docgid.ru

История возникновения и развития рекламы в россии

Одним из первых признаков развития цивилизованного общества было появление торговли. Одновременно с ней появились и прототипы современной рекламы, называемой «двигателем прогресса». Как и сегодня, изначально цели этого, ставшего сегодня обыденным, явления были просты: представить потенциальным покупателям товар или услугу и побудить их к покупке.

Современная реклама многофункциональна, и существует в различных формах. Самые же ее примитивные виды применялись еще во времена «до нашей эры». Так, древнейшим образцом рекламного обращения, дошедшего до наших дней, считается египетский папирус. В эпоху фараонов это средство применялось для извещения общественности о продаже рабов. Древняя Греция и Рим, достигшие расцвета уже в глубокой древности, также использовали рекламные объявления, написанные на деревянных дощечках, выгравированные на меди или кости, которые обнародовались на площадях и в других местах массового посещения людьми.

Как видно, еще во времена зарождения ранних культур отмечено проявление рекламы посредством письменных текстов. Учитывая изобретение собственно письменности, датируемое в разных частях света 6-8 тысячелетиями до н.э., можно вычислить и возраст рекламы, уходящей корнями в глубокую древность.

С расцветом античной культуры рекламная деятельность также приобретает все более сложные формы, базируясь на «горячей» информации. Теперь реклама - это уже целый комплекс словесных, звуковых, письменных и изобразительных приемов, направленный на создание определенного образа (имиджа) рекламируемого объекта. Разумеется, у такой формы рекламы больше возможности воздействия на потенциальных клиентов: привлекая их внимание и вызывая интерес, она побуждает к ожидаемым рекламодателем действиям - покупке.

Изобретение книгопечатания определило наступлению нового качественного этапа в развитии рекламы.

Желание человека выделиться среди себе подобных, украшая свою внешность самыми разнообразными способами, можно назвать имиджевой рекламой.

И конечно, самая распространенная передача информации -- устная передача, например, о том, кто хорошо выделывает шкуры или шьет одежду -- яркий пример рекламы «из уст в уста».

Следует подчеркнуть, что именно технические и научные достижения человечества, такие как изобретение книгопечатания, открытие электричества, радио, полеты человека в космос, компьютерная революция и др., стали основой средств распространения современной рекламы.

Таблица 1.1. Исторические события, сыгравшие важную роль в развитии рекламы

2500 лет назад

Древний Египет. В развалинах города Мемфис найден самый старый рекламный текст: -Я -- Рино с Крита, по повелению богов толкую сны»

Германия. Иоанн Гуттенберг изобрел первый печатный станок, позволивший быстро и качественно размножать рекламные объявления

Россия. По указу Петра 1 начинается издание первой русской газеты, а в ней и рекламы. Появляются газеты «Санкт-Петербургские ведомости», -Московские ведомости» и др.

США. Издание первого каталога товаров Бенджамина Франклина. по которому можно было заказать требуемый товар

США. Регистрация первого профессионального рекламного агентства в современном его понимании; в Европе это произошло несколько позже. Это были агентства по созданию и размещению рекламы в прессе -- -медийные агентства»

Начало XX столетия

США. Проводятся первые групповые интервью, которые затем, в 40-х гг. привели к появлению метода фокус-групп

США. Первый политический плакат

Франция. В Париже на Международной художественно-промышленной выставке за цикл рекламных плакатов В. Маяковский и А. Родченко были удостоены серебряных медалей

США. Первое мероприятие public relations (связей с общественностью) по случаю 50-й годовщины изобретения лампочки Эдисоном

США. Первое использование фокус-групп для рекламных целей (Колумбийский университет Нью-Йорка)

США. В Нью-Йорке вышел в эфир первый ТВ-ролик. Это был 10-секундный ролик часовой фирмы -Bulova». Рекламу увидели 4 тыс. владельцев ТВ-приемников

Рекламная информация играла роль простого сообщения о чем-либо (о событии, сервисе, товаре) вплоть до начала XIX в., после чего начался качественный скачок в развитии рекламы: появились рекламные агенты и рекламные агентства. Реклама стала приобретать черты, к которым мы привыкли сегодня, и к началу XX в. она превратилась в мощную индустрию.

Наиболее развитой «рекламной» страной на начальном периоде развития рекламы стала Англия, на тот момент одна из самых передовых стран мира. Примерно с середины XIX в. пальма первенства перешла к США, которые и в настоящее время занимают лидирующие позиции. Но теперь сильная рекламная индустрия есть не только в США и Англии, но и в Германии, Франции, Японии, Италии.

В жизни американцев нет ничего более навязчивого, шумного и неизбежного, чем реклама. Мы узнаем ее по тону еще до того, как поймем, о чем в ней идет речь; она на долгие годы западает в память, хотя мы и не можем вспомнить, когда ее впервые услышали или увидели - вся наша жизнь окружена рекламой, и мы с детства привыкаем к ней, как к траве, воздуху и солнцу...

Первое американское рекламное дело открыл Волни Палмер в Филадельфии в 1841 году. Палмер получал 25 процентов комиссионных за продажу газетной площади под рекламу разных компаний. В своей книге «Воспоминания о рекламном бизнесе» С. М. Петтингилл описывает Палмера как прирожденного коммерсанта: «Он был тактичным, добродушным человеком с приятными манерами. Он умел завести разговор и живо рассказать какую-нибудь занимательную историю, развеселить компанию и от души посмеяться. Кончалось тем, что он просил у одного из присутствовавших разрешения набросать предварительную смету на помещение в газету рекламы товара, которым тот торговал».

Одним из самых крупных рекламных агентов XIX века был Джордж Роуэлл, выросший на ферме в Нью-Хэмпшире и основавший свое агентство в Бостоне в 1865 году. Для рекламных агентов в то время получить данные о тираже той или иной газеты было очень трудно. В 1869 году Роуэлл опубликовал первое издание «Американского газетного справочника Роуэлла», в котором указывались примерные тиражи более 5000 американских и канадских газет. Эта публикация Роуэлла стала авторитетным и общепринятым справочником, предвестником нынешнего «Справочника Н. У. Эйера по газетам и журналам».

Сын и партнер основателя компании Фрэнсис Уэйленд Эйер внес еще одно новшество, сыгравшее роль в формировании рекламного бизнеса, каким мы знаем его сегодня. В 1875 году Эйер ввел в практику «открытый контракт», которым устанавливался размер комиссионных агента (сначала 12,5, позже 15 процентов) от суммы, получаемой издателем. «Открытым» он назывался потому, что цены, назначаемые издателем, не держались в секрете от бизнесмена, заказывавшего рекламу при посредничестве Эйера. Этот вид контракта стал, в конце концов, общепринятым в рекламном бизнесе всей страны.

К концу XIX века распространение недорогих расфасованных товаров было, вероятно, одним из главных факторов, сильно способствовавших развитию насыщенного рекламой стиля жизни XX века. Многие компании, оставшиеся и по сегодняшний день ведущими рекламодателями, возникли в последние годы XIX века. В их числе: «Пиллсбери» (готовое тесто для булочек и кондитерских изделий), «Куэйкер оутс» (овсяные и другие сухие каши для завтраков), «Истмен Кодак» (фототовары), «Борден» (молочные продукты), «Хайнц» (консервированные супы и другие виды готового питания), «Америкэн тобакко» (табачные изделия), «Карнэйшн» (детское молочное питание), «Кембелл супе» (консервированные супы), «Проктер энд Гэмбл» (мыло и моющие средства) и «Колгейт-Палмолив» (моющие средства, зубная паста, зубные щетки и другие товары для ухода за зубами).

Больше всего заказчиков рекламы интересовал поиск удачной торговой марки, названия или девиза для своей новой продукции, чтобы покупатели ее запомнили. Многие знакомые нам этикетки появились в тот период. В 1877 году Генри Парсон Кроуэлл выбрал для овсяной каши «Куэйкер оутс» эмблему с изображением розовощекого, седого джентльмена в квакерском костюме. Это была первая зарегистрированная фирменная марка сухой готовой каши для завтраков. Для выпущенного в 1882 году фирмой Харли Т. Проктера нового нетонущего мыла «Айвори» («Слоновая кость») две фразы рекламного объявления навсегда вошли в историю торговли как самые запоминающиеся: «Оно плавает» и «Чистое на 99 и 44 сотых процента». Так же запомнился девиз рекламы, способствовавшей продаже фотоаппарата «Кодак», изобретенного в 1888 году Джорджем Истменом: «Вы нажимаете кнопку - остальное делаем мы». Эта фраза рекламы очень привлекала тех, кому хоть раз пришлось сражаться с норовистым аппаратом.

Быстрое развитие рекламы потребительских товаров в конце XIX века помогло появлению нового вида ее распространения - массового многотиражного журнала. В 1885 году выходило всего 4 журнала тиражом 100 000 и выше. Через 20 лет их уже было 20 с общим тиражом более пяти миллионов. Самыми крупными были два журнала, которые издавал Сайрус Кертис: женский журнал «Ледис хоум джорнал», который к середине 90-х годов имел почти в два раза больше читателей, чем любой другой журнал для взрослых, и журнал преимущественно для мужской аудитории «Сатердэй ивнинг пост»; его тираж при редакторе Джордже Лоримере вырос за 15 лет с 2200 до двух миллионов. К 1910 году, писал Стивен Фоке, автор истории рекламы в Америке, журнальный мир совершенно изменился: это была революция, которую подтолкнула, воспела и оплатила реклама.

В рекламных агентствах 70-х годов прошлого века штат служащих был малочисленным по сравнению с агентствами нашего времени. Среди постоянных служащих не было ни авторов рекламных текстов, ни иллюстраторов, ни специалистов по сбыту, ни координаторов. Агентства не создавали рекламных объявлений, а просто помещали их в газетах и журналах.

Первое рекламное агентство «с полным обслуживанием» было основано Джорджем Баттеном в Нью-Йорке в 1891 году. Его агентство не только предлагало своим клиентам поместить рекламу, но и составляло ее текст, художественно оформляло и подготавливало к печати. Фирма Баттена («Баттен, Бартон, Дерстайн и Осборн») стала одним из рекламных гигантов XX века. В 1986 Году эта фирма была четвертым по величине рекламным агентством в мире с годовым оборотом 3,26 миллиарда долларов.

С ростом числа рекламных агентств «с полным обслуживанием» возникла необходимость в человеке, который мог бы быть посредником между клиентами и творческими сотрудниками агентства. С этой целью была учреждена должность координатора проекта. Эта должность, придуманная в рекламном агентстве Уолтера Томпсона, сыграла важнейшую роль в фирме Альберта Ласкера, одного из легендарных деятелей мира рекламы XX века.

Его влияние в рекламой деле настолько велико, что первые десятилетия нашего века вошли в историю рекламы как «эпоха Ласкера». Ласкер родился в 1880 году в Техасе, в семье немецкого еврея, предки которого жили в Восточной Пруссии, в деревне Ласк. В возрасте 24 лет он стал партнером чикагской фирмы «Лорд энд Томас», где прославился способностью придумывать что-то новое и своей непоколебимой уверенностью в том, что любую работу он может выполнить лучше всех.

Считается, что благодаря Ласкеру фирма «Лорд энд Томас» стала прототипом современного агентства, ориентированного на создание рекламных текстов. «90 процентов энергии, бюджета и творческой мысли нашего агентства направлено на создание рекламного текста», - сказал Ласкер в 1906 году.

Сам Ласкер не писал текстов, он нанял двух самых выдающихся в истории рекламы авторов. Одним из них был 40-летний Джон Э. Кеннеди. В 1904 году Ласкер предложил ему оклад 16 000 долларов в год. Кеннеди следовал рекламному принципу, направленному на продажу. Хорошая реклама, утверждал он, это «торговое предприятие на газетном листе». Логично, считал он, дать потенциальному покупателю довод «почему именно» нужно купить рекламируемый товар. Единственная цель такой рекламы - продажа товара. Придерживаясь этого принципа рекламы, руководимая Ласкером фирма «Лорд энд Томас» стала крупнейшим рекламным агентством в США. В 1909 году журнал «Адвертайзинг энд селлинг» («Реклама и продажа») писал: «Кеннеди одержим единственной идеей. Но идея его прекрасна. Его стиль стал краеугольным камнем успешной рекламы».

Другим составителем текстов у Ласкера был Клод Хопкинс, который считал, что реклама - это умение показать товар лицом с помощью печатного слова. - Я считаю рекламу художественной формой торговли, - говорил Хопкинс. - Реклама должна быть сильнее обычных доводов, как пьеса должна быть ярче реальной жизни.

Благодаря Хопкинсу покупатель узнал, что пшеничные хлопья фирмы «Куэйкер» при изготовлении «выстреливаются из пушки», что зубная паста «Пепсодент» ведет наступление на зубной камень и что пивоваренные заводы «Шлиц» моют бутылки острым паром (как это, впрочем, делали и другие фирмы, но об этом мало кто знал). Рекламные объявления Хопкинса, как правило, гарантировали покупателю возврат денег, если товар не удовлетворит его, предлагали скидку или купон на бесплатный или недорогой образец продукта. К рекламным материалам, составленным самим Хопкинсом или в его стиле, прилагалось такое количество отрывных купонов на скидку с цены, что принцип рекламы «почему именно» так-же называют «вырежьте купон».

С наступлением XX века стало ясно, что мода в рекламе, как и всякая мода, развивается не прямолинейно, а циклично. На смену «лобовой» рекламе непременно приходила «вкрадчивая». Период преувеличенного восхваления товара сменялся периодом недоговоренности о его достоинствах, на смену деловой, сухой рекламе приходила высокохудожественная и изощренная, вместо логики и принципа «почему именно» делалась ставка на эмоциональное восприятие, атмосферу и художественный образ. В конце концов, специалисты по рекламе пришли к заключению, что каждому стилю свое время.

В двадцатых годах нашего века Теодор Макманус ввел новый стиль - «атмосферы» или «образа» - и прославился как «Клод Хопкинс вкрадчивой рекламы». Его самая знаменитая реклама, выполненная по заказу корпорации «Дженерал моторс», была напечатана всего один раз. Осенью 1914 года развернулась рекламная кампания конкурентов против самого дорогого автомобиля фирмы «Дженерал моторc» - «Кадиллака», новый 8-цилиндровый мотор которого еще не работал безукоризненно. Макманус парировал эту кампанию объявлением без иллюстраций, только текстом, озаглавленным «Расплата за лидерство».

В нем ни разу не упоминались ни «Кадиллак», ни другие автомобили. Оно лишь создавало ореол:

«В каждой области человеческой деятельности тот, кто идет впереди, постоянно находится в ослепительном свете общественного внимания. Лидирует ли человек или изделие, за ним всегда следуют ревность и зависть. На лидера нападают, потому что он лидер, и попытки сравняться с ним только подтверждают его ведущую роль. Не в состоянии догнать его или превзойти, соперник прибегает к осуждению и нападкам... В этом нет ничего нового. Это старо, как мир, как человеческие страсти... Эти попытки тщетны. Если лидер действительно лидирует - он остается лидером. Нападают и на великого поэта, и на великого художника, и на искусного мастера, но каждый из них остается увенчанным лаврами в веках. Вот, почему то, что хорошо или совершенно, говорит само за себя, как бы громко ни звучали крики протеста. То, что заслуживает жизни, - живет».

«Расплата за лидерство» убеждала не доводами, а атмосферой. Вместо логического основания, почему нужно его приобретать, вокруг «Кадиллака» создавался некий ореол, превосходящий всякую логику. В отличие от Клода Хопкинса, который утверждал, что в рекламном деле стиль - это недостаток, Макманус преподносил читателю поэтический образ. Хотя объявление появилось в печати один единственный раз (2 января 1915 г. в журнале «Сатердэй ивнинг пост»), оно сразу же повлияло на сбыт «Кадиллака». Кроме того, корпорацию «Дженерал моторс» многие годы засыпали просьбами о репродукции этой рекламы. Когда журнал «Принтерc инк» в 1945 году попросил своих читателей назвать, самую лучшую рекламу, подавляющее большинство назвало «Расплату за лидерство».

Новый рекламный стиль, сочетавший «почему именно» и «атмосферу», был разработан супругами Стенли и Хелен Резор в рекламном агентстве «Джей Уолтер Томпсон». Когда Стенли был президентом этого агентства, а его жена Хелен - главным автором рекламных текстов, эта фирма добилась в двадцатые годы финансового лидерства и сохраняла его за собой на протяжении полувека.

Благодаря Резору широкую популярность приобрели такие товары, как растительное масло «Криско», мыльные хлопья «Люкс», кофе «Юбан», маникюрный лак «Кьютекс», дрожжи фирмы «Флайшман». Для рекламы крема для кожи «Пондс» Хелен создала знаменитую серию объявлений, в которых о качестве крема свидетельствовали самые известные в мире женщины, в том числе королева Румынии.

Больше всего Хелен прославилась рекламным объявлением туалетного мыла «Вудбери». Атмосферу рекламы создавала картинка, изображавшая красивую светскую пару, собравшуюся на бал. Под ней красовался заголовок «Кожа, до которой приятно дотронуться», и приводилось семь параграфов текста (оснований в стиле «почему именно») и соблазнительное предложение купона, которое очень понравилось бы Хопкинсу: за 10 центов недельный запас мыла и цветная репродукция картины. Успех был потрясающий. В рекламу вторглась интимная тема. За восемь лет продажа мыла «Вудбери» выросла на 1000 процентов.

Одним из самых известных авторов рекламных текстов последних лет считался Россер Ривс, возглавлявший в 50-х годах агентство «Тэд Бейтс». Ривс прославился своей рекламой конфет «М-энд-М» («тают во рту, а не в руках») и зубной пасты «Колгейт» («освежает рот пока чистятся зубы»). По его замыслу была сделана реклама аспирина «Анасин», на которой в черепе страдающего головной болью человека бил молоток, сжатая пружина рвалась наружу и ударяли молнии.

Образность в рекламе имела своих последователей: Рэймонда Рубикема, обеспечившего успех фирме «Янг энд Рубикем» в 30-е годы, и Лио Бернетта, лидера «Чикагской школы» - главного направления рекламы 50-х годов. Фирма «Янг энд Рубикем» создала образ коровы «Элси», ставший символом молочной компании «Борден», осуществила исследования рынка и придумала подходящее определение для роялей «Стейнвей»: «инструмент бессмертных».

Как и Рубикем, Бернетт придерживался принципа сдержанной рекламы с вымышленными героями, такими, как поваренок фирмы «Пилсбери» - пузатенький паренек, сделанный из рекламируемого теста, рычащий тигренок Тони, который одобряет достоинства кукурузных хлопьев, или «Веселый зеленый гигант», рекламирующий консервированные и замороженные овощи. Самый знаменитый герой Бернетта - ковбой с рекламы сигарет «Марлборо», который появился в 1955 году, показывая курящим, что сигареты с фильтром не только для маменьких сынков. Бернетт гордился тем, что его агентство создало героев, которые нравились широкой публике.

Самым знаменитым автором реклам последних пятидесяти лет был Дейвид Оглви, родившийся в 1911 году неподалеку от Лондона и проведший детство в доме Льюиса Кэрролла в Гилдфорде в Англии. Он начал работать помощником повара в Париже, был коммивояжером в Шотландии: торговал, ходя из дома в дом, кухонными плитами.

Торговля кухонными плитами вдохновила Оглви написать брошюру «Теория и практика торговли кухонными плитами фирмы "Ага"», которая дала ему возможность получить место в лондонском рекламном агентстве «Мазер энд Краутер». В 1928 году Оглви убедил агентство направить его в США изучать американскую рекламу. Как писал Стивен Фоке, «Оглви приехал как представитель британской образной рекламной школы, основанной на принципе фантастической ненавязчивой рекламы», но вскоре попал под влияние Россера Ривса.

Это влияние быстро вышло за рамки деловых отношений. Типичный англичанин с трубкой во рту нашел жену Ривса привлекательной и попросил познакомить его с ее сестрой. В результате, он женился на ней и стал зятем Ривса. Оглви собирался провести в США один год, но его визит затянулся на сорок лет.

Став помощником директора принстонского института «Джордж Гэллапс одиенс рисерч», занимающегося изучением общественного мнения, Оглви за три года провел более 400 опросов в масштабах страны, благодаря чему, как он пишет в автобиографии «Исповедь рекламного агента», у него «составилось более четкое представление о привычках и предпочтениях американского потребителя, чем у большинства авторов рекламных текстов, рожденных в этой стране». Особенно его удивили результаты опроса Института Гэллапа, проведенного с целью выявления «факторов, заставляющих читателей запомнить прочитанное».

После службы в британских войсках во время Второй мировой войны Оглви решил открыть свое агентство в Нью-Йорке. Основанная в сентябре 1948 года фирма «Хьюитт, Оглви, Бенсон энд Мазер» обслуживала только несколько небольших английских компаний.

Первого большого успеха агентство добилось баснословно эффективной кампанией по созданию «образа». Небольшая фирма в штате Мэн «Хатауэй» обратилась к «Хьюитт, Оглви, Бенсон энд Мазер» разработать рекламу для мужских рубашек. Созданная Оглви реклама демонстрировала рубашку на усатом мужчине среднего возраста с черной повязкой на глазу. Как пояснил Оглви своему клиенту, повязка создает образ реально существующего, загадочного человека, вместо обычного манекенщика. Это маленькая деталь, но она может сыграть очень большую роль. Впервые реклама появилась в журнале «Нью-Йоркер» 22 сентября 1951 года. Вскоре фабрика фирмы «Хатауэй» в штате Мэн была завалена заказами.

Четыре года подряд мужчина с повязкой на глазу, одетый в рубашку фирмы «Хатауэй», появлялся исключительно на страницах «Нью-Йоркера».

Со временем, - вспоминает Оглви, - я стал придавать манекенщику разные образы, от которых я сам не отказался бы: дирижера Нью-Йоркского симфонического оркестра, выступающего в Карнеги-холле, гобоиста, художника, копирующего картину Гойи в музее «Метрополитен», фермера на тракторе, фехтовальщика, яхтсмена, покупателя картины Ренуара и так далее. Вначале реклама содержала пять пунктов, поясняющих «почему именно» нужно ее покупать, а в 1956 году она вышла без текста. Люди покупали «образ», а не просто товар.

В знаменитой рекламе «Роллс-Ройса» Оглви, появившейся в 1958 году, «образом» было изображение самого автомобиля. Заголовок - «На скорости 100 километров в час в этом новом «Роллс-Ройсе» громче всего шумят электрические часы» - подчеркивал техническое совершенство машины. Ниже мелким шрифтом следовало 19 пунктов «почему именно», целью которых было дать читателю больше фактических данных, чем дают в рекламе детройтские заводы. Посредством данных, изложенных сухо и без эпитетов, сказал Оглви представителям «Роллс-Ройса», их компания займет положение «неоспоримого лидерства». Он не ошибся. В год появления рекламы сбыт машин возрос на 50 процентов.

Развитие рекламной отрасли во второй половине нашего века было феноменальным. Крупнейшие компании тратили на рекламу миллиарды долларов. Вопреки распространенному мнению, главная роль в рекламе принадлежит не телевидению, а газетам. В 1986 году на газетную рекламу было зрасходовано 27 миллиардов долларов, на телевизионную 22,6 миллиарда, на рекламу, распространяемую по почте, 17,1, на радиорекламу 6,9 и на журнальную почти 5,5 миллиарда. В 1980 году рекламные предприятия США имели торговый оборот 23 миллиарда долларов, а в 1987 году - 48,3 миллиарда.

Самое интересное относительно этих огромных затрат на рекламу в наше время заключается в том, что никто точно не знает, какая от нее польза. Противники рекламы нередко утверждают, что влияние рекламы огромно. Так, например, Джон Кеннет Гэлбрэйт пишет в журнале «Нью индастриал стэйт»: «Индустриальная система всецело зависит от коммерческого телевидения и не могла бы без него существовать в своем нынешнем виде». Почему? Потому что изготовители зависят от «беспрерывной рекламы товаров». Никто не может избежать ее натиска: «С раннего утра до поздней ночи людям твердят о пользе товаров, о их крайней необходимости. Даже незначительные преимущества маловажных товаров раздуваются с такой торжественностью, которая, пожалуй, была бы уместна в объявлении о Втором пришествии Христа. А более «важные» показатели продукта, вроде стирального порошка, отстирывающего добела.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.publications.reporter-studio.ru/

Жизнь современного человека без рекламы представить невозможно. Реклама - динамичная, быстро трансформирующаяся сфера человеческой деятельности. На протяжении веков она сопровождает человека. Содержание и характер рекламы меняются вместе и под воздействием изменений форм и способов организации уклада человеческой жизни. Главными факторами развития рекламной деятельности являются потребности производства, торговли и финансов, форма государственного правления, цели различных религиозных конфессий, политиков и простых граждан. Кроме всего прочего, реклама - это часть общечеловеческой культуры, которая развивается по своим внутренним законам.

Уже древние торговцы налаживали связи со своими покупателями посредством прямых словесных обращений. Места продажи оглашались громкими и повторяющимися криками продавцов. Не случайно слово «реклама» происходит от латинского reclame (reclamare) - возобновлять крик, снова кричать, звать, выкрикивать.

Если заглянуть в историю, то можно узнать, что своеобразная реклама существовала еще в античные времена. Протореклама явилась первичной формой коммерческих коммуникаций, которая объединяет первичные формы коммуникационных средств, получивших с течением времени свое самостоятельное развитие. В качестве элементов проторекламы мы можем выделить зачатки таких ныне развитых форм маркетинговых коммуникаций, как реклама (в том числе личностная, коммерческая, политическая и др.), прямой маркетинг, стимулирование сбыта, ярмарки, спонсорство и пр.

В Древней Греции и Древнем Риме преобладали устные варианты рекламных текстов. К ним относились выкрики торговцев, которые впоследствии даже выделились в отдельный жанр. Письменная реклама в Древнем мире не получила достаточно широкого распространения. Вероятно, это связано с относительной немногочисленностью грамотных людей, дороговизной написания проторекламных текстов и дефицитностью их носителей (папируса и пергамента). У древних римлян были распространенны торжественные процессии, которые служили завершением триумфальных событий. Можно сказать, что эти процессии, включали в себя элементы рекламы: хвалебные речи, демонстрацию трофеев, добытых в сражениях. Той же цели и с не меньшей эффективностью служили торжественные восхваляющие надписи в честь правителей и полководцев, которые римляне высекали не только на статуях, но и на фронтонах триумфальных арок, возводившихся по случаю чествования воинов-героев. Так наглядно и осязаемо демонстрировалось могущество римской державы, оказывая огромное положительное воздействие на патриотические чувства граждан.

К этим средствам вербальной коммуникации можно добавить также передаваемую людьми «из уст в уста» информацию о тех или иных ремесленниках, торговцах, политических деятелях и т. д. Посредством молвы сведения о качестве производимых и продаваемых товаров распространялись иногда на достаточно большие расстояния, стимулируя древних предпринимателей заботиться о своей доброй репутации. Формирование благоприятного образа продавца уже изначально являлось одной из основных целей проторекламы. В дальнейшем хорошая репутация работала на ее владельца.

Таким образом, уже в период античности наблюдается активное развитие рекламного процесса в устных и предметно-изобразительных формах. Помимо этого имеются свидетельства регулирования рекламной деятельности со стороны властных структур, требования соблюдения правдивости и достоверности в рекламных сообщениях.

В Средние века четко прослеживается стремление к профессионализации рекламы. Большое значение приобретает рекламная деятельность городских глашатаев и рыцарских слуг – герольдов. Появляется профессия стационарных зазывал, в обязанности которых входило привлечение покупателей в торговые лавочки, трактиры, мастерские ремесленников и реклама товара.

Книгопечатание привело к изменению форм рекламы и создало предпосылки для новых жанров. Появляются такие формы рекламы как печатный листок, прейскурант, каталог, проспект. Происходит изменение способа изготовления и соответственно вида уже ставших привычными рекламных продуктов, например, афиш, вывесок, эмблем, они стали печатными.

XIX – XX века прошли под знаком технического прогресса. Новые изобретения человечества, такие как фотография, кинематограф, радио изменили привычные форма рекламы, сделали ее более разнообразной, а главное массовой, доступной одновременно огромному числу людей.

К рекламированию привлекаются все возможные виды искусства. Особое значение приобретает жанр плаката, достигший своего расцвета именно в это время. Дифференциация стилей искусства способствует становлению оригинальных рекламных стилей. Рекламная деятельность приобретает творческий характер.

Появляется тенденция к специализации рекламной деятельности. Продолжается развитие информационных агентств, использующих возможности прессы для рекламирования. Начинают проводиться массированные рекламные кампании, в которых применяются новые формы рекламирования. В частности, особое внимание уделяется упаковке товара, придумываются слоганы, сочиняются джинглы. Постепенно информационные агентства превращаются в рекламные агентства современного типа, применяющие весь набор рекламных средств, составляющие полный цикл рекламирования товара.

В Европе в рекламных целях устраиваются промышленные выставки, многие их которых приобретают международный характер. Производители могли за счет проведения таких выставок расширить границы сбыта своего товара, а система вручения медалей за качество являлась мощным рекламным средством.

Развитие рекламного процесса в российском государстве проходило по тому же пути, что и в Западной Европе. Однако отличительные особенности русской культуры наложили свой отпечаток на типы и формы рекламирования. Аналогом европейских глашатаев на Руси были бирючи, упоминаемые в «Повести временных лет» уже с 992 г. Фольклорная устная реклама представляет собой богатейший пласт русского народного творчества. Известно рекламное творчество разносчиков товара (они назывались «коробейники», «офени»), стационарных зазывал, ярмарочных торговцев, «балаганных дедов» (ряженых зазывал на балаганные зрелища), все они внесли весомый вклад в дело становления рекламирования в России.

Рекламное изобразительное искусство изначально было представлено в русском государстве «лубком». Лубок - это картинка с емким и доходчивым образом, изображающая сюжеты торговой, религиозной, социальной и политической рекламы. От лубка берут начало и другие жанры изобразительной рекламы, в частности, плакат. В конце XIX - начале XX вв. лубочный стиль был востребован художниками примитивистами М. Ларионовым, Н. Гончаровой, а так же К. Малевичем и в Окнах РОСТА В. Маяковского.

Афиши, вывески, плакаты, все они, так или иначе, были представлены в России, как один из видов рекламы, однако, своего расцвета они достигают в творчестве художников объединения «Мир искусства», которые создавали не только выдающиеся произведения изобразительного жанра, но и многие шедевры рекламы.

Печатная реклама, известная в русском государстве с XVII в. со времени реформ Петра I становится довольно широко распространена. Появляются печатные афиши, летучие листки, затем газеты, театральные программки, буклеты, каталоги, визитки, рекламные карточки и вкладыши. Реклама в российской прессе имеет те же особенности развития, что и в Европе и США. В XIX в. начинается переход от печатания объявлений к масштабным рекламным кампаниям, происходит коммерциализация прессы, профессионализация рекламы, что выразилось в создании рекламных агентств, наиболее известным из которых была фирма Л. Метцеля.

Развитие торговли и промышленности в России привело к появлению таких видов рекламы как торговые знаки, фирменные марки, упаковка, этикетка, деловые бумаги на фирменных бланках и др. Все они, имея внутреннее сходство с аналогичными видами рекламирования в Европе и США имели свои отличительные особенности, обусловленные возможностями и задачами отечественной экономики и традициями русской культуры.

Изменения, произошедшие в России с приходом к власти большевиков в октябре 1917 г., наложили свой отпечаток и на процесс развития рекламы. В. И. Ленин и руководство большевистской партии очень хорошо понимали роль агитации, пропаганды и рекламы в деле управления государством. Задача удержания власти предполагала установление контроля над информационным пространством, поэтому в числе первых были выпущены «Декрет о печати» и «Декрет о введении государственной монополии на объявления», которые запрещали все печатные издания, а также передавали государству монопольное право на информацию не только в политической сфере, но и в сфере экономики и торговли.

В период Новой экономической политики (НЭПа) государство отказывается от принципа монополизации торговли и промышленности, оставляя под своим контролем только крупное производство, внешнюю торговлю и рекламу. Монополия на осуществление рекламной деятельности была закреплена за государственными предприятиями законодательно. Создаваемые государственные рекламные агентства, хотя и выполняли заказы частных рекламодателей, основной своей задачей все же считали продвижение товаров государственных корпораций. Коммерческая реклама в этот период выполняет значимые для власти политические и идеологические задачи, что прослеживается через всю историю Советской России.

Индустриализация СССР и переход к плановому хозяйству изменили не только структуру экономической деятельности, но и основы рекламирования. Если в западном обществе реклама помогала ориентироваться потребителю на рынке товаров и услуг, то в плановой советской экономике при низкой покупательской способности населения и отсутствии конкуренции рекламная деятельность имела задачу формирования спроса на продукцию государственных предприятий.

Реклама в СССР теснейшим образом была связана с задачами агитации и пропаганды. Яркие примеры политической и социальной рекламы, созданные в Советском Союзе, актуальны и сегодня. Рекламные плакаты периода Великой отечественной войны - это лучшие образцы социального рекламного творчества.

Социально-экономические изменения, произошедшие в России, распад СССР, переход к рыночным реформам совершенно изменили подходы к рекламированию. Свобода слова, отмена цензуры позволили использовать для рекламы самые разнообразные сюжеты и предметы рекламирования. Процесс приватизации собственности, возникновение «финансовых пирамид» происходили при помощи широкомасштабных рекламных кампаний таких как реклама финансовых компаний и банков «МММ», «Русский дом Селинга», «Русская недвижимость», «Хопер-инвест», «Гермес», «Московская недвижимость», Банк «Империал» и др. Социально-культурные условия развития постсоветского общества способствовали огромной популярности рекламных роликов данных компаний и успеху их деятельности, связанной, к сожалению, с мошенническими технологиями.

Спад производства во всех отраслях народного хозяйства и открытие российского рынка для зарубежных товаров привели к экспансии транснациональных корпораций, которые проводили мощные рекламные кампании своих продуктов. С 1995 года в качестве лидеров рекламных бюджетов надолго обосновались на российском телевидении Cadbury, Procter&Gamble, Mars, Wrigley, Stimorol, Nestle. Первенствующее положение на рекламном рынке прочно заняли марки потребительских товаров и, соответственно, продвигающие эти марки фирмы. Первоначально они использовали уже опробованную на мировых рынках рекламу, но затем перешли к созданию отечественных роликов, ментально близких потенциальному российскому потребителю.

Сегодня рекламный процесс в России представляет собой полномасштабное экономическое и культурное явление, влияющее на развитие всех сфер жизни общества.

Прочные позиции на рекламном рынке занимают телевидение, радио, пресса, но семимильными шагами развивается интернет-реклама. Ни одна фирма не осуществляет свою деятельность, обходясь без услуг рекламирования. Реклама стала неотъемлемой частью жизни всего российского общества, а процесс перехода к информационному обществу делает рекламу не только «двигателем торговли», но и культуры.

Поехали в этот магазин, пока не началась другая реклама и не заставила меня сделать что-нибудь еще!

(М-ф «Симпсоны»)

Рушана Айталиева, Ксения Бескровнова, Юлия Манаенкова,

Продавая участок, Фемистокл велел объявить, что сосед у него хороший.

Студент красивой наружности желает жениться на богатой купчихе (возраст безразличен).

Прошу выслать фотографические карточки - тайна гарантируется. Брачная газета, 1906 г.

Истоки рекламной коммуникации историки рекламы относят к эпохе первобытного строя. Ганс Бухли {«Шесть тысяч лет рекламы »), В.В. Ученова, Н.В. Старых («Философский камешек рекламного творчества ») всесторонне рассмотрели явление проторекламы как необходимую историко-культурную предпосылку становления профессиональной рекламной деятельности. Термин «протореклама» означает стадию, предшествующую появлению термина «реклама». Многообразные знаковые комплексы, символы, демонстрационные процессы в первобытной культуре являются основой проторекламы.

Эволюция рекламы прослеживается от времени создания простого сообщения до ее становления как важной формы маркетинговой коммуникации. В древних государствах Востока, в так называемых традиционных обществах, реклама не получила широкого распространения в связи со сложившейся системой патерналистских межличностных отношений. В античных государствах возникают развитые формы рекламной деятельности, получают распространение устные, письменные, изобразительные рекламные сообщения. Это связано с тем, что античная цивилизация базировалась на качественно иной основе, была динамичной по сравнению с древневосточными обществами. В независимых городах-государствах возникли правовые отношения граждан. Совокупность всех этих процессов повысила необходимость информировать население. Процесс профессионализации рекламы был связан с формированием массовой информации. В эпоху Античности была создана городская культура, возникла частная собственность, появилась демократия.

Первыми профессионалами рекламного дела стали городские глашатаи. В ходе их деятельности выработались основные устойчивые образы рекламных текстов. Ранг глашатая демонстрировался его одеянием и атрибутами. Наиболее привилегированные владели жезлом - кадуцеем, принадлежностью вестников бога Меркурия. Обычные глашатаи владели музыкальным инструментом, рогом или колокольчиком. Характерной особенностью развития рекламы в древних государствах являлось господство устных традиций. Кроме глашатаев устные коммуникации поддерживали бродячие торговцы, фокусники и проповедники.

Рис. 2.4.

Письменная традиция в рекламе также появилась в древних цивилизациях. Она нашла применение в древних афишах, альбумах, протогазете, в стихийных автографах горожан (рис. 2.5). Реклама древности охватила многие социальные сферы жизнедеятельности горожан: религиозную, коммерческую, политическую, правовую, интеллектуальную, сферу бытовых услуг. Появились межличностная и самореклама. О значительной экспансии рекламных текстов в Древнем мире свидетельствуют попытки регулирования рекламного процесса.


Рис. 2.5.

В период раннего Средневековья (V - середина XI в.) была утрачена потребность в повседневной массовой информации. В результате войн и переселений народов развитие городской культуры на длительное время замедлилось.

Производство средневекового общества было ориентировано на непосредственное потребление. Средневековый человек не спешил расширять производство и гнаться за прибылью. Главной чертой эпохи была религиозность. Консерватизм общественной системы и мировоззрения надолго затормозил, хотя и не остановил развитие экономики. В значительной мере замкнутое хозяйство не нуждалось в массовом потребителе.

Несмотря на то, что рекламная деятельность в эпоху Средневековья была мало востребована, в каждой из известных ее форм появились новые способы рекламирования. Герольды для рыцарей- феодалов исполняли те же функции, что и глашатаи в городах. Это была почетная должность. В XII в. появились цеховые объединения глашатаев и герольдов, эти профессии передавались по наследству.

Большим разнообразием отличались устные и письменные рекламные сообщения. Широкое распространение получили афиши. Это были развернутые полотна с текстами, нередко сопровождающиеся гравированными украшениями в виде рамок, виньеток и символических изображений. Чаще всего они встречались на постоялых дворах и почтовых станциях, поэтому их стали называть постерами {posters ).

На рубеже XV-XVI вв. отмечено появление эмблемы - условного или символического изображения какого-либо понятия или идеи. Характерно, что первые эмблемы появились в издательском деле. Так широко известна марка венецианского печатника Альда Мануция. Эмблему украшал девиз «Поспешай медленно». Слова объясняли символику - быстрый дельфин обвивался вокруг статичного якоря. Якорь ассоциировался с устойчивостью, т.е. качественной работой .

В конце XV в. в результате изобретения печатного станка И. Гуттенбергом произошла Третья информационная революция. Возможность тиражирования информации привела к новому этапу развития рекламы.

В XVI в. появились первые «летучие листки» - аналоги современных листовок. Они распространялись из рук в руки, а также в кофейнях и клубах. Владельцы печатных изданий обзаводятся гравированными эмблемами - экслибрисами. Это знаки библиофильной собственности. Чаще всего они создавались на основе геральдических композиций. Первый известный экслибрис был создан известным мыслителем эпохи Реформации - Л. Дюрером в начале XVI в. Изобразительная реклама отмечена появлением геральдической символики, цеховых и торговых эмблем, живописных вывесок (рис. 2.6).

В период Нового времени (XVII-XIX вв.) отношение к рекламной деятельности изменилось. Еще в эпоху Возрождения и Реформации (XIV-XVI вв.) сформировались наиболее существенные черты нового образа жизни. Главным его элементом стало новое понимание цели труда. Целью труда стало получение прибыли, ее постоянный рост и связанное с этим расширение самого дела. Появляются предприниматели нового капиталистического типа - деловитые, инициативные, смелые. Большое влияние на развитие духа капитализма оказала протестантская этика (Вебер М. «Протестантская этика и дух капитализма»).

Важнейшим фактором постоянного расширения бизнеса становится реклама. Сначала во Франции (1629 г.) благодаря Т. Ренодо, которого считают «отцом» европейской рекламы, а затем и в других странах появляются информационные бюро (предшественники рекламных агентств). Типографский способ тиражирования информации привел к формированию новых печатных жанров: печатного объявления, каталога, проспекта, прейскуранта, печатного летучего листка. Большое значение в развитии рекламы имела периодическая пресса, появившаяся в XVII в. журналистика.

Несмотря на активное проникновение рекламы в социально-экономическую жизнь новоевропейского общества вплоть до середины XIX в. эта деятельность считалась предосудительной. В. Зомбарт в книге «Буржуа» писал о том, что всякая «ловля клиентов» считалась безнравственной, а «сбивание цены» - непристойным.

Однако в середине XIX в. началось массовое индустриальное производство товаров, что привело к формированию потребительского общества, создавались новые средства связи, транспорт, массовая пресса, развивалась полиграфия. Все это утвердило рекламу как необходимую часть маркетинговых коммуникаций.

Общие для европейских стран тенденции в сфере рекламы проявлялись со своей спецификой в различных странах в зависимости от сложившихся социально-экономических и политических особенностей того или иного периода, а также особенностей национальной культуры 1 .

Экономическим лидером в эпоху Нового времени была Англия. Именно в ней впервые произошла индустриальная революция. Эта страна владела огромными сырьевыми ресурсами своих колоний. Рекламная деятельность в ней отличалась динамизмом, организованной деловитостью и творческими подходами к созданию рекламных продуктов. В 1832 г. здесь появился первый иллюстрированный журнал .

Английская пресса была направлена на конкретную целевую аудиторию. Появились специализированные журналы для женщин, предпринимателей и специалистов в различных сферах промышленности.

Оригинальностью и эпатажностью отличались некоторые средства наружной рекламы (рис. 2.7). Зачастую эти новации вызывали протесты горожан, но никого не оставляли равнодушными.

Рис. 2.7.

В конце XVIII А. Зенефельдер изобрел литографию - многокрасочную печать, что позволило создавать красочный печатный плакат, получивший большое распространение в Лондоне. В Англии впервые стали проводить рекламные кампании товаров и услуг, в том числе употреблять слоганы. Также были предприняты попытки теоретического обобщения рекламной практики. Так, Сэмпсон написал в 1874 г. историю всемирной рекламы. Англичане оказались новаторами и в отношении правового и этического регулирования рекламы.

Во французскую рекламу пришли профессиональные художники: Т. Стейнлейн, А. Муха, О. Бердслей, А. Тулуз-Лотрек. Они рекламировали парижские кабаре, различные зрелищные заведения, шоколад и велосипеды, театральные программы, меню и многое другое.

Их плакаты соответствовали таким требованиям, как лаконичность, красочность, контрастность, композиционная компактность. Особенно известными стали рекламные плакаты кабаре «Мулен Руж», созданные знаменитым художником А. Тулуз-Лотреком.

Рекламный процесс в Германии оказался замедленным в силу существования государственной монополии на печатные объявления. Только в 1880-е гг. была разрешена публикация частных объявлений в прессе, что привело к развитию СМИ и интенсификации рекламной деятельности. Особенностями рекламы в Германии стало создание премиальной торговли, различных промоакций и достижений витринного дела.

Синтетической общеевропейской коммуникацией стала в XIX в. выставка. Международные выставки широко освещались в средствах массовой информации, имели широкий общественный резонанс.

Дэниэл Бурстин, американский исследователь, был уверен в исходной отзывчивости американцев на рекламу. Ведь они решились на опасное путешествие, покинули Старый свет и пересекли море в поисках лучшей жизни, поверив рекламе. Реклама стала «сердцем» народной культуры.

Основными средствами в распространении рекламы являлись СМИ, тираж газет и журналов быстро рос. Большой изобретательностью отличались рекламные акции Тейлора Барнума, одного из известных рекламистов США XIX в., в ходе гастрольных поездок шведской певицы Д. Линд.

Во второй половине XIX в. произошла заметная интенсификация рекламной деятельности в США. Это был период создания фабричных марок и фирменных знаков, производства упаковочной тары, которая активно использовалась в качестве рекламной площади. При этом отметим особую роль в истории упаковки бутылки «Coca-Cola», зарегистрированной как объемный товарный знак.

В 1872 г. Монтгомери Уорд издал первый каталог товаров почтой, став организатором почтовой рекламной рассылки.

В США возникли два творческих направления в массовом создании рекламного текста.

Первое направление ориентировалось на комплекс рациональных доказательств. Джон Пауэрс, популярный копирайтер конца XIX в., стал создателем нового стиля, заключающегося в разъяснении вопроса, почему надо предпочесть данный товар другому.

Второе направление впоследствии получило название эмоциональной рекламы. Это была не столько разъясняющая, сколько оглушающая реклама, отличающаяся стремлением обратить на себя внимание. При этом использовались экстравагантные приемы, перешагивающие границы этических норм.

Негативными последствиями экспансии рекламы в США было распространение недостоверной информации, нарушение этических норм благопристойности, недобросовестная критика конкурентов. Следствием таких проблем стало издание регламентирующих законодательных актов.

Уже в 1880-е гг. США стали общепризнанным мировым лидером в области рекламы. Это проявилось как в высокой интенсивности рекламных сообщений в прессе, так и в творческих особенностях организации рекламных акций.

В конце XIX - начале XX в. издавалось множество рекламных, национальных ежемесячников и еженедельников, в которые пришли профессиональные художники. Эстетический уровень рекламы в прессе значительно поднялся.

В период Второй мировой войны, когда промышленность США переориентировалась на выпуск военной техники и вооружений, производство потребительских товаров было лимитировано. Это привело к сокращению потребительской рекламы.

Военный совет по рекламе призывал американских женщин прийти на производство и в офисы, чтобы заменить ушедших на фронт мужчин. Реклама наполнилась мотивами патриотизма («Новобранцы “Lucky Strike” ушли на фронт», «Клепальщица Рози»).

В послевоенный период совет по рекламе ежегодно проводил примерно 35 общенациональных кампаний по природоохранным, образовательным, семейным, антиалкогольным и другим общественно значимым вопросам. В жизнь американского общества вошла социальная реклама.

В 1950-е годы уровень жизни американцев достиг самого высокого за всю предыдущую историю значения. Вместе с ростом потребительских товаров оживилась реклама. Рекламные агентства стали заниматься разработкой дизайна упаковки, созданием имиджа рекламодателя. Они также занимались сегментированием, исследованием мотивации рынка. И это был новый инструмент рекламы. Начинает развиваться «маркетинг стиля образа жизни».

В 1960-е годы в США произошла творческая революция в рекламе. Она была связана с именами подвижников рекламы, мастеров, которых впоследствии стали называть классиками рекламы. Каждый из них привнес свой стиль, свой творческий почерк в рекламу.

Лео Барнет (Чикаго) стал создателем теории «внутреннего драматизма» продукта. Ему принадлежит слоган для зеленого горошка «Собран при лунном свете». Он придумал ковбоя, олицетворяющего образ сигарет «Мальборо» и многое другое.

Дэвид Огилви сформулировал теорию образа торговой марки, имиджевой рекламы. Он работал с дорогими изделиями класса «люкс».

Бил Бернбах превратил статус «второразрядности» торговой марки в преимущество.

И, наконец, в 1980-е годы в рекламной деятельности началось использование компьютерных технологий. Это оказало существенное влияние как на эстетику рекламных обращений (компьютерная графика, музыка), так и на средства доставки рекламных сообщений потребителям (компьютерные системы связи).

В это время появилось кабельное телевидение, которое стало важным средством рекламы, издавалось большое количество специализированных журналов, наблюдались успехи прямой почтовой рассылки и торговли по каталогам, активизировалось стимулирование сбыта, все это значительно изменило практику рекламы.

Такие организации, как Procter&Gamble , American Ноте Products и Philip Morris превращались в корпоративные семейства из десятков, а иногда и сотен брендов.

Внесла ли Россия какой-либо вклад в мировой рекламный процесс? Ведь становление товарного хозяйства, являющегося необходимой основой развития рекламы, произошло в ней значительно позже, чем в других европейских странах. Затем оно было прервано революционными событиями XX в., вернувшими страну к бестоварным, по сути, отношениям. Тем не менее даже при такой объективно неблагоприятной ситуации Россия смогла выработать свой стиль рекламных сообщений и свои специфические методы доведения их до потребителя.

В эпоху Средневековья российская реклама в своем развитии мало чем отличалась от европейских стран. В России с XV в. необходимая политическая информация распространялась через глашатаев, которых называли вестниками. Торговая реклама существовала в фольклорных устных формах заклички, прибаутки, речитативного уговора, раешного стиха . Райком называли шарманку, демонстрирующую картинки, показ которых сопровождался стихотворными декламациями рекламного характера.

Особенностью изобразительных традиций в рекламе стало явление лубочного искусства. Лубок - народное ответвление граверного мастерства, которое появилось в середине XVII в. и стало популярным в России. Лубком именовался древесный слой, расположенный под корой. Основой лубка является ксилография, т.е. прорезание контуров рисунка на деревянной доске.

Среди сюжетов лубков прослеживаются основы социальной рекламы - побуждение к благотворительности, распространение медицинских знаний и т.д. Примеры такой рекламы стали известны благодаря известному собирателю лубков Д.А. Ровинскому.

Важным направлением изобразительных традиций в рекламе стала живописная вывеска, которая вошла в российский быт к концу XVII века.

Большое значение для распространения изобразительных и зрелищных традиций имели конклюзии - тиражирование профессионально изготовленных гравюр. Этот жанр появился в России во время царствования Алексея Михайловича (XVII в.) и особенно активно развивается в XVIII в. в период культурных преобразований Петра I.

Конклюзии были представлены в форме зрелищной афиши, театральной программы и пригласительного билета.

Изобразительная реклама в России XIX в. отмечена появлением торгового знака, логотипа и шрифтовой вывески. В конце XIX в. публикация логотипа была связана с изображением фамилии предпринимателя, на этом было основано большинство шрифтовых вывесок второй половины XIX в., таких как «Эйнем и Ко», «Абрикосов и сыновья» и др.

В 1897 г. в Санкт-Петербурге была организована Международная выставка художественных афиш. Россия представляла 28 работ из 700. Среди них работы В. Тимма, В. Порфирьева, П. Никитина и других художников.

В 1913 г. на выставке творческого объединения «Бубновый валет» один зал был отведен творчеству вывесочников. Четыре работы принадлежали кисти грузинского мастера народной вывески Нико Пиросмани (Пиросманашвили) .


Рис. 2.8.

Новым этапом в российском плакатном искусстве стало творчество художественного объединения «Мир искусства» (1898). К искусству плаката в начале XX в. обращаются также сторонники примитивистского художественного стиля.

На рубеже XIX-XX вв. в России распространилось искусство фоторекламы. Благодаря стараниям фотомастера Карла Булле в журнале «Вестник фотографий» (1908-1918) демонстрировались новинки кинематографа. Фотореклама была представлена в брошюрах, буклетах и каталогах.

В XVIII-XIX столетиях в России развивается реклама в СМИ. Первые объявления коммерческого характера были посвящены рекламе книг. Первая печатная газета «Ведомости» появилась в Москве в 1703 г.

Всего в XVIII в. наиболее известны три российские газеты. В XIX в. до 1863 г. продолжалась монополия газеты «Губернаторские ведомости» на публикацию частных объявлений. В период проведения ли

беральных реформ Александра II все газеты и журналы получают право печатать частные объявления. Это приводит к настоящей экспансии рекламы в газетах и журналах, появлению специализированной рекламной прессы.

«Московский телеграф» М. Полевого, «Северная пчела » Ф. Булгарина публиковали интересные рекламные объявления и статьи, причем некоторые статьи имели характер скрытой рекламы. Лидером среди частных газет 1860-х годов был «Голос» А. Краевского. Именно в этом издании появились бесплатные листки объявлений. Однако реклама в газетах и журналах не стала в это время не только явлением социального или художественного значения, но и важным каналом доведения рекламы до потребителя. Ведь целевая аудитория прессы была слишком узкой.

Активное развитие рекламы привело к попыткам теоретического осмысления этого явления и появлению научных работ Н. Плнекого «Реклама. Ее значение, происхождение и история » (СПб., 1894 г.); А. Веригина «Русская реклама » (СПб., 1898 г.), изданию теоретикопрактического журнала «Рекламист» (первое периодическое профессиональное издание для работников рекламы). Коммуникацией, объединяющей различные средства рекламы, стали регулярно происходившие в России промышленные выставки. На протяжении XIX в., начиная с 1829 г., было устроено 16 общенациональных выставок.

В первые десятилетия XX в. Россия была охвачена революционными потрясениями: буржуазно-демократические революции 1905-1907 гг. и 1917 г. (Февральская революция), Октябрьская социалистическая революция 1917 г. К революционным катаклизмам добавились тяжелые невзгоды русско-японской войны (1904-1905), Первой мировой войны (1914-1918) и Гражданской войны (1918- 1920). Как же в такой объективно неблагоприятной ситуации развивалась реклама сначала в Советской России, а потом и в СССР?

В 1917 г. появился декрет правительства о введении государственной монополии на объявления. Реклама прекратила свое существование в России, а затем и в образованном в 1922 г. Советском Союзе. В этот период преобладал политический вид рекламы, темами которой была агитация советской власти, мобилизации населения в Красную армию, поднятия морально духа армии, сбор средств и пожертвований и т.д.

В период Гражданской войны экономической политикой государства стала политика «военного коммунизма», которая вернула страну к бестоварным отношениям.

В 1920-е гг. в стране осуществлялась новая экономическая политика (нэп), в ходе которой временно допускалось существование частной собственности. Государственные предприятия вынуждены были конкурировать с частным сектором, это привело к возрождению рекламы, которая является «голосом рынка».

В 1921 г. в центральной газете «Известия» публикуется сообщение о начале приема частных объявлений и уже в 1923 г. поступления от рекламы в газету составили более двух третей доходов от ее издания. В 1922 г. сформирована комиссия по рационализации рекламы. Появляются рекламные конторы: «Рекламтранс», «Связь», «Викрекла- ма» (изготовление и размещение рекламных плакатов в регионах), «Промреклама» (при ВСНХ, размещение рекламы промпредприя- тий), «Мосторгреклама» и др.

Период 20-х годов XX в. ознаменован не только проведением новой экономической политики, но и всплеском рекламной активности, коротким ренессансом рекламы в СССР. И связан он был с именем замечательного поэта и художника В.В. Маяковского:

  • «Реклама - это имя вещи...»
  • «Реклама должна напоминать бесконечно о каждой, даже чудесной вещи...»
  • «Реклама - это промышленная, торговая агитация! Ни одно, даже самое верное дело не двигается без рекламы. Это оружие, поражающее конкуренцию. При нэпе надо пользоваться для популяризации государственных, пролетарских организаций, контор и продуктов всеми оружиями, пользуемыми врагами, в том числе и рекламой!»

Маяковский писал тексты для листовок, газетных объявлений, рекламных плакатов, конфетных оберток, коробок печенья и т.п. Всю работу по рекламе Маяковский осуществлял совместно с художниками А.М. Родченко, В.Ф. Степановой, А.С. Левиным и др.

Свои взгляды на советскую рекламу, которой он придавал большое агитационно-политическое значение, Маяковский изложил в статье «Агитация и реклама» (1923): «Мы знаем прекрасно силу агитации. В каждой военной победе, в каждой хозяйственной удаче на 9 / 10 сказывается уменье и сила нашей агитации. ...Реклама - промышленная, торговая агитация... Мы не должны оставить это оружие, эту агитацию торговли в руках нэпача, в руках буржуа-иностранца».

Маяковский настаивал на том, что поэт должен работать над рекламой в полную силу своего дарования. «Реклама должна быть разнообразием, выдумкой» («Агитация и реклама»). «Несмотря на поэтическое улюлюканье, считаю “Нигде кроме как в Моссельпроме” поэзией самой высокой квалификации».

По-видимому, к осени 1923 г. относится незаконченный черновик «Записки об “Универсальной рекламе”», которую Маяковский собирался направить в Московский трест полиграфической промышленности (Мосполиграф). В этой записке он предлагал меры к улучшению постановки рекламного дела.

В 1924 г. Маяковский, задумав собрать свои рекламные тексты в одной книге, предложил издать ее Мосполиграфу, но Мосполиграф затянул заключение договора, и издание не было осуществлено. Рекламные плакаты с текстами Маяковского «Даешь карандаши», «Печать - наше оружие» (Мосполиграф), «Дайте солнце ночью», «Человек только с часами» (ГУМ), «Галоши», «Мячики», «Соски» (Резинотрест), «Папиросы “Ира”», «Трехгорное пиво», «Печенье “Красный Октябрь”», «Папиросы “Червонец”» и конфетные обертки «Наша индустрия», «Красная Москва» и «Новый вес» (Моссель-

пром) экспонировались на Международной художественно-промышленной выставке в Париже в 1925 г. Маяковский и художник А. Родченко получили за эти работы дипломы (серебряные медали).

Работа по собиранию рекламных текстов Маяковского представляет большие трудности. Литературная библиография их не велась, почти все они выходили в свет анонимно. Не найдены некоторые тексты, о существовании которых имеются сведения. Сохранились счета Маяковского Моссельпрому (1923-1925), в которых названы тексты, до сих пор не найденные: коробка печенья «Всем, всем»; текст о папиросах «Клад» - 140 строк; 11 упаковок для шоколада «Живые картинки» - 44 строки текста; вкладки для папирос - 200 строк текста; дополнительный текст листовки о папиросах - 20 строк; текст листовки «Перед курящим» - 131 строка и др.

Были ли использованы эти работы поэта - неизвестно.

В 1930 году по поводу одного из своих рекламных текстов Маяковский сказал: «У меня есть стихотворение про соски - замечательные соски, Тотов сосать до старости лет”. Против этого были возражения, а я говорю, что если до сих пор в деревне кормят грязной тряпкой ребятишек, то агитация за соски есть агитация за здоровую смену, за культуру»

Возможно, называть его первым русским копирайтером не совсем правомерно, но факт, что Маяковский оказал колоссальное влияние на рекламные тексты в России, неоспорим. В паре с «арт-директо- ром» Александром Родченко Маяковский создал целую армаду рекламных плакатов, которые стали классикой рекламы. Будучи мастером советского фотоискусства Родченко первым применил в рекламе фотографию (пример - плакат «Ленгиз»).

В условиях монополистического хозяйства его организаторы недооценивали рекламу. Соответствующая культура в стране не развивалась, и большинство населения относилось к рекламе с непониманием. В специальной литературе реклама рассматривалась как явление капиталистической жизни, чуждое советским людям.

«Советское - значит отличное!» - этот убеждающий лозунг сформировался во второй половине 1930-х гг., когда на смену нэпу, периода первой пятилетки и коллективизации, приходит время промышленного роста. К середине 1930-х гг. расширяется потребительский рынок. Наряду с рекламой экспортной продукции получает все большую известность реклама для внутренней торговли, создаваемая в специализированных художественных бюро.

Одним из основоположников советской рекламы 1930-х гг. стал И. Боград (1896 - после 1938). Он пришел в торговую рекламу признанным мастером рисованного киноплаката. И внес в торговый плакат приемы композиции, динамики. Он создал плакатный постановочный натюрморт, каждый из предметов которого может ожить подобно герою кукольного мультфильма («Пельмени»). Интересным примером использования шрифта в рекламе стало объявление популярной зубной пасты «Санит» с изображением молодой летчицы на фоне неба, по которому белым следом изящно начертано название пасты.

В этот период появилась реклама дорогих товаров: крабовых и лососевых консервов, осетровой икры, парфюмерных наборов, изделий из меха. «Всем попробовать пора бы, как вкусны и нежны крабы!» убеждает нас молодая женщина с самого запоминающегося плаката 1930-х гг. работы А. Миллера.

Благодаря рекламе советские люди знакомятся с новыми продуктами: пастеризованным молоком в стеклянных бутылках, майонезом, пельменями, сосисками, свежезамороженными овощами, пищевыми концентратами для быстрого приготовления пищи.

А. Зеленский (1882-1942), А. Побединский (1904-1979) создали разнообразную рекламу продуктов: мороженого, консервов, фруктовых соков и крепких спиртных напитков.

Однако мирное развитие СССР в июне 1941 г. было прервано нападением Германии. В 1941-1945 гг. в военное время Великой Отечественной войны советского народа все возможные ресурсы страны распределялись централизованно с учетом потребностей фронта, для населения была введена карточная система, внутренняя и внешняя торговля практически прекратилась. Соответственно отпала необходимость в коммерческой пропаганде.

Патриотические настроения, пропагандистские задачи по борьбе с врагами нашли отражение в плакатном искусстве. В «ОКНАХ ТАСС» были созданы знаменитые плакаты «Родина-мать зовет» (И. Тоидзе), «Беспощадно разгромим врага» (Кукрыниксы), «Воин Красной Армии, спаси!» (В. Корецкий) и др.

В послевоенный восстановительный период (1945-1953), несмотря на устойчивый дефицит многих товаров широкого потребления, их жесткое централизованное распределение заменялось системой торговли в государственных, кооперативных и коммерческих магазинах. Это привело к оживлению рекламной деятельности. Заказчикам рекламы выступало государство и его ведомства, союзные и республиканские рекламные организации («Союзторгреклама», «Союз- пищепромреклама» и др.) производили рекламу и доводили ее до потребителя 1 .

В конце 1945 г. было возобновлено телевещание Московского телецентра, а с 1952 г. - организовано телевещание по стране. Однако производство и продвижение рекламных фильмов было осуществлено только в конце 1950-х гг.

В 1940-1950-е гг. С. Сахаров становится общепризнанным лидером советского коммерческого плаката. Его работы отличаются тонким психологизмом и точным пониманием воздействия цвета на потребителей.

Одной из находок художника стал символ советского мороженого - пингвин, который полюбился детям и взрослым.

Среди мастеров послевоенного времени следует отметить автора рекламы напитков Н. Мартынова (1912-1995), А. Андреади (1907- 1972), создавшего оригинальную рекламу рыбных продуктов, парфюмерии и лекарств, и В. Трухачева (р. 1917г.), творчество которого охватило различные потребительские товары (ЦУМ в Москве).

В рекламе 1960-х гг. изысканные женские силуэты на плакатах Э. Филимонова и С. Лапаева соседствовали с рекламой кирзовых сапог - обувью советских солдат, хлеборобов, молодых покорителей Сибири и строителей БАМа.

Период середины 1950-х - середины 1960-х гг. вошел в историю под названием «оттепели». Н.С. Хрущев, пришедший к власти после смерти И.В. Сталина (1953), пытался реформировать страну, создать новую модель управления народным хозяйством, ориентированную на децентрализацию. Противоречивость и непоследовательность в управлении страной были характерны для означенного десятилетия.

В 1960-е гг. вместе с ростом экономического потенциала СССР возросло индивидуальное потребление населения, увеличился спрос на качественные товары. В этот период возникают специализированные рекламные организации: «Внешторгреклама» (1964) при Министерстве внешней торговли СССР, «Союзторгреклама» (1965) при Министерстве торговли СССР, Главкооптореклама (при Цен- трсоюзе) и др.

техника» и др. Знаменитый советский слоган «Летайте самолетами Аэрофлота» был создан рекламно-информационным бюро Аэрофлота, когда начались пассажирские перевозки на первых в мире гражданских реактивных самолетах ТУ-104, понадобилось рекламное сопровождение этих полетов 1 .

В период с 1964 до 1982 г. страной управлял Л.И. Брежнев. Во второй половине 1960-х - начале 1970-х гг. Председатель Совета Министров СССР А.Н. Косыгин предпринимал попытки реформирования экономики через совершенствование механизма планирования и управления, увеличение самостоятельности в сфере промышленности и сельского хозяйства, введение хозрасчета. Промышленные предприятия теперь проявляют высокую активность в организации рекламной деятельности. Это приводит к активизации рекламной деятельности со стороны предприятий, а не только торговых организаций.

Развивались световая реклама, производился витринно-выставочный инвентарь, реклама в СМИ (газеты, журналы, радио и телевидение). Производством рекламных телефильмов занимались всесоюзные объединения «Союзторгреклама», «Росторгреклама».

Самый знаменитый ролик был снят в 1987 г. режиссером Т.И. Мартыновой по заказу Автоэкспорта - «ЗАЗ-1102».

Сюжет фильма: по шоссе едет ЗАЗ («Таврия»). Внезапно кончился бензин. Расстроенный водитель достает зажигалку, чтобы прикурить. Внезапно его осеняет. Он по каплям сливает бензин из зажигалки в бензобак, заводит мотор и уезжает. Голос: «С этим автомобилем иногда забываешь о бензине. Ведь его нужно так мало. Автомобиль “Таврия” из Советского Союза».

Тем же режиссером немного позже был снят ролик «Водка “Столичная”», поднявший в США цену на этот сорт на 2 долл, за бутылку и получивший диплом Нью-Йорской промышленной выставки и золотую медаль за режиссуру на фестивале рекламных фильмов в Варне (1989) .

Однако достижения рекламной деятельности в СССР оставались очень скромными. Объем рекламных услуг в стране к середине 1970-х гг. не превышал 63 млн руб. Это было в 10 раз меньше емкости потребительского рынка фарфоро-фаянсовой посуды 1 .

Успешность рекламы оценивалась количеством наград на фестивалях и конкурсах, понятие экономической, коммуникативной эффективности рекламы, по сути, не анализировалось. Деятельность рекламных организаций носила экстенсивный характер. Развитие рекламы зависело от государственных заказов, дотаций. В условиях отсутствия частной собственности, рыночных отношений, полноценное развития маркетинговых коммуникаций, в том числе и рекламы, было невозможно. В 1971 г. начинается издание журнала «Реклама» и др. (свыше 70 специализированных рекламных изданий).

В середине 1980-х гг. в СССР по инициативе М.С. Горбачева началась политика, получившая название «Перестройка», охватившая все сферы социально-экономической и общественной жизни. Новый руководитель государства предпринимал меры по модернизации социалистической системы. Но они не смогли предотвратить надвигающийся кризис и распад СССР.

В 1988 г. был принят закон «О кооперации», вернувший в правовое пространство частнопредпринимательскую деятельность, что способствовало развитию рекламы. Возрастает влияние таких средств коммерческих коммуникаций, как выставки, спонсорство, формирование фирменного стиля. На отечественном рынке появляются зарубежные компании-рекламодатели и сетевые агентства, распространявшие свои правила менеджмента. После выхода постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 6 февраля 1988 г. «О мерах по коренной перестройке внешнеэкономической рекламы», разрешившего создание частных рекламных организаций, в стране начинается развитие рекламного бизнеса .

В конце 1980-х гг. организовываются такие рекламные агентства как «Премьер-СВ», РИА «Контакт», «Аврора» и др.

В 1990-е гг. в нашей стране произошла смена политического и экономического строя. В 1991 г. после распада СССР новый лидер государства Б.Н. Ельцин провозгласил курс радикальных экономических реформ, свободы рынка и предпринимательства. Непродума- ные действия реформаторов привели к тому, что в стране резко сократилось промышленное производство и валовый национальный продукт, произошло существенное падение жизненного уровня на

селения, появление олигархического капитализма. Государство, многочисленные ваучерные фонды активно рекламировали идеи приватизации государственной собственности. Крупными рекламодателями стали и финансовые пирамиды, АО МММ, «Гермес», «Русский дом Селенга», «Хопер-инвест» и др., конкурирующие по поводу денежных вкладов населения; 40% телерекламных бюджетов этого времени приходилось на финансовые предложения 1 .

Наряду со многими важными новациями 1990-е гг. вошли в историю под знаком «бума рекламы» - «рекламный джинн был выпущен из бутылки». На формирующемся рекламном рынке господствовали крупные международные компании. Российские предприятия не выдерживали конкуренции с транснациональными фирмами, не имели необходимых средств для рекламных бюджетов. Сложную для отечественных рекламодателей ситуацию ухудшило законодательное ограничение расходов на рекламу (61,5%), относимых на себестоимость продукции. Кроме того, местные Советы народных депутатов в 1991 г. стали вводить местные налоги на рекламу, а расходы на нее включали только в чистую прибыль. Такая ситуация существовала до 2002 г. Это поставило российских предпринимателей по сравнению с зарубежными в заведомо неравные условия по объектам использования рекламы .

Таким образом, в начале 1990-х гг. создающийся рекламный бизнес был связан не с подъемом экономики, а с ростом финансовых пирамид, торговлей иностранными товарами. Однако в середине 1994 г. произошел крах финансовх пирамид, что привело к стремительному падению рекламного рынка. А 17 февраля 1995 г. Указ Президента «О гарантиях права граждан на охрану здоровья при распространении рекламы» запретил рекламу табачной и алкогольной продукции на телевидении. После чего бюджеты производителей названных товаров были перераспределены в основном в наружную рекламу.

Следует отметить и возросшее значение политической рекламы в связи с выборами в Государственную Думу в 1995 г. и выборов Президента РФ в 1996 г. После потрясений рынка, вызванных дефолтом 1998 г. (резкое падение курса рубля), постепенно производители отечественных товаров повышают рекламную активность. Это такие

торговые марки как «Балтика», «Майский чай», шоколад «Красный Октябрь», операторы сотовой связи. В общественном мнении утверждается идея о том, что отечественные продукты и товары более качественные, приготовлены из натуральных ингредиентов. Продвижение отечественных брендов заставляет увеличивать бюджеты на маркетинговые и рекламные исследования.

Итак, в 1990-е гг. в России развивается индустрия рекламного бизнеса. Об этом свидетельствуют следующие показатели:

  • 1. Возникновение большого числа рекламных агентств.
  • 2. Всевозрастающее количество людей, занимающихся рекламой как своей основной профессией.
  • 3. Характер восприятия рекламы населением. Если в первое перестроечное десятилетие реклама рассматривалась как чужеродное явление, то в настоящее время явно появляется тенденция к большей терпимости и положительной оценке рекламы в жизни общества.

Причинами изменений в российской рекламе стало развитие инфраструктуры рынка, усиление информатизации и компьютеризации общества, производственной базы, улучшение системы коммуникаций, появление квалифицированных специалистов, работа на российском рынке мировых лидеров рекламного бизнеса.

Изучение истории рекламы, даже в таком кратком изложении показывает насколько древней, сложной и неоднозначной является рекламная деятельность. Она играет важную роль в развитии экономики, являясь ее ключевым элементом. С помощью рекламы транслируются общественные, политические, благотворительные ценности и смыслы. Кроме того, реклама объединяет многих талантливых творческих людей, имена и идеи которых бережно хранит история рекламы.

Вопросы для обсуждения

  • 1. К какому времени относится возникновение рекламной коммуникации? Что такое «протореклама»?
  • 2. Какие факторы способствовали возникновению рекламы в античных государствах?
  • 3. Назовите формы рекламной деятельности, существовавшие в древних государствах.
  • 4. Какие новые способы рекламирования появились в эпоху Средневековья?
  • 5. С какими факторами связано изменившееся отношение общества к рекламной деятельности в период Нового времени?
  • 6. Назовите достижения развития рекламы в различных европейских странах в XIX веке.
  • 7. Какое влияние оказала реклама на формирование народной культуры Северной Америки в XIII-XIX вв.?
  • 8. Перечислите достижения североамериканской рекламы в XX в.
  • 9. В чем заключались особенности развития рекламы в России в XVIII-

10. Как сказались революционные события и военные потрясения начала

  • 11. Охарактеризуйте основные этапы рекламной деятельности в СССР.
  • 12. Проанализируйте специфику развития российской рекламы на рубеже
  • Там же. С. 281.
  • Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

    Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

    Подобные документы

      Реклама: основные понятия и виды. Сущность и основные функции социальной рекламы. Причины появления и история развития социальной рекламы на российском рекламном рынке. Анализ и оценка состояния социальной рекламы в России на современном этапе.

      реферат , добавлен 17.03.2012

      Понятие рекламы, ее сущность и особенности, цели и задачи, история возникновения и развития. Основные функции рекламы, значение в современном обществе, необходимость и эффективность. Разновидности рекламы и их отличительные черты, действие на аудиторию.

      реферат , добавлен 18.02.2009

      Исторические этапы развития теории и практики рекламы. Древние формы рекламной деятельности. Прообразы современной торговой марки. Средневековый этап развития рекламы. Рождение первой печатной рекламы. Возникновение и развитие рекламной индустрии.

      реферат , добавлен 21.09.2010

      Реклама как один из видов передачи информации в торговле и один из четырех элементов рыночных операций или компонентов маркетинга (товар, цена, сбыт, реклама). Классификация рекламы, ее функции, цели и задачи. Особенности рекламы как метода управления.

      контрольная работа , добавлен 30.01.2015

      Определение рекламы как многообразного общественного явления современности. Понятие и раскрытие термина "реклама" и ее составляющих. Общетеоретические проблемы психологии рекламы. Психотехнология рекламной стратегии. Процесс восприятия рекламных стимулов.

      курсовая работа , добавлен 22.05.2009

      Понятие рекламы, история ее развития в России. Основные задачи и правила создания этичной рекламы, критерии качественного рекламного продукта. Основные признаки и законодательное регулирование недопустимости неэтичной рекламы в повседневной жизни.

      курсовая работа , добавлен 05.04.2012

      История развития рекламы. Слоган как главный компонент рекламной коммуникации, его форма и содержание. Лексический и стилистический анализ рекламного слогана. Семантико-коммуникативная задача текста рекламы. Художественные средства выразительности.

      курсовая работа , добавлен 08.01.2014

      Понятие, характеристика и классификация телевизионной рекламы. Этапы становления телевизионной рекламы в России. Современные тенденции развития рекламы. Первые советские рекламные ролики. Виды, технология и приемы создания телевизионной рекламы.

      курсовая работа , добавлен 10.01.2011

    Загрузка...