docgid.ru

Физкультурная группа 2. Медицинские группы при занятиях физической культурой

К третьей группе здоровья принадлежат взрослые и дети, страдающие различными хроническими заболеваниями, которые сопровождаются периодами обострений. Обострения в некоторых случаях могут стать причиной временной нетрудоспособности. Дети, имеющие различные физические недостатки в случае получения травм или перенесения операций, при условии, что эти недостатки не мешают обучению в общей также имеют третью группу здоровья.

Основ здорового образа жизни необходимо придерживаться всем людям, особенно имеющим проблемы со здоровьем.

Спецгруппа по физкультуре

Дети, относящиеся к числу лиц, имеющих 3 группу здоровья, не посещают основную группу на уроках физкультуры. Их распределяют в спецгруппу.

Третья группа здоровья не является противопоказание для занятий спортом. Однако необходимо ограничивать нагрузки в пределах врачебных рекомендаций. Чаще всего показаны гимнастика и лечебная физкультура.
Такое решение принимает врач после дополнительного осмотра больного. При этом он выдает справку с рекомендациями относительно физических нагрузок. Ребята, посещающие спецгруппу, занимаются лечебной оздоровительной физкультурой вместе с инструктором или преподавателем. При этом учитывается состояние здоровье каждого конкретного ученика, обнаруженных у него отклонений и физические возможности ребенка.

По состоянию здоровья всех детей можно разделить на 5 групп. Этот критерий гораздо лучше характеризует ребенка, нежели конкретный диагноз. Зная группу здоровья , специалисты рассчитывают допустимую физическую нагрузку и ставят на учет тех детей, которые нуждаются в пристальном наблюдении.

Инструкция

Для комплексной оценки состояния здоровья пройдите обследование у всех основных специалистов. К ним относятся , ЛОР, ортопед, окулист, невропатолог и кардиолог. При наличии жалоб на те или иные отклонения обратитесь к соответствующему врачу. Например, с атопическим дерматитом потребуется консультация аллерголога.

Сдайте анализы и сделайте исследования, назначенные специалистами.

С результатами диспансеризации обратитесь к участковому педиатру. Врач изучит карту ребенка и определит группу здоровья .

Часто участковые специалисты перестраховываются и пишут ребенку группу здоровья , не соответствующую истинной. Эта ошибка может стать преградой для занятий спортом или поступления с углубленным изучением каких-либо предметов. Поэтому умение определять группу здоровья самостоятельно поможет проконтролировать врача и в случае несогласия оспорить запись у заведующей детской .

Просмотрите все заключения специалистов. Если ни один из них не нашел отклонений, группа здоровья ребенка должна быть первой. Однако важную роль играет и частота простудных заболеваний. Если ребенок

Здравствуйте, друзья! Что такое группы здоровья детей по физкультуре? Если задать этот вопрос родителям школьников, а также будущих первоклашек, то внятных, четких ответов будет не много.

С одной стороны, это хорошо! Значит со здоровьем детей все в порядке, и вопрос просто не актуален. Но с другой стороны, никто не застрахован от разных неприятностей со здоровьем. И тогда родители рискуют оказаться совершенно не готовыми к проблемам с физкультурой.

А проблемы появляются, об этом свидетельствует огромное количество сообщений и вопросов по данной теме на различных интернет-форумах. Поэтому предлагаю разобраться с этим прямо сейчас.

Давайте сразу же уясним для себя, что группа здоровья и медицинская группа здоровья для занятий физкультурой — это разные вещи.

План урока:

Группы здоровья ребенка

В соответствии с Приложением № 2 Приказа МЗ РФ № 1346 н оценка здоровья детей производится по следующим критериям:

  • хронические заболевания (есть они или нет);
  • состояние систем организма (дыхательной, выделительной, эндокринной и т.д.);
  • сопротивляемость организма внешним воздействиям (холода, жары, раздражающих веществ и т.п.);
  • физическое развитие.

Сначала врач оценивает состояние здоровья ребенка. А потом определяет его в одну из пяти групп.

Первая

Ребенок здоров.

Физическое развитие в пределах возрастной нормы. Нет каких-либо физических недостатков.

Вторая

Это дети:

  • у которых отсутствуют хронические заболевания, но имеются какие-либо функциональные нарушения (внутренний орган функционирует не правильно, причем причины этих нарушений лежат вне этого органа);

  • выздоравливающие после перенесенных заболеваний средней и тяжелой степени тяжести;

  • с задержкой физического развития (низкий рост, повышенная или пониженная масса тела и т.п.);

  • часто болеющие ОРЗ;

  • у которых наблюдаются физические недостатки, возникшие в следствие травм или операций, но все органы и системы организма функционируют нормально.

Третья

Это дети:

  • с хроническими заболеваниями. Но эти заболевания находятся в стадии ремиссии (исчезновение симптомов заболевания) с редкими обострениями, у которых сохранены или компенсированы функции органов и систем организма;

  • с физическими недостатками, возникшими вследствие травм или операций. Функции органов и систем организма компенсированы. Они не ограничены в возможности обучения и труда.

Четвертая

Это дети:

  • страдающие хроническими заболеваниями. Фаза активная. Обострения частые. Функции органов и систем организма сохранены или компенсированы или компенсированы не полностью;

  • с хроническими заболеваниями, которые находятся в стадии ремиссии, но с такими нарушением функций органов и систем организма, которые требуют поддерживающего лечения;

  • с физическими недостатками, возникшими в следствие травм и операций, у которых не полностью компенсированы функции органов и систем организма. Возможность обучения и труда ограничена.

Пятая

Это дети:

  • с хроническими заболеваниями. Форма тяжелая. Ремиссии редкие, обострения частые. Наличие осложнений. Функции органов и систем организма не компенсированы. Требуется постоянное лечение.

  • с физическими недостатками, возникшими в следствие травм и операций, с нарушенными функциями органов и систем организма. Значительно ограниченные в возможности обучения и труда.

Группы по физкультуре

Когда школьник отправляется в первый класс, вместе с ним в школу попадает его медицинская карта. В ней обязательно указывается группа по физкультуре. Их три: основная, подготовительная, специальная.

Основная

Дети с первой и частично со второй группой здоровья, физически и психологически крепкие и развитые, не имеющие заболеваний. Либо имеющие небольшие отклонения, при которых не запрещены физические нагрузки, например, небольшой избыточный вес, или незначительные аллергические реакции.

Они занимаются по основной программе, сдают , им можно участвовать в различных соревнованиях и всевозможных спортивных мероприятиях.

Подготовительная

Дети со второй группой здоровья. Они имеют отставание в физическом развитии и поэтому не могут заниматься так же интенсивно как их здоровые сотоварищи, хотя на уроки ходят вместе с классом.

Задача педагога — подобрать специальные комплексы упражнений, которые не навредят здоровью. Подбирает он их в соответствии , в которой лечащий врач должен указать, что именно нельзя делать школьнику (кувыркаться, плавать, наклоняться, прыгать и т.п.)

Так же в справке должен быть указан срок перевода. После того, как действие справки закончится, ученик автоматом попадает в основную группу.

Для того, чтобы подвергнуть таких школьников тестовым испытаниям по физической культуре необходимо получить разрешение врача. Так же его разрешение потребуется для того, чтобы привлечь ученика к участию в спортивно-массовых мероприятиях.

Специальная

Для того, чтобы перевести школьника в специальную группу мнения одного лечащего врача не достаточно. В этом случае собирается комиссия (КЭК). Справка оформляется на определенный срок.

Специальная группа делится еще на две.

Специальная «А»

Дети с третьей группой здоровья. Те, у которых имеются существенные ограничения по физическим нагрузкам. Они не могут заниматься вместе с классом. Для таких детей в школах должны проводиться отдельные уроки по физкультуре и разрабатываться специальные программы. А занятия должны вести учителя или инструкторы, прошедшие специальную подготовку.

Таким детишкам нельзя посещать спортивные секции, участвовать в соревнованиях и спортивно-массовых мероприятиях.

Специальная «В»

Сюда относятся дети частично с третьей и четвертой группами здоровья. Им разрешено посещать теоретические занятия в школе. Но риск физических нагрузок для здоровья так велик, что в школе они физкультурой не занимаются. То есть, по сути, это освобождение от школьных уроков физкультуры.

Но совсем без физической активности их никто оставлять не собирается. Им рекомендованы занятия лечебной физкультурой на базе лечебных учреждений и физкультурных диспансеров, под наблюдением врача ЛФК. А также дополнительные занятия на дому по специально разработанному комплексу упражнений.

Ну а детишки с пятой группой здоровья чаще всего находятся в медицинских учреждениях и для них возможность занятий ЛФК крайне индивидуальна.

Как ставят оценки?

Тоже интересный вопрос. Все понятно, если ученик в основной группе, тогда он и на основании этого ему выставляется та или иная оценка.

А если в подготовительной или в специальной, что тогда? Он ведь не может сдавать нормативы как его полностью здоровые одноклассники. В этом случае учитель ориентируется на посещаемость занятий, качество выполнения упражнений, а также теоретические знания. Учебники по физкультуре, оказывается, существуют.

Так же учитель может попросить подготовить проект на какую-нибудь спортивную тему или на тему ЗОЖ, реферат, доклад или презентацию. Но без оценки по физкультуре ученик остаться не может.

Ну вот вроде бы и все, друзья. Есть вопросы? Задавайте их в комментариях. Вместе обязательно разберемся.

Интересно, а как вы относились к урокам физкультуры, когда учились в школе?

Я, если честно, не очень любила на них появляться. Мне нагрузки и без них хватало, так как я усиленно занималась волейболом. И была очень рада, когда мой учитель, Александр Васильевич, разрешил мне не приходить и автоматом ставил пятерки. А потому что я все равно бы на пятерки все сдала.

Да и сейчас дети к физкультуре относятся не лучшим образом, мне кажется. Считают ее каким-то второстепенным предметом. А зря! Спорт — это круто! Приятно иметь гибкое, стройное и сильное тело, которым ты еще и без труда управляешь. Согласны?

А у этих ребят на видео с физкультурой в школе точно проблем не было)

Желаю вашим маленьким школьникам крепкого здоровья и великолепных спортивных достижений!

Всего вам доброго!

Всегда ваша, Евгения Климкович!

В обязательную программу обучения в школе входят занятия физкультурой. Такие уроки проводятся в целях полноценного развития малышей как в умственном, так и в физическом плане. Помимо прочего, уроки физкультуры дают возможность сохранять тело в тонусе и поддерживать здоровье, ввиду необходимости проведения основной массы времени в малоподвижном положении за партой.

Для основной массы детей занятия физкультурой безопасны. Однако всегда находится целый список школьников, которым запрещено подвергаться определенным нагрузкам на организм. Именно они входят в для занятий физической культурой. Давайте же выясним, кто относится к данной категории учащихся, каким образом формируются в учебных заведениях.

Какие факторы могут влиять на ухудшение здоровья малышей?

Существует целый ряд моментов, которые могут негативно отражаться на ребенка:

  • наличие плохой наследственности;
  • негативный микроклимат в семье;
  • плохие условия проживания;
  • недостаточный отдых;
  • негативные санитарно-гигиенические условия в учебном заведении или в быту.

Критерии для деления на группы здоровья

Основным показателем, который принимается во внимание при принятии решения о зачислении учащегося в специальную группу для занятия физкультурой, является наличие отклонений в функционировании определяющих систем организма. Занятия в специальной медицинской группе также могут предписываться малышам, которые страдают от хронических недугов.

К особой категории также относятся дети, организм которых неспособен в полной мере сопротивляться определенным факторам окружающей среды. В медицинские группы для занятий физической культурой могут попасть малыши, имеющие недостаточный уровень физического развития для своего возраста.

Оценка здоровья малышей

Определение медицинской группы для занятий физической культурой происходит следующим образом:

  1. Беспрепятственно выполнять программу на уроках физкультуры должны учащиеся, которые не страдают от хронических недугов, а уровень их физического развития соответствует возрастным нормам.
  2. В качестве потенциальных кандидатов для зачисления в специальные группы рассматриваются ребята с замедленным физическим развитием либо самыми незначительными отклонении в состоянии здоровья.
  3. В медицинские группы для занятий физической культурой попадают учащиеся с задержками в физическом развитии, которые имеют хорошее самочувствие. Сюда также могут зачисляться дети, которые имеют временную потерю работоспособности и нуждаются в ограничении нагрузок на определенный период.
  4. Больные с хроническими недугами, которые наблюдаются в лечебницах, зачисляются в особые группы для занятий согласно индивидуальной программе.

Медицинские группы

Как видно, распределение учащихся в отдельные категории для посещения уроков физической культуры происходит согласно оценке состояния здоровья, общей подготовленности. Медицинские группы для занятий физической культурой бывают:

  • основные;
  • подготовительные;
  • специальные.

В указанных медицинских группах детям предлагается выполнение различного объема работы. Имеются свои различия и в интенсивности физических нагрузок.

К особой категории учащихся относятся дети, которые зачисляются в специальную группу. Исходя из оценки состояния здоровья, они могут быть определены в физкультурную либо лечебную подгруппу.

Основная группа

Учащиеся, которые определены в указанную категорию, обязаны в полном объеме выполнять требования, которые предъявляются на уроках физкультуры. Здесь преподаватели предлагают учащимся работу с максимально допустимой интенсивностью нагрузок, исходя из определенных возрастных особенностей.

На занятиях дети обязаны выполнять целый комплекс упражнений:

  • общие трудовые;
  • гимнастические;
  • спортивно-прикладные;
  • игровые.

Основные медицинские группы для занятий физической культурой в школе включают в себя учащихся с высоким и среднем уровнем физической подготовки, а также детей с временным или несущественным отклонением в состоянии здоровья. Исключаются из данной категории дети, у которых в ходе занятий отмечается неспособность сердечно-сосудистой системы справляться с нагрузками, которые отвечают стандартным требованиям общепринятой программы.

Подготовительная группа

Подготовительные медицинские группы для занятий физической культурой включают в себя детей, кои обязаны выполнять программу согласно предписаниям врачей на основании результатов медицинского освидетельствования. Как и в предыдущем случае, учащимся предлагается весь комплекс упражнений. Однако их интенсивность может быть снижена по решению врача, который руководствуется заключениями, сделанными в ходе повторных медицинских осмотров.

Подготовительные медицинские группы для занятий физической культурой в ДОУ и средней школе формируются из учащихся, которые имеют уровень физической подготовки ниже среднего и не имеют серьезных заболеваний. Также сюда могут зачисляться дети со средним и высоким уровнем которые на данный период времени страдают от отклонений в состоянии здоровья.

Спецгруппа

В представленную категорию учащихся зачисляют детей, которые нуждаются в занятиях согласно специальным, индивидуальным программам, ввиду отклонений в состоянии здоровья. Согласно общепринятым требованиям врачебного контроля, такие школьники никогда не освобождаются от физкультуры полностью, хотя подобная практика имеет место быть в отечественных учебных заведениях. Именно этой группе учащихся крайне необходимы качественно распланированные физические нагрузки, что способствуют восстановлению здоровья.

Как уже отмечалось выше, в специальной группе детей нередко распределяют в физкультурные либо лечебные подгруппы. В первом случае учащиеся могут заниматься в одних условиях вместе с одноклассниками, однако выполнять требования индивидуальной программы.

Что касается лечебных подгрупп, то формируются они из школьников, кои страдают от довольно серьезных недугов, имеют существенные отклонения в физическом развитии. Таким детям предписывается крайне ограниченное выполнение интенсивных, сложных упражнений. В отдельных случаях уроки физкультуры для них проводятся под настоятельным контролем учителя либо квалифицированного медицинского специалиста. В качестве альтернативы физической подготовке в условиях учебного заведения малышам иногда назначается посещение специальных диспансеров, где с ними работают по особой восстановительной программе.

В заключение

Разделение детей на отдельные категории при занятии физкультурой в условиях учебного заведения является общепринятой практикой. При заметном прогрессе в улучшении здоровья малыши могут переводиться в общие группы. Однако лишь по результатам специальных обследований или по рекомендациям врачей. Согласно общепринятым требованиям, перевод учащихся из одной медицинской группы в другую возможен лишь после комплексной оценки состояния их здоровья по завершении учебной четверти.

Урок физкультуры — это неотъемлемая часть учебного процесса. Физическая нагрузка просто необходима современным детям. Увеличение количества детей с хроническими заболеваниями, избыточная масса тела детей, зависимость от компьютерных игр, как следствие сидячий образ жизни нуждаются в коррекции. В расписании каждого образовательного учреждения предусмотрены 3 урока физического воспитания. Чтобы дети могли чередовать интеллектуальную и физическую деятельность, учиться играть в спортивные игры, поддерживать высокий уровень активности. Необходимо отметить и внедрение комплекса «Готов к труду и обороне» среди обучающихся всех образовательных организаций во всех субъектах РФ, которое начнется с января 2016 г., а завершится в декабре 2016 г.

Нормы ГТО, ФГОС предъявляют высокие требования к уровню формирования у детей здорового образа жизни. Таким воспитанием и занимаются педагоги физической культуры. Особую категорию учащихся составляют дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), дети из специальной группы здоровья. Для них в школе создаются специальные условия прохождения программы по физической культуре и специальные условия оценивания их деятельности.

Классификация обучающихся в зависимости от состояния здоровья, особенности оценивания детей из специальной и подготовительной групп здоровья, требования и нормативы комплекса ГТО, гигиенические требования к уроку физкультуры определены в следующих нормативных актах.

  • ​ ФЗ «Об Образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012 г. (далее — Закон об образовании).
  • ​ ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» № 329-ФЗ от 4.12.2007 г. (далее — Закон о спорте).
  • ​ Постановление Главного государственного санитарного врача РФ «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям организации обучения в общеобразовательных учреждениях» № 189 от 29.12.2010 (далее — СанПиН).
  • ​ Письмо Минобразования Российской Федерации «Об оценивании и аттестации учащихся, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе для занятий физической культурой» № 13-51-263/123 от 31.10.2003 г. (далее — Письмо).
  • Особую группу составляют нормативные акты, посвященные утверждению государственных требований к уровню физической подготовленности населения при выполнении комплекса «Готов к труду и обороне (ГТО)» («Методические рекомендации по поддержке деятельности работников физической культуры, педагогических работников, студентов образовательных организаций высшего образования и волонтеров, связанной с поэтапным внедрением Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО) утв. Минобрнауки России, Минспортом России от 31.10.2014 ; Постановление Правительства «Об утверждении Положения о Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе «Готов к труду и обороне» № 540 от 11.06.2014 г. ; Приказ Министерства спорта РФ «Об утверждении государственных требований к уровню физической подготовленности населения при выполнении нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне (ГТО)» № 575 от 8.06.2014 г.)

Требования к учащимся на уроке физкультуры зависят от того, к какой группе здоровья относится ребенок. От этого зависит и его допуск к сдаче нормативов ГТО.

В соответствии с Письмом на уроке физкультуры дети распределяются на несколько групп.

Основная группа здоровья (I группа)

  • Разрешается участие во всех физкультурно-оздоровительных мероприятиях.
  • Обучающиеся основной группы здоровья допускаются к выполнению нормативов ГТО.

Подготовительная группа здоровья (II группа)

  • Дети, относящиеся к подготовительной группе здоровья, допускаются к выполнению нормативов ГТО после дополнительного медицинского осмотра.

Специальная группа здоровья (III группа)

  • Физкультурно-оздоровительная работа проходит с учетом заключения врача.
  • Дети занимаются со снижением физической нагрузки.
  • Учитель физкультуры и школьный врач должны знать об особенностях здоровья ребенка в специальной группе здоровья. В качестве тестов допустимо использовать строго определенные упражнения, которые не противопоказаны ребенку (Письмо).
  • Дети из этой группы здоровья не допускаются к выполнению нормативов ГТО.

Специальная группа здоровья делится на:

1. Подгруппу «А» — обучающиеся с обратимыми заболеваниями, которые могут быть переведены в подготовительную.

2. Подгруппу «Б» — обучающиеся с необратимыми заболеваниями.

Как аттестовать учащихся, которые относятся ко II и III группе здоровья?

Выдержки из Письма.

  • Учитель должен заметить даже незначительные и малозаметные изменения в физических возможностях ученика и выставить положительную отметку.
  • Если ученик не продемонстрировал динамики в формировании умений и навыков по предмету, то все равно должна быть выставлена положительная оценка.
  • В аттестаты об основном общем образовании и среднем (полном) общем образовании обязательно выставляется отметка по физической культуре.
  • Итоговая отметка по физической культуре в группах СМГ выставляется с учетом теоретических и практических знаний (двигательных умений и навыков, умений осуществлять физкультурно-оздоровительную и спортивно-оздоровительную деятельность), а также с учетом динамики физической подготовленности и прилежания.

Как определить нормативы выполнения заданий для учащихся из основной группы здоровья?

С введением комплекса ГТО в начале 2016 г. каждое образовательное учреждение столкнется с необходимостью подготовить учащихся к выполнению нормативов ГТО. До экспериментального введения комплекса ГТО нормативы по уровню физической подготовленности в официальных документах определены не были. Использовались нормативы, которые описывались в различных примерных программах по физическому воспитанию.

В программу учебного курса, образовательную программу по предмету «Физическая культура», программы внеучебных курсов по физическому воспитанию должна быть включена деятельность, которая обеспечит выполнение испытаний комплекса ГТО, подготовит к тестированиям комплекса ГТО («Методические рекомендации по поддержке деятельности работников физической культуры, педагогических работников, студентов образовательных организаций высшего образования и волонтеров, связанной с поэтапным внедрением Всероссийского фзкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО) утв. Минобрнауки России, Минспортом России от 31.10.2014 ).

Структура комплекса предполагает 11 ступеней и включает возрастные группы обучающихся с 1 — 11 класс (Постановление Правительства «Об утверждении Положения о Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе «Готов к труду и обороне» № 540 от 11.06.2014 г. ). Первые пять ступеней охватывают возраст обучающихся с 6 до 17 лет, то есть период обучения в школе.

Для каждого возраста определен норматив, выполнив который обучающийся получит знак ГТО (золотой, серебряный, бронзовый). Нормативы ГТО станут ориентиром, на который необходимо будет равняться при составлении образовательной программы по физкультуре. Особую значимость приобретает сдача нормативов ГТО для выпускников школ, которые могут получить дополнительные баллы к ЕГЭ при поступлении в ВУЗ.

Для получения знака отличия комплекса ГТО обязательны тесты по определнию уровня развития скоростных возможностей, выносливости, силы, гибкости и т. д. К выпускникам школ предъявляются следующие требования (Приказ Министерства спорта РФ «Об утверждении государственных требований к уровню физической подготовленности населения при выполнении нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне (ГТО)» № 575 от 8.06.2014 г. .):

V.Ступень

(возрастная группа от 16 до 17 лет)

1. Виды испытаний (тесты) и нормативы.

Виды испытаний

Нормативы

Бронзовый знак

Серебряный знак

Золотой знак

Бронзовый знак

Серебряный знак

Золотой знак

Обязательные испытания (тесты)

Бег на 100 м

Бег на 2 км (мин, с)

или на 3 км (мин, с)

Подтягивание из виса на высокой перекладине

(количество раз)

или рывок гири 16 кг (количество раз)

или подтягивание из виса лежа на низкой перекладине

(количество раз)

или сгибание и разгибание рук в упоре лежа на полу

(количество раз)

Наклон вперед из положения стоя с прямыми ногами на гимнастической скамье (ниже уровня скамьи-см)

Испытания (тесты) по выбору

Прыжок в длину с разбега (см)

или прыжок в длину с места толчком двумя ногами (см)

Поднимание туловища из положения лежа на спине (количество раз в 1 мин)

Метание спортивного снаряда весом 700 г (м)

или весом

Бег на лыжах на 3 км (мин, с)

или на 5 км (мин, с)

или кросс на 3 км по пересеченной местности*

Без учета времени

Без учета времени

Без учета времени

или кросс на

5 км по пересеченной местности*

Без учета времени

Без учета времени

Без учета времени

Плавание на

50 м (мин, с)

Без учета времени

Без учета времени

Без учета времени

Без учета времени

Стрельба из пневматической винтовки из положения сидя или стоя с опорой локтей о стол или стойку, дистанция —

10 м (очки)

или из электронного оружия из положения сидя или стоя с опорой локтей о стол или стойку, дистанция — 10 м (очки)

Количество видов испытаний (тестов) в возрастной группе

Количество видов испытаний (тестов), которые необходимо выполнить для получения знака отличия Комплекса**

Подобные требования разработаны для каждой возрастной группы школьников, начиная с 6 лет. Подробно узнать о предъявляемых комплексом ГТО испытаниях (тестах) для других возрастных групп можно в Приказе Министерства спорта РФ «Об утверждении государственных требований к уровню физической подготовленности населения при выполнении нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне (ГТО)» № 575 от 8.06.2014 г.

Какие бы требования не предъявлялись к детям, нужно помнить, что учитель физкультуры обязательно инструктирует учащихся о правилах поведения на уроке. Именно учитель несет ответственность за жизнь и здоровье обучающегося во время нахождения в школе (Закон об образовании). Очень многое зависит от того насколько грамотно организованы дети на уроке, какие требования к дисциплине предъявляет учитель, как организован сам урок. Если учитель справляется со своими обязанностями, то случаев, когда дети получают травмы, ушибы, не будет. Комплекс ГТО, ФГОС — это те механизмы, которые должны способствовать развитию у детей осознанной необходимости здорового образа жизни, учитывая особенности здоровья каждого ребенка. Если у ребенка с хроническим заболеванием или здорового ребенка наблюдается динамика в выполнении нормативов по физкультуре, то это показатель правильной работы учителя.

Положение

об организации занятий по предмету «Физическая культура»

обучающихся, отнесённых по состоянию здоровья к специальной медицинской группе или освобождённых от физических нагрузок на уроках

1. Общие положения.

1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии со следующими нормативными и правовыми актами:

    Федеральным Законом Российской Федерации от 04.12.2007 года №329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»;

    Методическим письмом Министерства Просвещения РСФСР от15.06.1987 г. № 105/33-24 «О направлении методических рекомендаций «Организация занятий по физическому воспитанию школьников, отнесенных к специальной медицинской группе»;

    Письмом Министерства образования Российской Федерации от 31.10.2003 г. № 13-51-263/123 «Об оценивании и аттестации учащихся, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе для занятий физической культурой»;

    Приказом Министерства образования Российской Федерации, Министерства Здравоохранения Российской Федерации, Госкомспорта Российской Федерации и Российской Академией образования от 16 июля 2002 года № 2715/227/166/19 «О совершенствовании процесса физического воспитания в образовательных учреждениях Российской Федерации»;

1.2. В целях дифференцированного подхода к организации уроков физической культуры все обучающиеся МБОУ лицей №4 в зависимости от состояния здоровья делятся на три группы: основную, подготовительную и специальную медицинскую группу. Занятия в этих группах отличаются учебными программами, объемом и структурой физической нагрузки, а также требованиями к уровню освоения учебного материала.

К основной медицинской группе относятся обучающиеся, имеющие удовлетворительное состояние здоровья.

К подготовительной медицинской группе относятся обучающиеся с недостаточным физическим развитием и низкой физической подготовленностью или имеющие незначительные отклонения в состоянии здоровья. Этой категории обучающихся разрешается заниматься физической культурой по программе для основной группы с учетом некоторых ограничений в объеме и интенсивности физических нагрузок (в том числе временных).

К специальной медицинской группе относятся обучающиеся, которые на основании медицинского заключения о состоянии их здоровья не могут заниматься физической культурой по программе для основной группы.

Занятия по физической культуре в этой группе проводятся по специальным учебным программам. Перевод из специальной медицинской группы в подготовительную производится либо при ежегодном медицинском осмотре, либо после дополнительного медицинского обследования.

При определении медицинской группы для обучающихся с отклонениями в состоянии здоровья необходимо предусматривать доступность физических нагрузок, а также создание оптимальных условий для выздоровления и предупреждения обострения заболеваний.

1.3. Работа в спецмедгруппе направлена на:

    укрепление здоровья, улучшение физического развития, закаливание организма;

    расширение диапазона функциональных возможностей основных физиологических систем организма, ответственных за энергообеспечение;

    повышение защитных сил организма и его сопротивляемости;

    освоение основных двигательных навыков и качеств;

    воспитание морально-волевых качеств и интереса к регулярным самостоятельным занятиям физической культурой;

    разъяснения значения здорового образа жизни, принципов гигиены, правильного режима труда и отдыха, рационального питания, пребывания на воздухе;

    предупреждение дезадаптации обучающихся в условиях общеобразовательного учреждения.

2. Организация и функционирование специальных медицинских групп.

2.1. Спецмедгруппа наполняемостью 10 - 12 человек организуется для обучающихся 1 - 11 классов. Группы комплектуются либо по параллели, либо по заболеваемости. Если число обучающихся недостаточно для комплектования группы, то комплектуются разновозрастная группа.

Группы обучающихся, отнесенных к спецмедгруппе, комплектуются для занятий физической культурой по заключению врачебной комиссии и заявлению родителей (законных представителей), оформляются приказом директора МБОУ лицей №4 в начале учебного года.

В листе здоровья классного журнала медицинский работник образовательного учреждения совместно с преподавателем физической культуры напротив фамилии обучающегося делает отметку: «спецмедгруппа, приказ №…… от ……..г.».

2.2. Движение обучающихся по группам здоровья в течение учебного года (из специальной медицинской группы в подготовительную группу, далее в основную и наоборот) проводится на основании справки врачебной комиссии и заявления родителей (законных представителей). На основании этих документов директор МБОУ лицей №4 издает приказ о переводе обучающегося в другую группу здоровья. Медицинский работник лицея совместно с классным руководителем и преподавателем физической культуры в листе здоровья классного журнала напротив фамилии обучающегося делают отметку: «на основании приказа от…….№……. переведен в ….. группу».

2.3. Учет посещаемости и успеваемости обучающихся специальной медицинской группы здоровья и прохождение ими программного материала осуществляется в журнале для специальных медицинских групп, который заполняет преподаватель, ведущий занятия в спецмедгруппе. В классном журнале на предметной странице «Физическая культура» напротив фамилии обучающегося, отнесенного к специальной медицинской группе здоровья, из журнала специальной медицинской группы переносятся четвертные (полугодовые) и годовые оценки.

3. Организация образовательного процесса в специальной медицинской группе.

3.1. Образовательный процесс в специальной медицинской группе регламентируется расписанием занятий. Учебные занятия с обучающимися, отнесёнными к специальной медицинской группе, планируются отдельно от основного расписания.

3.2. Посещение занятий учащимися, отнесенными к специальной медицинской группе здоровья, являются обязательными. Во время уроков физической культуры по расписанию учебных занятий данные обучающиеся находятся вместе с группой в спортивном зале лицея или на спортивной площадке.

3.3. Ответственность за посещение обучающимися уроков физической культуры и занятий специальной медицинской группы возлагается на учителя, ведущего занятия в группе, и классного руководителя, контролируется заместителем директора лицея по УВР и медицинским работником лицея.

4. Кадровое и финансовое обеспечение специальных медицинских групп.

В специальных медицинских группах работают учителя, имеющие опыт работы в образовательном учреждении.

Оплата труда учителей за работу в специальных медицинских группах осуществляется в пределах фонда оплаты труда образовательного учреждения.

5. Функции заместителя директора лицея по УВР, учителя, работающего в специальной медицинской группе.

5.1. Заместитель директора по УВР обеспечивает создание необходимых условий для работы специальных медицинских группы, осуществляет контроль за её работой, несет ответственность за её комплектование, оказывает систематическую организационно-методическую помощь учителю в определении направлений и планировании работы специальной медицинской группы, анализирует результаты обучения.

5.2. Учителя, работающие в специальных медицинских группах должны:

    знать анатомические и физиологические особенности обучающихся разных возрастных групп;

    знать методики проведения лечебной физкультуры с различными заболеваниями;

    знать показания и противопоказания к проведению лечебной физкультуры;

    знать санитарно-гигиенические нормы при проведении занятий и правила техники безопасности и охраны труда;

    проводить систематическую работу с обучающимися, с целью выявления их индивидуальных возможностей и определения направлений развивающей работы, фиксировать динамику развития обучающихся;

    Вести систематическое наблюдение за реакцией обучающихся на предлагаемые нагрузки по внешним признакам утомления;

    иметь следующую документацию: рабочую программу по предмету; календарно – тематическое планирование; расписание занятий; журнал учета успеваемости и посещаемости обучающихся.

6. Система оценивания достижений, обучающихся в специальных медицинских группах.

6.1. При выставлении текущей отметки обучающемуся, имеющему специальную группу здоровья, необходимо соблюдать особый такт, быть максимально внимательным, использовать отметку таким образом, чтобы она способствовала его развитию и стимулировала на дальнейшие занятия физической культурой.

6.2. Итоговая отметка по физической культуре обучающимся специальной медицинской группы выставляется с учетом теоретических и практических знаний (двигательных умений и навыков, умений осуществлять физкультурно-оздоровительную и спортивно-оздоровительную деятельность), а также с учетом динамики физической подготовленности и прилежания.

6.3. Обучающиеся подгрупп «А» и «Б» специальной медицинской группы здоровья по своим двигательным возможностям не могут сравниться со здоровыми детьми. Общий объем двигательной активности и интенсивность физических нагрузок, обучающихся специальных медицинских групп должны быть снижены по сравнению с объемом нагрузки для обучающихся основной и подготовительной групп. Кроме этого каждый обучающийся специальной медицинской группы имеет свой выбор ограничений двигательной активности, который обусловлен формой и тяжестью его заболевания. Такие ограничения неизбежно накладывают отпечаток на степень развития двигательных навыков и качеств.

6.4. Текущая отметка успеваемости обучающемуся специальной медицинской группы здоровья выставляется по пятибалльной системе.

6.5. Положительная отметка по физической культуре выставляется с учетом теоретических и практических знаний (двигательных умений и навыков, умений осуществлять физкультурно-оздоровительную и спортивно - оздоровительную деятельность). Основной акцент должен быть сделан на стойкую мотивацию обучающихся к занятиям физическими упражнениями и динамике их физических возможностей. Положительная отметка должна быть выставлена также обучающемуся, который не продемонстрировал существенных сдвигов в формировании навыков, умений и развитии физических качеств, но регулярно посещал занятия, старательно выполнял задания учителя, овладел доступными ему навыками самостоятельных занятий оздоровительной и корригирующей гимнастики, необходимыми знаниями в области физической культуры.

6.6. Обучающемуся выставляется:

Отметка «2» (неудовлетворительно), в зависимости от следующих конкретных условий:

    не имеет с собой спортивной формы в соответствии с погодными условиями;

    не выполняет требования техники безопасности и охраны труда на уроках физической культуры;

    обучающийся, не имеет выраженных отклонений в состоянии здоровья, при этом не имеет стойкой мотивации к занятиям физическими упражнениями, нет положительных изменений в физических возможностях обучающегося, которые должны быть замечены преподавателем физической культуры;

    не продемонстрировал существенных сдвигов в формировании навыков, умений и в развитии физических и морально-волевых качеств;

    не выполнял теоретические или иные задания учителя, не овладел доступными ему навыками самостоятельных занятий оздоровительной или корригирующей гимнастики, необходимыми теоретическими и практическими знаниями в области физической культуры.

Отметка «3» (удовлетворительно), в зависимости от следующих конкретных условий:

    выполняет все требования техники безопасности и правила поведения в спортивном зале, на стадионе. Соблюдает гигиенические требования и охрану труда при выполнении спортивных упражнений;

    обучающийся, имеющий выраженные отклонения в состоянии здоровья, при этом старателен, мотивирован к занятиям физическими упражнениями, есть незначительные, но положительные изменения в физических возможностях обучающегося, которые могут быть замечены учителем физической культуры;

    продемонстрировал несущественные сдвиги в формировании навыков, умений и развития физических и морально-волевых качеств в течение полугодия;

    частично выполняет все теоретические и иные задания учителя, овладел доступными ему навыками самостоятельных занятий оздоровительной или корригирующей гимнастики, необходимыми теоретическими и практическими знаниями в области физкультуры.

Отметка «4» (хорошо), в зависимости от следующих конкретных условий:

    обучающийся, имеющий выраженные отклонения в состоянии здоровья, при этом мотивирован к занятиям физическими упражнениями. Есть положительные изменения в физических возможностях обучающихся, которые замечены учителем;

    постоянно на уроках демонстрирует существенные сдвиги в формировании навыков, умений и развития физических и морально-волевых качеств в течение четверти или полугодия. Успешно сдает на уроках норматив по физкультуре, для своего возраста;

    выполняет все теоретические или иные задания учителя, овладел доступными ему навыками самостоятельных занятий оздоровительной или корригирующей гимнастики, оказание посильной помощи в судействе или организации урока, а также необходимыми теоретическими и практическими знаниями в области физической культуры.

Отметка «5» (отлично), в зависимости от следующих конкретных условий:

    имеет с собой спортивную форму в полном соответствии с погодными условиями, видом спортивного занятия или урока;

    выполняет все требования техники безопасности и правила поведения в спортивном зале и на стадионе. Соблюдает гигиенические требования и охрану труда при выполнении спортивных упражнений на занятиях;

    обучающийся, имеющий выраженные отклонения в состоянии здоровья, при этом стойко мотивирован к занятиям физическими упражнениями. Есть существенные положительные изменения в физических возможностях обучающихся, которые замечены учителем. Занимается самостоятельно в спортивной секции, имеет спортивные разряды или спортивные успехи на соревнованиях любого ранга;

    постоянно на уроках демонстрирует существенные сдвиги в формировании навыков, умений и в развитии физических или морально-волевых качеств в течение четверти или полугодия. Успешно сдает или подтверждает все требуемые на уроках нормативы по физической культуре, для своего возраста;

    выполняет все теоретические или иные задания учителя, овладел доступными ему навыками самостоятельных занятий оздоровительной или корригирующей гимнастики, оказание посильной помощи в судействе школьных соревнований между классами или организации классных спортивных мероприятий, а также необходимыми теоретическими и практическими знаниями в области физической культуры.

6.7. При выставлении четвертной (полугодовой), годовой оценки по физической культуре учитывается прилежание, усердие в работе над собой и выполнение всех рекомендаций учителя физической культуры.

7. Организация учебного процесса обучающихся, освобождённых от физических нагрузок на уроках физической культуры.

7.1. В исключительных случаях по соответствующему медицинскому заключению обучающиеся освобождаются от физических нагрузок на уроках физической культуры.

7.2. Для освобождения, обучающегося от физических нагрузок на уроках физической культуры родители (законные представители) предоставляют в МБОУ лицей №4 заключение врачебной комиссии поликлиники (больницы) и заявление об освобождении обучающегося от физических нагрузок на уроках физической культуры.

Если обучающийся освобожден от физических нагрузок на уроках физической культуры более, чем на месяц:

    образовательное учреждение издает приказ об от физических нагрузок на уроках физической культуры к началу учебного года или во время учебного года незамедлительно после предоставления справки и заявления;

    в классном журнале медицинский работник школы совместно с учителем физической культуры напротив фамилии обучающегося делает отметку: «освобожден от физических нагрузок, приказ №……. от …….. г.»;

В том случае, если по медицинскому заключению пребывание в спортивном зале связано с опасностью для жизни и здоровья обучающегося, освобожденного от физических нагрузок, или по заявлению родителей (законных представителей), администрация образовательного учреждения определяет его местонахождение во время проведения учебных занятий по физической культуре (библиотека, столовая и др.).

Загрузка...