docgid.ru

Ростислав алексеев

18 декабря 1916 года родился выдающийся (а может быть и великий) советский конструктор Ростислав Евгеньевич Алексеев.

Алексеев Р.Е. - главный конструктор судов на подводных крыльях, экранопланов и экранополётов


В 1932 году семья Алексеевых перебралась в Горький. Здесь, на Волге, Ростислав увидел, как скользит по волнам одна из первых парусных яхт - и загорелся. Он смастерил на чердаке своего дома яхту, парус которой выкрасил в черный цвет. Суденышко Алексеев назвал «Пиратом».

Потом было множество яхт (одна совершеннее другой), сделанных Алексеевым, и неоднократно он побеждал в регатах. Однажды его судно перевернулось, и наш земляк «заработал» паралич лицевого нерва. Но это его не остановило.

Юноше хотелось, чтобы его суда скользили по воде еще быстрее. В 1935 году он поступает на кораблестроительный факультет Ждановского индустриального института. Сейчас это Нижегородский технический университет имени Алексеева.

Именно в студенческие годы он всерьез начинает думать о скорости судов. Это была, казалось бы, неразрешимая проблема. Все виды транспорта тогда «ускорялись», а для кораблей существовал барьер - 40 км/ч. Ведь сопротивление воды в 880 раз больше сопротивления воздуха.

На ум пришел принцип подводных крыльев, открытый Шарлем де Ламбертом еще в 1890-е годы.


Все просто: благодаря большому сопротивлению воды крылья корабля можно сделать очень короткими. А эффект будет такой же, как и при взлете самолета: большая часть судна поднимется над водой. Контакт с водной стихией практически сойдет на нет, и скорость корабля увеличится в разы.

Первые попытки создать судно на подводных крыльях предпринимались ещё в конце XIX века. В 1897 году живший во Франции русский подданный Шарль де Ламбер построил и испытал на Сене небольшое судно на подводных крыльях. Однако мощности паровой машины, использовавшейся на этом судне в качестве двигателя, не хватило для развития скорости, необходимой для того, чтобы корпус судна поднялся над водой.

Более успешными были опыты итальянского изобретателя Энрико Форланини. Он проводил эксперименты с моделями судов на подводных крыльях с 1898 года. В 1906 году созданное им полноразмерное экспериментальное судно в ходе испытаний на озере Лаго-Мажоре достигло скорости в 42, 5 мили в час (68 км/ч). Этот катер имел многоярусные крылья наподобие этажерки.

В 1941 году Ростислав Алексеев защитил дипломную работу на тему: «Глиссер на подводных крыльях». Государственная экзаменационная комиссия услышала о судне, которого еще не знала мировая история кораблестроения. Дипломная работа была признана соответствующей уровню кандидатской диссертации. Алексееву присудили научное звание кандидат технических наук.

Значительное увеличение скорости движения водного транспорта стало возможным с появлением пассажирских судов на подводных крыльях. В короткий срок суда на подводных крыльях стали одним из наиболее популярных видов транспорта в СССР. Скорость, мореходность, высокая экономичность позволили крылатым судам освоить водные пути сообщения, ведь дороги в то время были в очень плохом состоянии. Летом 1957 года в эксплуатацию был введен теплоход "Ракета" — первое пассажирское судно на подводных крыльях, спроектированное и построенное коллективом Центрального конструкторского бюро завода "Красное Сормово" под руководством инженера Ростислава Алексеева. Свой первый рейс “Ракета” совершила 25 августа. В ходе этого рейса, расстояние в 420 километров от Горького до Казани было пройдено за семь часов. На борту находилось тридцать пассажиров. Серийный выпуск “Ракет” (проекты 340, 340Э, 340МЕ) был налажен на феодосийском судостроительном заводе “Море”. С 1959 по 1976 года было построено 389 “Ракет”, в том числе 32 на экспорт. Высокооборотные дизельные двигатели поставлялись Лениградским заводом “Звезда”. В 1957 году Никита Сергеевич Хрущев поразился “Ракетой”, и произнес памятные слова: “Хватит нам по рекам на волах плавать! Современному миру — современную скорость!”. Кстати, только через 4 года подобное судно сделали в США.

Первое в мире судно на подводных крыльях "Ракета"

"Ракета" предназначалась для речных скоростных пассажирских перевозок на пригородных и местных линиях, протяженностью до 500 км. Технические параметры “Ракет”: длина — 27 м, ширина — 5 м, средняя скорость — 60 км/ч, мощность — 850 л.с., количество пассажиров — 64 человек. Существовала и пожарная модификация “Ракета-П” с двумя пожарными стволами и системами водяной и воздушно-пенной защиты.

До высоких скоростей (максимальная 120 км/час) “Ракеты” дошли благодаря гибриду корабля и самолета: на них ставили двигатели от бомбардировщиков. Это был уникальный агрегат, суперлегкий, полностью состоящий из алюминия. Правда, аппетит он имел немалый: расход топлива достигал 103 кг/ч на крейсерской скорости.

В 1959 году на воду был спущен первый "Метеор" на 130 человек. Это судно обладало большими мореходными качествами, чем "Ракета".

Метеор

В 1961 году десять сотрудников во главе с Алексеевым получили Ленинскую премию за создание нового транспортного средства. Так за восемь лет с 1956 года был создан скоростной флот России.

В начале 60-х годов прошлого века Советский Союз обладал самым большим в мире флотом крылатых судов: на водных просторах использовалось более 1000 катеров "Волга", сотни теплоходов "Ракета", десятки теплоходов "Комета", "Метеор" и "Беларусь", хотя все они в народе назывались “ракетами” — по имени первенца.

Идея экраноплана родилась у Р.Е. Алексеева ещё в начале 50-х ггг. В 1961 году первая самоходная модель экраноплана СМ-1 прошла испытания. После этого началась работа по созданию экраноплана для ВМФ и для воздушно-десантных войск. Первый должен был летать на высотах в несколько метров, а второй — до высоты 7500 метров.

Поскольку идея строительства экранопланов вызывала недоумение «в верхах», у Алексеева появились злопыхатели. Некоторые из них не стеснялись, и писали, что Алексеев возомнил себя рабовладельцем, и что у него десять квартир. В результате в 1965 году Ростислава Алексеева сняли с поста главного конструктора.

Алексеева назначили главным конструктором направления экранопланов, и 22 июня 1966 года экраноплан КМ, самый крупноразмерный для своего времени летательный аппарат на земле, был спущен на воду. Когда американские разведывательные спутники обнаружили на Каспийском море корабль неизвестной конструкции, анализ фотоснимков показал, что он, подобно самолету, движется с большой скоростью, между тем полет его проходит над самой водой. В Пентагоне и НАСА посчитали, что это техническая авантюра. Лишь немногие эксперты сказали, что Советы создали новый и очень эффективный вид вооружения — экранопланы.


В 1975 году в одном из испытательных полетов, когда на борту экраноплана находилась многочисленная комиссия во главе с министром судостроения, пилот допустил ошибку при посадке. Машина резко ударилась о волну. Лопнули переборки и корпус. Главный конструктор взял управление на себя и довел экраноплан до базы, находившейся в 40 километрах.

Когда экраноплан добрался до берега, оказалось, что у него не хватало кормы и хвостового оперения. Аварийный случай показал живучесть корабля, но оргвыводы были суровыми: Ростислав Алексеев приказом министра судостроительной промышленности СССР, недовольного изобретателем, из-за того что ранее Алексеев обратился к Хрущеву, игнорируя его мнение - был снят с должности главного конструктора и начальника ЦКБ, понижен до начальника отдела, а затем до начальника перспективного сектора.

70-е годы выдались для отца особенно тяжелыми, - вспоминала его дочь Татьяна Ростиславовна. - В 1974 году при испытании на Каспии произошла авария. Комиссия принимала «Орленка». И вот во время переходного режима кормовую часть экраноплана как бы присосало к воде, и когда аппарат сорвался с места, «хвост» отвалился. Отец тут же сел на место пилота и врубил двигатели на полную мощность и таким образом создал воздушную подушку под крыльями. Если бы он так быстро не сориентировался в ситуации, экраноплан мог бы нахлебаться воды и затонуть... Авиационщики говорили, что у них за такие вещи дают Героя, на отце же отыгрались по полной. Его перевели в рядовые конструкторы.

Мало того, Ростиславу Евгеньевичу запретили присутствовать на испытаниях собственных машин! Но он все равно тайно летал в Каспийск. Благо преданный ему пилот Алексей Митусов, несмотря на возможные неприятности, брал его на борт. Отца понижали и понижали... а он вел себя так, будто ничего не происходит. Многих раздражало то достоинство, с каким он держался. Некоторые перестали с ним здороваться, а вчерашние «друзья» говорили: «Ну, теперь, когда не будет Алексеева, мы такое спроектируем!» Но время шло, а гениальными идеями никто не фонтанировал. И тогда те же люди пели другое: «А что вы от нас хотите? Алексеев гений, а мы кто? Простые смертные...».

В эти годы опальный конструктор искал отвлечения в природе. В одиночестве подолгу гулял по лесу, собирал грибы. Контакты с людьми свел на нет. Самым страшным для него было то, что мозг неожиданно перестал генерировать новые идеи, - вспоминала дочь Алексеева. - Видимо, какой-то ступор нашел. Тогда он уединился на базе в Чкаловске, вновь стал заниматься живописью. И вдохновение вернулось! Последние годы жизни отец был увлечен разработкой экраноплана второго поколения.

Но при испытании модели нового пассажирского экраноплана, который должен был быть завершен к Московской Олимпиаде-80, Ростислав Алексеев надорвался при спуске на воду. В январе он испытывал в Чкаловске последнюю модель экраноплана. Его помощники расчистили ледяной завал, и сказали, что можно отпускать модель. Но Алексеев не расслышал, и принял на себя всю тяжесть 800-килограммового аппарата.

Сначала 63-летний конструктор не ощутил никаких признаков неблагополучия, поехал после испытаний в ЦКБ, и целый день отработал. А вечером пожаловался домашним на боль в боку. Алексеева тут же положили в больницу №3 на Верхне-Волжской набережной. 9 февраля 1980 года знаменитого конструктора не стало.

Ростисл ав Евгеньевич Алексеев прожил три конструкторские жизни. В первой он создал серию судов на подводных крыльях. Во второй — занимался судами на воздушной подушке. Третью жизнь он посвятил экранолетам. Все идеи, над которыми он работал, давно витали в воздухе. Воплотил он их в реальные конструкции — первым.

Горьковский филиал ЦКБ по СПК на реке Троце, где работал Р.Е. Алексеев, к 1980 году имел два трека с мощными электрическими катапультами, портативную катапульту для водных испытаний, аэродинамическую трубу для испытаний моделей экранопланов, круговой гидробассейн, кавитационную трубу, несколько экспериментальных установок для исследований эффекта поддува, значительный флот мощных катеров-буксировщиков, способных испытывать модели на открытой воде со скоростями до 100-120 км/час, стенд для исследования натурных силовых установок, мощный портальный кран с бетонированным слипом грузоподъемностью до 50 тонн, цех-ангар, различные мастерские, в том числе, по изготовлению буксируемых моделей, аэродром с бетонированной взлетной полосой, и большое количество специализированных лабораторий. К 1980 году база являлась научным комплексом мирового уровня, лучшим в ряду европейских научных центров.

Ростислав Алексеев не узнал - какая судьба ждала его творения. Министр обороны СССР приказом от 12 октября 1984 года распорядился принять экранопланы на вооружение. Предполагалось построить два десятка аппаратов типа «Орленок» и создать новое десантное соединение на Балтийском море. Завершить эту программу предполагалось до середины 90-х годов, но этого не случилось. Лишь четыре готовых экраноплана так и остались на Каспии в составе 11-й отдельной авиагруппы.

Соратникам создателя советских экранопланов удалось разработать и изготовить в 1985 году боевой экраноплан «Лунь», оснащенный шестью противокорабельными самонаводящимися ракетами «Москит». Однако в серию он так и не пошел, но в 2002 году был поставлен на вооружение после длительной консервации.

Могучий "Лунь"

Американский конструктор экранопланов Стивен Хукер сказал: «Они опередили нас на 30 лет!».

Ростислав Алексеев похоронен в Нижнем Новгороде.

Советские крылатые суда успешно экспортировались во многие страны мира, в том числе в США, Англию, ФРГ, Францию, Италию, которые не имели аналогичных технологий. Из широкого использования они вышли сразу после развала СССР. Некоторые “ракеты” и по сей день используются в рейсах, и как прогулочные корабли. Например, в Москве с 2007 года началось постепенное восстановление “Ракет”, а в навигацию 2009 года уже вышло четыре судна.

Корабли на подводных крыльях это гордость Советского Союза. В их производстве и эксплуатации он был мировым лидером.

Всего для нужд советского военного флота на Производственном Объединении «Море» в городе Феодосия было построено три корабля в период с 1981 по 1987 год, два из которых сейчас находятся в составе военно-морского флота Российской Федерации и один был передан ВМС Украины, но официально на вооружение так не был принят.

Основные даты .

18 декабря 1916 - в городке Новозыбков Брянской области (сейчас - Орловской) в семье агронома и учительницы рождается сын Ростислав.

Страшный сон американских адмиралов

Группа кораблей американского флота во главе с авианосцем несёт боевую службу в Мировом океане. Радары не фиксируют каких-либо угроз, и на американских кораблях царит спокойствие. Его нарушает внезапное визуальное обнаружение цели на горизонте - то ли корабля, несущегося с невероятной скоростью, то ли самолёта, буквально скользящего над поверхностью.


Неопознанная цель на глазах вырастает в громадный «летучий корабль». На авианосце объявлена тревога, но поздно - «чужой» выполняет ракетный залп, и через несколько десятков секунд объятая пожарами и разорванная на части гордость флота уходит на дно. И последнее, что видят в своей жизни гибнущие моряки, - стремительно уходящая за горизонт тень неведомого и страшного врага.

Такие или примерно такие кошмары мучили по ночам американских военачальников, имевших информацию о секретном оружии СССР - ударном экраноплане «Лунь» проекта 903.


Экраноплан «Лунь», Каспийск, 2010 год. Фото: Commons.wikimedia.org/ Fred Schaerli

Экраноплан длиной более 73 метров и высотой почти 20 метров мог перемещаться со скоростью до 500 км в час над поверхностью воды на высоте около 4 метров. На его вооружении находились противокорабельные ракеты «Москит», позволявшие наносить кораблям противника максимальный ущерб. «Лунь» получил прозвище «убийца авианосцев».

Удивительная боевая машина была разработана в КБ Ростислава Алексеева - советского конструктора, чьи разработки произвели революцию в кораблестроении.

В погоне за скоростью

Ростислав Алексеев родился 18 декабря 1916 года в городе Новозыбкове Черниговской губернии, в семье учительницы и агронома. В 1935 году Ростислав поступил в Горьковский индустриальный институт имени Жданова на кораблестроительный факультет.


Будущий кораблестроитель в студенческие годы увлекался парусным спортом. Молодой человек задумался над тем, как увеличить скорость движения по воде.

Ещё в самом начале эры авиации лётчики и конструкторы обратили внимание на так называемый экранный эффект - резкое увеличение подъёмной силы крыла и других аэродинамических характеристик летательного аппарата при полёте вблизи экранирующей поверхности (воды, земли и т. д.).

Инженеры искали способы использовать этот эффект на практике.

Ростислав Алексеев пришёл к выводу, что путь к увеличению скорости движения на поверхности воды лежит через уменьшение площади контакта судна с водной средой.

Начинал молодой конструктор с идеи судна на подводных крыльях. Именно такой корабль стал для Алексеева темой его дипломного проекта, который он защищал в 1941 году.

Защита, состоявшаяся в июле 1941 года, проходила при закрытых дверях. Тема проекта Алексеева в условиях начавшейся войны была более чем актуальной - «Скоростной катер на подводных крыльях». Идея скоростного боевого катера для нужд ВМФ СССР получила высокую оценку.

Молодого инженера отправили на завод «Красное Сормово», где в 1942 году Алексеев получил помещения и специалистов для работы по созданию боевых катеров на малопогруженных подводных крыльях.

Создать уникальные боевые катера до окончания войны Алексеев не успел, однако его модели были признаны весьма перспективными. Работу конструктора и его подчинённых в 1951 году отметили Сталинской премией второй степени.


Судно на подводных крыльях «Буревестник». Фото: Commons.wikimedia.org

«Ракета», покорившая мир

В 1951 году военные наработки молодого конструктора преобразуются для нужд гражданского судостроения. КБ Алексеева начинает работу над пассажирским судном на воздушной подушке, получившим название «Ракета».

Первая «Ракета» была представлена в Москве во время Всемирного фестиваля молодёжи и студентов 1957 года. Пассажирское судно на подводных крыльях, по своей скорости на голову превосходившее все существовавшие на тот момент гражданские теплоходы, произвело в мире эффект разорвавшейся бомбы.

«Ракеты» шагнули далеко за пределы СССР. Их успешно эксплуатировали не только в странах социалистического лагеря, но и, так сказать, «в логове врага». Корабли Алексеева уверенно бороздили воды Великобритании, Канады, Германии, Финляндии и т. д.

Вслед за «Ракетой» были созданы и другие типы гражданских судов на подводных крыльях, такие как «Волга», «Метеор», «Комета», «Спутник», «Буревестник», «Восход».

За эту работу коллектив во главе с Ростиславом Алексеевым в 1962 году удостоился Ленинской премии.

«Каспийский монстр»

Но конструктор и не думал почивать на лаврах. Реализовав в полной мере идею судов на подводных крыльях, Алексеев переходит к работе над экранопланами - кораблями, парящими над водной гладью.

В 1962 году КБ Алексеева начало работу над проектом экраноплана «КМ» (корабль-макет). «КМ» имел действительно гигантские размеры - размах крыла 37,6 м, длина 92 м, максимальная взлётная масса 544 тонны. До появления самолёта Ан-225 «Мрия» это был самый тяжёлый летательный аппарат в мире.

Западные специалисты, получив снимок экспериментальной модели, назвали его «Каспийским монстром» (испытания проходили в Каспийском море).

Свой первый полёт «Каспийский монстр» совершил 18 октября 1966 года. Пилотировали его два лётчика, одним из которых был сам Ростислав Алексеев. Полёт прошёл успешно.


«Каспийский монстр». Фото: Кадр youtube.com

Испытания «КМ» продолжались в течение 15 лет. Новый «летучий корабль» имел массу достоинств, однако и недостатков хватало. По сути, «КМ» открывал совершенно новое направление на границе авиации и мореплавания, в котором ещё предстояло выработать свои законы и правила.

«Рубежное» положение экранопланов сказалось на их перспективах самым губительным образом. В ВВС полагали, что это корабль, а судостроители были убеждены, что речь идёт о самолёте. Алексеев своим необычным проектом вызывал раздражение у чиновников, ратовавших за классические формы развития кораблестроения.

От полного закрытия проекты Алексеева спасал главный куратор советской «оборонки», а впоследствии министр обороны СССР Дмитрий Устинов.

«Орлёнок» и опала

Помимо чиновных препон, были проблемы и с пилотами экранопланов. Лётчикам было крайне сложно привыкнуть к пилотажу, проходящему над самой поверхностью воды. Особенности экраноплана таковы, что «уронить» его в воду в горизонтальном полёте практически невозможно, даже если вовсе отпустить штурвал. Однако профессиональные привычки пилотов заставляли зачастую тянуть экраноплан вверх, выводя его «за пределы экрана», что становилось причиной аварий.

Каждая новая неудача чрезвычайно больно била как по идее экраноплана, так и по самому конструктору Алексееву. В 1968 году КБ, которое было создано им, разделили на два - по судам на подводных крыльях и по экранопланам. За Алексеевым оставили лишь второе направление.

В начале 1970-х годов Минобороны дало заказ КБ Алексеева на разработку десантного экраноплана для ВМФ, которому было присвоено кодовое название «Орлёнок». В 1974 году чиновники из Москвы буквально вынудили вывести Алексеева ещё «сырой» «Орлёнок» на ходовые испытания ещё до получения результатов статической проверки корпуса. Итогом этого стал отрыв хвостовой части корпуса во время испытаний. Алексеев, традиционно управлявший своим детищем в его первом полёте, сумел благополучно вернуть «Орлёнок» на базу. Никто не пострадал, зато самого Алексеева наказали по полной - его отстранили от разработки «Орлёнка», переведя на должность начальника отдела перспективного планирования.


Экраноплан «Орлёнок». Фото: Commons.wikimedia.org

Несмотря на это, отстранённый конструктор почти подпольно продолжал участвовать в работе над десантным экранопланом. В 1979 году «Орлёнок» был принят на вооружение ВМФ СССР. Этот десантный экраноплан мог взлетать при высоте волн до 2 метров и развивать скорость 400–500 км/час. Взяв на борт до 200 морских пехотинцев с полным вооружением или две боевые машины (танк, БТР, БМП), «Орлёнок» мог перебросить их на расстояние до 1500 км.

Конструктора погубило его детище

Всего было создано три боевых «Орлёнка», на их базе была сформирована 11-я отдельная авиагруппа непосредственного подчинения Главному штабу морской авиации. Эта серия должна была стать установочной, а всего в ВМФ СССР должно было встать на боевую службу 120 десантных экранопланов.

Несмотря на опалу, Алексеев продолжал много работать - шли испытания пассажирского экраноплана, продолжалась разработка ударной модели, вооружённой ракетами…

В январе 1980 года в Чкаловске проходили испытания пассажирской модели экраноплана. Его помощники расчистили ледяной завал и сказали, что можно отпускать модель. Что именно произошло в тот момент, доподлинно не ясно. Но Алексеев каким-то образом принял на себя часть веса 800-килограммового аппарата.

Сначала казалось, что этот инцидент на здоровье 63-летнего конструктора не повлиял - Алексеев благополучно доработал испытательный день. Но на следующее утро он стал жаловаться на боли в боку. Врачи поначалу затруднялись с диагнозом. Так прошло ещё два дня, после чего Алексеев потерял сознание. В ходе экстренной операции медики установили, что конструктор получил травмы во время инцидента на испытаниях - то, что в народе обычно определяют словом «надорвался». За прошедшие дни развился перитонит. Медикам пришлось провести три операции и, казалось, справиться с бедой. Но начались осложнения, и 9 февраля 1980 года Ростислава Евгеньевича Алексеева не стало.

Прошлое и будущее

Ударный экраноплан «Лунь», замысел которого принадлежал Алексееву, был спущен на воду летом 1986 года, а в 1991 году был официально принят на вооружение, войдя в состав Каспийской флотилии.

«Лунь» так и остался единственным ударным экранопланом ВМФ сначала СССР, а затем России. После смерти в 1984 году Дмитрия Устинова его преемник на посту министра обороны СССР Сергей Соколов свернул программу строительства военных экранопланов, посчитав данный вид вооружений неперспективным. А когда с распадом Советского Союза российскую армию накрыло тотальное безденежье, то революционные идеи Ростислава Алексеева и вовсе были преданы забвению.

В 2007 году экранопланы были окончательно списаны из состава ВМФ. Тогда же наиболее уцелевший экземпляр десантного «Орлёнка» был отбуксирован по Волге в Москву, где был установлен в музее ВМФ.

Спор о том, есть ли у экранопланов будущее в XXI веке, продолжается и по сей день. За спорами незаметно выяснилось, что боевые экранопланы малого водоизмещения появились на вооружении Ирана и Китая. Китайцы в скором времени намереваются представить десантный экраноплан, рассчитанный на 200 морских пехотинцев.

Что нужно России?

В России в настоящее время ведутся работы над пассажирскими экранопланами малого водоизмещения, а идеи создания военных машин подобного типа натыкаются на такое же сопротивление чиновников разного ранга, как и при жизни Ростислава Алексеева.

Вот ведь какая странная штука получается - в нашей стране с лёгкостью выделяются миллиарды на покупку у Франции вертолётоносцев «Мистраль», а свои собственные уникальные разработки с такой же лёгкостью отправляются в корзину или хоронятся путём бесконечных согласований.

А ведь только при опоре на свои идеи и на свои рабочие руки мы можем гарантировать независимость страны.

И Ростислав Евгеньевич Алексеев понимал это, как никто другой.

Группа кораблей американского флота во главе с авианосцем несёт боевую службу в Мировом океане. Радары не фиксируют каких-либо угроз, и на американских кораблях царит спокойствие. Его нарушает внезапное визуальное обнаружение цели на горизонте — то ли корабля, несущегося с невероятной скоростью, то ли самолёта, буквально скользящего над поверхностью.

Неопознанная цель на глазах вырастает в громадный «летучий корабль». На авианосце объявлена тревога, но поздно — «чужой» выполняет ракетный залп, и через несколько десятков секунд объятая пожарами и разорванная на части гордость флота уходит на дно. И последнее, что видят в своей жизни гибнущие моряки, — стремительно уходящая за горизонт тень неведомого и страшного врага.

Такие или примерно такие кошмары мучили по ночам американских военачальников, имевших информацию о секретном оружии СССР — ударном экраноплане «Лунь» проекта 903.

Экраноплан «Лунь», Каспийск, 2010 год. Фото: Commons.wikimedia.org / Fred Schaerli

Экраноплан длиной более 73 метров и высотой почти 20 метров мог перемещаться со скоростью до 500 км в час над поверхностью воды на высоте около 4 метров. На его вооружении находились противокорабельные ракеты «Москит», позволявшие наносить кораблям противника максимальный ущерб. «Лунь» получил прозвище «убийца авианосцев».

Удивительная боевая машина была разработана в КБ Ростислава Алексеева — советского конструктора, чьи разработки произвели революцию в кораблестроении.

В погоне за скоростью

Ростислав Алексеев родился 18 декабря 1916 года в городе Новозыбкове Черниговской губернии, в семье учительницы и агронома. В 1935 году Ростислав поступил в Горьковский индустриальный институт имени Жданова на кораблестроительный факультет.

Ростислав Алексеев. Фото: РИА Новости / Галина Кмит

Будущий кораблестроитель в студенческие годы увлекался парусным спортом. Молодой человек задумался над тем, как увеличить скорость движения по воде.

Ещё в самом начале эры авиации лётчики и конструкторы обратили внимание на так называемый экранный эффект — резкое увеличение подъёмной силы крыла и других аэродинамических характеристик летательного аппарата при полёте вблизи экранирующей поверхности (воды, земли и т. д.).

Инженеры искали способы использовать этот эффект на практике.

Ростислав Алексеев пришёл к выводу, что путь к увеличению скорости движения на поверхности воды лежит через уменьшение площади контакта судна с водной средой.

Начинал молодой конструктор с идеи судна на подводных крыльях. Именно такой корабль стал для Алексеева темой его дипломного проекта, который он защищал в 1941 году.

Защита, состоявшаяся в июле 1941 года, проходила при закрытых дверях. Тема проекта Алексеева в условиях начавшейся войны была более чем актуальной — «Скоростной катер на подводных крыльях». Идея скоростного боевого катера для нужд ВМФ СССР получила высокую оценку.

Молодого инженера отправили на завод «Красное Сормово», где в 1942 году Алексеев получил помещения и специалистов для работы по созданию боевых катеров на малопогруженных подводных крыльях.

Создать уникальные боевые катера до окончания войны Алексеев не успел, однако его модели были признаны весьма перспективными. Работу конструктора и его подчинённых в 1951 году отметили Сталинской премией второй степени.

Судно на подводных крыльях «Буревестник». Фото: Commons.wikimedia.org

«Ракета», покорившая мир

В 1951 году военные наработки молодого конструктора преобразуются для нужд гражданского судостроения. КБ Алексеева начинает работу над пассажирским судном на воздушной подушке, получившим название «Ракета».

Первая «Ракета» была представлена в Москве во время Всемирного фестиваля молодёжи и студентов 1957 года. Пассажирское судно на подводных крыльях, по своей скорости на голову превосходившее все существовавшие на тот момент гражданские теплоходы, произвело в мире эффект разорвавшейся бомбы.

«Ракеты» шагнули далеко за пределы СССР. Их успешно эксплуатировали не только в странах социалистического лагеря, но и, так сказать, «в логове врага». Корабли Алексеева уверенно бороздили воды Великобритании, Канады, Германии, Финляндии и т. д.

Вслед за «Ракетой» были созданы и другие типы гражданских судов на подводных крыльях, такие как «Волга», «Метеор», «Комета», «Спутник», «Буревестник», «Восход».

За эту работу коллектив во главе с Ростиславом Алексеевым в 1962 году удостоился Ленинской премии.

«Каспийский монстр»

Но конструктор и не думал почивать на лаврах. Реализовав в полной мере идею судов на подводных крыльях, Алексеев переходит к работе над экранопланами — кораблями, парящими над водной гладью.

В 1962 году КБ Алексеева начало работу над проектом экраноплана «КМ» (корабль-макет). «КМ» имел действительно гигантские размеры — размах крыла 37,6 м, длина 92 м, максимальная взлётная масса 544 тонны. До появления самолёта Ан-225 «Мрия» это был самый тяжёлый летательный аппарат в мире.

Западные специалисты, получив снимок экспериментальной модели, назвали его «Каспийским монстром» (испытания проходили в Каспийском море).

Свой первый полёт «Каспийский монстр» совершил 18 октября 1966 года. Пилотировали его два лётчика, одним из которых был сам Ростислав Алексеев. Полёт прошёл успешно.

«Каспийский монстр». Фото: Кадр youtube.com

Испытания «КМ» продолжались в течение 15 лет. Новый «летучий корабль» имел массу достоинств, однако и недостатков хватало. По сути, «КМ» открывал совершенно новое направление на границе авиации и мореплавания, в котором ещё предстояло выработать свои законы и правила.

«Рубежное» положение экранопланов сказалось на их перспективах самым губительным образом. В ВВС полагали, что это корабль, а судостроители были убеждены, что речь идёт о самолёте. Алексеев своим необычным проектом вызывал раздражение у чиновников, ратовавших за классические формы развития кораблестроения.

От полного закрытия проекты Алексеева спасал главный куратор советской «оборонки», а впоследствии министр обороны СССР Дмитрий Устинов .

«Орлёнок» и опала

Помимо чиновных препон, были проблемы и с пилотами экранопланов. Лётчикам было крайне сложно привыкнуть к пилотажу, проходящему над самой поверхностью воды. Особенности экраноплана таковы, что «уронить» его в воду в горизонтальном полёте практически невозможно, даже если вовсе отпустить штурвал. Однако профессиональные привычки пилотов заставляли зачастую тянуть экраноплан вверх, выводя его «за пределы экрана», что становилось причиной аварий.

Каждая новая неудача чрезвычайно больно била как по идее экраноплана, так и по самому конструктору Алексееву. В 1968 году КБ, которое было создано им, разделили на два — по судам на подводных крыльях и по экранопланам. За Алексеевым оставили лишь второе направление.

В начале 1970-х годов Минобороны дало заказ КБ Алексеева на разработку десантного экраноплана для ВМФ, которому было присвоено кодовое название «Орлёнок». В 1974 году чиновники из Москвы буквально вынудили вывести Алексеева ещё «сырой» «Орлёнок» на ходовые испытания ещё до получения результатов статической проверки корпуса. Итогом этого стал отрыв хвостовой части корпуса во время испытаний. Алексеев, традиционно управлявший своим детищем в его первом полёте, сумел благополучно вернуть «Орлёнок» на базу. Никто не пострадал, зато самого Алексеева наказали по полной — его отстранили от разработки «Орлёнка», переведя на должность начальника отдела перспективного планирования.

Экраноплан «Орлёнок». Фото: Commons.wikimedia.org

Несмотря на это, отстранённый конструктор почти подпольно продолжал участвовать в работе над десантным экранопланом. В 1979 году «Орлёнок» был принят на вооружение ВМФ СССР. Этот десантный экраноплан мог взлетать при высоте волн до 2 метров и развивать скорость 400-500 км/час. Взяв на борт до 200 морских пехотинцев с полным вооружением или две боевые машины (танк, БТР, БМП), «Орлёнок» мог перебросить их на расстояние до 1500 км.

Конструктора погубило его детище

Всего было создано три боевых «Орлёнка», на их базе была сформирована 11-я отдельная авиагруппа непосредственного подчинения Главному штабу морской авиации. Эта серия должна была стать установочной, а всего в ВМФ СССР должно было встать на боевую службу 120 десантных экранопланов.

Несмотря на опалу, Алексеев продолжал много работать — шли испытания пассажирского экраноплана, продолжалась разработка ударной модели, вооружённой ракетами…

В январе 1980 года в Чкаловске проходили испытания пассажирской модели экраноплана. Его помощники расчистили ледяной завал и сказали, что можно отпускать модель. Что именно произошло в тот момент, доподлинно не ясно. Но Алексеев каким-то образом принял на себя часть веса 800-килограммового аппарата.

Сначала казалось, что этот инцидент на здоровье 63-летнего конструктора не повлиял — Алексеев благополучно доработал испытательный день. Но на следующее утро он стал жаловаться на боли в боку. Врачи поначалу затруднялись с диагнозом. Так прошло ещё два дня, после чего Алексеев потерял сознание. В ходе экстренной операции медики установили, что конструктор получил травмы во время инцидента на испытаниях — то, что в народе обычно определяют словом «надорвался». За прошедшие дни развился перитонит. Медикам пришлось провести три операции и, казалось, справиться с бедой. Но начались осложнения, и 9 февраля 1980 года Ростислава Евгеньевича Алексеева не стало.

Прошлое и будущее

Ударный экраноплан «Лунь», замысел которого принадлежал Алексееву, был спущен на воду летом 1986 года, а в 1991 году был официально принят на вооружение, войдя в состав Каспийской флотилии.

«Лунь» так и остался единственным ударным экранопланом ВМФ сначала СССР, а затем России. После смерти в 1984 году Дмитрия Устинова его преемник на посту министра обороны СССР Сергей Соколов свернул программу строительства военных экранопланов, посчитав данный вид вооружений неперспективным. А когда с распадом Советского Союза российскую армию накрыло тотальное безденежье, то революционные идеи Ростислава Алексеева и вовсе были преданы забвению.

В 2007 году экранопланы были окончательно списаны из состава ВМФ. Тогда же наиболее уцелевший экземпляр десантного «Орлёнка» был отбуксирован по Волге в Москву, где был установлен в музее ВМФ.

Спор о том, есть ли у экранопланов будущее в XXI веке, продолжается и по сей день. За спорами незаметно выяснилось, что боевые экранопланы малого водоизмещения появились на вооружении Ирана и Китая. Китайцы в скором времени намереваются представить десантный экраноплан, рассчитанный на 200 морских пехотинцев.

Что нужно России?

В России в настоящее время ведутся работы над пассажирскими экранопланами малого водоизмещения, а идеи создания военных машин подобного типа натыкаются на такое же сопротивление чиновников разного ранга, как и при жизни Ростислава Алексеева.

Вот ведь какая странная штука получается — в нашей стране с лёгкостью выделяются миллиарды на покупку у Франции вертолётоносцев «Мистраль», а свои собственные уникальные разработки с такой же лёгкостью отправляются в корзину или хоронятся путём бесконечных согласований.

А ведь только при опоре на свои идеи и на свои рабочие руки мы можем гарантировать независимость страны.

И Ростислав Евгеньевич Алексеев понимал это, как никто другой.

Многим у нас известно имя нашего земляка Ростислава Евгеньевича Алексеева (1916 — 1980), создателя первых в нашей стране судов на подводных крыльях, спроектированных в конструкторском бюро Горьковского (теперь Нижегородского) завода «Красное Сормово», где он почти всю свою трудовую жизнь проработал главным конструктором. 18 декабря 2011 г. ему бы исполнилось уже 95 лет. Под его руководством и непосредственном участии была выпущена на голубые дороги нашей страны целая серия скоростных и комфортабельных пассажирских теплоходов «Ракета», «Метеор», «Комета», «Вихрь», признанных во всем мире лучшими в этом классе судов. Об этом хорошо и достоверно написано во многих изданиях, посвященных знатным людям нашего края, прославившим Новозыбков. Однако конструктор Алексеев работал и над секретными проектами, о которых стало широко известно после ряда публикаций в научно-технических изданиях, начиная с 90-х годов прошлого века. В нашей же краеведческой литературе о них никогда не упоминалось, хотя гриф полной секретности с подобных разработок давно уже снят.

Экраноплан «КМ»

Экраноплан «Орленок»

Экраноплан «Лунь»

«Лунь» атакует

Боевой экраноплан «Лунь». Чертеж

«Лунь», летящий над волнами

«Лунь» ржавеет у причала

Экраноплан «Раекта-2″ (проект)


Памятник Р.Алексееву в Нижнем Новгороде

Памятник Р.Алексееву в Новозыбкове

История рассекречивания новых детищ Алексеева началась не сразу. В 1972 году простые читатели впервые узнали о новинке американской военной техники — лодках, скользящих по воздуху над водой. Никто тогда и не предполагал, что уже десять лет подобные машины существуют в секретных ангарах в Чкаловске, близ Горького (ныне Нижнего Новгорода), и, более того, проходили испытания на море у города Каспийска — нашей военно-морской базы, и о них была хорошо осведомлена западная разведка. Несмотря на это, имя главного конструктора этих самолето-кораблей Ростислава Алексеева еще долго хранилось в тайне. Трагическая же судьба его творений, определенным образом связанная и с неожиданной кончиной их создателя, оказалась в чем-то схожей с судьбой другого выдающегося конструктора, — отца нашей космической техники, — Сергея Королева.

Инженерная идея полета над плоской поверхностью (землей или водой) или, как говорят, — экраном, опираясь на сжатую воздушную среду под крылом аппарата, впервые была проверена еще в 1940 году в США, где с 1960 года разработка и постройка экранопланов (так стали называть новые аппараты) велась авиационной фирмой «Локхид». В Советском Союзе экспериментально подобной тематикой начали заниматься в конструкторском бюро Р.Е.Алексеева, увидевшего в ней перспективное направление развития судостроения. В 1961 году на базе города Чкаловска она впервые воплотилась в реальность. Первый, еще небольшой советский экраноплан, совершил пробный рейс.

Уже через короткое время Алексеев, которого сотрудники уважительно называли Доктором, сделал решительную попытку строительства большого летающего судна. Она увенчалась успехом, который подтвердили, в частности, сообщения иностранных секретных служб, зафиксировавших с помощью разведывательных спутников параметры и предназначение «каспийского монстра», как они его окрестили. Английский военно-технический журнал «Джейн» так писал о нем: «Гигантская советская экспериментальная крылатая машина, …с размахом крыльев 40м, длиной более 90 м, проходит испытания на Каспийском море. Они начались в 1965 г. (на самом деле — в 1964, — К.П.). Аппарат, для которого оптимальная высота движения от 4 до 14 м над поверхностью, имеет потенциальную скорость 560 км/ч. …» . Удачный исход первого испытания корабля-макета (КМ), как его назвали в центральном конструкторском бюро (ЦКБ), принес Алексееву «добро» от министерства обороны и финансирование его проекта еще как минимум на 5 лет, хотя сам конструктор предполагал и гражданские варианты использования своего детища.

Необычность личности Ростислава Алексеева подтверждали все, кто знал его. Вот выдержка из первой статьи о его секретных детищах (автор А. Кузнецов), появившаяся в журнале «Техника молодежи» в 1992 году: «Его, как и КМ, вполне можно назвать «монстром», способным на то, что другим не под силу. До сих пор достигнутое им в создании экранопланов остается отечественным секретом. Зарубежные аналоги этих машин представляют собой, по сути, низколетящие самолеты — пилоты насильно удерживают их у поверхности. КМ же был настолько устойчив, что Алексеев (часто сам садившийся за руль аппарата — К.П.) иногда на показ переставал им управлять и даже выключал в полете двигатели. Летчиков особенно впечатляло, что аппарат безо всякого вмешательства рулей отслеживал каждый изгиб рельефа. Однажды «монстра» загрузили до взлетного веса в 544 т — это до сих пор рекорд для экранопланов и самолетов, даже знаменитая «Мрия» не летает с такой массой!» .

Всего им было создано несколько подобных машин. Появившийся чуть позже «Орленок» — 120-тонный экраноплан, длиной 58 метров, высотой 16 метров, с размахом крыла 31 м предполагался даже к серийному выпуску как в гражданском, так и в военном (десантном) варианте. У него был всего один турбовинтовой маршевый двигатель, позволявший развивать крейсерскую скорость в 350 км/ч. Сугубо же военный 370-тонный ракетоносец «Лунь» по своей огневой мощи ставился в один ряд со стратегическими ракетными крейсерами и атомными подводными лодками. В перспективе создание серии подобных судов сулило революцию не только в военно-морском флоте, но и в пассажирском и грузовом морском транспорте. Один большой экраноплан, вмещающий до тысячи человек, был бы способен заменить целую авиакомпанию, совершая, например, рейсы между Европой и Америкой, и почти с такой же скоростью.

Как уже говорилось, экранопланы Алексеева были при умелой эксплуатации довольно надежны и безопасны. Однако от ошибок не застрахован никто, особенно при испытании новой техники, пилотирование на которой в корне отличалось от управления самолетом. Испытателями же были в основном военные летчики, которым и сам главный конструктор не очень охотно доверял штурвал. Первым потерпел аварию в 1964 году небольшой аппарат СМ-5, через десять лет лишились из-за неграмотного пилотажа и «Орленка». Не складывавшиеся и до этого отношения с руководством обострились до предела, когда комиссия сочла, причем совершенно необоснованно, виновными в аварии конструкторские недоработки. К этому времени уже стали известны и печальные результаты эксплуатации зарубежных экранопланов.

Все это и стало основанием для того, чтобы убрать Алексеева из руководства ЦКБ. Ему оставили только два отдела, где он и продолжал работать на свой страх и риск над новыми проектами. Затем лишили и этого — разжаловали в начальники небольшого экспериментального подразделения. Новая номенклатура не могла простить Алексееву неугодливости, независимости суждений и отсутствие чинопочитания. Вспомнили ему и протекционизм ставшего тогда опальным Н.С.Хрущева, с которым он когда-то общался напрямую и от которого получил в подарок персональную «Чайку» (ее у него потом тоже забрали). Не учли и заслуги перед страной Лауреата Ленинской и Государственной премий, доктора технических наук.

Конструктивные особенности новой машины требовали разработок на самом широком уровне — на стыке авиа- и судостроения. Совершенно произвольно его детище подчинили министерству судостроения. Неповоротливый «монстр» нашей бывшей экономической системы так и не сумел до конца осознать, что полет мысли и технический прогресс нельзя искусственно ограничить утилитарными и строго определенными рамками традиционализма, обиходными потребностями. Так, к примеру, его обязали, согласно инструкции, оснастить новые летательные аппараты совершенно ненужными 3-тонными якорями, утяжелявшими конструкцию (по иронии судьбы, именно якоря и стали главным украшением памятника Алексееву на его родине, в Новозыбкове). Сохранилась фраза, в сердцах брошенная конструктором своим помощникам: «Наша государственная система — главный диверсант. Мы когда-нибудь весьма пожалеем, что доверительно относились к нашим министрам и военным. Но говорю я это не для того, чтобы вы руки опустили, а чтобы знали, кто есть кто».

Умер Ростислав Евгеньевич всего 64 лет от роду, тяжело больным человеком, надорвавшись на испытаниях в Каспийске, и еще многого не успев в своей жизни. Судьба его творений также печальна. В один год с создателем ушло и его самое долгоживущее детище — экраноплан КМ, опять из-за ошибки пилота. Казалось, злой рок преследовал Алексеева не только при жизни, но и после смерти. Тематика работ по экранопланам была почти свернута. Прекратилось финансирование. Из его бывшего КБ стали уходить специалисты. В 1998 году конструкторское бюро им. Р. Алексеева, которое возглавлял его ученик Дмитрий Синицын, фактически распалось. Последний из больших экранопланов, «Лунь», так и остался ржаветь у причальной стенки. Попытки переделать его в гражданский вариант и продать какому-нибудь богатому заказчику так и не реализовались. Опять на ум приходит судьба Королева и его последнего творения — ракеты Н-1, так и не взлетевшей к Луне и ставшей крышей танцплощадки на Байконуре, или судьба «Бурана», завершающего свою жизнь в качестве кафе в московском парке. Как странно все у нас в России…

По некоторым данным Китай, который взялся в середине 90-х годов прошлого века за разработку экранопланов по российским технологиям, уже имеет семнадцать таких машин. Все работы по этой тематике в Поднебесной засекречены. Иран также построил и уже имеет на вооружении один боевой экраноплан, необычайно похожий на одну из наших отечественных разработок. Американская авиакомпания «Боинг» объявила недавно о закладке в ближайшие годы гигантского экраноплана «Пеликан Ультра» длиной в 152 м и размахом крыльев 106 м. Он сможет перевозить 1400 т груза на расстояние до 16000 км. Разработчики всех этих моделей не скрывают, что основой их конструкторских решений послужили труды и реализованные проекты русского гения. Именно поэтому среди портретов самых выдающихся людей мира, вывешенных в Конгрессе Соединенных Штатов, есть и тот, на котором изображен наш великий конструктор Ростислав Алексеев, человек, рожденный на новозыбковской земле.

Постскриптум . В самом конце ХХ века разработками КБ им. Р.Алексеева заинтересовался глава акционерной Арктической торгово-транспортной компании Рубен Нагапетян. Он возродил КБ и завод в Чкаловске, профинансировал постройку в 2002 году небольшого (пятиместного) серийного коммерческого экраноплана «Акваглайд-5». С ним они через пять лет вышли на рынок, получив первый в мире международный сертификат на суда подобного типа. Ныне российские экранопланы с успехом используются в Малайзии, Бразилии и Италии. Заинтересовались ими и в США. А на повестке дня стоит создание более грузоподъемного тридцатиместного, хотя уже сейчас, при должной поддержке, компания способна выйти и на более высокие рубежи. Однако пока ни государственные структуры, ни большой «нефтяной» бизнес не замечают этого перспективного направления, где Россия еще имеет все шансы занять ведущее место в мире. Зато вот Бразилия предлагает перенести производство на свою территорию и помочь в финансировании и разработке новых видов летающих судов. И все же хочется надеяться, что дело Ростислава Алексеева у нас продолжится.

См.также:

  • (К.Попов, 12.12.2016)

“Я твердо верю: недалек тот день, когда крылатые суда будут развивать поистине космические скорости”. Эти слова принадлежат главному конструктору скоростных судов, лауреату Ленинской и Государственной премии, доктору технических наук Ростиславу Евгеньевичу Алексееву.

В его автобиографии, датируемой 1940 годом, записано: “Я родился 19 декабря 1916 года в семье Алексеева Евгения Кузьмича - сельского агронома. Мать - Алексеева Серафима Павловна была сельской учительницей. Родился в г. Новозыбкове Орловской области. Там поступил учиться в начальную школу г. Новозыбкова.

В 1930 году жил в г. Нижний Тагил Свердловской области. Работал на местном радиоузле слесарем по ремонту радиоаппаратуры и учился в ФЗУ с 1930 по 1933 год.

В 1933 году поступил учиться на Горьковский вечерний рабфак, работая в то же время чертеж-ником и художником в различных учреждениях.

В 1935 году поступил в Горьковский индустриальный институт им Жданова на кораблестрои-тельный факультет. Одновременно работал художником и чертежником. С 1938 года по 1940 год работал тренером по парусному спорту. В институте выполнял общественную работу: к праздникам делал художественное оформление, был членом правления спортклуба. В 1939-1940 годах был председателем Горьковской городской парусной секции...”.

О Ростиславе тогда все говорили, что он не просто спортсмен и ходит на яхте, он “ходит головой”, рассчитывая, как поймать ветер своим парусом. А скупые на похвалу волгари звали его Адмиралом.

В семейном архиве Алексеевых сохранился листок с графологической экспертизой почерка Ростислава, когда ему было двадцать лет. Согласно экспертизе, чертами характера будущего главного конструктора были: независимость, склонность делать все, как думает сам, стремление преодолевать препятствия, уравновешенность, размеренность в делах, честность, сочетание моральной и физической силы, склонность к работе с техникой. Очень любопытно то, что каждое из этих качеств подтверждалось всей его последующей жизнью. Многое из них он унаследовал у родителей.

Евгений Кузьмич Алексеев - отец Ростислава много плодотворно работал в науке, был первым директором Новозыбковской опытной станции. / И хотя на пути к признанию будущего профессора было немало трудных испытаний, он с упорством и мужеством преодолевал сложные обстоятельства, сумел доказать важность своей работы для агрономии/.

Люди, знавшие семью Алексеевых рассказывали, что Ростислав в возрасте шести-девяти лет любил мастерить лодки и пускать их по реке Ипуть.
Сколько воды утекло за эти десятилетия... А новозыбковцы помнят своих земляков Алексеевых, помнят дом, в котором, кроме Ростислава было еще трое детей: его брат Анатолий, сестры Галина и Маргарита. Их мать - учительница привила детям любовь к музыке, живописи, научила видеть во всем красоту жизни. Эти качества всегда помогали молодому конструктору в его открытиях. Как же можно было без фантазии и вдохновения в 1943 году построить первый катер на подводных крыльях? Вдохно-вение молодого, устремленного к большой цели ученого позволило в 1946 году создать еще один образец скоростного катера, который достиг рекорда для того времени, пройдя в час 87 километров. Это достижение держалось почти двадцать лет.

Вокруг Алексеева постоянно было некое сильное поле: общение с ним пробуждало творческие мысли. Рядом с ним самый заурядный конструктор начинал верить в себя, в свои способности. Он никогда не торопился и никогда не подгонял, заражал своим примером, своей потрясающей работоспособно-стью.
1957 год. Теплоход “Ракета” - первенец крылатых судов Алексеева. Этот теплоход в дни Всемирного фестиваля молодежи и студентов на Москве-реке открыл парад судов. Букеты цветов летели в реку, над которой проносилось белоснежное чудо. Новинка получила высокую оценку. В 1982 году отмечалось четверть века со дня первого рейса “Ракеты-1”. Факт говорит сам за себя: долговечное, хорошо работающее, надежное судно сконструировал наш земляк.

В настоящее время в мире построено и эксплуатируется около 1400 скоростных теплоходов на подводных крыльях. Восемь из каждых десяти - конструкции Алексеева. Среди них ”Ракета”, затем “Метеор”, “Спутник”, “Беларусь”, “Чайка”, “Буревестник”, “Волга”, “Комета” и “Вихрь”.

На многие годы вперед смотрел главный конструктор. Он прекрасно понимал, что время работает на нас, но за нас оно работать не станет... Уже закончена разработка эскизного проекта теплохода “Ласточка”. На смену “Комете” придет “Альбатрос”. Вместо катера “Волга” создан “дельфин”. Завершается создание “Циклона”, “Метеор” уступает место “Зениту”. Для мелководных рек будет разработан проект теплохода “Полесье”. Но осуществить свои планы Р.Е.Алексеев не успел.
Английский технический журнал спустя год после кончины главного конструктора поместил статью. “Среди выдающихся качеств мистера Алексеева, - говорится в ней, - были его огромное чувство цели и спокойное упорство в решении сложнейших проблем скоростного судостроения. Он пользовался большим авторитетом среди близких коллег, а также большим уважением советской судостроительной и судоводительской общественности в целом”. Признанием его заслуг в мире является тот факт, что портрет Ростислава Евгеньевича Алексеева в настоящее время помещен в Национальной галерее выдающихся людей ХХ века конгресса США в Вашингтоне.
Земляки чтут память главного конструктора. Его именем названа площадь в г. Нижний Новгород. На ней установлен один из отслуживших свой век “Метеоров”, где открыт музей истории советского скоростного флота. Есть улица имени Алексеева и в г. Новозыбкове, на его родине.
Выступая на митинге, посвященном присвоению теплоходу “Метеор-161” названия “Конструк-тор Алексеев”, известный речной капитан В.Г.Полуэктов напомнил, что Ростиславу Евгеньевичу в свое время был выдан диплом судоводителя всех типов скоростных судов в любых бассейнах. В этом - при-знание его больших заслуг в развитии отечественного водного транспорта, своего рода адмиральская почесть.

Загрузка...