docgid.ru

Паутина отношений: что такое Белая Этика. Функции социотипов. Белая этика

Как обоснованно свидетельствует психология, причины возникновения конфликтных ситуаций в производственной сфере кроются главным образом в трёх областях: издержки в организации труда и вопросах его стимулирования; управленческие недочёты и упущения; нюансы и недостатки в области межличностных отношений в группе.

Примерно треть конфликтов возникает на основе именно последней группы недостатков. Именно по этой причине приоритет в решении проблемных аспектов в деловых отношениях отдаётся не производственным темам о выпуске продукции, а построению корректных и продуктивных взаимоотношений в группе. В этом контексте актуальной темой становится создание и сохранение здоровой морально-психологической атмосферы как в группе, так и во внутреннем состоянии сотрудников.

Особенности

В общетеоретическом и её сущностном смысле, этика, как теория морали, – это специальное учение гуманитарной направленности, где объектом выступает человек и его взаимоотношения, а предметом является мораль. Мораль же понимают как способ регуляции человеческой деятельности.

Являясь частью философии, классическая этика возникла около 2500 лет назад в Древней Греции, и в своём развитии прошла многие исторические этапы, развиваясь в различных философских направлениях: античная и средневековая этика, этика Нового времени, современная этика. Началом развития деловой этики в России можно считать 1717 г., когда по приказу Петра I были изданы «Показания к житейскому обхождению» (советы молодым дворянам).


В конце XIX в. этика отпочковалась и активно структурировалась, сохраняя тесную взаимосвязь с философией. В ХХ веке отдельные её составляющие развиваются как:

  • Профессиональная этика и её разновидности – комплекс моральных установок в отношениях работников к профессиональному долгу, к коллегам и социуму.
  • Этикет – свод установлений, касающихся поведения работников в конкретной ситуации.
  • Этика деловая, как нормативный комплекс поведения людей, затрагивающий стили работы, вопросы общения между партнёрами и их социально-психологический имидж.


Элементы деловой этики – это ряд категорий, формирующих сущностное её содержание:

  1. Общественные моральные нормы.
  2. Поведенческие правила.
  3. Совокупность принципов общения.

Особенности и правила межличностных отношений, рассматривающиеся в рамках:

  • производственных и личных прав сотрудников;
  • стилей руководства;
  • принципов культуры управления;
  • деловой философии;
  • служебных взаимоотношений;
  • разрешения конфликтов.


Очевидна тесная связь этой науки с психологическими аспектами общения и особенностями восприятия, конфликтологией и другими гуманитарными науками.

Этика, в её широком понимании – это система нравственных установок общего и частного характера, регулирующих жизнь социума . Этика деловых отношений акцентирует внимание именно на деловых аспектах жизни социума. Она вбирает в себя вопросы этикета, рассматривая нормы, определяющие стили работы, манеры фирменного общения, имиджевые аспекты, порядок проведения переговоров и другое.

Структурными компонентами этого предмета являются: установившиеся ритуалы, субординационные аспекты, поведенческие манеры, стили письма и проведения телефонных переговоров, а также степень корректности в общении (вежливость, тактичность и прочее).


Специфичность деловой этики отражают её два ведущих постулата:

  • Направленность на конструктивный и вполне определённый результат.
  • Отсутствие зависимости отношения к проблемам от особенностей отношений с партнёром.

Особенностью предмета является и то, что его нормы и правила существенно облегчают общение в группе, поскольку формируют своеобразный, общий контекст, и в определённой мере формируют базу, на которой возникает взаимное доверие. То есть, нормы и правила задают фабулу определённого стиля поведения сотрудника, сообразного сложившейся ситуации. Ситуация становится прогнозируемой, что обеспечивает быструю, адекватную и комфортную ориентацию человека в ней.

Степень соблюдения принципов и установлений деловой этики – это один из основных критериев, позволяющих судить об уровне профессионализма. Фактически это «визитная карта», определяющая уровень эффективности развития партнёрских отношений на ближайшую и отдалённую перспективу.

Принципы

Принципы бизнес-отношений, выработанных социумом, как основы этики, носят характер универсальных нравственных установок и отражают сущность предмета. В широком понимании трактует эти принципы американский учёный Л. Хосмер, который, опираясь на теоретические и проверенные практикой мировые философские положения, вывел 10 известных универсальных принципов-аксиом.

Присутствуя в различных культурах, они в различной степени признаются актуальными и справедливыми, с некоторыми поправками и уточнениями, в том числе и по структуре. Однако их функции и сущность, при несколько различающихся трактовках, являются фактом общепризнанным. Понятно, что они могут носить исторически ситуативный характер.


Фондом «Российская деловая культура» разработан вариант системы таких принципов:

  • Личностные:
  1. Честь важнее прибыли.
  2. Уважение к партнёрам – базовое понятие бизнес-отношений. Уважение и самоуважение достигаются исполнением обязательств, взятых на себя.
  3. Насильственные и грубые методы неприемлемы для достижения целей.


  • Профессиональные:
  1. Деловые планы должны соответствовать имеющимся средствам.
  2. Основой бизнеса и ключом к успеху в нём является доверие. Достойная репутация – непременное условие, ведущее к успеху.
  3. Справедливая конкуренция. Деловые разночтения не повод к судебному рассмотрению.


  • Гражданина РФ:
  1. Уважай законы и законную власть.
  2. Для участия в законотворческой деятельности действуй с партнёрами и коллегами, руководствуясь данными принципами.
  3. Творя добро, не жди за это обязательного общественного признания.


  • Гражданина Земли:
  1. Берги природу от ущерба.
  2. Не попустительствуй криминалу и коррупции. Способствуй противодействию этим силам.
  3. Будь терпим к людям иных культур и верований.


Общепринятыми и более приближёнными к психологии межличностных взаимоотношений в трудовом коллективе, являются следующие принципы:

  • Вежливость и учтивость в общении с партнёрами и клиентурой.
  • Для создания комфортного климата в группе и продуктивных условий работы авансируй доверие.
  • Соблюдай справедливость в распределении полномочий, степеней ответственности, прав распоряжения ресурсами, в назначении сроков исполнения заданий и т. д. Соблюдай в этом контексте принцип добровольности. Грубое давление в этих случаях недопустимо.
  • Максимум прогресса достигается этически направленной активностью руководителя.
  • Менеджер должен толерантно относиться к морально-нравственным устоям и традициям, соблюдаемых в иных странах.
  • Соотношение индивидуальных и коллективных начал в деятельности менеджера при принятии решений должно быть разумным.
  • Используя психологические методы управления, соблюдай принцип постоянства вежливого управленческого воздействия для достижения необходимого результата.


Основные правила

Конкретизируясь через соответствующие нормативные единицы нравственного характера, моральные принципы (коллективизм, индивидуализм, гуманизм, альтруизм, толерантность) реализуются в поведенческих правилах. Так, в личностном аспекте, в деловой сфере (и не только в деловой), принято быть порядочным и пунктуальным (точным во всём), коммуникабельным, ясно излагать мысли, обладать культурой речи (уметь слушать и слышать), быть эмоционально стабильным (самообладание), честным, скромным, опрятным, элегантным, иметь хорошие манеры.

Как сложное образование, деловая этика содержит следующие виды:

  • Государственная этика. Определяет взаимоотношения госслужащих как внутри фирмы, так и за её пределами.
  • Социальная этика.
  • Этика на производстве.
  • Этика управления.
  • Коммерческая этика. Регулирует деятельность в торговле, коммерции и иных сферах.
  • Этика культур (американская, азиатская, европейская, российская и прочие).


Корпоративная культура

Мировой опыт и история свидетельствуют о высокой значимости корпоративной культуры, как ресурса предприятия. Сегодня это понятие составляет неотъемлемую часть клиентоориентированного и открытого бизнеса, поскольку является и управленческим инструментом, и инструментом маркетинга. Высокий уровень корпоративной культуры фактически отражает имидж фирмы.

Исторически, это понятие сформировалось в Германии, в среде военнослужащих как совокупность безусловно принимаемых установлений, регулирующих поведение в группе, сообществе. В современном обществе это понятие рассматривается в качестве стратегического, ориентирующего сотрудников на мобилизацию и продуктивное общение, инструмента.


Система носит обязательный характер для всех работников фирмы, полностью должна ими разделяться и исполняться.

По своему назначению, она рассчитана на длительный временной период и призвана войти в привычку работников. Её место и роль в деятельности организации определяется функциональным содействием достижению целей, эффективному и согласованному взаимодействию в деятельности работников, управленческих и производственных звеньев. Она непосредственно подчинена целевым устремлениям фирмы и является её стержневым активом, во многом обеспечивающим успешность фирмы в целом. Особую роль в построении и реализации системы выполняют руководящие управленческие звенья.


На практике такая система, заключая в себе активный психологический посыл, становится эффективной в том случае, когда её и общие, и частные элементы полностью разделяются и поддерживаются значительным количеством работников предприятия.

Характер корпоративной культуры, степень её эффективности проявляется через комплекс взаимосвязанных отношений:

  1. Характер отношения сотрудников к выполняемому ими виду трудовой деятельности.
  2. Характер отношения сотрудников к фирме.
  3. Качество отношений между сотрудниками в группе.

Корпоративная культура имеет свои базовые, глубинные слои – внутренний, внешний и скрытый. Внешний – это то, как видят фирму клиенты, конкуренты и общественность. Внутренний – система ценностей, выражающаяся в деятельности работников. Скрытый – базовые установки, осознанно усвоенные в коллективе.

Таким образом, внешний уровень непосредственно связан с понятием имиджа фирмы.

На протяжении тысячелетий люди разных эпох и социальных структур искали наиболее верный путь общения между собой. Над тем, как привести общечеловеческие отношения к гармонии, трудились лучшие представители философской и религиозной мысли. В итоге оказалось, что, несмотря на разницу эпох и исторических реалий, «золотые правила этики» во все года остаются неизменными. Это определяется в первую очередь их общечеловеческим характером.

Относись к людям так, как хочешь, чтобы относились к тебе

Именно такой принцип, заложенный в основу нравственности и ставший «золотым правилом этики», в той или иной форме проповедуется всеми основными мировыми религиями как современности, так и давно минувших времён. Ещё в V веке до нашей эры это этическое правило было сформулировано в древнеиндийском эпосе "Махабхарата". В более поздний период истории оно нашло отражение в Ветхом Завете, а затем было засвидетельствовано евангелистами Матфеем и Лукой как слова, произнесённые Иисусом Христом.

Этому простому, казалось бы, правилу часто бывает трудно следовать. Причина кроется в наших естественных человеческих слабостях, заставляющих нас руководствоваться прежде всего своими интересами и пренебрегать чужими. Эгоизм, присущий в той или иной мере каждому человеку, не позволяет ему, пренебрегая собственной выгодой, приложить усилия к тому, чтобы было хорошо другому. Ответ на вопрос: «Как я понимаю золотое правило этики и что оно для меня значит?» часто становится определяющим в формировании человека как личности.

Понятия норм поведения у древних шумеров

Исходя из общих принципов общечеловеческих отношений, на протяжении всей своей истории человечество вырабатывало свои золотые правила этики. Одну из первых таких попыток можно наблюдать у древних шумеров, населявших Месопотамию. Согласно дошедшим до нас письменным памятникам той эпохи, за соблюдением жителями государства неусыпно следили бог солнца Уту и богиня правосудия Нанше.

Ежегодно она вершила суд над людьми, безжалостно карая тех, кто, следуя путём порока, творил произвол, уклонялся от выполнения правил и договоров, а также сеял вражду между людьми. Доставалось от разгневанной богини и всякого рода жуликам, обманывающим на рынках доверчивых покупателей, и тем, кто, согрешив, не находил в себе сил признаться в содеянном.

Нормы этикета в Средние века

В период Средневековья появились первые пособия, в которых были сформулированы основы поведения людей в отношении к гражданским и церковным властям, а также к домочадцам. К этому времени выработался определённый стандарт поведения в тех или иных ситуациях. Обусловленные им правила были названы этикетом.

От умения вести себя в обществе, соблюдая этикет, во многом зависела не только успешная карьера придворного, но подчас и сама его жизнь. Подобным правилам, жёстко регламентировавшим все стороны общения между людьми, обязаны были следовать даже монархи. Это не была этика поведения в принятом нами смысле. При их дворах этикет носил форму некоего ритуала и был предназначен для возвеличивания августейших особ и закрепления сословного разделения общества. Этикетом диктовалось буквально всё, начиная от формы и размера пряжек обуви и заканчивая правилами приёма гостей.

Правила этикета в странах Востока

Известно много случаев, когда несоблюдение правил этикета становилось причиной срыва важных дипломатических миссий, а порой приводило к началу войн. Наиболее педантично соблюдались они в странах Востока, а особенно в Китае. Там существовали сложнейшие церемонии приветствия и чаепития, часто ставившие иностранцев в крайне неловкое положение. В частности, с этим столкнулись голландские купцы, установившие на рубеже XVII и XVIII века торговые связи с Японией и Китаем.

Договоры по обмену товарами и разрешение на торговлю достигались ими путём выполнения многочисленных и порой унизительных этикетных предписаний. Известно, например, что директор голландской фактории вместе со своими сотрудниками был вынужден регулярно являться с подарками к царствующей особе, именуемой сегуном. Считалось, что таким образом они выражали свою верность и преданность.

Как в восточных странах, так и при дворах европейских монархов требования этикета были столь сложны, что для контроля за их соблюдением появились специально подготовленные люди - церемониймейстеры. Следует заметить, что преподавалась эта наука отнюдь не всем, а лишь аристократам. Умение вести себя с соблюдением всех правил этикета считалось признаком социального превосходства и важной чертой, отделявшей привилегированные слои общества от грубого простонародья.

Старорусские печатные сборники правил поведения

На Руси этические принципы поведения впервые были достаточно полно изложены в знаменитом «Домострое» - бессмертном творении протопопа Сильвестра. В XVI веке им была сделана попытка сформулировать основные правила поведения, включившие в себя не только указания на то, что следует делать, но и поясняющие каким образом добиться лучшего результата.

Очень многое в нём перекликается с библейскими Десятью Заповедями, данными Моисею на Включает в себя Домострой и совет не делать другому того, чего не желаешь самому себе. Это отнюдь не случайно, ведь «золотые правила этики» являются фундаментом, на котором базируются все этические принципы.

Следующим шагом в установлении на Руси норм общественного поведения стал изданный во времена Петра I свод правил, известный под названием «Юности честное зерцало…». Он включил в себя подробные разъяснения того, как подобает вести себя в самых различных жизненных обстоятельствах. На его страницах объяснялось что прилично, а что нет в обществе, дома, на службе и так далее. Имелись конкретные указания на позволительность или недопустимость тех или иных действий при общении с другими людьми, во время разговора, за столом или на улице. В этой книге «золотые правила этики» были изложены применительно к конкретным ситуациям.

Вред от формализма в следовании этическим нормам

Важно отметить, что, усваивая те или нормы поведения, безусловно, необходимые в повседневной жизни, человек подвергается опасности, слепо исполняя заложенные в них предписания, впасть в весьма нежелательную крайность - лицемерие и склонность оценивать достоинства окружающих людей не по их человеческим качествам, а лишь по видимой респектабельности.

В прежние времена среди столичной аристократии бытовала мода придерживаться стиля жизни, именовавшегося французским выражением «comme il faut». Его последователями, равнодушными к своему внутреннему содержанию, этика поведения сводилась лишь к неукоснительному соблюдению установленных великосветских норм, касавшихся, главным образом внешней атрибутики - одежды, причёсок, манеры держаться и говорить. Яркая тому иллюстрация из русской литературы - образ Евгения Онегина в раннюю пору его жизни.

Правила поведения в простонародье

Все официальные трактаты, касавшиеся норм поведения, были ориентированы исключительно на представителей привилегированных классов и никоим образом не касались крестьян и ремесленников. Их этика отношений регламентировалась главным образом религиозными заповедями, а отношение к человеку определялось его деловыми качествами и трудолюбием.

Важное место в быту простых людей отводилось почитанию отца семейства. По неписаным, но строго исполняемым законам сыновьям положено было в его присутствии снимать шапки, запрещалось первыми садиться за стол и приступать еде. Особому же осуждению подвергались все попытки перечить главе дома.

К женщинам и девушкам предъявлялось требование физической и нравственной чистоты, способности к чадородию, умению вести хозяйство и оставаться при этом весёлыми, бережливыми и терпеливыми. Побои, часто перепадавшие им от мужей, считались не унижением достоинства, а «наукой». Жёны, уличённые в супружеской измене, жестоко наказывались в назидание другим, но из семьи, как правило, не изгонялись, чтобы не лишать детей материнской заботы.

Законы, неподвластные времени

С течением времени уклад человеческой жизни менялся, уступая место новым формам, обусловленным социальным и техническим прогрессом. В соответствии с этим уходили в прошлое многие правила поведения, являвшиеся чисто формальными, и ограниченные временными и сословными рамками. В то же время «золотые правила этики» остались неизменными. Преодолев временной барьер, они прочно заняли место в нашей сегодняшней жизни. Речь не идёт о том, что появились какие-то новые виды «золотого правила», просто, наряду с прежними, обозначились его современные формы.

Необходимость всестороннего воспитания

Даже не принимая во внимание соблюдение окружающими каких-либо конкретных правил поведения, не составляет труда выделить среди них людей культурных, с которыми возникает желание продолжить общение, и невоспитанных, отталкивающих от себя неприкрытой грубостью и хамством. Это свидетельствует об их низкой внутренней культуре, которая не может сложиться без целенаправленного вырабатывания её внешних форм. Каждый человек имеет в глубине души определённые желания, эмоции и порывы. Однако лишь воспитанный человек не позволит им выражаться прилюдно.

Этим и определяется необходимость обучения каждого человека, а молодёжи в особенности, тем правилам поведения, которые не позволят, как выразился выдающийся советский педагог В. А. Сухомлинский, «сыпать соль на раны и стучать сапогами там, где подобает затаить дыхание». Отсутствие элементарного воспитания, в основе которого лежат культура и этика, способно сослужить весьма плохую службу даже талантливому и по-своему замечательному человеку.

Нет нужды упоминать о том, что каждому человеку хочется доброты, внимания и сочувствия. Желая получать их от окружающих, многие люди тем не менее сами остаются скупы на их проявление. Обижаясь на чужую грубость, не стесняются проявлять её при каждом удобном случае. Казалось бы, элементарные основы этики, диктуемые самой жизнью, должны научить человека ответить улыбкой на улыбку, уступить дорогу женщине или суметь во время спора сохранить доброжелательный тон, но происходит это весьма редко. Поэтому хорошие манеры и являются, как правило, не природным даром, а результатом воспитания.

Внешний вид - залог выгодного впечатления

Важно отметить и такую деталь: среди факторов, формирующих общую картину нашего общения с окружающими, не может быть мелочей. Поэтому крайне ошибочно полагать, что в данном вопросе внешний вид играет второстепенную роль. Это следует и из заключения многих психологов, утверждающих, что большинство людей склонны оценивать наши достоинства и недостатки, руководствуясь внешностью, так как она во многом является характеристикой внутреннего содержания. Тут уместно вспомнить библейскую мудрость, гласящую: «Дух творит себе форму».

Безусловно, со временем, когда люди получают возможность более обстоятельно познакомиться друг с другом, их мнение друг о друге, в основе которого лежало чисто внешнее восприятие, может либо подтвердиться, либо измениться на противоположное, но в любом случае его формирование начинается с внешнего вида, который складывается из целого ряда деталей.

Кроме опрятности, обаяния и физической красоты, обращает на себя внимание умение человека одеваться сообразно своему возрасту и в соответствии с модой. Было бы неправильным преуменьшать её роль в жизни общества, ведь мода - это не что иное, как один из стандартов человеческого поведения, хоть и имеющий порой весьма кратковременную форму. Он формируется стихийно под влиянием превалирующих на данный момент в обществе настроений и вкусов, но влияние его на поведение людей бесспорно.

Помимо разумного следования моде, человек, желающий произвести на окружающих выгодное для себя впечатление, должен позаботиться о надлежащем состоянии собственного тела. Под этим следует понимать соблюдение и занятие физическими упражнениями, которые не только улучшат внешний вид, но и вызовут чувство уверенности в себе. Неоднократно доказана связь между удовлетворённостью собственным внешним видом и уверенностью как в решении личных вопросов, так и в профессиональной деятельности. Для более полной самореализации в ней следует учесть необходимость соблюдения сугубо профессиональных

Деловая и служебная этика

Под служебной этикой принято понимать целую совокупность норм занимающегося какой-то конкретной деятельностью. Она состоит из целого ряда общих и частных составляющих. К ней относится профессиональная солидарность, порой приобретающая формы корпоративности, понятие долга и чести, а также сознание ответственности, налагаемой той или иной деятельностью. Также служебная этика определяет нормы взаимоотношений между руководителями и подчинёнными, культуру служебного общения внутри коллектива и поведение его членов в случае возникновения тех или иных нештатных ситуаций и конфликтов.

Под деловой этикой принято в наши дни понимать совокупность законов бизнеса, порой юридически не оформленных, но общепринятых в деловых кругах. Именно они часто определяют порядок и стиль работы, партнёрские взаимоотношения и оборот документации. Этика современного бизнеса является совокупностью норм, выработанных в течение длительного исторического периода под влиянием культур различных народов и их этнических особенностей.

Этика деловых отношений предполагает соблюдение работником конкретной организации определенных норм, которые необходимы в данной деятельности. Кроме карьерного роста и стремления каждого сотрудника к личному успеху существуют еще негласные правила поведения, несоблюдение которых влечет за собой расторжение трудового договора. Что подразумевает под собой этика деловых отношений и расскажет данная статья.

Деловая этика

Само по себе понятие сложное и включает в себя несколько составляющих, которые в сумме могут гарантировать выстраивание успешной карьеры на любом предприятии. Как следует вести себя на производстве, проявлять свои лучшие качества характера, чтобы добиться успеха и уважения в коллективе?

Быть вежливым

Необходимо всегда, в любых обстоятельствах, помнить о том, что правила хорошего тона еще никто не отменял. Даже если вас лично не устраивает какая – либо ситуация, совершенно недопустимо грубить посетителям или срывать на коллегах. Плохое настроение не нужно распространять на окружающих людей. Если вы испытываете внутреннее чувство неловкости, страдаете от личных проблем и неурядиц, то вежливость поможет в некоторых случаях скрыть от окружающих свой временный неоптимистичный настрой.

Вежливостью всегда можно преодолеть негативное отношение. С вежливым человеком приятно общаться, он чрезвычайно располагает к себе, вызывает приятные эмоции, радость. Если возникают какие – либо непредвиденные конфликты, то вежливостью можно предупредить и нейтрализовать почти все значимые противоречия. С вежливым человеком приятнее строить деловые отношения: чаще всего, он честен, стремится поддерживать хорошие, доброжелательные отношения.

Обращали ли вы когда – нибудь внимание на то, что обслуживающий персонал всегда выглядит аккуратно, располагает к себе? Как правило, эти люди разговаривают с посетителями весьма вежливо, оставляя приятное впечатление о себе.

Обладать позитивным настроем

Любая деятельность требует большой сосредоточенности на процессе. У каждого из нас могут случаться промахи, неудачи на рабочем месте и иные события, вызывающие огорчения. Во всех этих обстоятельствах крайне важно сохранять оптимистичный настрой и желание развиваться дальше в заданном направлении. Что бы ни происходило, помните: с помощью улыбки и чувства юмора можно исправить практически любую ситуацию.

Этика деловых отношений предусматривает, что человек будет доброжелательно взаимодействовать с окружающими, направлять свои усилия на большую производительность труда.

При возникновении любых трудностей нужно всегда помнить о том, что вы можете обращаться за помощью к коллегам. Не стесняйтесь спрашивать совета, когда это действительно необходимо. Никто не осудит вас за то, что вы чего – то не знаете. Важнее ваши стремления и упорство в заданном направлении, чтобы достичь желаемых результатов. Хорошие отношения с коллегами по работе гарантируют то, что вы будете трудиться с удовольствием, сможете совершенствовать свои способности и навыки. Научитесь воспринимать сложные ситуации с юмором. Если думать о том, что из всего в жизни стоит извлекать свои уроки, то успех гарантированно придет.

Уметь находить контакт с клиентами

В настоящее время практически любая деятельность связана с продажами или рекламой. В наш век быстро развивающейся торговли крайне важно научиться правильно взаимодействовать с клиентами. От вашей собранности на рабочем месте, доброжелательности и соответствующего настроя зависит очень многое. В каждой компании существуют свои негласные правила, которые известны только ей. Но так же стоит поговорить о некоторых общих моментах, способствующих успешной деятельности.

Любой посетитель отдела должен чувствовать, что вы в нем заинтересованы. Улыбайтесь, держите себя уверенно, не отказывайтесь давать необходимую информацию. Чем больше вы будете взаимодействовать с людьми, тем лучше и свободнее будете себя чувствовать. Этика деловых отношений предполагает умение находить выход из сложных ситуаций. На работе может произойти все, что угодно. Может попасться придирчивый посетитель, который испортит все настроение, оставит неприятный осадок в душе. Сотрудник не должен показывать, что ему тяжело, что он слишком устал от наплыва клиентов. В любой момент нужно находиться в готовности встретить посетителя с улыбкой, сохранять собранность и спокойствие при возникновении конфликтных ситуаций.

Быть нацеленным на результат

Если в советское время больше всего ценилась преданность одной организации и направленность на сам процесс работы, то в настоящее время необходимо быть гибким, внимательным, трудоспособным и стрессоустойчивым. Работать до результата, для достижения поставленной цели – вот главное и непременное условие современного успешного человека. Никому не выгоден сотрудник, который просиживает на работе «ради галочки» и считает часы до окончания рабочего дня, чтобы поскорее отправиться домой. Любая деятельность в компании должна совершаться ради достижения конечного результата и работник непременно должен его осознавать.

Прежде чем устраиваться в ту или иную сферу деятельности, нужно очень четко понимать для себя, какова цель развития данной организации, к чему она стремится, и чем вы лично можете быть ей полезны.

Быть нацеленным на результат – значит, прийти в состояние внутренней готовности работать до получения определенного продукта деятельности. Скажем, если в библиотеке или детском саду можно просто работать, ориентируясь на процесс, то в сфере продаж или рекламы придется настраиваться и самому стремиться к высоким результатам. Используя последний подход, можно добиться значительных результатов в любой сфере деятельности.

Деловая и профессиональная этика

Работа в трудовом коллективе требует от человека максимальной самоотдачи и приложения определенных усилий. Что необходимо помнить, выстраивая деловые отношения с коллегами?

Ответственность

Нужно с самого начала осознавать, что вы занимаете в компании определенную должность, и чем она выше, тем большая степень ответственности на вас возлагается. Вас приняли на работу вовсе не для того, чтобы вы прохлаждались и «играли в игрушки». У вас имеются определенные обязанности, которые должны быть выполнены. Ответственный подход к своей деятельности гарантированно даст высокие результаты. Возможно, это случится не сразу, но обязательно произойдет в скором времени.

Быть ответственным сотрудником – значит честно и добросовестно соответствовать всем выдвигаемым требованиям. Порядочный сотрудник никогда не уйдет домой до того времени, пока необходимый объем работы не будет выполнен. Ответственность подразумевает под собой умение быть требовательным к самому себе, находить выход из сложных ситуаций, действовать в команде. Возможно, понадобится где – то самостоятельно принять важное решение, организовать собственную работу или сотрудников предприятия. Ко всему этому нужно быть готовым.

Стремление к развитию в профессии

Стремиться к профессиональному росту и развитию – весьма похвально и такой подход обязательно будет замечен в ближайшем будущем. Но здесь одного желания мало. Необходимо подкреплять свое намерение систематическими действиями и реальными результатами. Если просто постоянно заявлять о своем желании иметь больший доход, чем у коллег, но не демонстрировать результаты своего упорного труда, то никакого развития не получится.

Стремясь к совершенствованию в профессиональной сфере, необходимо помнить о том, что просто работать недостаточно. Крайне важно читать профессиональную литературу, проходить курсы повышения квалификации. Знания никогда не будут лишними, а пригодятся нам в профессиональном становлении. Крайне важно знать, что именно вам необходимо и для чего.

Пунктуальность

Всем известно, что на работу нужно приходить вовремя. Однако, некоторые сотрудники почему – то опрометчиво считают, что им можно являться на рабочее место тогда, когда вздумается. Это совершенно недопустимый вариант, который приводит к краху специалиста. Настоящий профессионал, несомненно, должен обладать хорошим чувством времени и знать, сколько времени у него занимает то или иное действие. На работу не только необходимо приходить вовремя, но еще требуется реально осознавать свою сопричастность к занимаемой должности.

Внешний вид

Сегодня требования к любой профессии таковы, что необходимо выглядеть презентабельно и привлекательно. Приветствуется ухоженность, умение следить за собой, быть приветливым и доброжелательным собеседником. Внешний вид способен рассказать о многом: настолько человек требователен к себе, интересуется ли созданием индивидуального имиджа, разбирается ли в моде и красоте. Наверное, каждому будет приятно общаться с аккуратным и ухоженным собеседником.

Сегодня во многих фирмах и организациях предусмотрен дресс – код. Любые отклонения от требований невозможны. Внешний вид должен строго соответствовать занимаемой должности.

Учет интересов коллег

Работая в команде, всегда следует помнить о том, что нужно считаться с мнением большинства и принимать его во внимание. У коллег может быть совершенно иное видение ситуации, чем у вас. Вы работаете не один, поэтому было бы крайне опрометчиво пытаться устанавливать свои правила. В любом коллективе, так или иначе, действуют определенные порядки. Новый сотрудник, придя в компанию, должен научиться правильно понимать и принимать их относительно собственной должности. В любой сфере деятельности, где требуется взаимодействие с людьми, нужно уметь общаться и понимать окружающих.

Мягко решать спорные вопросы

Иногда на работе возникают конфликтные ситуации. От этого никуда не деться: время от времени могут появляться вопросы, требующие срочного решения. От того, как именно ведет себя сотрудник, зависит многое: отношение к нему начальства, коллег, собственное мироощущение и положение в компании. Если вы умеете дипломатично подходить к решению спорных моментов (а они неминуемо будут возникать), то профессиональный рост вам гарантирован. Нельзя обойтись без этических принципов. Ко всякой ситуации нужно подходить индивидуально, стараясь не повторять совершенных однажды ошибок в будущем.

Спорные вопросы нередко приходится решать уже в рабочем порядке, когда и без того достаточно дел. И все это приходится выдерживать, порой пропускать через себя.

Выполнение своих обязанностей

Это самый главный пункт, без которого никакое профессиональное развитие в принципе становится невозможным. Выполнение своих обязанностей подразумевает полное погружение в сферу деятельности, осознание своих перспектив, сильных и слабых сторон. Нужно принять на себя ответственность соответствовать занимаемой должности как можно лучше. Изучите от и до, в чем заключается ваша деятельность, каковы задачи, которые ежедневно необходимо решать.

Не вмешивайтесь в работу коллег

Совершенно недопустимо критиковать деятельность людей, с которыми вы вместе работаете. Каждый сотрудник должен находиться на своем месте и должен быть по – своему полезен. Уважайте тех людей, которые работают рядом с вами. Поддерживайте с ними хорошие отношения, но не стоит вмешиваться и критиковать то, чем они непосредственно занимаются. Будьте терпеливыми и толерантными к другим, тогда и к вам сформируется доброжелательное отношение.

Таким образом, этика деловых отношений подразумевает иметь четкое представление о своей профессии и занимаемой должности, уметь общаться с посетителями или клиентами, способствовать развитию той деятельности, которой занимаетесь. Нужно быть грамотным, образованным специалистом, приятным в общении, чтобы вызывать у окружающих людей приятные чувства. Будьте вежливыми, но не навязчивыми. Предлагайте свою помощь и услуги, когда видите, что в этом есть необходимость.

Этика личностных нравственных (интимных) отношений анализирует ситуации между двумя близкими людьми, связанными дружбы, товарищества, дружбы, любви, сексуальной привязанностью, браком и семьей. Эти отношения часто доверчивые, деликатные, интимные.

Дружеские отношения формируются преимущественно на основе общности несущественных интересов и временных незначительных проявлений личных симпатий. На этом уровне возможны, хотя и не являются обязательными, единообразие представлений о смысле жизни, заинтересованность судьбой друг друга. Это доброжелательные отношения, они оказываются в личных встречах, телефонных разговорах, взаимных услугах, обмене мнениями, оценками жизненных событий и тому подобное. Дружеские отношения не предусматривают совместного достижения значимых жизненных целей, душевной близости, которая обуславливает совершенствование личных качеств. Они не основываются на крепких, существенных принципах, а потому достаточно легко разрушаются, прекращаются.

Дружба крепче и богаче отношениями между людьми, чем дружба. их объективной основой является потребность в общении, совместной деятельности, преодолении одиночества, душевной изолированности. Порождается дружбы уровнем потребностей в общении и совместной деятельности, подобными условиями жизни, что приводит соответствующую эмоциональную окрашенность отношений. Проявляется она в избирательности, взаимопонимании, симпатии, готовности к взаимопомощи. Дружеские отношения возникают на основе существенных жизненных обстоятельств, потребностей и интересов людей, чем дружеские.

Дружба основывается на важных жизненных обстоятельствах, общности взглядов и интересов, единства жизненных целей, представлений о смысле жизни, серьезной заинтересованности судьбой друг друга. Заключается она в взаимопомощи, внутренний близости, привязанности, взаимном доверии, искренности, личной симпатии, открытости, бескорыстия, преданности и верности, требовательности и принципиальности, а также в интимном общении. Дружба есть самоценна, а друг - в определенном смысле близким человеком. Друзья помогают друг другу не из корыстных побуждений, а часто даже в ущерб личным интересам.

В отличие от кровных или родственных связей дружба имеет индивидуально-избирательный характер и основывается на взаимной симпатии. Часто ее рассматривают как высшую моральную ценность, вершину истинно человеческих отношений. Аристотель считал дружбу самым необходимым потребностью жизни. Никто, по его словам, не выбирает жизнь без друзей, даже в обмен на все блага в жизни. Дружба несовместима с прагматизмом. Даже А. Шопенгауэр восхищался феноменом дружбы, хотя и сомневался в ее возможности, считая коренной свойством человека эгоизм.

Для друзей присущи: бескорыстность, преданность, отзывчивость, искренность и сердечность, взаимное доверие, честность, верность, умение хранить тайны, требовательность и принципиальность, великодушие и отходчивость, способность прощать необдуманные поступки, уважение чести и достоинства, простота в поведении. Наличие друзей - непременное условие удовлетворения жизнью. Дружба несовместима с эгоизмом и предательством.

Осложнение отношений между личностью и обществом обостряет потребность в интеллектуальном и эмоциональном контакте между людьми, индивидуализирует дружбе, представление о друге как о alter ego (второе «я»).

Настоящая дружба основывается на взаимодополнении и взаимообогащении людей. Даже при высокой интеллектуальной и нравственной культуры люди редко решаются единолично определять свои личные отношения как дружба, товарищество или дружбу. По мнению немецкого писателя Л. Тика, немногим из них дано быть настоящими друзьями. Идеал дружбы настолько высок, что квалифицировать отношения в дружбу мало кто решится.

Дружба - глубокое, интимное чувство к определенному человеку. Она предусматривает высокое доверие, открытие другу свои тайны, намерений, состояний души, самовидкритисть. Этого не происходит между друзьями или товарищами, даже родными. Правда, и в общении друзей есть границы открытости, нужен такт. Ведь даже в "общении" с собой каждый человек не вполне раскрывается.

К дружбе как необходимой составляющей счастья необходимо готовиться, овладевая El неписаные правила, согласно которым друзья имеют:

Дополнять, обогащать друг друга, а не дублировать;

Помогать человеку, который является другом;

Желать другу счастья словом и делом;

Заботиться, чтобы другу было приятно в обществе;

Делиться с другом успехами и неудачами;

Выражать другу интеллектуальную и эмоциональную поддержку;

Защищать вторая по его отсутствии и не критиковать при других;

Доверять другу и хранить доверенные им тайны;

Быть терпеливым к его друзьям;

Не надоедать друг другу;

Уважать внутренний мир друга.

Чтобы иметь друга, нужно и быть другом. К таким отношениям готовы не все. Среди людей бывают и те, чьи моральные качества не вызывают сомнения. Неспособными к дружбы могут быть люди застенчивые, некоммуникабельны, направленные на переживания своего внутреннего мира.

Любовь - самый таинственный, многозначный и сложный феномен: "любовь к своим детям" ("материнская любовь", "родительская любовь"), "любовь к своему народу", "любовь к музыке" и другие. Одно - знать, что такое любовь, даже уметь определять соответствующее понятие, другое - изведать чувство любви.

Глубоким и таинственным видом любви является индивидуальная половая (эротическая) любовь - любовь. Для нее характерна высокая эмоционально-духовная напряженность, основывается на постижении максимальной ценности человека, который является объектом любви. Она побуждает к полному слиянию, единства с любимым человеком. Эротическая любовь - сложное сочетание окультуренных биологических потребностей с морально-эстетическими и психологическими порывами личности.

Идея одновременных поляризации и привлечения мужского и женского начал выражена в мифе, к которому обратился Платон в своем диалоге "Пир". По его сюжету, когда мужчина и женщина были одним существом, а позже их разделили на половинки. С тех пор каждая половинка обречена искать другую (свою половинку), чтобы стать единым целым.

Только в любви и благодаря любви человек становится человеком. Без любви она является неполноценной, лишенной настоящей жизни, неспособной адекватно познать других и себя, эффективно, творчески действовать. Человеческий опыт всех времен и народов свидетельствует о наибольшую потребность человека в любви. О любви пишут не только художники, но и философы, но "пишут" по-разному.

Нормы отношений между влюбленными людьми настолько «гибкие», что иногда вообще не поддаются моральным оценкам. В связи с этим, по словам И. Кона, общеизвестные нравственные правила поведения и оценки теряют свою неоспоримость, становятся относительными. Ведь любовь - проявление свободы человека. Она "выводит" людей за пределы общепринятого, обычного, прагматичного отношения к действительности. Чувство любви является не только моральным, но и эстетическим. Любовь - одна из самых высоких форм преодоления отчужденности людей, поэтому ее считают вершиной морального (истинно человеческого) отношение к человеку. По мнению Августина (Аврелия), мы познаем настолько, насколько любим. По словам Георга Вильгельма Фридриха Гегеля, любовь "снимает" всю одноаспектнисть, все исключения, границы добродетелей. Любовь - высокое искусство, требующее от человека самосовершенствования, творчества, внутренней свободы.

В христианстве любовь - новый божественный завет, принцип, вершина способностей человека. Такой должна быть любовь к ближнему. Она невозможна, если не основывается на любви к Богу. Как утверждает немецкий мыслитель Дитрих фон Гильдебранд, любовь объединяет все основные нравственные принципы человека: "... воздержание - это любовь, которая полностью отдана тому, кого она касается. Мужество - это любовь, которая легко переносит все ради любимого. Справедливость - это любовь, которая служит только любимому и поэтому по праву царит. Разум - это любовь, которая проникновенно отличает то, что ей помогает, от того, что причиняет ей препятствия. Но такая любовь... касается только Бога, то есть высшего блага, высшей мудрости, совершенной гармонии ".

С развитием общества понимание любви менялось, наполняясь социальным, прежде всего нравственным и эстетическим содержанием, становясь образцом отношений между людьми. Этот процесс не во всем прогрессивный. По словам австрийского богослова и философа Андреаса Лауна, "мир свободного Запада насквозь сексуализированные, все призывают к сексу" в мыслях, словах и делах ", а Интернет среди всего прочего выступает в роли нового вида мысленного сексуального греха... Альтернативой должны быть не ханжество и презрение к плоти, а завещание любви между мужчиной и женщиной как богоугодное путь к святости - именно благодаря брачной любви ".

Влюбленные люди не всегда способны быть настоящими друзьями, что объясняется различными видами их деятельности, сфер интеллектуальных интересов, разным уровнем нужд и т. Поэтому человек, который любит, часто испытывает потребность в друзьях. И в этом нет антагонистического противоречия.

В античной Греции различали четыре вида любви: эрос, филиа, агапэ и сторге. Эрос - горячая влюбленность, телесная и духовная страсть, влечение к близости с любимым человеком. Этот вид любви присущ преимущественно мужчинам. Филиа - любовь-дружба, духовнее и спокойнее, чем эрос, чувства. Более свойственна молодым девушкам. Агапе - альтруистическое, духовная любовь, полна жертвенности и самоотречения. Наиболее подобная материнской. Сторге - любовь-нежность, семейная любовь, полная теплой внимания к любимому человеку.

Специфику современных представлений о любви полно выражает учение Э. Фромма. По его мнению, постоянное переживание человеком своей обособленности, изолированности от других людей порождает беспокойство, тревогу, чувство беспомощности, неспособности реализовать себя. Единения с другими людьми в совместной работе не является личностным; единения с другим человеком в сексуальном экстазе - преходящее; единство, достигаемое путем приспособления к другому человеку, является псевдоеднанням. Единения с другим человеком чувством любви при условии сохранения индивидуальности помогает преодолевать чувство изоляции, одиночества, "самой собой, сохранять свою целостность". Парадоксом любви он назвал "два существа становятся одним и остаются при этом двумя". Основная идея Э. Фромма заключается в том, что любовь является искусством, которое требует самосовершенствования, самоотверженности, готовности к поступку и самопожертвованию.

Специфика морали и этики семейных отношений обусловлена спецификой противоречий и конфликтов в семье. Возникновение семейных противоречий обусловлено неодинаковыми темпераментами, характерами, привычками, предпочтениями, мировоззрениями и идеалами людей. Одной из причин их угасания часто проявление важных черт характера, непроявленных и незаметных в добрачный период жизни. К этому могут добавляться нехватка жилья, низкая заработная плата, безработица и т. Другие причины противоречий или конфликта - неспособность супругов находить компромиссные варианты решения недоразумений; нарушение моральных норм семейной жизни (измена, ревность) психологическая или биологическая (сексуальная) несовместимость; разные взгляды на воспитание ребенка (детей); недоразумения между родителями и детьми; неправильные отношения супругов с родственниками, знакомыми, сотрудниками; несовместимость интересов, потребностей, вкусов, характеров, идеалов. В целом большинство семейных противоречий возникает из-за пустяков. Причиной противоречия или конфликта бывают и принципиальные вопросы. Решая их, важно находить компромисс, не подавляя "я" партнера и собственно я; уметь забывать обиды; уважать привычки, предпочтения, взгляды, идеалы супруга (супруги), а пытаясь изменить их, делать это аргументированно, тактично, не навязывая своего мнения, не унижая достоинство. Не следует решать противоречия публично, "вынося сор из избы".

Нравственные нормы поведения людей гибкие, универсальные, достигается прежде всего их неписаным характером. Границы этих норм не подвергаются жестким, однозначным определением. Это способствует проявлениям свободы воли человека, большим возможностям ее выбора (свобод волеизъявления).

Нравственные нормы личностных отношений является гибкими по сравнению с другими, например, с нормами деловых моральных отношений. А нормы дружеских отношений гибкие, чем деловые, товарищеских - чем дружеские, дружеских - универсальнее, чем дружеские и товарищеские, влюбленных - чем все остальные. Отличие личностных и внеличных моральных норм проявляется в том, с какими просьбами можно обращаться к приятелю, товарища, друга или любимого (любимой) какую помощь ему (ей) можно предлагать; куда и в какой форме его (ее) можно запросто (к себе в гости, в ресторан, на дачу и т.д.); вопросы в общении являются корректными; насколько допустимая критика; шутки приличные. Даже формы приветствия друзей, товарищей, друзей, влюбленных имеют свою специфику.

Итак, сегодня мы продолжим серию статей о соционических аспектах разговором о Белой Этике или Этике отношений. Как и в предыдущих статьях этой серии, мы будем раскрывать суть аспекта через его проявления в разных функциях.

Прежде всего Белая Этика это ОТНОШЕНИЕ. С одной стороны, это собственно отношение к конкретным людям, и вообще выстраивание системы отношений между ними. С другой это отношение вообще к явлениям в нашей повседневной жизни, их оценка с точки зрения своих собственных личных представлений о том, что есть правильно и неправильно.

Соответственно, для базовых Белых Этиков, Доста и Драя, отношение является фундаментом всего в их жизни. Они видят свою главную задачу в том, чтобы как бы заполнить поле этики своим личным отношением, рассчитывая, что партнёр в эту сферу лезть не будет. Для базового БЭшника отношение во всём, ко всему и всегда к месту. Своё отношение они выражают довольно прямо, например, признаваясь в любви будут фактически дарить себя человеку (партнёрами разных ТИМов это воспринимается очень по-разному). При этом БЭ как базовая функция проявляет себя негибко, и определяет собой действия по творческой. Драйзер с творческой ЧС будет пытаться силой поменять то, что ему не нравится, в том числе и человека, к которому у него негативное отношение (Драевское желание «воспитать»), и силой защитить то, к чему у него хорошее отношение (Драи имеют свойство прощать буквально всё тем, кто им нравится). Связь базовой БЭ и творческой ЧИ у Достов сводится к тому, что исходя из отношения к человеку или явлению Досты преувеличивают или преуменьшают их потенциал: восхваляют тех, к кому относятся хорошо, и очень негативно отзываются о тех, к кому относятся плохо. При этом отношение само по себе негибкое, сами Досты и Драи как бы привязываются к своему отношению, и потому хорошее отношение меняется на плохое (так же как и плохое на хорошее) редко, и при этом очень резко, и в основном под влиянием субъективных факторов (то есть речь идёт о самой сути отношения).

Для творческих Белых Этиков, Гексли и Наполеона, отношение уже является более гибкой вещью, зависимой от их сознательных действий, и тех факторов, которые ими воспринимаются как самые важные в жизни. Так отношение Гексли очень зависит от того, какой потенциал он видит в человеке, что чаще всего выражается категориями «интересно», «умный человек», «можно много узнать» и так далее. А отношение Наполеона зависит от того, как он, в соответствии с базовой ЧС, выстраивает систему отношений вообще так, чтобы она «охватывала пространство», и чтобы отношение соответствовало значению людей и явлений в этой системе. При этом важно подчеркнуть, что гибкость БЭ не означает её постоянную переменчивость, это лишь означает её зависимость от описанных выше факторов, и в соответствии с ними отношение Гексли и Наполеона к человеку или явлению тоже часто вполне постоянно и наполнено искренними чувствами. Даже больше, самим творческим БЭшникам отношение базовых БЭшников часто кажется необоснованным, ведь в нём нет привязки к объективным факторам, которую Гек и Нап чувствуют в себе.

Важно отдельно отметить, что отношение – крайне субъективная штука, не зря Белая Этика именно Белая, то есть интровертная. Это значит, что собственно к морали или общим представлениям о нормальных отношениях между людьми Белая Этика имеет опосредованное отношение, что особенно заметно по базовым БЭшникам. Дост и Драй на самом деле мало интересуются общепринятой моралью, потому что они считают свою собственную мораль общепринятой и обязательной к исполнению. С одной стороны, это делает их людьми твёрдых убеждений, но с другой, уверенность в своих убеждениях у базовых БЭшников совершенно не зависит от самих этих убеждений: негативно относиться ко всему, противоречащему их морали, будут в том числе и те Досты и Драи, у которых такая мораль, что их самих бы на костре сжечь:3 Субъективность проявляется и в творческой БЭ. Гибкость творческих БЭшников выражается в том, что их отношение ситуативно, но если ситуация, к которой Гек или Нап уже выработал своё отношение, повторяется, то изменить это отношение они практически неспособны, даже если к тому есть объективные причины.

Есть и общие проявления БЭ в блоке эго. Для всех четырёх ТИМов, о которых речь идёт выше, характерно осознание своего отношения, а значит и открытое его выражение. БЭшники считают важным, чтобы об их отношении (как негативном, так и позитивном) знали (хотя иногда это ограничивается банальной стеснительностью), искренне считают, что это может повлиять на людей. Так что БЭшники бывают неплохими мотиваторами, хотя в сочетании с тупостью конкретного человека это превращается просто в навязчивость. Так же общей чертой Белых Этиков является удивительная мотивированность и целеустремлённость именно исходя из отношения к чему-то, что называется «пахать за идею», особенно удивительно это на фоне того, как плохо с ними работают другие, более «осязаемые», факторы мотивации.

Внушаемая Белая Этика, как уже понятно во многом из описания базовой, настроена на то, чтобы этическое поле заполнял своим отношением партнёр. При этом поле отдаётся не по принципу «отдал и забил», а по принципу «отдал и внимательно наблюдает», так как заполнение этого поля чьим-то отношением для них потребность и даже больше – фактор мотивации. Типичное для Драев и Достов выстраивание отношений многими воспринимается как попытка повесить себя на шею вместе с кучей проблем, но для Джека и Штира это награда свыше, показатель того, что они не просто так живут и не зря делают свои дела. Кроме того, для Штира и Джека этические вопросы – это ответственность, которая их очень тяготит, поэтому они ждут, что их от этой ответственности избавят, и можно будет заняться вещами, ответственности за которые они уже не боятся. Отдельно отмечу, что «внушаемость» БЭ проявляется ещё и в склонности к довольно консервативным суждениям. К самим убеждениям это отношения не имеет, просто если рядом с Штиром или Джеком не оказывается человека, который бы помог найти ориентиры в сложном этическом мире, они вынуждены принимать те ориентиры, которые есть, а обычно это привычные для большей части социума установки.

Активационная БЭ так же является как бы функцией-потребностью, но настроена уже на творческую. И поскольку творческая это функция сознательных действий и изменений, то по активационной человек определяет, а много ли делают для него. Так что Бальзак и Габен нуждаются в дозах «этической движухи» именно для того, чтобы постоянно знать, что их партнёр что-то делает именно для них. Выражаться это, по ощущению Балей и Габов, должно в таком непрерывном этическом поиске, с переосмыслением, например, тех же моральных установок и помощью в оценке людей. Ну и кроме того, Габены и Бальзаки коряво регулируют дистанцию, но хорошо её чувствуют, и их активационная БЭ требует, чтобы дистанция партнёром всегда была отрегулирована в соответствии с ситуацией (от чего собственно у Гека и Напа отношение ситуативно).

Соответственно болевая БЭ, как уже понятно из всего вышесказанного, это не просто неприятие морали или отношений. Неприятные ощущения у Дон Кихота и Жукова вызывает излишний поток информации по этому полю, поэтому больше всего они не принимают моральных установок, которые противоречат здравому смыслу (во всяком случае, в их понимании), и того, что на самом построении отношений делается акцент. Это приводит к тому, что Искатели и Маршалы часто даже используют общепринятые моральные установки как шаблоны для защиты своей болевой (сказал, что думаешь как все – и можешь быть спокоен), а в отношениях с людьми они больше всего не любят эти отношения выяснять и разбирать, порой даже не решаются оборвать связи, которые уже давно надо было оборвать, лишь бы не пришлось разбираться с отношением человека к себе, и тем более себя к человеку. Дон или Жук чувствует себя как муха в паутине Белой Этики – чем больше ты двигаешься и дёргаешься, тем больше это паутина тебя опутывает и затягивается.

Ну и кратко о БЭ в оставшихся функциях:
Фоновая БЭ (Дюма, Есенин). Эта функция сильная, но неосознанная, чтобы прикрыть болевую, и при этом ненароком по ней не «съездить». Отношение фоновых БЭшников прямолинейно, несколько упрощенно, и исходит из очевидных вещей. Это делает их комфортными партнёрами для Жуков и Донов, но у самих Есей и Дюма она создаёт банальную проблему: сами они не всегда осознают, что происходит в их личной жизни. А люди со стороны, из-за недостатка этого отношения, могут принять за него проявляющиеся по творческой ЧЭ сильные эмоции.
Ролевая БЭ (Максим Горький, Робеспьер). Максы и Робы проявляют отношение к людям «как положено», то есть привычными ухаживаниями, знаками внимания, комплементами и тому подобным. В принципе, такими общими вещами могут пользоваться все условно не сильные этики, но ролевая всегда пытается показать себя сильнее, чем она есть, поэтому Робы и Максы всячески проявляют её почти постоянно. Почти, потому что настроены на ограничительную…
Ограничительная БЭ (Гамлет, Гюго). …а ограничительная имеет свойство включаться на всю катушку в наиболее неблагоприятной обстановке. Когда в отношениях всё спокойно и хорошо (то есть пока базовой ЧЭ это не надоест), Гамлет и Гюго оставляют на себя роль внимательного наблюдателя и критика, который подмечает и выражение отношения, и то, как меняются моральные установки у людей вокруг. Если в отношениях возникают серьёзные, настоящие проблемы, то ролевая БЭ закрывается, и ограничительный БЭшник берёт их на себя. В этот момент внезапно (иногда для самого носителя) выясняется, что Гамлет или Гюго может в короткий промежуток времени «разрулить» проблемы в отношениях и расставить моральные ориентиры. После чего снова становится в отношениях наблюдателем и критиком – до следующего раза.

Так же хочется отметить одну внефункциональную вещь. Белой Этике приписывается желание всем помочь и всем сделать хорошо. Это в корне неверно, потому что БЭ неотделима от оценочных суждений. Гексли просто не может одинаково относиться к людям с разным потенциалом (базовая ЧИ), Драй не может одинаково относиться к людям с разной отдачей в делах (внушаемая ЧЛ) и т.д. То есть БЭ это не только само по себе отношение, это его дифференциация, в основном в зависимости от квадральных ценностей.

В конце подчеркну, что Белая Этика не так далека от Чёрной Этики, как кажется. Именно эмоции и чувства создали пласт, делающий нас людьми, пласт культуры, пласт эмпатии и сопереживания, да и в конце концов пласт тем для разговора ни о чём вечером с друзьями. И Белая Этика через отношение людей и отношения между людьми создаёт свою, интровертную часть этих пластов, которая очень важна для всех нас вне зависимости от ТИМа.

Загрузка...