docgid.ru

Внеурочное занятие «Русские народные пословицы и поговорки. План-конспект внеклассного занятия "Мудрость пословиц и поговорок" план-конспект занятия (4 класс) на тему Внеклассное занятие меры в пословицах и поговорках

Внеклассное мероприятие "Час народной мудрости".

Конкурс знатоков пословиц и поговорок (1–4-й класс)

Цель:

    обобщение знания детей о пословицах и поговорках; расширение информационной базы учащихся, знакомство с сокровищами общечеловеческой культуры; формирование патриотических чувств, любви и интереса к народному творчеству.

Подготовительная работа:

Заранее детям даются задания: найти пословицы и поговорки разных народов на любую тему. Класс можно поделить на несколько команд. Готовятся жетоны, которые дети будут получать за каждый правильный ответ.

Ход внеклассного мероприятия

Пословица недаром молвится.

Народная мудрость.

Учитель. Величайшее богатство народа – это язык! Тысячелетиями накапливаются и живут в слове несметные сокровища человеческой мысли и опыта. Меткий и образный русский язык богат пословицами и поговорками. Их десятки тысяч! Как на крыльях, перелетают они века в век, от одного поколения к другому, и не видна та безграничная даль, куда устремляет свой полёт эта крылатая мудрость…

Пословицы и поговорки – это короткие, простые, но меткие и поучительные изречения. Они складывались ещё до того, как появилась грамотность. В пословицах народ передавал детям и внукам свои заветные правила жизни, учил их уму-разуму. Старинные пословицы живут и сегодня – в разговоре, в книгах. Пословицы украшают нашу жизнь, делают её живой и остроумной. Русские писатели и поэты любили слушать, как говорит народ, зачастую используя потом его образные меткие выражения в своих произведениях.

Сегодня мы проводим конкурс на лучшего знатока пословиц и поговорок.

Презентация I конкурс: вспомнить пословицы или поговорки о следующих предметах.

1. Ложка. (Дорога ложка к обеду. Один с сошкой, семеро с ложкой.)

2. Книга. (С книгой жить – век не тужить.)

3. Иголка. (Куда иголка, туда и нитка.)

4. Шило. (Шила в мешке не утаишь.)

5. Яблоко. (Яблоко от яблони недалеко падает.)

6. Камень. (Под лежачий камень вода не течёт.)

7. Перо. (Что написано пером – не вырубишь топором.)

8. Сани. (Любишь кататься-люби и саночки возить).

Учитель. Народы всего мира считают труд главным делом своей жизни. Трудом создаются богатства нашей страны и каждого человека. Без труда нет человеку счастья. Народ уважает тружеников, а лентяев осуждает и высмеивает.

Презентация II конкурс: вспомнить пословицы о труде.

4.В большом деле и маленькая помощь дорога.

4.Поскорей подрастай, да к работе поспевай.

3.Собирай по ягодке, наберёшь кузовок.

3.Работай до поту, поешь в охоту.

2.Терпение и труд всё перетрут.

2.Труд кормит, а лень портит.

1.Без труда не выловить и рыбку из пруда.

1.Поспешишь, людей насмешишь.

Учитель. к пословицам и поговоркам которые вы увидите на экране договорите окончание пословицы.

III конкурс: Презентация.

4.Сыр калача белее, а мать всех друзей милее.

1.В здоровом теле – здоровый дух.

2. Зачем и клад, коли в семье лад?

1. Писать - не языком чесать.

3. Наукой люди кормятся.

2. Вражда не делает добра.

4. У нашего свата ни друга, ни брата.

4. Пока железо в работе, его и ржа не берет.

3. Своя земля и в горсти мила.

2. Каков мастер, такова и работа.

1. Спящему коту мышь в рот не забежит.

IV конкурс: на карточках написаны пословицы. Задание – нарисовать пословицу на время. Например:

Посади свинью за стол, она и ноги на стол.

Баба с возу – кобыле легче.

За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь.

Без труда не вытащишь рыбку из пруда.

Учитель. У разных народов имеется много пословиц, сходных по смыслу. Иногда трудно даже определить, в какой стране появилась та или иная пословица.

Игра со зрителями: к пословицам и поговоркам разных народов подобрать аналогичную по смыслу русскую пословицу.

1. У кого болтливый рот, у того тело в синяках. (Английская пословица).

Язык – мой враг.

1. Неторопливый слон раньше достигает цели, чем резвый жеребец.

(Вьетнамская пословица).

2. Беден тот, у кого друзей нет. (Английская пословица).

2. Господь помогает тем, кто сам себе помогает. (Американская пословица).

На Бога надейся, а сам не плошай.

3. Ошпаренный петух от дождя убегает. (Французская пословица).

Кто обжёгся на молоке, дует на воду.

3. Тот не заблудится, кто спрашивает. (Финская пословица).

Язык до Киева доведёт.

4. Не ищи жареную колбасу в собачей конуре. (Немецкая пословица).

Ищи ветра в поле.

4.Булочника на хлебе не проведёшь. (Испанская пословица).

Старого воробья на мякише не проведёшь.

V конкурс: вспомнить пословицы и поговорки, в которых упоминаются числа.

Ум хорошо, а два лучше.

У семи нянек дитя без глазу.

Старый друг лучше новых двух.

Семь раз отмерь – один раз отрежь.

Семеро одного не ждут.

Один за всех и все за одного.

Обещанного три года ждут.

Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

За одного битого двух небитых дают.

Двум смертям не бывать, а одной не миновать

Учитель. Народная мудрость сурово осуждает тех людей, которые стремятся прожить свой век за чужой счёт. Едко высмеивают пословицы и поговорки лентяев.

VI конкурс: Презентация.

вспомнить пословицы о лени и ленивых людях.

1.Лодырь хочет прожить свой век за чужой счёт.

2. Один машет, а семеро руками машут.

3. У лодыря, что ни день, то лень.

4. Ленивый одну работу два раза делает.

5. Ленивый всегда так: хлеба давай по пуду, а работать не буду.

6. Лентяй сидя спит, лёжа работает.

7. Пусть работают дурак да медведь, а я буду в окно глядеть.

8. У Федорки всегда отговорки.

9. Хочется есть, да не хочется лезть.

10. Лень! Отвори дверь! Дом горит!

Хоть сгорю, да не отворю.

11. Ты меня работушка не бойся, я тебя не трону.

12. Скучен день до вечера, когда делать нечего.

VI I . Вопросы для капитанов команд Теперь ответьте на мои вопросы.
Какую дружбу топором не вырубишь? (крепкую)
Какая книга – лучший друг? (умная)
Какой зверь далеко бежит? (трусливый)
Какое слово, что весенний день? (ласковое)
За какую спину не спрячешься? (чужую)

VIII . Игра-кричалка «Пословица, мы тебя знаем!»

Праздник продолжается. Учитель говорит часть пословицы или поговорки, команда её продолжает. Зрители помогают своей любимой команде!

1.Сделал дело … гуляй смело.
1.В гостях хорошо, ……а дома лучше.
1.За двумя зайцами погонишься, …… ни одного не поймаешь.

2.Не спеши языком …. спеши делом.
2.Что посеешь …то и пожнёшь.
2.Сам пропадай, а …. товарища выручай.

3.С кем поведёшься, …. от того и наберёшься.
3.Готовь сани летом, …..а телегу зимой.
3.Как аукнется, ….. так и откликнется.

4.Взялся за гуж …….. не говори, что не дюж.
4.Сколько волка не корми, …… а он всё равно в лес смотрит.
4.Чем дальше в лес, ……тем больше дров.

Подведение итогов конкурса. Награждение победителей.

«Подбери пословицу к тексту» Теперь я читаю текст, вы называете пословицу, которая к нему подходит. «Мальчик, уже вроде сделавший скворечник. Стал приделывать его к дереву. Но пока приделывал, крышка вдруг отвалилась. Сам скворечник завалился на бок. Птицы полетели прочь от такого домика». (Поспешишь – людей насмешишь.)

Учитель. Пословицы и поговорки – это мудрый совет, тонкая мысль, доброе пожелание. Вовремя сказанные, они запоминаются на всю жизнь.

Цели: Ознакомление с пословицами и поговорками как с жанром устного народного творчества. Развивать интерес к русскому народному творчеству. Продолжить формирование нравственных ценностей у детей, развивать литературный вкус и логическое мышление.

Скачать:


Предварительный просмотр:

КВН

« Пословицы и поговорки»

Мероприятие составила и провела:

Учитель начальных классов МОУ СОШ №20 Миронова Галина Михайловна

С. Товарково, Богородицкий район,Тульская область


Подписи к слайдам:

Пословицы и поговорки Миронова Галина Михайловна, учитель начальных классов МОУ СОШ №20 2011 – 2012 учебный год

Пословица – это краткое изреченье, поученье в виде иносказанья или в виде житейского приговора. Пословица есть соль языка народной речи. Она не сочиняется, а рождается сама. Это ходячий ум народа. Пословица может переходить в поговорку или простой оборот речи. назад

«За битого двух небитых дают» Означает, что один бывалый человек стоит двух неопытных. Или один человек лучше берёт одного умного, чем двух дураков. назад Русская пословица

назад Если страшиться предстоящих трудностей, опасностей, то нечего и браться за дело. «Волков бояться- в лес не ходить» Русская пословица

Если делаешь всё без торопливости, скорей достигнешь желаемых результатов. Говорится шутливо в оправдание кажущейся медлительности или как совет работать без спешки, если хочешь хорошо сделать дело. «Тише едешь- дальше будешь » назад Русская пословица

«Семь раз отмерь- один отрежь» Перед тем как сделать что-нибудь серьёзное, тщательно всё обдумай, всё предусмотри. Говорится в качестве совета обдумать все возможные варианты действий перед началом какого-нибудь дела. назад Русская пословица

« Хлеб - всему голова» назад Русская пословица Изо дня в день меняются кушанья на нашем столе, и только Хлеб остаётся неизменным. Сколько бы разных блюд стояло у нас на столе, без Хлеба он пуст. Это пища, которую ничем нельзя заменить.

«Без труда не вытащишь и рыбку из пруда» Всякое дело требует усилий; без усилия, старания никакого дела не сделаешь. Говорится, когда для получения какого-нибудь результата требуется большая работа, упорный труд. назад Русская пословица

назад Говорится, чтобы подчеркнуть достоинства чего-либо маленького по размеру, кажущегося незначительным, но важного по существу, или кого-либо молодого, но перспективного. «Мал золотник, да дорог» Русская пословица

ВЫХОД РЕСУРСЫ ИНТЕРНЕТА http://a-lapygin.livejournal.com/504966.html http://www.inletosun.info/index.htm http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%BE%D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%86%D1%8B


Внеклассное мероприятие

на тему:

«В стране пословиц и поговорок»

Тема: «В стране пословиц и поговорок».

Цель: познакомить учащихся с многообразием мира пословиц и поговорок.

Задачи:

Обучающая – расширение кругозора учащихся.

Воспитательная – воспитание любви к слову, русскому языку.

Развивающая – интерес к наукам о языке, развитие речи, мышления.

Оборудование:

1.Выставка сборников пословиц и поговорок.

2.Выставка словарей: этимологического и фразеологического.

3.Наглядность: головоломки.

Ход мероприятия:

Организационный момент: приветствие и настрой учащихся на работу.

Учитель: Вам уже знакомо, как рождаются слова, когда и кем создаются. Откуда пришли к нам в язык устойчивые выражения, в которых уже не переставишь и не заменишь словечко-другое, не исказив смысла.

Какая наука изучает значение и происхождение слов? (Этимология).

Какая наука изучает значение и происхождение устойчивых выражений? (фразеология).

А нужно ли доискиваться до ответов на эти вопросы? (Познакомившись со словом поближе, узнав его, по словам К.Паустовского, «на ощупь, на вкус и на запах», вы уже никогда не употребите его некстати).

Приятно разговаривать с человеком, речь которого богата, образна, каждое слово употреблено и к месту, и ко времени. Чтобы хорошо понять прочитанное или увиденное, чтобы речь была не «хромой», а красивой и выразительной, надо знать много слов и выражений, постоянно расширять свой словарный запас. Сегодня мы и проверим, как и насколько хорошо знакомы вам пословицы и поговорки. Узнаем, как часто вы их используете в своей речи.

Учащиеся делятся на две команды. Каждая из команд выбирает командиров и название.

Путешествие по стране пословиц и поговорок начинаем. (За каждый правильный ответ команды получают 1 балл. В конце путешествия подводятся итоги, и выявляется команда – победитель).

I тур . Озорные буквы в пословицах и поговорках.

Найдите в пословицах и поговорках озорные буквы, которые встали не на свои места, изменив тем самым привычный смысл.

1 команда.

Ус хорошо, а два лучше (Не ус, а ум)

На обиженных соду возят (не соду, а воду).

Работа не полк – в лес не убежит (не полк, а волк).

Машу маслом не испортишь. (не машу, а кашу).

Старый круг лучше новых двух. (не круг, а друг).

Голод не щетка (не щетка, а тетка).

Два сапога – тара (не тара, а пара).

Мы сами с ушами (не с ушами, а с усами).

В тихом омуте черви водятся (не черви, а черти).

Пруд кормит и одевает (не пруд, а труд).

2 команда.

Больше дела, меньше снов . (не снов, а слов)

Дело не кошмар , от него не отмахнешься. (Не кошмар, а комар).

Не за свое тело не берись. (Не тело, а дело).

Не игла шьет, а раки. (Не раки, а руки).

На чужой караван рта не разевай, а пораньше вставай, да свой добывай. (Не караван, а каравай).

Не тесто красит человека, а человек тесто . (Не тесто, а место).

Слезами хорю не поможешь. (Не хорю, а горю).

На ловца и дверь бежит. (Не дверь, а зверь).

На горе шапка горит. (Не горе, а на воре).

Корова на дворе – молоко на столбе . (Не на столбе, а на столе).

Летом тень год кормит. (Не тень, а день).

II тур . Модернизированные пословицы и поговорки.

Изменив всего лишь одно или два слова, верните осовремененным пословицам и поговоркам их прежнее звучание.

1 команда.

    Назвался грузом – полезай в кузов. (Назвался груздем – полезай в кузовок).

    После драки много хромых. (После драки много храбрых).

    Одна голова хорошо, а две некрасиво. (Одна голова хорошо, а две лучше).

    Чтение - лучшее мучение. (Чтение – лучшее учение).

    Не откладывай на завтра то, что можно сделать послезавтра. (Не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня).

    Одна нога здесь, другая в гипсе. (Одна нога здесь, другая там).

    Трудно в учении – легко на каникулах. (Трудно в учении – легко в бою).

    У каждого своя голова на шее. (У каждого своя голова на плечах).

    Дети счет любят. (Деньги счет любят).

2 команда.

    Ни кола, ни двойки. (Никола, ни двора).

    Мало хотеть, надо клянчить. (Мало хотеть, надо уметь).

    Землю красит солнце, а человека парикмахер. (Землю красит солнце, а человека труд).

    Скучен день до вечера, коли делать уроки. (Скучен день до вечера, коли делать нечего).

    Кто мало говорит, тот много съедает. (Кто мало говорит, тот много делает).

    Списывай, да не спеши. (Пиши, да не спеши).

    Друзья познаются на контрольной. (Друзья познаются в беде).

    На шпаргалке далеко не уедешь. (На обмане далеко не уедешь).

    Бесплатный сыр бывает только у мышки ловкой. (Бесплатный сыр бывает только в мышеловке).

III тур . Составь пословицы и поговорки.

Расположи слова пословиц и поговорок в правильном порядке.

1 команда.

    Один, семь, ответ, бед. (Семь бед – один ответ).

    Мир, война, разрушает, строит. (Мир строит, война разрушает).

    Несчастье, бросай, не в, друга. (Не бросай друга в несчастье).

2 команда.

    Скажи, подумай, потом, сперва. (Сперва подумай, потом скажи).

    Не, работает, не, ест, кто, тот. (Кто не работает, тот не ест).

    Один, отмерь, раз, семь, отрежь, раз. (Семь раз отмерь, один раз отрежь).

IY тур. Загадки в пословицах и поговорках.

Отгадайте загадки, загаданные пословицами и поговорками, и чем меньше пословиц-подсказок для этого понадобится, тем лучше.

1 команда.

Лапки ее мягки, да когти остры.

Чует она, чье мясо съела.

Доброе слово и ей приятно. (Кошка).

И она помнит, кто ее кормит.

Не бойся ее брехливой, а бойся молчаливой.

Она на сене: сама не ест и другим не дает. (Собака).

И ловкий его без рукавиц не удержит.

Вертится, словно на него сел.

Свои иголки ему не колки. (Еж).

Не гони его кнутом, гони овсом.

Он копытом дает сдачи.

Дареному ему в зубы не смотрят. (Конь)

Не мечите бисер перед ними.

Она грязь всегда найдет.

Посади ее за стол, она и ноги на стол. (Свинья).

И считанную ее волк съедает.

Не прикидывайся ею: волк съест.

Не за то волка бьют, что сер, а за то, что ее съел. (Овца)

Безрогая она хоть шишкой, да бодает.

У нее молоко на языке.

Она черна, да молоко у нее белое. (Корова).

2 команда.

Худ обед, коли его нет.

Лучше он с водой, чем пирог с бедой.

Он – всему голова. (Хлеб)

Мал горшок, да ее варит.

Сам ее заварил, сам и расхлебывай.

Ее маслом не испортишь. (Каша)

В ступе ее не толкут.

Она и землю точит и камень долбит.

На обиженных ее возят. (Вода).

Держи ее высоко, не поднимая носа.

Вина ее клонит.

Дурная она ногам покоя не дает. (Голова).

Добрая пословица не в бровь, а прямо в него бьет.

Они – зеркало души.

У страха они велики. (Глаза).

Оно дороже богатства.

Его сгубишь – новое не купишь.

Чистота – залог его (Здоровье)

За чужой щекой он не болит.

Видит око, да он неймет.

Дареному коню в них не смотрят. (Зубы).

Y тур . Путешествуем с пословицами и поговорками.

Вспомните, узнайте или отгадайте, какие географические названия, термины и понятия встречаются в этих пословицах и поговорках..

1 команда.

Язык до … (город в Украине) доведет. (Киев).

- … (город) у всей Руси под горой – в нее все катится. (Москва).

Река … - всем рекам мать. (Волга)

Не разом … (город) строилась. (Москва).

2 команда.

Нечем платить долгу, так иди на … (река) (Волга).

За правду-матку ссылают на …(полуостров) (Камчатка).

Орет на всю … (область) (Ивановская).

- … Нижний – сосед Москве ближний. (Новгород).

YI тур . Веселый тест.

1 команда Вопросы:

Куда смотрит волк, сколько его не корми?

На волчицу; в лес ; на козлят; в миску.

Кто должен свистнуть, чтобы нечто несбыточное произошло?

Соловей-разбойник; милиционер; рак ; щука.

Кто гладок от того, что поел и на бок?

Комар; свинья; медведь; кот .

На чем приносит новости сорока?

На лапах; на крыльях; на хвосте ; на блюдечке.

Лягушку; улитку; рака ; медузу.

Что летит, когда лес рубят?

Птицы; бревна; шишки; щепки .

Какая птица согласно народной поговорке, должна клюнуть человека, чтобы он начал проявлять повышенную активность?

Жар-птица; гадкий утенок; жареный петух ; цыпленок-табака.

Кого согласно поговорке, только девятая смерть донимает?

Лису; кошку ;(славиться своей живучестью) слона; таракана.

Кого, согласно поговорке, подкладывают недоброжелателю?

Свинью ; ежа; змею; медведя.

2 команда.

Что называют зеркалом души?

Уши; улыбку; глаза ; лицо.

У чего есть уши?

У стен ; у замочной скважины; у дверей; у домофона.

Чем капусту не шинкуют?

Кулаком; ногой; носом; языком.

Что заказывает тот, кто платит?

Обед; музыку ; такси; хорошую погоду.

Какому коню пословица советует не смотреть в зубы?

Купленному; выигранному; дареному ; арендованному.

Продолжите известную русскую пословицу «Хороший товар сам себя …»

Закупает; хвалит ; упаковывает; доставляет.

Вставьте требуемую марку автомобиля в пословицу «Хороша … у дружного коллектива»

«Нива» ; «Волга»; «Лада»; «Тойота».

Чего много в пустой бочке?

Пыли; звону ; воздуха; запаха;

Что делает с рублем копейка?

Бережет ; воспитывает; стережет; питает.

Кто платит дважды?

Рассеянный, скупой; забывчивый; крутой.

Как поступит умный человек, встретив на пути гору?

Покорит; пробурит; обойдет ; сдвинет.

YII тур . Отгадай головоломку.

1 команда. «Круглая пословица».

По кругу вписана пословица. Чтобы ее прочитать, надо отыскать букву, с которой она начинается.

Подсказка. Читать надо по ходу часовой стрелки, пропуская все время две буквы.

ДДЛКЕЕОНТРЬНМГИИОЙТ (Летний день год кормит)

2 команда . Надпись на стене.

Здесь зашифрована китайская народная пословица. Присмотритесь повнимательнее к этой надписи и найдите способ ее прочесть. (Ответ: Люди, а не стены создают города).

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ:

Подсчитываются, набранные командами, баллы. Выявляется команда победитель.

Используемая литература:

1.Журнал «Пед Совет», №6, 2005 г., с.4

2.Русский язык. Учимся играя. Волгина В.В., Екатеринбург; Изд-во «АГРО», 1996 – 496 с.

Внеклассное мероприятие учителя начальных классов МОУ СОШ №100 Кировского района г. Волгограда для обучающихся начальной школы Шлыковой Ирины Ивановны


«Пословица недаром молвится».

Цели:
Обобщить знания учащихся о народных пословицах.
Пополнить активный словарный запас учащихся пословицами и поговорками,
Уточнить значения некоторых из них; развивать творческие способности учащихся, работать в группах, обмениваться информацией,
Поддерживать разговор, уметь выражать свою точку зрения и обосновывать ее; анализировать и оценивать собственные творческие и деловые возможности.

Оборудование.
Плакат с пословицами, "Книга пословиц; карточки с пословицами у каждой группы, игра "Ромашка", книги с пословицами, ТСО.

У. О чем мы будем говорить, вы узнаете, когда прочитаете вот эти предложения. На доске:
Красна речь пословицей.
Без пословицы не проживешь.
Старая пословица век не сломится.
Пословица - всем делам помощница.
– Так что же это? Каким одним словом мы можем объединить эти предложения?
Дети. Пословицы.
У. Правильно, и тема нашего урока: "Пословица – недаром молвится".
Пословица- это жанр фольклора, краткое мудрое изречение имеющее поучительный смысл.
В пословице народный ум, народная правда мудрые суждения о жизни и людях. Пословица поучает, предупреждает, советует и наставляет.
Класс делим на две команды (даются фишки разного цвета, дети берут себе одну и команды формируются по цвету фишек.
1 конкурс
Рассказы о пословицах (каждой команде будет прочитан рассказ необходимо подобрать по смыслу пословицы
Всему свое время
Жил-был мальчик Петя Солнцев. Не был он ни умным, ни глупым, ни отличником, ни двоечником, ни ленивым, ни трудолюбивым. Средний был мальчуган.
Однажды Пете задали много уроков. Но его так одолела лень, что он сначала час читал книгу, потом тридцать минут смотрел телевизор, а потом пошел с друзьями играть в футбол. Он играл так долго, что, придя домой, не имел уже ни сил, ни времени и ни желания делать уроки. И Петя решил их не делать.На следующий день, когда мальчик пошел в школу, была контрольная. Петя получил двойку потому что он совсем не учил уроки.
Дома мама сказала: «Всему свое время».
Тише едешь – дальше будешь
Некоторые люди, когда опаздывают на работу, нарушают правила и проезжают на красный сигнал светофора. За это их останавливает работник ГАИ и штрафует. И они еще больше опаздывают на работу.
Не имей сто рублей, а имей сто друзей
Жил-был бедный художник. У него было много друзей. Однажды он заболел. Ему нужна была дорогая операция, но у него не было денег. Тогда все его друзья привезли деньги. Художнику сделали операцию, и он выздоровел.
Какие еще пословицы подходят к этим рассказам?
Маленькое дело
На улице Тихой жило-было Маленькое Дело.
А на улице Шумной жило-поживало Большое Безделье.
Большое Безделье всегда хвасталось:
– Вон я какое большое! А ты – мелюзга. Тебя и под микроскопом не видать.
Маленькое Дело помалкивало и смотрело на календарь: скоро весна.
– На календарь все глядишь? – не унималось Большое Безделье. – Думаешь, солнце припечет, дождь польет, и тебя больше будет?
Наступила весна. Маленькое Дело брало маленькую лопатку. Вскапывало маленькую грядку и сажало маленькие зернышки.
Большое Безделье брало большое одеяло, стелило его на большой поляне, брало большой журнал «Еженедельник бездельников» и отдыхало.
А когда всходили маленькие ростки и из них рождались великолепные цветы, все прохожие восхищались: какой аромат! Благодарили Маленькое Дело и приговаривали: мал золотник, да дорог.
Когда аромат цветов долетал до Большого Безделья, оно недовольно поворачивалось на другой бок и ворчало:
– И все равно я лучше!
У. А вы, ребята, как думаете?
Д. Маленькое дело лучше большого безделья.

2 конкурс
Закончите пословицу:
- Что с воза упало, то... (пропало)
- Век живи, ... (век учись)
- Один в поле... (не воин)
- Не зная броду, ... (не лезь в воду)
- Дело мастера... (боится)
- Когда я ем, ... (я глух и нем)
- Утро вечера... (мудренее)
- Чем дальше в лес, ... (тем больше дров)

3 конкурс
Вспомните пословицы и поговорки, в которых встречаются числа.
(Семь раз примерь, один раз отрежь.
Семеро одного не ждут.
Семеро по лавкам.
За семь вёрст киселя хлебать.
Седьмая вода на киселе.
Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
Ум хорошо, а два лучше.)
4 конкурс
Какая пословица нашей страны соответствует по смыслу пословице народов мира, чему они учат.
«Оглядывайся на себя по три раза в день». Эта японская пословица учит следить за своим поведением.
Монгольская пословица «И путешествие в десять тысяч стран начинается с первого шага» говорит о том, что любое большое дело начинается с малого.
Когда пострадает невинный человек, арабы говорят: «Море поссорилось с ветром, а пострадала лодка».
«Пересол вызывает жажду». Это значит, что во всем нужна мера.
Русские говорят: «Не рой другому яму – сам в нее попадешь». А осетины говорят: «Не бросай камнями из стеклянного дома».
Французы советуют не отчаиваться и говорят: «Потерпев поражение, начинай сначала».
Когда индийцы не берегут дружбу, им говорят: «Не прерывай грубо нить дружбы, ибо если придется ее связать, то останется узел». Русские скажут: «Разбитую чашку не склеишь».
Если за контрольную работу «двойку» получишь не только ты, но и большинство одноклассников, то уместно будет воспользоваться латинской пословицей: «Утешение для несчастного – иметь товарищей по несчастью».
«Слово – серебро, а молчание – золото», – скажет русский, а бенгалец: «Кто много говорит, начинает врать».
Соотнести русскую пословицу с иностранной пословицей.

Язык до Киева доведет.
В гостях хорошо, а дома лучше.
Слезами горю не поможешь.
Утро вечера мудренее. Тот не заблудится, кто не спрашивает.
Восток ли, Запад ли, а дома лучше.
Один утренний час лучше двух вечерних.
Бесполезно плакать над пролитым молоком.

5 конкурс
Вставь рисунок в пословицу.
Дареному... в зубы не смотрят. (Коню.)
Когда... на горе свистнет. (Рак.)
... рубят – щепки летят. (Лес.)
Не..., так и не мычи. (Корова.)
Не плюй в... – пригодится воды напиться. (Колодец.)
Большому... – большое плавание. (Кораблю.)

6 конкурс
Собери части пословицы.
– сколько волка ни корми
– век живи
– любишь кататься
– лучше поздно
– семь бед
– за спрос
– он все в лес смотрит
– век учись
– люби и саночки возить
– чем никогда
– один ответ
– денег не берут

7 конкурс
Соотнеси рисунок и пословицу

8 конкурс
"Отгадай пословицу"
У. Вот мы и проверим, как вы можете дружно работать. Каждой группе я даю по две карточки со словами из пословиц. Вы должны их вспомнить.
Дети получают карточки со словами и чистые листы, на которых записывают пословицы.

Коса – камень. Д. Нашла коса на камень.
Лес – дрова. Д. Чем дальше в лес, тем больше дров.
Шило – мешок. Д. Шила в мешке не утаишь.
Язык – дело. Д. Не спеши языком, торопись делом.
Дело – мастер. Д. Дело мастера боится.
Труд – лень. Д. Труд человека кормит, а лень – портит.

Подведение итогов работы

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

"Давыдовская гимназия"

Орехово-Зуевского муниципального района

Московской области

Конспект внеурочного занятия в 4 А классе на тему: "Русские народные пословицы и поговорки"

Выполнила:

учитель начальных классов

Гурина Зоя Алексеевна

2017 г.

Цель: сформировать ценностное отношение детей к таким жанрам устного народного творчества как пословицы и поговорки.
Задачи:
Образовательные: Пополнять активный словарный запас учащихся пословицами и поговорками; уточнять значения некоторых из них, работать в группах, обмениваться информацией, поддерживать разговор, уметь выражать свою точку зрения и обосновывать ее; анализировать и оценивать собственные творческие и деловые возможности.
Развивающие: развивать творческие способности учащихся, чувство ответственности за порученное дело;
Воспитательные: воспитывать интерес к русскому языку; чувство гордости за свой язык.
Планируемые результаты:
Предметные: относят пословицы и поговорки к устному народному творчеству; умеют отличать пословицы от поговорок, запоминают пословицы и поговорки.

Личностные:

1.Формирование эмоционального отношения к школе и учебной деятельности.

2.Формирование общего представления о моральных нормах поведения.

3. Оценивание поступков людей, жизненных ситуаций с точки зрения общепринятых норм и ценностей.

4. Формирование ценностного отношения к культурному наследию родной страны.
Метапредметные УУД:

Регулятивные:

1.Составление плана выполнения заданий на занятии под руководством учителя.

2.Формирование умения оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3.Реализация плана выполнения заданий на занятии под руководством учителя.

4. Нахождение отличия верно выполненного задания от неверного.

5.Использование в своей деятельности простейших смысловых моделей.

Познавательные:

1.Нахождние отличия нового от уже известного с помощью учителя.

2.Формирование умения на основе анализа полученной информации делать выводы.

3.Перерабатывание полученной информации: умение делать выводы в результате совместной работы всего класса.

Коммуникативные:

1.Формирование умения слушать и понимать других.

2.Формирование умения строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. формирование умения взаимодействовать с членами группы, умения договариваться, находить общее решение.

Формы работы: презентация, мини-дискуссия, творческая работа, тетрализация, художественное творчество.

Ход занятия.

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Примечание

1. Организационный момент.

Настроение каково?

Все такого мнения?

Может, вы устали?

Все за парты дружно сели,

Друг на друга посмотрели,

Улыбнулись поскорей,

Поприветствуем гостей!

Я надеюсь, что....

Сегодня мы будем заниматься группами, разделитесь на 2 команды.

Во!

Все без исключения!

Мы с собой таких не брали!

Мы работать будем дружно, С делом справимся в пути!

Чтобы гости дорогие

Захотели вновь прийти!

Дети рассаживаются за 2 стола.

2. Актуализация знаний.

- Я раздам каждой группе карточки с буквами, вам нужно составить из них слова.

Какова тема нашего занятия?

Мы много работали с вами с пословицами и поговорками отдельно. Почему сегодня мы рассматриваем эти понятия вместе? Какие у нас будут задачи?

Давайте вспомним, что такое пословица?

Приведите примеры.

Что такое поговорка?

Приведите примеры.

Как же их отличить?

Составляют слова: пословицы и поговорки. Прикрепляют их на доску.

Пословицы и поговорки.

Повторить и закрепить знания о поговорках и пословицах.

Научиться различать эти понятия.

Пословица - это краткое изречение, в котором отражается народная мудрость, жизненный опыт.

Ответы детей.

Поговорка - это краткое устойчивое выражение, не составляющее законченного высказывания.

Ответы детей.

Пословица - это законченная мысль, выраженная в предложении, а поговорка - это выражение, которое может быть частью предложения.

Слайд 1

Слайд 2

Слайд 3

Слайд 4

3. Мотивация.

Зачем нам нужно изучать пословицы и поговорки?

Откуда они появились?

Тогда как объяснить, что у меня целая выставка книг с пословицами? Откуда взялись книги? Ведь пословицы никто не писал, они сочинялись народом и у них нет автора?

Ответы детей.

Их сочинял народ, они являются частью устного народного творчества.

Ответы детей.

4. Погружение в тему внеурочного занятия.

Нашлись такие люди на Руси, которые поняли всю ценность устного народного творчества. Это и загадки, и песни, и пословицы, и поговорки, и многое другое. Они стали записывать все это. Собирателем русских пословиц и поговорок являлся и Владимир Даль. Это была трудная многолетняя работа и мы пользуемся этими книгами до сих пор.

В народе говорят, что маленькая капелька знаний - это к мудрости маленькая ступенька. Давайте поднимемся в своих знаниях на одну ступеньку выше. И после этого занятия вы станете чуть лучше, добрее и мудрее.

Просмотр презентации.

Слайд 5

Слайд 6

5. Раскрытие основного содержания внеурочного занятия.

- Первое задание командам. На листе записаны пословицы и поговорки. Используя полученные вами знания, 1 группа подчеркнет только пословицы, а вторая группа подчеркнет только поговорки.

- Второе задание. Каждой команде я даю свою пословицу. Задача группы - ее инсценировать, а задача противоположной команды - отгадать, что это за пословица.

- Третье задание. Каждой команде я снова даю пословицу. Задача каждой команды - проиллюстрировать ее, задача противоположных команд - отгадать зашифрованную пословицу.

- Четвертое задание. Каждой команде я дам карточки с "испорченными" пословицами и поговорками. Ваша задача исправить ошибки. Затем команды поочереди зачитывают изначальный вариант противоположной группе и проверяют их ответ.

Выполнение задания.

Выполнение задания.

Выполнение задания. Проверка.

Приложение 1.

Слайд 7

Приложение2.

Приложение 3.

Приложение 4.

Слайд 8-11(задания, если останется время)

6. Закрепление основного содержания внеурочного занятия.

Сейчас я предлагаю вам сочинить синквейн по нашей теме.

Вспомните, что такое синквейн?

Повторим правила составления синквейна.

Первая группа сочиняет синквейн к слову "поговорка", а вторая - к слову "пословица".

Синквейн - это творческая работа, которая имеет кроткую форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк.

1 строка - одно существительное, выражающее главную тему синквейна.

2 строка - два прилагательных, выражающих главную мысль.

3 строка - три глагола, описывающие действия в рамках темы.

4 строка - фраза, несущая определенный смысл.

5 строка - заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом)

Составляют синквейны.

Слайд 12

Слайд 13

Примерные ответы (Приложение 5)

7. Итоги внеурочного занятия. Рефлексия.

Что нового вы узнали сегодня на занятии?

В следующий раз вам самим предстоит побывать в роли собирателей устного народного творчества и попробовать создать свою книгу-сборник изученных вами малых жанров.

Я надеюсь, что каждый из вас поднялся на свою ступеньку к мудрости. А на какую, вы решите самостоятельно. Нарисуйте смайлик, отражающий ваше настроение на нашем занятии и прикрепите его на лесенку. Если все было понятно и все понравилось - прикрепите себя повыше, если нет - пониже.

Мы узнали, что были люди - собиратели устного народного творчества, которые составляли книги. Например, Владимир Даль.

Слайд 14

Приложение 1.

1 группа. Подчеркните только пословицы.

Одного поля ягоды.

Язык без костей.

Жизнь дана на добрые дела.

Один, как перст.

Слезами горю не поможешь.

Как снег на голову.

Друг познается в беде.

Голодный, как волк.

2 группа. Подчеркните только поговорки.

Береги платье снову, а честь смолоду.

Одного поля ягоды.

Язык без костей.

Жизнь дана на добрые дела.

Не говори "гоп", пока не перепрыгнешь.

Один, как перст.

Слезами горю не поможешь.

Как снег на голову.

Друг познается в беде.

Голодный, как волк.

Приложение 2.

1. Труд человека кормит, а лень портит.

2 . Тише едешь - дальше будешь.

Приложение 3.

1. Любишь кататься, люби и саночки возить.

2. Делу время, потехе час.

Приложение 4.

1.

Аппетит проходит во время еды.

Город не тетка.

Машу маслом не испортишь.

Своя ноша не тонет.

Соловья башнями не кормят.

2. Прочитай пословицы и поговорки, исправь ошибки.

Готовь сени летом, а телегу зимой.

Не в свои бани не садись.

Чем бы дитя не тешилось, лишь бы не плавало.

На безрыбье и бак - рыба.

Полк в овечьей шкуре.

Приложение 5.

1 группа.

Поговорка.

Меткая, шутливая.

Выражает, обозначает, передает.

Поговорка - краткое выражение, не составляющее законченного высказывания.

Суждение.

2 группа.

Пословица.

Мудрая, меткая.

Учит, наставляет, бережет.

Пословица - лаконичное высказывание, в котором отражается народная мудрость, жизненный опыт.

Мудрость (помощница)

Анализ занятия по внеурочной деятельности "Русские пословицы и поговорки " в 4А классе

Количество учащихся:

По списку -

Фактически -

Направление внеурочной деятельности: общеинтеллектуальное.

Название программы, в рамках которой проводится занятие: Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Занимательный русский язык"

Место занятия в рамках раздела программы: третье занятие в разделе "Пословицы и поговорки", на которое отводится 4 часа.

Занятие аудиторное. Расстановка мебели не стандартная, а пригодная для удобной работы детей в группах.

На первых занятиях раздела была проведена объемная работа отдельно над пословицами и поговорками, то есть учащимся были даны социально значимые знания по данной теме.

На данном занятии мы повторили знания, полученные детьми ранее, и перешли ко второму уровню результативности - воспитанию базовых ценностей. В данном случае ценность - это устное народное творчество, донесенное до нас составителями книг-сборников малых жанров, таким, например, как Владимир Даль.

Раскрывая основное содержание внеурочного занятия были использованы разные виды деятельности для более заинтересованной, активной работы детей: мини-дискуссия, театрализация, художественное творчество, исследовательская работа, творческая работа.

Реализуя эти виды работы, я достигла главной цели занятия - сформировала у детей ценностное отношение к пословицам и поговоркам.

Для формирования следующего уровня результативности - формирования социального опыта - планируется провести занятие в форме творческой мастерской, где детям будет предложено задание самим побывать в роли собирателей русских пословиц и поговорок и создать свою книгу-сборник.

Загрузка...