docgid.ru

На что налоги в белоруссии. Налоги для юридических лиц в беларуси. Штраф за неуплату налога или госпошлины

Юридические лица, зарегистрированные на территории РБ, при общей системе налогообложения уплачивают следующие налоги, сборы и иные обязательные платежи:

  • налог на добавленную стоимость – НДС, ставка 20% от оборота по реализации товаров, работ или услуг;
  • налог на прибыль, ставка 18 % от налогооблагаемой прибыли;
  • страховые взносы на обязательное социальное страхование наёмных работников, соцстрах, ставка 34% от фонда оплаты труда;
  • обязательное страхование от несчастных случаев на производстве, ставка 0,6% от фонда оплаты труда.

Кроме того, если это требует законодательство РБ:

  • налог на недвижимость;
  • земельный налог;
  • акцизы;
  • экологический налог;
  • налог за добычу (изъятие) природных ресурсов;
  • оффшорный сбор;
  • гербовый сбор;
  • другие налоги.

Налоги на бизнес в Республике Беларусь

Налоги на бизнес в Республике Беларусь можно условно разделить на несколько групп:

  1. Налоги, уплачиваемые с хозяйственной деятельности.
  2. Налоги с дивидендов.
  3. Налоги с фонда оплаты труда.

Налоги с хозяйственной деятельности

Налоги с хозяйственной деятельности можно уплачивать по общей или по упрощенной системе налогообложения. При применении общей системы налогообложения, налогооблагаемая база уменьшается на расходную часть, относимую по законодательству Республики Беларусь на себестоимость. Как минимум общая система налогообложения (ОСН) включает налог на прибыль (ставка 18%) и налог на добавленную стоимость (ставка 20%). Упрощенная система налогообложения может применяться без уплаты налога на добавленную стоимость (НДС) и с уплатой НДС. В первом случае ставка налога составляет 5% от валовой выручки, во втором случае – 3%.

Налоги с дивидендов

Налоги с дивидендов в 2016 году для физических лиц – 13%, для юридических лиц налог на прибыль с дивидендов составляет 12%.

Налоги с фонда оплаты труда

Налоги с фонда оплаты труда включают:

  • подоходный налог;
  • платежи в Белгосстрах (страховка от несчастных случаев);
  • платежи в фонд социальной защиты населения (страховые и пенсионные отчисления).

Под фондом оплаты труда мы понимаем сумму заработной платы, начисленной работникам предприятия за календарный месяц. Обращаем внимание: заработная плата в Республике Беларусь должна выплачиваться минимум 1 раз в месяц.

Ставка подоходный налог составляет в 2016 году 13% (есть ряд льгот для применения ставки подоходного налога в размере 9%). Сумма подоходного налога удерживается из заработной платы работника. Отчисления в Белгосстрах оставляют менее 1% от фонда оплаты труда. Размер отчислений устанавливается в зависимости от вида деятельности, который осуществляет организация.

Платежи в фонд социальной защиты населения (страховые и пенсионные отчисления) крайне важны для граждан Республики Беларусь, так как согласно Указу Президента Республики Беларусь от 31.12.2015 №534 «О вопросах социального обеспечения» право на трудовую пенсию по возрасту предоставляется при наличии стажа работы с уплатой в ФСЗН не менее 15 лет 6 месяцев. Начиная с 1 января 2017 г. указанный стаж работы ежегодно с 1 января увеличивается на 6 месяцев до достижения 20 лет. Особенностью платежей в ФСЗН с 2016 года стала обязанность их уплаты для иностранных граждан и лиц без гражданства, которые работают в Республике Беларусь.

В 2016 году взносы в ФСЗН уплачиваются организацией и за индивидуальных предпринимателей, оказывающих услуги по управлению организацией, в том числе, если эти индивидуальные предприниматели – управляющие являются одновременно и учредителями, собственниками имущества. В 2016 году становиться на учет в ФСЗН и уплачивать взносы также должны и представительства иностранных организаций, аккредитованные в Республике Беларусь.

Неуплата или неполная уплата взносов в ФСЗН влечет административную ответственность. На индивидуального предпринимателя или организацию налагается штраф в размере 20% от неуплаченной суммы взносов. Общий размер отчислений в ФСЗН составляет 35% от фонда оплаты труда, при этом 1% от заработной платы удерживается с работника, 34% – уплачивает наниматель.

5 налогов, которые недавно появились в Беларусии

2010 год: налог на собак

Этот налог появился благодаря решению Минского областного Совета депутатов № 49 в декабре 2010 года. Налог должны платить владельцы собак в возрасте старше трёх месяцев. Правила платы определены ст. 270 Налогового кодекса Республики Беларусь. Ставки зависят от высоты собаки в холке. В каждом регионе свои расценки. Например, в Слуцке такие:

до 40 см – 0,05 БВ в месяц;

40−70 см – 0,1 БВ в месяц;

более 70 см, а также за опасных собак – 0,3 БВ в месяц.

Для того чтобы платить налог, владельцы животных должны обратиться в ЖЭУ по месту жительства.

2014 год: налог на дороги

Официально налог на дороги называется «Госпошлина на выдачу разрешения на допуск транспортного средства к участию в дорожном движении». Платить её автовладельцы стали с 1 января 2014 года.

Пошлиной облагаются физические лица и организации перед тем, как пройти техосмотр. Например, в 2014 году за обычный легковой автомобиль (вес 1,5–2 тонны) белорусы платили 5 БВ. Однако с начала 2015 года эту сумму подняли до 6 БВ.

Как показала жизнь, не все готовы платить этот налог. В этом году в Слуцке и Солигорске прокатилась волна использования и поддельных штампов в документах на техосмотр. Автовладельцы платили от $40 до $120, чтобы в сертификат им поставили поддельный штамп. Это дешевле, чем пройти процедуру легально. Но в итоге дороже, когда рука закона настигает хитреца.

2015 год: налог на долги

С января 2015 некоторые белорусы должны платить налог в 13% с суммы кредита иностранного банка, не имеющего представительства в РБ, или денег, одолженных у друзей и знакомых (не у родственников). Как правило, это происходит, если человек купил себе что-то дорогостоящее и тем самым привлёк внимание налоговой. Например, если неработающий житель Слуцка приобрёл квартиру за одолженные у друга деньги. Средства, полученные в белорусских банках, и индивидуальных предпринимателей, налогом на долги не облагаются.

2015 год: налог на тунеядство

2 апреля 2015 года был подписан Декрет № 3 «О предупреждении социального иждивенчества», который люди и чиновники именуют «налогом на тунеядство».

Инициатива привлечь безработных к ответственности исходила от премьер-министра Михаила Мясниковича. Он выступил с заявлением на этот счёт в середине 2013 года на совещании с руководителями Могилёвской области. Инициативу поддержал также Александр Лукашенко: «Принять меры, чтобы все работали, заставить всех работать!» – потребовал он в октябре 2014 года на совещании по вопросам занятости и миграции населения. Декрет был принят, его основные положения можно изложить так: граждане Беларуси, не участвующие в финансировании бюджета 183 календарных дня, т. е. не уплачивающие налоги в бюджет, обязаны уплатить налог в размере 20 БВ.

2016 год: налог на вклады

Этот налог уже утвердили на государственном уровне благодаря Декрету № 7, который подписал Александр Лукашенко в ноябре 2015 года. Сам же декрет начнёт действовать с апреля 2016 года. С апреля налог в размере 13% будет высчитываться не с суммы всего депозита, а только с начисленных процентов.

Его придётся платить:

  • тем, кто выбрал рублёвый вклад на срок меньше года;
  • тем, кто выбрал валютный вклад на срок меньше двух лет;
  • тем, кто решил снять деньги с долгосрочного депозита раньше истечения срока.

Чтобы заплатить данный налог, не надо будет идти в налоговую. Банки сами спишут с вашего счёта необходимую сумму. Также в Беларуси на данный момент рассматривается введение налога на покупки в иностранных интернет-магазинах.

Ухудшения в налоговых изменениях 2017 года

Помимо постоянных редакционных изменений нововведения 2017 года несут в себе и ряд отрицательных для налогоплательщиков изменений, целью которых является увеличение поступлений в бюджет за счет роста налоговой нагрузки на белорусскую экономику.

Существенное ухудшение вводится для налога на прибыль. Так, с 2017 года вводится понятие экономически обоснованные затраты. Экономическое обоснование затрат, как всегда отдано на усмотрение налоговых органов, которые по своему усмотрению будут определять экономически обоснованы затраты или нет. Исходя из имеющейся правоприменительной практики известно, что все спорные вопросы налоговая инспекция будет трактовать в свою пользу. Не смотря на общую неопределенность с трактовкой экономической обоснованности затрат, уже сегодня можно определить в каком направлении будут работать контрольные органы.

Так уже с 1 января 2017 года экономически обоснованными не могут быть затраты в следующих случаях, если:

  • фактически не поступил товар (нематериальные активы), не выполнены работы, не оказаны услуги, не переданы имущественные права;
  • работы выполнены, услуги оказаны индивидуальным предпринимателем, являющимся одновременно лицом, состоящим в трудовых отношениях с плательщиком, и такие услуги, работы относятся к трудовым обязанностям такого лица;
  • работы выполнены, услуги оказаны плательщику (за исключением акционерного общества) организацией (за исключением акционерных обществ), являющейся учредителем (участником) плательщика либо в отношении которой плательщик является учредителем (участником), если такие работы, услуги относятся к обязанностям работника, состоящего с плательщиком в трудовых отношениях.

Фактически в Налоговом кодексе закрепляется уже действующее положение, по которому не учитываются при исчислении налога на прибыль затраты лжепредпринимателей, которые считаются фактически не оказанными. Также законодательством предусмотрен новый подход согласно которому человек, состоящий в трудовых отношениях с предприятием не может оказывать ему услуги в качестве индивидуального предпринимателя, также исключаются затраты по работам, услугам взаимозависимых лиц. Очевидно, что государство пытается бороться со всеми известными ему проявлениями налоговой оптимизации, а по сути, ограничивает возможности для ведения бизнеса в государстве, а, следовательно, ухудшает деловой климат в государстве, способствует продолжению экономического кризиса в Республике Беларусь.

Анализ изменений налогового законодательства на 2017 год выявляет две существенные проблемы в процедуре нормотворчества, мешающие преодолению экономического кризиса в Республике Беларусь.

  • Во-первых, изменения законодательства, принимаемые чиновниками, зачастую не соответствуют интересам экономики и связаны с непониманием или нежеланием понять текущую экономическую ситуацию в государстве. Данный недостаток можно преодолеть только путем повышения экономической грамотности чиновников.
  • Во-вторых, большинство законодательных изменений носят редакционный характер, которые не только не ведут к дополнительным поступлениям в бюджет, но зачастую оказывают отрицательное влияние на белорусский бизнес. Данный недостаток можно преодолеть только путем сокращения общего количества чиновников посредством сокращения количества функций, выполняемых чиновниками, либо ограничением нормотворческих функций чиновников путем введения 3-5 летнего запрета на внесение любых изменений в законодательство.

Видео

Налоги платят все, а собранные за счет налогов деньги формируют бюджет государства. А вы когда-нибудь считали, сколько ваших денег уходит на налоги? Предлагаем попробовать.

Каждый порядочный и законопослушный гражданин обязан платить налоги. Зачем? Чтобы пользоваться благами страны, в которой он живет, чтобы государство функционировало исправно. Сколько мы платим?

Это зависит от каждого конкретного человека. Но обо всём по порядку. На что идут налоги:

1. Система образования. За обучение в государственной школе дети и их родители не платят, а зарплата учителям и работникам системы образования выплачивается за счет налогов

1736 рублей в год - во столько обходится бюджету обучение одного ребенка в средней школе. Детские сады оказались на 60% дороже - в год на одного детсадовца из бюджета тратится 2790 рублей

2. Вооруженные силы и система правопорядка. Забота о безопасности - дело военных и работников системы правопорядка. В любых ситуациях, где был нарушен закон страны, можно и нужно бесплатно обратиться в местные органы защиты (к милиционеру, участковому, в , государственному адвокату, прокурору и т.д.). Деньги на содержание всех вооруженных сил тоже выделяются из бюджета государства, следовательно, из наших налогов.

3. Законодательная система. Чтобы государство функционировало без вреда для его жителей, необходимо соблюдать законы. Их предлагают, излагают, принимают и следят за исполнением люди, которые работают в законодательной системе.

4. Благоустройство. Дороги сами себя не построят и не отремонтируют. Деревья в городах тоже сами себя не посадят. Все это делает местная администрация - райисполкомы и облисполкомы, сельские советы, ЖКХ, ЖРЭО и прочие ведомственные структуры. Они следят за порядком и комфортом нашей жизни. А деньги на это дают налогоплательщики.

5. Пенсионная система. Пока человек работает, из его зарплаты высчитывается пенсионный налог. Он уходит на пенсионные выплаты действующим пенсионерам. Каждый из нас в свое время тоже станет пенсионером, и тогда налогоплательщики будут «выплачивать» пенсию нам.

Какие налоги мы платим?

Каждый человек платит налоги за себя. Например, если у вас есть автомобиль, то нужно платить дорожный налог (т.е. налог за использование дорог). Если вы купили какой-либо товар - заплатили за него налог в казну государства. Мы перечислим лишь основные налоги, которые платит среднестатистический белорус, и попробуем посчитать, какую сумму мы вносим в бюджет страны.

В первую очередь это подоходный налог. На данный момент в Беларуси существуют следующие ставки этого налога:
. на доходы от дивидендов - 13%;
. на доходы от предпринимательской, адвокатской, нотариальной деятельности - 16%;
. на доходы физических лиц и индивидуальных предпринимателей, связанные с парком высоких технологий - 9%;
. на доходы от сдачи недвижимости, для физических лиц (в случае, если доходы не превышают 5 555 рублей в год) - устанавливаются фиксированные суммы налога, их размер определяется областным и Минским городским Советами депутатов.
. для физических лиц на все иные доходы - 13%

По данным Белстата за март 2018 года средняя номинальная заработная плата белоруса составила 926,8 рубля. На подоходный налог из такой зарплаты ушло 120,5 рубля. За счет подоходного налога формируется примерно 10% бюджета страны

Кроме того, каждый сотрудник в своем расчетном листе может заметить отчисление на обязательный страховой взнос по пенсионному страхованию - 1% в ФСЗН. Это еще 9,27 рубля от той самой средней номинальной зарплаты. То есть на жизнь белорусу в среднем остается 797,03 рубля.

Налог на добавленную стоимость (НДС) - один из косвенных налогов или налогов на потребление. Данный налог уже заложен в цену любого товара или услуги при продаже. При покупке потребители платят его продавцу, а те переводят в бюджет государства. В «чистом» виде НДС платят только юридические лица и индивидуальные предприниматели, обычные же потребители видят только конечную стоимость и крайне редко знают сумму налога, заложенную в цену товара.

На данный момент в Беларуси налог на добавленную стоимость доходит до 20%. В среднем это 16,7% от стоимости любых товаров и услуг. В зависимости от расходов сумма меняется. На потребительские расходы у белорусов уходит около 76% от всех трат. Если за месяц вы тратите всю зарплату, то на долю НДС приходится примерно 133,1 рубля от «чистой» зарплаты в 797,03 рубля.

Акцизы. Есть список товаров, которые подлежат маркировке товарными контрольными (идентификационными) знаками - акцизами. Сюда входят сигареты, алкогольные напитки, обувь, часы и даже моторное масло - вот полный список . На каждую категорию товаров наклеивается своя маркировка, а стоимость каждого акциза фиксируется отдельно. Делается это для того, чтобы отличить контрафакт от оригинала и обеспечить безопасный импорт товаров в страну. Сколько каждый тратит на акцизные товары - вопрос субъективный.

1221 рубль каждый житель Беларуси заплатил в бюджет в 2017 году в виде косвенных налогов, которые включаются в цену товаров и услуг. 974 рубля пришлось на долю налога на добавленную стоимость, а 247 рублей - на долю акцизов

Услуги ЖКХ. Здесь указать среднее значение сложно. В оплату услуг ЖКХ входит весь перечень, представленный в ежемесячной жировке. Все зависит от квадратных метров, условий жизни и даже погоды на улице. Сколько воды, газа и электричества вы используете ежемесячно, мы рассчитать не можем.

По словам заместителя гендиректора «Белэнерго» Сергея Шебеко, на данный момент белорусы возмещают около 80% затрат на потребляемую электроэнергию, 20% - на тепловую. В этом году был подписан указ № 473 «Об установлении тарифов на жилищно-коммунальные услуги для населения на 2018 год». Планируется, что новые тарифы позволят в 2018 году обеспечить уровень возмещения населением затрат по всему комплексу жилищно-коммунальных услуг в размере более 70%. Остальное субсидируется государством. Субсидии предоставляются гражданам при условии, что ежемесячная сумма коммунальных платежей превышает 20% их среднемесячного совокупного дохода в городе и 15% - в сельской местности. То есть для минчанина коммуналка обойдется в 185,36 рубля при номинальной зарплате в 926,8 рубля. А от зарплаты, полученной на руки (797,03 рубля) после ЖКХ останется 611,67 рубля.

Транспортный налог или налог на авто. Так в народе называют обязанность собственников автотранспортных средств оплачивать госпошлину за выдачу разрешения на допуск транспортного средства к участию в дорожном движении. Половина суммы от этого налога уходит в республиканский бюджет, а вторая половина - в местный. Ставки налога разнятся для юридических и физических лиц, для автомобилей с разным весом и разных категорий. Размер налога напрямую зависит от базовой величины (24,5 рубля на данный момент). Льготы на дорожный налог в размере 50% от основной ставки имеют пенсионеры по возрасту и инвалиды. Также льготами пользуется государственный общественный транспорт, транспорт медицинской помощи, вооруженных сил и предназначенный для передвижения людей с инвалидностью.

Если у вас автомобиль весом от 1 до 2 тонн, то придется заплатить 147 рублей за год использования транспортного средства. То есть 12,25 за месяц. Напомним, что после оплаты ЖКХ от средней зарплаты осталось 611,67 рубля, а после транспортного налога - уже 599,42 рубля.

Итого на повседневные расходы среднестатистическому белорусу остается на месяц 599,42 рубля (почти 300$).

Земельный налог. Платят его все, однако сумма рассчитывается для каждого индивидуально. Для этого необходимо знать актуализированную кадастровую стоимость в белорусских рублях (рыночная стоимость объекта недвижимости, построенного на определенном земельном участке). Есть несколько способов рассчитать стоимость земельного налога. Подробнее об этом можно узнать . Владельцы земельных участков платят налог раз в год.

Ставки земельного налога для жилой усадебной зоны установлены для физических лиц за год для жилой многоквартирной зоны:
. при кадастровой стоимости земельных участков менее 41 440 белорусских рублей за гектар - устанавливается в размере 10,36 белорусского рубля за гектар.
. при кадастровой стоимости земельных участков 41 440 белорусских рублей за гектар и выше - устанавливается в размере 0,025 % (от кадастровой стоимости земель).
для жилой усадебной зоны:
. при кадастровой стоимости земельных участков менее 20 720 белорусских рублей за гектар - устанавливается в размере 20,72 белорусского рубля за гектар.
. при кадастровой стоимости земельных участков 20 720 белорусских рублей за гектар и выше - устанавливается в размере 0,1 % (от кадастровой стоимости земель).

В ежемесячной жировке можно увидеть сумму земельного налога, который платят жители квартир. То есть сумма земельного налога делится между всеми владельцами жилой площади на данном участке. Обычно это не более 1 рубля в месяц.

Налог на недвижимость. Его платят все, у кого есть недвижимость. Объектами налогообложения считаются здания и сооружения, а также машиноместа. Налог на недвижимость рассчитывается по годовой ставке: 1% для организаций, 0,1% для физических лиц от стоимости объекта недвижимости. При расчете суммы налога требуется правильно определить стоимость имущества. Оплата происходит раз в год.

Освобождаются от налогообложения объекты недвижимости:
. помещения в многоквартирных домах, находящиеся в собственности физических лиц, но не более одного жилого помещения;
. автодороги общего пользования с обслуживающими, инженерными и защитными сооружениями;
. здания и сооружения в сельской местности, находящиеся в собственности работников (в т.ч. вышедших на пенсию) сельхозпредприятий.
По сути, налог на недвижимость платят только те физические лица, которые являются владельцами частных домов, гаражей или парковочных мест.

Мы не учли налоги индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, налоги, которые платит работодатель за своих сотрудников (еще 34% от номинальной заработной платы) и налоги, например, на собирательство (грибы, ягоды). Однако приведем некоторые цифры, которые помогут представить масштабы налогообложения в Беларуси:

За 2017 год в бюджет страны составил 44 112,80 рублей, из которых 26 340, 50 было выплачено населением в виде налогов.
. Фонд социальной защиты населения принес еще 12 461,50 рубль.
. Каждый работающий человек отдал 6 054 рубля на налоги.

Как видим, сумма, которую каждый белорус платит в бюджет, оказывается очень даже ощутимой, но отличается в каждом конкретном случае. Просчитать сумму, которую тратите на налоги именно вы, можно .

Одним из самых частных вопросов, которые задают нам клиенты при открытии компаний, звучит так «Какие налоги платят предприятия в Беларуси? ».

В этой статье мы постараемся дать Вам полное представление о налоговом бремени организаций и рассказать об основных нормах налогового законодательства.

Итак, любое юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы может выбрать одну из двух систем налогообложения: общую или упрощенную. Упрощенная система предусматривает еще две подсистемы – с уплатой НДС и без уплаты НДС.

Независимо от того, какую систему выбирает предприятие, оно осуществляет обязательные платежи, связанные с:

А) выплатой заработной платы работникам:

  1. 34% от фонда оплаты труда компания обязана уплатить в ФСЗН – это отчисления на обязательное социальное страхование;
  2. 0,6% от фонда оплаты труда перечисляется в качестве обязательного страхования от несчастных случаев на производстве.

13% подоходного налога и 1% взносов в ФСЗН наниматель обязан удержать из заработной платы работника и перечислить в бюджет и в ФСЗН, т.е. это не относится к бремени организации, но это важно знать для понимания обязанностей нанимателя.

Б) ввозом товаров на территорию Республики Беларусь: по общему правилу ввозной НДС уплачивается по ставке 20% от стоимости ввозимого товара, при ввозе некоторых товаров ставка может быть 10%.

А теперь рассмотрим подробнее налоги, связанные с осуществлением предпринимательской деятельности.

Общая система налогообложения предусматривает уплату:

  1. НДС по ставке 20% от оборота при реализации товаров, работ, услуг, имущественных прав.
  2. Налога на прибыль по ставке 18% от полученной прибыли.
  3. Иных налогов при наличии объектов налогообложения (земельный налог, налог на недвижимость, акцизы, экологический налог и т.д.)

Упрощенную систему налогообложения можно применять с момента создания компании либо перейти на нее со следующего года, в течение года перейти на нее нельзя. На УСН с нового года вправе перейти только те субъекты хозяйствования, у которых в течение первых 9 месяцев текущего года:

  • численность работников составляет не более 100 человек в среднем;
  • размер валовой выручки нарастающим итогом составляет не более 1 465 565 белорусских рублей. Для индивидуальных предпринимателей, кстати, эта суммы не должна превышать 315 000 белорусских рублей.

    Для перехода на упрощенную систему налогообложения с 1 января 2021 г. размер валовой выручки за 9 месяцев, нарастающим итогом с начала 2020 года установлен не более 1 538 843 белорусских рублей для организаций и 330 750 белорусских рублей — для ИП.

Не вправе применять УСН:

  1. организации и индивидуальные предприниматели:
    • производящие подакцизные товары;
    • реализующие ювелирные и другие бытовые изделия из драгоценных металлов и драгоценных камней.
    • реализующие имущественные права на средства индивидуализации участников гражданского оборота, товаров, работ или услуг (фирменные наименования, товарные знаки и знаки обслуживания, географические указания и другое);
    • являющиеся резидентами свободных экономических зон, специального туристско-рекреационного парка «Августовский канал», Парка высоких технологий, Китайско-Белорусского индустриального парка «Индустриальный парк «Великий камень»;
    • предоставляющие в аренду (финансовую аренду (лизинг)), иное возмездное или безвозмездное пользование капитальные строения, их части, машино-места, не находящиеся у них на праве собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления;
    • являющиеся участниками договора простого товарищества (договора о совместной деятельности);
    • осуществляющие деятельность с цифровыми знаками (токенами) по их приобретению (добыче, получению), отчуждению (передаче, размещению, использованию), иные чем отчуждение (приобретение) цифровых знаков (токенов) за белорусские рубли, иностранную валюту, электронные деньги и обмен их на иные цифровые знаки (токены);
    • организации, осуществляющие: лотерейную деятельность; деятельность по организации и проведению электронных интерактивных игр; деятельность в сфере игорного бизнеса; риэлтерскую деятельность; страховую деятельность; банковскую деятельность (банки);

2. организации, являющиеся:

  • профессиональными участниками рынка ценных бумаг;
  • участниками холдинга;
  • микрофинансовыми организациями;
  • инвестиционными фондами, специализированными депозитариями инвестиционного фонда, управляющими организациями инвестиционного фонда.

Кроме того, не могут применять УСН организации, производящие на территории Республики Беларусь с/х- продукцию и уплачивающие единый налог для производителей с/х-продукции; организации, являющиеся плательщиками единого налога на вмененный доход; унитарные предприятия, собственником имущества которых является юридическое лицо, а так же коммерческие организации, более 25% акций которых принадлежат одной или нескольким организациям.

Ставки налога при упрощенной системе :

А) три (3) процента от валовой выручки:

  • для организаций и индивидуальных предпринимателей, уплачивающих НДС.

Б) пять (5) процентов от валовой выручки – для организаций и индивидуальных предпринимателей, не уплачивающих НДС.

Эту ставку налога без уплаты НДС могут применять только предприятия с численностью работников в среднем за период с начала года по отчетный период включительно не более 50 человек, если размер их валовой выручки нарастающим итогом с начала 2020 года установлен не более 1 404 286 белорусских рублей.

В) шестнадцать (16) процентов в отношении безвозмездно полученных товаров (работ, услуг), имущественных прав, денежных средств.

В данной статье приведена общая информация о налогообложении предприятий Беларуси. Выбор системы налогообложения мы настоятельно рекомендуем делать только после изучения Налогового кодекса Республики Беларусь и вместе со специалистом в данной сфере.

Используемые материалы для статьи:

Итак, вы открыли ИП, зарегистрировали ООО или УП и теперь можете спокойно работать. Дальше возникает вопрос уже с налоговой. Какие налоги и как лучше платить и что будет в случае ошибки? Вместе с «Беларусбанком» и юристами разбираемся в нюансах.

Стоит сказать, что глобальной разницы в подходах к налогообложению для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц практически нет. В большинстве случаев в Беларуси применяются всего несколько систем налогообложения: упрощенная (два варианта) и общая.

Что такое общая система налогообложения и когда она применяется?

При общей системе налогообложения вам придется платить налог на прибыль и налог на добавленную стоимость.

Налог на прибыль составляет 18% в месяц для юрлиц и 16% для ИП. В некоторых областях бизнеса ставка может быть меньше или больше, например, страховые компании платят 25%. А производители некоторых высокотехнологичных товаров - 12% и так далее. Налог на добавленную стоимость в Беларуси составляет 20%.

- Если вы открыли общество с ограниченной ответственностью или унитарное предприятие и никак не уведомили налоговую о своем выборе, то автоматически налоговая будет применять к вам общую систему налогообложения, - говорит юрист компании Revera Екатерина Попова.

Как считать налог на прибыль?

Налог на прибыль считается от суммы чистой прибыли. Если схематично, то чистая прибыль - это сумма, которую вы получили, отняв от суммы всей выручки сумму затрат.

Так вот от суммы чистой прибыли (специалисты ее называют налогооблагаемой базой) нужно посчитать 18% или 16% (в зависимости от того, вы юрлицо или ИП). Полученная цифра - это и есть та сумма, которую вам нужно отнести в налоговую. Но при этом важно помнить, что для подсчета налога вычитать можно далеко не все затраты.

- Например, если компания производит стулья и покупает дерево - эти затраты могут быть учтены, - объясняет Екатерина. - Но если компания решит купить для комнаты отдыха своих работников телевизор и никак не докажет его связь с производственной деятельностью компании, то в этом случае стоимость телевизора включить в затраты и уменьшить налогооблагаемую базу нельзя.

В чем фишка упрощенной системы налогообложения?

Упрощенная система предполагает уплату налога по пониженной ставке. Тут может быть два варианта:

5% от выручки компании без уплаты налога на добавленную стоимость;

3% от выручки компании с уплатой НДС (все те же 20%).

Основное отличие «упрощенки» от общей системы в том, что здесь не учитываются затраты. Налоги вы платите с валовой выручки - всего объема денег за товары и услуги, которые вы получили за месяц (или квартал).

- С момента регистрации у компании есть 20 рабочих дней, чтобы предупредить налоговую о том, что будет применяться УСН, - отмечает Екатерина. - Если вдруг компания передумает, то можно вернуть общую систему налогообложения.

Когда нельзя применять «упрощенку»?

По словам юриста, чтобы применять общую систему налогообложения, компания должна соответствовать определенным критериям. Есть виды деятельности, когда упрощенную систему нельзя применять в принципе. Это риелторская и страховая деятельность, сдача помещений в субаренду и так далее.

- Также нельзя применять УСН, если учредителем ООО или УП будет не физлицо, а юрлицо с долей в уставном фонде более 25%, - объясняет юрист.

Но самое главное - «упрощенку» нельзя применять в том случае, если компания превысила определенные лимиты по выручке и средней численности сотрудников.

- Для компаний средняя численность сотрудников не должна превышать 100 человек, а годовой объем выручки должен быть не более 1 949 208 рублей (около $900 тысяч), - объясняет эксперт. - Что касается индивидуальных предпринимателей, то здесь годовой лимит в 2019 году составит 420 тысяч рублей. По числу работников у ИП и так существуют ограничения: нанимать можно не больше трех человек.

Какие «бонусы» в налогах есть у ИП, которых нет у компаний?

Индивидуальные предприниматели также могут применять как общую, так и упрощенную систему налогообложения. При этом с 2019 года даже те ИП, которые были обязаны по закону платить единый налог (например, торговля продуктами питания, производство одежды по заказу, фотосъемка, более подробный перечень можно узнать по ссылке), могут выбирать, продолжать платить единый налог или же перейти на другую систему налогообложения.

При упрощенной системе для ИП действуют те же принципы, что и для юридических лиц: либо платишь 5% от валовой выручки, либо 3% от выручки и НДС. При общей системе предприниматель платит подоходный налог по ставке 16%. Причем затраты в таком случае тоже учитываются при наличии подтверждающих документов.

Но вот что интересно. После уплаты налогов ИП может спокойно использовать доход куда угодно. А вот у юридических лиц не все так просто. Для сравнения: чтобы доход получили участники организации, после уплаты корпоративных налогов (налог при УСН или налог на прибыль) нужно также удержать подоходный налог по ставке 13% при выплате дивидендов физическим лицам.

Но с 2019 года есть два исключения из этого правила:

Если в течение 3 лет прибыль компании не распределялась, то при получении дивидендов ставка подоходного налога составит 6%;

Если в течение 5 лет прибыль компании не распределялась - при получении дивидендов от компании подоходный налог платить не надо, ставка составит 0%.

Что будет, если выручка стала больше лимита, а ты все равно применяешь «упрощенку»?

- С месяца, который следует за отчетным периодом (у вас может быть либо месяц, либо квартал), вы уже должны применять общую систему налогообложения, - отмечает Екатерина. - Налоговую уведомлять не нужно, сама компания или индивидуальный предприниматель должен считать налоги по-новому. Если недоплачивать налог и применять УСН, то за это можете получить и штраф, и пени.

Что выгоднее - УСН или общая система налогообложения?

- Если же это торговля и крупное производство и выручка превышает затраты только на 20% и меньше, тогда нужно думать про общую систему налогообложения. Если затраты составляют менее 80% от выручки, то выгодней использовать упрощенную систему, - объясняет Екатерина. - Поэтому мелкий и средний бизнес, как правило, заинтересован в применении УСН без выплаты НДС. Особенно если мы говорим про разработчиков, оказание услуг и так далее. В этом случае проще вести бухгалтерский учет, компания не настолько завязана на подтверждение затрат, так как в итоге это не влияет на конечную сумму налога. Поэтому здесь меньше риск бухгалтерской ошибки, а значит, и финансовых потерь (штрафы, пени и так далее).

Наш партнер «Беларусбанк» разработал кредиты, предусматривающие привлекательные условия для небольших предприятий со ставкой 5% годовых. Предприниматель может выбрать подходящий вариант в зависимости от целей и размера бизнеса. Смотрите таблицу на сайте нашего партнера.

Налоговая система в Республике Беларусь начала создаваться в 1991 г., когда был принят пакет законов о налоговой системе. Среди них законы "О налогах и сборах, взимаемых в бюджет Республики Беларусь", "О налоге на доходы и прибыль", "О налоге на добавленную стоимость" и др. К настоящему времени в некоторые из них внесены изменения и дополнения, некоторые утратили силу в связи с введением в действие Налогового кодекса Республики Беларусь (Общая часть 2002 г., Особенная часть 2009 г.)

Налоговая нагрузка на экономику в республике довольно высока. Так, на протяжении 2006-2010 г. она колебалась в интервале 41,5-50,6% ВВП (рис. 4.5).

Рис. 4.5.

Основную роль в формировании доходов бюджета Республики Беларусь играют такие налоги, как НДС (25,6% доходов бюджетной системы), налог на прибыль (9,3%), таможенные пошлины (налоговые доходы от внешнеэкономической деятельности составляют 9,2%). Велика доля взносов на государственное социальное страхование (почти 30%).

Налоговое законодательство Республики Беларусь включает Налоговый кодекс (НК РБ) и принятые в соответствии с ним законы, регулирующие вопросы налогообложения; декреты, указы и распоряжения Президента Республики Беларусь, содержащие вопросы налогообложения; международные договоры Республики Беларусь; постановления Правительства Республики Беларусь, а также нормативные правовые акты республиканских органов государственного управления, органов местного управления и самоуправления, регулирующие вопросы налогообложения.

Беларусь является унитарным государством, налоговая система которого состоит из двух основных трупп налогов - республиканских (национальных) и местных. К республиканским налогам, сборам (пошлинам) относятся:

  • o налог на добавленную стоимость;
  • o акцизы;
  • o налог на прибыль;
  • o налог на доходы иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство;
  • o подоходный налог с физических лиц;
  • o налог на недвижимость;
  • o земельный налог;
  • o экологический налог;
  • o налог за добычу (изъятие) природных ресурсов;
  • o сбор за проезд автомобильных транспортных средств иностранных государств по автомобильным дорогам общего пользования Республики Беларусь;
  • o офшорный сбор;
  • o гербовый сбор;
  • o консульский сбор;
  • o государственная пошлина;
  • o патентные пошлины;
  • o таможенные пошлины и таможенные сборы.

К местным налогам и сборам относятся: налог за владение собаками; курортный сбор, а также сбор с заготовителей.

Для некоторых видов деятельности предусмотрен особый режим (режимы) налогообложения в виде:

  • o налога при упрощенной системе налогообложения;
  • o единого налога с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц;
  • o единого налога для производителей сельскохозяйственной продукции;
  • o налога на игорный бизнес;
  • o налога на доходы от осуществления лотерейной деятельности;
  • o налога на доходы от проведения электронных интерактивных игр;
  • o сбора за осуществление ремесленной деятельности;
  • o сбора за осуществление деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма.

Остановимся на некоторых налогах налоговой системы Республики Беларусь более подробно.

Подоходный налог с физических лиц

Плательщиками данного налога признаются физические лица. Для физических лиц, признаваемых налоговыми резидентами Республики Беларусь, объектом налогообложения являются доходы, полученные как из источников на территории страны, так и из-за рубежа. Для нерезидентов - только доходы, полученные от источников в Беларуси. Налоговыми резидентами Республики Беларусь признаются физические лица, которые фактически находились на территории страны в календарном году более 183 дней. В течение года до тех пор, пока данное положение не позволит определить статус физического лица, лицо признается налоговым резидентом, если оно фактически находилось на территории Республики Беларусь более 183 дней в предыдущем календарном году.

Не признаются объектом налогообложения некоторые категории доходов, полученных физическими лицами. К их числу, в частности, относятся доходы:

  • - в размере стоимости обучения работников в системе повышения квалификации, переподготовки кадров, оплаченного за счет средств организации;
  • - в виде выплат, предназначенных для возмещения расходов по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС;
  • - в размере стоимости питания, проживания и проезда при направлении работника в командировку;
  • - в размере государственной адресной социальной помощи, предоставляемой в случаях, установленных Президентом Республики Беларусь;
  • - в виде средств, полученных военнослужащими, получившими ранение (травму, контузию), увечье или заболевание при исполнении обязанностей военной службы в установленных пределах и некоторые другие виды доходов.

При определении налоговой базы учитываются все доходы плательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной форме.

Налоговым периодом по данному налогу является календарный год.

От подоходного налога с физических лиц освобождается целый ряд категорий доходов, в частности:

  • - пособия по государственному социальному страхованию и государственному социальному обеспечению;
  • - пенсии, получаемые в соответствии с законодательством Республики Беларусь;
  • - предусмотренные законодательными актами, постановлениями Совета Министров Республики Беларусь компенсационные выплаты;
  • - алименты, получаемые плательщиками в случаях, установленных законодательством;
  • - государственные премии Республики Беларусь;
  • - суммы материальной помощи, оказываемой в соответствии с законодательными актами страны;
  • - стипендии учащихся, студентов и слушателей учебных заведений;
  • - доходы плательщиков, получаемые от физических лиц в виде наследства, за некоторым исключением;
  • - доходы в виде процентов, полученных по банковским счетам, вкладам (депозитам) в банках, находящихся на территории Республики Беларусь, и целый ряд иных категорий доходов физических лиц.

При расчете облагаемой базы налогоплательщик имеет право применить к сумме полученного дохода некоторые вычеты.

  • 1. Стандартный вычет:
    • - в размере 292 000 бел. руб. в месяц при получении дохода в сумме, не превышающей 1 766 000 бел. руб. в месяц;
    • - в размере 81 000 бел. руб. в месяц на каждого ребенка до 18 лет и (или) каждого иждивенца;
    • - в размере 410 000 бел. руб. в месяц для некоторых категорий плательщиков (например, физических лиц, перенесших лучевую болезнь, вызванную последствиями катастрофы на Чернобыльской АЭС).
  • 2. Социальные вычеты - могут быть предоставлены налогоплательщику по расходам на образование и расходам по уплате страховых взносов по договорам добровольного страхования жизни и дополнительной пенсии в установленных пределах.
  • 3. Имущественный вычет - предоставляется, в частности, по расходам на приобретение жилого дома или квартиры.
  • 4. Профессиональный вычет - предоставляется в связи с осуществлением некоторых категорий расходов.

По подоходному налогу с физических лиц в Республике Беларусь установлены следующие налоговые ставки:

  • - 12% - для подавляющего большинства категорий доходов;
  • - 9% - по доходам в рамках функционирования парка высоких технологий;
  • - 15% - по доходам в рамках предпринимательской деятельности;
  • - в фиксированных суммах - по некоторым категориям доходов (например, от сдачи в аренду жилых помещений).
Загрузка...