docgid.ru

Органы пищеварения. Обмен веществ и превращение энергии. Пищеварительные системы разных групп животных. Что значит питаться

1. Что общего в питании простейших, губок и кишечнополостных?

У них нет специализированных органов пищеварения. Пища переваривается либо внутриклеточно (простейшие) в пищеварительных вакуолях, либо сначала внеклеточно в кишечной полости, а затем в клетках внутреннего слоя стенок тела (кишечнополостные и губки)

2. У каких животных появляется печень? Какова ее функция?

Печень появляется у членистоногих. Эта железа способствует перевариванию пищи

В соответствии с характером потребляемой пищи (животной либо растительной)

Подберите примеры животных этих групп

Травоядные: корова, косуля, бабочка, пчела

Хищные: акула, лев, лиса, стрекоза

Всеядные: медведь, барсук, крыса, таракан

4. Нарисуйте схему, показывающую путь пищи в организме животных

2. ротовое отверстие

4. пищевод

5. желудок

7. поджелудочная железа

8. тонкая кишка

9. слепая кишка

10. толстая кишка

11. заднепроходное отверстие

5. Как вы считаете, почему у рыб нет слюнных желез, а у земноводных они есть?

Слюнные железы у земноводных развились вследствие перехода к наземному образу жизни, для смачивания пищи слюной

6. Могут ли птицы обойтись без зоба?

Нет, их желудок не будет нормально переваривать пищу, так как в зобе происходит предварительная обработка пищи, смачивание ее и размягчение

7. Нужна ли хищникам длинная слепая кишка? Ответ обоснуйте

Нет, так как хищники питаются животной пищей, а в слепой кишке происходит переваривание растительной пищи, клетчатки

8. Приведите примеры жизненных периодов у животных, когда обмен веществ у них идет слабо или не идет совсем

Зимняя спячка - замедленный обмен веществ

Вмерзание в лед (рыбы, земноводные), инцистирование простейших - обмен веществ приостанавливается

9. Закончите предложения, вставив необходимые термины

Все реакции обмена веществ и превращения энергии протекают при участии ферментов . Пищеварительные ферменты содержатся в слюне, желудочном соке и в выделениях других пищеварительных желез

10. Объясните, почему обмен веществ неотделим от процесса превращения энергии в организме

Пища - источник энергии. Разложение сложных веществ до простых и усвоение их сопровождается выделением энергии. Энергия, полученная при распаде сложных веществ, превращается в другие виды энергии и используется далее организмом для изменения структуры и функций клеток, поддержания температуры тела, совершения работы мышц и т.д.

11. Напишите, как удаляются из организма:

1. жидкие продукты обмена - через органы выделения

2. непереваренные остатки пищи - через заднепроходное отверстие

12. Рассмотрите рисунки 160, 161 и 162 учебника (с. 210, 211, 212) и прочитайте параграф

Из перечисленных органов составьте пищеварительные системы разных групп животных, расположив органы согласно пути движения пищи в организме

Заполните таблицу

Цель : изучить строение органов пищеварения усложнившихся в процессе эволюции, процесс обмена веществ и превращение энергии.

Учебные: Формировать знания обучающихся о строении органов пищеварения разных групп животных, их усложнение в процессе эволюции.

Углубить и расширить знания обучающихся о питании животных и его особенностях.

Дать представление о сложной программе пищеварения у животных.

Развивающие: Продолжить формировать умение самостоятельно работать с учеником.

Развивать интеллектуальные особенности и речь обучающихся.

Воспитывающие: Продолжить нравственное, трудовое, эстетическое воспитание обучающихся путем рациональной организации на уроке активной познавательной деятельности всех обучающихся.

Оборудование: карточка №1 “Выполнение тестовых заданий”, карточка №2 “Карточка-модуль”, рисунки-схемы строения пищеварительной системы (Приложения с №1 по № 9) , схема №1 “Обмен веществ и превращение энергии”.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Сообщение цели урока.

Учитель: Сегодня на уроке, мы будем изучать одну из значимых систем для организма – пищеварительную, и ещё познакомимся с процессом, благодаря которому живет любой организм, а именно – обмен веществ.

III. Проверка готовности домашнего задания.

Учитель: Но это будет несколько позже, а сейчас проверим ваши знания по усвоению материала прошлого урока. А тема была такая – органы дыхания и газообмен. Выполним тест, находящийся на карточке №1 “Органы дыхания и газообмен”.

(Работа обучающихся с тестовыми заданиями)

Карточка №1

1. Газообмен – это процесс, в результате которого:

а) в организм поступает кислород;

б) в организм поступает кислород и удаляется углекислый газ;

в) из организма удаляется углекислый газ;

г) организм насыщается газами и освобождается от излишков.

2. Газообмен у одноклеточных животных происходит:

а) благодаря специальным органам:

б) через всю поверхность тела;

в) благодаря цитоплазме;

г) благодаря ядру.

3. В процессе дыхания у членистоногих участвуют:

а) трахеи, поверхность тела, жабры;

б) легкие, поверхность тела, жабры;

в) жабры, трахеи, поверхность тела;

г) трахеи, легкие, жабры.

4. Органами дыхания рыб служат:

а) легкие;

б) трахеи;

5. Органами дыхания земноводных служат:

а) кожа, легкие;

б) легкие, жабры;

в) кожа, жабры;

г) жабры, легкие.

6. Двойное дыхание характерно для:

а) земноводных;

б) пресмыкающихся;

г) млекопитающих.

7. Двойное дыхание появилось у птиц как приспособление к:

а) наземному образу жизни;

б) экономному использованию кислорода;

в) защита от неблагоприятных условий среды;

г) запасу кислорода.

8. Механизм дыхательных движений у млекопитающих осуществляется благодаря:

а) наполнению воздухом альвеол;

б) движению диафрагмы;

в) увеличению и уменьшению объема легких;

г) сокращению и расслаблению диафрагмы и межреберных мышц.

IV. Изучение нового материала.

Учитель: Заканчиваем работу с карточками. Переходим к изучению нового материала. Слово обучающимся. (Заранее готовятся выступления обучающихся) .

2 обучающийся: При любом типе питания пища должна пройти соответствующую обработку, прежде чем будет усвоена. Это может быть химическое воздействие с помощью особых веществ (ферментов, кислот, пищеварительных соков) без предварительного механического измельчения, как у простейших, губок, кишечнополостных и других животных, заглатывающих добычу целиком. Помогает лучшему усвоению пищи, предварительное механическое измельчение пищи, а затем (или во время измельчения) химическое воздействие на неё. Процессы измельчения, расщепления и всасывания составляют пищеварение.

Учитель: Как проходило эволюционное развитие органов пищеварения, можно понять, рассмотрев строение органов пищеварения и систем органов пищеварения у различных систематических групп животных.

Для дальнейшей работы, нам понадобится карточка – модуль, она лежит у вас на столах, работая с текстом учебника на стр.210 – вы отвечаете на вопросы, указанные в карточке. Кроме того, у вас в карточках указаны номера вопросов от 1 до 12, которые соответствуют заданию, указанному в карточке, вы выполняете данное задание у доски, которое соответствует этому номеру.

(Работа обучающихся по карточке-модулю)

Карточка-модуль № 2

№1 Что общего в питании простейших, губок и кишечнополостных?

У них нет специализированных органов пищеварения. Пища переваривается либо внутриклеточно (простейшие) в пищеварительных вакуолях, либо сначала внеклеточно в кишечной полости, а затем в клетках внутреннего слоя стенок тела (кишечнополостные и губки).

№2 У каких животных появляется печень? Какова ее функция?

Печень появляется у членистоногих. Эта железа способствует перевариванию пищи.

В соответствии с характером потребляемой пищи (животной либо растительной).

№5 Подберите примеры животных этих групп.

№6 Нарисуйте схему, показывающую путь пищи в организме животных.

Рот =>пищевод => желудок => кишечник => печень =>анальное отверстие.

№6 Как вы считаете, почему у рыб нет слюнных желез, а у земноводных они есть?

Слюнные железы у земноводных развились вследствие перехода к наземному образу жизни, для смачивания пищи слюной.

№7 Могут ли птицы обойтись без зоба?

Нет, их желудок не будет нормально переваривать пищу, так как в зобе происходит предварительная обработка пищи, смачивание ее и размягчение.

№8 Нужна ли хищникам длинная слепая кишка? Ответ обоснуйте.

Нет, так как хищники питаются животной пищей, а в слепой кишке происходит переваривание растительной пищи, клетчатки.

№9 Приведите примеры жизненных периодов у животных, когда обмен веществ у них идет слабо или не идет совсем.

Зимняя спячка - замедленный обмен веществ.
Вмерзание в лед (рыбы, земноводные), инцистирование простейших - обмен веществ приостанавливается.

№10 Закончите предложения, вставив необходимые термины.

Все реакции обмена веществ и превращения энергии протекают при участии ферментов. Пищеварительные ферменты содержатся в слюне, желудочном соке и в выделениях других пищеварительных желез.

№11 Объясните, почему обмен веществ неотделим от процесса превращения энергии в организме.

Пища - источник энергии. Разложение сложных веществ до простых и усвоение их сопровождается выделением энергии. Энергия, полученная при распаде сложных веществ, превращается в другие виды энергии и используется далее организмом для изменения структуры и функций клеток, поддержания температуры тела, совершения работы мышц и т.д.

№12 Напишите, как удаляются из организма:

1- жидкие продукты обмена - через органы выделения;
2- непереваренные остатки пищи - через заднепроходное отверстие.

№13 Рассмотрите рисунки 160, 161 и 162 учебника (с. 210, 211, 212) и прочитайте параграф.
Из перечисленных органов составьте пищеварительные системы разных групп животных, расположив органы согласно пути движения пищи в организме.
Заполните таблицу.

Пищеварительные системы разных групп животных

Черви: 4, 19, 6, 15.

Членистоногие: 5, 2.

Земноводные: 11, 12, 16.

Рептилии: 8, 15, 4, 9.

Птицы: 13, 6, 15, 7.

Млекопитающие: 16, 11, 8, 4, 19, 5, 20, 7, 14, 1.

Вопрос 1. Почему деление животных на груп-пы по преобладающему виду питания следует счи-тать условным?

Деление животных на группы по преоб-ладающему виду питания следует считать условным, потому что этот приоритет опре-деляется часто доступностью той или иной пищи. В частности, насекомоядные птицы в зависимости от сезона могут питаться на-секомыми, червями, созревшими плодами.

Вопрос 2. Какие особенности строения пище-варительной системы млекопитающих позволяют утверждать, что строение и функция органа взаи-мосвязаны?

Связь строения и функции органа хоро-шо иллюстрируется разнообразием зубов у млекопитающих. В зависимости от функциональных особенностей захваты-вания, удержания, разрывания или пере-жевывания пищи животным мы наблю-даем специфическое строение его зубов. К примеру, у грызунов хорошо развиты резцы, но нет клыков, а у хищников хоро-шо развиты клыки и есть особые хищни-ческие зубы, позволяющие удерживать и умерщвлять добычу.

Связь строения с функцией органа чет-ко видна и при сравнении желудков мле-копитающих. Так, у жвачных животных желудок сложный, состоит из четырех от-делов, что связано со сложным многосту-пенчатым процессом переработки у них растительной пищи. У хищников желу-док простой, однокамерный, так как жи-вотная пища перерабатывается проще.

Вопрос 3. Почему длина кишечника позво-ночных животных разная?

Длина кишечника зависит от характера преобладающей пищи. У растительноядных животных кишечник длиннее, поскольку растительная пища усваивается труднее, чем пища животного происхождения.

Вопрос 4. Что означает понятие «обмен ве-ществ»?

Обмен веществ — совокупность про-цессов поглощения веществ из окружаю-щей среды, процессов преобразования ве-ществ в организме и процессов выделения веществ из организма в окружающую среду.

Вопрос 5. Говорят, что организм — это откры-тая система. Объясните это утверждение. Приве-дите пример.

Открытой называют систему, в которую из окружающей среды поступают вещества и энергия и из которой вещества и энер-гия поступают в окружающую среду. Ор-ганизм является именно такой системой. Например, организм позвоночного живот-ного потребляет пищу из внешней среды, а непереваренные остатки и продукты жизнедеятельности выделяет в окружаю-щую среду с каловыми массами и мочой. Материал с сайта

Вопрос 6. Как, зная закономерности обмена веществ, управлять ростом и развитием животного?

Чем интенсивнее и полноценнее кормле-ние, тем больше поступает в организм ве-ществ, которые используются для его роста и развития. Для получения высокой про-дуктивности сельскохозяйственных жи-вотных, обеспечения здоровья и высоких воспроизводственных функций необходи-мо обеспечить содержание в их рационах всех без исключения необходимых пита-тельных веществ.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • органы пищеварения обмен веществ и превращение энергии таблица
  • реферат на тему обмен веществ
  • как, зная закономерности обмена веществ управлять ростом животного
  • органы пищеварения.обмен веществ и превращении энергии у губок
  • функции пищеварительной системы у млекопитающих

Что значит питаться?

Питаться значит получать органические вещества.

Какие способы питания существуют у животных?

Существуют автотрофный, гетеротрофный и автогетеротрофный способы питания.

Что такое обмен веществ?

Обмен веществ – это совокупность процессов поступления питательных веществ в организм, использования их организмом для синтеза клеточных структур и выработки энергии, а также выделения конечных продуктов в окружающую среду. Обмен веществ проходит в три этапа: 1) поступление веществ в организм (обеспечивает пищеварительная система); 2) использование веществ клетками организма и 3) выделение продуктов распада в окружающую среду посредством систем дыхания и выделения.

Вопросы

1. Почему деление животных на группы по преобладающему виду пищи следует считать условным?

Данное деление условно, поскольку при определенных условиях животные могут изменить свой рацион и перейти к другому типу пищи. Таким условием чаще всего является нехватка или отсутствие привычной пищи.

2. Какие особенности пищеварительной системы млекопитающих позволяют утверждать, что строение и функция органа взаимосвязаны?

У всех млекопитающих животных единая схема строения пищеварительной системы. Однако строение органов зависит от выполняемой функции. К примеру, у животных в зависимости от употребляемой пищи разное строение зубов (у грызунов развитие получили резцы, у хищников - клыки, у копытных – резцы и коренные зубы). У жвачных животных, в связи с употреблением растительной пищи богатой клетчаткой, желудок состоит их четырех отделов.

3. Почему длина кишечника позвоночных животных разная?

Длина кишечника зависит от вида животного, особенностей употребляемой им пищи и возраста.

4. Что означает понятие «обмен веществ»?

Обмен веществ – это совокупность процессов поступления питательных веществ в организм, использования их организмом для синтеза клеточных структур и выработки энергии, а также выделения конечных продуктов в окружающую среду.

5. Как, зная закономерности обмена веществ, управлять ростом и развитием животного?

Знания об обмене веществ позволяют подобрать необходимый рацион для животных. Это поможет вырастить животное с определенными качествами. Употребление одних продуктов приводит к приросту мышечной массы, других – к накоплению жировой клетчатки. Одна пища имеет высокую энергетическую ценность, другая – меньшую.

6. Чем можно объясните разделение желудка у птиц на два отдела – железистый и мускулистый?

Птицы глотают непережеванную пищу и ее обработка начинается непосредственно в желудке. Из пищевода пища поступает в железистый желудок. Его стенки в изобилии выделяют сильную кислоту и некоторые энзимы, запускающие процесс переваривания пищи, переходящей вскоре во второй желудок. Железистый желудок четко не отграничен от впадающего в него пищевода и отличается лишь более толстыми стенками и обилием желез, выделяющих пищеварительные ферменты. Вторая часть желудка - мускульный желудок (рис. 4). Это очень мощный орган с жесткой, грубой выстилкой внутри (кутикулой), размельчающей семена в пасту.

Задания

Говорят, что организм – открытая система. Объясните это утверждение. Приведите пример.

Любой живой организм нуждается в постоянном притоке различных веществ извне: в питательных органических веществах, воде, минеральных солях, кислороде. В свою очередь, живые организмы обмениваются с окружающей средой продуктами обмена веществ, т. е. они представляют собой открытую систему.

Таким образом, любой живой организм может быть рассмотрен как открытая саморегулирующаяся система. К примеру, в процессе дыхания организм получает из окружающей среды кислород, а выделяют углекислый газ.

Загрузка...