docgid.ru

Эмоциональная лабильность лечение. Лабильность - что это такое? Значение понятия в медицине и психологии. Проявления в детском возрасте

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

1. Феномен самореализации (самоактуализации) личности в теориях зарубежных психологов

1.1 Самореализация как результат компенсации чувства неполноценности в теории А. Адлера

1.2 Самореализация как конечная жизненная цель в работах К. Юнга

1.3 Самоактуализация как высшая потребность в теории А. Маслоу

1.4 Тенденция самоактуализации в теории личности К. Роджерса

1.5 Самоактуализация как средство осуществления смысла в работах В. Франкла

2. Сферы самореализации личности

2.1 Самореализация личности в учебной деятельности

2.2 Самореализация в профессии

2.3 Самореализация личности в творчестве

2.4 Самореализация в супружеской жизни

2.5 Самоактуализация личности в общении

3. Психокоррекция низкого уровня самореализации личности

3.1 Коррекция позиций личности по методике сценарного перепрограммирования М.Е. Литвака

3.2 Индивидуальная психокоррекция А. Адлера

3.3 Клиент-центрированный подход К. Роджерса

3.4 Логотерапия В. Франкла

3.5 Гештальттерапия Ф. Перлза

3.6 Пути повышения самоэффективности А. Бандуры

3.7 Арттеапия как средство самопознания и самопринятия

Заключение

Список использованных источников

Введение

Причиной актуальности проблемы самореализации и самоактуализации личности явилась всевозрастающая потребность общества в творческих людях, профессионалах своего дела, умеющих быстро адаптироваться к постоянно изменяющимся обстоятельствам жизни. Изучение таких психологических феноменов как самореализация и самоактуализация личности актуально еще и потому, что результаты их исследования могут качественно изменять жизнь как отдельного индивида, так и общества в целом. личность самореализация самоактуализация психокоррекция

Проблема самореализации волновала многих древних философов. Так, Аристотель говорил, что в каждом человеке заложен потенциал, который постоянно стремиться к реализации. Стоики отмечали, что у каждого человека своя судьба, и задача каждого - понять свое предназначение, дабы идти по жизни с гордо поднятой головой, а не представлять собой жалкое зрелище плачущего и непонимающего своей цели человека. Платон говорил о том, что путь к Благу - это путь реализации себя в рамках культуры. А Эпикур подчеркивал, что только тот человек может быть счастлив, который нашел себя и поступает в соответствии со своими желаниями .

Как таковой, феномен самореализации и самоактуализации начал изучаться лишь в начале 20 века такими учеными как З. Фрейд, А. Адлер, К. Юнг, К. Гольдштейн, А. Маслоу, К. Роджерс, В. Франкл и др. Термин "самореализация" был введен К. Гольдштейном для обозначения мотива "осознать все свои потенциальные возможности" . Что касается отечественных психологов, то о начале исследований по данной проблематике можно говорить только с недавнего времени, хотя предпосылки имелись уже в начале 80-ых годов (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев и др.).

В настоящее время проблемой самореализации и самоактуализации личности занимаются Н.И Петрова, Е.Ф. Ященко (самоактуализация студентов), Дыгун М.А. (самореализация в профессии), Линда Берг-Кросс (самореализация в семье), А.В. Рыбалко (творческая самореализация личности) и многие другие.

Объект исследования - самоактуализация и самореализация личности, предмет - факторы самореализации и самоактуализации личности.

Цель исследования - раскрыть психологические феномены самореализации и самоактуализации.

1) изучить проблему самореализации и самоактуализации личности в зарубежной и отечественной литературе;

2) конкретизировать определения самореализации и самоактуализации;

3) выявить основные характеристики и признаки самореализованных и самоактуализированных людей;

4) рассмотреть основные сферы самореализации и самоактуалзации личности;

5) установить основные факторы, препятствующие самореализации и самоактуализации личности, а также последствия нереализованности личности;

6) определить пути коррекции низкого уровня самореализации и самоактуализации личности.

1 . Феномен самореализации (самоактуализации) личности в теориях зарубежных психологов

1.1 Самореализация как результат компенсации чувства неполноценности в теории А. Адлера

Ученый наблюдал, что люди с выраженной органической способностью или дефектом часто стараются компенсировать эти недостатки путем тренировки и упражнений, что нередко приводит к развитию выдающегося мастерства или силы. К примеру, Демосфен, заикавшийся в детстве, стал одним из ведущих ораторов в мире. Адлер полагал таким образом, что именно чувство неполноценности является источником всех устремлений человека к саморазвитию, росту и компетентности, то есть, иными словами, к самореализации (СР) .

Он считал, что такое чувство является врожденным, тем не менее, его надо воспитывать и развивать, если мы хотим реализовать свой потенциал. Ученый полагал, что этот процесс начинается на пятом году жизни, когда формируется жизненная цель, как фокус нашего стремления к превосходству. Будучи неясной и неосознанной в начале своего формирования в детские годы, эта жизненная цель со временем становится источником мотивации, силой организующей нашу жизнь и придающей ей смысл. Такую жизненную цель Адлер называл фиктивной целью (цель, которая определяет направление нашей жизни, однако ее достоверность мы не можем проверить в действительности) . Именно превосходство, по его мнению, является результатом самостоятельно принятого решения; такая цель сформирована собственной творческой силой индивидуума, что и делает ее индивидуально-уникальной.

Однако фиктивные цели могут также быть и опасными как для самой личности, так и для общества, в котором тот проживает. Так, фиктивная цель Адольфа Гитлера о превосходстве арийской нации привела к гибели миллионов людей. Именно поэтому, Адлер отводит основную роль в стремлении к превосходству формированию социального интереса (стремление человека приносить пользу обществу). Социальный интерес развивается в социальном окружении, и первым человеком в формировании такого интереса становится мать. Именно она своей любовью не только к самому малышу, но и к другим людям, показывает ребенку образец социальных отношений, который затем по мере его взросления переносится им на отношения с окружающими людьми и способствует его СР .

1.2 Самореализация как конечная жизненная цель в работах К. Юнга

С точки зрения Юнга, человек постоянно приобретает новые умения, достигает новых целей и реализует себя все более полно. Конечная жизненная цель, согласно Юнгу, состоит в полной реализации "Я", которому предшествует становлении единого, неповторимого и целостного индивида. Развитие каждого человека в этом направлении уникально, оно продолжается на протяжении всей жизни и включает в себя процесс, получивший название индивидуация (динамичный и эволюционный процесс интеграции многих противодействующих внутриличностных сил и тенденций). В своем конечном выражении индивидуация предполагает сознательную реализацию человеком своей уникальной психической реальности, полное развитие и выражение всех элементов личности. Центром личности является, по Юнгу, архетип самости, который уравновешивает многие противоположные качества, входящие в состав личности. Благодаря чему высвобождается энергия, необходимая для продолжающегося личностного роста. Итог осуществления индивидуации, очень непросто достигаемый, Юнг называл самореализацией. Он считал, что эта конечная стадия развития личности доступна только способным и высокообразованным людям, имеющим, к тому же, достаточный досуг. Из-за этих ограничений СР недоступна подавляющему большинству людей .

Большую роль в СР личности Юнг отводит духовности. В своей работе "Воспоминания, рассуждения, сновидения" ученый пишет о том, что он знавал многих людей, которые достигали высокого общественного положения, славы, успеха, оставаясь при этом несчастными и неудовлетворенными жизнью. Однако как только они находили путь к духовному развитию и самовыражению, то обретали душевный покой и счастье . Таким образом, Юнг делает важный вывод о том, что полная CР возможна только в том случае, когда человек совершенствуется не только в профессиональном плане, но и в плане бесконечного развития себя как личности.

1.3 Самоактуализация как высшая потребность в теории А. Маслоу

Изучение самоактуализации (СА) не было запланировано Маслоу как научное исследование. Все началось с попыток молодого интеллектуала понять двух своих учителей (Рут Бенедикт и Макс Вертгеймер), которыми он восхищался, которых любил и обожал .

Маслоу характеризовал СА как желание человека стать тем, кем он может стать. Человек, достигший этого высшего уровня, добивается полного использования своих талантов, способностей и потенциала личности. Однако достижение такого уровня возможно только при удовлетворении нижележащих потребностей (витальных, в безопасности, в любви и принадлежности, в уважении окружающих и самоуважении). По мнению ученого, музыканты должны играть музыку, художники должны рисовать, поэты должны сочинять стихи, если они, в конце концов, хотят быть в мире с самими собой. СА не обязательно должна принимать форму творческих усилий, выражающихся в создании произведения искусства. Родитель, спортсмен, студент, преподаватель или рабочий у станка - все могут актуализировать свой потенциал, выполняя наилучшим образом то, что они делают; специфические формы СА разнообразны. Именно на этом высшем уровне иерархии потребностей люди сильнее всего отличаются друг от друга.

Маслоу предположил, что практически все люди нуждаются во внутреннем самосовершенствовании и ищут его, иными словами потребность в СА является врожденной. И все же только некоторые, как правило, одаренные люди достигают ее (меньше, чем 1% всего населения). Отчасти дела обстоят столь неблагополучным образом потому, что многие люди просто не видят своего потенциала, они не знают о его существовании и не понимают пользы самосовершенствования. Пожалуй, они склонны сомневаться и даже бояться своих способностей, тем самым, уменьшая шансы для СА. Это явление Маслоу назвал комплексом Ионы. Он характеризуется страхом успеха, который мешает человеку стремиться к величию и самосовершенствованию. К тому же социальное и культурное окружение подавляет тенденцию к актуализации определенными нормами по отношению к какой-то части населения. Исходя из этого, актуализация высших потенциалов в общей массе возможна только при "хороших условиях". Или, более точно, людям нужно "способствующее" общество, в котором можно раскрыть свой человеческий потенциал наиболее полно. С этой точки зрения, ни одно общество в человеческой истории не предоставляло оптимальной возможности для СА всех его членов, однако некоторые все же намного лучше других в смысле обеспечения условий для самосовершенствования личности. Последним препятствием для СА, о котором упоминает Маслоу, является сильное негативное влияние, оказываемое потребностью в безопасности. Процесс роста требует постоянной готовности рисковать, ошибаться, отказываться от старых привычек. А для этого необходимо иметь мужество. Следовательно, все, что увеличивает страх и тревогу человека, увеличивает также и тенденцию возврата к поиску безопасности и защиты. Очевидно и то, что большинство людей имеет сильную тенденцию сохранять специфические привычки, то есть придерживаться старого стиля поведения. Реализация же нашей потребности в СА требует открытости новому опыту и идеям .

Маслоу считал СА наивысшим проявлением психического здоровья человека. Исследования по СА личности, которые он проводил, показали, что таким людям присущи следующие личностные качества: наиболее объективное восприятие реальности, приятие себя и окружающих, спонтанность, центрирование на проблеме, склонность к уединению, автономность и независимость поведения, свежесть восприятия, способность к пиковым переживаниям, чувство человеческого родства, умение различать добро и зло, философское чувство юмора, креативность. Одним из наиболее существенных отличий самоактуализированных людей от обычных является их страстная приверженность какому-либо делу, без которого они не мыслят своей жизни. Ученый также отмечал, что самоактуализированные люди вовсе не ангелы, они могут быть нетерпеливыми, чрезмерно требовательными, рассеянными, они могут также тревожиться, печалиться, но все это не мешает им радоваться жизни, приносить пользу обществу, нести добро и позитив в мир, выполняя, таким образом, свою основную миссию в жизни .

Люди, которых Маслоу выбирал для своего исследования, были уже пожилыми, прожившими большую часть своей жизни и добившиеся значительных успехов. Что касается молодых людей, то ученый считал, что они страдают от недостатка бескорыстия и от избытка застенчивости и самомнения. Тем не менее, когда в подростках, которые хотят казаться жестокими, циничными и умудренными опытом, под действием доброты просыпается детская непосредственность, эта маска немедленно спадает. Кроме того, многие люди, которые не могут самоактуализироваться, запутываются в проблемах ценностей и чаще всего, как отмечал Маслоу, они являются идеалистами (особенно это касается молодых людей) и поэтому они часто разочаровываются в жизни и в людях. Родители у таких людей сами не имели ясных целей, но от них требовали быть смелыми, тем самым, вызывая к себе презрение и желание поступать с точностью да наоборот. Тем не менее, считал Маслоу, такие люди находятся в поиске ценностей и мечтают найти свое дело, которому смогут посвятить свою жизнь. Задача консультанта-психолога - помочь им в самоопределении и реализации заложенных в них природных способностей. Он также считал, что для того, чтобы помочь молодым людям самоактуализироваться, необходимо научить их брать ответственность на себя, воспитывать желание делать свое дело так хорошо, как только они могут, а также приобщать их к культуре и искусству .

1.4 Тенденция самоактуализации в теории личности К. Роджерса

В контексте тории Роджерса тенденция СА - это процесс реализации человеком на протяжении всей жизни своего потенциала с целью стать полноценно функционирующей личностью. Пытаясь достичь этого, человек проживает жизнь, наполненную смыслом, поисками и волнениями. По мнению ученого, человечество в основе своей является активным и самоактуализирующимся в силу своей естественной природы .

Людей, которые используют свои способности и таланты, реализуют свой потенциал и движутся к полному познанию себя и сферы своих переживаний, Роджерс называл "полноценно функционирующими". Он установил пять основных присущих им характеристики:

1) открытость переживанию. Люди, полностью открытые переживанию, способны слушать себя, чувствовать всю сферу висцеральных, сенсорных, эмоциональных и когнитивных переживаний в себе, не испытывая угрозы. Они тонко осознают свои самые глубокие мысли и чувства; не пытаются подавить их; часто действуют в соответствии с ними; и даже действуя не в соответствии с ними, они способны осознать их;

2) экзистенциальный образ жизни - это тенденция жить полно и насыщенно в каждый момент существования, так чтобы каждое переживание воспринималось как свежее и уникальное. То, чем человек является или каким он будет в следующий момент, проистекает из данного момента, независимо от прежних ожиданий. Люди, живущие хорошей жизнью, таким образом, гибки, адаптивны, терпимы и непосредственны. Они открывают структуру своего опыта в процессе его переживания;

3) следующей отличительной чертой является организмическое доверие. Его они рассматривают как основной критерий при принятии решений. В то время как большинство людей предпочитают руководствоваться мнением окружающих (церковь, авторитет, родители и т. д.), полноценно функционирующий человек следует интуиции.

4) эмпирическая свобода означает, что человек может свободно жить так, как хочет, без ограничений и запретов, принимая тем самым всю ответственность за происходящее на себя. Основываясь на этом чувстве свободы и силы, полноценно функционирующий человек имеет множество возможностей выбора в жизни и ощущает себя способным сделать практически все, что он хочет сделать!

5) креативность. Творческие люди стремятся жить конструктивно и адаптивно в своей культуре, в тоже время, удовлетворяя собственные самые глубокие потребности. Однако они ни в коем разе не являются конформистами. Их связь с обществом можно выразить так: они являются членами общества и его продуктами, но не его пленниками .

Роджерс был уверен, что полноценно функционирующие люди будущего сделают очевидной и умножат присущую человеку доброту, которая столь существенна для нашего выживания.

Одним из необходимых условий успешной СА личности Роджерс считал положительную Я-концепцию. "Я" - это дифференциальная часть феноменального поля или поля восприятия человека, которая состоит из осознанного восприятия и ценностей "Я". Я-концепция означает концепцию человека о том, что он собой представляет. С точки зрения феноменологического направления, Я-концепция часто отражает то, как мы видим себя в связи с различными ролями, которые мы играем в жизни. Таким образом, Я-концепция может включать некий набор образов "Я"-родителя, супруга, музыканта, артиста, студента и т. п. Такие ролевые образы формируются в результате взаимодействия с окружающими людьми, в частности со значимыми другими (например, родителями) . Следовательно, можно сказать, что содержание Я-концепции является продуктом процесса социализации личности.

Я-концепция включает не только наше восприятие того, какие мы есть, но также и то, какими, как мы полагаем, мы должны быть или хотели бы быть. Этот последний компонент "Я" называется Я-идеальное . По Роджерсу, Я-идеальное - это то "Я", которое человек больше всего ценит и к которому стремится.

Для формирования положительной Я-концепции, Роджерс считал необходимым следующее условие - проявление безусловного позитивного внимания к личности со стороны окружающих людей и, в особенности, со стороны родителей. Это означает, что человек получает позитивное внимание не только тогда, когда тот оправдывает ожидания других, но и тогда, когда он поступает не в угоду другим людям. Это означает, что человека принимают, понимают и уважают за то, какой он есть, без каких-либо условий, критики и оговорок. Именно такое безусловное внимание к себе раскрывает естественную тенденцию СА, присутствующую в каждом человеке .

1.5 Самоактуализация как средство осуществления смысла в работах В. Франкла

Франкл отмечал, что СА - это не конечное предназначение человека, это даже не его привычное стремление . Если превратить СА в самоцель, она вступит в противоречие с самотрансценденцией человеческого существования (стремление человека выйти за пределы себя, в мир, наполненный другими людьми и общением с ними, смыслами и их реализацией) . Подобно счастью, СА является лишь результатом, следствием осуществления смысла. Лишь в той мере, в какой человеку удается осуществить смысл, который он находит во внешнем мире, он осуществляет и себя. Если он намеривается актуализировать себя вместо осуществления смысла, смысл актуализации тут же теряется .

По мнению Франкла, чрезмерная озабоченность СА может быть следствием фрустрации стремления к смыслу . Фрустрированными стремлениями к смыслу также являются стремление к наслаждению и власти (о которых писали Фрейд и Адлер). В действительности же, замечает Франкл, человеком движет не наслаждение и счастье как таковое, а скорее то, что порождает их, будь то осуществление личностного смысла или общение с другим человеком. Также он замечает, что стремление к смыслу характерно в большей мере для взрослого человека, в то время как ребенком движет стремление к удовольствию, а подростом движет стремление к могуществу .

Осуществление смысла всегда включает в себя принятие решения. Чтобы обнаружить стремление к смыслу, нужно выявить сам смысл. Причиной того, что сегодня многими молодыми людьми утрачено стремление к смыслу и вместо этого ими движут стремления к удовольствию и власти, Франкл видит в том, что они избавлены от напряжения. Живя в потребительском обществе, они страдают от недостатка требований, от большого количества свободного времени, которое они не знают, на что потратить, поэтому они сами создают себе это напряжение, делая то, за что потом могут быть наказаны (нездоровая форма). Что касается здоровых форм, то здесь Франкл отводи большую роль функции спорта, которая заключается в том, чтобы позволить молодым людям реализовать свою потребность в напряжении, добровольно предъявляя к самим себе требования, которых они лишены нетребовательным обществом. Франкл также отмечает, что система образования современного общества избегает сталкивать молодежь с идеалами и ценностями, в результате молодые люди не знают, к чему стремиться и как вести себя. Однако как отмечает сам Франкл, излишняя требовательность и догматическое представление идеалов и ценностей, которые лишают человека выбора, также негативно сказываются на человеке. Оптимальный вариант - совмещение свободы выбора требований самой личности, сочетаемой с принятой на себя ответственностью .

Итак, рассмотрев в данной главе феномены СР и СА (употребляются в теориях как слова-синонимы) с разных позиций зарубежных психологов (А. Адлера - СР как результат компенсации чувства неполноценности, К. Юнга - СР как конечная жизненная цель, А. Маслоу - СА как высшая потребность личности, К. Роджерса - СА как ведущая тенденция актуализации, В. Франкла - СА как результат осуществления человеком жизненного смысла), мы пришли к выводу, что, несмотря на некоторые различия во взглядах ученых, в частности, касающихся причин низкого уровня СР личности и соответственно средств достижения СР (Адлер - низкий уровень социального интереса - развитие социального интереса, Юнг - низкий уровень самосознания - достижение внутренней интеграции личности, Маслоу - неудовлетворенные потребности личности витальные, в безопасности, в любви и принадлежности, в самоуважении - удовлетворение нижележащих потребностей личности, Роджерс - комфорность - обеспечение безусловного позитивного внимания, Франкл - отсутствие у человека смысла жизни - осуществление личностью смысла жизни), их объединяет много общего: потребность СР присуща всем людям от природы, счастлив может быть лишь тот человек, который реализует себя, для успешной СА человеку необходимо в первую очередь внимательное отношение в семье, осознание себя как целостной и уникальной личности, понимание своего призвания. Исследования данных ученых, таким образом, взаимодополняют друг друга и позволяют наиболее полно раскрывать интересующие нас феномены.

2 . Сферы самореализации личности

2.1 Самореализация личности в учебной деятельности

Школьный возраст (особенно старший школьный возраст) является высокосензитивным для активизации процессов личностного саморазвития, накопления субъективного опыта, знаний. Это позволяет утверждать, что развитие способности личности к СР в школьном возрасте находится в тесной связи с процессами ее самопознания и самооценки, самосовершенствования и самовоспитания, жизненного самоопределения, саморегуляции и целеполагания, духовного самоукрепления и осуществляется при условии специально организованного обучения .

Целостный механизм СР личности школьника в учении, являясь сложным структурным образованием, имеет следующие главные функциональные звенья: совокупность условий СР школьника, самомодель его успешности в учении, смысловой вектор СР ученика, рост школьника в учении, преодоление и комплексный результат .

К основным условиям процесса СР школьников, по результатам исследований Богомолова А.М. и Портнова А.Г., относятся:

· условия - потенциальные факты (потенциальный состав личности школьника, своего рода внутренний запас познавательно-логического, мотивационно-ценностного, практико-действенного смыслов и содержания),

· условия - действия (выбор и постановка цели деятельности, продвижение к ее достижению, приложение волевых усилий, преодоление различных трудностей),

· условия - самодействия (самопознание личностью себя; самоидентификация школьника со своими природными, социальными и личностными характеристиками; самоорганизация в учебной деятельности; самоанализ трудностей и препятствий учения и др.),

· условия - внешние стимулы (личная свобода как свобода деятельности и творчества школьника; пространство для его преобразовательной деятельности; соизмеримость между внешними требованиями к ученику и его собственными внутренними возможностями; психологический комфорт и микроклимат в учении, адекватная оценка его достижений и др.) .

Анализ проведенных исследований в области СА студентов показал, что основным механизмом стремления личности к СА является ее ориентация на взаимодействие с другими людьми . Рефлексия как механизм ценностного самоопределения личности, таким образом, работает только для тех людей, чья профессиональная деятельность связана с общением и взаимодействие с другими людьми. Именно поэтому студенты технических специальностей (по полученным результатам проведенных исследований) в меньшей мере склонны к СА по причине своего профессионального взаимодействия с неодушевленными, неживыми объектами. Как отмечают исследователи, в большей мере к СА склонны студенты-психологи и студенты-экономисты. В еще большей мере склонность к СА была выявлена у студентов творческих специальностей, поскольку творчество пробуждает в личности все самое лучшее, повышается уровень познавательных потребностей личности, человек становится более общительным и естественным .

2.2 Самореализация в профессии

Профессиональная деятельность обычно для взрослого человека является одной из важнейших сторон жизни. Именно профессиональная деятельность образует основную форму активности зрелой личности и на ее осуществление человек тратит значительную часть своей энергии .

В проведенном исследовании Дыгун М.А. и Бендега Т.Н. была выявлена следующая закономерность: около 50% людей выбирают работу со средней заработной платой и средним уровнем удовлетворения выполняемой деятельностью, около 30% выбирают профессию с высоким доходом, но не приносящую личного удовлетворения, и только 20% людей предпочитают выбирать работу, которая не обязательно связана с высокими доходами, но позволяющая интенсивно развиваться в профессиональном и личностном планах, предполагающая высокую активность самой личности. Такие люди склонны проявлять активность, инициативность, они не бояться брать на себя ответственность за свои действия, стремятся к саморазвитию и личностному росту. Разделения "труд-радость" для таких людей не существует .

Успешность СА человека в профессиональной деятельности определяется различными условиями. Одним из важнейших условий СА в профессиональной деятельности является субъективная позиция. Она выражается в том, что человек, осознавая внешние и внутренние ограничения, в целом принимает ответственность за свою жизнь, разрешая возникающие противоречия в сторону развития. Другим важным условием СР в профессиональной деятельности является соответствие профессии ценностно-смысловым основам жизни человека. Только вследствие этого профессия для человека будет иметь личностный смысл. В связи с этим особое значение в психологии приобретает вопрос о профессиональном самоопределении личности .

Профессиональное самоопределение осуществляется в подростковом и юношеском периодах в контексте личностного самоопределения, которое представляет собой процесс, включающий определенные этапы, стадии, каждая из которых характеризуется специфическими психофизиологическими и социально-психологическими особенностями, которые обеспечивают в дальнейшем успешное осуществление СР, в том и числе и СР в профессиональной деятельности .

2.3 Самореализация личности в творчестве

Впервые о СР личности в творчестве как таковой заговорил З. Фрейд. Он представил этот процесс в виде действия защитного механизма - сублимации, который направляет сексуальную энергию (Либидо), не находящую удовлетворения в жизни человека, в социально приемлемую сферу, то есть в творчество .

В отечественной психологии первым кто рассмотрел творческую СР личности был Д.А. Леонтьев, который понимает данный процесс, стремление к творческой СР как одну из ведущих движущих сил развития личности, побуждающих и направляющих ее деятельность .

Творчество является производной реализации человеком уникальных потенций в определенной области. Здесь самореализация личности рассматривается как реализация способностей в самодеятельности, как потребность, которую личность никогда не сможет полностью удовлетворить .

Одной из главных проблем изучения самореализации личности является рассмотрение динамики творческой продуктивности на протяжении жизненного пути, не менее важная задача - определение факторов, влияющих на раскрытие творческого потенциала личности.

В онтогенезе творческой личности прослеживается преобладание той или иной стадии в определенное время жизни, или, иначе говоря, в разных возрастах творческая личность реализует себя различными путями. Длительность ее зависит от ряда факторов. В-первую очередь, она зависит от рода деятельности. Во-вторых, играют роль факторы среды, которые могут благоприятствовать или препятствовать обучению и началу творческой деятельности. В-третьих, имеет значение психологическая структура самого субъекта творческого труда. Преобладание второй стадии характерно для производительного периода творческой личности. Преобладание третьей стадии - последующие разработки, обобщения уже сделанных открытий, характерно для пожилого и старческого возраста и выражается конкретно в таких формах деятельности, как руководство научным или художественным коллективом, педагогической деятельностью, написанием книг, учебников и статей по выбранной тематике .

Что касается факторов, влияющих на раскрытие творческого потенциала, то к ним относятся, главным образом, мировоззрение и мотивационная сфера личности. Последний стабилизируется в юности и ранней взрослости, становясь во второй половине жизни толерантным к старению .

2.4 Сам ореализация в супружеской жизни

Быть реализованным в супружеской жизни означает жить в гармонии с партнером и всем миром. Степень близости партнеров влияет на самореализацию каждого из них. Также важно то, насколько супруги удовлетворены своими взаимоотношениями, имеют ли свои увлечения. При вступлении в брак многие люди в тайне лелеют надежду, что "вторая половина" будет разделять их интересы, переживать те же чувства, что в реальности случается довольно редко. Несмотря на нашу потребность в безопасности, зависимости и сочувствии, во всех нас заложена потребность в независимом росте и умении справляться с жизненными трудностями своими собственными силами. Когда брак оказывает помощь на пути к самореализации, то тогда он в некотором роде выходит за рамки чувства долга и выходит на более высокую ступень развития .

СР через обязательства перед партнером и доверительное отношение к нему - один из основных способов развития человеком своего внутреннего потенциала, для того, чтобы достичь духовной целостности и испытывать удовлетворение от жизни. Это форма СА, которая делает возможным гармоничное объединение многих разных аспектов личности. СР через обязательства и доверие - это часть психической эволюции личности, описание которой было дано многими исследователями в области теории личности, включая Юнга, Гольдштейна и Адлера. Имеющие обязательства и доверяющие супруги могут успешно объединить свой опыт раздельного и совместного существования вместе с чувством связанности со всем миром. Таково определение, данное Л. Берг-Кросс .

Если партнеры не могут достичь самореализации посредством обязательств и доверительных отношений, чаще всего они сообщают об отсутствии чувства любви и о неспособности ощущать "связь" со своим партнером. Это представляет серьезную угрозу стабильности пары, а также способности партнеров эффективно выстраивать три остальные основополагающих принципа - устойчивости, социальной поддержки и адаптации .

2.5 Самоактуализация личности в общении

Конкретные формы актуализации могут протекать в виде культурализаци, то есть предметно преобразующей деятельности, либо в виде персонализации субъекта, предполагающее продолжение им своего бытия в Другом. Идеальная представленность в Другом характеризуется различной глубиной, которая переживается человеком как наличие в его сознании двух смысловых центров "Я" и "Другой во мне" .

В психологии личности общение рассматривается как область активности, в которой проявляется личностное своеобразие, оно может быть также рассмотрено как область СА личности. Именно в плане развертывания общения с Другими рассматривается здесь проблема СА личности как важное условие ее становления. СА предполагает актуализацию себя в общении, то есть сгруппирование личностного пространства межличностных отношений в соответствии со структурной организации личностных смыслов. Интенция СА свойственна каждому как природная особенность (Гольдштейн, Роджерс и другие), но способность самоактуализироваться реально обретается только той личностью, которая успешно прошла путь индивидуации, обрела зрелость, то есть хорошо структурированное пространство личностных смыслов, когда есть чему актуализироваться .

Если обобщенно СА проявляется в направленности усилий на то, чтобы "провести жизнь в соответствии со смыслом", то СА в общении предполагает организацию смыслового пространства другого человека для других людей и пространства в их бытийности в соответствии со структурной организацией личности - субъекта СА. Достижение этого эффекта обеспечивает возможность удовлетворения личностью потребности быть востребованным Другими в тех своих характеристиках, которые личность воспринимает как наиболее ценные, наделенные смыслом, а также создает возможность взаимопонимания, согласованности суждений и действий на основе принципов оформившихся в смысловом пространстве личности как сущностные .

Таким образом, основными сферами СР личности являются: учебная и профессиональная деятельность, семейная жизнь, творчество и общение. Наиболее значительной сферой СР личности является профессиональная деятельность, поскольку она занимает большую часть человеческой жизни. От того, насколько полно человек реализует себя в профессии будет зависеть его СР в семейных отношениях. Основа успешной профессиональной СР закладывается в старшем школьном возрасте, когда происходит профессиональное самоопределение личности в контексте личностного самоопределения. Важными также являются СР в общении и творчестве, которые позволяют человеку узнавать себя и окружающих, развивают внутреннюю свободу и уверенность в себе и тем самым способствуют СР личности в вышеназванных сферах.

3 . Психокоррекция низкого уровня самореализации личности

3.1 Коррекция позиций личности по методике сценарного перепрограммирования М.Е. Литвака

В свое время, чтобы не запутаться в многообразии черт характера, Берн предложил описывать характер по трем параметрам: "Я" (отношение к себе), "Вы" (отношение к близким), "Они" (отношение к людям вообще). Кодируется отношение знаком "+" (благополучие) и знаком "-" (неблагополучие). Берн считал, что от этих сформированных родителями позиций будет зависеть судьба человека . М.Е. Литвак ввел еще одну позицию - "Труд" (отношение к предметной деятельности). Такой подход (введение нового компонента) во время психологической коррекции смещает акцент с воздействий на характер на творческую деятельность. В процессе трудовой деятельности у человека повышается самооценка, происходит коррекция позиции "Я"; он научается ладить с людьми - коррекция позиции "Вы"; в дальнейшем, если деятельность эффективна, то в нее вовлекается все большее количество людей, что приводит к коррекции позиции "Они" .

По мнению Литвака, благополучной можно считать личность, у которой во всех позициях знак "плюс". Это комплекс психического здоровья и стабильности, при котором личность свободно реализует свой потенциал. Только с ним можно быть полностью счастливым. Это структура "демократической общности" (Я +, ВЫ+, ОНИ+, ТРУД+). Обладатель такой структуры верно оценивает свои как положительные, так и отрицательные качества, продуктивно общается с близкими, охотно расширяет круг общения, а процесс деятельности является для него радостью . С целью коррекции четырех позиций личности Литвак разработал методику социального перепрограммирования, которая включает в себя следующих пять комплексов:

1. Комплекс "Евгений Онегин" (Я+, ВЫ+, ОНИ+, ТРУД-). Такой комплекс легче всего формируется у способного, интеллектуально развитого ребенка. В школе ему не дают нужной нагрузки и, поэтому очень скоро он теряет интерес к учебе, а в дальнейшем и к труду в целом. Комплекс опасен тем, что в дальнейшем, если у человека не появляется интересного, по его способностям дела, то появляются отрицательные знаки и в остальных позициях. После потери интереса к труду, у него появляется скука к обществу, повышенная склонность к одиночеству, затем появляется жажда перемен, в результате человек теряет полный интерес к жизни и либо заканчивает ее самоубийством, либо увлекается наркотиками или алкоголем.

Коррекция данного типа предполагает выявление такого увлечения, которое у него не совсем еще умерло. На нем и должно базироваться задание, которое, во-первых, нужно выполнить за короткий срок при очень интенсивной работе, во-вторых, оно должно носить творческий характер, в-третьих, в случае успеха выполнения должно способствовать авторитету человека, в случае неуспеха лучше оставить это без внимания. Так постепенно увеличивая объем заданий, можно изменить минус на плюс в позиции "ТРУД" и тем самым поспособствовать дальнейшей реализации личностью своих способностей.

2. Комплекс "Высокомерный творец" ("Я+, ВЫ-, ОНИ+, ТРУД+"). Такой человек способный, талантливый, но очень неуживчивый, а потому конфликтный и раздражительный. Поскольку у такого человека отсутствует принятие других (своего ближайшего окружения), то для коррекции позиции "ВЫ" необходимо применять следующие приемы:

1) при работе с такой личность, акцент следует делать на сотрудничестве, при этом следует показывать свое восхищение положительными качествами личности и делать упор на разумность, еще лучше будет попросить человека об одолжении помочь вам в деле, в котором такой человек превосходно разбирается. Это ведет к появлению интереса к специалисту, как следствие позиции "ВЫ" меняется с отрицательного на положительный знак;

2) необходимо научить человека входить в положение другого (при помощи овладения приемами психологического айкидо или с помощь применения методики психодрамы).

3. Комплекс "Гадкий утенок" ("Я-, ВЫ+, ОНИ+, ТРУД+"). Такие люди гонимы в своей микросреде. В межличностных контактах ведут себя неуверенно, робко, по жизни стараются найти себе покровителя, который бы вел их по жизни, сильно подвержены влиянию окружающих и имеют большую склонность к чувству вины за все происходящее, стремятся быть в тени. Помочь такому человеку самореализоваться достаточно сложно, поскольку "гадкий утенок" обычно очень обидчив и пессимистичен. Следует развивать в таких людях лидерские качества (которых у них практически отсутствуют), с этой целью нужно давать им посильные задания, поощрять высказывание собственного мнения, принимать самостоятельные решении, желательно расширять его круг общения и стимулировать приобретение навыков в каком-либо деле.

4. Комплекс "творческий сноб" ("Я+, ВЫ+, ОНИ-, ТРУД+"). Люди с данным комплексом имеют узкий круг близких людей, они уступчивы и нерешительны, у них обычно очень хорошее образование, большинство времени проводят за работой. Но им мешает в полной мере реализовать свой потенциал недоверчивое, если не сказать враждебное восприятие окружающих. При коррекции такой личности упор следует сделать на "Я" клиента. В первую очередь необходимо снять все ограничения на контакты и действия. Следует обучать их навыкам общения и поощрять общаться с незнакомыми людьми, проявлять себя в кругу незнакомых лиц. Необходимо развивать у них гибкость в повседневной жизни и учить пониманию окружающих.

5. Комплекс "Раболепствующий тиран" ("Я+, ВЫ-, ОНИ+, ТРУД-"/ "Я-, ВЫ+, ОНИ-, ТРУД+"). Данный комплекс нестабильный: они могут быть смелыми и решительными, активными, а потом становиться еще более робкими и нерешительными. Такие люди часто недовольны тем, чем занимаются, из-за чего постоянно находятся в напряжении. Обычно у них имеется хобби, которому они отдают все свое время в ущерб своим близким, с которыми у них негативные отношения. Если обстоятельства складываются удачно, такие люди не могут воспользоваться ими. Коррекция данного комплекса представляет достаточно большие трудности. Прежде всего, необходимо придать рассматриваемому личностному комплексу стабильность, скорректировав сначала позицию "Я" выше указанными способами, а затем перейти к коррекции позиции "ВЫ" также уже известными способами. Необходимо учить таких людей доводить начатое дело до конца .

3.2 Индивидуальная психокоррекция А. Адлера

Человек, по Адлеру, прежде всего сознательное существо, которое само себя определяет к жизни посредством свободы выбора, смысла жизни и стремления к самореализации. Главное препятствие не пути самореализации человека - базисное чувство неполноценности, в преодолении которого состоит личностное развитие .

Основной упор в психокоррекционной работе Адлер делает на внутриличностные проблемы клиента, а не на межличностные. По его предположению, у человека имеется ошибочное восприятие действительности из-за которого у него и возникают проблемы в межличностных отношениях. Возможны четыре типа ошибок: недоверие, себялюбие, нереалистические амбиции, недостаток уверенности. Задача психолога - найти ошибку в "картине мира" клиента и помочь ему скорректировать свои взгляды на себя и на мир.

Цели коррекции:

* снижение чувства неполноценности;

* развитие социального интереса;

* коррекция целей и мотивов с перспективой изменения стиля жизни .

Техника психокоррекционной работы данного направления включает в себя следующие процедуры: установление правильных отношений, анализ и проработка личностной позиции клиента, подбадривание, поощрение развития самопонимания и помощь в переориентации. Эти процедуры соответствуют четырем этапам психокоррекции:

1. Установление правильных отношений. Основа этого этапа - формирование соответствующих установок в отношении клиента: уважительность, вера в возможности и способности человека, активное слушание, проявление искреннего интереса, поддержка и подбадривание.

2. Анализ личностной динамики. Главное на этом этапе - добиться понимания, осознание специфики жизни клиента. Важное место уделяется вопросу о целях жизни: "В чем вы видите свое предназначение?"; "Вам нравиться то, на что вы расходуете вашу жизнь?" и т. д. Для этого используют специальные техники:

Опросник семейного созвездия содержит вопросы, которые помогают психологу получить картину восприятия и раннего эмоционального опыта клиента, повлиявших на его дальнейшее личностное развитие.

Набор вопросов "Раннее воспоминание". Клиенту предлагается вспомнить четыре самых значительных события его жизни. При этом психолог фиксирует доминирующую тему, реакции клиента, состояние одиночества или включенности в группу, центральное чувство, которое выражается в воспоминаниях.

Приоритеты. Выделяют четыре приоритетных ценности, важные для осмысления жизни: 1) превосходство; 2) контроль; 3) комфорт; 4) желание быть приятным. С целью установления свойственных клиенту приоритетов его просят рассказать о своем обычном дне: что он делает, как себя чувствует, что думает, чего избегает под любым предлогом и какие чувства вызывает у других. При этом в задачу консультанта не входит изменение приоритетов, а только приложение усилий по их осознанию.

Подведение итогов. По каждой и предыдущих техник готовиться резюме, которое затем обсуждается с клиентом. Смысл данной состоит в том, чтобы найти главные ошибки в суждении человека о мире: гиперобобщение типа: "Нет в мире счастья"; неверие и неосуществимые цели; ошибочное восприятие жизненных требований, например: "Все несправедливы ко мне; отрицание собственной ценности; ошибочные ценности, например: «Главное - добиться своего, неважно какой ценой".

3. Подбадривание. На этом этапе работы основная функция - признание личного мужества клиента, его духовных сил, а главное - наличие свободы выбора в поступках на основе самопознания.

4. Поощрение инсайта. Смысл данного этапа - реальное самопонимание. Психологу необходимо путем сочетания психологической поддержки и конфронтации, а также соответствующих интерпретаций создавать такие условия, которые будут способствовать осознанию клиентом его целей, ценностей, стиля жизни.

5. Помощь в периориентации. Эта заключительная стадии работы известна также под названием "Воплощение инсайта в действие". Существуют специальные приемы, способствующие изменению прежних целей и принятию новых решений:

Антисуггестия (парадоксальная интенция) - смысл данной техники состоит в многократном преувеличении пропорций нежелательной активности, благодаря чему обеспечивается помощь клиенту в осознании неадекватности и неуместности нежелательных действий.

Действие "Если бы…". Клиенту предлагается вести себя так, словно пожелание "если бы" осуществилось. Благодаря этому приему клиент находит возможности компенсации неадекватных чувств, установок, действий.

Постановка целей и принятие обязательств. Правила использования этой техники просты: цель должна быть достижима, реалистична, а время - ограничено. В случае удачи клиент поощряется к принятию более долгосрочных обязательств в желаемом для него направлении.

Поймай себя. Клиенту предлагается отслеживать свое деструктивное поведение, применяя чувство юмора. В использовании приема важна переменная отсылка к прошлому: "Как прежде" и др. .

3.3 Клиент-центрированный подход К. Роджерса

Роджерс обосновал принципиально новый недирективный подход к проблеме работе с клиентом. Он считал, что психологический рост динамичен. Препятствовать ему могут условные ценности, которые представляют собой отрицание, намеренное игнорирование, избегание некоторых аспектов "самости" ради получения награды для себя. Коррекционные воздействия должны быть направлены на разрушение условных ценностей, их пересмотр и отказ от них .

Цель коррекции состоит в выработке у клиента большего самоуважения и способности предпринимать действия, необходимые для приведения его "Я-реального" в соответствие с его личным опытом и глубинными переживаниями. С самого начала внимание концентрируется не на проблемах человека, а на нем самом, на его "Я", поэтому задача, которая ставится и решается в рамках взаимодействия психолога и клиента, - это помощь в личностном росте и развитии, благодаря которому человек самостоятельно решает свои проблемы. А второстепенная задача - создание соответствующего психологического климата и соответствующих отношений .

В работах Роджерса выделяется семь этапов коррекционного процесса:

1. Заблокированность кнутренней коммуникации (отсутствуют "Я-сообщения") или сообщения личностных смыслов, отрицается наличие проблем, отсутствует желание к изменениям.

2. Стадия самовыражения, когда клиент начинает в атмосфере принятия приоткрывать свои чувства, проблемы, со всеми своими ограничениями и последствиями.

3-4. Развитие процесса самораскрытия и принятие себя клиентом во всей сложности, противоречивости, ограниченности, незавершенности.

5. Формирование отношения к своему феноменологическому миру как к своему, т. е. преодолевается отчужденности от своего "Я" и, как следствие, возрастает потребность быть собой.

6. Развитие конгруэнтности, самопринятия и ответственности, установление свободной внутренней коммуникации. Поведение и самоощущение "Я" становится ограниченными, спонтанными, происходит интегрирование всего личностного опыта в единое целое.

7. . Личностные изменения, открытость себе и миру. Клиент находится в состоянии конгруэнтности с самим собой и миром, открыт новому опыту, существует реалистический баланс между "Я"-реальным и "Я"-идеальным.

Основные компоненты психотехники К. Роджерса: установление конгруэнтности (правильная символизация психологом его собственного опыта), вербализации (пересказ психологом сообщения клиента), отражение эмоций (называние психологом тех эмоций, которые клиент проявляет во время рассказа о себе, своей жизни) .

3.4 Логотерапия В. Франкла

Основателем логотерапии является В. Франкл. Основной задачей данного направления в психокоррекции выступает помощь человеку в обретении смысла жизни, который может быть утрачен человеком при сильных психотравмирующих событиях либо еще не сформирован, например, в подростковом возрасте в силу недостаточного знания и опыта .

Уникальный смысл жизни (или обобщенные ценности) может быть найден человеком в одной из сфер жизни: творчестве, эмоциональных переживаниях, сознательном принятии тех обстоятельств, которые человек не в силах изменить. Центральное место Франкл, при этом, отводил творчеству .

Для того, чтобы помочь человеку в решении его проблем с целью наиболее полной СА личности, ученый предлагает следующие методы:

1. Метод дерефлексии означает снятие излишнего самоконтроля. Так, в ряде исследований было показано, что современная молодежь в большей степени страдает от мысли о том, что у нее есть комплексы, чем от самих комплексов.

2. Метод парадоксальной интенции предполагает, что психолог вдохновляет клиента именно на то, чего тот старается избежать. При этом активно используются различные проявления юмора.

3. Персональное осмысление жизни. Прием заключается в том, чтобы человеку, утратившему смысл жизни, сказать, показать, что он нужен другому человеку. Человек может также найти свой смысл жизни в творчестве, в том, что он делает добро для других, в поисках истины, в общении с другим человеком. По Франклу, проблема заключается не в том, в каком положении оказался человек, а в том, как он относится к своему положению.

Подобные документы

    Зрелая личность как объект изучения в психологии: характеристики, отличительные особенности. Саморазвитие и потребность личности в самоактуализации на разных возрастных этапах. Проблема самореализации зрелого возраста и основные направления её решения.

    курсовая работа , добавлен 10.05.2015

    Теоретические аспекты проблемы самоактуализации и уровня притязания. Изучение психологической сущности самоактуализации. Характеристика уровней притязания самоактуализирующейся личности. Исследование притязания и особенностей самоактуализации подростков.

    дипломная работа , добавлен 16.05.2010

    Предпосылки возникновения концепции самоактуализации, ее сущность и содержание, обзор зарубежной психологии по исследуемой проблеме. Соотнесение понятий "самоактуализация" и "интеллигентность", психолого-социальные аспекты данных категорий, их значение.
    Самоактуализация как интегративно личностная компетентность в профессиональной деятельности инженерно-технических работников

    Самоактуализации как потребность, как потоковое состояние, как психологический феномен и теоретический конструкт. Причины поведения индивида. Самоактуализация в структуре личности инженерно-технических работников. Особенности инженерной деятельности.

    курсовая работа , добавлен 07.05.2013

    Понятие и модель эмоционального интеллекта. Педагогические факторы и барьеры в учебной деятельности, влияющие на уровень самоактуализации студентов. Эмоциональный интеллект как фактор самоактуализации, саморазвитие личности студентов в процессе обучения.

    дипломная работа , добавлен 17.02.2015

    Психологические теории мотивации: рационалистические и иррационалистические подходы к сущности ее происхождения. Подходы к понятию самоактуализации в психологических теориях личности. Признаки самоактуализирующейся личности, условия и пути ее реализации.

    реферат , добавлен 14.04.2009

    Удовлетворение потребности в самоуважении и его реализация. Проблема смысла жизни и жизненных ориентиров. Отличительные черты личности с ярко выраженной потребностью в самоактуализации. Теория социального действия и фазы потребностей смысла жизни.

    реферат , добавлен 06.02.2009

    Анализ понятия "мотивации" и "самореализации" в психологии личности. Взаимосвязь самореализации и психологического здоровья личности. Организация и методика экспериментального исследования роли мотивации в самореализации личности, анализ результатов.

Самоутверждение подростка Харламенкова Наталья Евгеньевна

2.5.2. Самореализация, самоактуализация и самоутверждение

Три процесса – самораскрытие, самовыражение и самоопределение обеспечивают процесс познания себя и дают начало двум другим процессам – самореализации и самоутверждению. По словам К. А. Абульхановой-Славской (1991), источником активности становится гармоничное соотношение выбранной социальной роли своей внутренней позиции, своему Я. «Так, осуществляясь личностью в действенном плане жизни, активность приобретает форму самореализации, во временн?м плане – форму актуализации своих действий, т. е. саморегуляции, в ценностном плане – форму самовыражения (самолюбия) как проявления своего ”я“ в жизни» (Абульханова-Славская, 1991, с. 125).

Довольно часто самореализация рассматривается в связи с проблемой раскрытия собственных потенциалов, возможностей, развития задатков (Попова, 1996; Зотов, 1997) в профессиональной деятельности (Воломеев, 1998). В модели А. Маслоу самореализация трактуется как поступательное движение к самоактуализации.

Ни одна другая категория не имеет такого большого разброса в определениях, как самореализация, которую понимают и как самовыражение, и как самоутверждение, и как аналог саморазвития. С нашей точки зрения, самореализуемость оценивается в том, насколько человек ощущает себя состоявшимся в проекции на определенный временной интервал (возраст). Предметом реализации являются дарования, способности и таланты. Любой человек обладает теми или иными способностями, значит, и самореализация может трактоваться как универсальный психический феномен.

Самоутверждение определяется нами как убежденность человека в том, что он чего-то стоит, что он обладает определенной ценностью, и эта ценность – его собственное Я, его идентичность. Это то, что в данный период времени индивид считает своим, что он ассоциирует с собой, и что обнаруживается путем самоощущений. Ценность Я – очень подвижный конструкт, его содержание меняется в зависимости от многих факторов, но, по-видимому, самый существенный из них это – изменение ценности Я с возрастом, вследствие решения человеком возрастных задач, принятия новых социальных требований. Изменение ценности стимулирует человека к ее утверждению, которое и создает убежденность в силе собственного Я. Именно поэтому наиболее распространенным определением самоутверждения личности является его понимание как стремления человека к высокой оценке и самооценке своей личности, и вызванное этим стремлением поведение.

И самореализация, и самоутверждение – это механизмы развития личности. Предметом первого являются способности и дарования, а предметом второго – ценность собственного Я. В реальной жизни бывает трудно отличить самореализацию от самоутверждения, хотя понятно, что самореализация будет обнаруживаться в ощущениях собственной компетентности, а самоутверждение – в ощущениях собственной значимости. Различия между самоутверждением и самореализацией не исключают их единства, которое обнаруживается только тогда, когда человек достиг потребности в самоактуализации . Любое определение самоактуализации обязательно предполагает и самореализацию, и самоутверждение, поскольку это – «стремление актуализировать, сохранять и расширять самого себя» (Первин, Джон, 2000, с. 209).

Из книги Психология личности в трудах отечественных психологов автора Куликов Лев

Самоактуализация и самотрансценденция личности. А. А. Реан Потребность в саморазвитии есть основополагающее свойство зрелой личности. Идея саморазвития и самореализации является центральной или, по крайней мере, чрезвычайно значимой для многих современных концепций

Из книги Могущество духовного интеллекта автора Бьюзен Тони

Самоактуализация Самоактуализация является тем окончательным состоянием самопостижения, которое описал известный американский психолог Абрахам Маслоу, характеризуя то, что он назвал Иерархией Потребностей. Маслоу установил, что, независимо от того, какое

Из книги Мотивация и личность автора Маслоу Абрахам Харольд

ЧАСТЬ III. Самоактуализация

Из книги Самоактуализация: Начало автора Пичугин Станислав

Креативность и самоактуализация Подводя итоги, следует отметить, что связанная с самоактуализацией креативность затрагивает скорее саму личность, нежели ее достижения, т. е. эти достижения вторичны по отношению к самоактуализирующейся личности. Необходимо указать на

Из книги Проект Атман [Трансперсональный взгляд на человеческое развитие] автора Уилбер Кен

Из книги Самоактуализированные люди - исследование психологического здоровья автора Маслоу Абрахам Харольд

Из книги Любовь автора Прехт Рихард Давид

ЦЕHHОСТИ И САМОАКТУАЛИЗАЦИЯ В основании системы ценностей самоактуализиpованного человека лежит его философское отношение к жизни, его согласие с собой, со своей биологической пpиpодой, пpиятие социальной жизни и физической pеальности. Это отношение к жизни тотально и

Из книги Искусство быть эгоистом автора Мамонтов Сергей Юрьевич

САМОАКТУАЛИЗАЦИЯ И ПРЕОДОЛЕHИЕ ДИХОТОМИЙ В этом pазделе мы, наконец, можем позволить себе сфоpмулиpовать одно очень важное теоpетическое положение, котоpое закономеpно вытекает из нашего исследования феномена самоактуализации, и акцентиpовать на нем ваше внимание. По

Из книги Теории личности и личностный рост автора Фрейджер Роберт

Из книги Успех или Позитивный образ мышления автора Богачев Филипп Олегович

Из книги Развитие личности [Психология и психотерапия] автора Курпатов Андрей Владимирович

Престиж или самореализация? Итак, есть люди, которые живут только ради престижа. Но есть люди, которых престиж почти не интересует.Один мой знакомый, Дмитрий, о котором я рассказывал в книге «Практика эффективного поведения», так говорил, путешествуя по Индии

Из книги Психология. Люди, концепции, эксперименты автора Клейнман Пол

Самореализация Черты духовного развития варьируются в разных видах йоги. Так, в карма-йоге на первом месте стоят самодисциплина, сила воли и самоотверженное служение. В бхакти-йоге главной считается любовь к богу. В джнана-йоге духовный рост - прежде всего развитие

Из книги НА ПОДСТУПАХ К ПСИХОЛОГИИ БЫТИЯ автора Маслоу Абрахам Харольд

Из книги автора

Самоактуализация Всякий процесс обеспечивается конституирующей его тенденцией, таковой для развития личности является тенденция к самоактуализации. Появление понятия самоактуализации традиционно связывают с именами Абрахама Маслоу и Карла Роджерса, что верно лишь

Из книги автора

Самоактуализация Карл Роджерс не был согласен ни с бихевиористами, утверждавшими, что поведение есть результат научения, то есть психических реакций, ни с психоаналитиками, которые фокусировались в основном на бессознательном и на биологических факторах. По его

Из книги автора

10. ТВОРЧЕСТВО И САМОАКТУАЛИЗАЦИЯ Как только я начал изучать определенно здоровых, высокоразвитых, зрелых и самоосуществляющихся людей, мне, прежде всего, пришлось изменить свои представления о творческих способностях. Сначала я отказался от своей стереотипной идеи, что

Под таким понятием, как лабильность психики подразумевается скорость протекания психических процессов, связанных, к примеру, с мышлением или эмоциями. В свою очередь, эмоциональная лабильность (эмоциональная слабость, слабодушие) представляет собой чрезмерную быстроту смены ярко выраженных полярных настроений.

Понятие лабильности (labilis – нестабильный) первоначально применялось в физиологии, характеризуя скорость реакции тканей на раздражители. После термин начал применяться в психологии, психиатрии. Однако если в психологической науке в рамках эмоциональной лабильности фигурирует идея о черте характера, особенности нервной системы, которая свойственна определенному типу темперамента, то в психиатрии это рассматривается как состояние патологическое. Такое отклонение способно быть отдельным проявлением нарушений в нервной системе и психике, сопровождать некоторые болезненные состояния, быть «спусковым крючком» для их развития.

Если рассматривается эмоциональная лабильность в психологическом контексте, то это свойство нервной системы считается врожденным и актуальным для холерического типа темперамента.

Для холериков является нормой быстрота реакций и смена настроений. Обычно хватает незначительного раздражителя, чтоб человек бесконтрольно демонстрировал эмоции. Пусть такая неустойчивость нервной системы и не является патологической, она может стать причиной для развития как психических, так и соматических проблем.

Под эмоциональной лабильностью как патологическим состоянием, которое требует коррекции, подразумевается сочетание психических и соматических проявлений. Нередко слабодушие соседствует с ВСД или вегетативной лабильностью. Если фигурирует вегетативная лабильность, то кроме перепадов настроения отмечается физиологическая реакция на стресс.

Причины для негативного состояния можно поделить на два подраздела.

Не физиологические основания

К числу таких причин относится воспитание, негативное влияние на ребенка, недостаток внимания. Часто эмоциональная лабильность рассматривается в контексте СДВГ. Дополнительными основаниями выступают в любом возрасте стресс, психотравмирующие обстоятельства.

Основой для возникновения слабодушия могут являться суицидальное поведение или неудачные попытки самоубийства, невротические состояния. Зачастую при неврозах или психических патологиях отсутствие контроля над эмоциями становится симптомом либо базой для ухудшения состояния.

Соматические, органические факторы

Эмоциональная лабильность нередко имеет связь с соматическими нарушениями. Она диагностируется под влиянием изменений в организме, которые протекают ввиду перестройки гормонального фона или из-за возраста. Потому слабодушие столь характерно для людей пожилых.

Наличие (органического эмоционально-лабильного расстройства) также тесно связано со слабодушием, может являться и причиной, и результатом. Именно астенический синдром в комплексе с эмоциональной слабостью обычно приводит к депрессивным состояниям, тревожным расстройствам.

Среди провоцирующих патологию болезней можно выделить:

Фактором для возникновения эмоциональной лабильности может явиться недостаток в организме важных микроэлементов, витаминов.

Симптомы

Основным симптомом считается быстрая смена настроения, отношения к чему-либо или кому-либо. Слезы в момент превращаются в бесконтрольный смех, а добродушное состояние трансформируется в агрессию.

При этом эмоциональная лабильность включает в себя и аффективные вспышки. Человек не способен отдавать себе отчет в совершаемых действиях, притупляется инстинкт самосохранения. Потому такие люди способны под влиянием эмоций на самые рискованные поступки. Органическое эмоционально-лабильное расстройство же в первую очередь связывают с присутствием чувства радостного умиления на фоне сентиментальной слезливости.

С точки зрения физиологических реакций, кроме обострения вегетативных нарушений, у лиц с эмоциональной лабильностью может возникать вазовагальный (кратковременный) обморок. Он фигурирует при чрезмерных эмоциональных реакциях, под влиянием которых сосуды резко расширяются, а частота сердечных сокращений заметно замедляется.

Однако патологическое состояние эмоциональной лабильности необходимо разделять на два варианта, в зависимости от которого меняется ключевая симптоматика.

Пограничное слабодушие

Для данной формы характерны:

  • впечатлительность;
  • склонность пасовать перед трудностями, наличие внутренних переживаний и повышенной тревожности;
  • быстрая смена интересов;
  • эмоции яркие, сильные, доходящие до крайности при демонстрации;
  • склонность к эмоциональному и физическому истощению;
  • невозможность заниматься продолжительное время чем-то одним, что приводит к трудностям в работе, учебе; однако такие личности достаточно гибкие, потому уровень приспосабливаемости к переменам у них высок;
  • игнорирование запретов со стороны родителей в детском возрасте.

Импульсивное слабодушие

Для этого варианта эмоциональной лабильности в большей степени характерны отрицательные проявления.

Основным симптомом выступает дисфория (мрачное, тоскливое настроение, которое может соседствовать с негативизмом). Пытаясь «уйти» от подобного состояния, человек может пристраститься к алкоголю, стать зависимым от психотропных веществ.

Характерными считаются агрессивные аффективные реакции, при которых могут пострадать не только окружающие вещи, но и люди. Раздражительность молниеносно сменяется гневом. Также отмечается обидчивость, злопамятность и мстительность, ненормальное упрямство. Благодаря данным особенностям человеку трудно уживаться внутри учебного или рабочего коллектива, а семейная жизнь нередко не складывается.

Личностям с импульсивным типом эмоциональной слабости бесконечно тяжело заниматься бытовыми делами. Такая нужда становится первопричиной для аффективных вспышек.

Под влиянием негативных эмоций может развиться склонность к деструктивным действиям. Агрессия способна направляться как внутрь себя, что приводит к саморазрушению, так и вовне, проявляясь вандализмом, насилием и другими асоциальными действиями.

Коррекция

Если эмоциональная слабость проявляется импульсивным типом, с возрастом и под воздействием перемен в гормональном фоне ее проявления могут немного затухать.

Однако при любом раскладе патологическое состояние нуждается в помощи со стороны специалистов. Заниматься самолечением зачастую бывает бесполезно, особенно в ситуации, когда слабодушие становится результатом соматических проблем.

Наряду с медикаментозной терапией или психологической коррекцией таким людям рекомендуется исключить из рациона «возбуждающие» нервную систему напитки и продукты, отказаться от пагубных привычек, сбалансировать образ жизни, избегая психотравмирующих и стрессовых воздействий.

Лечение препаратами

Основой медикаментозной терапии становится прием средств, направленных на излечение физиологической причины, провоцирующей нарушения в эмоциональной сфере. Если вылечить патологию невозможно, тогда подбираются лекарства, блокирующие дальнейшее прогрессирование заболевания.

Для смягчения бесконтрольного проявления эмоций, которое способно спровоцировать панические атаки, болезненную тревожность врач может назначить транквилизаторы.

При нарушениях сна, вызванных повышенной возбудимостью, рекомендуется курс нейролептиков, которые допустимо комбинировать с употреблением травяных чаев.

Если это патологическое отклонение, сочетаясь с астеническим синдромом, приводит к депрессивным состояниям, для коррекции необходимо прибегнуть к антидепрессантам.

Психотерапия

В основе психотерапевтического вмешательства лежит цель выявления внутренних конфликтов, страхов, возможной психологической первопричины состояния. Коррекция направляется на устранение негативных факторов с помощью проработки проблемы, снятия тревожности, работы со стрессоустойчивостью и нарушениями самовосприятия. Уделяется внимание контролю над агрессивным поведением.

При наличии проблем с социальной адаптацией и коммуникацией может потребоваться прохождение тренинговых занятий, групповой терапии.

Наряду с работой, проводимой с пациентом, нередко осуществляется и семейная терапия. Важно не только научить человека контролировать эмоции, пресекать аффективную реакцию, но и помочь членам семьи найти подход к подобной личности, обучиться верно реагировать на перепады настроения человека со слабодушием.

Несмотря на тот факт, что бесконтрольность эмоциональных реакций приносит много дискомфорта, не стоит полагать, что состояние совершенно не поддается коррекции. Не нужно пытаться самостоятельно подавить эмоции. Своевременное обращение за помощью к специалистам позволит избавиться не только от последствий эмоциональной нестабильности, но и научиться справляться с состоянием без вреда для себя или окружающих людей.

Наблюдая за разными людьми в различных ситуациях можно заметить, что на одно и то же событие они реагируют по-разному. Одни адекватно оценивают положение дел, и их реакция соответствует ситуации. Другие отвечают на те же раздражители иначе, их эмоции имеют ярко-выраженную окраску, зачастую негативную, которая даже несколько пугает посторонних. В психологии такое поведение с бурными всплесками эмоций и частыми перепадами настроения называется эмоциональной лабильностью, и его связывают с определенным типом темперамента (такие реакции характеризуют холериков). Здесь мы сталкиваемся с врожденной характеристикой личности, которая проявляется под влиянием окружения.

Это же понятие, но уже относительно нервно-психических расстройств, применяется в физиологии и психиатрии. Не для всех людей с холерическим типом темперамента характерны резкие перепады настроения и вспышки агрессии, что свойственно эмоционально лабильным людям. Такие особенности поведения могут быть вызваны различными факторами, начиная от недостатка внимания в детском возрасте и заканчивая органическими поражениями структур головного мозга.

Под эмоциональной лабильностью понимают неустойчивое состояние нервной системы, характеризующееся повышенной возбудимостью, апатией, депрессивными проявлениями. Эмоциональная лабильность, как правило, возникает тогда, когда человеком владеют эмоции, он боится трудностей, встречающихся на жизненном пути. Эмоциональная лабильность может быть следствием серьезных испытаний или временным состоянием. Такой личности требуется помощь близких, ведь оставаясь наедине со своими тревожными мыслями, человек будет неминуемо ухудшать свое состояние.

Симптомы эмоциональной лабильности

Симптомы эмоциональной лабильности сводятся к одному или нескольким проявлениям. Важно знать основные, чтобы вовремя начать работу по преодолению состояния, начать своевременное лечение.

Частая смена настроения

Человек, страдающий эмоциональной лабильностью, испытывает частую смену настроения. Оно может меняться у него несколько раз на дню: если утром радость, то вечером непременно наступает и угрюмость. Частая смена настроения выматывает как самого человека, так и окружающих людей. Поскольку мы все сильно влияем друг на друга, несложно понять, как на близких отражается поведение эмоционально неустойчивого человека. Как следствие, возникают конфликты, недоразумения, копятся претензии, обиды.

Раздражительность и агрессивность

Эмоциональная лабильность всегда подразумевает наличие агрессивности. Проявления раздражительности вовсе не случайны: личность тщетно пытается освободиться от гнетущей ее проблемы и потому срывается на тех, кто оказывается рядом в настоящий момент времени. Агрессивность служит методом защиты от посягательств других людей. Эмоциональная лабильность делает личность неуверенной в себе, зацикленной на собственных неудачах, ослабляет человека энергетически. Нередко в результате формируется скрытость и подозрительность.

Излишняя увлеченность

Эмоциональная лабильность иногда приводит к тому, что человек начинает судорожно искать увлекающее его занятие. Это редко дает какие-либо внушительные результаты, поскольку одни увлечения быстро сменяются другими, не давая возможности сосредоточиться на чем-то одном, сделать выбор в пользу чего-то конкретного. Излишняя увлеченность провоцирует нарастание эмоциональной неустойчивости, общего всплеска чувств. Эмоциональная лабильность сама по себе вещь достаточно неоднозначная и приводящая к своим последствиям.

Причины эмоциональной лабильности

Все в нашей жизни происходит не просто так. Если вы заметили у себя или родственников проявления эмоциональной лабильности, то необходимо найти причину. У каждого причины могут быть сугубо индивидуальными. Рассмотрим наиболее часто встречающиеся основания для формирования эмоциональной лабильности.

Длительные переживания

Известно, что стресс никому не идет на пользу. Огромное количество людей страдает от того, что не может контролировать собственные чувства. Длительное эмоциональное напряжение способно существенно выбить из колеи, лишить моральных сил, уверенности в себе и завтрашнем дне. Человек перестает доверять окружающим и, что самое ужасное, своим собственным чувствам. Такая личность приходит к разочарованию и перестает стремиться к новым достижениям.

Гормональные нарушения

Эмоциональная лабильность иногда может носить временный характер и являться следствием гормональных нарушений. Женщины, например, становятся наиболее впечатлительными в период менопаузы. Девушки детородного возраста замечают у себя эмоциональную нестабильность перед наступлением очередной менструации. В эти периоды их может раздражать практически все, что происходит: немытая посуда в раковине, извиняющийся тон второй половинки, шумная компания детей.

Физические болезни

Трудно не согласиться с тем утверждением, что здоровье – это величайшее благо. К сожалению, мало кто может сегодня похвастаться отменным здоровьем. Почти у каждого человека имеется хроническая болезнь. Любые физические недомогания ослабляют организм, способствуют формированию проблем психологического характера. Эмоциональная лабильность здесь сопряжена с плохим самочувствием, отсутствием веры в себя и свои возможности. Какие же недуги способствуют формированию эмоциональной лабильности? Прежде всего, это различные черепно-мозговые травмы, опухоли, гипертоническая болезнь.

Лечение эмоциональной лабильности

Лечение эмоциональной лабильности должно быть незамедлительным. Оно сводится к соблюдению простых рекомендаций. В противном случае человек будет все больше погружаться в собственные переживания и у него не останется сил для того, чтобы радоваться жизни. Что следует учитывать?

Своевременное решение конфликтов помогает снизить эмоциональное напряжение, сформировать добрые, доверительные отношения с окружающими людьми. Не стоит затягивать решение вопроса. Если имеется какой-то конфликт с конкретным человеком, лучше выяснить отношения как можно скорее, а не копить в себе раздражение и обиду.

Чуткое внимание к здоровью поможет избежать необратимых последствий. Всегда лучше предупредить недуг на ранней стадии развития, чем потом пытаться его лечить в огромных масштабах. Старайтесь держать свое эмоциональное состояние под контролем, следите за тем, о чем думаете и говорите. Это помогает долгое время оставаться на позитивной волне.

Таким образом, понятие эмоциональной лабильности тесным образом связано с самоорганизацией и желанием внутренне совершенствоваться. Постоянное недовольство всем не сделает нашу жизнь насыщенной и богатой впечатлениями, потому следите за своим настроением.

Загрузка...