docgid.ru

1 этап развития психологии психология как наука. Основные этапы развития психологии

100 р бонус за первый заказ

Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

Узнать цену

Психология – одна из самых древних и интересных, сложных и важных для человека наук. Уже на протяжении многих веков человек является предметом изучения многих и многих поколений ученых. Психология и очень старая, и совсем молодая наука. Имея тысячелетнее прошлое, она, тем не менее, вся еще в будущем. Ее существование как самостоятельной научной дисциплины едва насчитывает столетие, но основная проблематика занимает философскую мысль с тех пор, как существует философия.

Само название предмета психологии появилось в европейских текстах в XVI в. и в переводе с древнегреческого означает, что психология – наука о душе (psyche – «душа», logia – «знание, наука»).

Психология возникла как наука о душе, и в дальнейшем в течение многих веков психологическое знание накапливалось в рамках философской мысли. Одним из главных вопросов, который волновал философов, размышлявших над сущностью человеческой, была проблема связи души и тела.

Чтобы ответить на вопрос: Что же представляет собой психология как наука? необходимо обратиться к истории психологической науки, к вопросу о том, как на каждом этапе ее развития трансформировалось представление о предмете научного знания в психологии.

I этап - психология как наука о душе. Такое определение психологии было дано более двух тысяч лет назад. Наличием души пытались объяснить все непонятные явления в жизни человека.

II этап – психология как наука о сознании . Возникает в XVII веке в связи с развитием естественных наук. Способность думать, чувствовать, желать назвали сознанием. Основным методом изучения считалось наблюдение человека за самим собой и описание фактов.

III этап – психология как наука о поведении . Возникает в XX веке: Задача психологии – ставить эксперименты и наблюдать за тем, что можно непосредственно увидеть, а именно: поведение, поступки, реакции человека (мотивы, вызывающие поступки, не учитывались).

IV этап – психология как наука , изучающая объективные закономерности, проявления и механизмы психики.

История психологии как экспериментальной науки начинается в 1879 году с основанной немецким психологом Вильгельмом Вундтом в Лейпциге первой в мире экспериментальной психологической лаборатории. Вскоре, в 1885 году В. М. Бехтерев организовал подобную лабораторию в России.

Рассмотрим их более подробно.

Первые представления о психике были связаны с анимизмом (лат . анима – дух, душа) – древнейшими взглядами, согласно которым у всего, что существует на свете, есть душа. Душа понималась как независимая от тела сущность, управляющая всеми живыми и неживыми предметами.

Материалистические философы древности Демокрит, Лукреций, Эпикур понимали душу человека как разновидность материи , как телесное образование, образуемое из шаровидных, мелких и наиболее подвижных атомов.

Но философ-идеалист Платон понимал душу человека как что-то божественное, отличающееся от тела . Душа, прежде чем попасть в тело человека, существует обособленно в высшем мире, где познает идеи – вечные и неизменные сущности. Она есть образ и истечение мировой души . Попав в тело, душа начинает вспоминать виденное до рождения. Душевные явления подразделяются Платоном на разум , мужество (в современном понимании – воля) и вожделения (мотивация). Разум размещается в голове, мужество – в груди, вожделение – в брюшной полости. Гармоническое единство разумного начала, благородных стремлений и вожделения придает целостность душевной жизни человека . Идеалистическая теория Платона , трактующая тело и психику как два самостоятельных и антагонистических начала , положила основу для всех последующих идеалистических теорий.

Великий философ Аристотель в трактате "О душе" выделил психологию как своеобразную область знания и впервые выдвинул идею неразделимости души и живого тела . Душа, психика проявляется в различных способностях к деятельности: питающей, чувствующей, движущей, разумной; высшие способности возникают из низших и на их основе. Первичная познавательная способность человека – ощущение, оно принимает формы чувственно воспринимаемых предметов без их материи, подобно тому как "воск принимает оттиск печати без железа и золота". Ощущения оставляют след в виде представлений – образов тех предметов, которые прежде действовали на органы чувств. Аристотель показал, что эти образы соединяются в трех направлениях: по сходству, по смежности и контрасту, тем самым, указав основные виды связей – ассоциации психических явлений.

Под влиянием атмосферы, характерной для средневековья (усиление церковного влияния на все стороны жизни общества, включая и науку), утвердилось представление, что душа является божественным, сверхъестественным началом , и потому изучение душевной жизни должно быть подчинено задачам богословия. Человеческому суждению может поддаваться лишь внешняя сторона души, которая обращена к материальному миру. Величайшие таинства души доступны лишь в религиозном (мистическом) опыте.

Очень долго господствовала точка зрения, что природа души и тела совершенно различна, а их взаимоотношения подобны связям между кукловодом (душой) и куклой (телом), т.е. считалось, что душа может оказывать влияние на тело, но не наоборот.

Французский философ Р.Декарт (1596-1650) приходит к выводу о полнейшем различии , существующем между душой человека и его телом : тело по своей природе всегда делимо, тогда как дух неделим. Он считал, что душа и тело имеют разную природу и действуют по разным законам. Тело, по мнению Декарта, материально и действует по законам механики. Душа же нематериальна, и ее главное свойство - способность мыслить, помнить и чувствовать. Однако не только душа может влиять на тело, но и тело может воздействовать на душу.

Это противоречивое дуалистическое учение породило проблему , названную психофизической : как связаны между собой телесные (физиологические) и психические (душевные) процессы в человеке?

Попытку вновь соединить тело и душу человека , разделенные учением Декарта, предпринял голландский философ Б. Спиноза (1632-1677). Нет особого духовного начала , оно всегда есть одно из проявлений протяженной субстанции (материи ). Душа и тело определяются одними и теми же материальными причинами. Спиноза полагал, что такой подход дает возможность рассматривать явления психики с такой же точностью и объективностью , как рассматриваются линии и поверхности в геометрии .

В XVII-XVIII вв. благодаря бурному развитию естественных наук вместо понятия «душа» в науке появилось понятие «сознание». Психология стала наукой о сознании . Сознание включало мысли человека, его чувства, потребности, желания - все то, что человек находит, думая о себе, обращая взгляд внутрь себя.

Отсюда возник очень важный вопрос, как, под влиянием чего формируется сознание человека. Предполагалось, что все, существующее во внешнем мире, воздействует на органы чувств, благодаря чему возникают ощущения. Ощущения могут сочетаться между собой с помощью цепочки ассоциаций. Это направление получило название ассоцианизма.

Немецкий философ Г. Лейбниц (1646-1716) ввел понятие о бессознательной психике . В душе человека непрерывно идет скрытая работа психических сил – бесчисленных малых перцепций (восприятий). Из них возникают сознательные желания и страсти.

Английский философ Дж. Локк (1632-1704) рассматривает душу человека как пассивную, но способную к восприятию среду , сравнивая ее с чистой доской, на которой ничего не написано. Под воздействием чувственных впечатлений душа человека, пробуждаясь, наполняется простыми идеями, начинает мыслить, т.е. образовывать сложные идеи. В язык психологии Локк ввел понятие ассоциации связи между психическими явлениями, при которой актуализация одного из них влечет за собой появление другого.

Термин "эмпирическая психология " введен немецким философом XVIII в. X. Вольфом для обозначения направления в психологической науке , основной принцип которого состоит в наблюдении за конкретными психическими явлениями, их классификации и установлении проверяемой на опыте, закономерной связи между ними .

В XIX в. развитие научной мысли во многих отраслях привело к пониманию ценности знания, полученного экспериментальным, опытным путем. Так развивались, например, физика, химия. Наибольшее значение для возникновения психологии как экспериментальной науки имело развитие физиологии.

Выделение психологии в самостоятельную науку произошло в 60-х годах XIX в.

Оно было связано с созданием специальных научно-исследовательских учреждений – психологических лабораторий и институтов, кафедр в высших учебных заведениях, а также с внедрением эксперимента для изучения психических явлений.

Психология стала экспериментальной наукой .

В. Вундт, Э. Титченер (1867-1927) и др. считали, что для изучения сознания необходимо расчленить это сложное явление на отдельные элементы - ощущения, образы и чувства и выявлять структурные отношения между ними. Теория, разрабатываемая ими, получила поэтому название структурализма.

Представителей другого направления - функционализма - интересовал прежде всего вопрос, как действует, как функционирует психика . Наиболее яркими представителями этого направления были Ф. Гальтон (1822-1911), У.Джеймс (1842-1911), Д.Дьюи (1859-1952).

Функционалисты основывались на эволюционной теории Ч. Дарвина и считали, что роль сознания - в приспособлении человека к окружающему миру . Поэтому главное для психологов - понять функцию сознания , то, как оно помогает человеку приспосабливаться к окружающему миру, решать жизненные задачи.

Функционалисты много внимания уделяли практическому применению психологии, в том числе и в практике обучения. Они стали писать книги специально для педагогов.

Огромный вклад У.Джеймс внес в психологию эмоций , ему принадлежат также первые исследования самосознания и самооценки, в частности, знаменитая формула самоуважения как отношения успеха, которого достигает человек, к его притязаниям.

Одновременно в конце XIX - начале XX в. было предпринято множество попыток создать физиологическую психологию, изучить психологические явления физиологическими методами. Однако эти попытки во многом оказались неудачными, поскольку точные, однозначные, объективные физиологические показатели трудно было соотнести с субъективными, психологическими - расплывчатыми, изменчивыми, противоречивыми. Это заставило многих ученых сомневаться в возможности научного изучения психологических явлений.

В результате психология разделилась на два направления .

Одно с помощью точных научных методов пыталось изучить такие относительно простые психологические процессы, как ощущение и восприятие .

Второе рассматривало высшие психические процессы - память, мышление , которые такими способами изучены быть не могли. Для этих целей был создан особый метод исследования - интроспекция (от лат. introspectare - смотреть внутрь), т.е. наблюдения человека за тем, как действует его психика и субъективное описание этого.

Подобная ситуация привела к кризису психологии как науки .

В начале XX в. возникли два направления , совершившие переворот в психологической науке. Одно из этих направлений - бихевиоризм - обратилось к изучению внешнего поведения, другое - психоанализ - к изучению бессознательных процессов.

Название направления бихевиоризм происходит от английского слова behavior - поведение. Его разрабатывали американские психологи Э.Л. Торндайк (1874- 1949), Дж. Уотсон (1878-1958) и др. На развитие бихевиоризма громадное влияние оказало учение русских ученых И.П. Павлова и В.М. Бехтерева о природе рефлексов.

Основателем направления психоанализ стал австрийский психиатр и психолог 3. Фрейд (1856-1939). 3. Фрейд был врачом, и первоначально психоанализ возник как метод лечения неврозов.

Возникшие в психологии конца XIX – начала XX века направления психологии: глубинная психология (психоанализ), бихевиоризм (необихевиоризм), гештальтпсихология в западной психологии и деятельностный подход в отечественной психологии, с теми или иными модификациями, существуют и по сей день.

Развитие отечественной психологии, так же как и мировой, первоначально осуществлялось в русле двух основных направлений - философско-религиозного и естественно-научного .

Первое направление восходит к идеям выдающегося отечественного философа В. Соловьева (1853-1900). Представители этого направления - Н.Я. Грот (1852-1899), Г.И. Челпанов (1862-1936), Л.М.Лопатин (1855-1920), Н.О.Лосский (1870-1965) и др. - считали, что основным предметом психологии является душа , ее действие, а в качестве основного метода выделяли интроспекцию .

Второе связано с идеями объективно-экспериментального исследования человеческой психики. Его представители - выдающиеся отечественные физиологи И.М. Сеченов (1829-1905), В.М. Бехтерев (1857-1927), И.П. Павлов (1849-1936), А.А. Ухтомский (1875-1942). Их идеи легли в основу рефлексологии - научного направления, основоположником которого был В.М. Бехтерев.

В. М. Бехтерев (1857-1927) развивал экспериментальное направление в психологии с использованием объективных методов исследования.

Усилия И. П. Павлова (1849-1936) были направлены на изучение условно-рефлекторных связей в деятельности организма . Его работы значительно повлияли на понимание физиологических основ психической деятельности.

В отечественной психологии развивались и другие школы и направления, внесшие существенный вклад в мировую психологию.

Культурно-историческая концепция . Основателем этой концепции был Л.С. Выготский (1896-1934). Согласно этой концепции психика человека имеет культурно-исторический характер.

Одним из важнейших направлений развития этой теории явилась разработанная А.Н. Леонтьевым (1903-1979) теория деятельности . Деятельность рассматривалась А.Н. Леонтьевым как активное взаимодействие с окружающей действительностью, выражающее отношение человека к миру и способствующее удовлетворению его потребностей. Психическое развитие человека во многом составляет процесс развития его деятельности.

Психология индивидуальных различий. Это направление в отечественной психологии связано с такими именами, как Б.М. Теплов (1896-1965), В.Д. Небылицын (1930-1972), В.С.Мерлин (1892-1982).

Психология, с одной стороны, древняя наука (4 век до н.э.), а, с другой стороны, достаточно молодая (конец 19 в.). Первое упоминание о том, что у человека есть своя психология (или душа) встречается в трактате «О душе» древнегреческого философа Аристотеля (384-322 гг. до н.э.). Аристотеля считают родоначальником психологии, как и многих других наук, а его философские сочинения – первыми трудами по психологии в ее донаучном этапе развития – этапе сбора первичных данных.

По времени возникновения психология является такой же древней наукой, как и медицина. Но медицина сразу стала самостоятельной наукой, а психология долгое время была отраслью философии.

Основателем принципиально нового этапа развития психологии и выделения ее в самостоятельную науку принято считать Вильгельма Вундта (1832-1920). Этот немецкий ученый в 1879 г. В Лейпциге открыл первую в мире психологическую экспериментальную лабораторию (в 1985 г. подобная лаборатория была открыта в Москве В.М.Бехтеревым).

Первые опыты Вундта по изучению свойств сознания проводились с помощью прибора - метронома (его прямое на­значение - задавать ритм при игре на музыкальных инструментах). В лаборатории В. Вундта он стал практически первым психологическим прибором.

В. Вундт предлагал вслушаться в серию монотон­ных щелчков метронома. Можно заметить, что звуковой ряд в нашем восприятии непроизвольно ритмизуется. Например, мы можем услышать его как серию парных щелчков с ударением на каждом втором звуке (“тик-так”, “тик-так”...). Второй щелчок звучит настолько громче и яснее, что мы можем приписать это объектив­ному свойству метронома. Однако такое предположение легко опровергается тем, что, как оказывается, можно произвольно изменить ритмическую организацию зву­ков. Например, начать слышать акцент на первом зву­ке каждой пары (“так-так”, “так-так”...) или вообще организовать звуки в более сложный такт из четырех щелчков. Итак, заклю­чает В. Вундт, сознание по своей природе ритмично, причем организация ритма может быть как произвольной, так и непроизвольной.

Начиная с 4 в. до н.э. по сегодняшний день, психология в своем развитии прошла ряд этапов. Эти этапы выделяются в связи с пересмотром содержания предмета науки. Процесс его становления проходил в четыре этапа.

1-й этап (V в. до н.э.) - предметом изучения была душа. Наличием души пытались объяснить все непонятные явления в жизни человека. Представ­ления о душе были как идеалистическими, так и материалистичес­кими. Идеалист Платон, например, считал душу нематериальной, незримой, нетленной, а материалисты Гераклит и Демокрит - час­тицей природы, атомом огня, то есть материальной. В период уже 17в. ду­ша стала рассматриваться как нечто независимое от тела, как осо­бая сущность. Две субстанции - мыслящая и телесная, протяженная, совершенно отделенные друг от друга, так называемый дуализм (лат. dialia - двой­ственный) в наиболее развитой форме был представлен в учении Рене Декарта (1596-1650).



2-й этап (XVII в.) ознаменовался бурным развитием естествен­ных наук и предметом психологии стало сознание. Оно понималось как способность чувствовать, желать, мыслить.Основным методом изучения считалось наблюдение человека за самим собой и описание фактов. Представителем это­го направления стал английский ученый Джон Локк (1632-1704). В рамках интроспективной психологии в 1879 г. в Лейпциге Виль­гельмом Вундтом (1832-1920) была создана первая эксперименталь­ная психологическая лаборатория. 1879 год стал годом рождения научной психологии.

3-й этап (XIX в.) - в связи с успехами в медицине, эксперимента­ми над животными и др. предметом психологии становится пове­дение (американский ученый Джон Уотсон (1878-1958) и др.). По­явилось мощное научное направление в американской психологии, которое было названо бихевиоризмом. Поведение объяснялось ха­рактером стимула, который вызывает реакцию (поведение): (S - R) стимул - реакция.

В это время появляются ос­новные психологические концепции:

Гештальтпсихология - Вольфганг Келер (1887-1967), Макс Верт-геймер (1880-1943) (предмет изучения - особенности восприятия), изучение психики происходит с точки зрения целостных структур - гештальтов, т.е. восприятие не сводится к сумме ощущений, а свойства фигуры не описываются через свойства частей;

Психоанализ и неофрейдизм - Зигмунд Фрейд (1856-1939), Карл Густав Юнг (1875 -1961), Альфред Адлер (1870-1937) (пред­мет изучения - бессознательное) травматические события, аффективные переживания, неисполнившиеся желания и т.п. не исчезают из психики, а подвергаются вытеснению – активному удалению из сознания в сферу бессознательного, где продолжают активно воздействовать на психическую жизнь, проявляясь часто в замаскированной, “зашифрованной” форме в виде невротических симптомов.;

Когнитивная психология - Ульрих Найсер, Джером Сеймон Брунер (предмет изучения - познавательные процессы). Когнитивная психология изучает то, как люди получают информацию о мире, как эта информация представляется человеком, как она хранится в памяти и преобразуется в знания и как эти знания влияют на наше поведение;

Генетическая психология - Жан Пиаже (1896-1980)(предмет - развитие мышления отрасль психологии, изучающая происхождение и развитие психики животных и человека. Она прослеживает изменение различных психических процессов в онтогенезе и филогенезе, исследует психику различных видов животных, развитие психики ребенка, условия возникновения сознания человека.).

Основы отечественной научной психологии тоже закладывают­ся в конце XIX - начале XX вв. Происходит становление «рефлексо­логии» - Владимир Михайлович Бехтерев (1857-1927), Борис Ге­расимович Ананьев (1829-1905). представители рефлексологии изучали все рефлексы, протекающие с участием головного мозга.

4-й этап (XX в.) знаменуется появлением в отечественной психо­логии наиболее важного направления, сформировавшегося в 20-30-х гг., стала «культурно-историческая теория», разработанная Львом Семеновичем Выготским (1896-1934), затем - психологичес­кая теория деятельности, связанная с именем Алексея Николаевича Леонтьева (1903-1979) (предмет - психическая деятельность).

На Западе появляется гуманистическая психология - Карл Род­жерс (1902-1987), Абрахам Маслоу (1908-1970) (предмет - особен­ности личности). Гуманистическая психология - направление, в котором личность рассматривается как высшее существо, ставящее перед собой цель самосовершенствования и стремящееся к ее достижению.

В 60-х годах XX в. приковывает к себе внимание новое направле­ние - трансперсональная психология (Станислав Гроф, К. Уилбер, Ч. Тарт), изучаю­щая предельные возможности психики человека. Трансперсональная психология (лат. trans - через, persona - лич­ность («Я» - выход за пределы личности, себя изучает сознание в широком спектре его проявлений: ду­ховный кризис, околосмертные переживания, развитие интуиции, творчества, парапсихологические феномены, описывает предельные возможнос­ти психики человека (космическое состояние), переживания чело­века, которые могут привести человека к смене фундаментальных ценностей, духовного перерождения. Это переживание момента рождения и смерти.

Основные направления зарубежной психологии

С позиций методологии науки история психологии может быть описана как последовательность этапов становления представлений о ее предмете, методе и принципах в рамках научных парадигм (таблица 1).

1-й этап. На протяжении многих столетий психология оставалась областью описательных знаний, прежде чем стать наукой, изучающей процессы активного отражения человеком объективной реальности в форме ощущений, восприятий, мышления, чувств и других процессов и явлений психики.

В древности считалось , что душа присутствует в природе везде, где есть движение и теплота. Первое философское учение, основанное на вере во всеобщую одухотворенность мира, получило название «анимизм » (от лат. anima - душа, дух). Его основой выступало убеждение в том, что у всего, что существует на свете, есть элементы души. В дальнейшем анималистическое представление о душе уступило место гилозоизму (от гр. hyle - вещество, материя и zoe - жизнь). У ионийских натур-философов - Фалеса , Анаксимена и Гераклита - душа трактуется как оживотворяющая людей и животных форма элемента, образующего первоначало мира (вода, воздух, огонь). Границы между живым, неживым и психическим не проводилось. Все это рассматривалось как порождение единой первичной материи (праматерии).

Позже сложились две противоположные точки зрения на психику: материалистическая Демокрита (460 - 370 гг. до н.э.) и идеалистическая Платона (427 - 347 гг. до н.э.). Согласно Демокриту, душа - это материальное вещество, которое состоит из атомов огня, шарообразных, легких и подвижных. Все душевные явления Демокрит пытался объяснить физическими и даже механическими причинами.

Таблица 1

Этапы развития психологии как науки

Этап Определение предмета психологии Характеристика этапа
1-й Психология как наука о душе Такое определение психологии было дано более двух тысяч лет назад. Наличием души пытались объяснить все непонятные явления в жизни человека
2-й Психология как наука о сознании Возникает в XVII в. в связи с развитием естественных наук. Способность думать, чувствовать, желать назвали сознанием. Основным методом изучения считалось наблюдение человека за самим собой и описание фактов
3-й Психология как наука о поведении Возникает в XX в. Задача психологии - наблюдение за тем, что можно непосредственно увидеть (поведение, поступки, реакции человека). Мотивы, вызывающие поступки, не учитывались
4-й Психология как наука, изучающая факты, закономерности и механизмы психики Психология как наука сформировалась на базе материалистического взгляда на мир. Основой современной российской психологии является закономерное осмысление теории отражения

По мнению мыслителя, ощущения человека возникают потому, что атомы души приводятся в движение атомами воздуха или атомами, непосредственно «истекающими» из предметов. Со смертью тела, как считал философ, умирает и душа. Из вышесказанного следует, что материализм Демокрита носил наивный механистический характер.


В работах Платона изложен взгляд на душу как на самостоятельную субстанцию. Душа, по его мнению, не имеет ничего общего с материей и, в отличие от последней, идеальна. Душа - начало незримое, возвышенное, божественное, вечное. Тело - начало зримое, преходящее, тленное. Душа и тело находятся в сложных взаимоотношениях. По своему божественному происхождению душа призвана управлять телом. Учение Платона о судьбе души после смерти тела облечено философом в форму мифа и преследует этические, государственно-педагогические цели. Покидая тело после смерти человека душа, в зависимости от того, какой образ жизни вел человек, устремляется или в идеальный мир, или обречена на вечные скитания вблизи земли.

Люди должны верить , что после смерти душа ответствует за все действия тела. Эта вера заставит каждого бояться возмездия в будущей жизни, чтобы не впасть в отрицание всякой морали и долга. Идея бессмертия души скрывает еще один смысл: духовный опыт не умирает со смертью человека, он вечен. Платон является родоначальником дуализма в психологии, трактующего материальное и духовное, тело и психику как два самостоятельных и антагонистических начала. Платон говорил об ощущении, памяти и мышлении. Причем он был первым ученым, который определил память как самостоятельный психический процесс. Он открыл роль внутренней речи и активность мышления в процессе познания.

Идея Сократа (ок. 470 - 399 гг. до н.э.) , одного из самых замеча-тельных мыслителей Древней Греции, состояла в том, чтобы с помощью определенным образом подобранных вопросов помочь собеседнику найти истинный ответ и тем самым привести его от неопределенных пред-ставлений к логически ясному знанию обсуждаемых предметов. Философ рассматривал широкий круг «житейских понятий»: о справедливости и несправедливости, добре и красоте, мужестве и т.д. Девиз Сократа «Познай самого себя» подразумевал анализ поступков, нравственных оце-нок и норм человеческого поведения в различных житейских ситуациях. Все это вело к новому пониманию сущности души, к новому отношению человека к самому себе как носителю интеллектуальных и нравственных качеств.

Первая попытка систематизации знаний о психике была сделана философом-энциклопедистом Аристотелем (384 - 322 гг. до н.э.), которого по праву считают основателем не только психологии, но и целого ряда других наук. Заслуга Аристотеля состояла в том, что он первым посту-лировал функциональную взаимосвязь души (психики) и тела (организма). Сущность души, по Аристотелю, - реализация биологического сущест-вования организма. Учение Аристотеля заложило основы нового психологического мировоззрения - душа перестала трактоваться как ми-фологический двойник тела и впервые была осмыслена как органи-зующий механизм жизнедеятельности живых организмов. Аристотелю принадлежит заслуга в разработке таких проблем психологии, как ощущения, представления, активность психики, психический образ, основные ассоциации (связи) по сходству, смежности и контрасту. Аристотель одним из первых на многие века определил содержательную сторону психологического знания: рациональное, чувственное, волевое.

Значительный вклад в развитие представлений о естественнонаучной основе психологии внесли древнегреческие, древнеримские и древне-восточные врачи.

Древнегреческий врач Гиппократ (460 - 370 гг. до н.э.) - осново-положник научной медицины, обогативший медицинскую психологию врачебной этикой, а психологию учением о темпераментах. В Ш в. до н.э. александрийские врачи Герофил и Эразистрат отделили нервы от сухожилий и связок и установили их взаимосвязь с работой мозга. Римский врач Гален (II в. до н.э.) расширил представление о физиологической основе психики, приблизился к понятию сознания, расчленил движения на произвольные и непроизвольные.

Античные ученые поставили проблемы, веками направляющие развитие наук о человеке. Именно они впервые попытались ответить на вопросы, как соотносятся в человеке телесное и духовное, разумное и иррациональное и мн. др.

Мостиком, связующим античную философию и философию Средневековья, явилось неоплатоническое учение Плотина (III в.), впослед-ствии развитое Августином Блаженным (IV - V в.). В учении последнего понятие души приобретает религиозное содержание и понимается им как божественная, вечная и независимая от материи сущность.

В эпоху Средневековья значительных успехов достигла ара-боязычная наука, ассимилировавшая культуру эллинов, народов Средней Азии, Индии и Китая. Крупнейшими представителями являются Авиценна (Ибн-Сина, 980 - 1037) и Аверроэс (Ибн-Рушд, 1126 - 1098). В трудах этих ученых проводится мысль об обусловленности психических качеств естественными причинами, о зависимости психики от условий жизни и воспитания. Душа отныне становится объектом исследования медиков.

С усилением роли религии (христианства католического) в общест-венной жизни Европейского континента понимание сознания, психики человека начинает приобретать все более идеалистическую, религиозно-богословскую окраску. В эпоху Средневековья церковно-богословская концепция души становится определяющей, в том числе и под влиянием инквизиции.

В эпоху Возрождения переход от феодальной культуры к бур-жуазной в значительной степени решил проблему освобождения науки и искусства от догматов и ограничений церкви. Активно стали развиваться естественные, биологические и медицинские науки, возрождаться и преоб-разовываться различные виды искусств. Эпоха Возрождения привнесла новое миропонимание, в котором культивировался исследовательский подход к явлениям действительности. Было создано общество естество-испытателей, возрос интерес к психологии творчества, человеческой личности. Приоритетное значение в науке получило экспериментирование.

2-й этап. В XVII в. были заложены методологические предпосылки научного понимания психики и сознания. Душа начинает трактоваться как сознание, деятельность которого непосредственно связана с работой мозга. Формируются принципы научного познания, которые переносятся и на изучение человека. Отныне природа рассматривается как грандиозный механизм, действующий по физическим законам, а человек - как особый механизм, в котором уже нет места для мистической души. Выдающийся мыслитель нового времени Френсис Бэкон (1561 - 1626) обосновал идею о решающей роли эксперимента в научном познании, накопления экспериментальных знаний, их анализа и обобщения.

Становление психологических воззрений в этот период связано с деятельностью ряда ученых. Выдающийся французский ученый, мате-матик, философ и физиолог Рене Декарт (1596 - 1650) заложил основы детерминистской концепции поведения и интроспективной концепции сознания. По мнению ученого, причина поведенческой активности человека лежит вне его и определяется внешними факторами, а сознание не принимает участия в регуляции поведения. В своем учении Р. Декарт противопоставляет душу и тело, утверждая, что существуют две незави-симые друг от друга субстанции - материя и дух. В истории психологии это учение получило название дуализма (от лат. dualis - двойственный). Введя в науку понятие рефлекса (отражения), Р.Декарт впервые объяснил психические проявления как материально обусловленные отражательно-регуляционные рефлекторные процессы. На основе его взглядов в психо-логии возникли важнейшие ее понятия - рефлекса и ассоциаций. Декарт ввел в науку и понятие сознания (как непосредственное знание души о себе), а также наметил путь познания сознания. Сознание есть то, по мнению ученого, как оно выступает в самонаблюдении.

Попытку преодолеть дуализм и механические представления Р. Декарта о психике предпринял нидерландский философ-материалист Бенедикт Спиноза (1632 - 1716), который отстаивал идею единства мира, считая, что сознание является такой же реальностью, как и материальный мир. Б. Спиноза утверждал, что «порядок и связь идей те же, что и порядок и связь вещей» и что все духовные явления порождены действием материальных причин и законов. Он убедительно обосновал один из ведущих принципов научной психологии - принцип детерминизма.

Выдающийся немецкий мыслитель Готфрид Лейбниц (1646 - 1716) ввел понятие бессознательной психики, полагая, что в сознании субъекта непрерывно идет скрытая от него работа психических сил в виде особой динамики неосознаваемых восприятий.

В XVII - XIX вв. широкое распространение получила так называемая эмпирическая психология. Одним из родоначальников эмпиризма является английский философ Джон Локк (1632-1704), исповедовавший опытное происхождение всей структуры человеческого сознания. В самом же опыте Д. Локк выделил два источника: деятельность внешних органов чувств (внешний опыт) и внутреннюю деятельность ума, воспринимающего собственную работу (внутренний опыт). Сознание, по Локку, - это восприятие человеком происходящего в его уме. Этот постулат Локка стал исходной базой двухвекового господства в психологии парадигмы интроспекционизма.

Д. Локку принадлежит заслуга введения в науку понятия «ассоциация», под которой понимались сочетание, связь идей. После Д. Локка в психологии утвердился всеобщий объяснительный принцип чело-веческой психики - принцип ассоциации (связи) идей, образов. Понятие об ассоциации стало наиболее простым и универсальным объяснительным механизмом формирования и приобретения человеком опыта.

В XVIII в. появилась ассоциативная теория, возникновение и развитие которой связано с именем Дейвида Гартли (1705 - 1757). Уста-новленные им закономерности образования ассоциаций - смежность воз-действия и частота их повторения - стали, по существу, первыми зако-номерностями психологии. Д. Гартли обогатил психологию многими осно-воположениями, а его научные идеи оказали решающее влияние на последующее развитие психологии.

Немецкий ученый Христиан Вольф (1705 - 1757) издал первые крупные научно-психологические труды «Эмпирическая психология» (1732) и «Рациональная психология» (1734) и ввел в научный оборот термин «психология».

Крупные достижения в психологии в XVIII в. неразрывно связаны с достижениями в естествознании, кардинальными изменениями в мировоз-зрении, философском осмыслении бытия. Возникает концепция историзма: жизнь людей соотносится с развитием общества как закономерного исторического процесса. Появляются первые ростки понимания культурно-исторической обусловленности индивидуальной психики.

Отныне психика человека начинает рассматриваться в соотношении не только с телом и мозгом человека, не только с окружающей средой, но и с культурно-историческим развитием общества.

Конец XVIII - начало XIX в. характеризуется крупными изме-нениями в исследовании нервной системы, физиологии головного мозга, органов чувств.

Кардинальное значение в этой области имели исследования чешского физиолога Йиржи Прохазки (1749-1820). Он впервые дал клас-сическое определение рефлекса и показал, что рефлекс возникает лишь на те раздражители, которые имеют для организма приспособительную значимость. Й. Прохазки установил, что по рефлекторному принципу функционируют все отделы нервной системы (как низшие, так и высшие), и все формы психической деятельности направлены на приспособление организма к условиям окружающей среды, подчиняясь общему закону «сохранения живого тела». Психика понимается им как способность дифференцировать внешние воздействия, оценивать их в соответствии с потребностями организма и на основе этого осуществлять избирательные, приспособительные действия. На основе исследований и концептуальных обобщений, сделанных Й. Прохазкой, нейрофизиологи обратились к изучению «рефлекторной дуги».

Огромную популярность приобретает френология (от гр. «френ» - душа, ум), автором которой является австрийский анатом Франс Галль (1758-1829). Он предложил карту мозга, в соответствии с которой различные способности размещены в определенных участках. Френология побудила ученых к экспериментальному изучению размещения, локализации психических функций в головном мозге. Ф. Галль считал, что извилины в коре больших полушарий головного мозга и являются местом локализации «умственных сил».

Теория эволюции Чарльза Дарвина (1809 - 1882), появившаяся в середине XIX столетия, анатомически сблизила человека и животных и объяснила общность их телесного устройства. В своих трудах («Проис-хождение человека», 1870; «Выражение эмоций у животных и человека», 1872) Ч. Дарвин анализирует психику человека, сравнивает ее с психикой животных и приводит убедительные доводы к доказательству того, что эмоции есть не только у человека, но и у животных.

В рамках дарвинизма возникла одна из основных категорий психологии - категория поведения . В работе «Происхождение видов» (1859) ученый показал роль приспособительных механизмов и внутривидовой борьбы в биологическом развитии. Под влиянием дар-винизма возникают новые отрасли психологии: зоопсихология, гене-тическая, сравнительная.

Естествоиспытатели первой половины XIX в. обеспечили открытие ряда психофизиологических закономерностей и содействовали изучению психических явлений естественнонаучными методами, способствовали становлению психологии как научно-экспериментальной отрасли знаний.

Основателем экспериментальной психологии стал немецкий философ, психолог и физиолог Вильгельм Вундт (1832 -1920), создавший в Лейпциге первую в Европе экспериментально-психологическую лабораторию, ставшую вскоре Международным центром психологических исследований. Благодаря исследованиям В. Вундта к концу XIX столетия экспериментальная психология получила развитие во многих странах мира. Впоследствии в Германии были открыты еще несколько лабораторий
(в Геттингене, Бонне, Берлине, Бреславле и Мюнхене).

Следует отметить, что все крупные достижения в развитии психологии были неразрывно связаны с достижениями в естествознании, кардинальными сдвигами в мировоззрении, новым философским осмыс-лением бытия.

3-й этап. Важную роль в выделении психологии как самостоятельной отрасли знания сыграли разработка метода условных рефлексов в физиологии и практика лечения психических заболеваний, а также проведение экспериментальных исследований психики.

В начале XX в. основатель бихевиоризма Д. Уотсон предложил программу построения новой психологии. Бихевиоризм признавал в качестве единственного объекта психологического изучения поведение, поведенческие реакции. Сознание как явление, не поддающееся наб-людению, было исключено из сферы бихевиористской психологии.

4-й этап. Для него характерно многообразие подходов к сущности психики, превращение психологии в многоотраслевую прикладную область знания, обслуживающую интересы практической деятельности человека. Особенности развития психологии как науки отражены на рис.

Научные течения в психологии различаются по своему предмету, изучаемым проблемам, понятийному полю, объяснительным схемам. Психологическая реальность человека предстает в них под определенным углом зрения, отдельные стороны его психической жизни выступают на первый план, изучаются основательно и детально, другие либо совсем не изучаются, либо получают слишком узкую интерпретацию.

1. Этапы развития психологии как науки.

Основной причиной, вызывающей трудности в изучении психики, является идеальность и субъективность психических явлений, поэтому психологи сомневались в объективности своих исследований, по-разному понимая сущность психики. В зависимости от этого выделяют 4 этапа в формировании психологии как науки.

1 этап – психология как наука о душе. Такое определение психологии было дано более двух тысяч лет назад. Наличием души люди пытались объяснить непонятные явления в жизни человека: сновидения, судьбу, мысли, желания, считая, что душа – орган, животворящий тело, следовательно, психика – это душа. Данные взгляды, распространенные у первобытных народов, называются анимизмом (анима – душа), под которым понимается одушевление всех живых и неживых объектов. Древнегреческие философы-материалисты Демокрит, Эпикур, Лукреций трактовали душу как разновидность материи, как телесное образование из атомов. Философ-идеалист Платон считал, что душа – что-то божественное, отличающееся от тела.

2 этап – психология как наука о сознании. Возникла в XVII в. в связи с развитием естественных наук. Способность чувствовать, думать назвали сознанием. Основным методом изучения сознания считалась интроспекция (интро – направленный внутрь себя), т.е. самонаблюдение человека за самим собой и описание, объяснение на этой основе фактов внутренней психической жизни. Таким образом, на этом этапе развития психологии основное внимание обращалось только на внутреннюю сторону психической жизни человека, на его сознание.

3 этап – психология как наука о поведении возникла в ХХ в. В это время считалось, что самонаблюдение является недостаточно объективным методом. Объективно можно изучить только лишь то, что непосредственно наблюдаемо: поведение, поступки, реакции человека. Но при этом не изучались мотивы, вызывающие поступки. На данном этапе развития психологии под психикой ученые понимали ее внешнюю характеристику – поведение.

4 этап – психология как наука, изучающая объективные закономерности, проявления и механизмы психики. Под психикой стали понимать совокупность как внутреннего, так и внешнего, т.е. с одной стороны – это сознание, с другой – поведение, деятельность.

3. Общее понятие о психике, ее структуре и функциях

В настоящее время существует материалистическое и идеалистическое понимание сущности психики.

С идеалистической точки зрения считается, что психика первична, а материя вторична. Например, прежде чем построить дом, человек его придумывает во внутреннем плане: составляет чертеж, подбирает материалы, затем идею о доме реализует во внешнем плане, т.е. занимается строительством. Отсюда возникло мнение о том, что прежде чем появился материальный мир, его кто-то должен был придумать. В пользу идеалистической точки зрения о сущности психики говорят воспоминания людей, побывавших в состоянии клинической смерти, во время которой они летели по туннелю навстречу свету и по пути встречали души умерших родственников. Идеалистическое понимание психики корнями уходит в анимистические взгляды первобытных людей и будет существовать всегда, т.к. в основе развития психологии, как и любой науки, лежит противоречие между знанием и незнанием, а любое незнание порождает идеализм.

С материалистической точки зрения считается, что психика является свойством такой высокоорганизованной материи, как головной мозг (материя первична, а психика, дух, сознание – вторичны). Именно благодаря деятельности головного мозга возможна психическая жизнь человека. Предыдущий пример, связанный с построением дома, скорее всего, убедил и одновременно насторожил. Так как же с идеалистической позиции перейти на материалистическую? Ответ достаточно прост. Прежде чем у человека возникла мысль или идея о постройке дома, на него должны были подействовать объективные внешние обстоятельства (холод, дождь, снег, необходимость создания более лучших бытовых условий для своей семьи и т.д.), которые, в свою очередь, заставили человека думать в нужном направлении. И это произошло благодаря деятельности головного мозга, заключающейся в отражении внешних и внутренних воздействий. Теория отражения является научно-философской основой психологии. Тем самым мы признаем первичность материи и вторичность сознательного (идеального или духа). Накопленные данные об эволюции живого мира позволяют наиболее объективно доказать состоятельность этого убеждения.

Отражение является одним из основных свойств материи. Под отражением понимается реакция материи на воздействия. Например, камень, лежащий у дороги, то нагревается под воздействием солнца, то охлаждается при понижении температуры воздуха. Тем самым он пассивным образом реагирует (отражает) на внешние воздействия. Или же такие объективные факторы, как холод, непогода воздействовали на мозг человека и способствовали возникновению мысли о постройке дома.

С разграничением материи на живую и неживую выделяются следующие виды отражения:

    физическое отражение характерно для неживой материи. Оно всегда пассивно и зеркально . Примером физического отражения могут быть эрозия почвы, коррозия металла, химические реакции, круговорот воды в природе, изменение агрегатного состояния веществ и даже движение головки подсолнуха вслед за солнцем.

    физиологическое отражение характерно для живой материи. Примером физиологического отражения могут быть функции организма, связанные с поддержкой гомеостаза, дыхания, выделением слюны на запах пищи, рефлекс и т.д. Физиологическое отражение не осознается человеком.

    психическое отражение значительно отличается от физического, т.к. оно всегда активно (если бы камень смог бы вырыть ямку, чтобы спрятаться от ночного холода, а в полуденный зной уползти под тень куста, т.е. активно реагировать на внешние воздействия, следовательно, стал бы живым существом), носит опережающий характер (человек может предвидеть события, планировать свои действия), всегда сугубо индивидуально , осуществляется в ходе целенаправленной деятельности. Наиболее высшими формами психического отражения являются сознание и самосознание. Таким образом, психика – это субъективный образ объективного мира, достоверность которого проверяется в ходе практической деятельности.

Условно выделяют четыре основных этапа становления психологии как науки:

I этап (IVв. до н.э. - середина XVII в. н.э.) психология как наука о душе. Наличием души пытались объяснить все непонятные явления в жизни человека: сон, сновидения, состояния транса, овладение магическими умениями (например, удачей в охоте), смерть и т.п. На этом этапе психология была донаучной, так как она не имела своих собственных методов исследования, а пользовалась философским методом логических рассуждений. Так сформировался исторически первый предмет психологии - душа как нечто, отличающее живое от неживого, дающее возможность движения, ощущения, страсти, мысли.

II этап (середина XVII в. - середина XIX в.) - психология как наука о сознании. Возникает в связи с развитием естественных наук. Способность думать, ощущать, чувствовать, желать назвали сознанием. Основным методом изучения психических явлений считается наблюдение человека за самим собой и описание фактов. Философская дискуссия перестает быть единственным инструментом познания. В этот период были изжиты донаучные представления о душе как нематериальной бестелесной субстанции, стали изучать феномены сознания, опыта человека на основе самонаблюдения.

III этап (середина XIX в. - середина XX в.) - психология как наука о поведении. В это время возникает много разных "психологий" со своими принципами и языком; первоначально они с трудом взаимодействовали, чаще всего существуя в противопоставлении друг другу. Этот период часто называют периодом открытого кризиса в психологии. Происходит трансформация предмета психологии, представления о "душе" и "сознании" оказываются недостаточными. В этот период зарождается психология не только теоретическая, но практическая.

Основатель научной психологии Вильгельм Вундт (немец), открывшего в 1879 г. первую в мире экспериментальную психологическую лабораторию в Лейпциге. Этот год считается годом рождения психологии как науки - Вундт обозначил право эксперимента на участие в изучении сознания. Еще один психолог того периода был американский ученый Уильям Джеймс создатель теории "потока сознания". Джеймс считал важным вопрос о том, какую ценность душа составляет для человека, чему она служит (направление "функционализм"). По Джеймсу, основное заключается в том, что душа позволяет человеку приспособиться к миру, по возможности комфортно себя в нем чувствуя. Существенные изменения в представления о предмете и методе психологии были внесены 3. Фрейдом , который основал парадигму психоанализа. Для получения исходного материала о глубинных психических структурах и процессах использовался анализ свободных ассоциаций, оговорок, специфики забывания, толкование пересказов сновидений, и т.п. Установление особенностей глубинных психологических структур через интерпретацию этого материала составляет существо нового метода, который Фрейд назвал психоанализом. Радикальный переворот в представлениях о предмете и методе психологии был совершен Дж.Б. Уотсоном , в 1913 г. статья "Психология с точки зрения бихевиориста". Предметом изучения становится поведение и активность. Активность - внешняя и внутренняя - описывалась через понятие "реакция", к которой относились те изменения в организме, которые могли быть зафиксированы объективными методами - сюда относятся и движения, и, например, секреторная деятельность. Уотсон предложил схему S - R, в соответствии с которой воздействие, т.е. стимул (S), порождает некоторое поведение организма, т.е. реакцию (R). Одним из наиболее авторитетных бихевиористов является Б. Скиннер , предположивший, что поведение может строиться и по иному принципу, а именно, определяться не стимулом, предшествующим реакции, а вероятными последствиями поведения. Имеется в виду, что, имея определенный опыт, животное или человек будут стремиться воспроизводить его, если он имел приятные последствия, и избегать, если последствия были неприятны. Иными словами, не субъект выбирает поведение, а вероятные последствия поведения управляют субъектом.

IV этап (середина XX в. по настоящее время). Состояние психологии в этот период представляло стадию открытого кризиса, который продолжается до настоящего времени и характеризуется разнообразием и конкуренцией парадигм . Важным психологическим направлениям, возникшим в период "открытого кризиса", явилась гештальтпсихология . Гештальтпсихологи выдвинули идею целостности образа, свойства которого не сводимы к сумме свойств элементов. Фредерик Перлз (врач-психиатр) считал, что любой аспект поведения есть проявление целого, т.е. бытия человека. Кроме того, идея целостности означает понимание индивида, как части более широкого поля, включающего организм и среду. В этом единстве, однако, обозначается "контактная граница" между индивидом и средой; у здорового индивида она подвижна, допуская и контакт со средой, и уход из нее. Контакт - Перлз считает формированием гештальта, уход - завершением. Главное, по Перлсу - это осознавание того, что и как происходит, но не поиск причин происходящего. Главное препятствие на пути личностного роста - незавершенность ситуаций прошлого, их неотреагированность, а также боязнь пустоты, открывающейся, когда мы лишаемся привычных поверхностных способов поведения - клише, т.е. стереотипных способов взаимодействия, и игр или ролей, в которых мы притворяемся такими, какими, хотели бы быть. Открывающаяся за этим пустота обозначается Перлсом как тупик, его человек обычно избегает, возвращаясь на поверхностные уровни поведения.

Одним из ведущих направлений современной зарубежной психологии является гуманистическая психология . Возникновение названия и формулирование основных принципов связано с именем американского психолога Абрахама Маслоу 60-е годы 20го столетия. В центре гуманистической психологии - понятие становления личности, представление o необходимости максимальной творческой самореализации, что означает истинное психическое здоровье. Гуманистическая психология утверждает, что человек изначально добр или, в крайнем случае, нейтрален; агрессия, насилие и т.п. возникают в связи с воздействием окружения. Наиболее универсальной человеческой характеристикой в концепции Маслоу является креативность, т.е. творческая направленность, которая врождена всем, но теряется большинством в связи с воздействием среды, хотя некоторым удается сохранить наивный, "детский" взгляд на мир. Основание концепции Маслоу - его представление о человеческих потребностях. Маслоу полагал, что потребности человеку "заданы" и иерархически организованы по уровням. Если эту иерархию представить в виде пирамиды или лестницы, то выделяются следующие уровни (снизу вверх):

  • 1. Базовые физиологические потребности.
  • 2. Потребности, связанные с безопасностью.
  • 3. Потребности, связанные с любовью и приятием.
  • 4. Потребности, связанные с уважением других и самоуважением.
  • 5. Потребности, связанные с самоактуализацией, или потребности личностной состоятельности.

Общий принцип, предлагаемый Маслоу для трактовки развития личности: нижележащие потребности должны быть в какой-то мере удовлетворены прежде, чем человек может перейти к реализации высших. Без этого человек может и не подозревать о наличии потребностей более высокого уровня. В целом, полагал Маслоу, чем выше человек может подняться по лестнице потребностей, тем больше здоровья, гуманности он будет проявлять, тем более индивидуален он будет. Задача человека, по Маслоу, стать тем, чем возможно - а значит, быть собой в обществе, где условия не способствуют этому. Человек оказывается высшей ценностью в человеческом обществе.

В 60-е годы появилась "трансперсональная психология ". В центре трансперсональной психологии (т.е. "психологии за пределами личности") - так называемые измененные состояния сознания, переживание которых может привести человека к смене фундаментальных ценностей, духовному перерождению и обретению целостности. Лидером этого направления является Станислав Гроф , разработавший метод холотропного дыхания (холотропный - ведущий к целостности). В измененном состоянии сознания возможно повторное переживание момента собственного рождения, и символический - духовное воскресение. При этом методе измененное состояние сознания достигается вследствие организации интенсивного дыхания и "отключения" сознания под воздействием специальной музыки (часто говорят, что трансперсональная психология возрождает традиции язычества). Согласно представлениям представителей этого направления, проживание рождения, смерти, возрождения, других событий в измененном состоянии сознания (что часто может быть связано со страданием и его преодолением) ведет к высвобождению, выходу за пределы себя (трансценденции) и вступлению в иные, более целостные отношения с миром. Основными теоретическими источниками трансперсональной психологии признаются, как правило, психоанализ и восточные философские системы, в частности, даосизм, с выработанными в них представлениями об энергетической основе мира.

Загрузка...