docgid.ru

Карта боев в заполярье 1941 1945. Ссср против финляндии. война в заполярье

МУК Североморская ЦБС

Центральная детская библиотека

Великая Отечественная война

в Заполярье

Библиографический урок

Североморск

Сценарий

План урока

1. Война пришла на Север.

2. Ваенга в боях и походах.

3. Их именами названы улицы.

4. Трудовой тыл Кольского полуострова.

5. Петсамо-Киркенесская операция.

6. Ищем нужную книгу: навыки работы со справочным аппаратом библиотеки.

7. «Живые, помните о них!»: вместо заключения.

В этом году исполняется 65 лет со дня разгрома немецко-фашистских войск в Заполярье. 65 лет наш край живет без войны.

Война пришла на Кольскую землю в июне 1941 года.

Германское правительство поста­вило целью захватить не только никеле­вые рудники в Петсамо, но и весь Кольский полуостров, пытаясь тем самым решить как минимум три зада­чи: обеспечить себя стратегически важным сырьем; парализовать Се­верный флот, чтобы добиться господ­ства в Северной Атлантике; и пере­резать Мурманскую железную доро­гу, связывающую центр страны с внешним миром.

Более трех лет продолжалась оборона Заполярья. Три года, наполненные жестокими сражениями на земле, в небесах и на море.

Справочник по Великой Отечественной войне бесстрастно сообщает: оборона Заполярья (июнь 1941-октябрь 1944), боевые дей­ствия войск Северного (с 1 сентяб­ря 1941 Карельского) фронта, Северного флота и Беломорской военной флотилии на Кольском полуострове, в северной части Карелии, на Баренцевом, Белом и Карском морях.

В ходе обороны советские войска, флот и трудящиеся Запо­лярья не позволили противнику изолировать Советский Союз от внешних связей через северные порты и пе­ререзать Северный морской путь на Дальний Восток, обеспечили бесперебойную работу сухопутных и морских внутренних коммуникаций на севере страны.

Понять, какой ценой была выиграна операция в Заполярье, что пережили люди на войне, нам помогают стихи поэтов, воевавших на Кольской земле.

Нет,

Не до седин,

Не до славы

Я век свой хотел бы продлить,

Мне б только до той вон канавы

Полмига, полшага прожить;

Прижаться к земле

И в лазури

Июльского ясного дня

Увидеть оскал амбразуры

И острые вспышки огня.

Мне б только

Вот эту гранату,

Всадить ее,

Врезать, как надо,

В четырежды проклятый дзот,

Чтоб стало в нем пусто и тихо,

Чтоб пылью осел он в траву!

Прожить бы мне эти полмига,

А там я сто лет проживу!

Павел Шубин «Полмига» 1943 г.

Безусловно, Северный флот принял активное участие в боевых действиях. После того как фашистский «разведчик» 17 июня 1941 года пролетел над Кольским заливом, Полярным и Ваенгой, боеготовность на флоте была резко повышена. Командующий флотом и член Военного совета ди­визионный комиссар лично выяснили, почему зенитчики не открыли огонь по немецкому самолету. Артил­леристы объяснили, что они боялись что-либо напутать. Приказ об открытии огня по нарушителям внес ясность, повысил бдитель­ность. В отношении фашистских самолетов, нарушающих нашу гра­ницу, командующий флотом отдал категоричное указание -- сби­вать. Весь флот накануне войны находился в наивысшей боевой го­товности.

В первый день войны артиллеристы 221-й батареи засек­ли у противоположного берега бухты, которую прикрывали ору­дия, вражеский тральщик. Раздалась команда: «К бою!» Снаря­ды первых трех залпов накрыли корабль. Командир батареи старший лейтенант Павел Космачев, сообщая об этом в штаб флота, не думал тогда, что докладывает об открытии боевого сче­та североморцев.

Фашисты обрушили на космачевские орудия огонь своих бере­говых батарей, находящихся на другой стороне залива. По 221-й батарее наносила жестокие удары авиация врага. Но артил­леристы Космачева продолжали вести огонь по врагу. И так месяц за месяцем, год за годом. После войны поднятое на постамент в Североморске орудие стало символом стойкости и мужества.

И страшно было небосводу

Смотреть на то, как моряки,

Бросаясь в огненную воду.

Держали шаткие мостки,

Чтобы советская пехота

Сухою на берег сошла

И, выкорчевывая доты,

Дорогу верную нашла.

Как прежде, мины шелестели.

В глухом ущелье ветер выл –

И раненые не хотели

Эвакуироваться в тыл.

И даже мертвые, казалось,

Уже не сдали б ни за что

Ту пядь, что с кровью их смешалась

На отвоеванном плато!

Александр Ойслендер «Высадка десанта»

Так писал в 1944 году фронтовой поэт Александр Ефимович Ойслендер. В ознаменование подвига войск, героизма и муже­ства населения Указом Президиу­ма Верховного Совета СССР от 5 декабря 1944 учреждена медаль «За оборону Советского Запо­лярья», которой награждено свыше 307 тыс. воинов и трудящихся – участников обороны.

Давно отгремела война. Кровь и боль наших дедов и прадедов стали достоянием истории. А историю своей страны, своего края надо знать, чтобы быть полноценным человеком и гражданином.

Где можно прочитать об операции в Заполярье, как быстро найти информацию о Великой Отечественной войне? В этом нам поможет справочный аппарат библиотеки. Прежде всего, нам нужен Систематический каталог. В каталоге в ящике «Новейшая история (1917-)» есть разделитель «63.3Период Великой Отечественной войны ()», за которым собраны описания на все книги о войне, хранящиеся в нашем фонде. Хочу обратить ваше внимание на то, что в каталогах нашей (Центральной детской) библиотеки вы можете найти описания не только на книги, но и на электронные диски и видеозаписи .

Дополнительную информацию вы можете получить, воспользовавшись Систематической картотекой статей. Там можно найти сведения о газетно-журнальных публикациях на тему Великой Отечественной войны.

Если же вам надо прочитать об операции в Заполярье, тогда лучше обратиться к Краеведческой картотеке. Там собираются сведения о самых интересных статьях из газет и журналов про Мурманскую область и Североморск и о краеведческих книгах. Картотека организована по тематическим рубрикам, что облегчает поиск. В данном случае нас интересуют разделители «Историческое прошлое края» и «Краснознаменный Северный флот».

Для чего мы так подробно обсуждаем эти вопросы? Дело в том, что через какое-то время вы станете читателями взрослых (городских или областных) библиотек. И там вам придется самостоятельно работать с каталогами и картотеками, самостоятельно заполнять требования на литературу. А необходимые для этого навыки вы можете получить только у нас, в детской библиотеке.

Нас отделяют от освобождения Заполярья 65 лет. Это долгий срок для человека, целая жизнь. Все дальше и дальше уходят от нас герои отгремевших боев. Нам они оставили светлую память и спасенную страну. Помните о тех, кто своей жизнью оплатил победу в Великой Отечественной войне, помните свою историю и пусть это поможет вам строить будущее нашего Отечества.

Я не открою вам Америк

И рифмой броской не сверкну.

Я просто помню плоский берег

И моря жесткую волну.

К далеким северным широтам

Мне вас хотелось увести,

К мальчишкам из морской пехоты.

Которым нет и двадцати.

Они воюют?

Да, воюют –

Бои кругом и смерть кругом.

Еще - танцуют?

Да, танцуют

В подземном клубе фронтовом.

Мальчишкам мир для счастья нужен,

Их жажда не утолена…

Меж двух тревог, не сняв оружья.

Танцуют вальс.

Идет война.

Мальчишки чьими-то отцами

Могли бы стать... Могли бы стать.

Но в море, в сопках, у Петсамо

Им не воскреснуть, им не встать.

Им не любить, не улыбаться,

Не прикасаться к сотням дел.

Лишь вечно юными остаться

Досталось мальчикам в удел.

Еще досталось - жизни цену

Им заплатить за жизнь других,

Тех, кто приходят им на смену...

помните о них!

Елизавета Стюарт «Память»

Список использованной литературы

1. Была война…Фронтовая поэзия Кольского Заполярья: сборник стихов / сост. Д. Коржов; Просветительский центр «Доброхот».- Мурманск: Добромысл, 200с.: ил.

2. Великая Отечественная война: словарь-справочник / сост. ; под общ. ред. .- 2-е изд., доп.- М.: Политиздат, 198с.

3. Жданов, / , .- Мурманск: Книжное издательство,197с.: ил.- (Города и районы Мурманской области).

4. Заполярный плацдарм: / ред. .- СПб.: КиНТ-принт, 2005.- с.: ил.

5. Симонов, К. Стихи и поэмы: / Константин Симонов.- М.: Гослитиздат, 195с.

Список использованных иллюстраций

(записи расположены в порядке демонстрации).

1. [Карта Мурманской области] [Изоматериал]// От Мурманска до Берлина / .- Мурманск, 1984.- С. .

2. [Бои на полуострове Рыбачий] [Изоматериал]// От Мурманска до Берлина / .- Мурманск, 1984.- С. .

3. Средства ПВО [Изоматериал]// Заполярный плацдарм / ред. .- СПб., 2005.- С. 80.

4. Памятник героям-артиллеристам 221-й Краснознаменной батареи Северного флота [Изоматериал]// Североморск. Судьбы моей столица: фотоальбом / сост. Р. Сталинская.-Североморск, 2008.-С. .

5. Нисский, торпедных катеров. 1944 [Изоматериал]// Художественная летопись Великой Отечественной / .- М., 1986.- № 000.

6. [Североморск в 1951 г.] [Изоматериал]// Североморск. Судьбы моей столица: фотоальбом / сост. Р. Сталинская.-Североморск, 2008.-С. .

7. [Изоматериал]// От Мурманска до Берлина / .- Мурманск, 1984.- С. .

8. Герой Советского Союза [Изоматериал]// Подвиг североморцев / И. Пономарев.- 2-е изд., испр. и доп.- Мурманск, 1970.- С.149.

9. [Портрет ] [Изоматериал ] // Военные моряки – герои подводных глубин (): биографический справочник.-М.; Кронштадт, 2006.-С. 60.

10. [Олень] [Изоматериал]// От Мурманска до Берлина / .- Мурманск, 1984.- С. .

11. Иванов, В. За Родину, за честь, за свободу!: плакат [Изоматериал]// Заполярный плацдарм / ред. .- СПб., 2005.- С. 82.

12. [Высадка десанта] [Изоматериал]// Заполярный плацдарм / ред. .- СПб., 2005.- С. 41.

13. Разделители краеведческой картотеки.

14. [Бойцы Советской армии] [Изоматериал]// От Мурманска до Берлина / .- Мурманск, 1984.- С. .

Компьютерный набор и оформление: библиограф ЦДБ

Ответственный за выпуск: заведующая ЦДБ


Оборона Заполярья

Мурманская область, Северная Карелия, Петсамо

Победа СССР. Захват Петсамо советскими войсками

Третий рейх

Финляндия

Командующие

Кирилл Мерецков

Николас фон Фанкельхорст

Валериан Фролов

Арсений Головко

Силы сторон

Неизвестно

Неизвестно

Неизвестно

Неизвестно

Оборона Заполярья (Битва за Заполярье) - боевые действия войск Северного и Карельского (с 1 сентября 1941 года) фронтов, Северного флота и Беломорской военной флотилии против немецких и финских войск наКольском полуострове, в Северной Карелии, на Баренцевом, Белом и Карском морях в июне 1941 - октябре 1944 года.

Планы сторон

Немецкое командование планировало захватить важный стратегический пункт на Севере - Мурманск и Кировскую железную дорогу. Для этого немецкие и финские войска наносили удар по трём направлениям: Мурманск,Кандалакша и Лоухи.

Природные условия

Район боевых действий представляет собой горную тундру, с множеством озёр, труднопроходимых болот и обширных пространств, загромождённых валунами, с суровыми климатическими условиями. Влияния на характер и время боевых действий оказывает полярная ночь.

Расстановка сил

Германия и Финляндия

  • Армия «Норвегия» (15 января 1942 года она была переименована в армию «Лапландия», с июня 1942 года - «20-я горная армия») (командующий Николас фон Фалькенхорст, с 1 июня 1942 года - Эдуард Дитль, с 28 июня 1944 года - Лотар Рандулич) располагалась в районе Петсамо и Северной Финляндии. В неё входили 5 немецких и 2 финские дивизии. Наступление поддерживал 5-й воздушный флот (на мурманском направлении около 160 самолётов)(генерал Ганс-Юрген Штумпф).
  • ВМФ Германии в Северной Норвегии имел на 22 июня 1941 года 5 эсминцев, 3 миноносца, 6 подводных лодок, 1 минный заградитель, 10 сторожевых кораблей, 15 тральщиков, 10 сторожевых катеров (всего 55 единиц). В связи с провалом наступления были переброшены: 1 линкор, 3 тяжёлых и 1 лёгкий крейсер, 2 флотилии эсминцев, 20подводных лодок, до 500 самолётов.

СССР

  • 14-я армия Северного фронта (с 23 августа 1941 Карельского фронта) (командующий Валериан Фролов) располагалась в Мурманской области и Северной Карелии. В составе: 42-й стрелковый корпус (104-я сд, 122-я сд), 14-я сд, 52-я сд, 1 тд.
  • 7-я армия в составе: 54-я сд, 71-я сд, 168-я сд, 237-я сд.
  • 23-я армия в составе 19-й стрелковый корпус (142-я сд, 115-я сд), 50-й стрелковый корпус (43-я сд, 123-я сд), 10-й механизированный корпус (21 тд, 24 тд, 198 мд).
  • Северный флот (СФ)(командующий Арсений Головко) был расположен в Баренцевом и Белом море. В него входили: бригада эскадренных миноносцев двухдивизионного состава, В состав которой входили семь эсминцев (пять - проекта «7» и 2 эсминца типа «Новик»): один корабль находился в капитальном ремонте. Командир бригады капитан 2-го ранга М. Н. Попов, 15 подводных лодок, 2 торпедных катера, 7 сторожевых кораблей, 2 тральщика, 14 малых охотников и 116 самолётов.

Немецкое наступление (июнь - сентябрь 1941)

29 июня 1941 года немецкие и финские войска начали наступление, нанося главный удар на мурманском направлении (см.Мурманская операция (1941)) и второстепенные на кандалакшском и лоухском направлениях. Советские войска к 4 июля отошли на рубеж обороны на реку Западная Лица, где немцы были остановлены 52-й стрелковой дивизией и частями морской пехоты. Огромную роль в срыве немецкого наступления на Мурманск сыграл десант в губе Большая Западная Лица (1941). На кандалакшском и лоухском направлениях советские войска остановили продвижение немецко-финских войск, которым не удалось выйти к железной дороге, и они были вынуждены перейти к обороне.

Военные действия в Заполярье возобновились 8 сентября 1941 года. Не добившись успеха на кандалакшском и лоухском направлениях, командование армии «Норвегия» в соответствии с приказом ставки вермахта перенесло главный удар на мурманское направление. Но и здесь наступление усиленного немецкого горнострелкового корпуса провалилось. Северная группа немцев, наступавшая на Полярный, за 9 дней смогла продвинуться всего на 4 км. Южной группе при поддержке авиации удалось к 15 сентября перерезать дорогу Титовка - Мурманск и создать угрозу выхода в район Мурманска. Однако 14-я армия частью своих сил при поддержке авиации и артиллерии Северного флота 17 сентября нанесла контрудар и разгромила 3-ю горнострелковую дивизию, отбросив её остатки за реку Западная Лица. После этого немецкое командование прекратило наступление на Мурманск.

Весной 1942 года обе стороны готовили наступательные действия: немцы с целью захватить Мурманск, советские войска - с целью отбросить противника за линию границы. Первыми перешли в наступление советские войска. В ходе Мурманской операции (1942) и морского десанта в губе Большая Западная Лица добиться решительного успеха не удалось. Но запланированное немецкое наступление также было сорвано и фронт в Заполярье стабилизировался до октября 1944 года.

Морские сражения (сентябрь 1941 - октябрь 1944)

На время начала боевых действий в районе Заполярья Германия и Финляндия крупными боевыми кораблями не располагала.

По мобилизационному плану в состав ВМС СФ (СССР) в июне - августе 1941 года зачислили 29 сторожевых кораблей (СКР) и 35 тральщиков, переоборудованных из рыболовных траулеров, 4 минных заградителя и 2 СКР - бывшие ледокольные пароходы, 26 сторожевых катеров и 30 катерных тральщиков, переоборудованных соответственно из дрифтерботов и мотоботов.

Только 10 июля 1941 года в Киркенес прибыла 6-я флотилия эскадренных миноносцев кригсмарине: Z-4, Z-7, Z-10, Z-16, Z-20.

Первая операция ими была предпринята 12-13 июля, эсминцы в районе острова Харлов атаковали советский конвой в составе траулеров (суда ЭПРОН) РТ-67 и РТ-32 (буксирующие подводные топливные емкости из Мурманска в Йоканьгу), охраняемых сторожевым кораблем (бывший рыболовный траулер вооруженный 2х45-мм пушками и пулеметами под командованием Окунев В. Л.) «Пассат» (погиб) (РТ-67 тоже погиб). Вторая операция была проведена 22 - 24 июля у Териберки, немцы потопили гидрографическое судно «Меридиан». В третьем походе 10 августа, 3 эсминца атаковали находившийся в дозоре на кильдинском плесе сторожевой корабль «Туман» (погиб). После налета авиации Северного флота Z-4, получил серьёзные повреждения и корабли вернулись в базу. Боевая деятельность 6-й флотилии на этом закончилась, и её корабли направились на ремонт в Германию.

В конце 1941 года на ТВД появляется 8-я флотилия в составе эсминцев: Z-23, Z-24, Z-25, Z-27. Её корабли предприняли операцию против транспортов и кораблей конвоя PQ-6, но боевого успеха не имели. Немецкие эсминцы пытались атаковать конвои союзников. При нападении немцев на конвой PQ-13 эсминцы «Сокрушительный» и «Гремящий» обнаружили немецкие корабли и открыли огонь. Эсминец Z-26 получил попадание снаряда с советского эсминца и был вынужден скрыться в снежном заряде. Однако вскоре немцы вернулись и атаковали конвой. Им удалось повредить английский легкий крейсер «Тринидад» , но при этом в бою с английскими и советскими кораблями был потерян эсминец Z-26.

Первый союзный конвой прибыл в Архангельск 31 августа 1941 года. Именовался «Дервиш», только потом получил шифр PQ-0. Состоял из 6 транспортов в охранении 1 авианосец, 2 крейсера, 2 эскадренных миноносца, 4 сторожевых корабля и 3 тральщика.

За первый год войны из Англии и Исландии в порты Белого моря были проведены 7 конвоев (PQ-0 … PQ-6). Прибыли 53 транспорта, включая советские. Из наших портов в Англию отправлено 4 конвоя (QP-1 … QP-4), Всего ушло 47 транспортов.

С весны 1942 года немецкое командование развернуло активные действия на море. В Северной Норвегии немцы сосредоточили крупные силы флота. С марта 1942 года против каждого союзного конвоя немцы проводили специальную морскую и воздушную операцию. Однако КВМФ Великобритании при поддержке СФ СССР, а также американских кораблей сорвали планы кригсмарине и люфтваффе изолировать СССР на Севере от Великобритании и США.

5-й воздушный флот и финские ВВС, которые насчитывали в общей сложности до 900 самолетов. Свыше 150 машин действовали против кораблей.

20 июля у входа в Екатеринескую гавань (где находилась главная база флота г. Полярный) 11 самолётов потопили эсминец «Стремительный».

По транспортам и кораблям охранения PQ-18 в течение 18-21 сентября 1942 года авиация совершила более 125 самолето-вылетов.

С 1942 года стала нарастать активность подводных лодок, число которых на ТВД доходило до 26.

16 августа «Адмирал Шеер» вышел из Нарвика целью срыва коммуникаций СФ. 26 августа у острова Белуха в Карском море уничтожил ледокол «Александр Сибиряков», 27 августа обстрелял советскую базу Порт Диксон, повредив 2 стоявших там корабля.

Операция «Царица» - цель постановка мин в проливе Маточкин Шар. «Адмирал Хипер» принял 96 мин и 24 сентября 1942 года вышел в поход из Альта-Фьорда. 27 сентября вернулся выполнив поставленную задачу.

В 1942 году союзники передали СССР семь тральщиков типа «АМ» и пять типа «ММС», а в следующем году - десять кораблей типа «АМ». Также были получены 43 больших охотника за подводными лодками типа «SC», 52 торпедных катера типов «Хиггис», «Воспер», «ЭЛКО»

Крупное пополнение СФ получил в 1944 году, когда в счёт доли СССР в разделе итальянского флота союзники временно передали 9 эсминцев (постройки США 1918-1920 годы), линкор «Архангельск» (тех же годов «Royal Sovereign») и 4 ПЛ типа «В» (одна под командованием И. И. Фисановича не дошла), а также американский лёгкий крейсер «Милуоки» («Мурманск»). Из прибывших кораблей и имевшихся в сентябре 1944 г. была сформирована эскадра СФ СССР.

За годы ВОВ Северный флот обеспечил проводку на ВВП 1471 конвоя, в которых насчитывалось 2569 транспортных судов, при этом торговый флот потерял 33 судна (19 из них от атак ПЛ).

Политика

В феврале 1944 года финское правительство послало своего представителя Паасикиви в Стокгольм для выяснения через советского посла в Швеции Коллонтай условий выхода Финляндии из войны. 19 февраля Паасикиви получил советские условия - разрыв отношений с Германией, восстановление советско-финского договора (то есть - границы) 1940 года, перевода финской армии на мирное положение, возмещение нанесенного Советскому Союзу ущерба в размере 600 млн долл. и передача СССР Петсамо. 19 апреля советские условия были отклонены.

2 июля 1944 года с речи по радио премьером Линкомиесом - Германии было дано обязательство о не заключении сепаратного мира с СССР, только после этого 30 июня США порвали дипломатические отношения с Финляндией. 10 июня начинается Выборгская наступательная операция советских войск - 20 июня Выборг освобожден.

19 июня Финское правительство обратилось с просьбой немецкому правительству, чтобы оно срочно направило в Финляндию 6 дивизий и значительное количество авиации. Немецкое командование выполнить эту просьбу не смогло.

21 июня начинается Свирско-Петрозаводская наступательная операция - 28 июня Петрозаводск освобождён.

1 августа президент Рюти подал в отставку. 5 августа сейм избирает президентом Маннергейма. 8 августа сформировано новое правительство во главе с А. Хакцеллем, которое заявило, что не считает себя связанным обязательством, данным Гитлеру Рюти. 25 августа финское правительство попросило Советское правительство принять делегацию в Москве, чтобы договориться о перемирии или о заключении мира между Финляндией и Советским Союзом. Советское правительство дало согласие на переговоры при обязательном принятии Финляндией предварительного условия. Финское правительство должно публично заявить, что оно разрывает отношения с Германией и потребует вывода немецких войск из пределов страны не позже 15 сентября. Это предварительное условие было принято. Финляндия с утра 5 сентября 1944 года прекратила военные действия. 19 сентября было подписано соглашение о перемирии. Финляндия обязывалась перевести армию на мирное положение, распустить организации фашистского типа, предоставить СССР в аренду территорию Поркка-Удд (близ Хельсинки) для ВМБ, возместить убытки в размере 300 млн долларов.

Петсамо-Киркенесская операция (октябрь - ноябрь 1944)

7 октября 1944 советские войска перешли в наступление, нанося главный удар из района озера Чапр по правому флангу 19-го немецкого корпуса в направлении наЛуостари - Петсамо. Преследуя отступающие немецкие войска, 14-я армия при поддержке сил флота выбила немцев с советской территории, пересекла финскую границу и начала захват Петсамо, 22 октября советские войска пересекли норвежскую границу и 25 октября освободили норвежский город Киркенес. К 1 ноября боевые действия в Заполярье закончились, район Петсамо был полностью освобожден советским войсками.

В течение всего периода противостояния СССР и гитлеровской Германии на Севере советские диверсионные подразделения осуществляли разведывательную деятельность в тылу у немцев в приграничных районах Северной Норвегии.

Вооружённую борьбу в тылу немецкой группировки в данном географическом районе целесообразно называть именно разведывательно-диверсионной деятельностью, а не партизанским движением норвежского народа, как было принято в советской историографии, так как борьба в тылу врага велась в основном регулярными частями Красной Армии, лишь при поддержке норвежских граждан.

Операции советских разведывательно-диверсионных подразделений на территории Северной Норвегии в годы Второй мировой войны - тема научно-исследовательской деятельности мурманского историка Дмитрия Алексеевича Куракулова:

Основу разведывательных отрядов, которые работали в Восточном Финнмарке составляли офицеры разведывательного отдела Северного Флота, НКВД и выходцы из Норвегии. Разведчики вели наблюдение за немецкими укреплениями, передвижениями войск и военными складами. Из своих тайных укрытий вдоль побережья они наблюдали, при помощи биноклей, места стоянки немецких кораблей. Затем они передавали все сведения о дислокации и передвижении судов на базы в Мурманской области. Таким образом, СССР и союзники получали важную информацию, которая помогала им наносить авиационные удары и уничтожать важные немецкие объекты в Финнмарке.

От 80 до 120 немецких судов были потоплены СССР и союзниками благодаря данным, полученным от советско-норвежских диверсионных групп. В районе Мурманска был основан учебно-тренировочный лагерь для тренировки разведчиков, в том числе норвежцев. Здесь они проходили курс краткого, но основательного обучения.

После обучения группы высаживались в Финнмарке с советских подводных лодок и катеров или сбрасывались с воздуха на парашютах. Отряды были достаточно неплохо экипированы. Они имели с собой еду, одежду, оружие и средства связи. Однако часто случалось, что припасы оказывались повреждены в результате сброса с воздуха или выгрузки с морских судов. Такие случаи ставили жизнь разведчиков в серьёзную опасность и, конечно, это мешало им выполнять свои задания.

Человеческие потери среди военнослужащих, действующих в тылу врага были достаточно серьёзными. Когда немцы раскрывали ту или иную группу, они не щадили никого. Разведчиков расстреливали при сопротивлении или казнили после недолгих судебных процессов. Некоторые оканчивали жизнь самоубийством, чтобы не попасть в руки врагов и не выдать им какой-либо важной информации. Многие борцы против фашизма посажены в тюрьму или отправлены в концентрационные лагеря. Наконец, многие соглашались сотрудничать с немцами.

Активные боевые действия на Кольском Севере начались 29 июня 1941 года. Главный удар противник наносил на Мурманском направлении. В течение первой половины июля войска 14-й армии остановили врага в 20-30 километрах от границы. Большую помощь воинам 14-й армии оказали подразделения морской пехоты Северного флота. Удары морских десантов во фланг противнику 7 и 14 июля сыграли значительную роль в срыве планов фашистского командования.

Не удалось фашистам захватить и полуостров Рыбачий - стратегический пункт, откуда контролировался вход в Кольский, Мотовский и Печенгский заливы. Летом 1941 года советские войска при поддержке кораблей Северного флота остановили противника на хребте Муста-Тунтури. Полуостров Рыбачий стал «непотопляемым линкором Заполярья» и сыграл важную роль в защите Кольского залива и города Мурманска.

8 сентября 1941 года гитлеровцы возобновили наступление на Мурманском направлении, но войска 14-й армии заставили противника перейти к обороне, а 23 сентября нанесли контрудар и отбросили врага за реку Большая Западная Лица. В этих боях приняла боевое крещение сформированная в Мурманске Полярная дивизия. Когда противнику удалось продвинуться вперед и создать прямую угрозу захвата Мурманска, полки Полярной дивизии с ходу вступили в бой с прорвавшейся группировкой и отбросили врага на прежние позиции.


На рубеже реки Западная Лица линия фронта проходила до октября 1944 года. Вспомогательный удар противник нанес на Кандалакшском направлении. Первую попытку перейти границу на этом участке фронта гитлеровские войска предприняли еще 24 июня, но были отброшены. 1 июля 1941 года противник начал более массированное наступление, и вновь ему не удалось добиться ощутимых успехов. Вражеские части смогли продвинуться вглубь советской территории лишь на 75-80 километров, и были остановлены благодаря стойкости наших войск.

К осени 1941 года стало ясно, что блицкриг в Арктике сорван. В тяжелых оборонительных боях, проявляя мужество и героизм, советские пограничники, воины 14-й армии, моряки Северного флота обескровили наступающие части противника и заставили его перейти к обороне. Фашистскому командованию не удалось достигнуть в Заполярье ни одной из поставленных целей. Здесь находился единственный участок советско-германского фронта, где вражеские войска были остановлены уже в нескольких десятках километров от линии Государственной границы СССР, а в отдельных местах противник даже не смог перейти границу.

Неоценимую помощь частям Красной Армии и Военно-Морского Флота оказывали жители Мурманской области. Уже в первый день войны в области было введено военное положение. В военных комиссариатах началась мобилизация военнообязанных, в военкоматы поступило около 3500 заявлений добровольцев. На фронт ушел каждый шестой житель области - всего более 50 тысяч человек. Партийными, советскими, военными органами было организовано всеобщее военное обучение населения. В городах и районах создавались части народного ополчения, истребительные отряды, санитарные дружины, формирования местной противовоздушной обороны. Мурманский истребительный полк только за первые недели войны 13 раз выходил на задания, связанные с ликвидацией вражеских диверсионных групп. Бойцы Кандалакшского истребительного батальона принимали непосредственное участие в боевых действиях в Карелии в районе станции Лоухи. Истребители Кольского и Кировского районов несли охрану железной дороги.

Около 30 тысяч человек было мобилизовано на военно-строительные работы. На подступах к Мурманску и Кандалакше было создано несколько поясов оборонительных сооружений, с участием населения велось массовое строительство щелей, траншей, бомбоубежищ.

С конца июня из Мурманской области началась эвакуация промышленного оборудования и населения - сначала по железной дороге, позднее - кораблями в Архангельск. Вывозили детей, женщин, запасы стратегического сырья, оборудование комбината "Североникель", агрегаты Туломских и Нивских гидростанций. Всего за пределы области было отправлено более 8 тысяч вагонов и свыше 100 судов. Работа оставшихся предприятий была перестроена на военный лад, переориентирована на выполнение в первую очередь фронтовых заказов.

Все исправные рыболовные траулеры были переданы Северному флоту. Судоремонтные заводы переоборудовали их в боевые дрифтеры – охотники на подводные лодки. С 23 июня 1941 года все предприятия перешли на круглосуточный режим работы. Заводы Мурманска, Кандалакши, Кировска, Мончегорска освоили выпуск автоматов, гранат, минометов, комбинатом "Апатит" было начато производство смеси для зажигательных бомб, судоремонтные мастерские изготовляли шлюпки, волокуши, горные сани, мебельная фабрика - лыжи. Артели промысловой кооперации производили для фронта оленьи упряжки, мыло, печи-буржуйки, походную утварь, шили обмундирование, чинили обувь. Оленеводческие колхозы предоставляли в распоряжение военного командования оленей и нарты, регулярно посылали мясо и рыбу. Женщины, подростки и пенсионеры, заменившие на производстве мужчин, осваивали новые профессии, выполняли нормы на 200% и более. Рыбаки Мурмана уже осенью 1941 года возобновили промысел рыбы, необходимой для фронта и тыла. Хотя сама Мурманская область испытывала трудности с продовольствием, несколько эшелонов с рыбой и рыбной продукцией были отправлены в блокадный Ленинград.

Северяне приняли активное участие в сборе средств для Фонда обороны: ими было сдано в фонд 15 кг золота, 23,5 кг серебра, всего же за годы войны от жителей области поступило более 65 млн. рублей. В 1941 году на создание эскадрильи "Комсомолец Заполярья" жители области перечислили 2,8 млн. рублей, железнодорожники построили на свои средства эскадрилью "Советский Мурман". Бойцам Красной Армии было отправлено более 60 тысяч подарков. Школьные здания в городах и поселках переоборудовались под госпитали.

В 1942 году основной ареной сражений в Заполярье стала Северная Атлантика. В первую очередь это было вызвано начавшимися поставками странами - союзниками СССР по антигитлеровской коалиции боевой техники, продовольствия, военного снаряжения, других грузов. В свою очередь, Советский Союз поставлял этим странам стратегическое сырье. Всего за время войны в порты Мурманска и Архангельска прибыло 42 союзных конвоя (722 транспорта), из СССР было отправлено 36 конвоев (достигли порта назначения 682 транспорта).


Для борьбы с союзными конвоями привлекались значительные силы германской авиации, подводные лодки и крупные надводные корабли, находившиеся в норвежских базах. Обеспечение проводки караванов было возложено на военно-морские силы Великобритании и советский Северный флот. Для охраны союзных конвоев корабли Северного флота совершили 838 выходов в море. Совместными усилиями союзных и советских сил прикрытия было потоплено 27 вражеских подводных лодок, 2 линкора и 3 эсминца. По пути следования противником было потоплено 85 транспортов, дошли до порта назначения более 1400. За годы Великой Отечественной войны Северный флот уничтожил свыше 200 боевых кораблей и вспомогательных судов противника, более 400 транспортов общим тоннажем свыше 1 миллиона тонн, около 1300 самолетов.

В 1942 году продолжались боевые действия и на суше. Для срыва нового наступления, готовившегося гитлеровцами в Заполярье, войска 14-й армии при поддержке Северного флота весной 1942 года провели на Мурманском направлении частную наступательную операцию, сковавшую силы противника. 28 апреля Северный флот высадил в районе мыса Пикшуев 12-ю отдельную бригаду морской пехоты, которая захватила плацдарм и удерживала его в течение двух недель. Лишь 12-13 мая по решению командования Карельского фронта десант был снят.

Летом 1942 года по инициативе обкома ВКП(б) в Мурманской области были образованы партизанские отряды "Большевик Заполярья" и "Советский Мурман". Поскольку область практически не была оккупирована, отряды базировались на своей территории и совершали глубокие рейды по тылам врага. Основным объектом действий партизан была автодорога Рованиеми - Петсамо, по которой шло снабжение вражеских войск, расположенных на севере Финляндии.

С началом поступления грузов от союзников многократно выросло значение Мурманского морского торгового порта. Первый союзный караван прибыл в Мурманск 11 января 1942 года, а всего за время войны в Мурманском порту было разгружено около 300 судов, переработано свыше 1,2 млн. тонн импортных грузов.

Не сумев захватить Мурманск и перекрыть морские коммуникации, по которым в СССР поступали стратегические грузы, фашисты усилили бомбовые удары по порту и областному центру. Особенно жестоким бомбардировкам город подвергся летом 1942 года. Только 18 июня на Мурманск было сброшено 12 тысяч бомб, в городе сгорело свыше 600 деревянных зданий.

Всего же с 1941 по 1944 год на Мурманск было совершено 792 налета немецко-фашистской авиации, сброшено около 7 тысяч фугасных и 200 тысяч зажигательных бомб. Разрушено или сгорело свыше 1500 домов (три четверти жилого фонда), 437 производственных и служебных зданий. За время военных действий на каждый километр Кировской магистрали было сброшено в среднем 120 бомб. В 1941-1943 годах над Мурманском и полосой Кировской железной дороги было сбито 185 вражеских самолетов.

К осени 1944 года Красная Армия прочно удерживала стратегическую инициативу на советско-германском фронте. В начале сентября на Кандалакшском направлении войска 19-й армии перешли в наступление и к концу месяца вышли на советско-финляндскую границу. 19 сентября 1944 года Финляндия вышла из войны.

7 октября 1944 года части 14-й армии и корабли Северного флота при поддержке авиации 7-й воздушной армии и ВВС флота начали Петсамо-Киркенесскую наступательную операцию, имевшую целью полное изгнание немецко-фашистских захватчиков из Советского Заполярья. Главный удар наносился левым флангом 14-й армии в направлении на Луостари и Петсамо. В ночь на 10 октября корабли Северного флота высадили на южном берегу губы Малая Волоковая 63-ю бригаду морской пехоты. 15 октября войска 14-й армии во взаимодействии с силами Северного флота освободили Петсамо, к 21 октября вышли на границу с Норвегией, 22-го - овладели поселком Никель. Одновременно вдоль побережья залива Варангер-фьорд развернули наступательные действия морские десанты, высаженные кораблями Северного флота. В ходе Петсамо-Киркенесской операции территория Советского Заполярья была полностью очищена от немецко-фашистских захватчиков.


Героическая оборона Заполярья, самоотверженность тружеников Мурманской области сковали в Арктике значительные силы противника, обеспечили бесперебойную работу стратегических морских и сухопутных коммуникаций на Севере страны, регулярное поступление военных грузов от наших союзников по антигитлеровской коалиции.

В 1982 году город Мурманск, а в 1984 - Кандалакша награждены орденами Отечественной войны первой степени.

За мужество и стойкость, проявленные при защите Мурманска трудящимися города, воинами Советской Армии и Военно-Морского Флота в годы Великой Отечественной войны, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 6 мая 1985 года Мурманску было присвоено звание "Город-Герой"

Наша Победа в Великой Отечественной войне была и будет свята во все времена!




С Кольским Заполярьем связана значительная часть жизни моей семьи. Уже несколько лет я живу в средней полосе России, но... "если ты полюбишь Север, не разлюбишь никогда"... Поэтому в такой животрепещущей теме, как юбилей победы в Великой Отечественной войне, хочется быть ближе к родному Северу.




Говоря о Великой Отечественной войне, люди вспоминают поражения 1941-1942 годов, битву под Москвой, блокаду Ленинграда, сражение за Сталинград, Северный Кавказ, Огненную дугу и ряд других знаменитых операций. Но мало что могут сказать о войне на Севере, на Кольском полуострове, если вообще слышали об этой странице Великой войны. Вот так и появилось желание найти материал о том, как сражалось Заполярье в годы Великой Отечественной войны, как выживал Мурманск, и почему ему было присвоено почетное звание "Город-герой" (1985).

После обработки всего материала получилась довольно длинная статья, несколько отягощенная цифрами, географическими названиями и историческими подробностями. Но я намеренно не стала их убирать, потому что, благодаря именно статистическим данным и другим подробным сведениям, понимаешь всю глубину, масштабность и трагичность событий тех лет, цену и величие патриотического подвига, совершенного нашей армией, флотом и жителями города и области.

Итак, всем, кому Кольское Заполярье по-настоящему близко...


Панорама Мурманска (середина 30-х годов XX века) - к сожалению, другой фотографии предвоенного Мурманска не нашлось...

Немецкая аэрофотосъемка аэродромов вдоль Кольского залива

Первые самолеты люфтваффе появились над военно-морской базой Полярное еще днем 18 июня 1941 года. Это был разведывательный самолет. Днем 19 июня самолет был встречен заградительным огнем и счёл за благо повернуть в сторону своего аэродрома.

Великая Отечественная война в Заполярье началась в ночь с 22 июня 1941 года с массированных авиационных налётов на города, населённые пункты, промышленные объекты, погранзаставы и военно-морские базы.

Кольский полуостров занимал большое место в агрессивных планах немецкого военно-политического командования:

1 - Мурманск интересовал гитлеровцев как незамерзающий порт и крупная база Северного флота СССР. В дальнейшем планировался захват соседнего порта Архангельск, куда наши суда доставляли жизненно важные грузы с Дальнего востока, из Сибири - по рекам Енисею и Оби.

2 - Стратегическое значение для доставки военных грузов имела и Кировская железная дорога, так как она связывала Мурманск с центром страны. Предполагалось выйти в районе Кандалакши на линию железной дороги и отрезать Кольский полуостров от остальной части страны.

3 - Гитлера привлекали богатые природные богатства Кольской земли, особенно месторождения никеля, ставился целью захват района никелевых разработок в исторической области Петсамо (ныне Печенгский район Мурманской области) и оборона его совместно с финнами - эта операция носила локальный характер, но имела важное значение для судьбы германского военно-промышленного комплекса и экономик союзников Германии.

4 - Кольские земли интересовали финскую элиту, по их планам Кольский полуостров должен был стать частью «Великой Финляндии».

Поэтому дислоцированная в Заполярье 150-тысячная германская армия имела директиву Гитлера захватить город и железную дорогу в кратчайшие сроки.

Мурманская операция 1941 года (план Блауфукс или план Зильберфукс, нем. Unternehmen Silberfuchs - «Полярная лиса») - наступление германо-финских войск на Мурманском участке протяженностью до 120 км Северного фронта - началась с 28 июня и продолжалась по ноябрь 1941 года.

Вражеское наступление на суше началось с 28 июня 1941 г. Задержка с наступлением на 7 дней (с 22 июня) была вызвана тем, что немецкое командование просчиталось с использованием танков в тундре.

Для захвата земель Кольского полуострова со стороны Норвегии и Финляндии была создана немецкая армия «Норвегия» (её сформировали в декабре 1940 года) в составе 3-х корпусов – двух горных немецких корпусов и одного финского корпуса:
в армии было 97 тыс. человек, 1037 орудий и миномётов, 106 танков. Эту армию поддерживала часть сил 5-го воздушного флота и Военно-морских сил Третьего Рейха.

По расчётам немецкого командования Мурманск должен был быть взят за несколько суток, так как захватчики имели двойное превосходство в живой силе и почти 4-кратное в авиации.


Немецкие мотоциклисты в поселке Алакуртти

В течение трех дней немецкая армия предпринимала попытки захватить Мурманск и уничтожить военные суда Северного Флота. Фашисты подвергли массированным бомбовым ударам погранзаставы, базы военного флота и населенные пункты, расположенные на Кольском полуострове.

Наступление гитлеровских войск на Севере шло сразу по нескольким направлениям: Мурманск, Кандалакша (выход к Белому морю с целью перерезать Кировскую железную дорогу) и Лоухи (железнодорожная станция на линии Ленинград - Мурманск на севере Карелии).

На направлению главного удара гитлеровцев (село Титовка - Мурманск) находились 3 заставы Заполярного пограничного округа НКВД СССР, стрелковый полк.

Численность советских войск не превышала 7 тысяч человек. С учетом горной подготовки, специального снаряжения и опыта у немецких горных егерей было неоспоримое преимущество. Две из трех застав, героически сражаясь, отступили под превосходящими силами противника. Первые попытки остановить врага не увенчались успехом. Советские войска к 4 июля отошли на рубеж обороны на реку Западная Лица, где немцы были остановлены 52-й стрелковой дивизией и частями морской пехоты.

С июля 1941 по октябрь 1944 года главный участок фронта в боях за Мурманск проходил вдоль реки Западная Лица, от ее истоков и до устья. Это был наиболее протяженный и опасный участок фронта, ибо отсюда лежала кратчайшая дорога к Мурманску - всего 50 - 60 километров.
Много фашистских сил было брошено на этот участок фронта. При мощной артиллерийской и минометной поддержке горные егеря штурмовали позиции советских войск. Бой шел за каждую высоту, за каждый укрепленный пункт. Несмотря на значительное превосходство в живой силе, фашисты лишь на 4 километра расширили плацдарм на восточном берегу Западной Лицы и, потеряв сотни солдат, вынуждены были перейти к обороне. Итог боёв в Долине Славы - провал наступления немецких войск на Мурманск.
Об ожесточенности боев и сопротивления наших войск, говорит тот факт,что по всей долине можно найти следы войны: окопы,блиндажи,патроны и т.п.Чем дальше в сопки от дороги,тем больше находок может встретиться.

Снаряды и материально-техническое обеспечение немецких войск до сих пор разбросано по окрестным сопкам на несколько десятков километров.


Огромную роль в срыве немецкого наступления на Мурманск сыграл десант частей морской пехоты в губе Большая Западная Лица (1941).
Как и всюду на советско-германском фронте, бои на Севере сразу же приобрели ожесточенный характер. Советские бойцы и морские пехотинцы ответили яростным сопротивлением, железной стойкостью. Войну в Заполярье называют "позиционной". И еще "лейтенантской". Здесь не было ярких побед генералов, а решения часто приходилось принимать младшему офицерскому составу, чтобы обеспечить локальные победы над противником. Ожесточенная борьба велась за каждую сопку, а погибших не успевали хоронить.


Не удалось фашистам захватить и полуостров Рыбачий – стратегический пункт, откуда контролировался вход в Кольский, Мотовский и Печенгский заливы.

Моряки прозвали этот легендарный лоскуток суши "гранитным линкором". Защитник полуострова Рыбачий Николай Букин написал стихотворение "Не жить мне без моря", которое было опубликовано в газете Северного флота "Краснофлотец". Позже на эти стихи сочинили песню "Прощайте, скалистые горы". Она и стала гимном сражающегося Заполярья.

Летом 1941 года советские войска при поддержке кораблей Северного флота остановили противника на хребте Муста -Тунтури. Он тянется в широтном направлении по берегу материка и обрывается скалами в море с северной стороны. В крайней восточной части хребта находится единственный перевал, через который идет дорога на полуострова Средний и Рыбачий. Линия обороны не менялась почти 3,5 года. Это единственный участок фронта, где немцы не смогли больше продвинуться вглубь нашей страны ни на сантиметр... На одной из высот Муста-Тунтури происходили события, описанные К. Симоновым в известной поэме «Сын артиллериста».


Моряки и летчики Северного флота, пограничники, пехотинцы проявляли чудеса героизма и стойкости. Помогали бойцам регулярной армии и местные егеря, которые, яростно сражаясь, оставляли до полутора тысяч немецких трупов на поле боя после одной атаки.

Немецко-фашистские войска вновь предпринимали генеральное наступление на Мурманск осенью 1941 года. Военные действия в Заполярье возобновились 8 сентября. Немецкое командование бросило все силы для достижения цели. Бои продолжались более 10 суток...




Однако 14-я армия Карельского фронта частью своих сил при поддержке авиации и артиллерии Северного флота 17 сентября нанесла контрудар и разгромила немецкую 3-ю горнострелковую дивизию, отбросив её остатки за реку Западная Лица и озер Верхний и Нижний Верман (Кандалакшское направление). Таким образом, наступление врага было остановлено в 70 км к западу от Мурманска у реки Западная Лица.

Река Западная Лица

Долину реки немцы называли «долиной смерти». Для наших бойцов она стала Долиной Славы.


За несколько дней боев захватчики понесли здесь многотысячные потери. Особенно немецкие егеря боялись схваток с моряками 1-го и 2-го добровольческих отрядов Северного флота, которые сражались с беспримерным мужеством и отвагой на суше.

Первые сбитые самолеты в эти дни записал на свой счет летчик Б. Ф. Сафонов - будущий дважды Герой Советского Союза (он погиб в мае 1942 года в возрасте 26 лет)


Последняя фотография подполковника Бориса Феоктистовича Сафонова

Итог боёв в Долине Славы - провал наступления немецких войск на Мурманск. Враг потерял более 1500 солдат и офицеров убитыми и еще больше ранеными, было захвачено много пулеметов, минометов, склад с оружием и пленных.
22 сентября 1941 г. Гитлер подписал директиву ОКВ № 36, в которой говорилось о временном прекращении наступления горно-стрелкового корпуса на Мурманск. На кандалакшском и лоухском направлениях советские войска также остановили продвижение немецко-финских войск.

Обыватели в Германии в те дни привыкли к победным сообщениям с Восточного фронта. Но с его заполярного участка таких сообщений не поступало. Как в битве под Москвой врага остановили и разгромили не морозы, не снега, не тундра, не сопки у Мурманска - остановил фашистов героизм и самоотверженность защитников Заполярья.
Мурманская операция завершилась срывом планов германо-финского командования и стабилизацией фронта.


Весной 1942 года обе стороны готовили наступательные действия: немцы с целью захватить Мурманск, советские войска - с целью отбросить противника за линию границы. Первыми перешли в наступление советские войска. 28 апреля 1942 года началась Мурманская наступательная операция. Её цель – разгромить врага и отбросить его на запад, обеспечить безопасность Мурманска, Кировской и Обозерской железных дорог. Но фашисты не теряли времени даром.

За зиму успели построить на всех высотах мощные опорные пункты-крепости из камня и железобетона. В немецком тылу были построены даже канатные дороги. Немцы были очень хорошо вооружены. Наши укрепления значительно уступали: не было материалов и инструментов для их строительства. Армия получила лишь половину необходимых боеприпасов. Для успеха наступательной операции нашим войскам было необходимо тройное превосходство по численности войск над противником. Вот в таких неравных условиях и началась эта операция. Добиться решительного успеха не удалось. Тем не менее, была выполнена одна из главных задач операции - противник, введя в бой почти все свои резервы, был обескровлен и не смог начать запланированное на 1942 год наступление на Мурманск.


Ценой ожесточенных боев и безграничного мужества советских солдат и матросов, линия фронта в Заполярье оставалась неизменной до осени 1944 года. Наступление немецко-финских войск на Крайнем Севере не достигло большинства своих целей.
Несмотря на некоторые начальные успехи, ни немцы, ни финны не вышли к Кировской железной дороге ни на одном участке - главный путь поступления военного назначения грузов в СССР был сохранён и продолжал действовать в течение всей войны, также гитлеровские войска не овладели базой советского военно-морского флота на Крайнем Севере и были вынуждены перейти к обороне.


7 октября 1944 началась Петсамо-Киркенесская наступательная операция советских войск. Был нанесен главный удар из района озера Чапр по правому флангу 19-го немецкого корпуса в направлении на Луостари - Петсамо. Преследуя отступающие немецкие войска, 14-я армия при поддержке сил флота выбила немцев с советской территории, пересекла финскую границу и начала захват Петсамо, 22 октября советские войска пересекли норвежскую границу и 25 октября освободили норвежский город Киркенес. К 1 ноября боевые действия в Заполярье закончились, район Петсамо был полностью освобожден советским войсками.




В 1944 году Президиум Верховного Совета СССР учредил медаль «За оборону Советского Заполярья».

В результате проведения Петсамо-Киркенесской наступательной операции войсками Карельского фронта и Северного флота угроза Мурманску была снята.
Советские войска продвинулись на З - 150 км, освободили район Петсамо (ныне Печенга Мурманской области) и северные районы Норвегии, положив тем самым начало избавлению этой страны от немецко-фашистской оккупации. Противник потерял только убитыми около 30 тыс. человек.




Северный флот потопил 156 вражеских кораблей и судов. Авиация уничтожила 125 самолётов противника. За отличие в боях 51 соединение и часть получили почётные наименование «Печенгские» и «Киркенесские», 70 соединений и частей были награждены орденами, 30 воинов Карельского фронта и 26 моряков Северного флота удостоены звания Героя Советского Союза.

Мемориал защитникам Советского Заполярья в Долине Славы

Долина Славы - долина на правом берегу реки Западная Лица в нижнем течении. 74-76 км автодороги Мурманск - Печенга. Здесь в июле 1941 года шли ожесточенные бои. Раньше называлась Долина Смерти.


До сих пор поисковики находят останки наших воинов и их предсмертные послания - короткие, наспех записанные... Это последний крик души... Строчки этих записок воспроизведены на памятнике в Долине Славы с сохранением почерка и орфографии. Возможно, это лучший памятник нашим солдатам. Многие люди рыдают в голос, читая эти послания...



***
Тишь на сопке безымянной.
Только крики птицы
Над рубежной, окаянной
Заполярной Лицей.
Меж камнями затонули
Каски да патроны.
Здесь могильным сном уснули
Русские заслоны.
Белизною кости спорят
С ягелем косматым.
И струятся воды к морю
По костям солдата.
Эдельвейсов поржавелым
Камень прорастает.
Было тело, да истлело,
«Got mit uns» оставив.
Через черные глазницы
Кровь брусничных ягод.
Речка Западная Лица –
Егерям преграда.

Всеволод Баржицкий


Согласно директиве №21 Верховного главнокомандующего Вермахта, более известной как план «Барбаросса», захват Мурманска и всего Кольского полуострова являлся одной из первоочередных задач немецкого командования. Для ее выполнения была создана армия «Норвегия», укомплектованная немецкими и финскими солдатами, прошедшими специальную подготовку для действий в условиях Крайнего Севера.

Таким образом, главной стратегической задачей противника на этом участке был захват в кратчайшие сроки города Мурманска с его незамерзающим портом, что поставило бы под угрозу существование всего советского Северного Флота . Рейх также привлекали обширные природные ресурсы полуострова, главным образом месторождения никеля, столь необходимого для военной промышленности.

Еще до начала наступления была назначена оккупационная администрация Мурманска, а на 20 июля 1941 года намечался парад немецких войск на центральном стадионе города. С первых дней Войны немецкие самолеты начали массированные авиационные налеты на Мурманск и другие ключевые базы Северного флота. 29 июня 1941 года немецко-финские войска перешли северную границу СССР. Эту дату принято считать началом битвы за Заполярье .

Немецкое наступление на Кольском полуострове началось по трем направлениям. Основные силы были сосредоточены для удара по Мурманску, одновременно еще 2 группировки начали наступление на кандалакшском и лоухском направлениях, имея своей целью нарушить сообщение между полуостровом и остальной частью страны.

Шедшей к Мурманску армии «Норвегия» противостояла 14-я отдельная армия под командованием генерал-полковника Валериана Александровича Фролова, при поддержке кораблей и авиации Северного флота, под руководством вице-адмирала А.Г.Головко.

С первых же дней бои приняли крайне ожесточенный характер. Наибольшего успеха немцам удалось достичь на Мурманском направлении. Часть сил армии Фролова оказалась заблокирована неприятелем на полуострове Средний, но продвинуться дальше хребта Муста-Тунтури, соединяющего полуостров с материком, противник так и не смог. На третий день после начала наступления, преодолев 30 километров, войскам Вермахта удалось захватить плацдарм на восточном берегу реки Западная Лица, в районе губы Большая Западная Лица, создав реальную угрозу Мурманску.

Расширить и перебросить значимые силы на плацдарм немцам не удалось, но возможность в любой момент нанести удар с плацдарма сильно тревожила советских военачальников. Штабом 14-й армии совместно с командованием Северного флота был разработан план по сковыванию сил противника на плацдарме, а при благоприятном стечении обстоятельств — полной ликвидации подразделений неприятеля. Суть замысла заключалась в высадке оперативных десантов на занятый немецкими войсками берег с целью нарушения снабжения плацдарма .

6 и 7 июля 1941 года первые два десанта были высажены на южный и западный берега губы Западная Лица. Высадка тактических десантов серьезно обеспокоила немецкое командование, так как под угрозу попали ключевые немецкие пути снабжения. Руководство армии «Норвегия» было вынуждено приостановить наступление на Мурманск и перебросить часть сил для устранения угрозы у себя в тылу.

9 июля 1941 года советские десанты были сняты с плацдармов. 14 июля, используя опыт двух первых десантов, Красная Армия начала третью, более крупную, десантную операцию.

Силами 325-го стрелкового полка и батальона морской пехоты под общим командованием А.А.Шакито советским войскам удалось закрепиться на западном берегу реки Западная Лица. Таким образом, создалась уникальная ситуация — на одной реке буквально в нескольких километрах друг от друга сформировалось два плацдарма советский и немецкий .

В течение двух недель, стянув на себя значительные силы, советский плацдарм продолжал держаться. 2 августа 1941 года все еще не сломленные десантники были переброшены на большую землю для укрепления сухопутной группировки.

К этому моменту немецкое наступление захлебнулось как на кандалакшском, так и на лоухском направлениях. Кировская железная дорога — основной путь сообщения Кольского полуострова — осталась под нашим контролем, а значит заблокировать снабжение как города Мурманска, так и Северного флота немцам не удалось . После этого фронт на какое-то время стабилизировался.

Поняв, что распыляя силы, прорвать советскую оборону не удастся, ставка немецкого командования решила сфокусироваться на Мурманском направлении.

Закончив перегруппировку, 8 сентября 1941 года немцы начали новое наступление. Но и оно закончилось полным провалом. За 9 дней боев армия «Норвегия» продвинулось всего на 4 километра, а 17 сентября советские войска перешли в контрнаступление, в ходе которого была полностью разгромлена 3-я горнострелковая дивизия, а войска Вермахта были отброшены за Западную Лицу. Данное обстоятельство заставило руководство Вермахта полностью отказаться от наступательных действий на данном участке фронта.

Весной 1942 года в рамках Мурманской операции Красная Армия предприняла попытку отодвинуть немецкие войска с занимаемых позиций и одновременно упредить готовящееся противником наступление . Если первую задачу решить не удалось, то вторая была выполнена — весеннего наступления на Мурманск так и не произошло. С этого времени фронт окончательно стабилизировался по реке Западная Лица до осени 1944 года.

Если кратко подвести итоги оборонительным боям в Заполярье, то их можно признать самыми успешными на всем советско-германском фронте. Немецким войскам не удалось решить ни одной поставленной перед ними задачи. Стратегически важные полуострова Рыбачий и Средний хоть и были блокированы с суши, остались под контролем советских войск. В направлении Мурманска противнику удалось пройти лишь 30 километров от границы. Наибольшее продвижение немецких войск от советско-финской границы не превысило 80 километров, а на некоторых участках неприятелю и вовсе не удалось войти на советскую территорию.

То, что защитникам советского Севера удалось сорвать амбициозные планы Вермахта в Заполярье, имело огромное значение и оказало влияние на весь ход Великой Отечественной войны , так как именно через порты Заполярья в дальнейшем шли поставки союзнической помощи, а Северный флот был сохранен.

Если на сухопутном театре военных действий, в районе Кольского полуострова, наступило относительное затишье, то в отношении северных морей такого сказать нельзя. Наоборот, морские сражения стали принимать все более и более ожесточенный характер. Первоначало немецкое командование придавало мало значения морским коммуникациям по Северному морскому пути и через Северную Атлантику, поэтому концентрация немецкого флота в данном регионе была незначительна. Причина такого пренебрежения кроется в том, что в надежде на молниеносную победу руководство Германии считало, что СССР просто не сможет использовать возможности северных незамерзающих гаваней, так как они будут в руках Рейха. Обстановка стала стремительно меняться к 1942 году, когда первые караваны судов (так называемые полярные конвои) из Англии, США и Канады пришли в порты Мурманска и Архангельска . Союзники поставляли в нашу страну танки и самолеты, топливо и снаряды, продовольствие и лекарства. СССР, в свою очередь, отправлял в обратную сторону различное сырье (топливо, металл, лес и т.п.).

Когда в Мурманск пришли первые поставки иностранной техники, в частности, британские самолеты Харрикейн, для инструктажа и обучения наших пилотов туда прибыли и английские летчики. Так на нашем фронте появилась 151-я эскадрилья британских ВВС, командовал которой Генри Невилл Гинесс Рэмсботтом-Ишервуд . В ней собрались люди со всех уголков света. Сам командир был родом из Новой Зеландии, служили в авиакрыле также австралийцы, канадцы, шотландцы, валлийцы и ирландцы, уроженцы Родезии, Южно-Африканского Союза и Вест-Индии. Деятельность их отнюдь не ограничивалась обучением. Британские летчики вместе с нашими пилотами отважно дрались и мастерски сбивали самолеты противника, за глаза называя немцев «джерри».

Загрузка...