docgid.ru

Имя существительное. Собственные и нарицательные имена существительные

Имена существительные делятся на собственные и нарицательные по их значению. Сами определения этой части речи имеют старославянские корни.

Термин «нарицательное» происходит от «нарицание», «нарекание», и используются для общего названия однородных, похожих предметов и явлений, а «собственное» означает «особенность», индивидуальное лицо или единичный предмет. Такое называние отличает его от других однотипных предметов.

Например, нарицательным словом «река» определяются все реки, но Днепр, Енисей – названия собственные. Это постоянные грамматические признаки существительных.

Что такое имена собственные в русском языке

Имя собственное — это исключительное наименование предмета, явления, лица, отличного от других, выделяющегося из иных множественных понятий.

Это имена и прозвища людей, названия стран, городов, рек, морей, астрономических объектов, исторических событий, праздников, книг и журналов, клички животных.

Также свои имена могут иметь корабли, предприятия, различные учреждения, бренды изделий и многое другое, требующее особого наименования. Могут состоять из одного или нескольких слов.

Правописание определено следующим правилом: все имена собственные пишутся с большой буквы. Например: Ваня, Морозко, Москва, Волга, Кремль, Россия, Русь, Рождество, Куликовская битва .

Названия, имеющие условное или символическое значение, заключаются в кавычки. Это названия книг и различных изданий, организаций, фирм, мероприятий и др.

Сравните: Большой театр, но театр «Современник», река Дон и роман «Тихий Дон», пьеса «Гроза», газета «Правда», теплоход «Адмирал Нахимов», стадион «Локомотив», фабрика «Большевичка», музей-заповедник «Михайловское».

Обратите внимание: одни и те же слова, в зависимости от контекста, бывают нарицательными или собственными и пишутся согласно правилам. Сравните: яркое солнце и звезда Солнце, родная земля и планета Земля.

Имена собственные, состоящие из нескольких слов и обозначающие единое понятие, подчеркиваются как один член предложения.

Рассмотрим на примере: Михаил Юрьевич Лермонтов написал стихотворение, которое сделало его знаменитым. Значит, в этом предложении подлежащим будут три слова (имя, отчество и фамилия).

Типы и примеры собственных существительных

Имена собственные изучает лингвистическая наука ономастика. Этот термин образован от древнегреческого слова и означает «искусство давать имена»

Эта область лингвистики занимается исследованием информации о наименовании конкретного, индивидуального объекта и выделяет несколько типов наименований.

Антропонимами называют собственные имена и фамилии исторических личностей, фольклорных или литературных персонажей, известных и простых людей, их прозвища или псевдонимы. Например: Абрам Петрович Ганнибал, Иван Грозный, Ленин, Левша, Иудушка, Кощей Бессмертный.

Топонимы изучают появление географических наименований, названий городов, улиц, в которых могут отражаться специфика ландшафта, исторические события, религиозные мотивы, лексические особенности коренного населения, экономические признаки. Например: Ростов-на-Дону, Куликово поле, Сергиев Посад, Магнитогорск, Магелланов пролив, Ярославль, Черное море, Волхонка, Красная площадь и др.

Астронимы и космонимы анализируют появление наименований небесных тел, созвездий, галактик. Примеры: Земля, Марс, Венера, комета Галлея, Стожары, Большая Медведица, Млечный путь .

Есть в ономастике другие разделы, изучающие имена божеств и мифологических героев, наименования народностей, клички животных и пр., помогающие понять их происхождение.

Имя нарицательное — что это такое

Эти существительные называют любое понятие из множества подобных. Они имеют лексическое значение, то есть информативность, в отличие от имен собственных, которые таким свойством не обладают и только называют, но не выражают понятие, не раскрывают его свойств.

Нам ничего не говорит имя Саша , оно лишь идентифицирует конкретного человека. В словосочетании девочка Саша , мы узнаем возраст и пол.

Примеры нарицательных существительных

Нарицательными именами названы все реалии окружающего нас мира. Это слова, выражающие конкретные понятия: людей, животных, явления природы, предметы и др.

Примеры: врач, студент, собака, воробей, гроза, дерево, автобус, кактус .

Могут обозначать абстрактные сущности, качества, состояния или характеристику: смелость, понимание, страх, опасность, мир, могущество.

Как определить собственное или нарицательное имя существительное

Имя нарицательное можно отличить по значению, т. к. оно называет предмет или явление, относящиеся к однородным, и грамматическому признаку, потому что оно может изменяться по числам (год — годы, человек — люди, кошка – кошки ).

Но многие существительные (собирательные, отвлеченные, вещественные) не имеют формы множественного числа (детство, темнота, нефть, вдохновение ) или единственного (заморозки, будни, потемки ). Пишутся нарицательные существительные с маленькой буквы.

Собственные имена существительные являются отличительным наименованием единичных предметов. Они могут употребляться только в единственном или множественном числе (Москва, Черемушки, Байкал, Екатерина II ).

Но если называют разные лица или предметы, могут употребляться во множественном числе (семья Ивановых, обе Америки ). Пишутся с заглавной буквы, при необходимости в кавычках.

Стоит отметить: между собственными и нарицательными именами постоянно происходит обмен, им свойственно переходить в противоположный разряд. Нарицательные слова вера, надежда, любовь стали в русском языке собственными именами.

Многие заимствованные имена первоначально тоже были нарицательными. Например, Петр – «камень» (греч.), Виктор — «победитель» (лат.), София – «мудрость» (греч.).

Часто в истории имена собственные становятся нарицательными: хулиган (английская семья Хулихэн с дурной репутацией), вольт (физик Алессандро Вольта), кольт (изобретатель Сэмюэл Кольт). Литературные персонажи могут приобретать нарицательность: донкихот, иудушка, плюшкин.

Топонимы дали название многим предметам. Например: ткань кашемир (Кашмирская долина Индостана), коньяк (провинция во Франции). При этом одушевленное имя собственное становится неодушевленным нарицательным.

И наоборот, бывает, что родовые понятия становятся ненарицательными: Левша, кот Пушок, синьор Помидор.

Горшкова Татьяна Константиновна
Учебное заведение: МБОУ СОШ №1 им М. П. Кочнева г. Нерюнгри
Краткое описание работы:

Дата публикации: 2018-03-29 Имена собственные и нарицательные Горшкова Татьяна Константиновна Уточнить представление о собственных и нарицательных именах существительных.

Просмотреть свитедельство о публикации

Имена собственные и нарицательные

Тема: «Имена существительные собственные и нарицательные».

Тип урока: изучение нового материала

Цель: Познакомить учащихся с именами собственными и нарицательными.

Задачи:

  1. Уточнить представление об именах собственных и нарицательных.
  2. Развивать речь детей, внимание, логическое мышление, наблюдательность.

Планируемый результат

Познавательные умения:

Объяснять различие существительных нарицательных и собственных и обосновывать своё мнение.

Регулятивные умения:

Выполнять учебное задание в соответствии с правилом.

Коммуникативные умения:

Формулировать понятные высказывания, используя термины.

Предметные умения :

Писать в тексте имена собственные и нарицательные.

Основные понятия:

— имя существительное (без определения);

— имя собственное;

— имя нарицательное;

— правила правописания имен собственных и нарицательных.

Межпредметные связи

Русский язык, литературное чтение, окружающий мир

Ресурсы:

Мультимедийный проектор. Учебник «Русский язык», ч.2. Тема: «Имена собственные и нарицательные»

Методическое пособие, наглядный и раздаточный материал

Организация пространства

Работа фронтальная, индивидуальная, в парах, в малых группах

Ход урока:

1.Орг. момент Зарядка «Солнышко» 1ученик у доски показывает.

Правило1 (Посадка)

Аутотренинг.

Положите голову на руки, повторите про себя или вслух.

У меня спокойное состояние. Я буду хорошо работать на уроке. У меня всё получится.

Правило2 (Тетрадь)

Правило3 (Ручка)

Правило4 (Хором)

2. Актуализация знаний. Постановка учебной задачи

В тетрадях 2 строки вниз. Продиктует по слогам 1 ученик число, кл. работа.

Минутка чистописания. На доске:

1) воробей ученик имя собака

2) приставка корень суффикс существительное окончание

Напишите лишнее слово из первой строчки. Почему оно лишнее?

Выпишите лишнее слово из второй строчки. Почему оно лишнее?

Что получилось?(Имя существительное). Вспомним, что нам известно об имени существительном.(На доске собираем вместе с детьми кластер об имени существительном)

-Давайте поиграем в игру «Верю-не верю»(Дети +-)

  • Имя существительное обозначает признак предмета.(-)Почему? Вывешивается.
  • Имя существительное отвечает на вопросы что делает? Что сделает?(-) Почему? Вывешивается
  • Имя существительное бывает одушевленным или неодушевленным.(+)
  • Одушевленные существительные отвечают на вопрос что?(-) Почему? Вывешивается
  • Неодушевленные существительные отвечают на вопрос что?(+)
  • Имена существительные бывают только собственными.(-) Почему? Вывешивается

А какие ещё бывают?

Слайд 1. Тема: «Имена существительные собственные и нарицательные».

Что мы уже знаем по этой теме? (Что такое имя собственное)

Какие слова относятся к именам собственным?(Названия рек, морей, городов, фамилия, имя, отчество…)

Тогда какую цель мы поставим на уроке, что по этой теме мы ещё не знаем? (Что такое нарицательное существительное)

Слайд 2 Цель: Уточнить представление о собственных и нарицательных именах существительных.

Как достичь поставленной цели? Чему мы ещё должны учиться на уроке? Вам помогут ответить на поставленный вопрос слова.

Слайд3

Учиться слушать…

Размышлять …

Сотрудничать…

Думать…

Рассуждать…

Работать…

Сравнивать…

Обобщать…

Слайд4 Я обобщаю.

Цели:

  1. Уточнить представление об именах собственных и нарицательных

2.Развивать речь детей, внимание, логическое мышление, наблюдательность

3.Воспитывать умение работать в коллективе.

3.Изучение нового материала. Работа в парах.

У вас на столах лежат карточки со словами. Они все перепутались. Составьте пары слов, подходящие по смыслу.

Доктор Ряба братец Емеля сын Алёнушка сестрица Иванушка курочка Айболит

Что получилось? (1 пара зачитает. Остальные +-)

Посмотрите, чем отличаются сова в каждой паре? Почему 1 написано с маленькой буквы, а другое с большой? (Потому что одно является именем собственным, а другое-нет)

Поднимите руку группа «Помощники»

Для вас задание: выяснить по словарю, что такое имя собственное.

Что мы знаем про имена собственные? (Пишутся с большой буквы, обозначают имена, клички, названия города, моря…)

Физминутка . Собственное-руки вверх. Нарицательное-присесть.

Анжелика, девочка, кукла, Прохоровка, Волга, море, Марс, книга.

Подведение итогов группы «Помощники» (читает 1 по словарю)

Слайд 5

Имя собственное — личное, индивидуальное название кого-нибудь или чего-нибудь.

Как вы понимаете слово индивидуальное (Отдельный, единичный)

Работа по учебнику

Давайте откроем учебник с. 81, упр. 106.Прочитайте текст самостоятельно. Что вы узнали из текста? Выпишите имена собственные.

Кто не знает как отличить имя собственное?

Кто подскажет как это сделать? (Пишутся с большой буквы, обозначают единичное название). Раздаются карточки-помощники для слабых с алгоритмом действий.

3х первых я проверяю, они проверяют остальных.

Давайте прочитаем вывод профессора Самоварова, какие слова называются именами собственными с 81

Чем мы можем дополнить данное правило? Какие существительные мы будем называть собственными? (Составляется кластер на доске:

Имя собственное

Единичное название

Кто среди данных названий в тетради назовёт города? (Новгород, Ярославль, Тверь)

Кто запомнил названия рек? (Волга, Волхов)

Что такое Россия? (название страны)

Что особенного в написании этого слова нужно запомнить? (Орфограмма удвоенный согласный, безударный гласный) Подчеркните, правильно выделив эти орфограммы.

Какая орфограмма есть во всех словах? (Заглавная буква) Подчеркните.

Как вы думаете, какие тогда существительные называются нарицательными?

Я тоже заглянула в словарик и нашла определение нарицательным именам существительными поняла, что это такое существительное, которое противоположно имени собственному.

Слайд6

Давайте продолжим составление кластера.

Имя нарицательное

Много предметов

Попробуйте сами привести примеры нарицательных имен существительных.

Откройте с 141(словарик) Выпишите 3 нарицательных существительных.

Кто справился? Какие примеры?

Давайте попробуем тогда составить предложение с2-мя такими словами на выбор.

Слайд7 шарик-Шарик

Роза-роза

Запишите 1 любое предложение. Почему одно из слов с маленькой буквы, а другое- с большой?

Закрепление. Работа в группах.

Сейчас будет задание на время. Вы будете работать в тройках. Нужно за 5 минут успеть написать как можно больше имен собственных с данными в каждой группе значениями. Подумать, где нужно поставить кавычки.

1группа. Названия городов (Помощник — карта)

2 группа. Названия рек (Помощник — карта)

3 группа. Названия морей (Помощник — карта)

4 группа. Клички животных (Помощник-анаграммы)

5 группа. Фамилии детских писателей (Помощник -анаграмма)

6 группа. Названия автомобилей. (Рисунки автомобилей с подписями внизу-«Собери слова»

7 группа. Названия книг. (Рисунки обложек книг)

8 группа. Названия планет. (Рисунок Солнечной системы)

1от каждой группы выходит с листочком и зачитывает.(+-)

— Кто знает, в каком городе мы живём? На какой реке стоит наш город? Каким морем омывается наш город? В какой стране мы живём? Столица нашей Родины?

Что, какое правило объединяет написание всех этих слов? (Имя собственное пишется с большой буквы)

В каких случаях будут использованы кавычки? (названия книг, марок автомобилей)

Физминутка (для глаз) — Мультимедийный проектор

Слайд8-9

Самостоятельная работа. Дифференцированное задание.

Слайд 10

Я предлагаю вам 3 вида заданий. На красном фоне — повышенной сложности, жёлтом- полегче, в зелёном – совсем лёгкие. Выберите себе то задание, с которым вы считаете, что справитесь. Запишите в тетрадь.

а) Спишите, раскрывая скобки.

Возвращаясь под вечер с (П, п)оля,
Потеряла (С, с)ерёжку (П, п)оля.
Ту (С, с)ерёжку нашёл (С, с)ерёжка.
Прибежал, постучал в окошко:
– Отыскалась твоя (С, с)ерёжка.

Цели :

  • систематизация знаний учащихся о правописании большой буквы в именах, отчествах, фамилиях;
  • знакомство с именами собственными, нарицательными;
  • учить отличать имена собственные от нарицательных; расширение словарного запаса детей;
  • развивать внимание, логическое мышление и интеллектуальное развитие учащихся.

Задачи:

Предметные:

  • познакомить с именами собственными и нарицательными;
  • учить применять правила правописания большой буквы в ФИО;
  • продолжить работу с толковым словарём;
  • создать условия для обогащения словарного запаса детей;
  • воспитание уважительного отношения к семье, к роду.

Метапредметные :

  • создавать условия для формирования интереса к новому учебному материалу;
  • развивать умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, вносить необходимые коррективы в свою работу;
  • развивать умение работать в паре, оценивать своего товарища;
  • развивать воображение, анализировать, сопоставлять, обобщать;
  • формировать коммуникативные навыки (построение монологического высказывания, владение диалогической формой коммуникации, учёт мнения и позиции другого).

Личностные : формировать положительное отношение к учёбе и своим знаниям, развивать творческое воображение.

Ход урока

1. Организационный момент.

Прозвенел уже звонок,
Начинается урок.

2. Минутка чистописания.

2 слайд. На доске записано: фмл ффмл

Определи порядок написания букв. Продолжи. (фффмл ффффмл )

Дайте характеристику звуку [ф].

3. Словарная работа. Знакомство с новым словом.

3 слайд . - К нам на урок пришли 2 девочки. Давайте с ними познакомимся. Но для этого надо решить задачу.

Оля и Юля имеют разные фамилии Сапожникова и Кузнецова. Какую фамилию имеет каждая из них, если Оля и Кузнецова живут в соседних домах? (Оля Сапожникова и Юля Кузнецова).

Но кто из них Оля, а кто Юля? Хотите узнать? (да)

- У девочки справа от вас в имени 4 звука. (Юля)

4 слайд. - Оля и Юля приготовили для вас задание.

5 слайд . Каждой букве соответствует знак. Составьте слово, которое зашифровано. (фамилия)

Что означает фамилия? (человек принадлежит семье)

Каким образом человек получает фамилию? (переходит от родителей)

Давайте посмотрим значение этого слова по словарю. Каким словарём нужно пользоваться? (толковым)

7 слайд. СЛОВАРЬ: Фамилия – 1. Наследственное семейное наименование, прибавление к личному имени. 2. Род. 3. Семья.

Какое значение слова нам ближе, понятнее? (семья)

Слово фамилия означает семья.

8 слайд . Запишем в тетрадь: ФАМИЛИЯ,

Как произошли фамилии? (версии детей)

9 слайд. Работа с учебником стр. 56. Страничка для любознательных.

Кем был твой прадед на Руси,
Свою фамилию спроси.
Есть в каждом классе Кузнецов.
Кто прадед Кузнецова?
Он был из рода кузнецов –
Отец отца отцова.
У Гончарова прадед знал
Гончарный круг и глину.
У Дегтярёва дёготь гнал.
В дегтярне горбил спину.
С пилою Пильщиков дружил,
Мял Кожемякин кожи.
В атаки воинов ходил,
Стрельцов сражался тоже.
Звучит как музыка, как стих,
Фамилии простые.
Взглядись – и ты увидишь в них
Историю России.

Давайте вернёмся к нашим девочкам и подумаем, как образовались их фамилии? 10 слайд . – А знаете ли вы, что означает ваша фамилия? (версии детей)

Кроме фамилии у человека есть отчество. Как образовано оно? (от имени отца)

11 слайд. Запишем в тетрадь: ОТЧЕСТВО, ИМЯ.

В каком словаре проверим правильность написания слов? (орфографическом)

4. Введение в тему урока.

– Какая тема урока? Над чем мы сегодня будем работать? (...)

Мы будем работать над правописанием большой буквы в ФИО. Узнаем какие существительные относятся к именам собственным и нарицательным.

12 слайд. “ Тема урока”

5. Работа над новым материалом.

13 слайд . - Прочитайте. На какие две группы можно разделить слова?

Алёнушка. Сестрица. Петрович. Боря. Брат. Титов. Медведев. Отец. Сергеевич.

14 слайд . Ответы на задание.

Запишите в тетрадь слова, которые всегда пишутся с заглавной буквы.

Как вы думаете, эти слова называются имена собственные или нарицательные? (дети высказывают предположение)

15 слайд . Работа над правилом СТР. 52, 53 Имена собственные, нарицательные.

Ваше предположение оказалось верным?

6. Закрепление нового материала.

Упр. 90. Какое слово лишнее? Почему? Спишите слова в алфавитном порядке.

Какие ещё слова пишутся с заглавной буквы?

16 слайд.

Рассмотрите схему, объясните, какие существительные являются именами собственными?

17 слайд . Физкультминутка. Если вы услышите слово, которое надо писать с маленькой буквы, т. е имя нарицательное, то наклоняетесь вперёд и достаёте пол кончиками пальцев обеих рук. Услышав имя собственное, прогибаетесь назад, поднимаете руки вверх.

Юрий, космонавт, Андрей, пилот, Марина, ученица, солнце, Борисов, Семёнова, Таня, тетрадь, Оля.

Работа с текстом Упражнение 98.

Работа в паре. Ребусы. 18 слайд

Какие имена вы записали? Полные или краткие?

Назовите полные имена. Какое имя лишнее.

Как называют людей, у которых одинаковые имена? (тёзка)

А как называют людей, у которых одинаковые фамилии? (однофамильцы).

7. Подведение итогов.

Что нового узнали?

Что особенно запомнилось на уроке?

Какие задания вызвали затруднения?

Домашнее задание: творческое: Узнать происхождение своей фамилии. Написать рассказ о своей семье.

  • Красный – В следующий раз всё получится.
  • Жёлтый – Старался, но не всё получилось.
  • Зелёный – Я старался и всё получилось.

Открытый урок, 2 класс. Собственные и нарицательные имена существительные. Правописание собственных имён существительных.

Цель : познакомить учащихся с именами существительными собственными и нарицательными, учить различать имена собственные и нарицательные.
Задачи:
образовательные: добиться осмысленности усвоения учебного материала по теме «Собственные и нарицательные имена существительные. Правописание собственных имён существительных», осознания различия имён собственных и нарицательных, умения пользоваться терминами «имена собственные», «имена нарицательные», закрепить орфографический навык использования заглавной буквы в именах собственных;
развивающие: помочь учащимся осознать социальную, практическую и личностную значимость данного учебного материала, обеспечить развитие у учащихся ставить цель и планировать свою деятельность, способствовать развитию у учащихся внимания, наблюдательности, орфографической зоркости, обеспечить развитие у учащихся монологической и диалогической речи;
воспитательные: способствовать формированию интереса к предмету, любви к своему городу, гордости за своих земляков.
Планируемые предметные результаты:
- понимать суть понятий «имена собственные», «имена нарицательные», уметь различать имена существительные собственные и нарицательные, уметь писать собственные имена существительные с заглавной буквы.
Ресурсы:
компьютер, проектор, презентация к уроку, учебник «Русский язык» 2 класс
В. П. Канакина, В. Г. Горецкий, рабочая тетрадь по русскому языку В. П. Канакина.

Ход урока

I Организация начала урока
- Солнце поднимается,
Утро начинается,
Город просыпается,
А в городе просыпаются жители…
(на слайде рисунки: солнце, город, девочка, мальчик, щенок и записаны слова – солнце, утро, город, девочка, мальчик, щенок)
- Утро всегда должно начинаться с улыбки и хорошего настроения, и тогда весь день дела будут идти хорошо.
- Покажите «смайликом» с каким настроением вы пришли на урок.
- Настроение у всех хорошее – значит всё у нас получится!
II Актуализация опорных знаний
- Прочитайте слова, записанные на экране.
(солнце, утро, город, девочка, мальчик, щенок)
- Какой частью речи они являются? (именем существительным)
- Почему вы так решили?
(обозначают предмет, отвечают на вопросы кто? что?)
- Как можно разделить данные существительные на две группы?
(одушевлённые и неодушевлённые)
- Какие существительные называются одушевлёнными?
- Какие существительные называются неодушевлёнными?
- Разделите лист перегибанием на две части.
-Запишите самостоятельно в первый столбик с маленькой буквы неодушевленные имена существительные, во второй столбик – одушевленные.
- Проверьте себя.
(на слайде: солнце девочка утро мальчик город щенок)
- Оцените правильность выполнения «смайликом»
- Молодцы, с этим заданием справились.
На следующем слайде вы видите слова: Амина, София, Тимур, Мурад, Шарик, Бобик, Хасавюрт, Махачкала, дети, карандаш, петух, Рыжик, кот, город, утро.
-выберите из них название городу, имя мальчику, имя девочке, кличку щенку.
- Почему эти слова написаны с заглавной буквы?
- Молодцы, правила вы знаете. А сегодня мы узнаем что - то новое об этих словах.
-Чтобы узнать тему урока, нужно выполнить задание.
Распределите слова по группам - имя человека, отчество, фамилия. Если слова не подходят ни к одной группе, запишите их в четвёртую - без названия.
Вспомните правила работы в парах и приступайте.
(на слайде:
Распределите слова по группам:
Ася, Руслановна, Амир, ученик, Алиева, Алиевич, Гаджиев, дом,.
имя отчество фамилия

Оцените «смайликом» работу своей пары: дружно, сплоченно вы работали или нет.
- Давайте проверим. Какие слова записали в 1 столбик? во 2 столбик? в 3 столбик?
- Какие слова не попали ни в один из этих столбиков?
(на слайде таблица)
- А теперь оцените «смайликом» правильно ли ваша пара выполнила задание.
- Молодцы. Посмотрите ещё раз на таблицу. Чем отличается написание слов первых трёх столбиков от последнего?
- Какое общее название можно дать словам первых трёх столбиков?
- Учёные в русском языке уже давно придумали специальные термины. Слова первых трёх столбиков назвали собственными именами существительными, а последнего – нарицательными именами существительными.
III. Самоопределение к деятельности. Постановка темы и учебной задачи.
- Попробуйте назвать тему нашего урока.
(на слайде:
Собственные и нарицательные имена существительные. Правописание собственных имён существительных.)
- Что вы уже знаете об именах собственных и нарицательных?
А чему хотели бы научиться? поставьте цель урока.
Сегодня на уроке мы узнаем …
научимся …
попробуем …
- Сегодня мы на уроке узнаем, какие существительные относятся к собственным, а какие к нарицательным, научимся их различать, попробуем свои знания применить на практике.
IV. Открытие нового знания
- А вы знаете, что обозначают термины «собственные имена существительные», «нарицательные имена существительные»?
- Имена, отчества, фамилии людей – это собственные имена существительные, потому что имена, отчества, фамилии есть у всех людей, но у каждого оно своё, личное и никто их у вас не может отобрать. Это ваше, собственное, больше ничьё. Собственное имя называет только вас.
- С какой буквы пишутся имена собственные?
- А все остальные – несобственные - имена существительные нарицательные имена существительные, они называют, нарицают любой предмет, но не дают ему имени.
- В каком столбике у нас написаны имена собственные? А имена нарицательные?
- Прочитаем правило в учебнике на странице 52.

-С какой буквы они пишутся?
-А у кого еще может быть своё собственное имя?
Правильно клички животных, названия рек, городов, улиц – это тоже имена собственные.
(слайд)
Приведите примеры собственных имён существительных.
- Прочитаем правило в учебнике на странице 53.

С какой буквы они пишутся?
Приведите примеры нарицательных имён существительных.
Физминутка.
РАНО УТРОМ В ПАРК ХОДИЛИ,
ТАМ СНЕГОВИКА ЛЕПИЛИ.
А ПОТОМ С ГОРЫ КАТИЛИСЬ,
ВЕСЕЛИЛИСЬ И РЕЗВИЛИСЬ.
В КАТЮ БРОСИЛИ СНЕЖКОМ,
В МАРИНУ БРОСИЛИ СНЕЖКОМ,
В ВАРЮ БРОСИЛИ СНЕЖКОМ.
ПОЛУЧИЛСЯ СНЕЖНЫЙ КОМ.
ХОЛОДНО ГУЛЯТЬ ЗИМОЙ,
ПОБЕЖИМ СКОРЕЙ ДОМОЙ!
Встретились ли в словах физминутки собственные имена существительные?
- Покажите «смайликом» как вы поняли, какие имена существительные называются собственными, а какие нарицательными.
V. Первичное закрепление знаний
Молодцы, но у вас ещё впереди есть уроки, на них вы разберётесь до конца в этой теме.
- А теперь давайте учиться различать имена собственные и нарицательные.
- Снова посмотрите вокруг себя, на карточках вы видите записанные имена существительные. Подойти, снять любую карточку, прочитать существительное и определить, какое оно – собственное или нарицательное и объяснить почему.
- Какие существительные мы называем собственные?
С какой буквы они пишутся?
- Какие существительные мы называем нарицательные?
С какой буквы они пишутся?
VI. Вторичное закрепление знаний
- Какие слова, кроме имён, отчеств и фамилий людей относятся к именам собственным.
- Где в жизни мы встречаемся с именами собственными?
- Как называется город, в котором мы живём?
- Наш город маленький, но очень красивый, у него есть своё собственное красивое имя – Хасавюрт.
Слайд

Наш город имеет свою историю, традиции, праздники. В нашем городе жили и живут замечательные люди, о которых вы много говорите дома, в школе.Уроженцами Хасавюрта являются многие знаменитые спортсмены, такие как братья Адам и Бувайсар Сайтиевы, Артур Бетербиев, братья Мавлети Адам Батиров, Махач Муртазалиев.
Достопримечательностями города являются храм Знамения Божьей Матери на ул. Орджоникидзе, до недавнего времени - крупнейший православный храм на Северном Кавказе. В Хасавюрте также имеется большая мечеть. Построен Исламский университет имени Саитбега Даитова.
В центре Хасавюрта Дылымского кольца имеется памятник, посвящённый Герою Советского Союза Э. Б. Джумагулову.

Поэт Григорий Афанасьевич Симаков волею судеб приехал в Дагестан в 1986 году. Два года своей жизни он отдал г. Хасавюрту, где и начал печататься в городской газете «Дружба». Самым первым его опубликованным поэтическим произведением стали стихи о Хасавюрте.

Я изъездил почти всю Россию,
Но всегда мой кончается путь
В моём городе светло-синем,
Под названием Хасавюрт.

Здесь живут люди с добрым сердцем,
Словно братья, одной семьёй.
Украинцы, кумыки, чеченцы.
Всем ты Родиной стал город мой.

Ты домами к солнышку тянешься.
Как цветущий сиреневый куст
И делами своими ты славишься.
О тебе люди песни поют.

Над тобой небо синее, синее.
Над тобой зори маком цветут.
Для меня нет на свете красивее
И милее тебя Хасавюрт.

Мы сейчас будем работать в группах.
Вам сейчас необходимо восстановить рассказ о нашем городе, вставив, где нужно собственные имена существительные.

Мой город.
______________ - мой город. Он очень красивый. Рядом с городом течёт река ___________________ . В нашем городе родились и выросли замечательные люди.В центре Хасавюрта имеется памятник, посвященный Герою Советского Союза___________________.

Слова для справок: Хасавюрт, Ярыксу, Джумагулову.

Какой у вас получился рассказ? (слайд)
VII. Рефликсия деятельности
Какие цели мы ставили в начале урока? Достигли ли мы целей?
Сегодня на уроке я узнал (открыл для себя)…
научился …
могу похвалить себя и одноклассников за ….
Домашнее задание: У. стр. 52, 53 правило по выбору,Р. Т. стр.27 упр. 57, 58.
или составить весёлый рассказ (5 - 6 предложений) на тему «Мой класс» и подчеркнуть в нём имена собственные
Оцените «смайликом» свою работу на уроке.
С каким настроением вы заканчиваете урок, покажите «смайликом».
Я сегодня была у вас в гостях. А в гости принято ходить с подарками. Угадайте цвет той коробки, в которой лежит подарок. Есть подсказка – на коробке написано нарицательное имя существительное.
МОЛОДЦЫ!

Загрузка...