docgid.ru

«Cтереотипы об инвалидах мешают нам жить. Изменение стереотипов в отношении к инвалидам. Что такое экстрабилити

Людмила Васильева перестала ходить в раннем детстве из-за врожденного заболевания. Однако инвалидность не помешала ей стать мастером спорта, певицей, королевой красоты, общественным деятелем и матерью. О том, какой путь она прошла, и что необходимо менять для улучшения жизни людей с инвалидностью, чемпионка России и Европы по фехтованию на коляске рассказала DISLIFE .

« Родители готовили меня к надомной работе и жизни с ними»

Я родилась в старинном городе на Белом озере в Вологодской области. Еще совсем малышкой я перестала ходить из-за врожденного заболевания. Я обучалась на дому и мало какие места были мне доступны в городе. Родители готовили меня к надомной работе и жизни с ними – они и представить не могли, когда жили в нашем маленьком городке, что где-то люди на колясках работают и живут самостоятельно. Но они были очень заботливыми и старались сделать все, о чем мечтала моя неуемная фантазия. Поэтому я училась дополнительно в музыкальной школе, осваивала синтезатор и компьютер, приобрести который простой рабочей семье тогда было очень сложно, ездила на всевозможные мероприятия для инвалидов.

Я увидела, что мир, в котором люди на коляске живут независимой жизнью, существует.

Когда я стала победителем Всероссийского фестиваля творчества детей-инвалидов, меня заметил Владислав Михайлович Тетерин, руководитель НБФ «Мир искусства», и пригласил во всемирный детский хор под эгидой ЮНЕСКО. В течение многих лет, мы выступали в разных городах мира со звездами оперной сцены: Монсеррат Кабалье, Монсеррат Марти, Хосе Колладо, Еленой Макаровой, хором Попова. В Московском Гостином Дворе, на Большом Каскаде Петергофа и в Ватикане перед Папой Римским Иоанна-Павла II с Роберто Аланья и Анжелой Георгиу, в Московском Международном Доме Музыки и в Российском посольстве в Лондоне с Марией Гулегиной, в Большом зале Московской консерватории с Чечилией Бартоли и в турне Дмитрия Хворостовского, посвященного 60-летию Великой Победы, по городам России.


Участие в хоре стало самым ярким впечатлением моего детства и дало твердую уверенность, что даже самые невероятные вещи возможны, когда человек чего-то хочет и идет к своей цели.

« Тогда фехтованием на колясках еще никто в России не занимался»

В 2003 году я переехала в Москву, поступив в специализированный институт для людей с проблемами опорно-двигательного аппарата. Училась я хорошо и через несколько лет мне удалось с отличной стипендии скопить 40 тыс. рублей, чтобы купить «Жигули». Мне установили ручное управление, а друзья научили водить. И я сдала на права.

В институте началась и моя спортивная карьера. В 2005 году к нам пришел тренер Елена Борисовна Белкина, чтобы объявит набор в сборную по фехтованию на колясках. Тогда этим видом спорта еще никто не занимался в России – она увидела его на Паралимпийских играх в Афинах и загорелась мечтой создать сборную в нашей стране.


С самого начала подход к занятиям был очень серьезный. На первой же встрече Елена Борисовна сказала, что в 2008 году мы должны попасть на Паралимпиаду в Пекин.

Остаться могли только те, кто был готов идти к этой цели. Тогда это, конечно, казалось нереальным, но я осталась. А в 2008 году не только прошла на Паралимпиаду, но и заняла 4 место, проиграв за бронзу всего 2 укола.

Сейчас я мастер спорта международного класса, 20-кратная чемпионка России, чемпионка Европы, многократный призер и победитель этапов Кубка мира и обладатель Кубка мира 2015 года. Я выступала на Паралимпиаде в Лондоне и должна была соревноваться в Рио. Сейчас мы готовимся к Паралимпийским играм в Токио.

Параллельно со спортом я продолжала участвовать в музыкальных конкурсах и фестивалях, записала свой диск. Вместе с группой «Земляне» и Дианой Гурцкой мы записали несколько песен. Стала победительницей первого в России конкурса красоты среди девушек на колясках «Мисс независимость 2012». Вышла замуж и родила дочь.


Сейчас я также участвую в подиумных показах одежды, в фотосессиях, в различных общественных мероприятиях.



Люблю путешествовать, знакомиться с новыми людьми. Активно отстаиваю права инвалидов, являюсь активистом Общественного Народного Фронта. А в 2016 году окончила магистратуру МГУ имени М.В. Ломоносова по специальности «Менеджмент в спорте».

Как мне удается все совмещать? Прежде всего благодаря поддержке и помощи близких. Если бы не моя мама, то со спортом, который требует больше всего времени и сил, пришлось бы завязать еще лет семь назад.

«Практически каждый день я вижу удивление в глазах»

Сегодня для человека на инвалидной коляске одна из самых больших трудностей – это многочисленные лестницы. Степень доступности объектов даже в столице оставляет желать лучшего.

Но дело не только в этом. В обществе сложились стереотипы о людях с инвалидностью и их необходимо искоренять. Сейчас каждым своим действием нужно доказывать, что ты нормальный человек и в твоей жизни происходит все то же, что и у других людей: грусть и радость, встречи и расставания, жизненные драмы и любовные истории, свадьбы и разводы.

И то, что ты на коляске, например, не означает, что ты не можешь сам постирать белье и прибрать дом. Это не значит, что ты не ходишь на работу, на вечеринки или в кино.

Практически каждый день я вижу удивление в глазах, хотя уже достаточно много людей с инвалидностью встречаются на улице или в общественных местах. Тем не менее пока многие по-прежнему думают, что инвалид – это тот, кто беспомощно лежит на кровати и умирает, а если и выходит из дома, то только для того, чтобы добраться до больницы и обратно.

Казалось бы, какая разница, что там думают окружающие. Однако стереотипы о людях с инвалидностью, сложившиеся в обществе, мешают нам нормально жить не меньше лестниц. Мешают знакомиться, искать работу, учиться, заводить новых друзей и находить любовь.

Преодолевая стереотипы

Михаил Мельников

Очаровательна, успешна и полна жизни - эта девушка своим примером доказала, что слабость можно превратить в силу. Эйми Маллинз, актриса и модель, перевернула представление о том, что инвалидность ставит крест даже на простых радостях жизни. Она разбила вдребезги навязанный обществом стереотип восприятия инвалида.

Эйми своей жизнью доказывает, что недееспособный человек может превратиться в суперспособного. Невзирая на самые бедственные обстоятельства (в полгода Эйми ампутировали по колено обе ножки из-за врожденной патологии малых берцовых костей и доктора пообещали, что ходить девочка не научится никогда), Эйми предпочла оставаться красивой, здоровой и успешной. Она научилась ходить, в том числе по подиуму на модных показах, а еще бегать и прыгать в длину, в том числе на Паралимпийских играх в Атланте, где она побила пару рекордов. Она вошла в список пятидесяти самых красивых людей мира, стала сниматься как актриса кино и как модель для глянца

Ноги Эйми Маллинз - это арт-объект, аксессуар и скульптура одновременно. Но не только. Это еще и надежда, которую она дарит таким же, как она, людям, изобретая новые протезы, где форма, функциональность и эстетика неразделимы. Эйми использует двенадцать пар протезов, меняя их, как наряды. "Ноги гепарда" она, по примеру Оскара Писториуса, использует для бега, силиконовые ножки с прорисованными венами - для выходов в свет, также есть деревянные, полиуретановые и друие протезы, с помощью которых Эйми, в дополнение к прочим преимуществам, может регулировать свой рост от 173 до 185 см.

«Доброжелатели» называют ее киборгом. По существу они правы. В ее организме есть механические компоненты. Но они не мешают жить, расцветать и благоухать живой душе этой удивительной женщины, сильной и красивой, нежной и мудрой, суперспособной - супергероини.

История изготовления протезов, используемых Эйми, уходит корнями в древнеегипетскую цивилизацию, однако, с тех пор прогресс происходил весьма и весьма небыстро. Относительно масштабов истории, технологии только недавно добрались до этой сферы и теперь обещают новые, радикальные чудеса протезирования в будущем. Уже сейчас, результат многих лет лабораторных исследований, позволяет таким, как Эйми, многократно расширить границы своих физических возможностей. Создатель протезов Хью Герр, признанный лидер в сфере биомеханики, уже давно работал над своим детищем в Массачусетском Технологическом Институте. По его словам, в прямом и переносном смысле «следующим шагом» станет «непосредственное соединение механических частей протеза с телом его носителя. В будущем, сенсорные мускулы смогут получать команды напрямую из человеческого мозга, точно так же, как и все остальные здоровые конечности», - говорит он.

Но это - будущее, а пока, очаровательная девушка Эйми смело открывает новые двери с помощью всё более совершенных моделей протезов. Теперь её обувной гардероб заставляет задуматься, что надеть – повседневное дерево или же хрустальную Золушкину туфельку на элегантном каблучке для вечернего коктейля. Как тут не задуматься о том, что высокие технологии способны полностью изменить жизнь обычного человека даже в самых сложных случаях инвалидности и подарить ему такое простое и такое ценное ощущение собственной полноценности.

У всех стереотип, если инвалид, то вид должен быть жалким. Я хожу на протезе. И не вздумайте меня жалеть, а то разговора не получится! — говорит Юлия Ефимова, призёр множества чемпионатов и кубков по фехтованию среди инвалидов-колясочников.

Где взять сил для победы.

С Юлией Ефимовой корреспондент «АиФ в Омске» договорилась встретиться в Центре паралимпийской подготовки накануне международного Дня инвалидов. Юлия — призёр множества чемпионатов и кубков по фехтованию среди инвалидов-колясочников.

Пока ждала девушку, рассматривала в спортзале тренажёры – это инвалидные кресла, накрепко прикрученные к полу. Рядом набор спортивного оружия — рапиры и шпаги. Признаться, я заранее испытывала чувство неловкости — неизвестно, как девушка отреагирует на вопросы, которые собираюсь ей задать. Хотелось откровенного разговора, но как это сделать, чтобы не обидеть Юлю? Поэтому, когда в спортзал на своих ногах вошла молодая спортивная девушка, сильно удивилась, и в первый момент подумала, что встреча не состоится.

— Да не удивляйтесь вы так, — рассмеялась Юля. – У всех стереотип, если инвалид, то вид должен быть жалким. Я хожу на протезе. И не вздумайте меня жалеть, а то разговора не получится! К вопросам я привыкла разным…

Мама и жена

— Юля, я знаю, что у Вас не всегда были проблемы со здоровьем, родились крепким ребёнком. Что так трагически изменило вашу жизнь?

— В шесть лет я попала в ДТП. Переходила дорогу, до тротуара буквально несколько сантиметров осталось. В общем, попала под автобус. На «скорой» привезли в больницу. Операция. О том, что у меня ногу ампутировали, я не знала. Ни врачи, ни родители просто не успели меня подготовить. Было очень страшно, когда я поняла, что произошло. Плакала, но недолго. Может, потому, что я была ребёнком, а дети легче адаптируются к новым условиям, может, просто характер такой. Но я очень скоро встала на протез, пошла в обычную школу. Занималась плаванием, окончила музыкальную школу.

— Любая женщина в первую очередь мечтает о любви, материнстве. Как сложилась Ваша личная жизнь, и были какие-то сложности в общении с противоположным полом?

— Я счастливая мама и жена. С будущим мужем познакомилась, когда мне было 17 лет. Тем летом я окончила школу, поступила в ОмГУ на факультет психологии и в один из вечеров встретила его. Как и многие окружающие, муж поначалу не догадывался, что я хожу на протезе. Конечно, мне было непросто говорить на эту тему. Я сильно комплексовала. В 17 лет прыщ, выскочивший на носу, уже кажется трагедией, а здесь…Но он всё воспринял как-то очень естественно. Наверное, именно тогда я поняла, что это мой человек. С тех пор мы вместе, нашей дочери девять лет.

— Беременность сложно протекала?

— Для меня нет! (смеётся ). Это врачам было сложно. Гинеколог посылала к травматологу, чтобы тот дал письменное разрешение на роды. Травматолог отсылал обратно, потому что не видел своих показаний. Абсурдность ситуации заключается в том, что меня всё-таки заставили принести эту справку. Рожала самостоятельно, дочь родилась здоровенькой.

В поединке

— Юля, вы уже известная спортсменка в своём виде спорта, 5 золотых медалей, занимаете второе место в турнирной таблице мирового рейтинга… А как пришли в спорт?

— Два года назад в Омске в центре развития паралимпийцев набирали группу из спортсменов с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Мне позвонил бывший тренер по плаванию и предложил записаться. Поначалу я отказалась. Не считаю себя инвалидом в том понимании слова, которое в него вкладывают. Возможно, даже испугалась, ведь для занятий нужно было сесть в инвалидное кресло. Но, подумав, решила посмотреть, попробовать. Так и осталась в этом спорте. На первой тренировке было сложно. Я всякий раз вздрагивала, когда направляла оружие на соперницу. Понимала, что она в защитной форме и маске, но всё равно боялась сделать больно. Через две-три тренировки привыкла. А спустя два месяца, в марте 2010 года, на Открытом кубке России заняла I место. Была очень рада и горда, но тогда ещё не думала, что фехтование станет частью моей жизни.

— Вы очень быстро стали чемпионкой. Что это – везение, способности или что-то другое?

— Возможно, кто-то решит, что фехтовать, сидя в инвалидном кресле, легко. Уверяю, это не так! Со своими соперницами я на равных. Если бы думала, что у меня перед ними преимущество, то сразу отказалась бы от участия в соревнованиях. Это не для меня. Я приемлю только честный бой. Как-то раз на тренировку заглянул муж, и я предложила ему попробовать себя в фехтовании. Он спортивный, крепкий, абсолютно здоровый мужчина — и проиграл. Ну а насчёт везения… Не уверена, что дело в этом. Просто фехтование увлекло меня, на тренировках выкладываюсь полностью. Пришлось даже оставить работу.

— Сейчас часто озвучиваются достаточно высокие суммы, которые получают наши спортсмены за победы в международных соревнованиях. А что Вам принёс спорт?

— Если говорить о материальном вознаграждении – ничего! Обещают выплатить премию за «серебро» в последнем чемпионате мира, жду… Был момент, когда я подумывала вообще забросить всё это. В детстве можно заниматься спортом, когда мама с папой обеспечивают. А мне 30 лет, сама мама. Но фехтование «затянуло» меня, и я решила перетерпеть. Когда вошла в состав сборной России, мне наконец-то стали платить зарплату, а до этого момента материальное обеспечение семьи лежало на муже. Но я рада уже тому, что у меня была возможность выехать на соревнования. Два раза поездки на соревнования оплачивала область, сейчас спорткомитет России. Но спросите любого спортсмена, самое главное ощущения после победы. Их передать невозможно! В поединке ты проявляешь себя как личность.

О чём мечтаете?

— В рамках спорта мечтаю победить на Олимпиаде, сейчас усиленно занимаюсь для этого. А в жизни… Мечтаю попутешествовать вместе с моими любимыми, хочу, чтобы они были здоровы.

— Что посоветовали бы тем, кто оказался в ситуации, схожей с вашей, много лет назад, как не впасть в уныние, не поддаться депрессии?

— Нет таких слов. Что бы я сейчас ни сказала, всё равно будут и уныние, и слёзы. Но, пройдя это период нужно жить, жить дальше. Только сам человек может выбрать — быть ему счастливым или нет. Можно выбрать страдания, ну и настрадаешься, а можно выбрать другой путь и делать всё возможное, чтобы жить полной жизнью. Не обязательно заниматься спортом, нужно научиться радоваться самому простому. Получается печь пироги – пеки, рисовать – рисуй, умеешь вязать – «обвяжи» всю семью!. Делай, что угодно, самое главное не останавливайся. Инвалидность заключается не в физическом увечье человека, а в его голове.

Досье:

Юлия Ефимова — воспитанница СДЮСШОР №12 им. О.П. Крикорьянца, занимает второе место в мировом рейтинге по фехтованию на колясках среди женщин. Обладательница пяти золотых медалей в состязаниях по фехтованию мирового уровня в паралимпийской программе. Победа Ефимовой в сентябре 2011 года на Кубке мира в Венгрии позволила ей войти в состав сборной России.

"Слушай, а ты тоже будешь писать в духе, мол, какой он герой, сам себе рубашку застегивает, мимо петелек не промахивается. И даже когда чай наливает, прямо в кружку попадает?"

Как признается Евгений Ведерников, когда так журналисты пишут, это поначалу вызывает улыбку, а потом начинает и немного напрягать. "Мы же не беспомощные, не надо нас жалеть". И в самом деле, Евгений в свои 33 года неплохо зарабатывает, купил квартиру в ипотеку, вместе с женой они постоянно совершают какие-то путешествия, - ходят в горы, плавают в кратере вулкана, ныряют в прорубь...Сейчас вот собираются поехать на Байкал. И жена Елена у него, к слову, умница и красавица, недавно получила приз в одной из номинаций конкурса красоты "Уральская невеста". У нее два высших образования. И все это при том, что и Евгений, и Елена - оба незрячие. Абсолютно, с рождения...

Что такое экстрабилити

Как признается Евгений, отношение общества к инвалидам за последние пять-десять лет изменилось кардинально, все меньше деления на "мы" и "они", но местами все еще полно стереотипов.

Мне, например, в свое время надоело, что родители меня все время жалели и опекали. "Вот тебя собьет трамвай, вот ты порежешь себе руку..." В итоге я уехал и стал жить самостоятельно. Но кто-то этими настроениями заражается и постоянно рыдает над собой: пенсия маленькая, кому мы, инвалиды, нужны? В итоге небритый-нечесаный сидит дома, и родители кормят его чуть ли не с ложки".

Все, по словам Евгения, идет изнутри человека. "Ну что ты ноешь, руки-ноги целы - значит, можешь работать".

Сам он работает массажистом в детской поликлинике, жена - психологом, коучером. Много занимаются общественной жизнью. И личным примером продвигают жизнеутверждающую философию "экстрабилити" (от англ. - сверхспособности), набирающую популярность сегодня в стране и мире. Ее смысл в том, что человек с инвалидностью не только может вернуться к жизни в обществе, но и активизировать особые внутренние возможности, скрытые в каждом человеке. У незрячих, например, очень развито воображение, образное мышление. У глухих - особая способность фокусироваться и т.д. И это можно активно использовать как преимущество. Звучит на первый взгляд нереально, почти как в кино. Сейчас, к слову, как раз по ТВ идет сериал про следователя, который стал слепым, но, благодаря открывшимся новым способностям, продолжает раскрывать самые сложные преступления. Но Евгений и Елена доказывают, что вести совершенно нормальный образ жизни, будучи незрячим, - это норма, а не кино. Что инвалидность это не недостаток, а ресурс.

Евгений Ведерников не понимает словосочетания "ограниченные возможности". Фото: архив семьи Ведерниковых

Роман с продолжением

Евгений человек с отличным чувством юмора, на порядок позитивнее и энергичнее многих здоровых людей. Ему не стесняешься задавать и совершенно "некорректные" вопросы: "Скажи, зачем тебе ехать на Байкал, если ты его все равно не увидишь?"

Как зачем, удивляется он, главное ведь эмоции, ощущения, которые ты испытываешь, а они передаются от окружающих, от общей атмосферы вокруг, от того, что ты слышишь и чувствуешь.

Конечно, я никогда не видел Кавказ, например, но я все отлично чувствовал, когда мы туда приехали, какой там воздух, как держишься за уступы, стираешь обувь в горах, как, затаив дыхание, прыгаешь в кабинку на канатной дороге. Это же все равно, что зрячему читать захватывающий роман, - тоже не видишь, но выстраиваешь картину мира в своем воображении.

Ников Вуйчичей много!

Евгений говорит, что сегодня все больше людей с инвалидностью живут не просто полноценной жизнью, но и куда более насыщенной, чем иные здоровые. "Все знают Ника Вуйчича, но Ников сегодня уже много". И они заставляют перестать ныть и выйти из дома. Ломают и стереотипы у окружающих здоровых людей.

Сегодня активно продвигается инклюзивное образование, и для многих учителей шок, ну как в классе будет учиться ребенок-инвалид, что я с ним буду делать, вдруг его еще больше покалечат на перемене и т.д. Но мы ездим в школы, в лагеря, занимаемся с детьми, например, проводим для них квесты с закрытыми глазами и понимаем, что у детей-то как раз меньше стереотипов, они готовы на равных общаться, и с удовольствием воспринимают все новое. А вот взрослым как раз сложно вырваться из привычных рамок восприятия, - говорит Евгений.

Интересно, что...

Разные типы инвалидности стимулируют развитие разных компенсаторных способностей.

У незрячих:

способность действовать в ограниченном количестве информации,

воображение,

коммуникабельность и навыки самопрезентации,

мобильность и стремление к движению,

обостренные обоняние, осязание, внимание к звуковой информации,

доверие к миру.

У глухих:

развитые визуальные навыки,

высокая способность фокусироваться.

У людей на инвалидном кресле:

усидчивость,

способность планировать и тщательно организовывать логистику,

коммуникабельность.

У людей с ментальными отклонениями:

искренность,

способность стимулировать собеседника четко выражать свои мысли,

высокая трудоспособность,

любовь к труду.

Прямая речь

Елена Леонтьева, председатель общества инвалидов на коляске Екатеринбурга:

Думаю, и инвалидам нужно иногда задуматься, а правильно ли они себя ведут, если уж мы говорим об обществе равных возможностей и отношений. Недавно в ресторан Екатеринбурга не пустили парня на коляске, сославшись на дресс-код, прошла волна возмущения. Но когда я разобралась, встала на сторону заведения. Он приехал в кафе в спортивных штанах, вел себя так, будто ему все должны. Говорю ему, ну что, ты брюки не мог надеть, почему для тебя должно быть исключение? Поняли друг друга, недавно увидела его на одном из мероприятий, улыбается, посмотрите, говорит, я новые джинсы купил.

На самом деле, отношение к инвалидам стало принципиально иным, пусть и не везде еще создана доступная среда, пандусы, поручни и т.д. Отношение людей другое. Мне, например, постоянно предлагают помочь - в магазине достать товар с верхней полки, поднять коляску возле дома. Причем часто предлагают дети, что особенно приятно. Признаюсь, иногда помощь и не особо нужна, но я не отказываюсь, - ну как откажешь людям в их добрых побуждениях.

1

Ограничения здоровья, ярко выраженные физические отклонения и соответствующий социальный статус создают определенные социальные стереотипы окружающего общества об «ущербности» и «неполноценности». Принято связывать формирование подобных стереотипов с ограничениями в информационном поле и отсутствием просвещения общества по вопросам инвалидности. Негативные последствия стигматизации, связанные с дискриминацией, социальной изоляцией и отчуждением, сказываются как на самом объекте стигматизации, так и на обществе в целом, напрямую мешая становлению толерантного сознания по отношению к лицам с ограниченными возможностями здоровья, мешая осуществлению их социальной реабилитации. Проблема стигматизации тесно связана с проблемами толерантности. В последнее время предпринимаются шаги с целью преодоления негативного отношения, но они не могут поменять ситуацию в ближайшем будущем. Проблема инвалидности в широком смысле является проблемой гражданского общества, которое посредством своих институтов влияет на мировоззренческие позиции отдельно взятых людей.

толерантность

социальная реабилитация

стигматизация

инвалидность

1. Гоффман И. Представление себя другим в повседневной жизни / пер. с англ. и вступ. статья А.Д. Ковалева. – М. : Канон-Пресс-Ц; Кучково поле, 2000. – 304 с.

2. Елсуков А.Н. Стигматизация как способ выделения объектов в структурах коммуникативного действия // Университетская трибуна. Социология. – № 4. – 2010.

3. Липай Т.П. Стигматизация в практике общеобразовательных школ // Социс. – 2009. – № 5.

4. Мамедов А.К., Липай, Т.П. Социальная стигматизация: монография / А.К. Мамедов, Т.П. Липай. – М. : ИД «АТИСО», 2008.

5. Набойченко Е.С. Влияние общественного мнения на стигматизацию ребенка с атипичной внешностью // Специальное образование. – № 2. – 2009.

6. Рождественская Е.Ю., Семенова В.В., Стрельникова А.В., Андреев А.Н. Отношение россиян к социально незащищенным группам // Социологический журнал. – 2007. – № 4.

8. Худоренко Е.А. Лица с ограниченными возможностями здоровья. Проблема образования и инклюзии // Социс. – 2005. – № 9.

При условии напряжения социально-экономических отношений особое внимание в дискуссиях как в обществе, так и в среде ученых уделяется вопросам социальной политики.

В современном мире все больше преобладает точка зрения, что инвалидность не является причиной для жесткого ограничения человека. В ряде стран предпринимаются шаги, чтобы обеспечить для инвалидов доступ к объектам социальной инфраструктуры, дать возможность получать образование, регулировать их занятость. Но по-прежнему сохраняется и отношение к инвалидам как к «социальной обузе», основанное на патерналистских стереотипах.

Инвалидность (от лат. invalidus - слабый, немощный) - это стойкая, длительная или постоянная потеря трудоспособности, препятствия или ограничения жизнедеятельности человека с физическими или психическими отклонениями. Для государства понятие инвалидности означает в первую очередь потерю трудоспособности человеком, так как это ограничивает выполнение его обязательств перед государством .

Существуют два основных взгляда на проблему социальных препятствий для инвалидов:

1) социальная модель - базируется на том, что трудности создаются обществом, которое не хочет предусматривать участия инвалидов в общественной жизни и их интеграцию в социальные процессы. Сторонники этой модели (главным образом из числа благотворительных и общественных организаций) настаивают на создании доступной для инвалидов среды и адаптации социальной инфраструктуры к их потребностям и нуждам;

2) медицинская модель - опирается на представление о том, что причины трудностей инвалидов - в их ограниченных возможностях. Представители этого направления считают, что помощь инвалидам должна заключаться в создании системы специализированных учреждений для этой группы населения. Эта модель критикуется как дискриминационная, направленная на ограничение инвалидов в общении, передвижении, участии в общественной жизни. Большинство стран мира начинают отказываться от медицинской модели, так как она нецелесообразна, ограничивает как самих инвалидов, так и общество и государство, которые могут использовать труд инвалидов в общественно полезной деятельности.

Более современной является социальная модель, которая направлена на улучшение самого социального статуса инвалидов и повышение их социальной активности, давая возможность самореализации и личностного роста.

То есть общество заинтересовано в сохранении инвалида как активного агента социального пространства.

В общественное сознание россиян еще не пришло восприятие таких людей как равноценных граждан, поэтому одна из основных задач, стоящих перед Россией и российским обществом, это формирование такой среды, которая будет способствовать улучшению жизни инвалидов.

Инвалидность не должна восприниматься обществом как болезнь и становиться преградой для человека в реализации его потенциала .

В этом заключается проблема стигматизации.

Стигматизация (от греч. ярлык, клеймо) - это процесс выделения или «клеймения» индивидов, навешивание социальных ярлыков в виде определений «преступный», «неисправимый» и т.п. на основании некоторых внешне обозначенных, символически выраженных признаков. Результатом стигматизации обычно становится маркирование, выделение человека и противопоставление его другим членам общности. Человек может выпадать из формальной или неформальной организационной структуры и пополнять ряды маргиналов. Если стигма индивидом принимается, она становится фактором, влияющим на программирование и самопрограммирование поведения индивида .

Само понятие стигматизации в научный оборот ввел И. Гоффман. Анализ Гоффмана начинается с людей, имеющих физические недостатки, и постепенно переходит к более широкому ряду других отклонений. В итоге Гоффман показывает, что наличие стигмы не есть нечто необычное, свойственное небольшому кругу физических и моральных калек, а является достаточно распространенным явлением среди «обычных граждан». Он утверждает, что «... наиболее удачливые из нормальных, вероятнее всего имеют свои полускрытые недостатки, и для каждого маленького недостатка существует социальное обстоятельство, посредством которого он может превратиться в большой недостаток». Гоффман имеет дело с двумя основными типами стигматизированных индивидов. Первый тип - индивид с проявленной стигмой, предполагающий, что его отличие уже известно и легко доказывается. Второй - индивид с латентной стигмой, предполагающий, что его недостаток никому не известен. Проявленные и латентные стигмы могут принимать форму физических дефектов, например когда человек теряет какую-либо часть тела, а также жизненные обстоятельства могут влиять на личность, например когда человек отбыл срок в тюрьме, или имел душевную болезнь, или если он является членом этнической или расовой группы, которая часто рассматривается другими негативно. С точки зрения Гоффмана, люди с проявленными недостатками неминуемо встречаются с трудностями во взаимодействии с окружающими их людьми. Имея видимую всем стигму, человек заранее готовится к негативным реакциям других членов социума. Одновременно с этим люди с латентными стигмами стараются скрыть свойственные им недостатки, выстраивая взаимодействие так, чтобы другие ничего не узнали .

На современном этапе становится очевидным, что причиной стигматизации становятся закономерности социокультурного характера, оформленные в виде социальных стереотипов и установок.

Поводом для стигмы может послужить любое, даже самое незначительное природное или социальное качество, но чаще всего это негативно воспринимаемая черта характера, облика, статуса. Таким образом, стигма - это, прежде всего, социальный атрибут человека (группы), формируемый внешней социальной средой, в которой происходит действие .

Вполне понятно, что ярко выраженные физические отклонения, ограничения здоровья и соответствующий социальный статус создают определенные социальные стереотипы окружающего их общества об их «ущербности» и «неполноценности».

Принято связывать формирование подобных стереотипов с ограничениями в информационном поле и отсутствием просвещения общества по вопросам инвалидности.

Негативные последствия стигматизации, связанные с дискриминацией, социальной изоляцией и отчуждением, сказываются как на самом объекте стигматизации, так и на обществе в целом, напрямую мешая становлению толерантного сознания по отношению к лицам с ограниченными возможностями, мешая осуществлению их социальной реабилитации.

Проблема стигматизации тесно связана с проблемами толерантности.

Термин «толерантность» в переводе с латыни (tolerantia) означает терпение . Это понятие пришло в общественные и гуманитарные науки из медицины, где оно обозначало или неспособность синтезировать антитела в ответ на введение определенного антигена (иммунологическая толерантность), или снижение реакции на повторяющееся введение вещества, привыкание организма (толерантность к психоактивным веществам).

Чаще всего термин «толерантность» используется в контексте регулирования межнациональных и межрелигиозных отношений. Но если рассматривать инвалидность в социальном аспекте как нарушение социальной коммуникации в обществе, то вполне очевидно, что существует нарушение в отношении к инвалидам как категории населения, и также существует интолерантное отношение, выраженное в дискриминационных социальных стереотипах.

Говоря о знаковой природе многих социальных явлений, нельзя обойти и такое из них, как навешивание социальных ярлыков. Это явление имеет место в быту, в трудовых отношениях, в политике, искусстве, науке - словом, везде, где есть какой-нибудь коллектив со сложным переплетением личных и общественных интересов .

Говоря об инвалидах как специфической категории населения, надо отметить, что социальный ярлык инвалида носит преимущественно негативную окраску.

В качестве примера: межкультурное исследование В.А. Завражина показало, что лишь половина российских респондентов высказалась за оказание помощи психически неполноценным людям (44% считают, что таких людей следует изолировать, 2% - ликвидировать, 2% - игнорировать), в то время как среди иностранных респондентов никто не поддержал идею ликвидации, изоляции или игнорирования людей с ограниченными возможностями, а 98% высказались за оказание им помощи .

В последнее время предпринимаются шаги с целью преодоления негативного отношения, но они не могут поменять ситуацию в ближайшем будущем.

Проблема инвалидности в широком смысле является проблемой гражданского общества, которое посредством своих институтов влияет на мировоззренческие позиции отдельно взятых людей.

Важным является не только гарантирование прав инвалидов как граждан, но и формирование недискриминационной среды, которая будет способствовать реализации этих прав и давать возможность реализовать инвалиду свой потенциал как личности.

Мифы и предрассудки складывались столетиями, и преодолеть их чрезвычайно сложно, тем более что за ними, говоря языком психоанализа, стоит стремление всего человечества к выживанию, поскольку для выживания человечества в целом важно, чтобы подавляющее большинство людей по всем показателям находилось в границах анатомо-физиологической нормы .

Социальные движения инвалидов в странах Западной Европы и США значительно активизировались во второй половине ХХ века, поставив своей целью бороться с тем образом инвалида, который сложился в средствах массовой информации, искусстве и культурном пространстве. Они пытаются разрушить негативные стереотипы о людях с ограниченными возможностями здоровья.

Эти движения ознаменовались как стремление создать возможность для социальной активности инвалидов и нежелание мириться с оценкой ущербности по отношению к ним.

Существующие в России подходы к социальной реабилитации инвалидов долгое время создавали ситуацию закрытости инвалидов как социально уязвимой категории населения. Усилия социальной политики сосредотачивались на том, чтобы создать некий набор социальных гарантий, выраженных в предоставлении ряда социальных трансфертов - пособий, льгот, пенсий.

Современный подход требует менять привычный вектор социальной политики. Это необходимо не только самим инвалидам, но и государству и обществу с целью преодоления «профессионального нищенства», изменения патерналистских стереотипов мышления.

Рецензенты:

Саакян Армен Коляевич, доктор социологических наук, профессор, декан факультета социального управления, Санкт-Петербургский университет управления и экономики, г. Санкт-Петербург.

Покровская Надежда Николаевна, доктор социологических наук, доцент, профессор, Санкт-Петербургский университет управления и экономики, г. Санкт-Петербург.

Ярославцев Александр Станиславович, д.м.н., профессор кафедры профессиональных гигиен медико-профилактического факультета, ГБОУ ВПО «Астраханская государственная медицинская академия» Министерства здравоохранения РФ, г. Астрахань.

Библиографическая ссылка

Бразевич С.С., Сидорова А.Ю. ИНВАЛИДНОСТЬ: ПРОБЛЕМЫ ПРЕОДОЛЕНИЯ СТИГМАТИЗАЦИИ И СТАНОВЛЕНИЯ ТОЛЕРАНТНОГО СОЗНАНИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 1.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=8192 (дата обращения: 17.03.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
Загрузка...