docgid.ru

Физиологические основы психики человека. Связь психики и мозга

Примеры общих частных явлений, изучаемых в современной психологии (по Немову Р.С.)

Явления, изучаемые психологией Понятия, характеризующие эти явления
Процессы: индивидуальные, внутренние (психиче­ские) Воображение, воспоминание, восприятие, забывание, запоминание, идеомоторика, инсайт, интроспекция, мотивация, мышле­ние, научение, обобщение, ощущение, па­мять, персонализация, повторение, пред­ставление, привыкание, принятие решений, рефлексия, речь, самоактуализация, само­внушение, самонаблюдение, самоконт­роль, самоопределение, творчество, узна­вание, умозаключение, усвоение.
Состояния: индивидуальные, внутренние (психиче­ские) Адаптация, аффект, влечение, внимание, возбуждение, галлюцинация, гипноз, депер­сонализация, диспозиция, желание, интерес, любовь, меланхолия, мотивация, намерение, напряженность, настроение, образ, отчуж­дение, переживание, понимание, потреб­ность, рассеянность, самоактуализация, са­мообладание, склонность, страсть, стрем­ление, стресс, стыд, темперамент, тревож­ность, убежденность, уровень притязаний, усталость, установка, утомление, фрустрация, чувство, эйфория, эмоция.
Свойства индивидуальные, внутренние (психические) Иллюзии, константность, воля, задатки, индивидуальность, комплекс неполноценно­сти, личность, одаренность, предрассудок, работоспособность, решительность, ригид­ность, совесть, упрямство, флегматич­ность, характер, эгоцентризм.
Процессы: индивидуаль­ные, внешние (поведенче­ские) Действие, деятельность, жест, игра, импринтинг, мимика, навык, подражание, по­ступок, реакция, упражнение.
Состояния: индивидуальные, внешние (поведенче­ские) Готовность, интерес, установка
Свойства: индивидуальные, внешние (поведенческие) Авторитетность, внушаемость, гениальность, настойчивость, обучаемость, ода­ренность, организованность, темперамент, трудолюбие, фанатизм, характер, честолю­бие, эгоизм.
Процессы: групповые, внут­ренние Идентификация, коммуникация, конформ­ность, общение, межличностное воспри­ятие, межличностные отношения, форми­рование групповых норм.
Состояния: групповые, внутренние Конфликт, сплоченность, групповая поля­ризация, психологический климат.
Совместимость, стиль лидерства, соперни­чество, сотрудничество, эффективность деятельности группы.
Процессы: групповые, внешние Межгрупповые отношения.
Состояния: групповые, внешние Паника, открытость группы, закрытость группы.
Свойства: групповые, внеш­ние Организованность.

Психическая деятельность осуществляется посредством множества специальных физиологических механизмов. Взаимодействие разных частей ор­ганизма между собой и установление взаимосвязи с окружающей средой осуществляется нервной системой . Психика носит рефлек­торный характер.



Вся нервная система делится на центральную и периферическую. К центральной нервной системе относится головной и спинной мозг. От них по всему телу расходятся нервные волокна -периферическая нервная система. Она соединяет мозг с органами чувств и с исполнительными органами - мышцами и железами.

Стимулы внешней среды (свет, звук, запах, прикосновение и т.п.) преобразуются специальными чувствительными клетками (рецепторами ) в нервные импульсы -серию электрических и химических изменений в нервном волокне. Нервные импульсы передаются по чувствительным (афферентным ) нервным волокнам в спинной и головной мозг. Здесь вырабатываются соответствующие командные импульсы, которые передаются по моторным (эфферентным ) нервным волокнам к исполнительным органам (мышцам, железам). Эти исполнительные органы называются эффекторами .

Структурной единицей нервной системы является нервная клетка -нейрон . Он состоит из тела клетки, ядра, разветвленных отростков -дендритов -по ним нервные импульсы идут к телу клетки -и одного длинного отростка -аксона -по нему нервный импульс проходит от тела клетки к другим клеткам или эффекторам . Отростки двух соседних нейронов соединяются особым образованием - синапсом . Он играет существенную роль в фильтрации нервных импульсов: пропускает одни импульсы и задерживает другие. Нейроны связаны друг с другом и осуществляют объединенную деятельность.

Основным механизмом нервной деятельности является рефлекс . Рефлекс - реакция организма на внешнее или внутреннее воздействие. Все рефлексы делятся на две группы: условные и безусловные.

Безусловный рефлекс - врожденная реакция на определенное внешнее воздействие. Он не требует каких-либо условий для своей выработки (например, рефлекс мигания, выделение слюны при виде пищи).

Условные рефлексы -это такие реакции организма, которые не являются врожденными, а вырабатываются в различных прижизненных условиях.Они возникают при условии постоянного предшествования различных явлений тем, которые жизненно важны для животного. Если же связь между этими явлениями исчезает, то условный рефлекс угасает.

3. Сознание. Развитие психики человека.

Психика как отражение действительности в мозгу человека характеризуется разными уровнями. Высший уровень психики , свойственный человеку, образует сознание . Человеческое сознание включает в себя совокупность знаний об окружающем нас мире.

В структуру сознания, таким образом, входят важнейшие познавательные процессы, с помощью которых человек постоянно обогащает свои знания. К числу этих процессов могут быть отнесены ощущения и восприятия, память, воображение и мышление .

Например, с помощью ощущений и восприятий при непосредственном отражении воздействующих на мозг раздражителей в сознании складывается чувственная картина мира, каким он представляется человеку в данный момент.

Вторая характеристика сознания - закрепленное в нем отчетливое различение субъекта и объекта, т. е. того, что принадлежит “ я ” человека и его ” не - я ” (разделение себя как человека от окружающего мира, мира природы).

Третья характеристика сознания - способность человека к целенаправленной деятельности . В функции сознания входит формирование целей деятельности, при этом складываются и взвешиваются ее мотивы, принимаются волевые решения, учитывается ход выполнения действий и вносятся в него необходимые коррективы и т. д.

Четвертая характеристика сознания связана с переживаниями, с чувственным отношени­ем к миру. например, в сознании человека представлены эмоциональные оценки межличностных отношений.

Функции сознания :

1. отражательная,

2. порождающая (творчески-креативная),

3. регулятивно-оценочная,

4. рефлексивная функция – основная функция, характеризует сущность сознания.
В качестве объекта рефлексии могут выступать:

1. отражение мира,

2. мышление о нем,

3. способы регуляции человеком своего поведения,

4. сами процессы рефлексии,

5. свое личное сознание.

Взаимодействие сознания и подсознания .

Основа теория З.Фрейда. В зоне ясного сознания находит свое отражение малая часть одновременно приходящих из внешней и внутренней среды организма сигналов. Сигналы, попавшие в зону ясного сознания, используются человеком для осознанного управления своим поведением. Остальные сигналы также используются организмом для регулирования некоторых процессов, но на подсознательном уровне. Осознание затрудняющих регуляцию или решение задачи обстоятельств способствует нахождению нового режима регулирования или нового способа решения, но как только они найдены, управление вновь передается в подсознание, а сознание освобождается для разрешения вновь возникающих трудностей. Эта непрерывная передача управления, обеспечивающая человеку возможность решать все новые задачи, опирается на гармоничное взаимодействие сознания и подсознания. Сознание привлекается к данному объекту только на короткий интервал времени и обеспечивает выработку гипотез в критические моменты недостатка информации.

Область предсознательного , иногда называемая «доступной памятью», включает в себя весь опыт, который не осознается в данный момент, но может легко вернуться в сознание или спонтанно, или в результате минимального усилия. Например, вы можете вспомнить все, что вы делали в прошлую субботу вечером; все города, в которых вам довелось жить; свои любимые книги или аргумент, который вы высказали вчера своему другу. С точки зрения Фрейда, предсознательное наводит мосты между осознаваемыми и неосознаваемыми областями психического.

Низший уровень психики образует бессознательное. Бессознательное - это совокупность психических процессов, актов и состояний, обусловленных воздействиями, во влиянии которых человек не дает себе отсчета.

Не все психические процессы и состояния человек осознает, то есть не отдает себе отчет о своих действиях, поступках, мыслях.

В область бессознательного входят психические явления, возникающие во сне (сновидения) ; движения, бывшие в прошлом сознательными, но благодаря повторению автоматизировавшиеся и поэтому более неосознаваемые ходьба, умения, навыки, привычки, способы действий (например, решения задач и пр.); некоторые побуждения к деятельности, например, брать маленькие предметы тремя пальцами, боль­шой предмет воспринимать как более тяжелый и т.д. К бессознательным явлениям относятся и некоторые патологические явления, возникающие в психике больного человека: бред, галлюцинации и т. д.

Человек может прийти в конфликт с многочисленными социальными запретами, в случае конфликта у него нарастает внутренняя напряженность и в коре головного мозга возникают изолированные очаги возбуждения. Для того, чтобы снять возбуждение, нужно прежде всего осознать сам конфликт и его причины, но осознавание невозможно без тяжелых переживаний, и человек препятствует осознанию, эти тяжелые переживания вытесняются из области сознания.

Для исключения такого болезнетворного влияния необходимо осознать травмирующий фактор и переоценить его, ввести его в структуру других факторов и оценок внутреннего мира и тем самым разрядить очаг возбуждения и нормализовать психическое состояние человека. Только такое сознание устраняет травмирующее воздействие "неприемлемой" идеи или желания. Заслуга Фрейда в том, что он сформулировал указанную зависимость и включил ее в основу терапевтической практики "психоанализа".

Защитные механизмы охраняют человека от захлестывающей его тревоги. Фрейд полагал, что Я реагирует на угрозу прорыва импульсов Оно двумя путями: 1) блокированием выражения импульсов в сознательном поведении или 2) искажением их до такой степени, чтобы изначальная их интенсивность заметно снизилась или отклонилась в сторону.

Вытеснение. Фрейд рассматривал вытеснение как первичную защиту Я, вытеснение представляет собой процесс удаления из сознания мыслей и чувств, причиняющих страдания. Постоянное стремление вытесненного материала к открытому выражению может получать кратковременное удовлетворение в сновидениях, шутках, оговорках и других проявлениях.

Проекция - процесс, посредством которого индивидуум приписывает собственные неприемлемые мысли, чувства и поведение другим людям или окружению. Таким образом, проекция позволяет человеку возлагать вину на кого-нибудь или что-нибудь за свои недостатки или промахи. Проекцией также объясняются социальные предрассудки и феномен "козла отпущения".

Замещение - переадресация от более угрожающего объекта или личности к менее угрожающему. Распространенный пример – ребенок, который, после того как его наказали родители, толкает свою младшую сестру, пинает ее собачку или ломает ее игрушки. Иногда враждебные импульсы, адресованные другим, переадресуются себе, что вызывает ощущение подавленности или осуждение самого себя.

Рационализация – это исказить реальность и, таким образом, защитить самооценку. Например, мужчина, которому женщина ответила унизительным отказом, когда он пригласил ее на свидание, утешает себя тем, что она совершенно непривлекательна.

Реактивное образование. Этот защитный процесс осуществляется двухступенчато: во-первых, неприемлемый импульс подавляется; затем на уровне сознания проявляется совершенно противоположный. Например, женщина, испытывающая тревогу в связи с собственным выраженным половым влечением, может стать в своем кругу непреклонным борцом с порнографическими фильмами.

Регрессия. Для регрессии характерен возврат к ребячливым, детским моделям поведения, т.е. к раннему периоду жизни, более безопасному и приятному. Например, "надуться и не разговаривать" с другими, противодействие авторитетам или езда в автомобиле с безрассудно высокой скоростью.

Сублимация рассматривается как единственно здоровая, конструктивная стратегия обуздания нежелательных импульсов. Энергия инстинктов отводится по другим каналам выражения – тем, которые общество полагает приемлемыми. Например, женщина с сильными неосознанными садистическими наклонностями может стать хирургом или первоклассной романисткой. В этих видах деятельности она может демонстрировать свое превосходство над другими, но таким способом, который будет давать общественно полезный результат.

Отрицание. Когда человек отказывается признавать, что произошло неприятное событие, это значит, что он включает такой защитный механизм, как отрицание . Представим себе отца, который отказывается поверить в то, что его дочь изнасилована и зверски убита.

Различия психики животных и человека доказаны в Л.С. Выготским.

Ни в какое сравнение не идет "язык" животных и язык человека. В то время как животное может лишь подать сигнал своим собратьям по поводу явлений, ограниченных данной, непосредственной ситуацией, человек может с помощью языка информировать других людей о прошлом, настоящем и будущем, передавать им социальный опыт.

Конкретное, практическое мышление животных подчиняет их непосредственному впечатлению от данной ситуации, способность человека к абстрактному мышлению устраняет его непосредственную зависимость от данной ситуации. Человек способен отражать не только непосредственные воздействия среды, но и те, которые его ожидают. Человек способен поступать соответственно познанной необходимости - сознательно. Это первое существенное отличие психики человека от психики животного.

Второе отличие человека от животного заключается в его способности создавать и сохранять орудия. В отличии от животного человек создает орудие по заранее продуманному плану, использует его по назначению и сохраняет его.

Третья отличительная черта психической деятельности человека - передача общественного опыта . И животное и человек имеют в своем арсенале известный опыт поколений в виде инстинктивных действий на определенного типа раздражитель. И тот и другой приобретают личный опыт во всевозможных ситуациях, которые предлагает им жизнь. Но только человек присваивает общественный опыт, опыт поколений .

Четвертым , весьма существенным различием между животными и человеком является различие в чувствах . Предметы и явления действительности могут вызвать у животных и у человека определенные виды отношения к тому, что воздействует - положительные или отрицательные эмоции. Однако только в человеке может быть заключена развитая способность сопереживать горе и радость другого человека.

Если на протяжении развития животного мира развитие психики шло по законам биологической эволюции, то развитие человеческой психики, человеческого сознания подчиняется законам общественно-исторического развития . Без усвоения опыта человечества, без общения с себе подобными не будет развитых, собственно человеческих чувств, не разовьется способность к произвольному вниманию и памяти, способность к абстрактному мышлению, не сформируется человеческая личность. Об этом свидетельствуют случаи воспитания человеческий детей среди животных. Так, все дети-маугли проявляли примитивные животные реакции, и у них нельзя было обнаружить те особенности, которые отличают человека от животного.

Физиологические основы психики

Психика является важным фактором обеспечения здоровья человека.

Психика – это свойство мозга воспринимать и оценивать окружающий мир, воссоздавать на основе этого внутренний субъективный образ мира и образ самого себя в нем (мировоззрение) и, исходя из этого, определять стратегию и тактику своего поведения и деятельности.

В основе восприятия мира лежат два взаимосвязанных процесса – бессознательное (неосознаваемое) и сознание. Бессознательное, или неосознаваемое представляет собой привычки, различные автоматизмы (например, ходьба), влечения, интуицию, т. е. оно проявляется тогда, когда сознание не является необходимостью, и соответствующие образы остаются в неосознаваемом. Сознание – высшая форма отражательной способности мозга, благодаря которой человек может отдавать отчет в своих мыслях, чувствах, поступках и т. д., а при необходимости и контролирует их.

Психика проявляет себя в форме психических процессов , или функций. К ним относятся ощущения и восприятия, представления, память, внимание, мышление и речь, эмоции и чувства, воля. Психические процессы проявляются у разных людей по-разному, характеризуются определенным уровнем активности, формирующим фон, на котором протекает практическая и психическая деятельность личности – это могут быть вдохновение и пассивность, уверенность в своих силах и сомнение, тревожность, стресс, утомление и т. д. Наконец, в поведении, деятельности каждой личности проявляются свойственные ей определенные психические свойства : темперамент, характер, способности и т. д.

Мозг и психика

Материальной основой психики являются процессы, протекающие в головном мозге.

Мозг – это огромное количество клеток (нейронов), которые связаны друг с другом многочисленными связями. Функциональной единицей деятельности мозга является нервный центр – группа клеток, выполняющих определенную функцию. Среди таких центров есть врожденные, которые имеют важнейшее значение в контроле и регуляции жизненно важных функций: дыхания, глотания, терморегуляции, деятельности сердца и многие другие. Некоторые группы клеток приобретают свои функции и становятся центрами уже в процессе возрастного развития благодаря установлению новых временных связей между нейронами.

Высшие функции, сознательное поведение больше связано с передним отделом мозга, нервные клетки которого располагаются в виде тонкого (примерно 3 мм) слоя, образуя кору больших полушарий. Определенные участки коры получают и обрабатывают информацию, получаемую от органов чувств – это сенсорные зоны коры. Самые обширные участки мозга не связаны с конкретной функцией; эти ассоциативные зоны выполняют сложные операции по связи между разными участками мозга – именно они отвечают за высшие психические собственно человеческие функции. Особая роль в реализации психики принадлежит лобным долям переднего мозга, поражение которых сказывается на интеллектуальной деятельности и эмоциональной сфере человека, потому что они являются блоком программирования, регуляции и контроля деятельности. Лобные же доли (у правшей – левая) участвуют в осуществлении речи.

Важный функциональный блок мозга, который отвечает за прием, переработку и хранение информации, т. е. за память , расположен в задних отделах коры головного мозга и включает затылочные (зрительные), височные (слуховые) и теменные доли.

Еще один блок мозга, регулирующий тонус и бодрствование , образован так называемой ретикулярной формацией, расположенной в центральной части ствола головного мозга – он отвечает за тонус коры больших полушарий.

Любая психическая функция обеспечивается лишь совместной работой всего мозга в целом.

Возникшие в эволюции гораздо раньше и расположенные ниже коры головного мозга подкорковые образования больше связаны с врожденными функциями и формами поведения, а также с регуляцией деятельности внутренних органов, желез внутренней секреции и с сенсорными функциями мозга.

Стволовые структуры головного мозга переходят в спинной мозг, который непосредственно управляет мышцами тела, контролирует деятельность внутренних органов, передает все команды головного мозга к исполнительным звеньям и, в свою очередь, передает всю информацию от внутренних органов и скелетных мышц высшим отделам головного мозга.

Основным, базовым механизмом деятельности нервной системы является рефлекс. Рефлекс – это ответная реакция организма на раздражитель. Рефлексы могут быть врожденными и приобретенными.

Врожденных рефлексов , передаваемых по наследству и генетически обусловленных, обеспечивающих выполнение наиболее важных жизненных функций, у человека относительно немного. Приобретенны ерефлексы образуются в процессе жизни.

Более сложным механизмом деятельности мозга является функциональная система. Она включает в себя механизм вероятностного прогнозирования будущего действия и использует не только прошлый опыт, но и учитывает мотивацию соответствующей деятельности. Функциональная система включает механизмы обратной связи, позволяющие сравнивать задуманное с реальным и вносить коррективы. При достижении (в конечном итоге) искомого положительного результата включаются положительные эмоции, которые закрепляют всю нейронную конструкцию, обеспечивающую решение задачи – так и формируется функциональная система. Если же цель не достигнута, то отрицательные эмоции разрушают неудачную постройку, чтобы «очистить» место для новой. Если приобретенная форма поведения стала ненужной, то соответствующие рефлекторные механизмы постепенно угасают. Но информационный след об этом событии остается в мозгу благодаря памяти и может восстановить всю форму поведения спустя годы, причем восстановление протекает легче, чем первичное формирование.

Рефлекторная организация мозга подчиняется иерархическому принципу. Стратегические задачи определяет кора, она же управляет сознательным поведением. Подкорковые же структуры отвечают за автоматические формы поведения, осуществляемые без участия сознания. Спинной мозг вместе с мышцами выполняют поступающие команды.

Мозгу, как правило, одновременно приходится решать несколько задач. Такая возможность создается благодаря, с одной стороны, иерархическому принципу организации центров «по вертикали», а с другой – координации деятельности близкородственных нервных ансамблей «по горизонтали». Одна из функций при этом является главной, связанной с основной потребностью в данный момент времени, поэтому и центр, связанный с этой функцией, становится доминирующим, преобладающим: он тормозит, подавляет деятельность близкородственных, однако затрудняющих выполнение основной задачи центров. Благодаря этому доминанта подчиняет себе деятельность всего организма и задает вектор поведения, активности.

Обычно мозг работает как единое целое, хотя его левое и правое полушария функционально неоднозначны и решают разные задачи. В большинстве случаев левое полушарие отвечает за абстрактное вербальное (словесное) мышление, речь, поэтому его обычно связывают с сознанием. Если у данного человека доминирует левое полушарие, то человек является «правшой» (левое полушарие управляет правой половиной тела). Доминирование левого полушария сказывается на определенных особенностях психических функций: «левополушарный» человек тяготеет к теории, склонен анализировать каждое явление, событие, имеет большой словарный запас, ему присуща высокая двигательная активность, целеустремленность, способность прогнозировать события.

Правое полушарие играет ведущую роль в оперировании образами (образное мышление), невербальными сигналам. Это полушарие придает воспринимаемой информации эмоциональную окраску. «Правополушарный» человек воспринимает весь мир, явления, предметы целиком, не дробя на части; он тяготеет к конкретным видам деятельности, медлителен и неразговорчив, наделен способностью тонко чувствовать и переживать.

Оба полушария мозга анатомически и функционально тесно взаимосвязаны. Правое полушарие быстрее перерабатывает поступающую информацию, оценивает ее и результаты анализа передает в левое полушарие, где происходит окончательный высший анализ и осознание этой информации.

Тема: Физиологические основы психики и здоровья человека

ВВЕДЕНИЕ

1. ПОНЯТИЕ ПСИХИКИ ЧЕЛОВЕКА

2. ЦЕНТРАЛЬНАЯ НЕРВНАЯ СИСТЕМА – ФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА ПСИХИКИ

3. ОСНОВНЫЕ МЕХАНИЗМЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ

5. ОСНОВЫ ЗДОРОВЬЯ ПСИХИКИ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ

Здоровье человека определяется несколькими составляющими. Одними из очень важных являются состояние нервной системы и характер процессов, протекающих в ней. Особенно важную роль в этом выполняет та часть нервной системы, которая называется центральной, или мозгом. Процессы, которые идут в мозгу, взаимодействуя с сигналами окружающего мира, играют решающее значение в формировании психики.

Материальной основой психики являются процессы, протекающие в функциональных образованиях головного мозга. На данные процессы очень сильно влияют в настоящее время различные условия, в которых находится человеческий организм. Одни из таких условий – это стресс-факторы.

Увеличение числа стрессов - расплата человечества за технический прогресс. С одной стороны, уменьшилась доля физического труда в производстве материальных благ и в быту. И это, на первый взгляд, плюс, так как облегчает жизнь человека. Но, с другой стороны, резкое снижение двигательной активности нарушило естественные физиологические механизмы стресса, конечным звеном которого и должно быть как раз движение. Естественно, что это извратило и характер протекания жизненных процессов в организме человека, ослабило запас его прочности.

Цель данной работы: изучение физиологических основ психики человека и факторов, влияющих на нее.

Объект изучения: процессы, определяющие психическую деятельность.

Предмет изучения: механизмы работы центральной нервной системы, определяющей психическое состояние и факторы влияющие на ее работу.

Задачи данной работы:

1) изучить основные механизмы и особенности функционирования мозга,

2) рассмотреть некоторые факторы, влияющие на здоровье и психику.

1. ПОНЯТИЕ ПСИХИКИ ЧЕЛОВЕКА

Психика - это свойство мозга воспринимать и оценивать окружающий мир, воссоздавать на основе этого внутренний субъективный образ мира и образ самого себя в нем (мировоззрение), определять, исходя из этого, стратегию и тактику своего поведения и деятельности.

Психика человека устроена таким образом, что образ мира, формирующийся в ней, отличается от истинного, объективно существующего прежде всего тем, что обязательно эмоционально, чувственно окрашен. Человек всегда пристрастен в построении внутренней картины мира, поэтому в ряде случаев возможно значительное искажение восприятия. Кроме того, на восприятие влияют желания, потребности, интересы человека и его прошлый опыт (память).

По формам отражения (взаимодействия) с окружающим миром в психике можно выделить два компонента, в какой-то степени самостоятельных и вместе с тем тесно взаимосвязанных, - сознание и бессознательное (неосознаваемое). Сознание - высшая форма отражательной способности мозга. Благодаря ему человек может отдавать себе отчет в своих мыслях, чувствах, поступках и т.д. и при необходимости контролировать их.

Значительный удельный вес в психике человека составляет форма бессознательного, или неосознаваемого. В нем представлены привычки, различные автоматизмы (например, ходьба), влечения, интуиция. Как правило, любой психический акт начинается как бессознательный и, лишь потом осознается. Во многих случаях сознание не является необходимостью, и соответствующие образы остаются в неосознаваемом (например, неясные, "смутные" ощущения внутренних органов, скелетной мускулатуры и т.д.).

Психика проявляет себя в форме психических процессов, или функций. К ним относятся ощущения и восприятия, представления, память, внимание, мышление и речь, эмоции и чувства, воля. Эти психические процессы часто называют компонентами психики.

Психические процессы проявляются у разных людей по-разному, характеризуются определенным уровнем активности, формирующим фон, на котором протекает практическая и психическая деятельность личности. Такие проявления активности, создающие определенный фон, называются психическими состояниями. Это - вдохновение и пассивность, уверенность в своих силах и сомнение, тревожность, стресс, утомление и т.д. И, наконец, для каждой личности характерны устойчивые психические особенности, которые проявляются в поведении, деятельности, - психические свойства (особенности): темперамент (или тип), характер, способности и т.д.


2. ЦЕНТРАЛЬНАЯ НЕРВНАЯ СИСТЕМА – ФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА ПСИХИКИ

Мозг - это огромное количество клеток (нейронов), которые связаны друг с другом многочисленными связями. Функциональной единицей деятельности мозга является группа клеток, выполняющая определенную функцию и определяемая как нервный центр. Сходные образования в коре больших полушарий именуют нервными сетями, колонками. Среди таких центров есть врожденные образования, которых относительно немного, но они имеют важнейшее значение в контроле и регуляции жизненно важных функций, например, дыхания, терморегуляции, некоторые двигательные и многие другие. Структурная организация таких центров задается в значительной степени генами.

Нервные центры сосредоточены в разных отделах головного и спинного мозга. Высшие функции, сознательное поведение больше связано с передним отделом мозга, нервные клетки которого располагаются в виде тонкого (примерно 3 мм) слоя, образуя кору больших полушарий. Определенные участки коры получают и обрабатывают информацию, получаемую от органов чувств, причем каждый из последних связан с определенной (сенсорной) зоной коры. Кроме того, есть зоны, управляющие движением, в том числе и голосовым аппаратом (моторные зоны).

Самые обширные участки мозга не связаны с конкретной функцией - это ассоциативные зоны, которые выполняют сложные операции по связи между разными участками мозга. Именно эти зоны отвечают за высшие психические собственно человеческие функции.

Особая роль в реализации психики принадлежит лобным долям переднего мозга, который считают первым функциональным блоком мозга. Как правило, их поражение сказывается на интеллектуальной деятельности и эмоциональной сфере человека. При этом лобные доли коры больших полушарий считают блоком программирования, регуляции и контроля деятельности. В свою очередь, регуляция поведения человека тесно связана с функцией речи, в осуществлении которой также участвуют лобные доли (у большинства людей - левая).

Второй функциональный блок мозга - блок приема, переработки и хранения информации (память). Он расположен в задних отделах коры головного мозга и включает затылочные (зрительные), височные (слуховые) и теменные доли.

Третий функциональный блок мозга - регуляции тонуса и бодрствования - обеспечивает полноценное активное состояние человека. Блок образован так называемой ретикулярной формацией, структурно расположенной в центральной части ствола головного мозга, то есть она является подкорковым образованием и обеспечивает изменения тонуса коры больших полушарий.

Важно отметить, что лишь совместная работа всех трех блоков мозга обеспечивает осуществление любой психической функции человека.

Расположенные ниже коры головного мозга образования называют подкорковыми. Эти структуры больше связаны с врожденными функциями, в том числе с врожденными формами поведения и с регуляцией деятельности внутренних органов. Такая же важная часть подкорки, как промежуточный мозг, связана с регуляцией деятельности желез внутренней секреции и сенсорными функциями мозга.

Стволовые структуры головного мозга переходят в спинной, который непосредственно управляет мышцами тела, контролирует деятельность внутренних органов, передает все команды головного мозга к исполнительным звеньям и, в свою очередь, передает всю информацию от внутренних органов и скелетных мышц высшим отделам головного мозга.

3. ОСНОВНЫЕ МЕХАНИЗМЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ

Основным, базовым механизмом деятельности нервной системы является рефлекс - ответ организма на раздражение. Рефлексы могут быть врожденными и приобретенными. Первых у человека относительно немного, и, как правило, они обеспечивают выполнение наиболее важных жизненных функций. Врожденные рефлексы, передаваемые по наследству и генетически обусловленные, - довольно жесткие системы поведения, которые могут меняться только в узких пределах биологической нормы реакции. Приобретенные же рефлексы образуются в процессе жизни, накопления жизненного опыта и целенаправленного обучения. Известна одна из форм рефлексов - условные.

Более сложным механизмом, лежащим в основе деятельности мозга, является функциональная система . Она включает в себя механизм вероятностного прогнозирования будущего действия и использует не только прошлый опыт, но и учитывает мотивацию соответствующей деятельности. Функциональная система включает механизмы обратной связи, позволяющие сравнивать задуманное с реальным и вносить коррективы. При достижении (в конечном итоге) искомого положительного результата включаются положительные эмоции, которые закрепляют нейронную конструкцию, обеспечивающую решение задачи. Если же цель не достигнута, то отрицательные эмоции разрушают неудачную постройку, чтобы "очистить" место для новой. Если приобретенная форма поведения стала ненужной, то соответствующие рефлекторные механизмы гаснут, тормозятся. Информационный след об этом событии остается в мозгу благодаря памяти и может восстановить всю форму поведения спустя годы, причем ее возобновление протекает гораздо легче, чем первичное формирование.

Рефлекторная организация мозга подчиняется иерархическому принципу.

Стратегические задачи определяет кора, она же управляет сознательным поведением.

Подкорковые же структуры отвечают за автоматические формы поведения, без участия сознания. Спинной мозг вместе с мышцами выполняет поступающие команды.

Мозгу, как правило, одновременно приходится решать несколько задач . Такая возможность создается благодаря, координации (согласованию) деятельности близкородственных нервных ансамблей. Одна из функций при этом является главной, ведущей, связанной с основной потребностью в данный момент времени. Центр, связанный с этой функцией, становится главным, доминирующим, преобладающим. Такой доминантный центр тормозит, подавляет деятельность близкородственных, однако затрудняющих выполнение основной задачи центров. Благодаря этому доминанта подчиняет себе деятельность всего организма и задает вектор поведения, активности.

4. ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ЛЕВОГО И ПРАВОГО ПОЛУШАРИЙ ГОЛОВНОГО МОЗГА

Обычно мозг работает как единое целое, хотя его левое и правое полушария функционально неоднозначны и выполняют не одинаковые интегральные функции. В большинстве случаев левое полушарие отвечает за абстрактное вербальное (словесное) мышление, речь. То, что обычно связывают с сознанием, - передача знаний в словесной форме, относится к левому полушарию. Если у данного человека доминирует левое полушарие, то человек является "правшой" (левое полушарие управляет правой половиной тела). Доминирование левого полушария может влиять на формирование определенных особенностей управления психическими функциями. Так, "левополушарный" человек тяготеет к теории, имеет большой словарный запас, ему присуща высокая двигательная активность, целеустремленность, способность прогнозировать события.

Правое полушарие играет ведущую роль в оперировании образами (образное мышление), невербальными сигналами и, в отличие от левого, воспринимает весь мир, явления, предметы целиком, не дробя на части. Это позволяет лучше решать задачи установления различий. "Правополушарный" человек тяготеет к конкретным видам деятельности, медлителен и неразговорчив, наделен способностью тонко чувствовать и переживать.


5. ОСНОВЫ ЗДОРОВЬЯ ПСИХИКИ

Низкая вероятность удовлетворения потребности обычно ведет к возникновению отрицательных эмоций, увеличение вероятности - положительных. Из этого следует, что эмоции выполняют очень важную функцию оценки события, предмета, вообще раздражения. Кроме того, эмоции являются регуляторами поведения, так как их механизмы направлены на усиление активного состояния мозга (в случае положительных эмоций) или его ослабления (при отрицательных). И, наконец, эмоции выполняют подкрепляющую роль при образовании условных рефлексов, причем ведущее значение в этом играют положительные эмоции. Негативная оценка какого-либо воздействия на человека, его психику может вызвать общую системную реакцию организма - эмоциональный стресс (напряжение).

Эмоциональный стресс запускается стресс-факторами. К ним относятся воздействия, ситуации, которые мозг оценивает как негативные, если нет возможности от них защищаться, избавляться. Таким образом, причиной эмоционального стресса является отношение к соответствующему воздействию. Характер реакции поэтому зависит от личностного отношения человека к ситуации, воздействию и, следовательно, от его типологических, индивидуальных особенностей, особенностей осознания социально-значимых сигналов или комплексов сигналов (конфликтные ситуации, социальная или экономическая неопределенность, ожидание чего-либо неприятного и т.п.).

В силу социальных мотивов поведения у современного человека большое распространение получили так называемые эмоциональные стрессы напряжения, вызываемые психогенными факторами, такими, как конфликтные отношения между людьми (в коллективе, на улице, в семье). Достаточно сказать, что такое тяжелое заболевание, как инфаркт миокарда, в 7 случаях из 10 вызывается конфликтной ситуацией.

Однако если стрессовая ситуация длится очень долго или стрессовый фактор оказался очень мощным, то адаптивные механизмы организма оказываются исчерпанными. Это стадия - "истощения", когда снижается работоспособность, падает иммунитет, образуются язвы желудка и кишечника. Поэтому эта стадия стресса является патологической и ее обозначают как дистресс.

Для современного человека важнейшими стрессовыми факторами являются эмоциональные. Современная жизнь во всех своих проявлениях очень часто вызывает у человека отрицательные эмоции. Мозг постоянно перевозбуждается, и напряжение накапливается. Если человек выполняет тонкую работу или занимается умственным трудом, стресс эмоциональный, особенно длительный, может дезорганизовать его деятельность. Поэтому эмоции становятся очень важным фактором здоровых условий жизни человека.

Уменьшить стресс или его нежелательные последствия могла бы двигательная активность, которая оптимизирует взаимоотношения между различными вегетативными системами, является адекватным "приложением" стрессовых механизмов.

Движение - это конечный этап любой мозговой деятельности. В силу системной организации человеческого организма движение тесно сопряжено с деятельностью внутренних органов. Это сопряжение в значительной степени опосредовано через мозг. Поэтому исключение такого естественного биологического компонента, как движение, заметно сказывается на состоянии нервной системы - нарушается нормальное течение процессов возбуждения и торможения, и возбуждение начинает преобладать. Поскольку во время эмоционального напряжения возбуждение в центральной нервной системе достигает большой силы и не находит "выхода" в движении, оно дезорганизует нормальную работу мозга и течение психических процессов. Кроме того, появляется избыточное количество гормонов, которые вызывают сдвиги обмена веществ, целесообразные только при высоком уровне двигательной активности.

Как уже отмечалось, двигательная активность современного человека недостаточна для того, чтобы снять напряжение (стресс) или его последствия. В результате напряжение накапливается, и достаточно небольшого негативного воздействия, чтобы наступил срыв психики. При этом в кровь выбрасывается большое количество гормонов надпочечников, усиливающих обмен веществ и активизирующих работу органов и систем. Поскольку запас функциональной прочности организма, а в особенности сердца и сосудов снижен (они мало тренированы), у части людей развиваются тяжелые нарушения сердечно-сосудистой и других систем.

Другим способом защиты от негативных последствий стресса является изменение отношения к ситуации. Главное здесь - понижение значимости стрессового события в глазах человека ("могло быть и хуже", "это не конец света" и т.д.). По сути дела этот способ позволяет создать новый доминантный очаг возбуждения в мозгу, который затормозит стрессовый.

Особую разновидность эмоционального стресса представляет информационный. Научно-технический прогресс, в условиях которого мы живем, вызывает массу изменений вокруг человека, оказывает на него мощное воздействие, которое превосходит любое другое влияние окружающей среды. Прогресс изменил информационную среду, породил информационный бум. Как уже отмечалось, количество информации, накопленной человечеством, каждое десятилетие примерно удваивается, что означает необходимость усвоения каждому очередному поколению значительно большего объема информации, чем предыдущему. Однако при этом не меняется мозг, как не увеличивается и количество клеток, из которых он состоит. Вот почему для усвоения возросшего объема информации, в частности в сфере образования, нужно либо увеличивать продолжительность обучения, либо интенсифицировать этот процесс. Поскольку увеличивать продолжительность обучения довольно сложно, в том числе по экономическим причинам, остается повысить его интенсивность. Однако в этом случае возникает естественное опасение информационных перегрузок. Сами по себе они не представляют угрозы для психики, так как у мозга колоссальные возможности по переработке больших объемов информации и защиты от ее избытка. Но если время, которое необходимо для ее переработки, ограничено, это вызывает сильное нервно-психическое напряжение - информационный стресс. Иными словами, нежелательное напряжение возникает при несоответствии скорости поступления информации в мозг биологическим и социальным возможностям человека.

Самое неприятное, если к факторам объема информации и дефицита времени присоединяется третий - мотивационный: если требования к ребенку со стороны родителей, общества, учителей высоки, то не срабатывают механизмы самозащиты мозга (например, уклонение от учебы) и как результат, возникают информационные перегрузки. При этом особые трудности испытывают прилежные дети (так, у первоклассника при выполнении контрольной работы психическое состояние соответствует состоянию космонавта при взлете корабля).

Не меньшие информационные перегрузки создают и различные виды профессиональной деятельности (например, авиадиспетчер порой одновременно должен контролировать до 17 самолетов, учитель - до 40 индивидуально различных учеников и т.д.).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Процессы, на основе которых функционирует центральная нервная система, определяющая психику человека, достаточно сложна. Ее изучение продолжается по сей день. В данной работе были описаны только базовые механизмы, на которых основана работа мозга, а, значит, и психики.

Индивидуальные особенности психики определяются особенностями внутренних механизмов, определяющих факторы, объясняющие поведенческие характеристики человека, его выносливость, работоспособность, восприятие, мышление и т.д. Одним из таких факторов является доминирование одного из полушарий мозга – левого или правого.

Обычно эмоцию определяют как особый вид психических процессов, которые выражают переживание человеком его отношения к окружающему миру и самому себе. Особенность эмоций состоит в том, что они в зависимости от потребностей субъекта непосредственно оценивают значимость действующих на индивид объектов и ситуаций. Эмоции выполняют функции связи между действительностью и потребностями.

Исходя из всего вышесказанного можно сделать выводы о том, что общее здоровье человека во многом зависит также и от психического здоровья, то есть, от того, насколько правильно функционирует мозг.

Следует отметить, что многочисленные обстоятельства современной жизни приводят к чрезмерно сильному психоэмоциональному напряжению человека, вызывающему отрицательные реакции и состояния, ведущие к срывам нормальной психической деятельности.

Одним из факторов, помогающих бороться со стрессовыми ситуациями является достаточная физическая нагрузка, уменьшающая уровень негативных последствий стресса, влияющих на психику. Однако, самым главным решением этой проблемы является изменение "отношения" самого человека к негативной ситуации.


1. Марцинковская Т.Д. История психологии: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений.- М.: Издательский центр "Академия", 2001

2. Уотсон Дж. Б. Психология как наука о поведении. – М., 2000

3. Пидкасистый П.И, Потнов М.Л. Искусство преподавания. Второе издание. Первая книга учителя. – М.: Педагогическое общество России, 2001. – 212 с.


Тема: Физиологические основы психики и здоровья человека


ВВЕДЕНИЕ

1. ПОНЯТИЕ ПСИХИКИ ЧЕЛОВЕКА

5. ОСНОВЫ ЗДОРОВЬЯ ПСИХИКИ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


ВВЕДЕНИЕ

Здоровье человека определяется несколькими составляющими. Одними из очень важных являются состояние нервной системы и характер процессов, протекающих в ней. Особенно важную роль в этом выполняет та часть нервной системы, которая называется центральной, или мозгом. Процессы, которые идут в мозгу, взаимодействуя с сигналами окружающего мира, играют решающее значение в формировании психики.

Материальной основой психики являются процессы, протекающие в функциональных образованиях головного мозга. На данные процессы очень сильно влияют в настоящее время различные условия, в которых находится человеческий организм. Одни из таких условий – это стресс-факторы.

Увеличение числа стрессов - расплата человечества за технический прогресс. С одной стороны, уменьшилась доля физического труда в производстве материальных благ и в быту. И это, на первый взгляд, плюс, так как облегчает жизнь человека. Но, с другой стороны, резкое снижение двигательной активности нарушило естественные физиологические механизмы стресса, конечным звеном которого и должно быть как раз движение. Естественно, что это извратило и характер протекания жизненных процессов в организме человека, ослабило запас его прочности.

Цель данной работы: изучение физиологических основ психики человека и факторов, влияющих на нее.

Объект изучения: процессы, определяющие психическую деятельность.

Предмет изучения: механизмы работы центральной нервной системы, определяющей психическое состояние и факторы влияющие на ее работу.

Задачи данной работы:

1) изучить основные механизмы и особенности функционирования мозга,

2) рассмотреть некоторые факторы, влияющие на здоровье и психику.


1. ПОНЯТИЕ ПСИХИКИ ЧЕЛОВЕКА

Психика - это свойство мозга воспринимать и оценивать окружающий мир, воссоздавать на основе этого внутренний субъективный образ мира и образ самого себя в нем (мировоззрение), определять, исходя из этого, стратегию и тактику своего поведения и деятельности.

Психика человека устроена таким образом, что образ мира, формирующийся в ней, отличается от истинного, объективно существующего прежде всего тем, что обязательно эмоционально, чувственно окрашен. Человек всегда пристрастен в построении внутренней картины мира, поэтому в ряде случаев возможно значительное искажение восприятия. Кроме того, на восприятие влияют желания, потребности, интересы человека и его прошлый опыт (память).

По формам отражения (взаимодействия) с окружающим миром в психике можно выделить два компонента, в какой-то степени самостоятельных и вместе с тем тесно взаимосвязанных, - сознание и бессознательное (неосознаваемое). Сознание - высшая форма отражательной способности мозга. Благодаря ему человек может отдавать себе отчет в своих мыслях, чувствах, поступках и т.д. и при необходимости контролировать их.

Значительный удельный вес в психике человека составляет форма бессознательного, или неосознаваемого. В нем представлены привычки, различные автоматизмы (например, ходьба), влечения, интуиция. Как правило, любой психический акт начинается как бессознательный и, лишь потом осознается. Во многих случаях сознание не является необходимостью, и соответствующие образы остаются в неосознаваемом (например, неясные, "смутные" ощущения внутренних органов, скелетной мускулатуры и т.д.).

Психика проявляет себя в форме психических процессов, или функций. К ним относятся ощущения и восприятия, представления, память, внимание, мышление и речь, эмоции и чувства, воля. Эти психические процессы часто называют компонентами психики.

Психические процессы проявляются у разных людей по-разному, характеризуются определенным уровнем активности, формирующим фон, на котором протекает практическая и психическая деятельность личности. Такие проявления активности, создающие определенный фон, называются психическими состояниями. Это - вдохновение и пассивность, уверенность в своих силах и сомнение, тревожность, стресс, утомление и т.д. И, наконец, для каждой личности характерны устойчивые психические особенности, которые проявляются в поведении, деятельности, - психические свойства (особенности): темперамент (или тип), характер, способности и т.д.

Таким образом, психика человека - это сложная система осознаваемых и неосознаваемых процессов и состояний, которые по-разному реализуются у различных людей, создавая определенные индивидуальные особенности личности.

2. ЦЕНТРАЛЬНАЯ НЕРВНАЯ СИСТЕМА – ФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА ПСИХИКИ

Мозг - это огромное количество клеток (нейронов), которые связаны друг с другом многочисленными связями. Функциональной единицей деятельности мозга является группа клеток, выполняющая определенную функцию и определяемая как нервный центр. Сходные образования в коре больших полушарий именуют нервными сетями, колонками. Среди таких центров есть врожденные образования, которых относительно немного, но они имеют важнейшее значение в контроле и регуляции жизненно важных функций, например, дыхания, терморегуляции, некоторые двигательные и многие другие. Структурная организация таких центров задается в значительной степени генами.

Нервные центры сосредоточены в разных отделах головного и спинного мозга. Высшие функции, сознательное поведение больше связано с передним отделом мозга, нервные клетки которого располагаются в виде тонкого (примерно 3 мм) слоя, образуя кору больших полушарий. Определенные участки коры получают и обрабатывают информацию, получаемую от органов чувств, причем каждый из последних связан с определенной (сенсорной) зоной коры. Кроме того, есть зоны, управляющие движением, в том числе и голосовым аппаратом (моторные зоны).

Самые обширные участки мозга не связаны с конкретной функцией - это ассоциативные зоны, которые выполняют сложные операции по связи между разными участками мозга. Именно эти зоны отвечают за высшие психические собственно человеческие функции.

Особая роль в реализации психики принадлежит лобным долям переднего мозга, который считают первым функциональным блоком мозга. Как правило, их поражение сказывается на интеллектуальной деятельности и эмоциональной сфере человека. При этом лобные доли коры больших полушарий считают блоком программирования, регуляции и контроля деятельности. В свою очередь, регуляция поведения человека тесно связана с функцией речи, в осуществлении которой также участвуют лобные доли (у большинства людей - левая).

Второй функциональный блок мозга - блок приема, переработки и хранения информации (память). Он расположен в задних отделах коры головного мозга и включает затылочные (зрительные), височные (слуховые) и теменные доли.

Третий функциональный блок мозга - регуляции тонуса и бодрствования - обеспечивает полноценное активное состояние человека. Блок образован так называемой ретикулярной формацией, структурно расположенной в центральной части ствола головного мозга, то есть она является подкорковым образованием и обеспечивает изменения тонуса коры больших полушарий.

Важно отметить, что лишь совместная работа всех трех блоков мозга обеспечивает осуществление любой психической функции человека.

Расположенные ниже коры головного мозга образования называют подкорковыми. Эти структуры больше связаны с врожденными функциями, в том числе с врожденными формами поведения и с регуляцией деятельности внутренних органов. Такая же важная часть подкорки, как промежуточный мозг, связана с регуляцией деятельности желез внутренней секреции и сенсорными функциями мозга.

Стволовые структуры головного мозга переходят в спинной, который непосредственно управляет мышцами тела, контролирует деятельность внутренних органов, передает все команды головного мозга к исполнительным звеньям и, в свою очередь, передает всю информацию от внутренних органов и скелетных мышц высшим отделам головного мозга.

3. ОСНОВНЫЕ МЕХАНИЗМЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ

Основным, базовым механизмом деятельности нервной системы является рефлекс - ответ организма на раздражение. Рефлексы могут быть врожденными и приобретенными. Первых у человека относительно немного, и, как правило, они обеспечивают выполнение наиболее важных жизненных функций. Врожденные рефлексы, передаваемые по наследству и генетически обусловленные, - довольно жесткие системы поведения, которые могут меняться только в узких пределах биологической нормы реакции. Приобретенные же рефлексы образуются в процессе жизни, накопления жизненного опыта и целенаправленного обучения. Известна одна из форм рефлексов - условные.

Более сложным механизмом, лежащим в основе деятельности мозга, является функциональная система . Она включает в себя механизм вероятностного прогнозирования будущего действия и использует не только прошлый опыт, но и учитывает мотивацию соответствующей деятельности. Функциональная система включает механизмы обратной связи, позволяющие сравнивать задуманное с реальным и вносить коррективы. При достижении (в конечном итоге) искомого положительного результата включаются положительные эмоции, которые закрепляют нейронную конструкцию, обеспечивающую решение задачи. Если же цель не достигнута, то отрицательные эмоции разрушают неудачную постройку, чтобы "очистить" место для новой. Если приобретенная форма поведения стала ненужной, то соответствующие рефлекторные механизмы гаснут, тормозятся. Информационный след об этом событии остается в мозгу благодаря памяти и может восстановить всю форму поведения спустя годы, причем ее возобновление протекает гораздо легче, чем первичное формирование.

Рефлекторная организация мозга подчиняется иерархическому принципу.

Стратегические задачи определяет кора, она же управляет сознательным поведением.

Подкорковые же структуры отвечают за автоматические формы поведения, без участия сознания. Спинной мозг вместе с мышцами выполняет поступающие команды.

Мозгу, как правило, одновременно приходится решать несколько задач . Такая возможность создается благодаря, координации (согласованию) деятельности близкородственных нервных ансамблей. Одна из функций при этом является главной, ведущей, связанной с основной потребностью в данный момент времени. Центр, связанный с этой функцией, становится главным, доминирующим, преобладающим. Такой доминантный центр тормозит, подавляет деятельность близкородственных, однако затрудняющих выполнение основной задачи центров. Благодаря этому доминанта подчиняет себе деятельность всего организма и задает вектор поведения, активности.


4. ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ЛЕВОГО И ПРАВОГО ПОЛУШАРИЙ ГОЛОВНОГО МОЗГА

Обычно мозг работает как единое целое, хотя его левое и правое полушария функционально неоднозначны и выполняют не одинаковые интегральные функции. В большинстве случаев левое полушарие отвечает за абстрактное вербальное (словесное) мышление, речь. То, что обычно связывают с сознанием, - передача знаний в словесной форме, относится к левому полушарию. Если у данного человека доминирует левое полушарие, то человек является "правшой" (левое полушарие управляет правой половиной тела). Доминирование левого полушария может влиять на формирование определенных особенностей управления психическими функциями. Так, "левополушарный" человек тяготеет к теории, имеет большой словарный запас, ему присуща высокая двигательная активность, целеустремленность, способность прогнозировать события.

Правое полушарие играет ведущую роль в оперировании образами (образное мышление), невербальными сигналами и, в отличие от левого, воспринимает весь мир, явления, предметы целиком, не дробя на части. Это позволяет лучше решать задачи установления различий. "Правополушарный" человек тяготеет к конкретным видам деятельности, медлителен и неразговорчив, наделен способностью тонко чувствовать и переживать.

Анатомически и функционально полушария мозга тесно взаимосвязаны. Правое полушарие быстрее перерабатывает поступающую информацию, оценивает ее и свой зрительно-пространственный анализ передает в левое полушарие, где происходит окончательный высший анализ и осознание этой информации. У человека в мозгу информация, как правило, имеет определенную эмоциональную окраску, в чем основную роль играет правое полушарие.


5. ОСНОВЫ ЗДОРОВЬЯ ПСИХИКИ

Низкая вероятность удовлетворения потребности обычно ведет к возникновению отрицательных эмоций, увеличение вероятности - положительных. Из этого следует, что эмоции выполняют очень важную функцию оценки события, предмета, вообще раздражения. Кроме того, эмоции являются регуляторами поведения, так как их механизмы направлены на усиление активного состояния мозга (в случае положительных эмоций) или его ослабления (при отрицательных). И, наконец, эмоции выполняют подкрепляющую роль при образовании условных рефлексов, причем ведущее значение в этом играют положительные эмоции. Негативная оценка какого-либо воздействия на человека, его психику может вызвать общую системную реакцию организма - эмоциональный стресс (напряжение).

Эмоциональный стресс запускается стресс-факторами. К ним относятся воздействия, ситуации, которые мозг оценивает как негативные, если нет возможности от них защищаться, избавляться. Таким образом, причиной эмоционального стресса является отношение к соответствующему воздействию. Характер реакции поэтому зависит от личностного отношения человека к ситуации, воздействию и, следовательно, от его типологических, индивидуальных особенностей, особенностей осознания социально-значимых сигналов или комплексов сигналов (конфликтные ситуации, социальная или экономическая неопределенность, ожидание чего-либо неприятного и т.п.).

В силу социальных мотивов поведения у современного человека большое распространение получили так называемые эмоциональные стрессы напряжения, вызываемые психогенными факторами, такими, как конфликтные отношения между людьми (в коллективе, на улице, в семье). Достаточно сказать, что такое тяжелое заболевание, как инфаркт миокарда, в 7 случаях из 10 вызывается конфликтной ситуацией.

Однако если стрессовая ситуация длится очень долго или стрессовый фактор оказался очень мощным, то адаптивные механизмы организма оказываются исчерпанными. Это стадия - "истощения", когда снижается работоспособность, падает иммунитет, образуются язвы желудка и кишечника. Поэтому эта стадия стресса является патологической и ее обозначают как дистресс.

Для современного человека важнейшими стрессовыми факторами являются эмоциональные. Современная жизнь во всех своих проявлениях очень часто вызывает у человека отрицательные эмоции. Мозг постоянно перевозбуждается, и напряжение накапливается. Если человек выполняет тонкую работу или занимается умственным трудом, стресс эмоциональный, особенно длительный, может дезорганизовать его деятельность. Поэтому эмоции становятся очень важным фактором здоровых условий жизни человека.

Уменьшить стресс или его нежелательные последствия могла бы двигательная активность, которая оптимизирует взаимоотношения между различными вегетативными системами, является адекватным "приложением" стрессовых механизмов.

Движение - это конечный этап любой мозговой деятельности. В силу системной организации человеческого организма движение тесно сопряжено с деятельностью внутренних органов. Это сопряжение в значительной степени опосредовано через мозг. Поэтому исключение такого естественного биологического компонента, как движение, заметно сказывается на состоянии нервной системы - нарушается нормальное течение процессов возбуждения и торможения, и возбуждение начинает преобладать. Поскольку во время эмоционального напряжения возбуждение в центральной нервной системе достигает большой силы и не находит "выхода" в движении, оно дезорганизует нормальную работу мозга и течение психических процессов. Кроме того, появляется избыточное количество гормонов, которые вызывают сдвиги обмена веществ, целесообразные только при высоком уровне двигательной активности.

Как уже отмечалось, двигательная активность современного человека недостаточна для того, чтобы снять напряжение (стресс) или его последствия. В результате напряжение накапливается, и достаточно небольшого негативного воздействия, чтобы наступил срыв психики. При этом в кровь выбрасывается большое количество гормонов надпочечников, усиливающих обмен веществ и активизирующих работу органов и систем. Поскольку запас функциональной прочности организма, а в особенности сердца и сосудов снижен (они мало тренированы), у части людей развиваются тяжелые нарушения сердечно-сосудистой и других систем.

Другим способом защиты от негативных последствий стресса является изменение отношения к ситуации. Главное здесь - понижение значимости стрессового события в глазах человека ("могло быть и хуже", "это не конец света" и т.д.). По сути дела этот способ позволяет создать новый доминантный очаг возбуждения в мозгу, который затормозит стрессовый.

Особую разновидность эмоционального стресса представляет информационный. Научно-технический прогресс, в условиях которого мы живем, вызывает массу изменений вокруг человека, оказывает на него мощное воздействие, которое превосходит любое другое влияние окружающей среды. Прогресс изменил информационную среду, породил информационный бум. Как уже отмечалось, количество информации, накопленной человечеством, каждое десятилетие примерно удваивается, что означает необходимость усвоения каждому очередному поколению значительно большего объема информации, чем предыдущему. Однако при этом не меняется мозг, как не увеличивается и количество клеток, из которых он состоит. Вот почему для усвоения возросшего объема информации, в частности в сфере образования, нужно либо увеличивать продолжительность обучения, либо интенсифицировать этот процесс. Поскольку увеличивать продолжительность обучения довольно сложно, в том числе по экономическим причинам, остается повысить его интенсивность. Однако в этом случае возникает естественное опасение информационных перегрузок. Сами по себе они не представляют угрозы для психики, так как у мозга колоссальные возможности по переработке больших объемов информации и защиты от ее избытка. Но если время, которое необходимо для ее переработки, ограничено, это вызывает сильное нервно-психическое напряжение - информационный стресс. Иными словами, нежелательное напряжение возникает при несоответствии скорости поступления информации в мозг биологическим и социальным возможностям человека.

Самое неприятное, если к факторам объема информации и дефицита времени присоединяется третий - мотивационный: если требования к ребенку со стороны родителей, общества, учителей высоки, то не срабатывают механизмы самозащиты мозга (например, уклонение от учебы) и как результат, возникают информационные перегрузки. При этом особые трудности испытывают прилежные дети (так, у первоклассника при выполнении контрольной работы психическое состояние соответствует состоянию космонавта при взлете корабля).

Не меньшие информационные перегрузки создают и различные виды профессиональной деятельности (например, авиадиспетчер порой одновременно должен контролировать до 17 самолетов, учитель - до 40 индивидуально различных учеников и т.д.).


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Процессы, на основе которых функционирует центральная нервная система, определяющая психику человека, достаточно сложна. Ее изучение продолжается по сей день. В данной работе были описаны только базовые механизмы, на которых основана работа мозга, а, значит, и психики.

Индивидуальные особенности психики определяются особенностями внутренних механизмов, определяющих факторы, объясняющие поведенческие характеристики человека, его выносливость, работоспособность, восприятие, мышление и т.д. Одним из таких факторов является доминирование одного из полушарий мозга – левого или правого.

Обычно эмоцию определяют как особый вид психических процессов, которые выражают переживание человеком его отношения к окружающему миру и самому себе. Особенность эмоций состоит в том, что они в зависимости от потребностей субъекта непосредственно оценивают значимость действующих на индивид объектов и ситуаций. Эмоции выполняют функции связи между действительностью и потребностями.

Исходя из всего вышесказанного можно сделать выводы о том, что общее здоровье человека во многом зависит также и от психического здоровья, то есть, от того, насколько правильно функционирует мозг.

Следует отметить, что многочисленные обстоятельства современной жизни приводят к чрезмерно сильному психоэмоциональному напряжению человека, вызывающему отрицательные реакции и состояния, ведущие к срывам нормальной психической деятельности.

Одним из факторов, помогающих бороться со стрессовыми ситуациями является достаточная физическая нагрузка, уменьшающая уровень негативных последствий стресса, влияющих на психику. Однако, самым главным решением этой проблемы является изменение "отношения" самого человека к негативной ситуации.


Список литературы

1. Марцинковская Т.Д. История психологии: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений.- М.: Издательский центр "Академия", 2001

2. Уотсон Дж. Б. Психология как наука о поведении. – М., 2000

3. Пидкасистый П.И, Потнов М.Л. Искусство преподавания. Второе издание. Первая книга учителя. – М.: Педагогическое общество России, 2001. – 212 с.

4. Абрамова Г.С. Практическая психология: Учебник для студентов вузов. - Изд. 6-е, перераб. и доп. - М.: Академический проект, 2001. - 480 с.

5. Елизаров А.Н. Особенности психологического консультирования как самостоятельного метода психологической помощи //Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. Журнал. - 2000. - №3. - С. 11 - 17

6. Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений: В 3-х книгах. 3-е издание. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. - 632 с.

7. Алейникова Т.В. Возможные модельные представления психофизиологической конструкции личности (концептуальная модель) // Валеология, 2000, №4, с. 14-15

Еще из раздела Психология:

  • Курсовая работа: Взаимосвязь ценностной ориентации с образом врага
  • Реферат: Наркомания и токсикомания. Меры профилактики и лечения

ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА В ПСИХОЛОГИИ: как соотносятся физиологические и психические процессы Принцип психофизического взаимодействия: физиологические процессы непосредственно влияют на психические, а психические – на физиологические. Принцип психофизического параллелизма говорит о невозможности причинного взаимодействия между психическими и физиологическими процессами. Принцип дуалистического параллелизма говорит о самостоятельной сущности духовного и материального начал. Принцип монистического параллелизма видит в психических и физиологических процессах две стороны одного процесса.


Гиппенрейтер Ю.Б. «…Физиологические процессы и психические процессы – лишь две стороны сложного, многообразного, но единого процесса жизнедеятельности человека…» «…Из того факта, что мозговой процесс сопровождает любые, даже самые сложные и тонкие «движения души», не следует, что эти «движения» могут быть адекватно описаны на физиологическом языке…»


ЦЕНТРАЛЬНАЯ НЕРВНАЯ СИСТЕМА ПЕРИФЕРИЧЕСКАЯ НЕРВНАЯ СИСТЕМА ПЕРИФЕРИЧЕСКАЯ НЕРВНАЯ СИСТЕМА ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ БЛОК БЛОК ПРИЕМА, ПЕРЕРАБОТКИ И ХРАНЕНИРЯ ИНФОРМАЦИИ БЛОК ПРИЕМА, ПЕРЕРАБОТКИ И ХРАНЕНИРЯ ИНФОРМАЦИИ БЛОК ПРОГРАММИРОВАНИЯ, РЕГУЛЯЦИИ И КОНТРОЛЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЕГЕТАТИВНАЯ НЕРВНАЯ СИСТЕМА ДИФФУЗНАЯ НЕРВНАЯ СИСТЕМА ЖКТ НЕРВНАЯ СИСТЕМА ЧЕЛОВЕКА СТРОЕНИЕ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ ЧЕЛОВЕКА


Нервная система состоит из двух отделов: центральной нервной системы – совокупности нервных образований в коре головного мозга, двигательных центрах ствола мозга, мозжечка и спинного мозга; периферической нервной системы, состоящей из нервных волокон (нервов), нервных узлов и сплетений, чувствительных нервных окончаний, соединяющих рецепторы, мышцы со спинным и головным мозгом.


Схематическое изображение нейрона 1. Нервная клетка с ядром; 2. Отросток нервной клетки (аксон); 3. Миелиновая (мякотная) оболочка, одевающая аксон; 4. Конечное разветвление аксона в мышечном волокне; 5. Перерыв в изображении аксона (длина аксона во много сотен раз превышает размеры нервной клетки).


Нейронная цепь Нервные клетки состоят из нейрона и древовидных отростков - дендритов. Аксон – удлиненный дендрит, соединяющий нейрон с телами или отростками других нейронов. С помощью миелинизированного аксона образуется синаптический контакт с третьим нейроном




Общее строение анализатора Каждый анализатор состоит из трех частей: 1. Периферического воспринимающего органа (рецептора); 2. Проводящего афферентного, т. е. центростремительного пути, по которому нервное возбуждение передается от периферии к центру; 3. Корковой части анализатора (центрального звена).


ПРОЦЕССЫ ВОЗБУЖДЕНИЯ И ТОРМОЖЕНИЯ В ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЕ Раздражение – процесс воздействия внешней и внутренней среды на нервные клетки, расположенные в органах чувств человека. Покой – состояние нейрона при отсутствии внешних воздействий и раздражений. Возбуждение – процесс высвобождения собственной энергии нейроном в ответ на раздражение, ведущий к генерализации потенциалов действия и распространению импульсной активности в нервной системе. Торможение – активный процесс, в результате которого возбуждение нейрона прекращается или затрудняется его возникновение. РАЗДРАЖЕНИЕ СОСТОЯНИЕ ВОЗБУЖДЕНИЯ НЕЙРОН В СОСТОЯНИИ ПОКОЯ СОСТОЯНИЕ ТОРМОЖЕНИЯ АКТИВНОЕ СОСТОЯНИЕ НЕЙРОНА


ЗАКОНОМЕРНОСТИ ПРОЦЕССОВ ВОЗБУЖДЕНИЯ И ТОРМОЖЕНИЯ Иррадиация – способность нервных процессов возбуждения и торможения распространяться в центральной нервной системе от одного ее элемента (участка) к другому. Доминанта – временно господствующий очаг возбуждения, подчиняющий себе в данный момент деятельность нервных центров, направляющий ее и определяющий характер ответной реакции. Концентрация – это способность процессов возбуждения и торможения возвращаться (после иррадиации) к исходному очагу (участку), где сила возбуждения или торможения была наивысшей, а поэтому и сохранение их следов наиболее устойчиво. Индукция нервных процессов – взаимовлияние процессов возбуждения и торможения.






Доли и области коры головного мозга Главные функции: затылочной доли - зрение; височной доли – слух и речь; теменной доли - реакции на сенсорные стимулы и управление движениями; лобной доли - координация функций других областей коры; двигательной коры – контроль произвольной мускулатуры; сенсорной коры – телесные ощущения.


Деление коры головного мозга на области и поля (классификация по К. Бродману) 1, 2, 3, 5, 7, 43 (частично) представительство кожной и проприоцептивной чувствительности; 4 моторная зона; 6, 8, 9, 10 премоторная и дополнительные моторные области; 11 представительство обонятельной рецепции; 17, 18, 19 представительство зрительной рецепции; 20, 21, 22, 37, 41, 42, 44 представительство слуховой рецепции; 37, 42 слуховой центр речи; 41 проекция кортиева органа; 44 двигательный центр речи.


Корковая проекция чувствительности и двигательной системы (по Пенфилду) На карте двигательной области коры головного мозга показаны участки двигательной коры, стимуляция которых приводит к сокращению определенных групп мышц. Отдельные области могут кодировать угловое положение суставов, приводимых в движение соответствующими мышцами.




Общее строение ретикулярной формации головного мозга человека Ретикулярная, или сетевидная формация представляет собой совокупность разреженных, напоминающих тонкую сеть нейронных структур, анатомически расположенных в спинном, продолговатом и заднем мозге. Ретикулярная формация: оказывает влияние на электрическую активность головного мозга, на функциональное состояние коры головного мозга, подкорковых центров, мозжечка и спинного мозга; имеет непосредственное отношение к регуляции основных жизненных процессов: кровообращению и дыханию.


ЗАКОНОМЕРНОСТИ ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЗАКОНОМЕРНОСТИ ПРОТЕКАНИЯ ПРОЦЕССОВ ВОЗБУЖДЕНИЯ И ТОРМОЖЕНИЯ ЗАКОНОМЕРНОСТИ ПРОТЕКАНИЯ ПРОЦЕССОВ ВОЗБУЖДЕНИЯ И ТОРМОЖЕНИЯ ДИНАМИЧЕСКАЯ СТЕРЕОТИПИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ ПСИХИКИ АКЦЕПТОР РЕЗУЛЬТАТОВ ДЕЙСТВИЯ АНАЛИТИЧЕСКАЯ И СИНТЕЗИРУЮЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КОРЫ ГОЛОВНОГО МОЗГА СИГНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КОРЫ ГОЛОВНОГО МОЗГА ЗАКОНОМЕРНОСТИ ВНД


ЗАКОНОМЕРНОСТИ ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Закономерности протекания процессов возбуждения и торможения –это иррадиация, концентрация и индукция нервных процессов; Аналитическая и синтезирующая деятельность коры головного мозга – это сложная деятельность коры больших полушарий по тонкой дифференциации раздражителей и установлению между ними различных связей; Динамическая стереотипия (системность в работе коры головного мозга) - обеспечивает целостные реакции организма на внешние раздражения и вместе с тем приспособление этих реакций к меняющимся условиям среды. Сигнальная деятельность коры головного мозга - в работе коры головного мозга человека имеют место две сигнальные системы: первая - системы условных и безусловных рефлексов на непосредственные сигналы внешнего мира и вторая – слова; Функциональные системы психики – это такое сочетание нервных процессов и органов тела человека, которое позволяет эффективно выполнять определенное задуманное действие; Акцептор результатов действия – это психофизиологический механизм прогнозирования и оценки результатов деятельности.


Гиппократ «…Человек должен в полной мере осознать тот факт, что именно из мозга – и только из мозга – происходят наши ощущения радости, удовольствия, веселья, также как и наши печаль, боль, скорбь и слезы…» «…Мы мыслим мозгом и с его помощью можем видеть и слышать и способны различать уродство и красоту, добро и зло, то, что приятно и неприятно…»


Сеченов И.М. психические явления входят в любой поведенческий акт и представляют собой своеобразные сложные рефлексы, т. е. физиологические явления; рефлекс - это не механический ответ нервного центра на внешний стимул, а согласование движения с выполняющим сигнальную роль чувствованием; работа рецептора составляет лишь сигнальную половину целостного механизма (анализатора); другую половину образует работа мышц.




КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ РЕФЛЕКТОРНАЯ ДУГА ПО СОКОЛОВУ Е.Н. И ИЗМАЙЛОВУ Ч.А. БЛОК-СХЕМА Три системы нейронов: афферентная (сенсорный анализатор) - обеспечивает получение и переработку информации; эффекторная (исполнительная, отвечающая за органы движения) - обеспечивает выработку команд и их выполнение; модулирующая (управляющая связями между афферентной и эффекторной системами) - осуществляет обмен информацией между первыми двумя. Механизм обратной связи регулирует возбудимость рецепторов, эффекторов и самих нейронов Афферентная система Афферентная система Модулирующая система Модулирующая система Эффекторная система Эффекторная система Обратная связь


Бернштейн Н.А. Даже самое простое приобретенное движение, не говоря уже о сложной человеческой деятельности и поведении в целом, не может быть выполнено без участия психики. Формирование любого двигательного акта есть активная психомоторная реакция. При этом освоение движения осуществляется под воздействием сознания, которое осуществляет определенную сенсорную коррекцию нервной системы, обеспечивающей выполнение нового движения. Когда же движение освоено и доведено до автоматизма, процесс управления выходит из поля сознания и превращается в фоновый.


Кларк Леонард Халл Живой организм - это саморегулируемая система со специфическими механизмами поведенческой и генетико- биологической регуляции. Эти механизмы большей частью врожденные и служат для поддержания оптимальных условий физического и биохимического равновесия в организме – гомеостаза – и включаются в действие тогда, когда это равновесие нарушено.


Анохин П.К. Воздействие внешних факторов внешней среды, которое испытывает человек, названо обстановочной афферентацией. Реакция на необычные для человека воздействия носит характер ориентировочной реакции и является стимулом для проявления активности. Акцептор результата действия – это цель, на которую направлено действие. При наличии акцептора действия и программы действия, сформулированной сознанием, начинается исполнение действия, при этом включается воля, а также процесс получения информации о выполнении поставленной цели. Информация о результатах действия имеет характер обратной афферентации и направлена на формирование установки по отношению к выполняемому действию. Информация проходит через эмоциональную сферу и вызывает определенные эмоции, влияющие на характер установки. Лурия А.Р. Предложил выделить анатомически относительно автономные блоки головного мозга, обеспечивающие функционирование психических явлений: Первый блок предназначен для поддержания определенного уровня активности (ретикулярная формация ствола мозга, глубинные отделы среднего мозга, структуры лимбической системы, медиобазальные отделы коры лобных и височных долей мозга). Второй блок связан с познавательными психическими процессы и предназначен для процессов получения, переработки и хранения информации (участки коры головного мозга, которые располагаются в задних и височных отделах больших полушарий). Третий блок обеспечивает функции мышления, поведенческой регуляции и самоконтроля (структуры находятся в передних отделах коры головного мозга).

Загрузка...