docgid.ru

На каких нарушениях основывается постановка диагноза каннера. Детский аутизм. Болезнь Каннера. Причины появления заболевания

), в религиозной еврейской семье Абрама Каннера и Клары Рейфельд. Война прервала его обучение в Университете Берлина, куда он поступил в 1913 году, и докторскую степень он получил лишь в 1921 году. В 1924 он эмигрировал в США и поступил на работу в госпитале в Южной Дакоте. Адольф Мейер и Эдварт Парк предложили ему создать первую детскую психиатрическую службу в детской больнице Госпиталя Джона Хопкинса в Балтиморе. В 1933 году он стал профессором психиатрии. В 1935 году вышла в свет его монография "Детская психиатрия" на английском языке.

В 1943 году он опубликовал статью под названием , в которой он сделал выводы после пятилетнего наблюдения за группой детей, состоявшей из 11 человек, страдающих сходными расстройствами. Название "ранний детский аутизм" появилось годом позже, этот синдром и назвали именем Каннера.

В 1957 году Лео Каннер становится первым преподавателем по детской психиатрии в университете Джонс-Хопкинс. Он также был первым главным редактором Journal of Autism and Childhood Schizophrenia (Журнал по аутизму и детской шизофрении) с 1971 по1974 год.

С 1963 по 1969 гг. Лео Каннер был консультантом в Children’s Guild Clinical .

Лео Каннер скончался от инфаркта в 1981 году в возрасте 86 лет в своем доме в Сайксвилле, Мэрилэнд (США).

Описание.

Синдром Каннера тоже является одним из видов аутизма, но сильно отличается от синдрома Ретта прежде всего тем, что встречается как у девочек так и у мальчиков. В этом плане синдром Каннера похож на синдром Аспергера, однако он имеет целый ряд кардинальных отличий от последнего.

Само название детского раннего аутизма указывает на то, что этот синдром проявляется в раннем возрасте, обычно в 1-2 года, в то время как синдром Аспергера возникает не ранее 3х лет. Другой важной особенностью синдрома Каннера является то, что у детей с этим синдромом наблюдается задержка психического развития, и различные отклонения интеллекта.

У детей с синдромом Каннера наблюдается задержка речевого развития, и эти дети подвержены эхолалии, то есть имеют привычку бессмысленного повторения ранее услышанных фраз. Также отмечается подверженность мутизму - отказа от использования речи в общении. В таком случае ребёнок хоть и знает слова и их значение, однако не общается словами, а использует для коммуникации мимику и жесты.

К первичным расстройствам относят повышенную эмоциональную чувствительность и слабую психоэмоциональную устойчивость. Это в свою очередь, ведёт к вторичным нарушениям.

Под вторичными нарушениями понимают модель аутичного поведения, которая рассматривается как попытка избежать воздействие внешнего мира, путём подмены реакций стереотипным реагированием и подмены общепринятых интересов. Возникает ослабление эмоциональной реакции на близких людей, вплоть до полного их игнорирования, заторможенная или недостаточная реакция на слуховые и зрительные стимулы . В некоторых случаях наоборот, реакция становится агрессивной.

Современные учёные сходятся в одном в отношении аутизма Каннера - этот синдром не сопровождается какими либо, даже незначительными, анатомическими аномалиями, что однозначно указывается на его физиологическую природу.

Течение, в большинстве случаев, медленное, но прогрессивное, без глубокого нарушения психического поведения ребенка. Эти дети обычно хорошо включаются в общественную жизнь и в профессию (более легкую), к которой они были направлены. В других случаях течение тяжелое, доходит до шизоидных проявлений или даже до инфантильной шизофрении с мрачным прогнозом.

Причины развития раннего детского аутизма

Этиология РДА, на сегодняшний день, изучена достаточно слабо, нет информации о конкретных причинных факторах, стимулирующих риск появления расстройства. Исследователями в области детского аутизма сделан вывод о возможной зависимости синдрома от наследственного фактора – в большинстве семей, где у ребенка отмечены симптомы РДА, аналогичные отклонения встречаются у предков первой и второй степени родства. Современная генетика ведет комплексное изучение наследования аутизма, в попытках определить ген, отвечающий за эмоциональные проявления личности человека.

В пользу этой теории выступают факты того, что , а этиологические причины способствуют лишь активизации расстройства и его развитию.

Некоторые исследовательские работы описывают возможную зависимость детского аутизма от обязательной профилактической вакцинации против свинки, краснухи и кори, на основании достаточно большого количества жалоб родителей о появлении аутистических признаков у детей после указанных прививок. Однако научных фактов, доказывающих или опровергающих подобные заявления, на данный момент, не существует. Проводить исследования в этом случае довольно затруднительно – указанные профилактические мероприятия являются строго обязательными, поэтому создать опытную группу, которой прививки не вводились, не представляется возможным.

Еще одной гипотезой, характеризующей возможный риск возникновения аутизма, является теория о психологическом климате внутри семьи. Существует такое понятие, как «эмоциональная холодность родителей», когда мать и отец не демонстрируют достаточно эмоциональных проявлений в адрес своего ребенка, относясь к нему, как к чему-то ординарному, требующему только внимания в области физиологических потребностей. Высокий процент детей-аутистов наблюдается в неблагополучных семьях, где на первый план выступает финансовая нестабильность, хронический алкоголизм или наркомания. Кроме того, в семьях, где профессиональная деятельность родителей требует больших интеллектуальных затрат и времени.

Осложненные роды, сильная интоксикация во время беременности, применение сильнодействующих препаратов, алкоголя и наркотиков в этом период, также могут стимулировать проявление аутизма у ребенка.

Симптомы детского аутизма

При общении с ребенком-аутистом, создается устойчивое впечатление о том, что он, словно, живет в своем мире, стараясь ограничивать его смешивание с окружающей реальностью. Отличительным признаком детского аутизма, зачастую является молчание, создается впечатление о глухоте и непредсказуемости действий. Часто дети проявляют особенности зацикливания на каком-либо определенном действии и проговаривании вслух отдельных слогов или фраз. Как правило, такое избыточное повторение возникает по причине повышенного интереса к какому-либо предшествующему событию.

Зачастую дети с синдромом РДА стремятся находиться в одиночестве, занимая себя каким-либо банальным занятием. Для большей части разновидностей расстройства, характерно избегание зрительного контакта. Интеллектуальная деятельность и развития несколько занижены, находясь на средних уровнях или ниже средних, однако, на общем фоне задержек умственного развития, возможен высокий уровень интеллекта в пределах одного вида деятельности, связанной с конкретными задачами, например, арифметические вычисления или игра в шахматы.

Следует отметить, что риск развития аутизма у мальчиков четыре раза выше, чем у девочек. Причина такой разницы, в настоящий момент, не изучена. Как уже говорилось, клинические признаки раннего детского аутизма весьма индивидуальны, особенно, это касается качества проявляемых симптомов. Однако существует ряд общих характеристик, однотипных для каждого случая расстройства, которые можно условно разделить по возрастной категории.

Для детей, в возрасте от двух лет и старше, характерно не смотреть в глаза собеседнику, такой признак можно отнести к группе определяющих расстройство симптомам. Часто ребенок стремится занимать одно и то же положение тела при занятии каким-то делом, это же относится и к мимическим проявлениям. Детям очень тяжело общаться со сверстниками, поэтому аутисты всегда стремятся быть в одиночестве, предпочитая больше заниматься своими делами, чем находить контакт с другими. Их всегда мало интересуют увлечения, характерные для этого возраста, как правило, диапазон их занятий сильно ограничен.

Внешне ребенок часто выглядит отрешенным от окружающей действительности, вследствие эмоциональной хладнокровности, состояния, которое не позволяет им проявлять сопереживание чужим проблемам и разделить чужую радость.

Задержка речи при аутизме – характерный симптом, встречающийся у 95% детей от общего количества аутистических отклонений. 40% из этого числа так и не начинают полноценно говорить, ограничивая свое вербальное общение редкими, короткими фразами. Кроме того, ведение диалога с ребенком носит достаточно сложный характер, нить беседы часто теряется в ответном молчании маленького пациента. Речь, как правило, циклична, стереотипна. Аутисты – первая категория людей, непонимающих юмора, как в свой, таки чужой адрес.

Для детей с аутистическими симптомами характерна концентрация внимания на отдельных деталях объектов, которая логически очень сложно объясняется. Например, из игрушечной машинки ребенка будет интересовать только ее колеса, которыми он может забавляться часами. В старшем возрасте, увлечения локализуются и переходят в стадию мании к определенному виду деятельности – игре в шахматы, видеоиграм, рисованию и так далее.

Преобладающее количество страдающих аутизмом детей, имеют серьезные проблемы с ночным сном. Ребенка часто можно застать за занятием любимым делом посреди ночи. Часто искажены чувственные восприятия тактильного и слухового направления. Разговор шепотом может возбуждать ребенка, доводя его до состояния истерии, а громкие возгласы – наоборот успокаивать.

Для детей в возрасте до двух лет, также характерны определенные черты проявления синдрома РДА, которые начинают проявляться уже через несколько месяцев от рождения. Первоочередными признаками могут послужить практически полное отсутствие привязанности к матери и проявления эмоций в ее адрес. Младенец крайне редко улыбается, не гулит, а слезы у него могут вызвать лишь серьезные болевые ощущения, как правило, связанные с пищеварением. У таких детей бывает крайней сложно определить момент, когда необходимо сменить подгузник или пеленку.

Разговорная речь к возрасту двух лет, как правило, не появляется. Наблюдаются бессвязные отдельные вокальные жесты или звуки, напоминающие гудение мотора автомобиля.

Признаки легкой формы аутизма

Современная медицина различает четыре степени синдрома детского аутизма, которые условно можно различить по степени тяжести симптоматики. Степень тяжести внутри групп градируется от четвертой группы к первой, которая является самой тяжелой и характеризуется яркой классической симптоматикой синдрома РДА. Вторая и третья группы, содержат симптомы, благодаря которым, ребенка, страдающего аутизмом можно отличить от здоровых сверстников. В четвертую группу входят клинические признаки, позволяющие характеризовать течение расстройства как легкую форму аутизма.

Признаки легкой формы аутизма проводят весьма тонкую грань между здоровым состоянием и аутистическим, поэтому диагностика расстройства при этой форме достаточно сложна.

У детей отмечают повышенную ранимость, слезливость на фоне трудностей выхода на контакт с ребенком и попытках поддержать диалог с ним. Форм общения у детей с легкой формой практически не сформировано. Зачастую маленький пациент корректно и логично эмоционально реагирует на происходящие вокруг него события, однако его мимика выдает течение патологии. Мимические эмоциональные проявления носят, будто, демонстративный характер, что характерно для малоопытных актеров в театре, когда эмоциональное проявление выглядит неприкрыто наигранным.

Основным признаком легкой формы аутизма у детей является способность ребенка смотреть в глаза собеседнику, чего не наблюдается в остальных трех формах. Разговор замедлен, создается впечатление, что ребенок долго подбирает слова, прежде чем сформулировать фразу. Социальные контакты возможны только в присутствии взрослых, которым пациент доверяет. После каждого действия, родители будут встречать вопросительный взгляд своего дитя о правильности его действий.

Расставание с близким человеком, для ребенка очень трудно переносится. Такая ситуация будет значительно усиливать клинические проявления синдрома. По этой причине, психологи строго не рекомендуют оставлять детей одних или с чужими людьми на время лечения.

Развитие интеллекта и способности к обучению у детей с легкой формой аутизма, близки к таковым у здоровых сверстников. При определенной помощи и поддержке со стороны специалистов и родителей, ребенку станут доступны все социальные возможности здоровых людей во взрослом возрасте.

Легкая форма детского аутизма сильно различает симптоматику по гендерной принадлежности пациентов. У девочек распознать клинические симптомы расстройства становится, порой, невозможно. К примеру, у них практически отсутствует признак зацикливания на стереотипных действиях и задержек психического развития. Девочки-аутисты очень часто привязываются к отдельным людям или личным взаимоотношениям.

Обследование ребенка с аутизмом

Кроме аутизма в детском возрасте возможны проявления и других психических заболеваний, таких как шизофрения, неврозы. Отдельные симптомы, характерные для аутизма, могут быть как и у психически здоровых детей, так и у детей с поражениями головного мозга в результате родовых и других травм, тяжелых инфекций. Правильно оценить состояние ребенка может только специалист в детской психиатрии, чаще не единолично, а в сотрудничестве с психологами, педагогами, неврологами и педиатрами. Поэтому родителям не следует заниматься самодиагностикой, а тем более, самолечением, ведь существует серьезная опасность еще больше расстроить работу нервной системы ребенка необоснованным использованием каких-либо препаратов.

Для подтверждения диагноза аутизма и исключения других заболеваний врач может назначить электроэнцефалограмму, консультацию психолога. Иногда психиатру важно знать общее состояние организма ребенка – в таком случае ему необходимо будет ознакомиться с заключением педиатра, невропатолога, лор-врача, оценить данные анализов крови, мочи. 4

Лечение детского аутизма

Вопрос о том, как вылечить аутизм у ребенка, ставят перед собой не только родители, но и специалисты. Учитывая нераспознанность причин, вызывающих развитие синдрома РДА и его патогенез, медикаментозных средств терапии не разработано. Все известные методы лечения являются симптоматическими. Также же широко применяются различные меры психического перевоспитания, врачебно-педагогическое лечение, в проведении которого участвуют педиатр, нейропсихиатр, психолог и логопед. Это способствует частичному восстановлению и социализации детей, у которых наблюдается «аутизм Каннера».[ 2]

Кроме того, существуют специальные класс для родителей, где проводятся занятия о том, как лучше общаться с ребенком-аутистом, обучать его и стимулировать развитие потенциала.

Список литературы.

    2003-2016. ЦПМССДиП ГБОУ ВПО МГППУ.

    Журнал «Аутизм»

Статьи врачей пациенту, врач психиатр Бочкарева О.С.

Впервые термин «аутизм» для обозначения заболевания был предложен американским ученым Лео Каннером еще в 1943 году. Он же и дал первое подробное описание этого заболевания, поэтому второе название детского аутизма – синдром Каннера.

Аутизм - это психическое заболевание, первые симптомы которого обязательно появляются еще в детском возрасте до 2,5 лет. Однако, достоверный диагноз детского аутизма можно установить только в более позднем возрасте (до 5-ти лет), когда у ребенка формируются навыки общения в коллективе. Основные проявления аутизма включают в себя замкнутость, стремление к одиночеству, нарушения эмоционального контакта с окружающими, странности в поведении. Чаще детский аутизм встречается у мальчиков.

Причины аутизма

Причины детского аутизма полностью не изучены. Большинство ученых приходит к мнению, что в основе этого заболевания лежит поражение головного мозга, которое может быть обусловлено внутриутробной инфекцией (чаще, краснухой), а также профессиональными вредностями родителей, кроме того, повреждение головного мозга плода может возникать в результате резус-конфликта.

Многие ученые считают детский аутизм результатом неправильной работы отдельных генов, т.е. признают наследственную природу этого заболевания.

Небольшая группа исследователей решающую роль в развитии синдрома Каннера отводит внешним факторам, в основном, специфическим отношениям в семье (неблагополучные семьи, воспитание в детском доме, недостаточный эмоциональный контакт с матерью). По-видимому, в развитии аутизма у детей принимает участие совокупность причин.

Симптомы аутизма

Первое, что обычно настораживает родителей ребенка-аутиста задолго до обращения к специалисту – это бедность эмоций. Такие малыши позже начинают улыбаться и делают это редко. Они равнодушны к ласкам родителей, а иногда создается впечатление, что ребенок избегает тактильного контакта с матерью. В первых играх детей-аутистов также есть особенности, например, малыш часами может рассматривать и перебирать свои пальчики, не проявляя интереса к новой яркой погремушке. Часто детям с аутизмом ставят диагноз задержки развития. Иногда у родителейи даже у врачей создается впечатление, что ребенок глухой или плохо видит – настолько он игнорирует призывы к общению.

По мере роста ребенка становятся все более заметны отклонения в эмоциональной сфере: ребенок неадекватно использует мимику и жесты при выражении своих эмоций, избегает контакта глаза-в-глаза (смотрит как будто сквозь человека), иногда обращается с людьми, как с неодушевленными предметами. В поведении ребенка может преобладать как пассивность, так и наоборот неадекватная активность.

Речь ребенка с аутизмом часто однообразна, в ней много повторяющихся слов, ребенок может монотонно повторять за взрослым отдельные слова, либо издавать однотипные бессмысленные звуки. Специфичным является использование местоимения «Ты» вместо «Я».

Бросаются в глаза необычные жесты, вычурная манера ходить, сидеть, есть. В играх дети-аутисты предпочитают одиночество, игры отличаются стереотипностью, т.е. в игре преобладает повторяющийся набор каких-либо действий. Характерно использование в качестве игрушек различных бытовых предметов (прищепки, велосипедные колеса), без ассоциирования их с повседневной жизнью. Одним из излюбленных занятий детей с ауизмом являются различные манипуляции с водой – переливание, игры со струей воды.

Некоторые дети с аутизмом склонны к самоповреждению – они кусают себя, вырывают волосы, ударяются головой о стены. В таком случае родителям нужно срочно показать ребенка детскому психоневрологу или психиатру.

Иногда при аутизме наблюдаются судорожные припадки, это тоже служит основанием для скорейшего посещения врача, т.к. судорожные припадки наносят вред развивающемуся детскому мозгу и требуют безотлагательного лечения.

Обследование ребенка с аутизмом

Кроме аутизма в детском возрасте возможны проявления и других психических заболеваний, таких как шизофрения, неврозы. Отдельные симптомы, характерные для аутизма, могут быть как и у психически здоровых детей, так и у детей с поражениями головного мозга в результате родовых и других травм, тяжелых инфекций. Правильно оценить состояние ребенка может только специалист в детской психиатрии, чаще не единолично, а в сотрудничестве с психологами, педагогами, неврологами и педиатрами. Поэтому родителям не следует заниматься самодиагностикой, а тем более, самолечением, ведь существует серьезная опасность еще больше расстроить работу нервной системы ребенка необоснованным использованием каких-либо препаратов.

Для подтверждения диагноза аутизма и исключения других заболеваний врач может назначить электроэнцефалограмму, консультацию психолога. Иногда психиатру важно знать общее состояние организма ребенка – в таком случае ему необходимо будет ознакомиться с заключением педиатра, невропатолога, лор-врача, оценить данные анализов крови, мочи.

Лечение аутизма

Большинство врачей крайне осторожно назначают психотропные препараты детям с аутизмом, поскольку нет точных данных о положительном влиянии психотропных препаратов на симптомы этого заболевания. Применение психотропных препаратов оправдано лишь в случае возбужденного поведения ребенка, тенденции к самоповреждению, нарушениях сна. В таких случаях для медикаментозного лечения аутизма применяют небольшие дозы нейролептиков (чаще галоперидола, сонапакса, рисполепта), антидепрессантов (например, амитриптилина).

Медикаментозное лечение аутизма также включает в себя назначение препаратов, стимулирующих обмен в мозговой ткани (церебролизин, аминалон, глутаминовая кислота) а также ноотропных препаратов (ноотропил).

Часто улучшение в состоянии ребенка с аутизмом наступает и после курса витаминотерапии. Используются витамины группы В, С и РР. В аптеке можно приобрести ноотропил, поливитаминные препараты и без рецепта врача, но все же лучше чтобы решение о назначении того или иного лекарства принял врач, т.к. существует множество различных нюансов. Например, некоторые ноотропные препараты могут усиливать возбуждение, а препараты, в составе которых вроде бы одно и то же вещество, могут по-разному влиять на состояние ребенка (например, аминалон и гаммалон). Родителям нужно строго соблюдать предписанные врачом дозировки препаратов и незамедлительно сообщать об изменениях в состоянии ребенка.

Лекарства от аутизма не существует, любые препараты лишь помогают облегчить некоторые симптомы.

Огромное значение в лечении аутизма имеет психотерапия, причем предпочтительнее семейная психотерапия , ведь родители ребенка с аутизмом нуждаются в поддержке специалиста не меньше, чем маленький пациент. Нужно научиться эффективному общению с ребенком, взаимопониманию, осознать особенности взаимодействия ребенка с обществом. Терпение и еще раз терпение необходимо при воспитании аутичного малыша.

В доме все должно находиться на привычных ребенку местах, потому что пропажа на ваш взгляд мелочи из обставноки может расстроить малыша больше, чем отсутствие мамы или папы. И ни в коем случае не повышайте голоса, при раздражении лучше удалиться и успокоиться.

Крайне важны для ребенка и занятия с педагогами. Интеллект при аутизме не страдает, но в силу специфических расстройств эмоциональной сферы и особого склада мышления, таким детям трудно обучаться по общепринятой программе. Педагог-психолог в сотрудничестве с врачами определит наиболее оптимальный способ обучения для ребенка, разработает индивидуальную программу, позволяющую в полной мере использовать способности ребенка.

Психолог может оказать незаменимую поддержку больному ребенку. С помощью различных психологических методик можно выработать навыки социального общения, преодолеть трудности адаптации в детском коллективе. Существуют психологические методики, разработанные специально для больных аутизмом, например, холдинг-терапия (метод принудительных объятий), способствующая укреплению эмоциональной связи между ребенком и родителями.

Сейчас везде очень много "курсов" для детей с аутизмом и их родителей, работают они по совершенно разным методикам. Прежде чем начать посещать такие курсы, внимательно изучите их программу и методы работы, квалификацию и опыт педагогов и психологов. Ведь неправильный подход может стать не шагом вперед, а рывком назад, и привести к потере уже закрепленных ребенком навыков вместо их преобретения. Вы должны выбрать одного опытного психиатра, который будет вести вашего ребенка, практически, всю жизнь.

Самое главное в воспитание ребенка с аутизмом - терпение и еще раз терпение. Очень трудно привлечь к себе внимание ребенка с аутизмом, а без этого все ваши действия для него - пустой воздух. Называйте ребенка по имени, при необходимости несколько раз, спокойным тоном, пока он не обратит к вам свое внимание. Ни в коем случае не повышайте голос и не применяйте грубую силу. Далее следует терпеливое повторение и закрепление изо дня в день полученных малышом навыков (к примеру, завязывание шнурков или застегивание молнии), даже длительное время после того, как ребенок их уже вроде бы усвоил. Необходимо придерживаться режима дня, непредвиденные события надолго выбивают аутиков из привычной колеи.

Отдельно нужно сказать об особенностях питания ребенка с аутизмом. Доказано, что у детей с синдромом Каннера есть дефект в работе пищеварительных ферментов – у таких детей снижена способность к расщеплению некоторых белков, содержащихся в молоке и мучных изделиях. Поэтому целесообразно ограничить мучные и молочные продукты в рационе ребёнка.

Некоторые родители обращаются за помощью к народной медицине, опасаясь препаратов, используемых в психиатрии. Однако, народная медицина не располагает эффективными средствами для лечения детского аутизма. Все, что могут предложить народные целители – мягкие успокаивающие средства растительного происхождения, основными компонентом которых является валериана, пустырник, донник лекарственный. Однако, это как правило, не дает никакого эффекта. Вред такого «лечения» заключается в откладывании сроков лечения у специалистов, а чем позднее ребенок получит квалифицированную помощь – тем хуже прогноз заболевания. С разрешения врача можно принимать успокаивающие травяные сборы как вспомогательный метод лечения.

У большинства аутичных детей при адекватном лечении с возрастом отмечаются улучшения в состоянии. Но, к сожалению, нельзя исключать, что в старшем возрасте у ребенка может развиться более тяжелая психическая патология, например, шизофрения. Поэтому для родителей важно как можно раньше обратиться к врачу и начать лечение и реабилитацию ребенка, кроме того, даже при значительном улучшении состояния не следует пренебрегать профилактическими осмотрами детского психоневролога или психиатра.

Профилактика аутизма

Действенных мер профилактики детского аутизма не разработано. Но снизить риск возникновения этого заболевания поможет серьезное отношение супругов к планированию беременности. Необходимо обследование у специалистов с целью выявления и лечения инфекций и хронических заболеваний. Беременная женщина должна регулярно наблюдаться у врача женской консультации и вести здоровый образ жизни, избегать контакта с инфекционными больными.

В любом случае, родителям особых детей не нужно отчаиваться. Заручившись поддержкой специалистов, вы сможете сделать своего ребенка счастливым и помочь ему найти свое место в жизни.

Врач психиатр Бочкарева О.С.

Ольга Петренко

Аутизм у детей начинает проявляться с самых ранних лет жизни, его сценарий развития может сильно отличаться и будет зависеть от того, какие специалисты занимаются вашей проблемой и насколько вам удастся найти подход к малышу с особыми потребностями. Как диагностируют аутизм синдром Каннера и Аспергера, чем чреваты оба заболевания и что ожидает ваше дитя в будущем - читайте в нашей статье .

Аутизм - психическое заболевание или особенность развития

Несмотря на то что на весь период обследования и лечения вашим ребёнком будет заниматься психиатр, строго говоря его состояние не является психотической болезнью. Аутизм - это отставание в развитии, расстройство, имеющее биологическую природу, по крайней мере, как считается на сегодняшний день.

Симптомы аутизма легко выявляемы из-за того, что малыш с ранних лет отличается странным поведением: его спектр эмоций довольно скуден, он часто зацикливается на одних действиях и предметах, не разговаривает и плохо идёт на контакт. Замкнутость сама по себе не является признаком умственной отсталости, но при диагностике именно этот показатель начинает выступать на первый план.

Градация болезни включает глубокое поражение личности с ощутимым умственным отставанием (Каннера) и менее заметная эмоциональная недоразвитость на фоне обычного или высокого интеллекта (Аспергера).

Спектр расстройств также включает такие формы, как синдром Ретта с подключением двигательных дисфункций (неспособность контролировать не только эмоции, но и моторику тела), синдром савант (аутизм одарённых детей) с наличием как бы отдушины человека в каком-либо виде искусства или точных наук.

К аутизму не относится ещё один специфический вид расстройства развития, хотя в названии этимология сохраняется - это высокофункциональный аутизм. Речь идёт о сохранённой способности к самостоятельному решению повседневных задач общения, в то время как нестандартные ситуации человек проходит с трудностями или вообще не может справиться с ними.

Продуктивная психотическая симптоматика у заболеваний любого вида отсутствует: дети не деградируют, не страдают диссоциацией личности, бредовыми состояниями или неспособностью отличить реальность от вымышленного мира фантазий.

Однако из-за связи болезни с нейробиологическими функциями организма и их влияния на поведение аутизм относится к области психиатрии, а не неврологии.

Как определяют аутизм у детей

Основанием для проверки будут жалобы родителей на особенности поведения их ребёнка, которые можно заметить в возрасте, когда другие дети подключаются к осознанным контактам со взрослыми и сверстниками. В первые годы жизни аутизм тоже имеет свои проявления - в играх, мимике, доходчивости контактов с людьми и пр.

Но пока ребёнок не демонстрирует речевое отставание, говорить о наличии у него синдрома аутизма рано. Заподозрив болезнь, не спешите из-за единичных странностей вести сына или дочь на приём к врачу, но и не игнорируйте их - ранняя диагностика будет проводиться как в условиях общения и экспериментов, так и с ваших слов.

Позднее выявление болезни, как правило, не представляет реальной опасности, так что если ваш малыш ещё очень мал, остановитесь на том, чтобы запоминать (записывать) конкретные симптомы, которые вы наблюдаете, а также их частоту и обстоятельства.

К симптомам синдрома Каннера относятся следующие состояния:

  • ребёнок не в состоянии поддерживать зрительный контакт с людьми, родителями и незнакомыми;
  • в его действиях присутствует некий ритуал, повторение движений в определённой последовательности;
  • неспособность оценивать обстановку и осознавать опасность или угрозу;
  • так называемая эхолалия - многократное повторение «лепечущих» звуков, звукоподражание вместо полноценной речи;
  • вспышки агрессии против близких и незнакомцев, вступающих с ним в контакт;
  • потребность переиначивать игры под себя, странные правила игры, невозможность играть с другими детьми ввиду игнорирования общих правил и назначение собственных;
  • общение с предметами и наряду с этим отказ от общения с людьми;
  • один из основных симптомов - мутизм (упорное молчание и игнорирование речи и обращений, направленных лично к нему).

Мутизм наблюдается в течение всей жизни, его симптомы характерны для любого возраста - с раннего детства до зрелых лет. Никакой особой демонстрации молчание не несёт, его нельзя считать умышленным, оно не относится к роду манипуляций с некой целью, например, наказать близких или привлечь внимание.

Отказ от речи становится следствием погружения в мир собственных переживаний и грёз. Он не связан с неспособностью говорить вообще или с ограниченным набором слов, это не стеснительность, а полное отсутствие побуждения общаться словесно.

Добиться реакции с помощью слов от ребёнка с синдромом Каннера и синдромом Аспергера в большинстве случаев невозможно, если его сознание в этот момент захлопнулось для внешних связей.

В чём разница между синдромами Каннера и Аспергера?

По сути, это вопрос не для диагностики и терапии, а для истории болезни, причём у разных врачей могут быть разные мнения на этот счёт. Опыт показывает, что зарубежные доктора чаще диагностируют Аспергера, наши, отечественные - Каннера, и объяснить такую избирательность можно, наверное, только традицией медицины у нас и на Западе.

Обычно считается, что при синдроме Аспергера сохраняется интеллект, для Каннера же характерна умственная отсталость. Однако психиатрию неправильно считать точной и окончательной медицинской наукой, некоторые её определения и диагнозы нестабильны и неокончательны.

Важно ли, какое название значится в карточке ребёнка? С одной стороны, диагноз имеет значение для оформления инвалидности и в решении вопросов дальнейшего ухода и обучения таких детей (спецшкола, интернат и пр.).

С другой стороны, сама тактика лечения для детей с аутизмом одинакова при любом диагнозе, а зачастую проявления заболевания настолько слабы, что при поступлении такого аутиста в учебное заведение ими можно смело пренебречь и устроить его жизнь не хуже любого другого.

В этом случае наличие любого из этих двух диагнозов будет формальным препятствием для определения в обычные школьные классы. Таким образом, необходимость в точной диагностике определяется главным фактором - нужнее ли вашему ребёнку ярлык аутиста или нет.

Добиваться пересмотра и смены диагноза Каннера на Аспергера имеет смысл, если вы хотите избежать изоляции от обычной детской среды, и при этом уверены, что так будет лучше.

Основы лечения: синдром Каннера и Аспергера

Терапия аутизма будет зависеть от того, насколько сильно поражены коммуникативные способности больного и присутствует ли аффект (пропадают эмоции, уход в себя), кататония, ступор.

Из медикаментов применяют растормаживающие средства типа высоких доз кофеина, чтобы вывести аутиста из состояния вялости, замкнутости, помочь ему начать реагировать на окружающих и речь, направленную к нему.

Каннера синдром (L. Kanner, австрийский психиатр, родился в 1894 г.; синоним ранний детский ) - психопатологический симптомокомплекс, характеризующийся ом (ослаблением или потерей связи с действительностью, утратой интереса к реальности), а также отсутствием речевого и эмоционального контакта с окружающими, стереотипной игрой в одиночестве, необычайной привязанностью к привычной обстановке. В наиболее полной форме проявляется у детей в возрасте 3-6 лет.

В возникновении К. с. большое значение имеют наследственно-конституциональные факторы, а также антенатальные вредности. ведущие к ранней резидуальной церебральной недостаточности (минимальной мозговой дисфункции). Играют роль и психогенные факторы, которые нередко трактуются с психоаналитических или психодинамических позиций (например, дефицит материнской ласки, внимания родителей). Во многих случаях К. с. обнаруживается несомненная связь с шизофренией . При этом К. с. может проявляться в доманифестном периоде в качестве преморбидных особенностей, в активном периоде шизофрении как инициальные и манифестные проявления процесса, а также в периоде ремиссии или исхода заболевания, как выражение дефекта личности.

Патогенетической основой К. с. является психический дизонтогенез, т.е. нарушение психического развития в результате патологии созревания структур и становления функций головного мозга. При этом различают формы задержанного и неравномерного (искаженного) психического развития.

Аутизм при К. с. проявляется также неспособностью детей разграничивать одушевленные и неодушевленные предметы. Они не проявляют привязанности к близким, даже к матери, но в то же время отмечается их крайняя несамостоятельность и беспомощность.

Наряду с безразличием к окружающему характерна повышенная чувствительность к любому изменению привычной обстановки в виде страха, навязчивостей, двигательного беспокойства, агрессивности, невротических реакций (кусание ногтей, сосание пальцев и др.). Речевые расстройства проявляются регрессом речи, выраженным в различной степени. Характерны обеднение словарного запаса, упрощение и разорванность отдельных фраз, а также эхолалии, вербигерации и персеверации (см. Кататонический синдром ), неправильное употребление личных местоимений. В наиболее тяжелых случаях отмечаются эгоцентрическая, или аутистическая, речь (ребенок говорит сам с собой), лепет, бессвязность речи, мутизм (отказ от речи).

Двигательные расстройства проявляются заторможенностью или вычурным двигательным беспокойством, свойственным детям более раннего и даже грудного возраста (своеобразное верчение или потряхивание кистями,

взмахивание руками, ходьба на цыпочках, бег по кругу или взад и вперед и др.). Характерны стереотипные движения, ритуалы (см. Навязчивые состояния ) и импульсивные действия, достигающие степени одержимости. Несмотря на это, поведение детей в целом представляется крайне однообразным и монотонным.

При К. с. могут отмечаться изменения интеллекта в виде неравномерности и дисгармоничности развития его отдельных признаков: наряду с задержкой одних может наблюдаться опережающее развитие других. Часто при достаточно высоком уровне интеллекта отчетливо проявляется отставание в двигательной сфере (двигательная неловкость, угловатость).

Лечение проводят как в психиатрическом стационаре, так и амбулаторно. Применяют различные виды симптоматической терапии.

Большое распространение получили психофармакологические средства, в частности ноотропные средства. Преимущественное значение в терапии имеют различные методы психологической коррекции: индивидуальная и групповая психотерапия, лечебно-педагогические мероприятия и различные занятия (логопедические, музыкально-ритмические, игровые, лечебно-трудовые и др.). Такими же способами осуществляется социальная реабилитация больных, которую можно проводить в психиатрическом стационаре, в условиях полустационара, а также в психоневрологическом диспансере и на дому. В ряде случаев может возникнуть необходимость в помещении ребенка в интернат для умственно отсталых и психически больных.

Библиогр.: Вроно М.Ш. О раннем детском

Очень важно обеспечить малышу занятия со специальными педагогами. Синдром Каннера не сопровождается нарушением интеллекта, но из-за расстройств в эмоциональном плане эти дети не могут обучаться по стандартной программе. Совместно с врачами педагог должен подобрать подходящий для ребёнка способ обучения, а также индивидуальную программу, в которой все его способности будут максимально использованы.

Важно также и общение малыша с психологом, ведь разнообразные психологические методики могут помочь выработке навыков общения в социуме, научить адаптироваться в коллективе. Есть специальные методики для аутистов, к примеру, холдинг-терапия (это метод с использованием принудительных объятий), она помогает укрепить эмоциональную связь между больным малышом и его родителями.

Нужно также внимательно отнестись и к рациону питания ребёнка с синдромом Кеннера – таким детям нужна особая диета. Так как у них наблюдается нарушение в работе пищеварительных ферментов, способность организма расщеплять некоторые виды белков, имеющиеся в мучных продуктах и молоке, понижена. Из-за этого следует ограничить употребление больным молочной и мучной продукции.

Очень важно и участие семьи маленького аутиста в реабилитационном процессе. Родителям нельзя проявлять непонимание и холодность по отношению к ребёнку, так как это негативно отражается на процессе лечения. Следует окружить малыша заботой, любовью и поддержкой – это очень способствует улучшению состояния больного.

Среди методов терапии также развивающие курсы психологической поддержки, проводимые как индивидуально, так и в группах:

  • занятия с врачом-логопедом;
  • упражнения лечебной физкультуры;
  • процедуры лечебного труда;
  • танцы, музыка и рисование.

Лекарства

Многие врачи с большой осторожностью выписывают аутистам психотропные лекарства, так как нет достоверных сведений о том, что они оказывают положительный эффект на больного. Использовать эти препараты следует, если у ребёнка наблюдается перевозбуждение, попытки физически себе навредить, проблемы со сном. Для лечения в этих случаях используются антидепрессанты (Амитриптилин) и нейролептики (в малых дозах) – обычно это Сонапакс, Галоперидол, Рисполепт.

Также в процессе терапии с использованием лекарств применяются препараты, способствующие улучшению обмена веществ в тканях мозга (это Аминалон, Церебролизин, а также глутаминовая кислота), и ноотропные вещества (Ноотропил).

Витамины и физиотерапевтическое лечение

Улучшить состояние больного может также терапия с использованием витаминов. Для лечения синдрома Каннера применяются витамины из групп В, С, а также РР.

Выполняются и процедуры физиотерапевтического лечения – магнитотерапия, лечение водами, электрофорез. Также дети занимаются физкультурой, получая необходимую физическую нагрузку.

Народное лечение

Для того чтобы успокоить аутиста, иногда рекомендуют использовать молотый мускатный орех, так как он способствует улучшению кровообращения в мозге и имеет успокаивающий эффект. Необходимо взять крошечную дозу этого ингредиента и растворить её в малом количестве молока. Но следует помнить, что в орехе содержится сафрол (психотропное вещество), поэтому без консультации с врачом этим методом народного лечения лучше не пользоваться.

Лечение травами

После консультации с врачом можно использовать в качестве вспомогательного метода терапии успокаивающие лечебные сборы из трав.

При лечении травами можно использовать отвар из полевого вьюнка, мелиссы, а также листьев растения гинкго билоба. Это лекарство готовят следующим образом: 5 г измельчённых ингредиентов залить 250 мл воды и кипятить примерно 10-15 мин, после чего остудить. Отвар пьют 3 р./сут. (перед едой за 25-30 мин) по 1-2 ст.л.

Загрузка...