docgid.ru

Французский опыт социальной защиты граждан с инвалидностью. Международный день инвалидов. Закон об иммиграции во франции

Случись вам путешествовать по Британии, вы непременно обратите внимание, как мало на ее городских дорогах подземных переходов.

Проблем с тем, как перейти улицу, между тем нет - все они буквально исполосованы «зебрами». А для водителей и пассажиров наземного транспорта - это ночной кошмар. Движение практически стоит, терпеливо ожидая, пока пешеход неторопливо пересекает улицу.

«Вы что, не в состоянии понастроить подземных переходов?» - не без упрека в голосе спросила я работника местного муниципалитета, пожаловавшего в мой дом с анкетой «Как жители района Вестминстер оценивают транспортные удобства Лондона». - «Мы очень даже в состоянии, - ответил чиновник. - Но зачем же осложнять и без того нелегкую жизнь инвалидам?»

Мне стало неловко. Об инвалидах, для которых наземный переход, очевидно, удобнее, я и в самом деле как-то не подумала. Между тем именно с думы о них и начинается на Альбионе практически любой проект, связанный с транспортом и градостроительством, сферой обслуживания и социальной помощью. В Британии сегодня насчитывается примерно 10 миллионов инвалидов - это шестая часть населения страны. И именно им уделяется в этой стране первоочередное внимание и забота.

Все британские городские автобусы оснащены платформами, по которым без труда в салон поднимаются инвалиды и мамаши с детскими колясками.

Отец подруги недавно перенес инсульт и теперь прикован к инвалидному креслу. Живут они в старинном двухэтажном доме с узкими крутыми лестницами. Спальня мистера Питера Фаррелла - на втором этаже. Стало быть, вниз он уже не спускается? Как бы не так. На моих глазах мистер Фаррелл лихо съезжает вниз на своем кресле с помощью специального подъемника.

Надо заметить, что инвалидные кресла модернизируются в Британии с невиданной скоростью. Так, два года назад инженер Майк Спиндл придумал уникальный «внедорожник» для инвалидов, который преодолевает самые сложные поверхности, да к тому же оборудован зонтиком. Запросы на это кресло приходят со всего мира.

Туалеты для инвалидов в Британии оборудованы массой новейших специальных приспособлений, помогающих ограниченным в мобильности людям. Эти специальные туалетные комнаты имеются в каждом мало-мальски крупном супермаркете, во всех местах общественного пользования и даже в служебных офисах. И это неудивительно: примерно 19 процентов всех работающих британцев имеют инвалидность. Еще 13 лет назад дискриминация при приеме инвалида на работу была в Британии фактически узаконена. Однако в 1995 году к этому закону была принята поправка, серьезно затруднившая работодателю отказ соискателю-инвалиду.

Ежегодно в Британии выплачивается пособий по инвалидности на сумму примерно 19 миллиардов фунтов стерлингов (34 миллиарда долларов). Инвалидов обеспечивают скидками на лекарства, на обслуживание у дантиста, приобретение кресел-колясок, слуховых аппаратов. Автомобильные парковки для инвалидов бесплатны. Что касается казенных домов для инвалидов, то они частично содержатся на средства бюджета местного муниципалитета, а остальное оплачивает сам инвалид. Оплачивает своей пенсией, которая вносится в счет его содержания. Из пенсии на личные нужды инвалиду оставляют при этом довольно скромную сумму - 19,6 фунта в неделю.

Однако если о щедрости материальной поддержки британского инвалида еще можно поспорить, то щедрость поддержки моральной - выше всяких похвал. Инвалид не рассматривается обществом как «сирый и убогий». Его активно принимают в игру на равных, поощряя преодолевать те барьеры, которые поставили перед ним природа, болезнь или несчастный случай. Неудивительно поэтому, что именно Британия заложила основы паралимпийского движения: к лондонской Олимпиаде-1948 были приурочены так называемые Stoke Mandeville Games (по названию известной клиники). В этих Играх впервые приняли участие спортсмены на инвалидных колясках. Вдохновителем таких соревнований стал врач сэр Людвиг Гутманн.

На Паралимпийских играх в Пекине команда Британии заняла второе место, выиграв 102 медали, из них 42 золотые. В 2005 году впервые в истории парусного спорта полностью парализованная женщина британка Хилари Листер пересекла Ла-Манш. Парусным шлюпом 33-летняя Хилари управляла с помощью электронной системы, которая реагирует на дыхание.

А два с половиной года назад британские инвалиды в очередной раз удивили мир. Прославленный своими исследованиями происхождения Вселенной физик-инвалид Стивен Хокинг совершил полет на специально сконструированном самолете, чтобы испытать состояние невесомости. С юности страдающий рассеянным склерозом и прикованный к инвалидному креслу, Стивен Хокинг намерен в самое ближайшее время сделать еще один беспримерный шаг - отправиться в космос. Дерзновенному ученому обещано место на туристическом корабле, который готовит в полет британский миллиардер Ричард Брэнсона.

Мини-автобус по срочному вызову.

18 лет назад в далеком 1990 году в США был принят поистине революционный закон об инвалидах, закрепивший, с одной стороны, их право быть полноценными членами гражданского общества, а с другой - обязанность государства активно содействовать реализации этого права.

В американском обществе использовать термин «инвалид» на сегодняшний день стало некорректно, и его заменили словосочетанием «человек с ограниченными возможностями». Кто-то может возразить: а какая собственно разница? А разница огромная: она заключается в самом подходе здоровых в физическом и умственном смысле других членов общества к своим ближним. Лица с ограниченными возможностями - это полноценные члены американского общества, нуждающиеся в большей поддержке. Невозможно даже представить ситуацию, чтобы на человека в инвалидном кресле кто-то показал пальцем или того хуже - стал подсмеиваться. Отношение к инвалидам нельзя охарактеризовать просто как сочувствие, оно гораздо глубже.

Государство вносит существенный вклад в облегчение жизни людей с ограниченными возможностями. Практически в каждом доме есть как минимум два вместительных лифта, позволяющих человеку в инвалидной коляске без лишних проблем спуститься до первого этажа. Если нет лифта - тоже не проблема. Везде есть ступенчатый спуск, однако всегда есть возможность выехать из здания на улицу по гладкому съезду. В соответствии с американскими стандартами на каждом перекрестке часть тротуара как бы спускается под асфальт, что позволяет инвалиду без лишних проблем перейти через дорогу. Абсолютно все городские автобусы (районные, городские, ближнего и дальнего следования) оснащены специальными устройствами по транспортировке инвалидов.

Часть станций нью-йоркского метрополитена оснащена лифтами, позволяющими добраться с улицы до платформы за несколько секунд. Во-первых, это правило распространяется на людей с ограниченными возможностями, а во-вторых - на всех остальных, включая пассажиров с детскими колясками. В вагоне метро для инвалидов также предусмотрены 12 специальных мест. Аналогичное обслуживание - и на железной дороге.

Мэрия Нью-Йорка для различного рода форс-мажорных поездок, например в клинику, готова предоставить специальные мини-автобусы, разработанные для людей с ограниченными возможностями. Для заказа специального такси достаточно обратиться в департамент транспорта по определенному и всем известному телефонному номеру. В случае невозможности предоставить собственный автомобиль обратившемуся закажут такси.

Кстати: У инвалидов в США есть возможность ежедневно получать питание с доставкой на дом. Кроме того, им выдают так называемые продуктовые карточки на покупку части продуктов по сниженным ценам.

Поможет внешний скелет.

В Израиле около 12 процентов населения в той или иной степени относятся к категории инвалидов.

В абсолютных цифрах речь идет о 800 тысячах человек. Причем у 600 тысяч зарегистрированы тяжелые формы инвалидности. Такой значительный процент людей с физическими недостатками объясняется непрекращающимся десятки лет военным противостоянием с соседними государствами и терактами.

Кроме того, в Израиле высок процент травмирования населения в дорожно-транспортных происшествиях. Нельзя не заметить, что среди взрослых инвалидов почти треть страдает душевными заболеваниями. Как и во всех цивилизованных странах, начиная с 40-летнего возраста, число женщин среди инвалидов превышает число мужчин. С возрастом эта тенденция усиливается и достигает пика к 75 годам.

В Израиле нет «групп инвалидностей». Но специальная комиссия устанавливает так называемый процент инвалидности, в зависимости от которого назначается сумма пособия. Такое пособие всегда выше минимальной пенсии (1920 шекелей, около 600 долларов), но по достижении инвалидами соответствующих возрастов они, как правило, уравниваются с пенсионерами и получают пенсии, которые нередко превышают размер различных видов пособий.

Исключение составляют военные инвалиды, статус которых не меняется. Кроме выделения значительных ежемесячных денежных средств министерство обороны для осуществления реабилитационных программ в большинстве городов страны открыло специальные медико-спортивные центры. Об успешной работе этих центров говорит то, что на Паралимпийских играх израильские спортсмены-инвалиды традиционно завоевывают немалое количество медалей.

Все военные инвалиды обеспечиваются бесплатными автомобилями со специальным управлением и при необходимости инвалидными колясками. Им ежегодно бесплатно предоставляются путевки в санатории как в израильские, так и зарубежные.

Инвалиды с тяжелыми нарушениями находятся на полном государственном обеспечении. К ним относятся лица с нарушениями двигательной, зрительной функции и хронические больные в тяжелой форме. Тяжелые инвалиды любого профиля могут обратиться в Институт национального страхования (ИНС) для получения специального пособия, состоящего не только из пособия по инвалидности, пакета скидок, но и денежных средств, выделяемых ИНС сиделкам.

Как и в любой другой стране, израильские инвалиды стремятся к социальной реабилитации. Практически все автобусы и вагоны поездов оборудованы средствами для подъема и спуска инвалидных колясок. Три года назад кнессет принял закон, по которому в стране переоборудуются все учебные заведения таким образом, чтобы в них могли учиться дети-инвалиды. На эти цели выделено 2,5 миллиарда шекелей. По мере выполнения этого плана дети с физическими ограничениями, которые сегодня вынуждены учиться в специальных учебных заведениях, будут переводиться в обычные школы.

Израильское законодательство стимулирует инвалидов к трудовой деятельности. Например, приобрести личное транспортное средство работающему инвалиду даже выгодно, ибо дотация на покупку в два раза выше, чем неработающему. Здесь понимают, что для инвалида устройство на работу - это выход в мир, социальная адаптация.

Но в любом случае жизнь в инвалидном кресле - тяжелый стресс для психики человека. На помощь пришла одна израильская компания, создавшая альтернативу инвалидной коляске - так называемый внешний скелет. Он представляет собой прибор для парализованных ног с электронным контролем. Надевая такое приспособление, инвалид может самостоятельно вставать, садиться, ходить и даже подниматься и спускаться по ступеням.

Станут доступны и замки Луары.

К справедливой фразе о том, что уровень цивилизованности того или иного общества прямо пропорционален тому, как в нем относятся к старикам, стоит добавить - и к инвалидам.

Всего во Франции, по статистическим данным, насчитывается около пяти миллионов людей с тем или иным отклонением от нормы. Из них около двух миллио нов, как здесь говорят, с ограниченной подвижностью.

Во Франции в этом отношении за последние 10-20 лет было сделано очень много. Достаточно прогуляться по парижским улицам и повнимательнее приглядеться к тому, как они оборудованы. Нет ни одного перехода, который не был бы устроен таким образом, чтобы инвалиды, передвигающиеся на колясках, не могли беспрепятственно перебраться на другую сторону. Люди с дефектами опорно-двигательного аппарата, которые получили в свое распоряжение от социальных служб автомобили, имеют право на бесплатную стоянку. Более того, повсюду для них созданы специальные парковочные места: они соответствующим образом обозначены на асфальте. Бывает, они пустуют, но не было случая, чтобы кто-то из парижан, несмотря на жуткую нехватку стоянок, отважился бы поставить машину на место, предназначенное для инвалида. Кстати, нарушителя, если такой найдется, ждут огромный штраф и всеобщее порицание.

Городские автобусы, а они наряду с метро являются основным видом общественного транспорта в Париже, на все сто процентов оборудованы широкими дверями с низким порогом, что позволяет колясочникам ими свободно пользоваться. Некоторые станции метро уже оборудованы лифтами, но таких пока десяток-другой.

С тем чтобы облегчить жизнь инвалидам, во Франции были приняты многочисленные законы, которые, признав за ними право на равные с остальными гражданами страны шансы, создали систему помощи. Каждый из них имеет право на государственную компенсацию, учитывающую их физический недостаток. Это и технические (к примеру, те же коляски), и денежные средства. Размер пенсии по инвалидности колеблется в пределах 630-700 евро в месяц. К этому следует добавить налоговые льготы, всяческие скидки, в том числе на телефон (минус 50 процентов). По всей стране в каждом департаменте созданы социальные структуры, которые занимаются исключительно делами инвалидов.

Более того, в законодательном порядке в 2005 году было закреплено право инвалидов на труд. По существующему сейчас положению все предприятия, на которых трудятся свыше 20 служащих, должны принимать на работу не менее шести процентов людей с ограниченными физическими возможностями. Таких предприя тий во Франции насчитывается 100 тысяч, и многие их них уже включились в эту программу.

Тот же закон трехлетней давности обязывает все строительные компании возводить сооружения как жилые, так и общественные таким образом, чтобы инвалиды имели к ним свободный доступ. Но что делать со строениями, воздвигнутыми 100 и более лет назад, когда на проблемы инвалидов закрывали глаза? К примеру, как дать инвалидам возможность посмотреть средневековые замки Луары, которые посещают ежегодно миллионы туристов? Их владельцам придется раскошелиться, ибо, если к 2019 году «инвалидные нормы» не будут соблюдены, их ждут немалые штрафы.

Азбука Брайля на кнопках лифта.

На вопрос, сколько в Испании инвалидов, здесь ответят, что их нет вообще. Нет не потому, что люди в этой стране не болеют или не попадают в аварии, а потому, что к согражданам, оказавшимся в беспомощном положении по состоянию здоровья, здесь считают недопустимым применять это слово.

Здесь есть «граждане с ограниченными возможностями», «лица, нуждающиеся в постороннем уходе», то есть люди, которых у нас называют инвалидами. К ним здесь относятся особенно внимательно. Причем внимание проявляют и государство, и общество, и обычные граждане.

На поддержку инвалидов нацелена, кажется, вся социальная система Испании, независимо от того, правые или левые партии приходят к власти.

В прошлом году, например, в стране вступил в действие закон о государственной поддержке нуждающихся в постороннем уходе. Согласно этому документу государство и местные органы власти берут на себя обязательства по уходу за такими своими гражданами поименно. Если они живут в семье, то ей, семье, выплачивается зарплата сиделки, чтобы человек не остался без ухода. Если человек живет один, к нему непременно прикрепляют специального социального работника. Все, что требуется для преодоления физических недостатков (инвалидные кресла, костыли, индивидуальные средства связи и так далее), приобретается за счет государственной медицинской страховки. Государство оплачивает все необходимые лекарства.

Но особенно заметно внимательное отношение к инвалидам вне дома, на улице. В Мадриде вы почти не найдете подземных переходов. Их не роют в городе, чтобы не затруднять передвижение тем, кому трудно ходить в силу физического недостатка или преклонного возраста.

Транспорт в Испании - еще один показатель уважительного отношения общества к инвалидам. Все автобусы оснащены специальными дверями и подъемными приспособлениями для пассажиров в колясках. В метро помимо эскалаторов действуют лифты, предназначенные для спуска и подъема граждан, которым трудно ходить.

К концу нынешнего года согласно недавнему распоряжению правительства все государственные и общественные учреждения и места массового обслуживания граждан должны быть оборудованы таким образом, чтобы ими без затруднений могли пользоваться люди с ограниченными физическими возможностями.

Практически все правительственные и общественные здания в стране уже оборудованы лифтами, приспособленными для инвалидов. Кнопки этажей - крупные, цифры на них не только хорошо видны, но и продублированы специальными выпуклостями азбуки Брайля для слабовидящих. В Испании уважительно относятся не только к инвалидам с физическими, но также и с умственными недостатками. Нередко, например, детей, страдающих синдромом Дауна, стараются включать в состав обычных школьных классов, чтобы интегрировать в общество и приучить других детей к внимательному и терпимому отношению.

МЕДИЦИНА Всемирная организация здравоохранения, тщательно проанализировав систему медицинского обслуживания 191 страны, отдала пальму первенства Франции. При этом учитывались такие критерии, как эффективность, доступность, соответствие нуждам населения. Именно во Франции самые лучшие больницы, самые компетентные медики, наисовременнейшее оборудование и, кроме того, ко всему этому имеют доступ представители всех слоев населения. Медицинское обслуживание во Франции платное.

Оплата медицинского обслуживания во Франции осуществляется через страховые компании, называемые "кассами". У каждого работающего француза снимается определенный процент заработной платы, чтобы в дальнейшем можно было оплатить медицинское обслуживание и возвратить стоимость лекарств. Даже получая пенсию, француз продолжает платить в "кассы". Если человек заболевает и нуждается в стационарном лечении, то 33 дня пребывания в больнице оплачивает "касса". Все остальное время больной должен оплатить из своего кармана. Если болезнь длится больше 60 дней, человек переводится в бесплатные больницы. Если это состояние продолжается 3 года, человек получает инвалидность. Во Франции существует две группы инвалидности: 1-я группа, когда человек не может обслуживать себя сам; 2-я - все остальные.
При каждой больнице имеется поликлиника для амбулаторных больных. Для официально признанных неимущих существуют бесплатные поликлиники .

Аптеки во Франции обозначаются зеленым крестом и надписью на французском языке. Время работы аптек везде разное, но большинство работает с 9.00 до 20.00. Список дежурных аптек вывешен на двери каждой аптеки.

ПЕНСИЯ

Во Франции одна из наиболее сложных систем пенсионного страхования в Европе. На пенсию французы в основном уходят в возрасте 60 лет (и мужчины, и женщины). Однако есть отдельные категории работников, для которых пенсионный возраст значительно ниже (например, шахтеры).
Французская пенсионная система основывается на двух фундаментальных принципах:
- Пенсионное накопительное страхование: пенсия в этом случае выплачивается из средств, откладываемых Вами на протяжении трудовой деятельности.
- Солидарность: пенсии выплачиваются старикам из отчислений ныне работающих.
Для лиц свободных профессий, ремесленников и мелких предпринимателей ежемесячные выплаты в пенсионный фонд составляют 16,35%. Большинство наемных работников платят столько же, но половину за них отчисляет работодатель.

Пенсия во Франции составляет 50% от средней зарплаты за последние 11 трудовых лет. Но существует такое понятие, как минимальная и максимальная государственная пенсия. На сегодня минимальная пенсия около 6,000 евро или 5,000 долларов в год, максимальная в два раза больше.

ПОСОБИЯ

Семейная политика заключается в том, чтобы помочь родителям успешно сочетать воспитание детей и работу. Поэтому значительные суммы, предоставляемые в качестве социальных пособий на малолетних детей , предназначены для того, чтобы либо уменьшить расходы семьи на няню, либо дать родителям возможность самим обеспечить присмотр за детьми.
Выплата пособия родителям на воспитание детей вне зависимости от наличия у них собственных средств назначается, если один из родителей, имеющий стаж работы не менее двух лет, решает прервать работу для воспитания детей в возрасте до 3 лет. На помощь семье для найма няни по уходу за детьми также выделяется помощь (до исполнения ребенку 6 лет). Существуют также ежемесячные выплаты в качестве пособия на ребенка дошкольного возраста для категории малоимущих. Существуют и другие специфические виды помощи, например, пособие к началу учебного года, выплачиваемое семьям с низким доходом, и семейная надбавка, выплачиваемая многодетным семьям с детьми старше 3 лет. Выплачивается также поощрительное пособие для женщин, желающих вернуться на работу. Оно также выплачивается не имеющим доходов женщинам, ищущим работу, в том числе получающим минимальные социальные пособия (пособие на трудоустройство, надбавка одинокому родителю, пособие вдовам), а также женщинам, получающим специальное пособие солидарности или пособие на трудоустройство. Кроме того, в случае возобновления работы временно сохраняется пособие по уходу за ребенком. Этот порядок предусматривает получение совокупно как пособия, так и дохода от трудовой деятельности в течение двух месяцев при возрасте ребенка от 18 до 30 месяцев и призван облегчить возвращение женщины на работу, сокращая время ее отсутствия на рынке труда.

Во Франции существуют законы, регулирующие рынок социального жилья , которое предоставляется на льготных условиях отдельным категориям граждан. Особое внимание уделяется предоставлению жилья и льгот при его приобретении молодым семьям, родителям-одиночкам и холостякам, а также обеспечению жильем престарелых и инвалидов. Социальное жилье во Франции предоставляется в форме аренды. Во Франции 45% таких квартиросъемщиков получают жилищные пособия . Семьям с низкими доходами выдаются субсидии на оплату арендуемого жилья . Во Франции существует закон, принятый в 1990 г., по которому ни один квартиросъемщик не может быть выселен, не получив финансовой помощи для погашения своей задолженности по квартплате. Суды, рассматривающие такие дела, могут продлевать сроки выселения до трех лет, если квартиросъемщик не может переселиться в приемлемое по цене и качеству жилье.

Волна протестов охватила Францию после принятия "расистского" закона о правах иммигрантов . В страну будут пускать только нужных ей людей, большинство бедных и безработных иностранцев останется за бортом. Усилится и депортация нелегалов .

В субботу, 1 июля, во Франции начались массовые волнения после принятия нового иммиграционного закона . Тысячи противников "антигуманного", по их мнению, закона планируют пройтись по стране многочисленными маршами протеста. Как сообщает The New York Times, в демонстрациях примут участие правозащитные организации, сами мигранты и их дети.

Митингующие стихийно объединяются в защиту детей, которых в первую очередь коснется ужесточенный закон, и требуют у правительства отозвать документ.

Разработанный министром внутренних дел страны Николя Саркози законопроект об ужесточении правил для иммигрантов был окончательно одобрен накануне, 30 июня, французским парламентом. Он должен резко сократить приток в страну иммигрантов не из стран Евросоюза, а также депортировать значительную часть уже проживающих в стране нелегалов .

По сути, закон Саркози фактически запрещает въезд во Францию "не нужных" стране иностранцев.

Согласно нововведению, миграционные службы резко снизят число прибывающих иммигрантов с недостаточным уровнем образования и минимальными профессиональными навыками. Правительство ежегодно будет составлять квоты по числу рабочих мест, на которые могут претендовать иностранцы. Все остальные мигранты должны будут проходить жесткий контроль, чтобы получить право жить во Франции. Для них предполагается введение специальной карты "компетентных и талантливых": исследователей, деятелей искусства и спортсменов. "Нужные экономике" иностранцы получат трехлетний вид на жительство с правом продления. Этих избранных правительство обязало выполнить ряд формальных требований: приносить регулярный доход в казну государства и подписать "мигрантский контракт ", обязующий их принять французский образ жизни - хорошо знать французский язык и соблюдать традиции. Всем остальным во Францию въезд разрешен не будет.

Простым рабочим станет значительно сложнее не только въехать в страну, но и жить в ней.

Закон ужесточил положение так называемых смешанных семей, в которых один из супругов является гражданином Франции, а второй не имеет гражданства. Для иностранца в такой паре власти значительно увеличили срок получения вида на жительство , чтобы пресечь фиктивные браки. Также гораздо более трудным становится воссоединение семей . Если раньше иммигрант мог через некоторое время привозить во Францию всю семью, то теперь это станет возможно только при наличии высокооплачиваемой работы и достаточных жилищных условий.

Одно из важных ужесточений - отмена автоматической амнистии для нелегалов , проживших во Франции более десяти лет.

Вторая часть закона касается упрощения депортационных правил . В этом году французское правительство, по данным которого в стране сейчас находятся 200-400 тысяч нелегальных мигрантов , планирует выслать как минимум 26 тысяч из них. В основном это семьи с маленькими детьми, посещающими детские сады и школы на тех же правах, что и коренные французы. До принятия закона у школьников из семей нелегалов не требовали документов, подтверждающих гражданство. Теперь их родителям придется выехать из страны в поисках нового места жительства, а детям бросить учебу.

Как отмечает NYT, большая часть представленных к депортации нелегалов не представляет, куда сможет переехать. По их словам, власти любой страны всегда с нежеланием принимают мигрантов и предоставляют минимум условий для проживания. "Если в страну переезжает семья с детьми, получить крышу над головой становится еще сложнее", - утверждают они.

Примерно десятая часть - (5 миллионов 350 тысяч) всех жителей Франции - люди с инвалидностью. Эта проблема имеет много аспектов - экономический, социальный, медицинский, морально-этический. По тому, как общество относится к своим согражданам с особенностями здоровья, можно судить о степени его цивилизованности и гуманности. В этом смысле Франция может служить хорошим примером.

Начнём с того, что Франция - единственная страна, где с недавних пор (по инициативе президента Франсуа Миттерана) существует специальное министерство, занимающееся проблемами людей с тяжкой жизненной судьбой. Это ведомство возглавляет государственный секретарь по делам инвалидов при министерстве солидарности, здравоохранения и социального обеспечения. Его зовут Мишель Жиллибер, он - личный друг президента и… передвигается в кресле-каталке (следствие авиакатастрофы). За полтора года своего существования министерство месье Жиллибера, знающего, как вы понимаете, нужды инвалидов отнюдь не понаслышке, добилось очень многого. Одно из свидетельств тому - опросы общественного мнения, согласно которым этот министр по уровню популярности занимает третье место среди членов правительства.

Чем же конкретно занимается столь необычное министерство? Прежде всего это экстренные меры, которые призваны дать реальные улучшения в положении инвалидов.

Под руководством Мишеля Жиллибера и его сотрудников на ряде государственных предприятий созданы специальные рабочие места для людей с физическими и умственными недостатками, а в центрах трудовой помощи инвалидам число таких мест стало ежегодно увеличиваться на 1700. Принято решение, что 5 процентов всего нового жилья в стране должны составлять квартиры, специально оборудованные для инвалидов. В обязательном порядке должны быть приспособлены для них все общественные здания, построенные или реконструированные после 1979 года.

Оборудованы пандусы (съезды) на тротуарах, автостоянках, у входов в дома, а также специальные лифты для колясок. Немало сделано в области транспорта. Так, многие линии метро в Париже, Марселе, Лионе и Лилле уже полностью или частично доступны для инвалидов. Этого, правда, пока нельзя еще сказать об автобусном парке. Но вот на 60 железнодорожных вокзалах страны оборудуются комнаты отдыха для инвалидов, приспособленные для них туалеты и эскалаторы, а в ряде аэропортов сооружаются лифты и движущиеся тротуары. Добавлю, что по инициативе ассоциаций инвалидов (а таких ассоциаций во Франции более 2 тысяч) во многих городах создана сеть автотранспорта, который доставляет больных людей на работу и домой.

К 1983 году, говорит он, энергетический и экологический кризисы заставили нас всерьёз заняться проблемой перевозок пассажиров. О метро речи не было, ибо его строительство оправдало бы себя при населении не менее 800 тысяч человек, а в нашем городе насчитывалось 157 тысяч жителей. Тогда мы разработали проект «гренобльского трамвая», который был одобрен на общегородском референдуме. По заказу мэрии компания «Альстом» осуществила проект, создав модель, которая отличается от прежних — не только современным видом и очень небольшим шумом, но и крайне легким доступом инвалидных колясок в вагон. Его пол лишь на 35 сантиметров возвышается над рельсами, а на остановках тротуар поднят таким образом, что отпала необходимость в ступеньках. Кстати, это стало удобно не только для инвалидов, но и для мам с колясками, для детей и стариков…

Вторая часть «плана Жиллибера» - теоретическая, то есть принципы правительственной политики в данной области. Я прошу самого министра рассказать об этом.

Мы исходим из того, что проблема инвалидов имеет не только медицинский, но прежде всего социальный аспект, - говорит месье Жиллибер. - Ведь все люди без исключения имеют право на работу, досуг, доступ к культурным ценностям. Именно поэтому более половины ассигнований, выделяемых у нас в стране на социальное обеспечение, идет на нужды инвалидов. По размеру этих пособий (государственных) Франция занимает одно из первых мест в Европе. Собеседник напоминает, что нынешняя французская система образования, профессиональной подготовки и трудоустройства инвалидов формировалась отнюдь не в последние годы, а на протяжении десятилетий. Закон об обязательном среднем образовании, принятый более ста лет назад - ещё в 1882 году, распространялся на всех детей, в том числе и с различными недостатками (последние в зависимости от способностей должны учиться в обычной школе либо специализированной). Их профориентацией занимаются соответствующие комиссии, которые есть в каждом департаменте. Именно они, изучив документы ребёнка, принимают решение о степени его инвалидности, а также о пособии на его дальнейшую учебу. При министерстве просвещения действует национальный центр заочного обучения инвалидов, организующий для них различного рода бесплатные курсы. В эту деятельность включаются и университеты, которые также бесплатно рассылают в видеозаписях свои учебные пособия для инвалидов. Занятия с теми, кто прикован к постели, проводит ассоциация «Школа у вас дома». Разумеется, учебные классы есть и в больницах.

И ещё одно: по закону все инвалиды имеют право на обучение в вузах страны, и также на особо оборудованное жильё в студенческих общежития или в специализированных домах для людей с физическими недостатками. Существует и сеть средних учебных заведений для детей-инвалидов. При незначительной или средней умственной отсталости они учатся в спецклассах при обычных школах (программа - та же, но времени на нее отведено больше); есть и много учреждений, где обучают детей с тяжелой инвалидностью.

Министр Мишель Жиллибер рассказал и о системе учреждений, занимающихся предоставлением работы больным гражданам. В госсекторе это прежде всего - национальное агентство по трудоустройству, в частном - специальные службы подготовки инвалидов. Вот как они взаимодействуют. К примеру, власти оказывают предпринимателям денежную помощь при переоборудовании рабочего места для инвалида (дотация может составлять до 80 процентов расходов), а хозяин обязан соблюдать установленную законом квоту - инвалиды составляют от 2 до 6 процентов всего персонала. Правда, после решения соответствующих инстанций он может снизить зарплату тому, чья трудоспособность ограниченна, но, если состояние здоровья не влияет на производительность труда, инвалид должен получать жалованье наравне со всеми другими коллегами. Вообще же, минимальная зарплата во Франции опять-таки гарантирована законом. Стоит рассказать о предприятиях и мастерских, где используется только труд инвалидов. Им предлагается выполнять функции обычных рабочих не менее чем на одну треть, а те, кто на~это не способен, заняты в центрах трудовой помощи, получая до 70 процентов минимальной зарплаты.

Шампиньи - сонный городок минутах в двадцати от Парижа. У входа в центр трудовой помощи меня встретил его директор, доктор психологии Жерар Збири. Мы прошли по двум небольшим зданиям, где размещено несколько мастерских. Нехитрые операции по производству вешалок, шурупов и прочей мелочи здесь выполняют вчерашние пациенты психиатрических лечебниц.

За 50 инвалидами, собранными сюда из двух департаментов Франции, постоянно присматривают 10 врачей, воспитателей и техников. Средств, вырученных от продажи простеньких изделий, конечно же, не хватает для нормальной зарплаты больным, и потому для обеспечения хотя бы ее минимального размера государство выделяет подобным центрам немалые ассигнования.

Наша главная задача - адаптировать инвалидов к нормальной жизни, - говорит доктор Збири. - Человек трудится в специализированной мастерской до тех пор, пока мы не сочтем возможным перевести его на обычное предприятие, хотя, быть может, и на приспособленное для него рабочей место. В идеале мы стремимся к тому, чтобы наши сограждане, обделенные в физическом или умственном отношении, не были отгорожены от нормальной жизни, более того - имели бы возможность как-то вписаться в неё. Конечно, такая цель не всегда достижима в силу объективных причин, но всё же наша деятельность, которая координируется министерством по делам инвалидов, направлена именно на это.

Директор продемонстрировал 15-минутную видеокассету, которая подробно рассказывает о жилищных условиях и досуге его пациентов. Вот, например, несколько квартир, построенных на средства муниципалитета для умственно отсталых людей. Обычно такая квартира состоит из четырех комнат: в трёх живут (по двое) инвалиды, в четвёртой - воспитатель. Ежедневно жильцов посещает врач-психиатр. Когда медики приходят к выводу, что их подопечные уже получили навыки нормальной жизни (скажем, научились пользоваться общественным транспортом), их переселяют в квартиры поменьше: они по-прежнему живут по двое в комнате, но уже без воспитателя, который лишь навещает их раз в день.

Предвижу читательский вопрос: очевидно, в Шампиньи потому так возятся с инвалидами, что речь идет о состоятельных людях? Во-первых, центр в Шампиньи - отнюдь не исключение, а правило. Во-вторых, все деньги на это (вот уж поистине щедрое милосердие, а не жалкая милостыня!) выделяются из бюджетов мэрии и министерства Мишеля Жиллибера.

О положении инвалидов во Франции можно писать бесконечно. Забота о них видна с первых же минут пребывания в стране. Представьте себе человека, катящегося в инвалидной коляске по Эрмитажу или Музею имени Пушкина в Москве… А вот в Лувре таких посетителей видишь очень часто. Специальные места в театрах и кино, соревнования, организуемые Французской федерацией инвалидного спорта, социальные гарантии (пенсии по старости, оплата медобслуживания), как и здоровым гражданам, плюс пособия в зависимости от недуга. Всё это имеют инвалиды. Впрочем, сами французы считают ситуацию в этой сфере очень, далёкой от идеала…

Муж - инвалид по зрению. Сможем ли мы воспользоваться льготами для инвалидов во Франции, на транспорте и в музеях? Действует ли в Париже пенсионное удостоверение РФ? Нужен ли его заверенный перевод? Или мы там на общих основаниях?

когда лучше звонить в Консульство Франции для записи на подачу документов на визу


Звонить лучше прямо сейчас)
Потому что там запись очень заранее. Не знаю, как сейчас дела обстоят, а по весне месяца за 3 записывали.

Можно на этой страничке задать вопрос и по ж\билетам.Указана графа для пассажира - 60+. Это для нас,россиян, действует?Мне 61.Может взять пенсионное и копию? И в музеях такая опция есть.Или только для граждан Евросоюза,как,например, в Италии?

действует, возраст указан в паспорте, там видно, что 61 и т.д. Никакие ваши удостоверения не нужны. Так же можно и с детьми ехать или бесплатно до 4 лет или со скидкой. И документом на ребенка(паспорт).

Насколько я поняла,эти льготы для инвалидов распространяются только на граждан стран евросоюза, но сердобольные французы(низкий им поклон)считают что инвалид он и на чужбине инвалид и наших тоже везде бесплатно пускают. Ваша мама может пройти с Вами бесплатно, как сопровождающее лицо. Кстати, если будите получать визу имейте ввиду, для инвалидов и сопровождающих их лиц во французком посольстве виза бесплатно. Если есть воаросы обязательно задавайте.

Не знаю про инвалидов, но для детей и молодежи до 25 лет есть скидки или вход бесплатный и для этого не надо быть членом ЕС. А сердобольные, действительно, с благодарностью вспоминаю кассира в Версале, я была с поемянницей, ей было 12 лет, я сказала это в кассе, кассир посмотрела на нее и говорит, скажите на входе, что ей 11. И мы на нее билет не брали.

Загрузка...