docgid.ru

Религия индии 16 17 века. Индия в XVI-XVII веках

Урок

Тема урока: Индия в XVI -XVII

Цель урока: - рассмотреть основные тенденции развития Индии в период от основания государства Великих Моголов до превращения его в колонию Англии;

Совершенствовать умения учащихся устанавливать причинно-следственные связи, работать с исторической картой;

Развивать навыки составления развернутого плана текста учебника;

Формировать у учащихся историческое мышление.

Тип урока : комбинированный.

Оборудование: учебник, карта, атласы.

Структура урока:

I . Организационный момент

II . Проверка домашнего задания.

III . Актуализация опорных знаний.

IV Изучение нового материала.

    Государство Великих Моголов.

Проработать текст учебника и составить развернутый план к теме: « Индия в XVI- XVII вв».

Первая часть развернутого плана (образец).

    Индия – объект нападения иностранных завоевателей:

а) VIII – начало мусульманских завоеваний;

б) X I II - образование Делийского султаната;

в) 1398-1399 – поход Тимура на Индию, распад султаната на многочисленные феодальные государства.

2.) 1525 г. – вторжение Бабура в Индию; образование нового могущественного государства.

3) Расширение империи Великих Моголов при наследниках Бабура

4) Правление Акбара, внука Бабура – время расцвета государства Великих Моголов:

а) создание нового центра страны Фатехпур – Сикры;

б) формирование централизованной системы управления государством;

в) передача земли в условное владение(джагирдары);

г) организация общинного способа ведения хозяйтсва;

д) политика Акбара в отношении местного населения и феодальной знати.

Дополнительная информация.

Первые исламские государства, созданные мусульманами, которые пришли в Индию с запада и севера, появились еще до начала X века. Наиболее известными из мусульман, поселившихся в Индии, были моголы, потомки монгольских завоевателей. Бабур, первый император моголов (правил в 1526-1530гг.), был потомком великих монгольских правителей Тамерлана и Чингисхана.

Акбар (1542-1605гг.), внук Бабура – известнейший индийский император из династии Великих Моголов. В начале своего правления ряд восстаний внутри государства. Потом, выступая в походы против соседей, он постепенно завоевал огромные владения, которые занимали большую часть Северной Индии. Мудрость и осмотрительность, проявленные им во время создания своего государства, принесли Акбару титул «Защитника рода человеческого». Акбыр был покровителем художников, приглашал ко двору ученных и философов из разных концов страны, чтобы общими усилиями создать общую религию, которая получила название « Божественная вера». В этой религии были объеденены отдельные положения ислама, индуизма и других восточных вероисповеданий. Таким образом Акбар хотел реализовать принцип «один государь – одна религия». Однако искусственная религия получила распространение главным образом среди народных масс и не нашла поддержки среди знати. После смерти шаха Акбара « Божественная вера» просуществовала еще полвека, её исповедовала небольшая секта.

    Проникновение европейцев в Индию, установление английского господства.

Вторая часть развернутого плана.

    1498 г. – прибытие Васко да Гамы в Каликут.

    1510-1515 гг. – создание португальцами опорных пунктов на западном побережье Индии.

    XVIII – вытеснение португальцев из Индии голландцами и англичанами:

А) проникновение вглубь континента – начало торговли « со шпагой в руках»;

Б) 1600г. – основание английской Ост-Индской компании.

4) Вмешательство европейцев в феодальные междоусобицы.

5) Распад империи Великих Моголов – начало колонизации Индии.

3. Религиозная и культурная жизнь

Третья часть развернутого плана

    Распространение научных знаний:

А) создание обсерваторий(XVI в)

Б) введение десятичной системы написания чисел

В) Индия - родина университетов

Г) искусство индийских врачей.

Д) зарождение теории об атомном строение вещества.

2) Вклад народов Индии в развитие мировой литературы.

3) Шедевры индийской архитектура. Тадж-Махал.

4. Развитие индийских художественных ремесел

4. Обобщение и систематизация знаний учащихся.

Фронтальный опрос.

    Что помогло Бабуру завоевать Северную Индию?

    Как вы понимаете понятие « условное содержание».

    Как вы считаете почему европейцам не удалось наладить торговые отношения с Индией, но и превратить эту страну в колонию.

Домашнее задание



Индийский город. Торговля и ремесло

Несмотря на преобладание натуральных форм хозяйства, торговля и товарно-денежные отношения получили весьма значительное развитие в феодальной Индии, однако они были связаны с феодальным способом производства. На орошаемых землях Индии, как отмечал известный советский индолог И. М. Рейснер, «соотношение необходимого продукта, шедшего на воспроизводство рабочей силы крестьянина, его семьи и хозяйства, и продукта прибавочного, отнимавшегося феодалами, было... более благоприятным для эксплуататоров, чем в естественно-географической среде умеренного климата». В результате этого в руках индийских феодалов концентрировалось большое количество продуктов, получаемых как рента-налог. Феодал не только мог удовлетворить собственные потребности и потребности своей челяди в продуктах сельского хозяйства и деревенского ремесла, но и обладал значительным избытком для продажи. Индийские купцы были тесно связаны с феодалами, да и сами феодалы, включая Великого Могола, нередко занимались торговлей.

Особенности феодальных отношений во многом определили и характер индийского города. Многие из индийских городов возникли как ставки крупных феодалов. Такой город был теснейшим образом связан с феодалом и его армией. Население города составляли многочисленные ремесленники и купцы, обслуживавшие главным образом феодала и его челядь, слуги, стража, воины. Нередко города этого типа становились также и важными центрами торговли, но их экономическая связь с деревней была слабой. Если перемещалась ставка феодала, крупные города хирели. Например, богатейший город Фатхпур-Сик-ри, одно время бывший столицей императора Акбара, через несколько лет после переселения Акбара в Агру пришел в полный упадок. «В самом центре он весь в развалинах...- писал англичанин, посетивший Фатхпур-Сикри в начале XVII в. - Здания стоят пустые, без жителей. Значительная часть почвы разделена под огороды...»

Кроме городов, возникавших как ставки феодалов, существовали и города, служившие центрами внутренней торговли и ремесла. Но и здесь господствовали феодалы. Вместе с соответствующей областью или округом город также передавался феодалам в качестве джагира.

Индийские города не имели самоуправления. Общественное разделение труда между городом и деревней было слабее, чем в европейских странах, ибо в Индии потребности сельского населения в продуктах ремесленного производства почти полностью удовлетворялись деревенскими общинными ремесленниками. Тем не менее сами индийские города не могли обойтись без привоза из деревень продовольствия и сельскохозяйственного сырья.

Неразвитость общественного разделения труда между городом и деревней затрудняла формирование элементов капиталистических отношений, несмотря на то что обмен и товарно-денежные отношения получили в феодальной Индии широкое распространение. В этих условиях значительная доля продукции, попавшей в сферу товарно-денежного обращения, вывозилась в другие страны. Показательно, что в Индии, почти не имевшей месторождений благородных металлов, в результате обширной внешней торговли сосредоточилось огромное количество золота и серебра.

Религиозные отношения

По религиозной принадлежности около трех четвертей населения Индии составляли последователи индуизма (индусы). Индуизм объединяет в себе многочисленные религиозные представления, верования и обряды, сложившиеся у народов Индии на протяжении тысячелетий. Он не имеет строго канонизированных священных книг (таких, например, как Коран у мусульман). Индусы считают своими священными книгами не только веды, но и эпические поэмы «Махабхарату» и «Рамаяну». Синтезированные в индуизме многочисленные народные верования признают большое число богов, которые считаются воплощениями главных богов: Брахмы, бога-творца, создателя вселенной и всего живого; Вишну, представляющего вечно живую природу; Шивы, олицетворяющего ее грозные силы и способность к постоянному возрождению. Индуистская религия утверждает, что цель жизни заключается в приобщении человека к богу. Она требует соблюдения кастовых различий. Корова считается у индусов священным животным, ее мясо запрещается употреблять в пищу.

Арабское и последующие мусульманские завоевания принесли в Индостан ислам, который получил значительное распространение на северо-западе и в Восточной Бенгалии. Он был государственной религией империи Великих Моголов, религией большинства феодальной знати. Мусульмане составляли примерно четверть населения Индостана.

Сравнительно небольшая часть населения исповедовала буддизм, джайнизм и другие верования.

Буддизм возник в Индии в середине I тысячелетия до н. э. Его создание приписывается легендарному Шакья-Муни, явившемуся в образе царевича Гаутамы. Согласно буддийским догмам, внешний мир иллюзорен и является лишь продуктом сознания отдельных существ, проявлением движения мистических нематериальных «частиц» - «дхарм». Те или иные комбинации «дхарм» определяют сознание каждого живого существа. Изменение такой комбинации означает смерть данного существа и перевоплощение его в другое живое существо. Каждый человек, каждое живое существо - результат прошлых перевоплощений. Его ждут новые перевоплощения. Всесильный правитель может перевоплотиться в раба или животное, а раб - во властелина. Характер этих перевоплощений зависит от соотношения добродетелей и грехов. Вместе с тем жизнь человека трактуется как страдание. Поэтому буддисты стремятся к достижению «нирваны» (букв, «угасание»), когда полностью прекратится процесс перевоплощений, а значит, и страдания. Люди, достигшие наибольшей святости и погрузившиеся в «нирвану», именуются буддами (букв, «просветленный»). Главным буддой считается Шакья-Муни (Будда).

В средние века буддизм потерял свое значение в Индии, но получил широкое распространение в ряде других стран Азии.

Некоторые положения джайнизма близки индуизму и буддизму. Джайнизм также не допускает никакого насилия над любыми живыми существами. Мало того, джайны не занимаются земледелием, ибо при вспашке можно убить живое существо; они прикрывают нос и рот, чтобы не вдохнуть или не проглотить какое-либо насекомое.

Нередко религиозные различия переплетались с классовыми противоречиями. В некоторых районах крестьяне исповедовали индуизм, а феодалы - ислам. Бывало и наоборот. Зачастую религиозный фанатизм приводил к взаимной вражде и нетерпимости. Вместе с тем мусульманская феодальная знать вынуждена была учитывать, что индусы составляют большинство населения империи Великих Моголов, и проявлять по отношению к ним веротерпимость и лояльность. Многовековое сосуществование двух главных религий народов Индостана породило и сильную тенденцию к сближению между индусами и мусульманами. Среди трудового населения Индии большой популярностью пользовались религиозно-реформаторские учения, призывавшие к дружбе и братству индусов и мусульман. «Взаимное стремление трудящихся индусов и мусульман к дружбе было столь велико,- отмечает индийский историк проф. Кабирадж,- что мусульманские эмиры и падишахи и индусские раджи должны были ради сохранения своего влияния на народ проводить такие меры, которые способствовали поддержанию дружественных отношений между индусами и мусульманами». До прихода британских колонизаторов религиозные противоречия, как правило, не имели непримиримого характера. Однако религиозная ситуация в Индостане могла быть при определенных условиях использована для разжигания розни между индусами и мусульманами.

Кастовый строй

Догмы индуистской религии закрепляли разделение индусов на многочисленные касты. Первые кастовые деления возникли еще в древней Индии. Позднее они стали основой иерархической структуры феодального общества. Высшими кастами считались брахманы (жрецы) и кшатрии (воины). За ними следовали купеческие (торгово-ростовщические) касты, а затем огромное количество земледельческих и ремесленных каст. На самом низу кастовой лестницы находились касты «неприкасаемых». В различных частях Индии и у различных ее народов сложилась многообразная кастовая структура с многочисленными кастами и подкастами, общее число которых превышало 3 тыс. Возникли касты писцов, ткачей, кузнецов, метельщиков, дубильщиков и т. п. Ремесленные касты одновременно являлись и цеховыми объединениями.

Поведение членов касты строго регламентировалось, ограничивалось общение между людьми высших и низших каст, браки между ними запрещались, изгнание из касты ставило человека вне общества.

Кастовый строй разделял трудовое население, он служил господствующим классам орудием эксплуатации крестьянства и ремесленников. Особенно унизительным и бесправным было положение каст «неприкасаемых». Считалось, что даже тень «неприкасаемого» оскверняет индуса более высокой касты. Некоторые группы «неприкасаемых» должны были носить специальные колокольчики, чтобы предупреждать о своем приближении; при появлении представителей более высоких каст они должны были отходить на двадцать шагов в сторону от дороги.

В империи Моголов кастовая принадлежность нередко уже не соответствовала фактическому имущественному и общественному положению людей. Бывало, что человек высшей касты становился нищим крестьянином. С другой стороны, многие маратхские князья и феодалы являлись выходцами из низших каст. Однако вся социальная система Индии способствовала сохранению кастового строя, а в дальнейшем его всемерно поддерживали английские колонизаторы.

Экономическое развитие Индии

Хотя объединение Индии под властью могольских падишахов и не было прочным, образование единой империи сократило феодальные усобицы, облегчив этим развитие торговли и обмена. Появились первые признаки специализации сельского хозяйства в отдельных районах страны. Натуральная рента-налог сменилась денежной. Постепенно ослаблялась экономическая изоляция деревенских общин. Предметы деревенского ремесла, особенно хлопчатобумажные ткани, стали чаще поступать на рынки. Одновременно усилилась экономическая роль индийских городов, возросла численность городских ремесленников и купцов, более заметным стал обмен между городом и деревней. Появились первые мануфактуры.

В XVI и первой половине XVII столетия наблюдался заметный экономический подъем империи Великих Моголов. Он сопровождался обострением противоречий феодального общественного строя.

Развитие товарно-денежных отношений при отсутствии капиталистического уклада приводило к росту торгово-ростовщического капитала. Крестьяне-общинники, городские ремесленники попадали в кабалу к ростовщикам. Француз Тавернье, посетивший Индию во второй половине XVII в., отмечал: «В Индии деревня должна быть уж очень мала, если она не имеет менялы... который действует в качестве банкира». В ряде случаев ростовщики разоряли не только крестьянство, но и феодальную знать.

Со второй половины XVII в. значительно обостряются социальные противоречия феодального общества. Феодальная эксплуатация стала столь тяжелой, что крестьянам-общинникам труднее и труднее становилось сохранять свое хозяйство. Все чаще крестьяне бросали поля и бежали из деревень.

Рост социальных противоречий, экономический упадок сделали неизбежным обострение классовой борьбы. Антифеодальные выступления народных масс стали одним из решающих факторов ослабления и распада державы Великих Моголов. Они тесно переплетались с религиозными движениями, с националь-. ной борьбой отдельных народностей Индии против гнета империи Моголов.



Тема урока в 8 классе «Индия в Х VI - XVIII вв.»

Задачи:

    дать характеристику положения Индии накануне могольского завоевания, выявить особенности культуры и религиозного развития Индии;

2) способствовать развитию фантазии, умения делать выводы, сравнивать и обобщать полученные сведения;

3) воспитание уважения к истории и культуре других народов, бережливого отношения к памятникам прошлого;

Тип урока : изучения нового материала

Форма урока : групповая, исследовательская

Средства обучения : карта «Индия в Новое время», атласы «Всемирная история Нового времени» для 8 класса, рабочие тетради на печатной основе.

Проблема урока : определить особенности политического, экономического и культурного развития Индии в период правления Великих Моголов

Ход урока :

І этап – Актуализация знаний, умений и навыков

Учитель:

Где расположена Индия? (на юге Азии). Покажите на карте и в атласе эту страну. По площади её территория превосходила всю Западную Европу. Около 200 млн. человек проживало в Индии к Х VIII веку. Они принадлежали к разным народам и говорили на разных языках. Например, жители Северной Индии не понимали, что говорят жители Южной Индии. Но, несмотря на языковые различия, их объединяли общие религии. Как они назывались? (индуизм в Центральной Индии и ислам в Северной Индии и Бенгалии)

Ещё с древних времён и средневековья Вы знаете, что Индия- это страна высокой культуры, страна сказочных богатств, куда стремились попасть многие путешественники и мореплаватели. Достаточно вспомнить русского купца Афанасия Никитина, написавшего «Хождение за три моря» и португальского мореплавателя Васко да Гаму, который открыл морской путь в Индию. В каком году это было? (1498 г.)

Но Индию также пытались не только открыть, но и завоевать. Это воины ислама, арабы. Так, в Х III веке в результате этих завоеваний появилось крупное государство. Как оно называлось? (Делийский султанат)

Индийские князья признавали себя вассалами султана и платили дань. Что произошло с Делийским султанатом позже? (он начал слабеть после междоусобных войн и начал распадаться). В Х VI в. уже в Новое время Индия подверглась нападению новых исламских завоеваний, которые привели к возникновению сильного мусульманского государства- империи Великих Моголов.

ІІ этап- Формирование новых понятий и самостоятельная работа в группах над проблемной задачей: определение особенностей экономического, политического и культурного развития Индии в Новое время.

Учитель: А сейчас вы получите карточки с заданиями и в группах будете работать над ними. Каждый в группе должен ответить хотя бы на один вопросили дополнить ответ товарища.

Карточка № 1. Прочитать текст «Империя Великих Моголов» с.176., ответить на вопросы:

1. Кто и когда основал Могольскую империю? Расскажите о Бабуре.

(подготовленное сообщение, приложение № 1)

2.Назовите самого знаменитого императора (Акбар-1556-1605 г.) Расскажите о реформах Акбара, пользуясь отрывком из книги Х.Моде «Искусство Южной и Юго-Восточной Азии «Индия в период правления Акбара», составить его исторический портрет и дать оценку его правлению виде синквейна

(приложение № 2)

    Почему империя Великих Моголов распалась? (наместники императора становились независимыми правителями, началась междоусобная борьба)

    Какие новые государства появились в эпоху Великих Моголов? (маратхов) Кто был его правителем? (Шиваджи, создал войско и построил флот). Что стало с этим государством? (распалось под натиском афганцев)

Сделать вывод : Кто воспользовался ослабленной Индией? (Вооружённые силы английской Ост-Индской кампании)

Карточка № 2.

    Что такое торговые фактории? (поселения европейских купцов в заморских странах)

    Какая из европейских стран первой начала их строить на индийском побережье? (Португалия)

    Что создавали европейские купцы для торговли с Индией, что из Индии вывозилось? (специальные Ост-Индские кампании, драгоценные камни, ткани из хлопка, сахар, перец, слоновую кость и краситель индиго)

    Выступление эксперта на тему «Как Ост-Индские кампании грабили Индию» (приложение № 3, объяснить, что изображено на гербе этой кампании с.177, чем она занималась)

    Рассказать о Бенгалии (показать на карте). В какой битве англичане нанесли поражение бенгальскому правителю?

Примерный ответ : Бенгалия - богатый, густонаселённый район на юго-востоке Индии, англичане нанесли поражение бенгальскому правителю при Плесси в 1757 г. не без помощи военачальника, который перешёл на сторону англичан.

В результате к Англии отошла богатая территория империи.

    Кто такие сипаи? Почему сипаи воевали на стороне англичан?

Примерный ответ : Индийцы, которые за вознаграждение служили в армии англичан, нищета заставляла их служить любому военачальнику. Правы ли те, кто считает, что Индию завоевали англичане руками самих индийцев?

Карточка № 3

    Составить примерный план ответа « Культура Индии» и схему.

(примерная схема)

орнамент

ислам мечети резьба по дереву

мавзолей Тадж-Махал с.179

    Выступление учащегося - эксперта по культуре Индии о мавзолее Тадж-Махал

(сообщение о нём в приложении № 4)

Учитель: В чём особенность этого памятника архитектуры?

Ответ : есть черты мусульманские и индуизма – башни-минареты, орнамент растительный, инкрустация драгоценными камнями

    Какова роль ислама в развитии культуры Индии?

    Кто покровительствовал искусству в Индии? (феодалы)

    Составить рассказ о работе ремесленников Индии по раскрашиванию тканей.

    Как индийцы относились к коровам и быкам? Какое место в жизни индейцев занимал индуизм и религия?

Физкультпауза

ІІІ этап- Формирование умений дискуссировать, высказывать свою точку зрения на основе изученного материала.

Задания для группового обсуждения.

    Англия, которая превратила Индию к концу Х VIII века в одну из своих многочисленных колоний, называла её «жемчужиной Британской империи». Почему? Докажите правильность данного выражения.

    Как развивалась бы Индия, если бы Великим Моголам не удалось её завоевать? Почему Вы так считаете?

    Какое изречение Бабура Захиреддина Мухаммеда вам ближе? Почему? Выскажите своё мнение.

«Делать хорошее плохим людям – то же самое, что поступать плохо с хорошими людьми»

«Тот, кто много говорит, тот говорит без толку».

Рефлексия: Опрос-блиц (Игра «великолепная десятка»)

    Это основатель правящей династии Великих Моголов в 16-17 вв. (Бабур)

    Правители династии Великих Моголов были из…(Монголии)

    Государство Маратхов появилось на … Индии (юге)

    Императором-реформатором в Индии был…(Акбар)

    Первые купцы из Европы, которые появились в Индии, были …(португальцы)

    Кампания, которая победила в борьбе за влияние в Индии, называлась …(Ост-Индская) и была из …(Англии)

    Поселения, которые строили европейцы на индийском побережье, назывались…

(фактории)

    В 1757 г. горстка англичан нанесла поражение бенгальцам в битве при…(Плесси)

    Самый величественный в мире памятник любви в Индии назывался ….(мавзолей Тадж-Махал). Его воздвигнул император ….(Шах –Джахан) в память о …(любящей жене)

    Главная религия в Северной Индии и Бенгалии – это …(ислам)

Учитель: Домашнее задание: параграф № 29. Кроссворды «Индия» или «Китай» в тетрадях на печатной основе (9-10 б).

Подготовить сообщения «Сулейман І Великолепный и его правление», «Южные славяне под властью Турции» на (9-10 б)

Приложение № 1

Великий узбекский поэт, мыслитель, историк и государственный деятель; основоположник династии и империи бабуридов. Бабур, бывший правитель Ферганы, изгнанный из Средней Азии кочевниками-узбеками Шейбани-хана, был способным полководцем, поэтом и наблюдательным писателем. Его мемуары, написанные простым языком, служат важнейшим источником наших знаний об экономической и политической жизни Средней Азии, Афханистана и Северной Индии того времени и содержат яркие характеристики его современников. В 1526 г. Бабур, одержав решающие победы при Панипате над правителем делийского султаната Ибрахимом Лоди и при Сикри в марте 1527 г. над предводителем раджпутанских князей Раном Сангамом, положил начало Могольской империи в Индии.

(«Моголами» называли население «Моголистана», к которому относили районы Северной Индии и юга Центральной и Средней Азии. Поэтому и государство выходца из Средней Азии Бабура получило название «Могольского».

Европейцы называли Могольскую империю «Государством Великого Могола».

Победами над индийскими феодалами Бабур был обязан своей опытной, закалённой в боях армии, состоявшей из тюрков, таджиков и афганцев, отличной артиллерии и новым приёмам ведения боя (например, прикрытие своей пехоты и артиллерии заграждением из повозок, соединённых цепями).

Бабур умер в 1530 г., разделив перед смертью свои владения между сыновьями. Основную часть Индии он отдал старшему сыну Хумаюну.

Приложение № 2

«Индия в период правления Акбара»

из книги X. Моде «Искусство Южной и Юго-Восточной Азии»

«Акбар укрепил власть династии Моголов в Индии и стал тем самым властителем, с правления которого начинается новый этап в истории Индии. Акбар был не только покровителем искусства, но и обладал большими организаторскими способностями и никогда не был узколобым религиозным фанатиком. Он стремился найти общий язык со своими подданными-индуистами.

Акбар разделил свое государство на множество провинций: Кабул (теперь Афганистан), Лахор (теперь Пакистан; в эту провинцию входил и Кашмир), Мультан и СИнд, Дели, Агра, Аудх (Авадх), Аллахабад. Аджмер, Ахмадабад, Бихар, Бенгалия и Орисса, Кандеш, Берар и Ахмеднагар. Вся Северная и Центральная Индия находились под его владычеством. Очень рано Акбар понял, что нельзя управлять массой инаковерующих подданных, не привлекая и их в какой-то форме к управлению. Он стремился привлекать к своему двору князей из рода Раджпутов и поручать им ответственные посты. К таким дискриминационным мерам, как, например, повышенный поголовный налог с «неверных», взимавшийся султанами - его предшественниками, Акбар уже не прибегал.

Стремление Акбара объединить Индию и различные населявшие ее народности привело к усилению индийского влияния на мусульманское искусство. Еще при своей жизни Акбар начал строительство мавзолея в Сикандре, которое завершилось в 1613 году. Недалеко от Сикандры, примерно в тридцати километрах юго-западнее Агры, находится город, выстроенный по приказу Акбара и служивший ему резиденцией, - Фатхпур-Сикри».

Вопросы к тексту:

1.Какую административную реформу провёл Акбар?

2. Какие памятники архитектуры были построены по его приказу?

3. Нарисуйте краткий исторический портрет Акбара и дайте оценку его правлению в виде синквейна.

(Примерный синквейн) Акбар

Знаменитый, религиозный

Укреплял, правил, объединял

Строитель мавзолея в Сикандре

Реформатор

Приложение № 3

Ограбле ние Индии Ост-Индской компанией.

Начиная с 70-х гг. XVIII в. ограбление Индии английской Ост- Индской компанией приобрело огромные масштабы. Все богатства Индии стекались в Англию, а английские чиновники в Индии брали огромные взятки, занимались вымогательством.

В 1773 г. состоялся показательный процесс над Робертом Клайвом, руководителем группы английских войск в Индии, которому инкриминировалось злоупотребление властью и вымогательство. Клайва обвинили в том, что после сражения при Плесси он похитил огромные сокровища бенгальского правителя и присвоил их себе. В ответ на обвинение Клайв заявил: «Богатый город был у моих ног, могущественное государство было в моей власти, мне одному были открыты подвалы сокровищницы, полной слитками серебра и золота, драгоценными камнями. А я взял-то всего 200 тыс. фунтов стерлингов. Джентльмены, я до сих пор не перестаю удивляться собственной скромности!»

Клайв сумел подкупить судей «царскими» взятками, и в итоге был оправдан. Однако через некоторое время, не выдержав позора, он покончил с собой.

Вопросы к тексту:

    Рассмотрите рисунок на с.177 вашего пособия. Что изображено на гербе Ост-Индской кампании? Чем она занималась?

    Дать оценку словам Роберта Клайва. Как они характеризуют отношение чиновников к Индии?

Приложение № 4

Работа с иллюстрацией (с. 179 учебного пособия):

Тадж-Махал - пример мусульманской архитектуры на индийской почве. (рассказ Тадж-Махал - памятник индийской архитектуры, мавзолей-мечеть в 2 км от Агры, по приказу императора Великих Моголов Шах-Джахана в память о любимой жене Мумтаз-Махал.

В 19 лет, будучи простой цыганкой и уличной танцовщицей, Мумтаз-Махал вышла замуж за наследного принца, будущего императора Шах-Джахана. Являлась хранительницей государственной печати. Никогда не разлучалась с мужем, была его главной советчицей и сопровождала его даже в трудных и опасных военных походах. Умерла в 1630 г. во время похода при родах 14-го ребенка. Перед смертью Мумтаз-Махал просила Шах-Джахана исполнить две ее просьбы: не жениться снова и построить для нее мавзолей. Архитектор Тадж-Махала достоверно не известен, но первенство отдаётся местному мастеру Устад Ахмаду Лахори.

В строительстве мавзолея принимали участие зодчие не только из Индии, но и Османской империи, Ирана. Тадж-Махал представляет собой 5-купольное сооружение (высота центрального купола 74 м) на платформе с 4 минаретами по углам. Стены выложены белым мрамором с инкрустацией из самоцветов, который привозили за 300 км. В строительстве Тадж-Махала участвовали более 20 тыс. мастеров со всех концов империи. По легенде, после окончания строительства Шах- Джахан приказал отрубить всем рабочим руки, чтобы они не смогли построить что-либо подобное. Кроме того, Шах-Джахан планировал построить рядом мавзолей для себя - точную копию Тадж-Махала, но только из черного мрамора, и соединить оба мавзолея черно- белым мраморным мостом. Но строительство было приостановлено из-за свержения Шах-Джахана старшим из четырех сыновей.

Вопросы к тексту:

1. Вспомните, что такое мавзолей. Какой мавзолей Древности считался одним из семи чудес света? (в Галикарнасе)

2. Что в облике Тадж-Махала указывает на то, что это памятник не только индийской, но и исламской культуры?

3. Что такое минареты, каким целям они служили?

Для культуры Индии акбаровского времени характерно господство идей синтеза моментов двух основных культур - мусульманской и индусской. В постройках Фатхпур-Сикри ярко выражены индусские элементы, плоение крыши, индусские декоративные детали в виде перевитых цветочных гирлянд и т. д.; некоторые карнизы украшены фигурами животных, в одной из комнат дворца на стене барельеф, изображающий птиц и зверей, который впоследствии был сбит по приказу Аурангзеба, строго следившего за кораническим запретом изображать живые существа.

В придворной персоязычной поэзии звучат мотивы веротерпимости, уподобления своей возлюбленной индусскому богу, а себя брахману, поэтическое воспевание всеобщей любви людей друг к другу. Некоторые поэты писали на мотивы, почерпнутые из индусского эпоса (например, «Наль и Даман» Файзи, брата Абу-л Фазла и одного из крупнейших персоязычных поэтов времен Акбара). Сам Абу-л Фазл в своей книге «Аин-и Акба-ри» («Установления Акбара»), написанной как часть его историчеокого труда «Акбар-наме», но в настоящее время издающейся отдельно, много внимания уделял изложению философских систем древней Индии, нравам и обычаям индусов, их мифологии. В одной из глав этого труда - «Обзор 10 суба» при подробном описании каждой суба (т. е. области) он приводит сведения об обычаях индусского населения, о священных местах индусов и индусских памятниках. Впоследствии эти тенденции начинают слабеть, и при Аурангзебе приходят в упадок не только изобразительное искусство и поэзия, но и летописание, тоже недолюбливаемое этим нетерпимым ко всему правителем.

Литература

Литература возникала не только при дворе. Она появлялась на многих языках, в различных жанрах. Наибольшее влияние имела, пожалуй, поэзия бхакти. На местных языках, на мотивы народных мелодий бхакты пели своего рода притчи или размышления, многие из которых сохранились в народе в виде песен. Бхакты призывали к борьбе против кастовых перегородок, провозглашали равенство людей перед богом, осмеивали власть имущих, священнослужителей и богачей. Однако эти гуманистические по существу идеи выражались обычно в религиозной форме. Крупнейшими поэтами-бхактами были: Тулси Дас (1532-1623 гг.), чья «Рамаяна», написанная на различных наречиях хинди, распевалась на индусских праздниках и была широко известна в народе; поэты второй половины XVI в. - Сур Дас, живший в Раджпутане, раджпутская поэтесса Мирабаи, Эканатх из Махараштры, Шанкарадева из Ассама, сикхские гуру. Известна поэма бенгальца Мукундорама Чакроборти «Преуспевание (даруемое богиней) Чанди» («Чандимангал»)-реалистический рассказ о жизни Бенгалии того времени, в который вплетаются элементы фантастики и фольклора. В XVII в. идеи бхакти развивались в поэзии маратхов и сикхов. Здесь они уже лронизаны призывами к активной борьбе.

Придворная поэзия в Индии создавалась на государственном языке, который не был разговорным языком населения. В Могольской империи это был язык фарси (таджикско-пер-сидский), в деканских государствах - североиндийский язык урду. Хотя и в этой поэзии использовались индийские сюжеты, туда проникали описания индийской природы, быта и т. д., но чаще в ней применялись таджикско-персидские формы и образы. Отдельные поэты, писавшие на этом чуждом их народу языке, все же смогли создать высокохудожественные произведения. Наибольшей популярностью среди индийских поэтов на фарси пользовались Файзи, особенно его лирика, и Бедиль (1664-1721 гг.). Хотя Бедиль писал главным образом в форме суфийских иносказаний, его стихи проникнуты глубоким и скорбным чувством. Он бичевал жестокость деспотов, угнетающих народ. С исчезновением в Индии фарси как государственного языка Бедиль фактически забыт в его родной стране, но его стихи нашли вторую родину в Средней Азии. Такая же судьба постигла деканского поэта Гаваса (XVI в.), писавшего на урду. Его знают в Индостане, но не могут читать в Декане.

История

Хронисты в Индии писали свои произведения, привлекая большое количество источников, часто включали в свое повествование подлинные документы или пересказывали их содержание. Ценными историческими источниками для XVI в. являются записки Бабура «Бабур-наме», а также «Акбар-наме» Абу-л Фазла и «Мунтахаб-ут-таварих» Бадауни; для XVII в. - воспоминания моголь-ского военачальника в Бенгалии Мирзы Натхана «Отсутствующая страна весны» («Бахаристан-и-Гаиби»), хроники Абд-ул-Хамида Лахури «Падшах-наме» и Мухаммада Салиха Камбу «Труды Салиха» («Амал-и-Салих»). От времени Аурангзеба дошли «Избранные отрывки» («Мунтахаб-ул-лубаб») Хафи-хана.

Архитектура

Архитектура в большей степени, чем другие виды искусства, зависела от богатых патронов. С распространением могущества Могольской империи все больше появлялось выдающихся архитектурных сооружений, в которых мусульманские мотивы сочетались с местными индийскими традициями. Фатхпур-Сикри хорошо вписывался в окружающий пейзаж, его здания просты и целесообразны. Богатство и пышность построек достигли своего расцвета при Шах Джахане. Еще Акбар в Фатхпур-Сикри выстроил из белого мрамора гробницу шейха Салима Чишти. Во времена Шах Джахана отборный белый мрамор, инкрустированный полудрагоценными, а кое-где и драгоценными камнями, стал основным декоративным материалом построек, особенно в Агре и в Дели. Во время правления Аурангзеба здания вначале возводились тоже из дорогостоящих материалов, например Моти Масджид (Жемчужная мечеть) в Дели, но потом недостаток средств заставил этого правителя делать более простые постройки. Так, воздвигнутый в Аурангабаде мавзолей Рабия Даурани (госпожа эпохи) над могилой любимой жены Аурангзеба по форме повторяет Тадж Махал, но лишен изящества пропорций агрского оригинала. К тому же в мавзолее в Аурангабаде облицован белым мрамором только фасад главного здания па высоту, несколько превышающую человеческий рост. Остальная облицовка из светлого песчаника. Минареты мавзолея построены из кирпича п оштукатурены чанамом (особой штукатуркой, изготовленной из измельченных ракушек).

В Декане, куда мусульманский архитектурный стиль проникал как из Ирана и Средней Азии, так и из Агры - Дели, господствовали изящество, замысловатость отделки и гармоничность пропорций. В Бенгалии преобладала маловыразительная архитектура: как храмы, так и жилища воздвигались из оштукатуренного кирпича, с глухими стенами и узкими окнами.

Народное жилище, особенно в Бенгалии и в Тамилпаде, обычно строилось из тростника и бамбука, с покатой крышей, опиравшейся на врытый в центре столб. В XVIII в. в архитектуре могольских областей обнаружился упадок: материал стал хуже, оформление беднее, форма строений - лишь повторение традиционных приемов, без развития их. Впрочем, этого нельзя сказать о раджпутских городах-крепостях - Гвалиуре, Алваре, Джайпуре и других, чрезвычайно своеобразных, расположенных среди гор и озер, иногда искусственных.

Живопись

В живописи господствовал жанр миниатюры. Раджпутская миниатюра создавалась в XVI в. под влиянием стенных росписей Раджастхана, а также продолжала традиции джайнской миниатюры. При дворе возникла могольская миниатюра, продолжавшая традиции Персии, где зародился этот стиль живописи, однако более реалистичная, чем иранская, и не такая манерная. Наблюдается взаимовлияние раджпутской и могольской миниатюр. Могольская живопись была плоскостной, объемность выражалась штрихами, перспектива - тремя планами: нижним, средним и верхним. Фигуры среднего плана были больше, чем нижнего или верхнего. На здания художник как бы смотрел сверху. Однако в XVII в., особенно во времена Шах Джахана, в миниатюрную живопись стали порой проникать европейские сюжеты (например, мадонна с младенцем) и некоторые европейские приемы: так, на некоторых фигурах выпуклости стали передавать светотенью. Краски были естественные, главным образом минеральные, и не выцвели до наших дней. В Декане получила развитие миниатюра в основном того же стиля, что и в Агре. Однако в отличие от могольской она была слишком детализирована. В XVIII в. прежние стили живописи пришли в упадок, но в мелких раджпутских княжествах развились новые школы живописи, получившие название «пахари» (опорные). Художниками в Могольской Индии являлись как выходцы из Герата и Персии, так и индусы.

Загрузка...