docgid.ru

Права детей-инвалидов и их родителей: защита важных людей! Право лиц с ограниченными возможностями здоровья (инвалидов) на образование Права родителей инвалидов в образовании

Инвалиды до 18 лет являются особой категорией детей, которые нуждаются в особой опеке и заботе со стороны самых близких людей и общества, а также государственных органов. Россия по конституции является социальным государством. Поэтому администрации регионов и правительство Российской Федерации обязаны соблюдать права ребенка инвалида в РФ, а также предоставлять организационную и материальную поддержку детям-инвалидам, в том числе их родителям.

Воспитание, обучение, и лечение детей-инвалидов

Права ребенка инвалида в школе и в поликлинике должны быть обеспечены в полной мере. Поэтому детям-инвалидам дошкольного возраста:

1. создаются все условия пребывания в дошкольных учреждениях стандартного типа и предоставляются необходимые реабилитационные меры.

2. если состояние здоровья не позволяет пребывать ребенку в учреждении общего типа, то их направляют в специальные дошкольные учреждения.

Что полагается ребенку инвалиду по закону? По федеральному закону дети-инвалиды перед обычными сверстниками имеют определенные преимущества. Право ребенка инвалида на образование предполагает:

1. первоочередное устройство в детских дошкольных учреждениях;

2. освобождение их родителей или попечителей от платы за ДДУ;

3. возможность обучения и воспитания детей-инвалидов в негосударственных образовательных учреждениях и на дому. При этом родителям предусматриваются компенсации на указанные цели;

4. для подростков и детей с отклонениями в развитии должны быть созданы специальные (коррекционные) классы или группы, которые должны обеспечивать их воспитание и обучение, а также лечение, социальную адаптацию и интеграцию в общество. Этим должны заниматься органы управления образованием.

Финансирование данных образовательных учреждений выполняется по повышенным нормативам. Категории воспитанников и учащихся, которые направляются в данные образовательные учреждения, в том числе содержащихся на полном обеспечении государства, определяются Правительством России.

Кроме того дети с потребностями могут получать дополнительные виды социальной помощи:

1. бесплатное питание в школьных условиях;

2. первоочередной прием в детсады, бесплатное их посещение;

3. помощь соцслужб в реабилитации (психологической, социальной);

4. щадящий режим сдачи ЕГЭ.

Льготы и права семей с детьми-инвалидами

Федеральный закон о детях инвалидах в 2019 году говорит, что семьи с детьми-инвалидами могут бесплатно получать:

1. медицинские принадлежности (специальная обувь, кресла-коляски и так далее);

2. лекарства, предусмотренные законом;

3. 1 раз в год санитарно-курортное лечение, проезд оплачивается в оба конца;

4. медицинское лечение;

5. специальную литературу для детей, имеющих определенные проблемы со зрением.

Кроме того предусмотрены и другие льготы:

1. одному из работающих родителей дается 4 дополнительных выходных в месяц;

3. право на сокращенную рабочую неделю или сокращенный рабочий день при наличии детей на иждивении у них до 16 лет;

4. Запрет на снижение зарплаты или отказ в приеме на работу по мотивам, которые связаны с наличием ребенка-инвалида.

Транспортные льготы

1. Законом предусматривается бесплатный проезд детям инвалидам в общественном транспорте (кроме проезда на такси), а также их сопровождающему. Это может быть родитель, социальный работник или опекун (требуется предъявить удостоверения, подтверждающего личность).

2. оплата проезда к месту лечения ребенка инвалида также бесплатна. Может быть оформлен проездной для ребенка инвалида, либо предусмотрена денежная компенсация за проезд в случае оформления соответствующих бумаг;

3. дети-инвалиды также могут воспользоваться 50% скидкой на междугородные автобусы, авиалинии и поезда с октября по 15 мая. В другое время указанная скидка будет действовать только один раз.

4. при наличии в семье ребенка-инвалида от 5 лет, который имеет нарушения функций опорно-двигательного аппарата, ее могут для транспортировки ребенка. Если автотранспортное средство не предоставляется, то родителям предусмотрены компенсации на использование специализированных автотранспортных средств.

Денежные выплаты

Что положено ребенку инвалиду от государства в 2019 году в части денежных выплат?

1. До апреля 2018 года сумма 11903,51 рублей. С детства инвалидам выплачиваются следующие суммы:

1) инвалидам III группы - 4 215,90 рублей;

2) при II группе - 9 919,73 рублей;

3) при I группе инвалидности - 11 903,51 рублей.

Размер пенсионных выплат подлежит индексации минимум раз в год.

Кроме этого предусмотрена ежемесячная денежная выплата, а также набор социальных услуг семьям с детьми-инвалидами. Размер ЕДВ определяется желанием семьи частично или полностью пользоваться социальными услугами в натуральной форме (при отказе выдается денежная компенсация).

Набор социальных услуг может быть заменен денежным эквивалентом. На 2019 год предусмотрен полный пакет социальных услуг в размере 1 048,97 рублей ежемесячно:

1. 807,94 рубля - обеспечение медицинскими изделиями, лекарствами по рецептам, лечебными продуктами питания;

2. 124,99 рубля - путевки на санаторно-курортное лечение;

3. 116,04 рубля – бесплатный проезд на междугородном транспорте или пригородном ж/д транспорте к месту, где выполняется лечение и домой.

Неработающему родителю, который ухаживает за инвалидом, предусмотрено специальное в виде пособия по уходу. На каждого ребенка-инвалида либо инвалида с детства первой группы предполагается выплата в размере:

1. 5500 рублей при уходе опекуном, усыновителем либо родителем;

2. 1200 рублей при уходе иным лицом.

При 2 и 3 группах после 18 лет пособие не положено. Один из родителей ребенка-инвалида может рассчитывать на досрочную пенсию.


29.02.2020

Нарушение здоровья должно быть:

  • стойким;
  • обусловленным заболеванием, травмой или дефектом;
  • очевидным, т.е. имеется полная/частичная утрата самообслуживания или не могут общаться, контролировать себя, обучаться.

Ребенок считается инвалидом с момента регистрации его статуса и как следствие получение им пенсионного свидетельства. О правах инвалидов 1 группы в России мы уже писали подробно в .

На образование

Статьей 19 ФЗ от 24.11.1995 N 181-ФЗ государство обеспечивает необходимые права инвалидов детей для получения образования, которое является общедоступным. Бесплатно предоставляется в государственных и муниципальных учреждениях следующие виды образования:

  • дошкольное образование (детский сад);
  • общее образование: начальное, основное, среднее (школа: 1-4, 5-9, 10-11 классы);
  • среднее профессиональное образование(техникум, колледж);
  • высшее (институты, университеты, академии).

Общее и средне-профессиональное образование осуществляются по адаптированной и/ или индивидуальной образовательной программам реабилитации инвалидов.

Отдельно нужно сказать об обучении детей-инвалидов в школах. В зависимости от характера инвалидности дети могут учиться как в обычных школах, где им должна быть предоставлена психолого-педагогическая поддержка, так и в специальных коррекционных школах. Если в Вашем регионе нет коррекционной школы или ребенок не может по состоянию здоровья посещать школу, родители выбирают один из трех вариантов:

  • Обучение в Центре дистанционного обучения (ЦДО), куда учащиеся зачисляются; обучение осуществляется учителями ЦДО (Письмо Минобрнауки России от 10.12.2012 N 07-832 «О направлении Методических рекомендаций по организации обучения на дому детей-инвалидов с использованием дистанционных образовательных технологий»).
  • на дому: сотрудники образовательной организации приходят к ребенку домой или в медицинское учреждение, где ребенок находится на реабилитации. Для этого необходимо письменное обращение родителей/ представителей ребенка и заключение медицинской организации.
  • дома в форме семейного образования (Письмо Минобрнауки России от 15.11.2013 N НТ-1139/08 «Об организации получения образования в семейной форме»). В этом случае родители принимают на себя обязанность по обеспечению целенаправленной организации обучения и знаний, необходимых в повседневной жизни. При этом школа не несет ответственности за качество образования. Обучение происходит с одновременной обязанностью учащегося пройти в школе аттестацию промежуточную и государственную. Данная форма обучения может быть изменена с согласия родителей и мнения ребенка.

Дети-инвалиды могут поступить в рамках установленных квот на бюджетные места в высшее / средне профессиональное учебные заведения при условии если будут сданы вступительные экзамены.

Ст. ст. 17 и 28.2 ФЗ от 24.11.1995 N 181-ФЗ предусмотрено, что за счет бюджетных средств федерального значения семьи с детьми-инвалидами обеспечиваются жилыми помещениями, если нуждаются в улучшении квартирного вопроса. Дети инвалиды имеют право на жилье! Порядок предоставления более детально регулируется каждым субъектом России в отдельности.

Порядок предоставления квартир для лиц поставленных на учет после 01.01.2005г. имеет два варианта:

  1. Получение квартиры по договору социального найма. Необходимо обратиться по месту жительства в уполномоченный орган для постановки на улучшение жилищных условий. Если инвалидность ребенка связана с хроническим заболеванием в тяжелой форме, по Перечню утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16 июня 2006 года № 378, то квартира будет предоставлена вне очереди.
  2. Получение квартиры по договору безвозмездного пользования. В Москве размер предоставляемого помещения должен быть не менее 18 кв.м. площади жилого помещения на одного человека по средней рыночной стоимости, которая определяется в каждом субъекте РФ отдельно. Заявление подается в Департамент Жилищной политики и Жилищного Фонда г. Москвы.

Постановлением Правительства РФ от 27.07.1996 N 901 «О предоставлении льгот инвалидам и семьям, имеющим детей — инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг» семьям с детьми инвалидами предоставляются следующие льготы:

  • скидка 50% и более на оплату государственной или муниципальной квартиры, оплату коммунальных услуг и абонентской платы за телефон;
  • скидка 50% и более на оплату топлива в домах, где отсутствует центральное отопление;
  • предоставляется первоочередное право на получение земельного участка под частную застройку, ведения дачного хозяйства/ садоводства.

Право детей инвалидов и членов их семьи на получение денежных выплат

  • дети-инвалиды получают ежемесячную денежную выплату (ЕДВ) , которая индексируется раз в год. В 2015 году составляет 2 123,92 руб. Если ребенок одновременно на ЕДВ по разным основаниям, то родителю/ представителю дается право выбора получения ЕДВ по какому-то одному основанию (ст. 28.2 ФЗ от 24.11.1995 N 181-ФЗ).
  • дети-инвалиды получают ежемесячную социальную пенсию по инвалидности и надбавки к ней. В 2015 году сумма составляет 10 376,86 руб. (ФЗ от 15.12.2001 N 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ”).
  • трудоспособные лица, которые осуществляют уход за ребенком-инвалидом, получают ежемесячную денежную выплату (Указ Президента РФ от 26.02.2013 N 175 «О ежемесячных выплатах лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами и инвалидами с детства I группы»).: -родители/ усыновители/ опекуны/ попечители ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет или инвалида детства I группы в размере 5 500 рублей; -другим лицам в размере 1 200 рублей.

Данная выплата суммируется с установленной ребенку-инвалиду пенсией за период, когда осуществляется ухода за ним. ЕДВ может получить один из неработающих родителей на период такого ухода за ребенком.

Права и льготы семей с детьми-инвалидами

Помимо получения денежных выплат дети-инвалиды и их родители/ представители имеют различные льготы не только в сфере жилья. Бесплатно можно получать:

  • Лекарства, предусмотренные законом;
  • Санитарно-курортное лечение 1 раз в год, при этом оплачивается проезд в оба конца;
  • Медицинские принадлежности (кресла-коляски, специальная обувь и т.д.);
  • Медицинское лечение;
  • Специальную литературу для детей, у которых проблемы со зрением;
  • литературу, издаваемой на магнитофонных кассетах и рельефно-точечным шрифтом Брайля и т.д. a) права родителей ребенка-инвалида на работе Федеральным законом от 17.12.2001 N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» предусмотрены дополнительные права матери ребенка инвалида.
  • Запрет к сверхурочным работам и направление в командировки без согласия женщины;
  • Право на сокращенный рабочий день/ сокращенную рабочую неделю, если имеются дети на иждивении в возрасте до 16 лет;
  • Запрет на отказ в приеме на работу или снижении з/п по мотивам, связанным с наличием ребенка-инвалида;
  • Запрет на увольнение одиноких матерей по инициативе администрации, за исключением случаев ливвидации организации или введения процедуры банкротства.

Одному из работающих родителей представителю ребенка-инвалида дается в месяц 4 дополнительных выходных. Права родителей детей инвалидов в трудовом законодательстве описывают сокращение рабочего дня в ст.93 ТК РФ.

Трудовой кодекс РФ, Глава 15, Статья 93. Неполное рабочее время

По соглашению между работником и работодателем могут устанавливаться как при приеме на работу, так и впоследствии неполный рабочий день (смена) или неполная рабочая неделя. Работодатель обязан устанавливать неполный рабочий день (смену) или неполную рабочую неделю по просьбе беременной женщины, одного из родителей (опекуна, попечителя), имеющего ребенка в возрасте до четырнадцати лет (ребенка-инвалида в возрасте до восемнадцати лет), а также лица, осуществляющего уход за больным членом семьи в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

При работе на условиях неполного рабочего времени оплата труда работника производится пропорционально отработанному им времени или в зависимости от выполненного им объема работ.

Работа на условиях неполного рабочего времени не влечет для работников каких-либо ограничений продолжительности ежегодного основного оплачиваемого отпуска, исчисления трудового стажа и других трудовых прав.

Если ребенок-инвалид, имеют ли право родители досрочно выйти на пенсию

В общем порядке мужчины выходят на пенсию по старости в 60 лет, а женщины в 55. Данный срок может быть сокращен одному из родителей на пять лет (соответственно для мужчин в 55, для женщин в 50), если родитель воспитывал инвалида с детства до достижения им 8 лет и при условии страхового стажа: для мужчин 20 лет, для женщин 15 лет.

Опекунам инвалидов с детства, установившим опеку до достижения ребенком-инвалидом 8 лет,назначается трудовая пенсия по старости с уменьшением возраста, на один год за каждые 1,5 года опеки, но не более чем на 5 лет.

Главное условие – наличие страхового стажа такого же как и для родителей. Пенсии опекунам могут назначаться при условии, что период опеки составляет не менее 1,5 лет.

Пенсия назначается, даже если ребенок-инвалид умер, важно чтобы родители/ опекуны воспитали его до 8 лет.

Защита прав детей инвалидов

Лица вне зависимости от занимаемой должности, которые виноваты в нарушении прав и свобод инвалидов, несут ответственность по ст.32 ФЗ от 24.11.1995 N 181-ФЗ.

Все споры возникающие из установления инвалидности, реализации индивидуальных программ реабилитации инвалидов, предоставления конкретных мер и нарушении иных прав и свобод инвалидов, рассматриваются в судебном порядке.

Заключение

Дети-инвалиды являются одной из уязвимых групп населения, поэтому законодатель с целью уравнения их в правах предусмотрел предоставление им и их семьям различные права и гарантии. О правах при инвалидности при эпилепсии ребенку читайте .

Преференции для ребенка-инвалида и его семьи предлагаются в различных сферах: медицинской, жилищной, социокультурной, трудовой. Гарантии государства призваны облегчить жизнь, поддержать и защитить права детей и их близких.

Присвоение инвалидности ребенку осуществляется экспертной комиссией. В результате медицинского освидетельствования родителям выдается заключение, образец которого изображен на фото.

Ребенком-инвалидом признан несовершеннолетний гражданин, имеющий стойкие проблемы со здоровьем разной степени тяжести. Экспертной комиссией, наряду со свидетельством, выдается индивидуальная программа реабилитации и абилитации (ИПРА), где детально указываются необходимые меры по восстановлению и поддержке.

С этого момента государство гарантирует ребенку и его семье права и льготы, установленные законодательно.

Нормативное регулирование совершается на основе:

  • Конвенции о правах человека;
  • Конвенции о правах инвалидов;
  • Конституции РФ;
  • Федеральных законов - «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (ФЗ № 181 от 24.11.1995 года), «О государственной социальной защите» (ФЗ №178), «Об образовании в РФ» (ФЗ № 273);
  • Постановлений Правительства РФ - о медицинской помощи (№ 890), жилищных льготах и правах (№ 649);
  • Жилищного, Гражданского и Семейного кодексов;
  • Трудового кодекса РФ.

Права ребенка регламентируются также Указами Президента России, приказами Министерства здравоохранения и другой ведомственной документацией. На уровне регионов вводятся дополнительные меры соцподдержки.

Основные права ребенка-инвалида:

  • На лечение;
  • На воспитание и образование;
  • На материальную помощь и льготы;
  • На социальное обслуживание;
  • На приемлемые условия проживания;
  • На участие в культурных и общественных мероприятиях;
  • На труд.

На медицинскую помощь и охрану здоровья

Медицинское обслуживание, лечение и реабилитация положены детям-инвалидам бесплатно () на основании ИПРА. Образец первого листа документа изображен на фото.


Права на бесплатную и льготную медицинскую помощь ребенку включают:

  • Консультации в поликлинике, лечение в стационаре, реабилитационных центрах;
  • Обеспечение лекарствами из списка, установленного законом. Согласно Постановлению Правительства № 890 , для детей до 6 лет все медсредства бесплатны;
  • Предоставление ТСР (технических средств реабилитации), медикаментов, протезирование;
  • Путевка на санаторно-курортное лечение и проезд ребенку и сопроводителю, ухаживающему за ним. На это период родитель (опекун) получает лист временной нетрудоспособности.

К приспособлениям для реабилитации относятся не только инструменты для передвижения. Сюда входят литература, другие информационные носители для родителей, средства для детей с проблемами со слухом, зрением (например, таблички со шрифтом Брайля) и так далее.

Использование реабилитационной техники, протезов, протезно-ортопедических приспособлений регламентируется Приказом № 215н. Детальное описание ТСР приведено в Приказе Министерства труда №374н от 18.07.2016 года.

В зависимости от тяжести функциональных нарушений, обстоятельств болезни, группы инвалидности, ребенок частично или полностью освобождается от оплаты протезно-ортопедических изделий. Дети, пребывающие на попечительстве государства, получают их бесплатно. Ремонт также оплачивается за счет бюджетных средств.

Для реализации права законный представитель ребенка обращается с заявлением в соответствующую инстанцию (например, в Фонд социального страхования).

Жилищные

Обязанность государства - обеспечить человека с ограниченными возможностями оптимальными условиями проживания.

  • Первоочередное право на жилье;
  • Предоставление дополнительной площади (10 кв. метров) или отдельной комнаты для ребенка. Эти квадратные метры не считаются излишними, плата за них начисляется не более, чем в одинарном размере с учетом льгот.

Право на жилье имеют семьи с несовершеннолетними инвалидами, длительно пребывающие в арендованной, коммунальной квартире или общежитии.

На жилищный учет ставят ребенка, который имеет заболевание из списка, установленного законодательством: ВИЧ, кожные, психические патологии и так далее. Помещение дается вне очереди.

С 2005 года при подаче заявления законных представителей в органы местного самоуправления квартира положена не в собственность, а по договору социального найма (семья ставится в общую очередь). При постановке на учет до 2005 года дается первоочередное право на выделение жилья.

ВНИМАНИЕ! Основанием для получения квартиры при наличии ребенка-инвалида признано проживание на одной площади с другой семьей, имеющей тяжелого больного, что делает совместное пребывание на одной территории невозможным.

Государством также контролируются условия жизни детей. Меры по обустройству жилплощади с учетом потребностей инвалидов отражены в Постановлении Правительства РФ № 649 от 09.07.2016.

Законодательством также предусмотрено право на участок земли под:

  • Строительство;
  • Садоводство;
  • Фермерское хозяйство.

На образование

Ребенок с проблемами по здоровью имеет внеочередное право зачисления в детский сад, посещение его бесплатно.

При получении школьного образования возможно несколько вариантов:

  • Обучение ребенка в обычных общеобразовательных учреждениях , если допускает его состояние (например, при аутизме);
  • Прохождение специализированных программ в коррекционных заведениях - для глухих, слепых, слабовидящих, слабослышащих, с легкой умственной отсталостью, с ДЦП. Часто такие школы имеют статус интерната;
  • Образование на дому - для перевода на такую форму необходимо заключение ПМПК о том (психолого-медико педагогической комиссии), что ребенок не может учиться в группе или спецучреждении. Учитель регулярно приходит к ученику, например, проводя 3 урока по полчаса 3 раза в неделю;
  • Дистанционное обучение - относится к надомному, но преподаватель проводит занятия через Интернет по расписанию. Компьютер и иные средства для учебы положены бесплатно;
  • Обучение законным представителем - закон об образовании 2010 года позволил родителям самостоятельно учить детей в любой форме. Ежегодно проводятся проверки знаний, по окончании курса - экзамены.

При сдаче ребенком ЕГЭ предусмотрен щадящий режим. При получении хороших результатов он получает приоритетное право зачисления в среднее или высшее образовательное учреждение. Однако у ребенка не должно быть медицинских противопоказаний для учебы.

На социальную реабилитацию

Социальное обслуживание и реабилитация включают:

  • Помощь в устройстве в специализированное заведение, выборе программы обучения;
  • Создание подходящих бытовых и жилищных условий;
  • Духовное и физическое развитие, психологическую поддержку ребенка и его окружения;
  • Организацию развлечений, досуга;
  • Содействие в проявлении творческих способностей, самовыражения;
  • Обучение ребенка навыкам контакта и взаимодействия с внешним миром, самообслуживания, бытовой ориентации;
  • Работу с родителями - формирование правильного понимания и восприятия ситуации, психологическую и поведенческую коррекции.

Социокультурные

Права ребенка рассмотрены в в Приказе Министерства культуры РФ № 3019 от 10.12.2016 года.

Учреждения культуры обязуются предоставить:

  • Доступ инвалидов к объектам и услугам;
  • Приемлемые условия для посещения культурных мест;
  • Информирование детей и родителей о программе.

Эти меры позволяют инвалидам посещать выставки, музеи, театры, реабилитационные кружки и секции, участвовать в экскурсиях.

На жизнь в безбарьерной среде

Право предполагает доступ инвалидов к различным объектам наравне со здоровыми людьми.

Сооружения должны быть оснащены:

  • Пандусами;
  • Удобными подъездами;
  • Лифтами;
  • Кнопками вызова помощи;
  • Санитарными комнатами и так далее.

Парки, проезжие части и другие зоны также обеспечиваются спецоборудованием:

  • Светофорами со сигнализацией;
  • Информацией в звуковом или ярком световом формате;
  • Средствами связи и так далее.

На юридическую помощь и информирование

  • Юридические консультации с пояснениями норм и положений;
  • Помощь в поиске статей, разработке стратегии для разрешения сложной ситуации;
  • Составление и оформление документов, запросов в госструктуры;
  • Представление ребенка и его семьи в органах власти, суде.

Обращаются за помощью юристов в бюро, к адвокатам, работающим по госпрограмме.

На получение алиментов

По Семейному кодексу РФ сумма алиментов на ребенка-инвалида рассчитывается стандартно. Платежи составляют 25% дохода родителя, при выплате на 2 детей - 33%, на большее число - 50%.

Если ребенку нужна платная медицинская помощь, уход, реабилитация, алиментоплательщик обязан вносить финансовый вклад на покрытие расходов

На трудовую деятельность

Право инвалидов на труд реализуется путем создания на предприятиях специализированных рабочих мест.

Мера достигается путем:

  • Предоставления льгот организациям, имеющим таких сотрудников;
  • Установления квот для приема инвалидов и минимального числа мест для них;
  • Резервирования вакансий, ориентированных на трудоустройство людей с ограниченными возможностями;
  • Создания дополнительных мест за счет бюджетных средств и условий для предпринимательства инвалидов.

Государство гарантирует человеку с проблемами со здоровьем комфортные и специально оборудованные рабочие места. Сотруднику-инвалиду положены упрощенные условия труда и приемлемый график.

На материальную помощь

Законодательно закреплены денежные пособия ребенку и лицам, ухаживающим за ним:

  • Социальная пенсия. Выплаты назначают на основании свидетельства об инвалидности. Максимальная сумма составляет 12432,44 рубля (с 01.04.2019 года). В разных регионах страны сумма несколько отличается;
  • Пособие по уходу за инвалидом. Для его оформления родитель должен не иметь дохода (зарплаты, других пособий, пенсии). Пособие выплачивают любому ухаживающему лицу, невзирая на степень родства. Его размер для родителей в 2020 году составляет 5500 рублей (в планах увеличение до 10 тысяч рублей с 1.07.2019 года), для иных лиц - 1200 рублей;
  • Ежемесячная выплата. С 1.02.2019 максимальная сумма начисления – 2701,2 рублей.

Выплаты и льготы

Право ребенка на льготы, выплаты и прочую поддержку сохраняются до и после наступления его совершеннолетия.

Возможные трудности при реализации прав

Проблемой при исполнении прав и свобод, предусмотренных для инвалидов, выступает несовершенство законодательства. Многоуровневая система реализации - причина длительного и неполноценного выполнения гарантий.

Основные проблемы, с которыми сталкиваются ребенок и его родители:

  • Трудности образования. Коррекционных учреждений мало, в них часто не хватает мест или они значительно удалены от места проживания инвалида. Обычные школы, колледжи, вузы не располагают необходимым оборудованием и специально обученными педагогами;
  • Недостаточность материального обеспечения таких семей, медицинских льгот. Большинство процедур, лекарств для ребенка родители оплачивают сами, чтобы не упустить время. Бесплатный план реабилитации часто недостаточен и требует дополнений;
  • Необустроенность сооружений, территорий. Это создает сложности при передвижении, лишает человека с ограниченными возможностями самостоятельности;
  • Слабая профессиональная подготовка и проблемы с трудоустройством;
  • Проблема адаптации в обществе. Сохранение негативного восприятия инвалида, как неполноценного и бесполезного человека.

Для комфортной жизни и счастливого детства ребенку-инвалиду требуется совместная помощь родителей, медицинских работников, учителей, общества. Совершенствуя законодательство о правах таких детей, государство создает благоприятную среду для их физического и духовного развития. Всесторонняя поддержка позволит избавить ребенка и его семью от большинства ограничений и изоляции от общества.

Согласно российскому законодательству, инвалид - это «лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты».

Страшное слово «инвалидность» для многих означает «выключенность» человека из повседневной жизни. В последние годы в Европе слово «инвалид» почти выбыло из употребления, решили его заменить понятием «человек с ограниченными возможностями», что звучит менее резко и более конкретно характеризует смысл этого понятия. Одна из самых больших проблем людей инвалидов - болезненное чувство своей обособленности от общества. Часто человек инвалид чувствует себя никому не нужным и совершенно одиноким. А ведь по статистике, каждый десятый житель Земли имеет какие-то функциональные нарушения организма. К тому же, несмотря на успехи современной медицины, численность инвалидов не земном шаре не только не уменьшается, но, наоборот, стремительно растет, видимо, по причине не очень хорошего состояния нашей экологии.

Как часто здоровые люди, не понимают, а может быть, не хотят понимать нужды и проблемы людей с ограниченными возможностями - инвалидов. И только когда с кем-то из наших близких случается несчастье, мы начинаем осознавать всю тяжесть положения инвалидов. Насколько тяжело больным людям жить обычной жизнью: ходить в магазин за продуктами, пользоваться общественным транспортом, а иногда и просто выйти на улицу . Права инвалидов и предоставляемые им льготы закреплены в целом ряде общих и специальных нормативно-правовых актах. Только эти права далеко не всегда соблюдаются.

Цель данной работы - проанализировать правовое урегулирование и соблюдение права инвалидов на образование. От его реализации во многом зависит вся дальнейшая жизнь человека, имеющего инвалидность, к какой бы категории инвалидов он ни относился. Сегодня инвалиду все труднее заработать достойные деньги, и одна из причин - низкий уровень образования.

Достижение поставленной цели осуществляется на основе решения следующих задач :

  1. Определить содержание права лиц с ограниченными возможностями на образование;
  2. Изучить правовую основу права инвалидов на образование;
  3. Выделить наиболее эффективную систему образования инвалидов;
  4. Изучить трудности, возникающие при реализации инвалидами права на образование;
  5. Внести предложения по облегчению реализации права на образование людьми с ограниченными возможностями.

Глава 1 Право на образование

Право на образование закрепляется в различных международных и внутригосударственных актах. Статья 43 Конституции Российской Федерации гласит, что «Каждый имеет право на образование. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии». Каждый - значит не только здоровый, но и человек, имеющий ограничение в состоянии здоровья, инвалид.

Механизм реализации этой конституционной нормы содержится в двух федеральных законах: от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и от 12.07.1992 г. № 3266-1-ФЗ «Об образовании». Право на образование людей, ставших инвалидами в результате аварии на Чернобыльской АЭС и боевых действий, защищают два других федеральных закона - о 18.07.1992 г. № 3061 -1 - ФЗ «О социальной защите лиц, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» и от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах». Помимо этого регулируют правоотношения студентов-инвалидов и образовательных учреждений Федеральный закон от 22.08.1996 г. № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» и нормативные правовые акты Правительства РФ и Минобразования РФ .

В Новгородской области действуют законы субъекта: Областной закон от 11.01.2002 № 391-ОЗ «О мерах по социальной поддержке обучающихся и воспитанников», Областной закон от 11.01.2005 № 387-ОЗ «О порядке выплаты денежных средств на детей, находящихся под опекой (попечительством)», Областной закон от 18.07.2006 № 698-ОЗ «О порядке воспитания и обучения детей-инвалидов на дому».

Согласно закону «Об образовании» право инвалидов включает следующее. Государство гарантирует инвалидам необходимые условия для получения образования и профессиональной подготовки. Общее образование инвалидов осуществляется с освобождением от оплаты как в общеобразовательных учреждениях, оборудованных при необходимости специальными техническими средствами, так и в специальных образовательных учреждениях и регулируется законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации.

Государство обеспечивает инвалидам получение основного общего, среднего (полного) общего образования, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.

Профессиональное образование инвалидов в образовательных учреждениях различных типов и уровней осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации.

Для инвалидов, нуждающихся в специальных условиях для получения профессионального образования, создаются специальные профессиональные образовательные учреждения различных типов и видов или соответствующие условия в профессиональных образовательных учреждениях общего типа.

Профессиональная подготовка и профессиональное образование инвалидов в специальных профессиональных образовательных учреждениях для инвалидов осуществляются в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами на основе образовательных программ, адаптированных для обучения инвалидов.

Организация образовательного процесса в специальных профессиональ­ных образовательных учреждениях для инвалидов регламентируется нормативными правовыми актами, организационно-методическими материалами соответствующих федеральных органов исполнительной власти.

Обеспечение инвалидов с освобождением от оплаты или на льготных условиях специальными учебными пособиями и литературой, а также возможностью пользования услугами сурдопереводчиков является расходным обязательством субъекта Российской Федерации (за исключением обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях). Для инвалидов, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, обеспечение этих мероприятий является расходным обязательством Российской Федерации.

В соответствии с ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» основные образовательные программы высшего профессионального обучающимися могут осваиваться в различных формах в зависимости от объема обязательных занятий педагогического работника высшего учебного заведения с обучающимися: очной, очно-заочной (вечерней), заочной, в форме экстерната. Допускается сочетание различных форм получения высшего профессионального образования. При условии успешной сдачи вступительных испытаний инвалиды I и II групп, дети-инвалиды до 18 лет, которым согласно заключению МСЭК не противопоказано обучение в высших учебных заведениях (ИПР) вне конкурса принимаются в высшие учебные заведения. Студентам-инвалидам I и II групп кроме академической назначается социальная стипендия.

Глава 2 Инклюзивное и специальное образование

Одним из главных международных документов, закрепляющих право инвалидов на образование, является Конвенция о правах инвалидов, принятая 13 декабря 2006 г. (Конвенция подписана Российской Федерацией 24 сентября 2008 года, для окончательного присоединения Российской Федерации к Конвенции, она должна быть ратифицирована федеральным законом). Праву на образование посвящена статья 24 Конвенции. В данной статье указано: «Государства-участники признают право инвалидов на образование. В целях реализации этого права без дискриминации и на основе равенства возможностей государства-участники обеспечивают инклюзивное образование на всех уровнях и обучение в течение всей жизни». Таким образом, инклюзивное образование рассматривается как механизм реализации права инвалидов на образование. Для дальнейшего рассмотрения механизма реализации права инвалидов на образование необходимо четко определить понятия «инклюзивное образование» и «специальное образование». В основе инклюзивного образование лежит принцип, согласно которому все дети, насколько это возможно, должны учиться вместе, независимо от существующих между ними различий. В соответствии с концепцией инклюзивного образования признается, что у каждого ребенка есть уникальные качества, интересы, способности и образовательные потребности и что эти ученики с особыми образовательными потребностями должны иметь доступ к общеобразовательной системе и охватываться этой системой на основе применения педагогических методов, ориентированных на потребности детей. За счет учета многообразия учащихся, инклюзивное образование призвано бороться с дискриминационными воззрениями, создавать в общинах благоприятную атмосферу, стремиться к достижению цели образования для всех, а также повышать качество и эффективность образования основного контингента учащихся. Таким образом, системы образования больше не должны рассматривать инвалидов как проблему, нуждающуюся в решении, а позитивно реагировать на многообразие учащихся и расценивать индивидуальные особенности как возможность для обогащения процесса получения знаний всеми. Прямой противоположностью является концепция «специального образования». Проводимая в соответствии с этой концепцией политика направлена на внедрение раздельного обучения, что приводит к созданию отдельных систем образования - одной для инвалидов, которая часто называется «специальными школами», а другой - для лиц, не имеющих инвалидности, которая называется «обычными» школами.

Указываются следующие отрицательные характеристики специального образования: «Специальные школы, в основе которых нередко лежала убежденность в том, что инвалиды не поддаются обучению и являются бременем для обычных школ, часто были и остаются негибкими и неспособными учесть индивидуальные запросы отдельных учеников, в связи с чем они не в состоянии не то что гарантировать, но даже просто пообещать своим ученикам достижение «оптимальных» результатов. О негативном влиянии таких представлений свидетельствуют оценки показателей в сфере образования на национальном и международном уровнях. Следствием этого является то, что обычные «школы избавляются от тех отметок, которые не соответствуют установленным показателям, в результате чего неохотно зачисляются ученики, имеющие инвалидность, и отчисляются ученики, которые, по их мнению, трудно поддаются обучению». Кроме того, практика раздельного обучения инвалидов может привести к их еще большей маргинализации в обществе, с которой сталкиваются инвалиды в целом, что может еще больше усугубить дискриминацию. Доказано, что в отличие от этого инклюзивное образование ограничивает маргинализацию. Такая маргинализация приводит к появлению ложных стереотипов, предрассудков и, следовательно, дискриминации». Концепция инклюзивного образования ставит под сомнение уместность раздельного обучения как с точки зрения эффективности, так и с точки зрения уважения прав человека. Переход от раздельного специального образования к инклюзивному образованию - дело непростое, в связи с чем следует прямо признать необходимость решения сложных вопросов. Доказано, что попытки осуществить простую интеграцию в обычные школы без осуществления сопутствующих структурных изменений (например, затрагивающих учебную программу, стратегии обучения и приобретения знаний) не привели к реализации права инвалидов на образование. «Интеграция» может просто привести к тому, что инвалиды окажутся в изоляции не в специальных, а в обычных школах. Поэтому совершенно очевидно, что нынешние и будущие стратегии в области образования должны быть направлены на выявление и устранение всех структурных перекосов, которые могут приводить к исключению инвалидов из системы обычного образования.

Право на образование применительно к инвалидам состоит из двух элемен­тов:

  1. право на получение наивысшего в соответствии со способностями и возможностями человека уровня образования независимо от категории и тяжести инвалидности;
  2. право на обучение в обычных учебных заведениях совместно с остальными людьми, насколько это возможно.

Для обеспечения возможности инвалида обучаться совместно с остальными людьми должно осуществляться разумное приспособление, которое в ст. 2 Конвенции определяется следующим образом: «Разумное приспособление - означает внесение, когда это нужно в конкретном случае, необходимых и подходящих модификаций и корректив, не становящихся несоразмерным или неоправданным бременем, в целях обеспечения реализации или осуществления инвалидами наравне с другими всех прав человека и основных свобод».

Законодательство ряда стран устанавливает критерии, которые используются при решении вопроса о том, когда приспособление является несоразмерным. Эти критерии включают в себя определение целесообразности требуемых изменений; стоимость этих изменений; вид деятельности и размер организации; имеющиеся у организации ресурсы; степень возможности получить финансовую помощь; возможность соблюдения инструкций об охране здоровья и технике безопасности; степень влияния затрат на адаптацию и на деятельность организации.

Однако взаимосвязь между специальным образованием и инклюзивным образованием остается крайне сложной. Даже в школе, приверженной инклюзивному образованию, процесс получения знаний будет осуществляться путем обучения, например, глухих учащихся отдельно от тех, у кого нормальных слух. Это может затруднить решение задачи внедрения инклюзивного образования. Есть еще одна проблема, связанная с тем, что «инклюзивное образование» часто путают с «интеграцией», когда учащихся-инвалидов просто помещают в обычные школы без оказания им дополнительной поддержки, необходимой для удовлетворения их индивидуальных потребностей. Поэтому концепцию инклюзивного образования не стоит считать системой, которая является оптимальной на все случаи жизни. Важнейшее значение имеют учет принципов участия и недискриминации, а также новаторское, основанное на индивидуальном подходе, и гибкое внедрение этой концепции, учитывающее все виды инвалидности и культурные особенности. Однако в первую очередь, если говорить об образовании детей, инклюзивное образование должно учитывать «высшие интересы ребенка». При этом акцент следует перенести с инвалидности на индивидуальные образовательные потребности всех детей, независимо от того, являются они инвалидами или нет.

Из применения принципа разумного приспособления следует, что введение инклюзивного образования не может повлечь за собой полного отказа от специальных образовательных учреждений. Система инклюзивного образования инвалидов должна быть основной и доминирующей. Обучение в специальных школах должно рассматриваться как исключение из общего правила. Специальное обучение должно быть направлено на подготовку учащихся к обучению в системе общего школьного образования. Таким образом, специальное образование согласно отведенной ей роли носит временный характер.

Глава 3 Проблемы реализации инвалидами права на образование

Несмотря на закрепление права на образование в нормативно-правовых актах, в России в последнее время права инвалидов в области образования нарушаются сразу по нескольким линиям:

  1. большинство родителей, которые хотели бы обучать своих детей-инвалидов в обычной школе, по-прежнему лишены такой возможности и наталкиваются на отказ;
  2. одновременно уже в нескольких регионах в целях экономии бюджетных денег принудительно расформировываются специальные школы-интернаты, а дети-инвалиды переводятся в обычные учебные заведения без создания специальных образовательных условий;
  3. при наличии в законодательстве льгот для инвалидов, поступающих в профессиональные учебные заведения, часть из них наталкивается на отказ в приеме из-за отсутствия условий для сдачи единого госэкзамена, а некоторые и вовсе сталкиваются с очередным «театром абсурда». Увидев в документах вторую степень утраты трудоспособности, многие приемные комиссии рассуждают так: здесь написано, что вы можете учиться только в специальных условиях, а специальных условий мы вам создать не можем. Поэтому идите куда-нибудь в другое место .

Дети-инвалиды составляют в Новгородской области 2% от численности детского населения, образовательные услуги предоставляются им в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида, по данным комитета образования, науки и молодёжной политики Новгородской области по состоянию на 01.01.2010 1876 детей - инвалидов (84% от общего количества детей-инвалидов) получают образовательные услуги (347 - в дошкольных учреждениях, 644 - в общеобразовательных учреждениях; 500 - в специальных учреждениях; 317 - обучается на дому; 68 - в учреждениях начального и среднего профессионального образования). Обращения в адрес Уполномоченного по правам человека в Новгородской области от родителей, имеющих детей-инвалидов, и анализ информации, полученной в ходе посещения общеобразовательных и специальных учреждений, указывают на недостаточные усилия со стороны органов власти в решении вопросов обучения и воспитания детей-инвалидов .

Сами инвалиды оценивают качество своего общего, начального и среднего профессионального образования как недостаточное, и видят в этом препятствие для поступления в высшие учебные заведения. И даже, если инвалид поступает в высшее учебное заведение, он сталкивается с огромным количеством проблем - невозможно добраться до учебного заведения из-за отсутствия доступного транспорта; отсутствие удобств в здании учебного заведения (архитектурная среда); недоступность библиотек; совмещение обучения и медицинской реабилитации; недостаток общения.

Сейчас появилась возможность получать образование по Интернету - это, конечно, хороший шанс, но он упирается в финансовую недоступность для большинства детей- инвалидов . Для решения проблемы финансовой недоступности Уполномоченный по правам человека в Новгородской области Матвеева Г.С. предлагает разрабатывать льготные тарифы для инвалидов при использовании Интернета и мобильной связи. Это поможет раздвинуть границы общения инвалидов и увеличит шансы для получения образования. Все те, кто обеспечивает получение образования детьми - инвалидами должны понимать - залог успешного профессионального будущего этих людей - в качественном образовании сегодня.

Несмотря на все трудности, люди с ограниченными возможностями разными способами борются за реализацию своего права на образование: обращаются к Уполномоченному по правам человека, во Всероссийское общество инвалидов, в суд, пишут Президенту Российской Федерации, в Министерство здравоохранения и социального развития и др. А в 2010 г. ассоциация молодых инвалидов «Аппарель» провела в Калининграде международный семинар «Права человека - путь к демократии». На мероприятии более 40 участников рассматривали различные вопросы отстаивания людьми с ограниченными возможностями своих прав и законных интересов, противодействие дискриминации и равноправному участию в повседневной жизни общества. Основная обсуждаемая и продвигаемая мысль - каждый человек должен иметь равные возможности на получение качественного образования и востребованной профессии, трудоустройства и достойный заработок, на создание семьи и меть детей, воспитывать и обеспечивать их .

Ценен опыт, который имеется в сфере осуществления инвалидами своих конституционных прав на образование. У Николая Ткаченко – детский церебральный паралич. Он мог передвигаться только на рычажной коляске, тем не менее решил учиться на дневном отделении Социального института Уральского государственного университета. Поступил он туда без экзаменов по результатам собеседования, так как уже имел «красный» диплом об окончании техникума. Первые три семестра замучился переезжать из корпуса в корпус и с этажа на этаж. Здание без лифта - серьезное испытание для инвалида-колясочника. Николая выручали ребята-сокурсники: носили его на себе по этажам, помогали доехать до нужного здания на автобусе. Лишь к концу второго курса занятия стали происходить в одном месте. В 2004 году Ткаченко успешно защитил диплом. Станислав Банников получил травму позвоночника в 10-м классе. Инвалидная коляска стала для него судьбой, но не тюрьмой. Окончив школу на дому, юноша поступил на заочное отделение юридического института на льготных условиях. Во время сессии приезжает в институт на своем автомобиле. Вход в здание не удобен для колясочников, зато там есть лифт. Так как студентов на колясках немного, администрация учебного заведения старается следить, чтобы во время сессий лифт работал исправно

До сих пор путь в образование для инвалидов тернист и сложен. Общество не готово к тому, что люди с ограничениями в состоянии здоровья хотят получать образование наравне со здоровыми .

Очевидно, что большинство школ и вузов не готовы к встрече с абитуриентами-инвалидами: нет ни обустроенной среды, ни специальных программ, рассчитанных на такое обучение. Ведь равные возможности образования совсем не исключают, а, наоборот, предполагают создание специальной образовательной среды для инвалидов (персональный наставник-помощник, специальные лифты и транспортеры во всех учебных учреждениях, специализированные клавиатуры для людей с нарушениями зрения или ограниченными возможностями физического здоровья) . Лишь в некоторых вузах существуют центры по обучению студентов-инвалидов.

Для облегчения реализации права на образование людьми с ограниченными возможностями необходимо предпринять следующее:

  1. Довести до людей-инвалидов необходимую комплексную информацию о праве на образование и способах его реализации;
  2. Провести анализ проблем при получении образования лицами с ограниченными возможностями для их устранения;
  3. Усовершенствовать законодательство России в данной сфере;
  4. Создать специальную образовательную среду для инвалидов в учебных заведениях.

«Есть мнение, что человеку все доступно, если он нормальный, но что означает быть нормальным? Нормальность зависит от среды, в которую погружен человек. Он может находиться и на дне океана, и в открытом космосе, что, конечно, является ненормальным. Возможности любого человека весьма ограничены» - сказал в своем выступлении руководитель российского филиала Фонда имени Розы Люксембург (Германия) Петер Линке. По его мнению, важно создать такое социальное пространство, в котором отличие инвалидов не будет принципиальным .

Инвалиды - это люди с некоторыми ограничениями по здоровью. Но вовсе не обязательно с ограничениями в интеллекте, способностях, человеческом потенциале. В большинстве своем они воспитаны жизнью в мужестве, терпении, тяге к знаниям. Как мы относимся к инвалидам (также как к детям и старикам), - это своего рода тест на человечность, на цивилизованность, на нравственную состоятельность… И для сегодняшней России, стремящейся утвердить свою демократичность и развитость, успешно пройти этот тест - принципиально важно. Если нам удастся на деле реализовать прогрессивный социальный подход к инвалидам, максимально интегрировать их в общество, на деле обеспечить их права, это будет сильнейший, символический сигнал, означающий, что Россия окончательно вышла из полосы «дикого рынка» и вошла в полосу качественно иного развития. Если мы добьемся, что люди с ограниченными возможностями здоровья в массовом порядке начнут появляться в общественной и трудовой сферах, в политике, науке, культуре, это изменит страну и всех нас .

Список литературы:

I Нормативные правовые акты:

  1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 г. URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=2875 (дата обр.: 23.11.2011);
  2. Конвенция о правах инвалидов от 13.12.2006 г. URL: http://www.downsyndrome.ru/law/1360219/ (дата обр.: 23.11.2011);
  3. ФЗ от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской федерации». URL:
  4. http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_115882/ (дата обр.: 23.11.2011);
  5. Закон РФ от 10.07.1992 г. № 3266-1 «Об образовании» URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=117062;fld=134;dst=4294967295;from=109964-0 (дата обр.: 23.11.2011);

II Литература и периодические издания:

  1. Ананьева Г. Студент в инвалидной коляске // Социальная защита, 2007 г., № 3, с. 24‑27;
  2. Демина О. Инвалиды России - за подписание Конвенции // Вопросы социального обеспечения, 2008 г., № 12, с. 7‑13;
  3. Жаворонков Р.Н. Механизм реализации права инвалидов на образование, закрепленный в Конвенции о правах инвалидов // Дефектология, 2009 г., № 4, с. 81‑90;
  4. Матвеева Г.С. Специальный доклад «Положение людей с ограниченными возможностями в Новгородской области», 2006 г. URL: http://region.adm.nov.ru/region/right/documents/invalids_pol.php;
  5. Матвеева Г.С. >Доклад «О деятельности Уполномоченного по правам человека в Новгородской области в 2009 году», 2010 г. URL: http://region.adm.nov.ru/region/right/doclady.php ;
  6. Миронов С. Инвалидность: выйти из тупика // Вопросы социального обеспечения, 2008 г., № 20, с. 35‑36;
  7. Мир должен быть одинаково открыт для здоровых людей и инвалидов // Вопросы социального обеспечения, 2009 г., № 13, с. 8;
  8. Равные возможности для всех // Вопросы социального обеспечения, 2010 г., № 7, с. 16;

III Ресурсы сети интернет:

  1. Инвалидность - не приговор! А болезнь не препятствие к жизни. URL: http://www.inva-life.ru/news/invalidnost_ne_prigovor/2011-06-10-102 (дата обр. 23.11.2011);
  2. Инклюзивное образование детей-инвалидов. URL:
  3. http://inva.tv/index.php/2009-10-29-13-49-19/149-2010-01-29-15-11-18 (дата обр.: 23.11.2011).
Загрузка...