здорового образа жизни среди детей, подростков и пожилых людей принадлежит работникам социальной сферы, а их основной задачей является правильный выбор форм и направлений данной работы. Пропаганда осуществляется по следующим направлениям:

индивидуальная работа с подопечными;

организация групповых встреч в коллективах;

пропаганда здорового образа жизни при переписке и компьютерном общении;

публикация информации о здоровом образе жизни в печати и другие формы.

Так, по данным опроса в г. Красноярске, из 150 опрошенных пенсионеров, 143 респондента отметили необходимость пропаганды здорового образа жизни среди лиц пенсионного возраста. При этом они указывали на необходимость проведения данной работы среди школьников, подростков и молодых семейных пар.

Формы работы можно расширить путем организации школ здорового образа жизни в образовательных учреждениях, вузах, средних учебных заведениях и даже в поликлиниках, стационарах.

Наиболее эффективной формой работы 43% опрошенных считают индивидуальную работу работника социальной сферы с клиентом, причем по инициативе последнего. На втором месте по эффективности респонденты отметили публикации информации о здоровом образе жизни в печати (27%) и на третьем месте пропаганда при переписке и компьютерном общении (14%) с клиентами. Самой низкой эффективностью характеризуется групповая встреча в коллективах (лишь 9%), когда многие клиенты настроены на другие формы работы и особого интереса к обсуждаемой проблеме не проявляют.

Пропаганда здорового образа жизни среди детей и подростков должна носить профилактический характер: предлагать альтернативу, возможность выбора своего места в жизни; заинтересовать разнообразными увлечениями.

Важно, чтобы подростки поняли, что в реальной жизни есть очень много увлекательного и интересного. Это - занятие спортом, увлечение музыкой и т.д. Работа должна вестись в тесном сотрудничестве с образовательными учреждениями.

Наиболее приемлемые формы работы - беседы, книжные выставки, просмотры, обзоры, уроки здоровья, часы размышлений и др.

В последнее время идет активный поиск донесения информации до детей и подростков через создание интернет-сайтов, где размещаются информационные материалы, пропагандирующие здоровый образ жизни.

Ежегодно в апреле проводится Всемирный День здоровья. В рамках этого дня в школах проводятся общешкольные линейки, посвященные Единому Дню Здоровья, а также классные часы на тему «Здоровый образ жизни», основная тематика которых: «Скажи нет наркотикам», «Я выбираю жизнь», «Научись себя беречь», «Мифы и правда об алкоголе», «Приятного аппетита», «Правила гигиены», «Инфекционные заболевания и их профилактика», «Что делает человека здоровым и счастливым» и другие.

Пропаганда здорового образа жизни проводится также в виде приобщения к физической культуре. Для учащихся младших классов организуются «Веселые переменки», «веселые старты», конкурс на лучшую физзарядку. Для учащихся старших классов проводятся спортивные праздники, игры «Путешествие на поезде здоровья», экскурсии на природу, прогулки в парк с игровой программой.

В настоящее время ощущаются острая потребность в увеличении количества телевизионных программ, необходимость создания в системе телерадиовещания канала, доступного широкой зрительской аудитории, производства видеороликов, фильмов, телепрограмм и телепередач, печатных и интернет-материалов информационно-образовательного характера, направленных на формирование у детей, подростков и молодежи потребности в занятиях спортом и здоровом образе жизни, выработку социально-психологического иммунитета к употреблению наркотических средств, адекватному отношению к агрессивной рекламе.

Средства массовой информации в пропаганде ЗОЖ должны убедительно показывать значение физической культуры и спорта в воспитании населения, профилактике болезней, продлении активного долголетия, борьбе с наркоманией, курением, употреблением алкоголя, другими негативными явлениями и способствовать:

повышению у людей интереса к физическому совершенствованию, раскрытию ценности физической культуры;

популяризации самостоятельных занятий с широким использованием природных факторов;

формированию в массовом сознании понимания жизненной необходимости здорового образа жизни.

Проблема здоровья студентов также является особенно актуальной в характерных для текущего периода сложных экономических условиях. Эта группа населения относится к группе повышенного риска, т.к. на непростые возрастные проблемы: адаптационные, физиологические и анатомические изменения, связанные с процессом созревания, высокая психоэмоциональная нагрузка, приспособление к новым условиям проживания и обучения, формирование межличностных взаимоотношений вне семьи; кроме того накладывается негативное влияние кризиса практически всех сфер общества и государства.

Здоровье молодого поколения сегодня напрямую связано не только с состоянием общественного здравоохранения, но и с самим образом жизни людей. В связи с этим определены основные задачи и цели государства: многоуровневый подход к организации профилактических мероприятий, изменение образа жизни, разработка и реализация образовательных программ, направленных на сохранение и укрепление здоровья подростков и молодежи, формирование у каждого из них активной мотивации к укреплению собственного здоровья и здоровья окружающих.

Одним из направлений работы по формированию здорового образа жизни студенческой молодежи является участие в реализации программы по профилактике сердечно-сосудистых заболеваний раздел «Диспансеризация и оздоровление студентов, имеющих факторы риска возникновения сердечно-сосудистых заболеваний», которые являются одними из наиболее распространенных в мире и занимают ведущее место среди причин смерти.

По данным профилактического осмотра студентов 1 курса Красноярского государственного Педагогического университета им. В.П. Астафьева в 2010 г. 10-12% имеют те или иные сердечно-сосудистые заболевания (85-90% из которых с пограничной гипертензией, 2-3% с заболеваниями эндокринной системы).

И уровень факторов риска развития сердечно-сосудистых заболеваний среди студентов достаточно высок: распространенность курения составляет более 25%, алкогольные напитки употребляют более 60% ,а число студентов, проявляющих активную физическую деятельность не более 25%. Кроме того, юноши и девушки все чаще подвергаются стрессовым ситуациям.

В тоже время большинство студентов считает, что за свое здоровье отвечают они сами, готовы и хотят получать информацию по формированию здорового образа жизни.

Студенты понимают, что без активного и созидательного отношения человека к своему здоровью и здоровью других людей, без формирования у каждого привычки и стремления к здоровому образу жизни, без активного участия населения в проведении санитарно-гигиенических и профилактических мероприятий, надеяться на успех в охране и укреплении индивидуального и общественного здоровья нельзя. Только хорошо организованная пропаганда соответствующих знаний способствует снижению заболеваний, помогает воспитывать здоровое, физически крепкое поколение.

Улучшение здоровья студенческой молодежи посредством проведения качественной профилактической работы, направленной на формирование здорового образа жизни.

Приоритетной в формировании здорового образа жизни должна стать роль различных государственных программ, направленных на сохранение и укрепление здоровья студентов, создание активной жизненной позиции в сохранении собственного и общественного здоровья.

Так, с целью пропаганды ЗОЖ Министерством здравоохранения и социального развития РФ в рамках реализации государственной коммуникационной программы по формированию здорового образа жизни среди населения РФ объявлен Всероссийский конкурс проектов по здоровому образу жизни «Здоровая Россия».

Конкурс проводится с целью содействия формированию и распространению (продвижению) приоритетов здорового образа жизни среди населения РФ.

Задачи конкурса - поддержка инициатив, содействующих

формированию и продвижению приоритетов здорового образа жизни;

обобщение и распространение лучшего опыта, практик и стандартов формирования здорового образа жизни;

формирование механизмов, объединяющих усилия государства, муниципалитетов, НКО, граждан, бизнеса и СМИ для решения задач здорового образа жизни.

КГПУ им. В.П. Астафьева принял участие в номинации «Лучший молодежный проект». Цели и задачи проекта: профилактика заболеваемости и социальной дезадаптации студентов и профессорско-преподавательского персонала университета, совершенствование медицинской и психологической защиты, создание условий для управления здоровьем студенческой молодежи.

Существенное внимание в проекте сосредоточено:

на актуальных проблемах мониторинга состояния здоровья студентов и профессорско-преподавательского персонала;

внедрения в образовательный процесс здоровьесберегающих технологий;

осуществления межпредметной координации в комплексной работе по валеолого-экологическому, гигиеническому образованию и воспитанию молодежи;

повышения интеллектуальной насыщенности содержания обучения культуре здоровья, интеграции материальных и информационных технологий обучения, применения цифровых образовательных ресурсов;

развития материально-технического состояния спортивной базы университета.

Таким образом, пропаганда и формирование здорового образа жизни включает:

создание постоянно действующей информационно-пропагандистской системы, направленной на повышение уровня знаний всех категорий населения о влиянии и возможностях снижения всех негативных факторов на здоровье;

привлечение населения к занятиям физической культурой, туризмом и спортом, повышение доступности этих видов оздоровления.

Обязательным условием эффективности этой работы являются ее целенаправленность, плановость и непрерывность проведения.

Большое значение в основе формирования здорового образа жизни занимают личностно-мотивационные качества данного человека, его жизненные ориентиры. Никакие пожелания, приказы, наказания не могут заставить человека вести здоровый образ жизни, охранять и укреплять собственное здоровье, если человек сам не будет сознательно формировать собственный стиль здорового поведения.

Как видим, пропаганда здорового образа жизни - очень важная и ответственная социально-педагогическая задача.

Здоровье - бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. Каждому из нас присуще желание быть сильным и здоровым, сохранить как можно дольше подвижность, бодрость, энергию и достичь долголетия. Эта главная ценность жизни. Его не купишь ни за какие деньги, его надо сохранять, оберегать и улучшать смолоду, с первых дней жизни ребенка.

Здоровый образ жизни - это образ жизни, основанный на принципах нравственности, рационально организованный, активный, трудовой, закаливающий и, в то же время, защищающий от неблагоприятных воздействий окружающей среды; позволяющий до глубокой старости сохранять нравственное, психическое и физическое здоровье.


Глава 2 Роль физической культуры и спорта в утверждении здорового образа жизни


2.1 Физические упражнения


Способ достижения гармонии человека один - систематическое выполнение физических упражнений. Кроме того, экспериментально доказано, что регулярные занятия физкультурой, которые рационально входят в режим труда и отдыха, способствуют не только укреплению здоровья, но и существенно повышают эффективность производственной деятельности. Однако не все двигательные действия, выполняемые в быту и процессе работы, являются физическими упражнениями. Ими могут быть только движения, специально подбираемые для воздействия на различные органы и системы, развития физических качеств, коррекции дефектов телосложения.

Установлено, что школьники, систематически занимающиеся спортом, физически более развиты, чем их сверстники, которые не занимаются спортом. Они выше ростом, имеют больший вес и окружность грудной клетки, мышечная сила и жизненная емкость легких у них выше. (Жизненная емкость легких - наибольший объем выдохнутого воздуха после наиболее глубокого вдоха.) Рост юношей 16 лет, занимающихся спортом, в среднем 170,4 см, а у остальных он равен 163,6 см, вес соответственно - 62,3 и 52,8 кг. Занятия физкультурой и спортом тренируют сердечно-сосудистую систему, делают ее выносливой к большим нагрузкам. Физическая нагрузка способствует развитию костно-мышечной системы.

Физические упражнения окажут положительное воздействие, если при занятиях будут соблюдаться определенные правила. Необходимо следить за состоянием здоровья - это нужно для того, чтобы не причинить себе вреда, занимаясь физическими упражнениями. Если имеются нарушения со стороны сердечно-сосудистой системы, упражнения, требующие существенного напряжения, могут привести к ухудшению деятельности сердца. Не следует заниматься сразу после болезни. Нужно выдержать определенный период, чтобы функции организма восстановились, - только тогда физкультура принесет пользу.

При выполнении физических упражнений организм человека реагирует на заданную нагрузку ответными реакциями. Активизируется деятельность всех органов и систем, в результате чего расходуются энергетические ресурсы, повышается подвижность нервных процессов, укрепляются мышечная и костно-связочная системы. Таким образом, улучшается физическая подготовленность занимающихся и в результате этого достигается такое состояние организма, когда нагрузки переносятся легко, а бывшие ранее недоступными результаты в разных видах физических упражнений становятся нормой. У вас всегда хорошее самочувствие, желание заниматься, приподнятое настроение и хороший сон.

При правильных и регулярных занятиях физическими упражнениями тренированность улучшается из года в год, а вы будете в хорошей форме на протяжении длительного времени.


2 Гигиена физических упражнений


На основе постановлений в результате многолетнего опыта работы в области спортивной медицины четко определены основные задачи гигиены физических упражнений и спорта. Это изучение и оздоровление условий внешней среды, в которых происходят занятия физической культурой и спортом, и разработка гигиенических мероприятий, способствующих укреплению здоровья, повышению работоспособности, выносливости, росту спортивных достижений. Как уже отмечалось ранее, физические упражнения влияют не изолированно на какой-либо орган или систему, а на весь организм в целом. Однако совершенствование функций различных его систем происходит не в одинаковой степени. Особенно отчетливыми являются изменения в мышечной системе. Они выражаются в увеличении объема мышц, усилении обменных процессов, совершенствовании функций дыхательного аппарата. В тесном взаимодействии с органами дыхания совершенствуется и сердечно-сосудистая система. Занятия физическими упражнениями стимулирует обмен веществ, увеличивается сила, подвижность и уравновешенность нервных процессов. В связи с этим возрастает гигиеническое значение физических упражнений, если они проводятся на открытом воздухе. В этих условиях повышается их общий оздоровительный эффект, они оказывают закаливающее действие, особенно, если занятия проводятся при низких температурах воздуха. При этом улучшаются такие показатели физического развития, как экскурсия грудной клетки, жизненная ёмкость легких. При проведении занятий в условиях холода совершенствуется теплорегуляционная функция, понижается чувствительность к холоду, уменьшается возможность возникновения простудных заболеваний. Помимо благоприятного воздействия холодного воздуха на здоровье отмечается повышение эффективности тренировок, что объясняется большой интенсивностью и плотностью занятий физическими упражнениями. Физические нагрузки должны нормироваться с учетом возрастных особенностей, метеорологических факторов.

Каждому, пожелавшему заниматься физической культурой и спортом, надо, прежде всего, регулярно посещать уроки физкультуры. Там обучают гимнастическим и легкоатлетическим упражнениям, там можно научиться играть в баскетбол, волейбол и в другие спортивные игры, ходить на лыжах, а если есть поблизости какой-либо водный бассейн, то и плавать.

Особенно большое значение физкультура и спорт приобретают сейчас, в век технической революции, когда бурными темпами в промышленность и сельское хозяйство внедряются механизация и автоматизация. Труд многих рабочих постепенно сводится к управлению машинами. Это снижает мышечную деятельность рабочих, а без нее многие органы человеческого тела работают на пониженном режиме и постепенно ослабевают. Такую мышечную недогрузку возмещают человеку занятия физической культурой и спортом. Ученые установили, что занятия физкультурой и спортом оказывают благотворное влияние на производительность труда. У работников физического и умственного труда, занимающихся спортом, утомление наступает значительно позже, чем у не занимающихся. Многолетние научные исследования показали, что люди, занимающиеся спортом, в определенных профессиях быстрее приобретают высокую квалификацию. Труд с большим нервным напряжением, например труд летчиков, машинистов скоростных поездов, водителей автомобилей, требует специальной психофизической подготовки. Физкультура здесь большой помощник.

Неоценимую услугу физкультура и спорт оказывают и в формировании у молодёжи высоких моральных качеств. Они воспитывают волю, мужество, упорство в достижении цели, чувство ответственности и товарищества.

Физкультурой и спортом в нашей стране занимаются миллионы людей. Физическое воспитание, особенно молодежи, - дело государственной важности, и государство должно уделять ему большое и неослабное внимание.


Заключение


В формировании здорового образа жизни проблемой остается слабая мотивация его необходимости у населения. По ряду исследований оказывается, что гораздо большее внимание респонденты уделяют отдельным его факторам, таким как питание, а не всему комплексу мер по его реализации, начиная с гигиенической гимнастики, соблюдению режима дня и др. Пока очень неубедительно звучат призывы вести здоровый образ жизни без доказательства его решающего влияния на улучшение показателей здоровья на конкретных примерах. Именно в этом деле первостепенная роль должна принадлежать практическим врачам и в первую очередь - самой массовой медицинской организации - ПМСП.

Одними из важнейших слагаемых здорового образа жизни выступают занятия физическими упражнениями и спортом, роль которых состоит не только в непосредственном влиянии на организм, но и в воспитании ценностных ориентации на здоровье. Поэтому физическое воспитание сегодня приобретает особо важное значение в формировании привычек здорового образа жизни среди детей и подростков.

Немаловажны в организации здорового образа жизни традиции общества. Так, наиболее традиционными спортивно-оздоровительными системами для российских жителей является закаливание. Наличие различных систем закаливания, клубов моржевания подтверждают это. Большое значение сегодня придается роли физической культуры в формировании здорового образа жизни как средство организации досуга, профилактики вредных привычек, алкоголизма и наркомании


Библиографический список

здоровый поведение долголетие

1.Апанасенко, Г.Л. Валеология: имеет ли она право на самостоятельное существование? / Г.Л. Апанасенко // Валеология. - 2007.- № 2. - 9-14 с.

2.Волынская Е.В. Гигиенические основы здоровья: Методическое пособие. - Липецк: Изд-во ЛГПИ, 2000.

3.Гигиена физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Я.С Вайнбаум., В.И. Коваль, Т.А. Родионова. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 240 с.

4.Колбанов, В.В. Методологические и организационные основы педагогической валеологии / В.В. Колбанов // Валеологическое образование (проблемы, поиски, решения). - Липецк, 2006. - 55-61 с.

5.Латкин В.В., Рудеева Т.В., Скибицкий А.В. Основные принципы здорового образа жизни студентов. Учебно-методическое пособие. Краснодар, 2009.

6.Лисицин Ю.П. Общественное здоровье и здравоохранение: Учебник Москва 2010 .

7.Лищук, В.А., Мосткова., Е.В. Основы здоровья. Актуальные задачи, решения, рекомендации: Обзор / В.А. Лищук, Е.В. Мосткова. - М., 2009. - 134с.

8.Лукьяненко, В.П. Физическая культура: основа знаний / В.П. Лукьяненко. - М. : Советский спорт, 2005. - 224 с.

9.Потемкина А.В. Формирование здорового образа жизни: опыт библиотек, работающих с молодежью / А.В. Потемкина // РГБМ. - 2010. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.vmo.rgub.ru/lib_activity/ practice/rgbm7.php, свободный.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Здоровый образ жизни - это способ жизнедеятельности, направленный на сохранение и улучшение здоровья людей. Способствует здоровому образу жизни гигиенический режим труда и отдыха, а вот мешает такие вредные привычки, как курение, употребление алкоголя и наркотиков.

Здоровый образ жизни - главный фактор здоровья.

Здоровье человека - результат сложного взаимодействия социальных, средовых и биологических факторов. Считается, что вклад различных влияний в состояние здоровья следующий:

1. наследственность - 20%;

2. окружающая среда - 20%;

3. уровень медицинской помощи - 10%;

4. образ жизни - 50%.

В развернутом варианте эти цифры, по мнению российских ученых, выглядят так:

    человеческий фактор - 25% (физическое здоровье - 10%, психическое здоровье - 15%);

    экологический фактор - 25% (экзоэкология - 10%, эндоэкология - 15%);

    социально-педагогический фактор - 40% (образ жизни: материальные условия труда и быта - 15%, поведение, режим жизни, привычки - 25%);

    медицинский фактор - 10%

Итак, в наибольшей степени здоровье человека зависит от образа жизни, значит можно считать, что генеральной линией формирования и укрепления здоровья является здоровый образ жизни (ЗОЖ).

Согласно современным представлениям, здоровый образ жизни - это типичные формы и способы повседневной жизнедеятельности человека, укрепляющие и совершенствующие адаптационные (приспособительные) и резервные возможности организма, что обеспечивает успешное выполнение социальных и профессиональных функций.

В основе любого образа жизни лежат принципы, т.е. правила поведения, которым следует индивид. Различают биологические и социальные принципы, на основе которых формируется здоровый образ жизни. Биологические принципы: образ жизни должен быть возрастным, обеспеченным энергетически, укрепляющим, ритмичным, умеренным. Социальные принципы: образ жизни должен быть эстетичным, нравственным, волевым, самоограничительным.

В основу данной классификации положен принцип единства индивидуального и общего, единства организма и среды - биологической и социальной. В связи с этим ЗОЖ - это не что иное, как рациональная организация жизнедеятельности человека на базе ключевых биологических и социальных жизненно важных форм поведения - поведенческих факторов. Перечислим основные из них:

    культивация положительных эмоций, способствующих психическому благополучию - основе всех аспектов жизнедеятельности и здоровья;

    оптимальная двигательная активность (ДА) - ведущий врожденный механизм биопрогресса и здоровья;

    рациональное питание - базисный фактор биопрогресса и здоровья;

    ритмический образ жизни, соответствующий биоритмам, - основной принцип жизнедеятельности организма;

    эффективная организация трудовой деятельности - основная форма самореализации, формирования и отражения человеческой сущности;

    сексуальная культура - ключевой фактор жизнедеятельности как адекватная и прогрессивная форма воспроизведения вида;

    здоровое старение - естественный процесс плодотворного долголетия;

    отказ от пагубных пристрастий (алкоголизм, наркомания, табакокурение и т.п.) - решающий фактор сохранения здоровья.

На практике реализация перечисленных форм поведения чрезвычайно сложна. Одной из главных причин этого следует признать отсутствие мотивации положительного отношения к своему здоровью и ЗОЖ. Дело в том, что в иерархии потребностей, лежащих в основе поведения человека (например, студента), здоровье находится далеко не на первом месте. Это связано с низкой индивидуальной и общей культурой российского общества, что обусловливает отсутствие установки на главенство ценности здоровья в иерархии человеческих потребностей. Следовательно, формирование здоровья - это прежде всего проблема каждого человека. Его следует начинать с воспитания мотивации здоровья и ЗОЖ, ибо эта мотивация является системообразующим фактором поведения. Иначе говоря, будет мотивация (целенаправленная потребность) - будет и соответствующее поведение.

Теоретические положения о значении здорового образа жизни обучающихся

1.1 Сущность и значение здорового образа жизни.

Однозначного и всеобъемлющего определения понятия здоровья нет. На основемедико-биологическихпризнаков Н. М. Амосов указывает: «Здоровье – естественное состояние организма, характеризующееся его уравновешенностью с окружающей средой и отсутствием каких-либо болезненных явлений» . С учетом этих же признаков Г. И. Царегородцев считает, что «здоровье – это гармоническое течение различных обменных процессов между организмом и окружающей средой, результатом которого является согласованный обмен веществ внутри самого организма» . В данном контексте здоровье представляется как естественное гармоническое состояние организма при нормальном протекании в нем обменных процессов, исключающих любые болезненные явления

По определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье – это состояние физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов.

По утверждению специалистов ВОЗ, здоровье на 50-55% зависит от образа жизни человека, на 20-23% - от наследственности, на 20-25% - от состояния окружающей среды (экологии) и на 8-12% - от работы национальной системы здравоохранения. Итак, в наибольшей степени здоровье человека зависит от образа жизни, значит можно считать, что генеральной линией формирования и укрепления здоровья является здоровый образ жизни (ЗОЖ)..

Здоровый образ жизни (ЗОЖ) - сознательное санитарное поведение, направленное на укрепление, сохранение и восстановление здоровья, на обеспечение жизнерадостности и работоспособности, на достижение активной, продолжительной жизни (ВОЗ, Дрезден,1985).

Двадцать первый век характеризуется возрастанием и изменением характера нагрузок на организм человека в связи с усложнением общественной жизни, увеличением рисков техногенного, экологического, психологического, политического и военного характера, провоцирующих негативные сдвиги в состоянии здоровья. По данным Министерства Здравоохранения, проблемы, связанные с здоровьем подрастающего поколения появились ещё в конце 20 века(См.приложение). Несмотря на накопленные знания и многочисленные утверждения о ценности здоровья, здоровый образ жизни в нашей стране культивируется достаточно слабо. Об этом свидетельствует статистика высокой заболеваемости и потребления населением алкоголя и табака. Возможно поэтому средняя продолжительность жизни в нашей стране около 68 лет. По данным доклада Всемирной организации здоровья, Россия, занимая по этому показателю 162 место из 222 указанных, опережает лишь африканские страны ..

Курение подростков, в первую очередь, сказывается на нервной и сердечной - сосудистой системах. В 12-15 лет они уже жалуются на отдышку при физической нагрузке. Курение школьников замедляет их физическое и психическое развитие.

Психологи до сих пор не могут точно определить, почему научить детей плохому легко, а хорошему, наоборот, часто бывает достаточно сложно. Вполне возможно, что тут действует принцип "Запретный плод сладок"... Очень часто вредные привычки возникают у детей и подростков под воздействием так называемого «ближнего круга»- то есть, семьи. Если в семье курят один или оба родителя, то все их разговоры о вреде курения могут остаться только словами.

Ответственность за ухудшение здоровья детей лежит не только на семье но и на школе. Современная школа, следуя за техническим прогрессом и требованиях, которые предъявляет современное общество к образованию, наращивает объём и интенсивность учебной нагрузки, что ведёт к дизадаптации и хроническому переутомлению обучающихся. На сегодняшней день проблема сохранении и укрепления здоровья школьников становится особенно актуальной, ведь сегодняшние дети-это будущее государства.

По данным Минздрава, за последние 10 лет число школьников с хроническими заболеваниями возросло в 1,5 раза.
Сейчас только 10% школьников можно назвать здоровыми, 50% имеют ту или иную патологию, а 40% относятся к группе риска.
Здоровье ребенка зависит от огромного количества причин: окружающая среда, питание, образ жизни, наследственность, инфекционный фон, медицинское обслуживание...

Многолетние исследования Института возрастной физиологии РАО позволили выявит и проанализировать факторы риска, возникающие в школе-так называемые школьные факторы риска, которые негативно влияют на здоровье обучающихся.

К числу школьных факторов риска относится: ускорение учебного процесса; преждевременное начало дошкольного систематического обучения; несоблюдение элементарных физиологических и гигиенических требований к организации учебного процесса; массовая неграмотность родителей, в вопросах сохранения здоровья; недостатки в существующей системе физического воспитания; неэффективность системы работы по формированию здорового образа жизни.

Сила влияния школьных факторов риска заключается в том, что они действуют в период интенсивного развития и формирования всех систем организма школьников в течение длительного и непрерывного времени (10-11 лет). Отсюда видно, что даже небольшие негативные факторы могут накапливаться. Например, если ребёнок в течение нескольких лет сидел за неудобной партой или на задней парте, то у него, с годами, ухудшается осанка, снижается зрение.

Выводы, сделанные НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков неутешительны:

1.Значительное снижение числа абсолютно здоровых детей. Среди учащихся их число не превышает 10-12%.

2.Стремительный рост числа функциональных нарушений, хронических заболеваний. За последние 10 лет, во всех возрастных группах, частота функциональных нарушений увеличилась в полтора раза, хронических болезней – в 2 раза. Половина школьников 7-9 лет, и более 60% старшеклассников имеют хронические болезни.

3.У школьников вдвое увеличилась доля болезней органов пищеварения, в 4 раза – опорно-двигательного аппарата (сколеоз, остехандроз, осложнённые формы плоскостопия).

4.Увеличение числа школьников, имеющих несколько диагнозов. Школьники 7-8 лет имеют в среднем 2 диагноза, 10-11 лет – 3 диагноза, 16-17 лет – 3-4 диагноза, 20% старшеклассников имеют в анамнезе 5 и более функциональных изменений и хронических заболеваний.

Проблема сохранения здоровья школьников состоит в том, что оно с одной стороны, чувствительно к воздействию окружающей среды, а с другой, достаточно инертно по своей природе (негативны последствия на здоровье могут сказаться не сразу). Преподавателям необходимо помнить об этом и обращать внимание родителей школьников на эту проблему.

Школа как социальный институт, в котором проходят образовательные и воспитательные процессы, является мощным фактором, влияющим на здоровье школьников и от взаимодействия педагогов, учеников и их родителей зависит, положительным или отрицательным будет влияние школы на здоровье школьников.

1.1.Значение здорового образа жизни обучающихся

Какие же слагаемые здорового образа жизни школьника?

Это- режим дня; правильное питание; здоровый сон (не менее 8-ми часов); двигательная активность (физкультура и спорт); закаливание и соблюдение правил гигиены.

Под режимом дня, труда отдыха понимается рациональное чередование различных видов деятельности и отдыха, что имеет большое оздоровительное и воспитательное значение.

Правильно организованный режим дня способствует установлению физиологического равновесия организма со средой, в которой осуществляются воспитание и обучение, так как он основан на всестороннем учете особенностей роста, развития, условий жизни ребенка. Поскольку все процессы в организме носят ритмический характер, регулярность отдельных элементов режима и их чередование способствуют нормальному функционированию и четкому взаимодействию всех органов и систем. Режим - основа нормальной жизнедеятельности ребенка, он обеспечивает высокую работоспособность на протяжении учебного дня, недели, года, предохраняет нервную систему от переутомления, повышает общую сопротивляемость организма, создает благоприятные условия для физического и психического развития.

Для школьников соблюдение режима дня имеет особое значение. С одной стороны, их нервная система еще далеко незрелая и предел истощаемости нервных клеток довольно низок, а с другой стороны - новые условия жизни, необходимость адаптации к нелегким для организма ребенка физическим и психическим нагрузкам, связанным с систематическим обучением, ломка старых стереотипов поведения и деятельности и создание новых предъявляют повышенные требования ко всем физиологическим системам. Упорядоченность чередования труда и отдыха способствует оптимизации функций организма, лучшей адаптации к условиям школы с минимальными физиологическими затратами, а нарушения режима дня приводят к серьезным отклонениям в здоровье ребенка, и прежде всего к неврозам.

Одним и важнейших компонентов в формировании ЗОЖ является двигательная активность. Последние годы в силу высокой учебной нагрузки в школе и дома и других причин у большинства школьников отмечается недостаточная двигательная активность, обусловливающая появление гипокинезии, которая может вызвать ряд серьёзных изменений в организме школьника. Исследования гигиенистов свидетельствуют, что до 82–85% дневного времени большинство учащихся находится в статическом положении (сидя). Даже у младших школьников произвольная двигательная деятельность (ходьба, игры) занимает только 16–19% времени суток, из них на организованные формы физического воспитания приходится лишь 1–3%. Общая двигательная активность детей с поступлением в школу падает почти на 50%, снижаясь от младших классов к старшим. Мало подвижное положение за партой или рабочим столом отражается на функционировании многих систем организма школьника, особенно сердечнососудистой и дыхательной. При длительном сидении дыхание становится менее глубоким обмен веществ понижается, происходит застой крови в нижних конечностях, что ведёт к снижению работоспособности всего организма и особенно мозга: снижается внимание, ослабляется память, нарушается координация движений, увеличивается время мыслительных операций.

Следует отметить еще один компонент в формировании ЗОЖ школьника – это пример педагогов и родителей. В силу своих возрастных особенностей школьник испытывает большое доверие к взрослым. Для ребенка слова учителя, его поступки, оценки имеют огромное значение. Именно педагог не только словами, но и всем своим поведением, своей личностью формирует устойчивые представления ребенка об окружающей его действительности. Пример имеет огромное значение в воспитании младшего школьника. Пример – это персонифицированная ценность. Необходимо стремиться к тому, чтобы весь уклад жизни школьника был наполнен множеством примеров ЗОЖ.

Таким образом, значение семьи, школы и педагогов в деле формирования здорового образа жизни школьников возрастает в наши дни. Педагоги должны не только обучать школьников, но и давать советы и рекомендации их родителям по вопросам здорового образа жизни. Наиболее преспективным направлением для взаимодействия педагогов, школьников и их родителей можно считать такое направление как педагогика сотрудничества.

Понятие здорового образа жизни,его значение

Анджела

Определение здорового образа жизни (ЗОЖ)

Здоровый образ жизни - это поведение человека, направленное на рациональное удовлетворение врожденных биологических потребностей (пищевой, двигательной, познавательной, половой, потребности в сне) , способствующее эмоциональному благополучию, профилактике болезней и несчастных случаев.



В понятие здорового образа жизни входит достаточная физическая активность, сбалансированное меню, соблюдение правил гигиены, отказ от излишеств любого рода и естественно, закаливающие процедуры.



Одним из важнейших факторов, составляющих понятие здорового образа жизни, является плодотворная работа. Без труда невозможно само существование человека. Именно посредством труда человек обменивается энергией и информацией с окружающей средой. Благодаря работе человек чувствует себя ценным и полноценным членом общества. Работа должна быть любимой. На такой работе человек чувствует себя замечательно, отдача у него полная. А значит, он реализует все свои потенциалы.

Для гармоничного развития в человеке все должно быть сбалансировано: и физическое развитие, и интеллектуальный потенциал. Среди долгожителей совсем нет людей, которые бы не работали. Как правило, это сельские жители, для которых труд - это просто жизнь. Обязательно следует правильно организовать свое рабочее место.
ПОДРОБНО:
http://www.adzinstva.by/?p=32024
http://otherreferats.allbest.ru/life/00060816_0.html

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Здоровый образ жизни и его влияние на человека

здоровый образ питание курение гигиена

Мало кто из нас в суматохе дней, в бешеном потоке нынешнего времени думает о своем здоровье. Лишь когда валит с ног болезнь, или приходит старость, мы начинаем думать о «бесцельно прожитых» годах. Тема здоровья стала особенно актуальна в наше время, когда человечество погрязло в разного рода болезнях, пагубных привычках. Интерес молодежи к спорту пропадает, проявляясь лишь в массовых драках футбольных «болельщиков». Спортивные клубы пустеют, что сказывается и на состоянии отечественного спорта. Новое поколение вырастает слабым. Что нас ждет дальше?

Здоровый образ жизни - это индивидуальная система поведения человека, способ жизнедеятельности, который обеспечивает формирование, сохранение и укрепление здоровья, способствует профилактике различных заболеваний.

Здоровый образ жизни обеспечивает оптимальные условия для течения психических и физиологических процессов, что уменьшает вероятность заболеваний и увеличивает продолжительность жизни.

Основными составляющими этой системы являются:

оптимальный уровень двигательной активности, обеспечивающий суточную потребность организма в движении;

закаливание, способствующее увеличению сопротивляемости организма неблагоприятным воздействиям внешней среды и заболеваниям;

рациональное питание: полноценное, сбалансированное по набору жизненно необходимых веществ (белки, жиры, углеводы, витамины и микроэлементы);

соблюдение режима труда и отдыха;

личная гигиена;

экологически грамотное поведение;

психическая и эмоциональная устойчивость;

сексуальное воспитание, профилактика заболеваний, передающихся половым путем;

отказ от вредных привычек: курения, употребления алкоголя и наркотиков;

безопасное поведение дома, на улице и в школе, позволяющее избежать травм и других повреждений.

Здоровый образ жизни, являясь индивидуальной системой поведения человека, предполагает выполнение определенных правил поведения, которые вытекают из его содержания.

Рассмотрим несколько аспектов здорового образа жизни.

Питание и здоровье

С уществуютзаболевания (гастрит, ожирение, диабет, гипертония, злокачественные опухоли и т.д.), которые во многом обусловлены неправильным питанием. Мы говорим о значении употребления в пищу продуктов с низким и высоким содержанием жиров, сахара, соли; о голодании, важности врачебного контроля в этот период и возможных негативных последствиях. Важно научиться составлять ежедневные рационы питания. Для подростков особенно важно употреблять в пищу овощи и фрукты, в которых содержатся витамины, необходимые растущему организму.

Д ля обеспечения аминокислотного состава, необходимого организму, целесообразно использовать различные сочетания продуктов, взаимно дополняющих друг друга. Например, употребление пшеничного хлеба с молоком более рационально с биологической точки зрения, чем употребление одного хлеба.

Не всегда разнообразное питание обеспечивает сбалансированное поступление пищевых веществ в организм.

Замечено, если употреблять в избытке мясные продукты, способствующие повышенному содержанию незаменимых аминокислот, в организме могут наступить нарушения функции органов и систем. Будет страдать, прежде всего, пуриновый обмен, выделительная функция почек и т.д.

О собую ценность имеют белки рыбы. Они легко усваиваются организмом и по своим качествам не уступают белкам мяса и птицы. Кроме полноценного белка, рыба содержит витамины А и D, большое количество солей и микроэлементов (йод, цинк, фосфор и др.).

Исключительное значение имеют молоко и молочные продукты; ценность этих продуктов обусловлена благоприятным соотношением входящих в белки молока аминокислот, хорошей усвояемостью жира, молочного сахара, витаминов, минеральных солей и способностью связывать некоторые токсичные элементы и выводить их из организма. Поэтому не случайно с возрастом рекомендуется увеличить потребление молочных продуктов.

Алкоголизм и наркомания

Наркотические вещества вызывают привыкание, отрицательно влияют на физическое и умственное развитие, вызывают заболевания различных органов, т.е. представляют огромную опасность для организма.

В результате анализа школьников (250 анкет) было выявлено, что 40 учащихся никогда не употребляли спиртное, 197 пробовали алкогольные напитки на праздниках, 13 человек признались в том, что достаточно регулярно употребляют спиртное. Была установлена следующая закономерность: среди взрослых людей - любителей и злостных пьяниц практически все жалуются на какие-либо проблемы со здоровьем. Чаще всего это заболевания желудочно-кишечного тракта, сердечно-сосудистой и нервной систем. В подавляющем большинстве случаев систематическое употребление спиртного родителями приводит к большому числу внутрисемейных проблем. Эти факты не из литературных источников, а из жизни близких людей позволят, на наш взгляд, подросткам более серьезно задуматься о поставленных проблемах и принимать взвешенные, разумные решения.

Наркомания и токсикомания - болезни, которые возникают в результате злоупотребления веществами, вызывающими кратковременное чувство приятного психического состояния. Они характеризуются, прежде всего, отравлением нервной системы и патологическим пристрастием к этому отравлению. Между этими заболеваниями существует юридическое различие: вещества, вызывающие токсикоманию, законодательно не включены в список наркотиков.

Э ти болезни развиваются в процессе регулярного приема наркотических веществ и лекарственных препаратов. Попадая в организм, они оказывают сильнейшее воздействие прежде всего на головной мозг. С течением времени у человека нарастают и закрепляются три основных признака наркомании и токсикомании:

психическая зависимость;

физическая зависимость, выражением которой является абстинентный синдром;

изменение чувствительности к наркотику (толерантность).

Последствия наркомании и токсикомании имеют крайне тяжелый характер.

В о-первых, поражается нервная система и внутренние органы, что приводит к развитию различных заболеваний, инвалидности, а иногда и к гибели наркомана.

В о-вторых, постепенно происходит духовное разрушение личности наркомана. Изменения в его психике приводят к эмоциональной опустошенности, черствости, эгоизму, аморальности. Развивается неспособность правильно оценивать свое поведение, готовность к совершению преступлений.

В борьбе с наркоманией и токсикоманией основным средством служит профилактика. Ее основными направлениями являются:

повышение медицинской грамотности и культуры населения;

организация полноценного досуга и отдыха, повышение общественной активности людей;

воспитание у людей потребности в систематическом умственном и физическом труде;

развитие и совершенствование наркологической службы.

Курение

Т абакокурение - одна из самых распространенных вредных привычек, характеризующаяся регулярным потреблением табачных изделий. Табачный дым представляет собой аэрозоли, состоящие из жидких и твердых частиц, находящихся во взвешенном состоянии. Он содержит никотин, угарный газ, аммиак, синильную кислоту, цианистый водород, ацетон и значительное количество веществ, способных вызывать образование злокачественных опухолей. Наиболее опасен никотин. К нему организм привыкает быстро, поэтому острое отравление им имеет очень короткую фазу. Его признаки: головокружение, кашель, тошнота, горечь во рту. Иногда к ним присоединяются слабость, недомогание, бледность лица. Угарный газ, растворяющийся в крови курильщика, приводит к кислородному голоданию организма, от чего страдает, прежде всего, сердце. Но больше всего от воздействия табачного дыма страдает легочная система. Ядовитые вещества табачного дыма постепенно разрушают механизмы защиты легких, вызывая легочные заболевания. Кроме раздражения слизистой оболочки гортани, трахеи, бронхов и альвеол (легочные пузырьки), развивается хроническое заболевание дыхательных путей - бронхит курильщика. Им страдают 80% курильщиков. Крайне неблагоприятны последствия курения для женского организма, в частности для его детородной функции.

Гигиена

Г игиеной называется наука, которая изучает влияние внешней среды на здоровье отдельного человека (личная гигиена ) и всего населения (общественная гигиена ) и разрабатывает нормы, требования и правила сохранения здоровья, высокой трудоспособности, продления активного долголетия, профилактики инфекционных и неинфекционных заболеваний. Личная гигиена включает в себя уход за всеми частями тела, кожей, зубами, волосами, гигиену одежды и обуви, питания, жилища. Каждое из этих направлений имеет большое значение для здоровья людей. Невыполнение гигиенических норм по любому из упомянутых разделов влечет за собой ущерб здоровью.

Таким образом, яркие убедительные примеры из научной литературы и жизни позволяют нам убедиться в огромной роли самого человека для сохранения собственного здоровья; выработать навыки негативного отношения к вредным привычкам.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Понятие здорового образа жизни. Проблемы формирования здоровья и здорового образа жизни. Формирование положительного отношения к здоровому образу жизни человека. Роль физических упражнений в формировании здорового образа жизни и укреплении здоровья.

    реферат , добавлен 14.11.2014

    Анализ процесса формирования здорового стиля жизни личности в составе культуры здоровья нации. Понятие здорового образа жизни и его основных составляющих. Ведущие направления борьбы с вредными привычками и профилактики зависимостей среди населения.

    курсовая работа , добавлен 23.01.2016

    контрольная работа , добавлен 06.12.2010

    Характеристика здорового образа жизни как системы разумного поведения человека фундаменте нравственно-религиозных и национальных традициях. История здорового образа жизни в России и основные правила его реализации. Основные правила здорового питания.

    презентация , добавлен 25.10.2011

    Обобщение основных факторов, пагубно влияющих на здоровье человека: курение, алкоголизм, наркомания, СПИД. Элементы здорового образа жизни: профилактика пагубных привычек, полноценное питание, свежий воздух, рациональный режим, двигательная активность.

    презентация , добавлен 28.04.2011

    Характеристика основных видов здоровья. Позитивное влияние рационального режима труда и отдыха, физических нагрузок, правильного рациона питания на организм человека. Исследование стоимости здорового образа жизни и ее сопоставление с бюджетом студента.

    курсовая работа , добавлен 27.03.2012

    Здоровый образ жизни как социально-педагогическое явление. Условия, необходимые для формирования здорового образа жизни у детей. Социально-педагогическая деятельность по формированию здорового образа жизни у подростков и профилактике наркомании.

    курсовая работа , добавлен 10.11.2013

    Важность зарядки, занятий спортом и здорового питания. Осознанные мысли о здоровом образе жизни. Ответственность за здоровье своих будущих детей. Программа по подготовке к беременности и рождению малыша. Производственные факторы, вредные для здоровья.

    контрольная работа , добавлен 12.09.2014

    Общие понятия о здоровье. Составляющие здорового образа жизни: физическая, психологическая и поведенческая. Рациональная организация жизнедеятельности человека на базе ключевых биологических и социальных жизненно важных форм поведения. Мотивация здоровья.

    реферат , добавлен 26.05.2014

    Понятия валеологии. Компоненты физической культуры. Основополагающие критерии здоровья. Влияние некоторых групп факторов на заболевания человека. Негативные стороны жизни студентов. Составляющие здорового образа жизни. Способы психологической разгрузки.

Загрузка...