docgid.ru

Звонок от Константина. Важные правила общения с чиновником

Из отзывов одного из ваших учеников поняла, что как одну из методик "успешного общения с людьми" вы рекомендуете улыбку плюс искреннее доброжелательное отношение к собеседнику. И вы не первые являете эту истину миру - это я к тому, что уже давно задумываюсь над следующим вопросом. -:) Улыбка и априори доброжелательное отношение к незнакомому собеседнику у меня вполне искренние /такое уж интеллигентское воспитание/, и это замечательно действует с моими учениками /студентами и людьми постарше/ или в спортивной команде - т.е. с теми, с кем мне предстоит работать для достижения общей цели. Но вот с медработниками, а так же официальными лицами мой подход не работает совершенно, скорее дает некий противоположный эффект - они считают совершенно необходимым забросать меня банановой кожурой: "И не хочется, но нельзя упускать такой случай!"

С другой стороны мой муж всегда беседы на данном уровне ведет запанибратски и слегка хамовато /мне кажется, что я бы даже обиделась, если б со мной так разговаривали/, но каждый раз получает положительный ответ там, откуда меня полчаса назад с треском выгнали. Дают ли ваши уроки возможность разобраться в сложностях подобного рода, или вы ограничиваетесь систематизированным и ориентированным на практику, но все-таки просто изложением как популярных так и менее известных методик из области общения?

С уважением, Mar.

Улыбки для успешного общения вряд ли достаточно, хотя ее полезность несомненна. Доброжелательность также не всегда является успешным коммуникативным стилем. Стиль коммуникации должен соответствовать психотипу собеседника и обстоятельствам. Очевидно, дело не в профессии указанной Вами категории собеседников, а в таких факторах, как усталость, эмоциональные перегрузки, неправильное и нерегулярное питание, гормональные нарушения, в т.ч. климактерического характера.

Имеет смысл попытаться оценить мотивацию указанных категорий. Она сводится к трем пунктам:

1 По возможности избавиться от докучливого посетителя

2 Если не выходит, и он настаивает, решить вопрос, исходя из принципа наименьшего геморроя (вопрос решается в пользу того, с чьей стороны ждут больше неприятностей)

3 Чиновник никогда не мстит, он только ловит удачу.

Учитывая эти три правила следует иметь в виду что:

1 Вы не должны ждать от чиновника иной реакции на любое свое обращение, кроме как активной попытки "отфутболить" Вас, избавиться от вашего присутствия. Вас не должно удивить, обидеть и вообще задеть такое отношение. Если Вы не считаете его естественным, если оно для Вас неожиданно, Вам необходимо пройти курс лечения для обретения контакта с реальностью.


2 Получив первый отказ, Вы должны презентовать чиновнику бесперспективность попытки безболезненно избавиться от Вас, не приложив должных усилий к решению вопроса. Вы должны обратиться к начальнику - в письменном виде - с требованием немедленно навести порядок в его ведомстве, а также пообещать обратиться к прокурору по поводу своих подозрений о вымогательстве взятки. При этом Вы не должны повышать голоса и каким-то образом выражать удивление, волнение, возмущение и прочие эмоциональные реакции, сигнализирующие о слабости. Наоборот, олимпийское спокойствие собеседника порождает у чиновника панику.

3 После того, как чиновник проявит слабость в виде эмоциональной реакции и потока обид, а также советов не портить с ним хорошие отношения, он предложит Вам некий вариант решения проблемы. Если этот вариант Вас устроит, Вы должны немедленно проявить доброжелательное согласие и получить свое. Если нет, Вы должны внятно изложить свою версию решения вопроса и предложить вместе сходить к начальнику, если у самого чиновника недостаточно компетентности.

4 Обычно после этого чиновник примет с некоторыми несущественными модификациями Вашу версию. После этого Вы должны сделать все, чтобы дать чиновнику "сохранить лицо", подать согласие на его модификации, как компромисс.

5 Хорошие отношения с чиновником являются балластом, так как затрудняют напор на него с вашей стороны. Ни в коем случае не стремитесь поддерживать хорошие отношения с чиновником. Репутация безобидного по каким-то причинам человека существенно затрудняет решение вопросов в России. Репутация человека, от которого следует ждать неприятностей, резко облегчает решение текущих вопросов.

6 Как учил Макиавелли, любят Вас по своему усмотрению, а боятся - по Вашему усмотрению. Единственная разумная тактика - полагаться лишь на то, что зависит от Вас.

7 Никогда не угрожайте без необходимости. Никогда не оставляйте свою угрозу без последствий. Если Вы пообещали написать прокурору - напишите. Вас не убудет. Вы получите отказ в возбуждении уголовного дела - и все. Но для того, чтобы сварганить отказ, прокуратура должна провести проверку, в рамках которой ей придется допросить чиновника, на которого Вы писали. Последствий это иметь не будет, но похода в прокуратуру ему будет достаточно для того, чтобы навсегда потерять охоту с Вами ссориться. У любого чиновника полно настоящих грешков, и он боится, как бы они не всплыли в рамках проверки любого, самого дурацкого обращения.

8 Когда Вы создали себе в данном ведомстве необходимую репутацию, Вы можете позволить себе улыбаться. Будьте уверены - Вам будут доброжелательно и отзывчиво улыбаться в ответ. Если не будут, Вам будет достаточно перестать улыбаться - чтобы они заволновались.

Если вы хотите добиться чего-то от чиновника, нужно не мешать ему, а помогать решить ваш вопрос, часто даже заставлять его это делать. Вам придётся выбрать тактику «холодного давления» и терпеливо добиваться желаемого от государственного человека. Важно понимать мотивацию чиновника. Это, во-первых, соблюдение всех нормативно-правовых актов, а во-вторых - страх перед вышестоящим руководством. Это две больные мозоли, на которые нужно давить, чтобы получить результат. Вы наверняка замечали, что чиновники говорят обезличенными конструкциями: «необходимо сделать», «важно понимать», «будет исполнено» - и никогда не называют точных дат, чисел, времени, боятся конкретики. Никто не хочет брать ответственность на себя, поэтому вам предстоит стоять на своём и добиваться не просто обещаний из серии «вопрос будет решён», а бумаги с указанием точных сроков и ответственного за исполнение предписания.

Любая бумага - это документ , на который чиновник должен реагировать. Право обращения в государственные органы и органы местного самоуправления и порядок рассмотрения обращений зафиксированы в Конституции . Все ваши просьбы должны быть оформлены письменно. Желательно составлять их вместе с юристом, чтобы не было возможности отклонить бумагу из-за неверного оформления. П одкрепляйте свои просьбы ссылкой на закон №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». В частности, на статью 12, где сказано: «Письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения».

Следите за тем , что вам говорят. Не давайте чиновнику менять тему разговора или переводить стрелки - это любимый приём. Если вы обращались в письменном виде, то при запросе ответа говорите: «Посмотрите письмо исх. № *** на ваш входящий *** » . Это облегчит общение и покажет вашу грамотность.

Не просите денег. Если вашему проекту требуется помощь, опишите максимально подробно его социальную значимость, общественный интерес, который представляет ваш проект или услуга, и попросите «оказать содействие в реализации». Доказать социальную значимость проекта можно, ссылаясь на региональные инвестпрограммы - по развитию инноваций, увеличению доли малого и среднего бизнеса, фермерскому хозяйству и тому подобным. Найти их довольно просто в интернете на сайтах самих ведомств. В нормативно-правовых актах, сопровождающих тексты программ, есть планы развития отрасли, из которых становится ясно, что может сделать предприниматель. На эти пункты и нужно ссылаться, презентуя свой проект. В регионах такие программы есть по каждому направлению - экономика, здравоохранение, образование. Чиновники м огут помочь с заявкой на получение субсидии или гранта в их рамках и включить «зелёный свет» для реализации проекта.

Если хотите пригласить чиновника на вечеринку или деловую встречу, знайте, что они ходят на мероприятия, которые считают актуальными для государства. К примеру, придут на «встречу предпринимателей/бизнес-кружок», потому что сегодня поддержка малого бизнеса - тренд. В тренде и государственно-частное партнёрство.

Приветствую вас на Финансовом гении! Сегодня решил затронуть очень важную для каждого тему: как правильно общаться с чиновником , как убедить чиновника принять нужное для вас решение, выполнить нужные вам действия. Другими словами, как заставить чиновника работать, и как минимум, просто добросовестно исполнять свои обязанности. Ведь все вы знаете, что даже это порой является непосильной задачей.

Итак, практически каждому человеку в той или иной степени приходится иметь дело с чиновниками. Особенно это касается предпринимателей, бизнесменов, у которых от общения с чиновниками зависит открытие, существование и развитие их бизнеса. К сожалению, бюрократическая система в большинстве стран постсоветского пространства еще более чем процветает, поэтому порой добиться хотя бы исполнения чиновником своих прямых обязанностей крайне сложно. Ну а заставить чиновника еще и лишний раз напрячься ради вас – вообще нечто за гранью реальности.

Почему так происходит? Во многих случаях, конечно же, имеет место – люди занимают свои должности не ради зарплаты, и всем своим видом, а то и прямым текстом, показывают, что просто так они “шевелиться” не будут. Лично я принципиально никогда не давал взятки, и никому не советую это делать – так вы сами же будете способствовать такому отношению, которое, благодаря вашей же поддержке, будет продолжаться бесконечно.

Кроме того, на самом деле, даже взятка не всегда способна решить проблему. Дело в том, что в любой госструктуре действует сложная бюрократическая иерархия, и не всегда чиновник, к которому вы обратились, вообще самостоятельно имеет право принимать решения (даже, если “на бумаге” это входит в его прямые служебные обязанности). Вполне может быть, что “над ним” стоят несколько начальников, от которых все и зависит, и не всегда он вообще может к ним обратиться, даже с предложением взятки. Все-таки, создана видимость борьбы с коррупцией, всегда нужны “козлы отпущения”, которых можно поймать на взятке и посадить, то есть, риски довольно велики.

Именно поэтому мое твердое убеждение, что нужно просто учиться правильно общаться с чиновниками, убеждать их силой слова, знанием законов, и даже чисто психологическими методами. То есть, добиваться нужного решения чиновника на законных основаниях. Как заставить чиновника работать? Рассмотрим наиболее действенные способы.

Официальное письменное общение. Обращаться к чиновнику необходимо только официальным письмом, которое обязательно следует зарегистрировать в канцелярии и получить входящий номер. Даже если вы пришли на прием к чиновнику поговорить, обязательно продублируйте свой разговор официальным письменным обращением. В этом случае, он просто обязан будет по закону в 30-дневный срок дать вам такой же официальный письменный ответ. Если же письменного обращения не будет – он вам ничего не будет обязан.

Доскональное знание законов. Чтобы убедить чиновника, вы должны досконально знать законодательство в той области, в которой вам необходимо решить вопрос. В своем обращении (как устном, так и особенно – письменном) вы должны ссылаться на действующие законодательные акты, прямо указывая чиновнику, согласно какому пункту какого закона он должен принять нужное вам решение. То есть, ваше обращение должно быть аргументировано законодательной базой.

Четкий и конкретный вопрос (обращение). Абсолютно нет смысла обращаться к чиновникам ради того, чтобы пожаловаться, поплакаться, или чтобы вам что-нибудь предложили. Предлагать нужно самому, причем, четко и конкретно. Если вы не сможете четко сформулировать вашу просьбу – она обязательно будет заброшена в “долгий ящик”: в первую очередь чиновник будет решать дела тех людей, которые хотят конкретики.

Никаких угроз и скандалов. Ни одному чиновнику не понравится, если вы начнете кричать на него или угрожать. Напугать его у вас все равно вряд ли получится, а вот отношения испортите окончательно, и тогда решение вашей проблемы уже будет преднамеренно затягиваться.

Нет решения? Официальная жалоба. Если же чиновник не выполняет свою работу, прибегайте к механизму официальных жалоб – таких же зарегистрированных письменных обращений в вышестоящие инстанции. Повторяю, без угроз и скандалов – сухим юридическим языком, со ссылками на нарушение чиновником конкретных пунктов конкретных законодательных актов и с конкретными просьбами/вопросами.

Используйте Чувство Собственной Важности чиновника в свою пользу. Практически каждый чиновник славится завышенным ЧСВ, и человек, неплохо разбирающийся в психологии, всегда сможет использовать это себе во благо. Если вы в диалоге с чиновником грамотно подчеркнете, что он такой значимый и нужный “вершитель судеб”, как важен и необходим его тяжелый труд для простых обывателей, то вполне вероятно, что он расслабится, и вы сможете “под шумок” убедить чиновника принять нужное решение.

Это лишь наиболее важные правила того, как общаться с чиновником. Конечно же, каждый случай индивидуален и требует отдельной детальной проработки. И чем важнее решение, принимаемое чиновником, тем тщательнее необходимо спланировать ваше с ним общение.

Очень многое зависит также от личности чиновника, от психологического типа человека. Для одних лучше подойдут одни методы, для других – другие, поэтому чтобы заставить чиновника работать, нужно немножко быть психологом. Эти навыки пригодятся вам не только при общении с чиновниками, но и во многих других сферах.

И, кстати, когда вы сможете убедить чиновника принять нужное вам решение, сможете выиграть в этой неравной борьбе – это однозначно придаст вам новых сил, вы приобретете полезный опыт, новые навыки и умения, которые еще не раз будут выручать вас в сложных ситуациях. Поэтому общение с чиновниками – это та сфера, в которой постоянно необходимо совершенствоваться, особенно, если вы занимаетесь бизнесом.

На этом все. Желаю вам успешного решения ваших вопросов при общении с чиновниками. Увидимся на !

Методическая разработка конспекта урока

на тему: "Чиновники на приеме у "ревизора"

Анализ 4 действия комедии "Ревизор" (8 класс)

Потина Елена Владимировна,

учитель русского языка и литературы

ГБОУ СОШ № 147 Красногвардейского района Санкт-Петербурга,

Цели:

  1. Обучающая : работа над художественными особенностями пьесы; страх перед ревизором как основа комедийного действия.
  2. Развивающая : развитие аналитических умений и навыков учащихся.
  3. Воспитывающая : формирование положительных нравственных ориентаций.

Методические приёмы: чтение отдельных эпизодов комедии, аналитическая беседа, инсценировка, анализ детских рисунков.

Оборудование: Кинофильм “Ревизор” (фильм Владимира Петрова, 1952 г.), рисунки детей, репродукция картины К. Брюллова “Последний день Помпеи”, табличка с надписью “Пафос”, костюмы для инсценировки.

Ход урока

1. Проверка домашнего задания (знание текста). Тест.

В “Ревизоре”, - вспоминал Гоголь впоследствии, - я решился собрать в одну кучу всё дурное в России, какое я тогда знал, все несправедливости, какие делаются в тех местах и тех случаях, где больше всего требуется от человека справедливости, и за одним разом посмеяться над всем”. Этот замысел блестяще осуществился в его комедии “Ревизор”. В город приехал инкогнито с проверкой, все чиновники уездного города переполошились. “Надо ему подсунуть!” - решают собравшиеся в доме городничего чиновники. Как они это делают? Понял ли Хлестаков, мнимый ревизор, за кого его принимают в этом городе или нет и что происходит в 4 действии комедии, мы с вами об этом поговорим немного позже.

Дома вы перечитали 4 действие. Перед вами лежат таблички с фамилиями чиновников. Я буду задавать вопросы по содержанию, а вы должны выбрать правильный ответ и поднять нужную табличку.

Тест.

  1. Кто первый предложил “подсунуть” взятку ревизору? (Артемий Филиппович)
  2. Кто первым идет на приём к Хлестакову? (Аммос Фёдорович)
  3. Продолжите фразу: “Имею честь представиться: смотритель училищ титулярный советник…” (Хлопов)
  4. Кто рассказывает мнимому ревизору о том, “что здешний почтмейстер совершенно ничего не делает: все дела в большом запустении, посылки задерживаются…”? (Артемий Филиппович Земляника)
  5. Кого Добчинский просит помочь узаконить внебрачного сына? (Хлестаков)
  6. Чьи это слова: “Только знаете что, Иван Александрович? Уезжайте отсюда! Ей - богу, уже пора! Погуляли здесь два денька, ну - и довольно”? (Осип)
  7. “Как бы я желал, сударыня быть вашим платочком, чтобы обнимать вашу лилейную шейку…” Чьи слова? (Хлестаков)
  8. Анна Андреевна: “Знаешь ли ты, какой чести удостоивает нас…Он просит руки нашей дочери”. О ком она говорит? (Хлестаков)
  9. Кто приказал Авдотье достать из кладовой персидский ковёр и отдать его в дорогу Хлестакову? (Городничий)
  10. У кого просит деньги Хлестаков: “Да вот тогда вы дали двести, то есть не двести, а четыреста: я не хочу воспользоваться вашею ошибкою, - так, пожалуй, и теперь столько же, чтобы уже ровно было восемьсот”? (Городничий)

2. Анализ 4 действия комедии.

Запишите в тетрадь эпиграф к сегодняшнему уроку:

Хлестакову принадлежит главная роль в действии. Около него обращаются все прочие лица,
как планеты около солнца. Ю. Манн.

Применим ли эпиграф к Хлестакову как главному действующему лицу?

Можно сказать, что интересы большинства других героев направлены именно к нему?

Доказать это нам поможет анализ 4 действия, где чиновники приходят на приём к Хлестакову.

С какими намерениями собрались чиновники в доме городничего на следующий день? (Изыскивают наилучшую форму представления “ревизору” и стремятся найти лучший способ дать взятку высокому гостю.)

Словарная работа.

Дайте лексическое толкование слову “взятка”.

(Взятка - деньги или материальные ценности, даваемые должностному лицу как подкуп, как оплата караемых законом действий.)

Как вы думаете, почему Гоголь заменил слово “взятка” на просторечие “подсунуть ”?

Какие детали указывают на то, что взятки - привычное дело?

(Рассуждают о том, как даются взятки и как берутся.)

Кто первый предлагает “подсунуть”? (Судья) Цель этих взяток?

(Защитить, предохранить своё ведомство от ревизий)

Явление 3.

Прочитайте слова Аммоса Фёдоровича “в сторону”. (“А деньги в кулаке, да кулак-то весь в огне”, “точно горячие угли под тобою”, “вот уж я и под судом”) Как чувствует себя судья во время дачи взятки? (Страх) Как он даёт взятку?

Явление 4.

Кто пытается “дать взаймы” Хлестакову в 4 действии? (Почтмейстер. Все мысли его вертятся вокруг почты.)

Как он обращается к Хлестакову? (Как к духовному лицу.) Какова его речь?

(Бессвязное бормотание)

Словарная работа .

Здесь комедия превращается в трагедию, т. е. меняется пафос комедии. Дайте лексическое толкование слова “пафос”.

ПАФОС . (Воодушевление, подъём, энтузиазм)

Запишите новое слово в тетрадь и запомните его значение.

Явление 5.

Читаем 5 явление по ролям.

Как ведёт себя чиновник в этой сцене? (Смотритель училищ весь дрожит, язык его заплетается)

А Хлестаков понимает, почему ему дают деньги? (Нет.)

Явление 6. Просмотр эпизода из кинофильма “Ревизор” (Взятку даёт Земляника).

Почему Земляника заходит к Хлестакову последним?

(Он бывалый и опытный) Почему он доносит на своих “друзей”? (Земляника последний, его невозможно проверить).

Вспомните момент, когда Хлестаков догадался, что его принимают за государственного человека. (Это сцена с Бобчинским и Добчинским, где Хлестаков “выпроваживает” гостей.)

Давайте вновь обратимся к эпиграфу. Как вы его понимаете? Что можете сказать о чиновниках?

Тетрадь . Вывод: растерянность, страх, трепет свойственны всем чиновникам, но каждый из них даёт взятку по-своему, что отражено в речи, действиях и ремарках.

Явление 12-14. Инсценировка (5-7 минут).

О каких новых свойствах натуры Хлестакова вы узнали? (Нет любовного сюжета. А

объяснение его с матерью и дочкой является тонко прикрытым пародированием любовной интриги. В общении с дамами Хлестаков чувствует себя уверенно.)

Тетрадь . Вывод по образу Хлестакова :

Пустейший и легкомысленный человек;

Не упустит того, что плывёт в руки;

Способен сыграть любую роль;

Самое большое желание - иметь деньги и власть.

3. Детские рисунки к “Ревизору” и их анализ.

Дома вы рисовали портреты понравившихся вам персонажей. Дайте коротко характеристику тому, кого вы изобразили.

4. Опережающее домашнее задание. Знакомство с картиной Карла Брюллова “Последний день Помпеи”.

При прочтении “Ревизора” мы чувствуем, как начиная с 4 действия постепенно меняется пафос пьесы - от комического до трагического, трагизм достигает своего апогея именно в финальной сцене. Сегодня мы познакомимся с картиной К. Брюллова “Последний день Помпеи” (о картине рассказывает заранее подготовленный ученик).

В 1827 году К. Брюллов посетил итальянский город Помпеи, погибший при извержении Везувия. Картина “Последний день Помпеи” была написана Брюлловым в 1833 г. в Италии. В 1834г. её привезли в Петербург и выставили в Эрмитаже.

К. Брюллов изобразил грандиозную и, по его словам, “живую картину смерти”. Рушатся здания и статуи, люди мечутся по улице в отблесках молнии и зареве вулкана. В центре композиции - распростёртое тело молодой женщины, выпавшей из колесницы, и ребёнок, зовущий мёртвую мать. Трагизм положения усиливает и тревожный пламенеющий колорит. Родители защищают своих детей, воин и мальчик уносят старика отца, юноша спасает свою невесту.

Картина произвела на Гоголя столь сильное впечатление, что под её влиянием он написал статью “Последний день Помпеи (картина Брюллова)”. Писатель был восхищён гением художника, который сумел передать ужас перед “концом мира” через изображение окаменевших фигур. Принцип изображения людей, охваченных ужасом судного дня, переносится Гоголем на последнюю страницу “Ревизора”, где герои комедии застыли, словно окаменели.

Дома подумайте над вопросом: “Как помогла картина К. Брюллова “Последний день Помпеи” Н. В. Гоголю в создании финальной сцены, которая длилась не менее 2 - 3 минут? ”.

5. Подведение итогов урока. Выставление оценок.

Чтение письма Хлестакова.

(Анализ сцены из V действия комедии Н.В.Гоголя "Ревизор".)
Прежде чем рассмотреть финальную сцену, где происходит чтение письма Хлестакова, вернуть которого не представляется возможным, так как по распоряжению городничего ему отдали лучших лошадей, заглянем в предыдущий текст.
Перечитаем еще раз отдельные сцены и эпизоды, повнимательнее всмотримся в жизнь захолустного, забытого Богом городишки, от которого "хоть три года скачи, ни до какого государства не доедешь". Патриархальная простота провинциальных нравов заставляет городничего без лишней дипломатии сообщить чиновникам о приезде ревизора. Забавно слушать при."этом глубокомысленное мнение самого "просвещенного и вольнодумного" человека в городе, Аммоса Федоровича Ляпкина-Тяпкина, который объясняет этот приезд политическими причинами, тем, что Россия хочет вести войну. Смешно само сопоставление внешней политики России и убогих, мелких интересов провинциальных чиновников.
Распоряжения городничего своим подчиненным о принятии спешных мер перед приездом ревизора сразу дают представление о положении дел в городской больнице, суде, школах. Везде беспорядок, грязь, воровство. Так и видишь больных в грязных колпаках, курящих крепкий табак, которые очень смахивают на кузнецов. Такое сравнение, сделанное городничим, смешно и грустно одновременно, потому, что за этим скрывается полная беспомощность несчастных больных людей, которые полностью зависят от мерзавцев и мошенников.
Забавная, типично провинциальная деталь о гусях с гусенками, шныряющими под ногами посетителей присутствия, довольно прозрачно намекает на то, в каком состоянии находится правосудие в городе. Сама фамилия судьи Ляпкина-Тяпкина не требует дополнительных комментариев. Пронизаны юмором рассуждения Сквозник-Дмухановского о школьных учителях, например/о том, который, взойдя на кафедру, обязательно делает жуткую гримасу, которая может быть неправильно истолкована господином ревизором.
Лука Лукич Хлопов, насмерть перепуганный смотритель уездных училищ, полностью соглашается с городничим, вспоминая, как из-за подобного поведения этого учителя он получил выговор за то, что юношеству внушаются вольнодумные мысли. Это уже не смешно, потому что в России 30-х годов XIX века, изображенной в комедии, беспощадно подавлялись и преследовались прогрессивные, свободолюбивые взгляды. Особенно это касалось учебных заведений, которые считались рассадниками вредных антиправительственных идей.
Говоря о действующих лицах своей комедии, Гоголь назвал ее единственным честным героем — смех. Действительно, пьеса полна смешных положений, неожиданных ситуаций, комических ошибок, иронических замечаний, саркастических характеристик. Даже сам сюжет комедии строится на том, что чиновники, перепуганные вестью о приезде могущественного ревизора, принимают за него пустого и ничтожного Хлестакова. Эта ошибка в финале комедии создает гротескную ситуацию, когда хитрый, грубый и деспотичный городничий сам становится жертвой обмана. Вызывают смех полные бессильной ярости слова городничего о том, что он "мошенников над мошенниками обманывал", "даже трех губернаторов обманул". Зрительный зал дрожит от смеха, а городничий бросает в публику убийственную реплику: "Чему смеетесь? Над собой смеетесь!.." Эти слова предлагают всерьез задуматься над тем, что же заставляет нас так весело смеяться на представлении гоголевской комедии.
Не то ли, что "городничий — глуп как сивый мерин", "почтмейстер — подлец, пьет горькую", "надзиратель за богоугодным заведением Земляника — совершенная свинья в ермолке", "смотритель училищ протухнул насквозь луком", "судья Ляпкин-Тяпкин в сильнейшей степени моветон"... Все эти характеристики из письма тоже пустого человечка Хлестакова злы, но правдивы. Чиновники этого провинциального городка носят маски и ужасно боятся, что кто-то увидит их истинную сущность. Именно страх заставляет их принять пустышку Хлестакова за ревизора. И не увидеть его вранья за своей собственной лживой сущностью

Купцы. Не погуби, государь! Обижательство терпим совсем понапрасну.
Хлестаков. От кого?
Один из купцов. Да все от городничего здешнего. Такого городничего
никогда еще, государь, не было. Такие обиды чинит, что описать нельзя.
Не по поступкам поступает .

Н.В. Гоголь «Ревизор»

Каждому коммерсанту хоть раз, но приходилось сталкиваться с произволом чиновников. В представлении большинства людей решить вопрос с госструктурами можно только путем дачи взятки. И если крупный бизнес решил эту проблему, просто став частью админстративно-бюрократическрой системы (путем наличия «своих» людей в госструктурах, лоббирования своих интересов и т.д.), то мелкий и средний бизнес, да и простые обыватели «рыдают» и жалуются на разгул коррупции. Итак, неужели, действительно, решение вопросов в многочисленных инстанциях можно решить только путем «ОТКАТОВ»?

Существует такое понятие, как GR (government relations – влияние на власть), которое разбирает способы цивилизованного общения со структурами власти. Создание конструктивных отношений с органами власти – является одним из важных бизнес-процессов и в российских компаниях. И очевидно, что бы выстроить партнерские отношения нужно иметь в арсенале руководителя гораздо больше приемов, чем только пресловутые «откаты». Для достижения своих целей, важно понимать, какова психология представителей власти, как они принимают решения, какие силы влияют на них, а соответственно и на представителей бизнеса, входящих с ними в контакт.

В отношения чиновников у простого обывателя существует ряд стереотипов, которые зачастую противоречат друг другу. С одной стороны мы, почему то считаем, что чиновника посадили на ту или иную должность, что бы он обязательно решал наши проблемы. С другой стороны, искренне верим, что без денег ни один серьезный вопрос там не решить. Мы считаем, что многие чиновники, априори, принимают решения не то что не по совести, но и даже не по закону. И тут же искренне верим, всему, что нам скажет представитель власти (ДПС, ЖКХ, налоговая и т.д.), ибо его государство наделило этой властью, а оно ошибаться не может, а сами мы редко удосуживаемся заглянуть в существующие законы, положения, инструкции. Страх перед даже самым мелким чиновником исполнительной власти сидит у нас в подсознании еще с советской эпохи. И бюрократическая система знает про это и старательно насаждает этот страх в сознание простых людей, формируя стереотипы, которые бы ей позволяли эффективнее управлять этими людьми. Но! Любая система существует по определенным законам. И если мы хотим достигать своих целей, нам нужно знать эти законы, принимать их и использовать с выгодой для себя.

При решении того или иного вопроса каждый чиновник ориентируется на внутреннюю систему мотиваторов, иерархию ценностей. Давайте посмотрим, какие основные уровни принятия решений существуют в сознании чиновники, в какой последовательности они располагаются. Кому-то данная схема может показаться весьма упрощенной, но даже такая схема позволяет эффективно разрабатывать стратегию ведения переговоров с представителями власти.

1 мотивационный уровень личная ответственность . На этом уровне чиновник готов заниматься или не заниматься рассмотрением вашего вопроса, в зависимости от того, как это связано с его персональной ответственностью – это влияние внутренних положений, инструкций или соблюдения федеральных законов! Пример – необходимость отвечать на любое поступившее письмо в течение 30 дней. Во многих комитетах существует такое понятие, как «контрольная карта» - это внутренний документ, который отслеживает перемещение входящего в систему письма, если оно было зарегистрировано, имеет входящий номер. Итак, если вы это сделали, вам обязательно ответят, другой вопрос «как» и не будет ли это простой отпиской. Ибо таких писем поступает много и ответ на них пишется в последний момент, как можно ближе к истечению 30-дневного срока, зачастую второпях. Поэтому, если вы ходите реального решения своего вопроса, отслеживайте перемещения своего письма в системе, при подаче запишите входящий номер, уточните телефон отдела, в который вы направляете письмо, не поленитесь туда позвонить и напомнить о своем письме.

Опять же, с 1 января 2009 года в силу вступает Федеральный закон Российской Федерации от 9 февраля 2009 г. N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления"

Согласно этому закону каждый из нас может обратиться в любой орган исполнительной власти до уровня федерального правительства и получить копию любого документа по важному для него вопросу (за исключением информации личного плана).

Закон закрепляет право любого юридического и частного лица на получение информации из всех ветвей власти, и это будет уже не «отписка», не ответ на входящий запрос, а копия - нормативного акта, протокола всего, внутреннего постановления, содержащего нужную гражданину информацию. (Ох уж эти внутренние постановления – как часто мы сталкиваемся с ситуацией, когда районное подразделение ФМС, налоговой и других служб придумывают внутренние постановления, зачастую которые противоречат федеральным законам и вот тут, без знания этих законов спорить с чиновником бесполезно).

2 мотивационный уровень страх перед начальником .
Кроме личной ответственности, чиновник постоянно помнит про указания своего руководителя. Его задача, что бы начальник был им доволен! Нет для него страшнее сообщения, что вы готовы общаться напрямую с его начальством, если вопрос может быть решен на его уровне. Только не надо эмоций, которые появляются у многих посетителей при прямом отказе! Они начинают нервно кричать чиновнику что-то типа «Я пожалуюсь вашему начальству! Я буду писать в вышестоящие инстанции!». «Жалуйтесь» - услышите вы в спокойный ответ. Чиновник легко вычисляет блеф в интонациях просителя, в таких репликах он слышит не знание, как системы, так и документов, которые регламентируют ее деятельность. Уж он-то прекрасно знает, что просто так к его начальнику не попасть, что система сможет себя защитить от назойливых посетителей и т.д. Лучше в этой ситуации просто бросить риторический вопрос, - «А что будет, если Петру Петрович (начальник нашего чиновника) придется вмешаться в решение этого вопроса?» Вот тут-то ваш чиновник занервничает, ибо если вы пойдете к его начальнику (которого вы, судя по вашим словам, как-то знаете), то тогда его точно ждет выволочка. Исходя из логики мотивационных приоритетов, становится, очевидно, что чаще всего чиновники берут взятки с молчаливого согласия вышестоящего начальства. Не секрет, что некоторые госструктуры используют данные деньги для выплаты премий рядовым сотрудникам, закупки необходимого оборудования и т.д.

3 мотивационный уровень личные интересы чиновника, как человека .

После того как соблюдены два вышеперечисленных факторы, в мотивации чиновника просыпается личный интерес. И это не обязательно пресловутые «откаты».

Это любой человеческий интерес – начиная с простого любопытства и человеческого желания или не желания помочь, исходя из сформировавшихся отношений. Да, да, да, чиновники – этот тоже люди и они имеют свои слабости. Если же говорить про деньги, то чем выше должность чиновника, тем больше ему хочется материальных благ и тем больше он имеет возможности выстроить более или менее легальные схемы получения денег за решения различных вопросов. Схемы, которые позволяют избежать личной ответственности за нарушения закона (Совсем свежий пример, когда при реконструкции гостиницы «Москва» пропало – 87, 5 миллионов долларов)

4 мотивационный уровень - общественный интерес .

Вот мы добрались и до него. Одна из величайших иллюзий в сознании обывателя, что чиновник сидит на своем месте, что бы удовлетворять общественные интересы. А они находятся у него в голове на предпоследнем месте. Как это не грустно. Да среди чиновников есть много людей, которые искренне хотят улучшить жизнь в нашей стране, которые пришли в органы власти не из-за личной корысти. (Лично я никогда не поверю, что президент или премьер, взвалили на себя ответственность за процветание страны ради какой-то личной выгоды и что их жизнь после занятия этих должностей стала похожа на рахат-лукум. Вы бы хотели стать президентом, я - никогда! Тяжела она - шапка Мономаха) Сколько их в процентном соотношении ко всей чиновничьей братии? Спросите себя сами… Как уживаются в нашей голове этот ответ и гневный аргумент, что мол вас зачем на это место посадили? Мне непонятно.

С другой стороны, мышление чиновника очень консервативно и бюрократизировано и его представления о том, как должны исполняться общественные интересы могут быть весьма специфичны и отличаться от реальных нужд людей. Изменить его представления об этом, практически не возможно (по крайне мере это точно не в силах посетителя). Но для нас важно понимать, что определенные представления о своей нужности обществу, есть у каждого чиновника и к ним можно аппелировать в ходе переговоров.

5 мотивационный уровень – интересы отдельно взятого посетителя, заинтересованность чиновника в решение его, отдельно взятого вопроса .

Да,да,да… Заинтересованность в решение вашего личного вопроса, в большинстве случав стоит у чиновника на последнем месте. А мы-то чаще всего, считаем, что реализация наших интересов – это главная задача чиновника. Жесткое несоответствие представлений и действительности, согласитесь.

Что делать? Ответ есть, если вы хотите ускорить решения вашего вопроса в коридорах власти, стремитесь поднимать важность вашего вопроса в глазах чиновника с уровня интереса отдельного человека до уровня его личной ответственности. Без детальной подготовки к переговорам – это сделать невозможно. Подготовка должна включать, как изучение всех имеющихся документов, к которым можно аргументировать, так и разработку коммуникативной стратегии взаимодействия. Важно иметь на руках прописанный план беседы с возможными вариантами ее развития. Для того, что бы составить такой план, вам как раз и поможет приведенная выше схема мотивации чиновника.

ЕСЛИ ЖЕ ВЫ ХОТИТЕ УЗНАТЬ БОЛЬШЕ О ПСИХОЛОГИИ ЧИНОВНИКА, ТО ВАМ СЮДА:

Шустов А.В. Секреты психологии чиновников: Обуздай орка! Практическое пособие по законной эксплуатации госслужащих. СПб: Белый Дом; Издательский дом "Мiръ", 2010. - 208 с.
ISBN 978-5-98846-075-6

Практическое пособие предназначено частным лицам и предпринимателям, имеющим дело с властными или околовластными структурами.
На основе 20-летнего опыта работы в органах политического управления автор даёт практические рекомендации всем россиянам, желающим повысить свою успешность во взаимоотношениях с чиновниками. Присутствует описание психологии чиновников, определяющей их поведение по отношению к простым гражданам; набор практических техник, позволяющих добиваться своего; алгоритм действий, по которому можно спланировать решение любой задачи. Даются многочисленные практические примеры, иллюстрирующие правила работы и теорию.
Пособие можно использовать в качестве самоучителя для подготовки сотрудника компании, постоянно занимающегося вопросами взаимодействия с органами власти. Информация подаётся в стиле "handbook", что позволяет в процессе работы с чиновниками проверять правильность каждого очередного действия.

Книгу "Секреты психологии чиновников" можно заказать на сайте ЦСП "Белый Дом"http://www.cspdom.ru или написав письмо автору по электронному адресу: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Загрузка...