docgid.ru

Медицинская и социальная модели инвалидности таблица. Понимание инвалидности, модели, терминология. Социальная модель инвалидности

Сегодня в теории и практике социальной работы остается открытым вопрос, является ли инвалидность личным несчастьем или это общественный феномен. Существующие медицинская, экономическая, функциональная, психосоциальная, политико-правовая модели инвалидности обусловливают различное понимание ее причин, последствий для инвалидов, а также способов их социальной адаптации.

Медицинская модель (инвалидности акцентирует внимание на имеющейся у человека патологии, врожденной или приобретенной, отличающей его от других, «нормальных» людей. При этом инвалид рассматривается как человек неполноценный в физическом или умственном отношении. Степень неполноценности определяется тем, насколько он ограничен в различных областях человеческой деятельности, и, в конечном счете, его способностями к независимому существованию (к самообслуживанию, передвижению, восприятию мира и т.д.). Реабилитация инвалида достигается заснет восстановления физического или умственного здоровья медицинскими средствами.

Таким образом, медицинский подход к инвалидам превращает их в пассивных пациентов, лишенных социальной значимости, приводя к тому, что инвалиды не имеют права выбора и не могут в силу своей «неполноценности» влиять на решение собственных проблем.

Медицинская модель инвалидности многие годы была доминирующей в России, в соответствии с чем, социальная политика в отношении инвалидов носила сегрегирующий, дискриминационный характер. Существовавшая долгое время система закрытых специальных учреждений привела к разделению инвалидов на нормальных и ненормальных, и, как следствие, - к изоляции последних от общества.

Логическим продолжением медицинской модели выступает модель функциональной ограниченности, описывающая неполноценность как неспособность лица выполнять те или иные функции по сравнению со здоровыми людьми. В Декларации о правах инвалидов, принятой Генеральной ассамблеей ООН 9 декабря 1971 года, дано определение понятия «инвалид» именно с позиций функционального подхода: «инвалид - лицо, которое не может самостоятельно обеспечивать полностью или частично потребности нормальной личной или социальной жизни в силу недостатка, будь то врожденного или нет, его или ее физических или умственных возможностей».

Согласно экономической модели неполноценными являются лица, работающие с меньшей нагрузкой, чем здоровые люди, или неспособные работать вообще. Инвалиды рассматриваются изначально как менее производительные и экономически ущербные. Экономическая модель - следствие концепции социальной полезности, порождающей в конечном счете социальную дискриминацию.

Официальное определение инвалидности, принятое в нашей стране, отражает именно экономический подход к этой проблеме: «Инвалидность - это длительная или постоянная, полная или частичная потеря трудоспособности, вследствие стойких или трудно обратимых нарушений функций организма в связи с заболеванием, увечьем или дефектом развития».

Все перечисленные выше концепции носят дискриминационный характер, они акцентируют внимание на том, что у данного лица отсутствует: медицинская модель обращает внимание на нездоровье, экономическая - на неспособности к производительному труду, модель функциональной ограниченности - на неспособности в широком смысле этого слова. Причем в этих трех моделях инвалидность остается индивидуальной проблемой ее носителей. А помощь государства сводится к выплате пособий, предоставлению льгот в том числе бесплатному медицинскому обслуживанию, обеспечению занятости малоквалифицированными формами труда. Эти меры не могут существенно улучшить жизнь инвалидов, а только порождают в них иждивенческие настроения, культивируют низкую самооценку «людей второго сорта».

Психосоциальный подход к определению инвалидности переводит эту проблему в плоскость взаимоотношений между личностью и различными элементами общественной системы. Согласно этому подходу, инвалиды, действительно, в физическом или психическом отношении отличаются от здоровых людей, но источники их беспомощности - не только в их особенностях, но и в реакции на них социального окружения. Трудности инвалидов обусловлены не только чувством физического ограничения и дискомфорта, переживанием чувства утраты своих возможностей, но и грузом того негативного отношения, с которым сталкиваются они в своем ближайшем окружении.

В современном индустриальном мире всеобщего потребления здоровье и физическое совершенство имеют практическую ценность, как некий капитал, помогающий достичь богатства и благополучия. Отсутствие этого капитала снижает потенциальные возможности человека, а, значит, порождает его неравенство в сравнении со здоровыми, «нормальными» людьми.

Представление об инвалиде как о человеке, не способном занять достойное место в обществе, влачащем жалкое существование, нуждающемся в посторонней помощи, общение с которым тягостно, ведет к отчуждению этих людей, мешает им входить в социальное взаимодействие.

Показательно, что кроме функциональной недостаточности причиной инвалидности, если не в юридическом смысле, то в оценке окружающих, выступают дефекты внешних покровов, которые исходя из традиционных эстетических представлений воспринимаются как уродство. Послеожоговые рубцы, гемангиомы, обезображивающие тело и лицо человека, осложняют его жизнь, несмотря на то, что не влияют непосредственно на его трудоспособность. Инвалиды могут не быть слабыми или немощными, но из-за своего несоответствия внешним стандартам в той же мере испытывают психологическое и экономическое притеснение, что и люди с функциональными недостатками. Это означает, что понятие «инвалид» в реальных условиях шире понятий «немощный», «нетрудоспособный» и включает всех, кто не соответствует современным представлениям о норме анатомо-физиологических параметров человека.

Сторонники психосоциальной модели полагают, что если от клеймящего признака невозможно избавиться или тщательно скрыть его, то необходимо научиться безболезненно относиться к негативной реакции окружающих либо общаться с себе подобными. Помощь в этом случае предполагает коррекционную психологическую работу с самим инвалидом, а также объединение инвалидов в относительно замкнутые изолированные сообщества.

Таким образом, психосоциальная модель, признавая негативное влияние общества на положение инвалидов, делает шаг вперед по сравнению с медицинской, экономической и функциональной моделями, но по-прежнему остается дискриминационной, предполагая в качестве помощи своеобразную сегрегацию (отделение) инвалидов,

Существует принципиально иной, политико-правовой подход к пониманию инвалидности. Он основывается на идее, впервые выдвинутой в 1975 году в Великобритании Союзом людей с физическими недостатками, что инвалидность - это не индивидуальная проблема человека, а особая форма социальной дискриминации. А так как любая форма дискриминации - порождение общества, то и преодолеть ее возможно социальными механизмами. Важность политико-правовой модели в том, что она не рассматривает инвалидов как людей, с которыми что-то не в порядке, а видит причины недееспособности, низкого уровня жизни в неподходящей архитектурной среде, несовершенных законах и т.п. Общество не стремится использовать возможности людей с анатомо-физиологическими особенностями. Именно общество изолирует их от полноправного участия в жизни, наделяя особым статусом, умаляющим человеческое достоинство, и именно общество может при желании создать более благоприятные условия для личностного роста этих людей.

Ограничения, санкционированные обществом, затрудняют социализацию человека «с особенностями» и в конечном итоге могут привести к действительной неполноценности, ущербности его личности.

М.А.Беляева и И.Е.Кузнецова дают такое определение: инвалидность -общественное явление, результат взаимодействия личности и социума, налагающего на нее определенные запреты или ограничения в связи с несоответствием норме ее физических, психических, функциональных параметров.

Признание политике-правовой модели инвалидности означает, что социальные работники должны быть вовлечены в преобразование общества, его принципов и предрассудков; в деятельность по изменению отношения к людям с ограниченными возможностями, по повышению их социального статуса. Это новое понимание предполагает формирование в обществе норм культурного плюрализма, а также идей независимой жизни. Если общество будет жить по нормам культурного плюрализма, то функциональные ограничения будут отнесены в ряд культурных различий (как цвет кожи, например).

Сторонники модели независимой жизни считают, что инвалиды должны быть независимы в выборе своего поведения и места в жизни, но при этом общество обязано предоставь возможность такого выбора. Общественное Устройство, общественная инфраструктура должны быть нацелены на то, чтобы люди с различным состоянием здоровья, а также физическим, физиологическим и психологическим состоянием могли беспрепятственно реализовывать свои права. Окружающие, в том числе и работники социальной сферы, играют больше роль консультантов, как для самих инвалидов, так и Для организаций, определяющих их жилую среду и жизненные условия. Другими словами, инвалиды в этой модели выступают не только как объекты оказания социальной помощи, но и как субъекты социально защитной деятельности.

Постановлением Правительства РФ от 13 августа 1996 года №965 утверждены Положение о признании лица инвалидом и Примерное положение об учреждениях государственной службы медико-социальной экспертизы, определены порядок и условия признания лица инвалидом, осуществляемые этими новыми учреждениями.

Признание лица инвалидом осуществляется при проведении медико-социальной экспертизы исходя из комплексной оценки состояния его здоровья и степени ограничения жизнедеятельности.

Медико-социальная экспертиза может проводиться:

В учреждениях по месту жительства или по месту прикрепления к государственному (муниципальному) лечебно-профилактическому учреждению здравоохранения,

На дому (если лицо не может явиться в учреждение по состоянию здоровья),

В стационаре (если гражданин находится там на лечении). Допускается и заочная медико-социальная экспертиза на основании предъявляемых документов. Для этого требуется либо согласие гражданина, проходящего экспертизу, либо его законного представителя. Они же имеют право привлекать любого специалиста для участия в МСЭс правом совещательного голоса, разумеется, за свой счет.

Медико-социальная экспертиза любого гражданина проводится по его письменному заявлению, к которому должны быть приложены либо направление учреждения здравоохранения, либо органа социальной защиты, а также медицинские документы, подтверждающие нарушения его здоровья. Но, прежде чем получить направление на медико-социальную экспертизу, гражданину предстоит пройти в медицинском учреждении ряд необходимых диагностических, лечебных и реабилитационных мероприятий. И лишь при наличии данных, подтверждающих стойкое нарушение функций организма (обусловленное заболеваниями, последствиями травм и дефектами), он направляется на медико-социальную экспертизу.

В качестве необходимых оснований для признания гражданина инвалидом выделено три признака:

1) нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма;

2) ограничение жизнедеятельности (полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться или заниматься трудовой деятельностью);

3) необходимость осуществления мер социальной защиты.

Причем наличие только одного из этих признаков не является условием, достаточным для признания лица инвалидом.

Страница 2

Медицинская модель Медицинская модель рассматривает инвалидность как недуг, заболевание, дефект психологический, физиологический, анатомический (хронический или временный). Медицинский подход оценивает инвалидность человека, исходя из степени потери им трудоспособности. Врачебно-трудовая экспертиза присваивает ему группу инвалидности. Традиционно понятия "инвалидность" и "нетрудоспособность" используются как почти равнозначные и взаимозаменяющие термины. Термин "инвалид" подтверждает это, так как в переводе с английского "инвалид" - "больной, неполноценный, нетрудоспособный" (от лат. "бесполезный"). Основным методом решения проблем инвалидности является реабилитационный (программы реабилитационных центров включают на ряду с лечебными процедурами сеансы и курсы трудовой терапии).

Социальная модель. Инвалидность рассматривается в терминах сохранения способности человека социально функционировать и определяется как ограничение жизнедеятельности (способность самому обслуживать себя, степень мобильности). Социальная модель предлагает решение проблем, связанных с инвалидностью, через создание системы социальных служб, помогающих человеку жить. Очень близкая к медицинской социальная модель характеризуется патерналистическим подходом к проблемам человека, имеющего инвалидность, поэтому социальные службы, организуемые согласно ей, предлагают клиентам ограниченный перечень услуг, как-то: доставку продуктов на дом, транспортные услуги на машине до поликлиники или больницы, уборка квартир и т.п. Специализированные учебные заведения также являются отражением социальной модели: образовательная служба "подтягивает" детей к себе, не имея возможности предоставить образовательные услуги на дому каждому нуждающемуся.

Политико-правовая модель. Широко используется общественными движениями людей, имеющих инвалидность, за независимую жизнь. Основные положения политического движения заимствованы из американского движения за права людей негритянской расы и за права женщин. Политическая модель рассматривает людей, имеющих инвалидность, как меньшинство, права и свободы которых ущемляются дискриминирующим законодательством, недоступностью архитектурной среды, ограниченным доступом к участию во всех аспектах жизни общества, к информации и средствам коммуникации, спорту и досугу. Содержание данной модели определяется как равные права человека, имеющего инвалидность, на участие во всех аспектах жизни общества и должны быть закреплены законодательством, реализованы через стандартизацию положений и правил во всех сферах жизнедеятельности человека и обеспечены равными возможностями, создаваемыми социальной структурой.

Культурный плюрализм. Модель идеалистическая. Она включается в программу всех общественных инвалидных движений, основанных на принципах философии независимой жизни. В своем стремлении к достижению совершенства человечество всегда ориентировалось на высокие идеалы. Модель культурного плюрализма отражает искреннее желание людей жить в совершенном, высокоорганизованном мире, в котором гармонично будут сочетаться общие интересы и интересы каждой отдельной личности. Все различия (цвет кожи, вера, традиции, языки, физические различия, возраст, способности и таланты и т.п.) будут рассматриваться в свете их положительного влияния на общество. Если политико-правовая модель ориентирует общество на защиту особых прав каждой отдельной социальной группы, то культурный плюрализм делает акцент на понятии равенства: все аспекты жизни общества будут одинаково доступны для всех членов общества вне зависимости от его отличия от других. Социальная значимость члена общества будет определяться его вкладом в общее дело.

Особенности при овладении навыками связной речи
Характеризуя состояние связной речи умственно отсталых детей, необходимо отметить, что в отличие от детей с нормальным развитием, у которых эта форма речи появляется еще в дошкольном возрасте, умственно отсталые дети без специального обучения не в состоянии овладеть навыками связного высказывания. ...

Диагностика процесса развития воображения младших школьников
В ходе разработки опытно-экспериментальной работы были определены следующие критерии оценки уровня развитости представлений у младших школьников: 1. «Высокий уровень». Возникновение ярких образных представлений в процессе восприятия трех видов искусств (музыки, живописи, литературы). Т. е. когда у...

Особенности социально-педагогической поддержки детей- инвалидов и их родителей
Одним из ведущих факторов, обеспечивающих социальную адаптацию детей-инвалидов и родителей, воспитывающих детей- инвалидов, является их социально-педагогическая поддержка. Она акцентирует основное внимание и усилия на выработку у ребенка и родителей новой системы целей и ценностей, способствует их...

На сегодняшний день в практике чаще всего различают две модели инвалидности.

Медицинская модель определяет инвалидность через наличие нарушений здоровья, имеющихся у ребенка. Основное направление деятельности в рамках медицинской модели – устранение нарушений с помощью хирургического и терапевтического вмешательства.

В рамках социальной модели люди с инвалидностью – это люди с нарушениями здоровья, однако к категории инвалидов они причислены по причине существующих в обществе организационных барьеров, предрассудков и стереотипов. Социальная модель пропагандирует равноправие всех детей и предоставление всем равных возможностей при получении образования. Следовательно, для устранения барьеров должны меняться социальные условия, сами школы и образовательные учреждения, обеспечивая равные права и возможности для всех

Медицинская модель инвалидности

В рамках медицинского подхода ребенок с инвалидностью – это проблема. В прошлом дети с ограниченными возможностями рассматривались исключительно через призму нарушений, подвергались обязательному «лечению», институционализации и изоляции от остального общества. Иногда у таких детей отнималось даже право на жизнь. Сегодня высокотехнологичные способы лечения, лекарства и методы терапии носят куда более конструктивный характер – к примеру, слуховые аппараты для людей с нарушениями слуха.

От детей с инвалидностью в рамках рассматриваемой модели ожидается, что они приспособятся к существующей среде и обществу. И зачастую забывают о том, что у них также есть права человека, в частности – право быть принятыми такими, какие они есть, и право на получение дошкольного и школьного образования. Нередко их пытаются интегрировать в реальную среду (не путать интеграцию и инклюзию). При такой «интеграции» проблема все еще рассматривается как существующая внутри ребенка, а не вовне – в школе или детском саду, который этот ребенок посещает.

Если ребенок не может выполнять некое функциональное задание или действие из-за имеющегося нарушения, проблему ищут не в том, что оно не продумано и его надо лучше организовать, а в самом ребенке, который не может это действие произвести. Ребенок фактически вбрасывается в школу или учреждение, где тратится много сил и времени на его адаптацию к существующей среде и обществу, чтобы позволить особому ребенку наравне с другими участвовать в жизни школы.

В рамках инклюзивного подхода каждая школа или учреждение еще на этапе планирования своей деятельности, образовательных программ и т.д. учитывает индивидуальные потребности каждого своего ученика. Такого подхода требует от школ закон против дискриминации людей с инвалидностью и другие действующие законы.

В рамках медицинского подхода родители часто получают искаженную информацию от медицинских работников, докторов, социальных работников и психологов о реальных возможностях своего ребенка и о наиболее подходящем для него способе получения образования. Причем наиболее вероятна такая рекомендация: обучение в специализированной школе, в специализированном детском саду или на дому. И родители часто принимают эти рекомендации.

По сложившейся в медицине практике за стандарт принимается некое «нормальное» состояние, а любые отклонения рассматриваются как девиации или патология. Это слабо соответствует реальности, в которой некоторые нарушения фактически являются нормой. Тем не менее ввиду общепринятых принципов каждый человек старается соответствовать «норме» и по возможности тщательно скрывать нарушения в здоровье.

Нарушения могут сокращать жизнь людей и могут ограничивать круг того, что эти люди умеют делать. Нарушения могут причинять значительную боль и неудобство, но они не должны определять жизнь ребенка с инвалидностью. Мы «зациклились» на медицинской модели, если у нас нарушения определяют всю дальнейшую жизнь ребенка.

Медицинская модель

Социальная модель

Ребенок несовершенен

Каждый ребенок ценен и принимается таким, какой он есть

Сильные стороны и потребности, определяемые самим ребенком и его окружением

Навешивание ярлыков

Определение барьеров и решение проблем

Нарушение становится центром внимания

Проведение мероприятий, нацеленных на результат

Оценка потребностей, мониторинг, терапия нарушений

Доступность стандартных услуг с использованием дополнительных ресурсов

Сегрегация и предоставление отдельных, особых услуг

Подготовка и обучение родителей и специалистов

Ординарные потребности откладываются

«Выращивание» отношений между людьми

Восстановление в случае более или менее нормального состояния, иначе – сегрегация

Различия приветствуются и принимаются. Инклюзия каждого ребенка

Общество остается неизменным

Сообщество развивается

Социальная модель инвалидности

Если бы мы приняли то, что каждый ребенок имеет право быть таким, какой он есть, и имеет право посещать ближайшие к дому детский сад и школу, мы бы стали думать, «что не так» со школой и какие сильные стороны есть у каждого ребенка.

Этот образ мышления отвечает социальной модели инвалидности. Она рассматривает барьеры в обществе, не позволяющие ребенку на равных участвовать в его жизни, как основную причину, которая делает человека инвалидом. Социальная модель основывается на абсолютно разных определениях нарушения и инвалидности.

Нарушение – это потеря или повреждение физической, ментальной или интеллектуальной функции на долгое время или навсегда.

«Инвалидность – это потеря или ограничение возможностей нормальной жизни в обществе на равных с остальными его членами из-за физических или отношенческих барьеров» (DPI, 1981).

Нарушения и серьезные заболевания существовали и будут существовать всегда, зачастую они доставляют нам массу неприятностей и затрудняют нормальную жизнедеятельность. Общественное движение за права людей с инвалидностью, организованное самими инвалидами и всеми, кто их поддерживает, базируется на том, что инвалиды подавляются остальным обществом независимо от наличия того или иного нарушения. Позиция по отношению к инвалидности и дискриминация инвалидов созданы обществом. Это не имеет никакого отношения к наличию нарушений здоровья. Зачастую человек с инвалидностью чувствует, будто это его личная вина, что он выглядит не так, как все, или чем-либо от всех отличается.

Да, некоторые части тела или ум несколько ограниченны в способностях. Это является нарушением. Однако это не делает из нас нелюдей .

К сожалению, большинство не может принять нас такими, какие мы есть. Это ваше невежество, незнание, предрассудки, стереотипы, барьеры и дискриминация делают нас инвалидами.

Понимание и принятие социального подхода к инвалидности позволяет повышать самооценку людей с инвалидностью и дает им второе дыхание в их борьбе за равные права и возможности. Этот процесс повышения самооценки и активности людей с особыми потребностями должен начинаться с ранних лет. Родители, учителя, доктора и все остальные, кто общается с ребенком, должны понять и принять эту модель.

Родители и учителя зачастую чувствуют себя неловко рядом с таким ребенком. Они, безусловно, получат много пользы от тренингов по пониманию инвалидности. Специальные занятия позволяют лучше понять проблемы инвалидности, почувствовать себя комфортно рядом с проблемным человеком; тренинги часто ведут люди с ограниченными возможностями.

Непомерное желание и концентрация на поиске способов излечить человека от его нарушений заставляют нас забывать и меньше ценить многообразие и непохожесть людей. Социальный подход имеет огромное значение для системы образования, в особенности для начальных и средних школ. Предрассудки по отношению к людям с инвалидностью, как и ко многим другим меньшинствам, не передаются по наследству. Они приобретаются при столкновении с безразличием и предрассудками в обществе. Следовательно, чтобы избавиться от дискриминации, мы должны начать с нашей системы образования.

Борьба за инклюзию абсолютно всех детей, в том числе детей с «глубокими» нарушениями, в единую для всех и одинаково доступную и приветливую систему образования невозможна, пока все мы не осознаем различия в подходах к пониманию инвалидности – медицинском и социальном.

Философия независимой жизни

Декларация независимости инвалида (краткие тезисы)

Норман КЮНК

, американский активист движения в защиту прав инвалидов

Не рассматривайте мою инвалидность как проблему.

Не надо меня поддерживать, я не так слаб, как кажется.

Не рассматривайте меня как пациента, потому что я просто ваш соотечественник.

Не старайтесь изменить меня. У вас нет на это права.

Не пытайтесь руководить мною. Я имею право на собственную жизнь, как любая личность.

Не учите меня быть покорным, смиренным и подобострастным. Не делайте мне одолжения.

Признайте, что реальной проблемой, с которой сталкиваются люди с инвалидностью, является их социальное обесценивание и притеснение, предубежденное отношение к ним.

Поддержите меня, чтобы я мог по мере сил внести свой вклад в общество.

Помогите мне познать то, что я хочу.

Будьте тем, кто заботится, не жалея времени, и кто не борется в попытке сделать лучше.

Будьте со мной, даже когда мы боремся друг с другом.

Не помогайте мне тогда, когда я в этом не нуждаюсь, даже если это доставляет вам удовольствие.

Не восхищайтесь мною. Желание жить полноценной жизнью не заслуживает восхищения.

Узнайте меня получше. Мы можем стать друзьями.

Будьте союзниками в борьбе против тех, кто пользуется мною для собственного удовлетворения.

Давайте уважать друг друга. Ведь уважение предполагает равенство. Слушайте, поддерживайте и действуйте.

Медицинская модель инвалидности.

Медицинская модель рассматривает инвалида как проблему. Мы должны сами адаптироваться к миру, насколько это возможно. Если это невозможно, тогда нас нужно отправить в какое-нибудь специальное заведение или изолировать дома и удовлетворять только самые насущные потребности. Акцент делается на зависимости, а сам подход основан на стереотипах, по которым, инвалидность вызывает жалость, страх и желание опекать. Обычно все внимание концентрируется на самом нарушении, а не на реальных потребностях человека. Все усилия изменить нас лежат в медицинской плоскости, ассоциируются с медиками, которые говорят о лечении, нормализации и науке. Часто наша жизнь просто отдана им.

Другие люди, обычно профессионалы, которые сами не имеют инвалидности, оценивая нас, обращают внимание, прежде всего, на то, какое образование мы получили, в какую школу ходили, где мы живем, можем мы или не можем работать, какую работу мы можем делать. Они решают, рождаться ли нам на свет и можно ли нам позволить иметь потомство. Подобный контроль над нашей жизнью ощущается и в тех барьерах, которыми полна окружающая среда, сводящая до минимума наши возможности. С этими барьерами мы встречаемся повсюду - в школе, на работе, на отдыхе, даже дома, в своих собственных семьях, и именно эта практика и делает нас настоящими инвалидами.

Социальный поход

Нарушения и хронические болезни существуют и создают для нас реальные трудности. Движение за права инвалидов охватывает инвалидов и тех, кто их поддерживает и понимает, что они, несмотря на какие-то определенные нарушения, постоянно испытывают давление со стороны остального мира. Мы придерживаемся точки зрения, что положение инвалидов и дискриминация, которую мы испытываем, искусственно созданы обществом. Это не имеет отношения к нашим нарушениям. Как инвалида, тебя постоянно вынуждают чувствовать вину за то, что ты не такой, как все. Разница в какой-то части или частях тела или рассудка ограничивает возможности этих органов. Это нарушения. Но они не делают нас менее полноценными людьми. Однако большинство людей воспитаны с сознанием, что это именно так и есть. Страх, невежество, предрассудки и дискриминация - это то, что на самом деле ограничивает наши возможности. Понимание этого процесса позволяет инвалидам лучше думать о самих себе, побуждает начать борьбу за свои права.

Движение за права инвалидов считает, что «лечение» проблемы инвалидности лежит в плоскости общества. В отличие от медицинского лечения, которое сконцентрировано на отдельном человеке и его нарушениях, цель движения за права инвалидов вполне достижима и принесет пользу большому количеству людей. Такой подход, который называется социальной моделью, предполагает, что индивидуальные и общие неудобства, которые испытывают инвалиды, возникают благодаря давно сложившейся сложной системе дискриминации, в которую входят такие формы, как сексизм, расизм и гетеросексуализм.

К тому же, стремление найти медицинский способ лечения, отвлекает нас оттого, чем вызваны наши нарушения. В широком понятии, большинство нарушений вызваны деспотическими обществами, создающими плохие условия для жизни: голод, недостаток чистой воды, тяжелая эксплуатация, войны, опасности, плохое обращение с детьми. Ясно, что такие мысли подразумевают участие системы образования, в особенности младшей и средней школы . Основанный на предрассудках подход к инвалидам и, на самом деле, к представителям любых меньшинств, не передается по наследству. Поэтому, чтобы прекратить дискриминацию, мы должны начать со школ.

Наша борьба за интегрированное обучение всех детей, даже тех, у кого есть тяжелая форма инвалидности, будет бессмысленной до тех пор, пока не будет понята разница между медицинским и социальным подходом.

«Социальная модель и устранение барьеров, препятствующих участию инвалидов в жизни общества»

Исходя из реалий сегодняшней жизни, инвалиды должны создать что-то вроде плана своего освобождения. Если мы сами не отойдем от медицинской модели, то мы будем только усугублять свое угнетение, принимая традиционное отношение к инвалидности. Мы не говорим о том, что мы преуменьшаем важность медицинского лечения, просто мы выступаем против «замедицинивания» наших жизней.

Медицинская и связанные с ней административные и благотворительные модели неверны, так как они не могут определить причин нашей изоляции, даже такие внутренние факторы, как ненависть к себе, которая изолирует нас от самих себя. В то время, как социальная модель может быть достаточно незрелой в формальном смысле - т. е. она не охватывает все, что касается инвалидности, и ни одна модель не может все охватить, - она прекрасно помогает работать с теми факторами, которые являются причиной социальной отделенности людей с инвалидностью.

Мы являемся экспертами о самих себе и мы должны громко и четко об этом заявить. С помощью этого мы начинаем работать над своим освобождением. Именно поэтому Международная Организация Инвалидов в 2001г. году назвала международный конгресс: «Ничего для нас без нашего участия».

Что можно сделать, чтобы люди с инвалидностью приняли социальную модель.

Проводить обучение по пониманию инвалидности.

Направлять усилия на такие ясные примеры угнетения, как отсутствие физического доступа, отсутствие доступа к средствам связи, дискриминация при приеме на работу, негативные образы инвалидов в мышлении общества и т. д.

Единственное, как мы можем сделать социальную модель действующей, так это через действие. Какие требуются действия - определяется самими инвалидами для их конкретной социокультурной ситуации. Очень важно подчеркнуть, что каждое общество исключает инвалидов из общественной жизни или привлекает их к ней по-разному. Поэтому важно определить формы исключения, которые часто не лежат на поверхности.

Социальная модель и общество.

Для распространения данной модели среди различных представителей общества необходимо:

Проводить обучение по пониманию инвалидности в основных секторах, работающих с людьми с инвалидностью - службах социального обеспечения, службах здравоохранения.

Лоббировать и вводить законодательства, которые охватывают вопросы дискриминации.

Инвалиды являются обузой.

Понимая, что медицинская модель определяет людей с точки зрения того, что они не могут делать, становится легче увидеть, почему общество организовало специальные учреждения, принимало определенные законы и строило свою политику таким образом, чтобы изолировать людей с инвалидностью от большей части жизни общества. Когда на людей с инвалидностью смотрят через очки медицинской модели, инвалиды просто не являются частью этой жизни общества.

Еще раз о социальной модели.

В противоположность медицинской модели, инвалиды и их организации разработали социальную модель, которая, как мы убеждены, более точно рассматривает реальность инвалидности. Через «культуральные очки» этой модели мы видим инвалидность по-другому и с намного более позитивным отношением. Более того, понимание инвалидности с этой стороны помогает нам приобрести ту силу, которая позволяет бороться с барьерами, будь то физические, институциональные, юридические или отношенческие барьеры, не позволяющие нам полноценно участвовать в жизни наших сообществ. Короче говоря, этот способ понимания инвалидности является первым шагом к разрешению реальных причин нашего угнетения.

Таким образом, на тот же самый вопрос, заданный ранее, «Что делает человека инвалидом?», человек, видящий мир через призму социальной модели ответит:

- «Люди являются инвалидами из-за физических барьеров в окружающей среде».

- «Люди являются инвалидами из-за отсутствия доступа к информации и общению».

- «Люди являются инвалидами из-за отсутствия доступа в обычные школы и вузы».

- «Люди являются инвалидами из-за того, что им не предоставлены равные возможности получения работы».

- «Люди являются инвалидами из-за недоступного жилья».

- «Люди являются инвалидами из-за недоступного транспорта».

- «Люди являются инвалидами из-за систематической дискриминации».

С помощью этих примеров мы приходим к пониманию того, что инвалидность - это, в основном, вопрос, касающийся прав человека и его социальных возможностей. Это и является основным отличием социальной модели инвалидности от медицинской.

Социальная модель признает, что люди с инвалидностью, как и все другие, время от времени нуждаются в медицинской помощи. Однако эта модель говорит, что нас не надо рассматривать, как объекты медицинского вмешательства. Что делает невозможным для нас функционировать, как другие люди, что делает нас инвалидами? Не наши нарушения, а скорее негативное отношение общества и способ организации общества. Понимая и объясняя другим суть социальной модели, взирая на мир через эти освободительные очки, мы можем начать избавляться от навязанного нам угнетения и одновременно начать изменять те вещи в обществе, которые делают нас инвалидами.

Медицинская модель гласит, что изменять надо нас самих.

Социальная модель гласит, что изменять надо общество и отношение общества.

Важно подчеркнуть, что без полного принятия социальной модели инвалидности не было бы Всемирной Программы Действий по Проблемам Людей с Инвалидностью, принятой в 1982 году Генеральной Ассамблеей ООН. Эта программа « ... подчеркнула право людей с инвалидностью иметь те же возможности, что и другие граждане, иметь в равной доле право на улучшение условий жизни, что является результатом экономического и социального развития . Также в этой программе впервые инвалидность была определена как функция взаимоотношения между людьми с инвалидностью и их окружающей средой».

Нам еще придется долго работать, прежде чем мы сможем полностью высвободиться из инвалидизирующего объятия медицинской модели инвалидности и множества ее вариантов. Несмотря на то, что социальная модель существует уже более тридцати лет, и, несмотря на то, что без скрытого или явного ее принятия многими правительствами мы не увидели бы за последнее время такого множества различных национальных антидискриминационных законов, касающихся инвалидов, все же представления и отношения в обществе меняются очень медленно. Люди с инвалидностью все еще продолжают сталкиваться с дискриминацией, на них все еще взирают как на объекты благотворительности, инвалидам все еще говорят, что мы менее ценны, и люди с инвалидностью продолжают считаться людьми второго или третьего сорта. Если эта ситуация должна измениться, то только сами люди с инвалидностью, работая через свои организации, могут изменить ее. И мы сможем добиться перемен только в том случае, если мы будем видеть и понимать реальность инвалидности не так, как медицинские эксперты, терапевты, благожелатели и большая часть остального общества хотят, чтобы мы понимали, а как социальное угнетение, которой она действительно является. Через освободительный взгляд, который предлагается социальной моделью инвалидности, мы можем определить истинные причины инвалидности. И только тогда мы сможем бросить вызов тем социальным структурам, учреждениям и отношениям, которые делают нас инвалидами.

Социальный подход к инвалидности и безбарьерная среда

В настоящее время существуют и, вольно или невольно, применяются на практике два основных подхода к пониманию инвалидности. В каждом из них заложены представления о том, что является определяющим началом в слове "инвалид".

Например, если сконцентрироваться только на нарушениях здоровья и считать людей с инвалидностью, прежде всего, больными людьми, то действия по улучшению их положения будут в основном медицинскими (физическая реабилитация, лечение, благотворительная помощь). Таким образом, человек с инвалидностью лишается права на самостоятельные жизненные выборы (он же не врач, не специалист!) и становится "больным" и "опекаемым", на жизнь которого специалистами наложено множество ограничений. Его жизнь зависит от чужого мнения, и он находится в категории "специальных" людей. В конечном счете, это ведет к социальной изоляции инвалидов и не способствует включению их в жизнь общества.

Существует и иной, так называемый социальный подход к инвалидности. В рамках этого подхода инвалидность рассматривается, прежде всего, как проблема несовершенства, неприспособленности окружающей среды. Под таким несовершенством понимается весь комплекс физических, социальных и психологических барьеров, мешающих людям с инвалидностью пользоваться теми же правами, какими пользуются другие люди. Представьте себе, что по четным числам недели мужчин не пускают в общественный транспорт (то есть они не могут им пользоваться) только потому, что они мужчины. Абсурд! Но многие инвалиды не могут пользоваться общественным транспортом только потому, что он не приспособлен для людей, передвигающихся на колясках. Конечно, никто не издавал специальных запретов на использование инвалидами общественного транспорта, мало того: инвалидам можно бесплатно ездить в нем. Но мало кто задумывался о том, чтобы приспособить автобус, вход в магазин, подъезд многоэтажного дома для тех, кто передвигается несколько иначе, чем большинство людей.

При таком подходе, действия по повышению качества жизни инвалидов направляются на устранение и внешних, и внутренних барьеров, мешающих включению, участию инвалидов в жизни общества. Применение социального подхода приведет к уравниванию возможностей людей с инвалидностью и откроет им дорогу к полноценной жизни. Мы можем привести множество примеров тому, как изменение среды способствует изменению условий жизни человека, его активности.

Самый свежий и яркий пример - москвичка Юля, 18 лет, передвигается на коляске. Много лет она жила в пятиэтажке на четвертом этаже без лифта. Она привыкла к тому, что не может без помощи папы выйти на улицу и зайти в подъезд. В прошлом году благодаря удачному стечению обстоятельств и своим талантам (Юлю пригласили участвовать в одной телепрограмме вместе с вице-мэром), семья, наконец, получила квартиру в новом доме и на первом этаже. Добровольцы построили у подъезда пандус. Одна большая проблема была решена. Недавно Юля уехала в Соединенные штаты, выиграв конкурс на годичное обучение в одном из колледжей . Она быстро адаптировалась в новой среде. Каждый день она ездит на учебу совершенно самостоятельно, и не на такси, а на обычном автобусе. Университет приспособлен для людей на колясках, и теперь преград к тому, чтобы Юля получила образование, нет. Но такие условия существовали в Штатах не всегда, за это долго боролись организации инвалидов, и теперь это стало нормой.

Наше общество еще мало приспособлено для того, чтобы инвалиды были его неотъемлемыми и полноправными участниками. В наших городах увидеть на улице инвалида можно редко, еще реже - в музее, библиотеке, кинотеатре, университете, школе. Законы, которые обязывают проектировать и строить здания и объекты транспортной инфраструктуры доступными для инвалидов, приняты. Но далеко не везде эти требования соблюдаются. Во многих случаях решить проблему доступности того или иного объекта - сложная и долгая работа, которая требует продуктивного сотрудничества с архитекторами, собственниками и властью, а также дополнительных вложений. Этим занимаются с большим или меньшим успехом многие организации инвалидов по всей России, в том числе и "Перспектива", и ее партнеры.

Мы уверены, что усилия организаций инвалидов в скором будущем увенчаются успехом. Однако есть возможность сделать что-то менее масштабное - построить пандус у подъезда в доме, где живет инвалид, оборудовать детскую площадку , устроить бетонный съезд, перила... Есть много видов работ, которые могут делать люди без инженерно-строительного диплома, без переговоров на высшем уровне и больших затрат. Есть работа, которую может выполнить практически любой человек. Работа одного или группы добровольцев не перевернет все общество, однако, приблизит на шаг этот переворот: нескольким людям станет гораздо лучше жить - они получат возможность выйти на улицу, пойти в кино, дети смогут учиться и общаться. Доброволец тоже в выигрыше - он получает опыт, удовлетворение от того, что помог другому. Обе стороны общаются, становятся друзьями и партнерами, а это дорогого стоит. Общество видит, что ничего невозможного нет, и если захотеть, то своими силами можно сделать так, чтобы всем, кто живет здесь, было удобно.

САНАТОРСКИЙ СТИЛЬ РЕАБИЛИТАЦИИ

В санаторий для детей военнослужащих в городе Евпатории, расположенной на Крымском полуострове, родители привозили меня с 3 до 14 лет. Дети с различными поражениями опорно-двигательного аппарата, медработники, воспитатели, а впоследствии и школьные учителя - составляли первый социум, воспитывавший меня как физически, так и духовно как полноценную личность. Невзирая на то, что нас, в основном, тяжело больных детей, временно лишили родительской заботы и любви, благодаря вниманию взрослых, это потеря не чувствовалась так остро. На долгие месяцы, а то и годы, санаторий становился для нас вторым домом, в котором царил дух коллективизма. Метод лечебной педагогики, пропагандируемый французскими учеными Ноэль и Пьером Ботта, сотрудниками санатория воплощался на практике. К нам относились с терпеливой любовью, а не с унизительным покровительством или пренебрежением, поэтому воспитывали как нормальных детей, развивающихся, правда, несколько по иным законам. Не это ли принципы еще в 30-е годы провозгласил, К сожалению, так и не став кумиром советской педагогики. С помощью развивающих игр , чтения вслух литературы, пения под баян, театральных постановок из нас воспитывали людей с «силой воли», а не жалких инвалидов. Наши мудрые наставники не желали слышать от нас выражений - не можем, не умеем, не хотим, потому что ежедневно убеждали нас в обратном словосочетании - все постепенно осилите. Поэтому большинство из нас, бывших воспитанников санатория, все-таки приобрели статус социальной значимости - стали каждый в своей сфере профессионалами, а такой подход и составляет конечную цель всякого процесса реабилитации инвалидов.

ИНТЕРНАТСКАЯ МОДЕЛЬ СОЦИУМА

По поводу существования в России интернатской системы специального образования мнения отечественных ученых в последнее десятилетие разделись на «за» И «против». Как интернатский воспитанник с двенадцатилетним стажем, я противник искусственно смоделированного инвалидного социума но, как психолог, уверен, что директивное закрытие всех интернатов не во благо ни детям-инвалидам, ни государству. Только планомерная интеграция детей с ограниченными физическими возможностями в среду здоровых сверстников - единственный путь гуманизации непросвещенного относительно инвалидов российского общества.

В моем сознании интернат для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата остался в большей степени как негативный инвалидный опыт. Изначально по физическим параметрам - отсутствие навыков самообслуживания, под интернатские каноны я не подходил. К тому времени я на дому окончил первый класс и перешел во второй. Родители полагали, что приход учителя раз в неделю и изоляция от коллектива сверстников - не достаточные предпосылки для нормального развития и без того аномального ребенка. Для помощи мне отец, оставив престижную работу, устроился работать в интернат, правда, такая жертва лишь усугубила мое положение. Во-первых, по причине незнания украинского языка , меня приняли не во второй, а подготовительный класс; а во-вторых, парадоксально, но именно в интернате среди физически равных детей первая учительница презирала меня за тяжелую инвалидность. Сия классная дама, не брезгуя, порой, методой рукоприкладства, а вслед за ней и одноклассники, упрекала в том, что я переросток, что слишком толстый и беспомощный, что по любому поводу жалуюсь отцу. Четыре года младшей школы, таким образом, превратились в ад. До этого дома и в санатории меня приучили к мысли, что я любим таковым, каков есть, поэтому моя ранимая психика была не готова к испытанию жестокостью. Во втором классе я слег на два месяца с нервным стрессом. Поход отца к директору школы результатов не дал. Тогда он написал жалобы в районный и городской отделы народного образования. Комиссия народного контроля вскрыла ряд злоупотреблений директором служебного положения, ее сняли с должности. Но учительнице всего лишь объявили выговор. Пожалуй, впервые в жизни отец боролся с системой, в справедливость которой верил, но так и не добился истины.

Новый директор превратил интернат в образцово-показательное учреждение, куда привозили многочисленные комиссии, включая иностранные, полюбоваться, как замечательно в СССР живут дети-инвалиды. Хотя жили мы довольно скучно. Утренние линейки перед приездом очередной комиссии, на которых директор ругался за невычищенную обувь, или незавязанный галстук, уроки и выполнение домашних заданий - таков был наш удел в средних и старших классах. Отдельные кружки работали довольно не регулярно, в основном, в период подготовки вечера по конкретному школьному предмету. Но каждый вечер был театрализованным праздником и завершался танцами. Ведь даже дискотеки, на которых дети с ДЦП могут вволю подвигаться, директор запрещал.

Учителя и воспитатели относились к нам по-разному. Одни подбадривали относительно вне интернатского будущего. Другие наоборот пугали жестокостью самостоятельной жизни говоря, что мы не такие как все и что лучше, чем в интернате, нам нигде не будет. Третьим было все равно, что нас ждет. Еженедельно каждый воспитатель по инструкции проводил с классом политинформацию и беседу на свободную тему. К сожалению, получасовое время беседы практически не использовалось для нашей успешной социализации. Воспитатели видели свою миссию лишь в том, чтобы поругать нас за двойки и нарушение дисциплины, но никто особо не вникал в наши подростковые проблемы. Меня, например, воспитатели, знавшие, что я пишу стихи и посещаю литературную студию, отговаривали поступать на филологический факультет университета, а призывали сдать документы в инвалидный финансовый техникум, хотя математику я знал плохо. Но, вопреки их «компетентному» мнению, я все-таки решил попробовать.

Модели инвалидности

Процесс демократизации социальной политики, происходящий в России, постепенно изменяет отношение общества к проблеме инвалидности. Общество начинает приобретать более широкое понимание проблемы инвалидности как социального явления. Люди, имеющие инвалидность, все реже и реже рассматриваются как безликая социальная группа, нуждающаяся только в заботе, социальной помощи и милосердии. Все более отчетливо прослеживается тенденция интерпретировать инвалидность в свете парадигмы "личность человека, имеющего инвалидность - общество". Если ранее социальная политика, затрагивающая интересы людей, имеющих инвалидность, рассматривала их как людей, имеющих, прежде всего психологические, физиологические или анатомические дефекты, приводящие к утрате им трудоспособности (это наиболее ярко отражается на делении общества, на "инвалидов" и "здоровых" - такое противопоставление встречается даже в официальных публикациях и очень широко в прессе; достаточно распространенным является следующее бытовое определение людей, имеющих инвалидность: "инвалиды", "люди с отклонениями в развитии", "лежачие", "колясочники", "шейники", "спинальники" и т.д.), то теперь все большее распространение получает отношение к людям, имеющим инвалидность, как к полноправным членам общества, имеющим потенциальные способности, знания, умения и навыки, которые могут быть использованы обществом в его прогрессивном развитии. Демократизация затрагивает все аспекты жизни общества и приводит к качественным изменениям не только в экономической и социально-политической жизни общества, но и существенным образом изменяет общественное сознание. Получая большею степень свободы выбора, самоутверждения и самоопределения, человек начинает все яснее ассоциировать себя с окружающей средой, в которой он живет, и приобретает навыки ценностной ориентации, инициативу, стремление к творческой активности с целью улучшения качества жизни. Динамика процесса развития каждого отдельного члена общества «человек-индивидуум-личность» имеет большое положительное значение для общества в целом, так как она становится сильнее и богаче, что позволяет ему в более полной мере удовлетворять нужды и потребности каждого его члена. Процесс социализации личности вовлекает и людей, имеющих инвалидность. Изменение общественного сознания, с одной стороны, и качественное прогрессивное изменение самосознания людей, имеющих инвалидность, а вслед за этим и возрастание их социальной активности, с другой стороны, обуславливает более активное участие людей, имеющих инвалидность, в принятии решений относительно социальных проблем и социальной политики, имеющей самое непосредственное отношение к ним. Общественное движение людей, имеющих инвалидность, расширяется. В настоящее время оно представляет собой мощное объединение организаций, осуществляющих разнообразные задачи, возникшее на основе общности главной цели: добиться того, чтобы люди, имеющие инвалидность, имели равные права и равные возможности для активного участия во всех аспектах жизни общества. Выдвижение равенства прав и возможностей в качестве приоритета в социальной политике со стороны самих людей, имеющих инвалидность, и активная практическая деятельность общественных объединений, занимающихся проблемами инвалидности, поставили перед представителями государственных структур, решающих социальные проблемы, профессионалами (врачами, реабилитологами, социологами и социальными работниками и др.), учеными новые вопросы, касающиеся не только медицинских и социальных, но и гуманистических и философских аспектов проблемы инвалидности. Начавшееся в 1962 году политическое движение за независимую жизнь людей разбудило общество. В стремлении людей, имеющих инвалидность, получить равные права и равные возможности на свободу выбора, самоопределение, быть хозяевами своих жизненных обстоятельств, чаяний, общество усмотрело стремление к самоутверждению личности, улучшение жизненных условий через творческую, созидательную активность. Изменялось традиционное отношение к проблеме инвалидности только как к медицинской проблеме. Поиски новых, более полных интерпретаций инвалидности, более эффективных форм и методов решения их социальных проблем, привело к попыткам создания научных методологий, описывающих диалектику развития социальной политики в тесной связи с развитием общества в целом. Описание моделей инвалидности впервые сделано человеком, имеющим инвалидность (Денсон, Кэрол, "Независимая жизнь: проблемы общественного сознания", Журнал "Американская реабилитация", апрель-май 1989). Исследование моделей инвалидности и степени воздействия той или иной модели на официальную социальную политику получило дальнейшее развитие в Канаде и странах Западной Европы (Ратска, Адольф, Пути достижения равенства, Сборник трудов по аспектам независимой жизни, Издание Международного комитета независимой жизни, Стокгольм, апрель 1990; Мунро, К. и Элдер-Вудворд, Дж., Независимая жизнь, Лондон, Черчхил Ливинсгстоун, 1992). Вместе с развитием российского движения за независимую жизнь появляются попытки классифицировать существующие подходы к пониманию инвалидности (Астапов М.В., Лебединская О.И., Шапиро Б.Ю. Теоретико-методологические аспекты подготовки специалистов социально- педагогической сферы для работы с детьми, имеющими отклонения в развитии, Москва 1995). Наиболее полное описание моделей инвалидности мы находим в программе Центра независимой жизни для детей, имеющих ограниченные физические и/или умственные возможности, разработанной Московским городским клубом инвалидов "Контакты-1" (Москва, 1991). Выделено четыре модели.

Медицинская модель.. Медицинская модель рассматривает инвалидность как недуг, заболевание, дефект психологический, физиологический, анатомический (хронический или временный). Медицинский подход оценивает инвалидность человека, исходя из степени потери им трудоспособности. Врачебно-трудовая экспертиза присваивает ему группу инвалидности. Традиционно понятия "инвалидность" и "нетрудоспособность" используются как почти равнозначные и взаимозаменяющие термины. Термин "инвалид" подтверждает это, так как в переводе с английского "инвалид" - "больной, неполноценный, нетрудоспособный" (от лат. "бесполезный"). Основным методом решения проблем инвалидности является реабилитационный (программы реабилитационных центров включают на ряду с лечебными процедурами сеансы и курсы трудовой терапии).

Социальная модель. Инвалидность рассматривается в терминах сохранения способности человека социально функционировать и определяется как ограничение жизнедеятельности (способность самому обслуживать себя, степень мобильности). Социальная модель предлагает решение проблем, связанных с инвалидностью, через создание системы социальных служб, помогающих человеку жить. Очень близкая к медицинской социальная модель характеризуется патерналистическим подходом к проблемам человека, имеющего инвалидность, поэтому социальные службы, организуемые согласно ей, предлагают клиентам ограниченный перечень услуг, как-то: доставку продуктов на дом, транспортные услуги на машине до поликлиники или больницы, уборка квартир и т.п. Специализированные учебные заведения также являются отражением социальной модели: образовательная служба "подтягивает" детей к себе, не имея возможности предоставить образовательные услуги на дому каждому нуждающемуся.

Политико-правовая модель. Широко используется общественными движениями людей, имеющих инвалидность, за независимую жизнь. Основные положения политического движения заимствованы из американского движения за права людей негритянской расы и за права женщин. Политическая модель рассматривает людей, имеющих инвалидность, как меньшинство, права и свободы которых ущемляются дискриминирующим законодательством, недоступностью архитектурной среды, ограниченным доступом к участию во всех аспектах жизни общества, к информации и средствам коммуникации, спорту и досугу. Содержание данной модели определяется как равные права человека, имеющего инвалидность, на участие во всех аспектах жизни общества и должны быть закреплены законодательством, реализованы через стандартизацию положений и правил во всех сферах жизнедеятельности человека и обеспечены равными возможностями, создаваемыми социальной структурой.

Культурный плюрализм. Модель идеалистическая. Она включается в программу всех общественных инвалидных движений, основанных на принципах философии независимой жизни. В своем стремлении к достижению совершенства человечество всегда ориентировалось на высокие идеалы. Модель культурного плюрализма отражает искреннее желание людей жить в совершенном, высокоорганизованном мире, в котором гармонично будут сочетаться общие интересы и интересы каждой отдельной личности. Все различия (цвет кожи, вера, традиции, языки, физические различия, возраст, способности и таланты и т.п.) будут рассматриваться в свете их положительного влияния на общество. Если политико-правовая модель ориентирует общество на защиту особых прав каждой отдельной социальной группы, то культурный плюрализм делает акцент на понятии равенства: все аспекты жизни общества будут одинаково доступны для всех членов общества вне зависимости от его отличия от других. Социальная значимость члена общества будет определяться его вкладом в общее дело.

Таким образом, существование различных подходов к проблемам инвалидности является закономерным. Основные направления в социальной политике зависят от людей, принимающих участие в ее создании. Как было ранее нами указано, традиционно инвалидность считалась медицинским вопросом, решение которого являлось прерогативой врачей. Затем с развитием общества и прикладных наук (психологии, социологии и социальной науки) проблема инвалидности приблизилась к обществу. А начавшееся в шестидесятых годах двадцатого века бурное развитие третьего неправительственного сектора, стимулировало активное участие в социальной политике представителей социальных групп, до сих пор являвшихся лишь пассивными объектами социального взаимодействия, которое особенно интенсивно происходило в период осуществления странами ООН мероприятий, включенных во Всемирную программу действий относительно людей, имеющих инвалидность (1982-1992). Таким образом, в разные периоды времени в зависимости от того, кому принадлежало приоритетное право в принятии решений, затрагивающих интересы людей, имеющих инвалидность, социальная политика делала акцент на медицинском, социальном, политическом аспектах проблемы. Наше время характеризуется глобальностью интеграционных процессов, затрагивающих все сферы деятельности человека. Проблема инвалидности вошла в ткань таких областей как реабилитация, образование, статистика, политика, демография, социология, экономика, антропология и т.д. Поэтому большую актуальность приобретает проблема стандартизации подходов к проблеме инвалидности. Решение, которой в огромной степени зависит от выработки единой интерпретации такого социального явления как инвалидность, всеобъемлющей и гуманистической, наиболее полно отражающей права и интересы отдельного члена общества, имеющего инвалидность. И в этом отношении определенное значение имеет систематизация уже существующих теорий относительно моделей инвалидности, социальной политики и социальной системы, создаваемых на основе той или иной модели, и воздействия той или иной модели на реальные нужды, потребности и интересы людей, имеющих инвалидность.

ВЫВОДЫ К ПЕРВОЙ ГЛАВЕ

Анализ литературы показывает, что к категории инвалидов относятся дети, имеющие значительные ограничения жизнедеятельности, приводящие к социальной дезадаптации, вследствие нарушения развития и роста ребенка, его способности к самообслуживанию, передвижению, ориентации, контролю за своим поведением, обучению, общению, игровой и трудовой деятельности в будущем.

В исследовании показывается, что детская инвалидность - проблема всего общества. Наличие значительного количества детей с ограниченными возможностями здоровья должна быть предметом особых забот для страны. Данная категория детей имеет значительно меньше шансов реализовать свои гражданские свободы: получить качественное образование и сделать профессиональный выбор. Анализ ситуации показывает, что большинство из них находятся в прямой зависимости от конкретных мер государственной социальной политики, направленных на образование и занятость инвалидов, с одной стороны, а с другой - от попечительства родных, не только осуществляющих уход, но и ответственных за удовлетворение их потребностей. Выделяют четыре модели инвалидности детей: медицинская, социальная, политико-правовая, культурно-плюралистическая.

В контексте нашего подхода наиболее значимой выступает социальная модель, в рамках которой инвалидность рассматривается в терминах сохранения способности человека социально функционировать и определяется как ограничение жизнедеятельности (способность самому обслуживать себя, степень мобильности). Социальная модель предлагает решение проблем, связанных с инвалидностью, через создание системы социальных служб, помогающих человеку жить. Существование различных подходов к проблемам инвалидности является закономерным. Основные направления в социальной политике зависят от людей, принимающих участие в ее создании. Как было ранее нами указано, традиционно инвалидность считалась медицинским вопросом, решение которого являлось прерогативой врачей. Затем с развитием общества и прикладных наук (психологии, социологии и социальной науки) проблема инвалидности приблизилась к обществу. Проблема инвалидности вошла в различные области (реабилитация, образование, статистика, политика, демография, социология, экономика, антропология и т.д.). Поэтому в настоящее время большую актуальность приобретает проблема стандартизации подходов к проблеме инвалидности, решение которой в огромной степени зависит от выработки единой интерпретации инвалидности как социального явления, наиболее полно отражающей права и интересы отдельного члена общества, имеющего инвалидность. В данном отношении определенное значение имеет систематизация уже существующих теорий относительно моделей инвалидности, социальной политики и социальной системы, создаваемых на основе той или иной модели, и воздействия той или иной модели на реальные нужды, потребности и интересы людей, имеющих инвалидность.

Загрузка...